Нестерова Н.И. Метро. 1980. Картины нестерова наталья


Наталья родилась в Москве в семье архитекторов. В 1962 году окончила Московскую художественную школу при Институте имени В. И. Сурикова. С 1962 по 1968 год училась в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова (мастерская проф. Д. Д. Жилинского). С 1969 года — член Союза художников СССР. С 1992 — профессор кафедры сценографии Российской Академии театрального искусства (РАТИ), лауреат Государственной премии Российской Федерации. В 2003 году — Лауреат премии «Триумф». Является действительным членом Российской Академии художеств. В настоящее время живёт и работает в Москве и США (c 1988 года).

В первой половине 1970-х годов завоевала известность композициями, переиначивающими канон соцреалистической фигурно-сюжетной картины: героико-идиллические сцены труда и отдыха сменились здесь образами некоего заколдованного царства, погружённого в оцепенение или абсурдную маету. Ключевое значение для неё имели в ту пору образы крымских, кавказских и прибалтийских «народных здравниц» и «домов творчества». С конца 1970-х годов в живописи Нестеровой возобладали темы старинного города или парка. С годами на первый план в её живописи выходят религиозные мотивы, тоже получившие подобие загадочного маскарада, нарушающего привычные иконографические каноны.

 

Персональные выставки

 1974   Однодневная выставка. Дом художника на Кузнецком мосту, Москва

1988   Новые работы из Москвы. HAL Bromm Gallery, Нью-Йорк, США

1989   Наталья Нестерова и Лазарь Гадаев. Центральный Дом художника, Москва

1990   Natalya Nesterova. Recent works from Moscow. HAL Bromm Gallery, Нью-Йорк, США

1991   Наталья Нестерова: новое искусство. Maya Polsky Gallery, Чикаго, США

           Новое искусство. Наталья Нестерова (из частных собраний). Charles Cowles Gallery, Нью-Йорк, США

1992   Natalia Nesterova. The Montreal Museum of Fine Arts, Канада

Совместно с Т. Назаренко. Галерея Фернандо Дюран, Мадрид, Испания

1993   Наталья Нестерова: 10 картин. Галерея Московская палитра, Берлин, Германия

Галерея Арт Модерн (совместно со скульптором Лазарем Гадаевым), Москва

Maya Polsky Gallery, Чикаго, США

1994   Hal Bromm Gallery, Нью-Йорк, США

1995   Maya Polsky Gallery, Чикаго, США

1996   Hal Bromm Gallery, Нью-Йорк, США

1997   Наталья Нестерова. Центральный Дом художника, Москва

            Natalia Nesterova. Painting. Галерея русского искусства, Таллин, Эстония

2005   Отражения утраченного времени. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

2012   Ожидание. Галерея Вересов, Москва

2013   Генеральная репетиция юбилея. Frolov Gallery, Москва

2014   Окно в Париж. Z&L Gallery, Москва

            Воспоминания об уходящем лете. ЮВС арт-галерея, Москва

Коллекции

Архангельский художественный музей

Брянский областной художественный музей

Вологодская областная картинная галерея

Галерея современного искусства ARTSTORY, Москва

Государственная картинная галерея Грузии, Тбилиси

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Государственный музей-заповедник Ростовский Кремль

Государственный музей искусств имени А. Кастеева, Алма-Ата, Казахстан

Государственный музей искусств народов Востока

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Дальневосточный художественный музей, Хабаровск

Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Запорожский областной художественный музей, Украина

Ивановский областной художественный музей

Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачёва

Историко-архитектурный и художественный музей Новый Иерусалим, Истра

Кемеровский областной музей изобразительных искусств

Киевский художественный музей, Украина

Китайский национальный музей искусств, Пекин

Красноярский государственный художественный музей имени В. И. Сурикова

Курская областная картинная галерея имени А. А. Дейнеки

Курганский областной художественный музей

Людвиг Форум, Ахен, Германия

Магаданский областной краеведческий музей

Монреальский музей изящных искусств, Канада

Московский музей современного искусства

Музей актуального искусства ART4.RU, Москва

Музей изобразительных искусств Кыргызстана имени Г. Айтиева, Бишкек

Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

Музей Марка Шагала, Витебск, Белоруссия

Музей П. Людвига, Будапешт, Венгрия

Музей П. Людвига, Кёльн, Германия

Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк, США

Национальный Еврейский музей Б’най Б’рит Клутцник, Вашингтон, США

Национальный музей Женщины в искусстве, Вашингтон, США

Национальный музей современного искусства, Сеул, Южная Корея

Национальный художественный музей Республики Саха, Якутск

Нижнетагильский муниципальный музей изобразительных искусств

Новокузнецкий художественный музей

Новосибирский государственный художественный музей

Омский областной музей изобразительного искусства имени М. А. Врубеля

Оренбургский областной музей изобразительных искусств

Пермская государственная художественная галерея

Ростовский областной музей изобразительных искусств

Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева

Словацкая национальная галерея, Братислава

Томский музей изобразительных искусств

Хофстра музей, Нью-Йорк, США

Kolodzei Art Foundation, Нью-Джерси, США

Zimmerli Art Museum, Нью-Джерси, США

www.art-story.com

Наталья Нестерова: «Разрешение на абстракцию выдает Бог» - Карта Мира

культура: У Вас состоялось великое множество выставок в России и во всем мире. Каждая новая — это по-прежнему для Вас событие?

Нестерова: Для меня каждая связана с ужасным беспокойством. Мне всегда бывает страшно. Но выставка необходима, чтобы посмотреть на саму себя со стороны. Мне важно мнение не профессионалов и публики, а друзей. Если кому-то не нравится, я огорчаюсь и принимаю это во внимание. Негативная реакция не ранит, но заставляет задуматься о том, что я делаю. Поздравлений и восторгов не принимаю — не знаю, куда от них деваться. «Хвалу и клевету приемли равнодушно» — это как раз мой случай.

культура: Главная тема нынешней экспозиции — ожидание.

Нестерова: Ожидание кажется мне естественным состоянием человека. Оно бывает всякое — и напряженное, и тревожное, и счастливое. Надо ждать худшего, но не бояться его. На моих картинах люди часто смотрят на море — ждут парохода или просто появления паруса. Ну а вся наша жизнь — это ожидание смерти.

культура: В одном из залов галереи представлены Ваши картины на тему застолья.

Нестерова: Я люблю изображать всякую снедь. Все художники писали пиры и праздники. За столом люди проводят много времени: едят, выпивают, читают или играют. Я за столом раскладываю пасьянс, поэтому мое сидение азартное.

культура: И что же сулят карты?

Нестерова: Раскладывая карты, я, естественно, что-то загадываю, решаю какие-то свои задачи. В картах тоже присутствует ожидание. Разные масти для меня имеют свое значение. Пики сами по себе обещают неприятности, но в разных сочетаниях они могут принести и что-то очень веселое. Черви — это хорошая масть, которая сулит всякие радости. Бубны — к известиям. Трефы — казенный дом в любом виде или просто веселый разговор. Один мой друг, которому я вытаскиваю три карты, всегда говорит, что я попадаю в точку.

культура: Сейчас Вы живете на четыре дома — Москва, Абрамцево, Нью-Йорк и Париж. Вам легко перемещаться из одного пространства в другое?

Нестерова: Легко. Я всегда говорю: где мольберт и краски — там и дом. Но с сожалением уезжаю из того места, где работаю. В Париже, куда я приезжаю на протяжении десяти лет подряд, мне, пожалуй, легче, чем в других местах, — город уж больно красивый с архитектурной точки зрения.

культура: Но даже в Париже Вы предпочитаете жизнь отшельника?

Нестерова: Стремлюсь, хотя не очень получается. Но по своим внутренним ощущениям я хочу быть одна. Творческое одиночество, безусловно, мне необходимо.

культура: Насколько я понимаю, источником вдохновения для Вас служит литература.

Нестерова: Она меня подпитывает. Иногда что-то выбираю и обыгрываю в картине. Возможно, это связано с тем, что в нашей семье было принято читать вслух. Когда я работала, мама мне читала Толстого, Диккенса, Достоевского.

культура: С Вашей точки зрения, искусство сейчас переживает спад или подъем?

Нестерова: У одного художника спад, у другого подъем. Одних признание портит, другим, напротив, дает силы. Все оценивается через какое-то время. Порой возвращаются имена из забвения. Меня пугает, что вокруг только и говорят о кризисе, будто все хорошее ушло.

культура: Вы академик, лауреат Государственной и других премий, профессор…

Нестерова: Я эти звания и почести не воспринимаю всерьез. В конце концов, каждый сам себе судья.

культура: Уверен, что каждый живописец стремится к прижизненному признанию.

Нестерова: Он пишет для людей. И если то, что он делает, никому не интересно, это для него смертельно.

культура: Кто из художников в последнее время произвел на Вас самое сильное впечатление?

Нестерова: Дионисий — хотя он и творил более пяти веков назад.

культура: Как сделать, чтобы творческий процесс не стал рутиной?

Нестерова: Нельзя, чтобы ослабевал твой собственный интерес. Если я вижу, что начала повторяться, то сильно горюю.

культура: Кажется, в живописи Вы не склонны к импровизации.

Нестерова: Я просто так обучена. В творчестве я, скорее, человек рассудочный, дисциплинированный. Если каждый день «умирать» при написании картины, то надолго тебя не хватит.

культура: Великий Гёте плакал от собственного бессилия, когда сочинял свои шедевры.

Нестерова: Может, он так только говорил, а на самом деле это неправда? Конечно, порой все приходят в уныние. В любом случае восторгов по поводу собственных картин у меня никогда не бывает. Дай бог другим находиться в творческом экстазе. Но порой, глядя на произведение искусства, я становлюсь — правда, не очень часто — счастливым человеком. Например, такое случается в театре, где некоторые спектакли смотрю по несколько раз.

культура: Есть ли в искусстве какая-то тайна, которая доступна лишь избранным, а не простым смертным?

Нестерова: Иногда простые смертные видят больше, чем искушенные. Люди, далекие от живописи, умеют смотреть лучше других. Как, например, музыкальным слухом может быть наделен любой человек. Есть и такие «наивные художники». Многие из тех, кто мечтал заняться живописью, начинали рисовать, только уйдя со своей основной работы. И у них подчас получалось гораздо лучше и искреннее, чем у профессионалов. Тот хитрец, знает приемы. Любитель же — человек с открытым взглядом.

культура: И Вы тоже хитрец?

Нестерова: Конечно. Но вот в чем проявляется моя хитрость — это тайна. У любого художника есть своя загадка. Я часто пишу людей, у которых не видно лиц. Картина не должна все рассказывать. Что-то должно быть скрыто, иначе не интересно.

культура: В чем художник видит высшее счастье?

Нестерова: В том, чтобы работать до последнего дыхания и, подобно актеру, умереть на сцене. Сразу после смерти художника Рене Магритта была выставлена на мольберте картина, которую он не успел закончить.

культура: Вам интересно, что скажут о Ваших картинах через столетие?

Нестерова: Если кому-то они через столетие понравятся — хорошо. Меня и прижизненная слава не очень занимает, а посмертная тем более.

культура: Одна из посвященных Вам книг называется «Отражения утраченного времени».

Нестерова: Скорее всего, я художник, который смотрит назад, а не вперед. Это связано с тем, что уходит жизнь, уходят друзья. Многое обрывается так неожиданно.

культура: Где заканчивается искусство и начинается эпатаж?

Нестерова: Смотря, какие себе ставить границы. Чтобы обратить на себя внимание, эпатаж в искусстве — вполне законный прием. Он меня не шокирует, если не граничит с патологией и пошлостью.

культура: То есть в перформансе можно бегать, прыгать, кусать?

Нестерова: Если у человека хватает на это душевных сил.

культура: В 2010 году в Лувре на выставке современного русского искусства один из наших художников шинковал капусту. Это Вам интересно?

Нестерова: Мне это занятие и без Лувра неинтересно. А уж в Лувре — тем более. Он просто перепутал место, где это можно делать, а где нельзя.

культура: Есть ли какие-то достижения концептуального искусства, которые Вас поразили?

Нестерова: Не моя сфера. Предпочитаю держаться особняком — подальше от рубки капусты. А то ненароком и голову отрубят.

культура: Как Вы относитесь к абстракции?

Нестерова: Если искусство настоящее, это его вершина. Художники-абстракционисты находятся на уже заоблачном уровне. К таким высотам можно стремиться, если имеешь на то разрешение от Бога.

культура: Сначала разрешение от Бога получили два-три человека, а потом абстракцией занялись тысячи.

Нестерова: Так всегда бывает. Один гений порождает тьму эпигонов. Только не надо сравнивать Леонардо да Винчи и Джексона Поллока. Леонардо давайте сравнивать с гениями его эпохи — Рафаэлем, Микеланджело.

культура: Вам самой не хотелось бы попробовать силы в абстракции, подняться до «вершин»?

Нестерова: У меня совершенно другое видение. Внутренний голос меня не звал к абстракции. Это не моя форма. Однако я могу ею восхищаться, как любым другим искусством.

культура: Зачем Вы иногда надеваете маски на лица Ваших персонажей?

Нестерова: Человеку всегда есть что скрыть. Вдобавок жизнь — это карнавал, хотя он может быть и невеселым, и трагическим.

культура: Вы неоднократно обращались и к библейским мотивам. Кажется, про Библию в изобразительном искусстве все сказано.

Нестерова: Может, все сказано, но не все понято. Да и каждый понимает и верит по-разному. Я позволила себе — не знаю, насколько удачно — взяться за эти темы. Из библейских сюжетов меня больше всего волнует то, что происходило с нашим Господом.

культура: Мистицизм Вам не чужд?

Нестерова: Мне не чуждо ведьмачество. Я имею в виду необъяснимые предчувствия. Каждый человек обладает даром предвидения, который особенно проявляется с годами. Вот в Париже я только что писала картинку с псовой охотой на оленей. Затем пошла на брокант (уличный блошиный рынок. — «Культура»), и первое, что там увидела, был гобелен, на котором собаки гонятся за оленем. Подобное случается со мной довольно часто. Это, я думаю, свойство художника.

культура: Вы человек суеверный?

Нестерова: Очень даже. Нет, я не держу зла на черных кошек, которых люблю. Но знаю, что нельзя возвращаться с дороги, ибо это всегда плохо кончается. Если что-то забыл и вернулся, дальше все пойдет насмарку.

portal-kultura.ru

Нестерова Н.И. Метро. 1980 | Проект "Русский музей: виртуальный филиал"

Нестерова Н.И. Метро. 1980

Нестерова Наталья Игоревна(родилась в 1944 году)Метро1980Государственный Русский Музей

В картинах Натальи Нестеровой много иронии, переходящей в сарказм. Это не злость - это боль одиночества, тревога, предчувствие беды. Жизнь страны, придавленной тоталитарной моралью, всегда в оппозиции индивидуальности, глубине человеческого чувства, доверительному общению.

Она принадлежит поколению семидесятников, когда протестность в искусстве становится глубже, метафоричнее, усложняется концепция. Это будет выражено в театрализации пространства, когда в качестве художественных средств будут использованы театр кукол, маски, нарочитые декорации, что позволяет усилить иносказательность и притчевость повествования.

Главные ее темы – одиночество человека, чрезмерная погруженность в себя и неспособность к контакту. Но эта погруженность ничего не имеет общего с творчеством или размышлениями, в ней - отчужденность обманутого и ограбленного настороженного существа.

Тема метро позволяет ей не только проследить жизнь человеческого муравейника, но и переосмыслить один из типичных мифов. Люди в метро куда-то спешат, как обычно. С видом показной занятости и целеустремленности, они прокладывают себе дорогу локтями. Утрируя сюжет, композицию, позы и жесты, Нестерова дает понять, что ничего по-настоящему важного и значимого с ними произойти не может. Москвичи всегда куда-то бессмысленно торопятся, и это, видимо, заложено в самой среде их столичного быта. И не случайно выбрана станция метро «Площадь Революции», как яркий метафорический знак обозначения эпохи и истории. Большую роль играют в картине скульптуры соцреалиста М.Г.Манизера – «Отец с ребенком» и «Мать с ребенком» - огромные, сгибающиеся под тяжестью арки, своим величием и застылостью контрастирующие с толпой.

Вы можете отметить необычность живописной манеры – густая, пастозно наложенная краска и некоторая примитивность изображения. Этот прием Нестерова использует в своих работах, чтобы вернуться к истокам искусства, а через него - к целостному, монументальному взгляду на мир, создать пространство не голого документализма, но трагического мифа.

virtualrm.spb.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта