Танец с Матиссом в Эрмитаже. Недотанцованный. Картины танец матисс


Танец (картина Матисса) Википедия

«Танец» (фр. La Danse) — созданная в 1910 году картина французского художника Анри Матисса. Существует в двух версиях: первая находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке, вторая и наиболее известная — в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

История создания[ | код]

Московский коллекционер Сергей Щукин посетил парижскую мастерскую художника в 1906 году и заказал у него три декоративных панно для парадной лестницы в своем особняке.

Два полотна из этой серии — «Танец» и «Музыка» — находится сейчас в Эрмитаже, панно «Купание, или Медитация» — так и осталось незаконченным, сохранились лишь наброски художника.

Перед отправкой полотна в Россию оно было выставлено в Осеннем салоне 1910 года в Гран-Пале и вызвало скандал. Заказчика за глаза называли сумасшедшим и собирателем декадентствующего хлама.

После революции собрание Щукина было национализировано, и «Танец» при разделе его коллекции между ГМИИ и Эрмитажем в числе других импрессионистов попал в Санкт-Петербург, в отрыве от основного щукинского собрания. Так, в ГМИИ осталась написанная для Щукина же картина «Танец с настурциями», где панно служит фоном для натюрморта.

В 1930 году Матиссу американским коллекционером Альбертом Барнсом было заказано масштабное панно «Танец» (1932), ныне называемое «Парижский танец» (Музей современного искусства, Париж), в котором данная тема находит дальнейшее продолжение[1].

Сюжет[ | код]

Сюжет картины Матиссу навеяли увиденные им в Коллиуре народные пляски. Другая версия — «Танец» — написана под впечатлением от греческой вазовой живописи и русских сезонов Сергея Дягилева.

Основное выразительное средство полотна — сочетание лаконичности живописных средств с его огромным размером. «Танец» написан всего тремя красками. Синим цветом передано небо, розовым — тела танцоров, а зелёным цветом изображен холм. На картине изображен танец, хоровод пяти обнажённых людей на вершине холма.

Тема танца обнаженных взявшихся за руки людей ранее появляется у Матисса в картине «Счастье существования (Радость жизни)» (1905—1906, Фонд Барнса) и, очевидно, отсылает к картине Кранаха «Золотой век» (1530, Национальная галерея в Осло). Позднее эта же тема повторяется в «Танце с настурциями» (1912).

«Золотой век» Кранаха.

ru-wiki.ru

АНРИ МАТИСС ТАНЕЦ - Cамая смелая работа Матисса

Существуют основополагающие иконы живописи ХХ века. Одна из них — «Танец» Анри Матисса. Матисс использовал идею танца в нескольких работах. Панно «Танец» (вместе с «Музыкой») Анри Матиссу (1869-1954) заказал С. И. Щукин для украшения лестницы особняка в Москве.

Так, в ГМИИ осталась написанная для Щукина же картина «Танец с настурциями», где панно служит фоном для натюрморта. Творчество Матисса – значительное явление французского искусства начала ХХ века. Его стиль отличался от классических привычных композиций.

Эрмитаж вывез «Танец» Матисса на выставку в Париж

С легкой руки термин закрепился за художественным течением «фовизмом», основу которому положил Матисс и его соратники. Реальность воспринимается Матиссом через калейдоскоп – колоритно, живо, весело, с неким вызовом. Реальность изображается Матиссом по-своему, его танцующие не обладают идеальными формами, они словно из другого измерения, но в тоже время притягательны и красивы.

Анри Матисс, «Танец», 1910 год

Эта тема нашла свое развитие 4 года спустя, когда Матисс приступил к работе над гигантскими панно «Танец» и «Музыка», заказанными известным русским коллекционером и меценатом С. И. Щукиным. Когда мне нужно было сделать танец для Москвы, я просто отправился в воскресенье в Мулен де ла Галетт. Парижский танец» был задуман Матиссом на седьмом десятке лет. Тем не менее, он считается одной из самых смелых и новаторских работ художника.

Анри Матисс. Авангардизм с человеческим лицом

Произведения, исполненные в технике декупажа, считаются шедеврами позднего и очень позднего Матисса. Вообще-то панно «Парижский танец» существует в трех вариантах. Со второй, уже практически завершенной полноценной работой, вышла обидная промашечка: Матисс ошибся в размерах помещения, и весь холст пришлось переписывать заново.

Другие «Танцы» Матисса

В октябре 1933 г. Лидия Делекторская переехала в дом Матисса и «задержалась» в нем почти на 22 года, вплоть до самой смерти великого мастера. Произведения были созданы специально для русского коммерсанта и коллекционера искусства Сергея Щукина, который в течение длительного времени покровительствовал Матиссу.

Оно также часто ассоциируется с «Танцем молодых девушек» в «Весне Священной» Игоря Стравинского. Картина была заказана в 1909 за 15000 франков. Замысел „Танца», как и тесно связанной с ним „Музыки» (ГЭ), кристаллизовался в течение целого пятилетия. Всере-дине марта он написал Матиссу о получении его писем „с эскизами больших картин».Речьидетодвухак-варельных эскизах „Композиция I» и „Композиция II» (ГМИИ).

В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка. Тем самым, будучи повешены в особняке Щукина рядом, „Танец» и „Музыка» образовывали великолепное логическое единство. Картина хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Он не спал всю ночь, а затем отправил телеграмму Матиссу, в которой просил забыть обо всех предыдущих просьбах — он был согласен на хоровод обнаженных.

Перед отправкой в Россию Матисс выставил полотно на «Осеннем салоне» в Париже, и оно вызвало скандал. Понадобилась большая решительность, чтобы выполнить этот заказ, и немалая смелость, чтобы выкупить его», — вспоминал Матисс. Танец (I) — набросок художника, который Матисс сделал перед тем, как браться за большое полотно (хранящееся сейчас в Санкт-Петербурге). Истоки «Танца» Матисса лежат в народных плясках, сохраняющих, может быть, уже не всегда читаемый код ритуального действа языческих времен.

Только в композиции 1910 г. она обрела всю страстность и выразительность звучания. Но при всей экспрессивности «Танца» Матисс самой организацией полотна снимает излишнюю эмоциональность сюжета.

Персональные коллекции с этим произведением:

Для постоянного хранения маршрута или персональной коллекции вы должны войти в свою учетную запись пользователя. Если вы желаете лишь временно сохранить изменения маршрута или персональной коллекции, вы можете продолжить без входа в учетную запись. Представители музея пояснили, что отправка картины Матисса в Париж в этот раз означает только участие Эрмитажа в межмузейной выставке и не предполагает одновременного «обмена» шедеврами.

Взамен он вывозит свои картины для временной экспозиции в другие города и страны. О том, как мечта художника соотнеслась с реальностью, почему Матисс боролся с нервным срывом и как сложилась судьба «Танца» — новый выпуск программы «Хороший тон… Прогулки по Эрмитажу». Смешно сказать – за свою долгую жизнь Матисс не устроил ни одного публичного скандала!

Было это в самом начале ХХ века, когда Матисс стал одним из основателей фовизма и, стало быть, авангардизма вообще. А ведь Матисс проделал долгий и трудный путь к этой мазне. Он ведь, вообще, юрист по образованию.

Для развлекухи мама Матисса принесла Матиссу краски и бумагу. Матисс начал что-то такое изображать, а когда аппендицит кончился, он бросил профессию и уехал из сен-кантенской больницы в Париж, художничать. В Париже Матисс стал учиться и за несколько лет последовательно прошел стадии эволюции тогдашнего искусства: академизм-реализм-импрессионизм-символизм-дивизионизм. Следы дивизионизма у Матисса сохранялись довольно долго, даже когда он уже был матерым фовистом.

Японскую ксилографию (гравюру на дереве) Матисс тоже смотрел. Ну, и конечно, нельзя не потешить патриотическую струну своей души тем, что Матиссу дико понравились иконы – в 1911 году он был в России. Вот из всего из этого, в общих чертах, и получилось у него то искусство, которое его прославило.

Так Матисс и был совершенно гармоничной личностью. Ну, и плюс ставший уже родным для Матисса фовизм. Когда Матисс показал картину во Французском салоне в 1910 году, был грандиозный скандал. 31 марта 1909 Сергей Щукин писал Матиссу: «Я нахожу в Вашем панно „Танец» столько благородства, что решил пренебречь нашим буржуазным мнением и поме-ститьусебя на лестнице сюжете обнаженными.

Популярное:

  • Пирс Броснан (Pierce Brosnan) актерПирс Броснан (Pierce Brosnan) актер В 1993 году Пирс Броснан был задействован в нескольких работах. Пирс Броснан родился 16 мая 1953 года в ирландском городе Дроэда. Однажды Броснан оказался в авангардной […]
  • Закон предложенияЗакон предложения Эту зависимость можно выразить графически в виде кривой предложения (линии предложения) на графике предложения. Это позволяет показать, как изменение именно цены товара […]
  • Листок нетрудоспособностиЛисток нетрудоспособности Листок Нетрудоспособности — документ, удостоверяющий временную нетрудоспособность граждан и подтверждающий временное освобождение от работы. 56. Записи в листке […]

kalavalapi.ru

«Танец» Матисса. Из истории создания декоративных панно

18 м а р т а  2012

В конец 1920-х годов экономическая ситуация в неоправившейся от войны Европе оставляла желать лучшего, в США начиналась Великая депрессия. Для людей искусства это было тяжелое время.  Анри Матисс не был исключением. Он потерял основных коллекционеров – Сара и Майкл Стайны лишились своей уникальной коллекции в годы войны и вернулись в США, коллекция Ивана Щукина после Октябрьской революции была национализирована и передана в музей нового западного искусства в Москве, французские коллекционеры и музеи не сильно интересовались творчеством Матисса. Самым серьезным американским коллекционером его живописи был скандально известный Альберт Барнс, который, пользуясь бедственным положением художников, скупал картины в огромных количествах.

В сентябре 1930 года Матисс отправился в США по приглашению комитета премии Карнеги как один из ее лауреатов,. Одновременно он хотел попытаться поправить финансовые вопросы, рассчитывая на встречу с Барнсом. К моменту визита Матисса у американца имелось почти двести работ Ренуара и восемьдесят Сезанна. Картины Матисса он собирал уже десять лет.

Впервые они встретились 27 сентября 1930 года, и Барнс сразу сделал Матиссу предложение: декорировать центральный зал его нового музея в Мерионе, пригороде Филадельфии. Оба, заказчик и художник, были необычайно воодушевлены и остались довольны заключенной сделкой. Барнс заказал Матиссу настенные панно, втрое превышавшие по размерам щукинские «Танец» и «Музыку» вместе взятые. На их исполнение у художника должно было уйти по меньшей мере двенадцать месяцев, однако Матисс запросил за панно всего тридцать тысяч долларов (небольшой холст Матисса обошелся Барнсу в том же году в половину этой суммы). Матисс объяснял, что таким образом он хотел «обратиться к новой публике в Америке».

Пространство, которое ему предстояло расписать, было пятнадцать с половиной метров в длину и около шести метров в высоту. Три каменные колонны разделяли его на три арки, на которые ложилась тень от сводчатого потолка, – солнечный свет поступал в зал через три высокие стеклянные двери, выходящие в сад.

Выбор стиля и сюжета панно Барнс полностью предоставил Матиссу, который сразу решил, что будет писать «Танец».  Первый раз он поместил хоровод в танцем в «радости жизни», которая теперь висела в Мерионе у Барнса. Именно эта картина когда-то вдохновила Сергея Щукина, заказавшего в 1909 году Матиссу первый «Танец». Вернувшись в Ниццу, Матисс приколол репродукцию щукинского панно на стену в гараже и вчерне набросал серию «вариаций на тему» нового «Танца». Саму же композицию он нарисовал на трех соединенных вместе пятиметровых холста – всю сразу, в размере оригинала, – вооружившись длинной бамбуковой палкой с куском угля на конце. «Мною владел ритм танца, который вел меня», – признавался он позже. На первом эскизе он изобразил огромные фигуры, поглощенные танцем, «выходившим» за границы трех огромных арок, составлявших это декоративное панно. Головы, руки, ноги, кисти рук исчезали за пределами холста, чтобы соединиться с невидимыми телами, мелькавшими в изгибах аркады. Танцоры взмывали вверх, стремительно двигаясь от одного края к другому, перелетая через разделяющие арки каменные колонны в воображаемое пространство за ними. Матисс говорил, что для него это был новый старт, так же как в эпоху фовизма, когда необходимо было уйти от сложности и утонченности к элементарным принципам – чистому цвету, форме и движению, к «материалам, возбуждающим чувства».

110 «Танец» Матисса. Из истории создания декоративных панно

По мере того как декоративные панно обретали форму, заказчик становился все более нетерпеливым. Барнс изводил художника письмами, требовал показать панно в процессе работы и угрожал приехать в Ниццу. Через шесть месяцев работы Матисс решил использовать для работы совершенно новый метод. Он отложил кисти и нанял профессионального маляра, чтобы тот, следуя его указаниям, закрасил огромные листы белой бумаги черной, серой, розовой и голубой краской. После этого Матисс стал наносить композицию на окрашенную бумагу, а помощник – вырезать фрагменты фигур и прикалывать к холсту. «Никто не решал проблемы формы и цвета таким образом ни до, ни после него», – заявил сюрреалист Андре Массон, наблюдавший, как Матисс дирижирует своей указкой – словно настоящей волшебной палочкой» («Я должен был перестраивать свою работу как постановщик… Она чем-то походила на бесконечную киносъемку, но здесь я зависел от архитектуры, и она задавала тон. Все должно было стать архитектурным целым, и я должен был связать рисунок со стеной, чтобы под огромными выступающими глыбами арок линии не пропадали, а переходили в непрерывном движении одна в другую… Чтобы организовать все это и получить что-то живое, поющее, я должен был искать, пробовать, все время изменяя отрезки цвета по отношению к черному»).

Работа над декоративным панно для Барнса приближалась к завершению, и вскоре «Танец» был представлен публике в Париже в галерее Жоржа Пти. В зале установили специальное освещение и продлили вход на выставку до полуночи, чтобы все желающие могли посмотреть «Танец», прежде чем панно отравится в Штаты. Американская пресса уже готовилась устроить шумный прием мерионским панно, как Матисс вдруг сделал ужасное открытие. Гневная телеграмма Барнса «Вы допустили грандиозную ошибку» лишь подтвердила опасения, что он ошибся в размерах почти на целый метр и двенадцать месяцев проработал зря. Взбешенный заказчик в тот же день отплыл во Францию и 4 марта 1932 года уже беседовал в Париже с художником. Растерянность Матисса успокаивающе подействовала на Барнса, и, вместо того, чтобы нападать на художника, он смягчился и сразу согласился, чтобы все было начато с чистого листа, тем более что платить за переделку не требовалось.

Только выносливость и усвоенная с детства привычка к тяжелой нудной работе помогли Матиссу продержаться еще двенадцать месяцев. Закончив первые «неудавшиеся» панно с шестью скачущими фигурами, которые стали еще более возбужденными и агрессивными, он приступил к варианту номер два второй серии холстов. Новый, более свободный и более лиричный «Танец» Матисс набросал в начале июля с поразительной скоростью. К концу лета он был вполне готов приступить к трудоемкой, требующей большой точности работе – соединению формы с цветом, используя вместо кистей и палитры ножницы и цветную бумагу.

В январе 1933 года Барнс приехал в Ниццу посмотреть, как продвигается работа. И хотя Барнсу все очень понравилось, он не сдержался и напомнил Матиссу, что при нынешнем обвале художественного рынка никто, кроме него, не может гарантировать постоянный доход и не стоит об этом забывать. После отъезда Барнса Матисс начал работать в еще более лихорадочном темпе.

В конце апреля Матисс закончил свой «Танец». На неформальном просмотре «Танца» хореограф Мясин заявил, что Матисс воплотил его мечту о танце. От плана выставить «Танец» в Париже перед отправкой в Штаты Матисс отказался.

4 мая Матисс отплыл в Нью-Йорк вместе с аккуратно уложенными в трюме панно. В субботу 13 мая первое из трех панно было установлено. «Не видя этого великолепия, представить его себе невозможно, – писал Матисс своему другу Бюсси. – Как только я увидел панно на месте, я почувствовал, что оно отделилось от меня… У меня в мастерской оно было просто живописным холстом, а в музее Барнса стало тяжелым, твердым как камень – казалось, что оно сделано одновременно со зданием». Барнс был счастлив: «Теперь это помещение вполне можно назвать собором. Ваша живопись лучится красками, словно витраж».

Барнс объявил, что восхищен матиссовскими панно, но демонстрировать их публике не собирается. Когда в пятницу Матисс телеграфировал в Мерион, чтобы договорииься о визите, Барнс уже запер свой дворец и уехал в Европу. «Он больной, – написал Матисс дочери. – Это настоящий эгоцентричный монстр – никто, кроме него самого, для него не существует… Никто не должен мешать ему! … Все это между нами – главное то, что он дал мне возможность выразить себя в огромном масштабе и признал, насколько был на это способен, блестящий результат моей работы.

210 «Танец» Матисса. Из истории создания декоративных панно

Больше Матисс никогда не видел свой «Танец». Единственной публичной демонстрацией панно остались те десять дней, когда он показывал их близким друзьям в гараже в Ницце. Художник отправлялся в Америку, ожидая за океаном шумный прием и внимание прессы и публики. В Ниццу он вернулся подавленным, с трудом понимая, что же на самом деле произошло. Барнс, как показало время, оказался верен своему слову. До конца его жизни (и жизни Матисса) фонд в Мерионе было позволено посещать только по личному разрешению владельца, который из принципа отказывал в этой возможности не только журналистам, но и коллекционерам, кураторам и просто любителям живописи. Даже цветные репродукции «Танца» (равно как и «Радости жизни» и других картин) были запрещены. Еще в 1980-е годы его коллекция оставалась по-прежнему труднодоступной для публики.

Никто больше никогда не заказывал Матиссу настенных панно, но он не переставал мечтать об этом. Удар, который нанес ему Барнс, был настоящим нокаутом.

По возвращении из Америки Матисс принялся доделывать первый вариант «Танца». В середине ноября, закончив «забракованный» «Танец», Матисс привез его в свою мастерскую и повесил на стену «словно театральный занавес»). С помощью Андре Жида, Поля Валери и молодого Андре Мальро до известного французского политика дошла информация о недоразумении с панно и о том, что у художника в Ницце имеется его первый вариант. Летом 1936 года первая версия мерионского «Танца» была куплена Музеем современного искусства города Парижа. Панно должно было экспонироваться летом 1937 года на «Выставке независимого искусства 1895-1937» в Пти-Пале. Матисс и Пикассо должны были занять в экспозиции достойное место. Поняв, что скачущие матиссовские танцоры проиграют мощной «Гернике», кураторы выставки решили заменить «Танец» на «Фею электричества» Рауля Дюфи. В результате матиссовское панно почти сорок лет пролежало в запаснике Музея современного искусттва. «Танец» появился на стене дворца Токио только в 1977 году.  Матиссу, больше всего мечтавшему об огромных росписях, так и не довелось украсить ни одно из общественных зданий Франции. «Я был готов исполнить столько декоративных росписей, сколько бы мне заказали», – смиренно говорил он позже.

В настоящее время первоначальный вариант панно «Танец» экспонируется на выставке Danser sa vie в Центре Помпиду в Париже.

 

Источники:

Хилари Сперлинг «Матисс». Серия «ЖЗЛ», Москва, Молодая Гвардия, 2011

 

 

modernartconsulting.ru

Танец (картина Матисса) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Картины 1910 года

«Танец» (фр. La Danse) — созданная в 1910 году картина французского художника Анри Матисса. Существует в двух версиях: первая находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке, вторая и наиболее известная — в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

История создания

Московский коллекционер Сергей Щукин посетил парижскую мастерскую художника в 1906 году и заказал у него три декоративных панно для парадной лестницы в своем особняке.

Два полотна из этой серии — «Танец» и «Музыка» — находится сейчас в Эрмитаже, панно «Купание, или Медитация» — так и осталось незаконченным, сохранились лишь наброски художника.

Перед отправкой полотна в Россию оно было выставлено в Осеннем салоне 1910 года в Гран-Пале и вызвало скандал. Заказчика за глаза называли сумасшедшим и собирателем декадентствующего хлама.

После революции собрание Щукина было национализировано, и «Танец» при разделе его коллекции между ГМИИ и Эрмитажем в числе других импрессионистов попал в Санкт-Петербург, в отрыве от основного щукинского собрания. Так, в ГМИИ осталась написанная для Щукина же картина «Танец с настурциями», где панно служит фоном для натюрморта.

В 1930 году Матиссу американским коллекционером Альбертом Барнсом было заказано масштабное панно «Танец» (1932), ныне называемое «Парижский танец» (Музей современного искусства, Париж), в котором данная тема находит дальнейшее продолжение[1].

Сюжет

К:Картины 1909 года

Сюжет картины Матиссу навеяли увиденные им в Коллиуре народные пляски. Другая версия — «Танец» — написана под впечатлением от греческой вазовой живописи и русских сезонов Сергея Дягилева.

Основное выразительное средство полотна — сочетание лаконичности живописных средств с его огромным размером. «Танец» написан всего тремя краскамиК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2492 дня]. Синим цветом передано небо, розовым — тела танцоров, а зелёным цветом изображен холм. На картине изображен танец, хоровод пяти обнажённых людей на вершине холма.

Тема танца обнаженных взявшихся за руки людей ранее появляется у Матисса в картине "Счастье существования (Радость жизни)" (1905—1906, Фонд Барнса) и, очевидно, отсылает к картине Кранаха "Золотой век" (1530, Национальная галерея в Осло). Позднее эта же тема повторяется в "Танце с настурциями" (1912).

Версии картины

Первая версия картины была написана Матиссом в 1909 году.

Заимствования

  • Логотипы американского благотворительного фонда Telluride Foundation и бразильской Олимпиады 2016 года поразительно напоминают сюжет картины Матисса[2]

Напишите отзыв о статье "Танец (картина Матисса)"

Примечания

  1. ↑ [www.dance.spb.ru/news/200502_01art.htm Танец Матисса]
  2. ↑ [news.rambler.ru/8639915/ Создателей логотипа Олимпиады-2016 заподозрили в плагиате]

Ссылки

  • [www.hermitagemuseum.org/fcgi-bin/db2www/descrPage.mac/descrPage?selLang=Russian&indexClass=PICTURE_RU&PID=GJ-9673&numView=1&ID_NUM=2&thumbFile=%2Ftmplobs%2FZ0MFP%24DIS5J0UG_23%246.jpg&embViewVer=last&comeFrom=quick&sorting=no&thumbId=6&numResults=20&tmCond=%E2%D0%DD%D5%E6&searchIndex=TAGFILRU&author=%BC%D0%E2%D8%E1%E1%2C%26%2332%3B%B0%DD%E0%D8 «Танец» на официальном сайте Эрмитажа]
  • [www.moma.org/collection/object.php?object_id=79124 «Танец»] в базе данных Нью-Йоркского музея современного искусства (англ.)

Отрывок, характеризующий Танец (картина Матисса)

– Огоньку горяченького в пехоту! Счастливо оставаться, землячки, благодарим за огонек, мы назад с процентой отдадим, – говорил он, унося куда то в темноту краснеющуюся головешку. За этим солдатом четыре солдата, неся что то тяжелое на шинели, прошли мимо костра. Один из них споткнулся. – Ишь, черти, на дороге дрова положили, – проворчал он. – Кончился, что ж его носить? – сказал один из них. – Ну, вас! И они скрылись во мраке с своею ношей. – Что? болит? – спросил Тушин шопотом у Ростова. – Болит. – Ваше благородие, к генералу. Здесь в избе стоят, – сказал фейерверкер, подходя к Тушину. – Сейчас, голубчик. Тушин встал и, застегивая шинель и оправляясь, отошел от костра… Недалеко от костра артиллеристов, в приготовленной для него избе, сидел князь Багратион за обедом, разговаривая с некоторыми начальниками частей, собравшимися у него. Тут был старичок с полузакрытыми глазами, жадно обгладывавший баранью кость, и двадцатидвухлетний безупречный генерал, раскрасневшийся от рюмки водки и обеда, и штаб офицер с именным перстнем, и Жерков, беспокойно оглядывавший всех, и князь Андрей, бледный, с поджатыми губами и лихорадочно блестящими глазами. В избе стояло прислоненное в углу взятое французское знамя, и аудитор с наивным лицом щупал ткань знамени и, недоумевая, покачивал головой, может быть оттого, что его и в самом деле интересовал вид знамени, а может быть, и оттого, что ему тяжело было голодному смотреть на обед, за которым ему не достало прибора. В соседней избе находился взятый в плен драгунами французский полковник. Около него толпились, рассматривая его, наши офицеры. Князь Багратион благодарил отдельных начальников и расспрашивал о подробностях дела и о потерях. Полковой командир, представлявшийся под Браунау, докладывал князю, что, как только началось дело, он отступил из леса, собрал дроворубов и, пропустив их мимо себя, с двумя баталионами ударил в штыки и опрокинул французов. – Как я увидал, ваше сиятельство, что первый батальон расстроен, я стал на дороге и думаю: «пропущу этих и встречу батальным огнем»; так и сделал. Полковому командиру так хотелось сделать это, так он жалел, что не успел этого сделать, что ему казалось, что всё это точно было. Даже, может быть, и в самом деле было? Разве можно было разобрать в этой путанице, что было и чего не было? – Причем должен заметить, ваше сиятельство, – продолжал он, вспоминая о разговоре Долохова с Кутузовым и о последнем свидании своем с разжалованным, – что рядовой, разжалованный Долохов, на моих глазах взял в плен французского офицера и особенно отличился. – Здесь то я видел, ваше сиятельство, атаку павлоградцев, – беспокойно оглядываясь, вмешался Жерков, который вовсе не видал в этот день гусар, а только слышал о них от пехотного офицера. – Смяли два каре, ваше сиятельство. На слова Жеркова некоторые улыбнулись, как и всегда ожидая от него шутки; но, заметив, что то, что он говорил, клонилось тоже к славе нашего оружия и нынешнего дня, приняли серьезное выражение, хотя многие очень хорошо знали, что то, что говорил Жерков, была ложь, ни на чем не основанная. Князь Багратион обратился к старичку полковнику. – Благодарю всех, господа, все части действовали геройски: пехота, кавалерия и артиллерия. Каким образом в центре оставлены два орудия? – спросил он, ища кого то глазами. (Князь Багратион не спрашивал про орудия левого фланга; он знал уже, что там в самом начале дела были брошены все пушки.) – Я вас, кажется, просил, – обратился он к дежурному штаб офицеру. – Одно было подбито, – отвечал дежурный штаб офицер, – а другое, я не могу понять; я сам там всё время был и распоряжался и только что отъехал… Жарко было, правда, – прибавил он скромно. Кто то сказал, что капитан Тушин стоит здесь у самой деревни, и что за ним уже послано. – Да вот вы были, – сказал князь Багратион, обращаясь к князю Андрею. – Как же, мы вместе немного не съехались, – сказал дежурный штаб офицер, приятно улыбаясь Болконскому. – Я не имел удовольствия вас видеть, – холодно и отрывисто сказал князь Андрей. Все молчали. На пороге показался Тушин, робко пробиравшийся из за спин генералов. Обходя генералов в тесной избе, сконфуженный, как и всегда, при виде начальства, Тушин не рассмотрел древка знамени и спотыкнулся на него. Несколько голосов засмеялось.

wiki-org.ru

Танец с Матиссом в Эрмитаже. Недотанцованный.: 100decor_ls

Перебирала свои старые фотографии - вспомнился давнишний визит в Эрмитаж, наверное году 2011 или 2012 - если судить по моим тогда еще пышным бедрам. В ту поезду особенно стремилась попасть в последний этаж музея. Увлек в тот период меня Анри Матисс - в Питере представлено несколько его шедевров.

Французский художник Анри Матисс (1869 – 1954) считается самым ярким представителем фовизма – одного из первых течений модернизма. В своих произведениях он показал силу выразительности чистого цвета и доказал, что гармоничными могут быть даже самые немыслимые до той поры цветовые сочетания.

3

"Танец" 1910г Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

Огромное панно Матисса "Танец" , занимает в Эрмитаже почти целую стену. Картина поражает своей выразительностью и ведь всего три краски задействовал художник! Синюю, зеленую да красную.  Картина, хранящаяся в Санкт-Петербурге - это вторая версия "Танца" , более известная. Первая находится в музее Нью-Йорка.    

2 1909

"Танец" 1909г Музей Современного Ис-ва Нью Йорк.

"Танец" - одна из трех декоративных панно, заказанных Матиссу русским меценатом и коллекционером Сергеем Ивановичем Щукиным в 1908 году для своего дома в Москве.  Кроме  "Танца", так же была задумка украсить дом панно  "Музыка" и "Купание, или медитация". Считается, что сюжет "Танца" навеян  впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, но по другой версии вдохновлялся художник греческой вазовой живописью.Пять человек, изображенных на полотне, взялись за руки, образуя круг – замкнутое пространство, заряженное энергией их движения. Пять обнаженных фигур слились в одно целое, они живут одной музыкой, одним моментом, одним дыханием. Холст буквально передает душу танца, эмоцию движения. Есть только танец, только его стремительный вихрь. Работа была представлена в Париже  в Салоне 1911. Обнаженность фигур и открытость их поз, не скрывающих бесстыдной наготы, вызвали бурю негодования. По просьбе Щукина художнику даже пришлось закрасить половые признаки своих персонажей. Картины из щукинской коллекции, после революции были конфискованы государством и до середины XX века пролежали взаперти в  подвалах, увидев снова свет лишь после смерти Сталина и самого Матисса.Воздействие картин Матисса на зрителя невероятно: цвета взывают и кричат. Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты. В работах Матисса цвет настолько преобладает над рисунком, что можно сказать: именно он, цвет, — подлинный герой содержания картин.

8r-y4AZ8bmc

Устоять рядом с "Танцем" Анри Матисса действительно совершенно невозможно.

ZCbkaWNGPcQ

Попыталась повторить одну из страстных фигур, изображенных на картине.

eqqde4MWkUw

Но это оказалось не так то и просто...

xs8oxcPWXLg

В зале Матисса в тот момент не было  посетителей, но мирно до этого дремавшая бабулька-смотрительница не выдержала движения на картине и колыхания воздуха в зале  и попросила, а вернее - потребовала,  быстро удалиться.

ijkRHAbXsmQ

Мой "танец" так и не был закончен и музыка в душе все еще звучала... В кадр попала ладонь смотрительницы порядка. Пришлось подчиняться, конечно, ведь в наших музеях бабушки-смотрительницы и дедушки гардеробщики самые страшные люди на свете. Честное слово. )))В тот день долго пребывала под сильнейшим воздействием цвета, света, звука с полотен Мастера. Эх, а ведь я уже так  была близка изогнуться в изящном изгибе и почувствовать себя частью картины.)))

1

100decor-ls.livejournal.com

Танец (картина Матисса) - это... Что такое Танец (картина Матисса)?

«Танец» (фр. La Danse) — созданная в 1910 году картина французского художника Анри Матисса. Существует в двух версиях: первая находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке, вторая и наиболее известная — в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

История создания

Московский коллекционер Сергей Щукин посетил парижскую мастерскую художника в 1906 году и заказал у него три декоративных панно для парадной лестницы в своем особняке.

Два полотна из этой серии — «Танец» и «Музыка» — находится сейчас в Эрмитаже, панно «Купание, или Медитация» — так и осталось незаконченным, сохранились лишь наброски художника.

Перед отправкой полотна в Россию оно было выставлено в Осеннем салоне 1910 года в Гран-Пале и вызвало скандал.

Заказчика за глаза называли сумасшедшим и собирателем декадентствующего хлама.

После революции собрание Щукина было национализировано, и «Танец» при разделе его коллекции между ГМИИ и Эрмитажем в числе других импрессионистов попал в Санкт-Петербург, в отрыве от основного щукинского собрания.

Сюжет

«Танец с настурциями», Матисс, 1912, ГМИИ

Сюжет картины Матиссу навеяли увиденные им в Коллиуре народные пляски. Другая версия — «Танец» — написана под впечатлением от греческой вазовой живописи и русских сезонов Сергея Дягилева.

Основное выразительное средство полотна — сочетание лаконичности живописных средств с его огромным размером. «Танец» написан всего тремя красками[источник не указан 427 дней]. Синим цветом передано небо, розовым — тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм. На картине изображен танец, хоровод пяти обнаженных людей на вершине холма.

Версии картины

Первая версия картины была написана Матиссом в 1909 году.

Заимствования

  • Логотипы американского благотворительного фонда Telluride Foundation и бразильской Олимпиады 2016 года поразительно напоминают сюжет картины Матисса [1]

Ссылки

brokgauz.academic.ru

Танец (картина Матисса) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Танец» (фр. La Danse) — созданная в 1910 году картина французского художника Анри Матисса. Существует в двух версиях: первая находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке, вторая и наиболее известная — в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Московский коллекционер Сергей Щукин посетил парижскую мастерскую художника в 1906 году и заказал у него три декоративных панно для парадной лестницы в своем особняке.

Два полотна из этой серии — «Танец» и «Музыка» — находится сейчас в Эрмитаже, панно «Купание, или Медитация» — так и осталось незаконченным, сохранились лишь наброски художника.

Перед отправкой полотна в Россию оно было выставлено в Осеннем салоне 1910 года в Гран-Пале и вызвало скандал. Заказчика за глаза называли сумасшедшим и собирателем декадентствующего хлама.

После революции собрание Щукина было национализировано, и «Танец» при разделе его коллекции между ГМИИ и Эрмитажем в числе других импрессионистов попал в Санкт-Петербург, в отрыве от основного щукинского собрания. Так, в ГМИИ осталась написанная для Щукина же картина «Танец с настурциями», где панно служит фоном для натюрморта.

В 1930 году Матиссу американским коллекционером Альбертом Барнсом было заказано масштабное панно «Танец» (1932), ныне называемое «Парижский танец» (Музей современного искусства, Париж), в котором данная тема находит дальнейшее продолжение[1].

Сюжет картины Матиссу навеяли увиденные им в Коллиуре народные пляски. Другая версия — «Танец» — написана под впечатлением от греческой вазовой живописи и русских сезонов Сергея Дягилева.

Основное выразительное средство полотна — сочетание лаконичности живописных средств с его огромным размером. «Танец» написан всего тремя красками. Синим цветом передано небо, розовым — тела танцоров, а зелёным цветом изображен холм. На картине изображен танец, хоровод пяти обнажённых людей на вершине холма.

Тема танца обнаженных взявшихся за руки людей ранее появляется у Матисса в картине «Счастье существования (Радость жизни)» (1905—1906, Фонд Барнса) и, очевидно, отсылает к картине Кранаха «Золотой век» (1530, Национальная галерея в Осло). Позднее эта же тема повторяется в «Танце с настурциями» (1912).

«Золотой век» Кранаха. «Танец с настурциями», Матисс, 1912, ГМИИ

Первая версия картины была написана Матиссом в 1909 году.

ru.wikiyy.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта