Биографии великих и известных людей. Картины м ларионов


Михаил Федорович Ларионов, «Натюрморт с подносом и раком», «Солдатский цикл»

Живопись XX в.

Михаил Федорович Ларионов – русский живописец, график и театральный художник, получил свое образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были такие знаменитые живописцы, как Серов и Левитан. Свои первые произведения Ларионов создавал в духе позднего импрессионизма.

М.Ф. Ларионов является одним из зачинателей примитивизма, начиная с 1907 г. он под воздействием фовизма и «наивного» искусства (лубок, ремесленная вывеска) начал писать в примитивистской манере гротескные сцены из провинциального быта и жизни солдат. Впоследствии вместе с Наталией Гончаровой, Аристархом Лентуловым и Петром Кончаловским Ларионов стал организатором первого «Бубнового валета» – выставки молодых художников, исповедующих новое для русского изобразительного искусства направление – примитивизм.

Допримитивистский период творческой деятельности Ларионова прошел значительно сложнее, чем у его ближайшей сподвижницы Гончаровой. Первые произведения Ларионова были написаны в духе позднего импрессионизма. К примитивизму художник подошел в 1907 г., причем совершенно сознательно, т.к. до этого опробовал практически все жанры XIX в. В отличие от Гончаровой Ларионов стоял в центре примитивизма, его с самого начала привлекала именно та часть низового городского творчества, которую принято считать неотъемлемой частью примитива фольклорного.

Сильное влияние на все последующее творчество художника оказала поездка в 1906 г. в Париж на выставку «Осеннего салона» – общества художников-фовистов. Пейзажи и натюрморты 1907-1910 гг. написаны в фовистском ключе.

Натюрморты Ларионова первого десятилетия XX в. требуют особого внимания. Собственно говоря, они не являются натюрмортами в привычном для нас понимании этого слова, т.к. «природа» на холстах Ларионова далеко не «мертвая». Этого эффекта художник добивался благодаря изображению натуры без отрыва от ее живого окружения.

Еще одна индивидуальная особенность натюрмортов Ларионова состоит в том, что он избегает глубины картины: художник смотрит на изображаемые предметы как бы сверху, заставляя зрителей концентрировать внимание на живописной поверхности форматов. Этим приемом художник исключает абсолютно все впечатления от пространства картины.

Некоторые из натюрмортов Ларионова получили название «трактирных». Эти произведения отличались прежде всего упрощенным выбором предметов, непосредственностью их комбинаций на полотне и даже их собственным «поведением» в картине. В таких натюрмортах столы Ларионов устанавливал таким образом, что они не стояли чинно вдоль стен, а были нацелены острыми углами прямо на зрителя. Предметы на столах изображались так, будто они съезжали со своих мест, скользя по поверхности стола. Например, в одном таком «трактирном» натюрморте половина французской булки лежит не на плоской, а на выпуклой стороне, а между булкой и стаканом располагается какая-то рюмка, которая словно бы затерялась среди складок бумажной скатерти.

В «Натюрморте с подносом и раком» круговращение, присущее многим полотнам Ларионова, охватывает и несколько глиняных бутылок с пивом, и вареного красного рака, лежащего на белой салфетке. Здесь Ларионов впервые изобразил поднос овальной формы, на котором можно разглядеть зимний пейзаж. В качестве фона картины выступают обои, которые были отпечатаны по собственному рисунку Ларионова. Примечательно, что поднос и обои играют в натюрморте ту же роль, какую в других картинах играло открытое окно, в которое можно было разглядеть фигуру, передвигающуюся по двору. Поднос и обои словно распахивают изображенное замкнутое пространство, уводя ассоциации зрителя к широким российским просторам.

На обоях можно разглядеть русскую церковь, которая слегка напоминает китайскую пагоду, девочек в кринолинах, наряды которых одновременно похожи на русские и восточные одежды, мальчиков на лошадях и мальчика, играющего на дудке. Все эти сюжеты на обоях подобраны не случайно, они передают зрителю то ощущение свободы, которое Ларионов ассоциировал с российскими и восточными просторами. Эти же мотивы угадываются на узоре подноса: между заснеженной землей и небом не видно горизонта, избы уходят куда-то ввысь, оставляя ощущение бесконечного простора. Пейзаж на подносе выполнен в тех же светлых тонах, что и фон на обоях, и практически сливается с голубым полем стены.

Попав в примитивистскую струю, Ларионов, в отличии от Гончаровой, начинает с натурных произведений, окрашенных в т.н. «колорит примитива». Ларионов работает над изображением провинциального обихода, дающего огромное количество идеальных для примитивистской манеры сюжетов. Своеобразная «стихийная событийность», царящая на раннепримитивистских полотнах Ларионова, выражалась в ничем не сдерживаемой свободе движений предметов. В этот водоворот художник порой вводит и человеческие фигуры. Они словно случайно оказываются в поле зрения автора, всматривающегося в поисках наилучшего ракурса. Таковы картины «В. Хлебников» и «В. Бурлюк».

Вторая линия раннепримитивистского творчества Ларионова- т.н. «вывесочная». Нет, вывесок художник не писал. Он переносил на свои полотна наиболее ярких, по его мнению, персонажей вывесок, воспроизводя в своем понимании вывесочный стиль и приемы изображения. Наиболее яркая работа вывесочной линии – серия «Парикмахеры».

Настоящий примитивизм Ларионова начинается с полотен «Солдатского цикла», впервые выставленных на «Бубновом валете» в 1910 г. Здесь тоже четко прослеживается натурная линия и линия вывесок. К натурному слою относятся работы «Близ лагеря» и «Утро в казармах». Полотна «Курящий солдат» и «Солдат верхом» – ярчайшие представители вывесочной манеры ларионовского «чистого» примитивизма.

Примечательно, что в этих полотнах Ларионов стал напрямую обращаться к зрителю с помощью многочисленных подписей на своих холстах. Так, например, над изображением сабли он надписывал «сабля», а над солдатом с гармошкой – «солдат». В одной из картин он помещает эти подписи на забор, они словно начертаны мелом, на других картинах такие надписи выведены уже непосредственно на самой поверхности холста и предназначаются, как на лубках или вывесках, непосредственно для публики.

Автопортрет Ларионова, который он представил на выставке «Бубнового валета», явился своеобразным вызовом Ларионова публике. Сам автор появился перед зрителями облаченным в ту же «скоморошью маску», которую он надевал на других своих персонажей. Ларионов не удержался от возможности самому «сыграть на подмостках своих полотен». Художник изобразил себя в образе солдата-гаера, балагура и весельчака. Зритель видит фигуру в солдатской нижней рубахе с голой шеей и казарменной стрижкой. Игровая эстетика портера здесь, пожалуй, наиболее отчетлива: автопортрет является вызывающе-гротескным обращением к балаганной толпе, и в этом участвует не только простое лицо с обезоруживающей белозубой улыбкой, но и авторская надпись, сделанная над плечом солдата: «собственный портрет Ларионова».

jivopis.org

Художник Михаил Федорович Ларионов - Известные имена художников

29.04.2010 17:21

Автор: Admin

Рыбы при закате. 1904. Масло.

Художник Михаил Федорович Ларионов родился в семье военного фельдшера. В провинциальном Тирасполе прошли его детские годы. В 1898 г. он поступил в МУЖВЗ, где учился у К. А. Коровина и В. А. Серова. В училище Ларионов познакомился с Натальей Сергевной Гончаровой, ставшей его верной соратницей.

На годы учебы приходится ранний, импрессионистический период творчества Михаила Ларионова. В унаследованной от французских художников манере создавал он целые живописные серии. Напряженность цвета, богатство живописных фактур отличают такие картины, как "Розовый куст", "Сад", "Рыбы при закате" (все 1904). Эти и им подобные картины пользовались успехом на выставках Общества русских акварелистов, СРХ, "Мира искусства", на русской экспозиции Осеннего Салона 1906 г. в Париже.

В 1907 г. Михаил Ларионов открыл для себя народное примитивное искусство - русский лубок, ремесленную вывеску и т. п. Этап примитивизма в творчестве художника едва ли не самый плодотворный. Михаил Ларионов увлекается так называемой уличной культурой. Появляются его серии "Франты" и "Парикмахеры". На выставке "Бубновый валет" 1910 г. он демонстрирует полотно "Хлеб", напоминающее вывеску булочной. На выставке "Ослиный хвост" 1912 г., организованной самим Михаилом Ларионовым, где также участвовали Н. С. Гончарова, К. С. Малевич, В. Е. Татлин, А  В. Шевченко, М. 3. Шагал, были выставлены картины из "солдатской серии". В них сказались собственные впечатления художника от военной службы, которую ему пришлось проходить после окончания училища в 1910 г. Примитивизм Михаила Ларионова находил источники вдохновения даже в заборных рисунках и надписях.

Петух (лучистый этюд). 1912. Масло.В 1910-х гг. Михаил Ларионов проявил себя как блестящий организатор: он возглавил группу молодых московских художников, н 1913 г. подготовил выставку лубка, которая включала восточные и европейские народные картинки, вывески, печатные пряники и т. п., многие - из коллекции Михаила Ларионова; в том же году провел выставку иконописных подлинников и лубков. Он принимает активное участие в художественных диспутах, получивших распространение в ту пору. В частности, в 1913 г. состоялся диспут на тему "Восток, национальность и Запад", предшествовавший открытию выставки "Мишень". На нем Ларионов и его группа четко обозначили свою "восточную" ориентацию. На выставке "Мишень", где демонстрировались также произведения художников-самоучек и детские рисунки, Михаил Ларионов представил работы из незавершенного цикла "Венеры" и четыре холста "Времена года" (1912), которые были расценены критиками как вызов. В них использованы язык детского рисунка и архаическая символика, дополненная незатейливым текстом. "Мишень" стала высшей точкой развития художественных идей Ларионова. Уже диспут "Мишени" включал доклад о лучизме, а на выставке экспонировались лучистские картины: "Петух и курица", "Лучистая скумбрия и колбаса" и др. Лучистские произведения Ларионов показывал и на последующих выставках - "14. Футуристы, лучисты, примитив" (1914), "1915 год". В том же 1913 г. Ларионов публикует брошюру "Лучизм", манифест "Лучисты и будущники", в которых формулирует теорию нового течения: "Стиль лучистой живописи имеет в виду пространственные формы, возникающие от пересечения отраженных лучей различных предметов. ... Луч условно изображается на плоскости цветной линией". В лучизме Ларионова заложены начала абстрактного искусства. Сад. 1904. Масло.

С 1912 г. Михаил Ларионов много занимался графикой: исполнил серию литографированных открыток, повторявших его живописные произведения; создал иллюстрации для сборников поэтов-футуристов А. Е. Крученых, В. В. Хлебникова, К. А. Большакова. Изданные крошечными тиражами, эти книги представляют теперь огромную ценность. В 1914 г. Ларионов участвовал в сражениях Первой мировой войны, был контужен. В 1915 г. по приглашению С. П. Дягилева вместе с Н. С. Гончаровой присоединился к труппе "Русского балета", путешествовал вместе с ней по Европе, работал над эскизами костюмов и декораций. Оформил балеты "Русские сказки" на музыку А. К. Лядова (1916), "Шут" С. С. Прокофьева (1921) и др. В 1920-х гг. он становится художественным советником Дягилева, который под его влиянием приглашает к сотрудничеству художников-модернистов. С 1919 г. Ларионов и Гончарова поселились в Париже. Художник продолжал заниматься станковой живописью и графикой, участвовал в выставках, серьезно увлекся коллекционированием. В последние годы жизни много времени уделял литературному труду - писал воспоминания, статьи о русском искусстве и пр.

12 июня 2007 года на лондонском аукционе дома Sotheby's по продаже русской живописи самым дорогим лотом оказалось полотно Михаила Ларионова "Натюрморт с иконой и кувшином": его купили за 4,5 миллиона долларов (2,3 миллиона фунтов стерлингов). Всего в течение первой - дневной - сессии было продано произведений искусства почти на 35 миллионов долларов (17,7 миллиона фунтов), судя по предварительным итогам торгов, опубликованным на сайте дома Sotheby's.

Написанный между 1910 и 1912 годами натюрморт Ларионова выставлялся с предварительной оценкой в 1-1,5 миллиона фунтов. Представители Sotheby's с момента формирования каталога торгов говорили, что натюрморт станет "звездой" аукциона. Вторым по дороговизне лотом, как и ожидалось, стал "Пикник" Бориса Кустодиева (1,3 миллиона фунтов, т.е 2,5 миллиона долларов). Еще одна работа Ларионова - "Три купальщицы с розой" - продана за 737 тысяч фунтов стерлингов (около полутора миллионов долларов).

Натюрморт с кувшином и иконой. 1910–1912. Холст, масло. 98,5 х 131,5. Цена продажи: 2 миллиона фунтов Sotheby’s. 12.06.07. Лот № 124

← Волшебство и тайна. Международная выставка. Персональная выставка компьютерной графики Бруно Поллачи →
 
Добавить комментарий

hallart.ru

Биография Михаила Ларионова - биография Ларионова М.Ф.

Дата рождения: 22 мая 1881 годаДата смерти: 10 мая 1964 годаМесто рождения: Тирасполь, Херсонская губерния.

Михаил Ларионов - живописец, известен как иллюстратор, Ларионов М.Ф. - авангардист.

Родился Михаил Федорович Ларионов в Херсонской губернии в Тирасполе. Детские годы мальчика прошли там же. Отец мальчика был военным фельдшером. И в 1891 году семья переехала в Москву. В Москве Миша Ларионов поступает в художественное училище, из которого был исключен по очереди три раза за художественное свободомыслие.

К счастью, позже восстанавливался и проучился в училище до 1910 года. Среди педагогов Ларионова были такие личности, как Левитан, Серов. В училище Михаил Ларионов нашел себе преданную соратницу: Н.С. Гончарову. Она же позднее стала его женой. Вместе они участвовали в выставках.

В годы учебы он писал в стиле импрессионизма, среди известных работ того периода такие, как "Море", "Рыбы на закате", "Рыбы". Картины художника пользовались успехом на выставках не только в самой России, но и за ее пределами. Очень душевно принимали работы автора в Париже.1907-1912 годы - годы, когда Михаил Ларионов увлекся таким жанром живописи, как примитивизм.

Это период многие небезосновательно считают самым продуктивными в творчестве художника. Городской фольклор, лубок, народная игрушка вдохновили Ларионова. Даже проходя службу в армии, художник не изменял примитивизму. В то время свет увидели картины из солдатской жизни. В 1913 году он проявил себя и как хороший организатор. Под его началом была организована выставка лубка. На выставке были представлены народные вывески, картинки, лубки. Он умел организовать молодежи, которая под его руководством устраивала скандальные акции.

Михаила Федоровича по праву считают основателем лучизма - варианта абстрактного искусства. Изображались не предметы, а отражения лучей, которые исходили от предметов. Это была попытка (при чем очень удачная) внести что-то новое и доселе неизвестное в такой жанр, как авангард. Ларионов был уверен, что луч должен быть цветным. В жанре лучизма, по мнению самого создателя, лучше всего проявилась сущность живописи. И мы не можем с ним не согласиться.

Работал Михаил Федорович и в графике. Подготовил серию графических открыток, которые повторяли его полотна. Создал графические иллюстрации для поэтов-футуристов. Тогда, эти книги были изданы совсем крохотным тиражом. Сейчас они представляют огромную ценность.

В начале Первой Мировой войны Михаил Федорович Ларионов был призван, как и многие мужчины того времени, на военную службу. После контузии его отправили не лечение в госпиталь и комиссовали. С 1918 года Ларионов с Гончаровой живут в Париже. Там они много работают, создают костюмы и декорации для балета Дягилева. В живописи он работает в камерном жанре и натюрморте. Из-за Великой Октябрьской революции, которая бушевала в то время, в Россию художник решил не возвращаться.

Немного "лирики" - Ларионов до конца жизни работал как график, живописец, иллюстратор.

И только в 1955 году Михаил Федорович Ларионов официально оформил брак с Гончаровой. Прожили в браке они всего 7 лет, и после смерти жены, Ларионов женился на другой (А.К. Томилиной). Она то и стала наследницей не только его произведений, но и произведений Гончаровой. Во времена перестройки, Томилина передала в дар Третьяковской галерее огромное количество работ Михаила Федорович Ларионова и Наталии Сергеевны Гончаровой, исполнив тем самым завещание покойного мужа.

В 1964 году в пригороде Парижа скромном городке Фонтене-о-Роз умер Михаил Федорович Ларионов - известный русский художник, основоположник русского авангарда.

Достижения Михаила Ларионова:

Основал русский авангард.

Даты из биографии Михаила Ларионова:

• 1881 год - появился на свет• 1891 - переехал с родителями в Москву• 1898 - поступил в художественное училище• 1902 - начинает работать в жанре импрессионизма• 1907 - открыл для себя жанр примитивизма• 1912 - создал лучизм• 1914 - был призван на военную службу• 1918 - переехал с Гончаровой в Париж• 1955 - официально женился на Гончаровой• 1964 - умер в пригороде Парижа

Интересные факты Михаила Ларионова:

Последние годы Михаил Федорович Ларионов проявил свой талант и в сочинительстве. Он писал воспоминания, мемуары, статьи и русском искусстве.

the-biografii.ru

Ларионов Михаил Федорович

(1881-1964)

Русский живописец, график, театральный художник, один из основоположников авангарда. Родился в семье военного фельдшера. Детство провел на юге России, куда в зрелом возрасте часто возвращался на летние этюды. В 1898 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где с перерывами (его трижды исключали за художественное вольномыслие) учился до 1910 у К. А. Коровина и В. А. Серова. В 1900 в училище же познакомился с Н.С. Гончаровой, ставшей впоследствии его женой и соавтором многих его работ.

С начала 1900 Ларионов активно участвовал в художественной жизни, выставляясь не только в России, но и в Европе. Большое влияние на него в это время оказывали французские живописцы, и ученический период его творчества можно назвать импрессионистическим. В 1904 он создал такие картины, как «Розовый куст», «Сад», «Рыбы при закате», полные жизнелюбия, с яркой цветовой палитрой и богатыми живописными фактурами. Ларионов экспонировал эти и подобные произведения на выставках Общества русских акварелистов, СРХ, «Мира искусства», на русской экспозиции Осеннего Салона 1906 в Париже — и везде его картины пользовались большим успехом. В 1907–1912 художник несколько отошел от импрессионизма и занялся освоением городского изо-фольклора, перенимая приемы росписи вывески и подноса, лубка и т. д. В духе «примитива» были написаны серии «Франты», «Парикмахеры» (1907) и сценки провинциального быта. В 1910 Ларионов вошел в объединение «Бубновый валет», на выставке которого было показано полотно «Хлеб», напоминающее вывеску булочной. Примитивизм Ларионова находил источники вдохновения даже в рисунках и надписях на заборах.

В период сотрудничества с поэтами-футуристами, Ларионов иллюстрировал их издания (например, «Помаду» Кручёных в 1912), исполнил серию литографированных открыток, повторявших его живописные произведения, активно занялся графикой. Изданные крошечными тиражами, эти открытки и книги представляют теперь огромную ценность. Выйдя из «Бубнового валета», в 1912 он организовал выставки «Ослиный хвост», где экспонировались его работы из «солдатской серии», написанной после службы в армии в 1910, в частности «Отдыхающий солдат» (1911), где добродушный житейский юмор перемежается с драматическим гротеском, и «Мишень» (1913). В 1913 совместно с И. М. Зданевичем и М. В. Ле-Дантю Ларионов устраивал экстравагантные «футуристические прогулки» по Москве, вошедшие в число первых хэппенингов, и вместе с И. М. Зданевичем же опубликовал манифест «Почему мы раскрашиваемся».

На выставках «Мишени» Ларионов представил работы из незавершенного цикла «Венеры» и четыре холста «Времена года» (1912), расцененные критиками как вызов. В них использованы язык детского рисунка и архаическая символика, дополненная незатейливым текстом. «Мишень» стала высшей точкой развития художественных идей Ларионова. В 1913 на диспуте «Мишени» «Восток, национальность и Запад» он четко заявил о своей «восточной» ориентации и сделал доклад о лучизме — новой концепции абстрактного искусства в разряде так называемого «беспредметного творчества», где формы образовывались в результате пересечения лучей, отраженных от различных предметов. В том же 1913 Ларионов опубликовал брошюру «Лучизм», манифест «Лучисты и будущники», в которых сформулировал теорию нового течения. На выставке «Мишени» и на последующих выставках экспонировались лучистские картины Ларионова «Петух и курица», «Лучистая скумбрия и колбаса», «14. Футуристы, лучисты, примитив» (все — 1914), «1915 год» и другие.

В 1914 Ларионов был мобилизован на Первую мировую войну, вскоре контужен и комиссован по ранению. В 1915 по приглашению С. П. Дягилева участвовать в его антрепризе вместе с женой уехал в Париж. Присоединившись к труппе «Русского балета» оформил балеты «Русские сказки» на музыку А. К. Лядова (1916), «Шут» С. С. Прокофьева (1921), «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» И. Ф. Стравинского (1922) и др. В 1920-х Ларионов стал художественным советником Дягилева, который под его влиянием пригласил к сотрудничеству художников-модернистов. В живописи этого периода мастер вернулся к ранней, фигуративной манере письма, к камерному жанру и натюрморту. Он активно занимался графикой, участвовал в выставках, серьезно увлекся коллекционированием. В последние годы жизни много времени уделял литературному труду — писал воспоминания, статьи о русском искусстве.

По завещанию А. К. Томилиной (второй жены Ларионова), значительная часть его творческого наследия в 1988 передана Третьяковской галерее, где сейчас в основном и хранятся работы художника. Произведения Ларионова находятся в ГРМ и других музейных коллекциях и частных собраниях в России и за рубежом.

kupitkartinu.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта