Картины и изобразительное искусство. Картины изобразительного искусства


Живопись. История изобразительного искусства. - Реферат Рефератович

Реферат по учебной дисциплине "Культурология"

на тему: "Живопись. История изобразительного искусства".

 

    План

1. Введение.

2. История изобразительного искусства.

3. Определение живописи ее цели и задачи.

4. Виды, жанры и техники живописи.

5. Заключение.

6. Список литературы.

    1. Введение.

   Изобразительное искусство – сфера неординарная. Отображая мир, оно не в состоянии  показать объект в динамике в прямом понимании этого термина,  хотя мастера и выработали множество оригинальных приёмов передачи движения. При этом изображение единственного момента бытия – неизбежная и, возможно, самая особенная черта этого искусства, ставшая основой предметности и знакового обозначения его образов.

  Однако хотя форма и заимствует у предметов и явлений их черты, тождества здесь быть не может. Веками художники совершенствовали и открывали новые средства изображения, анализировали, выявляли сущность вещей. Параллельно с этим росло их значение и созданного ими искусства. Продвижение и  совершенствование художественной культуры подразумевает под собой соответствующее эстетическое развитие социума, потому образование в этом направлении стало обязательным условием для формирования личности. Элементарные знания о живописи, изобразительном искусстве – необходимость для современного человека.

    2. История изобразительного искусства.

   Живопись – вполне реальный атрибут древнего мира. Художники первобытных времён в своих изображениях определяли собственное творчество не как  пространственное, а как смысловое. Потому так часты сцены охоты, избирания вождя, т.е. те аспекты жизни, которые являлись её частью. Но не стоит думать, что древний художник был способен лишь переносить на скалы повседневные события, не обладая больше никаким мастерством. Художники древнего мира были очень искусны и технически в анималистике, очень точно выбивали фигуры животных, их анатомическое строение.

   Последний аспект – особенно важный. Тонкости анатомии животных, их повадок и поведенческие особенности были знакомы этим мастерам потому, что они собственноручно охотились, после чего занимались разделкой туши, практически постигая анатомию животных. Отличительным качеством древней живописи оказывается первостепенность унитарного опыта над эстетикой. Красота возникала после того, как событие или обряд приносило пользу. Эстетика способствовала развитию знаний, постижению природы. 

   В Древнем Египте можно наблюдать подобные тенденции. Если первобытные художники на своих изображениях выделяли в габаритном отношении вождя, делая его самым высоким на рисунке, то и египетские художники следовали этому же принципу в отношении своих вождей. Так появились смысловые и композиционные акценты, относящиеся конкретно к живописному искусству.  

   Среди прочих особенностей – тесная близость между живописью и графикой, а также литературой. Это особенно осязаемо в искусстве Древнего Китая и Древнего Египта. В которых роднящими их элементами оказываются элементы повествовательности. Для их картин обязательными были цепочки событий, построенных по повествовательному принципу или даже живописный рассказ, сконструированный из ряда фигур. 

  Даже столь ранний этап изобразительного искусства выявляет многообразное выражение позиций на плоскости. Древнеегипетские мастера создавали в изображениях профиля сразу оба глаза, южномеланизийские отдавали предпочтения тем плоскостям, которые и вовсе сокрыты от прямого взгляда. На их рисунках диск, изображённый над головой человека, обозначал его затылок. Если же мастер из Южной Мелинезии запечатлевал двойное лицо, то расшифровывалось оно как «круговой взгляд».    Развитостью в этот период отличалась ландшафтная живопись. Древние рисунки являют взору и фигуры людей, ландшафтные объекты, но при всём своём мастерском и техническом совершенстве, они всё же не перешагнули уровня идеографического письма. Их функция – обозначение, обрисовка древнего мира, изображённым таким, каким  он, в сущности, и являлся.

   Однако античный художник уже постигает анатомию человека, на что, также  как и в первобытном обществе, влияли внешние факторы: спартанские традиции воинского воспитания, распространение других видов искусств. Изобразительное искусство обратилось к гармонии и красоте человеческого тела. Живопись воссоздаёт фрагменты реалий того времени: Олимпийские игры, воинское воспитание юношей, эпизоды из жизни рабов.

   В Средние века изобразительная концепция строилась на  условно-плоскостной трактовке. В композиции не перспектива оказывалась главенствующим элементом, а значимость и семантическая наполненность.   Русская иконопись следует этим же установкам. В Средневековье художники пока игнорируют различия в анатомии между телом взрослого и ребёнка, на что указывают те полотна, где Младенец-Христос является уменьшенным взрослым. Искусство этого периода вникает в духовно-эмоциональную сферу личности. Культ обнажённого тела отвержен, а вместо него модели на полотнах предстают в длинных задрапированных убранствах, зачастую повторяющие монашеские. Впрочем, монашеские одеяния – также не редкость. Такие одежды призваны скрадывать и маскировать формы и линии тела, пропагандируя бесполость и бесформенность.

   Возрождение перечёркивает эту концепцию, изображения обнажённого тела реанимируются. Теперь в центре интересов живописцев несколько ипостасей человеческой плоти – красота, мощь и сладострастие.  Наслаждение жизнью, как и радость бытия, сочетание духовного и чувственного – именно этими настроениями преисполнены полотна Тициана, Джорджоне, Рубенса, Эль Греко. В эпоху «Возрождения» в системе видов искусств ведущую позицию занимает живопись, пронизанная духом антиаскетизма.

   В этот период складываются новые принципы, касающиеся перспективы и пространства. Теперь фигуры и их расположение на полотне указывают суть их взаимоотношений персонажей. Художники Возрождения, а затем и барокко, вырабатывают начала колористики. Важные события на картине выделялись на полотнах с помощью света и тени. Это утверждение относится и к перспективе и её законам.

   XIX век окончательно превращает живопись в отдельный жанр, отмежёвывая его от жанра графического. Вопрос пропорций между красками в живописи доводится до совершенства. Цвет становится отражением сути предметов и их связи с миром. Независимая от рисунка, эта новая живопись, открывает законы  света, тени, полутени, объёма. Любые капризы цвета и света, встречающиеся в природе, подвластны теперь художниками: Ренуару, Гогена, Ван Гога, Мане, Моне, Тулуз-Лотрека.

   ХХ век меняет общий характер живописи. Другие виды искусств – кино, фотография, телевидение, театр – оказывают ощутимое воздействие на живопись. Не только внутренний мир человека, но и его интеллектуальные качества влияют на это искусство. Однако фотография обозначила для живописи небывалые до сих пор задачи, поскольку  перехватила основную её функцию – запечатлевать предметы и людей.

   В связи с этим значимость субъективного начала в живописи прогрессирует. Необычайную ценность обретает индивидуальное видение, личностное восприятие жизни. Это приводит к тому, что живопись продуцировать собственный язык и знаковую систему, в которой приобретают смысл такие ранее не значимые элементы, как рама, формат, плоское основание, размеры и т.д.

   Велико значение импрессионизма, чьей заслугой является изобретение новых способов в передаче воздуха, световых эффектов, цветовых взаимодействий.

  Итак, живопись менялась вместе с эпохами и направлениями, часто опережая своими новаторскими достижениями течение жизни.

    3. Определение живописи её цели и задачи.

   Изобразительное искусство – это искусство изображения на какой-либо плоскости картин окружающего мира, но не путём копирования, а посредством творческого переосмысления в воображении создателя картины. Этому искусству присуще направлять  внимание на некое эстетическое качество,  чаще всего, цветовое. Именно чувство цвета в изобразительном искусстве переводится в особую сферу и превращается в средство постижения мира, но только художественным способом.

  Наличие задач определяет развитие живописного искусства. Первая из них – не копировать объектный мир и населяющих его людей, а транслировать на полотне персоналистические соображения о нём, раскрыть зерно изображаемого. На полотне необходимо присутствие пространства, но обязательно с включением декоративной функции.

  Вторая задача – воссоздание человека и его внутреннего мира, многообразным спектром психологических и эмоциональных нюансов, сочетая это с раскрытием сложных коммуникаций личности со средой.

  Третья задача относится уже к разделу технических вопросов. Перенесение на плоскость нюансы объёма и перспективы, продуманность композиции,  пропорции света и тени  со скрупулёзными тональными переходами.

   Настоящего художника не может устроить комплект устоявшихся правил и приёмов. Он всегда будет искать новые выражения красоты и гармонии окружающего мира. Если какие-то методы перейдут в статус неактуальных методов, живописец откажется от применения. Поиски нестандартных способов воздействия на зрителя зачастую приводят художника на путь противоречий. И тогда, возвращаясь к старому, мастер начинает реанимировать то, что в наследии прошлого оказывается действительно ценным. Благодаря таланту и оригинальному мышлению способствует возрождению ценностей, которые ещё недавно были отвергнутыми.

   Помимо задач, живопись обладает и рядом функций. Благодаря обращению к живописи, её изучению и восприятию, этот вид искусства способствует познанию, эстетическому развитию, удовлетворению религиозных потребностей, философских и идеологических воззрений. Документализм и социальное начало позволяют живописи выполнять и другие функции, относящиеся к социально-воспитательной сфере. 

  Итак, живопись в своих задачах видит постоянное совершенствование. Перманентность состояния будет означать смерть искусства.

    4. Виды, жанры и техники живописи.

  Давно определены виды живописи: монументальная, монументальная (с элементами декоративности), миниатюрная, станковая, иконопись, театральная, декоративная (носит прикладной характер). 

   Монументальная живопись (мурал) – часть монументального искусства. Муралы встречаются на масштабных архитектурных сооружениях и включены в архитектурный ансамбль.

  Миниатюра – утончённые минималистические в габаритном отношении живописные произведения, отличающиеся филигранностью по исполнению и процессу их создания. Миниатюра прославилась в жанрах портрета, книжной иллюстрации, лаковых изделиях, иконописи.

  Станковая живопись определяется особой самостоятельностью, обладает свободным характером, её восприятие – независимо от окружения. Основная форма – картина. Её качества – нестационарность и неутилитарность. Они являются ключевыми в её отличиях от мурала и миниатюры. 

   Иконопись – вид живописи, зародившейся в Средневековье. Её сфера – религиозные сюжеты и темы. Значение её восходит к культу. На иконах (основная форма) изображаются представители горнего мира – Господь Иисус Христос, Богоматерь, святые, прославляющие Его. Икона – посредник между человеком и этим миром в момент молитвы в храме или дома.

   Театральная живопись призвана оформлять спектакли. Внешняя сторона – это декорации, внутренняя – образное ядро спектакля. Без семантико-образного подтекста сценография уже не будет считаться искусством.

  Декоративное искусство принадлежит к пластическим видам искусств. Оно проникает в две сферы человеческого существования – садово-парковую, монументально-архитектурную и практически-бытовую. Это связано с тем, что все предметы, которыми пользуются человек, обязаны отвечать требованиям практичности, удобства, эстетики. Потому и предмет, создаваемый для пользования, должен в своей выразительности охватывать все компоненты, присущие нормам искусства: пропорции, конструкция, обработка, детали.

  Потребители в большинстве своём не задумываются, что глиняный кувшин, кружевная скатерть, стеклянный фужер или расписной поднос – это труд художника, в котором присутствует не только техника, но и воображение, индивидуальность, творческая манера.

   Декоративное искусство очень активно влияет на эстетический вкус потребителя, зачастую незаметно воздействующее на его национальное самосознание, потому что именно в декоративно-бытовых вещах их авторами используются национальные элементы и стилистика, что делает предметы прикладного искусства особенно ценным.

   Воплощение художественных задумок было бы невозможным без сопутствующих материалов. Живопись владеет богатейшим запасом технических средств: кисти, масло, краски, бумага, холст, разбавители, картон и т.д. Во многом, исходя из техники, возникают и формируются различные техники живописи.

  Так, использование масла как связующего звена между красками породило технику масляной живописи. Особенно ярко проявившись в живописи (поскольку позволяло создать эффект материальности), масляная живопись активно используется и современными художниками.

  Энкаустикой называют восковую живопись. Это довольно сложная техника: художник пишет расплавленными красками на незагрунтованной поверхности: камне, кирпиче и т.д. Картины в технике энкаустика отличаются большой прочностью.

   Темперная техника (краски из сухих веществ на желтке) использовалась в иконописи. Благодаря темпере цветовая часть икон долгое время сохранялась ясной и свежей. Однако темпера очень чувствительна к поверхности и требует её невероятной гладкости.

   Техника пастели предполагает рисование карандашами – мягкими и сухими. Цвета при рисовании пастелью накладывать друг на друга, растирая их пальцами. В результате переходные нюансы получаются практически неуловимыми, ювелирными.

   Акварель, как об этом свидетельствует название – краски на водной основе. Для работы с акварелью необходима точность и быстрота. Поскольку акварель имеет тенденцию к быстрому высыханию. Акварель способна передавать прозрачность, свежесть, различные цветовые и световые оттенки.

   Гуашь – техника покрытия полотна, в противовес акварели, непрозрачными красками, в составе которых есть клей и белила. Гуашь придаёт написанному произведению густоту, бархатистость, насыщенность. Она хороша как для станковой, и так и для театральной живописи, книжных иллюстраций.

  Перечисленные техники относятся к станковой живописи. Монументальное искусство также располагает своими техниками. В первую очередь, это фреска. Мастера фрески расписывали стены, преимущественно, сырую штукатурку, водяными красками. Храмовые росписи чаще всего выполнялись именно в этой технике.

   Мозаика – изображение из частиц твёрдых материалов (галька, керамика, смальта, камень). Это одно из самых часто применяемых украшений: в древности, в Европе, в России. Позволяет создавать масштабные картины на зданиях и в интерьерах.

   Панно – гладкое или рельефное изображение, которое может располагаться на потолке, стене, дверях. Большие размеры панно сочетаются с многообразием композиции – лепкой, резьбой, керамическим воплощением.

  Витражи – красочные цветные композиции, материалом для которых служит цветное стекло.  Особенность витража – в его способности преломлять свет. Это качество, как многокрасочность и иллюзорность делают его популярным украшением архитектурных строений.

  Говоря о жанрах, следует отметить неравномерность их возникновения. Так, анималистический жанр – самый древний, поскольку центром внимания первобытных художников были именно животные.

   Немного моложе, но всё же весьма давний портретный жанр. Если учитывать, что уже в Древнем Египте он уже достиг совершенства – в скульптурном отношении,  – то нельзя не признать его авторитет и почтенный возраст. Он имеет большое распространение в живописной сфере и внутри своей структуры делится на поджанры: одиночный, парный, групповой, бытовой, парадный, ростовой, поясной, подгрудный.

   Жанр пейзажа очень давно зародился в среднеазиатском регионе, а в Европе, по сравнению с Азией – недавно. По своим разновидностям пейзаж можно считать одним из самых богатых, но наиболее распространённые его подвиды – марина, сельский и городской.

   Натюрморт своим переходом в самостоятельность обязан Голландии и её художникам XVII века. Ставящий в тупик перевод этого термина с французского – «мёртвая натура» – натюрморт, тем не менее, живо воспевает всю красоту плодов, цветов, предметов и животных.

  Мировое искусство обязано Голландии и обретением другого распространённого жанра – бытового. В ХХ веке он занял свои лидирующие позиции и больше не должен доказывать свою значимость, в отличие от первой половины XIX века, когда его перевели в разряд «низких» и «недостойного внимания».

   Исторический жанр – особый по своей значимости для народа и общества, поскольку произведения, его составляющие, – имеют мощное социальное звучание, затрагивают широкие интересы. Исторические полотна владеют широким диапазоном, отражая современные события и произошедшие в глубоком прошлом.

  Весьма близко к историческому стоит батальный. Однако, это отдельный жанр, а создали его художники первобытных времён. Картины в батальном жанре в широком воплощении передают битвы, военные будни, морские, воздушные и сухопутные сражения.

  Сказочно-былинный жанр характеризуется, прежде всего, яркой индивидуальностью художников, например, В.М. Васнецова (1848 – 1926). Возникший интерес к национальному и самобытному искусству породил целую галерею сказочных полотен, героями которых выступают персонажи фольклора: сказок, былин, песен, мифов.

   Религиозный жанр, в ХХ веке прервавший своё существование (в нашей стране), возрождён вновь. Обращение к христианской стороне жизни, её ценностям и категориям, указывает на новые общественные тенденции.

   Итак, жанровая эволюция живописи, её техническое и видовое разнообразие – это свидетельство меняющегося общества, и язык живописи оказался способным к передаче этого процесса.

   5. Заключение.

  Рассматривая в данной работе историю и структуру живописи, удалось выявить следующее. Живопись – спутник человека с древних времён. Именно этому виду искусству удалось удовлетворить потребность человека в самовыражении, в знаковом, а главное, наглядном отображении волнующих его событий.

  Очень рано проявились в живописи гениальные мастера, порой безымянные, что проявилось в образцах античного искусства. Каждая эпоха открывала что-то новое в живописи: в древнем периоде главным был смысл, в средние века – духовная наполненность, в период Возрождения – сочетание внешней и внутренней красоты, в XIX веке – утверждение перспективы, соотношение света и тени; в ХХ – открытие нового, способного поразить.

  Обилие материалов (краски, кисти, холсты, бумага, карандаши) породило аналогичное количество техник в монументальной (фреска, мозаика, панно, витраж) и станковой живописи (гуашь, акварель, пастель, энкаустика, темпера). Напряжённые поиски способствуют возникновению жанров: анималистический, портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, бытовой, сказочно-былинный, религиозный.

  Всё сказанное позволяет утверждать – изобразительное искусство не относится лишь к развлекательности, а создано мастерами для познания, красоты и совершенствования.

   6. Список литературы.

1. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство/А.Д. Алёхин. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.

2. Алексеев С.С. О цвете и красках/С.С. Алексеев. – М.: Искусство, 1973. – 256 с.

3. Борев Ю. Б. Эстетика: / Ю.Б. Борев. – М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005. – 829 с.

4. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве/Б.Р. Виппер. – М.: Искусство, 1972.

5. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство/А.Б. Салтыков. – М.: Просвещение, 1968. – 296 с.

6. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства/Н.М. Сокольникова. – М.: Академия, 2007. – 316 с.

7. Угринович Д.М. Искусство и религия/Д,М. Угринович. – М.: Издательство политической литературы, 1982. – 288 с.

referatreferatovich.ru

Введение. Виды и жанры изобразительного искусства. | Искуству.ру

Искусство – это творчество вцелом. Какие искусства вам известны? Литература, музыка, танец, театр, кино.

Изобразительное искусство – пространственное, не растянуто во времени. Оно требует двух- или трехмерного пространства. Хотя в наше время благодаря техническим возможностям появился вид искусства, включающий временное пространство (видеоарт).

Изобразительное искусство отражает действительность с помощью зрительных образов: - многообразие окружающего мира; - мысли и чувства человека. Это способ познания окружающего и себя самого.

Для этого художник использует обобщение и воображение.

Виды изобразительного искусства: Архитектура Живопись Графика Скульптура Декоративно-прикладное искусство Театрально-декорационное искусство Дизайн

Архитектура

Архитектура – это искусство постройки зданий и сооружений для жизни и деятельности людей.

Слово «архитектура» произошло от греческого «Архус» – главный, высший; «Тектонико» - строительство.

Требует трехмерного пространства.. Имеет еще и внутреннее пространство – интерьер.

Живопись

Живопись – это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок (темпера, масляные краски, акрил, гуашь, …).

Графика

Графика – это вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные изображения. «Графо» - пишу, рисую, черчу. Рисунки выполняются карандашом, тушью, сепией, сангиной… Печатные изображения – гравюры, литография, ксилография, монотипия.

Графика делится на станковую, книжную и прикладную. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь и пастель.

Первые произведения графики – наскальные росписи первобытного искусства. В Древней Греции графическое искусство было на высочайшем уровне – вазопись.

Скульптура

Термин произошел от латинского «sculpere» - вырезать, высекать. В отличие от живописи и графики, в скульптуре присутствует объем. Скульптура – это объемное изображение.

Материалы: кость, камень, дерево, глина, металл, воск… Скульптура – один из самых древних видов искусства. Первые скульптурные произведения являлись идолами, оберегами, изображали древних богов. Различаются круглая скульптура (осматриваемая с разных сторон) и рельеф (высокий, средний, низкий, контррельеф). Скульптура делится на виды: станковую и монументальную (памятники, монументы) и монутентально-декоративную (архитектурное убранство).

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ)

В каждом доме живут и служат нам различные предметы. И если их коснулась рука художника, ювелира или народного умельца, то они становятся произведением декоративно – прикладного искусства. Термин появился в 18 в. от французского слова «декор» - украшение везде. Прикладное означает то, к чему приложено умение, искусство.

Дизайн

Начиная с первобытного периода можно проследить развитие этого вида искусства.

Театрально - декорационное искусство

Этот вид искусства включает в себя создание декорации, бутафории, костюмов, грима.

ЖАНРЫ

Термин «жанр» произошел от французского – вид, род. Первые самостоятельные жанры появились в Нидерландах в 16 веке.

Исторический Мифологический, религиозный Батальный Портрет Пейзаж Натюрморт Бытовой Марина Анималистический Интерьер

Исторический жанр

Исторический жанр – это произведения искусства, в которых отражены реальные исторические персонажи или события.

Мифологический жанр

Мифологический жанр – это произведения искусства, в которых отражены мифологические сюжеты.

Религиозный

Батальный жанр

Батальный жанр – это произведения искусства, в которых отражены военные эпизоды. Художник, который пишет на батальные темы, называется баталистом.

Портрет

Портрет – это изображение человека в скульптуре, живописи и графике. Портреты, написанные художниками, доносят до нас образы людей прошедших эпох.

Пейзаж

Пейзаж – картина, в которой природа стала её главным содержанием. Термин «пейзаж» (paysage) пришел из французского языка, что в переводе означает «природа». Как самостоятельный жанр пейзаж возник в Голландии. Пейзажная живопись разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, в других тонко передано состояние. Еще есть фантастические пейзажи.

Натюрморт

Термин «натюрморт» произошел от французского слова, буквально означающего «мертвая природа». Это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и так далее). Натюрморты рассказывают нам не только о вещах, но и об их владельцах, об их жизни, быте и привычках.

Бытовой жанр

Бытовой жанр – это картины, на которых отражены эпизоды из повседневной жизни людей.

Марина

Марина – это произведения искусства, на которых изображено море. Художник, который пишет море, называется маринистом.

Анималистический жанр

Анималистический жанр – это произведения искусства, на которых изображены животные.

Интерьер

Изображение внутреннего убранства архитектурного сооружения.

Стиль искусства

Понятие «стиль» - это своеобразие, которое позволяет сразу определить, в какую историческую эпоху создано произведение. Художественным (высоким) стилем называется направление, вовлекшее в себя все виды искусства. Например, барокко – высокий стиль, а рококо – направление. К великим или высоким стилям относятся классика античности, романский стиль и готика в Средние века, ренессансный стиль, обозначивший собой переходный период от Средних веков к Новому времени, барокко и классицизм в Новое время. Последним крупным стилем на рубеже XIX – XX вв. стал модерн, в котором была сделана попытка возрождения единства архитектуры, декоративного и изобразительного искусства. Соединение нескольких видов искусства в одном произведении называют синтезом искусств. Иначе говоря художественный стиль достигает наивысшего уровня, когда вовлекает в себя все виды искусства. Сложившись в определенную историческую эпоху, высокие стили непрерывно преобразовывались и возрождались на следующем этапе в новом качестве. К примеру, классицизм XVII в. во Франции взял основу из античной классики, при этом он сильно отличается от неоклассицизма второй половины XVIII в. и, конечно же, от неоклассицизма как одного из направлений эклектики второй половины XIX – начала ХХ вв.

Художественный образ

Художественный образ – это форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве.

iskusstvu.ru

1. Живопись как вид искусства

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….3

1.Живопись как вид искусства…………………………………………….4

2.Вид изобразительного искусства – графика……………………………4

3.Древний вид искусства – скульптура…………………………………...6

4.Архитектура - искусство проектировать и строить……………………7

5.Основные направления и приемы современного искусства…………..9

6.Кинетическое искусство………………………………………………..14

Заключение……………………………………………………………….16

Список используемой литературы……………………………………...17

Введение

Понятие «искусство» - это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм отражения действительности.

В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и тому подобное.

Эстетика рассматривает искусство как форму общественного сознания, специфический род духовно-практического усвоения мира, как органичное единство созидания, познания, оценки и человеческого общения, в узком смысле – изобразительное искусство, высокая степень умения, мастерства в любой сфере человеческой деятельности.

Основные виды искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура, литература, кино, театр.

Рассмотрим основные понятия некоторых видов, направлений и приемов современного изобразительного искусства.

Живопись очень древнее искусство, прошедшее на протяжении многих веков эволюцию от наскальных росписей до новейших течений живописи XI в. Живопись обладает широким кругом возможностей воплощения замысла от реализма до абстракционизма. Огромные духовные сокровища накоплены в ходе ее развития.

В конце XIX-XX вв. развитие живописи становится особенно сложным и противоречивым. Различные реалистические и модернистские течения завоевывают себе право на существование.

Появляется абстрактная живопись (авангардизм, абстракционизм, андеграунд), которая ознаменовала отказ от изобразительности и активное выражение личного отношения художника к миру, эмоциональность и условность цвета, утрированность и геометризацию форм, декоративность и ассоциативность композиционных решений.

В XX в. продолжался поиск новых красок и технических средств создания живописных произведений, что несомненно привело к появлению новых стилей в живописи, но масляная живопись по-прежнему остается одной из самых любимых техник художников.

2. Вид изобразительного искусства - графика

Графика (от гр. grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), литографию, линогравюру, гравюру на картоне и др.

Рисунок относится к уникальной графике потому, что каждый рисунок является единственным в своем роде. Произведения печатной графики могут воспроизводиться (тиражироваться) во многих равноценных экземплярах - эстампах. Каждый оттиск является оригиналом, а не копией произведения.

Рисунок является основой всех видов графики и других видов изобразительного искусства. Как правило, графическое изображение выполняется на листе бумаги. Художнику порой достаточно очень простых средств - графитного карандаша или шариковой ручки, чтобы выполнить графический рисунок. В других случаях он использует для создания своих произведений сложные приспособления печатный станок, литографские камни, резцы (штихели) для линолеума или дерева и многое другое.

Термин "графика" первоначально употреблялся применительно только к письму и каллиграфии. Искусство шрифта с давних времен было связано с графикой. Новое значение и понимание она получила в конце XIX - начале XX вв., когда графика определилась как самостоятельный вид искусства.

Язык графики и главные его выразительные средства - это линия, штрих, контур, пятно и тон. Активно участвует в создании общего впечатления от произведения графики белый лист бумаги. Добиться выразительного рисунка можно даже при использовании только черного цвета. Именно поэтому графику часто называют искусством черного и белого. Однако это не исключает применение в графике цвета.

Границы между графикой и живописью очень подвижны, например, технику акварели, пастели, а иногда и гуаши относят то в один, то в другой вид искусства, в зависимости от того, в какой степени используется цвет, что преобладает в произведении - линия или пятно, каково его назначение.

Одним из отличительных признаков графики является особое отношение изображаемого предмета к пространству. Чистый белый фон листа, не занятый изображениями, и даже проступающий под красочным слоем фон бумаги условно воспринимаются как пространство. Особенно наглядно это можно увидеть в книжной графике, когда изображение, помещенное на чистую страницу, воспринимается расположенным в пространстве интерьера, улицы, пейзажа в соответствии с текстом, а не на снежном поле.

Художественно выразительные достоинства графики заключаются в ее лаконизме, емкости образов, концентрации и строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намек на него, составляют особую ценность графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения зрителя.

В этой связи не только тщательно прорисованные графические листы, но и беглые наброски, зарисовки с натуры, эскизы композиции имеют самостоятельную художественную ценность.

Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.) и практически неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира.

.3. Древний вид искусства - скульптура

Скульптура - один из самых древних видов искусства. Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - вырезать, высекать, ваяние, пластика) - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем. Сами эти произведения (статуи, бюсты, рельефы, и тому подобное) также называют скульптурой.

Скульптура делится на два вида: круглая, свободно размещающаяся в реальном пространстве, и рельеф (барельеф и горельеф), в котором объемные изображения располагаются на плоскости. Скульптура бывает по своему назначению станковой, монументальной, монументально-декоративной. Отдельно выделяется скульптура малых форм. По жанрам скульптура разделяется на портретную, бытовую (жанровую), анималистическую, историческую и другое. Скульптурными средствами могут быть воссозданы пейзаж и натюрморт. Но главным объектом для скульптора является человек, который может быть воплощен в разнообразных формах (голова, бюст, статуя, скульптурная группа).

Технология изготовления скульптуры обычно сложная и многоэтапная, сопряжена с большим физическим трудом. Скульптор вырезает или высекает свое произведение из твердого материала (камня, дерева и др.) путем удаления лишней массы. Другой процесс создания объема за счет прибавления пластической массы (пластилина, глины, воска и другое) называется лепкой (пластикой). Скульптуры создают также свое произведение с помощью отливки из веществ, способных переходить из жидкого состояния в твердое (различных материалов, гипса, бетона, пластмассы и тому подобное). Нерасплавленный металл для создания скульптуры обрабатывается путем ковки, чеканки, сварки и резки.

В XX в. возникают новые возможности развития скульптуры. Так, в абстрактной скульптуре используются нетрадиционные методы и материалы (проволока, надувные фигуры, зеркала и др.). Художники многих модернистских течений провозглашают обыденные предметы произведениями скульптуры.

Цвет, издавна применяемый в скульптуре (античность, средние века, Возрождение), активно используется для повышения художественной выразительности станковой скульптуры и в наши дни. Обращение к полихромии в скульптуре или отказ от нее, возвращение к естественному цвету материала (камня, дерева, бронзы и др.) связаны с общим направлением развития искусства в данной стране и в данную эпоху

studfiles.net

Картины и изобразительное искусство

Изобразительное искусство является ярким отражением глубинных традиций, происходящих в обществе. История искусств богата интересными фактами, однако наиболее значимыми в истории являются имена художников, сумевших по-иному показать реальность, представив мир в своих красках. Они нашли эмоциональный отзвук в своих картинах, подарив нам вечные шедевры классиков прошлых столетий.

Все авторы нетленных произведений - великие художники своего времени - люди своеобразной духовной конструкции, чувственные и эмоциональные натуры. Они не могли равнодушно наблюдать за процессами, происходящими внутри общества, а потому по-своему выражали свои чувства, переживания и эмоции.

Считается, что искусство есть зеркало реальности, которое непредвзято показывает все события, отражает наиболее существенные детали и исторические факты. Всё это изобразительное искусство делает с пронзительной остротой, отображая историю развития общества в точности.

История искусств мирового масштаба, точно как история художеств отдельных народностей, осуществляется по спирали или суицидально. Так, в истории искусств мы видим взлёты и падения, создание великих культурных творений. Начинается это ещё со времён наскальной живописи и продолжается по сей день.

Сперва древние художники стремились изобразить гармоничность природы, животного мира и человека, демонстрируя изящество движения, используя для этого имеющиеся под рукой предметы. Со временем технологии написания сюжетов изменились - появились холсты и картины.

Тонкие работы художников более поздних времён восхищают нас и сегодня. Многие их картин представлены в галереях, а некоторые из них являются собственностью частных коллекций. Стоимость каждой из них может шокировать обычного человека, однако не стоит забывать, что эти картины - прежде всего, достояние истории и многих поколений, они отражают свою эпоху и то самое время, когда были написаны рукой мастера, а потому их главная ценность не в красоте, а в самом сюжете.

Изящные формы постепенно сменялись непонятными точками, художники рисовали свои картины совершенно по-новому. Но, по новому - это не значит, что хорошо или плохо, по-новому - это значит иначе, по-другому. Они вносили что-то новое, совершенствуя технологии, вот почему картины великих художников, даже спустя несколько веков, мы видим столь же красивыми, не тронутыми.

Вдобавок отметим, что цветы и декоративные растения также имеют свою историю, не менее интересную и трогательную. Декоративные растения создавались природой, в то время как картины - это творение настоящих художников. Отсюда следует, что человек и природа являются единым целым, и друг без друга не могут. Человек оберегает природу, рисуя картины, отражающие её красоты. А она взамен одаривает его всем тем, что так дорого нашему взору.

sbio.info

Живопись как вид изо искусства.

Живопись, вид изобразительного искусства, художественные произведения, которого создаются с помощью красок, наносимых на какую - либо твёрдую поверхность.

Как и другие виды искусства, живопись выполняет идеологические и познавательные задачи, а также служит сферой создания предметных эстетических ценностей, будучи одной из высокоразвитых форм человеческого труда.

Живопись отражает и в свете тех или иных концепций оценивает духовное содержание эпохи, её социальное развитие.

Мощно воздействуя на чувства и мысли зрителей, заставляя последних переживать действительность, изображенную художником, она служит действенным средством общественного воспитания.

Многие произведения живописи обладают документально - информационной ценностью.

В силу наглядности образа оценка жизни художником, выраженная в его произведении, приобретает особую убедительность для зрителя.

Создавая художественные образы, живопись использует цвет и рисунок, выразительность мазков, что обеспечивает гибкость её языка, позволяет ей с недоступной другими видам изобразительного искусства полнотой воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное своеобразие и материальную плоть, глубину изображаемого пространства, свето - воздушную среду.

Живопись не только непосредственно и наглядно воплощает все зримые явления реального мира (в т. ч. природу в её различных состояниях), показывает широкие картины жизни людей, но и стремится к раскрытию и истолкованию сущности совершающихся в жизни процессов и внутреннего мира человека.

Основное выразительное средство живописи — цвет — своей экспрессией, способностью вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обусловливает широкие изобразительные и декоративные возможности этого вида искусства.

В произведениях он образует цельную систему (колорит).

Обычно применяется тот или иной ряд взаимосвязанных цветов и их оттенков (гамма красочная), хотя существует также живопись оттенками одного цвета (монохромная).

Цветовая композиция (система расположения и взаимоотношения пятен цвета) обеспечивает определенное цветовое единство произведения, влияет на ход его восприятия зрителем, являясь специфической для произведения частью его художественной структуры.

Другое выразительное средство живописи — рисунок (линия и светотень) — ритмически и композиционно вместе с цветом организует изображение; линия отграничивает друг от друга объёмы, является часто конструктивной основой живописной формы, позволяет обобщённо или детально воспроизводить очертания предметов, выявлять их мельчайшие элементы.

Красочные пигменты первоначально добывались из минералов (желто-коричневые охры - из глины, красные - из гематита, белые - из извести, черные - из угля или жженой кости, синие и зеленые - из лазурита и малахита и т. д.). Позднее появились краски, изготовленные химическим путем.

Во всех живописных техниках используются одни и те же пигменты, но разные связующие - жидкие и клейкие вещества, не позволяющие рассыпаться красочным порошкам. Клеевыми красками, замешанными на казеине, писали древнеегипетские мастера; эти краски не растекались, что позволяло передавать множество мелких деталей.

Не дошедшие до нас картины легендарных древнегреческих мастеров и надгробные фаюмские портреты были написаны в технике энкаустики: краски вплавляли в горячий растопленный воск.

Густые восковые краски позволяли создать выразительную рельефную фактуру.

В Средние века входит в употребление темпера - краски, замешанные на яичном желтке или белке с разными добавками. Темперные изображения отличает приглушенность красочной гаммы. Темпера прочна и долговечна, не растрескивается со временем, в отличие от масляной живописи.

Масляная живопись появилась в эпоху Возрождения; ее изобретение приписывают нидерландцу Ян ван Эйку. Пигменты разводились льняным, ореховым и др. растительными маслами; благодаря этому краски быстро сохли, их можно было накладывать тонкими, прозрачными слоями, что придавало живописи особую светоносность и блеск. Недостаток масляных красок в том, что они со временем теряют эластичность, темнеют и покрываются трещинами (кракелюрами).

Работа масляными красками допускает огромное многообразие приемов - от тонкой тщательной отделки до широкой и темпераментной живописи «alla prima»; с их помощью можно создать гладкую эмалевую поверхность и пластичную, рельефную фактуру. Именно в этой технике художник может с наибольшей полнотой выразить свою творческую индивидуальность и передать все фактурное многообразие мира - прозрачное стекло, пушистый мех, теплоту человеческой кожи.

Истинное наслаждение для ценителей живописи представляет созерцание чуда превращения мазков в живые формы, плоти красок в плоть вещей.

Мастера эпохи Возрождения, «малые голландцы», в 17 в. стремились создать ощущение «нерукотворности» изображенных предметов; они писали тончайшими кистями, накладывая мелкие, незаметные мазочки.

В конце 19 в. художники стремятся «обнажить» творческий процесс, выявить красоту не только изображенного предмета, но и фактурности самой живописной кладки (сгустки краски, ее потеки и наплывы, «мозаика» мазков и т. д.).

Мастера 20 в. используют все многообразие техник и приемов живописи.

 

 

Графика как вид изо искусства

Графика - искусство рисунка. Графическое изображение, как правило, состоит из линий, штрихов, точек, пятен и т. д. По своей природе графическое изображение условнее живописного, хотя изобразительно-выразительные средства графики во многом те же, что и у живописи. В отличие от живописи цвет в графике преимущественно один (обычно черный), но существует графика, прибегающая и к помощи другого цвета. Графика как вид искусства зародилась еще во времена наскальной живописи, хотя само слово имеет греческие корни и означает "пишу", "черчу". В наше время это самостоятельный и многогранный вид, имеющий свои жанры и каноны.

Виды графического искусства

По своему назначению графические работы подразделяются на такие виды:

  • Станковая графика. Как вид искусства приближена к живописи, так как передает видение и эмоциональный мир художника. Причем мастер достигает этого не за счет многообразия палитры красок и различных техник их нанесения на холст, а с помощью линий, штрихов, пятен и тона бумаги.
  • Прикладная графика как вид изобразительного искусства. Примеры ее окружают нас повсюду, она имеет конкретное предназначение. Например, иллюстрация книг помогает читателю легче воспринимать ее содержание, плакаты и афиши несут знания или рекламную информацию. Сюда же относятся этикетки на товары, оформление конвертов, марок, карикатуры и многие другие.

Любые виды изобразительного искусства (графика, картинки не исключение) начинаются с наброска рисунка. Все художники используют его как первую ступеньку перед написанием основного полотна. Именно в нем создается проекция положения объекта живописи в пространстве, которая в дельнейшем переносится на холст.

Графический рисунок

Графика как вид изобразительного искусства, виды графики любого направления начинаются с рисунка, как и полотна в живописи. Для графического рисунка используют бумагу, чаще всего белую, хотя возможны варианты.

Главной его отличительной чертой является контраст двух или нескольких цветов – черный, белый, серый. Возможны другие виды контрастов, но даже если мастер использует черный карандаш на белой бумаге, то оттенки штрихов богаты разнообразием от мягкого черного цвета до глубокой черноты.

Эмоционально сильными являются рисунки черно–белого оттенка с добавлением одного контрастного цвета. Это притягивает взгляды, и фокусировка взгляда зрителя сосредоточена на ярком пятне. Такая графика как вид изобразительного искусства (фото очень ясно это показывает) становится ассоциативным произведением, когда яркий акцент вызывает у зрителя воспоминания личного характера.

lektsia.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта