Урок «Былинные герои Древней Руси». Картины былинных героев


Урок «Былинные герои Древней Руси»

Методическая разработка

интегрированного внеурочного мероприятия в 5 классе

«Былинные герои Древней Руси»

Разработала: Мячкова Елена Анатольевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 72,

г. Екатеринбург

Дидактическая направленность: материал подготовлен для интегрированному внеурочного занятия по литературе и изобразительному искусству

Может использоваться при закреплении былинного эпоса на уроке литературы и на уроке изобразительного искусства при создании образа былинного героя.

Целевая аудитория: обучающиеся 5 класса.

Время реализации: 45 минут.

Тема: Былинные герои Древней Руси.

Тип мероприятия: занятие общеметодической направленности.

Межпредметные связи: музыка, литература, история, изобразительное искусство.

Цель литературного направления: продолжение знакомства с героями былинного эпоса, закрепление навыков определения жанровых особенностей былин; воспитание интереса и любви к истории Отечества, Родине, формирование умения выделять своеобразие художественных образов.

Цель изобразительного искусства: совершенствование графических навыков; совершенствование приемов построения композиции, определение средств художественной выразительности.

Требования к уровню подготовки обучащихся:

Личностные: положительное отношение к обучению, познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: обучающиеся должны понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Регулятивные: обучающийся должен принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Материалы к уроку: Зрительный ряд:  (оформление доски) репродукции картин: В.Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», мультимедийная презентация в Power Point.

Литературный ряд: выставка книг с былинами о богатырях, О. Тихомиров «На поле Куликовом». 1980. Л.Обухов «Званко – сын Добрилы». Москва, 1998., Н.Ф.Виноградова, Л.А.Соколова «Моя страна – Россия». Москва, изд. «Просвещение», 2005., Г.В.Сёмкин, Атлас «Страна, в которой я живу». Изд. «Росмэн», Москва, 2004.

Музыкальный  ряд: славянская этно музыка – гусли.

Используемое техническое оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Методическая литература:

Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова «Как научить детей любить Родину». – М.: АРКТИ, 2003

Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. Веселовский А.Н. Южно-русские былины.

Новицкая М.Ю., Науменко Г.М. Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть. Русский детский игровой фольклор, книга для учителя и учащихся. –

М.: Просвещение, 1995.

Формат документа и технологии: технологии Microsoft Power Point, Microsoft Word.

Объем работы:10 html-страниц, 16 слайдов.

ХОД УРОКА

Эпиграфы: Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно.

А. С. Пушкин

I. Организационный момент.

Учитель литературы:

- В этот хмурый осенний день мы хотим пожелать вам радостного настроения. А оно придет к вам тогда, когда мы начнем наш необычный урок. Пройдут годы, вы станете взрослыми людьми, но герои, о которых пойдет сегодня речь, будут сопровождать вас всю жизнь. Итак, начнем наш урок.

II. Введение в тему занятия.

1. Создание проблемной ситуации.

Учитель литературы:

- Герои нашего урока очень необычные персонажи. И в старину, и сегодня их вспоминают довольно часто. А кто они, попробуйте догадаться сами…

Силён, как вольный ветер.

Могуч как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман.

Он силой, удалью богат.

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!

- Кто это? (Богатырь)

III. Тема и цель занятия.

- Попробуйте сформулировать тему и цель нашего занятия. (дети самостоятельно формулируют тему и цель урока) (слайд 1)

Сегодня нам предстоит выяснить, кто же такой русский богатырь? Вспомнить образы русских богатырей в былинном эпосе, попытаться создать образ богатыря.

IV. Реализация домашнего группового задания.

Учитель литературы:

- А кто такой богатырь? (Ответы учащихся.)

- Есть ли разница между значениями слов «богатырь» и «герой»?

Давайте послушаем наших «исследователей слова», которым было дано задание поработать с толковым и этимологическим словарями, выяснить значения этих слов и попытаться выделить стороны, отличающие богатыря.

1). Выступление группы «исследователей слова».

(В толковом словаре В.И. Даля дается определение: «Богатырь – человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайной силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь»

В толковом словаре С.И. Ожегова «Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2. Перен. Человек очень большой силы, стойкости, отваги».

«Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности».

В этимологическом словаре: «Богатыри (от др.-тюркского багатур – храбрый воин) – герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой, удальством, умом, самообладанием. В древнерусском языке слову богатырь соответствовали «храбр», «храбор», «удалец». Слово богатырь встречается в летописи, начиная с 12 в.. (слайд 2)

 IV. Работа над темой занятия.

1. Выразительное чтение отрывка из былины.

Учитель литературы:

– Давайте послушаем фрагмент былины. (Ученик рассказывает отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» под музыку (звучит славянская музыка - гусли).

Из того ли то из города из Мурома,Из того села да КарачароваВыезжал удаленький дородный добрый молодец.

Он стоял заутреню во Муроме,Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову,У того ли города ЧерниговаНагнано-то силушки черным-черно,Ай черным-черно, как черна ворона.Так нехотою никто тут не прохаживат,На добром коне никто тут не проезживат,Птица черный ворон не пролетыват,Серый зверь да не прорыскиват.А подъехал как ко силушке великоей,Он как стал-то эту силушку великую,Стал конем топтать да стал копьем колоть,А и побил он эту силу всю великую,Он подъехал-то под славный под Чернигов-град,Выходили мужички да тут черниговски.И отворяли-то ворота во Чернигов-град.Ай зовут его в Чернигов воеводою.Говорит-то им Илья да таковы слова:- Ай же мужички да вы черниговски!Я не иду к вам во Чернигов воеводою.

 

– Я не сомневаюсь, что сейчас каждый из вас может сказать, как называется это произведение? (Это произведение называется «Илья Муромец и Соловей-разбойник».)

- Обратимся к картине художника Ивана Билибина. Вспомните, какие еще знаете былины про Илью Муромца (слайд 3).

2. Работа над понятием былина.

Учитель литературы:

- А что означает слово «былина»? (ответы учащихся)

(Былина – (от слова «быль») – жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях.) (слайд 4)

- Как исполнялись былины? У былины плавный напевный ритм.

Историческая справка: Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым. Изучение былинного эпоса занимается отрасль фольклористики – былиноведение.

3. Демонстрация картин художников

Учитель изобразительного искусства:

- С образами каких богатырей еще знакомы? (ответы детей).

- А теперь я вас приглашаю в художественную галерею на экскурсию. Для нас ее подготовили ребята из группы «искусствоведов».

4. Выступление группы «искусствоведов».

Сообщения учащихся, на экране демонстрируются репродукции картин В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, Н. Рериха (слайды 5, 6,7)

5. Работа над картиной В.М. Васнецова «Три богатыря».

Учитель изобразительного искусства:

- Былины вдохновляли многих мастеров искусства. Литература – язык слова, а живопись – язык цвета и линий. На примере картины известного русского художника 19 века Виктора Васнецова (слайд 8) мы сегодня попытаемся определить особенности в изображении образа русских богатырей. Для этого обратимся к картине В.М. Васнецова «Три богатыря» (слайд 9)

Когда Васнецов завершил свою долгую и трудную работу, художник говорил, что ему хотелось написать картину так, чтобы картина “звучала” как музыка.

– Рассмотрите картину. Кто изображен на картине?

– Опишите героев картины: как они одеты? Что держат в руках? Какова их поза? Выражение лица?

– Какой фон картины, какие цвета преобладают?

– А вспомните, ребята, к какому жанру изобразительного искусства мы отнесем картины, где есть изображение героев былин, сказок?

Вывод: картины с изображением, героев сказок, былин относят к мифическому жанру, так как в некоторых случаях художник может преувеличить визуально рост, мощь и т.д.

Учитель изобразительного искусства:

- Ребята, все художники жили в разное время, но все картины объединяет уважение и почитание к образу русского богатыря. Обратите внимание, насколько отличается техника передачи сюжета. Васнецов передает точный детальный портрет, соблюдают пропорциональные соотношение в передачи фигур. Рерих гиперболизирует Святогора.

– Какой из представленных образов богатырей вам больше нравится? Почему? (ответ учеников).

6. Создание кластера.

Учитель литературы:

– В рассказе наших экскурсоводов встретились слова: колчан, щит, меч…. Это богатырские доспехи. Давайте объясним эти слова, восстановив богатырский словарь.

 

Богатырские доспехи и оружие

       

           Колчан                                                                                 Шлем

    ( футляр для стрел)                                                                              (воинский доспех, защищающий голову) 

                                                                                                   

          Кольчуга

( старинный воинский доспех                                                                         Палица

в виде рубашки из стальных колец)                                                       (старинное оружие,

                                                                                            тяжёлая дубинка с утолщённым концом)

            Ножны                                                                         Щит

(футляр для меча или кинжал)                                                (округлая металлическая доска,

                                                                                          защищающая в бою от стрел)

 

 

Учитель изобразительного искусства:

– Образы русских богатырей воспевались не только живописи, но и еще в одном виде изобразительного искусства – скульптуре. Обратимся к презентации.

- Памятник Добрыне Никитичу в Коростене, Житомирская обл., Украина

(слайд 10)

- Памятник Святогору в Ялте, Крым (слайд 11)

- Памятник Алёше  Поповичу в Ижевске, Удмуртия, Россия (слайд 12)

- Памятник Илье Муромцу в Ижевске, Удмуртия, Россия (слайд 13)

- Памятник Илье Муромцу в Муроме, Владимирская обл., Россия (слайд 13)

- Камень Илье Муромцу на въезде в Муром со стороны Владимира, Россия

(слайд 14)

- Памятник Илье Муромцу в Екатеринбурге, Россия (слайд 15)

 

4. Практическая работа учащихся.

Учитель изобразительного искусства:

– Сейчас мы с вами создадим образ богатыря. Лист лежит произвольно, рисунок размещается легкими карандашными линиями.

Повторение основных этапов построения фигуры человека.

Уточнение деталей (шлем, кольчуга, щит, меч) решение в цвете.

    Требование к работе:

    - аккуратное выполнение работы;

    -удачное цветовое сочетания, техника владения красками.

    V. Итог занятия.

    1. Анализ рисунков (проработанность, завершенность)

    2. Выставка работ.

    – Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали дух народа в тяжелые для страны годы, вселяли в людей мужество.

    – Скажите, ребята, а в наше время богатыри бывают?

    – Можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину во время Великой Отечественной войны?

    3. Вручение листовок, рефлексия урока (слайд16)

    - На память об уроке хотелось бы подарить лист, где вы заполните 3М: 3 момента, которые у вас получись сегодня на уроке (учителями вручается раздаточный материал в форме листовок)

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    ГЕРОИ РУССКИХ БЫЛИН. «НЕИЗВЕСТНЫЕ» РУССКИЕ БОГАТЫРИ

    Легендарный пахарь-богатырь, с которым нельзя биться, потому что «весь род Микулов любит Мать — Сыра Земля». Согласно одной из былин, именно Микула Селянинович попросил великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Святогор этого сделать не смог. Тогда Микула Селянинович поднял сумку одной рукой и сказал, что в ней находится «вся тягость земная». Фольклор говорит, что было у Микулы Селяниновича две дочери: Василиса и Настасья. И стали они жёнами Ставра и Добрыни Никитича соответственно.Вольга относится к числу одних из самых древних богатырей в русских былинах. Его отличительными чертами были способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Согласно легендам, Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Когда он увидел свет, содрогалась земля и ужасный страх сковал всех живущих существ. Интересный эпизод встречи Вольги и Микулы Селяниновича описывают былины. Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.Герой киевского былинного цикла. Согласно легенде, Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками. Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман.Один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович — персонаж трагический. Согласно легенде, во время свадьбы Дунай и Настасья Королевична, которая тоже была богатыркой, начинают хвастать, Дунай — храбростью, а Настасья — меткостью. Они устраивают поединок и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная. Не в силах признать превосходство жены, Дунай приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай. Стрела Дуная попадает в Настасью. Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые». Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.Один из второстепенных богатырей. Известен он лишь в северно-русских былинах как красавец и змееборец. Легенд о нём существует несколько. Согласно одной из них, Михайло на охоте встретил лебедя, который обратился в девушку — Авдотью Лебедь Белую. Они поженились и дали клятву, что если кто-то умрёт раньше, то оставшийся в живых будет похоронен вместе с умершим в одной могиле. Когда Авдотья умерла, Потыка вместе с её трупом спустили в могилу, на коне в полном вооружении. В могилу явился змей, которого богатырь убил, а его кровью воскресил жену. По другим былинам, жена опоила Потыка и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем. Товарищи богатыря — Илья, Алёша и другие, спасают Потыка и мстят за него, убив Кощея и четвертовав неверную Лебедь Белую.

    Богатырь в русских былинах, выступающий в одной былине в роли свата и жениха. История Хотена и его невесты — практически древнерусская история Ромео и Джульетты. Согласно легенде, Мать Хотена, вдова, на одном пиру сватала своего сына к красавице Чайне Часовой. Но мать девушки ответила ей оскорбительным отказом, который услышали все пирующие. Когда Хотен узнал об этом, он отправился к невесте и та согласилась выйти за него замуж. Но мать девушки была категорически против. Тогда Хотен потребовал поединка и побил девятерых братьев своей невесты. Мать Чайны просит у князя войско, чтобы справиться с богатырём, но Хотен побеждает и его. После этого Хотен женится на девушке, беря богатое приданое.Формально к богатырям не относится, но является героем-змееборцем. Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем и удерживалась им в заточении. Узнав от самого змея, что он на свете боится только одного человека — Никиту Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его сражаться со змеем. Когда посланники князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур. На первую просьбу князя биться со змеем Никита отвечает отказом. Тогда князь посылает к нему старцев, которые тоже не смогли уговорить Никиту. В третий раз князь отправляет к богатырю детей, и их плач трогает Никиту, он соглашается. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь. Далее, как гласит легенда, змей, поверженный Никитой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет.Тоже формально не богатырь, но очень сильный герой, представляющий собой идеал молодецкой и безграничной удали. С детства Василий был сорвиголовой, не знал никаких стеснений и делал всё только так, как вздумается. На одном из пиров Василий бьётся об заклад, что будет драться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками. Бой начинается, и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев. В следующей былине, чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим. Но паломничество к святым местам не меняет характера героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.Один из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского. Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.

    hist-etnol.livejournal.com

    Серия уроков, посвященная теме "Былинные герои"

    Разделы: МХК и ИЗО

    Урок №: 1

    Тема: Былинные герои

    Цель:

    Обучающая: сформировать представления о былинах, о типах былинных героев,

    Развивающая: развивать умения применять на уроке знания, полученные ранее;

    расширять лексикон в рамках изучаемой темы: старина, сказитель, имена героев;

    Воспитывающая: воспитывать чувство гордости за русских народных героев.

    Тип урока: урок изучения новой темы, лекция.

    Методы: словесный, наглядный.

    Оборудование: репродукция картины Васнецова “Богатыри”.

    Ход урока

    I. Оргмомент

    II. Подготовка к усвоению нового материала.

    Демонстрируется репродукция картины Васнецова.

    • Кто здесь изображен?

    Правильно, это былинные герои Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Сегодня на уроке мы поговорим о Былинных героях.

    III. Усвоение новых знаний.

    Былины – это рассказ о том, что было когда-то, русские народные песни сказания. Раньше их называли старины (запись в тетрадях). В давние времена былины пели под аккомпанемент гуслей. Эпические песни знали и исполняли немногие знатоки, которых называли сказителями. На Руси сказители пользовались особым почетом и уважением среди крестьян. Их старались пригласить в артели, ведь под хороший сказ и работа спорилась. И в воскресные дни собирались крестьяне в какой-нибудь избе послушать сказ о богатырях. Народ верил в то, что могучие люди, богатыри, жили в давние времена. А слово богатырь вошло в нашу жизнь как мера оценки людей. Но богатыри, прежде всего главные герои былин, рассказывающих о событиях, связанных со становлением и защитой Древней Руси.

    Выделяют несколько типов героев.

    1. Главные герои былин: Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

    Давайте еще раз посмотрим на картину. Написал ее Виктор Михайлович Васнецов. Работал над ней очень долго, почти 17 лет. Три статных витязя на конях-исполинах. Васнецов хотел отобразить на холсте именно те черты богатырей, которые воспевались в былинах и сказках. У Ильи Муромца нахмурены брови. Он смотрит вдаль. Добрыня Никитич положил руку на рукоять меча, а Алеша Попович готов в любую секунду выпустить стрелу. Гордо застыли степные орлы на серых камнях, венчающих древние курганы. Все замерло, но этот миг тишины напряжен, словно натянутая тетива лука. Даже налитый кровью глаз неистового Бурушки, коня Ильи Муромца, показывает, какого усилия стоит это минутное ожидание, это кажущее спокойствие.

    • Всмотритесь еще раз в лица этих богатырей и попробуйте ответить, каков их характер.

    Богатыри эти не просто вымысел сказителя. Действительно жили люди, которые и стали прототипами сказочных богатырей. Прототипом Алеши Поповича был Ольбег Ратиборович. Ученые определили дату донного из подвигов Алеши – победы над Тугарином Змеевичем. Оказалось, что под именем Тугарина имелся в виду половецкий хан Тугархан, убитый во время похода на Русь. Его прозвали Змеевичем, потому что он принадлежал к династии Шупаханидов, а имя Шурахан, в переводе с половецкого, означает змей. Известна и дата второго подвига Алеши Поповича – победы над Идолищем Поганым. Под этим именем скрывается знаменитый половчанин Итларь. О том, что Илья Муромец существовал, ученые узнали из записей одного из иноземных посланцев, который заезжал в Киев. Это происходило в XVI-XVII веках. Там ему показали гробницу Ильи Муромца в главном храме Киевской Руси – Софии Киевской. Сама могила в то время уже была разграблена. Слово мур на Руси означало землю, камень, стену, а муром - крепость. Таким образом, имя Ильи Муромца было расшифровано как Илья из пограничной крепости. Возведенная им система оборонительных сооружений прикрыла от набегов печенегов всю Южную Русь. Этим и объясняется то, что его так любит народ. Добрыня – знаменитый человек, который упоминается во многих летописях. Он крупный русский полководец и политик конца X века. Он был также назначен посадником в Новгород.

    Народ не забывал своих спасителей, героев, и со временем наделял их сказочными свойствами.

    Чтение отрывков из былин.

    1. Древнейшие былинные образы: Святогор, Волх Всеславьевич, Михайло Потык и др.
    2. Святогор – наиболее загадочный образ. В одной из былин говорится, что Святогор ездит только по горам, что его мать сыра земля не держит. Нет ему равных по силе, и в то же время его сила не находит применения. Святогор не совершает никаких подвигов. Не случайно сумочка, которую не мог поднять Святогор, принадлежит Микуле Селяниновичу, пахарю. То, что легко несет пахарь, губит богатыря. Но в одной из былин Святогор наделяет своей силой Илью Муромца.

      Чтение отрывков из былин.

    3. Богатыри героического цикла, воины- богатыри: Суровец - Суздалец, Василий Игнатьевич и др.
    4. Чтение отрывков из былин.

    5. Богатыри киевские и новгородские. Былины, дошедшие до нас, группируются вокруг двух древнерусских центров – Киева и Новгорода. Ставр Годинович, Глеб Володьевич; Садко, Василий Буслаевич.

    В отличие от других героев былин у Садка нет силы, чтобы бороться с противниками, ни богатства (первоначально), чтобы состязаться с соперниками. Он богатырь в сфере искусства.

    Чтение отрывков из былин.

    Былинные герои были идеалом для русского народа, и идеалом во всем. В одежде: У былинных героев всегда праздничная одежда (платье цветное), украшенное драгоценностями. Даже на работающем в поле Микуле Селяниновиче кафтан черна бархата, сапожки зелен сафьян. Между героями соблюдаются величавые отношения. Приветствие: “Ой ты гой еси..”При встрече незнакомого человека богатырь спрашивает: Из какой ты земли, какого отца-матери, как тебя именем зовут, величают по отчеству? Честь богатырская даже не позволяет нападать на противника врасплох.

    Чтение отрывков из былин.

    IV. Закрепление новых знаний.

    Какой из былинных героев вам нравится больше всего?

    V. Информация о дом. задании.

    Знать основные типы былинных героев.

    Урок №: 2

    Тема: Былинные герои в изобразительном искусстве

    Цель:

    Обучающая: закрепить и обобщить знания о былинных героях, выяснить, как изображают героев художники;

    Развивающая: развивать умение сравнивать,

    Воспитывающая: воспитывать чувство гордости за национальных героев.

    Тип урока: урок закрепления пройденного материала, урок-презентация

    Методы: словесный, наглядный

    Оборудование: проектор, презентация “Былинные герои в изобразительном искусстве” (приложение).

    Ход урока

    1. Оргмомент.
    2. Проверка домашнего задания.
    3. Опрос.

    4. Подготовка к усвоению новых знаний.
    5. Былины, былинные герои вдохновляли многих художников. Мы с вами уже видели одну картину, изображающую богатырей. Как она называется и кто ее автор.

      Ответ ученика.

      Сегодня мы познакомимся с другими картинами, посмотрим, как разные художники изображают былинных героев.

      Тема урока: Былинные герои в изобразительном искусстве.

    6. Усвоение новых знаний.

    В. М.Васнецов написал богатырей, настоящих защитников Земли Русской. Они стоят на страже, охраняя свою родину, и можно быть уверенным, что даже зверь не пробежит мимо, птица не пролетит. Много подвигов совершили богатыри.

    Слайд 2 (см. приложение.)

    Эта былина вдохновляла разных художников, в разное время.

    Слайд 3

    Сравним два этих произведения.

    Слайд 4

    • Есть ли общие черты в изображении героя?
    • Можем ли мы сказать, что это один и тот же человек?
    • Опишите Добрыню. Какой он? (могучий, сильный, смелый …)
    • Какая битва? Что в картинах нам говорит, что бой был страшным? (Цвета)

    Как вы представляете Илью Муромца?

    Ответы учеников.

    Слайд 5

    А так его изобразил художник Малютин.

    Седовласый богатырь, он смелый, он призывает к бою, он бесстрашно выступает против огромного войска.

    Былинные богатыри – храбрые воины

    Слайд 6,7

    (богатырский конь мчит над землей, богатырь выступает один против войска, опровергая пословицу)

    Слайд 8

    • Как вы думаете, кто изображен на этой картине?
    • Почему вы так решили?
    • С каким деревом можно сравнить этого богатыря?

    Чтение отрывка былины

    Слайд 9

    А таким увидел Святогора К.А.Васильев.

    • Какой момент изображен?

    Каких новгородских героев вы можете назвать?

    Слайд10

    • В чем была сила Садко?
    • Как художник изобразил его чудесные способности?

    Слайд 11

    Еще один новгородский герой Василий Буслаев. Лихой удалец, любящий кулаками разъяснить дело.

    Давайте сравним двух этих героев. Как художники смогли в картинах изобразить их характер?

    5.Закрепление пройденного материала.

    Какая картина вас больше всего впечатлила?

    Ученики выражают собственное мнение.

    6. Информация о дом. задании.

    Читать и анализировать русские былины

     

    Урок №: 3

    Тема: Былинные герои

    Цель:

    Обучающая: закрепить знания о типах былинных героев, активизировать словарный запас

     

    Развивающая: развивать умение составлять проект работы и воплощать его,

    Воспитывающая: воспитывать чувство гордости за национальных героев,

    Тип урока: урок закрепления материала, урок творчества

    Методы: словесный, практический

    Оборудование: репродукции картин, у детей альбомы, карандаши.

     

    Ход урока

    1. Оргмомент.
    2. Подготовка к работе на уроке.
    3. На прошлых уроках мы познакомились с былинными героями.

      Кого вы можете назвать?

      Какими качествами характера обладают былинные герои?

      Каков ваш идеал былинного героя?

      Сегодня мы будем выступать в роли народных сказителей и напишем свою старину о славном богатыре, жившем на земле русской, а может быть, он живет среди нас?

      Цель нашего урока: придумать своего богатыря.

    4. Работа на уроке.
    5. Детям предложен примерный план, по которому составляется образ героя.

    • Имя
    • Внешность
    • Атрибуты
    • Особенности характера
    • Подвиги.
  1. Итог урока.
  2. Дети представляют свои работы.

    Поделиться страницей:

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


    Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта