«Фольклор в музыке русских композиторов. Симфоническая картина А.К. Лядова «Кикимора»». Лядов кикимора картина


Кикимора (симфония) — Циклопедия

Liadov – Kikimora, Temirkanov, Saint Petersburg Фильм по симфонической сказке А.Лядова "Кикимора", автор видеоролика Лариса Липилина

«Кикимора» (опус 63) — симфоническое произведение композитора Анатолия Константиновича Лядова из цикла «сказочных картинок».

Подзаголовок: «Народное сказание».

Время создания: 1909 год[1][2].

[править] Кикимора как нечисть. Общие сведения

Кикимора — отрицательное существо женского пола маленького роста, обитающее обычно на болотах; правда, известны случаи, когда кикиморы хулиганили и в доме[3][4]. Но это, наверное, первые кикиморы, а в более позднее время они стали ассоциироваться с лесными болотами.

[править] История создания

Идея создания музыкальных зарисовок на темы русских фольклорных образов возникла у А. К. Лядова еще в начале 1880-х годов после того, как он в 1881 году проводил лето в деревне и увлеченно собирал народные напевы. Но осуществление этого замысла произошло в последнее десятилетие жизни композитора, в 1900-х гг.[1] Возможно, что определенным стимулом для композитора послужили рисунки художника Ивана Билибина, нашедшего свой стиль отображения русского фольклора[5]. Билибинская Баба-Яга появилась в 1900 году как иллюстрация к опубликованной тогда сказке «Василиса Прекрасная»[6]. Симфоническая картина «Баба-Яга», созданная в 1904 году, и стала первым лядовским произведением этого цикла[7][6][8]; следующим в этом цикле стало «Волшебное озеро» в 1908 году[9][10]. «Кикимора» была хронологически третьей симфонической картинкой цикла[2].

В отличие от двух предшествующих пьес, этой предпослана развернутая программа, целиком почерпнутая из книги Сахарова: «Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со напёрсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной»[1].

Медленное вступление сразу ведет в сказочно-страшноватую атмосферу, где разносятся глухие переливчатые звуки — это кикимора стучит-постукивает. Постепенно музыка набирает темп, она все быстрее, быстрее — а потом заканчивается внезапным порывом: исчезновением сказочного образа[1].

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, литавры, челеста, ксилофон, струнные[2].

Первое исполнение пьесы «Кикимора» состоялось 12 декабря 1909 года, зал Дворянского собрания в Петербурге (ныне Большой зал филармонии), оркестром Императорской Русской оперы дирижировал А.Зилоти[1][2][11].

«Кикимора» Анатолия Лядова пользуется успехом как у исполнителей, так и у слушателей всех возрастов. Существует много вариантов обработки этого небольшого симфонического произведения.

Прослушать разные исполнения: Лядов Анатолий Константинович (1855—1914). `Кикимора` для оркестра op. 63, Анатолий Константинович Лядов кикимора, Get-Tune.Net — Произведения А. Лядова.

В сезоне 1915—1916 гг. балетмейстер Л. Ф. Мясин поставил в Париже одноактный балет «Русские сказки» с декорациями четы Гончаровой—Ларионова на музыку Анатолия Лядова  — «Кикимора», «Бова-королевич» и «Баба-яга»[12][13].

  1. ↑ 1,01,11,21,31,4 Классическая музыка // Анатолий Константинович Лядов; автор: Л. Михеева
  2. ↑ 2,02,12,22,3 Лядов. «Кикимора»
  3. ↑ Мифологическая энциклопедия // Кикимора
  4. ↑ Сайт музея мифов и суеверий русского народа // КИКИМОРЫ
  5. ↑ Билибин Иван Яковлевич
  6. ↑ 6,06,1 Мариинский театр // Концертный зал. Лядов. Скрябин. Шостакович // «Баба-Яга»; автор: Анна Булычева
  7. ↑ Лядов А. К. Сочинения для оркестра. Партитура
  8. ↑ `Баба-Яга`, картинка к русской народной сказке (1904) op. 56
  9. ↑ Композитор Лядов — «Волшебное озеро»
  10. ↑ Лядов. «Волшебное озеро»; автор: Л. Михеева
  11. ↑ Анатолий ЛЯДОВ // «ВОЛШЕБНОЕ ОЗЕРО». «КИКИМОРА»
  12. ↑ ЛЯДОВ Анатолий Константинович (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
  13. ↑ С. П. Дягилев и Русские Сезоны в Париже

cyclowiki.org

Презентация к уроку по предмету "Музыка" 5 класс. Тема урока "«Фольклор в музыке русских композиторов. К.Лядов «Кикимора» "

Фольклор в музыке русских композиторов

Фольклор в музыке русских композиторов

Программная музыка

Программная музыка

Программная музыка — академическая музыка, не включающая в себя словесного текста (то есть чисто инструментальная), однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание. Программой может служить заглавие, указывающее на к.-л. явление действительности, которое имел в виду композитор, или на вдохновившее его литературное, живописное или пластическое произведение.

Программная музыка — академическая музыка, не включающая в себя словесного текста (то есть чисто инструментальная), однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание. Программой может служить заглавие, указывающее на к.-л. явление действительности, которое имел в виду композитор, или на вдохновившее его литературное, живописное или пластическое произведение.

Лядов Анатолий Константинович Анатолий Константинович Лядов -русский композитор XIX века, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории.

Лядов Анатолий Константинович

Анатолий Константинович Лядов -русский композитор XIX века, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории.

Лядов Анатолий Константинович Анатолий Константинович Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом. Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен» А.К.Лядова, в основу которых легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок.

Лядов Анатолий Константинович

Анатолий Константинович Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.

Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен» А.К.Лядова, в основу которых легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок.

Лядов Анатолий Константинович Сказочные мотивы особенно ярко проявились в его позднем творчестве. Волшебный мир сказки вдохновлял  композитора. Автор говорил: «Дайте  сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив».

Лядов Анатолий Константинович

Сказочные мотивы особенно ярко проявились в его позднем творчестве. Волшебный мир сказки вдохновлял  композитора. Автор говорил: «Дайте  сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив».

А.Лядов Симфоническая картина «Кикимора»

А.Лядов Симфоническая картина «Кикимора»

 «Кикимора» (опус 63) — симфоническое произведение композитора Анатолия Константиновича Лядова из цикла «сказочных картинок». Подзаголовок: «Народное сказание». Время создания: 1909 год

«Кикимора» (опус 63) — симфоническое произведение композитора Анатолия Константиновича Лядова из цикла «сказочных картинок». Подзаголовок: «Народное сказание». Время создания: 1909 год

Идея создания музыкальных зарисовок на темы русских фольклорных образов возникла у А. К. Лядова еще в начале 1880-х годов после того, как он в 1881 году проводил лето в деревне и увлеченно собирал народные напевы. Но осуществление этого замысла произошло в последнее десятилетие жизни композитора, в 1900-х гг. Возможно, что определенным стимулом для композитора послужили рисунки художника Ивана Билибина, нашедшего свой стиль отображения русского фольклора. Билибинская Баба-Яга появилась в 1900 году как иллюстрация к опубликованной тогда сказке «Василиса Прекрасная».

Идея создания музыкальных зарисовок на темы русских фольклорных образов возникла у А. К. Лядова еще в начале 1880-х годов после того, как он в 1881 году проводил лето в деревне и увлеченно собирал народные напевы. Но осуществление этого замысла произошло в последнее десятилетие жизни композитора, в 1900-х гг. Возможно, что определенным стимулом для композитора послужили рисунки художника Ивана Билибина, нашедшего свой стиль отображения русского фольклора. Билибинская Баба-Яга появилась в 1900 году как иллюстрация к опубликованной тогда сказке «Василиса Прекрасная».

Билибин И.Я., Баба-Яга и Иван, поповский сын.

Билибин И.Я., Баба-Яга и Иван, поповский сын.

Симфонической картине «Кикимора» предпослана развернутая программа, целиком почерпнутая из книги Сахарова: «Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со напёрсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной»

Симфонической картине «Кикимора» предпослана развернутая программа, целиком почерпнутая из книги Сахарова: «Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со напёрсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной»

Сюжет Медленное вступление сразу ведет в сказочно-страшноватую атмосферу, где разносятся глухие переливчатые звуки — это кикимора стучит-постукивает. Постепенно музыка набирает темп, она все быстрее, быстрее — а потом заканчивается внезапным порывом: исчезновением сказочного образа.

Сюжет

Медленное вступление сразу ведет в сказочно-страшноватую атмосферу, где разносятся глухие переливчатые звуки — это кикимора стучит-постукивает. Постепенно музыка набирает темп, она все быстрее, быстрее — а потом заканчивается внезапным порывом: исчезновением сказочного образа.

Инструменты Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, литавры, челеста, ксилофон, струнные.

Инструменты Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, литавры, челеста, ксилофон, струнные.

Кикимора (шишимора ) — В восточнославянской мифологии - это один из видов домового. Злой дух дома в облике карлика или маленькой женщины, у которой голова с наперсток и и тело тонкое, как соломинка . Иногда ее считают женой домового. Кикимора живёт в доме за печью и занимается прядением и ткачеством, а также проказит по ночам с веретеном и прялкой хозяев дома (например, рвёт и путает пряжу),а также бросает посуду, мешает спать.

Кикимора (шишимора ) — В восточнославянской мифологии - это один из видов домового. Злой дух дома в облике карлика или маленькой женщины, у которой голова с наперсток и и тело тонкое, как соломинка . Иногда ее считают женой домового. Кикимора живёт в доме за печью и занимается прядением и ткачеством, а также проказит по ночам с веретеном и прялкой хозяев дома (например, рвёт и путает пряжу),а также бросает посуду, мешает спать.

Иногда кикимора оборачивается серой кошкой. Любит похулиганить в доме, гремит посудой, бросает и бьет горшки и плошки, портит хлебы и пироги, кидается луковицами из подполья или из-за печки, стучит вьюшками, крышками от коробов. Днем она сидит за печкой невидимкою, а ночью прядет иногда или проказничает. То вдруг загремит, затрещит на потолке; то впотьмах подкатиться клубком к кому либо из семьи по ноги и собьет его как овсяный столп; то когда все уснут, ходит по избе, урчит, ревет и сопит как медвежонок; то средь ночи запрыгает по полу синими огоньками... Детей часто находили на рассвете спящими головой вниз, а ноги на подушке. Кикимору можно вывести из избы.

Иногда кикимора оборачивается серой кошкой. Любит похулиганить в доме, гремит посудой, бросает и бьет горшки и плошки, портит хлебы и пироги, кидается луковицами из подполья или из-за печки, стучит вьюшками, крышками от коробов. Днем она сидит за печкой невидимкою, а ночью прядет иногда или проказничает. То вдруг загремит, затрещит на потолке; то впотьмах подкатиться клубком к кому либо из семьи по ноги и собьет его как овсяный столп; то когда все уснут, ходит по избе, урчит, ревет и сопит как медвежонок; то средь ночи запрыгает по полу синими огоньками... Детей часто находили на рассвете спящими головой вниз, а ноги на подушке. Кикимору можно вывести из избы.

Кикимора болотная — Злой, болотный дух, жена лешего, которая живёт в лесу или болоте. Живет в болоте. Любит наряжаться в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения. Но людям показывается редко, ибо предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом.

Кикимора болотная — Злой, болотный дух, жена лешего, которая живёт в лесу или болоте. Живет в болоте. Любит наряжаться в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения. Но людям показывается редко, ибо предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом.

Ничто из природных кладовых не окутано таким количеством тайн, легенд и мистики, как болота. Слава у них недобрая, вот и обходят люди десятой дорогой царство кикиморы. А она незваных гостей любит. Затаскивает зазевавшихся путников к себе в трясину.

Ничто из природных кладовых не окутано таким количеством тайн, легенд и мистики, как болота. Слава у них недобрая, вот и обходят люди десятой дорогой царство кикиморы. А она незваных гостей любит. Затаскивает зазевавшихся путников к себе в трясину.

Рождаются у кикиморы с лешим детки - лесавки. Они шалят, сбивают с дороги путников, всеми силами помогая родителям заманивать путников в болота.

Рождаются у кикиморы с лешим детки - лесавки. Они шалят, сбивают с дороги путников, всеми силами помогая родителям заманивать путников в болота.

Никем не замеченная, пробирается кикимора в крестьянскую избу, поселяется за печку. Откуда и выходит по ночам, чтобы проказить.

Никем не замеченная, пробирается кикимора в крестьянскую избу, поселяется за печку. Откуда и выходит по ночам, чтобы проказить.

multiurok.ru

Кикимора (Лядов)

кикимора болотная, кикимора картинки Анатолий Константинович Лядов Сочинение Время и место сочинения Первое исполнение Продолжительность Инструменты Части Кикимора иллюстрация Ивана Билибина, 1934

Кикимора — одночастная симфоническая картина А К Лядова, написанная им в 1909 году и получившая авторское обозначение фантастическое скерцо op 63

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Герой произведения
  • 3 Премьера
  • 4 Особенности
  • 5 Инструментовка
  • 6 Известные записи
  • 7 См также
  • 8 Примечания
  • 9 Источники

История созданияправить

«Кикимора» написана А К Лядовым в 1909 году

Герой произведенияправить

Кикимора — один из отрицательных персонажей славянской мифологии, подробно описанный в "Сказаниях русского народа" И Сахарова Лядов предпосылает своей картинке следующую программу:

«Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке Ровно через семь лет вырастает Кикимора Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной»

— 1

Премьераправить

Премьера скерцо состоялась 12 декабря 1909 года в зале Дворянского собрания Санкт-Петербурга в исполнении оркестра Императорской русской оперы под управлением Александра Зилоти

Особенностиправить

Инструментовкаправить

симфоническая картина

1909 год

12 декабря 1909 года, Санкт-Петербург, Зал Дворянского собрания

около 8 минут

симфонический оркестр

1

Состав оркестра, используемый в "Кикиморе"
Деревянные духовые
1 флейта пикколо, 2 флейты, 2 гобоя, 1 английский рожок, 2 кларнета in B, 1 бас-кларнет, 2 фагота, 1 контрафагот
Медные духовые
4 валторны in F, 2 трубы in B,
Ударные
Литавры, большой барабан, тарелки, 1 ксилофон, 1 челеста
Струнные
Первые скрипки, вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы,

Известные записиправить

См такжеправить

  • Лядов, Анатолий Константинович
  • Кикимора
  • Баба-Яга — симфоническая картинка того же композитора на сходную тему
  • Славянская мифология

Примечанияправить

  1. ↑ Лядов «Кикимора» Kikimora, Op 63 | Belcantoru

Источникиправить

  • Une brève critique de l'œuvre d'Anatoli Liadov par Frans C Lemaire sur le site de l'Orchestre philharmonique de Liège

кикимора болотная, кикимора велико търново, кикимора картинки, кикимора лядов кикимора

Кикимора (Лядов) Информацию О

Кикимора (Лядов) Комментарии

Кикимора (Лядов)Кикимора (Лядов) Кикимора (Лядов) Вы просматриваете субъект

Кикимора (Лядов) что, Кикимора (Лядов) кто, Кикимора (Лядов) описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

«Фольклор в музыке русских композиторов. Симфоническая картина А.К. Лядова «Кикимора»»

Тема урока: Фольклор в музыке русских композиторов. Симфоническая картина А.К. Лядова «Кикимора». Цель: Формирование представлений обучающихся об интонационной природе музыки, о её изобразительных и выразительных возможностей, создающих в воображении ребёнка музыкальный образ. Задачи: Образовательные: Познакомить со сказочной симфонической картиной А.К. Лядова «Кикимора». Учить детей прислушиваться к музыке, её выразительным особенностям. Формировать представления о том, что музыка своим, особенным языком, может создать сказочный образ. Познакомить с музыкальными инструментами – челеста, английский рожок. Коррекционно-развивающие: Развивать у учащихся фантазию и образное восприятие музыки. Развивать музыкальную память. Продолжать работу по планомерному развитию музыкального слуха учащихся (звуковысотного, тембрального, метроритмического). Развивать вокально-хоровые навыки. Развивать навыки игры в оркестре детских музыкальных инструментов. Координация движений, развитие мелкой моторики. Умения высказываться о характере музыкального произведения, средствах музыкальной выразительности. Корригировать речевые нарушения. Воспитательные: Воспитывать умения работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса. Воспитывать уважение к национальному фольклору и русской классической музыки. Воспитывать культуру слушания и исполнения музыки. Тип урока: изучение нового материала. Методы и приёмы: словесные (беседа с элементами сравнения, анализа, обобщения), демонстрационно-иллюстративные (слайды с изображением сказочных персонажей), игровые (создание игровой ситуации «Экскурсия по в сказку»), проблемные ( …«если бы вы были композиторами»), практические (выполнение работы по карточкам с заданием), а так же частные педтехнологии из методики музыкального воспитания Д. Огороднова (вокалография, исполнение вокальных упражнений на тренажере, вокально-ладовые жесты, тактирование), приёмы активного обучения (исполнение песен, игра на музыкальных инструментах по нотам). Музыкальный материал: 1.Музыка из кинофильма «Там на неведомых дорожках». 2. Колыбельная «Вечереет и луна взошла». 3. Симфоническая картина А.К. Лядова «Кикимора». 4. «Уж как шла лиса по травке» р.н.п. 5.Песня «Пёстрый колпачок» муз. А. Красева Оборудование: фортепиано, ПК, карточки для индивидуальной работы, карточки-картинки, музыкальные инструменты детского оркестра, презентация. ХОД УРОКА . Организационный момент Вход учащихся в класс под музыку из кинофильма «Там на неведомых дорожках». Рассаживание по местам. Музыкальное приветствие «Колокольчик нам поёт…». Учитель: Когда вы входили в класс, звучала песня «Приходите в гости к нам». О чём там пелось? (ответы детей: Кощей-бессмертный, Баба-Яга,…). - Где можно встретить этих персонажей? (в сказках). - Вы любите сказки? - Сегодня на уроке мы встретимся со сказкой. Даже побываем в ней. Я познакомлю вас с композитором, который очень любил сказки и сочинял сказочную музыку. Я желаю вам, чтобы вы не только получили новые знания, но и ушли с урока с хорошими впечатлениями и настроением. Перед тем, как мы с вами отправимся в сказку необходимо сделать некоторые приготовления. 1.На протяжение всего урока нужно выполнять правило. Не выкрикивать, не мешать товарищу отвечать. И если вы согласны с ответом своего одноклассника, то возьмите колокольчик и позвоните в нег

schoolfiles.net

Кикимора (Лядов) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Кикимора — одночастная симфоническая картина А. К. Лядова, написанная им в 1909 году и получившая авторское обозначение фантастическое скерцо op. 63.

История создания

«Кикимора» написана А. К. Лядовым в 1909 году.

Видео по теме

Герой произведения

Кикимора — один из отрицательных персонажей славянской мифологии, подробно описанный в "Сказаниях русского народа" И. Сахарова. Лядов предпосылает своей картинке следующую программу:

«Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной»

Премьера

Премьера скерцо состоялась 12 декабря 1909 года в зале Дворянского собрания Санкт-Петербурга в исполнении оркестра Императорской русской оперы под управлением Александра Зилоти.

Особенности

Инструментовка

Состав оркестра, используемый в "Кикиморе"
Деревянные духовые
1 флейта пикколо, 2 флейты, 2 гобоя, 1 английский рожок, 2 кларнета in B, 1 бас-кларнет, 2 фагота, 1 контрафагот
Медные духовые
4 валторны in F, 2 трубы in B,
Ударные
Литавры, большой барабан, тарелки, 1 ксилофон, 1 челеста
Струнные
Первые скрипки, вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы,

Известные записи

См. также

Примечания

Источники

wikipedia.green


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта