Клод Дебюсси. Картины клод дебюсси


Клод Дебюсси: биография, интересные факты, творчество

Клод Дебюсси

 

Клод Дебюсси

Один из самых значительных представителей французской классической музыки рубежа XIX и XX веков - Клод Дебюсси - считается первым, кто ввел модное течение импрессионизма в музыкальную традицию. Однако, помимо этого, он являлся еще и талантливым исполнителем, дирижером, композитором и критиком, несомненно, вошедшим в число лучших людей своего времени. Судьба раннего творчества Дебюсси тесно связана с Россией, а представители русской музыкальной школы на длительное время стали для него лучшими образцами для подражания. Но напрямую он никого не копировал: самобытность произведений, их непохожесть ни на чьи уже ощущается в первых же музыкальных опытах молодого Дебюсси и постепенно развивается в абсолютную уникальность.

 

Краткая биография

Семья, в которой появился на свет Клод Ашиль Дебюсси, не имела никакого отношения к музыке, и, если бы не традиционные в то время занятия за фортепиано, вероятно, никто бы и не заметил в мальчике особенное рвение на этом поприще. Глава семейства Дебюсси владел магазинчиком посуды в небольшом городе Сен-Жермен. Будущий композитор появился на свет 22 августа 1862 года, а спустя пару лет отец продал свою лавку и перебрался в Париж, где стал трудиться бухгалтером.

Когда грянула война между Францией и Пруссией, мать Клода решила не оставаться в воюющем Париже и уехала с детьми в Канны, где жила сестра ее мужа. Именно в доме тети маленький Клод начал получать свои первые музыкальные уроки. Дома, в Париже, занятия продолжились, и мальчику повезло с преподавателем: ею стала Антуанетта де Флервиль. Она утверждала, что ее учил играть сам Шопен, к тому же ее дочь была замужем за Верленом, и музыкальное чутье дамы вовремя подсказало, что Клод имеет выдающиеся перспективы. Мадам де Флервиль дала родителям мальчика судьбоносный совет, которым те не стали пренебрегать – отдать сына на обучение в консерваторию.

Дебюсси в детстве

 

Годы учебы и первые эксперименты

Десятилетнему Клоду Дебюсси выпала честь обучаться у талантливых и выдающихся педагогов: А. Мармонтеля, А. Лавиньяка, С.Франка. Особо отмечались наставниками стиль исполнения молодого человека, наполненный глубокой выразительностью, и удивительная способность создавать зримые образы, словно «оживляющие» музыкальные произведения.

Но Дебюсси отнюдь не был скромным отличником, во всем угождающим учителям. С ранних классов у Клода возник конфликт с преподавателем гармонии, который не мог вытерпеть того, как дерзкий мальчишка реализует собственные амбиции. Клоду же, напротив, претил консервативный взгляд преподавателя, который раздражался при любом отступлении от классических канонов.

В 1880 году в программе обучения Клода Дебюсси появилась композиция, а главным его учителем стал Э. Гиро. Вскоре у учителя и ученика обнаруживается совпадение некоторых взглядов на искусство, и Гиро становится одним из немногих членов консерватории, кто поддерживал его устремления. Первые творческие эксперименты Дебюсси относятся к концу 70-х - началу 80-х годов. Это были романсы на слова Поля Верлена, Буже; в них уже вполне различим индивидуальный стиль Дебюсси и самобытность его таланта.

Получив в 1844 году Большую Римскую премию, Дебюсси был обязан отправиться в Рим, однако его совсем не устраивала такая перспектива. Нарушив обязательства, Клод является в поместье Медичи со значительным опозданием. Оттуда он высылает на суд комиссии симфонию «Зулейма» и сюиту «Весна» и получает на них весьма разгромную рецензию, в которой, тем не менее, есть один важный момент - впервые применительно к музыкальному произведению было употреблено слово «импрессионизм». С окончанием Римского периода, не ставшего для Дебюсси ни полезным, ни плодотворным, он прекратил свое обучение.

 

Дебюсси и Россия

Надежда фон Мекк

Во время обучения в консерватории, Дебюсси получил бесценный опыт и набрался творческих замыслов, проведя некоторое время в русской семье. Надежда фон Мекк, богатая аристократка, пригласила его к себе по рекомендации Мармонтеля. Клод должен был обучать игре на фортепиано ее детей и аккомпанировать самой Надежде, которая являлась большой ценительницей хорошей музыки. В 1880 году Дебюсси встретился с Надеждой и ее семьей в Швейцарии, а затем отправился с ними в Италию.

Специально для фон Мекк Дебюсси создал переложения для фортепиано нескольких отрывков из «Лебединого озера», что окончательно убедило Надежду в правильности сделанного выбора. Именно в период работы в семье фон Мекк Клод осознал себя как композитора и принялся за сочинения всерьез.

В следующем году, фон Мекк вновь пригласила Дебюсси к себе, на этот раз уже в российскую столицу, и занятия с ее детьми продолжились. Но главной ценностью этого визита для композитора стал полный доступ к огромному количеству нотных тетрадей с самыми разными произведениями, которые Надежда Филаретовна предоставила ему в распоряжение, и Клод имел возможность познакомиться с русскими классиками и современниками, такими, как Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин. Музыку Чайковского и Глинки Дебюсси узнал ранее и отлично исполнял ее на домашних творческих вечерах фон Мекк.

Осенью 1881 года семейство отправилось в Италию, и молодой маэстро, естественно, последовал за ними. Оттуда композитор вернулся в консерваторию. Но летом 1882 года фон Мекк вновь сделала вызов, пригласив Клода в свое недавно купленное имение в Подольской области. В этот раз в доме фон Мекк появился изысканный молодой человек, «типичный парижанин» с творческими амбициями, мгновенно ставший душой компании и центром притяжения. Из России Клод вместе с семьей фон Мекк совершил еще одно путешествие по Европе. Однако красиво расстаться до следующего лета у них так и не получилось.

 

Импрессионист или… символист?

В 80-е - 90-е годы наступает начальный этап творческого расцвета Клода Дебюсси. Это время отмечено серьезным увлечением символизмом – вливается в кружок французских поэтов под предводительством Стефана Малларме. В его доме в тот период собирались литераторы, художники и музыканты. В эти годы он пишет много вокальных произведений на стихи Бодлера, Верлена, Луиса. Их лирическое содержание и тяготение к природным пейзажам стало для Клода излюбленным вектором творчества на долгие годы. Но были и такие черты символизма, которые Дебюсси не стал перенимать. Его цельная художественная натура не допускала недосказанности, размытого выражения мыслей и чувств. Не свойственными музыке Дебюсси оказались также чувства мистического страха и мрачные мыслеощущения, присущие символистской поэтике. Созданные в те годы произведения близки другим, более предметным жанрам народного танца и песни, но в интерпретации Дебюсси они лишены своей природной дикости, и предстают перед нами в более изящном, утонченном виде.

А вот в 1900-е годы Дебюсси полностью отказался от символистских идей и переключился на новое направление. Его все больше стали занимать картины природы, портреты, бытовые сцены. В фортепианных произведениях он смог добиться, казалось бы, невозможного – раскрыть новые тональности инструмента и добиться от него максимально выразительных, изящных оттенков. Дебюсси пришел к настолько реалистичному выражению образов, что они стали почти осязаемы. Близость к импрессионизму проявляется здесь в ярких красках, в звуках, играющих, словно блики и мазки, при этом произведение звучит вполне целостно и закончено.

Эти различные эстетические предпочтения Дебюсси вплоть до настоящего времени заставляют дискутировать историков на тему принадлежности композитора к какому-то определенному течению. Некоторые представители французского и польского музыковедения считают его подлинным символистом. В числе таковых – В. Янкелевич и С. Яроциньский.

Непринятые шедевры раннего периода

В последние годы XIX века в творчестве Дебюсси процветают не только произведения для голоса с сопровождением, но и сочинения для фортепиано, камерных оркестров. Это струнные квартеты, сюиты, симфонии, наиболее значительная из которых – «Послеполуденный отдых фавна». Вдохновение для нее Дебюсси почерпнул в поэме Малларме, которая не отличается разнообразием действия, а лишь описывает грезы отдыхающего мифологического существа. «Фавн» стал первой партитурой, в которой утвердились принципы импрессионистского оркестрового письма. Эта симфоническая миниатюра первый раз была исполнена в 1894 году, но оглушительного успеха не вышло - слишком консервативно была настроена публика, критики; никто не был готов принять самобытные черты творчества Дебюсси.

В 1897-99 годах Клод создал симфонию «Ноктюрны» - еще одно фундаментальное импрессионистское произведение. В нем особенно проявилось его стремление к почти художественной красочности и яркости образов. Но к сожалению, и это творение осталось недооцененным современниками.

Истинной жемчужиной раннего периода работы Дебюсси стала опера «Пеллеас и Мелизанда» - сюжет, близкий «Тристану и Изольде», но в исполнении Метерлинка. Дебюсси признавался, что его привлекло отсутствие динамично меняющегося действия, глубокий психологизм переживаний героев, которые раскрываются даже больше не в прямой речи, а в мыслях. Здесь Клод поддался настроению Метерлинка и воссоздал подлинную мрачную атмосферу, в которой герои словно не верят в возможность собственного счастья, а лишь обреченно ждут трагической развязки. Но композитор все же смягчил пессимизм драмы, усилив лирическую линию. Однако премьера этого опуса, состоявшаяся в 1902 году, снова не нашла должного отклика в сердцах недовольной публики. Первые несколько спектаклей подвергались жесткой критике со стороны общественности, и только лишь некоторые крупные музыканты осмеливались говорить о гениальности этого произведения.

 

Дебюсси-критик

Дебюсси

Первые годы XX века открыли для Дебюсси новую сферу деятельности: он становится известным музыкальным критиком. Несколько раз уходя и вновь возвращаясь на это поприще, Дебюсси в итоге в 1914 году написал книгу «Господин Крош – антидилетант», в которой собрал свои лучшие критические статьи, а также сформировал собственный взгляд на искусство, его источники, а также основные цели и задачи. Своим важнейшим принципом в создании произведений композитор считает объективность, а главным источником музыки - природу. Несомненно, именно музыку, композитор назвал главной среди искусств.

 

Последние годы

Закат своей жизни Дебюсси проводит в постоянных выступлениях, концертах, а также в реализации творческих планов. Популярность его в Европе росла, а Россия, где он когда-то впечатлился Мусоргским и Римским-Корсаковым, также приняла его радушно и с большой любовью – он давал концерты в Москве и Санкт-Петербурге. Кровавая Первая мировая война принесла в творчество композитора подчеркнутый патриотизм, и все произведения последних лет - исключительно о Франции и для нее. Одними из самых значимых произведений последних лет жизни Дебюсси стали «Детский уголок», «Ящик с игрушками» (оба посвящены дочери), а также 24 прелюдии, 12 этюдов, 6 «Античных эпиграфов» .

Подпись Дебюсси

 

 

Интересные факты

  • Надежда фон Мекк была близко знакома с Петром Чайковским и состояла с ним в переписке. Нередко она упоминала в ней и Дебюсси, называя его сначала «пианистик» или «французик», а позже - уже «музикус» и «хороший партнер для игры в 4 руки».
  • Дебюсси очень сильно проникся творчеством русских композиторов. В 1891 году произошло его знакомство с аккомпаниатором Эриком Сати. Через 30 лет после знакомства Сати написал, что при их встрече Дебюсси был «пропитан» Мусоргским, «словно промокашка».
  • В молодости Дебюсси был сильно впечатлен произведением «Тристан и Изольда» и, в частности, оперой Вагнера на этот сюжет. Когда в уже более зрелом возрасте он с друзьями отправился на ее постановку, Клоду с усмешкой напомнили его увлечение Вагнером и отметили, что ему впору было бы стать подражателем великого композитора. На это Дебюсси ответил другу, что тот тоже не раз наслаждался и восхищался жареной курицей, однако почему-то даже не подумал кудахтать.
  • Композитор был довольно скромным человеком, его не привлекала слава и всенародная любовь. Он даже не всегда посещал премьеры своих опер, предпочитая оставаться в тени. А свой невероятный талант он объяснял просто как дар Всевышнего: «Если бы Бог не любил мою музыку, я бы ее не писал».
  • Дебюсси являлся знатным ловеласом – есть сведения, что со многими ученицами или их матерями у него были мимолетные романы. Двое из обиженных влюбленных в него девушек даже пытались покончить с собой.
  • Сам композитор тоже добился руки своей первой жены таким странным образом – написал записку, что убьет себя, если она ответит отказом.
  • Семейная жизнь с Розалией Тескье строилась почти в полной нищете: молодой жених прямо в день свадьбы давал урок музыки, чтобы получить оплату и накрыть хоть какой-то праздничный стол.

Дебюсси с женой

  • Дебюсси сочетал в себе две странные особенности, на первый взгляд, несовместимые друг с другом. С одной стороны, он отказывался покидать пределы дома, если прачка не принесла еще чистое белье. С другой, мог спокойно прогуливаться по своим делам в домашней обуви - от ходьбы у него часто болели ноги.
  • В 1908 году театр «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке предложил Дебюсси подписать договор на право премьерных постановок двух его опер на основе произведений Эдгара По с довольно странными и мистическими сюжетами. Композитор с иронией заметил, что эта сделка не будет удачной для театра, и, возможно, он не допишет свои произведения. Шутка оказалась пророчеством - Дебюсси умер, оставив незаконченным именно эти оперы.
  • Клод Дебюсси скончался 25 марта 1918 года в Париже, где в самом разгаре были бомбардировки. На похороны известного музыканта пришло всего около 50 человек, но до кладбища дошли не все.
  • Причиной смерти великого композитора стал рак прямой кишки. Страшная болезнь была диагностирована в 1909 году.
  • Некоторые исследователи творчества Дебюсси считают, что он создавал свои произведения на основе математических моделей, а в некоторых его сочинениях и вовсе находят последовательности Фибоначчи. Об этом очень подробно написал в своей книге «Дебюсси в пропорциях» шотландский музыковед Рой Ховат.
  • Имя Дебюсси носит небольшой горный хребет на Острове Александра I, один из кратеров Меркурия, а также одно из небесных тел (4492) в главном поясе астероидов.
  • Биографы композитора считают, что он был не просто знаком с выдающимися мистиками своего времени, но и сам был непосредственно связан с различными оккультными кружками и объединениями. В книге «Священная загадка» (М. Байджест и др.) вообще утверждается, что Дебюсси был одним из великих магистров «Сионской общины».

 

Личная жизнь

Мрачный и вздорный характер, которым обладал гениальный музыкант, нисколько не мешал ему добиваться расположения представительниц слабого пола. Композитор вел разгульный образ жизни, и верность никогда не была его сильной чертой.

Первой любовью Клода Дебюсси стала дочь фон Мекк Софья. Когда пианист проводил свои вторые каникулы в их семье, девушка стала проявлять к нему интерес. Но тогда и сама Соня была еще молода, и Клод не спешил обзаводиться романом. А в 1882 году чувства между молодыми влюбленными вспыхнули с новой, небывалой силой. Дебюсси был окрылен и, не ожидая подвоха, обратился к Надежде фон Мекк с просьбой отдать дочь за него замуж. Но строгая мать-аристократка оскорбилась и выставила Клода из своего дома, несмотря на угрозы 15-летней Сони покончить жизнь самоубийством. В 1913 году, во время своего визита в Россию, Дебюсси вновь встретил свою первую любовь, и воспоминания о юности наверняка подарили им несколько приятных минут.

Второй возлюбленной пылкого юноши стала Мари-Бланш Ванье (Васнье). Эта обаятельная и очень талантливая женщина настолько вскружила 18-летнему музыканту голову, что он не побоялся закрутить с ней роман даже несмотря на то, что она была замужем. Скрывать свою связь им удавалось очень хорошо – доверчивый супруг даже не подозревал, что творилось во время репетиций в зале, который он выделил в доме специально для музыкальных занятий любимой жены. Но эти отношения не имели никакой перспективы – Мари была значительно старше, к тому же вскоре Дебюсси был вынужден переехать в Рим. После получения Римской премии дороги Клода и Мари окончательно разошлись – мадам Ванье решила более не обманывать мужа.

Следующей «жертвой» легкомысленного музыканта стала очаровательная блондинка Габриэль Дюпон. Клод жил с ней на протяжении десяти лет, и все это время женщина усиленно трудилась, чтобы ее возлюбленный ни в чем не нуждался. Пока Габриэль работала не покладая рук, Дебюсси занимался сочинительством и соблазнением других представительниц прекрасного пола. Дюпон знала об изменах любимого, но предпочитала не замечать их. Она продолжала жить с ним под одной крышей даже тогда, когда он помолвился с известной певицей Терезой Роже. Но помолвка была расторгнута, а Дебюсси нашел утешение в объятиях подруги Габриэль Лили Тескье, которая в 1899 году стала его женой. Об этой женщине мало что известно, вероятно, она не оставила в судьбе Клода заметного следа, ведь брак продлился пять лет и распался. Второй супругой стала мадам Бардак, которая предварительно развелась со своим мужем-банкиром. Она родила Клоду дочь.

 

Фильмы о Дебюсси и его творчестве

  • «Посвящение Дебюсси» (1963)
  • «Дебюсси: фильм» (1965)
  • «Дебюсси, или Мадмуазель Шу-Шу» (1995)
  • «Эффект Дебюсси» (2008)

 

Музыка Дебюсси звучит в фильмах

Произведение Фильм
Арабеска №1  «Вечность» (2016)
«Серенада кукле»  «368» (2011)
«Девушка с волосами цвета льна»  «Дамы в лиловом» (2004)
«Лидер» (1996)
 Сарабанда «Золотая чаша» (2000)
 «Лунный свет» «Кадр» (2014)
 «Судная ночь» (2013)
«Византия» (2012)
 «Восстание планеты обезьян» (2011)
«Сумерки» (2008, 2010)
 «Тринадцать друзей Оушена» (2007)
«Сестры» (2006)
 «Псы-воины» (2002)

 

Судьба отмерила Дебюсси всего лишь 55 лет жизни. Однако столь малого времени хватило, что коренным образом изменить европейскую музыкальную историю. Творчество этого французского гения стало не только венцом большой утонченной эпохи музыкальной истории, но и тем самым флагманом, который открыл дорогу новым парадигмам в искусстве XX и XXI столетий.

 

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: смотреть фильм о Дебюсси

soundtimes.ru

Клод Дебюсси. Триптих «Ноктюрны»: «Облака», «Празднества» и «Сирены»

Импрессионизм в музыке

В конце XIX века во Франции появилось новое направление, получившее название «импрессионизм». Слово это в переводе с французского языка означает «впечатление». Импрессионизм возник в среде художников.

В 70-е годы на различных парижских выставках появились оригинальные картины К. Моне, К. Писсаро, Э. Дега, О. Ренуара, А. Сислея. Их искусство резко отличалось от приглаженных и безликих работ живописцев-академистов.

Импрессионисты вышли из своих мастерских на вольный воздух, научились воспроизводить игру живых красок природы, сверкание солнечных лучей, разноцветные блики на водной глади, пестроту праздничной толпы. Они применяли особую технику пятен-мазков, которые вблизи казались беспорядочными, а на расстоянии рождали реальное ощущение живой игры красок. Свежесть мгновенного впечатления в их полотнах сочеталась с тонкостью психологических настроений.

Позднее, в 80-90-е годы, идеи импрессионизма нашли выражение и во французской музыке. Два композитора - К. Дебюсси и М. Равель - наиболее ярко представляют импрессионизм в музыке. В их фортепианных и оркестровых пьесах-эскизах с особой новизной выражены ощущения, вызванные созерцанием природы. Шум морского прибоя, плеск ручья, шелест леса, утренний щебет птиц сливаются в их произведениях с личными переживаниями музыканта-поэта, влюблённого в красоту окружающего мира.

Основоположником музыкального импрессионизма считается Ашиль-Клод Дебюсси, который обогатил все стороны композиторского мастерства - гармонию, мелодику, оркестровку, форму. В то же время он воспринял идеи новой французской живописи и поэзии.

Клод Дебюсси

Клод Дебюсси – один из самых значительных французских композиторов, повлиявших на развитие музыки ХХ века, как классической, так и джазовой.

Дебюсси жил и работал в Париже, когда этот город был Меккой интеллектуального и артистического мира. Пленительная и красочная музыка композитора в немалой степени способствовала развитию французского искусства.

Биография

Ашиль-Клод Дебюсси родился в 1862 году в городе Сен-Жермен-ан-Ле, немного западнее Парижа. Его отец Мануэль был мирным владельцем магазина, но, перебравшись в большой город, окунулся в драматические события 1870 – 1871 годов, когда вследствие Франко-прусской войны произошло восстание против правительства. Мануэль присоединился к мятежникам и был заключён в тюрьму. Тем временем юный Клод начал брать уроки у мадам Моте де Флёрвиль и получил место в Парижской консерватории.

Новое течение в музыке

Пережив столь горький опыт, Дебюсси проявил себя одним из самых талантливых студентов Парижской консерватории. Дебюсси тоже был так называемым «революционером», часто шокируя учителей своими новыми идеями о гармонии и форме. По этим же причинам он был большим поклонником творчества великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского – ненавистника рутины, для которого в музыке не существовало авторитетов, а на правила музыкальной грамматики он обращал мало внимания и искал свой новый музыкальный стиль.

В годы обучения в Парижской консерватории Дебюсси знакомится с Надеждой фон Мекк, известной русской миллионершей и меценаткой, близкой подругой Петра Ильича Чайковского, по приглашению которой в 1879 году совершает своё первое заграничное путешествие по Западной Европе. Вместе с фон Мекк они посетили Флоренцию, Венецию, Рим и Вену. После путешествия по Европе Дебюсси предпринял свою первую поездку по России, где выступал на «домашних концертах» фон Мекк. Здесь он впервые узнал творчество таких великих композиторов как Чайковский, Бородин, Римский-Корсаков, Мусоргский. Вернувшись в Париж, Дебюсси продолжил обучение в консерватории.

Вскоре он получил долгожданную Римскую премию за кантату «Блудный сын» и проучился в столице Италии два года. Там же он повстречался с Листом и впервые услышал оперу Вагнера. На Всемирной парижской выставке 1889 года звуки яванского гамелана пробудили его интерес к экзотической музыке. Эта музыка была безумно далека от западной традиции. Восточная пентатоника, или гамма из пяти ступеней, отличающаяся от гаммы, принятой в западной музыке, - всё это привлекало Дебюсси. Из этого необычного источника он почерпнул многое, создавая свой поразительный и замечательный новый музыкальный язык.

Эти и другие впечатления сформировали собственный стиль Дебюсси. Два ключевых произведения: «Послеполуденный отдых Фавна», написанный в 1894 году, и опера «Пеллеас и Мелизанда» (1902), явились доказательством его полной зрелости как композитора и открыли новое течение в музыке.

Созвездие талантов

Париж в первые годы ХХ века был пристанищем для художников-кубистов и поэтов-символистов, а Русский балет Дягилева притягивал целое созвездие блестящих композиторов, художников по костюмам, декораторов, танцоров и хореографов. Это танцовщик-хореограф Вацлав Нижинский, знаменитейший русский бас Фёдор Шаляпин, композитор Игорь Стравинский.

В этом мире нашлось место и Дебюсси. Его изумительные симфонические эскизы «Море», его чудеснейшие тетради прелюдий и тетради «Образов» для фортепиано, его песни и романсы – всё это говорит о необычайной оригинальности, отличающей его творчество от других композиторов.

После бурной молодости и первого брака, в 1904 году он женился на певице Эмме Бардак и стал отцом дочери Клод-Эммы (Шушу), которую обожал.

Поворот судьбы

Бесконечно нежный и утончённый музыкальный стиль Дебюсси формировался долгое время. Ему было уже за тридцать, когда он завершил своё первое значительное произведение – прелюд «Послеполуденный отдых фавна», вдохновлённый поэмой своего друга, писателя-символиста Стефана Малларме. Произведение впервые было исполнено в Париже в 1894 году. Во время репетиций Дебюсси постоянно вносил изменения в партитуру, и после первого представления ему, вероятно, оставалось много чего доработать.

Приобретая известность

Несмотря на все сложности и то, что прелюд был исполнен в конце долгой и утомительной программы, публика почувствовала, что она слышит нечто поразительно новое в отношении формы, гармонии и инструментальной краски, и немедленно вызвала исполнить произведение на бис. С того момента имя композитора Дебюсси стало известно каждому.

Непристойный сатир

В 1912 году великий русский импресарио Сергей Дягилев решил показать балет на музыку «Послеполуденного отдыха фавна», хореографом-постановщиком и исполнителем которого стал прославленный Вацлав Нижинский. Эротическое изображение образа фавна, или сатира, вызвало некоторый скандал в обществе. Дебюсси, по природе своей закрытый и скромный человек, был разгневан и смущён происшедшим. Но всё это только добавило славы произведению, поставившему его в авангард композиторов современной музыки, а балет завоевал прочное место в мировом классическом репертуаре.

С началом войны

Интеллектуальная жизнь Парижа пошатнулась с началом Первой мировой войны в 1914 году. К тому времени Дебюсси был уже серьёзно болен раком. Но он всё ещё создавал новую выдающуюся музыку, например фортепианные этюды. Начало войны вызвало у Дебюсси подъём патриотических чувств, в печати он подчёркнуто называл себя «французский музыкант». Он умер в Париже в 1918 году во время обстрела города немцами, всего за несколько месяцев до окончательной победы союзников.

Звуки музыки

Ноктюрн (nocturne), в переводе с французского – ночной.

В XVIII в. – цикл небольших пьес (род сюиты) для ансамбля духовых инструментов или в сочетании их со струнными. Исполнялись вечером, ночью на открытом воздухе (подобно серенаде). Таковы ноктюрны у В. Моцарта, Михаэля Гайдна.

С ХIХ в. – музыкальная пьеса певучего, большей частью, лирического, мечтательного характера, как бы навеянная ночной тишиной, ночными образами. Ноктюрн пишется в медленном или умеренном темпе. Средняя часть иногда контрастирует своим более оживлённым темпом и взволнованным характером. Жанр ноктюрна как пьесы для фортепиано создан Филдом (первые его ноктюрны изданы в 1814 году).  Широкое развитие этот жанр получил у Ф. Шопена. Ноктюрн пишут и для других инструментов, а также для ансамбля, оркестра. Ноктюрн встречается и в вокальной музыке.

«Ноктюрны»

Дебюсси закончил три симфонических произведения, в совокупности называемые «Ноктюрны», в самом начале ХХ века. Он заимствовал название у художника Джеймса Макнейла Уистлера, чьим поклонником являлся. Некоторые гравюры и картины художника как раз и назывались «ноктюрнами».

В этой музыке композитор выступил как подлинный импрессионист, который искал особые звуковые средства, приёмы развития, оркестровку для передачи непосредственных ощущений, вызванных созерцанием природы, эмоциональных состояний людей.

Сам композитор в пояснении к сюите «Ноктюрны» писал, что это название имеет чисто «декоративный» смысл: «Речь идёт не о привычной форме ноктюрна, но обо всём том, что это слово содержит, от впечатлений до особых световых ощущений». Дебюсси однажды признал, что естественным толчком к созданию «Ноктюрнов» послужили его собственные впечатления от современного Парижа.

Сюита имеет три части - «Облака», «Празднества», «Сирены». Каждая из частей сюиты имеет свою программу, написанную композитором.

«Облака»

Триптих «Ноктюрны» открывается оркестровой пьесой «Облака». На мысль назвать так своё сочинение композитора навели не только реальные тучи, которые он наблюдал, стоя на одном из парижских мостов, но и альбом Тёрнера, состоящий из семидесяти девяти этюдов облаков. В них художник передал самые разнообразные оттенки облачного неба. Наброски звучали как музыка, переливаясь самыми неожиданными, едва уловимыми сочетаниями красок. Всё это ожило в музыке Клода Дебюсси.

«Облака», - пояснял композитор, - это картина неподвижного неба с медленно и меланхолически проходящими облаками, уплывающими в серой агонии, нежно оттенённой белым светом».

Слушая «Облака» Дебюсси, мы как бы сами оказываемся вознесёнными над рекой и рассматриваем однообразно-унылое пасмурное небо. Но в этом однообразии – масса красок, оттенков, переливов, мгновенных изменений.

Дебюсси хотел отразить в музыке «медленный и торжественный марш облаков по небу». Извилистая тема у деревянных духовых рисует нам прекрасную, но меланхоличную картину, изображающую небо. Альт, флейта, арфа и английский рожок – более глубокий и тёмный по тембру родственник гобоя – все инструменты добавляют свою тембральную окраску к общей картине. Музыка по динамике лишь едва превышает пиано и, в конце концов, полностью растворяется, словно облака исчезают на небосклоне.

«Празднества»

Спокойные звучания первой части сменяются пиршеством красок следующей пьесы «Празднества».

Пьеса строится композитором как сцена, в которой сопоставляются два музыкальных жанра - танец и марш. В предисловии к ней композитор пишет: «Празднества» - это движение, пляшущий ритм атмосферы с взрывами внезапного света, это также эпизод шествия ... проходящего сквозь праздник и сливающегося с ним, но фон остаётся все время - это праздник ... это смешение музыки со светящейся пылью, составляющее часть общего ритма». Связь живописи и музыки была очевидной.

Яркая картинность литературной программы находит своё отражение в живописности музыки «Празднеств». Слушатели погружаются в мир, полный звуковых контрастов, затейливых гармоний, игры инструментальных тембров оркестра. Мастерство композитора проявляется в его удивительном даре симфонического развития.

Празднества» наполнены ослепительными оркестровыми красками. Яркое ритмическое вступление струнных рисует нам оживлённую картину праздника. В средней части будто слышится приближение парада, сопровождаемое медными и деревянными духовыми, затем звучание уже всего оркестра постепенно нарастает и выливается в кульминацию. Но вот это мгновение исчезает, волнение проходит, и мы слышим только лёгкий шёпот последних звуков мелодии.

В «Празднествах» он изобразил картины народных увеселений в Булонском лесу.

«Сирены»

Третья пьеса триптиха «Ноктюрны» - «Сирены», для оркестра с женским хором.

«Это море и его бесчисленные ритмы, - раскрывал программу сам композитор, - затем посреди волн, посеребрённых луной, возникает, рассыпается смехом и затихает таинственное пение Сирен».

Немало поэтических строк посвящено этим мифическим существам – птицам с головами прекрасных девушек. Ещё Гомер описал их в своей бессмертной «Одиссее».

Чарующими голосами сирены заманивали к острову путешественников, и корабли их гибли на прибрежных рифах, и вот мы можем услышать их пение. Поёт женский хор – поёт с закрытыми ртами. Слов нет – одни звуки, будто рождённые игрой волн, парящие в воздухе, исчезающие, едва возникнув, и снова возрождающиеся. Даже не мелодии, а лишь намёк на них, как мазки на полотнах художников-импрессионистов. И в результате эти звуковые блёстки сливаются в красочную гармонию, где нет ничего лишнего, случайного.

music-fantasy.ru

Клод Дебюсси | World of Art

Картинки по запросу Клод Дебюсси

Вмузыкальной культуре Франции конца XIX -начала XX века трудно найти композитора, оказавшего столь существенное влияние на формирование нового стиля, как Клод Ашиль Дебюсси.

Родился композитор 22 августа 1862 года в предместье Сен-Жермэн-ан-Лэ близ Парижа. Он был старшим из пяти детей в семье мелкого лавочника. В буржуазных семьях конца XIX века было принято давать детям начальное музыкальное образование, и в четыре года маленького Клода отдали учиться музыке у пожилого итальянца Черутти, а с 1871 года он стал заниматься с мадам Антуанеттой-Флорой Моте (тещей поэта Верлена) - ученицей Шопена. Именно она привила своему одаренному ученику огромную любовь к музыке и посоветовала родителям мальчика отдать его в Парижскую консерваторию.

Там он обучался игре на фортепиано у А.Ф. Мармонтеля и проходил курс теории музыки у А.Лавиньяка, Э.Дюрана и О.Базиля. Именно в классе сольфеджио и гармонии у молодого композитора появился интерес к новым гармоническим оборотам и сложным ритмам. Композиции молодой Дебюсси учился у профессора Эрнеста Гиро и в студенческие годы под его руководством создал свои первые произведения: вокальные сочинения «Чудный вечер» на стихи Поля Бурже и «Мандолину» на слова Поля Верлена.

В годы обучения в консерватории Дебюсси знакомится с Надеждой фон Мекк, известной русской миллионершей и меценаткой, близкой подругой Петра Чайковского, по приглашению которой в 1879 году совершает свое первое заграничное путешествие по Западной Европе. Вместе с фон Мекк они посетили Флоренцию, Венецию, Рим и Вену. Во время этого путешествия перед молодым композитором открываются новые музыкальные горизонты. В Вене Дебюсси впервые услышал музыкальную драму Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда», оказавшую сильнейшее влияние на все его творчество. После путешествия по Европе Дебюсси предпринял свою первую поездку в Россию, где выступал на «домашних концертах» фон Мекк. Здесь он впервые узнал творчество таких великих русских композиторов, как Чайковский, Мусоргский, Бородин и Римский-Корсаков.

Вернувшись в Париж, Дебюсси продолжил обучение в консерватории, а с 1883 года начал принимать участие в композиторских конкурсах. В 1884 году Дебюсси был удостоен Большой Римской премии за кантату «Блудный сын» и в 1885 году переехал на виллу Медичи вместе с другими лауреатами для обучения во Французской Академии изящных искусств в Риме. Все это время молодой композитор находился в поисках новых гармонических и мелодических структур. «Гармония в таком виде, как ее преподают в консерватории, представляет собой напыщенно-смешной способ организации звуков, - писал впоследствии Дебюсси. -Единственным судьей гармонии может быть только вкус».

Трио Надежды фон Мекк - Данильченко (скрипка), Пачульский (виолончель), Дебюсси (фортепиано). Фото, 1880 г.

В процессе обучения в Академии лауреаты отправляли в Париж свои произведения, которые рассматривались там специальным жюри, и через несколько месяцев после приезда в Рим, Дебюсси, согласно традиции, отправил в Париж свое первое

«римское послание» - симфоническую оду «Зулейма» на слова Г.Гейне. А еще через год - двухчастную сюиту для хора (без слов) с оркестром «Весна» на сюжет знаменитой картины Боттичелли. Спустя некоторое время пришел официальный отзыв из Академии на «Весну»: «Дебюсси обнаруживает преувеличенное чувство музыкального колорита, которое заставляет его забыть важность четкого рисунка и формы. Он должен особо остерегаться расплывчатого импрессионизма, столь опасного врага правды в произведениях искусства». Это заявление не только показывает нам отношение к творчеству композитора, но интересно также и тем, что в нем впервые прозвучало упоминание термина «импрессионизм» по отношению к музыке. Произведения, созданные композитором в Риме, были еще далеки от зрелого стиля композитора, но они уже несли в себе новаторские черты, которые обнаружили себя, в первую очередь, в колористическом гармоническом языке и оркестровке. По возвращении в Париж Дебюсси решительно порывает с академическими традициями в музыке и с парижской Академией.

Картинки по запросу Клод ДебюссиПримерно в это же время композитор сближается с кружком поэтов-символистов, возглавляемых Стефаном Малларме. Здесь Дебюсси встречается с поэтами и писателями Ренье, Луисом, Верленом, художниками Дени и Уистлером, среди которых находит своих будущих друзей. Кружок Малларме стремился к синтезу искусства. Дебюсси, чрезвычайно восприимчивый ко всему новому, пытается применить принципы символизма к своей музыке, освободить ее от условностей и стереотипов, стесняющих свободу художника. Он говорит: «Не надо слушаться ничьих советов, разве только ветра, который своим шумом рассказывает нам о мире».

На 90-е годы приходится первый период творческого расцвета Клода Дебюсси. В это время он создает вокальные и камерно-инструментальные произведения (струнный квартет), фортепианные («Бергамасская сюита», «Маленькая сюита» для фортепиано в четыре руки) и симфонические произведения («Послеполуденный отдых фавна», «Ноктюрны»).

«Бергамасская сюита» (1890) -дань композитора клавесинистам французского барокко - цикл, состоящий из четырех частей: Прелюдия, Менуэт, Лунный свет и Паспье. Интересно, что изначально Дебюсси назвал третью и четвертую части соответственно «Сентиментальная прогулка» и «Павана», и только перед изданием в 1905 году изменил названия. Это заставило многих усомниться в связи самого знаменитого, возможно, фортепианного произведения Дебюсси с поэзией Верлена. Однако музыка Дебюсси неразрывно связанна со стихотворением «Лунный свет», к которому композитор обращался дважды.

В 1893 году Дебюсси приступает к созданию своей оперы по драме Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда» (1892), работа над которой продолжалась около десяти лет. Андре

Мессаже, друг композитора, дирижировавший премьерой оперы, очень точно заметил: «Открыв окно, Мелизанда выпустила на волю всю современную музыку». Поставленная в 1902 году в парижской «Опера-комик», «Пеллеас и Мелизанда» произвела фурор и оказала очень сильное влияние на современников, включая другого композитора-импрессиониста Мориса Равеля.

Картинки по запросу Клод Дебюсси

В 1894 году в Брюсселе в художественной галерее «Свободная эстетика», на фоне новых полотен Ренуара, Гогена, Писсарро и пр. состоялся первый концерт, целиком посвященный музыке Дебюсси.

В этом же году Дебюсси, вдохновленный эклогой Малларме, закончил симфоническую прелюдию «Послеполуденный отдых фавна» (трек №13 на нашем диске). Морис Равель, самый крупный из французских современников Дебюсси, считал «Послеполуденный отдых» совершеннейшим творением. В этой прелюдии уже в полной мере проявились характерные для музыки Дебюсси колористические приемы гармонии, изысканность и утонченность. Очень интересен богатый и оригинальный язык оркестра. Даже сам состав инструментов демонстрирует нам тонкий и неординарный подход к музыкальной палитре. Медную группу в составе оркестра представляют лишь четыре валторны. Также в партитуре наличествуют две арфы и струнный квинтет. Главная же роль поручена деревянным духовым инструментам, особенно трем большим флейтам, играющим в низком и среднем регистрах. Мелодия разворачивается неспешно, в ее основе нет динамичного развития сюжета. Она проникнута чувством томления и неги. В этой прелюдии композитор рисует лесное божество, в полуденный зной отдыхающее под сенью деревьев и наблюдающее за пляской нимф.

Дебюсси продолжает свои поиски средств для обновления техники инструментовки и музыкального языка и в «Трех Ноктюрнах для Оркестра» (1893-1899). Первоначально композитор задумал их как концерт для известного бельгийского скрипача Эжена Изаи, но за время работы, перед тем как принять окончательные очертания, «Ноктюрны» претерпели некоторые изменения. Это программное сочинение состоит из трех картин: «Облака», «Празднества» и «Сирены». «Заглавие "Ноктюрны", - пишет Дебюсси, - имеет значение более общее, и в особенности более декоративное. Дело здесь не в обычной форме ноктюрна, но во всем том, что это слово содержит от впечатлений и особых ощущений света». Позже Дебюсси рассказал своему другу, что замысел «Облаков» родился у него, когда он смотрел с моста Согласия на Сену, идея «Празднеств» пришла ему в голову «при созерцании проходящего вдали конного отряда солдат Республиканской гвардии, каски которых искрились под лучами заходящего солнца... в облаках золотистой пыли». Таким образом, мы видим, что визуальные впечатления играли в творчестве Дебюсси огромное значение.

Первое исполнение ноктюрнов в Париже стало сенсацией. В многочисленных отзывах прессы премьера была названа началом «новой эры» в симфонизме, что принесло Дебюсси репутацию центральной фигуры новой французской музыки.

На нашем диске первые два ноктюрна исполняет Академический симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии под управлением Евгения Мравинского.

Помимо своей композиторской деятельности Клод Дебюсси пробует свои силы как журналист и музыкальный критик. Начиная с 1901 года он сотрудничает с газетами и журналами, публикуя остроумные рецензии на события музыкальной жизни. Эти статьи потом были объединены в сборник «Господин Крош - антидилетант». В этой книге четко обозначены некоторые музыкальные взгляды композитора: «Как общее правило, всякие намерения усложнить форму и чувство показывают, что автору нечего сказать». «Музыка делается трудной каждый раз, когда ее нет». «Только музыканты обладают преимуществом улавливать всю поэзию ночи и дня в бесконечно вибрирующем ритме».

Клод Дебюсси за письменным столом. Фото, 1902 г.

Еще в 90-е годы Дебюсси глубоко изучил творчество русских композиторов, произведения которых оказали на него очень сильное влияние. Его поражала оркестровая красочность в сочинениях Римского-Корсакова. «Ничто не может передать очарования тем и ослепительности оркестра», - писал Дебюсси о симфонической музыке Римского-Корсакова. Известно, что Дебюсси восхищался творчеством и другого русского композитора - М.П. Мусоргского. Иногда случается, что восхищаясь кем-то, мы раскрываем собственные чувства. Так, под впечатлением от вокального цикла Модеста Мусоргского «Детская», появилось одно из самых обаятельных произведений композитора - его сюита «Детский Уголок» (1908), которую он написал для своей пятилетней дочери Клод Эммы. «Моей дорогой маленькой Шушу (домашнее прозвище девочки) с нежными извинениями отца за то, что последует дальше», - гласит посвящение к «Детскому уголку». Дебюсси называет части цикла по-английски, шутливо намекая на английское происхождение гувернантки Шушу.

В своей сюите Дебюсси раскрывает детский мир через понятные любому ребенку образы - строгого учителя (в Докторе Gradus ad Parnassum), игрушечного слона, пастушка, куклы.

В последнее десятилетие жизни Дебюсси активно продолжает заниматься творчеством, а также концертной деятельностью, с успехом гастролируя в России и Австро-Венгрии. К вершине творчества Клода Дебюсси относятся двадцать четыре прелюдии (1910 и 1913), «Шесть античных эпиграфов» (1914) и двенадцать этюдов (1912). До последних дней жизни композитор продолжает свои творческие поиски.

Умер композитор 25 марта 1918 года в Париже. Заслуги Дебюсси перед современной музыкой огромны. Основоположник импрессионизма в музыке (хотя сам он не любил этот термин), Дебюсси стал одним из самых значимых композиторов не только для Франции, но и для всего мира. Его приемы нетрадиционных звукорядов и тональных строев оказали существенное влияние и стали образцом для композиторов многих стран.

worldartdalia.blogspot.com

Дебюсси | Музыкальная Фантазия

Клод Дебюсси (1862-1918), французский композитор-импрессионист. Портрет работы Марселя Баше (1884)Клод Дебюсси (22 августа 1862 г. - 25 марта 1918), французский композитор-импрессионист.

Клод Ашиль Дебюсси родился 22 августа 1862 года в Сен-Жермен-ан-Лэ, близ Парижа. С 9 лет учился игре на фортепиано. В 1872 году он поступил в Парижскую консерваторию.

В начале 1880 года, еще, будучи студентом консерватории, Дебюсси принял предложение стать учителем музыки в доме русской меценатки Н. Ф. фон Мекк. Он путешествовал с семьей фон Мекк по Европе и дважды побывал в России (1881, 1882), где впервые познакомился с музыкой русских композиторов П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, оказавшей значительное влияние на формирование его собственного стиля.

Среди сочинений Дебюсси 80-х годов выделяется лирическая опера «Блудный сын», которую он представил на выпускном экзамене в консерватории. В 1884 году это произведение было удостоено Римской премии. Большую известность получили также два фортепианных сборника – «Бергамосская сюита» и «Маленькая сюита».

Вначале 90-х гг. Дебюсси сблизился с поэтами-символистами и художниками-импрессионистами. Последующее десятилетие, с 1892 по 1902 год, считается периодом расцвета творческой деятельности Дебюсси. В это время он создает вокальные произведения, лучшие из них – циклы «Лирические прозы» на собственные тексты, «Песни Билитис» на стихотворения П. Луиса. Пишет оркестровые произведения, которые заняли едва ли не основное место в наследии композитора, в частности симфонию-прелюдию «Послеполуденный отдых фавна», три оркестровых ноктюрна - «Облака», «Празднества», «Сирены». Венчает этот список опера «Пеллеас и Мелисанда» (1902).

music-fantasy.ru

Статьи о музыке - Погружение в классику

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК МУЗЫКИ. 1901-1910 КЛОД ДЕБЮССИ «ОБРАЗЫ»

Последнее десятилетие XIX века – время работы над оперой «Пеллеас и Мелизанда». В это время Дебюсси часто обращается к вокальной музыке, создавая вокальные циклы на стихи поэтов-символистов. Камерно-вокальная музыка Дебюсси стилистически связана в его оперой и явилась своего рода творческой лабораторией, где выкристаллизовались основные черты стиля «Пеллеаса». В эти же годы Дебюсси создает свою оркестровую прелюдию «Послеполуденный отдых фавна» и «Ноктюрны» («Облака» - «Празднества» - «Сирены»). Работа над фортепьянными сочинениями растягивалась на многие годы, и только в 1901 году он завершил сюиту Pour le Piano, а в 1905 году «Бергамасскую сюиту», начатую в 1890 году. Первое десятилетие ХХ века, напротив, ознаменовалось появлением ряда фортепьянных сочинений («Эстампы», «Маски», «Остров радости», «Образы», 1-я тетрадь Прелюдий) и именно в фортепьянной музыке Дебюсси представил наиболее характерные и важные черты своей творческой эволюции. Две серии фортепьянных пьес под названием «Образы» (Images) появились соответственно в 1905 и 1907 годах. Каждая из серий включает три пьесы. В первой это «Отражения в воде» (Andantino molto. Tempo rubato – соль бемоль мажор), «Памяти Рамо» (Lent et gdave – соль диез минор) и «Движение» (Anime – «легко, слегка причудливо, но точно» – до мажор). Во второй тетради - «Колокольный звон сквозь листву» (Lent), «Развалины храма при свете луны» (Lent – ми минор) и «Золотые рыбки» (Anime –фа диез мажор). Главное в этих пьесах – колорит, краски. Композитор привлекает для этого все средства гармонии, как известные до него, так и новые, и в этом проявляет необыкновенную смелость, фантазию и изобретательность. Пьеса «Колокольный звон сквозь листву» основана на целотонной гамме и в ней почти нет ощущения тональных устоев (подобного же эффекта достигает Скрябин в своих сочинениях того же времени). Однако ощущение красочного пространства создается не только средствами гармонии, но и невероятно насыщенной и утонченной при этом фортепьянной фактурой, нередко создается многоярусная гармоническая среда, где верхние, средние и нижние голоса, как бы отделены друг от друга и не образуют общего гармонического комплекса. Дебюсси мастерски использует все то, что придумал Лист, но и добавляет в изобилии свои находки. Главное для исполнителя не просто сыграть все эти ноты, а как их сыграть! Приобретает значение звук каждой ноты, каждая смена нюансов. Но такое значение колористической составляющей музыкальной ткани потребовало от композитора отказа от многих важнейших составляющих музыкального языка. И Дебюсси радикально жертвует ими, что позволяет с достаточным основанием говорить о том, что Дебюсси – зачинатель музыкального авангарда. Прежде всего Дебюсси отказывается от мелодии. Еще в вокальной музыке и «Пеллеасе» мы не найдем распевной кантилены, мелодическая линия там намеренно ограничена жесткими рамками, но, скромная и сдержанная, она присутствует в музыке. В «Образах» же мелодический материал сведен к элементарным мотивам, попевкам, состоящим из нескольких нот. Вслушайтесь в начало «Отражений в воде». Сквозь мерцающие аккорды в высоком регистре проступают три нисходящие мелодические ноты. Большего Дебюсси себе не позволяет, это бы разрушило созданную им картину! Более того, эти короткие мотивы никогда не развиваются, они лишь повторяются в неизменном виде, нередко переходя из регистра в регистр. Все это создает ощущение статичности, отсутствия движения. Даже пьеса под названием «Движение» никакого движения не содержит, и быстрые ритмические фигуры и пассажи ни на йоту не нарушают полной статичности. В прежних сочинениях Дебюсси (в той же сюите Pour le Piano) движение было. Дебюсси сознательно изгоняет движение из своей музыки! Единственным исключением в цикле является пьеса «Памяти Рамо», написанная в движении сарабанды. Здесь есть мелодические островки, и колористическая сторона не является самодовлеющей. «Образы» являются серьезнейшим испытанием для пианиста. Тот, кто испытание это выдержит, заставит публику забыть о статичности музыки и отсутствии мелодии. И, в заключение, несколько слов о терминах. Дебюсси – это колорит, краски. Готова этикетка - музыкальный импрессионизм! Но разве живопись Моне, Писсаро, Сислея или Дега статична? Она почти эскизна и чрезвычайно динамична. А Дебюсси свои «полотна» очень даже подробно выписывает, только он обобщает формы, отбрасывая ненужное.

YeYe

Морис Дени (1870-1943)

ТАНЕЦ ---------

АПРЕЛЬ --------------

МАРФА И МАРИЯ -----------

ЛАНДШАФТ --------------

ЛЕТНИЙ ДЕНЬ

intoclassics.net

Клод Дебюсси. Популярная история музыки

Французский композитор, пианист, дирижер и музыкальный критик Клод Дебюсси родился в 1862 году в пригороде Парижа. Его музыкальное дарование проявилось очень рано, и уже в одиннадцатилетнем возрасте он стал студентом Парижской консерватории, где обучался в классе фортепиано у А. Мармонтеля и композиции – у Э. Гиро. В 1881 году Дебюсси побывал в России в качестве пианиста в семье Н. Ф. фон Мекк. Здесь он познакомился с неизвестной для него ранее музыкой русских композиторов.

В 1884 году Дебюсси, выпускник консерватории, получил Римскую премию за кантату «Блудный сын», благодаря чему смог продолжить обучение в Италии. В Риме композитор, увлеченный новыми веяниями, создавал произведения, вызывавшие негативную реакцию у академических профессоров на родине, куда Дебюсси посылал свои работы в качестве отчетов.

Холодная встреча, уготованная музыканту по возвращении в Париж, заставила его порвать с официальными кругами музыкального искусства Франции.

Яркое дарование композитора, его неповторимый стиль проявились уже в ранних вокальных произведениях. Одно из первых – романс «Мандолина» (ок. 1880), написанный на стихотворение французского поэта-символиста П. Верлена. Хотя мелодический рисунок романса лаконичен и прост, каждый его звук необыкновенно выразителен.

К началу 1890-х годов Дебюсси уже был автором таких прекрасных произведений, как «Забытые песенки» на стихи П. Верлена, «Пять поэм» на слова Ш. Бодлера, «Бергамасская сюита» для фортепиано, и целого ряда других сочинений. В этот период произошло сближение композитора с поэтом-символистом С. Малларме и его окружением. Стихотворение Малларме «Послеполуденный отдых фавна» вдохновило композитора на создание в 1894 году балета с тем же названием. Поставленный в Париже, он принес Дебюсси крупный успех.

Лучшие произведения музыканта были написаны в период с 1892 по 1902 год. В их числе – опера «Пеллеас и Мелизанда», «Ноктюрн» для оркестра, пьесы для фортепиано. Эти работы стали примером для подражания молодых французских композиторов. Слава Дебюсси вышла за пределы его родины. С большим восторгом его встретила публика в Петербурге и в Москве, куда он приезжал с концертами в 1913 году.

Л. Бакст. Фавн. Эскиз костюма к балету К. Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна»

Как и искусству Рамо и Куперена, которых Дебюсси высоко ценил, его творчеству присущи такие качества, как жанровая живописность, выразительность звучания, классическая ясность форм. Все это есть даже в тех его произведениях, которые написаны в духе импрессионизма с его стремлением передать кратковременные, изменчивые впечатления. Дебюсси, обладавший сильно развитым музыкальным чутьем и тонким художественным вкусом, несмотря на свои творческие искания, безжалостно отсекал все лишнее, что мешало созданию по-настоящему яркой и выразительной музыки. Его работы восхищают своей цельностью, завершенностью, тщательно проработанными деталями. Композитор умело применяет не только импрессионистические средства, но жанровые элементы, а также интонации и ритмы старинных народных плясок.

Большое влияние на Дебюсси оказали великие русские композиторы Римский-Корсаков, Балакирев, Мусоргский. Их творчество стало для него примером новаторского использования национальных музыкальных традиций.

Искусство Дебюсси необыкновенно многогранно. Он создавал поэтичные и яркие пейзажные зарисовки (пьесы «Ветер на равнине», «Сады под дождем» и др.), жанровые композиции (оркестровая сюита «Иберия»), лирические миниатюры (песни, романсы), дифирамбические поэмы («Остров радости»), символические драмы («Пеллеас и Мелизанда»).

В числе лучших произведений Дебюсси – «Послеполуденный отдых фавна», в котором в полную силу проявилось колористическое мастерство автора. Произведение изобилует необыкновенно тонкими тембровыми оттенками, в создании которых большое участие принимают деревянные духовые инструменты. Слушатель словно погружается в пронизанную жаркими солнечными лучами атмосферу чудесного летнего дня. «Послеполуденный отдых фавна» показывает вариант симфонизма, характерный для большинства произведений Дебюсси. Музыке композитора свойственны колористическое изящество, тончайшая звукопись жанровых сцен и изображений природы.

Большой интерес представляют также «Ноктюрны» (1897 – 1899), состоящие из трех частей («Облака», «Празднества», «Сирены»). В импрессионистических «Облаках» отразилось представление музыканта о небе, покрытом грозовыми облаками над Сеной, а «Празднества» навеяны воспоминаниями о народных гуляньях в Булонском лесу. Партитура первой части «Ноктюрнов» изобилует колористическими сопоставлениями, создающими впечатление мерцающих световых бликов, пробивающих себе дорогу сквозь тучи. В отличие от этой проникнутой созерцательностью картины «Празднества» рисуют слушателю веселую сцену, наполненную мелодиями звучащих вдали песен и танцев, завершающуюся звуками приближающегося праздничного шествия.

Но наиболее полно импрессионистические принципы выразились в третьем ноктюрне – «Сиренах». Картина представляет море в серебристом лунном свете, нежные голоса сирен, раздающиеся откуда-то издалека. Партитура этого произведения более колоритна, чем две предыдущие, но она и самая статичная из них.

В 1902 году Дебюсси завершил работу над оперой «Пеллеас и Мелизанда», в основу которой была положена пьеса бельгийского драматурга и поэта-символиста М. Метерлинка. Чтобы передать тончайшие оттенки человеческих переживаний, композитор построил произведения на едва уловимых нюансах и необыкновенно легких акцентах. Он воспользовался ариозно-речитативной мелодией, лишенной контрастов, даже в самые драматические моменты не выходящей за рамки спокойной повествовательности. Музыке свойственны ровные ритмы, плавные движения мелодии, что придает вокальной партии оттенок камерности.

Оркестровые эпизоды в опере невелики, но тем не менее играют значительную роль в ходе действия, как бы досказывая содержание предыдущей картины и подготавливая слушателя к следующей. Оркестровка поражает богатством красочных переливов, она помогает создать нужное настроение, передать самые трудноуловимые движения чувств.

Символистской драме Метерлинка присуще ощущение пессимизма и обреченности. Пьеса, так же как и опера Дебюсси, передает умонастроения некоторой части современников композитора и поэта. Это явление охарактеризовал в 1907 году Р. Роллан: «Атмосфера, в которой развивается драма Метерлинка, – это усталая покорность, отдающая волю к жизни во власть рока. Ничто не может ничего изменить в порядке событий. Наперекор иллюзиям человеческой гордыни, мнящей себя господином, неведомые и непреодолимые силы определяют от начала до конца трагическую комедию жизни. Никто не ответствен за то, чего хочет, за то, что любит… Живут и умирают, не зная зачем. Фатализм этот, отражающий усталость духовной аристократии Европы, был чудесно передан музыкой Дебюсси, которая прибавила к нему свою собственную поэзию и чувственное очарование, сделавшие его еще более заразительным и непреодолимым».

Лучшая оркестровая работа Дебюсси – «Море», написанная в 1903 – 1905 годах у моря, где композитор пребывал в летние месяцы. Произведение состоит из трех симфонических эскизов. Отказавшись от эмоциональных романтических зарисовок, Дебюсси создал настоящую «натурную» картину, основанную на звукозаписи стихии моря. «Море» восхищает слушателя своим красочным богатством и выразительностью. Здесь композитор вновь обратился к импрессионистическим приемам передачи непосредственных впечатлений, и ему удалось показать изменчивость морской стихии, спокойной и тихой или разгневанной и бурной.

В 1908 году Дебюсси написал партитуру «Иберии», вошедшую в трехчастный симфонический цикл «Образы» (1906 – 1912). Две другие его части носят названия «Печальные жиги» и «Весенние хороводы». В «Иберии» отразился интерес музыканта к испанской теме, волновавшей воображение и других французских композиторов.

Партитура произведения состоит из трех частей – «На улицах и дорогах», «Ароматы ночи», «Утро праздничного дня». Создавая их, Дебюсси использовал ритмы и интонации народного музыкального искусства. «Иберия» – одно из самых радостных и жизнеутверждающих произведений французского музыканта.

В этот период композитор написал и целый ряд замечательных вокальных работ, в том числе «Три баллады Франсуа Вийона» (1910), мистерию «Мученичество святого Себастьяна» (1911).

Значительное место в творчестве Дебюсси отведено музыке для фортепиано. В основном это небольшие пьесы, отличающиеся жанровостью, картинностью, а иногда – программностью. Уже в раннем фортепианном произведении музыканта, «Бергамасской сюите» (1890), где еще чувствуется связь с академическими традициями, ощущается необыкновенная красочность – качество, выделяющее Дебюсси из числа других композиторов.

Особенно хорош «Остров радости» (1904) – самая крупная фортепианная работа Дебюсси. Ее живая, энергичная музыка заставляет слушателя почувствовать брызги морской волны, увидеть веселые танцы и праздничные шествия.

В 1908 году композитор написал альбом «Детский уголок», включающий ряд нетрудных пьес, интересных не только для детей, но и для взрослых.

Но настоящим шедевром фортепианного творчества музыканта стали двадцать четыре прелюдии (первая тетрадь появилась в 1910, вторая – в 1913 году). Автор объединил в них пейзажи, картины-настроения, жанровые сцены. О содержании прелюдий говорят уже их названия: «Ветер на равнине», «Холмы Анакапри», «Ароматы и звуки реют в вечернем воздухе», «Прерванная серенада», «Фейерверк», «Девушка с волосами цвета льна». Дебюсси виртуозно передает не только картины природы или конкретные сцены, например фейерверк, но и рисует верные психологические портреты. Прелюдии, быстро вошедшие в репертуар самых известных пейзажистов, интересны еще и тем, что содержат сюжеты и фрагменты из других произведений композитора.

В 1915 году появились «Двенадцать этюдов для фортепиано» Дебюсси, в которых автор ставит перед исполнителями новые задачи. Каждый отдельный этюд раскрывает конкретную техническую проблему.

В творческом наследии композитора есть и несколько произведений для камерного ансамбля.

До последних дней жизни Дебюсси не покидала слава. Музыкант, которого современники считали самым значительным композитором Франции, умер в Париже в 1918 году.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Дебюсси Клод | Музыкальная Фантазия

Клод Дебюсси (1862-1918), французский композитор-импрессионист. Портрет работы Марселя Баше (1884)Клод Дебюсси (22 августа 1862 г. - 25 марта 1918), французский композитор-импрессионист.

Клод Ашиль Дебюсси родился 22 августа 1862 года в Сен-Жермен-ан-Лэ, близ Парижа. С 9 лет учился игре на фортепиано. В 1872 году он поступил в Парижскую консерваторию.

В начале 1880 года, еще, будучи студентом консерватории, Дебюсси принял предложение стать учителем музыки в доме русской меценатки Н. Ф. фон Мекк. Он путешествовал с семьей фон Мекк по Европе и дважды побывал в России (1881, 1882), где впервые познакомился с музыкой русских композиторов П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, оказавшей значительное влияние на формирование его собственного стиля.

Среди сочинений Дебюсси 80-х годов выделяется лирическая опера «Блудный сын», которую он представил на выпускном экзамене в консерватории. В 1884 году это произведение было удостоено Римской премии. Большую известность получили также два фортепианных сборника – «Бергамосская сюита» и «Маленькая сюита».

Вначале 90-х гг. Дебюсси сблизился с поэтами-символистами и художниками-импрессионистами. Последующее десятилетие, с 1892 по 1902 год, считается периодом расцвета творческой деятельности Дебюсси. В это время он создает вокальные произведения, лучшие из них – циклы «Лирические прозы» на собственные тексты, «Песни Билитис» на стихотворения П. Луиса. Пишет оркестровые произведения, которые заняли едва ли не основное место в наследии композитора, в частности симфонию-прелюдию «Послеполуденный отдых фавна», три оркестровых ноктюрна - «Облака», «Празднества», «Сирены». Венчает этот список опера «Пеллеас и Мелисанда» (1902).

Тогда же его музыку начинают не только широко исполнять, но и обрабатывать. На музыку Дебюсси был поставлен одноактный балет «Послеполуденный отдых фавна», в котором блестяще танцевали русские танцовщики М. Фокин и В. Нижинский. Этот балет был показан во время знаменитых «Русских сезонов», организованных в Париже С. Дягилевым.

Следующий период творчества композитора начинается с 1903 года и прерывается только его смертью. Он продолжает много и интересно работать: создает три камерные сюиты и балет «Игры», хоровой цикл «Три песни Ш. Орлеанского», сюиту для 2 фортепиано («Белое и черное»). Дебюсси не оставляет и вокальные циклы. К этому времени относятся его «Три песни Франции», «Три баллады Ф. Вийона», «Три песни Малларме», а также программные оркестровые произведения – симфонические эскизы «Море» и «Образы».

Начиная с 1910 года Дебюсси постоянно выступает как дирижер и пианист с исполнением собственных сочинений. О разносторонности и работоспособности композитора говорят и его посмертные публикации. После его смерти были напечатаны такие его фортепианные сборники, как «Эстампы», «Детский уголок», 24 прелюдии и 12 этюдов, в клавире остался детский балет «Ящик с игрушками», впоследствии оркестрованный А. Капле (1919).

Дебюсси также был известен и как музыкальный критик, выступавший с статьями о событиях музыкальной жизни.

Своеобразие же его как сочинителя состояло в том, что взамен традиционной гармонии, построенной на согласном сочетании звуков, Дебюсси использовал свободные сочетания звуков, подобно тому, как художник выбирает краски на палитре. Он стремился, прежде всего, сделать музыку свободной от каких-либо законов. Дебюсси полагал, что звуками можно рисовать картины. Вот почему его сочинения так и называются - симфонические картины.

Действительно, перед слушателями возникают то картины бушующего моря или безбрежной глади, овеваемой легким ветром, то облака, несущиеся под порывами ветра. Это был невиданный ранее эксперимент в музыке, похожие задачи ставил перед собой - тоже в ХХ веке – русский композитор А. Н. Скрябин, пытавшийся соединить музыку, звук и цвет.

Не менее интересны и вокальные циклы Дебюсси, в которых он использовал гибкую и естественную мелодику, близкую к поэтической и разговорной речи; своим творчеством Дебюсси положил начало новому направлению в музыкальном искусстве, получившему название импрессионизм.

Композитор скончался 25 марта 1918 года в Париже.

music-fantasy.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта