БРЕЙГЕЛЬ Старший. Картины брейгеля старшего


БРЕЙГЕЛЬ Старший - это... Что такое БРЕЙГЕЛЬ Старший?

 БРЕЙГЕЛЬ Старший (Brueghel, Pieter)(ок. 1525-1569), последний великий художник эпохи Возрождения в Нидерландах. Биография Питера Брейгеля Старшего, написанная в 1604 голландским художником и историком-биографом Карелом ван Мандером, является главным источником сведений о мастере. Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св. Луки в Антверпене в 1551; это дает возможность предположить, что он родился приблизительно между 1525 и 1530. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны. Считается, что Брейгель был учеником Питера Кука ван Альста, а позже сотрудничал с издателем Иеронимусом Коком, который гравировал многие рисунки Брейгеля. В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы. Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. Здесь он женился и достиг процветания, пользуясь признанием современников и получая более чем достаточное количество заказов от влиятельных покровителей. Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564-1638) и Ян Брейгель (1568-1625), также стали известными художниками. Самые ранние произведения Брейгеля - пейзажные рисунки, в некоторых из которых зафиксированы тонкие наблюдения над природой, в других отрабатываются и изучаются приемы пейзажной живописи венецианцев и других северных мастеров более старшего поколения, таких, как Иоахим Патинир (ок. 1485-1524) и Херри Мет де Блес (ок. 1480-1550). Именно это сочетание прямого, непосредственного наблюдения с условными формулами и создает эффект неизъяснимой притягательности картин Брейгеля. Художник рассматривал пейзаж не просто как декорацию, но как арену, на которой разворачивается человеческая драма. Одно из самых ранних его полотен - Падение Икара (ок. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). В этой картине на холме, возвышающемся над усеянной кораблями бухтой, пахарь, пастух и рыбак занимаются своей повседневной работой. Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. Брейгель трактует зрелище его смерти как незначительную деталь в ничем не нарушаемом ритме вселенной.ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ. ПАДЕНИЕ ИКАРАПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ. ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ "Крестьянская свадьба". Ок. 1566 - 67.Одной из главных тем в творчестве Брейгеля является изображение человеческой слабости и глупости - наследие позднесредневекового мышления. На его рисунке Большая рыба поедает малую (1556, Вена, Альбертина) изображена мелкая рыбешка, вылезающая из лежащей на берегу огромной рыбины. Вновь в качестве названия взята поговорка, явно намекающая на излишества и обжорство. В картинах Битва поста и масленицы (ок. 1559), Детские игры (ок. 1560, обе - Вена, Художественно-исторический музей), Нидерландские пословицы (ок. 1560) изображена толпа на деревенской площади. Хотя названия картин Брейгеля точны в своей описательности, каждая из них, по-видимому, является также ироническим комментарием к бесцельности человеческой деятельности. Брейгель обогатил образы глупости, воскресив чудовищные и фантастические создания Иеронимуса Босха (ок. 1450-1516). Эти создания появляются в сериях гравюр Кока по рисункам Брейгеля Семь смертных грехов и Семь добродетелей (1558). Босховский дух вновь появляется в таких поздних картинах Брейгеля, как Падение ангелов (1562, Брюссель Королевский музей изящных искусств) и Безумная Грета (1562, Антверпен, музей Майер ван ден Берг). Во многих картинах мастера персонажи, изображенные со всеми подробностями и красочно одетые, имеют лишенные индивидуальности лица, напоминающие маски. Брейгеля никогда не интересовала человеческая индивидуальность. Его занимал обычный, средний человек из средневековых пьес-мистерий, и именно такое анонимное человечество населяет космическую среду выдающихся религиозных картин художника. В Триумфе смерти (ок. 1562, Прадо) звучание популярной в то время темы плясок смерти усиливается благодаря пейзажу, внушающему одновременно благоговение и мрачный ужас, в котором армия скелетов уничтожает все живое. В Несении Креста (1564, Вена, Художественно-исторический музей) также показаны бескрайние просторы, наполненные безликими грубыми ордами. В середине процессии находится ничем не выделяющаяся фигура Христа, упавшего под тяжестью креста и почти потерявшегося в безразличной толпе. Брейгель хотел, чтобы его зритель увидел Евангельскую историю в свете современной жизни Фландрии. В двух картинах - Избиение младенцев (ок. 1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) - в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля. Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда. В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в. Возможно, самые величественные картины Брейгеля - пять пейзажей, называемые Времена года, или Месяцы (1565), изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года. Лишь немногие художники обладали умением столь чутко улавливать настроение того или иного времени года и выражать внутреннюю связь человека с ритмом природы. В картине Охотники на снегу (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей. В композиции картины использован типичный для живописи Брейгеля прием - высокий передний план, с которого открывается вид на простирающуюся внизу равнину. Диагонали линий деревьев, крыш и холмов направляют взгляд зрителя строго внутрь пространства картины, туда, где люди работают и развлекаются. Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха. Деревья и фигуры изображены как застывшие силуэты на фоне серого зимнего пейзажа, а пики островерхих крыш вторят зубцам гор вдали. На картине Жатва (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле; находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы. Ван Мандер характеризует Брейгеля как крестьянского художника; однако эта оценка упускает из виду несомненную сложность творчества мастера и скорее исходит от сюжетов его пользующихся заслуженной известностью картин, изображающих грубоватую повседневную жизнь жителей фламандской деревни. Как в начале, так и в конце своего жизненного пути Брейгель размышляет о прирожденной глупости человека. На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: "Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах" и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика. На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь, идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) - "а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму". Брейгель многолик: он был одновременно средневековым моралистом и пейзажистом в современном смысле слова; был истинно северным художником, и вместе с тем его живопись отмечена итальянским влиянием. Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие - приверженцем еретической секты. Однако эти парадоксы не являются непримиримыми. Величие Брейгеля заключается в утверждении неразрывной связи между человеком и природой, а также в глубоко человечном видении христианской истории как живой реальности.ЛИТЕРАТУРАКлимов Р. Питер Брейгель. М., 1959 Гершензон-Чегодаева Н.М. Брейгель. М., 1983

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

  • ПУРИТАНЕ
  • САТАНИЗМ

Смотреть что такое "БРЕЙГЕЛЬ Старший" в других словарях:

  • Брейгель Старший — Брейгель Старший, Питер Питер Брейгель Старший Автопортрет с заказчиком («Художник и знаток») Имя при рождении: Pieter Brueghel …   Википедия

  • БРЕЙГЕЛЬ Старший — или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel), Питер (между 1525 и 1530 1569), нидерландский живописец и рисовальщик. Творчески переработал уроки итальянской живописи 16 в., создал глубоко национальное искусство, опирающееся на нидерландские… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Брейгель Старший, Ян — У этого термина существуют и другие значения, см. Брейгель. Ян Брейгель Старший …   Википедия

  • Брейгель Старший — (Мужицкий), Питер (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel, Pieter) Ок. 1525, с. Брейгель 1569, Брюссель. Нидерландский живописец и рисовальщик. Учился у П. Кука ван Альста в Антверпене. Работал в Антверпене (в гильдии живописцев Св. Луки с 1551) и… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ — Автопортрет. 1565–1568 гг. (Графическое собрание Альбертина. Вена) Автопортрет. 1565–1568 гг. (Графическое собрание Альбертина. Вена) [Мужицкий; нидерланд. Brueghel, Breughel] Питер (ок. 1525 или 1530, Бреда 5.09.1569, Брюссель), нидерланд. худож …   Православная энциклопедия

  • Брейгель Старший — БРÉЙГЕЛЬ Старший, или Мужицкий (Brueghel de Oude, Boeren Brueghel) Питер (между 1525 и 1530–69), нидерл. живописец и рисовальщик. Творчески переработав уроки итал. живописи 16 в., создал глубоко нац. произв., опирающиеся на нидерл. традиции… …   Биографический словарь

  • Брейгель Старший, Питер — У этого термина существуют и другие значения, см. Брейгель. Питер Брейгель Старший Автопортрет с заказчиком («Художник и знаток») Имя при рождении …   Википедия

  • Брейгель старший, Питер — Питер Брейгель Старший Автопортрет с заказчиком («Художник и знаток») Имя при рождении: Pieter Brueghel Дата рождения: 1525 Место рождения: Бреда(?) …   Википедия

  • Брейгель, Старший Питер — П. Брейгель. Крестьянский танец . Музей истории искусств. Вена. БРЕЙГЕЛЬ Старший, или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel), Питер (между 1525 и 1530 1569), нидерландский живописец и рисовальщик. Создал глубоко национальное искусство,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Брейгель Старший Питер — или Брейгель «Мужицкий» (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel), (между 1525 и 1530  1569), нидерландский живописец и рисовальщик. Творчески переработал уроки итальянской живописи XVI в., создал глубоко национальное искусство, опирающееся на… …   Энциклопедический словарь

dic.academic.ru

Брейгель Старший - это... Что такое Брейгель Старший?

Брейгель Старший, Питер

Питер Брейгель[1]-старший, известный также как «Мужицкий» (нидерл. Pieter Bruegel de Oude, МФА: [ˈpitər ˈbrø:ɣəl]; ок.

1525—1569) — фламандский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего (Адского) и Яна Брейгеля Старшего (Райского).

Биография

Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 г. (точная дата неизвестна). В качестве версий относительно места его рождения называют город Бреда в провинции Брабант, а также деревушку Брёгел около этого города.

Первоначально фамилия художника писалась Brueghel, и так же она писалась у его детей; однако с 1559 г. он начал подписывать свои картины Bruegel.

Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х гг. он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука Ван Альста, придворного художника императора Карла V.

В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 г. В 1551 г. Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продающему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он рисует собственные вариации на темы великого художника.

В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершает путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Потрясен древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Полагают, что в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.

В 1553 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Мэйкен).

В 1556 году Брейгель работает в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежащей нидерландскому издателю Иерониму Коку. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры Большие рыбы поедают малых и Осёл в школе. Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах. Так гравюра Большие рыбы поедают малых была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха.

В 1557 году Брейгель пишет цикл из семи гравюр со Смертными грехами.

В 1563 году переселяется с семьёй в Брюссель.

Можно многое узнать о художнике, ответив на вопрос, чего он не писал. Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Это картина Голова крестьянки 1564 года. Наверняка художник не имел недостатка в просьбах написать портреты своих современников, но судя по всему, Брейгель подобных заказов не принимал. В 1565 году были написана серия Картины месяцев или времён года, от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта. Возвращение стад. Осень, Охотники на снегу. Зима, и Сенокос — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие — Жатва. Лето и Сумрачный день. Весна.

Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном — тоже живописцем, Старшего позднее окрестили Брейгелем Мужицким.

Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным фигурам. Художник начинает писать крупные фигуры людей, по отношению к которым окружение играет уже подчинённую роль. К таким картинам относятся Падение слепых, Птицелов и разоритель гнёзд, Калеки и Мизантроп.

Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Об одной из последних работ Брейгеля, Сорока на виселице, Карел ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах.

Художник умер 5 сентября 1569 г. в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Богородицы-в-часовне (Нотр-Дам-де-ла-Шепель).

Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В музеях России произведения Брейгеля отсутствуют.

Охотники на снегу. 1565

Некоторые известные работы

  • «Путь на Голгофу», 1564, Музей истории искусств, Вена
  • «Триумф смерти», 1562, Музей Прадо, Мадрид
  • «Самоубийство Саула», 1564, Музей истории искусств, Вена
  • «Обращение Савла», 1567, Музей истории искусств, Вена
  • «Перепись в Вифлееме», 1566, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
  • «Избиение младенцев» 1566, Музей истории искусств, Вена
  • «Морской бой в гавани Неаполя» 1558—1562, Galleria Doria Pamphili, Рим
  • «На пути в Египет», 1563, Институт искусства Курто, Лондон
  • «Падение Икара», 1558, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
  • «Падение мятежных ангелов», 1562, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
  • «Вавилонская башня», 1563, Музей истории искусств, Вена
  • «Страна лентяев», 1567, Старая пинакотека, Мюнхен
  • «Крестьянская свадьба», 1568, Музей истории искусств, Вена
  • «Поклонение волхвов», 1564, Лондонская Национальная галерея, Лондон
  • «Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии», 1565
  • Цикл картин «Перевёрнутый мир» (1556):
  • Цикл картин «Двенадцать месяцев», сюжеты которых основаны на часослове; первоначально содержал 6 или 12 картин, из которых сохранилось только пять:
    • «Охотники на снегу», 1565, Музей истории искусств, Вена
    • «Возвращение стада», 1565, Музей истории искусств, Вена
    • «Сенокос», 1565, Národní galerie (Национальная галерея), Прага
    • «Жатва», 1565, Музей Метрополитен, Нью-Йорк
    • «Хмурое утро», 1565, Музей истории искусств, Вена
  • «Мизантроп», 1568, Музей Каподимонте, Неаполь
  • «Притча о слепых», 1568, Музей Каподимонте, Неаполь
  • «Калеки», 1568, Лувр, Париж

Генеалогическое древо

Библиография

  • Алпатов М. Питер Брейгель Мужицкий. — М., 1939.
  • Климов P. Питер Брейгель. — М., 1959.
  • Гершензон-Чегодаева Н. М. Брейгель. — М., 1983.
  • Роз Мари и Райнер Хаген Брейгель. — М.: Taschen/Арт-Родник, издание на русском языке, 2002. — 95 с. — ISBN 3-8228-7150-8.
  • Bastelaar R. van, Hulin de Loo G. Peter Bruegel l’Ancien, son oeuvre et son temps, v, 1-2. — Brux., 1906—1907.
  • Grossmann F. Peeter Brueghel. — L.: Firenze, 1956.
  • Rocquet C.-H. Breuegel ou l’atelier des songes. — Paris, 1987;
русск.пер.: Роке К. А. Брейгель (серия «Жизнь замечательных людей»). — М.: Молодая гвардия, 2008. — 304 с. — ISBN 978-5-235-03134-0.
  • Rocquet C.-H. Breuegel ou l’atelier des songes. — Paris, 1987;
  • Rucker R. As above, so below: A novel of Peter Bruegel. — New York: Forge, 2002.

Ссылки

Зимний пейзаж с катающимися на коньках и птицами.
  1. ↑ Согласно нидерландско-русской практической транскрипции, русской формой фамилии следовало бы считать Брёгел.

dic.academic.ru

Старший Питер Брейгель, «Крестьянский танец», «Слепые»

Живопись XV-XVI вв.

О жизни Питера Брейгеля Старшего, выдающегося голландского художника, известно очень мало. Вероятно, он происходил из простой крестьянской семьи, а образование получил в Антверпене, где и сформировался его художественный метод. Значительное влияние на мировоззрение и творчество Брейгеля оказало путешествие в Италию. Огромное впечатление на молодого живописца произвели альпийские горы, именно поэтому он впоследствии тяготел к изображению объемных пространств, запечатленных как бы с большой высоты и отстраненно.

Италия того времени – это эпоха ренессансного гуманизма, радикальных идей и зарождения совершенно новых видов искусства, в т. ч. и свежих направлений в живописи. Вернувшись на родину, Брейгель становится основоположником истинно национальной живописи. Его полотна наполняются мыслями и ощущениями молодого художника, стремящегося запечатлеть противоречивый дух современной ему эпохи. В своем творчестве Брейгель – и начинающий художник, и зрелый мастер – пытается осмыслить жизнь общества и роль в ней простых людей, а также судьбу Нидерландов. Его полотна отмечены высоким художественным мастерством и удивительно точно передают ритм стихии жизни того времени.

Ранний Брейгель отличался довольно категоричным и холодным взглядом. Интересно, что первые его работы были написаны в духе сатирической аллегории, передававшей известные человеческие пороки. Голландский живописец часто использовал иносказания, народные притчи и пословицы, яркие образы которых помогали ему улавливать самую суть народного характера. Гротеск, необычайно живая фантазия и вместе с тем холодная саркастичность – все эти особенности манеры письма подчеркивали высокомерное отношение молодого живописца к крестьянству. Со временем Брейгель начал осознавать значимость простого народа, что не могло не отразиться на стилистике его картин: живописные массы становятся более крупными, цветовая палитра – более насыщенной, а каждый образ и силуэт полотна вырисовывается им с особой тщательностью.

Картины, созданные художником в середине 60-х гг. XVI столетия, свидетельствуют именно о его меняющемся мировоззрении. «Крестьянская свадьба», а затем «Крестьянский танец» написаны Брейгелем с иронией, переходящей местами в грубоватый юмор, однако роль крестьянина в них уже становится значимой. Не случайно у зрителя возникает впечатление, что картина – это своеобразный срез, выполненный под увеличительным стеклом, настолько крупно, тщательно и правдоподобно художником выписана каждая черта на лицах персонажей. Все крестьяне – хитрые и простодушные, решительные и скромные – являются неотъемлемой частью существующего мира. В этой намеренной простоте чувствуется невероятная мощь народных масс, что и пытается показать Брейгель. Немного отличаются от этих картин пейзажи Брейгеля, вошедшие в циклы «Времена года», «Возвращение стад», «Жатва». В них живописец показывает бескрайние просторы родной земли в неразрывной связи с населяющими их людьми. Войны, издевательства испанской знати, имевшей в те времена неограниченную власть над нидерландским народом, изнуряющий голод и разрушения – все это нашло свое отражение в полотнах «Триумф смерти» и «Избиение младенцев».

Апогеем творчества Брейгеля считается картина «Слепые», написанная им в 1568 г. Удивительно, но наивысшего мастерства живописец достиг в годы своего разочарования в жизни и людях. По диагонали полотна, словно выходя из пейзажа на заднем плане к зрителям, передвигается колонна слепых бродяг с безобразными лицами и пустыми глазницами. Постепенно от начала колонны к её концу с лицами идущих происходит явная метаморфоза – их бессмысленно-животное выражение сменяется алчным и злобным, но теперь уже четко осмысленным и оттого еще более безобразным.

Брейгель воспользовался своеобразным и невероятно точным приемом: через возрастающее физическое уродство он передал слепоту духовную, показывающую неизбежную трагедию всего человеческого. Не случайно последний бродяга изображен падающим в канаву – обращенный к зрителям уродливый оскал рта, застывший в немом крике, пустой и злобный взгляд в никуда – вот то, что, с точки зрения художника, отражает истинную сущность человеческой природы... Окружающий цепочку нищих пейзаж контрастно спокоен и прекрасен: одухотворенная свежесть весенней зелени, плавные линии холмов, деревенская церковь. Только засохший ствол обезображенного дерева словно вторит падению человека. Брейгель видит духовную красоту лишь в природе.

Позднее художник пытался вновь найти душевную гармонию, утраченную им, однако картина «Пляска под виселицей» – последняя работа Брейгеля – только резче обозначила его потерянную веру в человека.

jivopis.org


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта