Красные евреи. Красный еврей картина


О ЧЁМ ПОВЕДАЛ ПОРТРЕТ КРАСНОГО ЕВРЕЯ

 двойной клик - редактировать изображение

Настоящее теснейшим образом связано с прошлым. Оно вырастает из него. Трагический 20 век и будущие испытания имеют глубокие исторические корни. Художник-авангардист Марк Шагал накануне революции в 1915 г. создал загадочный, причудливый «Портрет Красного еврея», который в наше время, почти через 100 трагических лет, воспринимается как олицетворение красного  пламени революции и кровавого красного террора, развязанного большевиками-интернационалистами против русского народа.

Изображённый с красной бородой и усами еврей – это символ Красного Дракона», пришедший из тьмы тысячелетий и разбудивший дремлющие низшие инстинкты.

Шотландское масонство, образованное после разгрома тамплиеров, называют красным по цвету крови, которую должны пролить масоны для достижения своих целей. Мировая масонская змея раскручивала свои кольца сквозь века, организуя революции, свергая монархии, раскалывая христианство, натравливая народы  друг на  друга.

В портрете Красного еврея прослеживаются два разных изображения: на правой половине – человек  среднего  возраста, на левой – очень старый. Левый рукав этого старика-еврея, собранный в гармошку, напоминает содранную кожу жертвы и надетую на руку ацтекского бога-свежевателя, изображенного на рисунке.

 двойной клик - редактировать изображение

Учение о двойственности человеческой природы – дуализм – занимало важное место в верованиях народов Мезоамерики и в иудаизме евреев. Дуализм уравнивает добро и зло, согласно этой философии,   утверждает, что зло имеет равные права на существование, как и добро, т.е. зло оправдывается.

 двойной клик - редактировать изображение

Ритуал свежевания людей и ношения их содранной кожи был распространён среди индейских жрецов до  прихода испанцев в XVI в. Этот же дикий обычай практиковали еврейские комиссары во время революции и гражданской войны. Историк О.А Платонов в своём архивном исследовании «Терновый венец России» пишет, что в Харькове после изгнания еврейских большевиков в подвалах ВЧК было обнаружено много «перчаток» содранной кожи рук вместе с ногтями во время пыток красными чекистами русских людей.

Среди высшего руководства карательных органов ВЧК, осуществлявших массовые репрессии, т.е. «красный террор», было 98% евреев. «Власть  эта такова, что поднимись она из последних глубин ада, она не могла быть ни более злобной, ни более бесстыдной» (Иосиф Бикерман). Об ужасах, которые творились в Киевском ЧК вспоминал академик А. Дородницын: «Завалы трупов с вырванными ногтями, содранной кожей на месте погон и лампасов, трупы, раздавленные под прессом. Но самая жуткая картина – это 15 трупов с черепами, пробитыми каким-то тупым орудием, пустые внутри. Одному прбивали голову, а следующего заставляли съесть мозг. Потом пробивали голову следующему и т.д.». Ацтеки, потомки жестоких атлантов с острова Чёрного Дракона, меркнут…  Нечеловеческую жестокость проявили современные правители Украины под руководством олигарха Коломойского и его подельников-бандеровцев, устроив всесожжение людей в Одессе 2 мая 2014 г.  Еврей Коломойский - руководитель Конгресса еврейских общин Западной Европы.             

Ещё до революции самобытный русский историк и филолог Л.Ф. Воеводский в одной из своих статей о человеческих жертвоприношениях в древности  привёл известный факт о зверствах иудеев,  восставших против греков и римлян в Киренаике (Ливия), Египте и на Кипре при императоре Адриане в 115-117  н.э. Они не просто перебили 220 тыс. греков и римлян, но дошли до полного озверения, поедая мясо своих жертв. Об этом писал русский философ Л. Тихомиров: «Эти неистовые орды свирепствовали хуже зверей. Они предавали врагов самым утончённым мучениям». Историк Дион Кассий оставил следующую запись: «Они поедали плоть своих жертв, делали себе пояса из их внутренностей, намазвали себя их кровью и одевали их кожи как одежду; многих они перепилили надвое – от головы вниз; иных они бросили диким зверям, иных же заставили биться,  как  гладиаторов».  

В более поздние времена в начале IX в. в Хазарии во время восстания против правящей иудейской верхушки с повстанцев также сдирали кожу и заливали глотки расплавленной смолой.

Все народы  в глухие времена отдалённого прошлого, стремясь к самоутверждению, проявляли жестокость и акты каннибализма, что запечатлено в древнейших индоевропейских мифах, сказаниях и сказках. Но приняв христианство, мир поднялся на новую гуманистическую ступень. Доживший до ХХ в. первобытный инстинкт удовлетворения животной страсти  пришёл из дикой глубины тысячелетий.

Зелёный цвет перчатки «Красного еврея» - это цвет масонской змеи, совершающей дьявольское дело. Тайна зелёного цвета скрыта в масонских глубинах. Неяркий свет на эту проблему может пролить информация из книги «Путь в Апокалипсис: шаг змеи» Ю.Ю. Воробьевского, который работал с масонскими архивами. Среди вещей ритуально уничтоженной царской семьи был найден образ Спаса Нерукотворного. На обороте иконы рукой царицы была начертана надпись: «Зелёный Дракон. Вы были абсолютно правы». Н.А. Соколов, расследовавший в 1919 г. дело об убийстве царской семьи, высказал предположение о существовании тайной организации, в которую входило ближайшее окружение Николая II. Это, очевидно, и были таинственные «зелёные», которые организовали заговор против Монархии. Есть версия, что центр глубоко законсперированного общества «Зелёный Дракон» находился в Тибете. По другим данным – в Японии.  «Зелёные» вновь возникли в Германии в 30 годы. Как сообщает Ю. Воробьевский,  Карл Хаусхофер, истинный автор книги «Майн кампф», который подготовил Гитлера, был  его членом. Жан Робер, автор книги «Гитлер – избранник Зелёного Дракона», писал о появлении в Берлине   в это время таинственного тибетца в зелёных перчатках. А через несколько лет разразилась II Мировая война.    «Зелёные Драконы» составляли личную охрану Гитлера. Они были последними защитниками Рейха.

Какая разнообразная палитра!  Чёрный Дракон, Красный Дракон, Зелёный Дракон! Обязанности среди «невидимых» людей чётко распределены, но цель одна. Ещё в 1870 г. Верховный правитель масонов, правая рука оккультиста Пайка – Мадзини писал: «Мы должны создать сверхотряд, который будет оставаться неизвестным, к нему мы призовём масонов высокого градуса, которых мы выберем. Эти люди должны быть обязаны к величайшей секретности. Посредством этого высокого отряда мы будем управлять всем масонством».

В недрах этой организации создавались планы революции, уничтожения Монархии, ритуального убийства царской семьи и последующих войн. Истоки Зелёной змеи, опутавшей человечество,  таятся в древних святилищах Египта, в «зелёных человечках», рождённых Лилит, в тайнах Чёрной Мадонны – Исиды и Зелёного Осириса. Красный еврей с зелёной перчаткой имеет к этому самое непосредственное отношение. Это грозный символ Красного Дракона мирового масонства с его передовым секретным отрядом – иудейской Зелёной змеёй.

Эти страшные силы стремятся взять власть в мире, доведя его до неуправляемости, хаоса, абсурда, чтобы народы сами призывали будущего мошиаха-антихриста, царя Израиля. В "Протоколах сионских мудрецов" записано: "Никто не станет обсуждать нашу веру с ее истинной точки зрения, так как ее никто основательно не знает, кроме наших, которые никогда не посмеют выдать ее тайны".

 двойной клик - редактировать изображение

На этом фото вы видете Шипе Тотека, страшного бога Мезоамерики, которому приносили большие человеческие жертвы. Его называли бог-Свежеватель. Этого бога возродил к жизни мексиканский скульптор Эктор Веласкес.

 двойной клик - редактировать изображение

 

zavtra.ru

Жаль, что это не твой цвет

Красный еврей. 1915Картон, масло, 100x80,5Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Lyrics to Sabrina It's not the red of the dying sun The morning sheets surprising stain It's not the red of which we bleed It's not the red of the dying sunThe morning sheets surprising stainIt's not the red of which we bleed

The red of cabernet sauvignonA world of ruby all in vain

It's not that red

It's not as golden as Zeus famous showerIt doesn't come, not at all, from aboveIt's in the open but it doesn't get stolenIt's not that goldIt's not as golden as memoryOr the age of the same name

It's not that gold

I wish this would be your colourI wish this would be your colourI wish this would be your colourYour colour, I wish

It is as black as malevitch's squareThe cold furnace in which we stareA high pitch on a future scaleIt is a starless winternight's taleIt suits you well

It is that black

I wish this would be your colourI wish this would be your colourI wish this would be your colourYour colour, I wish

"Во время войны жизнь вошла в искусство", - писал Шагал. Картина "Красный еврей" написана под впечатлением событий, связанных с изгнанием в 1914-1915 годы еврейского населения с территорий вблизи границ, прилегающих к немецкому фронту. Витебск заполнили тысячи беженцев. Картина – воплощение печали и тревоги. Драматическую тональность произведения усиливает доминирующий в нём красный цвет. На заднем фоне за домами Шагал изобразил текст из Библии на идише – божественный наказ Аврааму покинуть страну, родной город, свой домашний очаг. Так метафорически звучит в картине тема изгнания.

В центре картины, во всю высоту ее, сидит пожилой еврей. На нем кепка, лицо белое, выделяется белый лоб. Красная длинная борода. За ним в рост человека дом. Сравним левую и правую стороны картины. Слева: глаз закрыт, плечо усохшее, узкое, рукав помят и висит на исхудалой руке, кисть руки зеленая, брючина на ноге обвисшая, помятая. У скамейки не видна ножка. Ступени, темная дверь в никуда. Красная крыша нависает над розовой стеной дома. Справа: глаз раскрыт и смотрит на нас, плечо сильное, широкое, рукав заполнен рукой и гладкий, такая же и брючина. У скамьи видна ножка, рядом цветущее деревце. Красная стена выступает за край крыши. За большим домом видны разноцветные крыши домов поменьше. Слева ничего особенного не вижу, но справа на крыше вместо трубы большая чернильница с ручкой - там, по всей видимости, живет пишущий человек. А за крышами домов в огромном желтом круге, похожем на солнце, письмена на иврите. Коричневая земля в зигзагах. Смысл картины раскрывается легко. Человек живет, тело и разум его помаленьку умаляется, теряет жизненную опору. Оттого правая часть человека на картине сильная, здоровая, а слева она отжившая, слабая. Полжизни прожито. И дверь в небытие. Дома на картине и люди в них живущие как бы опираются спиной на мудрость предков, записанной в старых книгах. Как своеобразное солнце, древние письмена освещают жизненный путь.С.Сандомирский

А это отрывок из его АвтобиографииБыл праздник: Суккот или Симхас -Тора. Деда ищут, он пропал. Где, да где же он? Оказывается, забрался на крышу, уселся на трубу и грыз морковку, наслаждаясь хорошей погодкой. Чудная картина. Пусть кто хочет с восторгом и облегчением находит в невинных причудах моих родных ключ к моим картинам. Меня это мало волнует! Пожалуйста, любезные соотечественники, сколько душе угодно! Если потомкам не хватает доказательств того, что вы правы и я не в ладах со здравым смыслом

l-d-bee.livejournal.com

пять «Переходов через Чермное море» в мировом искусстве — Лехаим

С июля по ноябрь в Третьяковской галерее проходит выставка Ивана Константиновича Айвазовского, на которой, в частности, экспонируется картина «Переход евреев через Красное море», и «Лехаим» решил вспомнить еще несколько произведений в еврейском и нееврейском искусстве, иллюстрирующих этот знаменитый библейский сюжет.

Иван Айвазовский. Переход евреев через Красное море. 1891 Частное собрание, США

«Простри руку твою на море»

По словам Антона Павловича Чехова, Айвазовский отказывался читать книги, говоря: а на что мне книги, когда у меня свои мнения есть? И так в жизни своей ни одной книги не прочел, даже Пушкина не читал, хотя и был его приятелем.

Пушкина, может, и не читал, а вот Библию, вероятно, пришлось — по крайней мере, картины на библейские сюжеты писал. Но даже берясь за библейскую историю, Айвазовский оставался маринистом. В «Переходе», иллюстрирующем стихи 26–27 главы 14 книги Исхода:

 

«И сказал Г‑сподь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на египтян, на колесницы их и на всадников их. И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а египтяне бежали на встречу воде. Так потопил Г‑сподь египтян среди моря»,

 

тонущие египтяне со своими несуразными знаменами безлики и невыразительны, бесчисленные колена Израилевы простираются до горизонта в статусе неподвижной декорации, рогатый Моисей медным своим оттенком и общей комплекцией смахивает на Статую Свободы, главный же персонаж, расположенный по центру и выписанный с любовью, — это обращенное вспять море, живое, светящееся изнутри, как будто зажженное огненным столпом Всевышнего.

Фреска в синагоге в Дура‑Европос. III век

«И увидели израильтяне руку великую, которую явил Г‑сподь над египтянами»

Если от Айвазовского отсчитать шестнадцать веков назад, мы обнаружим ранний вариант иллюстрации этого сюжета на стене позднеантичной синагоги Дура‑Европос в Сирии. Фрески синагоги продемонстрировали немало сходств с византийской иконографией того же периода, что породило бурную научную дискуссию о происхождении раннехристианского и раннесредневекового искусства из еврейского — по крайней мере, в области иллюстрирования Библии. А фреска про переход через море, безусловно, еврейская — она, по‑видимому, отражает дополнения к библейскому тексту, сделанные в мидрашах. За спиной у Моисея мы видим параллельные линии, напоминающие широкий нотный стан; вероятно, художник так визуализировал комментарий мидраша Танхума о том, что Г‑сподь не просто разделил море и сделал посреди вод сушу, но и провел двенадцать путей — по одному для каждого колена Израилева. А две руки, высунутые с небес, вместо одной, упомянутой в книге Исхода (14:31), отсылают нас к мидрашу Шмот раба, где распределяются функции Б‑жественных рук: одной рукой Ты спас нас из моря, а другой потопил египтян.

Агада Райландза. Каталония, ок. 1330 Университетская библиотека Джона Райландза, Университет Манчестера, Англия

«Г‑сподь поборает за них против египтян»

В XIV веке в Короне Арагона была произведена целая плеяда замечательных иллюминированных пасхальных агадот: Золотая, Барселонская, Сараевская и другие. По их поводу, как и по поводу ашкеназских агадот, как и по поводу средневековых еврейских иллюминированных манускриптов в целом, ведутся дискуссии касательно личности иллюстраторов: еврейский художник рисовал миниатюры или христианский? Скорее всего, софер только вписывал текст, а рисовал христианский миниатюрист, потому что про еврейские художественные мастерские в Средние века нам ничего не известно. Христианский художник работал по заказу какого‑нибудь состоятельного еврея и должен был угождать его вкусам, однако умудрялся добавить и от себя — ложку‑другую дегтя. Так, в каталонской Агаде Райландза евреи, с комфортом переходящие Красное море по аккуратным дорожкам, все изображены в профиль, с крупным носом и удлиненным глазом — типичный портрет еврея на средневековых миниатюрах. Они вооружены до зубов, что несколько комично, так как избыточно — египтян‑то поборол Всевышний, а не их ратная доблесть. Впрочем, и в Дура‑Европос израильтяне в полной амуниции, а вот египтяне — в обоих смыслах напротив — барахтаются в воде в совершеннейшем неглиже — видимо, потому, что доспехи тяжелее и утонули раньше людей. Израильская военщина в Агаде Райландза злорадно указывает пальцем на тонущих врагов, что тоже характеризует ее не с лучшей стороны. И наконец, помимо щитов и мечей беглецы увешаны набитыми баульчиками, тащат чаши и амфоры: «и сыны Израилевы просили у египтян вещей серебряных и вещей золотых […] Г‑сподь же дал милость народу своему в глазах египтян, и они давали ему, и обобрал он египтян».

Аньоло Бронзино. Переход через Красное море. Фреска в Палаццо Веккьо во Флоренции. 1541–1542

«А вы будьте спокойны»

Когда за дело берутся итальянские мастера, сцена теряет свою кровожадность, и по картине, точнее по фреске, разливается обещанное свыше спокойствие. На редкость — для пустыни — скалистый и лесистый пасторальный пейзаж возникает уже на фреске Козимо Росселли в Сикстинской капелле: пока преследователи давятся в смехотворно узком Красном — действительно красном — море, сыны и дочери Израиля наслаждаются долгожданным покоем: дамы нянчат детей, юноши кокетливо косятся на зрителя, Мириам играет на чем‑то струнном вместо тимпана, тут же белая собачка, а вдали радуга как символ светлого будущего. А на фреске маньериста Аньоло Бронзино во флорентийском Палаццо Веккьо батально‑мистический переход через Чермное море и вовсе превращается в пляжный отдых. Бронзино — совсем не Айвазовский, и море у него не то что не бурное, а вообще замерзло и покрылось гладкой пластинкой льда, или, в лучшем случае, это тихая бухта в мертвенный штиль. На заднем плане в этой мирной субстанции почему‑то тонут эклектичные египтяне — кто в римском шлеме, кто в арабском тюрбане, а полуобнаженные евреи томно возлежат на скалистом берегу, нежатся на солнце, ведут беседы и умилительно поглядывают на интеллигентного Моисея с махонькими светящимися рожками.

Марк Шагал. Переход через Красное море. 1955 Национальный музей Марка Шагала, Ницца

«Ты ведешь милостью твоею народ сей»

Шагал обратился к сюжету перехода через Красное море еще в начале 1930‑х годов и вернулся к нему во французский период в керамическом панно в баптистерии церкви Нотр‑Дам‑де‑Тут‑Грас в Асси, в одноименной картине и в картине «Моисей и неопалимая купина», где аналогичный «переход» занимает левый фланг; во главе колонны израильтян мефистофельский — с рожками и бородкой — желтый профиль Моисея, неизбежно напоминающий нам и другие бородатые профили, носимые благодарными трудящимися. На основной же картине желтый Моисей с дирижерской палочкой пристроился сбоку, занятый потоплением красной, паяцеобразной армии фараона, а толпу израильтян направляет белый фемининный ангел и направляет, вероятно, к разнообразному еврейскому будущему: ошую исходящего народа — царь Давид со своей арфой, одесную — его дальний потомок на кресте. 

lechaim.ru

«Чужак, постигший нашу душу». Рембрандт

Евреи часто гостили в богатом доме Рембрандта: с ними он обсуждал ветхозаветные тексты и учил иврит, их же рисовал на своих библейских картинах. С ними он остался и после банкротства, поселившись в местном гетто, в котором видел теперь и отражение своей судьбы. С его портретов амстердамские евреи смотрят полными трагизма глазами. Их натруженные морщинистые руки бессильно лежат на коленях.

Дом, в котором художник прожил самые лучшие, во всяком случае, успешные годы, помнит слова на гортанном древнем языке. Помнит посетителей и натурщиков, которые не могли есть из общей посуды привычную для голландцев пищу. И это не вызывало раздражения – в те годы амстердамские евреи пользовались почетом и уважением, были неотъемлемой частью делового центра Европы.

Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года в многодетной семье мельника в голландском городе Лейдене (Leiden). Примерно в 1631 году Рембрандт переехал в Амстердам. В это время там жило уже более 400 еврейских семей. Это были преимущественно испанские и португальские сефарды, купцы, знатоки Торы, врачи… Жили там, хотя и в меньшей степени, ашкеназы, не столь обремененные ученостью, но имевшие «дело в руках». Они бежали из разных стран в более «толерантную» Голландию. Хотя и там существовали некоторые ограничения в профессиях, но в целом евреям жилось относительно спокойно. Амстердам того времени часто называли «Новым Иерусалимом».

Формально Рембрандт принадлежал к голландской реформированной церкви, но всегда тяготел к меннонитам, отличавшимся особой приверженностью к Ветхому Завету. Возможно, он был связан и с социнианами, чьи воззрения были ближе к иудаизму, чем к христианству. Во всяком случае, Ветхий Завет он знал досконально.

Быт амстердамских евреев носил на себе печать восточной красочности и экзотики, нищеты и роскоши, трагизма и веселья. И художника, конечно, увлекла как философия, так и внешняя сторона жизни евреев – быт, семейный уклад. Критики сегодня спорят – так ли велик «еврейский» вклад в творчество художника, но есть вещи бесспорные. Он сдружился с амстердамскими евреями, и они на долгие годы стали его собеседниками и моделями. Из бесед с раввинами он черпал глубокое понимание библейских сюжетов своих картин. В 1636 году Рембрандт создаёт офорт – портрет своего друга, выдающегося мыслителя Менаше бен Исраэля, чья семья бежала от испанской инквизиции. Раввин, исследователь и издатель, в Амстердаме он открыто исповедовал иудаизм. Его учеником стал философ Барух Спиноза.

Рембрандта интересовал образ жизни евреев – лица, одежда, обычаи. В его библиотеке было не так уж много книг, но рядом с Библией стояли «Иудейские древности» Иосифа Флавия. В лицах евреев Амстердама Рембрандт находил образы библейских персонажей своих картин. Вот знаменитое «Благословение Якова» – картина, которая произвела огромное впечатление на Леонида Пастернака.

«Сбоку, с правой стороны полотна, Аснат – жена Иосифа и мать внуков Яакова. Но, Боже мой!.. Какая Аснат?! Разве она египтянка?.. Это же иудейка! И какая мать!.. И я вспоминаю свою... Святые иудейские матери! Сколько горя и скорби, сколько слез выплакали глаза ваши. Сколько тревожных и бессонных ночей провели вы над колыбелью детей ваших… Радость в очертаниях ее благородных губ, меж тем как большие и выразительные, печальные еврейские глаза не могут скрыть тревоги и страха».

Аснат, по мнению художника, здесь не только воплощение еврейской материнской любви. Она – воплощение чистоты патриархально-семейных нравов, святости семейного очага в еврействе. Совсем не рубенсовская фигура, совсем не холеные руки. Красота иная, высшая, душевная. Судя по всему, Рембрандт был знаком с ивритом. Надписи на иврите встречаются на его картинах – «Моисей, разбивающий скрижали», «Пир Валтасара» и других. Некоторые ученые считают, что Рембрандт учил иврит в Лейденском университете по книгам. А в Амстердаме он общался с высокообразованными евреями: Менаше бен Исраэль еще в юности написал грамматический трактат на иврите «Сафабрура» («Ясный язык»). А после в своей типографии издавал книги на иврите.

«Библия Рембрандта» – это свыше 800 картин, гравюр и рисунков. Подобного нет в европейской живописи. И библейские сюжеты он рисовал «с натуры» – натурой служили люди, окружающие его в еврейском Амстердаме. «Итак, настоящими героями Библии были для него не выдуманные и приукрашенные, а евреи, живущие вокруг. В них сокрыты все человеческие страсти (и пороки тоже), но в какие-то моменты через них проявляется и Высшая сила. Так он пришел к решению запечатлеть еврейских собратьев со всей тщательностью, не упуская главного, сокровенного. Пусть в людской памяти останется образ и этого поколения древнего, библейского еврейства. Разве не оно призвано делиться с другими опытом достойной жизни, стойкости в испытаниях, терпения в страданиях и мужества?» – так писал об образах Рембрандта искусствовед Борис Клейн.

Тяжелые времена, смерть детей в младенчестве, смерть любимой жены Саскии, прожившей с ним восемь лет, – все это рождает мрачные нидерландские пейзажи. И хотя появление молодой любовницы, родившей ему дочь, скрасило его жизнь, дела его шли неважно. Годы богатства, славы, процветания Рембрандта прошли, и его успех у публики начал меркнуть. Сменились ли вкусы публики, изменилось ли отношение к самому художнику, характер которого был достаточно сложен, был ли он плохим «бизнесменом», несмотря на дружбу с евреями – кто знает. Но только в 50 лет Рембрандт оказался банкротом.

Продав дом и имущество, разоренный, почти нищий живописец искал жилище, соответствующее его новому положению. И поселился на улице Розенграхт, в «еврейском гетто». И вновь его моделями стали соседи – евреи. Он написал 15 таких портретов (а всего в наследии художника 30 «еврейских» портретов – пятая часть его портретной галереи), занимающих наиболее почетные места в крупнейших художественных собраниях мира. Лишенный былых заказов, будучи абсолютно свободным в выборе сюжетов, он обратился к образам, способным более полно выразить его чувства, настроения, переживания. Евреи, их униженное положение в обществе – все это становится ему особенно понятным и близким. Именно в последние годы жизни художник создает свои наиболее значительные шедевры – портреты пожилых евреев, портреты-биографии. Все они отличаются огромной психологической насыщенностью. С портретов евреев, которые он писал в то время, на нас смотрят полные трагизма глаза. И натруженные морщинистые руки бессильно лежат на коленях. Возможно, в их судьбах он видел и отражение своей судьбы. Две таких картины хранятся в Эрмитаже: «Портрет старика-еврея» и «Портрет старого еврея в красном». Одна из поздних его картин – «Еврейская невеста». Возможно, эта картина – воспоминание о счастливых годах, проведенных с любимыми им женщинами.

Он тяжело пережил и смерть 26-летнего Титуса – сына Саскии, умершего от чумы вскоре после женитьбы. И умер в одиночестве, лишь два друга не покидали его ни в богатстве, ни в бедности. Одним из них был аптекарь Абрахам Франсен – он запечатлен в одном из офортов. Рембрандт умер в возрасте 63 лет и был похоронен в безымянной могиле. Но у времени свой «табель о рангах». И Рембрандт уже вне моды и настроений эпохи. Конечно, особое почтение к нему испытывает еврейский народ, болезненно остро реагирующий и на хулителей, и на защитников.

Поэт Хаим Нахман Бялик назвал Рембрандта великим нееврейским художником, который смог постичь еврейскую душу так, как никто из еврейских. А поэт Яаков Кахан написал: «Рембрандт, ты уверен, что в твоих жилах нет еврейской крови? Как же ты сумел передать возвышенную еврейскую душу на своих полотнах? Ты загадка для меня, Рембрандт, – ты чужой, но так близок мне». Рав Кук, посетивший в 1912 году Национальную галерею в Лондоне, тоже остановился у его полотен и увидел в них «всепроникающий свет, который, как говорили мудрецы Талмуда, создал Всевышний в дни творения, а затем сокрыл, так что увидеть его могли только избранные, и Рембрандт – один из них». Он называл художника цадиком, праведником.

В начале 70-х годов петербургский режиссер Виктор Кернарский снимал фильм «Рембрандт. Офорты». Пользуясь знакомством, он обратился к Иосифу Бродскому с просьбой написать текст в стихах к фильму. Через две недели получил четыре страницы стихов. «Это проба. Когда фильм будет отснят, я напишу больше». Фильм был снят, а стихи отвергнуты сценарным отделом студии: Бродский в те времена уже был слишком известен в узких кругах. Но стихи остались. Там были строки:

«И чередою перед ним пошли

аптекари, солдаты, крысоловы,

ростовщики, писатели, купцы –

Голландия смотрела на него,

как в зеркало. И зеркало сумело

правдиво – и на многие века –

запечатлеть Голландию и то, что

одна и та же вещь объединяет

все эти – старые и молодые – лица;

и имя этой общей вещи – свет…»

Алла Борисова

grimnir74.livejournal.com

Красные евреи: watermelon83

- в российскую гражданскую (в ту, которая 1917-22 гг.) войну.

Антисемиты в блоге есть? Пост, можно сказать, для них. Польский очевидец побывал в красной Москве и, зачем-то, не менее красном Харькове, а впечатления от увиденного занес на бумагу, зарисовав нелицеприятные сценки 1918-19 гг.

В общем-то, антисемитизм среди участников борьбы на развалинах империи и людей, так или иначе им сочувствующих, был явлением достаточно распространенным: слишком быстро все произошло, слишком тяжелым было это всё. Недавно еще прогрессивные люди империи были практически единодушными в том, чтобы еврейское население добилось равноправия, теперь же всякое течение нормальной жизни прекратилось, а прогрессивные люди рубили мебель, чтобы согреться или тащили ее на продажу, чтобы не умереть с голоду.

Со сцены ушел вежливый свой собрат-интеллигент еврей и появился отвратительный жид, с местечковым акцентом, амбициями недоучки, провинциализмом и прочими недостатками, включая манеру тянуть и пристраивать за собой своих сородичей. Более того, именно в царстве наибольшего террора и ужаса, в красной России, этот жид стал чуть ли не господствующей силой: он распределял пайки, сидел в страшной ЧК и даже руководил вооруженными силами республики. Таким был этот образ, во многих тогдашних дневниках и последующих мемуарах.

Конечно, действительность сильно отличалась от этого. Троцкий меньше всего кооперировался или ассоциировал себя с евреями, в Урицкого стрелял Каннегисер, мстивший за убитого друга-офицера Перельцвейга, расстрелянного чекистами и т.д. Не еврейские батальоны устанавливали советскую власть, а красный террор шел не линии крови, но по линии класса, а то и вовсе, куда местный комиссар посмотрит. Этот момент любопытно отражается в неправленых дневниках, вроде того, что вел историк Готье, который жидов-коммунистов попросту не выносил, но всегда тепло отзывался о своих друзьях-коллегах евреях.

Тем не менее, столь же очевидным является и то, что среди революционеров дореволюционной России (да-да) евреи представляли несоразмерную своей доле в населении величину: ирония судьбы же заключается в том, что их (в смысле надежд и симпатией, творили ее как раз русские люди) революцией был Февраль, сделавшый Россиию ультра-демократией (точнее, пародией на нее, но это уже другой вопрос), а вовсе не Октябрь, который еврейская интеллигенция, в целом, приняла скорее отрицательно.

Резюмируя: была ли советская власть 1917-25 гг. однозначно еврейской? Очевидно, что нет - сама еврейскость не давала никакого преимущества, нельзя было по ермоловски просить произвести себя в евреи. Не большевики упразднили связывающие евреев законы, но они жестоко преследовали любые формы еврейской кооперации вне собственных структур. Да, в гражданскую евреи были широко представлены в советских организациях, особенно на фоне прежних лет - это бросалось в глаза. Но, кто кого использовал? они были таким же кирпичом (пусть и омерзительным, и большим) в красной стене, что и латышские полки, китайские солдаты и т.п. интернационал. Да, красные благоприятствовали евреям - тем, что готовы были служить делу мировой революции - но закваска-то была русская, именно русская - и ничья другая.

Привожу классическое "обратное" мнение, для справедливости и полемики,-

Вы думаете, случайно ЧК с первого дня образования возглавляли только нерусские люди? Где-нибудь мог найти себе место и русачок-дурачок, вроде того же Калинина. Но ЧК? Нет! Это дело они передоверить другим не могли и занимались им самолично.И все эти Розы Люксембурги, Карлы Либкнехты, Клары Цеткины, которые пытались одновременно захватить власть в Германии, Бела Кун, который должен был взять власть в Венгрии… Но там их всех успели скрутить, покидали в пролеты лестниц, а Бела Кун успел убежать к нам.Знало ли ваше поколение, что ЧК первых лет революции, вся ЧК, кроме, может, рядовых часовых, состояла не из русских людей? Все! Понимаете, для чего это было сделано?

В. А. Солоухин, "Последняя ступень"

watermelon83.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта