Рококо в живописи. Представители рококо в живописи и их картины. Картины рококо живопись


Живопись рококо - часть 2

Наступившие в живописи господство светской тематики обусловило отказ от присутствия в интерьере иконописи. Даже предметы культовой обрядности трактуются и роскошно украшаются без особого намёка на религиозность. В качестве образца подобной трактовки бытовой культовой утвари можно привести миниатюрный складень-триптих на экспозиции Брестского областного краеведческого музея. Эмалевые створки, расписанные на чисто светский житейский сюжет любовного характера, обрамлены узким бордюром вогнуто-выпуклой формы. Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности, изяществу. Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. Вместо культовой семантики торжествует высокомерно-презрительный атеизм, оправдывающий господствующую в ту эпоху философию наслаждений. Вместо разума и мысли – повышенная, экзальтированная эмоциональность, отсутствие ощутимой границы между реальным и воображаемым, возможным и фантастическим. Жесты и движения персонажей сохраняют театральную, и ставшую уже банальной наивно-влюблённую щепетильность. В изображаемых персонажах акцентируются удлинённость фигур и конечностей, миловидность черт. Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. Это произведение миниатюрной живописи, может быть, и не очень глубокое по содержанию, остается привлекательным и выразительным, изысканным и простодушным.

3.3 Изменение тенденций рококо

Рокайльная тематика проникает в декоративную живопись России, отразившую парадную нарядность екатерининского и елизаветинского времени[4] [4;47]. В пасторалях картины реальной действительности подменялдись изображениями беззаботной жизни, искусственно возвышенных, экзальтированных чувств. По словам К. Маркса “исторической скверне противопоставляют не знающее развития состояние идилии”[5] [5;297].

Станковым картинам начинают предпочитать эмалевые миниатюры-талисманы. Желание иметь небольшие по формату портреты в медальонах или на табакерках входит в моду. Становится потребностью почти всех завсегдатаев великосветских салонов. Мода на них в России была сильна в то время благодаря работам французских мастеров портретной миниатюрной живописи.

Художник был призван радовать глаз и не тревожить ум и сознание, умилять гармонией форм и красок. В живописные полотна пришла грация настроений, чувственность, беспечная лёгкость, порой тёплый юмор, ощущение жизни как постоянного праздника. В станковой живописи этого времени создаются лучшие детские портреты, очевидно, потому что маленьких персонажей не было необходимостью наделять глубоким душевным содержанием.

Искусство сближалось с бытом, его эталоном становится не героическая исключительность, а обычная жизненная человеческая норма. При частичном сохранении торжественности и официальности изображаемого парадного типажа, характер личности становится мягче и нежнее, поза персонажа непринужденнее.

Светская живопись, как и скульптура эпохи рококо, отказалась от обращения к драматическим сюжетам, а вместе с тем и от развёрнутого познания и отражения реальной жизни. В произведениях живописцев отсутствует действие, в них господствуют отвлечённое элегическое настроение, глубоко интимный подтекст, пристальное внимание к оттенкам настроения. Откровенно чувственно-поэтический, подчас изящно-жеманный характер живописных полотен сочетается с неглубоким идейным содержанием. При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны.

К середине XVIIIвека живопись рококо окончательно выродилась в беспечно-поверхностное искусство, отражающее вкусы и настроения феодальной верхушки общества. Картины включали в свои рамы море шёлка и кружев, солнечные парковые лужайки и куртины, фонтаны и павильоны, дам и кавалеров в пышных костюмах, ангелочков и амуров, играющих, пьющих вино из кубков, лакомящихся, обнимающихся, рассыпающих вокруг себя цветы. Нередко среди роз и кустарников предстает умилительно, лукаво натягивающий лук купидон, грозящий поразить стрелою любви всякого, кто попадёт в поле его внимания. Из барочных мифологических персонажей популярными остаются Вакх, Сатир и нимфы, из сюжетов – сцены из жизни Амура и Психеи , история любви Аполлона и Клитни, гедонические и любовные мотивы из античной мифологии. Наш век особенно остро ощущает душевную изломанность и опустошенность этих персонажей, видит не только забавность, но и порой непристойность разыгрываемых ими сцен. Вместе с тем нельзя согласиться с характеристикой И.Э.Грабаря[6] [3;44], который объявил художников XVIII века авантюристами[7] [3;49]. Они выполняли, как и во все времена, социальный заказ, объективно отражали мировоззрение господствующего класса, ту красоту естественных чувств, которая, по выражению того же И.Э.Грабаря, “правее логики и всегда покоряет”. Нельзя категорично отрицать, что художники этой эпохи не вкладывали в свои произведения душу, поэтическое восприятие мира.

Рокайльным антуражем картин рококо становится сказочная природа с куртинами, россыпями цветов. Пейзажи отличаются декоративностью, уподобляются театральным кулисам: передний план трактуется как авансцена, а фон напоминает театральный задник.

В рокайльной живописи получил развитие жанр натюрморта. Путём тщательной световой проработки появляется ощущение иллюзорной натуральности, реального присутствия изображаемых предметов (так называемые картины-обманки).

Увлечение разбелённой мягкой и высветленной цветовой гаммой воскресило в искусстве XVIII века забытую в XV века живописную технику пастели.

Пастельная живопись с её бархатисто-матовой фактурой и тонкими “затёртыми” градациями мягких завуалированных тональных переходов создавала впечатляющий художественный эффект светоносности всецело в духе стиля. Естественно, что строгий классицизм отверг пастельную технику живописи как слишком нежную, бледноватую и лишённую героической монументальной решительности.

Искусство рококо отразило своё время, явилось порождением эпохи торжествующего в своей предсмертной агонии феодального абсолютизма, зерцалом его эмоционального мира. Представители рокайльного художественно-стилевого направления в совершенстве проиллюстрировали эстетический идеал эпохи, кредо которого заключалось в отказе от прозы реальной жизни и признании лишь одного мира – мира искусства. При всей узкоклассовой сущности и элитарной природе этого искусства необходимо учитывать тот факт, что своей практической реализацией оно было обязано широкому кругу реачиков и скульпторов, архитекторов и художников – талантливых выходцев из народа.

Глава 3

Ведущие представители живописи рококо.

Рококо имеет право на существование как стиль уже и потому, что оно дало новые грани, новое развитие выразительным средствам искусства . К представлению жизни как красочной феерии стремятся художники первой половины – середины XVIII века (сноска). Идеалы рококо наиболее полно воплотились в полотнах западноевропейских мастеров “галантных праздненств” Жана Антуана Ватто, Франсуа Буше, истинных представителей чувственного и галантного XVIII века Жан Оноре Фрагонара, Николы Ланкре, Помпео Джироламо Батони, Ш Ж Натуара. Художники эпохи рококо уводящие своих персонажей от реальной действительности и проблематики в мир интимных отношений, пикантных ситуаций, как нельзя лучше отразили кризис феодализма с его нарядными и пышными празднествами.

3.1 Жан Антуан Ватто

Предвестием этого направления в искусстве , но и явлением значительно более глубоким, не укладывающимся в рамки какого-то одного направления, был художник Жан Антуан Ватто, создавший в искусстве свой, неповторимый образ. Ватто нашел себя, свою тему, когда приехал в Париж: это так называемые галантные празднества - аристократическое общество в парке, музицирующие, танцующие, праздное; живопись, в которой как будто нет ни действия, ни сюжета, - сцены беспечной жизни, переданные с утонченной грацией. Все это увидено как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем с налетом меланхолии и грусти. Колорит Ватто - одно из сильнейших качеств его дарования - построен на тонких нюансах серых, коричневых, бледно-сиреневых, желто-розовых тонов. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. В 1717 году художник создал одно из самых больших произведений "Паломничество на остров Цитеру" (см. Приложение 3). В этой картине отражена тончайшая палитра чувств, которая прежде всего создана самим цветом. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Театральность характерна для всего искусства XVШ в., и для Ватто особенно. Он не скрывает театрального приема в композиции. Искусство театра не только было модно в век Ватто, театром была вся жизнь общества, которое пишет художник.

Ватто вообще очень близко знал актерский быт и не раз писал актеров итальянской и французской комедии. Делакруа называл технику Ватто изумительной, объединившей Фландрию и Венецию. В самом конце жизни Ватто создал свою последнюю работу - это вывеска антикварной лавки, которая так и называется "Лавка Жерсена" (см. Приложение 4). В ней он возможно хотел показать, как быстротечна "слава мира", как коротка власть и сама жизнь, а вечно лишь одно искусство .

3.2 Франсуа Буше

Подлинным представителем французского рококо стал Франсуа Буше, ибо в его искусстве гедонизм рококо, доходящий до фривольности, пренебрежение к конструктивному, рациональному, разумному, как и вся утонченная культура "рокайльного языка", выразилось в полной мере.

Франсуа Буше (1703–1770), французский живописец, рисовальщик, гравер и декоратор. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. В 1723 Буше получил гран-при Королевской академии и в 1727 отправился на четыре года в Италию. В Риме на него произвели особенно сильное впечатление декоративные работы Пьетро да Кортона и Джованни Ланфранко. Несомненно, художник был знаком и с венецианской традицией монументально-декоративной живописи, хотя неизвестно, ездил ли он в Венецию; позже Буше стал коллекционировать рисунки Тьеполо.

mirznanii.com

1.3 Архитектура и живопись Рококо. Ведущие представители живописи рококо

Похожие главы из других работ:

Значение культуры Древнего Египта

АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА И ЖИВОПИСЬ

Египетская культура активно взаимодействовала с культурами соседних народов, а положение Египта, как мировой державы, создало особо величественный стиль, ярко проявившийся в монументальных храмовых постройках. Архитектура «Град Амона»...

Золотой век греческой культуры

Архитектура, скульптура, живопись.

Ведущими архитектурными сооружениями в Греции классического периода были храмы, театры, булевтерии. В V в. до н.э. возникает планировка городов. Основным архитектурным сооружением оставался храм. Он был прямоугольной формы...

Искусство Галантного века

9. Архитектура и интерьеры рококо

Рококо ("стиль Людовика XIV" применительно к архитектуре и интерьеру) на протяжении всего его правления определял основные черты данных областей искусства во Франции. "Величайшим зодчим Франции в эпоху "регентства" является Робер де Котт (1651-1735)...

Искусство Рококо

Рококо и современность

Данный стиль востребован и в наше время. В современном интерьере в стиле рококо выгодно использовать подсветку точечными светильниками, позволяющую создать дополнительную иллюзию открытого пространства...

Культура Древнего мира

Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии

Первые по времени памятники архитектуры и изобразительного искусства Древней Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие образцы были созданы в Кушано-Гуптскую эпоху...

Культура западноевропейского Возрождения

4.3 Рококо

Рококо (от франц. rocaille -- раковина, узор из камней и раковин) -западноевропейский художественный стиль, который был наиболее утонченной и облегченной формой искусства барокко. Рококо возникло и достигло расцвета в 20-40-е гг. XVIII в...

Культурологический аспект развития Западной Европы начала ХIХ века

2.2 Искусство рококо

Рококо зародилось в ХVII веке, а превратилось в господствующий стиль в ХVIII. Пожалуй, это самый характерный для французов стиль, в нем сконцентрировались особенности национальной психологии, образ жизни и стиль мышления высшего класса...

Рококо в разных видах искусства

2.1 Рококо в архитектуре

Стремления, которым следовали мастера эпохи Регентства, достигают своей полной зрелости в 1725 году, и с этого момента начинается во Франции стиль Людовика XV, стиль рококо в собственном смысле...

Рококо в разных видах искусства

2.2 Рококо в скульптуре

Скульптура рококо не менее значительна и своеобразна, чем живопись. Большое распространение в искусстве рококо и всего XVIII века получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, их ставили в парке...

Рококо в разных видах искусства

2.3 Рококо в интерьере

Начало XVIII в. знаменуется сменой стилевой направленности в искусстве, в частности в интерьере, в декоре и даже во внутреннем убранстве помещений. В мебели, как и во всех видах искусства изначально развивается так называемый стиль регентства...

Рококо в разных видах искусства

2.4 Рококо в живописи

В том же направлении, что и архитектура, эволюционировала французская живопись: традиция парадного строго академического стиля постепенно утрачивала значение. В Академию проникали новые течения. С конца XVII в...

Специфика культуры Древнего Египта и ее влияние на культуру древних цивилизаций

1.3 АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА И ЖИВОПИСЬ

Египетская культура активно взаимодействовала с культурами соседних народов, а положение Египта, как мировой державы, создало особо величественный стиль, ярко проявившийся в монументальных храмовых постройках. Архитектура «Град Амона»...

Сравнительный анализ традиционных культур Китая и Японии

1.1 Живопись и архитектура

Ценностью в китайской цивилизации считалась социальная роль человека. Об этой особенности мировосприятия китайцев свидетельствует, например, традиционный жанр портрета...

Стиль рококо в искусстве и костюме

Виды искусства стиля рококо: архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись

Развивающаяся новая культура во Франции разнообразна и контрастна в своих исканиях и проявлениях. Во всех её областях идёт напряжённая борьба, складываются новые теории. Переходный характер эпохи определил пестроту...

Эстетические учения и искусство эпохи Средневековья

2.3.3 Рококо

Рококо - художественное явление, возникшее, как и соответствующий ему термин, в XVIII в. Термин относился к архитектуре, прикладному и декоративному искусствам, с известной осторожностью его применяли к некоторым литературным произведениям XVIII в...

cult.bobrodobro.ru

Живопись рококо - часть 4

К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. В эрмитажном полотне замысел художника прозвучал более отчетливо, хотя и здесь авторская позиция выражена недостаточно ясно. Художник изобразил Геракла, находящегося в глубоком раздумье, выбирающего между долгом, представленным в образе мужественной Афины, и наслаждением, воплощенным фигурой Афродиты. Художник объединяет в единую группу Геракла и Афродиту, заключая их фигуры в классический треугольник, вертикаль же стоящей слева Афины противопоставлена им. Сцена изображена на фоне условного пейзажа с легкими контурами виднеющегося вдали античного храма и классического фонтана. Память о величии и достоинстве искусства Рафаэля сочетается здесь с чисто рокайльной игривостью складок одежд Афродиты, трактовки ее фигуры.

В искусстве Батони не могли не сказаться и реалистические тенденции, характерные для итальянской живописи XVIII века. Но и в этом аспекте позиция художника оставалась двойственной, нередко в одном произведении проявлялись весьма разнородные симпатии мастера. Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Группа Богоматери с младенцем Христом на руках и с Иоанном Крестителем, помещенная слева, изображена в условном неоклассическом духе. Иосиф, на мгновение оторвавшийся от чтения книги, чтобы взглянуть на играющего Христа, и протягивающая к младенцу руки святая Анна, данные слева, изображены как конкретные персонажи, с простонародными чертами лиц.

Наиболее цельное и полное выражение реалистические тенденции искусства Батони нашли в портретном жанре, где живопись всегда следует за действительностью. Лучшие портреты кисти Батони написаны серьезно, вдумчиво, с глубоким проникновением в характер изображаемого человека. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Его модели обычно расположены на фоне античных ваз, саркофагов, статуй, колонн, хотя в ранних работах преобладает нейтральный фон. Чаще всего художник писал знатных лиц. Несмотря на яркость психологической характеристики портретируемых, им всегда присуще и нечто общее: аристократическое достоинство, эмоциональность, но вместе с тем и особое, "размышляющее" состояние.

К одной из лучших портретных работ раннего периода творчества Батони относится портрет кардинала Колонна ди Шарра, написанный около 1750 года. Величественная, полная достоинства фигура кардинала четким силуэтом вырисовывается на темном, почти нейтральном фоне. Художнику удалось соблюсти меру между подробностью прорисовки деталей одежды, рук, костюма и классической ясностью, лаконизмом художественного языка. Индивидуальная характеристика сочетается с классицизирующим идеалом, словно накладывающимся на живую натуру, нейтрализующим ее случайные проявления. Этот метод "пропускания" живого восприятия действительности сквозь призму идеала характерен не только для искусства Батони-портретиста, но и для его творчества в целом и знаменует начало нового направления европейского стиля - классицизма конца XVIII столетия.

Заключение

Живопись рококо, действительно, явилась выражением настроений, царивших в придворных, аристократических кругах. Французские аристократы, словно предчувствуя свой скорый конец, спешили развлекаться и жили “одним днём”.

Многие исследователи до недавнего времени отказывали рококо в самостоятельности как стилю, считая его вариантом позднего барокко, который утратил монументальность и величественность. Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко. Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. За внешней игривостью скрывалось совершенство формы, блестящий художественный вкус и новое прочтение человека, далёкое от ренессансно-барочной трактовки совершенной личности.

Рококо первым из стилей продемонстрировал ироническое и скептическое отношение к тому, что ранее считалось благородным, избранным и возвышенным. Так изменились критерии физической красоты. Если Возрождение ценило в человеке цветущую силу, полнокровное тело, то художественное сознание рококо отрицало всё могучее, крепкое. Художественно привлекательными теперь считались хрупкое, холёное тело, бледное лицо, у женщин – тёмные глаза. Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя. Новыми качествами личности объявлялись нежность, кокетливость, игривость, лёгкость и непринужденность в общении, остроумие. Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям. Однако, покинув величественные дворцовые интерьеры, искусство обнаружило тягу к психологии своих героев, их чувствам и переживаниям. И здесь рококо ждало открытие. За внешним весельем и беспечностью он первым из стилей сумел увидеть в человеке грусть и смятение, почувствовать ощущение зыбкости и неустойчивости бытия. В этом состояло главное отличие рококо от барокко. Искусство рококо намного ближе подошло к реальной действительности, стало более интимным и оттого более искренним. Оно создало свой собственный язык форм, начисто отбросив столетиями культивируемые ордерные каноны и логику конструктивной и тектонической выразительности. Стилевая система его строится на зрительном преодолении материальной весомости конструкций, на свободной и абстрактной пластической моделировке пространственных и орнаментальных композиций, на тонко прочувствованной линии лёгкого, полного непринужденности аппликационного живописного декора, в котором проявилось непревзойденное, блистательное мастерство стилизации. На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств. Синтез искусств обеспечивал им единый художественный эффект, максимальную впечатляющую выразительность, эстетически полноценную пластическую декоративность и привлекательность. В рококо была достигнута почти первобытная синкретическая нерасчленённость жанров искусства: скульптура и живопись сливались с архитектурой, театр – с парком и самим образом жизни салона, хореография – с этикетом и манерами поведения.

Беспрецедентный, диаметрально отличный от предшествующих стиль рококо явился логичным, объективно закономерным финалом почти двухсотлетнего развития мощного и великого искусства барокко. Всё искусство рококо достигло новых, собственных художественных высот и завоеваний в истории культуры.

Список использованной литературы

1. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985. С. 166-167.

2. Гартман К.О. Стили. Ч.1-2. / К.О. Гартман. – М.: Искусство, 2000. – 268 с.

3. Грабарь И.Э. О русской архитектуре: Исследования. Охрана памятников. М., 1969. С. 44.

4. Лукомский Г.К. Краткий каталог музея Большого Екатерининского дворца и его исторический очерк. С. 47

5. Маркс К., Энгельс Ф. 2-е изд. Соч. Т. 4. С. 297.

6. Стасов В.В. Декоративно-прикладное искусство XVIII в.//Русское искусство XVIII в. Мю, 1973. С. 81

7.Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII – XX веков / ред. Коллегия: М.Аксёнова, Н.Майсурян – М.: Аванта+, 2006. – 517 с.

8. http : // artslibrary. tripod. com/ 25.05.2008.

9.http://www.greekroman.ru/26.05.2008.

10.http://www.smallbay.ru/25.05.2008.

11.www. 5ballov.ru/1.06.2008.

Приложения

Приложение 1.

Рокайль – главный элемент орнамента стиля рококо

Приложение 2.

Живопись рококо в интерьерах

Приложение 3.

Ж.А. Ватто. «Паломничество на остров Циферу»

Приложение 4.

Ж.А. Ватто. « Лавка Жерсена»

Приложение 5.

Франсуа Буше. «Туалет Венеры»

Приложение 6.

Ж.О. Фрагонар. «Поцелуй украдкой»

Приложение 7.

Никола Ланкре «Танцовщица Камарго»

Приложение 8.

Помпео Батони «Геркулес на распутье»

[1] Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985. С. 166-167.

[2] Там же. С. 166.

[3] Стасов В.В. Декоративно-прикладное искусство XVIII в.//Русское искусство XVIII в. М., 1973. С. 81.

[4] Лукомский Г.К. Краткий каталог музея Большого Екатерининского дворца и его исторический очерк. С. 47

[5] Маркс К., Энгельс Ф. 2-е изд. Соч. Т. 4. С. 297.

[6] Грабарь И.Э. О русской архитектуре: Исследования. Охрана памятников. М., 1969. С. 44.

[7] Там же. С. 49.

[8] Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII – XX веков / ред. Коллегия: М.Аксёнова, Н.Майсурян – М.: Аванта+, 2006. – 517 с.

mirznanii.com

Рококо в живописи. Представители рококо в живописи и их картины

В изобразительном искусстве существует бессчетное количество направлений. Чаще всего новый стиль возникает на основе уже существующего, и какое-то время они развиваются параллельно. Например, рококо в живописи Западной Европы сформировалось на базе помпезного и пышного барокко.

Однако появление нового стиля, как это нередко случается, вначале было встречено критически. Рококо обвиняли в отсутствии вкуса, легкомыслии и даже безнравственности. Тем не менее отрицать его вклад в дальнейшее развитие изобразительного искусства невозможно.

Рождение нового направления

Во Франции XVII века стало модным украшать парки стилизованными гротами с лепными украшениями, которые представляли собой раковины с переплетающимися стеблями растений. Со временем этот декоративный элемент стал доминирующим орнаментальным мотивом, хотя и претерпел значительные изменения.

К началу следующего столетия в нем с трудом можно было распознать привычную раковину, скорее он напоминал причудливо изогнутый завиток. Поэтому французское слово rocaille приобрело более широкое значение. Теперь под ним подразумевали не только камень или раковину, но все вычурное и извивающееся.

картины в стиле рококо

Людовик XV унаследовал престол в 1715 г., поэтому стиль рококо в живописи иногда называют его именем. Действительно, хронологические рамки правления короля и развития нового стилистического направления совпадают. А поскольку Франция в начале XVIII в. была бесспорной законодательницей мод, увлечение рококо вскоре охватило всю Европу.

Особенности стиля

Искусство барокко, зародившееся в Италии в XVII в., отличалось в первую очередь величественностью. Однако большого распространения во Франции оно так и не получило, хотя некоторые его черты можно проследить в стиле рококо. Например, оба направления декоративны и насыщенны, разница лишь в том, что рокайльная пышность изящна и расслаблена, а барочная – энергична и напряжена.

Интересно, что предшествующие стили первоначально возникали в архитектуре, а затем распространялись в скульптуре, декоре и живописи. С рококо все было наоборот. Это направление вначале сложилось в оформлении интерьеров аристократических будуаров и гостиных. Оно оказало влияние на развитие прикладного и декоративного искусства, практически не затронув архитектуру экстерьеров.

Рококо в живописи – это изображение галантных сцен из жизни аристократии. Здесь нет места жестоким реалиям, религиозным мотивам, прославлению силы и героизма. На полотнах запечатлены романтические ухаживания с налетом эротизма на фоне пасторальных пейзажей. Еще одна характерная особенность стиля – отсутствие ощущения течения времени.

Идейная основа французского рококо

Гедонизм с его стремлением к удовольствию как к высшему благу и смыслу жизни наряду с индивидуализмом стал главной философией французской аристократии XVIII в. Он же определил эмоциональную основу стиля рококо в живописи, выражавшегося в игривой грации, милых капризах и прелестных мелочах.

стиль рококо в живописи

Не случайно любимой аллегорией рококо стал мифический остров Кифера – место, куда устремляются ищущие чувственных наслаждений паломники. Этот участок суши посреди Эгейского моря действительно существует.

Здесь, согласно древнегреческой мифологии, родилась прекрасная Афродита. Здесь же сложился культ богини любви, распространившийся впоследствии по всей Греции. Поклонники Афродиты приезжали на остров, чтобы принести жертвы в святилище, устроенном в ее честь.

В эпоху рококо Кифера символизировал рай для влюбленных, которые отправлялись на воображаемый остров к храму Венеры. Там царствовал изощренный эротизм, вечные праздники и безделье. На Кифере женщины молоды и прекрасны, а мужчины исключительно галантны.

Из дворца в частную гостиную

Тенденция к интимному оформлению интерьера обозначилась уже в начале XVIII в. Аристократические салоны и будуары частных домов, где главную роль играли женщины, стали центрами формирования галантной культуры и соответствующих правил поведения.

Целая армия французских ювелиров, мебельщиков, портных, живописцев и декораторов готова была удовлетворить любые запросы капризных заказчиц. Моду рококо в первую очередь диктовала королева Мария Лещинская и фаворитки Людовика XV: графиня Дюбарри и маркиза де Помпадур.

представители рококо в живописи

Настенные плафоны и панно, а также живописные композиции над проемами окон и дверей были главными видами изобразительного искусства. Теперь, кроме королевского двора и церковных прелатов, декоративные картины для своих гостиных художникам заказывала новая аристократия и представители третьего сословия.

Жанры и сюжеты

Несмотря на новые идеи, рококо в живописи не отвергло полностью традиционные темы, разрабатывавшиеся в прошлом. Например, продолжали использоваться мифологические сюжеты, только теперь из всего античного пантеона в основном рисовали амуров и нимф, а Венера скорее напоминала светскую даму, демонстрирующую прелести обнаженного тела в пикантной обстановке.

Со временем появилась пастораль – новый жанр камерной живописи, предназначенный для жилого интерьера. Пасторальные картины в стиле рококо представляли собой идиллические сельские пейзажи, на фоне которых пастушки и пастухи в богатых нарядах играют на свирелях, читают или танцуют. Несмотря на невинные занятия, всю обстановку окутывает легкий флер эротики.основоположником рококо в живописи считается

Пионер галантного стиля

Основоположником рококо в живописи считается Ватто Жан-Антуан. Художник начинал с подражания фламандским живописцам, однако со временем нашел истинно свой стиль, изображая галантные сцены. Для его картин характерна особая художественная глубина, а не просто изображение праздных аристократов, флиртующих на лоне природе.

Антуан Ватто написал два полотна на популярный сюжет аллегорического путешествия на остров влюбленных. Одна из них, «Паломничество на остров Киферу», экспонируется в Лувре, а другая – в Берлине, во дворце Шарлоттенбург. Обе они представляют собой яркий образец стиля рококо.

антуан ватто

Театральность, характерная вообще для искусства XVIII века, в работах Ватто особенно заметна. Например, в построении композиции («Пастушки», «На Елисейских полях»). Здесь всегда есть передний план – своеобразная сценическая площадка, а группы фигур расположены так же, как и в театре.

Многогранное творчество Буше

Разумеется, Ватто был не единственным художником, работавшем в новом направлении. Франсуа Буше – другой яркий представитель французского рококо, в чьем творчестве наиболее полно отразился откровенно фривольный гедонизм, присущий той эпохе. Он выполнял заказы Людовика XV, маркизы де Помпадур, в частности написал знаменитый портрет фаворитки.рококо картины известных художников

Также Буше создавал декорации для опер, гравюры к книгам Мольера, картоны для гобеленов, эскизы для севрского фарфора, словом, работал в разных направлениях изобразительного искусства.

Антуан Ватто, сам того не подозревая, наложил отпечаток на творчество Буше, который в юности копировал его рисунки. Позднее Буше изучал технику барокко в Риме, стал профессором Французской Академии художеств, получил всеевропейскую славу.

Его творчество охватывает все темы, характерные для живописи рококо: мифологию, деревенские ярмарки, аллегории, китайские сценки, сюжеты из фешенебельной парижской жизни, пасторали, портреты и пейзажи.

Представители рококо в живописи

Фрагонар Жан Оноре, один из крупнейших французских художников XVIII в., создавал полотна с игриво-эротическими мотивами. Таковы, например, «Качели», «Поцелуй украдкой», «Две девушки», «Одалиска» и пр.рококо в живописи

Его картины, исполненные чувственной неги, отличаются тонкими светотеневыми эффектами, легкой живописной манерой, декоративностью колорита. Стиль Фрагонара со временем менялся. Если в полотне «Задвижка» прослеживается классическая манера, то в портретах, написанных в 1760-е годы, заметно романтическое влияние.

Еще одним видным представителем рокайльной живописи был Николя Ланкре, который многое сделал для распространения в Европе французского вкуса. Его полотна охотно покупали Екатерина II, Фридрих II Прусский, не считая частных коллекционеров – почитателей стиля рококо.

Картины известных художников той поры сегодня представлены в экспозициях крупнейших музеев мира. Хотя критики по-разному оценивают эстетику рококо, тем не менее невозможно отрицать самобытную оригинальность этого стиля, не имеющего прототипов в истории.

загрузка...

worldfb.ru

2.4 Рококо в живописи. Рококо в разных видах искусства

Похожие главы из других работ:

Ведущие представители живописи рококо

Глава 1. Рококо как стиль в искусстве

...

Ведущие представители живописи рококо

1.1 Общее представление о стиле рококо

фрагонар буше живопись рококо Термин «рококо» возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в.: изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины...

Ведущие представители живописи рококо

1.2 История стиля рококо

Стиль рококо зародился во времена регентства во Франции (1715-1723) достигнув своего апогея при Людовике XV, перейдя в другие страны Европы и господствуя в них до 1780-х годов. Стиль рококо это продолжение стиля барокко, его видоизменение...

Ведущие представители живописи рококо

1.3 Архитектура и живопись Рококо

Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты. Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто...

Ведущие представители живописи рококо

Глава 2. Ведущие представители живописи рококо

...

Искусство Галантного века

9. Архитектура и интерьеры рококо

Рококо ("стиль Людовика XIV" применительно к архитектуре и интерьеру) на протяжении всего его правления определял основные черты данных областей искусства во Франции. "Величайшим зодчим Франции в эпоху "регентства" является Робер де Котт (1651-1735)...

Искусство Рококо

Рококо и современность

Данный стиль востребован и в наше время. В современном интерьере в стиле рококо выгодно использовать подсветку точечными светильниками, позволяющую создать дополнительную иллюзию открытого пространства...

Искусство Рококо

Архитектурные «образы» рококо

Архитектура утрачивала тенденцию к грандиозным ансамблям, подражавшим Версалю. На смену усадебному замку 17 века - городской дом, отель, утопавший в зелени садов небольшой особняк французской аристократии, верхушки буржуазии...

Культура западноевропейского Возрождения

4.3 Рококо

Рококо (от франц. rocaille -- раковина, узор из камней и раковин) -западноевропейский художественный стиль, который был наиболее утонченной и облегченной формой искусства барокко. Рококо возникло и достигло расцвета в 20-40-е гг. XVIII в...

Культурологический аспект развития Западной Европы начала ХIХ века

2.2 Искусство рококо

Рококо зародилось в ХVII веке, а превратилось в господствующий стиль в ХVIII. Пожалуй, это самый характерный для французов стиль, в нем сконцентрировались особенности национальной психологии, образ жизни и стиль мышления высшего класса...

Направления, течения и стили в искусстве

1.4 Рококо (Франция, XVIII в.)

РОКОКО («причудливый», «капризный», фр. rococo, от rocaille -- осколки камней, раковины) -- стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трёх четвертей XVIII в...

Рококо в разных видах искусства

2.1 Рококо в архитектуре

Стремления, которым следовали мастера эпохи Регентства, достигают своей полной зрелости в 1725 году, и с этого момента начинается во Франции стиль Людовика XV, стиль рококо в собственном смысле...

Рококо в разных видах искусства

2.2 Рококо в скульптуре

Скульптура рококо не менее значительна и своеобразна, чем живопись. Большое распространение в искусстве рококо и всего XVIII века получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, их ставили в парке...

Рококо в разных видах искусства

2.3 Рококо в интерьере

Начало XVIII в. знаменуется сменой стилевой направленности в искусстве, в частности в интерьере, в декоре и даже во внутреннем убранстве помещений. В мебели, как и во всех видах искусства изначально развивается так называемый стиль регентства...

Эстетические учения и искусство эпохи Средневековья

2.3.3 Рококо

Рококо - художественное явление, возникшее, как и соответствующий ему термин, в XVIII в. Термин относился к архитектуре, прикладному и декоративному искусствам, с известной осторожностью его применяли к некоторым литературным произведениям XVIII в...

cult.bobrodobro.ru

Рококо. Творчество, живопись, интерьер, картины мастеров стиля rococo

 

Рококо Творчество, живопись мастеров стиля рококо

  Рококо (франц. rococo, от rocaille, рокайль – декоративный мотив в форме раковины), стилевое направление в европейском искусстве 1-й половины 18 века. Для рококо характерны гедонистические настроения, уход в мир иллюзорной и идиллической театральной игры, пристрастие к идиллически-пасторальной и чувственно-эротической сюжетике. Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы; распространяясь в зодчестве других стран Европы (постройки Георга Кнобельсдорфа, Бальтазара Нёймана, отчасти Маттеуса Даниеля Пёппельмана), рококо часто выступало как местный вариант позднего барокко. Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Франсуа Буше, Джованни Антонио Гварди, Никола Ланкре, Джованни Пеллегрини, Жана Оноре Фрагонара). Живопись рококо, тесно связанная с интерьером отеля, получила развитие в декоративных и станковых камерных формах. В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены), идеализированный портрет, изображающий модель в образе мифологического героя. Образ человека утрачивал самостоятельное значение, фигура превращалась в деталь орнаментального убранства интерьера.

 

Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков. Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась роль реалистического направления; достигли расцвета портрет, натюрморт, бытовой жанр, пейзаж. Одним из основоположников стиля рококо был талантливый живописец Антуан Ватто, давший наиболее совершенное воплощение принципам этого стиля. Эмоциональность и меланхолическая мечтательность придают характерам персонажей картин Ватто особую утонченность. Непосредственными последователями мастера, которые по большей части превратили манеру Ватто в изысканную и поверхностную моду, являлись художники Никола Ланкре, Жан Батист Патер, Кийар и другие живописцы. Крупнейшим мастером собственно рокайльного искусства стал ученик художника исторического жанра ЛемуанА Франсуа Буше, мастер занимательных любовных сюжетов, великолепный колорист и рисовальщик. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен, и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года.

Среди значительных мастеров рококо были художники самого разного дарования, обращавшиеся к самым разным жанрам живописи: Франсуа-Гюбер Друэ, Луи Токе, Луи-Мишель Ванлоо, Морис Кантен де Латур, Жан-Марк Наттье, Жан Батист Перроно. Последним крупным живописцем рококо был Жан Оноре Фрагонар, тонкий портретист и пейзажист, как и Ватто, не вписывающийся в рамки просто модного стиля. Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. Большое распространение в искусстве рококо и всего 18 столетия получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни. Крупнейшие скульпторы рококо: Жан Батист Лемуан, Этьен Морис Фальконе, Огюстен Пажу, Клод Мишель Клодион.

В скульптуре рококо других европейских стран также преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия немецкого скульптора, мастера фарфоровой пластики Иоганна Иоахима Кендлера). Прихотливое изящество отделки, частое заимствование экзотических декоративных мотивов китайского искусства, виртуозное выявление выразительных возможностей материала присущи рокайльному декоративно-прикладному искусству.

 

www.nitpa.org

Живопись французского рококо.

Преобладают салонно-эротические, мифологические и пасторальные сюжеты. Живопись рококо – станковые картины, панно, росписи – отличается дробностью и ассиметричностью композиции. В целом для стиля рококо характерны отказ от прямых линий, ордерной системы, светлые тона, воздушная легкость, изысканность и причудливость форм.

Интимность, лиризм образов, но и аналитическая наблюдательность - характерные черты искусства XVШ в. как в жанре портрета, так и в бытовой живописи. Эти свойства художественного восприятия жизни являются вкладом XVШ столетия в развитие мировой художественной культуры, хотя следует признать, что это было достигнуто ценой утраты универсальной полноты в изображении духовной жизни, цельности в воплощении эстетических воззрений общества, свойственных живописи Рубенса, Веласкеса, Рембрандта, Пуссена.

Сюжеты только любовные, эротические, любимые героини - нимфы, вакханки, Дианы, Венеры. Новые веяния проникли в Академию. Аллегории, темы исторические, мифологические, жанровые - все это темы любви. Портрет и пейзаж - не случайно очень важные в эту эпоху жанры. За легкомыслием, остроумием и насмешливой иронией рококо были и раздумья о судьбе человека, о смысле существования. Рококо имеет право на существование как стиль уже и потому, что оно дало новые грани, новое развитие выразительным средствам искусства.

Подлинным представителем французского рококо стал Франсуа Буше, который, помимо живописи, работал во всех видах декоративного и прикладного искусства: он создавал картоны для шпалер, рисунки для севрского фарфора, расписывал веера, исполнял миниатюры и декоративные росписи. Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени. Буше в начале творческого пути испытал влияние А.Ватто (гравировал его картины) . Типичные сюжеты - " "Похищение Европы"1734, Собрание Уоллес, Лондон " или "Туалет Венеры", "Купанье Дианы и т.д.

А. Ватто. Жанровая структура творчества мастера и его новаторство.

Жан Антуан Ватто,создавший в искусстве свой, неповторимый образ. Ватто нашел себя, свою тему, когда приехал в Париж: это так называемые галантные празднества - аристократическое общество в парке, музицирующие, танцующие, праздное; живопись, в которой как будто нет ни действия, ни сюжета, - сцены беспечной жизни, переданные с утонченной грацией. Все это увидено как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем с налетом меланхолии и грусти. Колорит Ватто - одно из сильнейших качеств его дарования - построен на тонких нюансах серых, коричневых, бледно-сиреневых, желто-розовых тонов. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. В 1717 году художник создал одно из самых больших произведений "Паломничество на остров Цитеру 1717". В этой картине отражена тончайшая палитра чувств, которая прежде всего создана самим цветом. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Он не скрывает театрального приема в композиции.

 

Ватто вообще очень близко знал актерский быт и не раз писал актеров итальянской и французской комедии. Делакруа называл технику Ватто изумительной, объединившей Фландрию и Венецию. В самом конце жизни Ватто создал свою последнюю работу - это вывеска антикварной лавки, которая так и называется "Лавка Жерсена". В ней он возможно хотел показать, как быстротечна "слава мира", как коротка власть и сама жизнь, а вечно лишь одно искусство.

Сын кровельщика не получивший никакого систематического образования.

Ранний период творчества — жил и работал среди живописцев. В мастерской безызвестного ремесленника, делает копии с голландских жанристов. Воспринял фламандские эмоциональные и национальные традиции. Интерес к обычному человеку; лирическая теплота образа, наблюдательность и уважение к зарисовкам с натуры — всё это зародилось в юнешеские годы.

Ватто обучался к декоративному искусству, тяготел :

—современным костюмам.

—театральным сюжетам.

—к сельским празднествам.

Работа в мастерских Французских учетелей ЖИЛЮ И ОРДАЛА способствовало его интересу к декоративному панно. Этот жанр , своей изысканностью повлиял на композиционные принципы его станковых работ: 1.Использует пейзаж, как декорации (кулисы).Но кулисы не плоские, они имеют прорыв в пространство. Ненавязчиво окутывает людей.

2.Движение происходит от какой либо точки отсчета (перетикает от группы к группе)

3.Передний план уплотняется ( приёмы старых мастеров). Средняя часть высветляется.Свет дает выход во вне, как прорыв и перетекание пространства.

Колористические принципы:

— цветовая гамма всегда теплая

— растушёвывает грани, нет резких контрастов света и тени.

— сопоставление масс относительно друг друга.

— малыми средствами достигает больших результатов.

— вызывает цвет с помошью другого.

— мазки накладывает под определнным углом. (чтобы не коробить естественного восприятия зрителя)

В свою очередь существуют элементы декоративного искусства рококо складывались в начале века под воздействием новых исканий Ватто.

 

В « свой ранний период творчества» он работает и над «военными жанрами».

«Военные жанры» Ватто — не сцены войны. В них нет ни ужасов войны, ни трагизма. Это солдатовские привалы,- отдых беженцев, движение отряда. В фигурков офицерев и беженок есть кукольные изящество — оттенок изысканности. Но главное отличаются убедительностью рассказа и богатства наблюдения. Тонкая выразительность поз, жестов сочитается с леризмом пейзажа. «Выступление отряда солдат» «Бивуак»

В ранних работах Ватто нет той горечи и меланхолии, которые характерны для зрелого искусства. Сюжеты раннего периода:

—Театральные эпизоды

—Сценки городской жизни

—Военные жанры

- «Савояр с сурком» 1716 г.40,5 X 32,5 см.— замечателен своей лирической проникновенностью. «Савояр», несмотря на совершенство исполнения, долго считался одним из самых ранних, почти ученических произведений Ватто (1706—1708 гг.). Это мнение обосновывалось тем, что следы воздействия фламандской живописи, заметные в картине, были, якобы, характерны только для раннего периода творчества художника, и, кроме того, принадлежностью «Савояра» и, ныне утраченной, парной ему картины «Пряха» К. Одрану — учителю Ватто. Но эти доказательства легко опровергнуть: фламандские воздействия заметны и в зрелых работах Ватто, а Одран мог получить картины уже после того, как юный художник покинул его мастерскую.

Настоящая дата написания картины установлена следующим образом: сохранился этюд, на котором, кроме прядущей девушки, изображена головка другой, частично перекрытая фигуркой пряхи. Эта же головка постоянно встречается в произведениях Ватто 1715—1716 годов. Значит, к тому же времени относится и этюд ее, а «перекрывающий» его набросок «Пряхи» естественно не может быть более ранним. Парная к «Пряхе» картина «Савояр» выполнена одновременно с ней, т. е. в период расцвета творчества художника.

Зрелый период.

Ватто сближается с Лесажем — писателем—сатириком и коллекционером Кроза, через которого знакомится с работами—шедеврами старых мастеров и знакомится с именитыми живописцами—рубенистами. Все это постепенно превращало Ватто из ремесленика—жанриста в популярного живописцами галантных празднеств. Но если галантные празднества Ватто не были чистой фантазией (его персонажи были узнаваемы — дань реальности), то образный строй был далек от повседневности.

«Праздник любви»

— нюансы эмоций сменяются от фигурки к фигурке, от группы к группе, находящие отзвук в хрупких сочетаниях цвета

— крохотные мазки соединяют в нежные созвучия — вариации создающие впечатление вибрации красочной поверхности.

— ряды деревьев подобны театральным кулисам, но прозрачность ветвей делает кулису пространственной.

Поиски эмоциональности влекут Ватто к наследию Рубенса. Но Рубеновкая страстность уступает место меланхолическому томлению, полнота чувств — трепетности их оттенков.

 

Метод Ватто: « Не терять времени на дальнейшее прибывание у какого—либо учителя, а идти дальше, направлять свои усилия на учителя учителей — природу...»

 

Ватто подчинял разнообразные элементы, из которых он создавал картины господствующему эмоциональному мотиву. В галантных празднествам ощущается отсраненности художника от изобрадаемого. Ватто неизменно влечет к тончайшей поэзии бытия, его искусству свойственна музыкальность. Узкие границы, в которых развивались искания живописца, поставили этим исканиям неизбежный придел. Ватто менялся от сюжета к сюжету.

Внутренний разлад — отражение противоречий искусства Ватто.

«Поломничество на острове Киферу»

—Выполнена в золотистой гамме с сквозь которую проступает серебристо голубая тональность.

—Пары следуют одна за другой — подхватывая лирическую тему.

—Изысканный колоризм: на золотистом фоне загораются светлые световые акценты оранжевых, нежно—зеленых и розовато красных тканей одежд.

Многие композиции Ватто напоминают театральные сцены. Но реальное содержание современных спектаклей обусловило интерес Ватто к театру и театральным сюжетам. В последние годы возникли самые значительные работы этого цикла.

«Итальянские комедианты» — изобразительная финальная сцена спектакля.

«Изображение актеров французской комедии» — эпизод одного из спектаклей этого театра. Нагромождение арх. элементов и пышность костюмов дополняют смешной пафос №»римлян», их салонные манеры и нелепые позы. самое замечательное произведение Ватто связанное с театром. Композиционное решение картины — загадочно. Композиционная разобщённость фигуры Жиля и не связанных с ним каким—либо действием персонажей второго плана может быть объяснена предположением, что эта картина была исполнена как вывеска для одного из ярмарочных сезонов театра Итальянской комедии. Живописная манера свидетельствует о многообразии исканий Ватто, о новаторстве его искусства. Цветовая гамма Жиля по сравнению с Паломничеством на остров Каферу кажется более холодной, голубоватой как и вообще колорит поздних работ. Работа написана гараздо более широко, чем галантные празднества, в ней ощущается свободное движение цвета и, самое важное,— цветные тени на белой одежде актера — желтоватые, голубые, сиреневый и красный. Графика Ватто — Была одной из самых замечательных страниц 18 века.

Художник рисовал обычно в три цвета , пользуясь черным Итальянским карандашом, сангиной и мелом. Его рисунки основаны на живом наблюдении:

—Пейзажные рисунки

—Женские головки — в разнообразных поворотах и движениях.

—Поиски позы и жеста.

Лёгкие штрихи и волнистые линии воссоздают пространство, скользящие блики света, переливчивость блестящих тканей, нежность воздушной дымки. В рисунках Ватто тоже тонкое поэтические очерование. Последней работой Ватто была «Вывеска Жерсена» вывеска для антикварной лавки. Она изображает внутренность этой лавки с её обычными посетителями. Вывеска конкратезирует, больше чем когда бы то ни было раньше, живым и реальным повествованием. Лавка , будто сцена, раскрыта на улицу. От фигуры дамы в розовом платье, вступающей в интерьер начинается развитее сюжета, характерное для комп. Ватто цепь движений и поворотов, ретмическое чередование мезансцен и пространственных цезур между ними. Хрупкие и нежные цветовые созвучия преобретают сдержанность и пластическую определенность. Вывеска Жерсена — выразительное повествование о людях того времени, предвосхещение новых завоеваний реализма 18 века. Воздействие Ватто на искусство 18 века было гораздо шире : он открыл пути к современным сюжетам, к собственному восприятию лирических оттенков чувств, поэтическому общению с природой, тонкому ощущению цвета.

Еще работы:

"Танец" 1716-1718Государственный музей, Берлин

Паломничество на остров Цитеру 1717

Лавка Жерсена 1720/182 * 307.8 см

Савояр с сурком 1716 г.40,5 X 32,5 см.

Праздник любви

"Танец" 1716-1718Государственный музей, Берлин

"Любовная песня" 1717

Национальная галерея, Лондон

"Купание Дианы"1720, Лувр, Париж

"Капризница" 1718Эрмитаж, С-П

"Итальянская Комедия"1718

"Суд Париса"1720

"Веселая компания на отдыхе" 1716-1719

"Жиль"1717-1719

 

Оноре Фрагонар.

Обучается в мастерской Буше. Затем становиться учеником французской академии в Риме. Много копирует и изучает античность. Фрагонар развивается как камерный художник, лирик захватывающий внутренние стороны человеческой души. Поэзия наслаждения (гедонизм) играет в его творчестве большую роль.

«Похищение рубашки Амуром»

Мифологический сюжет приобретает конкретный жизненный характер, переносит зрителя в интимную сферу бытия. Картина полна чувственной неги; плавные композиционные ритмы, мягкие трепетные тени, светлые и теплые красочные оттенки создают эмоциональную среду. Любовное томление соединяется с живым лукавством и дерзкой насмешливостью. Эмоциональная насыщенность искусства Фрагонара определила темпераментность его приёмов, свободу легкого и динамичного мазка, тонкость световоздушных эффектов.

«Качели»

Картина выполнена по сюжету заказчика, пожелавшего, чтобы его возлюбленная была на качелях. Интимный уголок парка выглядит кокетливым будуаром. Идеалистичность, кулисность присутствуют, но природа изображена реалистично, и кулисы не замкнуты, а изображение выходит за рамки картины. Порхающие движения грациозной фигурки, очертания её одежды, напоминает силуэт мотылька, жеманная игра томных взглядов — всё это создаёт образ пряной изысканности.

Влечение Фрагонара к натуре предавало жизненность его бытовым сценам, обогащало пейзажный жанр, заставляло оценить индивидуальность в портрете. Но заботой художника было не точное сходство и не сложность внутреннего мира, а волнение души, декоративный размах, красочность костюмов. Его увлекает декоративность.

Психея показывает своим сестрам дары амура (1753)Сюжет этой картины Фрагонар почерпнул из красивого мифа о любви земной девушки Психеи и бога любви Амура (скорее всего, он познакомился с ним в пересказе Лафонтена). На полотне мы видим Психею, показывающую сестрам подарки своего бессмертного возлюбленного. Сестры отчаянно завидуют ей и думают о том, как бы разбить ее "незаслуженное" счастье. Легкое дыханиеУже в начале 70-х годов XVIII века в художественной среде Франции появилось выражение "написано а ля Фрагонар". Это значит, что почерк художника в это время стал уже не только узнаваем, но и пользовался успехом у подражателей. Копировать зримую манеру фрагонаровских галантных сцен было не так уж сложно - пышная, несколько декоративная растительность, фарфоровые куколки-персонажи, лукавые Купидоны на заднем плане. Однако внешние декорации - только малая часть того, что мы, называем стилем Фрагонара. И совсем не в них, по большому счету, дело, а в стремительности, одухотворенности, в том, что легче холста, красок и даже воздуха. И копировать это невозможно. Постоянный творческий поиск не давал Фрагонару остановиться на чем-нибудь одном - будь то галантная живопись, сентиментальные семейные сценки или портреты-фантазии. Неизменным оставалось только одно - его "легкое дыхание". Оно чувствуется во всех лучших работах Фрагонара.

Воспитание делает все (1780)Милая и забавная сценка - девочка показывает своим приятелям дрессированных собачек. Дети с восторгом смотрят на мохнатых артистов. Юная дрессировщица полностью увлечена происходящим и все же при этом немного кокетничает. Фрагонар написал "Воспитание" в поздний период своего творчества, расставшись с галантными сюжетами и обратившись к созданию картин из жизни "простых людей".

1752 Побеждает в конкурсе Академии с картиной "Иеровоам поклоняется идолам".

1761 Возвращается в Париж. Начинает работу над полотном "Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою". 1765 Становится кандидатом в члены Академии художеств. "Жрец Корез" производит сенсацию в Салоне, картину покупает король Людовик XV.

1788 В октябре умирает Генриетта Розали - по всей видимости, от чахотки. Тяжело переживает смерть дочери, сильно заболевает и уезжает в Грасс. 1789 Начало революции. 1792 Возвращается в Париж, но больше никогда не берется за кисти. 1793 При содействии Давида занимает пост хранителя Лувра. 1806 22 августа умирает в своем парижском доме.

 

Буше (Boucher) Франсуа (1703–1770), французский живописец. В 1755-1765 руководил Королевской мануфактурой гобеленов в Париже, с 1765 – директор Королевской академии живописи и скульптуры, “первый живописец короля”, один из ярких мастеров рококо. Сороковые годы XVIII века — период расцвета во французском искусстве стиля рококо, отразившего аристократические идеалы дворянского общества. Для стиля жизни этого времени характерно стремление к роскоши, изощренным, прихотливым формам. Особенность живописи рококо — ее тесная зависимость от архитектурно - декоративного окружения. Станковая картина создавалась в это время прежде всего как деталь украшения интерьера дворянского особняка, наряду с мебелью, фарфором, гобеленами и шелковыми тканями. Самым знаменитым художником рококо был Франсуа Буше, который, помимо живописи, работал во всех видах декоративного и прикладного искусства: он создавал картоны для шпалер, рисунки для севрского фарфора, расписывал веера, исполнял миниатюры и декоративные росписи. Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени. Буше в начале творческого пути испытал влияние А.Ватто (гравировал его картины), в дальнейшем писал плафоны, панно, картины с мифологическими, пасторальными, жанровыми сценами, нарядно-кокетливые портреты, идиллические пейзажи, выдержанные в мягких серебристо-зеленых тонах (“Вид в окрестностях Бове", Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Одним из любимых жанров живописи рококо были пасторальные мотивы, сюжеты которых художники находили прежде всего в античной мифологии. В картине «Юпитер и Каллисто» Буше обратился к «Метаморфозам» римского писателя Овидия, пересказавшего миф о боге Юпитере, который, влюбившись в нимфу Каллисто и желая ее соблазнить, принял облик богини Дианы. Художник интерпретирует чувственный эпизод античной мифологии в характерном для рококо поверхностном, игривом духе.  

 

 
   

 

   
"Похищение Европы" 1734, Собрание Уоллес, Лондон "Портрет маркизы де Помпадур" 1756, Ст. пинакотека, Мюнхен

 

 
   

 

 

 
   

 

"Вулкан, вручающий Венере оружие для Энея" 1757, Лувр "Купание Дианы" 1742, Лувр, Париж

 

 
   

 

 

 
   

 

"Одалиска на синей софе" 1745, Лувр, Париж "Портрет мадемуазель О'Мерфи" 1752, Ст. пинакотека, Мюнхен

 

Грациозные, изящные фигурки его античных героинь похожи на фарфоровые статуэтки. Буше любил светлую живопись и отдавал предпочтение нарядным голубым, розовым и зеленым тонам. В некоторых картинах Буше 1720-1730-х годов, теплых и насыщенных по колориту (“Геркулес и Омфала”, Государственный музей изобразительных искусств, Москва), заметны отзвуки фламандского искусства. В более поздних работах (“Купание Дианы”, 1742, Лувр, Париж; портрет маркизы Помпадур, 1752, собрание Уоллес, Лондон) с обилием оттенков розового и голубого, извилистых сплетающихся линий и сложных ракурсов усиливаются свойственные рококо декоративность, чувственность, несколько жеманная грация, впечатление “фарфоровости” фигур.

 

Дата добавления: 2015-08-03; просмотров: 246 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: Габриэль в Париже | Биография | Сочинения | Жан Батист Симеон Шарден, развитие бытового жанра. Роль натбрморта в искусстве мастера. | Французская живопись эпохи просвещения. |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.064 сек.)

mybiblioteka.su


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта