Коста Хетагуров: биография и фото, творчество осетинского поэта. Коста хетагурова картины


биография кратко, фото, творчество Хетагурова Коста Левановича

Коста Хетагуров, биография которого вызывает нескрываемый интерес поклонников творчества истинного таланта, – это художник и скульптор, поэт и просветитель, гордость Осетии, основоположник языка и литературы этой страны.Творческое наследие Коста получило в 20-м веке мировое и всесоюзное признание, а его стихотворения и поэмы были переведены на многие языки.

Биография Коста Хетагурова кратко: для детей

Родился 15 октября 1859 года в горном ауле Нар в семье русского прапорщика Хетагурова Левана. Мама Мария Губаева умерла практически сразу после родов, отец по прошествии пяти лет после смерти жены создал семью с дочерью местного священника. К сожалению, заменить ребенку маму у нее не получилось по причине отсутствия любви к неродному ей мальчику. Коста это чувствовал и всегда старался убежать от новой супруги отца подальше, к кому-то из родственников. коста хетагуров биография

Поэтому в творчестве поэта, в памяти которого навсегда осталась сиротская боль и лишенное материнской ласки детство, часто встречается образ матери и щемящая тоска по ней. Обоих родителей ребенку полностью заменил отец, которого Коста глубоко почитал и боготворил.

Коста Хетагуров: годы познания

Обучение мальчика началось с нарвской школы, а потом и прогимназии во Владикавказе, давшим хороший старт нравственному, психологическому и эстетическому формированию его художнической индивидуальности.коста хетагуров биография кратко Вскоре из гимназии Коста сбежал к отцу, который на то время переселился в Кубанскую область, где организовал село Георгиевско-Осетинское (ныне – имени Коста Хетагурова). Данный поступок побудил родителя устроить юношу в Каланджинское училище, после окончания которого Коста на протяжении 10 лет с 1871 года проходил обучение в Ставропольской мужской гимназии, где продолжилось его культурное развитие. Именно здесь были написаны первые стихотворные строки, из которых по настоящее время сохранились лишь два произведения на осетинском языке: "Новый Год" и "Муж и жена".

В родной Осетии

В 1881 году Коста Хетагуров, биография и творчество которого являются неотъемлемой частью истории осетинского народа, стал студентом Петербургской академии художеств и получил одну из двух стипендий, выплачивавшихся из горских штрафных сумм Кубанской областной администрацией. Через 2 года выплата стипендии Кубанскими властями была прекращена; некоторое время Коста посещал лекции вольнослушателем, потом вовсе забросил учебу. коста леванович хетагуров биографияМолодой человек, все время тосковавший по родным краям, родной культурной и языковой стихии, принял решение вернуться в Осетию. До 1891 года он проживал во Владикавказе, писал, преимущественно на русском языке, поэмы и стихотворения, работал живописцем и рисовал театральные декорации. Коста Хетагуров, биография которого является хорошим примером любви и уважения к своему народу, даже выставлял свои полотна совместно с русским художником Бабичем А.Г. Также он устраивал музыкально-литературные вечера, а с 1888 года публиковался в региональной газете «Северный Кавказ».

Цензура против Коста

Как и всем талантливым людям, Коста пришлось столкнуться с цензурой. Впервые чувство того, что он пишет что-то запрещенное, пришло к поэту, когда к печати не было допущено стихотворение, посвященное памяти Михаила Лермонтова. Оно было опубликовано позже, спустя десять лет и анонимно. коста хетагуров творчествоРеакция цензуры достаточно ясна: в Лермонтове поэт видел предвестника желанной свободы, поднимавшего людей на бой за честное и великое дело. Ведь осетинская действительность того времени была просто ужасна: полное бесправие и нищета, нравственные и сословные конфликты, духовная подавленность народа и невежество, кочующее из века в век. Оценке противоречий и анализу окружающей действительности были посвящены поэмы «Плачущая скала», «Перед судом», «Фатима», этнографический очерк «Особа». В 1891 году за вольнолюбие в творчестве Коста Хетагуров (биография кратко изложена в школьных учебниках Осетии) был отослан за пределы родного края на 5 лет.

Коста был вынужден возвратиться в село Георгиевско-Осетинское, где проживал его престарелый отец. Начался, возможно, самый трудный период в жизни поэта: ему приходилось ухаживать за престарелым родителем, мириться с существованием и бытом простого крестьянина, выброшенного из привычной общественной среды и не имеющего возможности применить свой талант и накопленные знания к какому-либо достойному делу.

Сложный период в жизни поэта

В личной жизни тоже не все ладилось: сватовство к Анне Цаликовой – горячо любимой девушке, закончилось вежливым отказом. Умер отец поэта. После его смерти Коста Леванович Хетагуров, биография которого всегда была связана с творчеством, переехал в Ставрополь. В 1893 году стал сотрудником газеты «Северный Кавказ», где проработал 4 года. Это было время, характеризующееся активной творческой деятельностью осетинского автора, поэтому именно эти годы можно по праву считать значительным шагом вперед: из неизвестного поэта-любителя Коста Хетагуров стал значительным литературным деятелем своего времени. биография коста хетагурова кратко для детейВ 1985 году в газете был опубликован сборник его сочинений: все они были на русском языке. Также Коста Хетагуров, биография которого познавательна для поколения всех возрастов, писал и на своем родном осетинском, но стихотворения на этом языке к печати не допускались по причине отсутствия как таковых осетинского книгоиздательства и прессы.

Коста Хетагуров: биография кратко

Вскоре поэт заболел туберкулезом, пережил две операции, оставшись после них практически на полгода прикованным к постели. Болезнь не была окончательно побеждена, здоровье подорвано, но Коста, несмотря на физические трудности, старался активно принимать участие в литературной жизни и продолжал заниматься живописью.

В 1899 году Коста Хетагуров, биография которого тесно связана культурой осетинского народа, отправился в Херсон – очередное место ссылки. Город ему не понравился, и он попросил перевода в другое место, которым стал Очаков. Именно здесь ему стало известно, что во Владикавказе все-таки был опубликован сборник его осетинских стихотворений «Осетинская лира». Зимой 1899 года поэт был извещен об окончании ссылки, в связи с чем возвратился в Ставрополь, горя желанием возобновить работу в газете: его публицистика стала более проблемной и острой. Автор принимает активное участие во всех культурно-просветительских мероприятиях местного масштаба, занимается живописью, работает над поэмой «Хетаг». В планах открытие школы рисования для одаренных детей и работа редактором в газете «Казбек». Однако помешала его грандиозным планам болезнь, окончательно приковавшая поэта к постели. Поскольку денежных средств у Коста на существование практически не было (порой приходилось на хлеб просить у друзей), а самочувствие при этом ухудшалось, поэта, требовавшего заботы и тщательного ухода, забрала в село родная сестра. Под ее присмотром он прожил еще 3 года; в этот сложный период Коста уже не смог вернуться к привычной творческой деятельности.коста хетагуров полная биография

Не стало поэта 1 апреля 1906 года. Впоследствии его прах был перевезен во Владикавказ.

Творческое наследие Коста Хетагурова

Только после смерти Коста Хетагурова стало понятно, что ушел человек необыкновенного характера, таланта и мужества, оставивший после себя значительное творческое наследие. В своих произведениях, написанных на русском и осетинском языках, Коста Хетагуров, творчество которого было высоко оценено его последователями, выступал против притеснения народов Кавказа и защищал их национальное достоинство. Он взывал к землякам с идеей приобщения к творческому наследию народа России, был приверженцем братского единения народов обеих стран.

Коста Хетагуров, полная биография которого полна по большей части трагических моментов, также был осетинским профессиональным живописцем; в своих картинах с большим мастерством показывал жизнь обычного люда, писал пейзажи горного Кавказа и портреты лучших представителей своего времени.

Главная награда: любовь народа

Объектом пристального внимания многочисленных исследователей стала творческая и общественная деятельность великого поэта. Ему установлены монументальные памятники в столицах Южной и Северной Осетии, его именем назван главный Северо-Осетинский государственный университет – главный вуз республики. Имя Коста носят населенные пункты, улицы, корабли, музеи и государственные премии. Коста Леванович Хетагуров, биография которого является большой гордостью для осетинского народа, заслужил самую главную награду: его неиссякаемую любовь.

fb.ru

Еще раз о Коста Хетагурове - художнике

Великий сын осетинского народа Коста Хетагуров является не только основоположником осетинской литературы, но и зачинателем станковой и фресковой живописи и декоративно-оформительского искусства как в Осетии, так и среди других горцев Северного Кавказа.Подобно могучему горному потоку, переливающемуся на солнце брызгами всех цветов радуги, творчество Хетагурова, уходя своими корнями в самую толщу народной жизни, многогранно и разнообразно как в поэзии, так и в живописи.Хетагуров был не только талантливым поэтом и живописцем. Это была высоко одаренная личность. Прекрасный оратор и отличный декламатор, он обладал приятным голосом и превосходно исполнял в кругу друзей им же самим сочиненные частушки на злобу дня. В письмах к сестрам Цаликовым он шутливо упоминает о своем "бархатном баритоне".

Превосходный гимнаст, Хетагуров еще с гимназической скамьи стяжал себе этим славу среди товарищей. В гимназии он до того увлекался гимнастикой, что как-то едва не сбежал с приехавшей в Ставрополь цирковой труппой. Однажды во Владикавказе он, по словам очевидцев, доказал свою ловкость. Хетагуров держал пари со своими товарищами, что вскочит на быстро скачущую лошадь и скинет всадника с седла. Он блестяще проделал это и выиграл пари.В 1871 году Хетагуров поступил в реальное отделение Ставропольской гимназии. С первых же годов обучения он обнаружил большие способности в рисовании. Учитель рисования Б. М. Смирнов всячески старался развить в даровитом мальчике талант, поощряет его и ставит его работы в пример другим ученикам. Юноша уже мечтает сделаться художником.С шестого класса Хетагуров покинул гимназию, предполагая ехать в Петербург и поступить в Академию художеств. Однако ему не сразу удалось осуществить свое желание. Отец его, Леван Хетагуров, мечтал видеть сына военным, но не художником, и никак не мог понять выбор сына. Отношение отца и сына к вопросу профессии отразилось в стихотворении "Ныфс".Отец, заработка которого едва хватало на содержание семьи, ничем не мог помочь сыну, и последний был предоставлен собственным силам. После окончания гимназии Хетагурову пришлось заняться частными уроками.17 августа 1881 года Хетагуров поступил в Петербургскую Академию художеств и был зачислен на стипендию Баталпашинского уезда Кубанской области. В то время преподавание в Академии художеств уже перешло в руки первых художников-передвижников во главе с П. П. Чистяковым, Н. Н. Ге, М. П. Боткиным, В. П. Верещагиным и др.Вместе с Хетагуровым в академии учились художники, чьи имена оставили глубокий след в истории русской живописи: М. Врубель, В. А. Серов, Н. Самокиш, пейзажист Башин-Джагиан, скульптор Беклемишев и др.Мастера-рисовальщики и живописцы, как П. П. Чистяков, Шарлеман и другие профессора академии, прививали учащимся высокое знание рисунка и мастерство кисти. Находясь в среде талантливой русской молодежи и учась у лучших педагогов-художников того времени, Хетагуров вынес из стен академии определенное мировоззрение художника-демократа-революционера и навыки художника-реалиста, что в полной мере и отразилось в его картинах: "Мальчики-каменщики", "Горянка, идущая за водой", "Женщина-горянка в сакле", "Перевал Зикара", "Природный мост", "Тебердинское ущелье", в рисунке "Повешенный горец" и ряде других его работ.Из академии Хетагуров ушел по следующей причине: бывший уездный начальник Баталпашинского уезда (Кубанской области), как рассказывает Г. Дзасохов, растратил денежные суммы, из которых Хетагурову выдавалась стипендия. За неуплаты за обучение Хетагурова удалили из академии. В течение двух лет он оставался в Петербурге, хлопоча, чтобы его приняли обратно в Академию. Но все было напрасно. Ему пришлось отказаться от мысли продолжать учение.Не имея никаких средств к существованию, Хетагуров в течение двух лет работал поденщиком, таскал мешки, выгружал баржи. Здоровье не выдержало, и в 1885 году больной Хетагуров выехал на Кавказ. Академия художеств даже не ответила на его просьбу разрешить преподавать рисование в реальном училище во Владикавказе. Хетагуров взялся за церковную живопись... В этих его работах доминирует реализм и увлечение художественной передачей материалов: парчи, золота, бархата, шелка и человеческого тела. Хетагуров писал не только иконы. Его кисти принадлежит ряд картин и рисунков на светские темы. Картина "Мальчики-каменщики", совпадающая по теме с картиной известного французского художника-революционера Курбэ, начатая еще до ссылки во Владикавказе, наиболее показательна для творчества художника и являлась его любимым детищем. О ней вспоминает он в письме из Херсона к Цаликовым и говорит, что, возвратись на родину, непременно постарается ее доработать.Картина изображает мальчиков-горцев на Военно-Грузинской дороге. Старший - подросток тяжелым молотом бьет щебень, другой - оборванный мальчуган смотрит на зрителя большими черными печальными глазами. Около мальчиков собака, написанная с поразительной живописностью. Сверху нависла скала "Пронеси господи", вдали по дороге плетется нищий-горец, а из глубины ущелья показалась четверка "господских" лошадей, подымающая пыль.Не лишены интереса некоторые сведения о судьбе этой картины. Хетагуров начал писать ее в 1886 году. В это время он жил во Владикавказе недалеко от Чугунного моста по Краснорядской улице, в квартире Ибрагима Шанаева, у которого снимал комнату под мастерскую. Натурщиками ему служили сыновья Шанаева.Работая над картиной, Хетагуров вынужден был одновременно брать всевозможные заказы, оформлять театральные постановки, писать декорации и проч. и в то же время принимать деятельное участие в устройстве благотворительных вечеров в пользу бедных. Поэтому картина "Мальчики-каменщики" до его первой ссылки оставалась незаконченной……Другая картина, также характеризующая творчество Хетагурова,- "Горянка, идущая за водой". В ней художник изображает тяжелый труд женщины-горянки. Она, как бессловесный рабочий скот, должна спускаться к воде и взбираться вверх по опасным горным тропинкам с огромной ношей и в то же время присматривать за бегущим мальчуганом-сыном, который, того и гляди, сорвется в пропасть. Картина "Женщина-горянка в сакле" изображает горянок за перегонкой араки. Здесь также показано подневольное положение горянок, изнывавших в условиях старого родового быта, когда единственным уделом женщины являлась работа по дому. Картину эту Хетагуров не закончил.Пейзажи, написанные Хетагуровым, говорят о тонком умении художника наблюдать горную природу и мастерски передавать ее.В годы первой высылки Хетагурова ему пришлось побывать в горах Карачая, в Теберде. Он передал Тебердинское ущелье на полотне.. Утреннее восходящее солнце уже играет на вершинах снежных гор.. Внизу, в глубоком ущелье, окутанном легким туманом, изгибается река, берега которой покрыты огромными вековыми соснами.Картина эта по высокому мастерству исполнения не только не уступает работам знаменитого швейцарского художника Кальяма, но превосходит его своим глубоким реализмом в передаче могучей кавказской природы.Известен Хетагуров и как портретист. Его две работы, находящиеся в Юго-Осетинском музее, в гор. Сталинире (портрет Л. Поповой и ее брата Якова Попова, написанного под "нерукотворный" образ Христа), показывают нам его высокое мастерство как живописца, владеющего в совершенстве рисунком.…В копии с картины Лендаля "Плачущий ангел" Хетагуров изобразил упомянутую А. Попову, в которую был влюблен, с таким поразительным сходством, что ни один служитель церкви не захотел приобрести ее для церкви ввиду явно выраженного художником в образе ангела не небесного, а земного существа."Двенадцать апостолов" работы Хетагурова, находящиеся в Алагирской церкви, также лишены всякой святости и напоминают галерею чисто осетинских народных типов, переданных с большим peaлизмом…

1941 г.

Из статьи Махарбека Туганова.

cominf.org

Выставка работ Коста Хетагурова - @vp-painting

Коста Хетагуров многим известен как поэт и просветитель осетинского народа, но он ещё является и отличным художником и скульптором. Сегодня хочу вас познакомить с выставкой его работ, которую увидела совсем недавно в Художественном музее им. М. Туганова во Владикавказе.

Выставка картин К. Л. Хетагурова приурочена ко дню его рождения (поэт родился 15 октября 1859 года). На втором этаже музея, в старинном особняке купца Богдана Оганова, сегодня многие желающие могут познакомиться с интересными работами великого осетинского поэта и художника. Его картины продолжают притягивать к себе внимание, но не спешат раскрывать все свои секреты.

В самих залах музея много лепнины и различных оригинальных скульптур, а картины Хетагурова вывешены на специальных стендах, распределены по времени их написания.

Здесь изображён великий сын своего народа, который многое сделал для осетинского языка и литературы. В 1881 году Коста Хетагуров стал студентом Петербургской академии художеств, затем работал живописцем и рисовал многие театральные декорации. Часто выставлял свои полотна совместно с русскими художниками.

Коста написал и свой автопортрет, будто бы знал, что его потомкам будет очень интересно узнать, как выглядел осетинский живописец.

"Автопортрет Хетагурова"

Все залы Художественного музея им. М. Туганова хорошо оформлены. Мне понравились расписные потолки. Посмотрите и вы, насколько всё ярко и оригинально выглядит.

А это одна из работ великого осетинского поэта, которая называется "Горянка, идущая за водой". В ней художник изображает тяжелый труд женщины-горянки.

В Осетии женщине была уготована сложная судьба. Она должна была каждый день спускаться к воде и взбираться вверх по очень опасным горным тропинкам с тяжёлой ношей.

"Горянка, идущая за водой"

К тому же каждой женщине нужно было присматривать за детьми. Вот и на этом полотне мы видим, как молодая осетинка взяла с собой за водой и сына. Этот бегущий рядом мальчуган даже не обут, ведь жили во времена Хетагурова очень бедно, и на обувь никогда не хватало денег...

В своих стихах К. Хетагуров порой писал так:

Мне вашего счастья не нужно,—В нем счастья народного нет...В блестящих хоромах мне душно,Меня ослепляет их свет...Их строило рабство веками,Сгорают в них стоны сирот,В них вина мешают с слезами...Нет, будьте вы счастливы сами,Где так обездолен народ!

Кисти Хетагурова принадлежит много картин и рисунков на различные темы. Следующая работа называется "Перевал Зикара".

Горы Коста очень любил рисовать с натуры. Посмотрите, какие острые у них пики, вечные ледники и живописная кавказская природа вокруг.

"Перевал Зикара"

Хетагурову удавались не только живописные горные пейзажи, он также хорошо писал и портреты.

"Портрет Ланге"

А вот так изобразил он осетинских женщин за работой. Картина зазывается "Гонка араки в осетинской сакле". Арака – это алкогольный национальный напиток, приготовленный из зёрен кукурузы, ячменя или других зерновых культур. В сакле мебели почти и нет, но зато всегда был большой очаг, люлька для младенцев и кучка заготовленных дров для костра.

"Гонка араки в осетинской сакле"

Каждая картина Хетагурова имеет свою историю, эти полотна вдохновляли поэта и на написания новых поэтических произведений. Коста Хетагуров сочинял удивительно-трогательные стихотворения, а в одном из них сказал так:

Я счастлив, что люблю... Любви одной покорный,Под знаменем ее пойду на смертный бой,Пойду на суд толпы холодной, дикой, вздорной,С спокойной совестью, с ликующей душой...

А на этой фотографии вы можете рассмотреть воссозданную обстановку комнаты дома Коста Хетагурова.

А вот небольшое видео, взятое с канала Рената Гучмазова на YouTube, где вы увидите и село Нар, в котором родился поэт, и некоторые из его известных картин, а также то, как в Осетии отмечают каждый год день рождения талантливого поэта и художника.

Многие почитатели творчества Коста до сих пор приезжают на его Родину, читают любимые стихи, поют песни, написанные на слова из его произведений...

Автор статьи — @singa

Руководство по публикации статей в сообществе «Мастерская художников»

goldvoice.club

биография и фото, творчество осетинского поэта :: SYL.ru

Известный осетинский поэт Коста Хетагуров, биография которого приведена в этой статье, жил и творил в конце XIX века. Также был публицистом, драматургом и живописцем. Считается основоположником всей осетинской литературы.

Значение творчества поэта

Коста Хетагуров, биография которого полна интересных фактов, родился в 1859 году в горном селении Нар на территории Северной Осетии.

Он - признанный основоположник осетинского литературного языка. Для этого народа имеет такое же значение, как Александр Пушкин для русской литературы.

Его первый знаменитый сборник увидел свет в 1899 году. Он назывался "Осетинская лира". В нем впервые в истории были опубликованы стихи для детей, написанные на осетинском языке.

При этом много писал и на других языках Коста Хетагуров. Биография поэта интересна и русскому человеку, поскольку он сочинил множество произведений на русском. Он активно сотрудничал с периодическими изданиями Северного Кавказа. Большой популярностью пользовался его очерк по этнографии под названием "Особа".

Первый осетинский поэт

Сразу стоит оговориться, что лидерство этого осетинского поэта не раз оспаривалось. Краткая биография Косты Хетагурова содержит информацию о том, что первое крупное стихотворное произведение на осетинском издал Александр Кубалов. Он был на 12 лет младше Хетагурова.

В 1897 году Александр написал поэму "Афхардты Хасана". Это произведение по духу и стилю близко к фольклору, устному народному творчеству. Оно посвящено популярному среди горных народов обычаю кровной мести. Причем в поэме эта традиция осуждается. На протяжении многих лет именно это произведение считалось лучшим из того, что написано на осетинском языке.

Кубалов был представителем осетинского романтизма. Переводил стихи Байрона и Лермонтова. Судьба его оборвалась внезапно и трагично. В 1937 году, в период сталинских репрессий, его арестовали. Считается, что он умер в заключении в 1941-м.

При этом главным осетинским литератором официально остается Коста Хетагуров. Биография его доказывает, что он внес значительно больший вклад в дальнейшее развитие осетинской литературы.

Детство Хетагурова

Биография Косты Хетагурова берет начало в семье прапорщика российской армии Левана Елизбаровича Хетагурова. Свою мать герой нашей статьи практически не помнит. Мария Губаева умерла вскоре после родов. Воспитанием мальчика занималась родственница его отца Чендзе Дзепарова.

Через пять лет после смерти жены привел в дом новую женщину отец Косты Хетагурова. Биография поэта кратко рассказывает о его мачехе, которая была дочерью местного батюшки и не любила приемного сына. Поэтому о новой жене своего отца мальчик отзывался холодно, часто убегал из дома к дальним родственникам, с которыми у него были более искренние отношения.

Образование поэта

Чрезвычайно популярен у себя на родине Коста Хетагуров. Биография на осетинском языке подробно рассказывает, какое образование получил герой нашей статьи.

В школу он пошел в родном поселке Нар. Вскоре переехал во Владикавказ, где начал учиться в прогимназии. В 1870 году вместе с отцом перебрался в Кубанскую область со столицей в Екатеринодаре (сегодня это Краснодар). Леван Хетагуров перевез на Кубань все Нарское ущелье, он был лидером местной династии осетин. На новом месте переселенцы основали село Георгиевско-Осетинское. Сегодня оно переименовано в честь Хетагурова-младшего.

Биография Косты Левановича Хетагурова содержит один удивительный факт. Как-то он настолько соскучился по отцу, что сбежал к нему из Владикавказа в далекое кубанское село. После этого отец смог устроить его только в начальное станичное училище в Каланджинске. И то с большим трудом.

В 1871 году Коста поступил в губернскую гимназию в Ставрополье. Здесь он проучился десять лет. Из этого периода его жизни до нас дошли несколько ранних текстов поэта. Стихотворение "Вере", написанное на русском языке, и два поэтических опыта на осетинском - "Новый год" и "Муж и жена".

Успехи в творчестве

Биография Косты Хетагурова на осетинском повествует о том, как его художественный талант был оценен еще в начале 1880-х годов. В 1881-м его приняли в престижную академию художеств в Петербурге. Он занимался у мастера жанровой и портретной живописи Павла Чистякова.

Однако учеба складывалась не совсем удачно. Через два года его лишили стипендии, в результате он остался практически без средств к существованию. Ему пришлось бросить академию, а вскоре вернуться в Осетию.

Хетагуров начинает постоянно жить во Владикавказе. До 1891 года создает большинство своих знаменитых текстов. В основном на осетинском языке. Печатается во всероссийской и местной прессе, в частности, в газете "Северный Кавказ", которая выходила в Ставрополе.

Ссылка

Чем еще известен Хетагуров Коста Леванович? Биография его схожа с историей Пушкиным. Оба считаются основателями литературного языка своего народа, оба за излишне свободолюбивые стихи были отправлены в ссылку.

Герой нашей статьи оказался в изгнании в 1891 году. Его выдворили за пределы Осетии. К 1895 году он обосновался в Ставрополе. При газете "Северный Кавказ" издал собственный сборник сочинений на русском языке.

Болезнь и смерть

В те же годы врачи ставят Хетагурову неутешительный диагноз - туберкулез. Он переносит две операции. В 1899 году прибывает на место официальной ссылки в Херсон. В здешнем климате чувствует себя очень плохо, постоянно жалуется на пыль и духоту. А также на то, что здесь не с кем общаться, невозможно встретить ни одного интеллигентного человека. По словам Хетагурова, на улицах только торговки и купцы.

В связи с этим он просит о переводе в Одессу. Ему в этом отказывают, соглашаясь отпустить в Очаков. Это городок в Николаевской области (Украина). Хетагуров находит пристанище в семье рыбака Осипа Данилова. Его покоряет море, которое видно уже из окон хаты. В эти месяцы герой нашей статьи сожалеет только о том, что не взял с собой краски, чтобы запечатлеть красоту здешних мест.

В Очакове до него доходят слухи, что на родине издан его сборник "Осетинская лира". Правда, не в том виде, в каком предполагалось. Царские цензоры не могли позволить, чтобы эти стихи напечатали так, как есть. В результате многие тексты сократили или изменили до неузнаваемости, другие вовсе не вошли в стихотворный сборник. Цензоров смутило их революционное содержание.

Состояние Хетагурова не улучшалось. В том числе и из-за того, что закончился срок его пребывания в Очакове, и пришлось возвращаться в ненавистный ему Херсон.

В декабре 1899 года ссылка была, наконец, отменена. Столкнувшись с транспортными проблемами, Коста выехал из Херсона только в марте следующего года. Для начала он остановился в Пятигорске, а затем перебрался в Ставрополь, чтобы возобновить издание газеты "Северный Кавказ".

Тяжелая болезнь поразила Хетагурова в 1901 году. Она помешала ему закончить его важные поэмы - "Хетаг" и "Плачущая скала". В конце года он перебрался во Владикавказ. Здесь самочувствие его резко ухудшилось, и Коста оказался прикованным к кровати.

Все друзья и знакомые Хетагурова отмечали, что всю жизнь он мало заботился о себе, о своем благополучии. Только в конце жизни попытался завести семью, построить дом, но ничего не успел.

1 апреля 1906 года он умер в селе Георгиевско-Осетинское, сраженный тяжелой болезнью и постоянными преследованиями властей. Позже, по настоянию осетинского народа, его прах был перевезен и перезахоронен во Владикавказе.

Ключевые произведения

Первое крупное произведение, которое заставило критиков и читателей обратить внимание на молодого писателя, Хетагуров написал, когда учился в академии художеств. Это была пьеса "Поздний рассвет", чуть позже вышло еще одно драматическое произведение - "Чердак". Правда, современники отмечали, что обе пьесы были не совершенны по своей художественной форме. Это был один из первых литературных опытов автора.

В "Позднем рассвете" на первом плане оказывается начинающий художник Борис. Он молод, настроен прогрессивно и даже революционно. Свою жизнь он решает посвятить освобождению народа. Ради этого он даже отвергает возлюбленную, объясняя свой выбор тем, что желает служить народу. Для этого он стремится уехать из Петербурга, чтобы работать исключительно на общее благо. Его невеста Ольга пытается отговорить своего возлюбленного, считая мечту о всеобщем равноправии утопическим бредом. Ольга убеждает Бориса, что его долгом является служить обществу своими талантами. В конце пьесы Борис все же покидает город на Неве. Он уходит в народ.

"Мать сирот"

Для понимания проблематики лирики Хетагурова хорошо подходит стихотворение "Мать сирот" из сборника "Осетинская лира". Это яркий пример осетинской поэзии в исполнении Косты.

В тексте он описывает один из обычных вечеров простой многодетной горянки, оставшейся вдовой. Она уроженка его родного села Нар.

Вечером женщине приходится возиться с костром в то время, как вокруг нее резвятся пятеро голодных и босых детей. Мать утешает только то, что совсем скоро будет готов ужин, на который каждый получит свою порцию бобов. Вместо этого замученные и уставшие дети засыпают, даже не дождавшись еды. Мать рыдает, так как знает, что в конце концов они все погибнут.

В этом произведении ярко показана нищета и обездоленность, в которой живут обычные осетины. Это была одна из главных тем творчества Хетагурова.

www.syl.ru

краткая биография, фото и видео, личная жизнь

Хетагуров Коста (03.10.1859 – 19.03.1906) – осетинский поэт, драматург, художник, общественный деятель. Считается отцом осетинской литературы.

Образование и изобразительное искусство

Коста Леванович появился на свет в ауле Нар. Отец был военным, мать скончалась, когда Коста было два года. Мальчика воспитывала дальняя родственница Чендзе Дзапарова, которая любила его, как родного сына. В пять лет появилась мачеха, с которой отношения не складывались. Обучение Коста начал в местной школе, после переезда во Владикавказ ¬учился в прогимназии. С детского возраста начал увлекаться живописью.

В 1870 году его отец, возглавив народ Нарского ущелья, основал Георгиевско-Осетинское поселение на Кубани. Теперь это село носит имя Косты, находится в Карачаево-Черкесской республике. Не выдержав разлуки с родственниками, Коста вернулся из Владикавказа на родину. После этого отец пристроил его в Каланджинское училище.

С 1871 года обучался в гимназии Ставрополя. К тому времени относятся ранние сохранившиеся стихотворения («Вере», «Новый год», «Муж и жена»). В 1877 году картины Хетагурова участвовали во всероссийской выставке, где были высоко оценены. Юноша поступил в Петербургскую академию художеств. Там он имел возможность учиться у именитых художников – Репина, Сурикова, Серова, Врубеля. Получили признание картины К. Хетагурова «За водой», «Природный мост», «Скорбящий ангел», «Гора Столовая» и др. После отмены стипендии в 1883 году не стал посещать занятия, а спустя два года вернулся во Владикавказ, где жил до 1891 года.

А. Цаликова Портрет А. Цаликовой – музы поэта, которая отвергла его любовь (1898)

Литературное творчество

В Петербурге были написаны первые поэмы «Чердак» и «Поздний рассвет». После переезда во Владикавказ Коста сочинил большую часть своих стихов на осетинском, печатался в периодических изданиях «Северный Кавказ», «Казбек». Однако творчество Хетагурова было расценено как слишком вольнодумное, и его выслали из Осетии на два года, которые он провел в селе с отцом. В 1892 году Коста хотел жениться на А. Цаликовой, но девушка отказала, тогда же умер его любимый отец.

С 1893 года проживал в Ставрополе, работал в газете «Северный Кавказ». Выпустил в 1895 году сборник собственных сочинений на русском языке. Через некоторое время его настиг туберкулез костей, последовали операции. Несмотря на недуг, Коста продолжал сочинять и снова был отправлен в ссылку за свою публицистическую деятельность. Местом отбывания был определен Херсон, но больному поэту этот город не подошел, и ему было разрешено переехать в Очаков. Там он жил в рыбацком доме и открыл для себя красоты морского побережья. Во время ссылки в Осетии выпущен сборник его стихотворений на родном языке «Осетинская лира», но не все произведения были допущены цензурой, часть из них изменили.

Коста Хетагуров

После ссылки в 1900 году Хетагуров приехал в Пятигорск, затем перебрался в Ставрополь и продолжил работать в газете «Северный Кавказ». Уже через год он переехал во Владикавказ, после чего тяжелая болезнь приковала его к постели. Поэт жил в бедности и одиночестве, пока его не забрала сестра. Хетагуров не успел закончить строительство дома, открыть детскую школу живописи, обзавестись семьей. Остались незаконченными поэмы «Хетаг» и «Плачущая скала». Умер в Георгиевско-Осетинском селе. Его прах по воле осетинского народа перевезен во Владикавказ.

Хетагуров внес большой вклад в литературное наследие своего народа, который был признан только после его смерти. Наиболее известным и пронзительным его стихотворением считается «Мать сирот». Его жизни посвящен советский фильм «Сын Иристона» (1958). Именем поэта названы села, улицы многих городов, музеи. Всего насчитывается 19 памятников, установленных в Осетии, Санкт-Петербурге, Ставрополе, Пятигорске, Грузии, Болгарии.

stories-of-success.ru

Селение Нар. Дом музей Коста Хетагурова

Селение Нар.

Дом музей Коста.

У подножия белоснежных вершин Кавказа, на могучем скалистом кряже, омываемом горными потоками, приютилось небольшое осетинское селение Нар. Здесь 157 лет назад родился Константин Леванович Хетагуров (1859-1906), которого народ с любовью называет просто Коста.Коста -- поэт, публицист и драматург, основоположник осетинской художественной литературы. Коста -- воспитанник знаменитой Петербургской Академии художеств -- художник, основоположник осетинского изобразительного искусства.

Я счастия не знал, но я готов свободу,Которой я привык, как счастьем дорожить,Отдать за шаг один, который бы народуЯ мог когда-нибудь к свободе проложить.

Когда мы приехали в Нар, я ахнула, увидев фигуру Коста.У нас его так и называют, просто, по имени... И глаза повлажнели, глядя на этот монумент. Стоит задумчивый Коста в бурке. И из памяти рвутся его стихи...

Я смерти не боюсь, -- холодный мрак могилыДавно меня манит безвестностью своей,Но жизнью дорожу, пока хоть капля силыОтыщется во мне для родины моей...

Леван Хетагуров - отец Коста

Мария Губаева-Хетагурова - мать К. Хетагурова.

1876-1914Г.Г.(Анна Алексанровна Цаликова дочьсвященника А.И.Цаликова, учительница)Несбыточная любовь К.Л.Хетагурова

1859 – 1906

Коста Леванович Хетагуров – выдающейся сын осетинского народа, поэт, публицист, художник и непоколебимый борец за счастье народа.

Ольга Хетагурова-Кайтмазова - сестра К. Хетагурова.

Не верь, что я забыл родные наши горы,Густой, безоблачный, глубокий небосвод,Твои задумчиво-мечтательные взорыИ бедный наш аул, и бедный наш народ.

opasniyvozrast.livejournal.com

Жизнь и творчество Коста Левановича Хетагурова

Название проекта: «Жизнь и творчество Коста Левановича Хетагурова»

Название проекта:

«Жизнь и творчество Коста Левановича Хетагурова»

Цель:

Цель:

  • Обобщить знания детей о жизни и творчестве К.Л. Хетагурова
Задачи:

Задачи:

  • Отрабатывать и совершенствовать навык выразительного чтения, умение ориентироваться в прочитанных произведениях.
  • Развивать устную монологическую речь; умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения товарищей; умение слушать друг друга.
  • Развивать познавательный и читательский интерес к произведениям осетинского народа.
  • Воспитывать любовь к своей малой Родине, её народным традициям, литературе, искусству; на примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства.
Коста Леванович Хетагуров Выдающийся осетинский поэт и общественный деятель, основоположник осетинской художественной литературы и осетинского литературного языка.

Коста Леванович Хетагуров

Выдающийся осетинский поэт и общественный деятель, основоположник осетинской художественной литературы и осетинского литературного языка.

Коста Леванович Хетагуров родился 15 октября 1859 года в горном селе Нар , расположенном в верховьях Алагирского ущелья, в самом сердце Главного Кавказского хребта.
  • Коста Леванович Хетагуров родился 15 октября 1859 года в горном селе Нар , расположенном в верховьях Алагирского ущелья, в самом сердце Главного Кавказского хребта.
Семья

Семья

  • Сам Коста в своей автобиографии писал:
  • «Отец мой — Леван Елизбарович Хетагуров был участником Венгерской кампании усмирения Польши. Во главе полка туземного населения Северного и Южного Кавказа служил во Владикавказе, командуя сотней милиции осетин.      
  • Мать моя — Мария Гавриловна Хетагурова-Губаева была дочерью прапорщика русских войск, умерла, когда мне было 2 года, и меня в большой любви воспитывала Чензе Хетагурова — дальняя родственница по отцовской линии, женщина золотого сердца и доброго нрава».
Мария Гавриловна Губаева – мать Коста Леван Елизбарович Хетагуров – отец Коста

Мария Гавриловна

Губаева –

мать Коста

Леван Елизбарович Хетагуров – отец Коста

Образование Отец понимал значение просвещения и старался дать сыну образование: Нарская сельская школа, Владикавказская прогимназия, Каланджинское начальное училище, Ставропольская гимназия. Коста оказался под опекой замечательных педагогов-попечителей учебных заведений края Я.М. Неверова, учителя рисования гимназии В.И. Смирнова, которые помогли раскрыться его большому дарованию. Рисовать Коста начал рано, и в 1877г его картины были направлены в Москву на всероссийскую выставку работ учащихся средних учебных заведений, где получили самую высокую оценку.  Коста Хетагуров в студенческие годы

Образование

  • Отец понимал значение просвещения и старался дать сыну образование: Нарская сельская школа, Владикавказская прогимназия, Каланджинское начальное училище, Ставропольская гимназия. Коста оказался под опекой замечательных педагогов-попечителей учебных заведений края Я.М. Неверова, учителя рисования гимназии В.И. Смирнова, которые помогли раскрыться его большому дарованию. Рисовать Коста начал рано, и в 1877г его картины были направлены в Москву на всероссийскую выставку работ учащихся средних учебных заведений, где получили самую высокую оценку. 

Коста Хетагуров в студенческие годы

Хетагуров -художник В начале восьмидесятых Коста едет в Петербург, где прошел школу мастерства у Репина, Маковского, Сурикова, Серова, Врубеля, ставших в последствии гордостью русского классического искусства. Всемирно известны его картины: “Природный мост”, “За водой”, “Перевал Зикара”, “Скорбящий ангел”, “Гора Столовая”, ”Долина Теберда”, “Портрет Мисибри Гутиева”, “Портрет Анны Цаликовой”, известны его декорации к “Хаджи Мурату” и “Цыганскому барону”.  В 1887 г. выставка картины “Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии” во Владикавказском коммерческом клубе имела такой успех, что некоторым людям нужно было дотронуться до картины рукой, чтобы убедиться, что это холст, а не живой человек.    Автопортрет К.Хетагурова

Хетагуров -художник

  • В начале восьмидесятых Коста едет в Петербург, где прошел школу мастерства у Репина, Маковского, Сурикова, Серова, Врубеля, ставших в последствии гордостью русского классического искусства. Всемирно известны его картины: “Природный мост”, “За водой”, “Перевал Зикара”, “Скорбящий ангел”, “Гора Столовая”, ”Долина Теберда”, “Портрет Мисибри Гутиева”, “Портрет Анны Цаликовой”, известны его декорации к “Хаджи Мурату” и “Цыганскому барону”.  В 1887 г. выставка картины “Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии” во Владикавказском коммерческом клубе имела такой успех, что некоторым людям нужно было дотронуться до картины рукой, чтобы убедиться, что это холст, а не живой человек. 
  •  

Автопортрет К.Хетагурова

«В осетинской сакле»

«В осетинской сакле»

«Перевал Зикара»

«Перевал Зикара»

«Тебердинское ущелье» «Портрет А.А.Цаликовой»

«Тебердинское ущелье»

«Портрет А.А.Цаликовой»

Портрет Тхостовой  «Скорбящий ангел»

Портрет Тхостовой 

«Скорбящий ангел»

Портрет «Мост»

Портрет

«Мост»

«К источнику» « Дети – каменщики »

«К источнику»

« Дети – каменщики »

* * * Мне нравится, мой друг, что ты глядишь пытливо И тщетно разгадать стараешься меня, Когда я говорю тебе полушутливо, Что я устал любить, устал страдать, любя. Мне нравится твой взор задумчиво-глубокий, Сомнения твои и непритворный страх, Когда я говорю, что люди все жестоки, Что нет небесного созвучья в их сердцах. Не верь моим речам, исполненным проклятья, Насмешки злой и лжи,— я им не верю сам,— Напротив, верь, что мы, как любящие братья, Воздвигнем на земле один всеобщий храм. Храм жизни трудовой, насильно недоступный, Сознательной борьбы, без пыток и крови, Храм чистой совести и правды неподкупной, Храм просвещения, свободы и любви.

* * * Мне нравится, мой друг, что ты глядишь пытливо И тщетно разгадать стараешься меня, Когда я говорю тебе полушутливо, Что я устал любить, устал страдать, любя. Мне нравится твой взор задумчиво-глубокий, Сомнения твои и непритворный страх, Когда я говорю, что люди все жестоки, Что нет небесного созвучья в их сердцах. Не верь моим речам, исполненным проклятья, Насмешки злой и лжи,— я им не верю сам,— Напротив, верь, что мы, как любящие братья, Воздвигнем на земле один всеобщий храм. Храм жизни трудовой, насильно недоступный, Сознательной борьбы, без пыток и крови, Храм чистой совести и правды неподкупной, Храм просвещения, свободы и любви.

Традиционно Коста Хетагуров считается основоположником литературного осетинского языка. В 1899 году он выпустил поэтический сборник «Осетинская лира» (осет.  «Ирон фæндыр» ), в котором, среди прочего, были впервые опубликованы стихи для детей на осетинском языке.    В Петербурге К. Хетагуров активно начинает заниматься литературной деятельностью. Коста сближается с семьей Софьи Васильевны Тархановой, - рассказывала Томбашки. - В доме княгини собирались такие представители передовой русской и кавказкой интеллигенции, как братья Джавахишвили, Андронников, Кони, географ Миклухо-Маклай, Шеллер-Михайлов, Александров (защитник Веры Засулич), Н.А.Морозов, К.Д.Эристави, Е.М. Семенская и другие.  Из Петербурга Хетагурова высылают по политическим мотивам во Владикавказ, где он публикуется в газетах “Казбек”, “Северный Кавказ”, в журнале “Терские ведомости”. Сатирическую поэму “Кому на Руси живется весело” публикует газета “Северный Кавказ”, Коста пишет стихи на осетинском и русском языках.

Традиционно Коста Хетагуров считается основоположником литературного осетинского языка. В 1899 году он выпустил поэтический сборник «Осетинская лира» (осет.  «Ирон фæндыр» ), в котором, среди прочего, были впервые опубликованы стихи для детей на осетинском языке. 

  •   В Петербурге К. Хетагуров активно начинает заниматься литературной деятельностью. Коста сближается с семьей Софьи Васильевны Тархановой, - рассказывала Томбашки. - В доме княгини собирались такие представители передовой русской и кавказкой интеллигенции, как братья Джавахишвили, Андронников, Кони, географ Миклухо-Маклай, Шеллер-Михайлов, Александров (защитник Веры Засулич), Н.А.Морозов, К.Д.Эристави, Е.М. Семенская и другие. 

Из Петербурга Хетагурова высылают по политическим мотивам во Владикавказ, где он публикуется в газетах “Казбек”, “Северный Кавказ”, в журнале “Терские ведомости”. Сатирическую поэму “Кому на Руси живется весело” публикует газета “Северный Кавказ”, Коста пишет стихи на осетинском и русском языках.

  Коста Хетагуров — гордость Осетии и всего советского народа. М.ШОЛОХОВ   В 1891 г. По распоряжению начальника Терской области генерала Каханова выслан из Владикавказа за протест, написанный на имя обер-прокурора Святейшего синода Победоносцев по поводу закрытия женской школы. Коста выехал из Владикавказа в село Георгиевско – Осетинское к своему престарелому отцу. Началось, может быть, самое трудное время в жизни поэта. Теперь он вовсе был выключен из общественной среды и обречен вести бесцельное существование: простым крестьянином он уже не был и не мог быть, а приложить свои знания и талант к какому-либо важному и достойному его делу не имел никакой возможности.   В январе 1892 году Коста предстояло пережить еще более тяжелые удары судьбы. Сватовство к давно и горячо любимой девушке Анне Александровне Цаликовой завершилось вежливым отказом. Скончался отец поэта.   Портрет Анны Цаликовой

  Коста Хетагуров — гордость Осетии и всего советского народа.

М.ШОЛОХОВ

  •   В 1891 г. По распоряжению начальника Терской области генерала Каханова выслан из Владикавказа за протест, написанный на имя обер-прокурора Святейшего синода Победоносцев по поводу закрытия женской школы. Коста выехал из Владикавказа в село Георгиевско – Осетинское к своему престарелому отцу. Началось, может быть, самое трудное время в жизни поэта. Теперь он вовсе был выключен из общественной среды и обречен вести бесцельное существование: простым крестьянином он уже не был и не мог быть, а приложить свои знания и талант к какому-либо важному и достойному его делу не имел никакой возможности.
  •   В январе 1892 году Коста предстояло пережить еще более тяжелые удары судьбы. Сватовство к давно и горячо любимой девушке Анне Александровне Цаликовой завершилось вежливым отказом. Скончался отец поэта.  

Портрет Анны Цаликовой

Я считаю, что каждый  осетин  в  той мере может считаться достойным сыном своего народа, в какой он ценит и любит Коста.                                              В. АБАЕВ

Я считаю, что каждый  осетин  в  той мере может считаться достойным сыном своего народа, в какой он ценит и любит Коста.                                             

В. АБАЕВ

  •   В декабре 1901 г. Коста переехал во Владикавказ, решив поселиться здесь навсегда. Он принимает деятельное участие во всех местных культурно-просветительских мероприятия. Занимается живописью. Публицистикой, продолжает работу над поэмой «Хетаг», пытается открыть школу рисования для одаренных детей, предполагает взять на себя редактирование газеты «Казбек». Однако все эти начинания остались незавершенными или неосуществленными. К концу 1903 г. Коста, больной и одинокий, провел в нетопленой квартире, лишенный не только медицинской помощи, но и элементарного присмотра. Материальные затруднения были столь беспросветны, что гордому Коста приходилось порой просить у друзей на хлеб. Летом за ним приехала сестра и увезла его в родное село. Поэт прожил еще три года. Но вернуться к творческой и общественной деятельности уже не мог.
Я никогда своим словом не торговал, никогда ни за одну свою строку ни от кого не получал денег. И пишу я не для того, чтобы писать и печататься, потому что и многие это делают.        Нет! Ни лавры такого писания мне не нужны, ни выгоды от него. Я пишу то, что я уже не в силах бываю сдерживать в своем изболевшем сердце...(К.Хетагуров)

Я никогда своим словом не торговал, никогда ни за одну свою строку ни от кого не получал денег. И пишу я не для того, чтобы писать и печататься, потому что и многие это делают.        Нет! Ни лавры такого писания мне не нужны, ни выгоды от него. Я пишу то, что я уже не в силах бываю сдерживать в своем изболевшем сердце...(К.Хетагуров)

  • 19 марта 1906 г. перестало биться его благородное сердце. При жизни поэта мало кто понимал подлинное значение художественного творчества и общественной деятельности Коста. Но когда его не стало, то со всей очевидностью обнаружилось, что ушел человек необыкновенного таланта, мудрости и мужественного характера. Память о Коста и сегодня жива в народе. Воспевают его сегодня и те, против кого было направлено его перо: прислужники всех мастей, продающие и предающие народ и Родину.
Он пел любовь, но был печален глас. Увы, он знал любви одну лишь муку. В. Жуковский

Он пел любовь, но был печален глас. Увы, он знал любви одну лишь муку.

В. Жуковский

Жизнь и судьба Коста сложились так, что ему выпала роль борца, будь то борца за народное счастье, или же за свое личное. Сам поэт отмечал, что счастлив наполовину, так как «...первая и главная половина счастья — любить самому, а уже быть любимым — это значит пользоваться усугубленным счастьем любви». Первой составляющей счастья он никогда не будет обделен. В одном из своих стихотворений он восклицает: Я счастлив, что люблю, —любви одной покорный,  Под знаменем ее пойду на смертный бой,  Пойду на суд толпы холодной, дикой, вздорной  С спокойной совестью, с ликующей душой...
  • Жизнь и судьба Коста сложились так, что ему выпала роль борца, будь то борца за народное счастье, или же за свое личное. Сам поэт отмечал, что счастлив наполовину, так как «...первая и главная половина счастья — любить самому, а уже быть любимым — это значит пользоваться усугубленным счастьем любви». Первой составляющей счастья он никогда не будет обделен. В одном из своих стихотворений он восклицает:
  • Я счастлив, что люблю, —любви одной покорный,  Под знаменем ее пойду на смертный бой,  Пойду на суд толпы холодной, дикой, вздорной  С спокойной совестью, с ликующей душой...

За осуществление второй составляющей Коста будет бороться всю жизнь.  

Одним из его первых сохранившихся поэтических опытов считается стихотворение, обращенное к некой «Вере», которая вероятно, была первым увлечением юного поэта Вера! Кого полюбить одного лишь могло твое сердце,  Хочешь присвоить себе ты вполне и по праву!  Но он и так твой вполне нераздельно и свято!  Милая, знай: мне вдали от тебя все движенье  Шумное, быстро-стремительной жизни  Кажется легкой тафтой, сквозь которую я  Вижу твой лик непрестанно, — и светит  Мне он, приветливо верный, как вечные звезды,  Ярко горящие радужным блеском из мрака. «Осетин Коста»

Одним из его первых сохранившихся поэтических опытов считается стихотворение, обращенное к некой «Вере», которая вероятно, была первым увлечением юного поэта

Вера! Кого полюбить одного лишь могло твое сердце,  Хочешь присвоить себе ты вполне и по праву!  Но он и так твой вполне нераздельно и свято!  Милая, знай: мне вдали от тебя все движенье  Шумное, быстро-стремительной жизни  Кажется легкой тафтой, сквозь которую я  Вижу твой лик непрестанно, — и светит  Мне он, приветливо верный, как вечные звезды,  Ярко горящие радужным блеском из мрака.

«Осетин Коста»

Адресатами более зрелых любовных стихотворений Коста разных лет станут впоследствии несколько девушек: Анна Попова, Раиса Гайтова, Анна Цаликова, Гали Смирнова, Леля Хурумова и др. Многим из них он не только будет писать любовные послания, но и увековечит их образы на холсте. За свою любовь к этим девушкам он, в отличие от первого своего чувства, будет ждать равноценного дара.
  • Адресатами более зрелых любовных стихотворений Коста разных лет станут впоследствии несколько девушек: Анна Попова, Раиса Гайтова, Анна Цаликова, Гали Смирнова, Леля Хурумова и др. Многим из них он не только будет писать любовные послания, но и увековечит их образы на холсте. За свою любовь к этим девушкам он, в отличие от первого своего чувства, будет ждать равноценного дара.
Да , я уж стар... Ты смотришь боязливо На впалые глаза, на борозды морщин... Мой стан рисуется в отрепьях некрасиво, Немало в волосах растрепанных седин. Могила для меня — небес желанный дар... Да, я уж стар...

Да , я уж стар... Ты смотришь боязливо На впалые глаза, на борозды морщин... Мой стан рисуется в отрепьях некрасиво, Немало в волосах растрепанных седин. Могила для меня — небес желанный дар... Да, я уж стар...

Образ Анны Поповой стал источником вдохновения Коста и как художника. Во-первых, он создал известный её портрет, написанный маслом в середине 80-х годов. Анна послужила моделью и при создании картин

Образ Анны Поповой стал источником вдохновения Коста и как художника. Во-первых, он создал известный её портрет, написанный маслом в середине 80-х годов. Анна послужила моделью и при создании картин "Скорбящий ангел", написанной в 1888 г., и "Святая Нина", заказанной Коста женским учебным заведением Святой Нины в Тифлисе и демонстрировавшейся на выставке во Владикавказе в 1887 г.

Не получив положительного ответа от Анны Поповой, Костта впоследствии станет добиваться руки учительницы Раисы Гайтовой, которая проживала со своими родителями в Ардоне.

Не получив положительного ответа от Анны Поповой, Костта впоследствии станет добиваться руки учительницы Раисы Гайтовой, которая проживала со своими родителями в Ардоне.

Со второй своей любовью - Анной Александровной Цаликовой Коста Хетагуров познакомился несколько лет спустя после знакомства с Анной Поповой. Анна была человеком разносторонних талантов: пела, танцевала, играла на гармони, лицедействовала. Она была обаятельной, доброй, с тонким чувством юмора. Коста любил её и не терял недежды на взаимность. Однако Анна не говорила влюблённому поэту ни

Со второй своей любовью - Анной Александровной Цаликовой Коста Хетагуров познакомился несколько лет спустя после знакомства с Анной Поповой.

Анна была человеком разносторонних талантов: пела, танцевала, играла на гармони, лицедействовала. Она была обаятельной, доброй, с тонким чувством юмора. Коста любил её и не терял недежды на взаимность. Однако Анна не говорила влюблённому поэту ни "да", ни "нет".

Такая неопределённость в отношениях заставляла Коста страдать.

Коста посвятил ряд стихотворений также и Анне Цаликовой. Это -

Коста посвятил ряд стихотворений также и Анне Цаликовой. Это - "Я отживаю век, ты жить лишь начинаешь..." (1893 г.), "Опять к тебе, любимая подруга..." (1894 г.), "О чём жалеть... Больным дыханьем бури..." (1894 г.), "Расстаться нетрудно, нетрудно убить..." (1894 г.), "Не верь, что я забыл родные наши горы..." (1896 г.), "Откровенность" (1899 г.), "Исповедь", "А.А.Ц.".

Я отживаю век, ты жить лишь начинаешь,—

Я выбился из сил под бременем труда,

Борьбы и нищеты; ты весело срываешь

Весенние цветы... Я стар, ты молода.

Зачем мы встретились? Зачем душой разбитой

Я полюбил тебя, как друга, как сестру?

Ведь я допил бокал, а твой, едва налитый,

Стоит нетронутым на жизненном пиру.

Да, нам не по пути... Но, встретившись с тобою,

Я посох и суму благословляю вновь,—

Ударю по струнам дрожащею рукою

И миру возвещу свободу и любовь.

Я часто рифмами играл,

Не будучи поэтом,

Но как любил и как страдал,—

Не говорил при этом.

Теперь я исповедь мою

Хочу поведать свету:

Люблю, мучительно люблю,

Люблю, как жизнь, Аннету.

В конце концов Коста, поняв, что у его отношений с Анной нет никаких перспектив, по-видимому, примирился с этой мыслью, во всяком случае, он больше не предпринимал попыток просить руки Анны Цаликовой. А в 1902 г. он и вовсе попросил руки дочери своего друга Иорама Хурумова Лёли Хурумовой и получил согласие. Браку помешала смерть Лёли, умершей в 22 года от туберкулёза.

В конце концов Коста, поняв, что у его отношений с Анной нет никаких перспектив, по-видимому, примирился с этой мыслью, во всяком случае, он больше не предпринимал попыток просить руки Анны Цаликовой.

А в 1902 г. он и вовсе попросил руки дочери своего друга Иорама Хурумова Лёли Хурумовой и получил согласие. Браку помешала смерть Лёли, умершей в 22 года от туберкулёза.

В конце жизни Коста посетит нежное юношеское чувство влюбленности к юной, обворожительной Гали Смирновой...

В конце жизни Коста посетит нежное юношеское чувство влюбленности к юной, обворожительной Гали Смирновой...

Не сохранилось стихотворений, посвященных Р. Гайтовой и Л. Хурумовой, что позволяет сделать вывод о том, что предложения руки он делал им руководствуясь больше разумом, а не сердцем. Ведь как Коста сам признавался, стихи он писал только в такое время, когда потребность высказаться всецело охватывало все его существо.

Не сохранилось стихотворений, посвященных Р. Гайтовой и Л. Хурумовой, что позволяет сделать вывод о том, что предложения руки он делал им руководствуясь больше разумом, а не сердцем. Ведь как Коста сам признавался, стихи он писал только в такое время, когда потребность высказаться всецело охватывало все его существо.

Всем девушкам, которым Коста в разное время посвящал стихи или чьи портреты писал, он посвятит стихотворение «Портретная галерея». Портретная галерея Вот эта — Вера еще гимназисткой,  Рядом Косер, она же Наталия,  Люба-курсистка и Ольгой курсисткой,  Аня и Анечка 18  — дивная талия! Эта Настасья — идейная девушка  С выдержкой немки, но с теплою лаской.  Лелька-фрацуженка — славная деточка,  Рядом Елена с еврейской закваской... …

Всем девушкам, которым Коста в разное время посвящал стихи или чьи портреты писал, он посвятит стихотворение «Портретная галерея».

Портретная галерея Вот эта — Вера еще гимназисткой,  Рядом Косер, она же Наталия,  Люба-курсистка и Ольгой курсисткой,  Аня и Анечка 18  — дивная талия! Эта Настасья — идейная девушка  С выдержкой немки, но с теплою лаской.  Лелька-фрацуженка — славная деточка,  Рядом Елена с еврейской закваской... …

Я хочу завершить словами Коста, выражающими смысл его жизни и творчества:
  • Я хочу завершить словами Коста, выражающими смысл его жизни и творчества:

Я счастия не знал, но я готов свободу,  Которой я привык как счастьем дорожить, Отдать за шаг один, который бы народу,  Я смог когда-нибудь к свободе проложить.

Подготовила:

Ученица 11 «А» класса

Яковлева Екатерина

Учитель:

Мельникова В.А

kopilkaurokov.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта