Коллекция материалов И.А.Морозова в Отделе рукописей ГМИИ. Коллекция картин морозова


Морозов Иван Абрамович - NeWestMuseum

Морозов Иван Абрамович27 ноября (10 декабря) 1871, Москва — 22 июля 1921, Карлови-Вари, Чехословакия

18711921

Потомственный купец, промышленник и банкир, меценат и коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям новой французской живописи в Государственном Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Происходил из купеческой семьи. Директор-распорядитель (1895–1900), председатель правления (1900–1918) Товарищества Тверской мануфактуры бумажных изделий. В 1895 году окончил химический факультет Высшей политехнической школы в Цюрихе.С юности увлекался живописью, вместе с братом М. А. Морозовым брал уроки у А. А. Киселева и К. А. Коровина.

С 1901 года И. Морозов начал собирать картины современных русских художников, с 1903 года — западно-европейских. Импрессионисты были представлены в его собрании произведениями Клода Моне, Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Эдгара Дега, Альфреда Сислея; постимпрессионисты — работами Поля Гогена, Винсента Ван Гога и Поля Сезанна, собрание которого из 18 картин считалось жемчужиной коллекции.

В своих пристрастиях И. Морозов был не столь радикален, как С. И. Щукин: его меньше привлекали фовисты, он проигнорировал кубизм, но при этом активно покупал постимпрессионистов и набидов, в том числе Мориса Дени, который исполнил для Музыкального салона морозовского особняка цикл декоративных панно «История Психеи». Лестницу московского дома И. Морозова украшали декоративные панно другого его любимого художника — Пьера Боннара (триптих «У Средиземного моря»; панно «Ранней весной в деревне» и «Осень. Сбор фруктов»).

Интерьер особняка И. А. Морозова: музыкальный салон, оформленный Морисом Дени

Интерьер особняка И. А. Морозова: музыкальный салон, оформленный Морисом Дени

Интерьер особняка И. А. Морозова: лестница, украшенная триптихом Пьера Боннара «У Средиземного моря»

Менее полно, чем в собрании Щукина, у И. Морозова были представлены лидеры европейского авангарда — Анри Матисс (11 произведений, в том числе «Марокканский триптих») и Пабло Пикассо (3 работы, в том числе программная вещь аналитического кубизма — «Портрет Амбруаза Воллара»). Западноевропейская часть собрания охватывала почти всю французскую живопись 1890-х — 1910-х: от Клода Моне до Мориса Вламинка, Луи Вальта, Отона Фриеза, Андре Дерена, Поля Синьяка, Жоржа Руо, Эдмона Кросса.

В отличие от Щукина, сосредоточенного главным образом на живописи, И. Морозов покупал произведения французских скульпторов (Огюст Роден, Аристид Майоль), творчество которых оказало сильное влияние на русских мастеров первой трети ХХ века.

Главными дилерами И. Морозова были Амбруаз Воллар, Поль Дюран-Рюэль, Бернхеймы и Даниэль-Анри Канвейлер. Особо энергичный характер покупки И. Морозова приобрели в 1907–1908 годах (куплено более 60 картин), а всего за 11 лет (1903–1914) им было приобретено 278 картин и 23 скульптуры западноевропейских мастеров.

Амбруаз Воллар, французский коллекционер, торговец произведениями искусства и издательОк. 1920© Roger-Viollet / East News

Важнейшее различие между собирательством Щукина и И. Морозова состояло в том, что последний собирал одновременно иностранных и русских мастеров (как и его брат Михаил, обладавший, наряду с первоклассной коллекцией французской живописи, собранием современных русских художников).

Русская часть коллекции И. Морозова, начавшаяся с пейзажей М. Х. Аладжалова, включала работы И. И. Левитана, М. А. Врубеля, К. А. Коровина, В. А. Серова (советами которого И. Морозов пользовался как коллекционер), а также представителей объединений «Мир искусства» (А. Я. Головин, Б. И. Анисфельд, Б. Д. Григорьев), СРХ (И. Э. Грабарь) и «Голубая роза» (Н. П. Крымов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, П. С. Уткин). В собрании имелись также работы представителей объединения «Бубновый валет» (И. И. Машков; П. В. Кузнецов; П. П. Кончаловский; А. В. Куприн; В. В. Рождественский). Одним из первых И. Морозов начал покупать работы М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой (1906) и М. З. Шагала (1915).

Хотя И. Морозов не скрывал, что иностранная часть коллекции имеет для него первостепенное значение, само объединение в собрании западноевропейских и русских картин производило на современников сильное впечатление, давало возможность сопоставить основные линии развития нового искусства Франции с эволюцией русской живописи. Немаловажно и то, что своими покупками И. Морозов материально (и морально) поддержал многих представителей русского авангарда.

В отличие от Щукина, с 1908 года открывшего галерею для посещений, собрание И. Морозова оставалось практически недоступным для широкой публики. Только немногие художники и иностранные гости с разрешения хозяина имели возможность бывать в особняке на улице Пречистенка, 21, интерьеры которого были приспособлены архитектором Л. Н. Кекушевым (1905–1908) под картинную галерею.

Особняк И. А. Морозова на улице Пречистенка

Первое публичное представление иностранной части коллекции И. Морозова состоялось благодаря публикации в журнале «Аполлон» (1912), сопровождавшейся полным перечнем работ и черно-белыми снимками лучших произведений. (Русская часть собрания так никогда и не была опубликована.) Главный редактор журнала С. К. Маковский, перу которого принадлежала очерк, поставил И. Морозову в вину «отсутствие исчерпывающей картины развития французской живописи последнего тридцатилетия» и «недостаточно яркую выявленность» ряда мастеров. Столь высокие требования, предъявленные к частному собранию, объяснялись тем фактом, что И. Морозов ставил своей задачей создание полноценного музея нового искусства и, в отличие от Щукина, не боявшегося рисковать в постоянном поиске новых имен, выстраивал собрание по некоему четкому плану, избегая наиболее радикальных произведений.

1 / 2

В журнале «Аполлон» опубликована статья С. К. Маковского о французском собрании И. А. Морозова и помещен его полный каталог со множеством репродукций

Обложка журнала «Аполлон»№ 03-04 за 1912 год

Статья о коллекции И. А. Морозова в журнале «Аполлон» № 03-04 за 1912 год

Возможно, благодаря неограниченным средствам, И. Морозов с течением времени сумел бы восполнить существовавшие в собрании лакуны. Однако с августа 1914, после начала Первой мировой войны, ему пришлось прекратить покупки иностранных мастеров и полностью переключиться на современное русское искусство.

19 декабря 1918 года собрание И. Морозова было национализировано и 6 мая 1919 года преобразовано во Второй Музей новой западной живописи. В мае 1919 года И. Морозов с женой и дочерью эмигрировал из России, с 1920 жил в Париже.

www.newestmuseum.ru

О судьбе картины Ван Гога из коллекции Ивана Морозова

Новость из мира искусства

Винсента Ван Гог. Ночное кафе на площади Ламартин в Арле, 1888. Холст, масло. Художественная галерея Йельского Университета, Нью-Хейвен, США

По сообщению ТАСС, картина Винсента Ван Гога "Ночное кафе" (1888 год), некогда принадлежавшая русскому меценату Ивану Морозову, останется в собственности американского Йельского университета. Верховный суд США отказался рассмотреть апелляцию, поданную правнуком Ивана Морозова - гражданином Франции Пьером Коноваловым, который добивался возвращения ему полотна.На полотне "Ночное кафе" изображено помещение привокзального кафе города Арль на юго-востоке Франции, куда художник переехал незадолго до кончины. В этой картине автор пытался передать мрачную обстановку заведения. Агрессивная и давящая атмосфера передана художником с помощью резкого сочетания кричащих цветов - кроваво-красного, темно-зеленого и едко-желтого. Перспектива помещения намеренно усилена, и создается впечатление, что кафе как будто "засасывает" посетителей. Контуры столиков, стоящих вдоль стен, и большого бильярдного стола посередине искривлены. Это создает ощущение зыбкости и неустойчивости. Тусклый скупой свет маленьких лампочек освещает холодную обстановку, и бильярдный стол отбрасывает огромную тень. Несколько посетителей, сидящих у стен, кажутся затерянными и чужими. Их фигурки условны и лишены четких очертаний.Картина, стоимостью в 200 млн. долларов находится в собственности Йельского университета с 1961 года. В 2008 году об этом узнал Коновалов. Он безуспешно пытался вернуть полотно через суд. В октябре прошлого года апелляционный суд второго округа отказался пересмотреть дело и постановил оставить картину в собственности университета. В обращении в Верховный суд США, поданном адвокатом Коновалова - Аланом Герсоном, говорилось, что полотно было "экспроприировано у прадеда Коновалоффа революционным большевистским правительством в 1918 году", а затем в 1933 году незаконно вывезено из СССР и продано американскому коллекционеру, который со временем передал его Йельскому университету.По утверждению адвоката, Коновалов проиграл апелляцию лишь потому, что суд принял во внимание доктрину, согласно которой суды в США не рассматривают законности указов об экспроприации, изданных правительствами других стран. Герсон считает, что это решение должно быть отменено, поскольку изъятие картины было осуществлено незаконно.

История вопросаИван Абрамович Морозов (1871-1921) - московский предприниматель из купеческой династии Морозовых, меценат, коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям французской модернистской живописи в Эрмитаже и ГМИИ имени А.С. Пушкина; благотворитель. Старовер, перешедший в православие. В 1919 году Иван Морозов вместе с женой Евдокией и дочерью навсегда покинул Россию. Они обосновались в Париже. Иван Абрамович Морозов скончался от острой сердечной недостаточности по дороге на воды в Карлсбад, куда направлялся на лечение, похоронен на старом кладбище в Карловых Варах.В своё время Морозов намеревался подарить своё собрание Москве. Однако всё произошло совсем по-другому. Декретом от 19 декабря 1918 года Морозовская коллекция была национализирована. В 1933 году четыре холста из Морозовской коллекции, в том числе "Ночное кафе" Винсента Ван Гога были проданы американскому коллекционеру Стивену Кларку за 260 тысяч долларов.

Константин Коровин. Портрет Ивана Абрамовича Морозова, 1903. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

Жена Ивана Абрамовича Морозова - Евдокия Сергеевна Морозова (Кладовщикова, сценический псевдоним - Лозина) (1885-1959), певица и актриса. Познакомились они в 1901 году в ресторане "Яр", где Лозина была хористкой, тайно обвенчались только в 1907 году. После венчания Морозов представил жену светскому обществу в доме Алексея Бахрушина.

Валентин Серов. Портрет Евдокии Морозовой (деталь), 1908. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

Дочь Ивана Морозова - Евдокия (Дося) (1903-1974) с 25 января 1922 года была замужем за Сергеем Александровичем Коноваловым (1899-1982). В декабре 1922 году родила сына, названного в честь деда Иваном. Брак распался в конце 1937 года. Сергей Коновалов переехал в Англию, где возглавлял кафедру русского языка и литературы в Оксфордском университете. Известен как русский историк, литературовед, экономист, профессор Бирмингемского и Оксфордского университетов.Внук Морозова - Иван Сергеевич (Жан) Коновалов (1922-2002), правнук Пётр Иванович (Пьер) Коновалов (род. 22.06.1953). По некоторым данным, на начало XXI века он является единственным законным наследником знаменитой коллекции Ивана Морозова. В конце 2000-х-начале 2010-х Пьер Коновалов стал всемирно известен борьбой за свои права на коллекцию своего прадеда. По оценкам аукционного дома Сотбис, стоимость коллекции Ивана Абрамовича Морозова на 2012 год составляла 5 млрд. долларов США.

bellezza-storia.livejournal.com

Коллекции С.И. Щукина и И.А. Морозова

«Публика против вас, но будущее за вами», - писал Щукин Матиссу в 1910 году. «Против» была не только публика в начале XX века, но и советское правительство в середине столетия. В 1948 году был ликвидирован Государственный музей нового западного искусства, объединивший коллекции С.И.Щукина, И.А.Морозова и А.В.Морозова, И.С.Остроухова, М.П. и Н.П.Рябушинских и др. Собрание музея было разделено между ГМИИ им. Пушкина и Государственным Эрмитажем по соглашению директоров этих музеев - С.Д.Меркурова и И.А.Орбели.

Большая часть полотен импрессионистов и постимпрессионистов перешла в ГМИИ. Директор Эрмитажа И.А.Орбели забрал «вредные для соцреализма» полотна Матисса, Дерена, Пикассо. Музей получил важнейшие для искусства XX столетия полотна: «Красную комнату», «Танец», «Музыку», «Семейный портрет» Матисса, «Две сестры», «Танец с покрывалами», «Три женщины» Пикассо, «Портрет неизвестного, читающего газету» Дерена, триптих Боннара «У Средиземного моря».

Все эти произведения, кроме работы Боннара, происходили из собрания московского коммерсанта, великого русского коллекционера С.И.Щукина. Обладая тонким художественным чутьем, Сергей Иванович любил сам находить в Париже картины, «угадывать» талант еще никому неизвестного художника и удивлять публику. «Первые привезенные Щукиным пейзажи Моне так же возмущали, как ныне Пикассо… », - писал искусствовед Я.А.Тугендхольд в 1914 году.

Первые полотна Гогена и Сезанна появились у Щукина в 1903 году - задолго до их общеевропейского признания. Через несколько лет его гогеновский ансамбль стал лучшим в мире. Из него происходят эрмитажные «Младенец. (Рождество)», «Rave te hiti aamu. Идол», «Женщины на берегу моря. (Материнство)», «Te avae no Maria. Месяц Марии», «Подсолнечники».

Познакомившись с Матиссом в 1906 году, Щукин стал его патроном и активно покупал его произведения, среди которых были не только упомянутые выше шедевры, но и «Игра в шары», «Арабская кофейня», «Разговор», «Портрет жены художника» и многочисленные натюрморты. Для своего особняка в Москве Щукин заказал мастеру панно «Танец» и «Музыка». В письме 1910 года он писал Матиссу: «Я нахожу панно интересными и надеюсь однажды их полюбить. Я полностью вам доверяю». Щукин, не принимая некоторые картины сразу, приобретал их, чтобы «всмотреться» и понять. Так сложилась лучшая в мире к 1914 году коллекция работ другого ведущего живописца эпохи - Пикассо.

«Я не любил этого художника и не покупал его картин…», - говорил Щукин одному из завсегдатаев своей галереи. Поддавшись уговорам друзей, он приобрел одну его работу. В Москве он повесил картину в коридоре отдельно от других, потому что она вносила диссонанс в его собрание. Но привыкнув видеть это произведение Пикассо каждый день, Сергей Иванович открыл в нем «железный стержень, твердость и силу». После этого он купил вторую картину Пикассо и понял, как он сам говорил, что «не может без него» и стал покупать одну картину за другой.

В 1909 году С.И.Щукин открыл для публики свой особняк, который охотно стали посещать молодые живописцы.

Московский особняк другого выдающегося собирателя, фабриканта И.А.Морозова, всегда был закрыт для посторонних. Иван Абрамович никогда не старался привлечь внимание к своей коллекции русской и европейской живописи и не любил ее показывать. А она была великолепна. В отличие от увлекающегося Щукина, покупавшего то, что было на острие современного искусства, Морозов спокойно и вдумчиво приобретал один шедевр за другим, словно нанизывая жемчуга на нить. В поле его зрения была вся французская живопись за последние тридцать лет.

Эрмитаж хранит найденные Морозовым в галереях парижских маршанов картины: «Берег пруда в Монжероне» и «Уголок сада в Монжероне» Моне, «Девушка с веером», «Ребенок с кнутиком» Ренуара, «Таитянские пасторали», «Eü haere ia oe. Женщина, держащая плод», «Nave Nave Moe. Чудесный источник (Сладкие грезы)» Гогена, «Хижины» Ван Гога.

Морозов обладал лучшим в мире собранием картин Сезанна, своего любимого живописца. В него входили «Девушка у пианино» и «Автопортрет в каскетке», «Натюрморт с драпировкой», «Гора Св. Виктории» и «Голубой пейзаж».

Из одиннадцати произведений Матисса в коллекции первым появился «Букет», за ним - «Синий горшок и лимон», положив начало уникальной группе натюрмортов этого художника.

Музыкальный салон особняка Морозова украсил декоративный ансамбль «История Психеи», заказанный Дени, а лестницу – исполненный Боннаром триптих «У Средиземного моря».

Первая мировая война остановила пополнение собраний. После Октябрьской революции, в 1918 году, коллекции были национализированы. Их владельцы оказались за границей. Щукинская галерея заработала как государственный музей в ноябре 1918 года, на полгода позже открылась для публики Морозовская. Через 4 года собрания были объединены в музей, просуществовавший 25 лет.

250.hermitage.ru

Меценаты современного искусства | Коллекция материалов И.А.Морозова в Отделе рукописей ГМИИ

Собственно личных документов И.А.Морозова почти не осталось. Небольшое количество материалов поступило в ГМИИ в 1948 г. в составе Архива ГМНЗИ. Эти документы были выделены в отдельную коллекцию в 1960-х годах. В ее состав  вошли также письма иностранных и русских художников И.А.Морозову,   переданные в 1962  г. в дар ГМИИ Н.В.Яворской (научный сотрудник ГМНЗИ с 1923 по 1948, в последние 4 года зам директора по научной работе)

Материалы документальной коллекции имеют не только особую ценность уникальных автографов, а также  носят  мемориальный характер,  подтверждают факты, иллюстрируют историю коллекции.

Дважды в году И.А. Морозов непременно оказывался в Париже. В апреле приезжал на Салон Независимых, в октябре на Осенний салон.

1. Составленый И.А.Морозовым список картин приобретенных у  Воллара, Бернхейма, Дрюэ, Бло Октябрь б/г (после1907) Написан на почтовой бумаге Гранд Отеля (Париж)

Составленый И.А.Морозовым список картин приобретенных у Воллара, Бернхейма, Дрюэ, Бло Октябрь б/г (после1907) Написан на почтовой бумаге Гранд Отеля (Париж)

2. Составленный И.А.Морозовым список картин с наброском экспозиции Осеннего салона 1908 г.

Составленный И.А.Морозовым список картин с наброском экспозиции Осеннего салона 1908 г.Составленный И.А.Морозовым список картин с наброском экспозиции Осеннего салона 1908 г.

3. Каталог"Выставки 17 картин Клода Монэ. De la collection FAURE Выставленных в галерее Дюран-Рюэля (Париж) С 19 по 31 марта 1906 Рукой Морозова отмечены и проставлены цены :

№ 7 Бульвар Капуцинок. 1873 г.

№ 11 Уголок сада в Монжероне 1875

№ 17 Стог сена около Живерни. 1889.

(картины приобретены И.А.Морозовым для своего собрания и в настоящее время находятся "Бульвар Капуцинок" и " Стог сена около Живерни" в ГМИИ, " Уголок сада в Монжероне" в Эрмитаже).

Каталог"Выставки 17 картин Клода Монэ. De la collection FAURE Выставленных в галерее Дюран-Рюэля (Париж) Каталог"Выставки 17 картин Клода Монэ. De la collection FAURE Выставленных в галерее Дюран-Рюэля (Париж)

4. Каталог выставки Камиля Писсаро В галерее Бернхейма (Париж). 13-25 апреля 1908 Рукой Морозова отмечены и проставлены цены № 20 Prairie, a Moret. №22 Le lavoir.

№30  Apres-midi de degel. (указана только цена)

Каталог выставки Камиля Писсаро В галерее Бернхейма (Париж)Каталог выставки Камиля Писсаро В галерее Бернхейма (Париж)

5. Визитная карточка" Galerie DRUET с адресом А.Родена, записанного рукой И.А.Морозова 1908-1909

Любимым художником И.А.Морозов называл Сезанна. Количество полотен этого автора в морозовской коллекции значительно превышает число произведений  остальных художников. И.А.Морозов собрал практически  все периоды творчества мастера.

Визитная карточка" Galerie DRUET с адресом А.Родена

6. Воллар А. (VOLLARD Ambroise) Морозову И.А. Телеграмма. Париж

7 мая 1911 г

Принимаю предложение (о) Сезанне жду Ваших распоряжений об отправке. Воллар

В 1907 г. Морозов заказал Морису Денни декоративные панно для своего особняка. Почти сразу был предложен сюжет – история Психеи и Амура – таинственная повесть о соединении Души с Любовью. В процессе работы  Морозов наведывался в мастерскую, ревностно следил за процессом.

Из письма М.Дени И.А.Морозову [1908 г] «Милостливый Государь, Я буду Вас ожидать, согласно Вашему письму в С.Жермене. Вы увидите три больших панно в процессе работы. Два остальных только эскизно набросаны».

Воллар А. (VOLLARD Ambroise) Морозову И.А. Телеграмма. Париж 7 мая 1911 г

7. Дени М.(DENIS Maurice) Морозову И.А.Письмо. [1908 г.]

Декорация Музыкального салона была закончена с помощью М.Дени. Художник прибыл   в 1909 г. в Москву и на месте принял решение – дописать еще 13 панно, удалить прежнюю мебель,  добавить большие керамические вазы и бронзовые скульптуры Аристида Майоля.

Длинный узкий марш лестницы морозовского особняка  завершался двумя массивными полуколоннами. Неглубокую нишу между ними Морозову захотелось заполнить новым панно – на этот раз художником был выбран  Пьер Боннар, выполнивший триптих «Средиземное море».

Дени М.(DENIS Maurice) Морозову И.А.Письмо. [1908 г.]Дени М.(DENIS Maurice) Морозову И.А.Письмо. [1908 г.]

8. Рисунок (набросок карандашом ) размещения Триптиха Боннара "Средиземное море" в доме И.А.Морозова.

Рисунок (набросок карандашом ) размещения Триптиха Боннара "Средиземное море" в доме И.А.Морозова

9. Боннар (BONNARD Pierre) [Морозову И.А.]

Письмо. б/д

И.А. Морозов был желанным  клиентом лучших парижских галерей. Воллар назвал Морозова «русский, который не торгуется»

Боннар (BONNARD Pierre) [Морозову И.А.] Письмо. б/дБоннар (BONNARD Pierre) [Морозову И.А.] Письмо. б/д

10. Бернхейм (BERNHEIM Jeune) Морозову И.А. Письмо. Париж

23 марта 1908 г.

Бернхейм (BERNHEIM Jeune) Морозову И.А. Письмо. Париж 23 марта 1908 г.

11. Дрюэ Е.. (DRUET E.) Морозову И.А. Письмо. Париж 3 января 1909 г.

Дрюэ Е.. (DRUET E.) Морозову И.А. Письмо. Париж 3 января 1909 г.

12. Дюран-Рюэль П. (DURAND-RUEL, Paul) Морозову И.А. Письмо. Париж 27 июня 1903 г.

Деловой человек, процветающий предприниматель,  И.А.Морозов   сохранил все счета на приобретенные им картины, что позволяет проанализировать состав  коллекции, движение художественного рынка, меняющиеся увлечения  коллекционера.

Дюран-Рюэль П. (DURAND-RUEL, Paul) Морозову И.А. Письмо. Париж 27 июня 1903 г.

13. Счета на приобретение И.А.Морозовым картин иностранных художников

В выборе произведения для коллекции,  И.А.Морозов руководствовался не только своим желанием, вкусом и пониманием,  он прислушивался к советам. Авторитетное  для Морозова мнение В.А.Серова сыграло роковую роль. Он передумал покупать картину Эдуарда Мане «улица Монье, украшенная флагами»,  которую художник назвал «не слишком характерным и неудачным» этюдом.

Счета на приобретение И.А.Морозовым картин иностранных художниковСчета на приобретение И.А.Морозовым картин иностранных художников

14. Серов В.А. Морозову И.А. Письмо. Париж 10 декабря 1909 г.

В тексте набросок картины Мане " Улица Монье с флагами" 1878г.

Опасаясь за судьбу коллекции,  в тревожные военные и предреволюционные 1914-1916 годы, И.А.Морозов  составил список с оценкой страховочной стоимости своего собрания.

Серов В.А. Морозову И.А. Письмо. Париж 10 декабря 1909 г.

15. Опись картин иностранных художников, принадлежащих И.А.Морозову [1917-1918] В конце списка выполнена чернилами надпись о повышении страховочной стоимости коллекции с  3  января 1917 г. за подписью И.А.Морозова.

В 1918-1919 г. статус частной коллекции И.А.Морозова меняется на публичный музей. Владелец назначен помощником хранителя и принимает посильное участие в судьбе своего детища.

Опись картин иностранных художников, принадлежащих И.А.Морозову [1917-1918] Опись картин иностранных художников, принадлежащих И.А.Морозову [1917-1918]

16 "План картинной галереи И. А. Морозова 1918-1919 (ул. Пречистенка д.21)". План экспозиции собрания, названия залов написаны рукой И. А. Морозова. 1918- 1920-е

"План картинной галереи И. А. Морозова 1918-1919 (ул. Пречистенка д.21)"

www.artmaecenas.ru

Морозов Иван Абрамович — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Моро́зов Иван Абрамович (1871 — 22 июня 1921), российский промышленник, известный коллекционер и благотворитель. Принадлежал к ветви «Абрамовичей» или «Тверских» известной семьи Морозовых. Средний сын Абрама Саввича.

Среднее образование получил в реальном училище, высшее — в Цюрихском политехникуме. Девятилетним мальчиком вместе со старшим братом Михаилом начал брать уроки рисования у известных преподавателей — И. А. Мартынова, К. Коровина, Е. И. Хруслова. В первые годы студенчества факультативно занимался рисунком и живописью на архитектурном отделении. В 1892 И. Морозов после окончания политехникума возвращается в Россию.

Первые 6 лет живет в Твери, являясь директором-распорядителем Тверской мануфактуры. Затем переезжает в Москву и, не переставая заниматься предпринимательством, продолжает участвовать в делах мануфактуры. Благодаря его упорству и предприимчивости капитал семейного предприятия в 1904-16 вырос в три раза. Морозов не ограничивал свою деятельность только текстильной промышленностью. Он был избран председателем правления образованного в 1908 Мугреевско-Спировского лесопромышленного товарищества, входил в число учредителей Российского акционерного общества «Коксобензол», а также «Московского банка» братьев Рябушинских.

Принимал участие в благотворительных акциях на ниве московского здравоохранения и просвещения. Среди прочих пожертвовал средства на создание корпуса Ракового института на Девичьем поле (ныне Малая Пироговская улица), наряду с другими московскими капиталистами Морозов входил в попечительский совет основанного в 1907 для обеспечения российской промышленности и торговли кадрами московского коммерческого института.

Еще проживая в Твери и попадая в Москву наездами, он посещает старшего брата Михаила, в доме которого, начиная с 1893-94, собирается многочисленный кружок художников, постоянными членами которого были М. А. Врубель, В. А. Серов, К. А. Коровин. К этим годам относится начало собирательства старшего брата.В 1900 Иван Абрамович переезжает в Москву и приобретает дом своего дяди Давида Абрамовича (улица Пречистенка, 21). Пример брата его увлекает, он начинает собирать картины русских художников, его первой покупкой стало полотно И. И. Левитана, а в 1903 приобретением пейзажа «Мороз в Лувесьене» французского художника Альфреда Сислея он положил начало самостоятельной коллекции современной французской живописи, ставшей одной из крупнейших в России. В 1903, после неожиданной кончины Михаила Абрамовича, Иван Морозов укрепляется в решении продолжить коллекционирование французской живописи. С этого времени начинаются его ежегодные поездки за границу, изучение выставок, систематические покупки. Морозов, очень восприимчивый к мнению специалистов, нередко, особенно на первых порах, прибегал к советам близких ему художников — Серова, Коровина, С. А. Виноградова. В 1905 в доме на Пречистенке под руководством архитектора Л. Кекушева была проведена реконструкция с учетом размещения коллекции. К отделке своего особняка владелец привлек художников М. Дени, А. Майоля, П. Боннара. Редактировать

Крупнейший коллекционер современной французской живописи

После 1908, по авторитетному мнению искусствоведа Б. Н. Терновца, «вкусы И. А. Морозова приобретают устойчивость и определенность, перед ним выясняются задачи его собирательской деятельности, и она получает ту свободу и тот размах, которые так поражали современников. Начиная с этой эпохи, И. А. Морозов расходовал систематически чрезвычайно крупные суммы на пополнение любимой коллекции. Поток картин, направляющихся из Парижа в Москву, в его коллекцию на Пречистенке, принимает фантастические размеры; можно утверждать, что в эти годы, пересеченные войной 1914, ни один из европейских собирателей нового искусства, ни один из западных музеев не обогащали своих коллекций с такой энергией и стремительностью». Уже через несколько лет его собрание включало свыше 250 произведений новейшей французской живописи. Морозов был обладателем целой серии картин В. Ван Гога («Улица в Овере», «Красные виноградники в Арле» и др.), владел лучшими произведениями О. Ренуара («Купание на Сене», «Портрет Жанны Самари» и др.), в собрании Морозова было 17 картин П. Сезанна («Цветы в вазе», «Гора св. Виктория» и др.). В 1907 И. Морозов во время поездки в Париж купил знаменитые впоследствии полотна П. Гогена «Разговор», «Пейзаж со стогами сена» и «Священную весну», чуть позже — одну из жемчужин своей коллекции — картину «Кафе в Арле». Самое значительное и ценное было приобретено Морозовым у крупных торговцев — Воллара, Друо, Дюран-Рюэля, Бернхеймов, Конвейлера, хотя часть полотен приобреталась им и на выставках.Большое влияние на Морозова оказал Сергей Иванович Щукин, еще один собиратель коллекции западноевропейской живописи. Оба коллекционера, встречаясь в Париже, старались избегать конкуренции, предпочитая совместно, по-дружески знакомиться с новыми картинами. К тому же, при всей общности задач, вкусы у них были разные. Однако именно благодаря Щукину Морозов знакомится с произведениями А. Матисса и П. Пикассо — кумирами Щукина, приобретает «Натюрморт с танцем» Матисса, а затем заказывает художнику пейзажи. За триптих «Вид из окна. Танжер», «Вход в Казба» и «Зора на террасе» Морозов заплатил 24 тыс. франков. Что касается Пикассо, в морозовском собрании были три полотна, из них — «Арлекин и его товарищ», «Акробат на шаре».Последнее приобретение И. Морозова для русской части собрания — картина Аладжалова — было сделано в 1918. Маленький пейзаж Аладжалова, купленный в 1901 на выставке передвижников, был в числе картин, положивших когда-то начало собранию Ивана Абрамовича. Русская художественная школа была представлена в собрании Морозова полотнами Врубеля, А. Я. Головина, Н. С. Гончаровой, Коровина, Б. М. Кустодиева, Серова, К. А. Сомова и других художников. Этот раздел его коллекции включал более 100 полотен.Со временем, подобно другим коллекционерам, Морозов намеревался подарить свое собрание Москве. Зная о подобном решении, А. Н. Бенуа в 1911 в статье «Московские впечатления» отмечал, что когда собрания С. И. Щукина и И. А. Морозова перейдут в собственность Москвы, общество «приобретет умение разбираться в современных исканиях» и «тогда оно только и окажется в состоянии сделать серьезную оценку и всему отечественному творчеству». Однако в 1918 частная галерея И. А. Морозова была национализирована и послужила основой для создания «Второго музея новой западной живописи» («Первым музеем старой западной живописи» называлось национализированное собрание С. И. Щукина). Иван Абрамович был назначен на должность заместителя директора этого музея пожизненно.

В конце 1918 Морозов вместе с женой эмигрировал. Умер он по дороге в Карлсбад, куда направлялся на лечение.

megabook.ru

О судьбе картины Ван Гога из коллекции Ивана Морозова

Новость из мира искусства

Винсента Ван Гог. Ночное кафе на площади Ламартин в Арле, 1888. Холст, масло. Художественная галерея Йельского Университета, Нью-Хейвен, США

По сообщению ТАСС, картина Винсента Ван Гога "Ночное кафе" (1888 год), некогда принадлежавшая русскому меценату Ивану Морозову, останется в собственности американского Йельского университета. Верховный суд США отказался рассмотреть апелляцию, поданную правнуком Ивана Морозова - гражданином Франции Пьером Коноваловым, который добивался возвращения ему полотна.На полотне "Ночное кафе" изображено помещение привокзального кафе города Арль на юго-востоке Франции, куда художник переехал незадолго до кончины. В этой картине автор пытался передать мрачную обстановку заведения. Агрессивная и давящая атмосфера передана художником с помощью резкого сочетания кричащих цветов - кроваво-красного, темно-зеленого и едко-желтого. Перспектива помещения намеренно усилена, и создается впечатление, что кафе как будто "засасывает" посетителей. Контуры столиков, стоящих вдоль стен, и большого бильярдного стола посередине искривлены. Это создает ощущение зыбкости и неустойчивости. Тусклый скупой свет маленьких лампочек освещает холодную обстановку, и бильярдный стол отбрасывает огромную тень. Несколько посетителей, сидящих у стен, кажутся затерянными и чужими. Их фигурки условны и лишены четких очертаний.Картина, стоимостью в 200 млн. долларов находится в собственности Йельского университета с 1961 года. В 2008 году об этом узнал Коновалов. Он безуспешно пытался вернуть полотно через суд. В октябре прошлого года апелляционный суд второго округа отказался пересмотреть дело и постановил оставить картину в собственности университета. В обращении в Верховный суд США, поданном адвокатом Коновалова - Аланом Герсоном, говорилось, что полотно было "экспроприировано у прадеда Коновалоффа революционным большевистским правительством в 1918 году", а затем в 1933 году незаконно вывезено из СССР и продано американскому коллекционеру, который со временем передал его Йельскому университету.По утверждению адвоката, Коновалов проиграл апелляцию лишь потому, что суд принял во внимание доктрину, согласно которой суды в США не рассматривают законности указов об экспроприации, изданных правительствами других стран. Герсон считает, что это решение должно быть отменено, поскольку изъятие картины было осуществлено незаконно.

История вопросаИван Абрамович Морозов (1871-1921) - московский предприниматель из купеческой династии Морозовых, меценат, коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям французской модернистской живописи в Эрмитаже и ГМИИ имени А.С. Пушкина; благотворитель. Старовер, перешедший в православие. В 1919 году Иван Морозов вместе с женой Евдокией и дочерью навсегда покинул Россию. Они обосновались в Париже. Иван Абрамович Морозов скончался от острой сердечной недостаточности по дороге на воды в Карлсбад, куда направлялся на лечение, похоронен на старом кладбище в Карловых Варах.В своё время Морозов намеревался подарить своё собрание Москве. Однако всё произошло совсем по-другому. Декретом от 19 декабря 1918 года Морозовская коллекция была национализирована. В 1933 году четыре холста из Морозовской коллекции, в том числе "Ночное кафе" Винсента Ван Гога были проданы американскому коллекционеру Стивену Кларку за 260 тысяч долларов.

Константин Коровин. Портрет Ивана Абрамовича Морозова, 1903. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

Жена Ивана Абрамовича Морозова - Евдокия Сергеевна Морозова (Кладовщикова, сценический псевдоним - Лозина) (1885-1959), певица и актриса. Познакомились они в 1901 году в ресторане "Яр", где Лозина была хористкой, тайно обвенчались только в 1907 году. После венчания Морозов представил жену светскому обществу в доме Алексея Бахрушина.

Валентин Серов. Портрет Евдокии Морозовой (деталь), 1908. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

Дочь Ивана Морозова - Евдокия (Дося) (1903-1974) с 25 января 1922 года была замужем за Сергеем Александровичем Коноваловым (1899-1982). В декабре 1922 году родила сына, названного в честь деда Иваном. Брак распался в конце 1937 года. Сергей Коновалов переехал в Англию, где возглавлял кафедру русского языка и литературы в Оксфордском университете. Известен как русский историк, литературовед, экономист, профессор Бирмингемского и Оксфордского университетов.Внук Морозова - Иван Сергеевич (Жан) Коновалов (1922-2002), правнук Пётр Иванович (Пьер) Коновалов (род. 22.06.1953). По некоторым данным, на начало XXI века он является единственным законным наследником знаменитой коллекции Ивана Морозова. В конце 2000-х-начале 2010-х Пьер Коновалов стал всемирно известен борьбой за свои права на коллекцию своего прадеда. По оценкам аукционного дома Сотбис, стоимость коллекции Ивана Абрамовича Морозова на 2012 год составляла 5 млрд долларов США.

classic-art-ru.livejournal.com

«Коллекция Морозова. Готовимся к выставке вместе». Яков Вебер

Уважаемые любители искусства!

17 мая 2018 года в Радищевском музее откроется необычная выставка. Саратовский коллекционер Андрей Морозов покажет свое собрание отечественной живописи XIX-XX веков, более 150 полотен. Эта богатая коллекция еще ни разу не экспонировалась в полном объеме. Ее владельцу удалось собрать произведения, исполненные на высоком уровне живописного мастерства и проникнутые любовью к окружающему миру. Те, кто был у него в гостях, отмечают, что картины, развешанные по стенам дома, словно дополняют друг друга. Это ощущение возникает неслучайно: собиратель отдает предпочтение реалистической живописи и авторам – как малоизвестным, так и прославленным, – которые умеют в повседневном, в мелочах нашей жизни увидеть красоту и гармонию.

Умиротворенно-созерцательное отношение к природе объединяет выдающихся художников Федора Васильева, Исаака Левитана, Якова Вебера. Эффектные пейзажи Ивана Айвазовского и Юлия Клевера во все времена вызывали восторги зрителей. В коллекции Морозова есть множество прелестных натюрмортов, среди которых три композиции Николая Гущина, созданные в его неповторимом темпераментном стиле. Интереснейшая часть собрания – полотна мастеров, продолжающих традиции саратовской художественной школы: Владимира Гурова, Леонида Гусева и, конечно, Алексея Коблова. Коллекционер был лично знаком с живописцем и собрал более 100 его картин. В собрании представлено творчество редко встречающихся в музейных фондах Сергея Лодыгина и графа Владимира Муравьева – художников, чьи имена наверняка знакомы филокартистам, так как их работы репродуцировались на художественных открытках рубежа XIX-XX веков.

Совсем скоро вы сможете увидеть эти и другие произведения в залах нового корпуса музея по улице Радищева, 41. А пока предлагаем вам следить за нашей постоянной рубрикой «Готовимся к выставке вместе». В ней мы будем знакомить вас с некоторыми экспонатами будущей выставки. Наш сегодняшний материал – о пейзажах Якова Вебера.

Автор

Яков Яковлевич Вебер (1870-1958)

Произведения

Первый снег. 1893. Холст, масло. 54 х 66,6

Лошадка. 1910. Бумага на картоне, акварель. 40 х 67,6

Художественные особенности

Два пейзажа Якова Вебера из коллекции Андрея Морозова так и хочется назвать «серебряным» и «золотым». Они показывают, каким превосходным колористом был этот мастер. Живописная поверхность картины «Первый снег» благодаря деликатному сочетанию теплых и холодных оттенков напоминает перламутр. Молодой художник тщательно выписывает узор темных ветвей на фоне пасмурного неба, городские строения вдали, едва заметную сороку на дереве. В более позднем, акварельном, пейзаже он избегает излишней детальности. Его свободная кисть мастерски передает заливший опушку леса солнечный свет и, кажется, даже шуршание пожелтевших листьев.

Интересные факты

В первой половине 1890-х годов Яков Вебер служил копиистом в недавно открывшемся Радищевском музее. В 1914 году, когда он жил в Санкт-Петербурге, к нему поступил заказ на исполнение копии роскошного портрета императрицы Александры Федоровны немецкого мастера Каульбаха. Сейчас эта работа Вебера хранится в Русском музее.

К сожалению, творческое наследие Якова Вебера невелико. Живописца с немецкой фамилией, да еще и репрессированного – в 1938 году он был сослан в Казахстан – надолго вычеркнули из художественной жизни.

Сайт коллекционера Андрея Морозова:

http://themorozovcollection.com/

radmuseumart.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта