СОУСЫ В КАРТИНАХ, ЦИТАТАХ, АФОРИЗМАХ. Картины соусом
Как рисовать соусом - техника для начинающих, советы
Соус — это мягкий материал для рисования. Он состоит из мела, сажи, каолина и клея. Его начали широко использовать с восемнадцатого столетия. Он даёт большие возможности работы с тоном рисунка и привлекает художника возможностью получить даже лучший чёрный тон, чем с помощью угля. Применяется в работе над эскизами, но может быть использован и для самостоятельной работы. Имеет до десяти оттенков в наборе.
Техника работы
Часто соусом наносят тон перед рисованием. Соус легко ложится на бумагу. Им можно штриховать, растушевывать и сочетать с другими материалами. Есть несколько техник рисования соусом. Обычно его разбавляют водой (отломите небольшой кусок соуса или измельчите до порошка и положите в воду.) делают заливку, затем добавляют штриховку сухим соусом. Или используют технику «сухая кисть». Сухой соус наносят так же, как и пастель или уголь. Переходы растушевывают. Проще использовать соус для «лепки» основных форм, а мелкие детали прорабатывать карандашами. Иногда лист зарисовывают соусом, а потом рисуют на нем с помощью заостренного ластика. Работы, выполненные сухим соусом требуют бережного хранения. Можно закрепить рисунок лаком.
Мокрым соусом рисуют с помощью кистей для акварели. Возьмите ещё один лист, чтобы проверять на нем насыщенность соуса. Высохший соус легко стирается ластиком или растушевывается, поэтому можно дорабатывать посухому. Рисунок мокрым соусом держится на бумаге и не требует закрепления. Для рисования сухим соусом лучше подходит гладкая бумага, а для мокрого — фактурная. Но для некоторых задач рисования сухим соусом подходит акварельная бумага. Тогда слои нужно будет втирать
Соус бывает:
- черного;
- белого;
- серого;
- серо-голубого;
- серо-зеленого;
- землистого оттенка и др.
Соусы используются для сухой и мокрой техники.
Сухая техника
Сухой соус достаточно часто используют для создания набросков. Соус очень легко растушевывается, наносят его штрихами. В некоторых случаях можно использовать пальцы для нанесения соуса. Бумагу лучше всего брать текстурную. Сухой соус напоминает работы, которые выполнены сангиной и сепией. Только работы, которые создались при помощи сухого соуса, имеют гораздо насыщенный вид.
Мокрая техника
Для работы с мокрой техникой вам потребуется:
- ластик;
- вода;
- кисть;
- ретушный карандаш.
Как правильно работать с мокрым соусом?
1. Для начала покрошите мелок на отдельной бумажке.2. Мокрой кистью разбавьте щепотку порошка водой, чтобы консистенция имела вид акварельной краски.
Также читайте — Как рисовать акриловыми красками на холсте, бумаге.
3. Ластик используется как стирающий материал, а также как средство для рисования.4. Если на рисунке вам нужно что-то уточнить или провести идеальную линию, то лучше всего использовать ретушный карандаш. Применяйте такой карандаш с осторожностью, так как он стирается очень плохо.5. В конце работы на рисунок наноситься лак, чтобы он был более насыщенным и красивым.
Как рисовать портрет соусом — видео
Соус для рисования | ILLUSTRIUM
Графический материал №2 в моем списке – это соус. Он относится к группе мягких материалов.И моих самых любимых. Не все знают, что это такое, особенно начинающие художники. А некоторые, впервые услышав его название, заливаются искренним смехом.На самом деле это очень серьезный материал и он заслуживает самого пристального внимания. Хоть это и субъективно, я бы даже поставила его на первое место. Но так уж и быть, не буду обижать графитный карандаш – все-таки он заслужил.
Если вы наберете в поиске его название, то на вас вывалится гора странной информации от соевого соуса и барбекю до коротеньких объяснений что соус, это такие мелки типа пастели, только соус. А кто-то даже пишет, что это и есть пастель. Ничего из этого не является правдой.
На самом деле это совершенно особенный графический материал. Если и сравнивать соус с другими графическими средствами, то по своим свойствам и составу он ближе к сангине и современной сепии, нежели к пастели.
Итак, что такое художественный соус?
Он действительно похож на пастель, но это сходство только внешнее. На сегодняшний день существует только 10 тонов соуса, производные от смешения черного, коричневого и белил. Причем, светлые тона используются либо очень редко, либо вообще не используются, так что не торопитесь покупать все цвета. Для начала достаточно будет приобрести один — два брусочка какого-нибудь темного тона.
Соус можно использовать и в сухом виде, как пастель и в растворенном, как тушь или сангину. В этом отличие от пастели – её нельзя растворить.
Чаще всего его используют в жидком виде. Для этого берут брусок нужного тона и соскабливают на белую керамическую тарелочку совсем чуть-чуть. Делают это острым ножом или резаком. Если нужен больший объем, например для закатывания валиком больших планшетов, то можно отломить кусочек, длиной 0.5 или 1 см, и растолочь в ступке. Расход у соуса очень маленький, так что одной купленной коробки вам хватит на несколько лет. После к порошку соуса добавляется необходимое количество воды. Он мгновенно растворяется, густо окрашивая воду, подобно туши и становится похож на соус! Теперь понятно, почему его так назвали. Состав готов, можно начинать работать.
Соус наносят кистью и следят за тем, чтобы сквозь него просвечивала бумага. Это не корпусный материал, его не укладывают толстым слоем как гуашь или темперу.
Благодаря бархатистой фактуре и глубокому насыщенному тону, соус открывает великолепные возможности в графике и тональном рисунке. Чаще всего его используют в длительных работах, но для быстрых зарисовок и набросков он так же вполне годится.
Уникален соус еще и тем, что после высыхания его можно выбирать резинкой практически до белой бумаги, чего не скажешь о сепии и тем более – о сангине и туши. Кроме перечисленного, соус очень хорошо сочетается с другими мягкими материалами, например, с итальянским или пастельными карандашами.
По составу соус представляет собой спрессованную смесь мела, сажи газовой, оксидов железа, клея и каолина. Каолин – основа брусков. Это особая пластичная глинистая порода, широко используемая в промышленности и в фармацевтике как сильное абсорбирующее средство. Белая глина входит в состав фарфора и керамики, бумаги, резины и даже пластмассы. Именно она придает художественному соусу особенные свойства. Когда соус растворяется в воде, появляется характерный глиняный запах. Нет, совсем не противный.
Впервые о соусе как о художественном материале заговорили в 18-19 веках. В это же время он получил наибольшее распространение. Его активно использовали и популяризировали И. Е. Репин, А. К. Саврасов, Н. А. Ярошенко, особенно любил его И.Н. Крамской. С начала 19 века популярность соуса постепенно стала сходить на нет.
Однако и сейчас, хоть и не так активно, его применяют многие мастера. Техника соуса в обязательном порядке входит в программу обучения художественных училищ и академий.
В импортных наборах для графиков соус отсутствует. Отечественный соус. Палитра соуса включает всего 10 цветов.Обратите внимание, что даже самые полные европейские и американские фирменные наборы графических материалов никогда не имеют в составе соуса. Их обычный комплект — графит, уголь, мел, сепия и сангина. Соуса нет.
В мире он не распространен, считается, что это традиционно русский материал. Иногда можно встретить импортные коробочки с подобием соуса. Их называют не иначе как Sauce – (Russian Clay). Что означает не иначе как Соус (Русская глина).
Подводя итог, я считаю, этот материал поистине удивительный, его стоит взять на вооружение любому уважающему себя графику, чтобы не дать умереть уникальной технике. Есть что-то в этой глине настоящее, первородное, пришедшее к нам из древности. Обязательно попробуйте с ним поработать. А для тех, кто не знает, как к нему подступиться, я планирую записать очень подробные уроки. Но это будет чуть позже, когда наберется достаточное количество слушателей.
На этом все! Всем пока!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
illustrium.ru
О технике рисования соусом. Часть первая
Здрвствуйте!
Обещанный материал о технике рисования соусом я разбила на два части. В первой части я перепостила материалы из интернета, чтобы облегчить вам поиски. А во второй части расскажу, как я сама работаю соусом и что я поняла из общения с этим материалом.
Видеоурок Юлии Блюхер может быть интересен и с точки зрения знакомства с материалом и с тчоки зрения композиции. Она очень много и профессионально рассказывает о принципах компоновки.
Итак, про соус:
Соус
http://podolsk-artc.ru/stati/13-risuem_hudozhestvennim_sousom.htm
Другие материалы для рисования
http://shedevrs.ru/osnovi-risunka/344-materiali-dlya-risovaniya.html
Видеоурок: рисование соусом
Мастер-класс: Юлия Блюхер
http://www.youtube.com/watch?v=_6IX9EYtcDM
Соус - приготовленная из графита или сланца с водой застывшая масса, употребляемая для рисования кистью.
Соус – это мягкий материал для рисования в форме мелков, изготовлен из смеси глины, мела, клея и красителей. Соус может быть черным, белым, коричневым и серым (как чистого цвета, так и в разных оттенках теплых и холодных тонов). Своими характеристиками соус напоминает пастель и сепию, но имеет более насыщенные тона. Используют соус, как для нанесения предварительных эскизов рисунка, так и в качестве самостоятельного материала для написания больших картин. Используется два способа нанесения этого материала – сухой и мокрый.
Сухой способ рисования соусом
При написании картин с помощью сухого способа рисования соусом, предпочтение отдается фактурной бумаге: это предотвращает чрезмерное осыпание нанесенного изображения. При сухом способе рисования переход тонов выполняется с помощью растушки, а для четкого отображения мелких деталей, используют итальянский карандаш. Картины, написаны таким способом, будут храниться намного дольше, если изображение на них зафиксировать лаком.
Мокрый способ рисования соусом
Многим художникам больше нравится использовать мокрую технику рисования соусом. Для этого способа нужно иметь обычные лист зернистой бумаги, акварельные кисточки, соус и несколько небольших емкостей с водой. В наполненной водой емкости растворяют кусочек соуса (насыщенность цвета зависит от количества своды в емкости). Тон готового красящего «раствора» лучше проверить на отдельном листе, чтоб не испортить картину. Мелкие детали лучше рисовать акварельными кисточками, а более крупные – щетинными кистями. При мокром способе рисования соус впитывается в структуру полотна и не требует дальнейшего закрепления лаком. Переход от тона в тон выполняется с помощью ластика или растушевки, когда изображение подсохнет. Принципы написание картин соусом почти идентичны с принципами рисования акварельными красками, только работа здесь с тонами и тенью, а не с цветом.
Небольшие хитрости в работе с соусом
- В рисовании соусом ластик используется как карандаш, а не только в качестве стирающего материала.
- Для проведения четких линий одновременно с соусом используется ретушный карандаш. Пользоваться ретушным карандашом нужно очень осторожно, так как в местах вытирания карандаша, рисунок будет лосниться, выглядеть затертым и неаккуратным.
- Покрытая лаком картина выглядит темнее на несколько тонов.
- Закрепляющий лак должен наноситься только в конце работы.
- При совмещении рисования сухим и мокрым способом, сначала наносится мокрый слой, а затем сухим прорисовываются мелкие детали.
- Благодаря бархатистому тону цветов, соус идеально подходит для рисования портретов: изображение получается мягким и теплым.
- Лучше всего тон соуса передается на специальном картоне для пастели или на шероховатой бумаге.
- Рисунки, нанесенные сухим способом использования соуса, никогда не высыхают на холсте до конца, поэтому надо обязательно закреплять изображение лаком.
- Чтобы избежать слишком жирных следов соуса на полотне, необходимо контролировать силу натиска на мелок.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
subscribe.ru
Соус художественный | Хинган
Что такое соус
Соус – это мелки из смеси глины, мела, клея и красителей.
Соус может быть черным, белым, коричневым и серым (как чистого цвета, так и в разных оттенках теплых и холодных тонов).
Своими характеристиками соус напоминает пастель и сепию, но имеет более насыщенные тона. Используют соус, как для нанесения предварительных эскизов рисунка, так и в качестве самостоятельного материала для написания больших картин. Используется два способа нанесения этого материала – сухой и мокрый.
Сухой способ рисования соусом
При написании картин с помощью сухого способа рисования соусом, предпочтение отдается фактурной бумаге: это предотвращает чрезмерное осыпание нанесенного изображения. При сухом способе рисования переход тонов выполняется с помощью растушевки, а для четкого отображения мелких деталей, используют соус в карандаше. Картины, написаны таким способом, будут храниться намного дольше, если изображение на них зафиксировать лаком.
Автор Адамова Т. А.Мокрый способ рисования соусом
Многим художникам больше нравится использовать мокрую технику рисования соусом. Для этого способа нужно иметь обычные лист зернистой бумаги, акварельные кисточки, соус и несколько небольших емкостей с водой.
В наполненной водой емкости растворяют кусочек соуса (насыщенность цвета зависит от количества своды в емкости). Тон готового красящего «раствора» лучше проверить на отдельном листе, чтоб не испортить картину. Мелкие детали лучше рисовать акварельными кисточками, а более крупные – щетинными кистями. При мокром способе рисования соус впитывается в структуру полотна и не требует дальнейшего закрепления лаком. Переход от тона в тон выполняется с помощью ластика или растушевки, когда изображение подсохнет. Принципы написание картин соусом почти идентичны с принципами рисования акварельными красками, только работа здесь с тонами и тенью, а не с цветом.
Автор YULIYA-ARTНебольшие хитрости в работе с соусом
- В рисовании соусом ластик используется как карандаш, а не только в качестве стирающего материала.
- Для проведения четких линий одновременно с соусом используется ретушный карандаш. Пользоваться ретушным карандашом нужно очень осторожно, так как в местах вытирания карандаша, рисунок будет лосниться, выглядеть затертым и неаккуратным.
- Покрытая лаком картина выглядит темнее на несколько тонов.
- Закрепляющий лак должен наноситься только в конце работы.
- При совмещении рисования сухим и мокрым способом, сначала наносится мокрый слой, а затем сухим прорисовываются мелкие детали.
- Благодаря бархатистому тону цветов, соус идеально подходит для рисования портретов: изображение получается мягким и теплым.
- Лучше всего тон соуса передается на специальном картоне для пастели или на шероховатой бумаге.
- Рисунки, нанесенные сухим способом использования соуса, никогда не высыхают на холсте до конца, поэтому надо обязательно закреплять изображение лаком.
- Чтобы избежать слишком жирных следов соуса на полотне, необходимо контролировать силу натиска на мелок.
Палитра соусов производителя «Подольск-Арт Центр»
hingan.ru
Соус – это мягкий материал для рисования в форме мелков, изготовлен из смеси глины, мела, клея и красителей. Соус может быть черным, белым, коричневым и серым (как чистого цвета, так и в разных оттенках теплых и холодных тонов). Своими характеристиками соус напоминает пастель и сепию, но имеет более насыщенные тона. Используют соус, как для нанесения предварительных эскизов рисунка, так и в качестве самостоятельного материала для написания больших картин. Используется два способа нанесения этого материала – сухой и мокрый. Сухой способ рисования соусомПри написании картин с помощью сухого способа рисования соусом, предпочтение отдается фактурной бумаге: это предотвращает чрезмерное осыпание нанесенного изображения. При сухом способе рисования переход тонов выполняется с помощью растушки, а для четкого отображения мелких деталей, используют итальянский карандаш. Картины, написаны таким способом, будут храниться намного дольше, если изображение на них зафиксировать лаком. Мокрый способ рисования соусомМногим художникам больше нравится использовать мокрую технику рисования соусом. Для этого способа нужно иметь обычные лист зернистой бумаги, акварельные кисточки, соус и несколько небольших емкостей с водой. В наполненной водой емкости растворяют кусочек соуса (насыщенность цвета зависит от количества своды в емкости). Тон готового красящего «раствора» лучше проверить на отдельном листе, чтоб не испортить картину. Мелкие детали лучше рисовать акварельными кисточками, а более крупные – щетинными кистями. При мокром способе рисования соус впитывается в структуру полотна и не требует дальнейшего закрепления лаком. Переход от тона в тон выполняется с помощью ластика или растушевки, когда изображение подсохнет. Принципы написание картин соусом почти идентичны с принципами рисования акварельными красками, только работа здесь с тонами и тенью, а не с цветом. Небольшие хитрости в работе с соусом
Где купить качественный соус?Ответ на этот вопрос вполне однозначный – только у производителя, репутация которого подтверждена не одним годом работы! Художественные товары от производителей стоят значительно дешевле, да и качество проверенное. ООО "ПТХ" занимается изготовлением соусов, холстов, карандашей, масляных красок и грунтованного картона только из натуральных материалов. Мы ценим свою репутацию, и заботимся о том, чтобы наши товары были высочайшего качества. Посетите наш магазин. |
podolsk-artc.ru
Рисование соусом | Обучение рисованию соусом в школе живописи
Начнем с того, что такое соус и из чего он сделан? Соус - это мягкий толстый мелок, сделанный из прессованных красителей с клеем, обернутых в фольгу.
Соус бывает:
- белого;
- черного;
- серого;
- землистого оттенков.
Работать соусом можно в сухой и мокрой технике.
Сухая техника
Сухим соусом чаще делают наброски или используют в качестве вспомогательного материала при написании картин. Соус наносится штрихами, легко растушевывается.
Также его можно наносить пальцами. Бумагу для сухой техники лучше использовать текстурную. Работа сухим соусом аналогична работе с сепией и сангиной. Только работы, выполненные соусом, выглядят гораздо насыщеннее.
Мокрая техника
При работе мокрой техникой используется:
- вода;
- кисть;
- ластик;
- ретушный карандаш.
Сначала мелок нужно покрошить на отдельном кусочке бумажки. Затем мокрой кистью разбавить щепоточку порошка водой до консистенции, которую вы получаете, когда пишете акварельной краской. Надо сказать, работа мокрым соусом похожа на акварель. Отличие только в том, что при работе соусом вы работаете не с цветом, а тоном (как в рисунке).
При работе с соусом очень плотно используется ластик. Причем вы используете ластик не просто как стирающий материал (для того, чтобы снять лишний тон или неудачно положенный мазок), а как "карандаш", т.е. вы рисуете им.
В местах, где нужно что-то уточнить или, например, провести идеальную линию, используется ретушный карандаш. Но его надо использовать очень осторожно ("наверняка"), чтобы не пришлось стирать. Ретушный карандаш стирается плохо. Место, где стирался ретушный карандаш, начинает лосниться. Работа смотрится затертой.
В данной статье представлен образец работы, выполненный мокрой техникой.
Работы, выполненные мягким материалом (соусом, сепией, сангиной, углем, пастелью), надо покрывать лаком. В магазинах вы найдете много хороших производителей лаков. Когда вы рисуете мягкими материалами, надо учитывать, что работа, покрытая лаком, будет смотреться по тону гораздо насыщеннее. Поэтому, надо заранее продумывать общий тон работы. Достаточно нанести два слоя лака на расстоянии не менее 30 см., чтобы не было разводов. Наносить лак нужно в конце работы. В процессе работы наносить лак не следует, т.к. потом трудно будет положить еще один тоновой слой.
art-idea.info
СОУСЫ В КАРТИНАХ, ЦИТАТАХ, АФОРИЗМАХ
Существование современной кухни невозможно без соусов, придающих блюду более совершенный и изысканный вкус. Традиция приправлять различные блюда оригинальными соусами зародилась во Франции и очень быстро распространилась по всему миру. Как большинство популярных продуктов, соусы не остались без внимания писателей и художников. Предлагаем небольшую тематическую подборку цитат и афоризмов, проиллюстрированную картинами художников.
Можно научиться варить и жарить, но вот готовить соусы научиться нельзя – с этим талантом нужно родиться, он дарован человеку богом.Александр Дюма (1802 – 1870), французский писатель и драматург
В соусе, равно как и в маринаде, – следует попадать в цель. Один и тот же инструмент звучит по-разному, в зависимости от места выполнения; скрипка пристойна и на балу, и в вертепе, – но разные у них голоса…Жан-Ансельм А. Брийя-Саварен, “Физиология вкуса”, 1816 г.
Жан Жорж Вибер, “Чудесный соус”, (1890).
— Соусы — это верно, что соусы! Я и сам сколько раз гарсону в кафе Риш говорил: «Что ты меня, Филипп, все соусом-то кормишь! С соусом-то я тебе перчатки свои скормлю! а ты настоящее дело подавай!»Это замечание опять настраивает мысли на патриотический лад.Соус? что такое соус? Есть ли это настоящая пища или только так, какое-то мнимое, не достигшее преосуществления антреме́?<…>— Всё соусы! за что ни возьмись — все соус!— Зато они в соусах — мастера! то есть, впрочем, французы только… Мастера, бестии, соусы приготовлять!— Еще бы! субиз, морне́, беарнез, борделез… пальчики оближешь!— Хитер народ! настоящей провизии нет, так на соусах выезжают!— Настоящей провизией только у нас, в матушке-России, и можно разжиться!— Только у нас — это верно! Насчет чего другого, а насчет провизии к нам приезжай!<…>— Велико дело — соус!— У нас этих соусов нет, потому что наша еда — настоящая.М. Е. Салтыков-Щедрин, “Благонамеренные речи”,1876
Уильям Маккалоу, “Соус Субиз”
Ральф Гоингс, “Соусы”
Каждый повар хвалит свой соус.Бенджамин Дизраэли(1804 – 1881), английский политический и государственный деятель
Голод – самый лучший соус в мире. Мигель де Сервантес (1547 — 1616), испанский писатель-классик.
И. И. Панаев в одном из фельетонов цикла ”Петербургская жизнь” рассказывает, как, задержавшись в Гатчине, он решил зайти в трактир и заказать ”знаменитые гатчинские форели, которые красуются на картах у Дюссо и Данона и порция которых стоит чуть ли не больше рубля серебром”. “Я велел сварить мне форель просто без всяких приправ… через час форель явилась передо мною, но в каком виде, о ужас! Она была залита густым бланжевым соусом из взболтанной муки и горького масла с заплесневелыми каперсами и оливками и пересыпана петрушкой. — Варвар ты эдакий!- вскричал я, обратившись к половому,- …разве не говорил я тебе, чтобы сварили форель без всяких приправ? - Без этого нельзя-с, как же-с, помилуйте, все хорошие господа так кушают. Это голландский соус…”Ю. М. Лотман, Е. А. Погосян. “Великосветские обеды”,1996
– Как, вы были у Шюцбург? — спросила хозяйка от самовара. – Были, ma chère. Они нас звали с мужем обедать, и мне сказывали, что соус на этом обеде стоил тысячу рублей, – громко говорила княгиня Мягкая, чувствуя, что все ее слушают, – и очень гадкий соус, что-то зеленое. Надо было их позвать, и я сделала соус на восемьдесят пять копеек, и все были очень довольны. Я не могу делать тысячерублевых соусов.Л. Н. Толстой, “Анна Каренина”, 1877
Когда готовишь голландский соус, нервничать запрещено: желтки это почувствуют и не взобьются. Цитата из фильма “Пряности и страсти”, 2014
Диана Паркс (Diana Parks ), “Луизианская ночь”
Невозможно дважды приготовить одинаковый соус. Это как секс: компоненты одни и те же, а результат всегда разный.Генри Хилл ”Мои любимые рецепты из той жизни, когда я был Славным парнем и куховарил ”в бегах”, 2002
Ну? Что скажете?Мейсон широко улыбнулся.— Как тот соус, который я приготовил во время последнего пикника: он получился у меня полным комков, которые никак не желали расходиться.Она посмотрела на него и сказала:— Готовить соусы — это не разбираться в убийстве, шеф, верно?Эрл Стэнли Гарднер, ”Дело заикающегося епископа”, 1936
Пустые макароны имеют один и тот же вкус; сорта различаются соусом.Эрик Берн (1910 – 1970), американский психолог и психиатр
Kim Roberti “Секрет в соусе ”
Вода закипела, он бросил в нее спагетти. Зазвонил телефон. Минуту он колебался, не зная, отвечать или нет. Комиссар боялся, что если разговор затянется и нельзя будет его прервать, он не успеет вовремя снять с огня спагетти. Это была бы настоящая катастрофа: ведь немыслимо расходовать понапрасну розовый соус на переваренную пасту. Лучше не брать трубку. Более того, во избежание звонков, способных нарушить душевный покой, в котором только и можно наслаждаться таким замечательным соусом, он отключил телефон.Андреа Камиллери, “Голос скрипки”,1997
Соус скрывает тысячу греховСтаринная поварская поговорка
Архитектор прикрывает свои ошибки фасадом, повар — соусом, врач – землейФранцузская поговорка
В Англии есть триста религий и три соуса, а во Франции — три религии и триста соусов.Шарль де Талейран (1754 – 1838), французский политик и дипломат
Соусы заменяют французам государственную религию.
Амброуз Бирс (1842 – 1914), американский писатель и журналист
Правило трёх «С»: настоящим поваром считается лишь тот, кто может приготовить салат, соус, суп.
Patricia Bellerose Салатная заправка
Зато важны подливки и соусы. Виноградная мустарда, хренный соус, мустарда из фруктов с горчицей. И не имеющая равных себе — безапелляционно утверждал дед — зеленая подлива: пригоршня петрушки, четыре анчоусовых филея, хлебный мякиш, наложенная с верхом ложка каперсов, долечка чеснока и сваренный вкрутую желток. Все это должно быть тонко перетерто с олеем и оцтом.Умберто Эко, “Пражское кладбище”, 2010
Мы сели обедать. Рагу было вкусное: соус с синим луком, помидорами, чесноком, душистыми травами и чашкой белого вина и нежнейшие кусочки рыбы, которые тушились в этом соусе на медленном огне вместе с жареной картошкой и целенькими луковицами шалота. Джоанн Харрис, “Пять четвертинок апельсина”, 2001
Julie Snyder, “Острый соус”
www.art-eda.info