Михаил Шемякин картины, иллюстрации. Картины м шемякина


Михаил Шемякин картины, иллюстрации

Михаил Михайлович Шемякин — один из самых известных современных российских художников. Художник и скульптор Михаил Шемякин родился в Москве 4 мая 1943 года. Является Лауреатом Государственной премии Российской Федерации.

Детство Михаил Шемякин провёл в Германии. В 1957 году вместе с семьёй переехал в Ленинград. Михаил Шемякин пытался обучаться искусству в Институте живописи, скульптуры и архитектуры, но был исключен по идеологическим соображениям. После исключения ему пришлось заниматься обучением состоятельно, посещая Эрмитаж и копируя картины мастеров прошлого. Вскоре он приобрёл известность в андеграундных кругах и стал одним из представителей современных течений искусства. В СССР, где к подобному искусству у властей было крайне негативное отношение, Шемякина арестовывали, производили конфискацию работ и даже пытались принудительно лечить в психиатрических больницах. Сам Шемякин высказывал мнение, что инициаторами всех выпадов в его сторону были зачастую даже не власти и правоохранительные органы, а Союз художников СССР, представители которого которого ратовали за развитие «угодного» искусства, прославляющего патриотизм, пролетарский интернационализм, национальные традиции в искусстве, а также классические формы искусства.

В 1970 году художник и скульптор был принудительно выслан из страны и поселился в Париже. Именно здесь, в столице Франции, он получил по-настоящему мировое признание. Его работы стали известны во многих странах мира. В 1981 году переехал в Америку и получил американское гражданство.

Искусство Михаила Шемякина — это смесь авангардных техник. Сегодня его искусство нельзя назвать андеграундом, так как это понятие давно перестало быть актуальным. Картины и скульптуры Шемякина выставляются в музеях и выставочных центрах. Фантасмагорический сюрреализм, гротескный маскарад — все его работы являются символическим отображением окружающей реальности, философией бытия, образным изображением различных явлений в обществе. За свою долгую творческую деятельность Михаил Михайлович Шемякин создал множество картин и скульптур, офортов, а также иллюстраций для книг. Далее вы можете увидеть подборку работ талантливого художника, который навсегда оставил своё имя в истории мирового искусства.

Художник Михаил Шемякин картины, иллюстрации

 

Биржа. 1965. Раскрашенный офорт

 

Дружба с Высоцким

 

Изгнание

 

Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

 

Карнавал Санкт-Петербурга

 

Карнавал Санкт-Петербурга

 

Карнавал Санкт-Петербурга

 

Михаил Шемякин фото

 

На тему балета И.Стравинского «Весна священная»

 

Набережная Фонтанки. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

 

Петрушка

 

Поэзия танца

 

Прогулка

 

Прогулка

 

Раскольников и старуха-процентщица 2

 

Раскольников и старуха-процентщица

 

Раскольников с мещанином. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

 

Сон Раскольникова

 

Сонечка. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

 

Танцы С Фруктами

Любите проводить время за чтением хорошей литературы? В этом случае вам обязательно необходимо познакомиться с уникальным сайтом электронных книг http://mk-lib.net/. Чтение книг посредством облачного ридера. Удобно, просто и очень современно!

art-assorty.ru

Михаил Шемякин скульптуры

Михаил Михайлович Шемякин — российский художник и скульптор. Родился 4 мая 1943 года. Является лауреатом Государственной премии Российской Федерации. Яркий представитель современного искусства, авангардных течений.

Особое внимание стоит уделить такому виду творчества Михаила Шемякина, как скульптура. Памятники, композиции и монументы этого художника стоят в разных городах мира. Самой известной работой, пожалуй, является памятник Петру Первому в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, которая уже давно считается одной из главных достопримечательностей Петербурга, у которого стараются сфотографироваться все гости города на Неве. Данная скульптура выглядит очень необычно и загадочно. В непропорциональной фигуре Петра читается понимание непростой и великой личности основателя Петербурга. Для изображения лица Шемякин использовал прижизненную маску Петра I, которую выполнил известный скульптор Бартоломео Карло Растрелли в 1719 году, так что образ внешности Петра здесь можно назвать практически фотографическим. На боковой части имеется надпись: «Основателю Великого Града Российского императору Петру Первому от Итальянского скульптора Карло Растрелли и от Русского художника Михаила Шемякина. 1991 год. Отлита в Америке». Уникальный памятник стал одной из самых больших достопримечательностей Северной столицы, у которой появилась даже своя городская легенда. Так, например, считается, что памятник приносит удачу и счастье всем, кто дотронется до его рук и ног. Молодожёны, среди прочих мест, считают необходимым приехать к памятнику Михаила Шемякина, чтобы возложить цветы.

{yandex}

Не менее известным памятником Шемякина в Петербурге также является памятник «Жертвам политических репрессий». Шемякинские сфинксы появились на набережной Робеспьера (ныне — Воскресенская набережная) в 1995 году. «Метафизические сфинксы», которые выглядят очень необычно, с лицами наполовину классическими, а наполовину- черепами, расположены напротив знаменитой тюрьмы «Кресты», на другой стороне Невы, что делает памятник символическим. Со стороны жилых домов у памятников женские лица, а со стороны «Крестов» — черепа.

Не менее известными также являются: Памятник «Архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга» в Сампсониевском саду, Памятник к 200-летней годовщине смерти Джакомо Казановы в Венеции перед Дворцом Дожей, Памятник профессору Гарольду Юкеру «Диалог Платона с Сократом» в Нью-Йорке перед университетом Хофстра, Памятник Петру Великому в Детфорде в Лондоне, Памятник «Дети — жертвы пороков взрослых» в Москве, Памятник «Царская прогулка» в парке Константиновского дворца в Стрельне, Памятник Владимиру Высоцкому в Самаре, Памятник «Жертвам террора» (в память о трагедии в Беслане), «Кибела — богиня плодородия» в Нью-Йорке, надгробный памятник Савелию Крамарову в Сан-Франциско, Надгробный памятник М.В.Маневичу в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках, Надгробный памятник А.А. Собчаку в Санкт-Петербурге на Никольском кладбище.

Михаил Шемякин скульптуры

 Михаил Шемякин скульптуры

Дети — жертвы пороков взрослых

 Михаил Шемякин скульптуры

Кибела — богиня плодородия

 Михаил Шемякин скульптуры

Надгробный памятник А.А. Собчаку

Михаил Шемякин скульптуры

 

Надгробный памятник М.В. Маневичу

 Михаил Шемякин скульптуры

Надгробный памятник С. Крамарову

 Михаил Шемякин скульптуры

Памятник «Архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга»

 Михаил Шемякин скульптуры

Памятник «Жертвам террора» во Владикавказе

 Михаил Шемякин скульптуры

Памятник Владимиру Высоцкому в Самаре

 Михаил Шемякин скульптуры

Памятник жертвам политических репрессий

 Михаил Шемякин скульптуры

Памятник Петру I в Лондоне

 Михаил Шемякин скульптуры

Памятник Петру I в Петропавловской крепости

 Михаил Шемякин скульптуры

Памятник профессору Гарольду Юкеру «Диалог Платона с Сократом»

 Михаил Шемякин скульптуры

Петр I на барабане

 Михаил Шемякин скульптуры

Царская прогулка

   

art-assorty.ru

Подделки под Михаила Шемякина

М. Шемякин Подделки

Известный художник Михаил Шемякин отказался от авторства двух картин, за его подписью, представленных в перербургский "Фонд Михаила Шемякина"...

Известному художнику Михаилу Шемякину принесли две картины, подписанные его именем, для определения подлинности. «Это не рука Шемякина», - сразу определил мастер. «Фонтанке» художник высказал свои подозрения о том, кто распространяет подделки, пороча его имя.

Некоторое время назад в Фонд художника Михаила Шемякина, который расположен в Петербурге на Садовой улице, обратился коллекционер из Орла, которому предложили купить две работы маслом, подписанные именем мастера. Мужчина, засомневавшийся в подлинности картин, попросил сотрудников развеять его подозрения. Фотографии полотен были направлены художнику, и он сразу определил в них подделку. Помощники художника связались с арт-дилером, которая продавала картины, и попросили ее принести полотна в Фонд для того, чтобы Шемякин посмотрел на них сам. На встречу мастера с «псевдошедеврами» пришли сотрудники «антикварного» отдела ГУВД и корреспонденты «Фонтанки».

Беглого взгляда хватило Шемякину для того, чтобы безапелляционно заявить: «Безобразная фактура. Шемякин так погано не рисует». Затем он детально объяснил арт-дилеру, почему они не могут быть его произведениями. На подделках неизвестный художник соединил несколько работ мастера (из серии «Карнавал Санкт-Петербурга», «Балаганчик» и эскизов для спектакля «Щелкунчик»), изменив цветовую гамму и дорисовав новые детали. В награду расстроенной неудачной покупкой барышне художник любезно согласился сфотографироваться с ней и ее спутником. На заднике полотен художник жирно написал «подделка» и расписался, а сами картины изъяли сотрудники «антикварного» отдела.

- Мне рассказали, что эти картины продал некий Феликс Комаров. Это не первый раз, когда это имя называется в историях, связанных с появлением подделок, подписанных моим именем, - рассказал «Фонтанке» Шемякин. По словам художника, одна из таких историй всплыла в прошлом году, когда он приехал в Красноярск на открытие выставки своих работ.

- Ко мне подошел мужчина, представился директором союза художников Красноярска, и радостно сообщил, что они самыми первыми «привезли в Красноярск Шемякина» еще два года назад. Как мне удалось выяснить, это была выставка работ из частной коллекции. Я связался с коллекционером и выяснил, что он приобрел тридцать «моих» работ, выполненных в «техникмикс» (которую изобрел я), у московского галериста Комарова по 2 тысячи долларов каждая. Я ему, конечно, сказал, что цена должна была его насторожить. Это абсолютный нонсенс, что мои работы могли быть оценены в такую смехотворную сумму, - недоумевает Шемякин.

С Феликсом Комаровым, по собственному признанию, художник познакомился около 15 лет назад в Америке. Он не имел отношения к искусству, но поскольку его привели хорошие люди — компаньоны Михаила Барышникова по ресторанному бизнесу — Шемякин принял его в своей круг. Вскоре Комаров признался художнику, что очень проникся высокими материями, и решил открыть ювелирный бизнес, и пригласил Шемякина делать работы для продажи в его магазинах. Помимо Михаила Михайловича, к сотрудничеству были приглашены такие известные мастера, как Эрнст Неизвестный, Юрий Купер и Игорь Тюльпанов.

- Перед тем, как подписать с ним контракт, я спросил его, не имеет ли он дел с братками, и он ответил отрицательно. А через некоторое время в New York Times появилась статья «Связан ли Феликс Комаров с русской мафией?», в которой, в частности, была озвучена информация о том, что Комарову, который отрицал свои связи с мафией, дважды из федеральной тюрьмы звонил Япончик. Конечно, после этого я решил прекратить все бизнес-связи с этим человеком. Мне, правда, пришлось подавать в суд на него из-за неисполнения нашего контракта с его стороны, по решению которого Комаров должен был мне выплатить компенсацию в 390 тысяч долларов. После суда он пришел ко мне и буквально плакал, говоря о том, что таких денег у него нет, и у него отнимут его шикарную машину, квартиру в доме, где живет Дональд Трамп. Я его пожалел: мои юристы составили договор, по которому я простил ему долг в обмен на то, что он никогда не будет пачкать мое имя. Этот договор распространяется на территорию США, - рассказывает историю разрыва отношений с галеристом Комаровым Шемякин.

Когда же во второй раз известному художнику пришлось столкнуться с подделками, в истории которых опять всплыло имя Феликса Комарова, он принял решение обратиться к российским властям. Как рассказал «Фонтанке» Михаил Михайлович, он пришел на прием к генпрокурору Юрию Чайке с пакетом документов, и объяснил ему всю ситуацию. Правоохранительные органы пошли навстречу мастеру. Сейчас по факту обнаружения подделок, как заявил нашему изданию руководитель «антикварного» отдела Владислав Кириллов, будет проведена проверка.

- Я понимаю, что в России это достаточно длительный процесс. Во Франции, где два года назад обнаружились бронзовые статуэтки, якобы принадлежащие руке Шемякина, были арестованы буквально через несколько часов после моего звонка в полицию. А после суда в литейной мастерской мы их расплавили до первоначального состояния... Пока суть да дело, Комаров так и будет появляться на обложках глянцевых журналов под безумными заголовками «Этот человек изменил лицо Нью-Йорка», - смеется Михаил Шемякин. - Понимаете, не Барышников, не Ростропович, а безвестный ювелир Комаров его изменил. Это даже не смешно.

«Фонтанка» направила запрос с предложением прокомментировать заявление Шемякина по поводу поддельных полотен галеристу Комарову и надеется получить в скором времени ответ.

Татьяна Востроилова.Источник:  "Фонтанка.ру"

rupo.ru

Скульптор и художник Михаил Шемякин - Скульптура - Изобразительное искусство - Каталог файлов - МЕТОДИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК

Будучи выдворенным из СССР, он практически начал все с нуля, сумел сделать себе имя и войти в историю мирового искусства.

 (150x118, 38Kb) Михаил Шемякин покинул Родину более тридцати лет назад. За это время он успел прижиться в Париже, переехать в Нью-Йорк и, наконец, обосноваться в маленьком американском городке Клаверак, неподалеку от легендарной реки Гудзон. "Жизнь моя цыганская", – говорит Шемякин. Он так много ездил, что даже не знает, сколько раз облетел земной шар. Гражданин мира, хотя и с американским паспортом.

Большинство россиян гордятся тем, что знаменитый художник Михаил Шемякин – наш соотечественник. Его отец, рано потерявший близких, был усыновлен офицером Белой гвардии Шемякиным. Приемный отец скоро сгинул на полях Гражданской войны, а юный Михаил Шемякин стал красноармейским сыном полка, в 13 лет получил один из первых орденов боевого Красного Знамени, всю жизнь звался Шемякиным и всегда гордился, что принадлежит к славному кабардинскому роду Кардановых. Клан Кардановых насчитывает около 65 000 человек, среди которых президент Кабардино-Балкарии Валерий Коков, известный дирижер Юрий Темирканов, кутюрье Пьер Карден и другие знаменитости.

Мама Михаила, Юлия Предтеченская, тоже гордилась древностью своего дворянского рода (хотя в советскую эпоху это, мягко говоря, не приветствовалось). В семье придерживались панславянских взглядов, но это не помешало ей выйти замуж за горца.

Садовник: (605x600, 71Kb)

 (598x600, 66Kb)

Михаил Шемякин родился 4 мая 1943 года, детство провел в Калининграде. До высылки из СССР Шемякин жил в Ленинграде, где работал реставратором в Эрмитаже. В музее юноша работал с целью хоть где-то числиться после того, как его выгнали из школы при Академии искусств за "эстетическое развращение" однокурсников. Приходя домой, Шемякин рисовал натюрморты с мясных туш. Естественно, не обходилось и без пьяных посиделок и танцев вокруг этих самых туш. Властям не могло понравиться неадекватное с их точки зрения поведение художника: Шемякина долго держали в психбольнице с диагнозом "вялотекущая шизофрения" (его "вызволила" оттуда мать, взяв на поруки), а в 1971 году он был выдворен из Союза. Для него это был самый лучший выход – уехать из "неромантичной" по тем временам страны.

Еще одной немаловажной причиной высылки Михаила Шемякина из СССР стало изобретенное им во время бдений в заваленной тушами коммуналке новое движение, названное красиво и сложно – "метафизический синтетизм". В общем, главную его идею можно выразить так – культуры разных народов не существует, культура одна на всех, надо только найти ее общие, глубинные основы. Разве такое могли понять в СССР в семидесятые годы?

Карнавал в Санкт-Петербурге: (589x600, 81Kb)

 (609x600, 65Kb)

 (606x600, 75Kb)

 (606x600, 70Kb)

 (602x600, 77Kb)

Санкт-Петербург, Тени:

 (509x699, 421Kb)

 (700x546, 446Kb)

 (559x698, 432Kb)

На Западе же новое течение получило дальнейшее развитие, выразилось в целом огромном пласте культурологических изысканий Шемякина и принесло ему целый "веер" ученых и докторских степеней. И, естественно, повлияло на его собственное художественное творчество – в поисках "основ жизни и культуры" Шемякин изучал культурные образы различных народностей и делал многочисленные зарисовки, которые сейчас вполне могут составить целый музей "всеобщей мировой культуры".

Естественно, человек, философские взгляды которого основываются на единении различных культур, никак не мог быть гражданином только одной страны. Шемякин и стал гражданином мира. Мира без одного-единственного государства – своей родины. Только недавно в России, наконец, познакомились с творчеством Михаила Шемякина (в Санкт-Петербурге им было установлено три скульптуры: знаменитый Петр I, памятник "Первостроителям Санкт-Петербурга" и мрачные полускелеты-полусфинксы в память жертв политических репрессий). И только в прошлом году он смог приобрести в Петербурге здание для филиала своего Института философии и психологии творчества, который, в принципе, представляет собой собрание произведений, появившихся под влиянием того самого "метафизического синтетизма".

 (457x699, 62Kb)

 (548x368, 32Kb)

 (300x400, 226Kb)

Михаил Шемякин принадлежит к так называемым self-made man – человек, который сделал себя сам. Будучи выдворенным из Советского Союза, не так уж известный, хотя и выставлявшийся на Западе, он практически начал все с нуля, сумел сделать себе имя и войти в историю мирового искусства. К своим 59 годам стал обладателем нескольких почетных докторских степеней, в том числе Университета Сан-Франциско (США) и Академии искусств Европы (Франция) и членом Нью-Йоркской академии наук, получил Государственную премию РФ 1993 г., Президентскую премию 1997 г. и премию "Петрополь" 2001 г.

ШемякинБогиня плодородия (Нью-Йорк)

"Я считаю, что добился многого, потому что фактически в одиночку борюсь с очень мощной художественной мафией, которая управляет в Америке, а через Америку диктует цены во всем мире, – признается Шемякин. – Это "Сотби", "Кристи", крупные галереи, это Лео Кастелли – гениальный психолог, который мог продавать за колоссальные деньги воздух и довел ситуацию "голого короля" до полного совершенства.

Художественная мафия вкладывает огромные деньги в рекламу, появляются статьи ведущих критиков, создается имя – и готово: богатый американец, обладающий совершенно иной психологией, чем европейцы, идет в модную галерею, где ему вдувают банку с дерьмом, или старый башмак, или фразу. Например, фраза "Трава помята", из которой Лео Кастелли сделал просто библейское событие, была продана за 320 тысяч долларов! Но это было очень давно, сегодняшние цифры можно умножать на три.

Американцы должны покупать, если они богаты. Обязаны. У меня нет критики американского общества, я там живу и понимаю: они пытаются создать и создают свои традиции, свою аристократию, определенные правила игры. Французу, например, наплевать, что пишет критика – плохо, хорошо или ничего, – ему нравится, он идет и покупает это. В Америке самое страшное – умолчание. Если написали плохо – это уже хорошо, а если появились хвалебные отзывы, считается, что художник состоялся. Галереи сами ставят цены, сами выкупают, теряя проценты, но через несколько лет коллекционер смотрит: картина стоила 300 тысяч, потом была продана за 500, потом еще дороже, значит, пора в нее вкладывать деньги. Это простая, четкая игра. Но нам, россиянам, до нее еще плыть и плыть".

Чрево Парижа: (513x699, 93Kb)

 (504x698, 425Kb)

Самые необычные и эффектные декорации к балету были созданы Михаилом Шемякиным к «Щелкунчику» в 2001 году. Это — авангардное шоу с участием сосисок, супницы, кабаньей головы, механических кукол. Целью художника было возродить настроение гофмановской сказки гротеска и чудовищ, — потому что банальными крысами уже никого не напугаешь.

 (600x400, 271Kb)

Шемякин играет с Гофманом всю жизнь. Фантазии немецкого писателя-романтика проходят через его творчество красной линией: живопись, графика, скульптура, балет, теперь дошло и до анимации. По рисункам и по инициативе Михаила Шемякина был создан мультфильм "Гофманиада". Мультфильм поставлен по мотивам трёх сказок Гофмана («Крошка Цахес», «Золотой горшок» и «Песочный человек»), а главным героем в нём является сам Гофман.

 Небольшой репортаж и кадры из мультфильма

официальный сайт

metod-sunduchok.ucoz.ru

Краткая биография художника Михаила Шемякина

Краткая биография художника Михаила Шемякина

Человек в черном, чокнутый художник, отшельник и вместе с тем гениальный скульптор. И все это о Михаиле Шемякине. Величайшем художнике нашего времени, сумевшем переломить предоставление людей о современном искусстве.

Родился будущий живописец в 1943 году в семье офицера и почти все свое послевоенное детство проводил с отцом. Довольно с ранних лет был обучен азам военного дела и уже к восьми годам стрелял на ровне с солдатами. Отец гордился сыном, возлагая на него самые светлые надежды. Но Михаил не желал становиться в ряды военных. Его привлекала живопись.

А все началось с черно-белой репродукции Ван Гога, которая произвела на юную творческую натуру глубочайшее впечатление. С этой минуты и без того не блестевший знаниями Миша вовсе забросил учебу. Его интересовало только искусство, он был готов часами держать в руках карандаш, не отвлекаясь ни на что. Как бы погружаясь в свой собственный мир.

 

После школы, несмотря на возражения отца, он поступил в институт живописи, скульптуры и архитектуры, из которого, по идеологическим причинам был отчислен, но продолжал свое обучение самостоятельно, копируя картины известных художников Эрмитажа.

Советские идеологи усмотрели в работах Шемякина бесовщину, за что он был помещен в психиатрическую клинику, где провел около трех месяцев. Употребление психотропных приоратов начисто отбило у художника тягу к творчеству. Уже по возращению домой он еще долгое время не мог держать в руках карандаш. И лишь забота и любовь близких ему людей, помогла ему вернуться к живописи.

Следующим этапом для Шемякина стало отшельничество, которое длилось несколько лет. Бытовые трудности и отсутствие жилья закали характер Михаила, подвигнув его на новые творческие высоты.

В 1971году Шемякин был выслан из страны и до 1980 года проживал во Франции затем в США. Именно за границей ему удалось стать знаменитым на весь мир художником, но никогда он не забывал о России. А главное никогда не забывал о своих не менее знаменитых друзьях, многих из которых, к сожалению уже нет снами. Среди них Савелий Крамаров и конечно же близкий друг Шемякина Владимир Высоцкий.

Нужно сказать, что Шемякин является не только выдающимся художником, но еще и не менее выдающимся скульптором. Еще в институте перед Михаилом стал вопрос что выбрать, скульптуру или живопись…? На удивление преподавателей ему одинаково легко давалось и то и другое. Поэтому скульптура в творчестве Шемякина занимает отнять не последнее место. Его знаменитый памятник Петру Первому на Заячьем острове Петербургской крепости в свое время наделал немало шума относительно своих пропорций. Но, по словам самого художника, он создавал своего Петра ,отталкиваясь от ликов старинных русских икон, считая что пропорция 1:20 наиболее подходит для создания столь величественной натуры как Петр Первый.

Еще один вид искусства, которым занимается Шемякин это создание надгробий, но только для ушедших из жизни друзей и близких. Чего стоит надгробие Крамарова созданное Шемякиным в память о друге. Настоящее произведение искусства. Вообще тема смерти для Михаила Шемякина как художника занимает определенное место. Он не раз говорил: «Я не боюсь умереть, я боюсь не успеть сделать то, что запланировал…». И действительно Шемякин человек с удивительной энергией творца. Хочется пожелать ему как можно дольше радовать нас своим творчеством.

Давно собирались смотреть сериал Нарко онлайн но не знали где это можно сделать? В этой ситуации на помощь придет ресурс, который представлен по адресу http://narcostv.ru

Случайные записи

k-a-r-t-i-n-a.ru

Михаил Шемякин. Совсем другой художник

Купить билеты

С 13 октября по 16 января Музей русского импрессионизма представит ретроспективу произведений самобытного русского художника-импрессиониста первой половины XX века Михаила Федоровича Шемякина – «Михаил Шемякин. Совсем другой художник». В состав экспозиции известного мастера войдет более пятидесяти работ из музеев России, ближнего зарубежья и московских частных коллекций. Среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Нижнетагильский музей изобразительных искусств, художественные музеи Астрахани, Пензы, Тулы, Рязани и многие другие. Некоторые произведения будут экспонироваться впервые.

Этой выставкой Музей русского импрессионизма обращается к своей миссии - говорить именно о русских импрессионистах. Речь пойдет о мастере, которого Коровин сравнивал с Рафаелем, а Маяковский признал как «реалиста-импрессиониста-кубиста», — о Михаиле Шемякине. Нет, не о нашем современнике, а о «совсем другом художнике».

РУССКИЙ ИМПРЕССИОНИСТ

Михаил Шемякин учился у Валентина Серова и Константина Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. От наставников молодой художник перенял любовь к жанру портрета и смелую импрессионистическую манеру письма. Мастерство рисовальщика Шемякин отточил в Мюнхене, в студии Антона Ажбе. Один из последних рисунков «Монах», сделанных художником в школе Ажбе, будет представлен на выставке. Эту работу заметил и оценил Федор Шаляпин, однажды зашедший в гости в квартиру Ивана Гржимали. Сын художника вспоминал: «Подойдя к рисунку, не оборачиваясь, он молча смотрел на него. Потом оглянулся, и гости увидели двух «Монахов»: одного на рисунке, а другого великолепно, как только он мог это сделать, «сыграл» Шаляпин. Раздались дружные аплодисменты. «Здорово!» – сказал Шаляпин и пожал руку моему отцу».

Интересно, что в это время Михаил Шемякин отдает предпочтение трехцветной монохромной палитре, тем самым наполняя работы особым перламутровым светом. Художник обходился белилами, светлой охрой и жженой слоновой костью, дающей бархатистый теплый черный. Впоследствии Михаил Шемякин посвятит несколько лет жизни исследованию черного цвета и его оттенков.

«ХУДОЖНИК МУЗЫКАНТОВ»

В 1901 году художник женился на своей сокурснице Людмиле Гржимали, дочери известного в Москве чешского скрипача Ивана Войтеховича Гржимали. Долгие годы Михаил Шемякин жил в квартире тестя, располагавшейся прямо в правом крыле Московской консерватории. В гостиной мастер не раз писал своих родственников-музыкантов и их друзей, часто бывавших в гостеприимной семье. Михаила Шемякина называли «летописцем музыкальной Москвы» первой половины ХХ века, а потому портретам музыкантов отведено центральное место на выставке. Посетителей ждет встреча с чередой образов великих исполнителей, среди которых тесть художника Иван Гржимали, композитор Александр Гедике, скрипач Франтишек Ондржичек, виолончелистка Хана Любошиц, певица, солистка Большого театра Надежда Салина.

Михаил Шемякин. Портрет скрипача

ДИНАСТИЯ: АБРИКОСОВЫ — ШЕМЯКИНЫ

Отдельным блоком представлена серия семейных портретов. Михаил Шемякин любил писать свою жену Людмилу Гржимали, сыновей Федора и Михаила (в будущем тоже художника). Михаилу Федоровичу удавалось ярко и поэтично передавать радость материнства, прелесть и значимость обыденных домашних забот, безмятежный мир ребенка. Особенно колоритен портрет знаменитого деда художника — фабриканта Алексея Абрикосова. Глава кондитерской фирмы «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»), внук оброчного крестьянина, Алексей Иванович мальчиком был в услужении у одного немца, торговавшего сахаром, а впоследствии стал владельцем одной из трех самых крупных кондитерских фабрик в России. Портрет был так похож, что вошедший утром в кабинет Абрикосова истопник с вязанкой дров в первую минуту попятился, сказав: «Извините, Алексей Иванович, я не знал, что вы встали». После поступления в музейные фонды эта работа никогда не экспонировалась. Третьяковская галерея, где сейчас хранится портрет, передала Музею право первый раз представить полотно широкой публике.

Михаил Шемякин. Портрет А.И. Абрикосова (1902)

ПЛЕНИТЕЛЬНЫЕ ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ

Шемякинские женские портреты заслуживают отдельного внимания . Среди них можно выделить многочисленные образы жены художника, роскошную «Даму в светлом» — портрет сестры Людмилы Шемякиной, Анны Егоровой. Но наиболее притягательными кажутся образы натурщиц. Шемякин не раз писал любимую модель Валентина Серова — Веру Калашникову. Ее выразительные серо-зеленые глаза и копна темных, уложенных в высокую прическу волос моментально узнаются и притягивают взгляд. Своим первым этюдом с Веры мастер был недоволен: в сердцах он бросил картонку в угол мастерской, где та пролежала почти 20 лет, пока ее не нашел Аполлинарий Васнецов. Этюд так понравился художнику, что он повесил его над кроватью. Спустя год Михаил Шемякин предпринял еще одну попытку изобразить Веру Ивановну. Рисунок получился необыкновенно тонким, за что живописец заслужил одобрение от очень скупого на похвалы Валентина Серова, а Константин Коровин не скрывал восторга: «Рафаэль!» 

Михаил Шемякин. Натурщица (1905)

ГИАЦИНТЫ

Невозможно представить себе выставку Михаила Шемякина без гиацинтов. К ним у художника была особая любовь: он не раз писал эти нежные цветы, которые всегда появлялись в доме Гржимали-Шемякиных под Новый год. По чешской традиции дома на Рождество было принято украшать весенними цветами.  Сын художника, Михаил Михайлович Шемякин, вспоминал: «Ёлка была большая. На ней было много украшений. Горели цветные свечки. Разноцветные блестящие стеклянные шары и фигурки сияли бликами <…> В гостиной было много живых растений и цветов: большой фикус, гортензии, кактусы, гиацинты. Мы, дети – я и мой старший брат, – ждали у дверей в большой соседней комнате – «зале». Папа распахивал высокие двери, и перед нами являлась ёлка, во всем её блеске и сиянии! Её мой отец <…> написал в картине «Гиацинты у ёлки». Плетеная корзинка с гиацинтами в горшочках, которую изобразил мастер, в своё время была подарена И. В. Гржимали Львом Толстым. 

Михаил Шемякин. Гиацинты ночью (1912)

РЕАЛИСТ-ИМПРЕССИОНИСТ-КУБИСТ

История жизни Михаил Шемякина пестрит подобными подробностями. Судьба сводила его с множеством выдающихся современников, каждый из которых не смог остаться равнодушным к творчеству художника. Однажды, собирая с детьми грибы недалеко от Акуловой горы, где Шемякины снимали дом, художник встретил Владимира Маяковского. Вместе с Лилей Брик они часто приходили к ним во двор за розовыми пионами. «Неожиданно перед нами выросла высокая, широкоплечая фигура без рубашки, в разглаженных брюках, с полотенцем на плече. Коротко остриженная голова. – вспоминал сын художника Михаил. – А, Шемякин! — сказал поэт. — Видал Вашу работу на выставке. Вы — реалист – импрессионист – кубист». Эта парадоксальная характеристика на удивление проницательна. Как реалист, Шемякин не позволял себе упрощать и искажать натуру ради живописного эффекта. Подобно кубистам, он каждый раз подходил к натуре одновременно аналитически и с пылким любопытством — будто видел лицо человека или букет гиацинтов впервые. Но с самого начала творческого пути и до конца жизни приемы импрессионизма были его самыми любимыми.

Вслед за выставкой работ Арнольда Лаховского и Елены Киселевой Музей русского импрессионизма продолжает знакомить публику с творчеством незаслуженно забытых мастеров.  Неформатные, не подходящие под стандарты советской идеологии авторы, их именам  не нашлось места в прошлом столетии, но спустя больше полувека они вновь обретают своего зрителя, потому что настоящее искусство вне времени. 

К выставке будет издан иллюстрированный каталог с ранее не опубликованными архивными материалами.

Как подготовиться в выставке? 1. Агеева М.В. Михаил Шемякин. Серия «Мастера живописи». Издательство «Белый город». 2009г. 2. Шемякин М. Ф. Воспоминания. К 100-летнему юбилею Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1845-1945// Панорама искусств, 12. Рассказы о художниках и писателях. М.: Советский художник, 1989. С. 264 3. Агеева М.В. Михаил Федорович Шемякин. 1875-1944 : альбом-каталог – Нижний Тагил: «Нижнетагильский музей изобразительных искусств», 2006.  4. Михаил Шемякин. Совсем другой художник: каталог выставки – М.: «Музей русского импрессионизма», 2017.

Купить билеты

www.rusimp.su


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта