Собрание Щукина в Париже: внук коллекционера провел экскурсию для RFI. Коллекция картин щукина


История коллекции картин С.И.Щукина и И.А.Морозова в Мостве

К 100-летию Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) им. Пушкина мы начинаем серию репортажей о музейной коллекции, которая входит и десятку лучших коллекций мира.

 Коллекция Галереи Западноевропейского искусства XIX-XX веков ГМИИ им. Пушкина — самая интересная в музее. Она была собрана за 12-15 лет представителями двух крупнейших фамилий московских промышленников и меценатов — Морозовым и Щукиным. Коллекцию произведений импрессионистов приобрёл, главным образом, Сергей Иванович Щукин, но Иван Абрамович Морозов также приложил руку к этому собранию.   Считается, что первым произведением в этой коллекции стала  картина, которая была приобретена Сергеем Ивановичем Щукиным — маленький этюд Клода Моне под названием «Сирень на солнце». Её привезли в Москву в 1897 году. С этой работы начинается интерес Сергея Ивановича Щукина к искусству французских импрессионистов. Он первым открыл московской публике их творчество. Щукин обладал не только великолепным образованием, но и замечательным вкусом и удивительной интуицией. Когда он начал коллекционировать современное ему французское  искусство, он всегда безошибочно выделял то произведение, ту фигуру, которая была принципиальна в формировании того или иного направления. Интуиция никогда не подводила его. Увлекшись импрессионизмом в конце XIX века, Щукин сразу же определил, что  ключевой фигурой этого направления, художником, без творчества которого невозможна оценка импрессионизма как течения в живописи, был Клод Моне. Вычленив его из плеяды импрессионистов, Щукин собирал его полотна до тех пор, пока не исчерпал для себя какие-то основные этапы, проблемы формирования этого направления в искусстве. Затем, когда он сам вместе с художником прошёл все этапы построения этих приёмов, он закрыл для себя эту страницу собирательства. Это была особенность его коллекционной деятельности. Познав и поняв творчество того или иного мастера, он никогда более к этому живописцу не возвращался, даже если позже ему попадались крупные произведения, даже шедевры этого мастера. Закрыв для себя тему того или иного художника, Щукин терял интерес к собирательству его работ.Щукин покупал картины Дега, все работы этого художника в ГМИИ  происходят из коллекции Щукина. Также у него в коллекции были работы Ренуара, но Моне для коллекционера был главным.  И когда Сергей Иванович прошёл и изучил искусство импрессионистов, наступил черёд постимпрессионистов. В коллекции Щукина были работы ВСЕХ мастеров, чьё творчество связано с понятием постимпрессионизма, однако наибольшую ценность всей его коллекции представляли произведения Поля Гогена. Посетители, которым посчастливилось побывать в его доме в Большом Знаменском переулке (сейчас занят Генштабом)  и оказаться в зале Поля Гогена, говорили, что стену с его картинами можно было сравнить с блистающим золотым иконостасом. Вот такое впечатление производила коллекция, собранная Сергеем Ивановичем Щукиным. В собрании были картины из таитянского цикла художника.  Равной по качеству коллекции таитянских работ Гогена в Европе больше нет.А настоящей и последней любовью Щукина стал Матисс, а вслед за ним и Пикассо. Все, кто попадал в дом Щукина на  Знаменке совершенно справедливо называли его домом Матисса и Пикассо. Это было собрание высочайшего качества, ни один музей в мире не обладает подобной коллекцией. 36 ПЕРВОКЛАССНЫХ  полотен Матисса — все те произведения, без которых искусство Матисса останется неполным, если их не рассматривать. Прибавьте к ним 53 полотна Пикассо — это было колоссальнейшее собрание. И хотя все эти полотна представляли творческое развитие художников до 1913 года (потом собирательство прекратилось), тем не менее, произведения в коллекции можно назвать самодостаточными.Любопытно, что создание этого великолепного собрания было напрямую связано с интуицией Щукина. Сергей Иванович никогда ничьих советов не слушал, хотя он не был замкнут, обсуждал проблемы искусства, но последнее слово всегда оставлял за собой. Он мог оценить, что представляет собой искусство того или иного мастера, даже если он сам до конца этого не понимал. Он  мог это предвидеть. Так было с произведениями Пикассо, которые он собирал. Если бы не Щукин, то полотен периода кубизма Пикассо в нашей стране не было. Потому что Морозов абсолютно не оценил этого художника, а кубизма, как художественного течения не понял вовсе.   И единственная кубистическая картина Пикассо, происходящая из коллекции Морозова — это «Портрет АмбруазаВоллара». Он её купил по одной простой причине — он увидел там потрясающее сходство с коллекционером и торговцем Волларом, с которым был знаком и у которого сам покупал многие работы того же Сезанна.  Щукин собирал Пикассо голубого и розового периода. Среди этих работ — «Встреча двух сестёр» — сейчас находится в Эрмитаже. «Старый еврей с мальчиком» представлена в ГМИИ. Сергей Иванович сумел собрать уникальные вещи голубого периода — времени расцвета творчества Пикассо. Будучи однажды в Париже у Пикассо, Щукин увидел картину: «После бала» или «Дама с веером» (Эрмитаж), выполненную уже в кубистической манере.  Картина Сергею Ивановичу не понравилась и он произнёс: «Какая потеря для искусства!» Но потом, подумав немного, решив свои внутренние проблемы, добавил: «Наверное прав он, а не я», и..  приобрёл эту картину. «Дама с веером»стала первым кубистическим произведение в собрании Щукина. Он повесил её там, где он чаще всего проходил: в узком и тёмном коридоре между гостиной и спальней. Повесил для того, чтобы  осознать, пройти тот путь, который уже прошел сам Пикассо, создавая эти произведения. И, как описывает сам Сергей Иванович, проходя в очередной раз мимо картины, он вдруг физически ощутил какой-то магический взгляд с полотна. И он понял Пикассо, который говорил «Кубизм — это не зародыш, не зерно, он ни к чему не должен привести. Художник создаёт объект и после этого он существует самостоятельной жизнью». Щукин понял, что в кубистических вещах заложена какая-то магическая сила и в этом есть адекватный способ пластического представления людей, которые были связаны с проблемами начала ХХ века. С этого момента начался период коллекционирования кубистических работ Пабло Пикассо. 

Иван Абрамович Морозов собирал свою коллекцию совсем иначе. У него были другие вкусы, иные отношения с художниками. Если Щукин полагался на интуицию, то Морозов нуждался в советах. Его коллекция была недоступна для широкого круга лиц.  А у Щукина дом был открыт каждое воскресенье абсолютно для всех желающих, не только для художников. И Щукин сам (а ведь это была не частная картинная галерея, а его собственный дом) иногда водил гостей по дому, показывал произведения, объяснял, что из себя представляет та или иная картина. Его можно назвать создателем авангарда наравне с художниками, ведь если бы не он, не его открытость и доступность коллекции, то вряд ли бы те идеи, которые несли в себе создатели русского авангарда, так быстро смогли проникнуть в отечественное искусство.

Дом Морозова на Пречистенке (сейчас — Академия художеств) был открыт только для его близких ему людей. Иван Абрамович не пускал всех желающих посмотреть коллекцию, попасть в его дом было весьма трудно. Он собирал авангардистов, фовистов. Если встречал картины Матисса или Ренуара, которых не было в коллекции, он, понимая, что это шедевр, покупал полотно. Всегда пользовался советами известных художников (ему помогали Серов, Коровин) и критиков, не всегда полагаясь на свой вкус. Его коллекция славилась огромным количеством шедевров.Гуляя по музею самостоятельно, можно оценить, что является шедевром, а что — просто произведение, олицетворяющее создание стиля, направления. Знаковой для импрессионизма является «Портрет Жанны Самари» Ренуара. Эта работа происходит из коллекции Ивана Абрамовича Морозова. Две картины кисти Моне, которые принципиальны для разных периодов его творчества — «Бульвар Капуцинов» и «Стог сена в Живерни» — это также произведения из собрания Морозова. У Ивана Абрамовича была страсть к собиранию шедевров.Также в коллекции Морозова были художники, мимо творчества которых прошёл Щукин, например, группа «Наби»(«Пророки») — художники, с которыми коллекционер был лично знаком — Пьер Боннар, Морис Бени, которые писали специально для его дома. Например Бени написал для морозовского особняка цикл картин, который сейчас находится в Эрмитаже. Художники группы «Наби» пробовали себя в декоративном ключе, в стиле модерн. Два полотна кисти Боннара висят при входе в Галерею («Осенью. Сбор плодов» и «Ранней весной в деревне»). Они был написаны специально для вестибюля особняка Морозова. Это были мастера, которых Морозов очень ценил. Для Щукина же они интереса не представляли, ему были неинтересны полотна, на которых о проблемах ХХ века говорилось средствами века ХIX.Что касается творчества Поля Сезанна. У Щукина была хорошая коллекция его работ, но она не обладала той полнотой и таким блеском, как произведения Сезанна в собрании Морозова. Иван Абрамович очень любил Сезанна, мог подолгу созерцать его вещи, он очень тонко понимал, откуда художник шёл, где были истоки его творчества, что он открыл в своём искусстве. В результате Морозов собрал уникальную коллекцию Сезанна, про которую современники говорили, что в его коллекции есть 3 абсолютных шедевра мастера в разных жанрах: лучший натюрморт «Персики и груши», лучший пейзаж «Гамар» и ещё портрет, который был продан в САСШ в 30-е годы. И.А.Морозов смог открыть и оценить Сезанна и собрать у себя его великолепную коллекцию. Тот факт, что Морозов любил пользоваться советами, не всегда оказывал хорошую услугу для его коллекционной деятельности. Это связано с различными вкусами и взглядами, которые есть у каждого человека и у каждого художника. Валентин Серов однажды отсоветовал Морозову покупать картину Эдуара Мане и Москва лишилась этого произведения. Творчество Мане представлено в России далеко не в полной мере. Морозов был очень огорчён и, когда всё же решил приобрести эту вещь, она оказалась уже проданной. Серов, чувствуя свою вину, решил реабилитировать себя и посоветовал Морозову приобрести «Красные виноградники в Арле» Ван Гога, которая и по сей день хранится в коллекции ГМИИ.

Формирование современной коллекции ГМИИ.

Первоначально собрания Морозова и Щукина  существовали независимо друг от друга и слияния не требовали, так как они показывали вкусы коллекционеров и были самодостаточны. В каждой коллекции по разному были представлены грани дарований мастеров. Но после 1913 г. активность коллекционеров была приостановлена, (через год началась Первая Мировая Война) и, как оказалось, навсегда. История собирательства закончилась в 1913 году. За год до начала первой мировой войны границы закрыли, русских отозвали из за рубежа, покупать картины стало просто негде. 

 В 1918 году обе коллекции были национализированы, несмотря на то, что про примеру Третьякова и Щукин, и Морозов на свои коллекции написали дарственные — на эти бумаги никто внимания не обратил.

Владельцы коллекции ещё некоторое время прожили в Советской России и были своего рода смотрителями при своих коллекциях. В итоге оба были вынуждены были покинуть страну.И.А.Морозов не выдержал разлуки со своими картинами, стал болеть и скончался в 1921 году в Карлсбаде (Карловых Варах). Щукин прожил  дольше, он умер в Париже в 1936 году. Но никогда большев своей деятельности он не возвращался к собирательству. У него ещё было около 10 произведений, которые кто-то ему дарил, что-то попало случайно, но говорить о том, что он занимался собирательством не приходится, он закрыл для себя эту страницу жизни после того, как уехал из России и больше к ней не возвращался.До 1921 года собрания существовали как раздельно и музеи были раздельные. Музей Щукина назвался «Первый музей новой западной живописи», а музей Морозова «Второй музей новой западной живописи.» А потом их слили в один музей, не объединяя их в одном здании.  Но вскоре Реввоенсовету потребовался особняк Щукина. Здание забрали, а коллекцию в спешном порядке вывезли в дом Морозова. И там, потеснив коллекцию Морозова, повесили произведения и одного, и другого коллекционера. В таком виде музей просуществовал до начала Великой Отечественной войны.Музей был закрытым, так как это было время «борьбы с империализмом», включая «космополитизм», авангардизм и проч. В 30-е годы (музей был постоянно под пристальным вниманием властей, под угрозой закрытия) музей могли посещать только по специальным пропускам, которые тогда выдавала Советская академия художеств (директором был Герасимов). Но этому музею повезло больше, чем, например, Эрмитажу, когда в 30-е годы многие вещи просто распродавались, шедевры уходили по дешёвке в Штаты, в Европу. Этот музей сохранили по одной простой причине (даже не потому, что ценили, об этом речь не шла): в Европе ещё жил Щукин и были живы потомки Морозова. Боялись, что начнутся процессы, это было бы невыгодно возможным покупателям, поэтому коллекция пострадала в очень малой степени. Было продано только 4 картины, все они сейчас в Штатах. Все они происходили из собрания И.А.Морозова — «Ночное кафе» Ван Гога, которое Морозов приобрёл в пару к аналогичной по сюжету работе Гогена «Ночное кафе в Арле», Дега, Ренуара и Сезанна. Щукинская же коллекция была полностью сохранена.В 20-30-е годы началась радикальная переделка всего, в том числе и музеев. Москва, которая опять стала столицей, нуждалась в музее, который представлял бы изобразительное искусство высокого уровня. Античного искусства в Москве было мало и тогда музей изящных искусств превратился из музея копий, слепков в музей подлинников.  В коллекцию передали картины западных мастеров из собрания Сергея Михайловича Третьякова, из Румянцевского музея. Хотя там были шедевры, но эти коллекции были небольшие. Тогда начался делёж между Москвой и Ленинградом, когда из Эрмитажа передали в Москву Пуссена и других мастеров, а Москва взамен отдавала произведения XIX, ХХ веков. В это время постепенно стали «разрежать» коллекции Щукина и Морозова. Тогда ушла в Эрмитаж «Дама в саду» Клода Моне и некоторые другие полотна. Но это были незначительные потери для московского собрания. После Великой Отечественной войны (во время войны всё собрание хранилось в Новосибирске), когда произведения вернулись из эвакуации, музей решили закрыть.В 1947 году Герасимов, тогдашний председатель Академии художеств, который давно точил зуб на коллекцию, привёл  комиссию, которая должна была принимать экспозицию музея. Во главе комиссии был тупой солдафон, маршал Климент Ворошилов. Герасимов прямиком подвёл его к картине, которая тут же решила судьбу музея, к «Танцу» Матисса. Устроители экспозиции собирались показать весь импрессионизм и надеялись, что Ворошилов до этой картины просто не дойдёт. А Герасимов раскусил замысел и повёл Ворошилова с другой стороны и под руку подвёл его к «Танцу». Его даже не успели повесить на стену, картина лежала на полу.Музей закрыли, коллекцию механически поделили между ГМИИ и Эрмитажем. Но, слава Богу, что так случилось, ведь вначале коллекцию хотели распылить по провинциальным музеям, где не было соответствующих условий хранения и шедевры неминуемо погибли бы.  Право выбора картин оставили за Москвой и ГМИИ мог выбрать всё, что хочет, остальное раздать другим музеям, по 1 — 2 вещи в каждый.Положение спас тогдашний директор Эрмитажа Орбели и его жена Изоргина — тонкий интерпретатор искусства этого периода — она уговорила мужа взять всё то, от чего Москва откажется. Поэтому коллекции, хотя и разделённые, существуют в двух городах, в двух разных музеях.Конечно, делёж, который начался в 30-е годы ничего хорошего ГМИИ не дал. Он лишил Москву всего того, что она имела. Две коллекции вместе — это было великолепно, это был блистательный музей, в котором были представлены два типа собирательства.Теперь в одном музее собрано всё, что осталось от этих двух коллекций. Искусство импрессионизма представлено всеми мастерами, которые были связаны с этим направлением. И хотя здесь нет некоторых художников, которые тоже работали в этом ключе, их имена не были определяющими в искусстве импрессионизма.Но у нас есть три художника, с именами которых связаны все основные этапы создания этого направления. Это Клод Моне (фигура, определяющая это направление), Огюст Ренуар и Эдгар Дега. Роден. В нашем музее представлены первоклассные отливки из собрания И.А.Морозова. Эти статуи были выполнены под наблюдением самого Родена.

О московских коллекционерах и художниках можно узнать во время пешеходных экскурсий по Москве.

Статьи о коллекции музея. 

Фовизм в ГМИИ им.Пушкина

Фовизм Анри Матисса

Пабло Пикассо в ГМИИ им.Пушкина

Кубизм Пикассо

     

kraeved1147.ru

Коллекция Сергея Ивановича Щукина - Прогулки по Старой Москве и не только

В эти дни в Париже открылась выставка "Иконы современного искусства. Коллекция Щукина". Она продлиться до 20 февраля.Шедевры из собраний ГМИИ им. Пушкина и Эрмитажа впервые за столетие соберутся вместе на выставке в Париже. По этому поводу внук Сергея Ивановича Андре-Марк Делок-Фурко (крайний слева), который несколько лет судился за картины, а теперь является куратором выставки, дал большое интервью "Огоньку"Коллекция Сергея Ивановича Щукина, которая в 1948 году пополнила собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина и Эрмитажа картинами Пикассо, Матисса, Дега, Моне, Гогена, а также других знаменитых живописцев первой половины ХХ века, впервые за столетие объединится в залах одного музея. Им станет музей Фонда Луи Виттона, что на краю Булонского леса в Париже. Взяв на себя заботы о страховке, перевозе и даже частичной реставрации картин, президент фонда Бернар Арно поручил кураторам во главе с Анной Бальдассари (директор Музея Пикассо в Париже) и господину Делок-Фурко, внуку и наследнику Щукина, все остальное. Учитывая историю перипетий вокруг этой коллекции, организация экспозиции из 130 полотен представлялась делом непростым. там дальше прочитаете. большое интервью.

Благодаря этой публикации я узнала, что внук создал чудесный сайтhttp://www.collectionchtchoukine.com

Там по-французски написано и по-русски немного.Но больше всего мне понравились фото особняка с цветными картинамитам есть страничка планом особняка, где располагались какие залы.

А теперь я вам предлагаю окунуться в 1908 год и погулять по залам.

два фото зала импрессионистов. Сборные такие шпалерыСезан, Дега, Сислей, Руссо, Ренуар...

ближе к новому флигелю зал Пикассо. У Щукина было 50 его работ

За ним в правом ризалите зал Гогена (столовая)внук считает, что Гогена дед стал собирать в самую черную полосу жизни.Потому что его картины дарили ему праздник, радость

в большой гостиной рядом с лестницей был зал Матиссаего произведения Щукин начал активно покупать после смерти Гогена

еще одна гостиная - зал Монес чего начиналась коллекция

лестницахолл

бывшая домовая церковь Трубецких

И напоследок. В коллекции семьи находится неизвестный рисунок СероваЛидия Щукина в Гробу 1907 год

еще одно интервью внука.

il-ducess.livejournal.com

Ай да Щукин! Выставка коллекции легендарного российского собирателя стала самой посещаемой в истории Франции

В Париже прошла выставка коллекции Сергея Ивановича Щукина, великого собирателя модернистской живописи. В последние две недели огромный выставочный центр Fondation Louis Vuitton (FLV) работал в режиме ЧП: с 7 до 23 (в предпоследние сутки — до часа ночи). В Париже так работать не принято, но выхода не было.

Право входа на выставку тоже еще нужно было заработать. На улице перед центром до последнего, очень дождливого дня, тянулись хвосты.

Выставка стала уникальной даже для российских знатоков живописи, доехавших до Парижа: да, конечно, все эти картины — из Пушкинского и Эрмитажа, но мало кому выпадал шанс видеть их в единой коллекции: разве что тем, кто родился в первой половине прошлого века.

В 1948 году большой знаток наук и культуры товарищ Сталин закрыл Государственный музей нового западного искусства, и с тех пор собрание Щукина разбито на две половины: часть — в Эрмитаже, часть — в Пушкинском.

Внук Сергея Щукина Андре-Марк Делок-Фурко

«Самые сомнительные картины (с точки зрения идеологии) ушли в Ленинград. Поэтому в Эрмитаже больше Матисса и Пикассо», — говорит щукинский внук Андре-Марк Делок-Фурко, который дал согласие быть моим экскурсоводом.

По залам гигантского архитектурного шедевра FLV мы гуляем за пару недель до закрытия выставки — в этот день организаторы ждут миллионного посетителя.

Всего их было 1 млн 205 тысяч 63 чел. Рекорд для Франции.

И это еще нас не посчитали: помимо меня внук Щукина провел без билетов двух москвичей, влюбленных в импрессионистов.

Авангардисты вышли из дома Щукина

«Выставка Щукина: уроки триумфа» — заголовок передовицы в газете «Монд». Другие французские СМИ были не менее банальны, но и не менее точны в оценках.

127 работ из щукинской коллекции. От символистов, через импрессионистов до русских авангардистов, картины которых Щукин, впрочем, не покупал. К его коллекции организаторы добавили несколько работ Малевича, Родченко, Гончаровой: так показали, что авангардисты «вышли из усадьбы Голицыных» (свой личный дом Щукин в 1908-м открыл для визитов, и художники ходили туда питаться чужим вдохновением). Худгруппу «Бубновый валет» создали прямо в доме Щукина.

На фото: виртуальный визит по дому Щукина

Что касается «уроков триумфа»…

22 Матисса, 29 Пикассо, 12 Гогенов, 8 Сезаннов, 8 Моне…

Почти все это было куплено в Париже, сто лет отсутствовало и вот опять ненадолго вернулось в Париж.

Организаторы дополняли это богатство другими событиями. Устроили международный симпозиум длиною в жизнь (19-часовое видео доступно в ютюбе фонда)

«Виртуозы Москвы» дали концерт, Питер Гринуэй и Саския Боддек сделали к выставке видеоинсталляцию (см. любительскую съемку с экрана здесь) и т.д.

А внук Щукина уже думает над проектом художественного сериала о дедушке: «Это уже другие масштабы. На первый сезон, десять серий, нужно 80 миллионов евро».

Чтобы покончить с бизнесом, надо напомнить, что щукинские вложения в живопись оказались дальновидными и с этой точки зрения: его коллекцию сейчас оценивают в 8 с лишним миллиардов долларов.

Все это богатство досталось России.

«Дед никогда не жалел о потере, — говорит Делок-Фурко. — Революция забрала у него картины, но он принял это как освобождение. И не страдал ностальгией. В конце концов, быть одним из величайших собирателей ХХ века — не так плохо».

Первым директором Музея нового западного искусства в 1923 году стала старшая дочь Щукина.

Он к тому моменту уже пять лет жил в эмиграции, в Париже. И старался обходить знакомых галеристов стороной: «Только купил несколько картин, чтобы повесить в квартире».

— В Париже у него была новая семья, новая жизнь… Очень комфортная и тихая, потому что деньги остались. Когда появилась на свет моя мать, ему было уже 65. К тому моменту он потерял в России почти все… И когда меня спрашивают, в чем секрет прозорливости деда, который так умел угадывать будущие шедевры, я отвечаю: может быть, для этого нужно прожить беду, потерять двоих сыновей, потерять жену, потерять брата…

Пикассо и Щукин: встреча двух руководителей

Но начинал Щукин, когда до трагедий было далеко. 80-е годы XIX века. В большой семье купцов-старообрядцев Щукиных картины собирают почти все. Сергей Иванович, правда, не коллекционирует, «и поэтому братья немножечко так его дразнят», говорит внук.

(Уже доказано влияние коллекционера Щукина на развитие живописи, теперь, пожалуй, пора проводить симпозиум «Влияние насмешек на формирование художественного вкуса С.И. Щукина». — Ю. С.)

«Его отец в 1884 году купил дворец Трубецких в Москве и подарил ему. И вот в этом доме Сергей Иванович начинает собрание, — говорит Делок-Фурко. — Сначала это для него хобби. К тому же в приличном доме должны быть картины. Младший брат живет в Париже как денди, расслабленно и широко, но у него очень хорошая коллекция импрессионистов. И он советует С.И… Для начала дед купил двух Сезаннов».

Потом в коллекцию попали почти все главные фигуры импрессионизма. Матисс писал для Щукина под заказ — специально для его дома. Жил в щукинской усадьбе. Он же свел Щукина с малоизвестным художником из Барселоны.

— Деду сказали: нужно все-таки, чтобы был один Пикассо в собрании. Ладно. Он купил, привез «Даму с веером» в Москву и не знал, где ее повесить. В итоге повесил в непарадном коридоре… Потом поймал себя на том, что придумывает поводы, чтобы пойти в коридор. Так он понял силу Пикассо и купил у него еще полсотни картин.

Дама с веером. Пикассо

«Но первая встреча у них вышла безрадостной, — улыбается Делок-Фурко. — После нее Пикассо набросал карикатуру на деда».

Причина — в столкновении равновеликих руководителей:

— Это была встреча двух боссов. Один очень богатый… Другой — совсем бедный, но он все-таки начальник этой шайки новой живописи. Сидит на Монмартре со своей группой. Взгляд какой! Они большие, он такой маленький матадор. Позади матадора стоят гиганты: Аполлинер, Брак…. Когда Пикассо было 16 лет, в Барселоне, он уже был начальником. Поэтому у него с Щукиным было равенство.

«Матисс старался поймать взгляд Щукина и ему угодить. А Пикассо совершенно не ждал взгляда Щукина, хотя и гордился тем, что такой известный коллекционер его покупает… Но между ними был только бизнес».

Картины из коллекции Щукина, объединяйтесь!

— А это последнее увлечение Щукина. Дерен. С 1910 по 1914-й он купил четырнадцать Деренов. Анна, куратор выставки (Анна Балдассари, бывший директор музея Пикассо. — Ю. С.), у нее такой характер непростой… В общем, она его тут не очень заметно повесила. Он во время войны сотрудничал с немцами, и она не может ему этого простить.

— А это «Таможенник» Руссо, «Муза, вдохновляющая поэта». Тоже у нас в Пушкинском висит, — говорит наша спутница, влюбленная, впрочем, в импрессионистов.

Муза, вдохновляющая поэта (Поэт и муза). Портрет поэта Гийома Аполлинера и художницы Мари Лорансен

— Да? — шутит ее спутник, глядя на расплывшуюся фигуру музы. — То-то поэт неизвестен…

Я тоже смеюсь.

— Это Мари Лорансен, художница, муза Аполлинера. Вообще-то она была худенькая… Когда у Руссо спрашивали, зачем он ее такой изобразил, он отвечал: у такого поэта, как Аполлинер, должна быть большая муза.

Разговоры о том, что у такой коллекции, как щукинская, должен быть свой, отдельный, большой музей, кажется, пока можно прекратить.

— Каждый раз, когда поднимается вопрос о том, чтобы обменяться и собрать в одном музее морозовскую коллекцию, а в другом — щукинскую, и в Москве и в Петербурге говорят: да-да-да, мы согласны! Только мы берем Щукина, — улыбается Делок-Фурко.

Юрий Сафронов, Париж

досье

Щукин Сергей Иванович (1854—1936). Купец, финансист, коллекционер. В 1887 году начал целенаправленно собирать картины современных ему художников: символистов, импрессионистов, фовистов, кубистов... В своем московском доме (в особняке Трубецких в Знаменском переулке) к 1908 году устроил музей современной западной живописи. Коллекция Щукина (наряду с коллекцией И.А. Морозова) стала основой для Государственного музея нового западного искусства, существовавшего в Москве с 1923 до 1948 г.

В 2012 году стало известно, что в усадьбе Щукиных-Трубецких, которая теперь принадлежит Минобороны, устроили апартаменты для министра А. Сердюкова.

В 2013 году Ирина Антонова, директор ГМИИ им. Пушкина, выступила за воссоздание в особняке Трубецких Музея нового западного искусства, но инициатива не получила поддержки властей и коллег. В итоге министр культуры Мединский сообщил, что передачи коллекции не случится. Вместо этого Минкульт, как смог, создал за большие деньги виртуальный Музей нового западного искусства.

Парижская выставка «Иконы современного искусства — коллекция Щукина» проходила с 22 октября 2016 по 5 марта 2017 г. (продлили на две недели).

www.novayagazeta.ru

Собрание Щукина в Париже: внук коллекционера провел экскурсию для RFI - РОССИЯ

 

Вы слушаете: Выпуски новостей Expand Player

Слушать Скачать Подкаст

  • *Новости 15h00 - 15h20 GMT

    Выпуск новостей 08/08 15h00 GMT

  • *Передача RFI 15h20 - 16h00 GMT

    Дневная программа 08/08 15h20 GMT

  • *Новости 18h00 - 18h20 GMT

    Выпуск новостей 08/08 18h00 GMT

  • *Передача RFI 18h20 - 19h00 GMT

    Дневная программа 08/08 18h20 GMT

Последние выпуски

Для удобства навигации по сайту RFI следует активировать JavaScript в вашем браузере. Чтобы просматривать мультимедиа-контент, в вашем браузере должен быть установлен плагин (расширение?) Flash. Чтобы войти в систему вам следует включить cookies в настройках вашего браузера. Для наилучшей навигации, сайти RFI совместим со следующими браузерами: Internet Explorer 8 и выше, Firefox 10 и выше, Safari 3 и выше, Chrome 17 и выше...

Слушать

Компания RFI

Услуги

Передача «Таланты RFI» (на фр. яз.)

Иностранные языки

Другие сайты холдинга

 

К сожалению, время подключения истекло, действие не может быть выполнено.

ru.rfi.fr

Частная коллекция картин Сергея Щукина

В залах музея парижского Фонда Louis Vuitton 20 октября 2016 года открылась крупномасштабная выставка «Шедевры нового искусства. Собрание Сергея Щукина. Государственный Эрмитаж – ГМИИ им. А.С. Пушкина»

До 20 февраля 2017 года во французской столице будут демонстрироваться полотна импрессионистов и постимпрессионистов из собраний Государственного Эрмитажа и Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Работы художников-авангардистов на выставке представила Третьяковская галерея. Но главным, незримым персонажем этой экспозиции стал гениальный русский коллекционер Серей Щукин (1854-1936), который обладал не просто интуицией, а способностью к прозрению, сыграв огромную роль в истории искусства ХХ века.

Полотна Моне и Гогена, Ван Гога и Сезанна, Матисса, Пикассо и других великих мастеров искусства рубежа XIX‑XX веков купец и промышленник Сергей Щукин начал собирать в 1890‑х годах. Он говорил выдающемуся художнику Александру Бенуа: «Хорошая картина всегда дешёвая, потому что она никого не интересует». Не понимая и не принимая этих художников, Сергей Иванович первым почувствовал их значимость, и, несмотря на насмешки, продолжал покупать картины. «Боже, как доставалось Сергею Ивановичу от всяких московских эстетствующих тузов за такое его «баловство» и «модничание»! Его собирательство было не простой прихотью, а настоящим подвигом», – писал о коллекционере Александр Бенуа в 1936 году.

«Viva, Щукин! Чудо, которое до сих пор не разгадано», – так сегодня французы оценивают собрание московского предпринимателя и коллекционера, представленного в стенах Фонда Louis Vuitton в Париже. И впрямь, такого Матисса и Пикассо нет даже во Франции. Национализированная после Октябрьской революции 1917 года, коллекция Сергея Щукина в 1920‑х была объединена с коллекцией другого известного мецената Ивана Морозова в Музей нового западного искусства, а в 1948‑м после закрытия этого музея поделена между Эрмитажем и ГМИИ им. А. С. Пушкина. В Париже коллекция Сергея Ивановича впервые за долгие годы представлена как единое целое.

Инициатором данного проекта стал внук Щукина Андре-Марк Делок-Фурко. После того, как много лет вслед за матерью через суды пытался добиться компенсации за дедовскую коллекцию, национализированную сразу после Октябрьской революции, он решил дружить с музеями, а не воевать с ними.

Музей Фонда Louis Vuitton, которым владеет известный французский бизнесмен Бернар Арно, сразу согласился на этот невероятно дорогой, но весьма перспективный проект: коллекцию Щукина – 130 работ из 257, которая впервые с 1948 года была воссоздана, оценивают в восемь миллиардов долларов. Этой потрясающей истории отданы все тринадцать залов на всех четырех этажа Фонда.

На подготовку экспозиции потребовалось два года работы интернациональной команды из ста человек. «Эти шедевры надо видеть. Выставка помогает понять, как современность становится классикой, а классика выглядит современной, как модное становится чем‑то вечным», – отметил Бернар Арно, открывая экспозицию.

«В конце девятнадцатого века коллекционеры охотились за классическим искусством, когда у них под носом рождалось искусство будущего, и Щукин это понимал. Еще в 1908‑м Сергей Иванович превратил свой дом в первый в мире общедоступный Музей современного искусства. Он сам продумал вывеску, выступая в роли куратора и гида одновременно.

Показы, проходившие сначала два, а потом и три раза в неделю, сыграли неоценимую роль в становлении русского авангарда. Особняк Щукина был местом, где молодежь могла увидеть новое парижское искусство. Не годы спустя, а практически сразу же. На Знаменке, у Щукина начинающие художники формировали свой глаз, вкус. Если бы не было вечеров у Щукина, неизвестно, как развивалось бы русское искусство и русский авангард», – рассказывает куратор выставки Анна Балдассари, работающая в Фонде современного искусства и культуры Louis Vuitton.

artmedia.ae

Щукин Сергей Иванович - NeWestMuseum

Щукин Сергей Иванович27 июня (10 июля) 1854, Москва — 10 января 1936, Париж

18541936

Потомственный купец-фабрикант, меценат и коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям французской модернистской живописи в Государственном Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Происходил из купеческой семьи. Окончил Коммерческую академию в г. Гера, Германия (1873–1876). Глава торгового дома «И. В. Щукин с сыновьями».

Собирательством живописи увлекся в конце 1890-х. В 1898 приобрел в галерее Поля Дюран-Рюэля в Париже, куда его привел младший брат Иван, первые полотна художников-импрессионистов («Оперный проезд» Камиля Писсарро; «Скалы в Бель Иль» Клода Моне), после чего вплоть до 1904 покупал картины представителей этого направления, прежде всего Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Клода Моне.

Сергей Щукин приобретает в галерее Поля Дюран-Рюэля первые полотна художников-импрессионистов

18 98

Камиль ПиссарроОперный проезд. Эффект снега. Утро1898ФрагментГМИИ, Москва (Щ)

С 1903 по 1908 активно приобретал работы постимпрессионистов — Поля Сезанна, Поля Гогена и Винсента Ван Гога. Следующим увлечением Щукина стали фовисты. С 1906 его интересы были сосредоточены на творчестве Анри Матисса, с которым он познакомился в мае того года. Работы Матисса Щукин покупал главным образом через галерею Бернхейм-Жен, а также непосредственно у художника. По заказу Щукина Матисс исполнил ряд полотен большого формата, в том числе программные для искусства XX века декоративные панно «Танец» и «Музыка» (1910, Государственный Эрмитаж), написанные специально для лестницы московского особняка собирателя.

1 / 2

В 1907 Щукин осуществил частичную перестройку своего особняка и в 1908 открыл по адресу Б. Знаменский переулок, 8, галерею для желающих осмотреть собрание. Как правило, он сам принимал посетителей и давал разъяснения. Щукинская коллекция вскоре получает известность. Уже в 1908 критик П. П. Муратов отмечает влияние галереи Щукина — «как наиболее сильного рассадника западных художественных течений» — на судьбу русской живописи. Уникальная возможность знакомиться, находясь в России, со всеми новыми явлениями в европейском искусстве, почти в самый момент их появления, ускоряет развитие отечественного авангарда. Так в Москве формируются новые художественные течения (кубофутуризм, неопримитивизм) и объединения (первое из них — «Бубновый валет»). Взаимосвязь между основными этапами собирательской деятельности Щукина и стилистическими изменениями, происходящими в русской живописи, становится очевидной.

Сергей Щукин открывает в своем особняке галерею для всех желающих осмотреть его собрание картин

19 08

«Розовая гостинная» Матисса в особняке ЩукинаРазвеска 1913 года

Осенью 1911 состоялся визит Матисса в Москву, во время которого художник руководил развеской своих картин в так называемой «Розовой гостиной» щукинского дома, превратившегося отныне в своеобразный московский музей Матисса. Весной 1913 Щукин купил «Арабскую кофейню», самое значительное из марокканских произведений Матисса, а осенью — «Портрет мадам Матисс» (оба — 1913, Государственный Эрмитаж), который стал для него последней, 37-ой, приобретенной картиной этого художника.

В Москву приезжает Анри Матисс и руководит развеской своих картин в «Розовой гостиной» щукинского дома

19 11

Фотографический портрет Матисса

Вслед за Матиссом Щукин открыл для себя Пабло Пикассо, картины которого начал активно покупать с 1909, главным образом через галерею Даниэля-Анри Канвейлера. За пять лет Щукину удалось собрать самую большую на тот момент коллекцию работ Пикассо в мире.

В 1912 Щукин увлекся Андре Дереном и за два года приобрел 16 его работ, в том числе «Портрет неизвестного, читающего газету» (1911–1914, ГЭ).

В октябре 1913 был выпущен каталог картин щукинского собрания, включавший 225 номеров, а в 1914 журнал «Аполлон» опубликовал очерк Якова Тугендхольда «Французское собрание С. И. Щукина» и фотоснимки многих полотен.

Журнал АпполонОчерк Якова Тугендхольда «Французское собрание С. И. Щукина»Выпуск 1-2, 1914

С началом Первой мировой войны собирательская деятельность Щукина остановилась: не имея возможности покупать западную живопись, он, в отличие от И. А. Морозова, не проявлял интереса к искусству современных русских художников.

В августе 1918 Щукин эмигрировал из России и в 1919 поселился во Франции. Несмотря на попытки ряда известных дилеров склонить Щукина к продолжению собирательства, он отклонял все предложения. В эмиграции им были куплены только две работы Рауля Дюфи, а также заказаны четыре работы Анри Ле Фоконье (три из них в 2004 были подарены ГМИИ внуком Щукина). Отношения с художниками, в том числе с Матиссом и Пикассо, также были полностью прекращены.

В августе 1918 года Сергей Щукин эмигрирует из России и в 1919 году поселяется во Франции

19 18

С. И. Щукин с дочерью Ириной, женой Надеждой Афанасьевной и ее сестрой Верой на юге Франции Около 1920 года

По утверждению наследников Щукина, в 1926 он составил новое завещание (первое было написано в 1907, сразу после кончины жены), в пользу семьи, аннулировав тем самым свое прежнее решение, согласно которому коллекция после его смерти должна была перейти в Третьяковскую галерею. Именно этот документ, впрочем нигде и никогда не публиковавшийся, впоследствии стал источником споров между наследниками Щукина и Россией. Между тем парижский друг Щукина П. А. Бурышкин в своей книге «Москва купеческая» (Нью Йорк, 1954) рассказывал, что на заданный коллекционеру в начале 1930-х годов вопрос, не собирается ли он подать в суд на советское правительство, тот ответил: «Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там».

Щукин с женой и дочерью на Канале Сен-МартенПариж. 1926-1927

Галерея Щукина, остававшаяся в целости и сохранности в Москве, 5 ноября 1918 года была национализирована и весной 1919 открыта для публичного обозрения как Первый Музей новой западной живописи.

«Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа…»

19 19

Дом С. И. Щукина в Б. Знаменском переулкеФото 1918 года

www.newestmuseum.ru

Коллекция Щукина в Париже: зачем?

Текст: Елена Шарнова24.10.2016   14703

22 октября 2016 года в фонде Louis Vuitton в Париже открылась выставка «Шедевры нового искусства. Собрание С.И. Щукина» (Icônes de l’art moderne. Collection Chtchoukine) которая продлится до 20 февраля 2017 года (куратор — французский искусствовед Анн Бальдассари). На выставке собрано 130 произведений из коллекции Щукина, хранящихся в ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственном Эрмитаже, — Моне, Дега, Ренуар, Ваг Гог, Гоген, Матисс, Пикассо, словом, действительно главные шедевры и гордость обоих музеев. Их сопровождают 30 работ мастеров русского авангарда (Ларионов, Розанова, Попова, Малевич, Татлин, Родченко) из различных музеев мира, в том числе из Третьяковской галереи, — эти работы должны продемонстрировать, как собрание Щукина повлияло на кубофутуризм, супрематизм и конструктивизм. Елена Шарнова, искусствовед, руководитель бакалавриата «История искусств» Высшей школы экономики и один из авторов каталога-резоне французской живописи ГМИИ им. А.С. Пушкина специально для «Артгида» сформулировала свое мнение об этой выставке.

Анри Матисс. Мастерская художника (Розовая мастерская). 1911. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

По мнению директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, показ собрания Щукина в Париже — это «пророссийский триумф»: мы показываем миру великую коллекцию, к тому же воссозданную после ее разделения между Петербургом и Москвой. Представитель фонда Louis Vuitton Жан-Поль Клавери сказал, что выставка коллекции Щукина — «восхитительный подарок, который нам сделала Россия». Но почему Россия должна делать подарки фонду Louis Vuitton и даже Французской Республике? Тот же Клавери сравнил значение коллекции Щукина для России с «Джокондой» для Франции, что, на мой взгляд, вполне справедливо. Однако французы свою «Джоконду» никому не дарят и рассуждают совершенно разумно: «Хотите ее увидеть — приезжайте к нам». Поэтому в Лувре десять миллионов посетителей в год. А мы почему-то должны отдавать лучшую часть нашего национального достояния, чтобы приносить доходы фонду Louis Vuitton. У владельца LVMH Бернара Арно и так доходы неплохие. Как следует из его интервью «Коммерсанту», Арно «ответил немедленным согласием» на предложение организовать эту выставку и тут же сравнил картины из щукинской коллекции с продукцией принадлежащих ему модных марок Dior и Louis Vuitton: оказывается, в них (т. е. в чемоданах и проч.) тоже есть «сочетание острой современности и традиции». Кто бы спорил, чемоданы и правда классные, но, в отличие от великих картин, поношенный чемодан можно заменить на новый.

Я уже сходила в опустевшие залы Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков в Москве. Почти рыдала, не увидев «Розовой мастерской» Матисса и поздней «Горы Св. Виктории» Сезанна. Лучшая часть собраний наших музеев на четыре месяца покидает пределы моей страны и будет недоступна для посетителей ГМИИ и Эрмитажа. Когда великий американский коллекционер Генри Клэй Фрик, который по уровню не уступает Сергею Ивановичу Щукину, начинал формировать свою коллекцию, он сказал примерно следующее: «Сейчас американцы едут в Европу, чтобы знакомиться с сокровищами европейского искусства. Я хочу сделать так, чтобы им для этого не нужно было пересекать океан и чтобы европейцы ехали в Америку, чтобы увидеть сокровища европейского искусства». И он (и еще несколько поколений великих американских коллекционеров) этого добился. Если вы не видели позднего Эль Греко или Вермера из американских коллекций — считайте, что вы не видели этих художников. Та же история с Матиссом, Пикассо, Ренуаром, Сезанном из российских музеев. Если французы жаждут увидеть шедевры своих национальных гениев — пусть приезжают в Россию.

Поль Сезанн. Гора Св. Виктории, вид со стороны Лов (Пейзаж в Эксе). Около 1906. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Совсем не убеждают красивые слова о том, что мы таким образом воссоздаем коллекцию Щукина. Я не вижу в этой выставке ни особой новизны, ни научного смысла. Почему выставку делает иностранный куратор и в чем оригинальность ее концепции? Почему ее кураторами не стали, например, Альберт Костеневич и Алексей Петухов, хранители коллекции Щукина в Эрмитаже и ГМИИ? Почему музейщики соглашаются на сотрудничество с дамой, которая сделала провальную выставку Picasso et les maitres в Париже и была уволена с поста директора Музея Пикассо в результате скандала?

Выставка не вносит ничего нового в изучение коллекции по сравнению с выставкой «Морозов и Щукин — русские коллекционеры», которая прошла в 1993 году сначала в музее Фолькванг в Эссене (и она шла на правительственном уровне), а потом в Эрмитаже и Пушкинском музее. Последнее обстоятельство чрезвычайно важно: это не была экспозиция на экспорт, с самого начала речь шла именно о равноценном показе выставки в Германии и двух российских музеях. Выставка 1993 года существенно изменила наше представление о коллекции и художниках, которые в нее входят, что соответственно отразилось в экспозиции и Эрмитажа, и Пушкинского музея. Например, мы впервые увидели «Историю Психеи» Мориса Дени. Раньше Эрмитаж не показывал ее в постоянной экспозиции, к символизму и группе «Наби» относились с некоторым пренебрежением. На эту выставку прислали «Ночное кафе в Арле» Ван Гога, «Портрет мадам Сезанн» Сезанна из коллекции Морозова, которые в 1933 году были проданы в США. И вот эта выставка действительно стала прорывом. Что принципиально нового предлагает нынешняя выставка в Париже? Показать Щукина отдельно от Морозова? Но в 1993 году картины из двух коллекций были достаточно четко разделены, да еще была возможность сравнить вкусы двух московских собирателей. А идея сопоставить русский авангард с французскими художниками вообще-то впервые прозвучала на выставке «Москва — Париж», а это 1980 год, и потом была многократно разыграна в целом ряде ярких выставочных проектов (например, «Поль Гоген. Взгляд из России» в 1989 году), так что выдавать идею сопоставления Пикассо с Татлиным за новое слово — просто несерьезно.

Что касается воссоздания коллекции, то все равно оно неполное — целиком коллекцию воссоздать невозможно. Хорошо, что Наталья Семенова нашла два десятка работ, о которых ранее не было известно, что они из щукинской коллекции. Но из этого не следует, что надо тащить 130 шедевров из России во Францию — подобные открытия можно представить в новой публикации или в докладе на научной конференции. Выставка воспринимается не как исследовательский проект, а как очередная коммерческая выставка шедевров, на которую будут ходить туристы. Отличие только в цене — $8 млрд страховки не зря фигурируют во всех пресс-релизах. Вполне вероятно, что в историю она войдет как один из самых дорогих выставочных проектов. В результате и отечественный зритель, и туристы, которые приезжают в Москву и Петербург (а их не так много, в отличие от Парижа), в течение четырех месяцев будут этих шедевров лишены. Зачем?

Христиан Корнелиус Крон. Портрет С.И. Щукина. 1915. Холст, масло. Государственный Эрмитаж

Выражалось еще мнение, что мы в долгу перед Щукиным и его потомками, так как его коллекция была национализирована во время революции и, стало быть, это награбленное искусство, а воссоединение коллекции — это в какой-то мере искупление вины за эту национализацию. Однако это все спекуляции на тему истории: «Что было бы, если…» Что было бы, если бы не разразилась Первая мировая война? Тогда бы Щукин купил то и другое, а может, и не купил бы?! Почему современные отечественные искусствоведы должны расплачиваться за действия советской власти? Национализация коллекций и раздел ГМНЗИ — свершившийся факт, безусловно, трагический. Но я, например, не меньше расстраиваюсь из-за продаж из Эрмитажа при Николае I. Однако что ж теперь переживать, что если бы не эти продажи, то у нас была бы картина Шардена «Девочка с воланом»? Есть замечательная яркая жизнь коллекции Щукина в советских музеях, она есть! Есть героическое спасение коллекции, которая была разделена между двумя музеями, и эти части уже давно неотделимы от Пушкинского музея и Эрмитажа. Я не вижу ничего страшного, что коллекция разделена между Москвой и Петербургом. Часть стала составляющей московского контекста, другая часть — питерской культуры. Были великие люди, которые хранили, изучали, защищали эту коллекцию, когда ее нельзя было выставлять: Антонина Николаевна Изергина, Татьяна Алексеевна Боровая, Александра Андреевна Демская, которая рассылала письма «на деревню дедушке», пытаясь найти потомков Щукина еще в 1960-е годы, когда не всякий советский человек мог отважиться на переписку с капиталистической страной. Это люди, которые изучали коллекцию в том виде, в каком она бытовала после 1917 года. Не бывает так, чтобы коллекции оставались неизменными на протяжении всей истории их бытования. Я знаю только одну такую — это коллекция английской королевы. Да и то при Карле I Кромвель успел похулиганить, и часть собрания английских королей была распродана. Это естественная жизнь любой коллекции: их, увы, часто распродают наследники. Мы же не знаем, что бы сделали наследники Щукина, если бы не произошла революция 1917 года. Можно гарантировать, что коллекция не была бы распродана? Могло быть так, могло быть иначе, и плакать на тему «какая плохая была советская власть» бесполезно. Лучшая и бóльшая часть картин осталась в России, входит в состав двух музеев мирового уровня, не самая плохая судьба для коллекции.

«Красные рыбы» Анри Матисса из коллекции С.И. Щукина и смотритель в Галерее стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: Екатерина Алленова/Артгид

Наконец, есть проблема, о которой сегодня не принято говорить: и в Москве, и в Петербурге залы Эрмитажа и Пушкинского музея с импрессионистами и постимпрессионистами не сказать чтобы ломились от посетителей. Русская публика туда, как правило, не заглядывает. В залы с картинами из щукинского собрания ходят преимущественно иностранцы. Я помню очередь на новую экспозицию импрессионистов, которая открылась в ГМИИ в 1974 году, и до сих пор могу эту экспозицию нарисовать в подробностях, настолько четко были расставлены все акценты. Кто-нибудь сейчас видел очередь в Галерею стран искусства Европы и Америки XIX–XX веков или в здание Генштаба, где экспонируется петербургская часть собрания ГМНЗИ? Не говоря уже про здание Третьяковской галереи на Крымском Валу, где вообще слышно, как сопят смотрители в пустых залах русского авангарда, который мы постоянно возим на Запад наравне с коллекциями Щукина и Морозова.

 

artguide.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта