Народный рейтинг художников Башкирии. Картины башкирских художников


Кого любят сами башкирские художники? – Любимые художники Башкирии

Самое главное отличие данного проекта от тысяч ему подобных – это отсутствие «выставкома». Обычные люди не знают что это такое, «что за зверь и с чем его едят». Зато все художники его прекрасно знают. Выставком – это своего рода фильтр который пропускает или не пропускает картины художников на выставку. Роль выставкома огромна: именно от него зависит увидят зрители работы данного художника, или не увидят. Художники всегда боятся и всегда ругают выставком за то, что не взяли ту или иную картину на выставку. В данном проекте «роль» выставкома отдана самому художнику – именно он решает какую именно свою работу он презентует зрителю. Художник сам решает, что он хочет экспонировать как свое «лицо», причем в любое время он может поменять любую или даже все работы на сайте.

Если мы внимательно проанализируем какие работы решили выставить наши художники, то можно выявить ряд интересных тенденций. Учитывая что на сайте представлены работы практически всех художников Башкирии всех возрастов из всех районов и городов республики то своего рода социальный срез налицо. Рассматривая присланные работы, можно увидеть кто и что нравится нашим художникам. Повторим, никто никого не заставляет посылать те или иные картины. Художники делают это самостоятельно.

Сначала о том кто больше всех нравится башкирским художникам.

Больше всех нравится нашим художникам Юрий Юлианович Шевчук, самый главный рокер страны. Самый популярный выходец из Башкирии, известный во всем мире. Портрет Ю. Шевчука прислали на сайт 6 башкирских художников это Зуфар Мурзагулов, Александр Заярнюк, Марат Абдюшев, Камиль Бузыкаев, Раушания Бадретдинова, Финат Набиуллин (картина «Концерт ДДТ»).

К сожалению ни одного портрета З.Нуриева, М.Шакирова, М.Рахимова, Р.Хамитова ни одним из художников не выложено на сайт, хотя я знаю много написано портретов, но выставкомы в лице самих художников не пропустили их на сайт.

Из своей среды художники очень уважают и выделяют Амира Мазитова – прекрасного живописца декана художественного графического факультета академии искусств. Его портрет прислали на сайт сразу два художника Альберт Кудаяров, и Рамиля Мухамедьярова-Гордеева. Бывая в музее Нестерова, часто и на многих выставках можно увидеть его портрет, что говорит о его высоком моральном авторитете и уважении со стороны башкирских художников.

Посмотреть работы башкирских художников и проголосовать за них можно в галерее нашего проекта.

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии

artrb.ru

1.2 Творчество башкирских художников. Первые живописцы Башкортостана

Похожие главы из других работ:

"Голубая роза" - объединение художников-символистов

Становление художников-символистов

художественный объединение голубой роза 2003 год для отечественного искусства был богат на юбилеи, значимость которых трудно как преувеличить...

Выполнение живописной работы "Автопортрет"

1.4 ПОРТРЕТ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ НОВОСИБИРСКА

К портретному жанру относятся произведения изобразительного искусства, в которых запечатлен внешний облик конкретного человека (или группы людей). Каждый портрет передает индивидуальные, присущие только портретируемому (или...

Дадаизм и его влияние на развитие культуры и литературы 20 века

1.6 Принципы дадаизма в творческой практике художников и поэтов 20 века

За небольшой период существования, дадаистами было произведено большое количество экспериментов, освоение результатов которых происходит и в настоящее время в практиках, прежде всего современных художников и поэтов...

Деловой стиль в женском костюме

1.2 Роль художников-модельеров в создании делового стиля

Поль Пуаре сделал революцию в моде, вводя в одежду простые, элегантные линии в стиле Арт Деко и иллюстрации нового направления. За реформу одежды, ее удобство и гигиеничность, уничтожение корсета, деформирующего фигуру...

Импрессионизм

2 Творчество художников - импрессионистов

2.1 Эдуард Мане О том, насколько органично сливались в искусстве импрессионистов традиции и новаторство, свидетельствует, прежде всего, творчество выдающегося живописца XIX века Эдуарда Мане (1832-1883 гг.). Правда...

Искусство как форма отражения деятельности сотрудников ОВД

Образ сотрудника ОВД на примере студии художников МВД имени М.В. Верещагина

Основными целевыми установками Управления воспитательной работы ГУК и КП МВД России являются: разработка и реализация на практике мер по мобилизации личного состава системы МВД России на осуществление государственной политики в борьбе с...

Исследование художественно-графических особенностей эскизов театральных костюмов и возможности их использования в изображении современного костюма

3. Работы современных театральных художников по костюмам

Театров по всему миру великое множество, только в Омске насчитывается их около двух десятков: музыкальный, лицейский, пятый театр, академический театр драмы и др...

Колорит в живописи

3. Колорит известных художников

...

Культура и личность

3. Значительность деятельности художников-передвижников в XIX веке

Уход из Академии художеств в 1863 г. четырнадцати выпускников в знак протеста против академических догм положил начало борьбе с официальным искусством. Образование в Петербурге Артели художников...

Образ Невского проспекта в живописи и графике русских художников XIX века

Глава 2. Невский проспект в живописи и графике русских художников XIX века

Картина трехсотлетней жизни, прожитой городом и вместе с ним многими поколениями его созидателей и обитателей. Начало этой жизни совпало с появлением в России нового, почти не ведомого до того светского изобразительного искусства...

Образ Невского проспекта в живописи и графике русских художников XIX века

2.1 Архитектурный пейзаж Санкт-Петербурга в творчестве русских художников XIX века

Санкт-Петербург - город, возникший по воле Петра I в 1703 году, столица, расположенная на самом краю огромного государства, жемчужина архитектуры...

Своеобразие творческой манеры Роя Лихтенштейна, Роберта Раушенберга и Энди Уорхола

Глава 2. Творчество художников "Поп-арта"

...

Современное изобразительное искусство, представленное в г. Омске

1. Живопись современных художников

1970 год является поворотным пунктом в истории искусства по двум причинам. Первое -- это год возникновения терминов «постмодерн» и «постмодернизм». Во-вторых, 1970 год -- последняя веха...

Создание фарфорового изделия с изображением бабочки

1.2 Образ бабочек в творчестве художников-фарфористов

Наряду с японским и китайским фарфором, в настоящее время большой популярностью пользуется и европейская фарфоровая посуда. Фарфор в наше время большей частью, конечно же, не производится вручную, как изделия старинных мастеров...

Традиции и новации в искусстве художников импрессионистов

2. Творчество художников - импрессионистов

...

cult.bobrodobro.ru

Современные художники Башкирии - Живопись оптимизма. Рашит Нурмухаметов. - Художники Республики Башкортостан

02.04.2011 22:00

Автор: Эвелина Фенина, искусствовед

Рашит Мухаметбареевич Нурмухаметов (1925–1986)В 2010 году народному художнику РСФСР, заслуженному художнику БАССР, лауреату Государственной премии БАССР им. Салавата Юлаева Рашиту Мухаметбареевичу Нурмухаметову (1925–1986) исполнилось бы 85 лет. Его нет на Земле двадцать пятый год. К сожалению, многие молодые художники не знают его картин, которые представляют собой важнейшие этапы в развитии живописи республики.

Рашит Нурмухаметов был ярким человеком; творчество его - разнообразным, богатым находками сюжетов и решений. Картины его легко поддаются описаниям, так как всегда прямолинейны в выражении идеи и ее реализации. Но при этом живописны, прекрасно скомпонованы, нарисованы. Все превосходные слова, эпитеты и метафоры были использованы при характеристике его творчества тогда, когда оно создавалось, в 60–80-х годах XX века.

Пропаганда изобразительного искусства нашей республики в контексте истории вбирает в себя и работу творческих коллективов в 30-е годы, и во время Великой Отечественной войны, и в 50–60-е, особенно плодотворные годы, и сегодняшний день. Весь опыт поколений художников ведет к совершенствованию, к пониманию своей роли и общественной значимости искусства.

Рашит Нурмухаметов как раз был таким художником, для которого конкретный факт, живой материал становился главным, исходным мотивом. В основе каждой его картины лежал увиденный сюжет. Это могло касаться как картинного многофигурного холста, так и пейзажа. В этом смысле сюжет, литературный рассказ значил для Рашита очень много -  в рассказе об определенных людях, об определенном событии, природе он видел свое художническое предназначение. И хотя картины могли называться «Легенда о батыре» или «В нефтяном крае» и т. д., они были очень конкретны; в их основе были писанные с конкретных людей портреты, наблюдения за ними, за их поведением в обычной жизни. Полное отсутствие фальши от личает работы художника.

Рашит очень любил жизнь. Оптимизм был его натурой. Энергичный, легкий на подъем, большой и сильный, казалось, ему многое было по плечу. И картины его показывали сильных людей, сильные характеры, значительные события, вселяли оптимизм. Любил писать красивые лица, сам был красив.

Он был хорошо образован. Прекрасные художники Александр Эрастович Тюлькин и Порфирий Маркович Лебедев - его уфимские учителя. А в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова его педагогами стали очень известные в советском искусстве живописцы Владимир Григорьевич Цыплаков и Василий Прокофьевич Ефанов.

Портрет Сагита Агиша. Холст. Масло. 1953/

Портрет Сагита Агиша. Холст. Масло. 1953.

Во время каникул Рашит уезжал то на нефтяные промыслы, то в какие-то колхозы, в маленькие городки — наблюдать, делать зарисовки, эскизы. А если оставался в Уфе, то все каникулы отдавал общению с людьми искусства. Именно в студенческие годы он написал свои первые крупные картины: «Портрет писателя С. Агиша» (1953), «Портрет балерины Зайтуны Насретдиновой» (1955). Во время первой декады башкирской культуры в Москве (1955) на выставке изобразительного искусства БАССР эти портреты достойно представляли нашу живопись в числе других работ.

У Нурмухаметова есть портреты, среди которых можно обнаружить и пафосные образы (портрет М. Карима «Я россиянин»), и более «земные» и поэтические. Лучшие из них, на мой взгляд, «Портрет заслуженного врача РСФСР В. А. Гизатуллина» и «Скульптор М. Якубов». Обе работы написаны в 1967 году. Портреты довольно далеки от натуры в  смысле точного сходства. Автор стремился укрупнить образы, придать чертам лиц больше значительности и даже героики. По задаче художника, Гизатуллин - не просто врач, а символ, характер определенного свойства. Отсюда и намеренное увеличение форм фигуры, лица, и приближение всей композиции к самому краю горизонтальной рамы, и резкие, контрастные цвета ярких синих и белых красок.

Портрет заслуженного врача РСФСР В. А. Гизатуллина. 1967. Холст, масло.

Портрет заслуженного врача РСФСР В. А. Гизатуллина. 1967. Холст, масло.

То же решение в образе Мансура Якубова, талантливого скульптора, керамиста, умершего очень молодым. В жизни Мансур был невысокого роста, худенький, очень подвижный, улыбчивый. Он никогда не мнил себя каким-то маэстро, хотя на самом деле был примером трудолюбия, таланта, знаний профессии. Идя от натуры, портретного сходства, Нурмухаметов создал свой образ — значительного человека, личности, чья духовность ощущается во всем: лице, взгляде, фигуре.

Важной для Нурмухаметова темой была тема так называемого «простого человека», где герои — плотники, бурильщики и просто хорошие и добрые люди представляют собой, по мысли автора, лицо народа,  повседневную жизнь тружеников, населяющих республику. Из этого ряда — «Доярка Рыскулова» (1964), «За самоваром» (1961), «Чабан Давлетов» (1965), «Карим-бабай» (1967), портрет «Бурильщик Гафур» (1959).

За самоваром. Холст. Масло. 1961.

За самоваром. Холст. Масло. 1961.

В 60-е годы прошлого столетия в нашем искусстве определилось главное свойство - интерес к людям труда, потребность романтизации их характеров. Герой будней стал главным. Если объяснять феномен творчества Нурмухаметова, то подобный подход - это один ряд с лучшими мастерами искусства тех лет, от А. Лактионова до В. Попкова. Энергичный жест, усиленность силуэта, преувеличение в масштабе, резкость в обрисовке ситуаций и характеров — таковы внешние признаки живописи 60–70-х годов. Это явление назвали «суровым стилем», более всего, по меркам эстетики того времени, отражающим героизацию народных характеров.

В творчестве Рашита Нурмухаметова поиски идеального образа человека труда также прошли через «суровый стиль». Картины «Будни Крайнего Севера» (1972–1974), «Первопроходец Заполярья» (1974) и другие вполне точно отвечают многим его особенностям. Лучшая из подобных его работ — «В нефтяном крае» (1969).

В нефтяном крае. 1969. Холст, масло.

В нефтяном крае. 1969. Холст, масло.

Картина очень похожа на кинокадр. «Кадровка», фризовая композиция, нарочитое приближение героев к зрителю, так, что герои будто из-за своей великости не умещаются в плоскость холста, - все это приемы «сурового стиля», диктующего особый живописный и композиционный язык. Преувеличенность размеров фигур, огромность элементов пейзажа дают мотив, усиливают тему героики труда и трудящегося.

В подобных произведениях Рашит Мухаметбареевич был очень искренним, писал то, во что верил. А верил он, что завтра будет лучше, чем сегодня; для этого он и его герои живут и работают.

Глубокий интерес художника к своему народу, его обычаям, прошлому является еще одним важнейшим моментом его творчества.

В 1926 году по документальным материалам и рассказам очевидцев Мажитом Гафури была написана печальная повесть о чистой любви и черной ненависти - «Черноликие».

Жертвы шариата. 1953-69. Холст, масло.

Жертвы шариата. 1953-69. Холст, масло.

А Нурмухаметов в 1969 году написал по мотивам этой повести одну из самых известных своих картин «Черноликие». Он писал ее десять лет. Картина подробно и четко определила накал страстей: герои — только хорошие, антигерои - только плохие. Нарушение религиозных догм, особенно в деревне начала века, где свои законы, свои порядки и понятия, было страшным преступлением. Традиционная форма решения исторической картины в «суриковском» ключе (В. И. Суриков был богом для Рашита) дает возможность подробно рассмотреть стоящих в центре картины гонимых и окружающую их толпу. Очень удобная композиция - вся поддается зрительскому глазу: центр и полукруг. Роскошная живопись - буквально утопаешь в синих, бордово красных, сине-зеленых, зелено-черных цветах картины.

За красоту живописи, значительность образов в том же 1969 году Рашит Мухаметбареевич был удостоен звания лауреата Государственной премии БАССР им. С. Юлаева.

Как и в творчестве, энергичный Рашит Нурмухаметов и в общественной жизни оставил глубокий след. Именно он был инициатором создания художественного факультета в молодом Уфимском институте искусств (сейчас академии). Его первые ученики - И. Бикбулатов, Р. Зайнетдинов, Р. Харисов, Р. Абдуллин, Г. Калитов, У. Мухаметшин... Как председатель Союза художников Башкирии (1970–1980) Р. М. Нурмухаметов много сделал для продвижения новых имен, организации выставок, обсуждений, дискуссий. Он никогда не мучился вопросом о своем месте, не преувеличивал собственную значимость, его простой натуре были не свойственны праздные размышления. С его уходом в 1986 году мы лишились одного из своих самых светлых художников.

О творчестве Рашита Нурмухаметова на Форуме.

Эвелина Фенина, искусствовед

Статья издана в журнале "Рампа. Культура Башкортостана" № 12 2010 год.

Другие статьи о художнике:

Национальный романтизм Рашида Нурмухаметова.

{odnaknopka}

← Биография Ахмата Лутфуллина Современные художники Башкирии - Верный историческому жанру. Урал Мухаметшин. →
 
Добавить комментарий

hallart.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта