Картины фламандских художников. Картины фламандских художников


Фламандские художники. Картины художника на портале ~ Beesona.Ru

Главная ~ Картины художников XV - XX века ~ Художники по странам ~ Фламандские художники

ancken, Frans II (Flemish, 1581-1642)

ancken, Frans II (Flemish, 1581-1642) 1

ancken, Frans II (Flemish, 1581-1642) 2

ancken, Frans II (Flemish, 1581-1642) 3

beert, Naturmort

Beert, Osias (Flemish, 1580-1624)

Beuckelaer, Joachim (Flemish, approx. 1535-1574)

Boel, Pieter (Flemish, 1622-1674)

Bosschaert, Ambrosius the Elder (Flemish, approx. 1573-1621)

Bosschaert, Ambrosius the Elder (Flemish, approx. 1573-1621) 1

Bosschaert, Ambrosius the Elder (Flemish, approx. 1573-1621) 2

Bosschaert, Ambrosius the Elder (Flemish, approx. 1573-1621) 3

Bouts, Aelbrecht (Flemish, approx. 1452-1549)

Broederlam, Melchoir (Flemish, active 1381-1409)

Broederlam, Melchoir (Flemish, active 1381-1409) 1

Broederlam, Melchoir (Flemish, active 1381-1409) 2

Bruegel, Pieter the Elder, Follower of (Flemish, active 1551-1569)

Bruegel, Pieter the Elder, Follower of (Flemish, active 1551-1569) 1

Bruegel, Pieter the Younger (Flemish, approx. 1564-1637)

Calvaert, Denys (Flemish, 1540-1619)

Campin, Robert 1

Campin, Robert 2

Campin, Robert 3

Campin, Robert 4

Campin, Robert

Coeck, Pieter, Follower of (Flemish, 1502-1550)

Cossiers, Jan (Flemish, 1600-1671)

Coter, Colijn de (Flemish, active after 1500)

Coter, Colijn de (Flemish, active after 1500) 1

Coxcie, Michel van (Flemish, 1499-1592)

Coxcie, Michel van (Flemish, 1499-1592) 1

Daret, Jean (Flemish, approx. 1613-1668)

Eertvelt, Andries van (Flemish, 1590-1652)

Ehrenberg, Wilhelm Schubert van (Flemish, 1630-1676)

Eworth, Hans (Flemish active in England, active 1545-1574)

Eworth, Hans (Flemish active in England, active 1545-1574) 1

Фламандские художники

Очень часто люди отождествляют творчество фламандских художников с творениями нидерландских мастеров. Это связано с тем, что в результате революции, произошедшей в XVIIвеке, Нидерланды разделились на Голландию и Фландрию, которая является современной Бельгией. Это стало причиной разделения искусства на две школы и, как следствие, различное развитие культуры и истории этих регионов. На творчество фламандцев в значительной степени повлияло развитое в те времени дворянство и бюргерство во Фландрии. Кроме этого, в стране значимую роль играла католическая церковь, которая, наряду с дворянами, была главным заказчиком живописи того времени. Именно поэтому в работах фламандских художников больше всего присутствует картин для замков, загородных домов состоятельных сословий населения и обеспеченных католических церквей.

Тематика картин художников Фландрии

В XVIIвеке фламандские художники создавали свои работы в основном на тему различных сцен из Священного Писания и античных мифов. Также в их творчестве присутствуют портреты богатых и знаменитых заказчиков, громадные натюрморты и сцены охоты. Мастера Фландрии сочетали в своих работах черты, которыми отличались работы итальянских и испанских художников,с собственными нидерландскими традициями. Итогом этого стало создание уникального фламандского искусства барокко. В нём прослеживалась эмоциональность и чувственность, приподнятое настроение и жизнерадостность, а также материальная пышность, которая так восхищает мастеров современности.

Ведущие фламандские художники

Безусловно, главнейшей фигурой среди всех фламандских мастеров по праву называется Питер Пауль Рубенс. Это величайший художник, который знаком даже тем, кто совершенно ничего не знает о мире искусства. Рубенс был невероятно талантливым художником, который создал колоссальное количество шедевров живописи. Творчество Питера Рубенса тесно связывает его с мастерами эпохи Возрождения. Мастер создал огромное множество потрясающих работ, которые поражают своей продуманностью, по сей день. Среди них можно выделить «Автопортрет с Изабеллой Брандт», «Персей и Андромеда», «Следствия войны» и «Вирсавия». Конечно же, это лишь малая часть огромного наследия одного из величайших мировых художников, но даже эти картины достойны того, чтобы потратить для их изучения часы и даже дни.

Множество работ мастера были завершены уже после его смерти учениками Рубенса. Антонис Ван Дейк, Ян Брейгель Бархатный и Снейдерс окончили множество работ по эскизам художника. Все его ученики являются превосходными представителями фламандского искусства, но особого внимания заслуживает именно Ван Дейк. Творчество этого художника представлено в основном религиозными и мифологическими сюжетами, которые обладают характерными для него лиризмом или грустью. Среди основных работ мастера можно отметить картины «Мадонна с куропатками», «Сусанна и старцы», а также портретные полотна Ван Дейка.

www.beesona.ru

Гравюры с картин нидерландских художников - Виртуальные выставки

В отличие от национальной и самобытной голландской гравюры во Фландрии и других европейских центрах утверждается репродукционная гравюра. Главное ее предназначение – популяризация живописных произведений. Как и офорт резцовая гравюра относится к технике глубокой печати. На металлическую доску, предварительно обработанную, наносится рисунок, который гравируется резцом. Затем углубления на доске набиваются краской и делается оттиск на бумаге. Одним из известных граверов конца XVI - начала XVII вв. был нидерландский мастер Виллем ван Сваненбург. На выставке представлена одна из его редких гравюр «Аллегория правосудия», входящая в серию «Трон Юстиции». В 1620 году Питер Пауль Рубенс открыл в Антверпене мастерскую, где обучались и работали молодые художники: Лукас Ворстерман, Паулус Понтиус, Петер Соутман, братья Боэций и Схелте Адамc Болсверты, Петер де Йоде младший. Это были лучшие мастера, выполнившие большую часть работ Рубенса и его последователей в гравюре. На выставке представлена гравюра С.А. Болсверта с картины Йорданса «Пан, играющий на свирели». Основная заслуга братьев Болсвертов -  создание гравюр, репродуцирующих произведения фламандских живописцев 17 века. Этот раздел выставки включает также серию гравюр, выполненную известнейшим гравёром Вильямом Унгером по живописным оригиналам из Кассельской художественной галереи таких мастеров как Ф. Халс, П. Рубенс, А. Мор, Я. Йорданс, А. ван Дейк, Г. Кокс, Рембрандт, А. Браувер, А. ван Остаде, Я. Стен, П ван Лар, Ф. Вауверман, Я. ван Рейсдал, В. ван де Велде Мл., Адриан ван де Велде, П. Поттер, М. де Хондекутер. Эти гравюры дают полное представление о творчестве знаменитых голландских и фламандских мастеров периода «золотого века».

 

 

Аллегория справедливости

Виллем ван Сваненбург с рисунка Иоахима Юттевала (Музей искусств Лос-Анджелеса)

1605

Гравюра. 35,3х42,5

Виллем Исаак ван Сваненбург (1581/1582 -1612). Нидерландский гравер, родился умер в Лейдене. Сын известного художника Исаака Класа ван Сваненбурга (1537-1614). Обучался живописи у отца, а также помогал ему в живописных работах. Виллем ван Сваненбург изучил искусство гравюры. Возможно его учителем был Жак де Гейн. Со временем Сваненбург стал одним из лучших молодых голландских граверов начала 17 века. Гравюры с рисунков Иоахима Эйтевала из серии «Трон юстиции» впервые были опубликованы издателем Кристоффелем ван Сичемом в Амстердаме в 1605 – 1606 гг. Они отличаются пластической ясностью композиции, виртуозной чистотой и строгостью штриха. Сваненбург исполнял также гравюры с картин  Абрахама Блумарта и Питера Пауля Рубенса. Ранняя смерть прервала его многообещающую карьеру.

Иоахим Антонис Эйтевал (около 1566 – 1638). Нидерландский живописец и гравёр. Иоахим Эйтевал родился в Утрехте, работал вначале у своего отца, живописца по стеклу Антониса Эйтевала, а затем у художника Иоста де Бэра. В 1586 Эйтевал отправился в Италию для изучения работ мастеров эпохи Возрождения. В Падуе познакомился с епископом Сен-Мало, поехал вместе с ним во Францию, провел у него два года в Бретани и в 1592 году возвратился в родной город. В Утрехте он проработал до конца своей жизни (с 1611 – член гильдии живописцев). Писал картины на религиозные, мифологические и жанровые сюжеты, портреты. Помимо картин и рисунков, изготовлял также гравюры и оформлял витражи. Иоахим Эйтевал — один из последних художников маньеризма. Некоторые искусствоведы находят в картинах Эйтевала существенное влияние нидерландского живописца Хендрика Гольциуса, а также подражание Микеланджело. Cын Питер Эйтевал пошёл по стопам отца и также стал художником. 

 

Пан, играющий на свирели

Схельте Болсверт  c  картины Якоба Йорданса 1640-1645гг. (Холст, масло. 135х176. Рейксмузеум, Амстердам).

17 в.

Гравюра. 34,4х43,8

Схелте Адамс Болсверт (1586 -1659). Родился и умер в Антверпене. Один из величайших граверов фламандской школы. Создавал гравюры, репродуцирующие произведения фламандских живописцев XVII века. Гравировал по картинам П.- П. Рубенса, Я. Йорданса, А. Блумарта, А. Ван Дейка и др. И он, и его старший брат, Боэций Адамс Болсверт работали в Амстердаме и Харлеме перед переездом в Антверпен. Последние пять лет своей жизни Боэций гравировал картины Рубенса. После смерти брата в 1633 году, Схелте занялся картинами Рубенса, продолжая гравировать их и после смерти великого фламандца в 1640. Применял технику резцовой гравюры на меди. Особенно интересны листы гравюр Болсверта, передающие живописные пейзажи Рубенса, мифологические сцены Йорданса. Сила светотеневых контрастов достигается у него применением разнообразных по ширине штрихов, проложенных непосредственно друг за другом, без промежуточных перекрещиваний и точек. Его гравюры считались образцами технического совершенства и очень высоко ценились коллекционерами XVII- XVIII веков. В хороших оттисках и с исчерпывающей полнотой представлен в ГМИИ им. Пушкина и Государственном Эрмитаже.

Якоб Йорданс (1593-1678). Фламандский живописец и гравер. Родился в Антверпене в семье торговца тканями. С 1607 года учился у художника Адама ван Норта, сотрудничал с художниками П.- П. Рубенсом и А. ван Дейком. Йорданс практически всю жизнь прожил в Антверпене, где организовал большую мастерскую для выполнения многочисленных заказов. Для произведений Йорданса типично обращение к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, жанровая трактовка религиозных тем, плотная энергичная живопись с преобладанием мягко нюансированных теплых тонов. Насчитывается до 700 картин фламандского художника, их можно встретить практически во всех известных музеях и галереях. В творчестве Якоба Йорданса значительное место занимают картины с мифологическими сюжетами, изображающие козлоногих сатиров и силенов: «Сатир в доме крестьян» и «Сатир в гостях у крестьянина», Старая Пинакотека, Мюнхен; «Марсий, истязаемый музами», Рейксмузеум, Амстердам; «Силен в окружении вакханок», Музей Энгра, Монтобан и другие полотна. Фламандский художник работал до последних лет жизни, он скончался 18 октября 1678 года и был похоронен по протестантскому обряду в небольшом голландском городке Пута, на границе с Фландрией. Единственный сын живописца, Якоб Йорданс Младший, также стал художником и работал преимущественно в Копенгагене. 

 

Крестьяне, играющие в карты

Вильям Унгер с картины Адриана Браувера

1872

Офорт. 24,1х16. Лист из серии гравюр, выполненной Вильямом Унгером по живописным оригиналам западноевропейских художников из Кассельской художественной галереи

Вильям Унгер (1837-1932). Немецкий художник, график, иллюстратор. Родился в Ганновере в семье историка искусства Фридриха-Вильгельма Унгера. Учился мастерству гравирования в Геттингене, в 1854 поступил в ученики к Келлеру в Дюссельдорфе, от него в 1857 перешел к Тетеру в Мюнхене. Занимался в Лейпциге гравированием для издателя Вейгеля факсимиле с эскизов и рисунков старинных живописцев, провел несколько лет в Веймаре и, сделав в 1871 и 1872 поездку в Голландию, поселился в Вене. В своих работах, исполненных офортною иглою и затем пройденных резцом, он верно передает не только содержание копируемых оригиналов, но и манеру их исполнения, характерные особенности живописцев, которым они принадлежат. Отличное владение рисунком, умение пользоваться тем или другим приемом своего мастерства составляют главные достоинства этого художника. Из многочисленных гравюр Унгера достойна внимания масса эстампов, появившихся в журнале Лютцова «Zeitschrift für bildende Kunst», 18 гравюр с картин Брауншвейгской галереи, 44 с картин Кассельской галереи, сборник гравюр с картин Венского императорского музея (25 выпусков, с текстом Лютцова) и такое же издание Амстердамской галереи. Почти все эти эстампы воспроизводят оригиналы старинных мастеров.

 

Адриан Браувер (1605 — 1638). Фламандский живописец-жанрист. Голландский портретист Франц Хальс взял его к себе в ученики, заметив его необыкновенные способности к живописи. Браувер усвоил прекрасный рисунок учителя и его манеру, хотя никогда не подражал ему. В восемнадцать лет он отправился в Амстердам, а затем в Антверпен, где познакомился с Рубенсом. Творчество Браувера отражало разнообразные стороны жизни общества, являясь примером сочетания жестокой прозы бытовых сюжетов и лирической окраски образов, восходя к нидерландской национальной традиции XVI века, к гротескным образам Питера Брейгеля Старшего. Немногочисленные пейзажи мастера по силе выразительности и живописной красоте перекликаются с пейзажами Рембрандта. Творчество Браувера сумели оценить в XVII веке лишь немногие. Рубенс чрезвычайно ценил его картины, так же как и Рембрандт. В конце 1631 года Браувер возвратился в Антверпен, где впоследствии умер. Рубенс хотел поставить Брауверу памятник и сделал даже рисунок памятника, но умер прежде, чем мог привести в исполнение свое намерение. В настоящее время картины Браувера чрезвычайно редки и ценятся очень дорого. В Голландии сохранилось мало произведений этого замечательного художника. Произведения Браувера находятся в парижском Лувре, во Флоренции, в Мадриде, Мюнхене, Антверпене, Дрездене, Санкт-Петербурге. 

 

  

Жнец

Вильям Унгер с картины Филипса Ваувермана

1872

Офорт. 24,1х16. Лист из серии гравюр, выполненной Вильямом Унгером по живописным оригиналам западноевропейских художников из Кассельской художественной галереи

Вильям Унгер (1837-1932). Немецкий художник, график, иллюстратор.

Филипс Вауверман (1619—1668). Голландский живописец. Родился в Харлеме. Учился у отца Паулюса Ваувермана и Франса Халса. Испытал влияние Питера ван Лара. Посетил Гамбург в 1638-1639 гг. Работал в Харлеме. Вауверман получил известность как автор занимательных жанрово-пейзажных композиций, отличающихся свободной и легкой живописной манерой. Пейзаж у Ваувермана часто имеет столь же важное значение, как и фигуры, и написан всегда прекрасно, с выработкой первых планов, с мастерской воздушной перспективой и колоритно. Картина «Жнец» из Кассельской галереи, как и большинство ранних работ художника посвящена народному быту, скромна и правдива по мотивам. В поздних работах со сценами охот, кавалерийских стычек, светских развлечений («Привал кавалеристов», «Штурм крепости», «Возвращение с охоты» - все в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург; «Большая битва», Маурицхейс, Гаага) усиливаются живописные эффекты. Необыкновенная законченность его произведений, исполненных им в продолжение 20 лет, указывает на легкость и быстроту его техники. Его картины всегда пользовались большим успехом, в особенности в XVIII веке среди немецких и французских коллекционеров. 

 

Перед кузницей

Вильям Унгер с картины Филипса Ваувермана

1872

Офорт. 24,1х16. Лист из серии гравюр, выполненной Вильямом Унгером по живописным оригиналам западноевропейских художников из Кассельской художественной галереи.

Вильям Унгер (1837-1932). Немецкий художник, график, иллюстратор.

Филипс Вауверман (1619—1668). Голландский живописец, автор жанрово-пейзажных композиций.

 

Песчаное побережье в Cхевенингене (Берег моря в Схевенингене)

Вильям Унгер с картины Адриана ван де Велде 1658 г.

1872

Офорт. 24,1х16. Лист из серии гравюр, выполненной Вильямом Унгером по живописным оригиналам западноевропейских художников из Кассельской художественной галереи

Вильям Унгер (1837-1932). Немецкий художник, график, иллюстратор.

Адриан ван де Велде (1636 - 1672). Живописец и офортист. Родился в Амстердаме в известной нидерландской семье художников ван де Велде. Учился у отца – Виллема ван де Велде Старшего в Амстердаме и Яна Вейнантса в Харлеме. Испытал влияние Филипса Ваувермана. Адриан работал некоторое время в мастерской Карела Дюжардена, а потом стал свободным художником. Писал пейзажи с животными, картины на бытовые и религиозные сюжеты и портреты. «Берег моря в Схевенингене» из картинной галереи Касселя- одно из самых известных произведений Велде. Главную роль в нем играют дальние планы, облака с великолепно переданной воздушной перспективой. Морской пейзаж романтичен по настроению. Другие известные произведения: «Стадо» 1663, «Аллегория» 1663, «Охота» 1669 из ГМИИ им. А.С. Пушкина. Адриан ван де Велде писал иногда картины религиозного содержания, как «Снятие со креста» (Амстердам), которые показывают, что его талант мог развиться и в этом отношении, если бы его не остановила преждевременная смерть в возрасте 35 лет. Его погребение состоялось 21 января на кладбище церкви Неуве-Керк в Амстердаме. Несмотря на короткий творческий путь Адриану ван де Велде удалось создать собственный неповторимый стиль.

 

Корабли в штиле

Вильям Унгер с картины Виллема ван де Велде Младшего

1872

Офорт. 24,1х16. Лист из серии гравюр, выполненной Вильямом Унгером по живописным оригиналам западноевропейских художников из Кассельской художественной галереи.

Вильям Унгер (1837-1932). Немецкий художник, график, иллюстратор.

Виллем ван де Велде Младший (1633 — 1707). Родился в Лейдене. Живописец и рисовальщик. Самый известный и талантливый художник из семейства ван де Велде. Его называли "Рафаэлем морской живописи". Виллем учился у отца Виллема ван де Велде Старшего кораблестроению и рисунку, затем изучал живопись у Симона де Влигера в Веспе. Сопровождал голландский флот во время войны с Францией и Англией. В 1672 году вместе с отцом переехал в Англию, где оба поступили на службу к английским королям Карлу II и Якову II Стюартам. После смерти Карла II на некоторое время вернулся в Нидерланды, но вскоре был снова призван на службу в Англию королём Яковом II. Художник знаменит своими картинами, изображающими спокойное море с волшебным отражением глади воды и морскими баталиями. Его работы хранятся в Лондонской национальной галерее и частных английских коллекциях, в амстердамском Рейксмузеуме, Гааге, Берлине, Мюнхене, Вене, Париже, Санкт-Петербурге, Москве. Кроме картин, он оставил множество рисунков, число которых превосходит 8000.

 

 

Деревенский трактир

Вильям Унгер с картины Адриана ван Остаде

1872

Офорт. 24,1х16. Лист из серии гравюр, выполненной Вильямом Унгером по живописным оригиналам западноевропейских художников из Кассельской художественной галереи

Вильям Унгер (1837-1932). Немецкий художник, график, иллюстратор.

Адриан ван Остаде (1610 -1685). Живописец, рисовальщик и офортист. Родился в Харлеме в семье ремесленника. Учился у Франса Халса. Испытал влияние Рембрандта. Писал сцены из крестьянской жизни, портреты, реже - пейзажи. Произведения проникнуты настроениями умиротворенности, лиризма, тонкого юмора. Остаде внимательно и любовно показывает жизнь крестьянина, его быт и окружение. До самой смерти он почти не покидал Харлем, за исключением краткой поездки в Амстердам в 1657. Жизнь Остаде, не богатая внешними событиями, была наполнена непрерывным кропотливым трудом. Большим почитателем его искусства был Петр I, положивший начало собранию произведений Остаде в Росссии, которые были особенно высоко оценены в XVIII веке, когда его имя ставили в один ряд с именем Рембрандта. Картины Адриана ван Остаде хранятся в музеях Берлина, Дрездена, Вены, в Лувре, в Мюнхене, в Амстердаме, Гааге, Санкт-Петербурге, Пензе и др. Помимо картин сохранилось много акварелей, рисунков пером и гравюр Адриана ван Остаде.

 

Летняя беседка деревенского кабачка  

Вильям Унгер с картины Адриана ван Остаде

1872

Офорт. 24,1х16. Лист из серии гравюр, выполненной Вильямом Унгером по живописным оригиналам западноевропейских художников из Кассельской художественной галереи.

Вильям Унгер (1837-1932). Немецкий художник, график, иллюстратор.

Адриан ван Остаде (1610 -1685). Живописец, рисовальщик и офортист.

 

Портрет мужчины в широкополой шляпе

Вильям Унгер с картины Франса Халса. 1660-е гг.

Офорт. 44,4х30,9. Лист из серии гравюр, выполненной Вильямом Унгером по живописным оригиналам западноевропейских художников из Кассельской художественной галереи

Вильям Унгер (1837-1932). Немецкий художник, график, иллюстратор

Франс Халс (между 1581 и 1585 - 1666). Родился в Антверпене. Живописец-портретист. Учился у Карела ван Мандера в Харлеме. Предшественник Рембрандта в жанре портрета, который Халс обогатил новой стилистикой, изображая человека с присущими ему интеллектом, эмоциями, характером, а не согласно занимаемому положению в обществе в величавой позе. Подобный демократизм обусловлен отчасти традициями эпохи нидерландской революции. Халс не только реформировал парадный заказной и групповой портреты, но явился создателем портрета, граничащего с бытовым жанром. В портретах Халса представлены все социальные слои: бюргеры, стрелки, ремесленники, представители низов общества. В эти портреты художник вложил всю силу своего незаурядного полнокровного дарования. Халс изображал своих героев без прикрас, с их бесцеремонными нравами, могучим жизнелюбием. Художник расширил рамки портрета введением сюжетных элементов, запечатлевая портретируемых в действии, в конкретной жизненной ситуации, акцентируя мимику, жест, позу, мгновенно и точно схваченные. Этот художественный прием вдохновил в XIX веке французских импрессионистов, которые полностью отошли от академических требований в искусстве. К сожалению, в российских музеях нет произведений этого выдающегося голландца, за исключением единичных. «Портрет мужчины в широкополой шляпе» из Касселя близок по стилистике двум мужским портретам из Эрмитажа, исполненным до 1660 г.

 

Портрет старика с двойной золотой цепью

Вильям Унгер с картины Рембрандта ван Рейна 1630 г.

Офорт. 44,4х30,9. Лист из серии гравюр, выполненной Вильямом Унгером по живописным оригиналам западноевропейских художников из Кассельской художественной галереи

Вильям Унгер (1837-1932). Немецкий художник, график, иллюстратор

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606- 1669). Живописец, рисовальщик, офортист. Родился в Лейдене. Писал портреты, картины на исторические, религиозные, аллегорические и мифологические сюжеты.

 

Портрет Саскии в красной шляпе

Вильям Унгер с картины Рембрандта ван Рейна 1633 г.

Офорт. 44,4х30,9. Лист из серии гравюр, выполненной Вильямом Унгером по живописным оригиналам западноевропейских художников из Кассельской художественной галереи

Вильям Унгер (1837-1932). Немецкий художник, график, иллюстратор

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606- 1669). Живописец, рисовальщик, офортист.

Саския ван Эйленбург (1612 — 1642). Родилась в Леувардене. Дочь адвоката и учёного, знатного горожанина Ромбертуса ван Эйленбурга. Рембрандт и Саския познакомились в 1633 году, а 22 июня 1634 года они обвенчались. Саския принесла мужу большое приданое. В 1639 году Рембрандт приобрел в кредит новый дом на улице Синт-Антонисбрестрат, куда и переехал вместе с женой (ныне там расположен Дом-музей Рембрандта). Трое их детей (Ромберт и две Корнелии) умерли вскоре после рождения. В 1641 году родился сын Титус, названный в честь сестры Саскии Титии (умер, не достигнув 30-летия). В следующем году Саския после 9 лет брака скончалась в возрасте 30 лет и была похоронена в церкви Аудекерк - самом древнем из сохранившихся сооружений Амстердама. Облик Саскии запечатлен на многих портретах, рисунках и офортах. Художник облачал свою жену в фантазийные костюмы, которые придумывал сам, наделяя модель чертами героинь мифологии и христианских легенд. В год венчания  Рембрандт написал известный потрет Саскии в виде древнеримской богини цветов и весны («Флора». Эрмитаж, CПб).

 

Портрет Николаса Брейнинга

Вильям Унгер с картины Рембрандта ван Рейна 1652 г.

Офорт. 44,4х30,9. Лист из серии гравюр, выполненной Вильямом Унгером по живописным оригиналам западноевропейских художников из Кассельской художественной галереи.

Вильям Унгер (1837-1932). Немецкий художник, график, иллюстратор

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606- 1669). Живописец, рисовальщик, офортист. 

Николас Брейнинг - представитель высшего амстердамского общества. Принадлежал к влиятельной семье адвокатов, которые работали на Голландскую Ост-Индскую компанию В возрасте 23 лет получил в наследство от своего деда огромное состояние. В 1652 году Рембрандт получил заказ на портрет. Офорт Унгера оптимально передает замысел художника. Молодой элегантный человек изображен в повороте: он опирается на правую сторону стула, голова повернута в сторону, противоположную положению туловища. Композиционно фигура расположена диагонально, что также усиливает динамику. Фон затемнен, освещены лицо и немного руки. Светотеневая моделировка, расплывчатость контуров создают ощущение напряженной внутренней жизни, помогают передать сменяющие друг друга душевные движения. Чуть насмешливый взгляд, немного усталая грустная улыбка говорят о душевной тонкости, мягкой снисходительности портретируемого. 

 

Зимний пейзаж

Вильям Унгер с картины Рембрандта ван Рейна 1646 г.

Офорт. 44,4х30,9. Лист из серии гравюр, выполненной Вильямом Унгером по живописным оригиналам западноевропейских художников из Кассельской художественной галереи.

Вильям Унгер (1837-1932). Немецкий художник, график, иллюстратор

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606- 1669). Живописец, рисовальщик, офортист.

 

Девушка с гвоздикой

Вильям Унгер с картины Рембрандта ван Рейна

Офорт. 44,4х30,9. Лист из серии гравюр, выполненной Вильямом Унгером по живописным оригиналам западноевропейских художников из Кассельской художественной галереи

Вильям Унгер (1837-1932). Немецкий художник, график, иллюстратор

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606- 1669). Живописец, рисовальщик, офортист.

 

Учитель чистописания Ливен Виллемс ван Коппеноль

Вильям Унгер с картины Рембрандта

1872

Офорт. 44,4х30,9. Лист из серии гравюр, выполненной Вильямом Унгером по живописным оригиналам западноевропейских художников из Кассельской художественной галереи

Вильям Унгер (1837-1932). Немецкий художник, график, иллюстратор

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606- 1669). Живописец, рисовальщик, офортист. 

 

Портрет Германа Домера

Иоганн Гертель с картины Рембрандта 1640 г.

Иоганн Георг Гертель (1719-1768). Немецкий гравер.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606- 1669). Живописец, рисовальщик, офортист. 

Герман Домер (1595—1650). Родился в Анрате, на границе с Германией. В 1613 году зарегистрировался в Амстердаме, где прожил до самой смерти. Работал в мастерской чернодеревщика Давида Стафмекера. Изготавливал мебель и рамы для картин. Портрет Г. Домера находится в Музее Метрополитен в Нью-Йорке(Д., м, 75,2 х 55,2 см). Парный к портрету Домера - портрет его жены Бартье Мартенс Домер (1594−1662) находится в Эрмитаже. Их сын Ламберт Домер (1624−1700) был живописцем и рисовальщиком круга Рембрандта.

 

Портрет женщины с розой

Вильям Унгер с картины Питера Пауля Рубенса

1872

Офорт. 44,4х30,9. Лист из серии гравюр, выполненной Вильямом Унгером по живописным оригиналам западноевропейских художников из Кассельской художественной галереи.

Вильям Унгер (1837-1932). Немецкий художник, график, иллюстратор.

Питер Пауль Рубенс (1577 —1640). Нидерландский (фламандский) живописец, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Творческое наследие Рубенса насчитывает около 3000 картин, значительная часть которых выполнена в сотрудничестве с учениками и коллегами, крупнейшим из которых был Антонис ван Дейк. Учился у Адама ван Норта, Отто Вениуса. Жил в Италии с 1600 года, где стал придворным художников герцога Мантуанского. С 1608 года жил в Антверпене, где возглавил большую мастерскую, ставшую центром художественной жизни страны. Получил звание придворного художника испанских правителей Нидерландов – инфанты изабеллы и эрцгерцога Альберта. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) с включением геральдического льва в личный герб. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Творчество Рубенса— органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты, пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. В технике масляной живописи Рубенс был одним из последних художников, использовавших деревянные панели для больших станковых работ.

 

Девушка в чёрном платье с кружевным воротником

Вильям Унгер с картины Антониса ван Дейка

1872

Офорт. 44,4х30,9. Лист из серии гравюр, выполненной Вильямом Унгером по живописным оригиналам западноевропейских художников из Кассельской художественной галереи.

Вильям Унгер (1837-1932). Немецкий художник, график, иллюстратор

Антонис Ван Дейк (1599 – 1641). Фламандский живописец. Учился в Амстердаме, имел  свою мастерскую в 1615–16 гг. Довольно рано обратился к портретной живописи, занявшей центральное место в его творчестве. Около 1618–1620 гг. работал помощником у Рубенса, во многом восприняв его сочную, полнокровную живописную манеру. В конце 1620 – начале 1621 работал при дворе английского короля Якова I, затем вернулся в Антверпен. В это время в его произведениях проявляется стремление к созданию образов, исполненных одухотворенного изящества и благородства, внимание к уникальным особенностям эмоциональной и интеллектуальной жизни человека. С конца 1621 жил в Италии, где выработал и довел до совершенства тип парадного портрета, в котором главную роль играет поза, осанка, жест портретируемого. Знакомство с колористическими достижениями венецианской школы сказалось в блестящих парадных портретах итальянской знати. В 1627–1632 гг. вновь живет в Антверпене, в 1630 стал придворным художником эрцгерцогини Изабеллы. В этот период творческого расцвета ему удалось объединить в парадном портрете торжественную представительность образа с индивидуальной психологической характеристикой. С 1632  ван Дейк работает в Лондоне в качестве придворного художника короля Карла I. В многочисленных портретах короля, его семьи, английской знати, отмеченных строгой изысканностью композиции и тонкой сдержанностью колорита, акцентировал утонченный аристократизм образов. Творчество Ван Дейка способствовало становлению национальной английской школы портретной живописи.

 

Молодой ученик со своей женой в комнате

Вильям Унгер с картины Гонзалеса Кокса

1872

Офорт. 44,4х30,9. Лист из серии гравюр, выполненной Вильямом Унгером по живописным оригиналам западноевропейских художников из Кассельской художественной галереи

Вильям Унгер (1837-1932). Немецкий художник, график, иллюстратор

Гонзалес Кокс (1614—1684). Родился в Антверпене. Фламандский живописец, ученик Питера Брейгеля Младшего и Давида Рейкарта Младшего. Получил прозвище «Маленький Ван Дейк», из-за влияния, оказанного на него творчеством Антониса ван Дейка, изысканной манере которого он подражал. Кокс был уважаемым членом художественного сообщества в Антверпене: он был дважды деканом гильдии св. Луки, состоял в двух обществах риторов. Писал портреты, отличающиеся элегантностью постановки натуры, прекрасным колоритом. Известен как художник небольших кабинетных картин, элегантных неофициальных групповых портретов, изобретение которых ему приписывают. Его портреты пользовались большим спросом как у буржуазии, так и у дворянства. Картины Кокса полны жизни, блеска дорогих тканей, игры света и тени. Его произведения находятся в музеях Касселя, Берлина, Гааги, Будапешт и других картинных галереях. В Эрмитаже находится его работы «Выезд на охоту» и «Мужской портрет».

 

Портрет неизвестного с очками

Вильям Унгер с картины Антониса Мора

1872

Офорт. 44,4х30,9. Лист из серии гравюр, выполненной Вильямом Унгером по живописным оригиналам западноевропейских художников из Кассельской художественной галереи.

Вильям Унгер (1837-1932). Немецкий художник, график, иллюстратор

Антонис Мор (ок. 1519 — 1576/1578). Родился в Утрехте. Нидерландский портретист XVI века, работавший при дворах Испании, Италии, Англии. Учился у живописца Яна ван Скорела, нидерландского мастера, одним из первых понявшим важность обучения в Италии и попытавшимся познакомить Нидерланды с высоким итальянским Ренессансом. Когда папа Адриан VI Утрехтский, в прошлом— воспитатель императора Карла V в 1524 году был избран на свой пост, Ян ван Скорел отправился с ним в Рим в качестве придворного художника. Предположительно, Мор ездил вместе с ним. В 1547 году Мор был принят в члены гильдии св. Луки в Антверпене. Кардинал Николас Перрено де Гранвелла, фактический наместник Габсбургов в стране и известный меценат стал постоянным покровителем Мора и представил его императору Карлу. Художник легко вписался в атмосферу двора. Стал часто путешествовать по различным дипломатическим и художественным поручениям (в этом он окажется предшественником Рубенса). В Лондоне он создает свой шедевр— портрет английской королевы Марии Тюдор (Марии Кровавой. 1554, Прадо), за который, как предполагают, ему было присуждено рыцарское достоинство.

 

Пирушка

Вильям Унгер с картины Яна Стена 1668 г.

1872

Офорт. 44, 4 х 30, 9. Лист из серии гравюр, выполненной Вильямом Унгером по живописным оригиналам западноевропейских художников из Кассельской художественной галереи.

Вильям Унгер (1837-1932). Немецкий художник, график, иллюстратор.

Ян Стен (ок. 1626—1679). Живописец, мастер бытового жанра. Родился в Лейдене в семье пивовара. Учился живописи у Николаса Кнюпфера в Утрехте. Переехав в Харлем, в своем творчестве испытал влияние Дирка Халса и Адриана ван Остаде. Окончательно развил свой талант под руководством художника Яна ван Гойена в Гааге. Работал, как живописец, в Лейдене, а также в Делфте, Вармонде, Харлеме, Гааге. В 1669 году окончательно поселился в Лейдене, где в 1672 открыл корчму с гостиничными номерами. Стен писал портреты, пейзажи, библейские композиции, но отдавал предпочтение бытовому жанру. Картины Стена, пронизанные грубоватым, но добродушным народным юмором, отличаются живой наблюдательностью, занимательностью повествования, мастерством в передаче фигур, деталей обстановки и одежды. В 1660-1670-х годах Ян Стен был самым популярным из всех голландских жанристов. Он брал сюжеты из быта всех слоев современного ему голландского общества, изображая пирушки, сцены в шинках и тавернах, модниц зажиточного класса, знатных голландских бюргеров и т.п. («Больная и врач», «Гуляки», «Игра в трик-трак», 1667, - все в Эрмитаже, СПб; «Больной старик», «Крестьянская свадьба» в ГМИИ имени А.С. Пушкина, «Семья художника в веселом обществе», около 1663, Маурицхёйс, Гаага). Работам художника широко подражали многие голландские живописцы еще при жизни мастера. Точная дата кончины Яна Стена (как и причина смерти) не установлена, но известно, что художник был похоронен 3 февраля 1679 года в семейной могиле в Питерскерке на окраине Лейдена.

 

Знахарь-шарлатан

Вильям Унгер с картины Питера ван Лара

1872

Офорт. 44,4х30,9. Лист из серии гравюр, выполненной Вильямом Унгером по живописным оригиналам западноевропейских художников из Кассельской художественной галереи.

Вильям Унгер (1837-1932). Немецкий художник, график, иллюстратор.

Питер ван Лар (1599 - 1642). Нидерландский живописец начала XVII века. Родился в Харлеме. Один из основателей общества голландских и фламандских мастеров в Риме Бентвогелс ("Перелетные птицы". 1620-1720). Создатель жанра «бамбочатта» или «бамбочада» (жанр народных сценок, происходящих на римских улицах). Часто изображал гротескных персонажей. Сам художник получил в Италии прозвище Бамбоччо (итал.bamboccio, карапуз). Учился у Эсайаса ван де Велде. Приехав в Рим, поселился в приходе церкви св. Марии дель Пополо. Его итальянские последователи— Микеланджело Черкуоцци и Вивиано Кодацци. Был знаком с такими видными живописцами, как Ян Бот, а также двумя французскими мастерами классицистического направления — Никола Пуссеном и Клодом Лорреном. Оказал существенное влияние на Михаэля Свертса. Одним из первых начал практиковать живописные занятия на пленэре. Ван Лар за все время своей жизни в Риме не раз подвергался нападкам со стороны Академии св. Луки за неакадемичность своего искусства, однако его «бамбочады» были признаны не только в Италии и Голландии, но и почти повсеместно в Европе. Их начали собирать итальянские и фламандские коллекционеры. Умер и похоронен в Харлеме.

 

Коровы и овцы на опушке леса

Вильям Унгер с картины Паулюса Поттера

1872

Офорт. 44,4х30,9. Лист из серии гравюр, выполненной Вильямом Унгером по живописным оригиналам западноевропейских художников из Кассельской художественной галереи

Вильям Унгер (1837-1932). Немецкий художник, график, иллюстратор

Паулюс Поттер (1625-1654). Голландский живописец, рисовальщик и офортист. Пейзажист и анималист. Родился в Энкхёйзене. Учился в мастерской своего отца, художника Питера Симонса, а также, возможно, у Николаса Муйарта. В 1646 году вступил в делфтскую гильдию св. Луки. Около 1649 года жил в Гааге, где также стал членом гильдии художников. В 1652 году, женившись на Адриане Бакен Эйнде, Паулюс Поттер вернулся в Амстердам, где его наставником стал доктор медицины Николас Тульп. Первые работы художника датированы 1641 годом. Его творчество охватывает 130 картин. Преимущественно это пейзажи с изображением домашних животных на лугах, жанровые картины и сцены охоты. Всемирную славу Паулюсу Поттеру обеспечили его изображения животных. Художник умер в Амстердаме в возрасте 29 лет.

 

Белый павлин

Вильям Унгер с картины Мелхиора де Хондекутера

1872

Офорт. 44,4х30,9. Лист из серии гравюр, выполненной Вильямом Унгером по живописным оригиналам западноевропейских художников из Кассельской художественной галереи

Вильям Унгер (1837-1932). Немецкий художник, график, иллюстратор.

Мелхиор де Хондекутер (1636 -1695). Родился в Утрехте. Живописец и гравер. Его дед, отец и дядя - Ян Баптист Веникс были художниками, что повлияло на выбор им художественной карьеры. Юноша получил хорошее литературное и богословское образование и обладал даром слова; он был недалек от выбора карьеры проповедника, но любовь к живописи взяла верх. Первым его учителем был отец – Гейсберт де Хондекутер., а потом Ян Баптист Веникс, превосходно писавший животных. С 1659 года работал в Гааге, с 1663 — в Амстердаме. Писал большие декоративные с изображением преимущественно птиц — часто экзотических или охотничьи трофеи на фоне парковых ландшафтов. Современники прозвали его «Птичьим Рафаэлем». Несколько его работ «Птицы в парке», «Домашние птицы», «Охотничьи трофеи» хранится в коллекции Эрмитажа. Мелхиор де Хондекутер умер 3 апреля 1695 года в Амстердаме.

 

Водопад

Вильям Унгер с картины Якоба ван Рейсдала.1660 –е гг.

1872

Офорт. 44,4х30,9. Лист из серии гравюр, выполненной Вильямом Унгером по живописным оригиналам западноевропейских художников из Кассельской художественной галереи

Вильям Унгер (1837-1932). Немецкий художник, график, иллюстратор.

Якоб Изакс ван Рейсдал (1628/29 -1682). Родился в Харлеме. Живописец и офортист. Один из ведущих мастеров пейзажной живописи Голландии. Племянник и, возможно, ученик Саломона Рейсдала. Испытал влияние Корнелиса Врома. Работал в Харлеме (с 1648 –член гильдии живописцев) и в Амстердаме (с 1657). В начале 1650-х годов путешествовал по восточной части Нидерландов и западу Германии. Рейсдал любил писать лесные чащи, болота, водопады, морские побережья - места, где человек только прохожий. Фигурки людей и небольшие селения поглощены воздушной стихией, растворяясь в пространственной дали под огромным небом с низко нависающими влажными облаками. Стихия воды воплощена в знаменитых «Водопадах» Рейсдала, которые он создавал под впечатлением от норвежских пейзажей Эвердингена. Для всех пейзажей Рейсдала характерно символическое восприятие природы. В Государственном Эрмитаже находится одиннадцать его произведений и три картины в ГМИИ (Москва).

www.smolensk-museum.ru

Фламандское искусство XVII века

В XVII в. нидерландское искусство разделилось на две школы — фламандскую и голландскую — в связи с разделением самих Нидерландов в результате революции на две части; на Голландию, как стали называть семь северных провинций, освободившихся от власти Испании, и на южную часть, оставшуюся под владычеством Испании,— Фландрию (современная Бельгия). Историческое раз­витие их пошло разными путями, равно как и культурное. Во Фландрии феодальное дворянство и высшее бюргерство, а также католическая церковь играли главную роль в жизни страны и являлись основными заказчиками искусства. Поэтому картины для замков, для городских домов антверпенского патрициата и величе­ственные алтарные образа для богатых католических церквей — вот главные виды работ фламандских живописцев этого времени. Сю­жеты из Священного Писания, античные мифологические сцены, портреты именитых заказчиков, сцены охот, огромные натюр­морты — основные жанры искусства Фландрии XVII в. В нем смешались черты и испанские, и итальянского Возрождения с собственно нидерландскими традициями. А в итоге сложилось фламандское искусство барокко, по-национальному жизнерадост­ное, эмоционально-приподнятое, материально-чувственное, пыш­ное в своих изобильных формах. Фламандское барокко мало про­явило себя в архитектуре, зато ярко и выразительно — в декоратив­ном искусстве (в резьбе по дереву, чеканке металла), искусстве гравюры, но особенно — в живописи.

Центральной фигурой фламандского искусства XVII в. был Питер Пауль Рубенс (1577—1640). Универсальность таланта Рубенса, его поразительная творческая продуктивность роднят его с мастерами Возрождения.

Родившийся в Германии, где недолго жили его родители, Рубенс получил образование на родине, в Антверпене: в иезуитской школе он изучал латынь и современные европейские языки, а также познакомился с античной историей, позже обучался живописи — сначала у художника старонидерландской традиции, затем у мастера итальянского направления. Художник, который в обыденном со­знании ассоциируется с певцом почти языческого буйства плоти, был одним из самых интеллектуальных и образованнейших людей своего времени. В 1598 г. Рубенс был внесен в списки свободных мастеров гильдии св. Луки, и эту дату можно считать началом творческой самостоятельности художника. Однако в 1600 г. он едет для дальнейшего совершенствования в Италию, прежде всего в Венецию, «на встречу» с Тицианом, Веронезе и Тинторетто, затем в Рим, где изучает Микеланджело. Он пробыл в Италии до 1608 г., с 1601 г. являясь придворным художником герцога Гонзага в Мантуе. Эти годы были периодом формирования его искусства. Из совре­менных художников на Рубенса наибольшее влияние имел в этот период Караваджо. В Италии он изучил и на всю жизнь полюбил античность.

В 1608 г. Рубенс возвратился на родину, женился на девушке из богатого бюргерского семейства Изабелле Брандт и прочно обос­новался в Антверпене. С этих пор ему неизменно сопутствовал успех как художнику. 20-е и 30-е годы — период наиболее напряженной творческой деятельности Рубенса. Он получает заказы от церкви, двора, бюргерства, ему заказывают произведения иностранные дворы. Первой большой работой на родине были алтарные образа для знаменитого Антверпенского собора: «Воздвижение креста» (1610—1611) и «Снятие с креста» (1611—1614), в которых Рубенс создал классический тип алтарного образа XVII в. В нем сочетаются монументальность (ибо это живопись, которая должна выражать настроения большого числа людей, какие-то очень важные идеи, им понятные) и декоративность (ибо подобная картина является красочным пятном в ансамбле интерьера).

Искусство Рубенса — типичное выражение стиля барокко, об­ретающего в его произведениях свои национальные особенности. Огромное жизнеутверждающее начало, преобладание чувства над рассудочностью характерны даже для самых драматических произ­ведений Рубенса. В них начисто отсутствует мистика, экзальтация, присущие немецкому и даже итальянскому барокко. Физическая сила, страстность, иногда даже необузданность, упоение природой приходят на смену спиритуалистической, завуалированной эротике берниниевской «Терезы». Рубенс прославляет национальный тип красоты. Дева Мария, как и Магдалина, предстает светловолосой, голубоглазой брабанткой с пышными формами. Христос даже на кресте выглядит атлетом. Себастьян остается полон сил под градом стрел.

Картины Рубенса насыщены бурным движением. Обычно для усиления динамики он прибегает к определенной композиции, где преобладает диагональное направление. Так, в обоих антверпенских образах, например, диагональ образует линия креста. Это динами­ческое направление создается и усложненными ракурсами, позами фигур, находящихся во взаимосвязи, образующими сложную про­странственную среду. Все композиции Рубенса пронизаны движе­нием, это поистине мир, где нет покоя.

 

Рубенс. Воздвижение креста. Антверпен, собор

 

Рубенс понимал и любил античность, он часто претворял мифы в живописные образы. Но избирал он преимущественно те сюжеты, которые можно воплотить в динамические композиции. Юпитер похищает своих возлюбленных, амазонки сражаются, сатиры напа­дают на нимф... Вакханалии, в которых можно показать сладость опьянения, охота на львов, с их энергией, стремительностью и безудержной силой,—все, что дает повод выразить радость бытия, пропеть гимн жизни, особенно привлекает художника. Под кистью Рубенса поэтизируется чувственная стихия. Обра­зы классической древно­сти обретают земную до­стоверность, не заземля­ясь и не теряя своей возвышенности, как, на­пример, в эрмитажном шедевре «Персей и Андро­меда». Андромеда, превра­тившаяся в белокурую, пышущую здоровьем фла­мандку, полный мощи Персей, освободивший красавицу из плена драко­на, крылатый его конь Пе­гас, амуры, венчающая ге­роя слава —все овеяно поэзией и полно чувством ликования. Этому особен­но способствует колорит картины, торжественное звучание синего, красно­го, желтого. Трепетный, вибрирующий мазок пере­дает в тончайшей нюанси­ровке розовых и перламут­ровых тонов всю красоту тела Андромеды. Переходы света и тени незаметны, четкие контуры отсутствуют, все предметы как бы возникают из света и воздуха. Рубенс пишет очень жидко, иногда под красками просвечивает тон грунта. Правда, для 20-х годов характерны в целом яркость колорита и многоцветность, позже Рубенс будет тяготеть к более монохромной живописи.

Рубенс. Портрет Елены Фоурмен с детьми. Париж, Лувр

 

Дом Рубенса становится центром художественной жизни Флан­дрии, туда стекается цвет художественной и ученой интеллигенции Европы, внимания художника ищут самые привилегированные лица. Атмосферу семейной жизни Рубенс прекрасно передал в «Автопортрете с Изабеллой Брандт» (1609—1610), изобразив себя и жену под сенью цветущей жимолости, в нарядных, даже торже­ственных костюмах, лишенными всякой позы и нарочитости, из­лучающими молодое счастье.

В 1623—1625 гг. Рубенс получает заказ на цикл из 21 картины от французской королевы Марии Медичи, вдовы Генриха IV, для украшения Люксембургского дворца. Темы малоинтересные и не существенные исторически (бракосочетание и регентство короле­вы) гений Рубенса превратил в блистательное творение монумен­тально-декоративного искусства. Сцены из жизни Марии Медичи нельзя назвать в полном смысле историческими картинами, в них лица исторические соседствуют с античными божествами, реальные события уживаются с аллегориями. Но что бы он ни изображал, все имеет характер убедительной правды, реальности и верности изображенного мира при всей безудержности художественной фантазии.

В 1626 г. Рубенс теряет свою любимую жену. Кончается опре­деленный период его жизни. Тяготясь одиночеством, художник принимает предложение правительницы Нидерландов инфанты Изабеллы и едет с дипломатическим поручением в Испанию и Англию (для переговоров о мире Испании с Англией). Встреченный с почетом английским и испанским королями как художник миро­вой известности, он приобретает новые связи, покровительство царственных особ, его возводят в дворянское и в рыцарское досто­инство. В Испании Рубенс изучает богато представленные там полотна Тициана, знакомится с молодым Веласкесом.

В 1630 г. Рубенс возвращается в Антверпен и вскоре вступает в брак с молоденькой дальней родственницей по первой жене Еленой Фоурмен. Она стала музой художника в последний период его творчества. Елена Фоурмен — живое воплощение идеала художни­ка, как бы сошедшее с его полотен изображение. Он пишет ее вместе с собой на прогулке, в саду, демонстрирующим ей свои владения, он изображает ее с детьми, пишет ее одетой и обнаженной. В венском портрете («Шубка», 1638) Елена предстает обнаженной, стоящей на красном ковре, с накинутой на плечи шубкой. Портрет построен на тончайших цветовых нюансах, на контрасте густого коричневого меха с бархатистостью кожи, с легкостью пронизанных воздухом волос, с влажностью блестящих глаз. Тело женщины написано с потрясающей реалистической силой, кажется, что ощу­щаешь, как в жилах пульсирует кровь. Это очень личное, интимное изображение, но, как во всяком большом произведении, в нем есть обобщающая мысль: Рубенс славит женщину как символ жизни.

В 30-е годы Рубенс, тяготясь жизнью в большом торговом городе, покупает поместье со старинным замком Стэн (Стеен), поэтому часто этот период творчества Рубенса называют «стеновским». В это последнее десятилетие жизни Рубенс больше пишет для себя, руководствуясь собственным выбором тем, но исполняет немало произведений и по заказу. Он пишет портреты, и хотя этот жанр не самый главный в его творчестве, тем не менее он четко укладывается в рамки стиля. Это парадный барочный портрет, в котором величие передается и позой модели, и костюмом, и всякими аксессуарами обстановки.В последнем автопортрете (1638—1639) Рубенс сумел, однако, показать себя и тонким психологом: грусть, усталость, следы болезни и многих размышлений умудренного жизненным опытом уже немолодого человека написаны на этом лице. Не менее тонок по характеристике и изыскан по цвету более ранний портрет молодой женщины, известный как портрет каме­ристки (около 1625).

Рубенс обращается и к жизни природы. Широкие равнины, тучные стада, могучие деревья, спокойное приволье или, наоборот, разбушевавшаяся стихия переданы кистью Рубенса с одинаковым чувством реализма и неизменного жизнеутверждения. В ощущении подлинно народного духа Рубенс выступает наследником великого нидерландского художника Питера Брейгеля Мужицкого.

В последнее десятилетие живописное мастерство Рубенса отли­чается особенной виртуозностью и предельной широтой. Колорит становится более монохромным, более обобщенным, утрачивается прежняя многоцветность («Вирсавия», 1635; «Следствия войны», 1638).

Рубенс умер в 1640 г. в расцвете творческих сил. У него было много учеников, огромная мастерская, в которой многие работы были завершены по эскизам художника его учениками. Ван Дейк, Снейдерс, Ян Брейгель Бархатный были в их числе. Но дело не в количестве учеников. Историческое значение Рубенса в том, что он определил пути развития фламандской школы, имевшей огромное влияние на последующее развитие западноевропейского искусства, особенно XIX века.

Наиболее знаменитым из всех учеников Рубенса, учившимся у него недолго, но ставшим вскоре первым помощником в его мастерской, был Антонис ван Дейк (1599—1641). Ван Дейк рано сложился как художник. Сын богатого антверпенского коммерсан­та, он всю жизнь стремился приобщиться к родовой аристократии, и в его портретах и автопортретах всегда подчеркнуты аристокра­тизм модели, ее хрупкость и изысканность. Именно таким изящным баловнем судьбы видим мы его на эрмитажном автопортрете: усталое выражение нарочито придано этому розовощекому лицу фламандца, в натуре подчеркнуты черты женственности. Тщательно выписаны красивые холеные руки, аристократически небрежен костюм, романтически развились кудри. Он пишет себя то Риналь­до, то Парисом, то. св. Себастьяном. Портретируя антверпенских богатых бюргеров, сам вышедший из этой среды, ван Дейк всячески старается аристократизировать модели, сообщая им нервную экс­прессию и утонченность форм.

В его творчестве большое место занимают сюжеты мифологи­ческие и христианские, которые он трактует с присущимему лиризмом или грустно-элегически («Сусанна и старцы», 1618—1620; «Св. Иероним», 1620; «Мадон­на с куропатками», начало 30-х годов).

Ван Дейк. Портрет Карла I на охоте. Париж, Лувр

 

Но главным жанром ван Дейка становится пор­трет. В первый, антвер­пенский период (конец 10-х —начало 20-х годов), как называется это время его творчества, он пишет богатых бюргеров или сво­их товарищей по художе­ству, пишет в строго реа­листической манере, с тонким психологизмом. Но по приезде в Италию этот тип портрета уступает место другому. Снискав любовь местной генуэз­ской знати, ван Дейк получает множество заказов и создает парадный, ре­презентативный портрет, в котором прежде всего выражена сослов­ная принадлежность модели. Фигура подана несколько снизу, что делает ее более величественной, монументальной, аксессуары бо­гатого костюма и обстановки усиливают это впечатление. Портреты ван Дейка декоративны всем своим строем: пластическим и линей­ным ритмом, игрой светотени, чему он учился у Караваджо, и, конечно, колоритом, в котором воздействие величайшего колориста Рубенса слилось с влиянием на художника колористической школы венецианцев (портрет Паолы Адорно).

В 1627 г. ван Дейк возвращается в Антверпен и, так как Рубенс в этот период уезжает в Испанию и Англию, становится на неко­торое время главной художественной фигурой в родном городе. Успех его как модного живописца огромен. Политические деятели, прелаты церкви, аристократы и богатые бюргеры, местные краса­вицы, собратья-художники предстают в длинной галерее, которую составили работы ван Дейка этих лет (парные портреты супругов Стевенс; портрет художника Ф. Снейдерса и др.).

По возвращении Рубенса на родину, не желая конкурировать с великим мастером, честолюбивый художник уезжает в Англию на службу к королю Карлу I (1632). Английская национальная школа живописи еще только складывалась, и ван Дейк был встречен с радостью и сразу буквально засыпан заказами. Карл I жалует ему звание главного живописца короля, возводит его в рыцарское достоинство. Ван Дейк «отплачивает» за все созданием галереи парадных портретов английской придворной аристократии. Свои модели он представляет в богатых интерьерах или на лоне природы, чаще всего в рост, в эффектной позе, в красочной одежде, явно приукрашенными. Но тонко уловленные в каждом отдельном случае индивидуальные особенности модели, присущее ван Дейку чувство меры и, конечно, блестящее мастерство художника — все это вместе спасает его от грубой лести (портрет Томаса Уортона; портрет Филиппа Уортона; портрет Карла I на охоте, ок. 1635).

Для Англии ван Дейк явился основателем большой школы портретного искусства, достигшей исключительного расцвета в XVIII в. Но и для школ континента ван Дейк как мастер парадного портрета имел огромное значение.

 

Ф. Снейдерс. Фруктовая лавка. Санкт-Петербург, Эрмитаж

 

Ван Дейк был во многом далек от Рубенса. Истинным последо­вателем и главой фламандской школы после смерти Рубенса был Якоб Иордане (1593—1678), крупнейший художник Фландрии XVII в. Один из лучших помощников Рубенса в его мастерской, он многому научился у великого живописца, но сумел не утратить и свои индивидуальные черты. Как и ван Дейк, он происходил из бюргерской среды. За какие бы темы он ни брался — мифологиче­ские, христианские, аллегорические,— он всегда оставался трезвым реалистом, сумевшим сохранить здоровое народное начало. Излюб­ленный его жанр — бытовой. Это национальный «Праздник бобо­вого короля» —семейные пирушки, много раз повторенные Иордансом: столы ломятся от яств, лица лоснятся от довольства, расплываются в улыбках. Художник искал свои образы в крестьян­ской среде, в народной толпе. В другом распространенном сюжете — «Сатир в гостях у крестьянина» (на тему эзоповской басни; варианты этой картины имеются во многих европейских музеях) античная легенда приобретает национальные фламандские черты. Искусство Иорданса самым тесным образом связано со старонидерландскими традициями. В ранние годы из европейских мастеров на него оказал большое влияние Кавараджо («Поклонение пастухов»). Позднее он меньше увлекается эффектами светотеневых контрастов. Насыщен­ность цвета создает праздничность композиции, всегда брызжущей весельем. Живопись Иорданса сочная, свободная, пластически мощная, выказывающая большие декоративные возможности ху­дожника. Национальный колорит, национальный тип выражены в произведениях Иорданса с наибольшей полнотой и прямолиней­ностью.

Особым жанром во фламандском искусстве XVII в. был натюр­морт, знаменитым мастером которого являлся Франс Снейдерс (1579—1657). В его картинах грудами лежат на столах прекрасно написанные дары земли и воды: рыба, мясо, фрукты, битая дичь. Как правило, такие натюрморты служили декоративным украше­нием больших богатых интерьеров, поэтому фламандский натюр­морт обычно велик по размеру в отличие от голландского (например, знаменитые «Лавки» Снейдерса, 1618—1621: «Рыбная лавка», «Фруктовая лавка», исполненные для епископского дворца).

Жанровая живопись представлена в искусстве Фландрии иск­лючительно одаренным художником Адрианом Броувером (Браувером, 1601—1638). Много лет проживший в Голландии, Броувер писал небольшого размера картины на бытовые темы. Его герои — крестьяне и городской плебс, они играют в карты, пьют, дерутся, горланят песни. В произведениях Броувера нет широкой декора­тивности фламандской школы, они выполнены в духе голландского реализма и рассчитаны на близкое рассмотрение («Деревенский лекарь»). Сюжеты иногда драматичны, лица, мимика, позы, жесты необычайно выразительны, ирония переплетается с горечью, и в этом смысле Броувер продолжает традиции Брейгеля («Драка»). Письмо его виртуозно, артистично, полно тонких цветовых соот­ношений. Лаконизм языка, умение минимальными средствами выразить главное, мудрое самоограничение в полной мере прояв­ляются в рисунках Броувера, в своей лапидарности очень близких современному искусству.

В творчестве последователя Броувера — Давида Тенирса Млад­шего (1610—1690) крестьянская тема трактуется как сельские праз­днества. В больших по размеру, но мелкофигурных композициях он представляет праздничное веселье под открытым небом, с тан­цами, трапезами, мирными беседами... Во второй половине XVII в. крупных мастеров во фламандской живописи нет, но вклад в европейское искусство Фландрией уже был сделан.

Похожие статьи:

poznayka.org

Фламандская живопись | Картины художников. Зарубежная живопись и другое искусство

Главная » Записи с метками "Фламандская живопись"

Квинтен Массейс «Меняла с женой» 1514 год Музей Лувр, Париж По мнению Ван Мандера «Искусство пришло в Антверпен следом за богатством». В самом деле, Антверпен, начиная с XVI века, оттеснят Бруген и, наконец, становится...  Питеру Паулю Рубенсу, великому фламандскому мастеру живописи эпохи барокко, удалось воплотить то, что для многих художников остается недоступным и загадочным по сей день. В каждой его картине, пейзаже и портрете присутствует...  Тайная вечеря. Размер картины 365 x 568 см, холст, масло. Тайная вечеря – сюжет довольно распространённый у мастеров Возрождения. Картина была написана Тинторетто специально для венецианской церкви Сан Джорджо Маджоре, где...  «Сотворение животных» относится к ранним работам художника. Размер картины 151 x 258 см, холст, масло. Живописец Якопо Тинторетто изобразил классический ветхозаветный библейский сюжет — момент создания богом животного мира....  Несение креста. Размер картины 512 x 387 см, холст, масло. Монументальное полотно Тинторетто Несение креста находится в гигантском ансамбле масляной живописи Скуолы ди Сан Рокко, состоящем из нескольких десятков полотен и...  Сюжет был популярен у итальянских художников из-за возможности передать оттенок чувственной любви, изобразить прекрасное обнаженное тело женщины, наконец привнести в картину особую пластику. У Тинторетто лебедь тянется...  В полотне «Крещение Христа» мастер отошел от канонов иконописи. Картина написана будто с натуры. Иисус стоит по щиколотки в водах реки Иордан и смиренно склонил голову перед Иоанном Крестителем. Тот, находясь на берегу,...  Искушение Адама. Размер картины 150 x 220 см, холст, масло. Картина находится в Галереи Академии, в Венеции. На картине изображен всем хорошо знакомый библейский сюжет. По стилю исполнения видно что это ранее произведение Тинторетто,...  Жерико Теодор (1791–1824) — французский живописец эпохи романтизма, родился 26 сентября 1791 года в Руане. Его отец Жорж Никола Жерико был адвокатом, а мать Луиза Карюэль де Сен-Мартен происходила из старого и богатого буржуазного...  Ян Брейгель Младший (Jan Bruegel de Jonge) - известный нидерландский художник. Представитель династии художников Брейгелей. Является внуком Питера Брейгеля Старшего и сыном Яна Брейгеля Старшего. Хоть и не является настолько известным...  Страница 1 из 212»

design-kmv.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта