sadalskij. Картины хаима сутина


Насмерть перепуганный Хаим Сутин — Лехаим

Хаим Сутин. Автопортрет. 1920–1921. Государственный Эрмитаж, Петербург

Сегодня прошел последний день большой ретроспективы Хаима Сутина в ГМИИ им. Пушкина — выставки, ставшей для Москвы очень большим художественным событием. Ирина Мак рассказывает, как это было.

Первая в России персональная выставка Хаима Сутина в ГМИИ им. А. С. Пушкина показала не только творчество самого художника, но и работы его наследников в искусстве, и произведения тех, кто его вдохновлял.

Люди на портретах Хаима Сутина выглядят так, будто их выкручивали, как мокрые тряпки. Пейзажи кривоваты и неправильны, дома свернуты набок, черты искажены отсутствием любви. Это искусство травмы, трагедии, знамя которого поднимут после Второй мировой войны на Западе, Сутин фактически открыл миру. И при этом «картины Сутина излучали сияние», как писал голландский художник Виллем де Кунинг.

Кураторы решили не просто показать Сутина (1893(94) — 1943) сольно — в Москву привезли более полусотни его работ, — но поместить его в контекст истории искусства. Получился непрерывный диалог героя с «учителями» и «учениками». «Портрет Мишеля Лейриса» Фрэнсиса Бэкона служит ответом сутинскому «Автопортрету», необычное раннее полотно Марка Ротко отсылает к нервным пейзажам Сутина — им тут отдан целый зал.

Вы не увидите здесь работ современников Сутина, не признававшего ни одного из популярных в его годы художественных течений — ни абстракционизма, ни кубизма, ни прочих «измов» («Сутин слишком любил природу в ее самых разнообразных проявлениях, чтобы полностью погрузиться в абстракцию», — вспоминала Маревна, в пору обитания Сутина в монпарнасском «Улье» его близкий друг). Но найдете много старого искусства. В «Голове cтарика» Фрагонара, как и у Сутина, живопись превалирует над сюжетом. Убитый кролик Шардена составляет пару «Кролику» Сутина. Тут есть Курбе, перед которым Сутин простаивал в Лувре часами, и Камиль Коро. Нет, правда, Рембрандта — в сутинской табели о рангах художника номер один (ради «Еврейской невесты» Сутин ездил в амстердамский Рийкс‑Музеум, а ради «Купальщицы» — в Лондон), но и так понятно, что «Освежеванная туша» Сутина (это излюбленный сюжет, одна из его «туш» была продана год назад за 28 млн долларов с лишним) и «Женщина, выходящая из воды» отсылают к Рембрандту.

Туша быка (Освежеванная туша быка) 1924. Музей искусства авангарда, Москва

30 прижизненных выставок, довоенная слава в США, о которой большинство французских коллег художника только мечтали, охота за его работами, которую устроили коллекционеры по обе стороны океана, — реальные факты биографии Сутина. Но слишком он был маргинал, чтобы испытывать радость.

«У Сутина был вид перепуганный и сонный; казалось, его только что разбудили, он не успел помыться, побриться; у него были глаза затравленного зверя…» — писал Илья Эренбург, заставший художника в его ранние парижские годы. Другое свидетельство, Вальдемара Жоржа, французского арт‑критика польского происхождения: «Однажды утром в Лувре я заметил молодого человека с низким подбородком и изумленным взором, стоящего перед картиной “Похороны в Орнане” (Курбе. — И. М). Он выглядел так, будто одержим страхом. Когда кто‑то приближался к нему, он отскакивал в сторону».

Никто не знает, когда именно Сутин приехал в Париж. То ли в 1911‑м, то ли в 1912‑м, то ли в 1913‑м (перед Парижем были сначала Минск, потом Вильно). Неясно и то, когда он родился в славном штетле Смиловичи (теперь это Беларусь, а тогда Российская империя) — неизвестно ни число (13 января или 9 июня), ни год — 1893‑й или 1894‑й. Это не помешает жителям Смиловичей рассказывать потом о никчемном десятом ребенке портного Соломона, которого хоть и били смертным боем, но все без толку, так и сгинул Хаим непонятно куда.

Улица в Кань. 1924. Музей искусства авангарда, Москва

Неряшливый провинциал, полуграмотный недоучка, нищий, насмерть перепуганный еврей, вырвавшийся из черты оседлости, — вот что говорили о Сутине при его жизни и писали сразу после смерти. Теперь эти воспоминания цитируют скорее как анекдот, и напрасно.

Сутин выделялся даже среди своих — немытостью, дурным запахом и отвратительным характером. Возможно, это было следствие несчастного местечкового детства, полного непонимания, нищеты и обид. Вырвавшись из черты оседлости, он не стал французом. Но и среди евреев он был другим.

Сутин не реагировал на внешние обстоятельства, что свойственно многим большим художникам. И совсем пренебрегал приличиями. Мог заставить человека, купившего его картину, вернуть покупку, если кто‑то обещал заплатить на пару франков больше. Оставаясь равнодушным к обнаженной натуре (напротив, ему была важна в портрете скорее одежда, более того — униформа, выделявшая в моделях главное — лицо), сам художник часто работал голым.

Все, что мы знаем о Сутине, настолько выходит за рамки нормального и даже допустимого, что ни один фантастический сюжет о нем не кажется невозможным. Американский искусствовед Джон Ричардсон, например, упоминая Сутина в своей книге о Пикассо («A Life of Picasso: The Cubist Rebel», 1996), рассказывает, как Модильяни повел Сутина, жаловавшегося на нарыв в ухе, к доктору, и тот обнаружил в ухе клопов. Британский писатель Роальд Даль выдумал для своего рассказа «Кожа» фантасмагорическую историю про татуировщика, дружившего с Сутиным. Будто бы художник нарисовал и вытатуировал на спине товарища портрет его жены. А через много лет некий коллекционер увидел на пляже человека с портретом на сморщенной спине, и вскоре этот портрет оказался в галерее. В рассказе есть странная деталь: татуировщик называет Сутина «мой маленький калмык». В этом вся правда о нашем герое. Калмык в Париже — экзотика куда бóльшая, чем в монпарнасской компании еврей.

 

Хаим Сутин вдохновил на роман о себе швейцарского писателя и переводчика Ральфа Дутли: в его «Последнем странствии Сутина», вышедшем год назад и по‑русски, эпизоды невероятной жизни художника и его галлюцинации проходят перед читателями на фоне последней поездки смертельно больного героя в оккупированный фашистами Париж.

Законченный шлимазл, он не говорил нормально по‑русски, паршиво знал французский и вообще имел проблемы с речью — только с Модильяни говорил спокойно. Моди, с которым его познакомил Жак Липшиц, был самым близким другом, что не мешало Сутину завидовать его красоте и легкости в общении с женщинами и обвинять в своей язве — якобы тот вынуждал Сутина пить. Модильяни привел Сутина к арт‑дилеру Леопольду Зборовскому. В 1923 году американский коллекционер Альберт Барнс купил у Зборовского 52 сутинские картины.

Все было не так плохо, как кажется, глядя на холсты, — а на выставке работы разного времени, от ранних до начала 1940‑х, когда совсем уже больной Сутин вынужден был скрываться с Мари‑Берт Оранш, бывшей женой Макса Эрнста, в городке Сиври.

Маленькая городская площадь, Ванс. 1929. Музей искусства авангарда, Москва

Прежняя подруга Сутина, немецкая еврейка Герда Грот, была интернирована как гражданка Германии. В отличие от них, Сутин депортации избежал. Но, как еврея, его не могли положить в больницу. А когда стало совсем плохо, 9 августа 1943 года Мари повезла его в Париж, и там все‑таки начали операцию, но Сутин ее не пережил.

О его последнем дне — том самом, описанном как апокриф в романе Дутли, рассказывали, что вроде бы везли Сутина в Париж на катафалке. После безуспешной операции похоронили в безымянной могиле, которую не так давно нашел коллекционер, хозяин Музея искусства авангарда Вячеслав Кантор (он дал на выставку восемь работ, но бóльшая часть экспозиции приехала из музеев Орсэ и Оранжери, Центра Помпиду, Музея современного искусства Парижа).

Выставка не привязана к датам — слишком долго мы ждали Сутина, чьи работы просачивались в Россию редко и помалу, и слишком много было неопределенностей в его жизни, чтобы думать о юбилеях.

Но день смерти Сутина как раз известен. Это случилось 75 лет назад. 

Большая шляпа. 1923–1924. Частная коллекция

 

lechaim.ru

В его картинах очень много красного – это любимый цвет Сутина. Цвет его безумия.

13/1/12, 11:43 pm

В его картинах очень много красного – это любимый цвет Сутина. Цвет его безумия.

Ко дню рождения Хаима СутинаХаим Сутин

Давно хотел написать о нем пост, но времени у меня мало, а говорить о Сутине я могу долго.В России этот художник забыт, помнят о нем совсем немногие – у нас ни книг, ни альбомов с его картинами вы не найдете, хотя он до конца жизни писал в документах «русский», а место рождения – Россия.А между тем Константин Коровин считал Сутина одним из пяти лучших художников мира. Модильяни называл гением, поддерживал в трудные годы парижской эмиграции и написал замечательный его портрет.Когда Сутин умер в августе 1943 от опухоли мозга, за его гробом шел один человек.Это был Пикассо.Остальные друзья побоялись выйти на улицу – город был оккупирован немцами.

Хаим Сутин

Хаим Сутин

Много писать не буду, его работы говорят о нем все.Скажу лишь, что этот сумасшедший еврей-экспрессионист – один из моих самых любимых художников.В его картинах очень много красного – это любимый цвет Сутина.Цвет крови, страсти, любви и ненависти, войны и победы. Цвет его безумия.

Хаим СутинХаим СутинХаим СутинХаим СутинХаим СутинХаим СутинХаим Сутин

Хаим СутинХаим СутинХаим СутинХаим СутинХаим СутинХаим СутинХаим СутинХаим Сутин
Хаим СутинХаим СутинХаим СутинХаим СутинХаим СутинХаим СутинХаим СутинХаим Сутин

МОДИЛЬЯНИ. ПОРТРЕТ ХАИМА СУТИНАМодильяни. Портрет Хаима Сутина.

sadalskij.livejournal.com

Почему он писал свои картины голым? Чудачества художника-безумца Хаима Сутина: alfo_6in

Хаим Сутин.(1955). Автор: Маревна / Гладиолусы. Автор: Хаим Сутин.

О чудачествах художника-безумца Хаима Сутина ходили легенды: "Все  свои картины он писал голым, рисовал еду, прежде чем ее съесть, даже  если был очень голоден, с женщинами вел себя смехотворно, выглядел  неряхой и всегда жил в ужасающем беспорядке",- так о нем вспоминали  современники. И мог ли он предполагать, что с течением времени его  работы, ранее продаваемые им за гроши, будут в списке самых дорогих  картин мира, оценивающихся в десятки миллионов долларов.

Хаим Сутин.

Много  художников, уехавших в годы революции из России, долгое время были  совершенно не известны на родине. Живя в Париже, они относили себя к  «французским художникам». Среди них Марк Шагал, Хаим Сутин, Цадкин,  Липшиц и другие "замолчанные гении", оставшиеся за пределами внимания  русских историков искусства. Хаим Соломонович  Сутин тоже был среди этих  забытых родиной, но всю жизнь писавший в документах «русский» и в графе  место рождения - "Россия".

Висячий заяц. (1923). Автор: Хаим Сутин. Бычья туша. Цена: 28 165 750 долларов. Автор: Хаим Сутин.

Художник  широко известен публике в Америке и на Западе, его картины украшают  крупнейшие мировые музеи и галереи а уникальные полотна Хаима Сутина  постоянно появляются на аукционных торгах. К примеру, в 2016 году «Бычья  туша» была продана за $28,165 млн, а «Камердинер» – за $16,9 млн, двумя  годами раньше «Маленький кондитер» – за $18 млн, «Невеста» – за $15,6  млн. Сегодня немало коллекционеров России хотят иметь в своей коллекции  работы этого уникального художника, вровень стоящего с такими известными  фигурами мирового искусства как - Ван Гог, Мунк, Пикассо.

Маленький кондитер. Ок. (1927). Холст, масло. 76,5 x 68,9 Christie’s.(2013). Цена: 18 043 750 долларов. Автор: Хаим Сутин. Освежеванный быкХолст, масло. 129,8 x 75. Christie’s. (2006). Цена: 7 848 000 фунтов. Автор: Хаим Сутин.

Хаим Сутин в истории искусства фигура загадочная и демоническая. Из слов очевидцев "Писал он свои холсты бурно, горячо, выкладываясь до конца. Отходил от мольберта, когда уже ноги его не держали". И голым он рисовал всегда... "не потому что эксгибиционист — не было денег на одежду. Во время работы он снимал вещи, чтобы они не снашивались».Хаим  восхищал своей манерой письма многих современных ему художников, но он  так и не примкнул ни к одному из авангардных течений, возникающих и  развивающихся в то время в Париже,

Рыба и помидоры. Ок. (1924). Холст, масло. 61 x 81, Sotheby’s. Цена: 2 729 250 фунтов. Автор: Хаим Сутин.

История  жизни Хаима Сутина, французского художника, еврея эмигрировавшего из  России, получившего громкую славу в Америке, очень необычна и вся  состоит из контрастов, как и его наполненные необыкновенной страстью  полотна.

Автопортрет. (1918). Автор: Хаим Сутин.

Еще  совсем молодым в 1913 году из местечка Смиловичи, что под Минском,  начинающий художник уехал в Париж, о котором грезил, в котором думал  прославиться. И где потом жил в нищете долгие годы, не имея денег ни на  еду, ни на одежду, самозабвенно писал свои полотна, ничем вокруг себя не  интересуясь. Его натурщицами были проститутки, образами для натюрмортов  – несвежие туши с соседней бойни. И чтобы купить холсты и краски,  продавал свои работы за сущие копейки.

Кондитер. Автор: Хаим Сутин.

Из  воспоминаний друга, живущего вместе с ним в одной квартире: "Постоянно  недоедающий Хаим приносил из лавки снедь и, страдая от голода, сначала  рисовал ее и лишь потом ел... Он становился бесноватым, слюни текли у  него при мысли о предстоящем «королевском обеде»... рассудок как будто  совсем покидал его – ничего не видел, ничего не слышал, ничего не  понимал...».

Маревна (урождённая Мария Воробьёва). Посвящается друзьям с Монпарнаса. 1962 г. Слева направо: Диего Ривера, Маревна с дочкой Марикой, Илья Эренбург, Хаим Сутин, Амедео Модильяни, Жанна Эбютерн, Макс Жакоб, Мойше Кислинг, Леопольд Зборовски.

В Париже Хаим сблизился с Амедео Модильяни  и другими художниками, жившими в богемной коммуне «Улей». Друзья о нем  заботились, приодели его, понемногу обучили хорошим манерам, наняли ему  приличное жилье. Очень скоро они с Амадео стали близкими друзьями, и  итальянец постоянно давал Сутину немного денег, знакомил с нужными  людьми, приводил натурщиц. Модильяни называл Хаима гением, поддерживал в  трудные годы парижской эмиграции и написал его портрет. В итоге Сутин  стал одной из самых ярких фигур «Парижской школы» искусства.

Портрет Хаима Сутина. Автор: Амадео Модильяни.

В  течении десяти лет жизни во французской столице Хаиму приходилось очень  тяжело: безденежье, голод, скитание по углам. Пока в 1923 году не  произошел крутой поворот в жизни живописца. Словно в волшебной сказке:  приехал американский меценат и коллекционер Альберт Барнс скупил около  60-ти работ Сутина за 20000 франков. Благодаря чему Сутин прославился в  Америке и в мире.

Красная лестница в Кане. (1923). Холст, масло. 73 x 54 Christie’s.(2007). Цена: 3 283 333 фунта.

Хотя  большие деньги и слава, тридцать художественных выставок при жизни  художника никак не изменили уклад бытия самого Хаима. Художник никогда  не знал, что делать, чтобы добиться успеха. Но зато точно знал, что  живопись его – новая и необычная.

Лежащая женщина. (1916). Автор: Хаим Сутин. Женщина в красном. Автор: Хаим Сутин. Девушка с зонтиком. Автор: Хаим Сутин.

Холсты  Сутина – портреты, натюрморты и пейзажи, наполненные яростной  красочностью, драматизмом, искренней наивностью вызывают душевный  всплеск. И о каждой его работе можно сказать: «Больно смотреть».  Увядающие гладиолусы в вазе, кровавые вывернутые туши, пламенеющая земля  на городском пейзаже, красный воротник на портрете - как одержимость  художника кроваво-красным: пылающим цветом, превращающим любое полотно в  трагедию.

Камердинер. Ок. 1927–1928. Холст, масло. 109,2 x 63,2. Sotheby's.(2010). Цена: 7 881 250 фунтов

Хаим  очень много писал и краски на его холстах не переставали "кричать", а в  жизни же его мучили приступы боли в желудке: давала о себе знать язва,  заработанная в результате постоянного голода. В августе 1943 года его  оперировали, но сделать уже ничего было нельзя. В последний пусть в  оккупированном Париже его провожали Мари Оранш и художники Пабло  Пикассо, Жан Кокто и Макс Жакоб.

Женщина, входящая в воду. (Около 1931). Холст, масло. 114 х 215;72. Музей Искусства Авангарда. Автор: Хаим Сутин. Ева. Автор: Хаим Сутин.

В  октябре нынешнего года в Пушкинском музее прошла первая большая  ретроспективная выставка художника-авангардиста и она впечатлила даже  неискушенного зрителя и имела большой успех.

На выставке в Пушкинском музее

[ххх]http://www.kulturologia.ru/blogs/241117/36766/

alfo-6in.livejournal.com

Хаим Сутин и его живопись. - 6 Июня 2010 - All-Art.do.am

Хаим Сутин был и остается загадкой Парижского художественного мира. С одной стороны, он имел потрясающий успех, с другой стороны, его искусство возникало из ничего, это не позволяло тогдашним искусствоведам и критикам однозначно определять его происхождение и классифицировать его вообще.

Сутин противопоставлялся великим именам Сезанна, ван Гога, Рембрандта или Курбе, хотя он сам отвергает такие сравнения. Поэтому рекомендуется считать его заграничное происхождение возможным объяснением его феномена. Тем не менее, его долгое присутствие в Париже, этом тигле модерна, не было случайностью. Его развитие можете сравнивать с развитием другой школой искусств.

Кроме того, Сутин позициoнировал себя относительно течений в искусстве, которые выходят далеко за границы Франции 1920ых годов. Именно в те года в Париже сформировалась группа мастеров искусств, которая колебалась между отпугиванием и очарованием зрителя.

Хаим Сутин

Ха́им Сути́н (Хаим Соломонович Сутин, фр. Chaim Soutine, 13 января 1893 — 9 августа 1943) — французский художник еврейского происхождения.

13.01.1893 года в Смиловичах (в литовском местечке в 400 душ), Минской губернии, в бедной еврейской семье, родился Хаим Сутин, который был десятым из одиннадцати детей. Отец был портным (по другим сведениям, синагогальным служкой) и находился в самом низу социальной иерархии местечка...

Cтарый Вильнюс

Cтарый Вильнюс.

Модернизм (авангардизм) связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности. Выступления художников-модернистов принимали зачастую форму анархического эстетического бунта против установившихся традиций и канонов в искусстве.

Авангард обозначал идущих впереди всех, т. е. экспериментирующих с художественным материалом, создающих новые, ни на что не похожие стиль, язык, содержание в изобразительном искусстве.

Революции и войны, в которые втягивается весь мир, не препятствуют экспериментам и поискам нового.

Происходит пересмотр прежних представлений о красоте, цвете и пространстве. Париж становится местом паломничества для художников со всего мира. Вкус к резкой, разрушительной деформации оказался знаменем начала нового века.

Сутин прибыл в Париж в 1913, ему было 20 лет. Он бежал от провинциальной жизни еврейского штетл, которая характеризовалась крестьянской и ортодоксальной культурой, и оставил за спиной бедную литовскую деревню. Он двигался в европейскую метрополию тех времен, в Париж.

Старый Париж

Старый Париж.

Сутин не был единственным художником «из деревни», который обнаружил новый мир, полный блеска, богатства и культуры.

Париж должен был произвести на европейца еврейского и нееврейского происхождения чрезмерное очарование – так было с земляками Сутина: Пинхусом Кремье, Мишелем Кикоин, с которыми он приехал, но и с Марком Шагал, Жаком Липшиц и Осипом Цадкин, с которыми встречался художник.

Они все прибыли в Париж по подобным причинам, о чем можно прочесть в их дневниках или воспоминаниях: в городе они могли проявлять себя, как художники.

Кроме того, Париж и Франция в еврейском мире играли важную эмоциональную роль, все же, речь идет о родине еврейской эмансипации, начиная с французской революция: свобода местопребывала в Париже. Между мифом и реальностью зияла, тем не менее, глубокая пропасть.

Сутин попал в довольно небогатый мир, в котором имелись равным образом бедствующие "гении", "объявленные вне закона" примитивисты и богема , которыми можно оправдать дискриминацию иностранных мастеров, мастеров вообще - и еще больше «независимых» художников.

Исходя из этой ситуации, на художественные школы, развивавшихся в Париже, навешивали ярлыки «иностранный» и «неакадемический».

Группа студентов Школы прекрасных искусств

Группа студентов Школы прекрасных искусств.

Сутин никогда не пытался завязать письменные контакты с оставленной семьей. Он пытался ассимилироваться. Для этого нужно было иметь парижское образование.

Хотя Сутин проучился 3 года в Академии художеств в Вильнюсе, он должен был посещать курсы Фернанда Кормона в Школе прекрасных искусств, чтобы считаться "правильным" художником.

У Липшица можно прочесть, как протекало это занятие: «Это был бы метод обучения в искусстве, живописи или скульптуре, не менявшийся с 18-ого века. Утро было посвящено академическому рисунку или скульптуре с моделью, вторая половина дня - посещению Лувра или других музеев. В субботу профессор исправлял и критиковал скульптуры и рисунки за неделю. Темы для занятий выбирались Советом академии, многочисленные сюжеты происходили из Старого и Нового завета или из античности. Профессора анализировали, в основном, композицию».

Зал с картинами

Зал с картинами.

Ученики школы получали настоящее образование, тем не менее, в Лувре, который наилучшим образом заменял профессоров. Соученик Сутина Леонард Фуджита рассказывает: «В течение моих 3 первых лет в Париже я шел каждый день в Лувр. Я посещал снова и снова отделение с французской средневековой живописью, а также греческие и ассирийские залы. Там я находил художественный синтез Востока и Запада, именно то, что я хотел реализовать в своих произведениях».

Сутин восхищался залами с работами Рембрандта, Курбе и греческих скульптур.

Школа La Rouche Улей

Школа La Rouche (Улей).

Школа La Ruche (Улей) была вселенной для молодых мастеров, основанной в 1903 году предприимчивым скульптором Альфредом Буше.

Он хотел объединить все художественные ателье и мастерские, в его же собственности находились ателье и театр.

Поначалу здесь собирались исключительно французские художники, но затем начали появляться и выходцы из Восточной Европы.

Скульптор Осип Цадкин вспоминает времена, когда он посещал школу вместе с Сутиным: «Добрый мсье Буше хотел превратить свое ателье в Академию, в которой ученики будут рисовать и лепить модели, предоставленные в их распоряжение. Но посещаемость была невысокой, и я всегда находил себе свободное место.

У меня не было никакого желания знакомиться с другими посетителями школы. Большинство из них писали картины, что я считал несовместимыми с моими интересами. И скульпторы, которые работали там, которых я мог видеть через открытые двери, интересовали меня еще меньше…

Хаим Сутин. Гладиолусы.

Название: Гладиолусы.Год создания: 1919Холст, масло. 54,6 х 45,7 см. Место: Бирмингем, штат Мичиган, д-р Барнет и г-жа Лидия Уинстон Malbin.

Я жил совершенно один, любил прогуливаться по бульвару Сен-Мишель, где я встречался со своими друзьями из Восточной Европы. У меня часто появлялась потребность вырваться из ужасной школьной атмосферы. Когда я в нее возвращался, меня охватывал удушливый и смрадный запах этого места, у меня появлялось ощущение, что я погружаюсь в закапсулированный мир, в котором я задохнусь.

Было желание уехать, улететь из этого мирка, отдававшего меланхолической плесенью и вернуться в Париж.. В этом проявлялась моя тяга к строгому одиночеству, монашеству, в котором исключены человеческие симпатии, что портили мне настроение в монашеской келье, и человеческое тепло, которое вначале было таким благотворным.

Многие из нас жили так, оградившись полным безразличием. Наши идеи вызревали в глубоком покое нашего бытия. Мы вынуждены были ограничивать нашу исконную сердечную теплоту… Все же эта теплота имела положительные свойства: все-таки одному из нас удавалось создать общепризнанный шедевр».

Название: Натюрморт с супницей.Год создания: 1916Холст, масло. 61 x 73.7 см.Место: Частное собрание.

Первые натюрморты Сутина представляли, по-видимому, гнетущее влияние нищеты первых лет жизни в Париже.

Постоянно, простейшим образом изображалась а ля Сезанн еда на непокрытом столе – и так отчетливо, что хочется разделить трапезу.

Натура проста, выразительна и отличается от поздних работ Сутина.

Палитра цветов ограничена темными оттенками, что напоминает Андре Дерена.

Мастерство Сутина проявляется не только в композиции, а и в использовании кисти, колорита, рисунка, пространства.

Он рисует то, что видит, не ища обходных путей.

Эти поиски непосредственной выразительности связаны с восхищением примитивизмом нач. ХХ века.

Здесь можно упомянуть и темы картин Амедео Модильяни, с которым Сутин встретился в школе «Улей», прежде всего лица его портретов.

Не случайно, хроникеры Монпарнаса интересовались группами мастеров, собиравшихся в школе «Улей» и др, в разных парижских кафе, как «Ле Доме».

В таких местах способность творить и искать встречались с интеллектом и мастерством.

Сюда ходили, чтобы поспорить с признанными мастерами.

Сутин, до того времени закрытый для внешнего мира, встретил здесь мастеров, поведавших ему об искусстве того времени, которое противостояло академизму, распространявшемуся Школой прекрасных искусств, и уже много лет боровшихся с его господством.

За год до прибытия Сутина в Париж в Школе стал издаваться журнал «Махмадим», что означает «Сияние».

В издании журнала участвовали много художников еврейского происхождения.

Журнал издавался на идиш, родном языке Сутина, и ставил целью создать теорию современного еврейского стиля в искусстве.

Шагал не примыкал к этому движеню, Сутин, вероятно, знал об этой группе, но не проявлял к ней никакого интереса. Очень трудно различить еврейский стиль и тематику в его работах.

Кафе Le Dome

Кафе Le Dome.

Это парадоксально, потому что в течение 1920-ых многие критики, особенно Вольдемар Джордж, видели в нем преимущественно еврейского художника.

Название: Молодая женщина.Год создания: 1915Холст, масло. 73 x 46 см.Место: Частное собрание.

Они сходятся в одном: трагический экспрессионизм художника не мог, или не должен был возникнуть из французского искусства.

В время расцвета Сионизма Сутину было приписаня связь с ним.

Так как он не мог быть связан с французской школой, он должен поэтому принадлежать новой школе, еврейской школе.

По крайней мере такой вывод сделал Вольдемар Джордж.

Сутин никогда не придавал значения этому.

Он оставался, без сомнения, связан со своим происхождением.

Он не соблюдал ритуалов, но был чувствителен, как и большинство еврейских художников, к преобладающему антисемитизму.

Присутствие еврейских элементов в его картинах остается недоказанным.

Тем не менее, некоторые попытались вставить Сутина в сгиб еврейской школы, рассматривая его, как лидера всех центральноевропейских еврейских художников, массово прибывших в Париж.

Вольдемар Джордж

Вольдемар Джордж.

Вольдемар Джордж был одним из самых видных критиков 1920-ых.

Он был одним из главных журналистов, поддерживавших авангардные течения.

Он был также первым, кто проявил интерес к Сутину, посвятив ему несколько статей.

Он был первым, кто выделил Сутина, которого он считал "неусвояемым", в ядро еврейской школы.

Ясно, что в значительной степени, собственная судьба Вольдемара Джорджа помогла ему понять картины живописца.

Вольдемар Джордж, польский еврей, который прибыл в Париж до 1924, немедленно натурализовался, в отличие от Сутина.

Джордж участвовал в первой мировой войне и порвал с еврейским миром польской высшей - буржуазии, из которой он происходил, женясь на нееврейке-художнице.

Во многих отношениях, Вольдемар Джордж искал культурную ассимиляцию во Франции.

Но он не отказался от своего еврейского происхождения и был в числе первоустроителей выставки еврейских художников на еврейском Мировом Конгрессе в Цюрихе в 1929.

Горячий защитник еврейской натуры, Вольдемар Джордж, однако, не желал путать ее с французской живописью.

Он предпочел быть приверженцем разделения наций.

Название: Автопортрет со шторой.Год создания: 1917Холст, масло. 72,5 x 53,5 см.Место: Частное собрание.

И так как он принадлежал двум из них, он развивал два аргумента. Критик определял Сутина так: он был всем, чем не была французская живопись.

Франция служила только тому, чтобы производить артистические фигуры, но не учитывала их ассимиляцию.

Критик обдумывал вопрос о том, как Сутин, и еврейские художники вообще, вписывались в международный художественный мир.

В предисловии к книге «Сутин» автор описывает Литву и ее гетто, далекие от мира искусства.

Имея в виду Сутина, автор продолжает описывает еврейский мир так:

«Что это за невидимая сила, которая вынуждает этого болезненного ребенка оторваться от семьи и придавать пластические изображения призракам, мучающих его? Все более часто гетто рождают мужчин-гениев… ученые, музыканты или поэты, которые, как блуждающие евреи, оставляют свои родные места, чтобы отдалиться от гетто, и принять облик, настолько новый, что уже нелегко различить его происхождение и знакомые акценты. И что значит быть живописцем? Это призвание, которое крестьянин из Ломбардии или римлянин посчитали бы совершенно естественной ненормальностью, выходящей за психические константы патриархальной жизни. Быть живописцем! Это - означает нарушить законы быта, освященные старой традицией! Происходит жестокое и неравное сражение между ребенком, охваченным демоном живописи, и живописцем, который воплощает иудаизм в его самой низкой, самой узкой форме.»

Название: Пейзаж с красными домами.Год создания: 1917Масло, холст. 60 x 73 см. Место: Частное собрание.

Далее он пишет о роли евреев в искусстве: «Что такое еврейский гений? Этот гений впервые оказывается в искусстве живописи в эпоху, в которой классические принципы - унаследованный от Рима и Греции и переданные эпохой Возрождения - погибают один за другим.

Антисемиты говорят, еврейский гений неспособен придавать вид идеям. В ритуальной символике, основанной на многовековой традиции, иудаизме и мессианском мистицизме нет места обучению формам. Иудаизм запрещает изображения всего живого.

Тем не менее, евреи играют активную роль в искусстве 20-ого столетия. Однако, имеет ли эта деятельность специфический характер?

Является ли она доказательством приспособления ее первоначальных семитских интересов к канонам европейской культуры? Или отрицает ее в противоположность постулату об иудаизации культуры сегодняшней Европы?

Здесь находится ключ к пониманию как этой, так и всех других эстетических проблем.

Тема еврейского гения снова появляется у Джорджа , как и у других критиков. По его мнению, они однозначно берут определение понятия гения у Иммануила Канта.

Последний исходит из оригинальности, которая освобождается от господствующих правил и от каждого принуждения - следовательно, также от принуждения имитации: Гений - это новый мастер.

В то время как Джордж понимает Сутина, как еврейского гения, он вдвойне выводит его за рамки. Он исключает его из западной традиции и определяет его качество как еврея: Он - первый представитель новой школы: школы современной еврейской живописи.

Название: Виолончелист (Г. Серевицш).Год создания: 1916Масло. 81 x 44,8 см. Место: Музей Искусства Мэрион Куглера Макнейа, Сан-Антонио, США.

Сутина и его произведения можно понять только в связи с его историей и происхождением. Его еврейство – первоначально. Однако, его работы не содержат выраженных элементов, соответствующих еврейской иконографии, и обнаруживается еще меньше эстетики, которую можно было бы декларировать как специфическую еврейскую, Джордж просто объясняет это противоречие тем, что феномен массовой миграции из среды не произвел ранее современных художников и просто нов.

Для Джорджа остается вопрос только в этом узнавании, каким видом или способом Сутин эстетически связан с его народом.

В связи с этим живописные произведения Сутина не могут быть охарактеризованы, как типичные качества еврейского гения в искусстве.

Мы, тем не менее, хотим подчеркнуть, что Сутин, отклонившийся от всех норм, который переходит все границы логики, разрушает все цепи и рвет все полотна, который делает нас свидетелем его внутренней драмы, - это не является чисто западным проявлением.

Что означает это искусство, у которого нет происхождения, которое не знает ни закона, ни родины, ни основных принципов, и не связано с традицией? Искусство ли это эмиграции искусство варваров?

Название: Опустошение.Год создания: 1921-22Масло, холст. 81 x 54,6 см.Место: Музей Calvet, Авиньон, Франция.

Не все разделяют такие представления о Сутине.

Адольф Баслэ, другой критик польско- еврейского происхождения, формулирует острую критику в адрес Сутина и его попутчиков, он отказывается от идеи еврейской школы в принципе: «Так безобразность вторглась сегодня в живопись и скульптуру, и стала столь популярна, что равнодушный западный мир восхищается чудовищами Сутина (маленького литовского еврея), его подобная кошмару цветная смесь удовлетворяет вкус рафинированных парижских так называемых знатоков . Вы верите, что Сутин представляет квинтэссенцию еврейского духа в искусстве? Его успех основывается, по-моему, только на энтузиазме, в котором есть что-то патологическое.»

Что такое экспрессионизм? В изобразительном искусстве экспрессионизм отличается необычной силой, мощью и энергией в работе с различными материалами и техникой, а также яркими, резко контрастирующими друг с другом цветами, использованием грубой, шероховатой поверхности, искажением естественных форм и пропорций предметов и человеческих фигур.

До 20 в. художники не стремились специально работать в такой манере, но тем не менее значительное число произведений прошлого могут быть названы экспрессионистическими. Среди них, например, создания первобытного и примитивного искусства, в т.ч. фигурки, связанные с культом плодородия и имеющие нарочито преувеличенные половые признаки, или средневековая скульптура, особенно отталкивающие изображения чертей и нечистой силы, и т.п.

В 20 в. художники сознательно стремились передавать при помощи искусства свои чувства и ощущения. На них оказали глубокое влияние произведения примитивного и средневекового искусства, африканская пластика, а также в высшей степени эмоциональная живопись голландского художника Винсента ван Гога и его норвежского современника Эдварда Мунка.

Экспрессионизм - это многослойный феномен. Он - ни стиль, ни художественная школа, а состояние души, которое было определено на основании опыта. Различные факторы способствуют его формированию. Он происходит от Гогена и ван Гога, он включает в себя народное искусство, примитивные и экзотические ремесла, рисунки душевнобольных и детей. Все, что не подпадает под категорию классицизма и натурализма.

Название: Улица Канье-сюр-Мер.

Год создания: 1923-24Холст, масло. 72,5 x 53,5 см. Место: Частное собрание.

Одной из любимых тем для полотен Сутина были ландшафты, которые он мог рисовать, если только они были у него перед глазами.

Его меценат и торговец его картинами Леопольд Зборовский после Цере послал его рисовать в Канье-сюр-Мер, чтобы он смог обнаруживать свет юга, как новый ван Гог или Матисс.

В случае с Сутиным его палитра посветлела, контрасты стали значительнее. Не цвет конструирует картину, а цветная, извилистая линия, нагромождение цветных линий и цветных масс производит бесформенное и приводит к ошеломляющему результату: возникает впечатление хаоса, одновременно элементы изображения сохраняются.

В зависимости от того, далеко или близко вы находитесь от картины, вы различаете ландшафт более или менее отчетливо.

Позиция Сутина отличается от экспрессионистских художников. В действительности, его романтика - и из романтики идет это у него - не стол сгоревшей эстетики.

Верный себе, он не должен изучать на романскую скульптуру или Гогена, или искусство Полинезии.

У романтики Сутина есть более глубоко лежащие источники, мощные корни, человеческие отношения.

Бытие необузданого духа русского еврея подчиняет мотивы, которые он обрабатывает, подвергает определенным искажениям, тем не менее, они образуют ритм его композиции.

Название: Безумная женщина.Год создания: 1919Масло, холст. 95,9 x 60 см. Место: Национальный Музей Западного Искусства, Токио, Япония.

Сутин не пользуется методами "дикого" пюре примитивизма Он никогда не хотел опрокидывать правила искусства; его уважение к великим мастерам, таким как Рембрандта или Курбе, его восхищение греческой скульптурой, уважение к видам (натюрморт, портрет, ландшафт) являются тому доказательством.

Его искажения, недействительность его форм и его монстроидальность несут в себе повторное открытие примитивизма, также обаяние деструкции, отрицания искусства.

Таким образом нужно понимать, по-моему, кровавые воловьи трупы или его поиск банальности, которые он доводит иногда вплоть до вульгарности, если он рисует, к примеру, простых людей часто с нежелаемой жестокостью.

Сутин всю жизнь был реалистичным художником, который был одержим моделью, которая у него была перед глазами.

Он был очарован повседневностью и поэтому творил ее по-новому.

Как же жилось Сутину в Париже, этому ребенку из провинциальной многодетной семьи, жившей в хронической бедности при 11 детях?

Многие великие люди произошли из многодетных семей, не был исключением и Хаим Сутин.

Название: Курица и помидоры.Год создания: 1924Масло, холст. 92,6 x 45,1 см.Место: Государственная галерея, Штутгарт, Германия.

Их естественным стремлением было желание убежать подальше от тесного семейного мирка.

Его отец, сам портной, хотел выучить сына на сапожника, но тому как-то удалось уговорить отца отдать его в школу рисования.

"Судя по источникам (сочинения Э. Фора, Дриё Ля Рошель, В. Жоржа, а также журналов «Изобразительное искусство» и «Искусство в Париже»), Сутин никогда не говорил о своем детстве, и эта особенность в числе прочих способствовала созданию легенды о «Сутине – проклятом художнике».

Можно быть уверенным, что жизнь местечка, подчинявшаяся предписаниям Талмуда, была важным фактором в формировании личности миолодого Сутина, однако, в отличие от других художников родом из этого региона (Шагал, Лисицкий, Рыбак...), в его творчестве нет никаких заимствований из еврейского фольклора.

Тем не менее нкоторые религиозные обряды дают ключ к пониманию происхождения многих работ Сутина.

Утром праздника Йом-Кипур в каждом доме местечка совершался обряд отпущения, ведущий свое происхождение от библейской традиции козла отпущения, которого изгоняли в пустыню.

Этот обряд состоял в том, что на пороге дома закалывали белого петуха, которого подавали на обед на следующий день, чтобы отметить конец традиционного поста.

Петух же, но не белый, а черный, появлялся в доме умирающего, чтобы объявить ему, что часы его сочтены.

По преданиям, услышав пение петуха, покойные родичи и друзья умирающего окружали его и судили его земные дела.

С одной стороны, реальный петух с закатившимися глазами, теряющий кровь в руках жертвоприносителя, а с другой стороны, зловещеий петух из преданий, стали постоянным сюжетом живописи Сутина.

Изредка Сутин превозмогал нежелание говорить о своем детстве и описывал эпизоды, оставившие глубокий след в его живописи.

«Однажны я видел, как мясник местечка перерезал горло гусю и выпустил ему кровь. Я хотел кричать, но не мог – веселый вид этого мясника словно парализовал меня...

Этот крик остался во мне до сих пор. Когда я был маленьким, чтобы освободиться от этого крика, я неумело рисовал портрет моего учителя...

И позже я писал бычьи туши, чтобы этот крик вышел из меня. Но он все еще во мне».

«Я смотрел, как солнечный свет и тени играют на занавесках... мой отец, сидевший в позе Будды, шил возле серого окна, потом он останавливался и, не поднимая глаз, поворачивал страницу...

«Рабби Мендель из Ворок кланется, что настоящему еврею пристали три вещи: абсолютное коленопреклонение, безмолвный крик и неподвижный танец».

Продолжение ...

all-art.do.am


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта