Хачатурян, Гаянэ Левоновна. Картины гаянэ хачатурян


Хачатурян, Гаянэ Левоновна — WiKi

Гаянэ Левоновна Хачатурян родилась 9 мая 1942 года в городе Тбилиси.

В 1949—1955 Гаянэ обучалась в 14-й женской общеобразовательной семилетней школе. Затем продолжила учёбу в 101 средней школе и параллельно поступила в художественную школу при Художественном училище им. Якоба Николадзе в класс педагога Гугули Курдиани, где училась четыре года — с 12 до 16 лет.

В 1962 году познакомилась с художником Александром Бажбеук-Меликяном, который распознал в ней яркий художественный талант, во многом помогал и поддерживал Гаянэ на начальном этапе художественной жизни.

В 1967 г. познакомилась с режиссёром Сергеем Параджановым, встреча с которым имела огромное значение на протяжении всей дальнейшей жизни Гаянэ. В начале 1967 г. по инициативе Параджанова в Ереване состоялась первая персональная неофициальная выставка в Армянском Доме Работников Искусств.

Сергей Параджанов считал Гаянэ Хачатурян самой значимой художницей второй половины 20 века, чьи персональные выставки пытался организовать в Москве, Киеве, Ереване, но чиновники от искусства встречали её картины в штыки.[1] Параджанов утешал её: «Гаянэ, очень трудно быть художником, но у тебя столько удивительных сил. Я в тебя верю».

Андрей Тарковский дорожил дружбой с Гаянэ, он восхищался её полотнами, самобытным талантом, её миром магического реализма. Андрей Тарковский, прилетая в Тбилиси, часто общался с Гаянэ.

Одним из первых открыл Гаянэ как художницу Тельман Зурабян. Он написал о ней в своей книге «Несмолкаемое эхо», вышедшей в 1976 году. В своём эссе «Гаянэ», посвящённом художнице, он писал[2]:

«Блистательная! Именно блистательная! Иначе не назвать художницу, сотворившую это чудо — мир озарений, блеска. Где все необычно и в то же время — обычно. И блистательность не в сюжете изображаемого — роскошь и мишура претят ей, а в самом её таланте, умение превратить самое обычное, повседневное в зрелище, театр. И даже в картинах, связанных с воспоминаниями о тяжелой болезни, овеянных грустью, выраженной в приглушенной гамме, нет-нет да и вспыхнет искорка этого блистательного. Люди, пейзажи и вообще сама жизнь во всех проявлениях, пусть даже в самых тяжелых, должны быть преображены красотой и изяществом. И нет ничего такого, что может вытравить в ней эту искорку».

Гаянэ Хачатурян принадлежит к поколению художников, исповедовавших свободу творчества предопределивших в 1960-е годы новый подъём армянского искусства. Внутренняя свобода побуждала Гаянэ следовать голосу души и создавать свои подобные видениям образы. Тифлис, где родилась художница, с его похожими на театральные подмостки двориками и улочками, увлекательные рассказы матери о красоте города Агулиса (ныне село Айлис Нахичеванской Aвтономной Республики Азербайджанской Республики), — все это стало почвой, питавшей воображение Гаянэ; особое место занимала в этих рассказах-воспоминаниях бабушка Гаянэ, добросердечие которой почитал весь Гохтан. Все свои картины Гаянэ подписывала по-армянски, а их названия писала на обороте по-русски. Как-то Гаянэ призналась мне, что на небольшие деньги, получаемые ею за картины, она всегда помогала бедным семьям. Среди лучших её полотен выделяется картина «Реквием» — она воспринимается ныне как волнующий символ безвременного ухода из жизни самой Гаянэ… (Шаэн Хачатрян)

Я всегда стремилась показать свой мир, мир магического реализма, но болезни и нервы, истощили мои силы, моё здоровье. Скоро Венецианское Биеннале, я знаю, что когда выставят мои холсты и графики, они принесут мне большой успех, тот незаслуженный успех, который выпал мне перед моей смертью, но мне это всё уже безразлично, поскольку я сама считаю свои картины, не шедеврами… (Тбилиси 14 апреля 2009 онкологическая больница Метула, отрывок беседы Гаянэ Хачатурян и Валерий Ханукаев).

C согласия Гаянэ Хачатурян и под её личным руководством в 2008 г. коллекционер Валерий Ханукаев основал Международный Фонд Гаянэ Хачатурян, президентом которого он и является. Фонд Гаянэ Хачатурян занимается проведением выставок, сбором художественных материалов, созданием архива, изучением творчества и художественного наследия художницы.

У Гаянэ Хачатурян никогда не было учеников. Она скончалась 1 мая 2009 г. в Тбилиси. Похоронена в Пантеоне Великих армянских писателей, культурных и общественных деятелей «Ходживанк» в Тбилиси[3].

В начале 1967 года при поддержке Параджанова в Ереване состоялась первая персональная (неофициальная) выставка Гаянэ Хачатурян. Ниже представлены официальные выставки[3]:

  • 1968 — редакция журнала «Декоративное искусство», Москва.
  • 1970 — Государственная картинная галерея Грузии — выставка самодеятельных художников и народных умельцев Грузии.
  • 1971 — «Дом Художников», Ереван.
  • 1972 — «Дом актёров Грузии им. А. Хорава», Тбилиси.
  • 1978 — Музей современного искусства, Ереван — Гаянэ стала постоянным экспонентом музея.
  • 1978 — «Фонд Галуста Гюльбенкяна», Лиссабон, Португалия.
  • 1979 — «Фонд Галуста Гюльбенкяна», Париж — Лион — Марсель, Франция.
  • 1979 — «Фонд Галуста Гюльбенкяна», Бейрут, Ливан.
  • 1987 — «Дни культуры Армении в Венеции», Венеция, Италия.
  • 1995 — «Современное искусство Армении во Франции», Париж — Мец — Пуатье — Понтиви, Франция — персональная выставка.
  • 1995 — Дворец юстиции, Париж, Франция — «Пути Армении», ассоциация «Пути искусства».
  • 1996 — Национальная галерея Армении, Ереван — выставка художников Грузии в Армении.
  • 2001 — Галерея «Дом Нащокина», Москва — «Я — Гаянэ из Тифлиса» (персональная выставка).
  • 2009 — Государственный центр современного искусства, Москва — «Живопись — кино» Андрей Тарковский, Сергей Параджанов, Гаянэ Хачатурян.
  • 2009 — 53-я Всемирная Венецианская художественная биеннале, Венеция, Италия — Организаторами выставки выступили Международный фонда Гаянэ Хачатурян и Министерство культуры Республики Армения.
  • 2010 — Национальная галерея Армении и Международный фонда Гаянэ Хачатурян— «Выставка посвященная памяти Гаянэ».

Картины Гаянэ находятся в постоянной экспозиции в Национальной галереи Армении, в музее современного искусства Армении. Незаурядный, самобытный талант Гаянэ по достоинству оценен многими известнейшими людьми. Полотна Гаянэ хранятся во многих частных коллекциях по всему миру. Среди её друзей и поклонников: Тонино Гуэрра, Владимир Спиваков, Юрий Любимов, Эльдар Рязанов, Алла Демидова, Франсуаза Саган, Ив Сен-Лоран, Отар Иоселиани, Гия Канчели, Евгений Примаков, Михаил Туманишвили, Андрей Тарковский, Мартирос Сарьян.

ru-wiki.org

Хачатурян, Гаянэ Левоновна — Википедия с видео // WIKI 2

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Хачатурян.

Хачатуря́н Гаянэ́ Лево́новна (9 мая 1942, Тбилиси — 1 мая 2009, Тбилиси) — известная армянская художница, отличавшаяся самобытным творческим почерком. Автор около 700 живописных и графических работ.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/1

    Просмотров:

    29 835

  • Армянская Лезгинка (Арам Хачатурян) Гаянэ

Содержание

Биография

Гаянэ Левоновна Хачатурян родилась 9 мая 1942 года в городе Тбилиси.

В 1949—1955 Гаянэ обучалась в 14-й женской общеобразовательной семилетней школе. Затем продолжила учёбу в 101 средней школе и параллельно поступила в художественную школу при Художественном училище им. Якоба Николадзе в класс педагога Гугули Курдиани, где училась четыре года — с 12 до 16 лет.

В 1962 году познакомилась с художником Александром Бажбеук-Меликяном, который распознал в ней яркий художественный талант, во многом помогал и поддерживал Гаянэ на начальном этапе художественной жизни.

В 1967 г. познакомилась с режиссёром Сергеем Параджановым, встреча с которым имела огромное значение на протяжении всей дальнейшей жизни Гаянэ. В начале 1967 г. по инициативе Параджанова в Ереване состоялась первая персональная неофициальная выставка в Армянском Доме Работников Искусств.

Сергей Параджанов считал Гаянэ Хачатурян самой значимой художницей второй половины 20 века, чьи персональные выставки пытался организовать в Москве, Киеве, Ереване, но чиновники от искусства встречали её картины в штыки.[1] Параджанов утешал её: «Гаянэ, очень трудно быть художником, но у тебя столько удивительных сил. Я в тебя верю».

Андрей Тарковский дорожил дружбой с Гаянэ, он восхищался её полотнами, самобытным талантом, её миром магического реализма. Андрей Тарковский, прилетая в Тбилиси, часто общался с Гаянэ.

Одним из первых открыл Гаянэ как художницу Тельман Зурабян. Он написал о ней в своей книге «Несмолкаемое эхо», вышедшей в 1976 году. В своём эссе «Гаянэ», посвящённом художнице, он писал[2]:

«Блистательная! Именно блистательная! Иначе не назвать художницу, сотворившую это чудо — мир озарений, блеска. Где все необычно и в то же время — обычно. И блистательность не в сюжете изображаемого — роскошь и мишура претят ей, а в самом её таланте, умение превратить самое обычное, повседневное в зрелище, театр. И даже в картинах, связанных с воспоминаниями о тяжелой болезни, овеянных грустью, выраженной в приглушенной гамме, нет-нет да и вспыхнет искорка этого блистательного. Люди, пейзажи и вообще сама жизнь во всех проявлениях, пусть даже в самых тяжелых, должны быть преображены красотой и изяществом. И нет ничего такого, что может вытравить в ней эту искорку».

Гаянэ Хачатурян принадлежит к поколению художников, исповедовавших свободу творчества предопределивших в 1960-е годы новый подъём армянского искусства. Внутренняя свобода побуждала Гаянэ следовать голосу души и создавать свои подобные видениям образы. Тифлис, где родилась художница, с его похожими на театральные подмостки двориками и улочками, увлекательные рассказы матери о красоте города Агулиса (ныне село Айлис Нахичеванской Aвтономной Республики Азербайджанской Республики), — все это стало почвой, питавшей воображение Гаянэ; особое место занимала в этих рассказах-воспоминаниях бабушка Гаянэ, добросердечие которой почитал весь Гохтан. Все свои картины Гаянэ подписывала по-армянски, а их названия писала на обороте по-русски. Как-то Гаянэ призналась мне, что на небольшие деньги, получаемые ею за картины, она всегда помогала бедным семьям. Среди лучших её полотен выделяется картина «Реквием» — она воспринимается ныне как волнующий символ безвременного ухода из жизни самой Гаянэ… (Шаэн Хачатрян)

Гаянэ относится к редчайшему количеству художников, исповедующих в своей живописи художественное направление: Магический Реализм, последователей, которых очень мало. Вот это яркое созвездие: Хорхе Луис Борхес , Рене Магритт, Марк Шагал, Питер Дойг , Фрида Кало, Гаянэ Хачатурян, (Валерий Ханукаев).

Я всегда стремилась показать свой мир, мир магического реализма, но болезни и нервы, истощили мои силы, моё здоровье. Скоро Венецианское Биеннале, я знаю, что когда выставят мои холсты и графики, они принесут мне большой успех, тот незаслуженный успех, который выпал мне перед моей смертью, но мне это всё уже безразлично, поскольку я сама считаю свои картины, не шедеврами… (Тбилиси 14 апреля 2009 онкологическая больница Метула, отрывок беседы Гаянэ Хачатурян и Валерий Ханукаев).

C согласия Гаянэ Хачатурян и под её личным руководством в 2008 г. коллекционер Валерий Ханукаев основал Международный Фонд Гаянэ Хачатурян, президентом которого он и является. Фонд Гаянэ Хачатурян занимается проведением выставок, сбором художественных материалов, созданием архива, изучением творчества и художественного наследия художницы.

У Гаянэ Хачатурян никогда не было учеников. Она скончалась 1 мая 2009 г. в Тбилиси. Похоронена в Пантеоне Великих армянских писателей, культурных и общественных деятелей «Ходживанк» в Тбилиси[3].

Творческий путь

Могила

В начале 1967 года при поддержке Параджанова в Ереване состоялась первая персональная (неофициальная) выставка Гаянэ Хачатурян. Ниже представлены официальные выставки[3]:

  • 1968 — редакция журнала «Декоративное искусство», Москва.
  • 1970 — Государственная картинная галерея Грузии — выставка самодеятельных художников и народных умельцев Грузии.
  • 1971 — «Дом Художников», Ереван.
  • 1972 — «Дом актёров Грузии им. А. Хорава», Тбилиси.
  • 1978 — Музей современного искусства, Ереван — Гаянэ стала постоянным экспонентом музея.
  • 1978 — «Фонд Галуста Гюльбенкяна», Лиссабон, Португалия.
  • 1979 — «Фонд Галуста Гюльбенкяна», Париж — Лион — Марсель, Франция.
  • 1979 — «Фонд Галуста Гюльбенкяна», Бейрут, Ливан.
  • 1987 — «Дни культуры Армении в Венеции», Венеция, Италия.
  • 1995 — «Современное искусство Армении во Франции», Париж — Мец — Пуатье — Понтиви, Франция — персональная выставка.
  • 1995 — Дворец юстиции, Париж, Франция — «Пути Армении», ассоциация «Пути искусства».
  • 1996 — Национальная галерея Армении, Ереван — выставка художников Грузии в Армении.
  • 2001 — Галерея «Дом Нащокина», Москва — «Я — Гаянэ из Тифлиса» (персональная выставка).
  • 2009 — Государственный центр современного искусства, Москва — «Живопись — кино» Андрей Тарковский, Сергей Параджанов, Гаянэ Хачатурян.
  • 2009 — 53-я Всемирная Венецианская художественная биеннале, Венеция, Италия — Организаторами выставки выступили Международный фонда Гаянэ Хачатурян и Министерство культуры Республики Армения.
  • 2010 — Национальная галерея Армении и Международный фонда Гаянэ Хачатурян— «Выставка посвященная памяти Гаянэ».

Картины Гаянэ находятся в постоянной экспозиции в Национальной галереи Армении, в музее современного искусства Армении. Незаурядный, самобытный талант Гаянэ по достоинству оценен многими известнейшими людьми. Полотна Гаянэ хранятся во многих частных коллекциях по всему миру. Среди её друзей и поклонников: Тонино Гуэрра, Владимир Спиваков, Юрий Любимов, Эльдар Рязанов, Алла Демидова, Франсуаза Саган, Ив Сен-Лоран, Отар Иоселиани, Гия Канчели, Евгений Примаков, Михаил Туманишвили, Андрей Тарковский, Мартирос Сарьян.

Гаянэ Хачатурян в кино

Про художницу снято три фильма:

  • 1971 — «Гаянэ» — режиссёр Юрий Ерзнкян, с предисловием народного художника СССР Мартироса Сарьяна.
  • 1978 — «Голубой ветер, запах миндаля» — режиссёр Рубен Геворкянц.
  • 2006 — «Я — Гаянэ из Тифлиса» — режиссёр Левон Григорян.

Примечания

Ссылки

Эта страница в последний раз была отредактирована 27 декабря 2017 в 03:50.

wiki2.org

Хачатурян Гаянэ Левоновна Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Хачатурян.

Хачатуря́н Гаянэ́ Лево́новна (9 мая 1942, Тбилиси — 1 мая 2009, Тбилиси) — известная армянская художница, отличавшаяся самобытным творческим почерком. Автор около 700 живописных и графических работ.

Биография

Гаянэ Левоновна Хачатурян родилась 9 мая 1942 года в городе Тбилиси.

В 1949—1955 Гаянэ обучалась в 14-й женской общеобразовательной семилетней школе. Затем продолжила учёбу в 101 средней школе и параллельно поступила в художественную школу при Художественном училище им. Якоба Николадзе в класс педагога Гугули Курдиани, где училась четыре года — с 12 до 16 лет.

В 1962 году познакомилась с художником Александром Бажбеук-Меликяном, который распознал в ней яркий художественный талант, во многом помогал и поддерживал Гаянэ на начальном этапе художественной жизни.

В 1967 г. познакомилась с режиссёром Сергеем Параджановым, встреча с которым имела огромное значение на протяжении всей дальнейшей жизни Гаянэ. В начале 1967 г. по инициативе Параджанова в Ереване состоялась первая персональная неофициальная выставка в Армянском Доме Работников Искусств.

Сергей Параджанов считал Гаянэ Хачатурян самой значимой художницей второй половины 20 века, чьи персональные выставки пытался организовать в Москве, Киеве, Ереване, но чиновники от искусства встречали её картины в штыки.[1] Параджанов утешал её: «Гаянэ, очень трудно быть художником, но у тебя столько удивительных сил. Я в тебя верю».

Андрей Тарковский дорожил дружбой с Гаянэ, он восхищался её полотнами, самобытным талантом, её миром магического реализма. Андрей Тарковский, прилетая в Тбилиси, часто общался с Гаянэ.

Одним из первых открыл Гаянэ как художницу Тельман Зурабян. Он написал о ней в своей книге «Несмолкаемое эхо», вышедшей в 1976 году. В своём эссе «Гаянэ», посвящённом художнице, он писал[2]:

«Блистательная! Именно блистательная! Иначе не назвать художницу, сотворившую это чудо — мир озарений, блеска. Где все необычно и в то же время — обычно. И блистательность не в сюжете изображаемого — роскошь и мишура претят ей, а в самом её таланте, умение превратить самое обычное, повседневное в зрелище, театр. И даже в картинах, связанных с воспоминаниями о тяжелой болезни, овеянных грустью, выраженной в приглушенной гамме, нет-нет да и вспыхнет искорка этого блистательного. Люди, пейзажи и вообще сама жизнь во всех проявлениях, пусть даже в самых тяжелых, должны быть преображены красотой и изяществом. И нет ничего такого, что может вытравить в ней эту искорку».

Гаянэ Хачатурян принадлежит к поколению художников, исповедовавших свободу творчества предопределивших в 1960-е годы новый подъём армянского искусства. Внутренняя свобода побуждала Гаянэ следовать голосу души и создавать свои подобные видениям образы. Тифлис, где родилась художница, с его похожими на театральные подмостки двориками и улочками, увлекательные рассказы матери о красоте города Агулиса (ныне село Айлис Нахичеванской Aвтономной Республики Азербайджанской Республики), — все это стало почвой, питавшей воображение Гаянэ; особое место занимала в этих рассказах-воспоминаниях бабушка Гаянэ, добросердечие которой почитал весь Гохтан. Все свои картины Гаянэ подписывала по-армянски, а их названия писала на обороте по-русски. Как-то Гаянэ призналась мне, что на небольшие деньги, получаемые ею за картины, она всегда помогала бедным семьям. Среди лучших её полотен выделяется картина «Реквием» — она воспринимается ныне как волнующий символ безвременного ухода из жизни самой Гаянэ… (Шаэн Хачатрян)

Гаянэ относится к редчайшему количеству художников, исповедующих в своей живописи художественное направление: Магический Реализм, последователей, которых очень мало. Вот это яркое созвездие: Хорхе Луис Борхес , Рене Магритт, Марк Шагал, Питер Дойг , Фрида Кало, Гаянэ Хачатурян, (Валерий Ханукаев).

Я всегда стремилась показать свой мир, мир магического реализма, но болезни и нервы, истощили мои силы, моё здоровье. Скоро Венецианское Биеннале, я знаю, что когда выставят мои холсты и графики, они принесут мне большой успех, тот незаслуженный успех, который выпал мне перед моей смертью, но мне это всё уже безразлично, поскольку я сама считаю свои картины, не шедеврами… (Тбилиси 14 апреля 2009 онкологическая больница Метула, отрывок беседы Гаянэ Хачатурян и Валерий Ханукаев).

C согласия Гаянэ Хачатурян и под её личным руководством в 2008 г. коллекционер Валерий Ханукаев основал Международный Фонд Гаянэ Хачатурян, президентом которого он и является. Фонд Гаянэ Хачатурян занимается проведением выставок, сбором художественных материалов, созданием архива, изучением творчества и художественного наследия художницы.

У Гаянэ Хачатурян никогда не было учеников. Она скончалась 1 мая 2009 г. в Тбилиси. Похоронена в Пантеоне Великих армянских писателей, культурных и общественных деятелей «Ходживанк» в Тбилиси[3].

Творческий путь

В начале 1967 года при поддержке Параджанова в Ереване состоялась первая персональная (неофициальная) выставка Гаянэ Хачатурян. Ниже представлены официальные выставки[3]:

  • 1968 — редакция журнала «Декоративное искусство», Москва.
  • 1970 — Государственная картинная галерея Грузии — выставка самодеятельных художников и народных умельцев Грузии.
  • 1971 — «Дом Художников», Ереван.
  • 1972 — «Дом актёров Грузии им. А. Хорава», Тбилиси.
  • 1978 — Музей современного искусства, Ереван — Гаянэ стала постоянным экспонентом музея.
  • 1978 — «Фонд Галуста Гюльбенкяна», Лиссабон, Португалия.
  • 1979 — «Фонд Галуста Гюльбенкяна», Париж — Лион — Марсель, Франция.
  • 1979 — «Фонд Галуста Гюльбенкяна», Бейрут, Ливан.
  • 1987 — «Дни культуры Армении в Венеции», Венеция, Италия.
  • 1995 — «Современное искусство Армении во Франции», Париж — Мец — Пуатье — Понтиви, Франция — персональная выставка.
  • 1995 — Дворец юстиции, Париж, Франция — «Пути Армении», ассоциация «Пути искусства».
  • 1996 — Национальная галерея Армении, Ереван — выставка художников Грузии в Армении.
  • 2001 — Галерея «Дом Нащокина», Москва — «Я — Гаянэ из Тифлиса» (персональная выставка).
  • 2009 — Государственный центр современного искусства, Москва — «Живопись — кино» Андрей Тарковский, Сергей Параджанов, Гаянэ Хачатурян.
  • 2009 — 53-я Всемирная Венецианская художественная биеннале, Венеция, Италия — Организаторами выставки выступили Международный фонда Гаянэ Хачатурян и Министерство культуры Республики Армения.
  • 2010 — Национальная галерея Армении и Международный фонда Гаянэ Хачатурян— «Выставка посвященная памяти Гаянэ».

Картины Гаянэ находятся в постоянной экспозиции в Национальной галереи Армении, в музее современного искусства Армении. Незаурядный, самобытный талант Гаянэ по достоинству оценен многими известнейшими людьми. Полотна Гаянэ хранятся во многих частных коллекциях по всему миру. Среди её друзей и поклонников: Тонино Гуэрра, Владимир Спиваков, Юрий Любимов, Эльдар Рязанов, Алла Демидова, Франсуаза Саган, Ив Сен-Лоран, Отар Иоселиани, Гия Канчели, Евгений Примаков, Михаил Туманишвили, Андрей Тарковский, Мартирос Сарьян.

Гаянэ Хачатурян в кино

Про художницу снято три фильма:

  • 1971 — «Гаянэ» — режиссёр Юрий Ерзнкян, с предисловием народного художника СССР Мартироса Сарьяна.
  • 1978 — «Голубой ветер, запах миндаля» — режиссёр Рубен Геворкянц.
  • 2006 — «Я — Гаянэ из Тифлиса» — режиссёр Левон Григорян.

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Хачатурян, Гаянэ Левоновна — википедия фото

Гаянэ Левоновна Хачатурян родилась 9 мая 1942 года в городе Тбилиси.

В 1949—1955 Гаянэ обучалась в 14-й женской общеобразовательной семилетней школе. Затем продолжила учёбу в 101 средней школе и параллельно поступила в художественную школу при Художественном училище им. Якоба Николадзе в класс педагога Гугули Курдиани, где училась четыре года — с 12 до 16 лет.

В 1962 году познакомилась с художником Александром Бажбеук-Меликяном, который распознал в ней яркий художественный талант, во многом помогал и поддерживал Гаянэ на начальном этапе художественной жизни.

В 1967 г. познакомилась с режиссёром Сергеем Параджановым, встреча с которым имела огромное значение на протяжении всей дальнейшей жизни Гаянэ. В начале 1967 г. по инициативе Параджанова в Ереване состоялась первая персональная неофициальная выставка в Армянском Доме Работников Искусств.

Сергей Параджанов считал Гаянэ Хачатурян самой значимой художницей второй половины 20 века, чьи персональные выставки пытался организовать в Москве, Киеве, Ереване, но чиновники от искусства встречали её картины в штыки.[1] Параджанов утешал её: «Гаянэ, очень трудно быть художником, но у тебя столько удивительных сил. Я в тебя верю».

Андрей Тарковский дорожил дружбой с Гаянэ, он восхищался её полотнами, самобытным талантом, её миром магического реализма. Андрей Тарковский, прилетая в Тбилиси, часто общался с Гаянэ.

Одним из первых открыл Гаянэ как художницу Тельман Зурабян. Он написал о ней в своей книге «Несмолкаемое эхо», вышедшей в 1976 году. В своём эссе «Гаянэ», посвящённом художнице, он писал[2]:

«Блистательная! Именно блистательная! Иначе не назвать художницу, сотворившую это чудо — мир озарений, блеска. Где все необычно и в то же время — обычно. И блистательность не в сюжете изображаемого — роскошь и мишура претят ей, а в самом её таланте, умение превратить самое обычное, повседневное в зрелище, театр. И даже в картинах, связанных с воспоминаниями о тяжелой болезни, овеянных грустью, выраженной в приглушенной гамме, нет-нет да и вспыхнет искорка этого блистательного. Люди, пейзажи и вообще сама жизнь во всех проявлениях, пусть даже в самых тяжелых, должны быть преображены красотой и изяществом. И нет ничего такого, что может вытравить в ней эту искорку».

Гаянэ Хачатурян принадлежит к поколению художников, исповедовавших свободу творчества предопределивших в 1960-е годы новый подъём армянского искусства. Внутренняя свобода побуждала Гаянэ следовать голосу души и создавать свои подобные видениям образы. Тифлис, где родилась художница, с его похожими на театральные подмостки двориками и улочками, увлекательные рассказы матери о красоте города Агулиса (ныне село Айлис Нахичеванской Aвтономной Республики Азербайджанской Республики), — все это стало почвой, питавшей воображение Гаянэ; особое место занимала в этих рассказах-воспоминаниях бабушка Гаянэ, добросердечие которой почитал весь Гохтан. Все свои картины Гаянэ подписывала по-армянски, а их названия писала на обороте по-русски. Как-то Гаянэ призналась мне, что на небольшие деньги, получаемые ею за картины, она всегда помогала бедным семьям. Среди лучших её полотен выделяется картина «Реквием» — она воспринимается ныне как волнующий символ безвременного ухода из жизни самой Гаянэ… (Шаэн Хачатрян)

Я всегда стремилась показать свой мир, мир магического реализма, но болезни и нервы, истощили мои силы, моё здоровье. Скоро Венецианское Биеннале, я знаю, что когда выставят мои холсты и графики, они принесут мне большой успех, тот незаслуженный успех, который выпал мне перед моей смертью, но мне это всё уже безразлично, поскольку я сама считаю свои картины, не шедеврами… (Тбилиси 14 апреля 2009 онкологическая больница Метула, отрывок беседы Гаянэ Хачатурян и Валерий Ханукаев).

C согласия Гаянэ Хачатурян и под её личным руководством в 2008 г. коллекционер Валерий Ханукаев основал Международный Фонд Гаянэ Хачатурян, президентом которого он и является. Фонд Гаянэ Хачатурян занимается проведением выставок, сбором художественных материалов, созданием архива, изучением творчества и художественного наследия художницы.

У Гаянэ Хачатурян никогда не было учеников. Она скончалась 1 мая 2009 г. в Тбилиси. Похоронена в Пантеоне Великих армянских писателей, культурных и общественных деятелей «Ходживанк» в Тбилиси[3].

В начале 1967 года при поддержке Параджанова в Ереване состоялась первая персональная (неофициальная) выставка Гаянэ Хачатурян. Ниже представлены официальные выставки[3]:

  • 1968 — редакция журнала «Декоративное искусство», Москва.
  • 1970 — Государственная картинная галерея Грузии — выставка самодеятельных художников и народных умельцев Грузии.
  • 1971 — «Дом Художников», Ереван.
  • 1972 — «Дом актёров Грузии им. А. Хорава», Тбилиси.
  • 1978 — Музей современного искусства, Ереван — Гаянэ стала постоянным экспонентом музея.
  • 1978 — «Фонд Галуста Гюльбенкяна», Лиссабон, Португалия.
  • 1979 — «Фонд Галуста Гюльбенкяна», Париж — Лион — Марсель, Франция.
  • 1979 — «Фонд Галуста Гюльбенкяна», Бейрут, Ливан.
  • 1987 — «Дни культуры Армении в Венеции», Венеция, Италия.
  • 1995 — «Современное искусство Армении во Франции», Париж — Мец — Пуатье — Понтиви, Франция — персональная выставка.
  • 1995 — Дворец юстиции, Париж, Франция — «Пути Армении», ассоциация «Пути искусства».
  • 1996 — Национальная галерея Армении, Ереван — выставка художников Грузии в Армении.
  • 2001 — Галерея «Дом Нащокина», Москва — «Я — Гаянэ из Тифлиса» (персональная выставка).
  • 2009 — Государственный центр современного искусства, Москва — «Живопись — кино» Андрей Тарковский, Сергей Параджанов, Гаянэ Хачатурян.
  • 2009 — 53-я Всемирная Венецианская художественная биеннале, Венеция, Италия — Организаторами выставки выступили Международный фонда Гаянэ Хачатурян и Министерство культуры Республики Армения.
  • 2010 — Национальная галерея Армении и Международный фонда Гаянэ Хачатурян— «Выставка посвященная памяти Гаянэ».

Картины Гаянэ находятся в постоянной экспозиции в Национальной галереи Армении, в музее современного искусства Армении. Незаурядный, самобытный талант Гаянэ по достоинству оценен многими известнейшими людьми. Полотна Гаянэ хранятся во многих частных коллекциях по всему миру. Среди её друзей и поклонников: Тонино Гуэрра, Владимир Спиваков, Юрий Любимов, Эльдар Рязанов, Алла Демидова, Франсуаза Саган, Ив Сен-Лоран, Отар Иоселиани, Гия Канчели, Евгений Примаков, Михаил Туманишвили, Андрей Тарковский, Мартирос Сарьян.

org-wikipediya.ru

Валерий Ханукаев, Гаянэ Хачатурян и магический реализм в моей жизни

Знакомый на днях напомнил об этом старом репортаже.

Хотя считается, что я пишу пиары за деньги, за пост о картинах Хачатурян мне не заплатили ни копейки.

Просто я сама была потрясена её талантом.

В прошедшую субботу у меня случилось знаменательное. В субботу Стася вытащила меня прочь от болота быта и трясины макроэкономики на юбилейную выставку картин Гаянэ Хачатурян — в этом году армянской художнице исполнилось бы семьдесят лет.- Знакомься, Лиля. Это – Валерий Барухович Ханукаев, президент Фонда Гаянэ Хачатурян.

blog01

- Вам бы, Лилит, ещё сантиметров двадцать роста. Ничего, если я с вами на «ты» буду? Я сейчас сам тебе все картины покажу. Так, как я, никто о них не расскажет.

Последнее предложение оказалось чистой правдой, как, впрочем, и предыдущие. Все знают моё любимое словечко? Ага, «неистово». Так вот, Валерий Ханукаев был неистов. Воплощённая в человека энергия – энергия восторга Гаянэ Хачатурян.

- Я хочу, чтоб мы с тобой рассказали о Гаянэ так, чтобы простые цыгане всё поняли. Весь её гений, - объявил Валерий Барухович.

Словно на зов его энергии, стали подтягиваться откуда-то люди и в итоге кроме меня рассказ слушали ещё пять или шесть человек. Правда, не цыгане.

blog02

- Гаянэ Хачатурян родилась в Тифлисе, в 1942 году, в потрясающий день – девятого мая. Её мать – родом из Агулиса, города в Азербайджане, который сейчас, к сожалению, разрушен. Она была из богатой аристократической семьи с потрясающими культурными традициями. А отец Гаянэ был ремесленник, подмастерье из кузнеца. Изготавливал ажурные металлические ограды. В Тифлисе они тогда были в большой моде, весь Тифлис был в металлическом кружеве, он был весь воздушный. Вообще Тифлис был центром Кавказа. Наместник царя по Кавказу находился именно в Тифлисе.

Умерла Гаянэ там же, не изменила городу, который так любила.

blog03

- Она была армянка, но жила в Грузии. Что это значит? Что ей трудно пришлось.Грузинам хватало своих художников… [Валерий сыплет именами, которые я не успеваю даже записать в блокнот] А Армении Гаянэ была неинтересна, потому что творила в Грузии и не собиралась переезжать в Армению. Вообще, создалось такое поле феноменального присутствия в тифлисской школе живописи большого количества художников армянского происхождения. Тифлисская школа, но армяне.

blog04

- Эта картина называется «Красное зеркало и птицы». Она предвосхитила 3D-фильмы, она глубины невероятной. Глубина за глубиной. Смотри, на первом плане – мандолина. Вот красное зеркало, вот отражение птицы. А птицу ты видишь?

- Да.

- Думаешь, да?

- Да. Жёлтая с красным крылом.

- Смотри!

Валерий Барухович буквально хватает картину со стены и стремительно переворачивает набок:

- Вот птица! Чёрная птица, видишь?

Перевернув обратно, он показывает мне глубину за глубиной:

- Вот там, за зеркалом, женщина, женский образ в жёлтом парике. А там, за ней, город, видишь? А вот с другой стороны мужчина, а над ним, смотри, что над ним?

- НЛО? Инопланетяне?

- Лилит! Это ангелы! И свеча!

blog05

- Я обычно не очень люблю журналистов. Они задают часто такие дурацкие вопросы: какая картина самая дорогая. А ценность картины не в её цене. Нельзя такое спрашивать про картины.

Вообще коллекционер не должен думать о коммерции. А сейчас стало очень много коммерции в коллекционировании. Гаянэ сказала мне как-то: вы не коллекционер, Валерий Барухович. Вы – собиратель моего таланта.

blog16

- Я различаю художников и художников от Бога. Художник, когда подходит к холсту, знает, что и где будет нарисовано. Вот тут – дома, тут – деревья, тут – люди. Художник от Бога – импровизирует. Его живопись – тайна, которая рождается на расстоянии от палитры, от сердца – до холста. Там, где нет этой тайны – там художник просто художник, и всё.

Тайна в искусстве – это очень важно. Это как в любви. Вот мужчина идёт на свидание к женщине, а она встречает его в шляпке, в водолазке, в сапожках. Она вся – тайна, и это прекрасно, это – фантастика. Или он приходит, а она сразу голая. И никакой тайны, никакого интереса.

blog07

- Стася, сними Лилит на фоне этой картины.Они по цвету друг другу подходят.

blog08

- Это – ранний период Гаянэ Хачатурян. В нём есть влияние Нико Пиросмани. Он рисовал наивное искусство. Вот есть такое слово – примитивизм. Я его не люблю. Примитивизм – это когда мужчина едет с женщиной в машине и ему настолько не о чем с ней поговорить, что он включает музыку. А наивность, наивное искусство, наивный рисунок – это другое. Дети рисуют наивно, а не примитивно. Древние люди рисовали на скалах наивно. Нико Пиросмани не был примитивным. Он был наивным. Он сначала ходил по духанам и рисовал вывески, и его за это кормили.

Но Гаянэ ему не подражает. У неё своё. Она перешагнула наивное искусство и ушла в магический реализм. Это нечто между сюрреализмом и фэнтези-артом, если так понятнее.

Только посмотри на эту картину. Вот эта женщина с шарманкой… её образ навеян шарманщиками, которые ходили по Тифлису. У них был попугай и специальная коробочка с бумажками. Это были письма с предсказаниями будущего. К шарманщику сбегались девушки, давали монетки, и попугай вытягивал им эти письма. На всех были только хорошие предсказания, разные, но только хорошие. У этой женщины в шарманке, смотри, какое-то театральное действие внутри. А на шарманке – маленький танцор. А вместо попугая птица. Смотри, такая большая птица, так встала за ней, что её крылья – как будто крылья этой женщины, только голова птицы выдаёт её. Шарманщица готова лететь. А вот у этой девушки – дека скрипки. Но без грифа. Гаянэ в детстве очень хотела скрипку, но ей не купили; поэтому здесь не вся скрипка. Только мечта о ней.

Вообще свои картины Гаянэ писала по много лет. По десять. За всю жизнь она создала только где-то триста работ. Она их писала, потом убирала, до нового вдохновения для этого холста, потом доставала и дальше писала. Посмотри, эту картину она начала рисовать в том возрасте, в котором ты замуж вышла – в семнадцать – и десять лет рисовала. Посмотри, какой цвет! Я больше нигде не видел такого цвета.

А вот, посмотри, у шарманщицы на голове что-то вроде антеннок с шариками. Она хочет улететь – в космос. Тогда космос очень волновал людей. Сейчас всем всё равно, там летает много чего по орбите. А тогда каждый запуск спутника был событием.

А вот смотри, какая луна. У Гаянэ она своя. Она… - Валерий Барухович бросается к выключателю и приглушает свет. Происходит что-то невероятное. Жидко изогнутая, извилистая, бледная луна вдруг словно выступает вперёд, повисает чуть-чуть перед нарисованным небом, перед картиной. – Ты видишь?

- Ой, мамочки!

blog09

- Эта картина называется «Чёрный барс». Вот он, в центре, видишь? Посмотри, на этой картине много женских образов. Вот женщина, вот, вот… Они все сидят и смотрят на барса. А ты посмотри на них. У них нет тени. Только у барса есть. Только он по-настоящему важен. Потому что он зверь. А мы, люди, мы живём без тени…

А посмотри, как на этой картине сделаны цветовые слои, смотри. Как… как будто много цыганских юбок друг из-под друга глядят.

blog10

- У Гаянэ не было специального художественного образования. По счастью. Она посещала один год курсы при художественном училище, и больше ничего. Её не успели испортить. Многие великие художники были без образования. Андре Руссо Таможенник. Фрида Кало. Они рисовали из души.

Вообще есть такие художники, которых необязательно называть по фамилии. Достаточно имени. Фрида. Марк. Гаянэ.

blog11

- Однажды я принёс графические работы Гаянэ показать художникам, академическим, маститым. Они все старые, все уважаемые. Стали смотреть. «Ну, всё некрасиво. Симметрии нет. Рука не так написана. Академии нет!» А потом смотрят так, - Валерий Барухович берёт на отлёт белый лист и всматривается в него; не знаю, что он там видит, но лицо его озаряется восторгом. – «А так смотришь – шедевр!»

blog12

- «Зеркальная цветочница» - эмблема юбилея Гаянэ. Мы начали юбилейную выставку в Ростове-на-Дону, на родине Мартироса Сарьяна, который был среди первых, открывших гений Гаянэ. Он пытался организовывать ей выставки, но не получалось. Хотел сделать чердачную выставку в Ереване – КГБ запретило. Мы начали с Ростова-на-Дону в знак уважения к этому человеку. Показывали работы Гаянэ в Государственной картинной галерее Ростова-на-Дону и в Музее этнографии, в отделении русско-армянской дружбы. Нам очень помог глава армянской общины города Арутюн Сурмалян.

blog13

- Вот эта картина – это «белый период» Гаянэ, видишь, какие светлые, спокойные краски? И ещё вот – прямые линии. На других работах Гаянэ прямых линий нет. Это – реквием для влюблённых. Это… вот в Азербайджане и Иране есть Лейли и Меджнун, в Европе – Ромео и Джульетта, а у русских?

- Маша и Дубровский?

- Ну да. Вот, видишь, влюблённые. И вот. А все остальные – наблюдатели. Одни просто смотрят: вот, вот, вот сразу несколько. А вот – как будто в суфлёрной будке сидит.

А вот, смотри на этот женский образ: женщина стоит на кошке. Посмотри на кошку. Она живёт не как мы, она живёт в двух плоскостях сразу. У неё передние ноги на земле, а задние – на стене. И для неё это нормально.

blog14

- Эта картина, «Натюрморт» – гимн женщине. Гаянэ говорила – самое великое, что создал Господь, это женщина. На этой картине – женщина, только женщина во всех её ипостасях. Вот она заботится: расчёсывает волосы другой женщине, это Любовь. Вот она летит, с храмом, это – Вера. Вот она провожает мужчину на фронт, она будет его ждать, это – Надежда. Вот, смотри, она готова голову сложить. И всё это происходит на большой женщине-кентавре, такой вот женский образ. У неё на спине – скатерть с яствами. Она – женщина, она – кормит.

blog15

- Вот эта картина называется «Актёр, бабочка и шёпот». Я про неё рассказывать не буду, ты на неё сама посмотри. Видишь?

Да. На картине мужчина, мужское лицо, нарисованное шёпотом. Это удивительно, но это так.

Ещё одна удивительная вещь: на других картинах Гаянэ Хачатурян обычно женские образы, а не мужские. Мужское лицо или фигура обычно где-то далеко, маленькие.

blog06

- «Городская прялка». На этой картине Гаянэ собрала образы со своих других картин. Вот они, смотри, все собраны. И не только со своих – вон летящая пара, влюблённые, откуда? Правильно, Шагал. Вон Дон Кихот и Санчо Панса. Эта картина была подарена Роману Валерьевичу Ханукаеву, когда он закончил цирковое училище. Романа с нами уже нет, а картина – вот.

blog17

- Но самый гвоздь, особое блюдо нашей выставки – интерактивная проекция картины. Вот этой. Я сейчас демонстрировать не буду, но это – такая комбинация трёх искусств, видео, живописи и балета. Проекция реагирует на то, как ты двигаешься относительно её; подходишь ближе – она укрупняет тот участок картины, к которому ты приближаешься, давая возможность рассмотреть в деталях. Идёшь вдоль проекции – и она движет «холст» навстречу твоему движению. Можно будет двадцать пятого числа посмотреть.

Я не стала говорить Валерию Баруховичу, но в ожидании его прихода мы со Златкой успели поприсутствовать на отладке и тесте этой интерактивной проекции. Действительно потрясающе, только с непривычки немного головокружительно. Злата так бегала, что проекцию трижды заедало, и над ней принимались колдовать Стасины товарищи, пока, наконец, не отладили до полного совершенства.

Злата даже думала написать о ней репортаж в блоге. У неё с собой была тетрадь, и Златка начала там черновик репортажа: ДВИЖУЩЕЙСЯ КАРТИНА. К сожалению, это всё, на что пока хватило юного репортёра :)

noxx77.livejournal.com

Хачатурян, Гаянэ Левоновна - это... Что такое Хачатурян, Гаянэ Левоновна?

Род деятельности: Дата рождения: Место рождения: Гражданство: Дата смерти: Место смерти: Отец: Мать: Сайт:
Хачатурян Гаянэ Левоновна

Художница

9 мая 1942(1942-05-09)

Тбилиси, Грузия

Грузия

1 мая 2009(2009-05-01) (66 лет)

Тбилиси, Грузия, Похоронена в Пантеоне великих армянских деятелей культуры в Тбилиси.

Левон Хачатурян

Асмик Калантарова

http://www.gayanefoundation.com/

Хачатуря́н Гаянэ́ Лево́новна (9 мая 1942, Тбилиси — 1 мая 2009, Тбилиси) — известная армянская художница, отличавшаяся самобытным творческим почерком.

Автор около 700 живописных и графических работ.

Биография

Гаянэ Левоновна Хачатурян родилась 9 мая 1942 года в городе Тбилиси.

В 1949—1955 Гаянэ обучалась в 14-й женской общеобразовательной семилетней школе. Затем продолжила учёбу в 101 средней школе и параллельно поступила в художественную школу при Художественном училище им. Якоба Николадзе в класс педагога Гугули Курдиани, где училась четыре года — с 12 до 16 лет.

В 1962 году познакомилась с художником Александром Бажбеук-Меликяном, который распознал в ней яркий художественный талант, во многом помогал и поддерживал Гаянэ на начальном этапе художественной жизни.

В 1967 г. познакомилась с режиссером Сергеем Параджановым, встреча с которым имела огромное значение на протяжении всей дальнейшей жизни Гаянэ. В начале 1967 г. по инициативе Параджанова в Ереване состоялась первая персональная неофициальная выставка в Армянском Доме Работников Искусств.

Сергей Параджанов считал Гаянэ Хачатурян самой значимой художницей второй половины 20 века, чьи персональные выставки пытался организовать в Москве, Киеве ,Ереване, но чиновники от искусства встречали её картины в штыки. Параджанов утешал её: «Гаянэ, очень трудно быть художником, но у тебя столько удивительных сил. Я в тебя верю».

Андрей Тарковский дорожил дружбой с Гаянэ, он восхищался ее полотнами, самобытным талантом, её миром магического реализма. Андрей Тарковский, прилетая в Тбилиси, часто общался с Гаянэ.

Одним из первых открыл Гаянэ как художницу Тельман Зурабян. Он написал о ней в своей книге «Несмолкаемое эхо», вышедшей в 1976 году. В своём эссе «Гаянэ», посвящённом художнице, он писал[1]:

«Блистательная! Именно блистательная! Иначе не назвать художницу, сотворившую это чудо — мир озарений, блеска. Где все необычно и в то же время — обычно. И блистательность не в сюжете изображаемого — роскошь и мишура претят ей, а в самом ее таланте, умение превратить самое обычное, повседневное в зрелище, театр. И даже в картинах, связанных с воспоминаниями о тяжелой болезни, овеянных грустью, выраженной в приглушенной гамме, нет-нет да и вспыхнет искорка этого блистательного. Люди, пейзажи и вообще сама жизнь во всех проявлениях, пусть даже в самых тяжелых, должны быть преображены красотой и изяществом. И нет ничего такого, что может вытравить в ней эту искорку».

Гаянэ Хачатурян принадлежит к поколению художников, исповедовавших свободу творчества предопределивших в 1960-е годы новый подъём армянского искусства. Внутренняя свобода побуждала Гаянэ следовать голосу души и создавать свои подобные видениям образы. Тифлис, где родилась художница, с его похожими на театральные подмостки двориками и улочками, увлекательные рассказы матери о красоте Агулиса (города, находившегося в Нахичеванской области,Восточной Армении), — все это стало почвой, питавшей воображение Гаянэ; особое место занимала в этих рассказах-воспоминаниях бабушка Гаянэ, добросердечие которой почитал весь Гохтан.

Все свои картины Гаянэ подписывала по-армянски, а их названия писала на обороте по-русски. Как-то Гаянэ призналась мне, что на небольшие деньги, получаемые ею за картины, она всегда помогала бедным семьям. Среди лучших ее полотен выделяется картина «Реквием» — она воспринимается ныне как волнующий символ безвременного ухода из жизни самой Гаянэ… (Шаэн Хачатрян)

Гаянэ относится к редчайшему количеству художников, исповедующих в своей живописи художественное направление: Магический Реализм, последователей, которых очень мало. Вот это яркое созвездие: Хорхе Луис Борхес , Рене Магритт, Марк Шагал, Питер Дойг , Фрида Кало, Гаянэ Хачатурян (Валерий Ханукаев). Я всегда стремилась показать свой мир, мир магического реализма, но болезни и нервы, истощили мои силы, моё здоровье. Скоро Венецианское Биеннале, я знаю, что когда выставят мои холсты и графики, они принесут мне большой успех, тот незаслуженный успех, который выпал мне перед моей смертью, но мне это всё уже безразлично, поскольку я сама считаю свои картины, не шедеврами… (Тбилиси 14 апреля 2009 онкологическая больница Метула, отрывок беседы Гаянэ Хачатурян и Валерий Ханукаев).

C согласия Гаянэ Хачатурян и под ее личным руководством в 2008 г. коллекционер Валерий Ханукаев основал Международный Фонд Гаянэ Хачатурян, президентом которого он и является. Фонд Гаянэ Хачатурян занимается проведением выставок, сбором художественных материалов, созданием архива, изучением творчества и художественного наследия художницы.

У Гаянэ Хачатурян никогда не было учеников. Она скончалась 1 мая 2009 г. в Тбилиси. Похоронена в Пантеоне Великих армянских писателей, культурных и общественных деятелей «Ходживанк» в Тбилиси.

[2]

Творческий путь

В начале 1967 года при поддержке Параджанова в Ереване состоялась первая персональная (неофициальная) выставка Гаянэ Хачатурян. Ниже представлены официальные выставки[2]:

  • 1968 — редакция журнала «Декоративное искусство», Москва.
  • 1970 — Государственная картинная галерея Грузии — выставка самодеятельных художников и народных умельцев Грузии.
  • 1971 — «Дом Художников», Ереван.
  • 1972 — «Дом актёров Грузии им. А. Хорава», Тбилиси.
  • 1978 — Музей современного искусства, Ереван — Гаянэ стала постоянным экспонентом музея.
  • 1978 — «Фонд Галуста Гюльбекяна», Лиссабон, Португалия.
  • 1979 — «Фонд Галуста Гюльбекяна», Париж — Лион — Марсель, Франция.
  • 1979 — «Фонд Галуста Гюльбекяна», Бейрут, Ливан.
  • 1987 — «Дни культуры Армении в Венеции», Венеция, Италия.
  • 1995 — «Современное искусство Армении во Франции», Париж — Мец — Пуатье — Понтиви, Франция — персональная выставка.
  • 1995 — Дворец юстиции, Париж, Франция — «Пути Армении», ассоциация «Пути искусства».
  • 1996 — Национальная галерея Армении, Ереван — выставка художников Грузии в Армении.
  • 2001 — Галерея «Дом Нащокина», Москва — «Я — Гаянэ из Тифлиса» (персональная выставка).
  • 2009 — Государственный центр современного искусства, Москва — «Живопись — кино» Андрей Тарковский, Сергей Параджанов, Гаянэ Хачатурян.
  • 2009 — 53-ая Всемирная Венецианская художественная биеннале, Венеция, Италия — Организаторами выставки выступили Международный фонда Гаянэ Хачатурян и Министерство культуры Республики Армения.
  • 2010 — Национальная галерея Армении и Международный фонда Гаянэ Хачатурян— «Выставка посвященная памяти Гаянэ».

Картины Гаянэ находятся в постоянной экспозиции в Национальной галереи Армении, в музее современного искусства Армении. Незаурядный, самобытный талант Гаянэ по достоинству оценен многими известнейшими людьми. Полотна Гаянэ хранятся во многих частных коллекциях по всему миру. Среди ее друзей и поклонников : Тонино Гуэрра, Владимир Спиваков, Юрий Любимов, Эльдар Рязанов, Алла Демидова, Франсуаза Саган, Ив Сен-Лоран, Отар Иоселиани, Гия Канчели, Евгений Примаков,Михаил Туманишвили,Андрей Тарковский,Мартирос Сарьян.

Гаянэ Хачатурян в кино

Про художницу снято три фильма:

  • 1971 — «Гаянэ» — режиссер Юрий Ерзнкян, с предисловием народного художника СССР Мартироса Сарьяна.
  • 1978 — «Голубой ветер, запах миндаля» — режиссер Рубен Геворкянц.
  • 2006 — «Я — Гаянэ из Тифлиса»-режиссер Левон Григорян.

Примечания

Ссылки

biograf.academic.ru

В Ростов привезут шаманские и магические картины

Имя ее было Гаянэ Хачатурян из Тбилиси. Землячка Пиросмани, значит. Конечно, поддавшись обаянию его холстов, сначала она впала в чистейший наив, потом стала исповедывать стиль магического реализма.

Знаток армянской и еврейской живописи, москвич Валерий Ханукаев говорит, что в то время была святая троица: «Андрей Тарковский, Сергей Параджанов и Гаянэ   Хачатурян».

Параджанов, устроивший первую персональную выставку художницы, сказал: «Гаянэ- шаманка, создающая удивительный мир своего колдовства».

Красный двор со стеклянным солнцем, 1989

 Красный двор со стеклянным солнцем, 1989

В ростовском  областном музее изобразительных искусств собрались малочисленные журналисты и директора ростовких музеев. Пресс-конференция была посвященная подготовке выставки «Зеркальная Цветочница» и 70-летию со дня рождения Гаянэ Хачатурян.

Точнее череде выставок, которые cобиратель картин и всего, связанного с Гаянэ, Валерий Ханукаев устроит в нескольких городах России и Австрии. «Собиратель» — потому что Гаянэ казалось, что это слово отдаёт коммерцией.

«Коллекционер? — задумчиво переспрашивала она Валерия — У вас мои письма, афиши, мои рисунки детские… И вы — коллекционер? Не уж, вы — собиратель».

Собрание Валерия началось из любви к собственному ребенку. Сын Валерия — на тот момент учился в цирковом училище и, увидев однажды картины Гаянэ, восхитился, настолько пронизанными атмосферой цирка и театра они ему показались.

Папа купил одну работу, потом еще одну, потом…На сегодняшний день Валерий скупил 60 работ Гаянэ и продолжает их отыскивать.

Карусельный спуск в ночи. Летящее утро, 1989

 Карусельный спуск в ночи. Летящее утро, 1989

Всего же  кисти художницы принадлежат 300 полотен, 400 графических и 100 прикладных работ — расписанного винила, кувшинов, бутылок и два металлических листа.

Тут Валерий прошелся по нашему бывшему ростовчанину Никасу Сафронову:»Открыл интерент — в продаже есть всё, я поразился — у Сафронова, в отличие от Гаянэ страшная плодовитость — есть всё и на любую тематику!»

У Валерия «одна, но пламенная страсть» — картины Гаянэ. Говорит, что если нельзя купить их за одни деньги, можно купить за другие. Приводит такой пример: «Прихожу и вижу работу Гаянэ. Предлагаю тысячу долларов.

Люди отказывают категорически. Тогда называю две.

Нет-нет.

Предлагаю пять тысяч долларов и  владельцы охотно уступают».

В ценности работ Гаянэ сама научила разбираться  Валерия. Искусство было всей ее жизнью. Можно смело сказать, что она вышла замуж за собственное творчество.

При жизни Гаянэ охотно подделывали. И она знала об этом — жаловалась: «Захожу в лавку на Шота Руставели, и там  застаю подделку!

А меня утешают в той же лавке: «Ну вы не расстраивайтесь — мы же не у вас брали!»

После смерти — говорит Валерий — подделывание приобрело сумасшедшие масштабы.

Начнется живописное турне именно в Ростове 4 мая. Эта честь городу оказана благодаря другому художнику, нашему земляку Мартиросу Сарьяну.

ВАЛЕРИЙ ХАНУКАЕВ КУРАТОР, ПРЕЗИДЕНТ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА «ГАЯНЭ ХАЧАТУРЯН» Г.МОСКВА: «По поводу великого и мудрого Мартироса Сарьяна — он один из первых заметил потенциал Гаянэ и необычный стиль её мышления. Именно магический реализм и мощь художницы поразили его.

Он и сам обладал мощной цветовой палитрой и мог оценить силу красок Гаянэ.

Оценив Гаянэ, он пытался продвигать её талант и помогать ей. Хотел организовать выставку в Армении.

И в знак уважения и любви к Сарьяну Гаянэ сама часто в своих мыслях и речах высказывала желание провести выставку именно в Ростове, в Ново-Нахичевани. Это была её  большая мечта.

Ростов готов встретить полотна любимой художницы   Андрея Тарковского, Тонино Гуэрра, Фредерико Феллини, Пауло Пазолини и целого созвездия других имён.

В пресс-релизе значился факт: «Йоко Оно, ознакомившись с полотнами Гаяне, воскликнула: «Неужели в России [тогда — СССР] есть такие художники!». И отправила к художнику операторов, чтобы те запечатлели ее картины».

О  Гаянэ снято четыре фильма. Узнав об этом я спросила Валерия — вошли ли работы тех «посланных операторов».

Валерий: «Операторов не было. Снимала Йоко Оно самолично в Венеции в 2009 году. Я представлял картины Гаянэ, как официальный участник 53 Венецианской Биеннале. У Гаянэ уже был рак, она находилась в больнице и, создав весь медперсонал, гордо показала приглашение.

К сожалению, поехал я один. И в павильон, где висели работы Гаянэ, пришла Йоко Оно с сыном. Так она ж еще упала, потому что был дождь и поцарапала коленку и тем не менее, все сама отсняла на видеокамеру. Дальнейшей судьбы этого видео я не знаю».

Ростовский искусствовед Валерий Рязанов на пресс-встрече сказал: «Нас ждёт радостное время — встреча с подлинниками Гаянэ. Ростов взрастил двух великих армянских художников — Мартироса Сарьяна и Григора Шилтяна».

Теперь  на Родину армянских живописцев прибудут работы Гаянэ. Под них  задействуют одновременно две площадки — Музея ИЗО на Чехова и Музея русско-армянской дружбы — отдела ростовского областного музея краеведения на площади Свободы N14.

Гаянэ завещала Валерию чёткую установку: выставляться только в государственных музеях.

Забавно — какое доверие государству, пытавшемуся затолкать художницу в психушку и объявившей ее тунеядкой (в те времена нельзя было не работать). Писать стихи, романы и картины трудом не считалось. «Поколение дворников и сторожей» — из песни слов не выкинешь, особенно если они — правда. Гаянэ же принципиально занималась только живописью.

Итак, в Ростове встречаем 4 мая  живопись Гаянэ  Хачатурян, фотографии художницы, Сергея Параджанова и других значимых персон художественного мира.

Валерия с интересом слушала Галина Пилипенко

Фото с сайта  gayanefoundation.com и naschokin.livejournal.com

 

www.rostovnews.net


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта