Описание внешности Пушкина по картинам и автопортрету. Картины с пушкиным


Пушкин А.С. глазами разных художников. 22 картины

А.С. Пушкин глазами разных художников. 22 картины

Картины

 

01.Пушкин на берегу Черного моря. 1887 айвазовский

 

02.И.Л. Линев. Портрет Пушкина. 1836 37 г.г. Холст, масло.

 

03.Фрагмент репродукции картины Александр Сергеевич Пушкин работы художника Петра Кончаловского.

 

04.С.Г. Чириков (неизв.) Пушкин в юности. Акв., пастель. 1815.

 

05.Субботнее собрание у Жуковского. Фрагмент. Ученики школы Венецианова

 

06.Айвазовский, Репин. Прощание Пушкина с морем.

 

07.Местр. Александр Сергеевич Пушкин в младенчестве.

 

08.О. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина.

 

09.П.Ф.Соколов. Портрет Пушкина. 1836 г. Бумага, акварель.

 

10.Парад на Царицыном лугу. Фрагмент среди зрителей  Крылов, Пушкин, Жуковский. Художник Г. Чернецов. 1836.

 

11.Портрет А. С.Пушкина. Константин Сомов. 

 

12.И.Е.Вивьен. Портрет Пушкина. 1826 г.

 

13.Пушкин на берегу Черного моря. 1897 Айвазовский.

 

14.Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе. Картина И. Репина (1911)

 

15.Пушкин на обеде у Смирдина. Художник А. Брюллов. 1832

 

16.Пушкин в Петербурге. Петров Водкин.

 

17.Пушкин в селе Михайловском (Пущин у Пушкина). Художник Н.Н. Ге. 1875 г.

 

18.Пушкин Александр Сергеевич (В.А. Тропинин, 1827)

 

19.Пушкин

19.Пушкин

 

20.Б.В. Щербаков. `Пушкин в Петербурге`. 1949 г. Холст, масло.

 

21.Братья Чернецовы Крылов, Пушкин, Жуковский, Гнедич в Летнем саду

 

22.Г. Гиппиус. Портрет Пушкина. 1828 г. Литография.

Войдите через соцсети, чтобы оставить комментарий

mail.podmoskovnye.ru

Детский портрет Пушкина (Ксавье де Местр)

15 Июля 2016

pushkin-rebyonok-raboty-ksavye-de-mestrПортрет — великое искусство. Художнику-мастеру дано передать не только внешний облик человека, но и черты его характера и глубину души. Особенно дороги нам портреты ушедших великих людей.

Портретов А.С. Пушкина, созданных его современниками, немного, и мы ими дорожим, мы видим живого Пушкина! Гениальная личность поэта, его творчество увлекали русских художников всегда — они писали портреты Александра Сергеевича и при его жизни, и после смерти, и сейчас пишут. Каждый по-своему искал и ищет тайну гения. Огромна изобразительная пушкиниана.

Мы поведаем о портретах маленького Пушкина, они расскажут нам что-то очень важное о детстве гения. Современному ребенку тем более. Думаю, воспитателю найдется о чем с ним поговорить.

Какие стихи поэта малыш узнает самыми первыми? Не эти ли?

Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет;Он бежит себе в волнах На поднятых парусах...

Вдохновенные строки! Тут тебе и морской простор, и ветер свободный - он «гуляет», и вольный кораблик - «он бежит себе», и ты дышишь полной грудью, и подпрыгиваешь в ритм веселых стихотворных строчек, и чувствуешь себя таким счастливым... Особенное волшебство притаилось в этих стихах из «Сказки о царе Салтане...».

А может быть, малыш еще до школы запомнил строчки, таинственные и немного страшные, из «Лукоморья»: «Там чудеса: там леший бродит, / Русалка на ветвях сидит...» Или про Бабу Ягу: «Там ступа с Бабою Ягой / Идет, бредет сама собой...». Поэт с удовольствием вспоминал страшные сказки своего детства, их рассказывала ему на ночь бабушка Мария Алексеевна.

— От ужаса не шелохнусь, бывало, Едва дыша, прижмусь под одеяло, Не чувствуя ни ног, ни головы. Эти сказки своими «обманами» обвораживали сон впечатлительного мальчика. «И в вымыслах носился юный ум...», — вспоминал Пушкин-лицеист.

А я любила стихотворение «Зимнее утро», читала наизусть:

Под голубыми небесами Великолепными коврами,Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет,И ель сквозь иней зеленеет,И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском Озарена...

Сколько в этих стихах тепла, золотистого света! Они звучат как музыка. Читаешь стихи, и будто поднимают они тебя над землей, и ты чувствуешь, видишь все, о чем написал поэт.

На наше счастье, сохранился портрет совсем маленького Пушкина.

В одно радостное московское утро я подошла к старинной дубовой двери. С трудом открыла, миновала несколько комнат, поднялась по небольшой лестнице и очутилась на антресолях Государственного музея А.С. Пушкина, что на Пречистенке.

В узкой проходной комнате с внутренним окном, слева на столике, стоял небольшой овальный портрет, заключенный в красивую рамку из карельской березы. С него задумчиво смотрел светловолосый глазастый малыш лет двух-трех. Это и был Пушкин.* Он изображен так, что легко разглядеть и округлую щеку, и легкие кудряшки у уха, и левое полуоткрытое плечо.

пушкин ребенок

Пушкин-ребенок. Худ. Ксавье де Местр.

Может быть, он недавно проснулся. Белая с кружевцами ночная рубашонка небрежно сползла с плеча, но волосы тщательно причесаны, золотистые кудряшки заметно приглажены, видимо для портрета. Он по-детски полненький, с пухлыми губами, верхняя — заметно потолще, она как бы нависает над нижней. У малыша высокий лоб, достаточно твердый подбородок и чуть приподнятые, красивого разлета брови, а серо-голубые глаза большие, выпуклые.

Художник не умилился младенческому возрасту, не изобразил малыша милым пупсиком и торжественно-парадным, ложно-значительным портрет тоже не сделал. Был внимателен к чертам лица и правдив. Кончик носа особенный, не традиционно детски курносый, он немного прижат книзу, что не делает ребенка красавчиком-милягой. Круглые глазенки серьезны и вдумчивы... Невольно замечаешь сходство со взрослым Пушкиным.

Под портретом значилось: «Пушкин-ребенок». Имя художника стояло под вопросом: Ксавье де Местр (?). Указаны два года: 1801-1802. Это потому, что портрет не подписан. Одно время и «Пушкин-ребенок» был под вопросом. Но ученые провели тщательное исследование и самого портрета, и предполагаемого автора и доказали, что этот малыш — Пушкин, а художник, все-таки, — Ксавье де Местр.

Жил в то время в Москве французский граф Франсуа Ксавье де Местр. Сложными путями попал он из революционной Франции в Россию. Был военным. Служил в армии самого Суворова, воевал против Наполеона. Обосновался в Москве, даже женился на русской знатной даме. Писал романы, увлекался живописью, стал в Москве известным портретистом. Посещал дом Пушкиных. Надежда Осиповна заказала ему свой портрет. Он был исполнен де Местром на слоновой кости. По портрету Ксавье де Местра мы знаем: мама Пушкина была чернокудрой смуглой и гордой красавицей — в ней, внучке Ибрагима Ганнибала, текла кровь туземных африканских князей.

Ксавье де Местр

Ксавье де Местр

Старшей сестренке Пушкина, Ольге, любезный де Местр — таким мы его видим на автопортрете — одно время давал уроки рисования. Так кому же еще, как не ему, написать миниатюрный портрет Александра на металлической доске масляными красками?! Портрет у де Местра получился живой, естественный и правдивый. Кстати, в России его звали «Ксаверий Ксаверьевич».

Каким же был маленький Пушкин? Портрет, естественно, не дает полного ответа на этот вопрос. Но представьте, ответ есть. Оказывается, поэт помнил себя с младенчества. Это доказал Валентин Дмитриевич Берестов. Недаром он был детским поэтом, а многие стихи обожаемого Пушкина знал наизусть. Он-то и объяснил, что «сам Пушкин в своих сочинениях ненароком рассказал нам о своем детстве. И назвал свое детство златой весной!».

Великий поэт «помнил свои ночные и дневные видения в классическом возрасте от двух до пяти», — напишет Берестов и назовет это чудом самопознания. «И детства милые виденья / В усталом, томном вдохновенье, / Волнуясь легкою толпой, / Несутся над моей главой!..».

Пушкинские строчки навели Берестова на мысль: гений Пушкина-поэта пробудился еще в младенчестве. Да разве только эти стихи? У Александра Сергеевича оказалось много признаний в том, каким он был ребенком.

В стихотворении «Мечтатель» он описал, как «на слабом утре дней златых», в младенческой колыбели, он почувствовал явление музы, богини песнопений. Она склонилась над его колыбелью, чуть дыша! Она осенила его венком! Какое потрясающее признание! Послушайте еще: «... лирных звуков наслажденья / В младенчестве моем я чувствовать умел».

Эти строки Берестов разыскал в черновиках поэта. Стихи были посвящены любимому лицейскому другу Антону Дельвигу. «Две-три весны, младенцем, может быть, / Я счастлив был, не понимая счастья...» — это из другого стихотворения.

«Уже младенцем Пушкин испытал счастье, и было оно связано с поэзией, которая в нем пробуждалась», — пишет Берестов.

Милый скромный портрет маленького Пушкина... Не будь его признаний, мы бы и не подозревали, какие великие поэтические силы созревали в нем в те годы, как рано он начал испытывать вдохновение.

«Свобода, радость, восхищенье — вот с чего началось его детство», — пишет потрясенный Берестов. Вот почему лира стала его уделом и пробуждала в людях, как он сам скажет, «чувства добрые». Валентин Дмитриевич Берестов постарался раскрыть тайну гения Пушкина.

А это словесный портрет маленького Пушкина: «...Саша был большой увалень и дикарь, кудрявый, со смуглым личиком, не слишком приглядным, но с очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались». Такое впечатление пятисемилетний Александр производил на гостей их дома.

Он любил сидеть со взрослыми, слушал стихи и хохотал над остротами. Его воспитывали в строгости; мама, Надежда Осиповна, хотела видеть сына благовоспитанным мальчиком. Представьте, чтобы избавить от скверной, как она считала, привычки — тереть ладонь о ладонь, — завязывала ему назад руки, и он целый день ничего не ел. Маленький проголодавшийся Пушкин... Но это так, к слову.

Слушать по вечерам в гостиной взрослые разговоры и чтение стихов Саше разрешалось. А разговоры замечательные, умные, высокие, иногда шутливые — о поэзии, о литературе. Самых знаменитых литераторов принимали в их открытом гостеприимном доме.

Пушкин, когда подрос, изменился, стал шаловлив, «резов, но мил», говоря его словами об Онегине. Но больше всего на свете он любил читать. Родители — отец Сергей Львович и мама Надежда Осиповна — не запрещали копаться в домашней библиотеке хоть до утра. Он читал книги лучших европейских писателей, античных в том числе. Иногда засыпал при теплом мерцании свечи, насладившись Гомером, Данте, Вергилием, Лафонтеном, Мольером...

Что-нибудь говорят эти имена нынешним детям в пушкинском возрасте? А он многое знал наизусть, у него уже была потрясающая память и редкостный развивался ум. Он и сам сочинял. Но зазнайкой никогда не был, никогда не хвастал. Да кто бы ему это позволил?! И в стихах над собой подшучивал, и в рисунках.

---

* Долго никто не знал, что есть портрет маленького Пушкина. Целых сто пятьдесят лет! В 1961 г. он появился в экспозиции музея. Его подарил новому московскому музею Пушкина артист Всеволод Якут. Он замечательно играл великого поэта в театре, я видела этот спектакль: казалось, что на сцене живой Александр Сергеевич, слезы наворачивались на глаза от волнения. Одна зрительница и преподнесла Якуту после спектакля портрет малыша. Она объяснила: когда-то его подарила Надежда Осиповна одной даме - ее отец, известный врач Мудров, лечил семью Пушкиных. Зрительница — праправнучка Мудрова, портрет хранился у нее как бесценная реликвия.

Некоторые пушкинисты сомневались, что на портрете - Пушкин.

— Как же не Пушкин?! — негодовала замдиректора музея по научной работе Наталья Владимировна Баранская. — Смотрите, на знаменитых пушкинских портретах Тропинина и Кипренского — у поэта пухлая верхняя губа, как на миниатюре. Эту пушкинскую губу отмечали еще в детстве, говорили не «губы надул», а «губу надул». Так же поднята левая бровь, широкий и выпуклый круглый лоб тоже очень похож, форма ушной раковины одинакова. А волосы? У малыша они для портрета расчесаны и приглажены, но видны вьющиеся отдельные волоски...

— Неубедительно, — упрямо твердили несогласные.

Баранская не успокаивалась, она была убеждена в своей правоте. И обратилась к специалистам по определению сходства изображенного лица с оригиналом - криминалистам. После двух лет тщательных проверок криминалисты дали заключение, что результаты проведенного ими научного исследования миниатюры подтвердили доказательства Баранской.

Кудрявцева Л. «И в вымыслах носился юный ум…». А.С. Пушкин и его детские портреты // Дошкольное воспитание. 2015. № 2. С. 52-59.

istoriirossii.ru

Лики нерусского основоположника русской литературы

. Это цитата

Пушкин глазами современников

Пушкин глазами современниковО том, каким видели и запечатлели своего гениального современника профессиональные художники и дилетанты, русские и иностранцы; а также цитаты из воспоминаний о Пушкине.

...Быть может (лестная надежда)

Укажет будущий невежда

На мой прославленный портрет,

И молвит: то-то был Поэт!

Прими ж мои благодаренья,

Поклонник мирных Аонид,

О ты, чья память сохранит

Мои летучие творенья,

Чья благосклонная рука

Потреплет лавры старика!...

1823 строки из «Евгения Онегина»

Ксавье де Местр "Пушкин- ребёнок",1800 - 1802(написана маслом на металлической пластине.)Предполагается, что это первое изображение Пушкина. Миниатюра была подарена С.М.Великопольской - дочери семейного врача и друга Пушкиных М.Я.Мудрова. Более ста лет портрет бережно хранился у Великопольских. В 1950 году артист В.С.Якут после успешного выступления в роли Пушкина в пьесе А.П.Глобы "Пушкин" получил его в подарок. А через десять лет, узнав о создании в Москве музея, посвященного Пушкину, Якут передал туда драгоценную реликвию. О Пушкине: «Страсть к поэзии проявилась в нем с первыми понятиями»": «Бывало... спрашивают его: „Что ты, Саша, не спишь?" — на что он обыкновенно отвечал: "Сочиняю стихи"; тут ему погрозят розгами, чтобы его заставить оставить стихи и приняться за сон; вот как еще с раннего детства поэтический гений в нем развивался».Н. В. Берг "Сельцо Захарово": "... Добрый хозяин водил меня по саду и показывал места, которые особенно любил ребенок — Пушкин. Прежде всего мы осмотрели небольшую березовую рощицу, находящуюся неподалеку от дому, почти у самых ворот. Посредине ее стоял прежде стол, со скамьями кругом. Здесь, в хорошие летние дни, Ганнибаловы обедывали и пили чай. Маленький Пушкин любил эту рощицу и даже, говорят, желал быть в ней похоронен<...>Из рощицы мы пошли на берег пруда, где сохранилась еще огромная липа, около которой прежде была полукруглая скамейка. Говорят, что Пушкин часто сиживал на этой скамейке и любил тут играть. От липы очень хороший вид на пруд, которого другой берег покрыт темным еловым лесом. Прежде вокруг липы стояло несколько берез, которые, как говорят, были все исписаны стихами Пушкина. От этих берез остались только гнилые пни; впрочем, немного дальше уцелела одна, на которой еще заметны следы какого-то письма. Я мог разобрать совершенно ясно только несколько букв: окр...къ и ваютъ<...>— Смирный был ребенок Александр Сергеич или шалун? — Смирный был, тихий такой, что Господи! все с книжками, бывало... нешто с братцами когда поиграют, а то нет, с крестьянскими не баловал... тихие были, уваженье были дети. — Когда же он отсюда уехал?— Да Господи знает! Годов двенадцати, надо быть, уехал..." (из беседы с дочерью Арины Родионовны)С.Г.Чириков "Портрет Пушкина", 1810 г.Я молодой повеса,Еще на школьной скамье;Не глуп, говорю, не стесняясь,И без жеманного кривлянья...Мой рост с ростом самых долговязых Не может равняться; У меня свежий цвет лица, русые волосы И кудрявая голова...Сущий бес в проказах,Сущая обезьяна лицом,Много, слишком много ветрености ( «Мой портрет» 1814 г.перевод с французского)Среди лицейских прозвищ Пушкина было и такое, данное “по физиономии и некоторым привычкам”: “смесь обезьяны с тигром”.“Невозможно быть более некрасивым – это смесь наружности обезьяны и тигра; он происходит от африканских предков и сохранил еще некоторую черноту в глазах и что-то дикое во взгляде”<...>Когда он говорит, забываешь о том, чего ему недостает, чтобы быть красивым, его разговор так интересен, сверкающий умом, без всякого педантства… Невозможно быть менее притязательным и более умным в манере выражаться”.( Записи в дневнике внучки Кутузова Д.Ф. Фикельмон)И. Репин "Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года", 1911г.Пушкин вспоминает об экзамене в Царском Селе, состоявшемся в 1815 году, как приехал в лицей знаменитый поэт Г.Р. Державин. Утомлённый однообразием экзамена, Державин задремал. Он внезапно оживился, когда Пушкин начал читать своё стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Державин был восхищён талантом молодого поэта. И. Репин изобразил на своей картине, написанной в 1911 году, волнительный сюжет, где юный поэт читает своё стихотворение.

"...На выпуск же молодого Пушкина смотрели члены «Арзамаса» как на счастливое для них происшествие, как на торжество. Сами родители его не могли принимать в нем более нежного участия; особенно же Жуковский, восприемник его в «Арзамасе», казался счастлив, как будто бы сам Бог послал ему милое чадо. Чадо показалось мне довольно шаловливо и необузданно, и мне даже больно было смотреть, как все старшие братья наперерыв баловали маленького брата. Почти всегда со мною так было: те, которых предназначено мне было горячо любить, на первых порах знакомства нашего мне казались противны. Спросят: был ли и он тогда либералом? Да как же не быть восемнадцатилетнему мальчику, который только что вырвался на волю, с пылким поэтическим воображением и кипучею африканскою кровью в жилах, и в такую эпоху, когда свободомыслие было в самом разгаре. Я не спросил тогда, за что его назвали «Сверчком»; теперь нахожу это весьма кстати: ибо в некотором отдалении от Петербурга, спрятанный в стенах Лицея, прекрасными стихами уже подавал он оттуда свой звонкий голос. <...> Его хвалили, бранили, превозносили, ругали. Жестоко нападая на проказы его молодости, сами завистники не смели отказывать ему в таланте; другие искренно дивились его чудным стихам, но немногим открыто было то, что в нем было, если возможно, еще совершеннее, — его всепостигающий ум и высокие чувства прекрасной души его..." (Ф. Ф. Вигель из "Записок")

Егор Иванович ГейтманПушкин. 1822Первым изображением Пушкина, которое увидели его читатели-современники, была гравюра, выполненная Е. И. Гейтманом для фронтисписа в первом издании поэмы «Кавказский пленник». Ее издатель— поэт и переводчик Н. И. Гнедич — поместил в конце книги примечание: «Издатели присовокупляют портрет Автора, в молодости с него рисованный. Они думают, что приятно сохранить юные черты поэта, которого первые произведения ознаменованы даром необыкновенным». Книга вышла в Петербурге в конце августа 1822 года. Получив ее, Пушкин писал Гнедичу из Кишинева: «Александр Пушкин мастерски литографирован, но не знаю, похож ли, примечание издателей очень лестно — не знаю, справедливо ли»... «Я писал к брату, чтобы он С. Ленина упросил не печатать моего портрета, если на то нужно мое согласие, то я не согласен».

"..Он умел быть совершенно молод в молодости, то есть постоянно весел и беспечен<...>Сие кипучее существо, в самые кипучие годы жизни, можно сказать, окунулось в ее наслаждения. Кому было остановить, остеречь его? Слабому ли отцу его, который и умел только восхищаться им? Молодым ли приятелям, по большей части военным, упоенным прелестями его ума и воображения, и которые, в свою очередь, старались упоевать его фимиамом похвал и шампанским вином? Театральным ли богиням, с коими проводил он большую часть своего времени? Его спасали от заблуждений и бед собственный сильный рассудок, беспрестанно в нем пробуждающийся, чувство чести, которым весь был он полон..."(Ф. Ф. Вигель из "Записок")

Иосив Евстафий Вивьен де ШатобренПушкин. 1826"В числе многих особенно обратил мое внимание вошедший молодой человек небольшого роста, но довольно плечистый и сильный, с быстрым и наблюдательным взором, необыкновенно живой в своих приемах, часто смеющийся в избытке непринужденной веселости и вдруг неожиданно переходящий к думе, возбуждающей участие. Очерки лица его были неправильны и некрасивы, но выражение думы до того было увлекательно, что невольно хотелось бы спросить: что с тобою? Какая грусть мрачит твою душу? Одежду незнакомца составлял черный фрак, застегнутый на все пуговицы, и такого же цвета шаровары...Пушкин беспрерывно краснел и смеялся; прекрасные его зубы выказывались во всем блеске, улыбка не угасала." (В.П. Горчаков. Выдержки из дневника об А. С. Пушкине)

"Какой Пушкин счастливец! Так смеется, что словно кишки видны" (художник Карл Брюллов)

«Небольшой ростом, губы толстые и кудлатый такой... Он мне очень некрасив показался». (Цыганка Таня)

"...Одевался Пушкин хотя, по-видимому, и небрежно, подражая и в этом, как во многом другом, прототипу своему — Байрону, но эта небрежность была кажущаяся: Пушкин относительно туалета был весьма щепетилен..." (А.Н.Вульф. Рассказы о Пушкине, записанные М. И. Семевским)

"...в 1822 году было сильное землетрясение в Кишиневе; стены дома треснули, раздались в нескольких местах; генерал Инзов принужден был выехать из дома, но Пушкин остался в нижнем этаже. Тогда в Пушкине было еще несколько странностей, быть может, неизбежных спутников гениальной молодости. Он носил ногти длиннее ногтей китайских ученых. Пробуждаясь от сна, он сидел голый в постеле и стрелял из пистолета в стену." (А. Ф. ВЕЛЬТМАН "Воспоминания о Бессарабии")

"...А. С. Пушкин писал свои стихотворения обыкновенно утром, лежа на постели, положив бумагу на подогнутые колени. В постели же он пил и кофе. Не один раз писал так Александр Сергеевич тут свои произведения, но никогда не любил их читать вслух, для других..."(Н.И.Вульф. Рассказы о Пушкине, записанные В. Колосовым)

"...Как поэт, он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался<...>В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел...." (М.Н.Волконская. Из "Записок")

И.Е.Вивьен. "Портрет Пушкина". 1826 г.Миниатюра гуашью на пластине слоновой кости и рисунок итальянским карандашом обрусевшего француза Ж. Вивьена. Пушкин заказал ему два экземпляра, один он подарил П. А. Осиповой, второй – поэту Е. А. Баратынскому. Это небольшой камерный портрет, выполненный просто, без всяких претензий, для того чтобы запечатлеть черты поэта на память для его близких друзей – изображение исполняло роль нынешней фотографии.Василий Андреевич Тропинин. Пушкин. 1827«Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с разными фарсами» (С.А.Соболевский из письма к М.П.Погодину 1868 г.)

«Русский живописец Тропинин недавно окончил портрет Пушкина. Пушкин изображен en trois quart в халате, сидящий подле столика. Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не мог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта. Впрочем, физиономия Пушкина столь определенная, выразительная, что всякий живописец может схватить ее, вместе с тем и так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о ней истинное понятие. Действительно: гений пламенный, оживляющийся при каждом новом впечатлении, должен изменять выражение лица своего, которое составляет душу лица... Портрет Пушкина... будет отправлен в Петербург, для выставки в академии. Надеемся, что знатоки оценят превосходную работу сего портрета» (заметка издателя Н.А.Полевого в его журнале«Московский телеграф»)

Орест Адамович Кипренский - Портрет А.С. ПушкинаРоссия/Москва/Третьяковская галерея 1827 Холст, маслоПортрет 28-летнего Пушкина был создан по заказу его друга А. Дельвига. “Художников друг и советник”, как звал его Александр Сергеевич, Дельвиг предвидел, что портрет станет важным событием в русской культурной жизни, и не случайно остановил свой выбор на уже известном живописце. Хоть Пушкин позировать не любил, желанию друга подчинился беспрекословно. В июле 1827 года Кипренский писал его в доме Шереметьева на Фонтанке. На готовый портрет поэт ответил откликом-экспромтом:Любимец моды легкокрылой,Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз,— И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит. Оно гласит, что не унижуПристрастья важных Аонид. Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид.

«С Пушкина списал Кипренский портрет, необычайно похожий» (в письме брату Н.А. Муханова 15 июля 1827 г.)

«Вот поэт Пушкин. Не смотрите на подпись: видев его хоть раз живого, вы тотчас признаете его проницательные глаза и рот, которому недостает только беспрестанного вздрагивания: этот портрет писан Кипренским».(запись в дневнике профессора Петербургского университета и цензора А. В.Никитенко 2 сентября 1827г. (выставка открылась 1 сентября)

Николай Иванович УткинПушкин. 1827Гравюра Уткина была использована для фронтисписа в издаваемом Дельвигом альманахе «Северные цветы на 1828 год», а также продавалась отдельными оттисками на китайской шелковой бумаге большого формата. Однако гравюра не была лишь механической репродукцией с живописного оригинала. На гравюре Уткина нет символической фигуры музы, скрещенных на груди рук, высветленного вокруг головы фона, почти не виден романтический плащ. В гравюре Уткина образ поэта проще и человечнее. Вероятно, именно этими качествами и объясняется мнение отца поэта и лицейских друзей, считавших гравюру Уткина лучшим портретом Пушкина.

«Вот тебе наш милый добрый Пушкин, полюби его! Рекомендую тебе его. Его портрет поразительно похож,— как будто ты видишь его самого. Как бы ты его полюбила, Саша, ежели бы видела его как я, всякий день. Это человек, который выигрывает, когда его узнаешь». ( жена Дельвига Софья Михайловна в письме к своей подруге А. Н. Семеновой при посылке гравюры.9 февраля 1828 года)

"С первого взгляда наружность его казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в этих глазах, которых потом не забудешь. В позе, в жестах, сопровождавших его речь, была сдержанность светского, благовоспитанного человека. Лучше всего, по-моему, напоминает его гравюра Уткина с портрета Кипренского. Во всех других копиях у него глаза сделаны слишком открытыми, почти выпуклыми, нос выдающимся — это неверно. У него было небольшое лицо и прекрасная, пропорциональная лицу, голова, с негустыми, кудрявыми волосами. (И.А.Гончаров "Из университетских воспоминаний")

Густав Адольф ГиппиусПушкин. 1827-1828Г. А. Гиппиус, выходец из Ревеля, получивший образование в Венской Академии художеств, зарекомендовавший себя литографом-портретистом в Германии и Италии, приехал в Россию в 1819 году. Пушкин на литографии Гиппиуса лишен романтического ореола. Это взгляд на Пушкина стороннего человека, не испытывающего священного трепета перед русским национальным гением.

«Бог, даровав ему гений единственный, не наградил его привлекательной наружностью. Лицо его было выразительно, конечно, но некоторая злоба и насмешливость затмевали тот ум, который виден был в голубых или, лучше сказать, стеклянных глазах его... Да и прибавьте к этому ужасные бакенбарды, растрепанные волосы, ногти, как когти, маленький рост, жеманство в манерах, дерзкий взор на женщин... странность нрава природного и принужденного и неограниченное самолюбие — вот все достоинства телесные и душевные, которые свет придавал русскому поэту XIX столетия». (дневниковая запись А. А. Олениной 18 июня 1828 г.)

"...Его светский блестящий ум очень приятен в обществе, особенно женском. С ним я заключил оборонительный и наступательный союз против красавиц, от чего его и прозвали сестры Мефистофелем, а меня Фаустом..." (А.Н.Вульф. Из "Дневника" 6 февраля 1829 г.)

Неизвестный художникА.С.Пушкин. 1831"... Сестра сообщает мне любопытные новости, а именно две свадьбы: брата Александра Яковлевича и Пушкина на Гончаровой, первостатейной московской красавице. Желаю ему быть счастливу, но не знаю, возможно ли надеяться этого с его нравами и с его образом мыслей. Если круговая порука есть в порядке вещей, то сколько ему, бедному, носить рогов, это тем вероятнее, что первым его делом будет развратить свою жену. Желаю, чтобы я во всем ошибся..."( А.Н.Вульф. Из "Дневника" 28 июня 1830 г.)

"Наталья Ивановна <Гончарова> была довольно умна и несколько начитана, но имела дурные, грубые манеры и какую-то пошлость в правилах. У нее было несколько человек сыновей и три дочери, Катерина, Александра и Наталья. В Яропольце было около двух тысяч душ, но, несмотря на то, у нее никогда не было денег и дела в вечном беспорядке. В Москве она жила почти бедно, и когда Пушкин приходил к ней в дом женихом, она всегда старалась выпроводить его до обеда или до завтрака. Дочерей своих бивала по щекам. На балы они иногда приезжали в изорванных башмаках и старых перчатках. Долгорукая помнит, как на одном балу Наталью Николаевну уводили в другую комнату и Долгорукая давала ей свои новые башмаки, потому что ей приходилось танцевать с Пушкиным. Пушкин оставался женихом чуть ли не целый год до свадьбы. Когда он жил в деревне, Наталья Ивановна не позволяла дочери самой писать к нему письма, а приказывала ей писать всякую глупость и между прочим делать ему наставления, чтобы он соблюдал посты, молился богу и пр. Наталья Николаевна плакала от этого. Пушкин настаивал, чтобы поскорее их обвенчали. Но Наталья Ивановна напрямик ему объявила, что у нее нет денег. Тогда Пушкин заложил именье, привез денег и просил шить приданое..."( Е.А. Долгорукова. Рассказы о Пушкине, записанные П. И. Бартеневым)

П.Ф.СоколовПортрет Пушкина. 1836Соколов изобразил Пушкина в его любимой позе со скрещенными на груди руками.

"Немного смуглое лицо его было оригинально, но некрасиво: большой открытый лоб, длинный нос, толстые губы — вообще неправильные черты. Но что у него было великолепно — это тёмно-серые с синеватым отливом глаза — большие, ясные. Нельзя передать выражение этих глаз: какое-то жгучее, и при том ласкающее, приятное. Я никогда не видела лица более выразительного: умное, доброе, энергичное".(Л. П. Никольская, встретившая в 1833 году Пушкина на обеде у нижегородского губернатора)Томас РайтПушкин. 1837Первое упоминание в печати о портрете Пушкина встречается в газете «Северная пчела» от 17 марта 1837 года: «Портрет Александра Сергеевича Пушкина гравируется членом Императорской Академии художеств Т. Ройтом со съемку (имеется в виду посмертная гипсовая маска) с лица его и будет изготовлен в конце текущего марта».

«...рисованный и гравированный Г. Райтом (Wright). Наверное, не знаем с натуры ли рисован портрет сей; вероятно, что он изготовлялся для коллекции знаменитых современников, коей издание давно уже начато Г. Райтом. Свойственный сему Художнику изящный вкус в отделке — отличительное достоинство портрета. Внизу fac-simile с подписи Пушкина». (Н.В. Кукольник в статье «Письмо в Париж», давая обзор известных ему сохранившихся портретов Пушкина)

«Обратите внимание, что в наружности Пушкина отметил англичанин. Голова общественного человека, лоб мыслителя. Виден государственный ум». Портрет дополнен факсимильным воспроизведением подписи: «А. Пушкинъ». Подпись придает листу графическую завершенность и торжественность." (И. Е. Репин)

Иван Логинович Линев. "Портрет Пушкина". 1836-37 г.г. Холст, масло."...Я расскажу так, как слышал от самого Пушкина: в 1817 или 1818 году, то есть вскоре по выпуске из Лицея, Пушкин встретился с одним из своих приятелей, капитаном л.-гв. Измайловского полка (забыл его фамилию). Капитан пригласил поэта зайти к знаменитой в то время в Петербурге какой-то гадальщице: барыня эта мастерски предсказывала по линиям на ладонях к ней приходящих лиц. Поглядела она руку Пушкина и заметила, что у того черты, образующие фигуру, известную в хиромантии под именем стола, обыкновенно сходящиеся к одной стороне ладони, у Пушкина оказались совершенно друг другу параллельными... Ворожея внимательно и долго их рассматривала и наконец объявила, что владелец этой ладони умрет насильственной смертью, его убьет из-за женщины белокурый молодой мужчина...Пушкин <...> до такой степени верил в зловещее пророчество ворожеи, что когда, впоследствии, готовясь к дуэли с известным американцем гр. Толстым, стрелял вместе со мною в цель, то не раз повторял: «Этот меня не убьет, а убьет белокурый, так колдунья пророчила», — и точно, Дантес был белокур<...>Перед дуэлью Пушкин не искал смерти; напротив, надеясь застрелить Дантеса, поэт располагал поплатиться за это лишь новою ссылкою в Михайловское, куда возьмет и жену, и там-то, на свободе предполагал заняться составлением истории Петра Великого..." (А.Н.Вульф. Рассказы о Пушкине, записанные М. И. Семевским)

Существует и мистическая версия, что прототипом для линевского портрета живого поэта послужил облик Пушкина, уже лежащего в гробу. Она основывается на попытке реконструировать события 29-30 января 1837 года. Достоверно известно, что И. С. Тургенев принес локон, срезанный Никитой Козловым с головы умершего поэта, в дом Линева. Дальше идут домыслы... Возможно, узнав о кончине поэта, И. Л. Линев пошел в дом на набережной Мойки проститься с ним и там стоял у гроба, "впитывая" в себя образ уже мертвого лица поэта. Затем "оживил" в картине этот образ, но сохранил при этом черты запомнившегося ему мертвого лица - приплюснутого, с впалым подбородком, узкими и не рельефными губами.

Федор Антонович БруниПушкин (в гробу). 1837"... Я довольно близко и довольно долго знал русского поэта; находил я в нем характер слишком впечатлительный, а иногда легкомысленный, но всегда искренний, благородный и способный к сердечным излияниям. Погрешности его казались плодами обстоятельств, среди которых он жил: все, что было в нем хорошего, вытекало из сердца. Он умер 38 лет..." (П.Я.Вяземский. Мицкевич о Пушкине)

"Трагическая смерть Пушкина пробудила Петербург от апатии. Весь Петербург всполошился. В городе сделалось необычайное движение. На Мойке у Певческого моста... не было ни прохода, ни проезда. Толпы народа и экипажи с утра до ночи осаждали дом; извозчиков нанимали просто говоря: ..."К Пушкину", и извозчики везли прямо туда." (И. И. Панаев "Литературные воспоминания)

"Мы нашли темно-фиолетовый бархатный гроб с телом Пушкина в полутемной комнате, освещенной только красноватым мерцающим огнем от нескольких десятков восковых церковных свечей. Гроб стоял на катафалке в две ступеньки, обитом черным сукном с серебряными галунами... Лицо покойника было необыкновенно спокойно и очень серьезно, но нисколько не мрачно. Великолепные курчавые темные волосы были разметаны по атласной подушке, а густые бакенбарды окаймляли впалые щеки до подбородка, выступающего из-под высоко завязанного черного широкого галстука. На Пушкине был любимые его темно-коричневый с отливом сюртук". (В.П.Бурнашев.)

Маска — единственное документальное свидетельство строения лица Пушкина. Это самая драгоценная пушкинская реликвия. Гипсовый слепок с лица поэта был сделан формовщиком П. Балиным под руководством лучшего мастера скульптурного портрета того времени С.И. Гальберга.

"Перед тою минутою, как ему глаза надобно было на веки закрыть, я поспел к нему. Тут были и Жуковский с Михаилом Виельгорским, Даль (доктор и литератор), и ещё не помню кто. Такой мирной кончины я вообразить не имел прежде. Тотчас отправился к Гальбергу. С покойника сняли маску, по которой приготовили теперь прекрасный бюст."(из письма П. А. Плетнёва В. Г. Теплякову)

"Всё кончено! Александр Сергеевич приказал вам долго жить! — проговорил он [Плетнёв] едва слышно, отирая перчаткой слезу... Пожалуйста, граф, поскорее пришлите снять маску! Да приезжайте! — почти закричал Плетнёв и, повернув извозчика, куда-то ускакал. А отец мой со мной перебежал Неву домой, сейчас же послал за литейщиком Балиным, который жил против ворот Академии по четвёртой линии, и отправил его снимать маску с Пушкина. Балин снял её удивительно удачно."(Мария Каменская, дочь графа Ф. П. Толстого вспоминая о дне смерти Пушкина по М. А. Рыбакову)

Первое упоминание посмертной маски Пушкина с волосами встречается в статье Н. В. Кукольника 1837 года «Письмо в Париж», где он, отвечая на вопрос, «осталось ли верное изображение покойного Пушкина», перечисляет все, что ему известно: «Изображения скульптурные: 1) маска А. С. Пушкина; Палацци приделал к ней и волоса до половины головы; в меньшей толщине, у него же, на голубом фоне, она оправлена в рамку». В 1890 году, буквально цитируя Кукольника, С. Либрович констатировал: «Вскоре после смерти Пушкина пущены были в продажу гипсовые снимки с посмертной маски поэта, с приделанными к ним волосами до половины головы, работы Палацци, которые продавались по 15 рублей, и подобные же маски-копии, тоже гипсовые, в рамке под стеклом, на голубом фоне. Как те, так и другие снимки с маски составляют теперь большую редкость и, насколько известно, не имеются уже ни в одной из известных пушкинских коллекций».

"...В апреле 1848 года я имел раз счастие обедать у государя императора. За столом, где из посторонних, кроме меня, были только графы Орлов и Вронченко, речь зашла о Лицее и оттуда — о Пушкине. «Я впервые увидел Пушкина, — рассказывал нам его величество, — после коронации, в Москве, когда его привезли ко мне из его заточения, совсем больного и в ранах... „Что вы бы сделали, если бы 14 декабря были в Петербурге?" — спросил я его между прочим. „Был бы в рядах мятежников", — отвечал он, не запинаясь."(М. А. КОРФ Записка о Пушкине)Примечания:Николай Васильевич Берг (1823—1884) — поэт и переводчик немецких, английских и славянских поэтов«Арзама́с» (1815—1818) — название литературного кружка."Это было новое скрепление литературных и дружеских связей, уже существовавших прежде между приятелями. Далее это была школа взаимного литературного обучения, литературного товарищества. А главное, заседания «Арзамаса» были сборным местом, куда люди разных возрастов, иногда даже и разных воззрений и мнений по другим посторонним вопросам, сходились потолковать о литературе, сообщить друг другу свои труды и опыты и остроумно повеселиться и подурачиться." П.А.Вяземский.«Московский телеграф» — российский журнал, издававшийся в Москве в 1825-1834 гг. Н. Полевым раз в две недели. Закрыт по решению цензуры.Александр Фомич Вельтман (1800—1870) — писательФилипп Филиппович Вигель (1786—1856) — известный мемуарист, «человек злоречивый, самолюбивый, обидчивый, колкий и умный» (по верной характеристике Герцена), член «Арзамаса»Мария Николаевна Волконская (1805—1863) — дочь Н. Н. Раевского, с января 1825 г. жена С. Г. Волконского, последовавшая за ним в Сибирь.Владимир Петрович Горчаков (1800—1867) — 1820 г. дивизионный квартирмейстер при штабе 16-й дивизии, с мая 1822 г. участник топографической съемки Бессарабии, один из ближайших приятелей Пушкина по КишиневуНиколай Иванович Вульф (1815—1889) — сын И. И. и Н. Г. Вульфов, владельцев с. Бернова Тверской губ., — в детстве несколько раз видел Пушкина, посещавшего именье его родителей, его воспоминания о поэте были записаны В. Колосовым.Алексей Николаевич Вульф(1805—1881) —мемуарист, автор «Дневника», близкий друг А. С. Пушкина; занимает заметное место в биографии ПушкинаСерге́й Алекса́ндрович Соболе́вский(1803-1870)-русский библиофил и библиограф, автор эпиграмм и других шуточных стихотворений, друг Пушкина, Лермонтова и многих других литераторов Золотого века русской литературы, Проспера Мериме и многих других европейских литераторовИван Александрович Гончаров (1812—1891) — известный писательПетр Андреевич Вяземский (1792—1878) — поэт, литературный критикНаталья Ивановна Гончарова, урожденная Загряжская (1785—1848) - мать жены поэта Натальи Николаевны.Екатерина Алексеевна Долгорукова, княгиня, урожд. Малиновская (1811—1872) — дочь директора Московского архива Коллегии иностранных дел А. Ф. Малиновского, с 1834 г. жена офицера лейб-гусарского полка Р. А. Долгорукова. Ее мать А. П. Малиновская принимала участие в сватовстве Пушкина за Гончарову и была посаженой матерью у невесты.Пётр Алекса́ндрович Плетнёв (1791-1865) -критик, поэт пушкинской эпохи.Плетнёв был верным и заботливым другом, к которому обращались и Жуковский, и Пушкин, и Гоголь; всем им Плетнёв служил и делом, и советом; мнением его они очень дорожили.Владимир Петрович Бурнашев(1812-1888)— писатель и агрономИва́н Ива́нович Пана́ев(1812-1862)— русский писатель, литературный критик, журналист.Корф Модест Андреевич (1800—1876) — барон, с 1872 г. граф, товарищ Пушкина по Лицею, быстро сделавший чиновничью карьеруhttp://www.iskusstvo-ved.com/id/12http://culture.cis.pskov.ru/excursions/ru/42/3103http://pushkin.niv.ru/pushkin/vospominaniya/Википедия

borisliebkind.livejournal.com

А.С. Пушкин в изобразительном искусстве

Разделы: Литература, Внеклассная работа, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Введение:

Имя Александра Сергеевича Пушкина известно практически каждому русскому человеку уже с раннего детства. Многие из нас выросли на его сказках, стихах, поэмах. Пушкин оставил нам в наследие множество замечательных произведений. Его творчество, как и он сам не могли остаться незаметными. Ещё при жизни Александр Сергеевич был признан гениальным поэтом  и  послужил предметом для творчества многим художником. Во многих музеях мира можно встретить портреты поэта, изображение его литературных героев. Во многих городах стоят памятники А.С. Пушкину. В его честь названы улицы, площади, города.

1 слайд

Сегодня мы поговорим о А.С. Пушкине в изобразительном искусстве. Как уже говорилось раньше, существует много портретов с изображением поэта. И именно благодаря им, мы можем лучше себе представить эту выдающуюся личность.

2 слайд

Сохранились портреты с изображением маленького Саши Пушкина. И портрет времён обучения его в лицеи. Ксавье де Местр. "Пушкин – ребенок". 1801-1802 гг. Металлическая овальная пластина, масло. Атрибуция портрета Н.В. Баранской. В детском портрете видны характерные черты Пушкина, менее определенные, чем в портретах зрелого возраста; выпуклые губы, чуть прижатый вырез ноздрей, глубокая бороздка посреди подбородка. Видно, что мальчика причесали перед позированием. Кудри его приглажены, но отдельные прядки уже приподнялись, готовые опять завиться. У малыша живой взгляд серо-голубых блестящих глаз. «Саша Пушкин, лицеист». Художник Ю.В.Иванов.

3 слайд

Пушкин любил Царское Село, потому что там прошло его отрочество и юность. Лучше всего поэт это выразил в известных стихах лицейской годовщины 1825 г.

Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.

И как нельзя лучше атмосферу Царского Села сумел передать в своей картине Илья Ефимович Репин.

"Пушкин в Царском Селе", картина 1911.

Картина И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе» исторически конкретна и достоверна. В Большом зале Лицея 8 января 1815 года в связи с переходом воспитанников в «окончательный курс» состоялись переводные экзамены. Среди приглашенных был выдающийся русский поэт Г. Р. Державин. На экзамене по российской словесности Пушкин читал специально написанное для этого дня стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Много лет спустя, вспоминая этот день, Пушкин напишет:

«Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду... Державин был очень стар... Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь... Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли». Так пришла к Пушкину первая поэтическая слава. Было ему в ту пору пятнадцать лет.

4 слайд

Посмотрите, как разнообразны прижизненные портреты А.С. Пушкина. Каждый художник пытался в них найти что-то своё, но далеко не все они написаны с натуры. Пушкин не любил позировать художникам, шутливо ссылаясь на «арапское безобразие». Зато в 1827 году появилось сразу два таких портрета и оба стали классическими, по праву войдя в историю русской портретописи и отечественной культуры, как лучшие изображения Пушкина. Один из них принадлежит кисти Ореста Кипренского, а другой – Василию Тропинину. О поразительном сходстве портрета Кипренского с Пушкиным говорили его современники. Так, например, Н.А. Муханов сказал: "С Пушкина списал Кипренский портрет необычайно похожий»

5 слайд

Пушкинский портрет исполнен О. Кипренским с большим вдохновением и с полным сознанием огромной исторической ответственности. Один из современников так отозвался об этом Произведении О. Кипренского: "Гений Поэта как будто бы воодушевил художника... Пусть исследует художник движения собственной души в те минуты, когда он одушевлял полотно! Не составил ли себе сперва идеал характера Поэта, не ловил ли души его, не разглядывал ли тайн и порывов пламенной фантазии и не стремился ли потом выразить свои и его чувства в чертах видимых!" Первое впечатление от портрета – впечатление предельной завершенности. Тщательная отделка деталей, строгая гармония целого создают ощущение торжественной тишины. На светлом желто-зеленом фоне рисуется изображение поэта, одетого в строгий сюртук с перекинутым через плечо клетчатым красно-зеленым шотландским пледом (некоторые исследователи называют его плащом). Изящная фигура написана в фас, лицо поэта обращено слегка направо, в ту сторону, где в глубине, за креслом, стоит бронзовая статуэтка Гения с кифарой в руках. В лице поэта О. Кипренский мягко передает его характерные "арапские" черты, густые каштановые волосы свободно вьются на голове, не спускаясь на высокий лоб и не выбиваясь беспорядочно. "Портрет А.С. Пушкина" имел успех, хотя и вызывал споры. Одни отмечали удивительное сходство, другие (кто привык видеть поэта подвижным, разговаривающим, кто помнил необычайно изменчивое выражение лица А.С. Пушкина) заявляли, что никакого сходства нет. Ф. Глинка, например, отмечая безупречную выстроенность портрета, тем не менее, писал А.С. Пушкину из Петрозаводска: "У меня есть Ваш портрет, только жаль, что Вы в нем представлены с некоторой пасмурностью. Нет той веселости, которую я помню в лице Вашем. Ужели это следствие печалей жизни?" (Имеется в виду снятая с него гравюра). У нас есть драгоценное прочтение портрета самим Пушкиным – его известное стихотворение "Кипренскому"

Любимец моды легкокрылой. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит: Оно гласит, что не унижу Пристрастья важных аонид, Так Риму, Дрездену, Парижу, Известен впредь мой будет вид.

Оценку портрета,  главные критерии сходства здесь определяет "зеркало". Однако поэт увидел не бесстрастное, пассивное отражение, а образ – "но это зеркало мне льстит" – и раскрывает его смысл:

6 слайд

В начале 1827 года поэт  заказал свой портрет московскому художнику В.А. Тропинину, хотя до недавнего времени считалось, что заказчиком тропининского произведения был приятель поэта – Сергей Александрович Соболевский. Отъезжая за границу, он очень хотел иметь портрет Пушкина «как он есть, в домашнем его халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце одной руки». Но эта версия неверна, так как из письма самого Соболевского к М.М. Погодину, опубликованного лишь в 1952 году, очевидно, что «портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с различными фарсами (стоил он ему 350 рублей)». Выбор художника не случаен. Василий Андреевич Тропинин был популярен в московских кругах как отличный портретист. Обычно он начинал работу с небольшого этюда маслом, сделанного по первому впечатлению. Художник весьма дорожил, как он говорил, «первым присестом». Затем следовало несколько подготовительных карандашных набросков, в которых обозначалась главная идея произведения. И, наконец, последняя стадия – собственно портрет, завершавшийся в мастерской художника на Ленивке (в Москве). В этом портрете художник с наибольшей отчетливостью выразил свой идеал свободного человека. Он написал Пушкина в халате, с расстегнутым воротом рубашки и небрежно повязанным галстуком-шарфом. Тропининский Пушкин вовсе не приземлен – он так царственно величав, что кажется невозможным потревожить его раздумья. Особую внушительность, почти монументальность сообщают образу поэта гордая осанка и устойчивая поза, благодаря чему его домашний халат уподобляется торжественной античной тоге. У этого портрета была странная судьба. С него было сделано несколько копий, а сам оригинал пропал и появился лишь много лет спустя. Его купил в московской меняльной лавке директор московского архива Министерства иностранных дел М.А. Оболенский, которого Тропинин писал, когда тот был еще ребенком. Художника просили подтвердить подлинность портрета и подновить его, поскольку он был сильно испорчен. Но Тропинин отказался, сказав, "что не смеет трогать черты, положенные с натуры и притом молодой рукой", и только почистил его. С 1909 года портрет Пушкина находился в собрании Третьяковской галереи, а в 1937 году перешел в собственность Всесоюзного музея А.С. Пушкина».

7 слайд

Последний прижизненный портрет А.С.Пушкина кисти художника И.Л.Линева Об авторе портрета ничего не было известно. Художник стал загадкой для искусствоведов. Имя художника Линева не встречается в воспоминаниях современников, не числится ни в каких списках. Среди реликвий Музея-квартиры А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге есть портрет поэта, написанный художником И.Л. Линевым. Портрет отличается глубокой реалистичностью. Поражают грустные, усталые глаза, печальное выражение изможденного заботами лица. Пушкиноведы относят написание этого портрета к 1836 году, портрет признается последним, написанным при жизни Пушкина. Автор портрета, видимо, знал и сумел показать тяжелое душевное состояние поэта в последний, самый трудный период его жизни. В портрете ощущается не только понимание духовной драмы Пушкина, но и глубокое сочувствие поэту. Это наводит на мысль, что художник должен был принадлежать к кругу людей, окружавших Пушкина. В портрете ощущается некоторая торопливость исполнения, напряженное стремление передать главное, иногда в ущерб детали – черта, характерная для работы художника, строго ограниченного временем позирования модели. Боязнь упустить главное, очевидно, заставила художника отказаться от поисков более совершенной внешней формы.

8 слайд

Пушкин и декабристы

В числе приятелей Александра Сергеевича Пушкина было немало будущих декабристов. Он не принадлежал к их союзу, потому что товарищи не считали его достаточно серьезным, способным отдаться одной задаче. Однако он вполне сочувствовал их вольнолюбивым мечтам и энергично выражал свое сочувствие и в разговорах, и в стихах, которые быстро расходились среди молодежи.

9 слайд

Так изображал Пушкин декабристов.

10 слайд

На долю поэта выпадали не только слава и обожание, но были и изгнание и ссылки в деревню. Всё это было из-за поддержки Пушкиным декабристов. Передовая Россия и после крушения декабризма видела в Пушкине своего поэта. Об этом говорит и восторженный прием, который был оказан ему в Москве после возвращения из ссылки. Н. В. Путята вспоминает о посещении Пушкиным Большого театра 12 сентября 1826 года: «Когда Пушкин, только что возвратившийся из деревни, где жил в изгнании..., вошел в партер, мгновенно пронесся по всему театру говор, повторявший его имя: все взоры, всё внимание обратились на него».  Поэтесса Е. П. Ростопчина так описывала появление Пушкина на гулянье под Новинском  «Две встречи»:

Вдруг всё стеснилось, и с волненьем, Одним стремительным движеньем Толпа рванулася вперед... И мне сказали: «Он идет! Он, наш поэт, он, наша слава, Любимец общий!..» Величавый В своей особе небольшой, — Но смелый, ловкий и живой, Прошел он быстро предо мной...

Возможно, это мгновенье сумел уловить и запечатлеть П.И. Челищев. "Пушкин и граф Д.И. Хвостов". Начало 1830г. Бумага, итальянский карандаш. Челищев обладал талантом карикатуриста. Он изобразил Пушкина крупным планом, во весь рост, широко шагающим. На заднем плане миниатюрная фигурка Хвостова, сгорбленная, на полусогнутых тонких ножках. Возникает образ гиганта Пушкина, идущего семимильными шагами, и малютки Хвостова, путающегося у него под ногами (граф Д.И. Хвостов был некогда высмеян А.С.Пушкиным).

11 слайд

После гибели великого поэта было сделано не мало портретов. Были даже наброски, выполненные его коллегами. Например наброски профиля Пушкина, выполненные Н.В. Гоголем в 1837 г. Бумага, чернила, перо, карандаш. На двух набросках профиль поэта, с большим горбатым носом и с усиками, более напоминает самого Гоголя, чем Пушкина.

12-16 слайды

«Сердцу милые места», так можно озаглавить следующую часть нашей презентации. Это и Тригорское (около Михайловского), и Петербург и побережье Черного моря и конечно Болдино. Пушкин любил природу, она ему давала пищу для творчества. Природа у А. С. Пушкина – это волшебный мир, наполненный чарующими звуками, но кроме этого, еще и могучая стихия жизни, которая пробуждает в человеке самые лучшие качества – патриотизм, свободолюбие, милосердие, мудрость. Эти минуты откровения, где поет наедине с природой, сумели уловить многие  художники.

17 слайд

И все-таки был художник, сопровождавший Пушкина в его скитаниях, разделявший с ним его "блуждающую судьбу", – всюду, где ни оказывался поэт, художник внимательно всматривался в меняющиеся черты пушкинского облика и спешил закрепить их на бумаге. Этот художник – сам Пушкин. Пушкин великолепно знал свое лицо, в автопортретах схвачены и переданы самые разные оттенки его душевного состояния. Не всегда он изображал себя таким, каким видел, когда брался за перо или карандаш. Есть портреты воспоминания: на них он представляет себя в юности. Есть портреты, где он старается, как бы заглянуть вперед и представить облик своей старости. Есть шутливые, нарочно смешные изображения. Сам Пушкин невысоко ценил свою внешность:

Зачем твой дивный карандаш Рисует мой арапский профиль?..

18-19 слайды

А.С.Пушкин глазами наших современников

20 слайд.

Вспомним, с чем сегодня познакомились.

1. В каком году написан первый портрет поэта? (1801-1802г.г.) 2. Кто написал картину «Пушкин в Царском Селе»? (Илья Репин 1911 г.) 3. С картины какого художника были написаны несколько копий? (В.А. Тронинина) 4. Кто из писателей пытался изобразить А.С.Пушкина? (Н.В. Гоголь) 5. Какие два художника изобразили Пушкина на берегу Чёрного моря? (И.К. Айвазовский, И.Е. Репин.) 6. В образе, какого литературного героя запечатлел себя автор? (Онегина)

Использованием ресурсов сети Интернет:

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Почти детективная история картины, благодаря которой мы знаем, как выглядел Пушкин

В 1877 году в Музей при Александровском лицее пришел некий артист по фамилии Леонидов. В руках он держал приличных размеров сверток.

— Что ж вы, батенька-с, мнетесь на пороге, проходите, любезнейший, — сказал ему работник музея.    — Да я ненадолго, — отозвался Леонидов. — Вот, принес в дар музею картину.

— Премного благодарны-с, — разочаровано протянул работник (он-то надеялся, что Леонидов приобретет билет). — Поставьте вашу картину в углу-с.

Сколько дар простоял в углу — неизвестно, однако, в конце концов, на сверток обратили внимание. Как и предполагал принявший холст работник, картина была пустяковой. Плохая копия знаменитого портрета Пушкина кисти Кипренского. К тому же, полотно было изрядно загрязнено и потемнело от времени.

Все-таки музей решил заняться реставрацией портрета. Когда с картины был снят слой пыли, перед реставраторами предстал Александр Сергеевич Пушкин. Таким, каким его никто не видел. Вернее, таким, каковым его видели современники. Жуковский, Дельвиг, царь Николай Первый, Натали Гончарова, Анна Керн... Настоящий, подлинный Пушкин. Пушкин с глазами, полными грусти и боли. Глазами мыслителя, философа, пророка. Некрасивый, но, вместе с тем, невероятно красивый Пушкин! Пушкин без прикрас, которые волей-неволей допускал очарованный гением Кипренский, допускали другие художники, писавшие прижизненные портреты великого поэта.

В правой части картины мелкими буквами было написано: «писал с натуры И. Линев».

Это был прижизненный портрет Пушкина!

Газеты взорвались, общественность гудела, пресса публиковала одну статью за другой. Оказалось, что артист Леонидов получил портрет от своей супруги — дочери балетного артиста Стуколкина. Как картина оказалась у Стуколкина — история умалчивала.

Главной загадкой оставался И. Линев. Никто ничего не знал об этом художнике, никто не видел других его работ. Кто он, где и когда он мог познакомиться с Пушкиным, написать его портрет? Это оставалось тайной много-много лет, но, в конце концов, правда раскрылась, и самым неожиданным образом.

В 1968 году 80-летний профессор электротехники С. Куликов решил написать книгу про известного русского изобретателя, революционера А. Линева. В процессе сбора материала он узнал, что предки Линева интересовались живописью и один из них, отставной полковник Иван Логинович Линев, даже расписал потолки в родовой усадьбе. Усадьба эта находилась неподалеку от Ленинграда.

Оставалось только найти связь Линева с Пушкиным. И она была найдена. Оказалось, что зиму Линев коротал в доме на 2-й Итальянской улице, где также проживала семья Александра Ивановича Тургенева — ближайшего друга Пушкина, сопровождавшего скорбные дроги с телом поэта в Псковскую губернию, к месту похорон.

У Тургенева подолгу жил Василий Андреевич Жуковский, который наверняка был знаком с Иваном Логиновичем Линевым и знал об его увлечении живописью.

Жуковский и стал последней недостающей деталью пазла.

Пушкинистам были отлично известны даты и обстоятельства написания всех прижизненных портретов Пушкина. О создании этих живописных работ в дневниках или письмах писали сам Пушкин, его друзья и знакомые.

Только одна работа была покрыта мраком тайны. Это была загадочная картина из двух кратких записок, которые Жуковский отправил Пушкину в 1836 году, за несколько месяцев до гибели поэта. Вот они, эти записки:

«... завтра (в субботу) жду тебя также непременно к себе часу во втором поутру. У меня будет живописец, и ты должен с полчаса посидеть под пыткою его животворной кисти».

«Не забудь, что ты у меня нынче в час будешь рисоваться. Если не найдешь меня, паче чаяния, дома, то найдешь у меня живописца. Прошу пожаловать».

Кто этот загадочный живописец с «животворной кистью», какую именно картину он создал?

Благодаря неожиданному открытию профессора электротехники стало понятно: Жуковский пишет об Иване Логиновиче Линеве и о той самой картине, что хранится в Музее Александровского лицея.

А это значит, что портрет, принесенный в музей артистом Леонидовым, был последним прижизненным портретом Пушкина.

Вглядываясь в это грустное, измученное, усталое, но такое бесконечно мудрое, доброе и прекрасное лицо, я ни на минуту не сомневаюсь: я вижу Пушкина. Это он. Именно таким он и был. Василий Гавриленко

Справка. Линёв Иван Логинович (1770-е — 1839-40?) — русский художник-любитель. Автор последнего прижизненного портрета А.С. Пушкина. О Линеве до недавнего времени ничего не было известно. Только в 1972 году в журнале «Искусство» появилась о нём небольшая публикация С.Куликова. В 1979 году в Москве вышла небольшая книжка Е. Кончина «Загадки старых картин», открывший ее очерк под названием «Последний портрет Пушкина» содержал некоторые сведения о Линёве.

www.izbrannoe.com

Описание внешности Пушкина по картинам и автопортрету

Жанр портрета занимал одно из ведущих мест в российской живописи во второй половине XVIII – начале XIX веков. Известным художникам того времени позировали многие знаменитые люди, однако, пожалуй, никто не вызывал у живописцев такого интереса, как Александр Сергеевич. Описание внешности Пушкина кистью, пожалуй, еще сложнее, чем художественным словом.

Образы Пушкина в изобразительном искусстве XIX века

Как известно, культура XIX века являлась литературоцентричной: поэзия и художественная проза задавали тон другим видам искусства. Феномен творчества А. С. Пушкина заключается не только в создании им русского литературного языка, но также и в том, что его высказывания о современной ему эпохе являлись квинтэссенцией мыслей русской интеллигенции первой трети столетия. Поэтому неудивительно, что личность поэта так привлекала внимание художников. Его портреты писали лучшие живописцы России: А. Тропинин, О. Кипренский, И. Репин. Описание внешности Пушкина по картинам вышеперечисленных авторов составляет предмет настоящего обзора.

Портреты Пушкина кисти Тропинина и Кипренского

В 1827 года Тропинин создал одно из самых известных изображений «солнца русской поэзии». Художник представил поэта молодым, романтичным, вдохновенным. Пушкин тогда находился на вершине славы: это был расцвет его творчества (как и творчества Тропинина). Описание внешности Пушкина кратко, пожалуй, лучше всего может быть произведено именно по этому портрету: живописец очень выразительно обозначил одну весьма характерную черту в облике писателя – возвышенность мысли.

описание внешности Пушкина

Александр Сергеевич очень хвалил свой портрет кисти Кипренского. Это изображение давно уже стало классическим: кажется, его можно увидеть во всех школьных учебниках по русской литературе. Описание внешности Пушкина по этой картине может быть исчерпывающим: художник передал в нем внутренний мир поэта таким, каким он видится, наверное, большинству его преданных читателей или тем, кто хотя бы иногда задумывался о характере автора.

Сравнение портретов Пушкина кисти Тропинина и Кипренского

На полотне Кипренского лицо Пушкина серьезно и сосредоточенно, как бы нарочно являет контраст с образом, созданным Тропининым. Вдумчивый, внимательный, глубокий взгляд говорит об огромном жизненном опыте, несмотря на молодость. Показательно, что обе картины были написаны в одном году, т. е. в пору творческого подъема у писателя. Однако Василий Андреевич увидел в нем в первую очередь романтика, мечтателя, каким он и был, наверное, во время написания своих лирических свободолюбивых стихов и поэм.

Описание внешности Пушкина по портрету Ореста Адамовича гораздо сложнее: облик поэта, на первый взгляд, более прост, но в этом как раз и заключается вся сложность. Житейский, обыденный вид поэта может затруднить его характеристику. Вместе с тем образ вполне узнаваем: зритель видит перед собой очень умного человека, который много пережил, осмыслил и воплотил в художественном слове. Тот факт, что Александр Сергеевич положительно отозвался об этой картине, доказывает, что портрет и впрямь удался на славу.

описание внешности Пушкина на английском

Пушкин на картине Репина

Репин написал знаменитое полотно «Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1815 года» в честь столетия Императорского лицея в Царском Селе, и недаром для сюжета была выбрана именно сцена чтения юным поэтом известного стихотворения «Воспоминания о Царском Селе». Художник запечатлел выразительное, вдохновенное лицо Александра Сергеевича, который до того увлекся декламацией, что даже не заметил бурного проявления восторга престарелого поэта Г. Державина, который, кажется, готов был броситься в объятия новому светилу российской поэзии. Описание внешности Пушкина на английском языке может быть осуществлено на основе именно этой картины: в ней есть композиция, сюжет, который вполне отвечает словарному запасу школьников.

описание внешности Пушкина на английском языке

Автопортрет поэта

Пожалуй, никто не смог бы лучше охарактеризовать Александра Сергеевича, чем он сам. Автор не раз подшучивал над собой в стихотворениях, эпиграммах и даже в таких крупных произведениях, как роман в стихах «Евгений Онегин». На основе его сочинений ви́дение поэтом себя вполне очевидно для читателя. Пушкин относился к себе с легкой добродушной иронией: он понимал свои недостатки, над которыми сам посмеивался, но вместе с тем показателен тот факт, что он прекрасно сознавал значение своего таланта и творчества в развитии русского литературного языка и художественной литературы в целом.

описание внешности Пушкина кратко

Именно эти качества характера Пушкин передал в своем автопортрете. На рисунке изображен молодой человек с вдумчивым выражением на лице: несмотря на свой возраст, он обладает большим жизненным опытом, и зритель понимает, что он уже успел многое узнать и осмыслить. Вместе с тем этот образ передает добрый нрав, общительность, отзывчивость, т. е. как раз те самые черты, которые Александр Сергеевич, наверное, особенно ценил как в себе, так и в других. Известно, что поэт придавал дружбе очень большое значение, отведя ей в лирике немалое место. Описание внешности Пушкина на английском может быть сделано и на основе данного автопортрета, поскольку он в сжатой форме передает самую суть личности поэта.

fb.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта