Самокиш Николай Семенович [1860—1944]. Картины николай самокиш


Николай Семенович Самокиш (1860–1944). Мастера исторической живописи

Николай Семенович Самокиш

(1860–1944)

Николая Самокиша всегда привлекала батальная живопись. В его больших многофигурных полотнах нет жестокости и кровавых сцен, нет в них и трагического чувства, свойственного произведениям знаменитого баталиста В. В. Верещагина. Работы Самокиша, реалистично передающие ход сражений, полны романтики и поэзии.

Русский живописец, иллюстратор и график Николай Семенович Самокиш родился в городе Нежине Черниговской губернии. В 1878 году он поступил в Петербургскую академию художеств. Учителями молодого художника были П. П. Чистяков, Б. П. Виллевальде и В. И. Якоби. В 1885 году за картину «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля в 1812 году» Самокиш получил Большую золотую медаль. В этом же году он отправился совершенствовать мастерство за границу — во Францию.

Вернувшись в 1888 году на родину, Самокиш получил широкую известность. В 1890 году за полотно «Табун лошадей Ново-Томниковского конного завода» («Табун на водопое», 1889, Музей коневодства Сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева, Москва) живописец получил звание академика.

Одна из самых известных батальных работ Самокиша — картина «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой» (1912). В ее основу лег эпизод сражения, происходившего 23 июля 1812 года у деревни Салтановка южнее Могилева. В результате мужества солдат Раевского армия Багратиона смогла без потерь переплыть через Днепр и подойти к Смоленску.

Н. С. Самокиш. «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой», 1912

Н. C. Самокиш. «Бой за знамя. Атака», 1922, Музей вооруженных сил, Москва

Внук Н. Н. Раевского Н. М. Орлов писал о событиях боя так: «Николай Николаевич… взял с собой в армию своих малолетних детей, из которых старшему, Александру, едва минуло 16 лет, а меньшему, Николаю, недоставало нескольких дней до 11-летнего возраста. Этим-то недоросткам довелось служить службу Отечеству в те годы, когда дети обыкновенно сидят за скамьей или за указкой. В деле при Салтановке они были при отце. В момент решительной атаки на французские батареи Раевский взял их с собой во главе колонны Смоленского полка, причем меньшего, Николая, вел за руку… Геройский пример командира и его детей до исступления одушевил войска, замешкавшиеся было под картечью неприятеля, — они рванулись вперед и все опрокинули перед собой».

После революции 1917 года Самокиш продолжил работать в батальном жанре, изображая на своих полотнах сражения на полях гражданской войны («Бой за знамя. Атака», 1922, Музей вооруженных сил, Москва).

Много времени и сил художник посвятил педагогической деятельности. С 1893 по 1917 год он преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1911–1917 годах работал также в Высшем художественном училище при Академии художеств. С 1936 по 1941 год Самокиш являлся профессором Харьковского художественного института.

В 1941 году за картину «Переход Красной Армии через Сиваш» (1935, Картинная галерея, Симферополь) мастер получил Государственную премию СССР.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Описание картины Николая Самокиша «Улица» Картины художников

Описание картины Николая Самокиша «Улица»

Художник Николай Самокиш не раз удостаивался лучших наград в своей профессиональной деятельности.

Императорская Академия художеств не сразу приняла его в ряды учеников, но после плодотворной работы над техникой исполнения он все же попал туда и стал добиваться значительных успехов. За свои работы, в скором времени, он стал получать почетные премии и золотые медали.

Одним из удачных его творений стала картина «Улица», написанная в 1884 году. Сейчас она находится в Николаевском художественном музее. Лошади присутствуют на этом полотне не случайно.

Живописец считал этих животных прекрасными и восхитительными созданиями. Кони изображены на многих его картинах. За это Самокиш получил не одну награду, но критики ругали его за повторение.

На картине «Улица» изображена широкая дорога, с обеих сторон, окруженная длинными домами из белого кирпича. Массивные двери и

большие окна были атрибутом русской архитектуры XIX века.

Судя по тому, что на одном из домов висит черная табличка с выгравированной надписью и в окнах видно освещенные, в дневное время, комнаты можно понять — это государственное учреждение.

Напротив него стоят два колесных экипажа. Первый более роскошный и крытый управляется двумя лошадьми темной масти. Вторая коляска не оснащена крышей, поэтому видно, что в ней находятся два человека в офицерской форме и их кучер. Он управляет белым конем.

Дорога, пересекающая картину, хранит остатки льда у обочины. Значит, художник изобразил холодное время года, быть может, позднюю осень или раннюю весну. Узкие тротуары покрыты каменными плитами. По их бокам стоят красивые фонари, украшенные декоративными элементами.

Картина «Улица» написана в реалистическом стиле. Для изображения городской дороги и окружающих ее построек художник выбрал контрастирующую цветовую палитру из светлых и темных оттенков.

Прислал: Новикова Ксения . 2017-10-08 22:16:49

opisanie-kartin.iusite.ru

Самокиш Николай Семенович - Биография :: Артпоиск

Николай Самокиш родился 13 (25) ноября 1860 г. в Нежине. Окончил Нежинскую классическую гимназию. Первая попытка поступить в Императорскую Академию художеств не удалась, но был принят вольнослушателем в батальную мастерскую профессора Б. П. Виллевальде (1878). Через год занятий был принят студентом. Учился в Императорской Академии художеств (1879—1885), класс Б.П. Виллевальде, другие известные учителя — П.П. Чистяков и В.И. Якоби.

Быстро начал добиваться успехов. Уже в 1881 году получил малую золотую медаль за картину «Возвращение войск на родину». В 1882 году издал первый альбом офортов, выполненных под руководством Л.Е. Дмитриева-Кавказского. В следующем, 1883 году получил премию С.Г. Строганова за картину «Помещики на ярмарке». В 1884 году был награждён второй малой золотую медалью за картину «Эпизод из битвы при Малом Ярославце», а картину «Прогулка» приобрел для своей галереи П.М. Третьяков. В 1885 году за дипломную работу «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году» получил большую золотую медаль и звание классного художника 1-ой степени. С 1885 по 1888 год совершенствовался в Париже под руководством известного баталиста Эдуарда Детайля. В 1890 за работу «Табун орловских рысистых маток» (Ново-Томниковского конезавода Тамбовской губернии) удостоен звания академика.

В 1888 году ездил на Кавказ для сбора материалов для картин, заказанных Тифлиским военно-историческим музеем. Создал три полотна: «Сражение при Авлиаре», «Баталия при речке Иори», «Защита Наурской станицы», которые принесли ему известность как баталисту.

Конференц-секретарь Академии художеств П. Ф. Исеев показал рисунки Самокиша великому князю Владимиру Александровичу, бывшему президентом Академии. Тот представил рисунки наследнику Николаю Александровичу. Молодого художника рекомендовали к военному ведомству для зарисовок маневров. С 1890 г. он приступил к работе. «И вот я вступил на путь иллюстрированной работы, не подозревая, как я втянусь в это дело и буду отдавать этой работе большую часть моего времени, изредка только принимаясь писать картины для выставок», — записал он позднее в своем дневнике.

В 1889 году женился на Елене Петровне Судковской (урожд. Бенард). В браке она приняла двойную фамилию Самокиш-Судковская. Елена Петровна Самокиш-Судковская (1863—1924) — известный книжный иллюстратор, ученица В.П. Верещагина. Много иллюстрировала А.С. Пушкина. Очень известны её иллюстрации к сказке Ершова «Конёк-горбунок». В 1896 году за рисунки для «Коронационного сборника» волучила Высочайшую награду и медаль на голубой ленте. Супруги временами работали вместе, так они оба участвовали в подготовке иллюстрированного издания «Мёртвых душ» Гоголя (типография А.Ф. Маркса, 1901). В одном из залов Витебского вокзала (первоначальное название — Царскосельский), возведенного в 1901—1904 годах, стены украшены панно Н.С. Самокиша и Е.П. Самокиш-Судковской, посвященными истории Царскосельской ж. д. Умерла Елена Петровна в эмиграции, в Париже.Вместе с С. Васильковским Н.С. Самокиш работал над иллюстрациями к альбомам по истории Украины (1898—1900). Автор тысяч книжных и журнальных иллюстраций. Среди них — иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина («Полтава»), Л.Н. Толстого («Холстомер»), Н.В. Гоголя, Марко Вовчка, Л.А. Мея, И.С. Нечуя-Левицкого, М. Горбаня и др.

Среди наиболее известных работ — иллюстрации и художественное оформление очерков Н. И. Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руcи» в 4 томах (1896—1911). В иллюстрировании книги приняли участие Л.С. Бакст, А.К. Беггров, А.Н. Бенуа, А.М. Васнецов, В.М. Васнецов, Е.Е. Лансере, К.В. Лебедев, А.П. Рябушкин, И.Е. Репин, В.И. Суриков, Ф.А. Рубо, Л.О. Пастернак, К.А. Савицкий, В.А. Серов, А.С. Степанов. Использовались и литогравюры с произведений Дж. Доу, В.Г. Шварца, Ф.Г. Солнцева, А.Д. Литовченко. Но оформление всего издания в целом было возложено на Н. С. Самокиша. В частности, им лично выполнены 173 иллюстрации к 4 томам «Охоты». Это издание принесло художнику славу анималиста.

Много различных иллюстраций было опубликовано в журналах «Нива» и «Солнце России». По заданию «Нивы» в мае 1904 года уехал на фронт русско-японской войны и работал там в качестве художника до конца 1904 года Результатом поездки на фронт стал альбом Самокиша «Война 1904—1905. Из дневника художника». Кроме альбома рисунков по фронтовым впечатлениям были созданы картины. Наиболее знаменитая из них — «Ляоян. 18 августа 1904 года». Полотно, посвященное одной из самых жестоких битв между русской и японской армиями, в 1910 году поместили в военную галерею Зимнего дворца.

В 1912 году Россия отмечала 100-летие Отечественной войны 1812 года. К этому юбилею Н.С. Самокиш создал серию рисунков для журнала «Нива» — целый ряд последовательных эпизодов, главнейших сражений и походов русской армии: от «Перехода через Неман 12 июня 1812 г.» до «Наполеон оставляет армию в Сморгони 3 ноября 1812 г.» Известность получили выполненные к юбилею работы «Атака Шевардинского редута» и «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой».

В 1915 году, Н. С. Самокиш сформировал «художественный отряд» из пяти учеников батального класса Академии художеств (Р.Р. Френц, П.И. Котов, П.В. Митурич, П.Д. Покаржевский, К.Д. Трофименко)[ и выехал на фронт Первой мировой войны. Это уникальный случай в истории искусства: художественная практика на фронте. Было сделано около 400 работ. Рисунки Самокиша были (частично) опубликованы в издания Д. Маковского «Великая война в образах и картинах» (1915) и «Русским героям Сербии и Черногории» (1915). По мнению некоторых историков, именно книга Самокиша послужила распространению названия «Великая война» (применительно к 1й Мировой), которое потом, соединившись с «Отечественной войной» (используемой для войны с Наполеоном 1812 года), дало имя «Великой Отечественной войне».

Лошади занимают особое место в творчестве Самокиша. Лошади Самокиша всемирно известны. За изображения лошадей его награждали (избрали академиком за «Табун рысистых маток», дали медаль Всемирной выставки за «Четверню на повороте»,…), но не только. За любовь к рисованию лошадей его и свысока ругали, писали, что он «халтурщик» и «повторяется» в своих рисунках «на батальные и „лошадиные“ темы».

А вот, что пишет сам Н.С. Самокиш 24 апреля 1929 года своему будущему ученику, красноармейцу, ветерану Отдельной Кавалерийской Дивизии Марку Домащенко: «Ваша любовь к лошади и кавалерийскому делу находит живой отклик в моей душе так как я люблю это и как художник и как бывший кавалерист (в Японскую войну). В этом направлении я и работаю до сего дня, лошадь считаю благородным и красивым созданием и стараюсь изображать ея не только с наружной стороны, но и передать ея психику, ея порыв, что самое красивое у лошади, даже кляча на скаку красива и живописна.» Преподавал всю жизнь с 1894 года, когда его пригласили в Рисовальную школу, где он вел рисунок и живопись в течение 23 лет. По учебному пособию Н.С. Самокиша «Рисунок пером» до сих пор учатся российские художники-иллюстраторы. Действительный член Императорской Академии художеств (1913), где преподавал с 1912, профессор, руководитель батального класса в 1913—1918.

Среди его учеников известные художники: М.И. Авилов, П.И. Котов, П.В. Митурич, Г.К. Савицкий, К. Трохименко, Л. Чернов.

В Академии художеств преподавал до 1918 года, когда Совнарком РСФСР упразднил старую Академию и создал на её базе Государственные свободные художественные мастерские. Преподавал и на этих курсах до своего отъезда.

В 1920е — 1930е годы работал в Крыму.

В 1918—1921 годах жил в Евпатории (где создал более 30 картин), с 1922 года — в Симферополе. Создал в Симферополе собственную художественную студию (студия Самокиша), которая стала основным региональным центром художественного образования. Собирал и поддерживал талантливую молодёжь. Среди его симферопольских учеников Народный художник Украины Яков Александрович Басов (учился у Самокиша с 1922 по 1931 год), Амет Устаев, Мария Викентьевна Новикова, Марк Домащенко и многие другие. Постановлением Совнаркома Крыма № 192 от 28 июня 1937 года «О реорганизации студии им. академика Н.С. Самокиша в Государственное среднее художественное училище им. заслуженного деятеля искусств академика Н.С. Самокиша» на базе студии Самокиша было организовано Крымское художественное училище. В 1960 году именем Самокиша была названа также одна из улиц Симферополя. На доме № 32 по этой улице установлена мемориальная доска, гласящая: «В этом доме в 1922—1944 жил академик батальной живописи Н. С. Самокиш».

В 1936—1941 годах работал в Харьковском художественном институте (ХХИ). Самокиш связан с историей художественного образования в Харькове «с самого начала» — с первого здания. В 1904 г. в Харькове начали «решать вопрос» о строительстве здания для Городской школы рисунка и живописи. С.В. Васильковский и Н.С. Самокиш выдвинули условие, что фасады здания должны были быть созданы с использованием мотивов украинского зодчества. Городская дума была против. Наконец сопротивление Думы было преодолено, конкурс фасада выиграл К.Н. Жуков, представивший проект в стиле украинского модерна. Здание было завершено в 1912—1913 годах. В ноябре 1912 при Харьковском литературно-художественном кружке на автономных правах образуется Украинский художественно-архитектурный отдел под председательством С. В. Васильковского. А Н.С. Самокиш, конечно, с самого начала — член этого отдела. Главной задачей отдела считалось продолжение и развитие украинских и южно-русских художественных традиций. Кружок работал до 1919 года. Почётным членом кружка был И.Е. Репин. С тех времен (1911—1912) в Харькове на улице Мироносицкой сохранился дом, подъезд которого расписали вместе С.В. Васильковский и Н.С. Самокиш.

И вот, круг замкнулся, и в 1936—1941 годах Самокиш снова в Харькове, профессор ХХИ. Сейчас в Харькове есть переулок Самокиша (между ул. Данилевского и Культуры, рядом со ст. метро «Научная»).

Член АХРР (Ассоциация художников революционной России) с 1923 года. Ассоциация художников революционной России была создана в 1922 году. С момента создания в ней состоял один из ближайших учеников Н. С. Самокиша, участник поездки на фронт 1914 года П.И. Котов. В Декларации Ассоциации художников революционной России объявлялось гражданским долгом мастера «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве».

Советская власть уважала достижения художника и отмечала их почетными званиями, премиями, орденом. В советский период мастер создал полотна о Красной Армии и освободительной борьбе украинского и русского народов: «Разведка» (1923), «Пулеметная тачанка» (1930), «Бой Максима Кривоноса с Иеремией Вишневецким» (1934), «Переход Красной Армии через Сиваш» (1935), «Н.А. Щорс в бою под Черниговом» (1938) и другие.

Репрессии 30х годов не коснулись художника лично. И всё же некоторые источники сообщают, что в конце жизни Н.С. Самокиш был на грани ареста. Во время немецкой оккупации Крыма (1941—1944) он оставался в Симферополе. «Чтобы не умереть с голоду он продавал картины. Основными покупателями были немецкие и румынские офицеры, что и послужило поводом для обвинения в измене Родине. От заключения его спасла смерть». Художник скончался в Симферополе 18 января 1944 г. 

artpoisk.info

Самокиш, Николай Семёнович — Крымология

художникПериод жизни 25 ноября 1860  —  18 января 1944Места жительстваГражданствоЖанрАльма-матерВлияние наМесто смерти
Николай Самокиш

Симферополь

Российская империя Российская империя Союз Советских Социалистических Республик СССР

баталист, анималист, книжная графика

Императорская Академия художеств

М.И. Авилов, П.И. Котов, Г.К. Савицкий, А. И. Шелоумов, Я. А. Басов

Симферополь

Никола́й Семёнович Самоки́ш (1860—1944) — российский и советский художник-баталист украинского происхождения, работавший также в области анималистического жанра и книжной графики. Академик (1890) и Действительный член Императорской Академии художеств (1913)[1], Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937), Лауреат Государственной премии СССР (1941)[2].

Биография

Николай Самокиш родился 13 (25) ноября 1860 г. в Нежине. Окончил 4 класса Нежинского историко-филологического института, созданного на базе «Гимназии высших наук и лицея князя Безбородко», знаменитого учебного заведения, в котором учился Н. В. Гоголь. Первая попытка поступить в Императорскую Академию художеств не удалась, но был принят вольнослушателем в батальную мастерскую профессора Б. П. Виллевальде (1878). Через год занятий был принят студентом. Учился в Императорской Академии художеств (1879—1885), класс Б. П. Виллевальде, другие известные учителя — П. П. Чистяков и В. И. Якоби.

Быстро начал добиваться успехов. Уже в 1881 году получил малую золотую медаль за картину «Возвращение войск на родину». В 1882 году издал первый альбом офортов, выполненных под руководством Л. Е. Дмитриева-Кавказского. В следующем, 1883 году получил премию С. Г. Строганова за картину «Помещики на ярмарке». В 1884 году был награждён второй малой золотую медалью за картину «Эпизод из битвы при Малом Ярославце», а картину «Прогулка» приобрел для своей галереи П. М. Третьяков. В 1885 году за дипломную работу «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году» получил большую золотую медаль и звание классного художника 1-ой степени. С 1885 по 1888 год совершенствовался в Париже под руководством известного баталиста Эдуарда Детайля. В 1890 за работу «Табун орловских рысистых маток» (Ново-Томниковского конезавода Тамбовской губернии) удостоен звания академика.

В 1888 году ездил на Кавказ для сбора материалов для картин, заказанных Тифлиским военно-историческим музеем. Создал три полотна: «Сражение при Авлиаре», «Баталия при речке Иори», «Защита Наурской станицы», которые принесли ему известность как баталисту.

Иллюстратор

Конференц-секретарь Академии художеств П. Ф. Исеев показал рисунки Самокиша великому князю Владимиру Александровичу, бывшему президентом Академии. Тот представил рисунки наследнику Николаю Александровичу. Молодого художника рекомендовали к военному ведомству для зарисовок маневров. С 1890 г. он приступил к работе. «И вот я вступил на путь иллюстрированной работы, не подозревая, как я втянусь в это дело и буду отдавать этой работе большую часть моего времени, изредка только принимаясь писать картины для выставок», — записал он позднее в своем дневнике.

В 1889 году женился на Елене Петровне Судковской (урожд. Бенард). В браке она приняла двойную фамилию Самокиш-Судковская. Елена Петровна Самокиш-Судковская (1863—1924) — известный книжный иллюстратор, ученица В. П. Верещагина. Много иллюстрировала А. С. Пушкина. Очень известны её иллюстрации к сказке Ершова «Конёк-горбунок». В 1896 году за рисунки для «Коронационного сборника» волучила Высочайшую награду и медаль на голубой ленте. Супруги временами работали вместе, так они оба участвовали в подготовке иллюстрированного издания «Мёртвых душ» Гоголя (типография А. Ф. Маркса, 1901). В одном из залов Витебского вокзала (первоначальное название — Царскосельский), возведенного в 1901—1904 годах, стены украшены панно Н. С. Самокиша и Е. П. Самокиш-Судковской, посвященными истории Царскосельской ж. д. Умерла Елена Петровна в эмиграции, в Париже.

Вместе сС. Васильковским Н. С. Самокиш работал над иллюстрациями к альбомам по истории Украины (1898—1900). Автор тысяч книжных и журнальных иллюстраций. Среди них — иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина («Полтава»), Л. Н. Толстого («Холстомер»), Н. В. Гоголя, Марко Вовчка, Л. А. Мея, [Сетевой ресурс: uk.wikipedia.org/wiki/Нечуй-Левицький_Іван_Семенович И. С. Нечуя-Левицкого], М. Горбаня и др.

Среди наиболее известных работ — иллюстрации и художественное оформление очерков Н. И. Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» в 4 томах (1896—1911). В иллюстрировании книги приняли участие Л. С. Бакст, А. К. Беггров, А. Н. Бенуа, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, Е. Е. Лансере, К. В. Лебедев, А. П. Рябушкин, И. Е. Репин, В. И. Суриков, Ф. А. Рубо, Л. О. Пастернак, К. А. Савицкий, В. А. Серов, А. С. Степанов. Использовались и литогравюры с произведений Дж. Доу,В. Г. Шварца, Ф. Г. Солнцева, А. Д. Литовченко. Но оформление всего издания в целом было возложено на Н. С. Самокиша. В частности, им лично выполнены 173 иллюстрации к 4 томам «Охоты». Это издание принесло художнику славу анималиста.

Другая знаменитая работа — рисунки пером, сепией, тушью и акварелью к книге Г. И. Радде[3] описывающей путешествие великих князей в Индию. К этому изданию им было сделано 456 рисунков!

Военный корреспондент

Много различных иллюстраций было опубликовано в журналах «Нива» и «Солнце России». По заданию «Нивы» в мае 1904 года уехал на фронт русско-японской войны и работал там в качестве художника до конца 1904 года Результатом поездки на фронт стал альбом Самокиша «Война 1904—1905. Из дневника художника». Кроме альбома рисунков по фронтовым впечатлениям были созданы картины. Наиболее знаменитая из них — «Ляоян. 18 августа 1904 года». Полотно, посвященное одной из самых жестоких битв между русской и японской армиями, в 1910 году поместили в военную галерею Зимнего дворца.

В 1912 году Россия отмечала 100-летие Отечественной войны 1812 года. К этому юбилею Н. С. Самокиш создал серию рисунков для журнала «Нива» — целый ряд последовательных эпизодов, главнейших сражений и походов русской армии: от «Перехода через Неман 12 июня 1812 г.» до «Наполеон оставляет армию в Сморгони 3 ноября 1812 г.» Известность получили выполненные к юбилею работы «Атака Шевардинского редута»[4] и «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой».

В 1915 году, Н. С. Самокиш сформировал «художественный отряд» из пяти учеников батального класса Академии художеств (Р. Р. Френц, П. И. Котов, П. В. Митурич, П. Д. Покаржевский, К. Д. Трофименко)[5] и выехал на фронт Первой мировой войны. Это уникальный случай в истории искусства: художественная практика на фронте. Было сделано около 400 работ. Рисунки Самокиша были (частично) опубликованы в изданиях Д. Маковского «Великая война в образах и картинах» (1915) и «Русским героям Сербии и Черногории» (1915). По мнению некоторых историков [6], именно книга Самокиша послужила распространению названия «Великая война» (применительно к Первой мировой), которое потом, соединившись с «Отечественной войной» (используемой для войны с Наполеоном 1812 года), дало имя «Великой Отечественной войне».

Анималист

Даже кляча на скаку красива и живописна

Н. С. Самокиш

Лошади занимают особое место в творчестве Самокиша. Лошади Самокиша всемирно известны. За изображения лошадей его награждали (избрали академиком за «Табун рысистых маток», дали медаль Всемирной выставки за «Четверню на повороте»), но не только. За любовь к рисованию лошадей его и свысока ругали, писали, что он «халтурщик» и «повторяется» в своих рисунках «на батальные и „лошадиные“ темы» [6].

А вот что пишет сам Н. С. Самокиш 24 апреля 1929 года своему будущему ученику, красноармейцу, ветерану Отдельной Кавалерийской Дивизии Марку Домащенко: «Ваша любовь к лошади и кавалерийскому делу находит живой отклик в моей душе, так как я люблю это и как художник и как бывший кавалерист (в Японскую войну). В этом направлении я и работаю до сего дня, лошадь считаю благородным и красивым созданием и стараюсь изображать ея не только с наружной стороны, но и передать ея психику, ея порыв, что самое красивое у лошади, даже кляча на скаку красива и живописна.» [7]

Педагог

Преподавал всю жизнь с 1894 года, когда его пригласили в Рисовальную школу, где он вел рисунок и живопись в течение 23 лет. По учебному пособию Н. С. Самокиша «Рисунок пером» до сих пор учатся российские художники-иллюстраторы. Действительный член Императорской Академии художеств (1913), где преподавал с 1912, профессор, руководитель батального класса в 1913—1918.

Среди его учеников известные художники: М. И. Авилов, П. И. Котов, П. В. Митурич, Г. К. Савицкий, К. Трохименко, Л. Чернов.

В |Академии художеств преподавал до 1918 года, когда Совнарком РСФСР упразднил старую Академию и создал на её базе Государственные свободные художественные мастерские. Преподавал и на этих курсах до своего отъезда. В 1920е — 1940е годы работал в Крыму.

В 1918—1921 годах жил в Евпатории (где создал более 30 картин), с 1922 года — в Симферополе. Создал в Симферополе собственную художественную студию (студия Самокиша), которая стала основным региональным центром художественного образования. Собирал и поддерживал талантливую молодёжь. Среди его симферопольских учеников Народный художник Украины Яков Александрович Басов (учился у Самокиша с 1922 по 1931 год), Амет Устаев, Мария Викентьевна Новикова, Марк Домащенко и многие другие. Постановлением Совнаркома Крыма № 192 от 28 июня 1937 года «О реорганизации студии им. академика Н. С. Самокиша в Государственное среднее художественное училище им. заслуженного деятеля искусств академика Н. С. Самокиша» на базе студии Самокиша было организовано Крымское художественное училище. В 1960 году именем Самокиша была названа также одна из улиц Симферополя. На доме № 32 по этой улице установлена мемориальная доска, гласящая: «В этом доме в 1922—1944 жил академик батальной живописи Н. С. Самокиш».

В 1936—1941 годах работал в Харьковском[8] художественном институте (ХХИ)[9]. Самокиш связан с историей художественного образования в Харькове «с самого начала» — с первого здания. В 1904 г. в Харькове начали «решать вопрос» о строительстве здания для Городской школы рисунка и живописи. С. В. Васильковский и Н. С. Самокиш выдвинули условие, что фасады здания должны были быть созданы с использованием мотивов украинского зодчества. Городская дума была против. Наконец сопротивление Думы было преодолено, конкурс фасада выиграл К. Н. Жуков, представивший проект в стиле украинского модерна.[10] Здание было завершено в 1912—1913 годах. В ноябре 1912 при Харьковском литературно-художественном кружке на автономных правах образуется Украинский художественно-архитектурный отдел под председательством С. В. Васильковского. А Н. С. Самокиш, конечно, с самого начала — член этого отдела. Главной задачей отдела считалось продолжение и развитие украинских и южно-русских художественных традиций. Кружок работал до 1919 года. Почётным членом кружка был И. Е. Репин. С тех времен (1911—1912) в Харькове на улице Мироносицкой сохранился дом, подъезд которого расписали вместе С. В. Васильковский и Н. С. Самокиш.

И вот, круг замкнулся, и в 1936—1941 годах Самокиш снова в Харькове, профессор ХХИ. Сейчас в Харькове есть переулок Самокиша (между ул. Данилевского и Культуры, рядом со ст. метро «Научная»).

Отношения с Советской властью

Член АХРР (Ассоциация художников революционной России) с 1923 года. Ассоциация художников революционной России была создана в 1922 году. С момента создания в ней состоял один из ближайших учеников Н. С. Самокиша, участник поездки на фронт 1914 года П. И. Котов. В Декларации Ассоциации художников революционной России объявлялось гражданским долгом мастера «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве».

Советская власть уважала достижения художника и отмечала их почетными званиями, премиями, орденом. В советский период мастер создал полотна о Красной Армии и освободительной борьбе украинского и русского народов: «Разведка» (1923), «Пулеметная тачанка» (1930), «Бой Максима Кривоноса с Иеремией Вишневецким» (1934), «Переход Красной Армии через Сиваш» (1935), «Н. А. Щорс в бою под Черниговом» (1938) и другие.

Репрессии 30х годов не коснулись художника лично. И всё же некоторые источники[11] сообщают, что в конце жизни Н. С. Самокиш был на грани ареста. Во время немецкой оккупации Крыма (1941—1944) он оставался в Симферополе.

Художник скончался в Симферополе 18 января 1944 г. Похоронен на 1-м гражданском кладбище.

Награды

Малая золотая медаль Императорской Академии художеств за картину «Возвращение войск на родину» (1881). Премия С. Г. Строганова за картину «Помещики на ярмарке» (1883). Малая золотая медаль Императорской Академии художеств за картину «Эпизод из битвы при Малом Ярославце» (1884). Большая золотая медаль Императорской Академии художеств за картину «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году» (1885). Серебряная медаль Всемирной выставки в Париже (1900) за картину «Четверня на повороте». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937). Лауреат Государственной премии СССР 1941 года[2] за картину «Переход Красной Армии через Сиваш» (1935). Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1940).

Галерея

  • Н.С. Самокиш, «Волк». Из учебного пособия «Рисунок пером»

  • Н. С. Самокиш, «Табун орловских рысистых маток» (1890).

  • Н. С. Самокиш, Бой за знамя. Атака (1922)[4]

  • Н. С. Самокиш, «Тройка», конец XIX века.

  • Н. С. Самокиш, «На сопке после штурма» Война 1904—1905 (1908).

  • Е. П. Самокиш-Судковская, «Татьяна», Изд. Ришар (№ 680). СПб., между 1900 и 1904.

  • Н. С. Самокиш, «Сокольник». Иллюстрация к книге Н. И. Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси», т. 1 (СПб., 1896).

  • Н. С. Самокиш, «Тройка (на разгоне)». «Изображение лошади — это та стихия, в которой художник чувствует себя свободно. Здесь он виртуоз своего дела.»

  • Н. С. Самокиш, "Явление св. Саввы Сторожевского", Иллюстрация к поэме Л. Мея «Избавитель», из книги «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» (1896—1911).

  • С. И. Васильковский, Н.С. Самокиш, Иллюстрация к Альбому «Из Украинской старины». (1900)

  • Н. С. Самокиш, [Сетевой ресурс: adjudant.ru/p_nerch/00.htm Обложка] (1907).

  • Н. С. Самокиш, «Погоня». Война 1904—1905. Из дневника художника (1908)

  • Н. С. Самокиш, Война 1904—1905. Из дневника художника (1908).

  • «Атака Шевардинского редута». Литография по русунку Н. Самокиша (1910).[4]

  • Н. С. Самокиш, «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой» (1912)

  • Н. С. Самокиш, «В Галиции. Кавалерист.» (1914)

  • Н. С. Самокиш, «Бой под Ярославом». Гравюра, Нива № 45, 1914

  • Н. С. Самокиш, «На постой», конец XIX века

  • Н. С. Самокиш, «Вечер в Крыму»

  • Поход запорожских казаков в Крым

  • Бой Богуна с Чернецким под Монастырищем

  • Кавалергарды на привале

Ученики Самокиша

Басов, Яков Александрович

Примечания

Примечания и ссылки на источники

  1. ↑ Именно так в ряде источников: в 1890 году (с некоторым разночтением — указывается также 1889 год или просто возраст — 29 лет — см. [Сетевой ресурс: www.russk.ru/st.php?idar=800946 Московский журнал 1.01.2004,]Православное информационное агентство «Русская линия», а также [Сетевой ресурс: www.museum.ru/N24030 Николай Семёнович САМОКИШ] на сайте [Сетевой ресурс: www.museum.ru/ Музеи России]) за работу «Табун рысистых маток» (некоторые источники дают здесь иное название — «Табун на водопое») получил звание академика, с 1913 — действительный член Академии художеств («Самокиш Николай Семенович», БСЭ).
  2. ↑ 2,02,1 Так в статье БСЭ «Самокиш Николай Семенович» и во многих других источниках, однако в 1941 году присуждалась не Государственная премия СССР, а Сталинская премия. Таким образом, Н. С. Самокиш — лауреат Сталинской премии.
  3. ↑ Радде Г. И. 23000 миль на яхте Тамара. Путешествие Их Императорских Высочеств Великих Князей Александра и Сергия Михайловичей в 1890—1891 гг. В 2-х томах. — Санкт-Петербург, Типография Эдуарда Гоппе. Том 1, 1892. — 226 с плюс Ил.; Том 2, 1893. — 211 с плюс Ил. (Даты путешествия постоянно неточно цитируют. Здесь проверено по титульному листу первого тома.)
  4. ↑ 4,04,14,2 Комментарий к работе и другие картины — на странице [Сетевой ресурс: www.sgu.ru/rus_hist/authors/?aid=234 Н. С. Самокиш] проекта [Сетевой ресурс: www.sgu.ru/rus_hist/ «Русская история в зеркале изобразительного искусства»]
  5. ↑ [Сетевой ресурс: www.maslovka.info/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=194 Котов Петр Иванович, Сайт художников Верхней Масловки и НП "Национальное художественное наследие «ИЗОФОНД»]
  6. ↑ 6,06,1 Тинченко Я. [Сетевой ресурс: old.kv.com.ua/index.php?rub=53&number_old=3490 Великая Отечественная,] Параллели Истории, Киевские Ведомости, № 104 (3490), Вторник, 24 Мая 2005.
  7. ↑ Савицкая С., [Сетевой ресурс: www.gazetamm.info/Bases/sledstvie/37.htm Восстановление народного признания, Расследование «ММ», газета «Молодежь Московии»]. Марк Домащенко (7 мая 1906 года — 26 апреля 1988 года) — художник-баталист. С 13 лет служил в Красной Армии, потом в Советской. С 1949 по 1956 год был репрессирован. Большинство картин уничтожено после ареста. Затем реабилитирован. После освобождения отбитыми на допросах пальцами уже не мог создавать монументальных полотен, но продолжал рисовать. Организовал школу военных художников и до конца жизни проповедовал идеи добра и любви к своему Отечеству.
  8. ↑ Многие источники утверждают, что до 1941 года в течение длительного времени Н. С. Самокиш жил и работал и в Харькове, и в Симферополе. Например, в биографии Ю. В. Волкова (1921 г.) читаем: «украинский живописец и график. … Учился в Симферопольском художественном техникуме (1936—1940) у Н. Самокиша». Это не противоречие, а указание на высокую мобильность, проявившуюся у Н. С. Самокиша ещё в молодости и сохранившуюся до преклонных лет.
  9. ↑ С 2004 года Харьковская академия дизайна и искусств, первоначально Харьковский художественный институт, затем ХХПИ)
  10. ↑ Яськов В., [Сетевой ресурс: magazines.russ.ru/volga/1999/11/yaskov.html Хлебников. Косарев. Харьков], «Волга» 1999, № 11.
  11. ↑ Бондарюк Е., Ермаков С., Николай Самокиш продавал картины немецким оккупантам, «Комсомольская правда» в Украине, проект Симферополь, 3 ноября 2005; [Сетевой ресурс: old.kp.kiev.ua/daily/simferopol/57/?rubr=/daily/simferopol&doc=89220 Архив старых номеров газеты «„Комсомольская правда“ в Украине»].

 

{{{заглавие}}}

{{{содержание}}}

 

{{{заглавие}}}

{{{содержание}}}

 

Ссылки

  • [Сетевой ресурс: www.museum.ru/museum/1812/Painting/Borodino/index.html Бородинское сражение в полотнах художников] на сайте [Сетевой ресурс: www.museum.ru/ Музеи России].
  • Аксенова Г. В. [Сетевой ресурс: www.portal-slovo.ru/history/35462.php Художник «Царской охоты» — Николай Самокиш], Православный образовательный Портал [Сетевой ресурс: www.portal-slovo.ru/ «Слово»].
  • [Сетевой ресурс: www.artlib.ru/index.php?id=11&idp=15&fp=2&uid=1741&idg=6&user_serie=0 Авторские галереи — Самокиш Николай Семенович] на сайте Сетевой ресурс: www.artlib.ru
  • ЭСБЕбк
  • [Сетевой ресурс: www.maslovka.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=2402 Самокиш Николай Семенович] на сайте [Сетевой ресурс: www.maslovka.org/ Масловка — городок художников].
  • [Сетевой ресурс: gallery.crimea.ua/ru/painters.php?p=104&s=1&page=1 Крымская художественная галерея. Самокиш Н.С.]
  • [Сетевой ресурс: www.krimoved.crimea.ua/samokish.htm 150-летие художника]

См. также

Литература

  • Самокиш Н. Война 1904—1905 годов. Из дневника художника. Санкт-Петербург Издание Экспедиции заготовления Государственных бумаг (онлайн доступны записки Н. С. Самокиша из этой книги) 1908
  • Самокиш М. Як я став художником. Довідка. Життьовий шлях майстра. Київ 1937
  • Самокиш Н. С. Рисунок пером М. Изд-во Академии художеств СССР (частично доступно на сайте Московского государственного университета печати как часть учебного пособия «Познавательные изображения») 1959
  • Лапидус Н. Николай Самокиш; Серия: Мастера живописи М. Белый город 2006
  • Ткаченко В. Я. Н. С. Самокиш. Жизнь и творчество. 1860—1944 М. Искусство 1964
  • Яценко В. Ф. Николай Самокиш. (На украинском, русском, английском языках, 98 репродукций) Киев Мистецтво 1979

krymology.info

Николай Самокиш

Николай Самокиш родился 13 (25) ноября 1860 г. в Нежине. Окончил Нежинскую классическую гимназию. Первая попытка поступить в Императорскую Академию художеств не удалась, но был принят вольнослушателем в батальную мастерскую профессора Б. П. Виллевальде (1878). Через год занятий был принят студентом. Учился в Императорской Академии художеств (1879—1885), класс Б. П. Виллевальде, другие известные учителя — П. П. Чистяков и В. И. Якоби.Быстро начал добиваться успехов. Уже в 1881 году получил малую золотую медаль за картину «Возвращение войск на родину». В 1882 году издал первый альбом офортов, выполненных под руководством Л. Е. Дмитриева-Кавказского. В следующем, 1883 году получил премию С. Г. Строганова за картину «Помещики на ярмарке». В 1884 году был награждён второй малой золотую медалью за картину «Эпизод из битвы при Малом Ярославце», а картину «Прогулка» приобрел для своей галереи П. М. Третьяков. В 1885 году за дипломную работу «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году» получил большую золотую медаль и звание классного художника 1-ой степени. С 1885 по 1888 год совершенствовался в Париже под руководством известного баталиста Эдуарда Детайля. В 1890 за работу «Табун орловских рысистых маток» (Ново-Томниковского конезавода Тамбовской губернии) удостоен звания академика.

В 1888 году ездил на Кавказ для сбора материалов для картин, заказанных Тифлиским военно-историческим музеем. Создал три полотна: «Сражение при Авлиаре», «Баталия при речке Иори», «Защита Наурской станицы», которые принесли ему известность как баталисту.

Конференц-секретарь Академии художеств П. Ф. Исеев показал рисунки Самокиша великому князю Владимиру Александровичу, бывшему президентом Академии. Тот представил рисунки наследнику Николаю Александровичу. Молодого художника рекомендовали к военному ведомству для зарисовок маневров. С 1890 г. он приступил к работе. «И вот я вступил на путь иллюстрированной работы, не подозревая, как я втянусь в это дело и буду отдавать этой работе большую часть моего времени, изредка только принимаясь писать картины для выставок», — записал он позднее в своем дневнике.

В 1889 году женился на Елене Петровне Судковской (урожд. Бенард). В браке она приняла двойную фамилию Самокиш-Судковская. Елена Петровна Самокиш-Судковская (1863—1924) — известный книжный иллюстратор, ученица В. П. Верещагина. Много иллюстрировала А. С. Пушкина. Очень известны её иллюстрации к сказке Ершова «Конёк-горбунок». В 1896 году за рисунки для «Коронационного сборника» волучила Высочайшую награду и медаль на голубой ленте. Супруги временами работали вместе, так они оба участвовали в подготовке иллюстрированного издания «Мёртвых душ» Гоголя (типография А. Ф. Маркса, 1901). В одном из залов Витебского вокзала (первоначальное название — Царскосельский), возведенного в 1901—1904 годах, стены украшены панно Н. С. Самокиша и Е. П. Самокиш-Судковской, посвященными истории Царскосельской ж. д. Умерла Елена Петровна в эмиграции, в Париже.

Вместе с С. Васильковским Н. С. Самокиш работал над иллюстрациями к альбомам по истории Украины (1898—1900). Автор тысяч книжных и журнальных иллюстраций. Среди них — иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина («Полтава»), Л. Н. Толстого («Холстомер»), Н. В. Гоголя, Марко Вовчка, Л. А. Мея, И. С. Нечуя-Левицкого, М. Горбаня и др.

Среди наиболее известных работ — иллюстрации и художественное оформление очерков Н. И. Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руcи» в 4 томах (1896—1911). В иллюстрировании книги приняли участие Л. С. Бакст, А. К. Беггров, А. Н. Бенуа, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, Е. Е. Лансере, К. В. Лебедев, А. П. Рябушкин, И. Е. Репин, В. И. Суриков, Ф. А. Рубо, Л. О. Пастернак, К. А. Савицкий, В. А. Серов, А. С. Степанов. Использовались и литогравюры с произведений Дж. Доу, В. Г. Шварца, Ф. Г. Солнцева, А. Д. Литовченко. Но оформление всего издания в целом было возложено на Н. С. Самокиша. В частности, им лично выполнены 173 иллюстрации к 4 томам «Охоты». Это издание принесло художнику славу анималиста.

Другая знаменитая работа — рисунки пером, сепией, тушью и акварелью к книге Г. И. Радде[3] описывающей путешествие великих князей в Индию. К этому изданию им было сделано 456 рисунков!

Много различных иллюстраций было опубликовано в журналах «Нива» и «Солнце России». По заданию «Нивы» в мае 1904 года уехал на фронт русско-японской войны и работал там в качестве художника до конца 1904 года Результатом поездки на фронт стал альбом Самокиша «Война 1904—1905. Из дневника художника». Кроме альбома рисунков по фронтовым впечатлениям были созданы картины. Наиболее знаменитая из них — «Ляоян. 18 августа 1904 года». Полотно, посвященное одной из самых жестоких битв между русской и японской армиями, в 1910 году поместили в военную галерею Зимнего дворца.

В 1912 году Россия отмечала 100-летие Отечественной войны 1812 года. К этому юбилею Н. С. Самокиш создал серию рисунков для журнала «Нива» — целый ряд последовательных эпизодов, главнейших сражений и походов русской армии: от «Перехода через Неман 12 июня 1812 г.» до «Наполеон оставляет армию в Сморгони 3 ноября 1812 г.» Известность получили выполненные к юбилею работы «Атака Шевардинского редута»[4] и «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой».

В 1915 году, Н. С. Самокиш сформировал «художественный отряд» из пяти учеников батального класса Академии художеств (Р. Р. Френц, П. И. Котов, П. В. Митурич, П. Д. Покаржевский, К. Д. Трофименко)[5] и выехал на фронт Первой мировой войны. Это уникальный случай в истории искусства: художественная практика на фронте. Было сделано около 400 работ. Рисунки Самокиша были (частично) опубликованы в издания Д. Маковского «Великая война в образах и картинах» (1915) и «Русским героям Сербии и Черногории» (1915). По мнению некоторых историков [6], именно книга Самокиша послужила распространению названия «Великая война» (применительно к 1й Мировой), которое потом, соединившись с «Отечественной войной» (используемой для войны с Наполеоном 1812 года), дало имя «Великой Отечественной войне».

Лошади занимают особое место в творчестве Самокиша. Лошади Самокиша всемирно известны. За изображения лошадей его награждали (избрали академиком за «Табун рысистых маток», дали медаль Всемирной выставки за «Четверню на повороте»,…), но не только. За любовь к рисованию лошадей его и свысока ругали, писали, что он «халтурщик» и «повторяется» в своих рисунках «на батальные и „лошадиные“ темы» [6].

А вот, что пишет сам Н. С. Самокиш 24 апреля 1929 года своему будущему ученику, красноармейцу, ветерану Отдельной Кавалерийской Дивизии Марку Домащенко: «Ваша любовь к лошади и кавалерийскому делу находит живой отклик в моей душе так как я люблю это и как художник и как бывший кавалерист (в Японскую войну). В этом направлении я и работаю до сего дня, лошадь считаю благородным и красивым созданием и стараюсь изображать ея не только с наружной стороны, но и передать ея психику, ея порыв, что самое красивое у лошади, даже кляча на скаку красива и живописна.» [7]

Преподавал всю жизнь с 1894 года, когда его пригласили в Рисовальную школу, где он вел рисунок и живопись в течение 23 лет. По учебному пособию Н. С. Самокиша «Рисунок пером» до сих пор учатся российские художники-иллюстраторы. Действительный член Императорской Академии художеств (1913), где преподавал с 1912, профессор, руководитель батального класса в 1913—1918.

Среди его учеников известные художники: М. И. Авилов, П. И. Котов, П. В. Митурич, Г. К. Савицкий, К. Трохименко, Л. Чернов.

В Академии художеств преподавал до 1918 года, когда Совнарком РСФСР упразднил старую Академию и создал на её базе Государственные свободные художественные мастерские. Преподавал и на этих курсах до своего отъезда.

В 1920е — 1930е годы работал в Крыму.

В 1918—1921 годах жил в Евпатории (где создал более 30 картин), с 1922 года — в Симферополе. Создал в Симферополе собственную художественную студию (студия Самокиша), которая стала основным региональным центром художественного образования. Собирал и поддерживал талантливую молодёжь. Среди его симферопольских учеников Народный художник Украины Яков Александрович Басов (учился у Самокиша с 1922 по 1931 год), Амет Устаев, Мария Викентьевна Новикова, Марк Домащенко и многие другие. Постановлением Совнаркома Крыма № 192 от 28 июня 1937 года «О реорганизации студии им. академика Н. С. Самокиша в Государственное среднее художественное училище им. заслуженного деятеля искусств академика Н. С. Самокиша» на базе студии Самокиша было организовано Крымское художественное училище. В 1960 году именем Самокиша была названа также одна из улиц Симферополя. На доме № 32 по этой улице установлена мемориальная доска, гласящая: «В этом доме в 1922—1944 жил академик батальной живописи Н. С. Самокиш».

В 1936—1941 годах работал в Харьковском[8] художественном институте (ХХИ)[9]. Самокиш связан с историей художественного образования в Харькове «с самого начала» — с первого здания. В 1904 г. в Харькове начали «решать вопрос» о строительстве здания для Городской школы рисунка и живописи. С. В. Васильковский и Н. С. Самокиш выдвинули условие, что фасады здания должны были быть созданы с использованием мотивов украинского зодчества. Городская дума была против. Наконец сопротивление Думы было преодолено, конкурс фасада выиграл К. Н. Жуков, представивший проект в стиле украинского модерна.[10] Здание было завершено в 1912—1913 годах. В ноябре 1912 при Харьковском литературно-художественном кружке на автономных правах образуется Украинский художественно-архитектурный отдел под председательством С. В. Васильковского. А Н. С. Самокиш, конечно, с самого начала — член этого отдела. Главной задачей отдела считалось продолжение и развитие украинских и южно-русских художественных традиций. Кружок работал до 1919 года. Почётным членом кружка был И. Е. Репин. С тех времен (1911—1912) в Харькове на улице Мироносицкой сохранился дом, подъезд которого расписали вместе С. В. Васильковский и Н. С. Самокиш.

И вот, круг замкнулся, и в 1936—1941 годах Самокиш снова в Харькове, профессор ХХИ. Сейчас в Харькове есть переулок Самокиша (между ул. Данилевского и Культуры, рядом со ст. метро «Научная»).

Член АХРР (Ассоциация художников революционной России) с 1923 года. Ассоциация художников революционной России была создана в 1922 году. С момента создания в ней состоял один из ближайших учеников Н. С. Самокиша, участник поездки на фронт 1914 года П. И. Котов. В Декларации Ассоциации художников революционной России объявлялось гражданским долгом мастера «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве».

Советская власть уважала достижения художника и отмечала их почетными званиями, премиями, орденом. В советский период мастер создал полотна о Красной Армии и освободительной борьбе украинского и русского народов: «Разведка» (1923), «Пулеметная тачанка» (1930), «Бой Максима Кривоноса с Иеремией Вишневецким» (1934), «Переход Красной Армии через Сиваш» (1935), «Н. А. Щорс в бою под Черниговом» (1938) и другие.

Репрессии 30х годов не коснулись художника лично. И всё же некоторые источники сообщают, что в конце жизни Н. С. Самокиш был на грани ареста. Во время немецкой оккупации Крыма (1941—1944) он оставался в Симферополе. «Чтобы не умереть с голоду он продавал картины. Основными покупателями были немецкие и румынские офицеры, что и послужило поводом для обвинения в измене Родине. От заключения его спасла смерть»[11]. Художник скончался в Симферополе 18 января 1944 г.

Награды

Малая золотая медаль Императорской Академии художеств за картину «Возвращение войск на родину» (1881). Премия С. Г. Строганова за картину «Помещики на ярмарке» (1883). Малая золотая медаль Императорской Академии художеств за картину «Эпизод из битвы при Малом Ярославце» (1884). Большая золотая медаль Императорской Академии художеств за картину «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году» (1885). Серебряная медаль Всемирной выставки в Париже (1900) за картину «Четверня на повороте». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937). Лауреат Государственной премии СССР 1941 года[1] за картину «Переход Красной Армии через Сиваш» (1935). Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1940).

Tags: Николай Самокиш, Николай Самокиш биография, Николай Самокиш художник

This entry was posted on Monday, December 8th, 2008 at 10:54 and is filed under Художники. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

artdosug.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта