Святой Иоанн Креститель в пустыне (картина Босха). Креститель иоанн картина


Иоанн Креститель – биография, фото, икона, молитва, пророка

Иоанн Креститель: биография

Иоанн Креститель, он же Иоанн Предтеча, уважается христианами как предшественник Иисуса Христа. В православии – второй по важности после святой Богородицы. Во имя Иоанна освящено множество храмов на территории России и в мире. Мусульмане, мандеи и бахаи называют пророка Яхья, арабские христиане – Юханн. Как историческая личность фигурирует в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия.

Иоанн КрестительИоанн Креститель

На иконах изображается со следующими атрибутами: отсеченная голова (вторая на картине), свиток в руках, чаша, тонкий крест из тростника. Одет святой в мешковатую одежду из косматой шерсти, подпоясанную широким кожаным поясом, реже – в тканый хитон или гиматий. На картинах к этим признакам добавляются медовые соты, ягненок, пастушеский посох, обращенный к небу указательный палец правой руки. У католиков популярны статуи Крестителя.

Детство и юность

Факты биографии Иоанна Крестителя богословы черпают из четырех канонических Евангелий, апокрифов и житийной литературы. О детстве Иоанна рассказывает евангелист Лука.

Родился Иоанн в семье первосвященника Захарии и праведницы Елисаветы, дальней родственницы будущей Богоматери. Предстоящее появление ребенка у бесплодной пожилой четы предсказал архангел Гавриил, посетив будущего отца в Храме, Гавриил же приказал дать мальчику необычное для семьи имя. Захария не поверил вестнику, за что тот лишил Захарию дара речи. Немота священника продлилась до рождения ребенка.

Наречение Иоанна КрестителяНаречение Иоанна Крестителя

Пророчествовать ребенок начал еще в материнском животе. Когда Мария пришла в гости к Елисавете, то младенец забился, и Елисавета ощутила благодать. То есть Иоанн радовался встрече с Мессией еще до того, как окружающие заметили беременность непорочной девы. На месте загородного дома Захарии, где встретились будущие матери, выстроена церковь Посещения.

В Эйн-Кареме, пригороде Иерусалима, где пророк появился на свет, выстроен монастырь ордена францисканцев («Святой Иоанн на горах»). Немой Захария письменно подтвердил желание дать сыну имя Иоанн, указанное ангелом, после чего снова смог говорить.

Иоанн Креститель в пустынеИоанн Креститель в пустыне

По Писанию, родился Предтеча на полгода раньше Спасителя. На основании этой информации рассчитана дата празднования Рождества Иоанна Предтечи – 24 июня по юлианскому календарю в православии. В народе праздник известен как День Ивана Купала. С точки зрения солярной символики: Иисусово Рождество отмечается после зимнего солнцестояния, когда день становится длиннее, и Иоанново – после летнего, когда день укорачивается.

Для того чтобы спасти ребенка от рук слуг царя Ирода, истреблявших детей, мать ушла с ним из города в пустыню, где Иоанн и прожил до взрослого возраста, готовясь к будущему служению. Предполагают, что тайным местом был монастырь ессеев – тайной иудейской секты. Первосвященника Захарию убили солдаты Ирода на его рабочем месте.

Христианское служение

В пустыне с молодым Иоанном заговорил Бог, после чего Иоанн отправился проповедовать, началом путешествия считают 28 или 29 год. Пророк был аскетом, одевался в лохматую тунику из верблюжьей шерсти, подпоясывался ремнем из сыромятной кожи, питался медом диких пчел и акридами, не пил вина. В проповедях призывал грешников убояться Божьего гнева и покаяться. Укорял саддукеев и фарисеев в лицемерии и гордыне.

Иоанн Креститель проповедует перед народомИоанн Креститель проповедует перед народом

Воинов пророк призывал довольствоваться жалованием, не обижать мирных жителей; мытарей – ничего не требовать у населения сверх положенного по закону; богачей – делиться пищей и одеждой с бедняками. Символом раскаяния и очищения Иоанн назначил ритуальное купание в струях реки Иордан, названное крещением. Вокруг Крестителя собрался кружок последователей. Ученики Иоанновы подражали аскетизму учителя и предполагали, что Иоанн и есть предсказанный Спаситель.

Когда из Иерусалима прибыла делегация священнослужителей для проверки этой версии, Иоанн ее отрицал. Он назвал себя голосом пустынника, зовущего людей к обновлению. Он предсказывал скорый приход Мессии, но удивился при встрече с пришедшим креститься Иисусом, поскольку считал себя недостойным даже завязать ремешки обуви Спасителя.

Иоанн Креститель и Иисус ХристосИоанн Креститель и Иисус Христос

Иисус настоял на том, что следует исполнять предначертанное Богом, и принял крещение в Иордане. Исполняя ритуал, Креститель положил правую руку на макушку Христа, в связи с чем десница святого позже особенно почиталась. Крещение сопровождалось чудесами, открывшими людям мессианство Иисуса: с небес слетел голубь и прозвучал голос, назвавший Иисуса возлюбленным сыном и благословивший его.

После знамения к Спасителю присоединились первые двое апостолов, бывшие прежде среди учеников Иоанна Предтечи. Когда Иисус пребывал в размышлениях в пустыне, Иоанна арестовали. Святой Иоанн в православии считается важнейшим молитвенником за всех христиан.

Крещение Господне
Крещение Господне

Акафист Предтече читают для понимания своих грехов и их причин, воцерковления неверующих, помощи заключенным. Автор старинной молитвы сравнил Предтечу с утренней звездой, затмевающей сияние прочих звезд, которая предвещает утро солнечного дня.

Смерть

Пророк Иоанн сурово обличал преступления правителей, призывая тех раскаяться. В частности прилюдно осуждал аморальное поведение тетрарха Галилеи Ирода Антипу, женатого на Иродиаде, своей племяннице. Красавицу Иродиаду Антипа отбил у своего единокровного брата, Ирода Филиппа. Иоанн явился во дворец тирана и прямо перед гостями в пиршественной зале обличил того в грубом нарушении еврейских законов.

Икона Иоанна КрестителяИкона Иоанна Крестителя

Тетрарх не раскаялся, а, наоборот, арестовал пророка и посадил в темницу. Что с ним делать дальше, оставалось не понятным: казнь такой известной в народе персоны могла вызвать волнения населения Галилеи. Но обличительная речь разгневала жену Ирода. Публично оскорбленная женщина жаждала мести, которую и совершила при помощи своей дочери Саломеи.

На празднике в честь дня рождения Ирода Антипы Саломея так красиво танцевала, что Ирод перед гостями пообещал девушке выполнить любое ее желание. Подстрекаемая матерью, Саломея попросила в подарок голову Иоанна. Отправленный в тюрьму оруженосец отрубил пророку голову и преподнес девушке жутковатый подарок на серебряном блюде. Голову Саломея передала Иродиаде, а тело слуги отдали ученикам Крестителя.

Казнь Иоанна КрестителяКазнь Иоанна Крестителя

В память этих событий отмечается день Усекновения главы Иоанна Предтечи. В Православной церкви это день строгого поста. В народной традиции Усекновение обросло рядом обычаев и суеверий: запрещается работать с острыми предметами, есть круглые овощи и фрукты, резать хлеб. Ученики похоронили обезглавленное тело Иоанна Предтечи в Севастии, поблизости от гробницы пророка Елисея, но после с телом святого стали происходить чудеса.

Примерно в 362 году язычники вскрыли и разгромили захоронение, сожгли кости и разбросали прах. Однако христианам удалось спасти часть мощей. В X веке Феодор Дафнопат рассказывал христианам, что апостол Лука хотел увезти тело в Антиохию, но севастийцы позволили увезти только правую руку святого. Позже нетленная Десница Иоанна Крестителя переехала в Константинополь, в честь чего был установлен соответствующий праздник, сейчас не популярный.

Положение во гроб Иоанна КрестителяПоложение во гроб Иоанна Крестителя

Иродиада прятала голову пророка в дворцовых покоях, но служанка выкрала реликвию и закопала в глиняном кувшине на склоне Елеонской горы. Через несколько лет при копании рва кувшин нашли слуги вельможи Иннокентия и реликвию опознали. Это событие празднуется прихожанами РПЦ 24 февраля по старому стилю. Перед смертью Иннокентий хорошо спрятал святыню.

В годы, когда в Иерусалиме правил император Константин Великий, два паломника случайно нашли главу, но лентяи поручили нести реликвию попутчику. Попутчик (по профессии горшечник) ушел от монахов и стал хранителем святыни. После его смерти кувшин с чудотворной головой перешел к сестре хранителя. Позже реликвия досталась арианскому священнику, который спрятал главу в пещере близ Емессы.

Храм Святого Иоанна Крестителя в КерчиХрам Святого Иоанна Крестителя в Керчи

В 452 году архимандриту близлежащего монастыря явился во сне Иоанн и указал место сокрытия главы. Реликвию нашли и перенесли в Константинополь. Второе Обретение главы празднуют одновременно с первым. Во время беспорядков в Константинополе святыню отправили на хранение в город Емессу, потом прятали в Команах во время иконоборческих гонений.

Посольство императора Михаила III в 850 году, руководствуясь озарениями патриарха Игнатия, нашло голову святого в Команах. Это было третье Обретение, отмечаемое РПЦ 25 мая по юлианскому календарю. Для каждого праздника разработан свой канон – порядок и перечень молитв, читаемых во время торжественного богослужения священниками.

Мощи Иоанна КрестителяМощи Иоанна Крестителя

Дальнейшая история реликвии точно не известна, и сейчас на звание обладателя подлинной головой Иоанна Крестителя претендуют двенадцать церквей. Также в христианском мире насчитывается семь челюстей (помимо голов), одиннадцать указательных пальцев, девять рук и четыре плеча. Все эти реликвии почитаются подлинными и совершают чудесные исцеления.

Память

  • 1663 – поэма Йоста ван ден Вондела «Иоанн Креститель»
  • 1770 – построен линейный корабль российского императорского флота «Чесма», имевший второе название «Иоанн Креститель»
  • 1864 – поэма Стефана Малларме «Иродиада»
  • 1877 – рассказ Гюстава Флобера «Иродиада»
  • 1891 – пьеса Оскара Уайльда «Саломея»

Православные праздники

  • 23 сентября (6 октября) - Зачатие Иоанна Предтечи
  • 24 июня (7 июля) - Рождество Иоанна Предтечи
  • 29 августа (11 сентября) - Усекновение главы Иоанна Предтечи
  • 7 (20 января) - Собор Иоанна Крестителя
  • 24 февраля (8 марта) в високосном году, 24 февраля (9 марта) в невисокосном – первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи
  • 25 мая (7 июня) – третье Обретение главы Иоанна Предтечи
  • 12 (25 октября) - Перенесение Десницы Иоанна Предтечи

Фото

24smi.org

Святой Иоанн Креститель в пустыне (картина Босха) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Святой Иоанн Креститель в пустыне» («Медитация Иоанна Крестителя») — картина нидерландского художника Иеронима Босха.

Посреди завораживающе поэтичного, наполненного закатным светом пейзажа, святой пророк Иоанн изображён углубившимся в религиозные размышления. Это столкновение двух реальностей — «горнего» и «дольнего» — представляет ещё один вариант темы, ставшей типичной для творчества Босха, — победы духовного начала над греховными соблазнами мира.

На композиционном решении картины вероятно сказалась написанная несколькими годами ранее картина Гертгена тот Синт Янса, где изображён пророк, в глубокой задумчивости уставившийся невидящим взглядом в пространство. У Босха он указывает на Агнца Божьего, изображённого в правом нижнем углу. По этому жесту традиционно узнаётся Иоанн-предтеча Христа, но в данном случае этим обозначается ещё и духовная альтернатива плотскому началу, воплощённому в сочных мясистых плодах, которые вздымаются рядом на грациозно изогнутых стеблях, и в столь же красноречивых растениях на заднем плане.

На первом плане возвышается странно изогнутое растение с широкими листьями и огромными шипами — кажется, оно выросло здесь специально для того, чтобы отвлечь отшельника от благочестивых размышлений. Подозрительные плоды этого фантастического куста являются символами земных соблазнов. Усеянный колючками ствол, схожий с чертополохом, напоминает о первородном грехе: сделав свой первый выбор — вкусив плод древа познания, — прародители, а вместе с ними и весь род человеческий, утратили земной рай. Но в контексте темы искушений, это сказочное растение можно трактоват

ru.bywiki.com

Святой Иоанн Креститель в пустыне (картина Босха) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Картины 1504 года

«Святой Иоанн Креститель в пустыне» («Медитация Иоанна Крестителя») — картина нидерландского художника Иеронима Босха.

Посреди завораживающе поэтичного, наполненного закатным светом пейзажа, святой пророк Иоанн изображён углубившимся в религиозные размышления. Это столкновение двух реальностей — «горнего» и «дольнего» — представляет ещё один вариант темы, ставшей типичной для творчества Босха, — победы духовного начала над греховными соблазнами мира.

На композиционном решении картины вероятно сказалась написанная несколькими годами ранее картина Гертгена тот Синт Янса, где изображён пророк, в глубокой задумчивости уставившийся невидящим взглядом в пространство. У Босха он указывает на Агнца Божьего, изображённого в правом нижнем углу. По этому жесту традиционно узнаётся Иоанн-предтеча Христа, но в данном случае этим обозначается ещё и духовная альтернатива плотскому началу, воплощённому в сочных мясистых плодах, которые вздымаются рядом на грациозно изогнутых стеблях, и в столь же красноречивых растениях на заднем плане. На первом плане возвышается странно изогнутое растение с широкими листьями и огромными шипами — кажется, оно выросло здесь специально для того, чтобы отвлечь отшельника от благочестивых размышлений. Подозрительные плоды этого фантастического куста являются символами земных соблазнов. Усеянный колючками ствол, схожий с чертополохом, напоминает о первородном грехе: сделав свой первый выбор — вкусив плод древа познания, — прародители, а вместе с ними и весь род человеческий, утратили земной рай. Но в контексте темы искушений, это сказочное растение можно трактовать и как образ видения, насланного дьяволом на удалившегося в пустыню Иоанна Крестителя.

Птицы разных пород кормятся огромными лесными ягодами: и пернатые, и разросшиеся растения соответствуют флоре и фауне в триптихе «Сад земных наслаждений». О тематической и хронологической связи этих произведений говорят и другие аналогии, например, причудливой формы скалы заднего плана.

Сплошная зелёная стена растительности справа решена контрастно по отношению и к фантастическому растению слева, и к причудливым, нереальным скалам дальнего плана. Кроны деревьев, тщательно обозначенные равномерно точечными белильными мазками, имитирующими игру солнечного света на пышной зелени, ближе к живописи скорее Джорджоне, нежели таких северных мастеров, как Альбрехт Альтдорфер, пейзажи которого насыщены динамикой буйно произрастающего растительного мира.

Напишите отзыв о статье "Святой Иоанн Креститель в пустыне (картина Босха)"

Литература

  • Тревин Коплстоун. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.
  • Девитини А. Босх: Пер. с итал./А.Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
  • Баттилотти Д. Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти — М: «Белый город», 2000.
  • Вальтер Бозинг. Босх: Пер. с нем./В.Бозинг — М: Арт-Родник, 2001.
  • История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
  • Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974
  • Ш. де Тольнай. Босх. М., 1992
  • Г. Мартин. Босх. М., 1992
  • К. С. Егорова. Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». Сов. искусствознание, вып. 19. М., 1985
  • Р. Х. Марейниссен, П.Рейфеларе. Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998

Отрывок, характеризующий Святой Иоанн Креститель в пустыне (картина Босха)

Этот первый, длинный разговор с Сперанским только усилил в князе Андрее то чувство, с которым он в первый раз увидал Сперанского. Он видел в нем разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России. Сперанский в глазах князя Андрея был именно тот человек, разумно объясняющий все явления жизни, признающий действительным только то, что разумно, и ко всему умеющий прилагать мерило разумности, которым он сам так хотел быть. Всё представлялось так просто, ясно в изложении Сперанского, что князь Андрей невольно соглашался с ним во всем. Ежели он возражал и спорил, то только потому, что хотел нарочно быть самостоятельным и не совсем подчиняться мнениям Сперанского. Всё было так, всё было хорошо, но одно смущало князя Андрея: это был холодный, зеркальный, не пропускающий к себе в душу взгляд Сперанского, и его белая, нежная рука, на которую невольно смотрел князь Андрей, как смотрят обыкновенно на руки людей, имеющих власть. Зеркальный взгляд и нежная рука эта почему то раздражали князя Андрея. Неприятно поражало князя Андрея еще слишком большое презрение к людям, которое он замечал в Сперанском, и разнообразность приемов в доказательствах, которые он приводил в подтверждение своих мнений. Он употреблял все возможные орудия мысли, исключая сравнения, и слишком смело, как казалось князю Андрею, переходил от одного к другому. То он становился на почву практического деятеля и осуждал мечтателей, то на почву сатирика и иронически подсмеивался над противниками, то становился строго логичным, то вдруг поднимался в область метафизики. (Это последнее орудие доказательств он особенно часто употреблял.) Он переносил вопрос на метафизические высоты, переходил в определения пространства, времени, мысли и, вынося оттуда опровержения, опять спускался на почву спора. Вообще главная черта ума Сперанского, поразившая князя Андрея, была несомненная, непоколебимая вера в силу и законность ума. Видно было, что никогда Сперанскому не могла притти в голову та обыкновенная для князя Андрея мысль, что нельзя всё таки выразить всего того, что думаешь, и никогда не приходило сомнение в том, что не вздор ли всё то, что я думаю и всё то, во что я верю? И этот то особенный склад ума Сперанского более всего привлекал к себе князя Андрея. Первое время своего знакомства с Сперанским князь Андрей питал к нему страстное чувство восхищения, похожее на то, которое он когда то испытывал к Бонапарте. То обстоятельство, что Сперанский был сын священника, которого можно было глупым людям, как это и делали многие, пошло презирать в качестве кутейника и поповича, заставляло князя Андрея особенно бережно обходиться с своим чувством к Сперанскому, и бессознательно усиливать его в самом себе. В тот первый вечер, который Болконский провел у него, разговорившись о комиссии составления законов, Сперанский с иронией рассказывал князю Андрею о том, что комиссия законов существует 150 лет, стоит миллионы и ничего не сделала, что Розенкампф наклеил ярлычки на все статьи сравнительного законодательства. – И вот и всё, за что государство заплатило миллионы! – сказал он. – Мы хотим дать новую судебную власть Сенату, а у нас нет законов. Поэтому то таким людям, как вы, князь, грех не служить теперь. Князь Андрей сказал, что для этого нужно юридическое образование, которого он не имеет. – Да его никто не имеет, так что же вы хотите? Это circulus viciosus, [заколдованный круг,] из которого надо выйти усилием.

Через неделю князь Андрей был членом комиссии составления воинского устава, и, чего он никак не ожидал, начальником отделения комиссии составления вагонов. По просьбе Сперанского он взял первую часть составляемого гражданского уложения и, с помощью Code Napoleon и Justiniani, [Кодекса Наполеона и Юстиниана,] работал над составлением отдела: Права лиц.

wiki-org.ru

Святой Иоанн Креститель в пустыне (картина Босха) — WiKi

«Святой Иоанн Креститель в пустыне» («Медитация Иоанна Крестителя») — картина нидерландского художника Иеронима Босха.

Посреди завораживающе поэтичного, наполненного закатным светом пейзажа, святой пророк Иоанн изображён углубившимся в религиозные размышления. Это столкновение двух реальностей — «горнего» и «дольнего» — представляет ещё один вариант темы, ставшей типичной для творчества Босха, — победы духовного начала над греховными соблазнами мира.

На композиционном решении картины вероятно сказалась написанная несколькими годами ранее картина Гертгена тот Синт Янса, где изображён пророк, в глубокой задумчивости уставившийся невидящим взглядом в пространство. У Босха он указывает на Агнца Божьего, изображённого в правом нижнем углу. По этому жесту традиционно узнаётся Иоанн-предтеча Христа, но в данном случае этим обозначается ещё и духовная альтернатива плотскому началу, воплощённому в сочных мясистых плодах, которые вздымаются рядом на грациозно изогнутых стеблях, и в столь же красноречивых растениях на заднем плане.

На первом плане возвышается странно изогнутое растение с широкими листьями и огромными шипами — кажется, оно выросло здесь специально для того, чтобы отвлечь отшельника от благочестивых размышлений. Подозрительные плоды этого фантастического куста являются символами земных соблазнов. Усеянный колючками ствол, схожий с чертополохом, напоминает о первородном грехе: сделав свой первый выбор — вкусив плод древа познания, — прародители, а вместе с ними и весь род человеческий, утратили земной рай. Но в контексте темы искушений, это сказочное растение можно трактовать и как образ видения, насланного дьяволом на удалившегося в пустыню Иоанна Крестителя.

Птицы разных пород кормятся огромными лесными ягодами: и пернатые, и разросшиеся растения соответствуют флоре и фауне в триптихе «Сад земных наслаждений». О тематической и хронологической связи этих произведений говорят и другие аналогии, например, причудливой формы скалы заднего плана.

Сплошная зелёная стена растительности справа решена контрастно по отношению и к фантастическому растению слева, и к причудливым, нереальным скалам дальнего плана. Кроны деревьев, тщательно обозначенные равномерно точечными белильными мазками, имитирующими игру солнечного света на пышной зелени, ближе к живописи скорее Джорджоне, нежели таких северных мастеров, как Альбрехт Альтдорфер, пейзажи которого насыщены динамикой буйно произрастающего растительного мира.

ru-wiki.org


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта