Вадим Каджаев. "Памяти предков", или фантазии на тему. Картины вадим каджаев


Памяти предков. Вадим Каджаев | Художественный музей

30 апреля 2017, 19:23

ЦХИНВАЛ, 30 апр — Sputnik, Дзерасса Биазарти.

Во Владикавказе, в художественном музее имени Махарбека Туганова открылась персональная выставка молодого осетинского художника Вадима Каджаева «Памяти предков». В залах музея представлены более пятидесяти работ автора. Полотна поражают монументальностью и эпичностью. На них героическое и драматическое прошлое предков осетин: скифов, сарматов и алан, переплетается с жизнью современной Осетии.

Вадим Каджаев родился и вырос в Цхинвале. Воспитанник известного педагога Лаврентия Касоева, сумел сохранить свойственный южным осетинам особый, пламенный патриотизм и сделать его фундаментом, лейтмотивом для своего творчества.

Сам автор говорит о том, что опосредованно или видимо, но в его творчестве неизменно присутствует война. Как тяжелое детское воспоминание, как историческая реальность.

«То, что мы жили в такое время, наложило свой отпечаток. Надо делать светлые, добрые работы. Но, то, что вы здесь видите, это то необходимое, что мне надо было сделать, чтобы груз какой-то с себя снять. Каждый по-своему его снимает, я вот посредством живописи. Картины пусть не буквально воспроизводят те времена, это не буквально 90-ый или 92-ой год, но есть нити, которые соединяют прошедшие эпохи и нашу современную жизнь», — рассказывает Вадим.

В работах, представленных на выставке, нет нарочитой, «приятной» зрителю декоративности, как и нет необходимости искать надуманные смыслы. Вадим Каджаев в стиле монументального реализма творит учебник по истории осетинского народа. На его полотнах тысячелетняя история скифов-сарматов-алан-осетин. От рождения скифского ребенка и до избиения осетинских младенцев в Беслане. Многовековая битва за Отечество, не важно — Средневековую Аланию или за Цхинвал и Владикавказ 90-х годов XX века.

«Все картины которые здесь представлены — они отсылают в древность. Затронуты все темы которые касаются наших предков, нашей земли, наших старших, ушедших друзей. Есть работы на современную тематику, но они также созданы в контексте того, что история делается и сегодня, что «история» — это не просто умершее слово, мы сегодня живем и сами пишем историю и являемся продолжателями, писателями. В принципе, все ошибки которые сделали наши предки, мы их повторили. Наступили на все те же грабли. На этом надо учиться»,- говорит художник.

Работы Вадима Каджаева полны сдержанного, непоказного героизма, сурового, национального лиризма. Это и светлая тема рождения ребенка, наследника, приемника своего народа, тема достойной жизни или героической смерти. Молодого осетинского художника, как и его именитых предшественников, интересуют вопросы морали и достоинства, оценка поведения и жизни современного осетина, с точки зрения принятых, устоявшихся в народе нравственных критериев.

Выпускник Петербургской академии художеств, мастерской монументальной живописи, Вадим Каджаев живет и работает в Санкт-Петербурге. Работы художника находятся в частных коллекциях по всему миру.

 

 

www.hudmuz15.ru

Вадим Каджаев. "Памяти предков", или фантазии на тему

Вадим Каджаев.

Скифы, сарматы, аланы… Более 50 работ, отражающих жизнь и быт предков осетин. Во Владикавказе открылась персональная выставка живописных работ Заслуженного художника Южной и Северной Осетии Вадима Каджаева.

Поклонники искусства стали стекаться к Художественному музею им. Махарбека Туганова, где развернулась экспозиция, задолго до времени ее официального открытия.

 

Переступив порог, зритель сразу же попадает в атмосферу строгой реальности - все полотна, будь то пейзаж или портрет, суровы и как будто сдержанны, здесь нет буйства красок, но величественность и характерность образов не оставляет сомнений: перед нами история и современность героического народа.

 

Монументальность, эпичность, эпохальность - при попытке описать изображенное на полотнах, на ум в первую очередь приходят гиперболические эпитеты.

 

На выставке Вадима Каджаева «Памяти предков» На выставке представлены работы Вадима Каджаева разных лет, посвященные родной Осетии - современной и скрытой пеленой времени. Центральное место в экспозиции занимает трехстворчатая картина "Реквием" - масло на холсте. Это дипломный проект автора - лучшего выпускника 2009 года Санкт-Петербургского государственного института живописи им. Репина. На полотне запечатлен момент прощания с последним из аланских царей Ос-Багатаром. Однако, по признанию самого художника, картина не отображает какой-то конкретный эпизод истории. "Скорее это мои впечатления, вызванные влиянием народного творчества, отразившего дошедшие до нас рассказы о герое", - говорит Вадим.

 

Работы, представленные на суд зрителя, отображают быт и нравы маленького народа, чуткое сердце почувствует сразу - это признание в любви к своей родине, природе, земле и людям.  

 

"Памяти предков" - своеобразное посвящение Осетии, - подчеркивает кандидат искусствоведения Светлана Ершова. - Трудно быть сыном героического народа, надо постоянно доказывать, что ты достоин того, чтобы говорить от его имени, достоин создавать образы, которые раскроют непосвященным тайны души этого народа, а посвященным позволят узнать в них себя".

 

Вадим КАДЖАЕВ. "Памяти предков"

 

9d9c8776eeb0935bf25a2c22d5427c63 История моего народа - это то, что любопытно в первую очередь мне самому, - признается Вадим Каджаев автору портала ГОРЕЦ-MEDIA. - Поэтому хочется донести этот интерес и до зрителя, рассказать о своей родине теми средствами, которыми могу что-то выразить. Но называть мои работы историческими в чистом виде нельзя, они не отражают какие-то конкретные факты, описания которых я бы придерживался при создании картин. Вернее будет сказать, что это мои фантазии на ту или иную тему".

 

Многообразие образов, связанных воедино любовью к родине, впечатляет. Здесь и суровые снежные вершины Дигории, и сюжеты Нартского эпоса, и картины непростого горского быта. При этом на каждом полотне - некая незримая печать грусти, проникновенной печали.

 

9d9c8776eeb0935bf25a2c22d5427c63Формирование Вадима Каджаева как художника происходило в сложные для Южной Осетии времена, - раскрывает секрет художника его педагог Лаврентий Касоев. - Республика переживала послевоенную разруху; приходилось творить в тяжелейших условиях - при отсутствии электричества, при свете огня от печи. Возможно, поэтому большинство работ оставляют впечатление тяжести бытия, отсюда и эпичность полотен Вадима, они выражают боль всего нашего народа".

 

И надо признать, картины, представленные на экспозиции, понуждают зрителя заглянуть в себя, прислушаться к внутреннему голосу, почувствовать ток крови.

 

9d9c8776eeb0935bf25a2c22d5427c63Творчество Вадима - очень важно для развития национального самосознания, - отметил на открытии выставки доктор исторических наук, профессор Руслан Бзаров. - Автор предлагает нам ясное, фигуративное, реалистическое воспроизведение того, что крайне необходимо для формирования национальной культуры. То, что мы сегодня видим, - это безусловное свидетельство несломленности народа, крепости его духа. Здесь - правда единой Осетии-Алании. На картине "Реквием" автор изобразил  аланского царя и аланского епископа - как воплощение государственности, которую пришлось отвоевывать.  Это олицетворение воинских традиций, патриотизма, активной, экспрессивной смелости, которая позволяет молчаливым полотнам давать ответ множеству разных людей - и друзей, и недругов. И они этот ответ совершенно точно видят и понимают".

 

Всего на выставке представлено около 50 работ. Две картины, посвященные трагедии в Беслане, автор преподнес в дар матерям, потерявшим в теракте своих детей.

 

Магрез КЕЛЕХСАЕВ

 Народный художник РФ

Шалва БЕДОЕВ

действительный член Российской академии художеств

- Я рад, что в Осетии появился такой талант. Он еще молод, но у него уже есть свой авторский почерк. Думаю, со временем он будет меняться, трансформироваться - так вырабатывается индивидуальный, неповторимый стиль письма. Вадим - очень перспективный автор, скажу больше - его уже сегодня можно назвать великим. Желаю ему творческих находок и успехов.

 - Вадим - масштабный автор. У него несомненный талант писать станковые картины, которые по праву считаются интеллектуальным зеркалом эпохи и народа. У него очень серьезная, глубокая тематика, она уводит нас в прошлое, утверждает нашу историю. Он художник-боец, который борется за существование своего народа.

 

Сусанна ДУДИЕВА

бывший председатель Комитета "Матери Беслана"

Маргарита ШАНАЕВА

студентка

- Вадим Каджаев - это достояние Осетии. В его творчестве, безусловно, отразилась история нашего народа, новая история, отразился Беслан. Я знаю, как тяжело он переживал нашу трагедию, и эти чувства его воспитывали. Та боль, которая случилась с нами всеми, также наложила отпечаток на его творчество. Пусть дар, который дан ему свыше, будет неиссякаем. Свети, расцветай, распускай крылья и прославляй свою Осетию, Вадим.

- Раньше я не была знакома с творчеством Каджаева, и сказать, что я впечатлена - значит не сказать ничего! Особенно понравилась "Молитва". Я подолгу стояла перед каждой картиной и как будто погружалась в них, хотелось рассмотреть каждую деталь, каждый штрих. Теперь у меня появилось желание узнать подробнее историю нашего народа, перечитать Нартский эпос и вновь вернуться к картинам Вадима Каджаева.

 

Вадим КАДЖАЕВ, член Союза художников России, Заслуженный художник РЮО и РСО-Алания

Вадим КАДЖАЕВ

Член Союза художников России, Заслуженный художник Республики Южная Осетия и Республики Северная Осетия-Алания                                           

Родился 28 ноября 1984 года в г. Цхинвал, Южная Осетия. Выпускник Цхинвальского лицея искусств им. Колиева. С отличием окончил Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Трижды был награждён золотыми медалями за успехи в учебе, лучший выпускник 2009 года. Награждён почетной грамотой Министерства культуры РЮО, а также золотым знаком за достижения в области изобразительного искусства правительства ЧР.

Обладатель премии «Музы Санкт-Петербурга», лауреат премии Санкт-Петербурга в номинации «Живопись» .

 

Альбина ЦОМАРТОВА

© Федеральный познавательный журнал «Горец»

Для тех, кто любит высоту

Читайте также:

gorets-media.ru

Вадим Каджаев. "Памяти предков", или фантазии на тему

Вадим Каджаев.

Скифы, сарматы, аланы… Более 50 работ, отражающих жизнь и быт предков осетин. Во Владикавказе открылась персональная выставка живописных работ Заслуженного художника Южной и Северной Осетии Вадима Каджаева.

Поклонники искусства стали стекаться к Художественному музею им. Махарбека Туганова, где развернулась экспозиция, задолго до времени ее официального открытия.

 

Переступив порог, зритель сразу же попадает в атмосферу строгой реальности - все полотна, будь то пейзаж или портрет, суровы и как будто сдержанны, здесь нет буйства красок, но величественность и характерность образов не оставляет сомнений: перед нами история и современность героического народа.

 

Монументальность, эпичность, эпохальность - при попытке описать изображенное на полотнах, на ум в первую очередь приходят гиперболические эпитеты.

 

На выставке Вадима Каджаева «Памяти предков» На выставке представлены работы Вадима Каджаева разных лет, посвященные родной Осетии - современной и скрытой пеленой времени. Центральное место в экспозиции занимает трехстворчатая картина "Реквием" - масло на холсте. Это дипломный проект автора - лучшего выпускника 2009 года Санкт-Петербургского государственного института живописи им. Репина. На полотне запечатлен момент прощания с последним из аланских царей Ос-Багатаром. Однако, по признанию самого художника, картина не отображает какой-то конкретный эпизод истории. "Скорее это мои впечатления, вызванные влиянием народного творчества, отразившего дошедшие до нас рассказы о герое", - говорит Вадим.

 

Работы, представленные на суд зрителя, отображают быт и нравы маленького народа, чуткое сердце почувствует сразу - это признание в любви к своей родине, природе, земле и людям.  

 

"Памяти предков" - своеобразное посвящение Осетии, - подчеркивает кандидат искусствоведения Светлана Ершова. - Трудно быть сыном героического народа, надо постоянно доказывать, что ты достоин того, чтобы говорить от его имени, достоин создавать образы, которые раскроют непосвященным тайны души этого народа, а посвященным позволят узнать в них себя".

 

Вадим КАДЖАЕВ. "Памяти предков"

 

9d9c8776eeb0935bf25a2c22d5427c63 История моего народа - это то, что любопытно в первую очередь мне самому, - признается Вадим Каджаев автору портала ГОРЕЦ-MEDIA. - Поэтому хочется донести этот интерес и до зрителя, рассказать о своей родине теми средствами, которыми могу что-то выразить. Но называть мои работы историческими в чистом виде нельзя, они не отражают какие-то конкретные факты, описания которых я бы придерживался при создании картин. Вернее будет сказать, что это мои фантазии на ту или иную тему".

 

Многообразие образов, связанных воедино любовью к родине, впечатляет. Здесь и суровые снежные вершины Дигории, и сюжеты Нартского эпоса, и картины непростого горского быта. При этом на каждом полотне - некая незримая печать грусти, проникновенной печали.

 

9d9c8776eeb0935bf25a2c22d5427c63Формирование Вадима Каджаева как художника происходило в сложные для Южной Осетии времена, - раскрывает секрет художника его педагог Лаврентий Касоев. - Республика переживала послевоенную разруху; приходилось творить в тяжелейших условиях - при отсутствии электричества, при свете огня от печи. Возможно, поэтому большинство работ оставляют впечатление тяжести бытия, отсюда и эпичность полотен Вадима, они выражают боль всего нашего народа".

 

И надо признать, картины, представленные на экспозиции, понуждают зрителя заглянуть в себя, прислушаться к внутреннему голосу, почувствовать ток крови.

 

9d9c8776eeb0935bf25a2c22d5427c63Творчество Вадима - очень важно для развития национального самосознания, - отметил на открытии выставки доктор исторических наук, профессор Руслан Бзаров. - Автор предлагает нам ясное, фигуративное, реалистическое воспроизведение того, что крайне необходимо для формирования национальной культуры. То, что мы сегодня видим, - это безусловное свидетельство несломленности народа, крепости его духа. Здесь - правда единой Осетии-Алании. На картине "Реквием" автор изобразил  аланского царя и аланского епископа - как воплощение государственности, которую пришлось отвоевывать.  Это олицетворение воинских традиций, патриотизма, активной, экспрессивной смелости, которая позволяет молчаливым полотнам давать ответ множеству разных людей - и друзей, и недругов. И они этот ответ совершенно точно видят и понимают".

 

Всего на выставке представлено около 50 работ. Две картины, посвященные трагедии в Беслане, автор преподнес в дар матерям, потерявшим в теракте своих детей.

 

Магрез КЕЛЕХСАЕВ

 Народный художник РФ

Шалва БЕДОЕВ

действительный член Российской академии художеств

- Я рад, что в Осетии появился такой талант. Он еще молод, но у него уже есть свой авторский почерк. Думаю, со временем он будет меняться, трансформироваться - так вырабатывается индивидуальный, неповторимый стиль письма. Вадим - очень перспективный автор, скажу больше - его уже сегодня можно назвать великим. Желаю ему творческих находок и успехов.

 - Вадим - масштабный автор. У него несомненный талант писать станковые картины, которые по праву считаются интеллектуальным зеркалом эпохи и народа. У него очень серьезная, глубокая тематика, она уводит нас в прошлое, утверждает нашу историю. Он художник-боец, который борется за существование своего народа.

 

Сусанна ДУДИЕВА

бывший председатель Комитета "Матери Беслана"

Маргарита ШАНАЕВА

студентка

- Вадим Каджаев - это достояние Осетии. В его творчестве, безусловно, отразилась история нашего народа, новая история, отразился Беслан. Я знаю, как тяжело он переживал нашу трагедию, и эти чувства его воспитывали. Та боль, которая случилась с нами всеми, также наложила отпечаток на его творчество. Пусть дар, который дан ему свыше, будет неиссякаем. Свети, расцветай, распускай крылья и прославляй свою Осетию, Вадим.

- Раньше я не была знакома с творчеством Каджаева, и сказать, что я впечатлена - значит не сказать ничего! Особенно понравилась "Молитва". Я подолгу стояла перед каждой картиной и как будто погружалась в них, хотелось рассмотреть каждую деталь, каждый штрих. Теперь у меня появилось желание узнать подробнее историю нашего народа, перечитать Нартский эпос и вновь вернуться к картинам Вадима Каджаева.

 

Вадим КАДЖАЕВ, член Союза художников России, Заслуженный художник РЮО и РСО-Алания

Вадим КАДЖАЕВ

Член Союза художников России, Заслуженный художник Республики Южная Осетия и Республики Северная Осетия-Алания                                           

Родился 28 ноября 1984 года в г. Цхинвал, Южная Осетия. Выпускник Цхинвальского лицея искусств им. Колиева. С отличием окончил Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Трижды был награждён золотыми медалями за успехи в учебе, лучший выпускник 2009 года. Награждён почетной грамотой Министерства культуры РЮО, а также золотым знаком за достижения в области изобразительного искусства правительства ЧР.

Обладатель премии «Музы Санкт-Петербурга», лауреат премии Санкт-Петербурга в номинации «Живопись» .

 

Альбина ЦОМАРТОВА

© Федеральный познавательный журнал «Горец»

Для тех, кто любит высоту

Читайте также:

gorets-media.ru

мне сложно ставить себя в рамки

Заслуженный художник Южной  и Северной Осетии Вадим Каджаев рассказал Виктории Осетинской о проблемах современного искусства, своем пути становления и планах на будущее.

— С чего началась тяга к рисованию и как получилось, что ты решил стать художником?

— По рассказам родителей, когда мне исполнился год, во время ритуала на афæдзы куывд, я потянулся к карандашу. Спустя некоторое время мы переехали на новую квартиру. Там были чисто заштукатуренные и выкрашенные стены. Уже тогда я начал на них рисовать. Чем старше я становился, тем выше к потолку поднимались рисунки. Моим соседом был художник Лаврентий Павлович Касоев. В то время соседи общались у нас очень тесно, не так, как сейчас. Мы к ним постоянно ходили в гости, они — к нам. Запах красок в его квартире уже тогда произвел на меня впечатление. До сих пор помню их запах. Сейчас есть всего несколько марок современных красок, которые источают такой резкий запах: окись хрома. Запах масла и пигмента — тот самый, что когда-то я учуял в мастерской.

— Как родители отнеслись к тому, что у сына тяга к изобразительному искусству?

— Это та ситуация, когда "чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало". Мой отец — актер. Поэтому моими первыми красками стал отцовский грим. Копался в его вещах, смотрю — коробка. Открыл, а там разного рода гримы — телесная пудра, румяна: палитра и маленькая кисточка. "О, ничего себе" — подумал я — "краски!", и пошел себе рисовать. Рисовать стал прямо на зеркале. Потом уже были рисунки на клеенках, которые я промазывал эмульсионной краской, оставшейся после ремонта, а затем рисовал всем подряд, даже углем. В Цхинвале стены до сих пор разрисованы.

— С чем связан переезд в Петербург?  Почему не Москва?

— Академия художеств была моей давней детской мечтой. Я помню, как Лаврентий Павлович рисовал мелом на стенке нам схему Академии с высоты птичьего полета.  И это стало моей мечтой с лицейских лет.  Именно Петербург. Именно Академия художеств.

— Переезд оправдал ожидания молодого художника?

— В Цхинвале, чтобы ты не сделал, все тебя хвалили. По мнению окружающих, ты все умеешь. Когда я приехал сюда, у меня была уверенность, что у меня все получится, до меня не доходило, что это — иной уровень. Приехав в Академию, я попал в итальянский зал, где ежегодно проходят выставки учебных работ для абитуриентов, так сказать, чтобы наглядно продемонстрировать чему их будут учить. И вот когда я зашел в этот зал, я все понял. Понял, что я ничего не умею абсолютно. Даже экзамены сдавать не хотел. Но мама сказала: "Раз приехали, надо пробовать".

Допустили меня на экзамен. И я с треском провалился. Цхинвал — это периферия.  Знаний, полученных там, было катастрофически недостаточно. У нас не было многих обязательных для поступления дисциплин. Удивляюсь, как меня допустили к экзамену.  Но то, что я издалека приехал — из горячей точки, наверное, сыграло в тот момент свою роль.

Я провалился на бюджетную основу, но в моей жизни оказались такие люди как Владимир Таймазов и Александр Тадтаев. С их помощью я устроился на коммерческую основу. Первый курс был очень тяжелым, слабо успевал. Все бюджетники были сильными ребятами: прежде чем поступить, они учились на подготовительных курсах, очень много работали. А я так — шкет — лицей закончил и сразу в Академию. Сложно было сориентироваться.

— Но, тем не менее, лицей и академию ты закончил с отличием…

— В лицее я получал отличные оценки, а здесь в сравнении с другими оказалось, что я многого не умел. Я не говорю, что в Цхинвале — плохие учителя. Я думаю, что они просто не требовали того результата, который я бы не выдал. Они не стали меня ломать. Мне объясняли, что там все будет немного по-другому и надо быть готовым ко всему. Академия очень сильно не то чтобы ломает — меняет. Она настолько сильна в традициях, что вся свобода, которой ты пользовался до Академии, здесь очень плохо приживается. Свобода в плане ремесла, прежде всего. Такие выражения, к которым мы привыкли: "Я художник — это мое видение" во время обучения нужно забыть, и впитывать как губка абсолютно все, что тебе говорят. Иначе твое времяпрепровождения будет бессмысленным.

— Если посмотреть твои работы, то центральной темой является наша национальная культура, обычаи, традиции. Почему именно это направление ты для себя выбрал?

— Когда мы работали над композицией, нас всегда учили, что надо рисовать то, к чему ты неравнодушен: то, что ты знаешь, то, чем ты дышишь, то, что ты любишь или то, что ты ненавидишь. Я думаю, что каждый человек любой национальности любит свою Родину, и хочет рассказать о ней, пусть иногда и не в радостных красках. Но это все равно — рассказ о Родине, о том, из чего ты сам состоишь. Но для меня мир не заканчивается на Осетии.  У художника такая профессия, что он не должен быть зациклен на одном месте. Это сделает его рабом. Он может просто высказать по одной теме несколькими картинами, но тогда дальше у него нет дорог.

— С каким проблемами сегодня сталкиваются современные молодые художники?

— Существуют проблемы разного свойства и разного характера. Было время, когда современное искусство на рынке выбивало реалистическую школу. Сейчас ситуация выровнялась. Но с точки зрения рынка даже молодым художникам очень сложно реализовать свои работы в России. Все хорошие работы уезжают заграницу. Это проблема? Проблема. Представь, что ты заходишь в русский музей, а там вместо Репина висят какие-то не очень хорошие художники, а ты знаешь, что есть такие замечательные художники как Репин или Суриков. Но их работ у нас в стране нет, хоть они и русские. Они есть в Австралии, Франции или Китае. А русские их не видят, несмотря на то, что эти картины сделаны о Родине. В советское время художников просто так не бросали. А сейчас каждый выживает так, как может. Кто-то уходит в китч — делает заказные работы — то, что продается: цветочки, пейзажики, кляксы или портреты. Причем пейзажи бывают тоже разные. Есть такие серьезные пейзажи Левитана, а есть такие сладкие пейзажи, на которые смотришь и видишь просто приятную картинку. И больше ничего.

— Но не означает ли это, что высокое искусство в России умирает?

— Я думаю, это не так. Оно не умирает, просто трансформируется, впитывая в себя новые веяния и новые возможности. Меняются краски, техника, меняется видение людей. Влияет все: и телевидение, и время, которое диктует свои правила. Сегодня художник уже не будет похож на художника 15 века, если только не поставить себе такую цель.

— У каждого художника есть свой стиль, своя манера. Твои картины выделяются на фоне других национальных художников. Как ты пришел к такому необычному, уникальному стилю?

— Каждый художник со временем приходит к своему почерку. Ведь все мы по-своему воспринимаем этот окружающий мир. Очень интересный пример из повседневной академической жизни. Вот стоит постановка, ее рисуют студенты разных возрастов, национальностей. Сидит одна модель, которую рисуют 15 человек. Если посмотреть на каждый холст, можно узнать, кто именно рисовал. К своей стилистике я пришел через опыт, долгие наработки, длительную практику. Не могу сказать, что меня осенило, или это манна небесная. Нет. Это простой отбор средств, инструментов, которыми ты пользуешься, выбор близких тебе элементов: можно мазнуть это так, а можно иначе. Здесь много ремесленных моментов. Но важны и цель, и задачи. Главное ведь — понять, что ты хочешь сказать свое работой и суметь донести это до зрителя. А здесь уже опыт: метод проб и ошибок.

© Sputnik / личный архив

Художник Вадим Каджаев

— А ты критичен к своим работам?

— Я всегда говорю, что каждый художник — самый главный критик своих работ, а потом уже чужих. И здесь даже не критика, а требовательность. Для меня существуют задачи, которые я сам себе ставлю и которые не могу реализовать.  Кто-то подходит к картине, смотрит и говорит: "О, как красиво!".  А мне хотелось сделать что-то совсем другое. Иногда бывает так, что картинка в голове у тебя как бы есть, и есть какой-то приблизительный эскиз, а получается совершенно не то. И, конечно, ты будешь к себе критичен. Задумал одно, а получилось другое. Как себя за это хвалить?

— Работая преподавателем в академии, как много ребят из Осетии приезжают сюда, чтобы обучиться ремеслу художника, и насколько высок их уровень на твой взгляд? Насколько живы желание и возможности у молодежи быть художником?

— Сейчас почти на каждом курсе есть ребята из Осетии. Я работаю преподавателем на подготовительных курсах в Академии художеств. Приятно видеть, что все ребята талантливые.  В каких-то направлениях они находятся даже на лидирующих позициях. После тяжелого времени для нашего народа я вижу, что искусство снова встает на первый план. Просто время было такое, 90-е годы и войны, никакой уверенности в завтрашнем дне, поэтому и искусство у нас дома не особо ценилось. Я рад, что все меняется.

— Но если говорить об Осетии, то можно заметить: на слуху только небольшой ряд художников: Туганов, Джанаев, Бедоев. Почему ситуация складывается именно так?

— Я думаю, что со времен Хетагурова, Туганова и Джанаева у нас были хорошие художники. Просто так случилось, что они незаслуженно были забыты. Умар Гассиев, Григорий Котаев…. Даже среди художников их не все знают. Не знаю, почему так получилось.

— Есть ли будущее у изобразительного искусства в Осетии?

— Конечно есть! Нельзя говорить, что в Осетии умирает искусство. Наоборот. В последнее время интерес к нему возрастает с какой-то новой силой. Нужно оптимистичнее смотреть на это. Есть недостаток — база обучения. Ремесленный фактор отсутствует в Осетии на сегодняшний день. Но то, что художники у нас иссякли — это неправда.

— Осетия или Петербург? Не жалеешь о своем переезде?

— Я бы хотел работать в Петербурге, а жить в Осетии. Причем не где-нибудь в городе — в горах. В Петербурге очень сложно: с точки зрения быта — не дешевый город. Тебе все время необходимо думать о заработке на хлеб. Художники тоже не святым духом питаются. В бытовом плане дома было бы проще. Но есть и другая сторона медали. Дома у тебя нет общения с теми людьми, которыми ты можешь пополнять свой багаж. Может быть, из-за этого я пока не еду домой. Здесь — в Петербурге — находятся все те люди, которыми я питаюсь. Здесь и в Москве. И не потому, что у нас нет достойных художников. Просто взгляд на искусство немного разнится. Я чувствую себя комфортнее пока здесь.

— Для тебя важны отзывы людей? Как ты реагируешь на критику?

— Если картина не вызывает никаких разговоров — положительных или отрицательных — это мертвая картина. Тогда ее лучше не делать. Это — как прочитать книгу, а потом сидеть и не обдумывать то, что ты прочитал. Я думаю, что, если картина не цепляет за живое — о ней никто не скажет ни плохого, ни хорошего. Как говорил мой учитель: "Самое плохое в искусстве — равнодушие".

— Твои картины "путешествуют" по социальным сетям. Как ты относишься к такому вниманию к своей работе?

— Картины — наш хлеб. Ты рисуешь, у тебя покупают — так зарабатывают художники на жизнь. Но сегодня как происходит — интернетовские приключения работ — они ничего художнику не дают. Это такая пища, которой сыт не будешь. Все картины, серьезная работа, которая была проделана — все они относятся к истории, традициям и обычаям осетинского народа. Даже натюрморты. Но почему-то так получается, что за исключением Александра Тотоонова ни разу здесь, в России, никто не купил картину. Большинство картин уходит заграницу. У меня возникает такой вопрос к себе: вот художник живет и пишет о своей родине. Все это потихоньку продается за рубеж. Он на эти деньги живет. Художник умер. Каково наследие этого художника? Останется ли в памяти его имя?

Сейчас такое время — люди вкладывают деньги в другие вещи — квартиры, машины. Если посмотреть на каталоги и аукционы — ничего стоящего там не найти. Сплошная разрекламированная сладость. Карамель.Я не про то, что "давайте-ка быстро купите у меня картины"!  Нет. Просто если картины покупаются —  покупают то, что ни о чем не говорит. А те работы, которые сделаны по какой-то конкретной теме, например, теме Осетии, они почему-то уходят туда, где их не понимают. Например, недавно у меня ушли работы в Китай. Я уверен, что мало кто там их поймет.

— Каковы твои планы на будущее?

— Мне сложно ответить, чем я буду заниматься дальше. Мне сложно ставить себя в какие-то рамки. Может быть, меня переклинит, и я вообще начну заниматься цветочками. А если серьезно, то сейчас в Цхинвале идет реконструкция драматического театра, где планируется роспись. Тема — нартский эпос. Если так подумать — это моя прямая обязанность. Согласно моему диплому — я художник — монументалист. Стенки — это то, чему нас учили. Поэтому, бесспорно, мне бы хотелось принять участие в этом проекте.

sputnik-ossetia.ru

«Я хотел бы, чтобы в Цхинвале взорвалась бомба под названием Искусство!» Осетия Квайса

Вадим КАДЖАЕВ: «Я хотел бы, чтобы в Цхинвале взорвалась бомба под названием Искусство!»

Вадим Каджаев родился в Цхинвале 28 ноября в 1984 году. Учился в государственном Лицее искусств. Вадим являлся первым выпускником лицея, который решил посвятить свою жизнь искусству и поэтому точно знал куда поступать.

Он с легкостью сдал вступительные экзамены в Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Вадим Каджаев окончил его с отличием и ему предложили преподавать в этом вузе. Сейчас он преподает живопись, рисунок, композицию на подготовительных курсах в своей альма-матер, готовит абитуриентов к поступлению в институт.

В.Каджаев трижды был награжден золотыми медалями за успехи в учебе. Он стал лучшим выпускником Санкт-Петербургской академии художеств имени Репина, выиграл премию «Музы Санкт-Петербурга», является лауреатом премии Санкт-Петербурга в номинации живопись. Недавно он получил почетную грамоту Министерства культуры РЮО, а также золотой знак за достижения в области изобразительного искусства правительства Чеченской Республики.

– Сегодня молодежь преимущественно поступает на юридический и экономический факультеты. Почему ты избрал профессию художника?

– Мне сложно рассуждать о том, почему именно эту профессию я выбрал. Как-то так благоприятно сложились обстоятельства. Родители мне не запрещали рисовать даже на стенах нашей новой квартиры. Нашим соседом оказался Лаврентий Павлович Касоев, к которому я так зачастил в гости, что меня уже прописывать там хотели (смеется). Да и просто мне нравилось рисовать больше, чем любые остальные занятия.

– Нередко можно услышать, что образование не имеет особого значения, если есть талант. Как ты думаешь, какое значение имеет профессиональное образование в искусстве?

– Профессиональное образование, по моему глубокому убеждению, это фундаментальная основа, без которой очень сложно претворять в жизнь идеи. Это как нотная грамота. Человек, не имеющий понятия о нотах, симфонию сочинить не сможет. В живописи практически то же самое. Сегодня это странным образом можно считать спорным вопросом, якобы, зачем делать все то, что делали до нас, надо развиваться и с бешеной скоростью идти вперед и реализовываться. Для меня лично многое значит классическое искусство со всей академической системой образования. Я считаю, что это необходимые крылья художника, на которых он будет летать всю жизнь.

– А что для тебя значит творчество?

– Творчество – это выражение внутреннего мира художника, его состояния, выплеск эмоций, внутренние противоречия. Постоянный поиск себя – процесс необратимый. Это определенный ритм жизни души художника.

– Какому стилю и тематике ты отдаешь предпочтение в своем творчестве?

– Я стараюсь не зацикливаться только на национальном творчестве. Это, конечно же, основное, что я развиваю. Мне так же интересны общечеловеческие темы. Мир такой большой! Столько всего интересного происходило и происходит вокруг нас. Хочется многое охватить. Не знаю, насколько хватит сил и времени.

– Одной из твоих самых впечатляющих и больших работ является триптих «Кровники». Что побудило тебя к написанию этой картины?

– Тема кровников меня давно волнует, еще с лицейских лет. Я долго не мог найти пластический язык для выражения своих мыслей по этой теме. Потихоньку картинка становилась ясней. Кровная месть губительно отразилась не только на нашем народе, она проносилась много раз по всему Кавказу как чума, унося с собой целые фамилии. Конечно, это не может не волновать. У меня много идей по этой теме в разработке. Планирую за нее взяться в этом году вплотную. Мне интересны адаты гор, наполненные трагизмом и глубиной. Этим темам можно посвятить все свое творчество.

– Насколько мне известно, ты учился на факультете монументальной живописи. Нет ли у тебя каких-либо планов на этот счет?          

– Действительно, я учился в мастерской монументальной живописи под руководством А.А. Мыльникова. Профиль мастерской подразумевает под собой росписи, витражи, мозаики, сграфитто. То есть работа в архитектуре. На сегодняшний день росписи наверное единственное в чем я себя попробовал. Делали с друзьями в Донецке (Украина) росписи в храме Преображения Господня. Расписали огромный потолок длиной в 14 метров и шириной 8 метров. Получил огромный опыт и глубокое удовлетворение. В такие моменты вспоминаешь о своих учителях, которые к этому и готовили, все их наставления и советы.

– Кто оказал на тебя наибольшее влияние в процессе обучения и становления как художника?

– К моему воспитанию как к художнику приложили руки очень многие хорошие мастера. Я безмерно благодарен судьбе, за те подарки, которыми она меня одаривала в периоды моего обучения в институте им. И.Е.Репина. Мне посчастливилось учиться у великого мастера, последнего классика из той эпохи А.А.Мыльникова, С.Н.Репина, А.К.Быстрова и многих других. Особое место занимает Игорь Михайлович Кравцов. Очень хороший художник и человек был. Царствие ему Небесное!

– Оказывать влияние – это одно, а вдохновлять – другое. Кто или что тебя вдохновляет на создание новых полотен?

– Это может быть совершенно случайная вещь. Каждый раз происходит по-разному. К одной теме ты готовишься долго, собираешь материал, копаешься в эскизах, смотришь фильмы по теме и читаешь литературу. А другая может появиться ниоткуда и очень легко. Вдохновить может совершенно случайная деталь, например, помятая бумага на столе у одного может вызвать бурю фантазийных эмоций, а другой вовсе и не заметит.

– Сейчас ты преподаешь в том же вузе, где и получил образование. Что тебя больше всего привлекает в преподавательской деятельности?

– Преподавательская деятельность не дает оторваться от традиций, от истоков, от основ. Это еще и то живое общение, которое обогащает не только ученика, но и педагога. Педагог отдает многое и получает взамен нечто другое – благодарность. Искренне радуюсь, когда до ученика доходит то, о чем ты ему говоришь, и слова находят применение. Ведь мы занимаемся одним и тем же. Единственное различие – это опыт. Художника-педагога подстегивают ученики. Надо подавать пример своим ученикам, чтобы были вера и взаимопонимание.

– Какое достижение наиболее значимо для тебя?

– Я пока молод, чтобы рассуждать о каких-то достижениях. Быть может под конец жизни бы я мог ответить обширнее на этот вопрос, но пока что не могу и не имею права говорить о достижениях. У меня много планов, много различных идей, тем. И если хоть половину задуманного удастся осуществить, вот тогда можно будет говорить о достижениях.

– Но на данный момент у тебя же есть (возможно, ты их считаешь маленькими), но все-таки победы. Какие из них ты считаешь наиболее яркими?

– Пожалуй, самое высокое достижение – это то, что я с отличием окончил институт имени Репина, и не позорю имена своих учителей.

– У каждого художника есть другой творец, который его вдохновляет. Кого из мировой художественной культуры ты можешь выделить? Как он повлиял на тебя?

– Это очень сложный вопрос, потому что мне нравится творчество многих художников различных стилей и направлений. Это и Микеланджело, Леонардо, Караваджо, Сурбаран, Креспи, Пьеполо, Веронезе, Тициан, Рогир ван дер Вейден и многие другие. Великолепная русская школа с блистательными мастерами, европейская школа. В каждом художнике есть своя неповторимая черта и все вместе в синтезе, наверное, они и влияют на меня и будут влиять дальше.

– Несмотря на то, что ты вдали от Родины, участвуешь в развитии культуры и искусства Южной Осетии, открываешь выставки, и это уже внесенная тобою лепта на этом поприще. Как сегодня ты оцениваешь уровень культуры в Цхинвале? Твои пожелания жителям родной республики.

– Я хотел бы, чтобы в Цхинвале взорвалась бомба под названием Искусство! И чтобы осколки этого Искусства попали в каждый дом. У нас очень много талантливой молодежи.

Стоит уделить больше внимания искусству со стороны властей. Оказать поддержку молодым ребятам, в которых есть талант, целеустремлённость, работоспособность и желание сказать что-то хорошее и стоящее посредством кисти, красок и резца. На сегодняшний день уровень культуры упал. У нас были такие замечательные мастера живописи, нам есть на кого равняться! А многие студенты художественного училища и не знают, кто такие, например, Котаев, Гассиев, Санакоев и многие другие. Нет информации, агитации. Родители гасят в своих детях желание рисовать. Это печально.

Надеюсь, мы сможем найти в себе силы встать на нужную дорогу. Направить молодых художников в творческое русло. Кончилась война. Она не должна стать причиной увядания. Настало время созидания!

Зарина КОКОЕВА«Южная Осетия», 10.04.2013

osetia.kvaisa.ru

Вадим Каджаев. "Памяти предков", или фантазии на тему

Вадим Каджаев.

Скифы, сарматы, аланы… Более 50 работ, отражающих жизнь и быт предков осетин. Во Владикавказе открылась персональная выставка живописных работ Заслуженного художника Южной и Северной Осетии Вадима Каджаева.

Поклонники искусства стали стекаться к Художественному музею им. Махарбека Туганова, где развернулась экспозиция, задолго до времени ее официального открытия.

 

Переступив порог, зритель сразу же попадает в атмосферу строгой реальности - все полотна, будь то пейзаж или портрет, суровы и как будто сдержанны, здесь нет буйства красок, но величественность и характерность образов не оставляет сомнений: перед нами история и современность героического народа.

 

Монументальность, эпичность, эпохальность - при попытке описать изображенное на полотнах, на ум в первую очередь приходят гиперболические эпитеты.

 

На выставке Вадима Каджаева «Памяти предков» На выставке представлены работы Вадима Каджаева разных лет, посвященные родной Осетии - современной и скрытой пеленой времени. Центральное место в экспозиции занимает трехстворчатая картина "Реквием" - масло на холсте. Это дипломный проект автора - лучшего выпускника 2009 года Санкт-Петербургского государственного института живописи им. Репина. На полотне запечатлен момент прощания с последним из аланских царей Ос-Багатаром. Однако, по признанию самого художника, картина не отображает какой-то конкретный эпизод истории. "Скорее это мои впечатления, вызванные влиянием народного творчества, отразившего дошедшие до нас рассказы о герое", - говорит Вадим.

 

Работы, представленные на суд зрителя, отображают быт и нравы маленького народа, чуткое сердце почувствует сразу - это признание в любви к своей родине, природе, земле и людям.  

 

"Памяти предков" - своеобразное посвящение Осетии, - подчеркивает кандидат искусствоведения Светлана Ершова. - Трудно быть сыном героического народа, надо постоянно доказывать, что ты достоин того, чтобы говорить от его имени, достоин создавать образы, которые раскроют непосвященным тайны души этого народа, а посвященным позволят узнать в них себя".

 

Вадим КАДЖАЕВ. "Памяти предков"

 

9d9c8776eeb0935bf25a2c22d5427c63 История моего народа - это то, что любопытно в первую очередь мне самому, - признается Вадим Каджаев автору портала ГОРЕЦ-MEDIA. - Поэтому хочется донести этот интерес и до зрителя, рассказать о своей родине теми средствами, которыми могу что-то выразить. Но называть мои работы историческими в чистом виде нельзя, они не отражают какие-то конкретные факты, описания которых я бы придерживался при создании картин. Вернее будет сказать, что это мои фантазии на ту или иную тему".

 

Многообразие образов, связанных воедино любовью к родине, впечатляет. Здесь и суровые снежные вершины Дигории, и сюжеты Нартского эпоса, и картины непростого горского быта. При этом на каждом полотне - некая незримая печать грусти, проникновенной печали.

 

9d9c8776eeb0935bf25a2c22d5427c63Формирование Вадима Каджаева как художника происходило в сложные для Южной Осетии времена, - раскрывает секрет художника его педагог Лаврентий Касоев. - Республика переживала послевоенную разруху; приходилось творить в тяжелейших условиях - при отсутствии электричества, при свете огня от печи. Возможно, поэтому большинство работ оставляют впечатление тяжести бытия, отсюда и эпичность полотен Вадима, они выражают боль всего нашего народа".

 

И надо признать, картины, представленные на экспозиции, понуждают зрителя заглянуть в себя, прислушаться к внутреннему голосу, почувствовать ток крови.

 

9d9c8776eeb0935bf25a2c22d5427c63Творчество Вадима - очень важно для развития национального самосознания, - отметил на открытии выставки доктор исторических наук, профессор Руслан Бзаров. - Автор предлагает нам ясное, фигуративное, реалистическое воспроизведение того, что крайне необходимо для формирования национальной культуры. То, что мы сегодня видим, - это безусловное свидетельство несломленности народа, крепости его духа. Здесь - правда единой Осетии-Алании. На картине "Реквием" автор изобразил  аланского царя и аланского епископа - как воплощение государственности, которую пришлось отвоевывать.  Это олицетворение воинских традиций, патриотизма, активной, экспрессивной смелости, которая позволяет молчаливым полотнам давать ответ множеству разных людей - и друзей, и недругов. И они этот ответ совершенно точно видят и понимают".

 

Всего на выставке представлено около 50 работ. Две картины, посвященные трагедии в Беслане, автор преподнес в дар матерям, потерявшим в теракте своих детей.

 

Магрез КЕЛЕХСАЕВ

 Народный художник РФ

Шалва БЕДОЕВ

действительный член Российской академии художеств

- Я рад, что в Осетии появился такой талант. Он еще молод, но у него уже есть свой авторский почерк. Думаю, со временем он будет меняться, трансформироваться - так вырабатывается индивидуальный, неповторимый стиль письма. Вадим - очень перспективный автор, скажу больше - его уже сегодня можно назвать великим. Желаю ему творческих находок и успехов.

 - Вадим - масштабный автор. У него несомненный талант писать станковые картины, которые по праву считаются интеллектуальным зеркалом эпохи и народа. У него очень серьезная, глубокая тематика, она уводит нас в прошлое, утверждает нашу историю. Он художник-боец, который борется за существование своего народа.

 

Сусанна ДУДИЕВА

бывший председатель Комитета "Матери Беслана"

Маргарита ШАНАЕВА

студентка

- Вадим Каджаев - это достояние Осетии. В его творчестве, безусловно, отразилась история нашего народа, новая история, отразился Беслан. Я знаю, как тяжело он переживал нашу трагедию, и эти чувства его воспитывали. Та боль, которая случилась с нами всеми, также наложила отпечаток на его творчество. Пусть дар, который дан ему свыше, будет неиссякаем. Свети, расцветай, распускай крылья и прославляй свою Осетию, Вадим.

- Раньше я не была знакома с творчеством Каджаева, и сказать, что я впечатлена - значит не сказать ничего! Особенно понравилась "Молитва". Я подолгу стояла перед каждой картиной и как будто погружалась в них, хотелось рассмотреть каждую деталь, каждый штрих. Теперь у меня появилось желание узнать подробнее историю нашего народа, перечитать Нартский эпос и вновь вернуться к картинам Вадима Каджаева.

 

Вадим КАДЖАЕВ, член Союза художников России, Заслуженный художник РЮО и РСО-Алания

Вадим КАДЖАЕВ

Член Союза художников России, Заслуженный художник Республики Южная Осетия и Республики Северная Осетия-Алания                                           

Родился 28 ноября 1984 года в г. Цхинвал, Южная Осетия. Выпускник Цхинвальского лицея искусств им. Колиева. С отличием окончил Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Трижды был награждён золотыми медалями за успехи в учебе, лучший выпускник 2009 года. Награждён почетной грамотой Министерства культуры РЮО, а также золотым знаком за достижения в области изобразительного искусства правительства ЧР.

Обладатель премии «Музы Санкт-Петербурга», лауреат премии Санкт-Петербурга в номинации «Живопись» .

 

Альбина ЦОМАРТОВА

© Федеральный познавательный журнал «Горец»

Для тех, кто любит высоту

Читайте также:

gorets-media.ru

во Владикавказе открылась выставка Вадима Каджаева

Репортаж Sputnik из Владикавказа, где открылась выставка осетинского художника Вадима Каджаева

ЦХИНВАЛ, 30 апр — Sputnik, Дзерасса Биазарти. Во Владикавказе, в художественном музее имени Махарбека Туганова открылась персональная выставка молодого осетинского художника Вадима Каджаева "Памяти предков".

В залах музея представлены более пятидесяти работ автора. Полотна поражают монументальностью и эпичностью. На них героическое и драматическое прошлое предков осетин: скифов, сарматов и алан, переплетается с жизнью современной Осетии.

© Sputnik / Дзерасса Биазарти

Открытие выставки Вадима Каджаева во Владикавказе

Вадим Каджаев родился и вырос в Цхинвале. Воспитанник известного педагога Лаврентия Касоева, сумел сохранить свойственный южным осетинам особый, пламенный патриотизм и сделать его фундаментом, лейтмотивом для своего творчества.

Сам автор говорит о том, что опосредованно или видимо, но в его творчестве неизменно присутствует война. Как тяжелое детское воспоминание, как историческая реальность.

"То, что мы жили в такое время, наложило свой отпечаток. Надо делать светлые, добрые работы. Но, то, что вы здесь видите, это то необходимое, что мне надо было сделать, чтобы груз какой-то с себя снять. Каждый по-своему его снимает, я вот посредством живописи. Картины пусть не буквально воспроизводят те времена, это не буквально 90-ый или 92-ой год, но есть нити, которые соединяют прошедшие эпохи и нашу современную жизнь", — рассказывает Вадим.

В работах, представленных на выставке, нет нарочитой, "приятной" зрителю декоративности, как и нет необходимости искать надуманные смыслы. Вадим Каджаев в стиле монументального реализма творит учебник по истории осетинского народа. На его полотнах тысячелетняя история скифов-сарматов-алан-осетин. От рождения скифского ребенка и до избиения осетинских младенцев в Беслане. Многовековая битва за Отечество, не важно — Средневековую Аланию или за Цхинвал и Владикавказ 90-х годов XX века.

  • Выставка Вадима Каджаева во Владикавказе

    Выставка Вадима Каджаева во Владикавказе

    © Sputnik / Дзерасса Биазарти

  • Выставка Вадима Каджаева во Владикавказе

    Выставка Вадима Каджаева во Владикавказе

    © Sputnik / Дзерасса Биазарти

  • Выставка Вадима Каджаева во Владикавказе

    Выставка Вадима Каджаева во Владикавказе

    © Sputnik / Дзерасса Биазарти

1 / 3

© Sputnik / Дзерасса Биазарти

Выставка Вадима Каджаева во Владикавказе

"Все картины которые здесь представлены — они отсылают в древность. Затронуты все темы которые касаются наших предков, нашей земли, наших старших, ушедших друзей. Есть работы на современную тематику, но они также созданы в контексте того, что история делается и сегодня, что "история" — это не просто умершее слово, мы сегодня живем и сами пишем историю и являемся продолжателями, писателями. В принципе, все ошибки которые сделали наши предки, мы их повторили. Наступили на все те же грабли. На этом надо учиться",- говорит художник.

Работы Вадима Каджаева полны сдержанного, непоказного героизма, сурового, национального лиризма. Это и светлая тема рождения ребенка, наследника, приемника своего народа, тема достойной жизни или героической смерти. Молодого осетинского художника, как и его именитых предшественников, интересуют вопросы морали и достоинства, оценка поведения и жизни современного осетина, с точки зрения принятых, устоявшихся в народе нравственных критериев.

Выпускник Петербургской академии художеств, мастерской монументальной живописи, Вадим Каджаев живет и работает в Санкт-Петербурге. Работы художника находятся в частных коллекциях по всему миру. Выставка в залах художественного музея продлится до конца мая.

sputnik-ossetia.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта