Честняков, Ефим Васильевич. Картины ефима честнякова


Художник Ефим Честняков - ida_mikhaylova

 Хочу познакомить или напомнить  о  сказочных картинах  и глинянках  крестьянского сына  Ефима Васильевича Честнякова

Ефим Васильевич Честняков родился 31 декабря( по старому стилю) 1874 года в деревне Шаблово Кологривского уезда Костромской губернии в крестьянской семье. Он был, не считая двух сестер, единственным сыном-кормильцем. Таких детей, на которых со временем ложилось содержание семьи, называли честняками. Отсюда и его фамилия. Вот как рассказывает о своем детстве сам Честняков. "Утро. Я пробудился — едва брезжит свет. Еще не рассвело, в избе тихо и нет никого. Только мухи пролетывают, да тараканы шуршат по стенам. Постель, где лежу, на полу. У лавки светец. Холодные уголья в корытце, и на полу лучины. Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп — хлопают мялки. Мнут лен в деревне. Тук-тук, тук-тук — молотят на гумнах. Мне жутко в избе одному. Поднялся на постели, к окну подошел. На улице иней белеет, как снег... А может, уже это и снег навалил... Из избы выбегаю в одной рубашонке..."

Глинянки

Молодой директор Костромского музея изобразительных искусств В.Я.Игнатьев привез из Кологривского района в Кострому картины и записные книжки забытого художника. Почти все полотна подлежали реставрации. Сначала решили реставрировать "Город Всеобщего Благоденствия". (После смерти художника многие его произведения были разобраны «на память», а главная картина «Город Всеобщего Благоденствия» была даже поделена на куски).

Один из фрагментов картины

Реставраторы В.Танеев и С.Галушкин, расстелив на полу музея пять больших кусков, сшили их.Работали по двенадцать часов в сутки и всего за полмесяца придали картине первоначальный вид. Полотно еще лежало на полу, просыхали краски, а Игнатьев и все, кто к нему заходил в то время — художники, реставраторы, искусствоведы,— поняли, что перед ними огромный, неведомый, загадочный мир…

"Город Всеобщего Благоденствия"

Еще не были прочитаны все записные книжки Честнякова, но уже было ясно, что не только Костроме — всему человечеству возвращается художник, поэт и мыслитель, не признанный при жизни.В скором времени около сорока картин Ефима Честнякова поехали на выставки в Москву, Ленинград.Потом следуют одна за другой выставки в Париже, Турине, Флоренции…

В конце 1964 году творчество Честнякова заново открыла Паола  ДмитриевнаВолкова, ей удалось получить от односельчан значительную часть работ и передать в музеи. С тех пор и  началось исследование наследия художника и выставки его работ в России и Европе.

Былинники, 1910

Евдокия,1910

Ванюша,1910

Отец и мать, 1910

Даша в бусах, 1910

Иллюстрация из рукописной книги

Тетеревиный король

Чудесное яблоко

В записной книжке Ефим Васильевич оставил по поводу встречи с Репиным следующую запись: «А вы, Честняков, думаете ли держать в Академию? Есть ли у вас ценз? Если нет, лучше подождите... Таких много, а вы могли бы. Я вас считаю незаурядным, у вас талант. Когда я увидел ваши рисунки, я удивился, но нужно учиться. О свадебных эскизах: талантливо. Вы идете своей дорогой, я вас испорчу... Гордый вы человек... Да... да... Вам нужно учиться. У вас способности. Держите в Академию. Мило... так... хорошо. А свои эскизы берегите... Да, да, художник... Красиво... Вот и продолжайте дальше... Кисточкой заканчивайте, как вам самому нравится... Вы могли бы... Вы уже художник. Это огонь, это уже ничем не удержишь... Что еще сказать вам? Участвуйте в выставках... Создавайте себе имя, выставляйте на «Мир искусства». Вероятно, разговор между Честняковым и Репиным состоялся на одном из вечерних просмотров эскизов в Тенишевской мастерской, и Честняков, взволнованный похвалой великого мастера, записал его сразу же. Вскоре Ефим Васильевич Честняков был принят в Высшее художественное училище при императорской Академии художеств, но лишь вольным слушателем. Проучился он здесь по декабрь 1903 года. К сожалению, к тому времени Репин уже не преподавал в Академии. Документы свидетельствуют, что художник вернулся домой в Шаблово в октябре 1905 года с большим багажом картин и скульптур. В Шаблово, пока был запас красок, купленных в Петербурге, Е. В. Честняков часто писал этюды с натуры, крестьянских девушек, парней и особенно ребятишек, которые ходили за ним по пятам. Ефим Васильевич давал им бумагу, цветные карандаши, учил рисовать, устраивал веселые игры. Этюды потом использовал для своих картин, которые писал исключительно на деревенские темы: зимние посиделки, игры и забавы, особенно — гулянья, народные праздники, в которых участвовали крестьяне соседних деревень.

Из черновика письма Е.В. Честнякова к неизвестному адресату: "Желал бы совершенствовать свои произведения и рисовать новые. Но нет нужных средств к существованию вообще и никакого запасного капитала нет у меня... Есть стихотворения, сказки. Могу декламировать в театре, петь и играть - вообще представлять, тем более что это искусство так же входит в предмет моих целей. У меня много лепных работ: фигурки людей в разных костюмах, всех возрастов и постройки разных мотивов своей композиции... Конечные же цели у меня - деятельность в деревне. И вообще желал бы ознакомиться в городе по возможности с делами всякого рода: живопись, скульптура, музыка, архитектура, машиностроение, агрономия, языковедение, астрономия, науки оккультные, театры и кинема...". В другом письме к Абрамовой, датированной августом 1913 года, читаем: " ...я стремлюсь создать свою культуру и забочусь о её сохрани, тогда как у меня нет никакого своего помещения, мне некуда деваться со своими работами, а их всё больше накопляется. О помещении в музей мне говорили и (Репин, например), но я того не желаю. Считаю свои вещи не туда относящимися..." Желание показать, поделиться своим творчеством и идеями продержали Честнякова в столице до осени 1914 года. В этот год в журнале "Солнышко" №1 за 1914 год была опубликована сказка "Чудесное яблоко", а в издательстве "Медвежонок" отдельной книжкой с иллюстрациями автора вышли его сказки" Чудесное яблоко", "Иванушко", "Сергеюшко".

Народный учитель, 1920

 «Сад, — сообщает художник в уездный исполнительный комитет,— открыт с 1 декабря 1920 года. Занятия детей: смотрят иллюстрированные книги, журналы, слушают сказки. Чтение книг, пересказ прочитанного, рисование карандашом. Работы их (листки и тетрадочки) хранятся. Делали разнолепестные цветы из бумаги, лепили фигурки из глины, пели, играли в детском театре представления: «Чудесная дудочка», «Чивилюшка», «Ягая Баба» и разные мелкие импровизации. Дети любят наряжаться в костюмы и маски. Взрослые жители деревни охотно приходят на эти представления. Считаю, что наш детский сад есть начало универсальной коллегии Шабловского образования всех возрастов». Детский сад в Шаблове просуществовал до 1925 года. В марте 1924 года открылась первая прижизненная выставка произведений Е. В. Честнякова. «Устроенная в Кологривском художественно-историческом музее выставка эскизов-картин и художественных лепных работ Е. В. Честненкова-Самойлова,— писала уездная газета «Крестьянская правда»,— для нашего края... представляет исключительный интерес ввиду разнообразного характера работ художника, заимствовавшего большинство тем своих из быта деревни — как мира реального, так и сказочного...». 4 июля 1928 года в Кологриве состоялся “Литературно-концертный вечер оригинальных произведений” художника. Собственно, такие вечера уже много лет Честняков устраивал по всем окрестным деревням: возил с собой на тележке картины, глинянки, показывал картинки через “волшебный фонарь”, пел, рисовал афиши. 86 лет служил он своему делу, народу, своей земле. Умер Ефим, как и предсказывал своим односельчанам, в тихую, ясную, с редким, мелким дождиком погоду, Хватились его не сразу, а нашли в мастерской, в "шалашке", он лежал на лавке тихо, будто уснул. Это было 27 июня 1961 года. Хоронили его всем селом и несли гроб на руках четыре километра до Илешевского погоста. В Илешеве в сухом сосновом бору есть могила с железным крестом, на котором всегда висят чистые полотенца. (По народному поверью этим полотенцем утираются души умерших.) Текст на основе книги В. Игнатьев, Е. Трофимов "Мир Ефима Честнякова". М.: Молодая гвардия, 1988.По  материалам:  http://virtualrm.spb.ru/ru/virtual/museums/kostroma/chestniakov

http://cultobzor.ru/2014/12/efim-chestnyakov-skazka-o-chude/05-1483/

"Гляди вперёд и покажи твои грёзы и по красоте твоих грёз ты займёшь своё место"                                                                                                                              Ефим Честняков

Пробудить человека в человеке...

ida-mikhaylova.livejournal.com

Коллекция Е.В. Честнякова - Костромской музей-заповедник

Е.В. Честняков - Живопись

Предыдущая страница

Следующая страница Девочки. Композиция

Картина Автор: Честняков Е.В.Название: Девочки. КомпозицияМесто создания: Россия Материал: холст Техника: масло Размеры: 45,8х139,5

Портрет девушки

Автор: Честняков Е.В.Название: Портрет девушкиМесто создания: Костромская обл., Кологривский р-онМатериал: холстТехника: маслоРазмеры: 58,5х41,8 Номер по книге поступления: КХМ КП-2477

Ярмарка

Автор: Честняков Е.В.Название: ЯрмаркаВремя создания: Конец XIX-начало XX векаМесто создания: Костромская губ., Кологривский уезд, дер. ШабловоМатериал: холстТехника: маслоРазмеры: 43,6x73,6 Номер по книге поступления: КХМ КП-2478

Крестьянские дети

КартинаАвтор: Честняков Е.В.Название: Крестьянские дети Место создания: Костромская губ., Кологривский уезд, дер. Шаблово Материал: холстТехника: маслоРазмеры: 67,5х82,5Номер по книге поступления: КХМ КП-2479

Приход колдуна

КартинаАвтор: Честняков Е.В. Название: Приход колдуна Место создания: РоссияМатериал: холст Техника: масло Размеры: 70х91,5Номер по книге поступления: КХМ КП-2480

Женщины с детьми

КартинаАвтор: Честняков Е.В.Название: Женщины с детьми Место создания: Россия Материал: холст Техника: масло Размеры: 95,4х177Номер по книге поступления: КХМ KП-2581

Зима

ЭтюдАвтор: Честняков Е.В. Название: Зима Место создания: Россия Материал: холстТехника: масло Размеры: 25,8х33,8Номер по книге поступления: КХМ KП-2582

Сказочный мотив.

КартинаАвтор: Честняков Е.В. Название: Сказочный мотив."Разбойники.Баба-Яга".(На обороте незаконченный мотив "Посиделки")Время создания: Конец XIX- начало XXв. Место создания: Россия Материал: холст Техника: масло Размеры: 36х74Номер по книге поступления: КХМ KП-2583

Этюд к картине

ЭтюдАвтор: Честняков Е.В.Название: Этюд к картине "Посиделки"Место создания: СССР Материал: холст Техника: масло Размеры: 46,5х41Номер по книге поступления: КХМ KП-2584

Летний праздник вечером

КартинаАвтор: Честняков Е.В. Название: Летний праздник вечером Место создания: Россия Материал: холст Техника: масло Размеры: 95,3х244,6Номер по книге поступления: КХМ KП-2585

Женщина в черном

ЭтюдАвтор: Честняков Е.В. Название: Женщина в черном Место создания: СССР Материал: холст Техника: масло Размеры: 40,2х25Номер по книге поступления: КХМ KП-2586

Портрет девушки

Картина Автор: Честняков Е.В.Название: Портрет девушкиМесто создания: Россия Материал: холст Техника: маслоРазмеры: 28х23Номер по книге поступления: КХМ KП-2587

Женский портрет

КартинаАвтор: Честняков Е.В.Название: Женский портрет Материал: холст Техника: маслоРазмеры: 34х21,5Номер по книге поступления: КХМ KП-2588

Поющие у трона

КартинаАвтор: Честняков Е.В. Название: Поющие у тронаМесто создания: РоссияМатериал: холст Техника: маслоРазмеры: 63,5х101Номер по книге поступления: КХМ КП-2725

Женский портрет в овале

КартинаАвтор: Честняков Е.В.Название: Женский портрет в овале Место создания: РоссияМатериал: холстТехника: маслоРазмеры: 78,7х61,2Номер по книге поступления: КХМ KП-2726

Крестьянские дети у зимника

КартинаАвтор: Честняков Е.В.Название: Крестьянские дети у зимника Место создания: Россия Материал: холстТехника: масло Размеры: 35,8х39,6Номер по книге поступления: КХМ KП-2728

Летний теплый вечер. Топят бани

Картина Автор: Честняков Е.В. Название: Летний теплый вечер. Топят бани Место создания: Россия Материал: холстТехника: масло Размеры: 49,7х63Номер по книге поступления: КХМ KП-2729

Двое у избушки

ЭтюдАвтор: Честняков Е.В. Название: Двое у избушки Место создания: Россия Материал: холст на ДВП Техника: маслоРазмеры: 33х38Номер по книге поступления: КХМ KП-2730

Портрет старухи в черном платке (Бабка Василиса)

Этюд Автор: Честняков Е.В.Название: Портрет старухи в черном платке (Бабка Василиса) Место создания: Костромская обл., Кологривский р-он Материал: холст Техника: масло Размеры: 40х37Номер по книге поступления: КХМ KП-2731

Бледная женщина

Картина Автор: Честняков Е.В.Название: Бледная женщинаМесто создания: РоссияМатериал: холст на ДВПТехника: маслоРазмеры: 32,5х28Номер по книге поступления: КХМ KП-2732

Мальчик и девочка

КартинаАвтор: Честняков Е.В. Название: Мальчик и  девочка Место создания: РоссияМатериал: холст Техника: маслоРазмеры: 127,0х66,5Номер по книге поступления: КХМ KП-2733

 

www.kostromamuseum.ru

Честняков, Ефим Васильевич — Википедия

Дата рождения Место рождения Дата смерти Место смерти Страна
Ефим Васильевич Честняков
около 1900 года
19 (31) декабря 1874(1874-12-31)
д. Шаблово, Кологривский уезд, Костромская губерния
27 июня 1961(1961-06-27) (86 лет)
д. Шаблово, Кологривский район, Костромская область
  •  Россия

Ефи́м Васи́льевич Честняко́в (Евфи́мий Само́йлов) (1874, д. Шаблово Кологривского уезда Костромской губернии — 1961, д. Шаблово Кологривского района Костромской области) — русский художник (портреты и сказочные сюжеты в русле псевдонаивного искусства), писатель (сказки, сказания, роман в стихах, стихи, размышления), скульптор (мелкая глиняная пластика), создатель детского театра в Шаблово. Пик творчества пришёлся на первую четверть XX века.

Содержание

  • 1 Молодые годы
  • 2 Период учительства (1894—1899)
  • 3 Первое открытие художника. Вичугско-кинешемская благотворительность (1899—1908)
  • 4 Первый «петербургский» период (1899—1905)
  • 5 Первое затворничество в Шаблово (1905—1913)
  • 6 Вичугские меценаты. Второй «петербургский» период (1913—1914)
  • 7 Окончательное затворничество. Жизнь в Шаблово (1914—1961)
  • 8 После смерти. Второе открытие художника
    • 8.1 Реставрация картин
    • 8.2 Ненайденные и неизвес

ru.bywiki.com

Честняков, Ефим Васильевич — википедия фото

Молодые годы

  • 19 (31) декабря 1874 — родился в деревне Шаблово Кологривского уезда Костромской губернии в крестьянской семье Самойловых. Он был, не считая двух сестёр, единственным сыном-кормильцем. Таких детей, на которых со временем ложилось содержание семьи, называли честняками. Отсюда произошла фамилия Ефима.

«У меня страсть к рисованию была в самом раннем детстве, лет с 4-х, точно не знаю»[1]

«В самом раннем детстве сильнейшее влияние имела бабушка. Она много рассказывала сказок про старину… Дедушка был мастер рассказывать про свои приключения… Он рассказывал и сказки, и не забуду, как чудно рассказывал. От матери слушал сказки и заунывные мотивы. Отец перед праздниками вслух читал Евангелие. Поэзия бабушки баюкала, матери — хватала за сердце, дедушки — возносила дух, отца — умиротворяла…»[2]

  • Учился грамоте сначала частным образом, затем в земском народном училище в д. Крутец.

«По деревенским воззрениям того времени учиться грамоте я запросился рано. В деревне учил по буквослагательному способу дядюшка Фрол… Стал так славно учиться, что дядюшка Фрол написал даже похвальный лист. На следующий год в версте от деревни открылась земская школа, и я поступил туда»[2]

  • 1889 — окончил Кологривское уездное училище.
  • В училище преподавал рисование и черчение художник Иван Борисович Перфильев — первый профессиональный учитель Честнякова, он же ставил в Кологриве самодеятельные спектакли. В 1908 г. он был сослан в Сибирь. В знак протеста Александра, старшая сестра Ефима, выпускница Кологривской женской прогимназии, отказалась от золотой медали.
  • 1889 — 3 (15) июня 1894 — учился в Новинской учительской семинарии (в селе Новинское Ярославской губернии). Получал стипендию К. А. Попова, московского купца первой гильдии, выходца из костромского села Большие Соли.

«Что касается семинарии, то без ненависти не вспоминаю её. Прощу ли когда-нибудь наставникам и тому обществу, которое поручило им преступную роль исполнять бесчеловечные выкладки, убивающие молодые силы? Но как ни старались засорить голову и помешать работать мысли, — напрасно… Книги и даже учебные предметы давали материал для обобщений, и мой ум, привыкший самостоятельно вдумываться, хоть и с грехом пополам… но выработал своё мировоззрение. Фундамент получил, постройка здания началась по окончании семинарии, когда наступил последний фазис в моем развитии — критическое отношение к жизни во всей её сложности».[2]

Период учительства (1894—1899)

  • 1894—1895 — работает народным учителем в селе Здемирово Костромского уезда Костромской губернии.
  • 1895 — июль 1896 — работает учителем в Костроме в начальном училище при приюте для малолетних преступников.
  • Сентябрь 1896 — ноябрь 1899 работает учителем в земском народном училище в селе Углец Кинешемского уезда Костромской губернии.

«Четыре года, проведённые в Углеце — важный этап в биографии Е. В. Честнякова. Именно здесь в нем окончательно утвердились взгляды на общество, которые позже отразились в творчестве художника»[3]

  • В 1898—1899 учебный год в Углецком народном училище закончила начальное образование Александра, старшая сестра Честнякова.

Первое открытие художника. Вичугско-кинешемская благотворительность (1899—1908)

Ефим Честняков попал учительствовать в Вичугский край, один из крупнейших фабричных регионов Российской империи. Здесь бурлила разнообразная жизнь и зарождался настоящий пассионарный по духу центр, давший целую плеяду выдающихся личностей (в число которых по праву вошёл и Ефим Честняков). Молодой учитель сразу же попал в сферу внимания местной интеллигенции. Он познакомился со многими прогрессивно настроенными людьми, он получил возможность читать разнообразную художественную, общественно-политическую и научную литературу (некоторые экземпляры которой сохранялись у него в Шаблово до конца жизни).

Художественные таланты Честнякова сразу же были высоко оценены местной интеллигенцией, она разглядела в Ефиме большое будущее и всячески стала содействовать тому, чтобы Честняков развивал свой талант. Уже сама возможность учиться в столице возникла благодаря хлопотам и петербургским связям кинешемских знакомых Ефима Честнякова. «Мои рисунки, когда был учителем, нечаянно для меня пропутешествовали к Репину» (Честняков, 1924 г.).

Осенью 1899 года пришёл ответ из Петербурга с мнением Репина: «Несомненные способности! Хорошо, если бы нашлись люди, могущие оказать ему поддержку! Со своей стороны согласен принять его в свою студию на Галерной…».

После положительного отклика Репина начался сбор народных средств, Е.Честняков увольняется из учителей.

Более семи лет получал профессиональное художественное образование Ефим Честняков, прежде чем окончательно осесть в родном Шаблово в 1914 году. Это было бы невозможно, если бы не финансовая поддержка таланта со стороны жителей Вичугского края и Кинешмы.

«В архивах Честнякова сохранилось много отрывных купонов — почтовых переводов, которые ему высылали из разных мест Кинешемского уезда. Значительная часть этих денег пересылалась им родным в Шаблово»[4]

Перед поездкой на учёбу в Петербург осенью 1899 была собрана довольно большая сумма — более 300 рублей.[5] Достаточно сказать, что Е. Честняков, будучи учителем земского училища, получал в месяц около 20 рублей. В дальнейшем благотворительный фонд для учёбы Ефима Честнякова постоянно пополнялся средствами, в каникулы Честняков приезжал в Вичугу, чтобы сделать свои творческие отчёты, а также реализовать часть картин в благотворительной лотерее.[6] С другой стороны, в Петербурге И. Е. Репиным и его помощником Щербиновским писались отзывы, предназначавшиеся для благотворителей.[7]

В ноябре 1903 года существенную помощь (в размере ста рублей) оказало Кинешемское земство «в порядке единовременного пособия Честнякову как ученику Высшего художественного училища при императорской Академии художеств».

Осенью революционного 1905 года Е. Честняков бросает учёбу и возвращается в Шаблово. Вичугским благотворителям он обещал вернуться в Петербург, но сделать это смог лишь в 1913 году. Тем не менее, из Вичуги ежемесячно посылались деньги вплоть до июля 1908 года.[8]

Первый «петербургский» период (1899—1905)

  • Январь 1900 — май 1902 — занятия в мастерской живописи и рисования кн. М. К. Тенишевой (под заведыванием И. Е. Репина, затем Д. А. Щербиновского).
  • Лето 1900 г. — был на родине, в Шаблово.
  • 18 (31) декабря 1901 г. — письмо Честнякова к Репину, в котором он рассказал историю своей жизни.
  • Сентябрь 1902 — январь 1903 — вольнослушатель в Высшем художественном училище при императорской Академии художеств (профессора Савинский, Ционглинский, Мясоедов, Творожников).
  • Май-сентябрь 1903 г. — жил в Вичуге, «написал несколько жанровых произведений, принятых на лотерею, устроенную местными меценатами».[9]
  • Октябрь 1903 — май 1904 — вольнослушатель в натурном классе Казанской художественной школы (преподаватели Скорняков, Фешин).
  • Осень 1904 — январь 1905 — учёба в мастерской Кардовского при Академии художеств.[10]
  • После января 1905 — Академия художеств прекратила занятия до сентября, Е.Честняков уезжает в Шаблово.

Первое затворничество в Шаблово (1905—1913)

  • Первое затворничество в Шаблово оказалось весьма плодотворным в творческом плане. Новые идеи, необходимые материалы для работы, родная атмосфера, финансовая поддержка из Вичуги до середины 1908 года — всё это способствовало творчеству, несмотря на то, что крестьянский труд отнимал много времени («С весны до осени на земле, пока не выпадал снег, и за труд мой учёный я садился лишь зимой»). Писались портреты земляков, новые сказочно-фантазийные картины, начал рождаться глиняный «кордон» (скульптурки из глины, объединённые единым замыслом), писались стихи и сказки, большой роман в стихах про Марко Бесчастного.
  • Но народнический идеализм Честнякова в Шаблово натолкнулся на грубый реализм окружавших его односельчан. «В долине я один… Я одинок совсем и тёмной силой окружённый, во весь рост не смею встать. А бедные и сирые, они не подозревают, как идёт моя духовная работа… И как чужой в родной среде… Порою кажется, что я уже не понимаю их… И что делать с жизнью родной? Куда идти не знаю. И снизу мне руки не подают и сверху нет с народом связи…» (слова Марко Бесчастного, прототипом которого является сам Ефим).
  • Одиночество и непонимание, израсходование материалов для творчества, информационный голод и жажда показать свои творения в столице способствовали решению Ефима Честнякова вновь поехать в Петербург. Непосредственным толчком к этому могла быть информация о первом Всероссийском съезде художников, состоявшемся в конце 1911 — начале 1912 года в Петербурге.

Вичугские меценаты. Второй «петербургский» период (1913—1914)

  • За финансовой поддержкой Ефим вновь обратиться к вичугским меценатам в лице Натальи Александровны Абрамовой и её родного брата крупного фабриканта Сергея Александровича Разорёнова, хотя Честняков и не был уверен в поддержке из-за «пресловутой непродажности своих картин» и из-за того, что не вернулся в Петербург на учёбу раньше. Но необходимые средства для поездки поступили из Вичуги в Шаблово в мае 1912 года. Обстоятельства (период летнего крестьянского труда) отсрочили поездку, Ефим появился в Петербурге лишь в марте 1913 года.
  • В Петербурге Ефим стал заниматься в академической мастерской профессора Кардовского в качестве частного ученика. Планы у Ефима были большие: «желал бы ознакомиться в городе по возможности с делами всякого рода: живопись, скульптура, музыка, архитектура, машиностроение, агрономия, языковедение, астрономия, науки оккультные, театры и кинема и т. д.».
  • Несколько раз посещал дачу И. Репина «Пенаты», где показывал своё творчество, читал литературные произведения. Здесь же познакомился с К. Чуковским, который свёл Честнякова с издателями.
  • В начале 1914 года в журнале «Солнышко» № 1 была опубликована сказка «Чудесное яблоко», а в издательстве «Медвежонок» отдельной книжкой с иллюстрациями автора вышло три сказки Честнякова «Чудесное яблоко», «Иванушко», «Сергиюшко».
  • Летом 1914 года иллюстрировал сказку «Семеро сирот из Фростмо», которая должна была выйти отдельной книжкой, но начавшаяся война перечеркнула эти планы.

После начала Первой мировой войны Ефим Честняков стал собираться домой в Шаблово. Перед отъездом у Честнякова появилась возможность приобрести необходимые материалы для работы и благополучно довезти до Шаблово большой багаж, кроме того, у него появился фотоаппарат (возможно, он получил гонорар за иллюстрации к неопубликованной сказке и/или поддержку со стороны А. И. Коновалова[11]).

Окончательное затворничество. Жизнь в Шаблово (1914—1961)

  • 1914 — по состоянию здоровья освобождён от воинской обязанности.
  • 1914—1915 — становится первым фотографом в Шаблово, запечатлевая на фотопластинки родных и земляков (видимо, у Честнякова был только один комплект фотопластин, после израсходывания которого Ефим навсегда лишился возможности заниматься фотографией).
  • 1917 — Ефим с воодушевлением воспринял приход новой власти. «Пусть дадут помещение, материал: я буду рисовать новую Россию…»
  • 1918—1920 — член Кологривского отделения общества по изучению местного края.
  • С ноября 1919 — принимал участие в работе Дворца Пролеткульта, где преподавал в художественной и театральной студиях.
  • 1920 — февраль 1925 — народный заседатель волостного суда.
  • 1 декабря 1920—1925 — Ефим Честняков руководил созданным им детским садом в Шаблово, где организует детский театр.

«Занятия детей: смотрели иллюстрированные книги, журналы и в перерыве — сказки, пословицы. Чтенье и рассказы, рисовали от себя карандашом и красками на бумаге. Работы их (листочки и тетради) хранятся все. Лепили из глины, пели, играли представления в детском театре: „Чудесная дудочка“, „Чивилюшка“, „Ягая баба“ и разные мелкие импровизации. Любят наряжаться в костюмы и маски. Взрослые жители деревни приходили на представления».

  • 24 марта 1924 — выставка эскизов-картин и художественных изделий из глины в Кологривском краеведческом музее.

«Можно сказать, что большинство работ на выставке — жанр деревни, своеобразно переданный художником, с оттенком этнографическим, — что придает особый интерес выставке. То же самое можно сказать и об раскрашенных изделиях из глины (до 200 экземпляров, которые при объяснении художником как бы оживают, так как сопровождаются народным говором, текстом народных песен и проч. Не только быт деревни, но и сказочный мир нашёл своё выражение в глине и красках»[12]

  • 4 июля 1928 — «Литературно-концертный вечер оригинальных произведений Е.Чесненкова-Самойлова» в городском театре г. Кологрива.

С конца 1920-х годов у Честнякова начался творческий кризис («дело моё — плачет», «лодка моя на мели»), вызванный прежде всего отсутствием самого необходимого для творчества, горькой нуждой, а также непониманием и отсутствием какой-либо поддержки со стороны властей (к тому же звучало обвинение и в «буржуазном формализме»).

Пользовался в это время Честняков, в основном, дешёвой акварелью для школьников, которую покупал в Кологриве, рисуя портреты земляков на сподручном материале (альбомных листках, бланках документов). Известно, что из Москвы краски также присылал Корней Чуковский. О словесности в 1920-е годы в письме к И. М. Касаткину он сообщал, что она «почти вся написана раньше».

С начала XX века и до самой смерти Ефим Честняков беспокоился о сохранении своего творческого наследия. Отказавшись продавать лучшие свои произведения в Петербурге и Вичуге, отказавшись отдавать в Эрмитаж скульптуру, даже отказываясь печатать свои литературные произведения, всё своё творческое наследие он хранил у себя в доме в Шаблово в неприспособленных для этого условиях. Картины, скульптуру, записи разрушало время.

С 1920-х годов обеспокоенность о судьбе своего творчества превратилась в главную проблему художника. «Годы мои уходят, стал волноваться за судьбу своих словесных и изобразительных произведений…».[13]«Приблизилась старость. И всё больше беспокоюсь о моих искусствах, на что затрачена жизнь».[14]«Всё моё-то без призора лежит, в куче».[15] Лишь после войны, в самые последние годы жизни, Ефиму удалось приспособить под «мастерскую» для хранения картин старую избу, в которой когда-то жили его родные, избу более светлую и просторную, чем собственная «шалашка».

Чтобы решить задачу, как «призреть свои детушки-картины» в последнюю свою зиму Ефим дважды вызывал из Ленинграда в Шаблово своего верного товарища А. Г. Громова. «У меня большая забота, что круглой сиротой… останутся мои художества…» (из письма от 16 ноября 1960 г.). Но все старания Громова, простого учителя, «упирались в безразличие ответственных работников культуры».[16]

Умер художник 27 июня 1961 года в своей избе-шалашке. Похоронен на кладбище у села Илешево.

После смерти Честнякова многое было разобрано односельчанами «на память», а главная картина «Город Всеобщего Благоденствия» была даже поделена на куски. Из глиняного «кордона», состоявшего из более чем 800 фигур, до настоящего времени дошло ничтожное количество — около сорока произведений; что-то было растащено детьми из опустевшего дома Ефима.

После смерти. Второе открытие художника

  • Лето 1968 — ежегодная научно-изыскательская экспедиция сотрудников Костромского музея изобразительных искусств[17] во время посещения Кологривского района случайным образом получила информацию об Ефиме и его картинах и приехала в Шаблово. Значительную часть картин удалось получить от односельчан и увезти в музей. Участники экспедиции: главный хранитель музея Владимир Макаров, старший научный сотрудник Вера Лебедева, художник-реставратор Геннадий Корф и шофёр Алексей Сабуров.
  • Октябрь 1971 — сотрудники Костромского музея во главе с директором В. Я. Игнатьевым приехали в Кологрив для сбора новых сведений об Ефиме Честнякове. Племянница художника Галина Александровна Смирнова передала музейщикам хранившиеся у неё рукописи и документы Честнякова, собранные в его избе после смерти художника.
  • Лето 1975 — третья научная экспедиция Костромского музея в Кологривский район, посвящённая поиску новых материалов, связанных с жизнью и творчеством Е. В. Честнякова. Были получены новые свидетельства о жизни художника, часть его библиотеки, новые рукописные материалы.

Реставрация картин

Картины, которые с 1970-х годов начала восстанавливать группа реставраторов во главе с Саввой Ямщиковым, «дошли до нас в тяжёлом состоянии».[18]

«Почти на всех картинах имелись осыпи грунта и красочного слоя; требовалось их укрепление. На многих отмечались многочисленные утраты авторской живописи, которые приходилось восстанавливать. Все работы были без подрамников… Это послужило причиной деформации холстов… Все полотна были очень загрязнены, покрыты слоем копоти и пыли, въевшихся в красочный слой… Полотно „Город Всеобщего Благоденствия“ было разрезано на пять частей… По сложности реставрационных процессов на первое место следует поставить композицию „Коляда“. Она написана на очень тонком холсте… Из-за отсутствия подрамника холст дал усадку, сжался, образовались складки вместе с красочным слоем… Под тяжестью толстого красочного слоя холст рвался на части различной величины…»[19]

Несмотря на сложности реставрационных процессов, ни одно из найденных полотен Ефима Честнякова не пропало.

Ненайденные и неизвестные картины Е. Честнякова

  • Картина, подаренная в 1900 году фабрикантам Абрамовым (Чертовищи).[20]
  • «Помещик» — приобретена за 45 руб. в 1901 г. сыном вичугского фабриканта Геннадием Александровичем Разорёновым (Вичуга).[21]
  • «Я жду ответа» — приобретена в 1901 г. за 93 рубля земским врачом Петром Алексеевичем Ратьковым (Вичуга).[2]
  • «К обедне» — в 1901 году выставлялась на продажу в Вичуге.[2]
  • Картины, проданные в Кинешемском уезде в 1903 и 1904 гг.[22]
  • «Картины для знакомых, портретики» (1913—1914 гг., Санкт-Петербург).[23]
  • Иллюстрации к сказкам «Семеро сирот из Фростмо», которые готовились к изданию в 1914 году в Петербурге.

Выставки и экспозиции

  • 1900—1904 — Персональные отчётные выставки и выставки-продажи. Вичуга. Земское народное училище. Кинешма.

«Имеются сведения о проведении в Вичуге выставки работ Честнякова, цель которой была прежде всего их распродажа».[24] «Перед отъездом [в Шаблово в мае 1900 г.] Ефим устроил в Вичугском училище выставку своих петербургских работ (надо же было „отчитаться“ перед тем кто в него верил, кто ему помогал!)».[25] После возвращения из Шаблово, «Ефим устроил ещё одну выставку в Вичугском училище». [в августе 1900 г., перед благотворительным сбором][26]«Ещё на втором году обучения в Тенишевской мастерской Ефим впервые пробовал писать картины для заработка, которые реализовывались или разыгрывались по лотерее в Кинешемском уезде».[27] В 1903 году получены деньги «от разошедшихся по лотерее в Кинешме картин».[22] В 1904 г. Честняков «с помощью меценатов из Кинешмы продаёт часть картин».[22]

  • 1913 — «Выставка» у Репина в Пенатах.

«Много времени ушло на просмотр работ — живописных и лепных, которые были у меня с собой… На выставке из публики, кажется, кое-что желали приобресть» (из письма Честнякова — Абрамовой)[28]

  • 1914 — «Ходячие выставки» в Санкт-Петербурге.

«Таскаюсь с грузом по городу, вёрст до семи каждый день. Смотреть не скупятся, но для дела толку никакого. Только время проходит…».[29]

  • 1924 — Персональная выставка. Кологрив. Краеведческий музей.
  • 1928 — Персональная выставка. Кологрив. Городской театр.
  • 1975 — Персональная выставка. Кострома. Музей изобразительного искусства.
  • 1977 — Персональная выставка. Москва. Выставочный зал в Кадашах.
  • 1977 — Персональная выставка. Кострома. Музей изобразительных искусств.
  • 1978 — «Новые открытия советских реставраторов»: четвертый раздел выставки «Ефим Честняков». Париж. Дом общества «Франция — СССР».
  • 1978 — Персональная выставка. Ярославль. Художественный музей.
  • 1978 — Персональная выставка. Горький. Художественный музей.
  • 1978 — Персональная выставка. Москва. Дом учёных АН СССР.
  • 1979 — «Новые открытия советских реставраторов»: четвертый раздел выставки «Ефим Честняков». Москва. Выставочный зал Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
  • 1979 — «Новые открытия советских реставраторов»: четвертый раздел выставки «Ефим Честняков». Ленинград. Центральный выставочный зал.

1979 — Персональная выставка. Москва. Центральный Дом художника.

  • 1981 — Передвижная персональная выставка. Флоренция. Турин.
  • 1981 — Участие в выставке «Москва — Париж». Москва. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
  • 1981 — Персональная выставка. Кострома. Кинотеатр «Орлёнок».
  • 1982 — Передвижная персональная выставка. Гавр, Сент, Брас.
  • 1982 — Персональная выставка. Кологрив. Краеведческий музей.
  • 1983 — Персональная выставка. Москва. Центральный выставочный зал.
  • 1983 — Персональная выставка. Ленинград. Центральный выставочный зал.
  • 1984 — Персональная выставка, посвящённая 110-летию со дня рождения. Кострома. Музей изобразительных искусств.
  • 1985 — Персональная выставка. Вологда. Художественный музей.
  • 1985 — Персональная выставка. Петрозаводск. Музей изобразительных искусств.
  • 1987 — Персональная выставка (графика). Куйбышев. Художественный музей.
  • 1987 — «Искусство Костромского края XVI—XX веков». Ленинград. Центральный выставочный зал.
  • 2008 — Персональная выставка (графика). СПб, Константиновский дворец (Государственный комплекс «Дворец конгрессов»)
  • 2014 — «Сказка о чуде», галерея Открытый клуб, Москва

Музеи, фестивали и другое

  • Дом-музей Ефима Честнякова в д. Шаблово (открыт в 2004).
  • Детская социальная деревня — проект Александра Гордона по созданию инфраструктуры для многодетных семей в д. Шаблово.
  • «Щедрое яблоко» — ежегодный фестиваль в Костромской области.
  • Честняковские чтения.

Литература

  • «Чудесное яблоко. Иванушко. Сергеюшко» (сказки и рисунки Ефима Честнякова). СПб, 1914. (репринт в книге Ямщиков С. В., «Ефим Честняков. Новые открытия советских реставраторов», М., 1985).
  • Честняков Е. Поэзия., Сост., и авт. коммент. Р. Е. Обухов, — М., 1999
  • Честняков Е. В. «Сказание о Стафии — Короле Тетеревином» (роман-сказка), Сост., и авт. коммент. Р. Е. Обухов, Москва, 2007.
  • Шапошников В. И., «Ефимов кордон» (роман), Ярославль, 1983
  • Ямщиков С. В., «Ефим Честняков. Новые открытия советских реставраторов», М., 1985
  • Игнатьев В., Трофимов Е., «Мир Ефима Честнякова», М., 1988
  • Игнатьев В. Я., «Ефим Васильевич Честняков», Кострома, 1995
  • Ганцовская Н. С. «Живое поунженское слово. Словарь народно-разговорного языка Е. В. Честнякова», Кострома, 2007.
  • «Пути в избах. Трикнижие о шабловском праведнике, художнике Ефиме Честнякове». Сост., авт. предисл. и коммент. Р. Е. Обухов, М., 2008.
  • Кузьмин Л. И. Чудесное яблоко. Рассказ о художнике Честнякове. Оформление В. Дмитрюка. (В книге помещены репродукции с картин художника Е. Честнякова) М.: Детская литература. 1981 г.

Примечания

  1. ↑ из письма Е. Честнякова к И. Е. Репину от 18 декабря 1901 г.
  2. ↑ 1 2 3 4 5 там же
  3. ↑ В.Игнатьев, Е.Трофимов, «Мир Ефима Честнякова», М. 1988
  4. ↑ В. Игнатьев, Е. Трофимов, «Мир Ефима Честнякова», М. 1988, стр. 65
  5. ↑ Шапошников В. И., «Ефимов кордон» (роман), Ярославль, 1983, стр. 70
  6. ↑ В мае 1900 года, во время каникул, Ефим Честняков приехал в Вичугу, устроив отчётную выставку своих петербургских работ. В июне 1900 г. Дмитрий Кирпичников из Кинешмы, который в первые годы был распорядителем фонда Ефима Честнякова, писал: «Высылаю Вам 20 рублей и уведомляю, что Ваших денег у нас осталось 50 рублей. Сбор ещё не начался, начнётся он в августе, и думаю, что кое-что соберётся, а поэтому особенно беспокоится нечего». В августе, перед сбором средств, Ефим Честняков устроил ещё одну выставку в Вичуге. Здесь он познакомился с Натальей Александровной Абрамовой (урожд. Разорёновой), женой местного фабриканта. В дальнейшем она станет главной вичугской меценаткой таланта Ефима Честнякова, распорядительницей его фонда. В январе 1901 г. Е.Честняков получил письмо из Кинешмы от Дмитрия Кирпичникова: «Поздравляю Вас с Новым годом и с новым счастьем, если оно у Вас сбылось в Питере! Я послал Вам 25 рублей, как-нибудь получите их. Подписка идёт очень туго. В настоящее время, за отсылкой Вам 25 рублей, осталось в Вашей кассе 26 рублей, да подписано 15 рублей, а всего — 41 рубль. Ни от Ратьковых, ни от Львовых я в Вашу пользу не получил ничего… Как видите, первый год был урожайным, второй — втрое хуже, но, может быть, поправится, хотя я и мало рассчитываю…». Но в феврале 1901 г. пришло новое письмо от Дмитрия Кирпичникова: «Спешу Вас порадовать, что в Бонячках дан был спектакль у Ивана Александровича Коновалова и на Вашу долю через В. А. Пазухина я получил 75 рублей, а всего в кассе на лицо 101 рубль и есть кое-где в виду ещё около 50 рублей. Как видите, не было ни гроша, а вдруг нашёлся алтын, чему я и порадовался. Вечер был с благотворительной целью. Как видите, вичужане Вас знают и выказали участие. Конечно, весной Вам придётся посетить Бонячки и поблагодарить, если можно, устроителей…».
  7. ↑ 10 мая 1901 г. Щербиновский написал следующий отзыв: «При возвращении моём из-за границы преподавание в студии княгини Тенишевой профессором И. Е. Репиным поручено мне. Ефим Васильевич Честняков занимался под моим руководством и ближайшим наблюдением профессора Репина от 1-го октября по 1-е мая 1901 года. Успехи Честнякова прекрасны, И. Е. Репин признает в нём талант, вполне заслуживающий поддержки на поприще искусства; совершенно разделяя мнение профессора, подтверждаю также самое серьёзное и деловитое отношение Е. В. Честнякова к занятиям». Через год сам Репин напишет отзыв о своём ученике: «Если лицам, оказывающим поддержку Е. В. Честнякову, нужно знать мой о нём отзыв, то повторяю, что г. Честняков обладает темпераментом художника, проникнут стремлением к искусству. И тому успеху, который от него ожидается по его способностям, мешает главным образом, по его словам, недостаток в материальных средствах. Профессор И. Е. Репин. 7 мая 1902 г. Спб. Академия художеств».
  8. ↑ Из письма Натальи Абрамовой: «Многоуважаемый Ефим Васильевич, мои братья, сёстры и я считаем лишним посылать Вам деньги, ибо Вы не учитесь, а есть такие люди, которым те же деньги нужны на образование. По сему примите к сведению, что деньги Вам высылать скоро не будут. Может быть, Вы решили избрать другой род занятия? Сообразно с ним приищите себе работу. Уважающая Вас Н. Абрамова. Р.S. За июль деньги будут высланы».
  9. ↑ В. Я. Игнатьев, «Ефим Васильевич Честняков», Кострома 1995, стр. 31
  10. ↑ В. Шапошников, в романе «Ефимов кордон», Ярославль, 1983, стр. 158
  11. ↑ В переписке с художником вичугская меценатка Н. Абрамова дважды настойчиво предлагала, чтобы получить необходимую поддержку, посетитить в Петербурге квартиру депутата 4-й Государственной Думы, крупного политика и выдающегося благотворителя, вичугского фабриканта А. Коновалова, с которым Честняков познакомился ещё в первый петербургский период учёбы, когда посещал во время каникул Вичугу. В одном из последних предвоенных писем Абрамовой он высказал намерение сделать это.
  12. ↑ В. Чистяков, директор музея, заметка «О выставке произведений Е. В. Честненкова-Самойлова» в газете «Крестьянская правда», 1924, 9 апреля; опубликовано в книге В. Я. Игнатьева «Ефим Васильевич Честняков», Кострома, 1995, стр. 70
  13. ↑ из черновика письма к И. М. Касаткину; 1925 , в книге Игнатьев В. Я., «Ефим Васильевич Честняков», Кострома, 1995, стр.149
  14. ↑ из черновика письма к К. И. Чуковскому, 1930-е годы; в книге В. Я. Игнатьева «Ефим Васильевич Честняков», Кострома, 1995, стр. 73
  15. ↑ из воспоминаний А. Г. Громова, в книге Игнатьев В. Я., «Ефим Васильевич Честняков», Кострома, 1995, стр. 171
  16. ↑ Игнатьев В. Я., «Ефим Васильевич Честняков», Кострома, 1995, стр. 174
  17. ↑ Орехова М. М. Воспоминания о художнике Ефиме Васильевиче Честнякове
  18. ↑ Ямщиков С. В., «Ефим Честняков. Новые открытия советских реставраторов», М., 1985, стр. 9
  19. ↑ Ямщиков С. В., «Ефим Честняков. Новые открытия советских реставраторов», М., 1985, стр. 10-11
  20. ↑ В. Игнатьев, Е. Трофимов, «Мир Ефима Честнякова», М., 1988, стр. 55
  21. ↑ там же, стр. 73
  22. ↑ 1 2 3 там же, стр. 76
  23. ↑ там же, стр. 121
  24. ↑ В. Игнатьев, Е. Трофимов, «Мир Ефима Честнякова», М., 1988, стр. 54
  25. ↑ В. Шапошников, «Ефимов кордон», Ярославль, 1983, стр. 106
  26. ↑ там же, стр.110
  27. ↑ там же, стр. 72
  28. ↑ там же, стр. 116
  29. ↑ там же, стр. 122

org-wikipediya.ru

Ефим Честняков | cosmograph

Искусство, культура, живопись

Честняков Ефим

Савелий Ямщиков о Ефиме Честнякове.
Из записок художника-реставратора
Ефимово «займище»
Детские забавы
Лариса Голушкина.

 

Когда свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, Ефиму Васильевичу Честнякову было за сорок. Это время творческой зрелости, когда позади период ученичества, поиски своей манеры. Он утвердился в художестве, обрел себя как человек, ясно сознающий свою цель и назначение художника. Позади были годы нужды и лишений, впереди открывались все возможности для творчества.

О свободе, которая не только дала бы землю и волю, но и пробудила душу народа, Честняков мечтал давно. Еще в апреле 1902 года он писал в письме к Репину:  «И терпит, все терпит великий народ, все еще не исстрадалось сердце его… Когда же ты, народ великий, восстанешь грозно на своих тиранов, стряхнешь с могучих плеч позорное ярмо, вздохнешь свободно широкой грудью, — и заговоришь, и запоешь, и заиграешь на удавление мару чудными аккордами твоей высокой, благородной, богатой артистической души?»

И вот сбылось… В послании «Собранию волостных представителей» Честняков так выразил переполнявшие его чувства:

Да здравствует собрание граждан,

Да будет мир ушедшим поколеньям,

Открылися пути желаньям и трудам,

Просторам грез, делам и песнопеньям…

Свободны мы, цепей уж нет,

Сияет над страной невиданное утро

И солнце новое, повсюду виден свет…

И люди все иные уж как будто…

Он словно почувствовал новые крылья за спиной — и готов опять к полету:  «Пусть дадут помещение, материалы:  я буду рисовать новую Россию!» К работе для страны он призывает и других:

Страдалица наша, отчизна младая,

Хоть в новом наряде, но скорбно худая…

Так много невзгоды она испытала,

И вот изможденная, слабая встала…

Спешите же, дети, ее поддержать.

Спешите отчизне питание дать…

В этом стихотворном обращении «Гражданам — братьям» и нежная любовь сына к родной исстрадавшейся земле, и заботя гражданина своей страны о ее процветании и обновлении, и жажда большого, благородного труда во имя нового, и ощущение братства и единства со всеми, кто живет на этой земле, — eё детьми.

Стремлением поддержать молодую республику, помочь ей встать на ноги определяется теперь вся деятельность Честнякова. Для него наполнился новым смыслом его собственный принцип:  «труд готовый не бери, свой как новое дари». Он призывает крестьян начать самим общественное строительство, пусть «с шалашки», но самим, не рассчитывая на готовое, помогать стране в устройстве новой жизни. Налаживать эту жизнь в условиях деревни, удаленной от культурного центра, было непросто. Прежде всего нужны люди — грамотные, авторитетные, хорошие организаторы. Ведь перестройки требовало все — помимо сельского хозяйства, предстояло обновить всю жизнь деревни, провести реформу школьного образования, организовать культурное строительство, так как «человек в культуре ненасытен», — отмечал художник. Ефима Васильевича Честнякова избрали в районный Совет города Кологрива. Исполнительное бюро Кологривского пролеткульта предложило ему занять должность преподавателя по классу рисования в художественной студии. Он организует в Кологриве Дом искусств, где руководит театральным кружком и студией рисования. У себя в Шаблове, мы уже говорили об этом, он создает Детский дом. Честняков был убежден, что деревне необходимы образованные люди, без этого невозможно никакое преобразование крестьянской жизни. Он возмущался теми, кто пытался скорее выбраться из деревни в город, не видя в ней почвы для строительства нового. Чтобы оживить культурную жизнь края, он обращается к разным деятелям культуры, как к компетентным и заинтересованным людям, с просьбой приехать, помочь. посоветовать. Устраивает свои собственные выставки. О первой из них, в марте 1924 года, газета «Крестьянская правда» писала:  «Выставка эскизов-картин и художественных работ К.В.Честнякова-Самойлова для нашего местного края, особенно бедного, работниками по искусству, представляет исключительный интерес, в особенности ввиду разнообразного характера работ художника…»

В письме Юрию Репину, написанном чуть позже, Честняков сообщал, что выставка эта имела успех, хотя и не окупила расходов на ее устройство, «так как много шло бесплатных зрителей». «Но я решился устроить выставку не столько из-за выручки, сколь, так сказать, по гражданству». Нельзя забывать, что художник еще находился в трудных материальных условиях, так как был единственным работником в семье, а перевозка выставки из Шаблова в Кологрив при отсутствии дорог стоила к тому же немало усилий и средств. И тем не менее через год, в апреле 1925 года, Честняков вторично организует экспозицию своих работ в Кологривском музее краеведения. Об этом опять сообщала «Крестьянская правда» в номере от 18 апреля 1925 года.

После революции, когда интенсивно развивалось агитационное искусство как новая форма пропаганды революционных идей и строительства молодой республики, особенно возросло значение той работы в деревне, которую и раньше уже проводил Честняков: его театральных представлений, различных игр, колядок, «беседок». Он пишет новые пьесы, сказки, сценки на темы крестьянской жизни и крестьянского строительства, привлекает к участию в них как можно больше жителей Шаблова и соседних деревень.

Творческое наследие художника включает множество графических работ, в том числе карандашных и акварельных портретов. Своих земляков он рисовал постоянно. По характерным признакам — прическам, одежде, значкам и медалям — можно с большой долей точности определить время создания каждого портрета. Но более всего Честняков отдавался этой работе именно в послереволюционный период, что связано с общим оживлением культурной жизни на селе, и позже, когда на большие живописные произведения уже не хватало сил, мешали болезни и подступающая старость. Работая над натурой, художник никогда не копировал модель. Ему свойственна обобщенная моделировка человеческой фигуры. И даже когда он писал портрет, то старался придать ему некоторый характер обобщения. Эта галерея народных типов, ликов «крестьянского царственного народа» — великолепный образец его самобытного искусства. В последующие годы Честняковым создано немало литературных произведений, в том числе автобиографическая повесть «Летучий дом». Ее главный герой Стафий много думает над преобразованием деревни, уходя в мечтах в далекое будущее. «Чтобы и летом можно было сделать зиму, и зимою — лето, и чтобы покрыть бы овраги к солнышку небьющейся гибкой тканью, прозрачной как стекло, чтобы и зимой тут было тепло и росли бы всегда изюмы-винограды, плоды-фрукты душистые, сладкие, цветы красивые ароматные… Думал и о скатертях-самобранках, и о коврах-самолетах, и о запрудах речек многоводных, о ветряных и солнечных двигателях — чтобы электроэнергия воду на гору качала, всем станкам дала движение, сад и поле орошала, шла по проводам по заводам и фабрикам. У него уже художественно выстроены всевозможных манеров обители — шалашки, избушки, дворцы, палаты, в рисунках и из глины, орнаментные формы всевозможных стилей… И получается неожиданно причудливая сказкина красота…» И мечтает Стафий, «чтобы подобное строить в натуре — для жилья и индустрии, с удобствами и красотой, не только для себя, для всей деревни, для Руси и мира всего: и выше и шире башен Вавилонских… как мир».

Его автобиографический герой Марко Бесчастный уходит в своих мечтах еще дальше. Он строит новую деревню, деревню будущего, где на месте бревенчатых крестьянских изб — добротные кирпичные дома, готовые служить века, построенные из местных материалов и на свой манер. Деревня украшена разными изваяниями и похожа уже не на деревню, а на маленький городок, каких никто никогда нигде еще не видывал. В планах Марко и запруды, где будет множество рыб, и мельничная турбина, и озеро, по которому смогут плавать пароходы, и мост длиною на семь верст и шириною в сто саженей, по которому и тяжелые поезда пойдут и легкие, и трамваи, и автомобили, и для всех — свой путь, даже конным и ломовым и велосипедам, а по краям путь — для пешеходов. И освещает городок электрическая энергия, и приводит в движение все машины, и заменяет труд крестьян. И много прочих чудес невиданных в этом городе-деревне, который строят все сообща, легко и с радостью, потому что с машинами труд стал как забава.

И оказалось, что такие, по тем временам сверхъестественные фантазии, вполне осуществимы. Все сбылось или сбывается. И остается лишь удивляться: как мог Ефим Честняков все это предвидеть в своем сельском уединении? От запруд и речек многоводных, сотворенных рукой человека, до полетов в космос… И сегодня мы находим немало такого в мыслях и фантазиях художника, что актуально и сейчас и будет актуально всегда.

Я листаю копии его заметок и наталкиваюсь на запись: «Собратья страдающие, дети земли! Кто бы вы ни были, обращаюсь к вам..: прекратите войну, примиритесь, изберите все народы от себя представителей, чтобы они собрались в одном месте и обсуждали международные нужды… Прекратите теперь же военные действия и, пока идут мирные переговоры, займитесь культурной работой и собеседованиями, обсуждением переговоров международного собрания и выработкой своих проектов к мирному улажению международных отношений…»

Словно подслушал каждого из нас, живущих мыслями о мире, и, познав сердцем безнравственность войны, обратился ко всем людям земли, просто и непосредственно призвав их найти пути к доброму сосуществованию. Это не голос из прошлого, это боль души истинно русской, боль, дошедшая до нас через годы и с нашей болью слившаяся. Как для Л.Н.Толстого идея мира, воплощенная в легенде о муравейных братьях и волшебной зеленой палочке, хранящей тайну всеобщего согласия и счастья, переросла затем в твердое убеждение, что «война не есть нормальное состояние человечества», так для Честнякова призыв к миру — логическое осмысление идеи всеобщего благоденствия. Человеческое счастье невозможно, неосуществимо без мира на земле. Оно — в ее будущем, которое будет богато и прекрасно, «если распрями не погубят себя люди на земле».

Знакомясь с эпистолярным наследием Ефима Честнякова, с его записными книжками, поражаешься кругу интересов художника и той глубине, с которой он ко всему относился. Здесь заметки о браке и семье, о воспитании детей, этике человеческих отношений, о значении труда в жизни — человек, считает он, должен как можно больше создавать сам и как можно меньше пользоваться плодами чужого труда, извлекая из него выгоду. Он восстает против различных уродств, моральных и нравственных, позорящих человека, в том числе против пьянства, которое «тормозит жизнь,.. чистоту загрязняет, тепло выстуживает, пищу и одежду отнимает от детей и слабых людей», вредит культуре.

Стихийное развитие промышленности, необдуманное строительство фабрик и заводов, без учета природных условий и ресурсов, вызывает в нем тревогу за нашу планету, так как уничтожаются леса, отравляется воздух и в результате «истощается девственность земли».

Его волнуют и вопросы жизни вселенной, ее изучения. Он уверен, что «с течением времени все больше будет раскрываться прошлое и будущее вселенной».

Как художник он крайне озабочен проблемами развития культуры. Человечество накапливает сокровища искусств. Они должны служить людям. Но для этого необходимо развивать духовный мир человека, иначе «все сокровища ему скучны будут», возбуждать стремление к прекрасному, научить людей понимать его, отличать искусство от поделки, не довольствоваться примитивами, в которых «много скуки и пороков». О себе он писал в одном из писем: «Я завлекаюсь как-то только оригинальным. …в шаблонах теряется интерес новизны. Оригинальное есть самобытное».

Вся его жизнь в искусстве отличалась поиском самобытности. Казалось бы, сам крестьянин по происхождению, жил всегда в деревне и знает до тонкостей ее быт. Было бы естественным и закономерным стать бытописателем русской патриархальной деревни, крестьянским художником — как, кстати, совершенно несправедливо его называют. Но он избирает иной путь: не показывать в своем искусстве ту повседневную крестьянскую жизнь, которую народ и сам знает, а изобразить ее< такой, какой она должна быть и, художник уверен в этом, — будет. Он поднялся до мечты, воплотив в ней общечеловеческое представление о будущей жизни и о народном счастье.

Всю жизнь Ефим Васильевич Честняков положил на алтарь искусства, которое считал «важным не только для преобразования деревни, но и всей страны и жизни вообще», как отмечено в одном из его писем. И художник был прав, потому что его искусство выполняло главное свое назначение: пробуждало в народе страстное желание новой счастливой жизни, чувство самосознания и человеческого достоинства. И в этом заключается самая главная реальность его фантазий. Потому что реализм, как утверждал Ф.М.Достоевский, — «не то, что правильно нарисовано, а то, что правильно воздействует». Среди литературных сочинений Ефима Честнякова есть «Сказка о крылатых людях». Она — о добром и бескорыстном человеке, который создал крылья свободы, прилетел к людям, оставшимся на одиноком острове, и помог им сделать такие же крылья. И поднялись они все в высь голубую, и как лебеди белые прилетели в страну сказки. Она была очень красивая, и хотелось им пожить здесь «в красоте и музыке». И летать было очень хорошо. И поняли они, что не нужно им ни богатства, ни наслаждений, что счастье не в них, а в этом полете. «И они поднимались на белых крыльях своих в небесный простор и гуляли в лучах сияющего солнца…»

 

***

 

Однажды мне довелось побывать в Шаблове. Водометный катер замер у берега Унжи. По заросшей травами и цветами тропинке я поднялась на гору, и открылась мне изумрудная даль лесов, серебро реки в утренних лучах солнца и необъятный простор света и тишины. Хорошо знающая эти места моя попутчица привела меня на шаболу. Вот оно, его любимое место, где он играл с ребятами, учил их летать, любовался первыми весенними проталинками. А за околицей притихла деревенька. Резные наличники, крылечки, волоковые оконца. Почти у каждого дома — поленница. Здесь он жил… От Ефимовой избы осталась лишь часть поросшего травой фундамента. После смерти художника, который, отдавшись искусствам, так и не устроил свою личную жизнь, никого в доме не осталось, и разобрали его по бревнышку и кирпичику на разные хозяйственные нужды. А в избе рядом  как жили, так и живут Серафима и Павел Лебедевы. Пригласили к себе…

Холодное, из погреба молоко льется в кружку матовой густой лентой. В лукошках посверкивает золотистыми боками ядре¬ный деревенский лук. В прихожей на стене берестяные туе-сочки. Немудреный крестьянский быт.Серафима Борисовна просит пройти в горницу, и вдруг, как блеск жемчужинки среди этого незатейливого убранства крестьянской избы, на стене — картинка Ефима Честнякова… По-простому, по-деревенски — без рамки, на гвозде… «Это нам от нашего Ефима осталось. На память…»И они вспоминают, как много лет прожили рядом и как лю¬били его все в Шаблове, шли к нему и с радостью и с горем, всегда находили утешение, потому что он чувствовал и пони¬мал людскую душу.В разговор включается и Александра Николаевна Тихомиро¬ва, которая тоже поспешила к Лебедевым, узнав о приезде московских гостей.— Да, людей к нему тянуло… Он был не как все. Особенный какой-то… Нам до него далеко… И долго не дойти…Почти рядом с бывшим домом Ефима Васильевича два тополя с пышными зелеными кронами. Конечно же, те — подумалось… Те, о которых рассказала мне накануне Зоя Ивановна Осипо-ва. Еще будучи девчонкой, она знала Честнякова /он называл ее по-чудному: не Зоя, а Оя/.А когда вышла замуж и привела мужа к Ефиму Васильевичу, он, всегда поначалу настороженно относясь к новым людям, решил «испытать» парня.— Слышишь что-нибудь? — спросил он лукаво, когда сидели под тополями и беседовали ради первого знакомства.— Слышу, — смекнул тот, зная уже, что Ефим неспроста спрашивает.— А что слышишь? — не унимался художник.— Да вроде музыка какая…— Молодец, хорошо слышишь! — обрадовался Ефим. — Это тополя поют…Такой уж удивительной способностью обладал этот человек — во всем, что его окружало, находил поэзию, музыку, красоту, и от других хотел того же. Ему было уже за семьдесят, когда он писал племяннице: «Люби поэзию. Это душевный хлеб. Без поэзии жизнь скучна — материальна, как у животных». А потом пошли на ключ, где любил отдыхать Ефим Васильевич. Слева от дороги на Бурдово, под пригорком. Тут же, не¬далеко, и урочище Скатерки, которое он называл своим раем. Очень живописное место, много черемухи, рябины, ольхи, ивы… Ключ зарос, его воды, вырываясь из земного плена где-то среди кустарников и трав на горушке, бегут по деревянному замшелому желобу и, стекая веселой струей, играя в пробивающихся сквозь листья солнечных лучах, пенятся и звенят на камешках и пропадают, замирая среди лесных цветов. Может быть, именно здесь, когда смотрел он на кристально чистую воду, пришла ему мысль о том, что художник, «чтобы работать так деликатно, как искусство, «должен» жить, кипеть светлым-светлым ключом»…И вспомнилась строка в его записках: «Я давно родился на земле…» Наверное, как и родник. И обрела она у этой вечной воды свой истинный смысл: «Я всегда буду жить на земле…» Потому что сказка и мечта — бессмертны. И бессмертны их создатели.Теперь этот ключ называют Ефимовым. Сюда часто приходят взрослые и дети, вспоминают Честнякова, поют его песни. Тут же, как и при Ефиме, берестяной тюричок, чтобы каждый мог испить живой воды Ефимова ключа. Мал родничок, а попробуй вычерпай его до дна…

cosmograph.ru

Наивная живопись Ефима Честнякова - художника-сказочника из российской глубинки / Живопись / magSpace.ru

Номер 1

Крестьянские дети. Автор: Ефим Честняков.

Ефим Васильевич Честняков был одним из тех художников, которых чрезвычайно любили и ценили современники, однако настоящая слава к нему пришла уже после его смерти. Это был чрезвычайно разносторонне одаренный человек, но в историю он вошел в основном благодаря своим прекрасным картинам на сказочные сюжеты и прадничные сцены из крестьянской жизни.

Номер 2

Вход в город всеобщего благоденствия. Автор: Ефим Честняков.

Ефим родился в 1874 году в крестьянской семье Самойловых, и среди своих сестер, он был единственным сыном-кормильцем, и именно на него возлагались все надежды на будущее содержание всей семьи. Таких сыновей как раз и называли честняками, именно поэтому Ефим взял себе эту фамилию.

Номер 3

Слушают гусли. Автор: Ефим Честняков.

Несмотря на то, что Ефим увлекался рисованием с самого детства, основной его деятельностью было преподавание. Он окончил семинарию в Ярославской губернии, устроился учителем в одном из сел, позже переехал в Кострому и там преподавал в начальном училище при приюте для малолетних преступников.

Номер 4

Щедрое яблоко. Автор: Ефим Честняков.

Попав на работу учителем в Вичугский край, Ефим внезапно очутился в совершенно новой для него обстановке — его окружало огромное количество выдающихся личностей, творческих людей, интеллигенции, да и просто прогрессивно настроенных граждан. Здесь читали новые книги, обсуждали различные художественные события, и когда кто-то из местных увидел картины Честнякова, ему моментально стали помогать развивать свой талант. Кто-то даже отправил его работы Репину, и тот очень хорошо о них отозвался, призвав всячески помогать молодому таланту.

Номер 5

Топят бани. Автор: Ефим Честняков.

И Честнякову действительно помогли — собрали денег, и, уволившись из учителей, он отправился в профессиональное художественное училище в Петербурге, где проучился семь лет. С началом революции в 1905 году Честняков бросает учебу и возвращается к себе в село Шаблово. Именно здесь он создает свои лучшие картины — одновременно с изнурительной работой на поле. Для художника было морально нелегко адаптироваться к простой сельской жизни после жизни в Петербурге. "И как чужой в родной среде," — писал он об этом периоде. Возможно, именно поэтому в картинах Честнякова нет обыденных крестьянских будней, в его работах всегда какой-то праздник, происходит что-то такое, что взывает к душе человека.

Номер 6

Детские игры. Автор: Ефим Честняков.

К тому времени деньги, которые высылали его друзья из Вычугской губернии, у Честнякова давно закончились. Ему страстно хотелось вернуться обратно в Петербург, но было попросту не на что переехать. В какой-то момент Ефим рискнул и написал письмо своим друзьям с просьбой о помощи. И друзья действительно выслали из Вичуги в Шаблоко необходимые деньги.

Номер 7

Сказочный мотив. Автор: Ефим Честняков.

По приезду в Петербург у Честнякова начался новый этап творчества. Новые картины, проза — он даже опубликовал несколько сказок при содействии Корнея Чуковского, который свел его с издателями. Однако в 1914 году после начала Первой мировой войны, Честняков снова возвращаетс к себе в Шаблово, где и остается до конца жизни.

Номер 8

Наш праздник. Автор: Ефим Честняков.

Он прожил бурную жизнь, не переставая стремиться к новому. Уже через год после возвращения в село, Ефим становится первым фотографом в родном краю. Позже он начал преподавать в художественной и театральной студиях, организовал детский сад, детский театр, устраивал выставки, однако признания как художника у него уже не было. Как и денег. Он рисовал дешевой акварелью для школьников, в качестве холста использовал подручные материалы, периодически писал в Ленинград с просьбой забрать его картины для хранения, но его просьбы игнорировались. После его смерти большинство работ Честнякова разошлись по рукам "на память," поэтому до наших дней дошла лишь мизерная часть изначальной коллекции.

Номер 9

Тетеревиный король. Автор: Ефим Честняков.

Настоящее признание творчество Честнякова получило через семь лет после смерти художника, когда научно-изыскательская экспедиция Костромского музея случайно нашли картины Ефима. Несколько лет их собирали и выкупали у различных людей, позже реставрировали (некоторые из картин буквально рассыппались на части из-за неправильного хранения и плохого холста). С тех пор в России регулярно проходят выставки работ Честнякова, а также действует дом-музей в Шаблово.

Номер 10

Портрет девушки в белом платке. Автор: Ефим Честняков.

 

Номер 11

Девочка в шляпе. Автор: Ефим Честняков.

 

Номер 12

Ангел. Автор: Ефим Честняков.

magspace.ru

Наивная живопись Ефима Честнякова — художника-сказочника из российской глубинки

Крестьянские дети. Автор: Ефим Честняков.Ефим Васильевич Честняков был одним из тех художников, которых чрезвычайно любили и ценили современники, однако настоящая слава к нему пришла уже после его смерти. Это был чрезвычайно разносторонне одаренный человек, но в историю он вошел в основном благодаря своим прекрасным картинам на сказочные сюжеты и прадничные сцены из крестьянской жизни.

Вход в город всеобщего благоденствия. Автор: Ефим Честняков.

Ефим родился в 1874 году в крестьянской семье Самойловых, и среди своих сестер, он был единственным сыном-кормильцем, и именно на него возлагались все надежды на будущее содержание всей семьи. Таких сыновей как раз и называли честняками, именно поэтому Ефим взял себе эту фамилию.

Слушают гусли. Автор: Ефим Честняков.

Несмотря на то, что Ефим увлекался рисованием с самого детства, основной его деятельностью было преподавание. Он окончил семинарию в Ярославской губернии, устроился учителем в одном из сел, позже переехал в Кострому и там преподавал в начальном училище при приюте для малолетних преступников.

Щедрое яблоко. Автор: Ефим Честняков.

Попав на работу учителем в Вичугский край, Ефим внезапно очутился в совершенно новой для него обстановке — его окружало огромное количество выдающихся личностей, творческих людей, интеллигенции, да и просто прогрессивно настроенных граждан. Здесь читали новые книги, обсуждали различные художественные события, и когда кто-то из местных увидел картины Честнякова, ему моментально стали помогать развивать свой талант. Кто-то даже отправил его работы Репину, и тот очень хорошо о них отозвался, призвав всячески помогать молодому таланту.

Топят бани. Автор: Ефим Честняков.

И Честнякову действительно помогли — собрали денег, и, уволившись из учителей, он отправился в профессиональное художественное училище в Петербурге, где проучился семь лет. С началом революции в 1905 году Честняков бросает учебу и возвращается к себе в село Шаблово. Именно здесь он создает свои лучшие картины — одновременно с изнурительной работой на поле. Для художника было морально нелегко адаптироваться к простой сельской жизни после жизни в Петербурге. «И как чужой в родной среде,» — писал он об этом периоде. Возможно, именно поэтому в картинах Честнякова нет обыденных крестьянских будней, в его работах всегда какой-то праздник, происходит что-то такое, что взывает к душе человека.

Детские игры. Автор: Ефим Честняков.

К тому времени деньги, которые высылали его друзья из Вычугской губернии, у Честнякова давно закончились. Ему страстно хотелось вернуться обратно в Петербург, но было попросту не на что переехать. В какой-то момент Ефим рискнул и написал письмо своим друзьям с просьбой о помощи. И друзья действительно выслали из Вичуги в Шаблоко необходимые деньги.

Сказочный мотив. Автор: Ефим Честняков.

По приезду в Петербург у Честнякова начался новый этап творчества. Новые картины, проза — он даже опубликовал несколько сказок при содействии Корнея Чуковского, который свел его с издателями. Однако в 1914 году после начала Первой мировой войны, Честняков снова возвращаетс к себе в Шаблово, где и остается до конца жизни.

Наш праздник. Автор: Ефим Честняков.

Он прожил бурную жизнь, не переставая стремиться к новому. Уже через год после возвращения в село, Ефим становится первым фотографом в родном краю. Позже он начал преподавать в художественной и театральной студиях, организовал детский сад, детский театр, устраивал выставки, однако признания как художника у него уже не было. Как и денег. Он рисовал дешевой акварелью для школьников, в качестве холста использовал подручные материалы, периодически писал в Ленинград с просьбой забрать его картины для хранения, но его просьбы игнорировались. После его смерти большинство работ Честнякова разошлись по рукам «на память,» поэтому до наших дней дошла лишь мизерная часть изначальной коллекции.

Тетеревиный король. Автор: Ефим Честняков.

Настоящее признание творчество Честнякова получило через семь лет после смерти художника, когда научно-изыскательская экспедиция Костромского музея случайно нашли картины Ефима. Несколько лет их собирали и выкупали у различных людей, позже реставрировали (некоторые из картин буквально рассыппались на части из-за неправильного хранения и плохого холста). С тех пор в России регулярно проходят выставки работ Честнякова, а также действует дом-музей в Шаблово.

Портрет девушки в белом платке. Автор: Ефим Честняков.Девочка в шляпе. Автор: Ефим Честняков.Ангел. Автор: Ефим Честняков.

Ефим Честняков писал свои картины в стиле наивной живописи, и самой известной в этом стиле, пожалуй, является Мария Примаченко — ее картины вы можете увидеть в нашем обзоре «Художница из народа: наивная живопись, которой восторгается весь мир.»

published on art-oboz.ru according to the materials kulturologia.ru

http://art-oboz.ru/izo/naivnaia-jivopis-efima-chestniakova-hydojnika-skazochnika-iz-rossiiskoi-glybinki.html2016-12-21T12:00:02+00:00adminизо

Крестьянские дети. Автор: Ефим Честняков.Ефим Васильевич Честняков был одним из тех художников, которых чрезвычайно любили и ценили современники, однако настоящая слава к нему пришла уже после его смерти. Это был чрезвычайно разносторонне одаренный человек, но в историю он вошел в основном благодаря своим прекрасным картинам на сказочные сюжеты и...

[email protected]Арт-обозрение

art-oboz.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта