Филиппино Липпи Lippi, Filippino  . Липпи филиппино картины


Липпи, Филиппино. Все картины художника

ЧЕТЫРЕ САДА

Четыре сада духа нам

Даны в оттенках восприятья –

Чтоб не попали в сферу ям,

Любви откроются объятья.

Насквозь мистичен Иоанн,

Три прочих сада нам яснее.

Увы! – грехи соткут туман,

Какого не было сильнее.

Четыре сада…и один…

У нас замшели камни мысли.

Но наш небесный Господин

Покуда терпит наши числа.

* * *

Сквозь мистический сад Иоанна

Жизнь телесная сколь нам ясна?

Золотистого света поляна,

Голубиного света волна.

Изменений не много ли в мире?

Все они в матерьяльность ушли.

Неумение видеть пошире

Нас изводит в пределах земли.

Слово, давшее жизнь и реальность,

Разменяв на слова, мы живём

Жизнью мёртвых – такая банальность.

За прямую приемлем излом.

И грозящую нам инфернальность

Позабыв, суетимся, поём...

* * *

Замшели мысли на земле,

Речь истины мы исказили.

Всё время роемся в золе,

Считая золотыми были.

Трава, леса, вода…а вдруг

Рекут не менее Матфея?

Предполагаешь, холодея,

Включённый в общий жизни круг?

Но с сердца надобно сколоть –

Ужели? – каменную плоть,

Тогда душой, какая в сердце

Коснёшься истинной воды,

Её испить – и от беды

Уйти – и истиной согреться.

* * *

Марк – свод сиятельных высот,

Ответствующий общей гамме

Того, чтоб мы не гибли в яме

Своих страстей, чужих щедрот.

Марк – малахитовый отлив

Волны, и мох зеленоватый.

…а к точке подойдёшь когда ты,

Сколь страшен рокот перспектив?

Ты – а не Марк, ты – человек,

Что долго длящийся четверг

Готов проклясть – не понимаешь

Значенья своеродных слов,

Идущих силою основ,

Чей свет в быту всегда теряешь.

* * *

(…слово – зелень, слово – яшма…)

Трудится старик Лука.

За победу что не дашь, но

Так победа далека.

Вот Христос, он с ними рядом.

С жизнью сложен диалог.

Или под будущего взглядом

Замер человек, убог?

Своеродные картины

Дышащего бытия.

Для отчаянья причины

Снова, грешный, вижу я.

Лучше пусть душа моя

Соберёт небес кармины!

gallerix.ru

Филиппино Липпи

  Уважаемые посетители сайта.  В данном проекте собраны тысячи лучших произведений итальянского изобразительного искусства. Шедевры итальянской живописи начиная с XIII века. Отобраны фотографии картин с наилучшим качеством.

Однако при определении названий многих картин, мы столкнулись с проблемой большого разнообразия названий одних и тех же работ в различных источниках, поэтому большая просьба если Вы найдете ошибочное, неправильное или отличающееся от общепринятого, название картины, сообщите об ошибке.

Также, если Вам понравился наш проект, пожалуйста разместите на вашем сайте, блоге, личной страничке ссылку на наш ресурс. Коды ссылок вы можете взять здесь.

 

  Случайное изображение

 Черты уходящей в прошлое эпохи проступают в творчестве младшего современника Боттичелли — Филиппино Липпи, представителя так называемой медицейской школы, сложившейся во Флоренции во второй половине XV века при дворе Лоренцо Медичи Великолепного. Искусство художников этого круга отличалось прихотливостью, изнеженностью, в нем отсутствовали ясность и простота, характерные для предшествующих десятилетий. Наиболее ярким живописцем при дворе Лоренцо Великолепного был Сандро Боттичелли, у которого учился Филиппино — сын одного из видных флорентийских художников середины века Фра Филиппо Липпи. Филиппино Липпи является самой яркой индивидуальностью среди мастеров круга Боттичелли; его искусство отмечено чертами изящества и прирожденного артистизма. В Эрмитаже хранится изящное тондо со сценой «Поклонение младенцу Христу». К числу лучших произведений позднего флорентийского кватроченто относится его алтарь «Видение св. Бернарда» (Флоренция, Бадия, ок. 1480), полный сдержанности, серьезности и той нежной, просветленной чистоты образов и изобразительного строя, которая будет утрачена искусством Высокого Возрождения. Но искусству Филиппино Липпи свойственна и причудливая, нарочитая переусложненность, почти гротескная экзальтация, достигающая апогея в фресках «История св. Филиппа» (Флоренция, Санта Мария Новелла, капелла Строцци, ок. 1502).Филиппино сопровождал своего отца в Сполето в 1467. Вернувшись во Флоренцию в 1470, он стал учеником Боттичелли. Его знаменитая картина Видение св. Бернарда в Бадиа во Флоренции была создана между 1481 и 1488. Около 1484 Филиппино Липпи завершил фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции; в 1486 написал Мадонну для городской коммуны Флоренции (Уффици). С 1487 по 1502 работал над украшением капеллы Строцци во флорентийской церкви Санта Мария Новелла, а в 1488–1493 украсил фресками капеллу Караффа в церкви Санта Мария сопра Минерва в Риме. В 1496 Филиппино написал алтарный образ Поклонение волхвов для флорентийского монастыря Сан Донато а Скорпето (в настоящее время находится в галерее Уффици). Филиппино был одаренной поэтической натурой, искусным мастером с богатым воображением. Его лучшие произведения отличаются безмятежным спокойствием и совершенной красотой образов. Умер художник во Флоренции в 1504.

Картины художника

www.artita.ru

Филиппино Липпи. 1457-1504.

 

 

Self-Portrait (detail)

 

Филиппино Липпи,

настоящее имя Филиппо Липпи (итал. Filippino Lippi * бл. 1457, Прато - † 18 апреля 1504, Флоренция) - известный художник эпохи итальянского Возрождения. Талантливый портретист.

Он - внебрачный ребенок, как и Леонардо да Винчи или папа римский Климент 7-й. Отец - художник и монах Филиппо Липпи, мать - Лукреция Бути. Имя получил в честь отца, который добился папы римского ради брака с любимой женщиной и разрешение на брак получил. Чтобы не путать отца и сына - Последнего прозвали Филиппино. Отец умер в 1469 году, когда сыну было 12-14 лет. Родился в городке Прато, Тоскана. Точной даты рождения не сохранилось.

                                            

                                                                  --------------------     

Любопытна история , связанная  с рождением Филиппино Липпи. ( Взято у antoin)

                                                  

Фра Филиппо Липпи

                                                                       

 

Трудно удержаться от улыбки, когда наталкиваешься на некоторые истории из жизни художников Ренессанса, даже если эти анекдоты давно знакомы. В последние дни в рамках погодного диссидентства я как раз читаю про солнечную Италию, в частности книгу Хибберта о Медичи (если интересно, то это довольно неплохой, умиротворяющий науч-поп, который хорошо идёт после рабочего дня), и там, конечно, подобные рассказы встречаются на каждом шагу. В частности, хочу поделиться с вами цитатой о Фра Филиппо Липпи:

«...его интерес к искусству казался священникам единственной добродетелью Фра Филиппо. Он был вруном, пьяницей, развратником и мошенником. Его старшие товарищи вздохнули с большим облегчением, когда он оставил монастырь, отрёкся от клятв и во время плавания с друзьями близ побережья Анконы угодил в плен к мусульманским пиратам. После освобождения он добрался до Неаполя, а потом вернулся во Флоренцию, где его замечательный запрестольный образ, выполненный для монахинь из Св. Амброзио, открыл его незаурядный талант самому Козимо де Медичи. Не обращая внимания на репутацию Филиппо как блудника и воришки, Козимо пригласил его к себе на работу. <...>

Во время написания запрестольного образа для монахинь из Св. Маргариты в Прато похотливый взгляд Фра Филиппо пал на одну из молодых послушниц, Лукрецию, дочь Франческо Бути из Флоренции. Он начал ухаживать за нею и уговорил монахинь разрешить ему использовать её как модель для Мадонны на его картине, после чего соблазнил её и выкрал. Она родила ему сына, Филиппино. Козимо, считая, что пора бы счастливому отцу остепениться, получил для Липпи разрешение на брак от Папы, которому тактично подарил несколько маленьких примеров работы Фра Филиппо.

На тот момент распутство Филиппо уже доставило Козимо немало неприятностей во Флоренции. Когда его охватывала неутолимая страсть, Филиппо более не мог концентрироваться на работе и потому постоянно сбегал из своей студии во Дворце Медичи, поспешно выбирался на улицы через задний двор и исчезал на Виа Ларга в поисках женщин. В итоге Козимо, который всегда любил чётко договариваться с художниками о работе, цене и твёрдом сроке, запер Липпи в его комнате и сказал, что художника не выпустят, пока он не закончит картину, за которую взялся. Липпи тогда раздобыл ножницы, разрезал на полосы простыни со своей кровати, связал их, спустился по этой верёвке на улицу и был таков. Найдя его и уговорив вернуться, Козимо был так благодарен, что «решил в будущем пытаться удержать его хорошим расположением и добротой и разрешил ему уходить и приходить по желанию». Потом многие слышали, как Козимо говорил, что к художникам надо относиться с уважением вместо того, чтобы считать их простыми ремесленниками, как привыкли патроны того времени».

Ничего не могу поделать, но такие художники во всех отношениях интереснее какого-нибудь благостного и унылого Фра Беато Анджелико.

                                                                                               -----------------------

 

Первые художественные навыки получил от отца. Затем перебрался из Прато в Сполето, где работал на строительстве кафедрального собора. Считается, что учеником отца был Сандро Боттичелли, помощником которого и стал Филиппино. Близость стилистики Филиппино Липпи к стилю Боттичелли на утреннем этапе запутала атрибуцию работ обоих мастеров. Среди картин утреннего периода Филиппино-мадонны в збрках Берлина, Лондона и Вашингтона, «Товия и ангел» в галерее Сабауда в городе Турин, Италия. Как мастера фресок, Филиппино (вместе с Перуджино, Гирляндайо и Боттичелли) привлекли к стенописей на вилле Лоренцо Медичи в Сполето.

Именно Филиппино поручили завершить фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине Флоренции после преждевременной смерти гениального Мазаччо.

в 1487Филиппино получил заговорку на стенописи капеллы Филиппо Строцци в церкви Санта Мария Новелла Флоренции и выполнил их.

Его слава достигла Рима. В 1488 г. он получил заговорку на стенописи в церкви Санта Мария Сопра Минерва, которой в Риме занимались тосканци. Над фресками в Риме работал до 1493 года.

Филиппино Липпи и манера Боттичелли

Их художественные манеры очень похожи. Хотя Филиппино больше любил детали и мелочи, которыми насыщены и его фрески, и его станковые картины. Художник позаимствуют у Боттичелли и ветер, подхватывает одежду персонажей. А его ангелы удивляли смелыми ракурсами и грацией.

Но образам Боттичелли присущи или большая поэзия, или больший драматизм, переходящая в настоящую трагедию, к которым Филиппино не дошел.

Портреты

Филиппино хороший мастер портрета. К сожалению, он мало выполнил станковых портретов, к которым мы привыкли. Но и среди них есть чрезвычайно талантливые (портрет неизвестного юноши, Вашингтон, Нац. галерея. Значительно больше портретов на фресках Филиппино, которые мало известны широкой публике. Среди них и автопортет молодого Филиппино в Капелли Бранкаччи.

 

 

«Поклонение младенцу Христу»1480-е гг.Эрмитаж. Санкт-Петербург. Россия.Медь, темпера, переведена с дерева. Круг, диам. 53 см.

Эрмитажное тондо со сценой Поклонение младенцу Христу» — превосходное произведение Филиппино Липпи, характерный образец искусства медицейской школы.

Группу переднего плана составляют фигуры мадонны и ангелов. Вытянутые пропорции, изящные формы резко отличают их от полнокровных, земных» образов в искусстве предшествующего времени. Впечатление нереальности события усиливает изображение двух парящих над землей ангелов, написанных легкими мазками белил и золота, отчего они кажутся бесплотными. Наряду с этим, в картине есть характерная для кватроченто конкретность обстановки и предметов: каменная балюстрада, украшенная вазонами, тщательно выписанные трава и цветы, мельчайшие детали одежды.

С условностью композиции первого плана контрастирует пейзаж, переданный вполне реалистично. Одиноко стоящее темное дерево помогает объединить передний и задний планы, уводя взгляд зрителя вдаль и подчеркивая глубину пространства. Предметы постепенно утрачивают четкость контуров и определенность колорита, у самого горизонта они как бы подернуты легкой дымкой. Филиппино использовал здесь воздушную перспективу, которая впоследствии была освоена практически и обоснована теоретически Леонардо да Винчи.

Известно, что картину купил в Ареццо князь В. Трубецкой и подарил ее сенатору Д. Мордвинову, который завещал тондо А. Муравьеву. У последнего Поклонение младенцу Христу» приобрел граф П. Строганов. Из его петербургского собрания по завещанию владельца картина поступила в Эрмитаж в 1911 году.

 

 

Цикл фресок в капелле Бранкаччи в Санта Мария дель Кармине (Флоренция). Сцены из жизни Петра. Воскрешение Феофила, сына византийского вельможи. Фрагмент. Голова придворного»1425-1428ФрескаФлоренция. Санта Мария дель Кармине, капелла БранкаччиНачата Мазолино и Мазаччо

 

 

Цикл фресок в капелле Бранкаччи в Санта Мария дель Кармине (Флоренция). Павел навещает Петра в темнице»1481-1482ФрескаФлоренция. Санта Мария дель Кармине, капелла БранкаччиНачата Мазолино и Мазаччо

 

 

«Цикл фресок в капелле Бранкаччи в Санта Мария дель Кармине (Флоренция). Ангел освобождает Петра из темницы»1481-1482ФрескаФлоренция. Санта Мария дель Кармине, капелла БранкаччиНачата Мазолино и Мазаччо

 

 

«Цикл фресок в капелле Бранкаччи в Санта Мария дель Кармине (Флоренция). Мученичество апостола Петра. Фрагмент»1481-1482ФрескаФлоренция. Санта Мария дель Кармине, капелла БранкаччиНачата Мазолино и Мазаччо

 

 

«Цикл фресок в капелле Бранкаччи в Санта Мария дель Кармине (Флоренция). Мученичество апостола Петра. Фрагмент»1481-1482ФрескаФлоренция. Санта Мария дель Кармине, капелла БранкаччиНачата Мазолино и Мазаччо

 

 

 

«Цикл фресок в капелле Бранкаччи в Санта Мария дель Кармине (Флоренция). Мученичество апостола Петра. Фрагмент. Автопортрет художника»1481-1482ФрескаФлоренция. Санта Мария дель Кармине, капелла БранкаччиНачата Мазолино и Мазаччо

 

 

 

 

 

«Вознесение. Фрагмент»1489ФрескаРим. Санта Мария сопра Минерва

 

 

«Аллегория Музыки»Последняя четверть 15 века61 x 51 смДеревоБерлин. Картинная галерея

 

 

 

«Мадонна»Последняя четверть 15 векаДерево, маслоРим. Национальная галерея античного искусства

 

 

«Мадонна с младенцем в окружении ангелов, со святыми Фредиано и Августином (Алтарь Барбадори)»208 х 244 см.ДеревоЛувр. Париж

 

 

«Портрет молодого человека»

 

 

«The Coronation of the Virgin»c. 1480Tempera on panel, 90,2 x 222,3 cmNational Gallery of Art, Washington

 

 

«Adoration of the Child»c. 1483Oil on wood, 96 x 71 cmGalleria degli Uffizi, Florence

 

 

«The Intervention of Christ and Mary»Oil on wood, 156,1 x 146,7 cmAlte Pinakothek, Munich

 

 

«Virgin from the Annunciation»1483-84Wood, diameter 110 cmMuseo Civico, San Gimignano

 

 

«Four Saints Altarpiece»c. 1483WoodSan Michele, Lucca

 

 

«Portrait of an Old Man»1485Detached fresco, 47 x 38 cmGalleria degli Uffizi, Florence

 

 

«Signoria Altarpiece (Pala degli Otto)»1486Tempera on wood, 355 x 255 cmGalleria degli Uffizi, Florence

 

 

«Apparition of The Virgin to St Bernard»1486Oil on panel, 210 x 195 cmChurch of Badia, Florence

 

 

 

«Madonna with Child and Saints»c. 1488Oil on woodS. Spirito, Florence

 

 

«The Penitent St Jerome»c. 1485Tempera on panel, 57 x 42 cmMuseum of Fine Arts, Budapest

 

 

«St Jerome»1490sOil on wood, 136 x 71 cmGalleria degli Uffizi, Florence

 

 

«Adoration of the Magi»1496Oil on wood, 258 x 243 cmGalleria degli Uffizi, Florence

 

 

 

 

 

«The Marriage of St Catherine»1501PanelSan Domenico, Bologna

 

 

«Deposition from the Cross»c. 1506Panel, 333 x 218 cmGalleria dell'Accademia, Florence

 

 

 

 

«Три сцены из Истории Виргинии: Аппий Клавдий останавливает Виргинию; Децемвиры присуждают отдать Виргинию в рабство; Виргинию убивает Виргинии.»Прато, 1457 ? — Флоренция, 1504Дерево, доска из свадебного сундука (кассоне)45 х 127 см.Происходит из коллекции Кампана в Риме, поступила в Лувр в 1863 г.

 

 

«Три сцены из Истории Эсфири: Мардохей приходит с жалобой; Эсфирь падает в обморок перед Артаксерксом; Аман безуспешно умоляет о милости.»Прато, 1457 ? — Флоренция, 1504Дерево, доска из свадебного сундука (кассоне), 48 х 132 см.Поступила в Лувр в 1972 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

art.mirtesen.ru

Филиппо Липпи - Магистерия

Монах по случаю

Сегодня мы поговорим о Филиппо Липпи, о художнике с авантюрной судьбой. На одной из фресок, «Коронование Марии», он изобразил свой автопортрет: вот такой вот задумчивый, немножко лукавый монах присутствует при величании Богородицы. Филиппо ди Томмазо — его настоящее имя. Родился в 1406 году, то есть в самом начале XV века, в бедной семье, в Ардильоне, одном из самых бедных районов Флоренции. Его отец был мясником, и, казалось бы, ничто не предвещало, что в этой семье родится довольно незаурядный художник. Его мать, Антония ди сер Биндо Серниджи, скончалась в родах, через пару лет умер отец, то есть вот такая судьба, такое начало, вернее, судьбы, и он попадает в монастырь.

Его берет на воспитание кармелитский монастырь, находящийся, кстати, в этом же районе, и в 15 лет он принимает монашеские обеты. Понятно, что он принял их просто потому, что он оказался в этой среде. Как мы потом увидим, монах из него не сильно-то получился. Ну, собственно, поэтому иногда к его имени прибавляется «фра», то есть брат. Фра Филиппо — так часто упоминают его и современные ему источники, и сегодня исследователи. Монахи дали ему неплохое образование, однако Филиппо был невосприимчив к наукам. Еще гуманитарные он как-то воспринимал, а уж точные науки — он просто в них абсолютно плавал, тонул, даже можно сказать. Вместо учения он постоянно рисовал и, как пишет Вазари, «пачкал всякими уродцами свои и чужие книги». На уроках рисования мальчик обнаружил явный талант, и монахи это увидели, слава богу. Они как-то чувствительны были к искусству — видимо, вообще в это время все люди были чувствительны к искусству — и разрешили Филиппо не посещать уроки, а больше упражняться в рисунке.

И тогда он стал пропадать в капелле Бранкаччи. Как раз вот этому монастырю эта капелла и принадлежала. Мы ее с вами хорошо знаем, потому что ее расписал известный художник Мазаччо, тогда очень ценившийся. Мы видели и разбирали с вами прекрасные, замечательные, можно сказать, положившие основание искусству Кватроченто фрески, связанные с апостолом Петром и его историей.

Несмотря на то, что юный Филиппо Липпи не успел встретиться с Мазаччо, он всегда считал этого художника своим учителем, и потом так и будут говорить, когда он уже станет самостоятельным мастером, что в него вселился дух Мазаччо. Видимо, вот эти ранние впечатления оказали на него очень сильное влияние. Возможно, он копировал эти фрески. Интересно, что потом, по некоторым сведениям, и так в этом убеждены некоторые исследователи, эти фрески — они же были не закончены — закончил его сын, Филиппино Липпи, который тоже потом станет художником. В 1420-30-х годах Филиппо Липпи вполне успешно совмещает художественную деятельность с монашескими обязанностями и даже некоторое время становится правой рукой приора, настоятеля кармелитского монастыря в Сиене.

Художник вытесняет монаха

А в начале 1430-х годов как раз о нем уже говорят, как о сложившемся художнике. И одно из ранних его произведений, которое говорит о том, что у него действительно был талант и своя манера, — это «Благовещение», которое сейчас находится в Мюнхенской пинакотеке. Можно показать и другие, но посмотрим хотя бы это, потому что здесь мы видим типичную для художников Кватроченто сцену, которая помещена в архитектуру, а через арки мы видим пейзаж. Но интересно, что Филиппо Липпи, видимо, так был увлечен рисованием, что он очень подробно исполняет все элементы архитектуры, насыщает свою композицию множеством деталей. Мы даже видим на облачках не просто условную фигурку Бога-Отца, как было у Фра Анджелико или у других, а окруженного ангелами, сидящими на облаках, и множество подробностей. Здесь, помимо сцены Благовещения, еще девушка-служанка или просто свидетельница этого события. То есть он ужасно увлечен самим процессом рисования, и это видно в маленьких деталях. Если рассматривать его картины, его фрески, то там невероятно большое количество деталей. Иногда, особенно в таких многофигурных композициях, трудно различить главное от неглавного – ему интересно все.

Но интересно, что чем больше растет в нем художник, тем менее Филиппо Липпи осознает, что он монах. Конечно, на примере Фра Беато Анджелико мы видим, как хорошо совмещаются служение монаха и служение художника, тем более церковного художника. Не случайно Фра Анджелико сравнивают с Андреем Рублевым. Но здесь такого синтеза не получается, и чем больше растет художник, тем меньше в нем монашеского благочестия. Он скоро осознает, что поспешно принял обеты, и в 1433 году оставляет монастырь и выбирает жизнь вольного художника. Правда, рясу он не снимал. Видимо, она давала ему какие-то преимущества, потому что у него не было ни дома, ни пристанища, он жил там, где ему заказывали какие-то вещи, но все-таки ряса монаха давала ему возможность как-то получить и пропитание, и ночлег, и так далее.

Это рождает массу историй, которые пересказывает и Вазари, и многие другие авторы этого времени – о неблагочестивом монахе, который ищет приключений. Рассказывали, что его захватили в Анконе берберийские пираты и увезли в Африку и что якобы он провел в неволе несколько лет, но однажды он нарисовал на стене фигуру человека, даже, может быть, портрет своего хозяина, и он его отпустил за его такой великий талант. Но эта история никак не подтверждается документами, была она или не была. Может быть, сам Филиппо Липпи и сочинял про себя такие истории, для того чтобы, так сказать, поднять свой авторитет или привлечь внимание к собственной фигуре, мы не знаем. Во всяком случае художником он был востребованным и писал интересные вещи.

Заслуженная слава и дружба с Медичи

Вот одна из таких вещей, классическая для него, — «Коронование Марии», где он как раз и написал среди предстоящих себя, для церкви Сан Амброджио во Флоренции, а она сейчас и находится в галерее Уффици. Она на дереве, поэтому легко было переносить такие картины, которые сначала вешали или вставляли в стену, а потом они попадали в музеи. Интересно, что эту работу заказал каноник собора Франческо Мариньи, поэтому несколько иронично ее часто называют «Коронование Мариньи», поскольку он сам через некоторое время после заказа этой работы предстал перед Господом.

Филиппо Липпи вносит в композицию, достаточно традиционную для этого времени, вообще для Западной Европы, коронование Богородицы на небесах, он вносит свои коррективы. Обычно — это мы видим и у Фра Анджелико, и у Паоло Венециано, и Гирландайо, и еще раньше, потому что эти композиции встречаются и в предвозрожденческий период, — Троица коронует Богородицу: Христос, Бог-Отец, над ними Святой Дух и вот у Престола Божия Богородица. А здесь Марию коронует сам Бог-Отец, то есть это такая сцена, как бы приближающаяся больше, может быть, к такому светскому благословению. Такой вариант раньше не встречался. Это первый, не знаю, насколько последний, может быть, нужно более глубоко исследовать, но во всяком случае вот такой первый вариант подобной богословской вольности. И здесь видно, что он не разделяет главное и второстепенное, потому что когда наш взгляд как бы углубляется в эту картину, мы видим множество лиц, и их интересно разглядывать. Мы видим множество каких-то персонажей, и, собственно, главная сцена почти теряется.

Это произведение приносит Филиппо Липпи признание коллег, но главное, что через это признание он знакомится с Козимо Медичи, Козимо Медичи Старшим, которого потом называли «крестным отцом Ренессанса». Отныне именно Козимо становится покровителем художника, и у Липпи уже никогда не будет недостатка в средствах и в заказах. Одно время Филиппо Липпи даже считался любимым художником Козимо Медичи. Близость к дому Медичи давала, конечно, огромные возможности, прежде всего, для творчества, но и приносила большие соблазны.

А натура Филиппо Липпи, как мы уже поняли, — такой веселый, увлеченный, не стесняющийся в проявлениях жизни монах-расстрига, и очень часто он уходил в загул и заказы не выполнял. Однажды Козимо Медичи даже запер его в комнате и не выпускал, не давал ни есть, ни пить, покуда он не закончит заказанное ему произведение, но не такой Филиппо Липпи, чтобы смиряться перед трудностями. Он из простыней связал веревочную лестницу и благополучно выбрался через окно из комнаты. Но ему и такие проделки спускали, потому что талант его был очевиден, и Козимо Медичи его очень сильно ценил.

Похищение Лукреции

Видимо, заказы Медичи дали ему некоторый, так сказать, капитал, и он поселяется, покупает имение в Прато. Это второй по тем временам большой город в Тоскане, недалеко от Флоренции. В 1455 году он поселяется в этом городе. Сейчас тоже город со средневековыми и возрожденческими улицами, мостами, красивый, и тогда, наверное, был прекрасный. Но мало того, что он поселился и заимел свой дом, свое имение, он захотел иметь семью, и в 1456 году он похищает из женского монастыря в Прато молодую монахиню Лукрецию Бути и женится на ней. Это был огромный скандал.

Говорят (эту версию поддерживает и Вазари), что опять же, поскольку он ходил в монашеском хабите, в рясе, он устраивается в монастырь, даже, может быть, и Козимо Медичи сделал ему такую протекцию, вроде как священником или по крайней мере учителем, но рисует. И одна из монахинь ему позирует и влюбляется в него, и вот она как раз и становится его возлюбленной, а потом и его женой, 21-летняя монахиня Лукреция Бути. Ну, конечно, это скандал, конечно, семейство Лукреции, которое отправило ее в монастырь, — или она по своей воле ушла, не по своей, мы не знаем — бьет тревогу, возвращает Лукрецию обратно в монастырь, хотя к этому времени уже рождается их первенец, вот как раз маленький Филиппино. Филиппино — это уменьшительное от Филиппо, поэтому первенца своего они назвали как бы «маленький Филиппо». И скандал этот доходит до Святого Престола, потому что монахиня убегает из монастыря, похищает ее тоже монах, хотя и давно покинувший монастырь.

За влюбленных ходатайствует Козимо Медичи. Он уговаривает папу уладить дело миром и обойтись без наказаний. Понтифик своим указом освобождает Филиппо от монашеских обетов, наверное, Лукрецию тоже, поскольку она уже молодая мать, и, как гласит молва, даже папа прокомментировал свое решение таким образом: «Сутана сковывала способности Фра Филиппо, и я думаю, что, уйдя в мир [из монастыря], он станет только ближе к Богу». Насколько ближе к Богу он стал, мы не знаем, но талант его развивался, и это очевидно.

И во всех своих произведениях, а естественно, он много писал мадонн, моделью для его мадонн, для картин и фресок, стала его жена, горячо им любимая Лукреция. Вот, например, самое знаменитое, наверное, произведение Филиппо Липпи — это «Мадонна под вуалью», где в виде ангела изображен Филиппино, а поддерживает он маленького Иисуса, который написан с его второго сына, родившегося уже в браке, потому что брак был потом венчан, и вот оба сына здесь присутствуют.

Фрески в Соборе св. Стефана, Прато

В Прато он продолжает жить, расписывает кафедральный собор (дуомо), кстати, довольно интересное архитектурное сооружение. Церковь на этом месте существовала с V века, с X по XV она неоднократно перестраивалась, но ее основная структура относится к XII веку, то есть это такое классическое романское сооружение, с романской кампаниллой. В XIV веке церковь расширили из-за возросшего потока паломников, а святыней этого храма является пояс Богородицы. Мы помним, несколько лет назад у нас стояли к поясу Богородицы. Вот какой-то небольшой кусок, наверное, этого пояса, часть которого находится на Афоне, часть находится в городе Прато. Интересно, что главный фасад выполнен зодчим Джованни ди Амброджио и Никколо Пьеро Ламберти, такими известными местными архитекторами, а в люнетах майоликовые образы Андреа делла Роббиа, об этой семье скульпторов мы говорили.

Да, вот очень интересный фасад, можно посмотреть, действительно, необычный, с выносной внешней кафедрой, потому что в это время очень часто проповеди произносились прямо на площади. Мы еще будем говорить о Савонароле, так он, в основном, на площади проповедовал. И вот здесь такая интересная кафедра на углу этого собора – собор святого Стефано.

Здесь вот сохранились его фрески, тоже «Жизнь святого Стефано», история, известная нам по Деяниям, и другие сцены. Очень интересно вписанные в архитектуру фигуры, где архитектура дописывается: арки в виде обманок, то есть они живописные, но вы их воспринимаете как архитектурный элемент, и в них вписаны фигуры, как в ниши.

Здесь действительно Филиппо Липпи выступает — это ощущается очень остро — наследником Мазаччо. Некоторые композиции очень сильно перекликаются, и некоторые лики даже чуть-чуть похожи на лики Мазаччо.

Но его вот такое мягко-лирическое отношение, конечно, тоже чувствуется, потому что Мазаччо помонументальнее и пожестче. Но тем не менее Филиппо Липпи был прекрасным мастером не только станковых вещей, но и монументальных, это видно в этом соборе Прато.

Фрески в Успенском соборе Сполето

Собор в Сполето, здесь тоже остались его фрески. Сполето — это последний город, пристанище Филиппо Липпи, хотя он и во Флоренции, и в Падуе писал. Ну вот собор Сполето — тоже очень интересный романский собор.

Здесь в алтарной части очень интересная фреска – тоже «Коронование Богородицы». И здесь мы также видим его версию этой композиции, когда Богородицу коронует сам Бог-Отец. Нет Троицы, а только Бог-Отец. Вообще вот это очень интересно было бы проследить, как от запрета изображения Бога-Отца, который действовал как на Западе, так и на Востоке в Средние века, постепенно фигура Бога материализуется и даже оттесняет образ Христа, потому что повторяю, что раньше коронование, конечно, внутри Троицы происходило, даже больше Христос коронует, а Отец благословляет.

И здесь он снова изобразил себя. Мы можем еще раз посмотреть на автопортрет Филиппо Липпи, тоже в монашеском одеянии, хотя уже он к этому времени отец семейства с двумя детьми. Вот фрагмент фрески «Коронование Богородицы», где с такой вот уже постаревшей физиономией, можно сказать, он сам себя изобразил. Красавцем он не был, он был невысокого роста, но тем не менее это был такой очень креативный человек.

В Сполето он и умер. Ходили слухи, что художник был отравлен родственниками Лукреции, которые так и не могли смириться с позором, хотя позор был, в общем, прощен, искуплен и как бы преображен вот такими прекрасными детьми, которые в конце концов у них выросли. Филиппо похоронили в соборе Сполето, который, собственно, он и расписывал. Флорентийцы очень хотели забрать себе останки художника, но жители Сполето воспротивились и оставили гробницу у себя. Лоренцо Медичи поручил сыну художника, Филиппино, воздвигнуть памятник отцу, потому что он очень ценил Филиппо как художника, как живописца и даже покрывал все его приключения.

На могиле Филиппо Липпи сохранилась эпитафия, она есть у нас в переложении Александра Блока:

Здесь я покоюсь, Филипп, живописец навеки бессмертный,

Дивная прелесть моей кисти — у всех на устах.

Душу умел я вдохнуть искусными пальцами в краски,

Набожных души умел — голосом Бога смутить.

Даже природа сама, на мои заглядевшись создания,

Принуждена меня звать мастером равным себе.

В мраморном этом гробу меня упокоил Лаврентий [то есть Лоренцо]

Медичи, прежде чем я в низменный прах обращусь.

Именно Лоренцо как наследник Козимо Медичи позаботился о его погребении.

Завершая Кватроченто

Филиппо Липпи интересен тем, что он действительно одна из таких заключительных фигур Кватроченто. По его живописи видно, как продвинулась живопись по пути натурализма с начала до конца этого века, что его Богородицы — они абсолютно земные женщины. Это такие молодые матери, полнокровные, очень любящие, очень нежные, но в них практически уже нет какого-то мистического оттенка. Его дети тоже такие – с перевязочками, милые младенцы, которых хочется потискать. Тоже, так сказать, божественное куда-то уходит на второй план. Но зато искусство, искусство изображения тонких тканей, красивых украшений, изящной искусной мебели, красивых интерьеров, тонких пейзажей — все это налицо. Вот художник стал маэстро, художник изображает мир прекрасным, человека изображает прекрасным, нежным и живым.

Интересно, что в Уффици есть одно замечательное произведение Филиппо Липпи. Он изобрел, ему по крайней мере приписывается изобретение круглой картины, тондо. До этого все-таки картина шла от иконы. Это всегда квадрат, вот некое окно, хотя в это время уже и круглые окна, конечно, появляются, но все равно мы привыкли: икона — окно в невидимый мир. Иконы, как правило, квадратные или прямоугольные. И картины до этого времени были квадратные или прямоугольные. Он изобретает тондо. Во-первых, круг — это символ вечности. Понятно, откуда он взялся. И это гармония. Круг — это одна из гармоничных форм. Но вот интересно, что потом просто возникает мода на круглые изображения, мы это будем видеть у того же Боттичелли.

Говоря о Филиппо Липпи, не могу не вспомнить, что одно из его произведений есть в Эрмитаже, неожиданная такая интересная картина. Это «Видение Блаженного Августина». Известна легенда, что когда Блаженный Августин, великий богослов и отец церкви, учитель церкви, писал свой труд «О Троице», ему было видение то ли ангела, то ли маленького Иисуса, который вычерпывает море ложечкой, и когда Августин спрашивает: «Дитя, что ты делаешь?», он говорит, что постигнуть тайну Святой Троицы так же невозможно, как невозможно вычерпать ложечкой море.

Интересно, что это первое обращение к этому сюжету. Августина писали, конечно, и будут писать еще, но вот этот эпизод он вводит, мне кажется, первый, и он его тоже так немножечко заземляет, потому что здесь маленький то ли Иисус, то ли ангел, маленькое дитя вычерпывает ложечкой не море, а ручеек. Вот этот кусочек пейзажа он явно подсмотрел где-то, так сказать, рядом со своим имением в Прато или в Сполето, где он работал.

Филиппо Липпи был, как известно, учителем Сандро Боттичелли, тоже великого итальянского художника, а в свою очередь его сын Филиппино был учеником Боттичелли, и вот так эти две замечательные фигуры связаны между собой. Да, и если говорить о его сыне, то можно просто показать (он тоже был неплохим художником) его графический автопортрет и его замечательную, на мой взгляд, картину «Товия и ангел» и сопровождающие его еще два ангела. Очень, мне кажется, нежный и замечательный художник, унаследовавший талант своего отца и кое-чему научившийся и у Боттичелли.

magisteria.ru

Липпи Филиппино Картины биография Lippi Filippino

Липпи Филиппино (Lippi Filippino) (1457-1504) Итальянский художник, представитель медицейской школы, сложившейся во Флоренции во второй половине 15 века при дворе Лоренцо Медичи Великолепного. Сын одного из видных флорентийских художников середины 15 столетия Фра Филиппо Липпи. В двенадцать лет, после смерти своего отца Фра Филиппо Липпи, Филиппино остался сиротой и год спустя начал работать в мастерской Сандро Боттичелли во Флоренции, бывшего в свое время учеником его отца.

Картина «Портрет старика». Гладкий синий фон, строгий плащ и шапочка выделяют морщинистое лицо старого человека со спокойным взглядом, чей портрет останавливает внимание простотой трактовки и пристальным вниманием к модели. Портретируемый изображен сидящим в трехчетвертном повороте, и хотя взгляд его не направлен непосредственно на зрителя, зрителю открыто почти все его лицо. Неизвестно, кем был этот старик, однако черты его личности проступают на портрете, выполненном в характерной для Филиппино Липпи изящной и искренней манере письма.

Первым значительным заказом Филиппино стало завершение фресок Мазаччо, которые тот не успел закончить. Работа над ними принесла художнику известность. Позднее, оказавшись в Риме, Филиппино Липпи внимательно изучал античные руины, сделав их затем постоянным мотивом своей живописи, повторявшимся в каждой его картине, даже когда это не было мотивировано сюжетом.

Искусство художника отмечено чертами изящества и прирожденного артистизма. В Эрмитаже хранится изящное тондо со сценой «Поклонение младенцу Христу». К числу лучших произведений позднего флорентийского кватроченто относится его алтарь «Видение святого Бернарда» (Флоренция, Собор Бадия, 1486), полный сдержанности, серьезности и той нежной, просветленной чистоты образов и изобразительного строя, которая будет утрачена искусством Высокого Возрождения.

Виктор Васнецов Viktor Vasnetsov

Около 1484 Филиппино Липпи завершил фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции; в 1486 написал «Мадонну» для городской коммуны Флоренции (Уффици). С 1487 по 1502 работал над украшением капеллы Строцци во флорентийской церкви Санта Мария Новелла, а в 1488–1493 украсил фресками капеллу Караффа в церкви Санта Мария сопра Минерва в Риме.

В 1496 Филиппино написал алтарный образ «Поклонение волхвов» для флорентийского монастыря Сан Донато а Скорпето (в настоящее время находится в галерее Уффици). Филиппино был одаренной поэтической натурой, искусным мастером с богатым воображением. Его лучшие произведения отличаются безмятежным спокойствием и совершенной красотой образов. Но искусству Филиппино Липпи свойственна и причудливая, нарочитая переусложненность, почти гротескная экзальтация, достигающая апогея в фресках «История святого Филиппа» (Флоренция, Санта Мария Новелла, капелла Строцци, ок. 1502). Умер художник Филиппино Липпи во Флоренции в 1504 году.

Арбо Петер Николай Arbo Peter Nicolai

smallbay.ru

Филиппино Липпи. Портрет молодого человека. Часть 2. Собственно Филиппино и собственно портрет

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

anna-g.livejournal.com

Художник Филиппино Липпи (Filippino Lippi).

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)

hist-etnol.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта