Анатолий Зверев: Избранник века. Картины а зверева


Иллюстрации. Анатолий Зверев в воспоминаниях современников

Иллюстрации

Тимофей Иванович Зверев, Пелагея Никифоровна Житина Москва. 1919 г.

Анатолий Зверев. 1960-е гг.

Анатолий Зверев с матерью. Москва. Свиблово. 1977 г.

В Художественном училище памяти 1905 года. Второй справа Анатолий Зверев.

Среди художников. Второй справа во втором ряду Анатолий Зверев.

Демонстрация актерского мастерства.

Анатолий Зверев. Конец 1960-х гг.

Анатолий Зверев. Дубна. 1978 г.

С Георгием Костаки. Москва. 1977 г.

С Оксаной Михайловной Асеевой. Москва. 1976 г.

Иногда Анатолию Звереву приходилось ночевать вот так.

В Подмосковье. 1980 г.

С Натальей Шмельковой за игрой в шашки. 1979 г.

За работой. Москва. 1974–1976 гг.

Анатолий Зверев.

С Дмитрием Плавинским. Москва. 1982 г.

В электричке. 1979 г.

Одинокий странник.

Открытие персональной выставки А. Зверева на Малой Грузинской. Слева направо: В. Немухин, Э. Дробицкий, А. Зверев, И. Снегур. Москва. 1984 г.

Среди друзей и почитателей. В центре А. Зверев.

С Владимиром Немухиным в его мастерской. Москва. 1983 г.

Открытие посмертной выставки А. Зверева. Второй слева С. Ямщиков. Далее: В. Дудаков, В. Немухин. Москва. 1989 г.

Анатолий Зверев.

Похороны художника. С портретом А. Зверева — В. Немухин.

Могила художника на Долгопрудненском кладбище. Автор памятника Д. Плавинский.

Автопортрет в кубанке. 1957 г. Частное собрание.

За чтением.1950-е гг. Частное собрание.

Моющая ноги. 1954 г. Частное собрание.

Беременная. 1950-е гг. Частное собрание.

Портрет матери. 1950-е гг. Частное собрание.

Незнакомка. 1960-е гг. Частное собрание.

Портрет соседа-милиционера. 1954 г. Частное собрание.

Предупреждения из медвытрезвителя Анатолию Звереву.

Рисунок А. Зверева, стихи Н. Сдельниковой. 1967 г. Частное собрание.

Беседа. 1954 г. Частное собрание.

Автопортрет в бушлате и тельняшке. 1952 г. Собрание Ю. Носова.

Товарищ по флоту. 1950-е гг. Частное собрание.

Лошадки. 1968 г. Частное собрание.

Автопортрет. 1977 г. Частное собрание.

ИЗ СЕРИИ «ЗООПАРК». 1954 г. Частное собрание.

Наташа удручена. 1976 г. Частное собрание.

Портрет Н. А. Плевако с собакой Джерри. 1957 г. Частное собрание.

Портрет дочери Верочки. 1964 г. Частное собрание.

Обложка каталога парижской выставки А. Зверева с дарственными автопортретом и автографом В. Немухину. 1983 г.

Из серии «Марсель Марсо». 1957 г. Частное собрание.

Иллюстрация к «Золотому ослу» Апулея. 1957–1959 гг. Частное собрание.

Иллюстрации к «Ночи перед Рождеством» Н. В. Гоголя. 1955 г. Собрание Д. Апазидиса.

Портрет Д. Плавинского. 1983 г. Частное собрание.

Портрет Овсея Дриза. 1957 г. Частное собрание.

Автопортрет. 1976 г. Частное собрание.

Обнаженная. 1976 г. Частное собрание.

Автопортрет. 1956 г. Частное собрание.

Автопортрет. 1958 г. Частное собрание.

Автопортрет. 1950-е гг. Частное собрание.

Портрет Наташи Костаки. 1957 г. Частное собрание.

Портрет Георгия Костаки. 1958 г. Собрание Ю. Носова.

Портрет Оксаны Асеевой. 1968 г. Собрание Ю. Носова.

Портрет Оксаны Асеевой. 1967 г. Собрание Ю. Носова.

Автопортрет. 1954 г. Частное собрание.

Портрет Немухина. 1980 г. Частное собрание.

Всадник. 1979 г. Частное собрание.

Портрет Дмитрия Краснопевцева. 1961 г. Собрание Ю. Носова.

Полевые цветы. 1956 г. Частное собрание.

Прогулка. 1960-е гг. Частное собрание.

На Николиной Горе, 1958 г. Собрание Ю. Носова.

Кувшин, бутылки. 1958 г.

Портрет Марфы. 1979 г. Собрание С. Ямщикова.

Изумрудная женщина. 1964 г. Частное собрание.

Портрет Игоря Пальмина. 1969 г. Частное собрание.

Портрет Наташи Шмельковой. 1976 г. Частное собрание.

Апрель. 1951 г. Собрание Ю. Носова.

Полина. 1983 г. Частное собрание.

Дон Кихот. 1969 г. Частное собрание.

Церковь. Переделкино. 1959 г. Собрание Г. Костаки.

Пейзаж. 1956 г. Частное собрание.

Портрет Саввы Ямщикова. 1978 г. Собрание С. Ямщикова.

Распятие. 1958 г. Собрание Г. Костаки. Афины.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Как покупать Зверева. Вопросы и ответы

Зверев для новичков. Зачем покупать работы Зверева и почему именно сейчас — мы рассказывали об этом два месяца назад. Пришло время ответить на вопрос о том, что покупать и как

Всего два месяца назад ARTinvestment.RU представил свои «6 причин, чтобы покупать сейчас Зверева». И если в той статье мы отвечали на вопросы «зачем покупать и почему именно сейчас», то теперь пришло время ответить на вопросы «что покупать и как». Например, все помнят общее правило, что обычно…

…при покупке произведения для инвестиций стоит отдавать предпочтение работам ценного периода. А какой период в творчестве Анатолия Зверева является наиболее ценным?

«Ценный период в творчестве Зверева» — понятие изрядно мифологизированное. Распространено мнение, что все лучшее с ним случилось до 1966 года, а потом он превратился в «народного художника», в смысле стал работать на потребу публики. Откуда это взялось? Да как минимум сам Зверев так говорил. Тем не менее принимать за чистую монету его слова точно не стоит. Потому что в другой раз Зверев говорил, что «бросил рисовать для себя в 1959 году. Сейчас я должен обязательно угодить и понравиться»1. А всего минутой раньше на вопрос, часто ли его посещает вдохновение, Зверев отвечал, что вдохновение его посетило «всего один раз — летом 1968 года на даче на Николиной Горе». Каждый раз разные годы — может, с тоски наговорил, а может, наоборот, интересничал. Ведь Зверева друзья вспоминают как человека очень непростого склада, сильно себе на уме, умного, умеющего и пошутить, и подначить.

Пытаться разграничить творческие периоды, ориентируясь на слова художника, довольно опрометчиво. Работы в этом смысле куда более красноречивы. А по работам было не однородно: как в конце ценных 1950-х встречалось множество проходных «почеркушек», так и в середине «поздних» 1980-х у Зверева выходили шедевры.

По воспоминаниям Елизаветы Плавинской, разговоры о том, что Зверев выдохся, начались сразу после размолвки с влиятельным покровителем Костаки в середине 1960-х. Совпадение? Всё может быть. Кому-то, например, видится особо ценным ранний диалог с первым русским авангардом в работах Зверева. А кто-то вправе считать, что тема навязана Костаки или как минимум взята под его чрезмерным влиянием.

Вывод: общепринятого ценного периода у Зверева нет. Но тем даже и интереснее. Каждый может выбирать своего Зверева сердцем, без особой оглядки на год возле подписи. Ранний Зверев — это хорошо, но качество конкретной работы важнее датировки.

Известно, что самостоятельное определение подлинности работ Зверева требует большой насмотренности. Существуют ли какие-то признаки, позволяющие отсечь хотя бы наиболее грубые подделки?

Звереву действительно был свойственен ряд стилистических приемов, знание которых помогает сегодня отсечь по крайней мере наиболее бесталанные подделки. А именно:

1. Зверев практически всегда оставлял изрядные непрокрашенные фрагменты поверхности основы, используя цвет материала (бумаги, картона и пр.) в качестве одного из цветов композиции. Поэтому густо и тщательно прокрашенная поверхность должна насторожить покупателя.

2. Изучите подпись. Обычная подпись Зверева — вдавленная, с нажимом. Например, процарапанная горловиной тюбика как мастихином. И наоборот, если буквы подписи пастозно, аккуратно и (главное) медленно наложены выдавленной из тюбика краской («как макаронины», по меткому выражению Валерия Силаева), то тут нужно повысить бдительность. «Выдавленные из тюбика» подписи у Зверева тоже были, но стремительные, с высоким темпом написания.

3. Изучите все автографы на картине или рисунке. Иногда фальсификаторы, кроме поддельной «АЗ», оставляли на картины и свои собственные подписи. Зачем? Может, для форсу — не знаю. Поэтому если на работе одна из «AЗ» подозрительно похожа на «AB» (например), то стоит воздержаться от покупки.

К сожалению, даже точно соблюдение вышеперечисленных правил лишь уменьшает вероятность заполучить подделку, но ни от чего не гарантирует. Известны даже такие экзотические случаи, когда подлинная зверевская подпись стоит на чужих работах. И как быть с этим? Универсальный рецепт — обращаться за экспертизой. Тем более что все равно без заключения Силаева перепродать работу в дальнейшем будет крайне затруднительно.

Должна ли настораживать подпись, выполненная не одним росчерком, а довольно аккуратно?

Разбирающиеся люди говорят, что аккуратные подписи у Зверева тоже были, особенно в раннем творчестве. Не обязательно лаконичная «АЗ», но и «АЗверев» и другие комбинации. То есть аккуратная подпись — это не признак подделки.

Действительно ли у Зверева были совместные работы с другими художниками? Насколько они ценятся?

Были, и немало. В конце 1980-х, в частности, была целая выставка «Зверев — Казарин», где экспонировались совместные работы Анатолия Зверева и Виктора Казарина (оба — художники «группы 21»). Совместные — буквально значит, что какая-то часть картины была написана Зверевым, а другая — Казариным. На таких работах стоит общая подпись «КЗ» и «АКЗ» — их можно посмотреть здесь. Работа с Казариным — это, пожалуй, самый известный и изученный опыт сотрудничества Зверева с другим художником (см. на AI: «Виктор Казарин. Психофизиология экспрессионистского бунта»). Кроме этого, у Зверева были совместные работы с Арсением Седугиным (1925–1986, поэт, искусствовед, художник), Джино Синигальей (1937–1997, коллега по горкомовской группе «21») и другими.

Что касается ценности совместных работ, то при прочих равных они ценятся ниже собственно зверевских. Но ключевая фраза здесь «при прочих равных». По моему мнению, лучше купить качественную соавторскую картину (а среди них есть очень даже неплохие), чем проходную зверевскую.

Предлагают к покупке работу Зверева, которая участвовала в выставке и репродуцирована в ее каталоге (или альбоме, или книге). Стоит ли с таким хорошим провенансом делать еще и экспертизу?

Увы, альбомам и каталогам выставок Зверева нельзя доверять как достоверным источникам для атрибуции живописи и графики. Даже в каталоги известных коллекций или выставок попадали поддельные работы. Связано это еще и с тем, что подделки ходили по рукам еще при жизни Анатолия Тимофеевича, в том числе с его благословения. Отбросив лирику, резюмируем: репродукция в каталоге не является гарантией подлинности. Все равно надо получить экспертное заключение или хотя бы обратиться к эксперту за устной консультацией.

Большинство известных произведений Зверева выполнено на бумаге, на картоне, иногда на мешковине. Неофициальный художник в СССР не был избалован доступом к хорошим материалам. Как относиться к работам, выполненным на холстах?

Действительно, холсты у Зверева — редкость. И довольно большая. Но они все-таки были: холсты покупал Костаки, холсты доставали заказчики. Кроме того, были и совсем причудливые источники. В частности, в своем интервью AI Валерий Силаев рассказал историю о том, как Звереву достались холсты художника Анатолия Арапова, который выставлялся с «Голубой розой» и «Миром искусства». Так что существует несколько работ Зверева на мирискуснических холстах столетней давности. Но при этом самым ходовым материалом была бумага и простая картонка Подольского комбината.

Зверев пользуется репутацией виртуозного живописца и графика. Могут ли вещи с явными производственными дефектами (например, потекшей краской) принадлежать его кисти?

Зверев — выдающийся рисовальщик и живописец, но его сложно назвать перфекционистом в части материалов и техники. Зверева не останавливало ни качество материалов, ни их долговечность. От его работ нужно ждать искрометности, но не технической идеальности. Иногда возникали огрехи — кляксы, потекшая гуашь, акварель или масло. Они не являются признаком подделки. Скорее даже наоборот: такие вещи сложнее продать, и поддельщики не станут изобретать таких странных «многоходовок».

Где безопаснее покупать Зверева?

Одного безопасного места не существует. Работы Зверева можно встретить где угодно. И это нормально, не подозрительно. Зверев встречается во многих галереях, независимо от их специализации, даже в антикварных. Он довольно часто продается на аукционах (через один только аукцион AI было уже продано около 30 картин и рисунков). Иногда классные работы предлагают на продажу частные коллекционеры — и покупать с рук тоже не стоит зарекаться. Опасаться нужно не места продажи, а собственной доверчивости и легкомыслия. Например, типовые рассказы продавцов о том, что «вещь была куплена лично у автора и 30 лет провисела в семье» можно смело пропускать мимо ушей. Советоваться с экспертами в любом случае нужно обязательно.

Владимир Богданов, AI

1 Андрей Ерофеев. Как умел, так и жил (запись беседы с Анатолием Зверевым). Анатолий Зверев в воспоминаниях современников. — М.: Молодая гвардия, 2006. Стр. 247

artinvestment.ru

Анатолий Зверев: Избранник века

В Новом Манеже открывается сенсационный проект «Анатолий Зверев. На пороге нового музея». Главный редактор «ВД» попытался объяснить, почему, отбросив все дела и развлечения, надо срочно идти именно на эту выставку.

Скажу откровенно, я лицо не беспристрастное. Больше года назад известнейший куратор и галерист Полина Лобачевская пригласила меня поучаствовать в создании Музея Анатолия Зверева — в качест­ве автора и редактора будущих книг и альбомов. Поначалу, что греха таить, я относился к идее возвеличивания и прославления Зверева со скепсисом. Да, это один из самых одаренных русских художников середины ХХ века. Да, его портреты (особенно женские) всем нравятся. Да, чуть ли не в каждой московской семье есть «свой Зверев» (так он популярен). Но считать его «гением всех времен и народов», планировать масштабный (минимум в три этажа) музей и десятки изданий… Не перебор? Постепенно я изменил свое мнение. С каждым новым изданием, с каждым поворотом в судьбе Музея АЗ, с каждым открытием и находкой убеждался: Зверев — национальное достояние, художник недооцененный и по всем гамбургским счетам гениальный.

Чтобы долго не расписывать свой «путь к Звереву», распределю (как нынче модно) все по пунктам. Итак, 10 аргументов в пользу того, что Зверев и Музей АЗ — явления экстраординарные.

Анатолий Зверев: . Источник: Анатолий Зверев: . Автор: Анатолий Зверев:

Автопортреты

В мировой живописи не было художника (говорю это со всей ответственностью), который бы создал такое количество автопортретов. Сотни и тысячи. Это уникальная автобиография человека ХХ века. Величайшая исповедь. Как писал один критик, «явление планетарного масштаба». Здесь Зверев идет сразу за Рембрандтом и Ван Гогом. Во многом опережает и превосходит их. И что самое поразительное, до сего момента никто не мог ни представить, ни оценить этих произведений. Лично я отдам сотню картин нонконформистов за один зверевский автопортрет.

Анатолий Зверев: . Источник: Анатолий Зверев: . Автор: Анатолий Зверев:

Автопортрет. 1950-е годы. Многообразие обликов художника поражает даже знатоков его искусства

Костаки

Великий коллекционер Георгий Костаки подарил Третьяковке уникальное собрание русского авангарда — Малевича, Кандинского, Попову и еще десятки других гениев — в тот момент, когда советские музеи выбрасывали их картины из запасников. Сегодня это наш «золотой фонд». Среди всех современных ему художников Георгий Дионисович выделял именно Зверева. Считал его гением без скидок и натяжек. Особенно ценил «раннего Зверева», не уставал доказывать его ценность.

Анатолий Зверев: . Источник: Анатолий Зверев: . Автор: Анатолий Зверев:

Зверевская супрематика — из коллекции Георгия Костаки, знаменитого собирателя революционного искусства

Дар Алики

Сенсация выставки и всей российской культуры: узнав о создании Музея Зверева, Алики, дочь Георгия Костаки, решила вернуть в Москву все работы художника. Почти шесть сотен (!) произведений — безвозмездно и без всяких условий. Зверев все-таки «притягивает» достойных людей. При этом вещи из коллекции Костаки совершенно не похожи на те, что ходят по антикварным лавкам. Когда я увидел дар Алики, моему изумлению не было конца.

Анатолий Зверев: . Источник: Анатолий Зверев: . Автор: Анатолий Зверев:

Анатолий Зверев. Двойной портрет — Алики Костаки и художника. Картина, вернувшаяся в Москву из Афин

Авангард

Совершенно неизвестная страница творчества художника. Супрематические работы, живописные абстракции. Это при том, что Зверева заведомо считают реалистом. Большая часть супрематики находилась в коллекции Георгия Костаки, а потому неведома поклонникам «сладких личиков». Вот она — связь с русским авангардом начала ХХ века, столь любимая искусствоведами. Но даже абстракции у Зверева свои. Они впитали все токи послевоенного модернизма плюс эмоциональность и живописность мастера. Не Малевич и не Пикассо — типично зверевская виртуозность в геометрической прогрессии.

Анатолий Зверев: . Источник: Анатолий Зверев: . Автор: Анатолий Зверев:

Супрематический портрет. 1958 год. Неизвестный Зверев — продолжатель традиций русского авангарда

Сочинения

Зверев — талантливый писатель. Он афористичен, метафоричен. Писал стихи, трактаты, эссе, воспоминания. Сохранились сотни аккуратно (печатными буквами) исписанных тетрадей. Клондайк для будущего биографа. Конечно, не все страницы одинаково высокого уровня, много «потока сознания», безудержного говорения. Но встречаются потрясающие перлы: «Снег выпал — и я выпил», «Искусство — крылья птицы, искусство — свет зари; в искусстве же, попробуй, себя узри», «Пред зеркалом гримасу состряпаешь себе — и станет лучше в массе и красочной гурьбе».

Анатолий Зверев: . Источник: Анатолий Зверев: . Автор: Анатолий Зверев:

Женский портрет. Из серии «Зверев в огне» (листы, сохранившиеся при пожаре в доме Георгия Костаки)

Любовь

У Зверева были жена и двое детей. Но его истинная любовь и ангел-хранитель — Оксана Михайловна Асеева. Муза Серебряного века, супруга знаменитого поэта Николая Асеева, подруга Маяковского, Хлебникова. Его отношения с Асеевой — это продолжение великих историй поклонения Прекрасной Даме (от Данте до Блока). Сотни портретов Оксаны Асеевой — одна из самых лиричных серий в мировой живописи.

Анатолий Зверев: . Источник: Анатолий Зверев: . Автор: Анатолий Зверев:

Портрет Оксаны Асеевой. 1968 год. Возраст модели не имеет значения — художник писал Прекрасную Даму

Мультимедиа

Любая — даже крохотная — работа Зверева выдерживает стократное увеличение, кадрирование, «анимирование»... Его произведения заряжены интер­активностью, энергией движения. Все это настраивает на совершенно новую, нетривиальную подачу на выставке. Полина Лобачевская вместе с дизайнерами Геннадием Синевым и Анатолием Голышевым использовали зверевский импульс во всей полноте.

Анатолий Зверев: . Источник: Анатолий Зверев: . Автор: Анатолий Зверев:

Экспозиция в Новом Манеже создана по мотивам супрематических работ: смелые ракурсы, множество мультимедиа, интерактивная навигация. Дизайн выставки заслуживает отдельного созерцания и под стать новаторству ее героя

Эротика

Такой виртуозности в изображении тела не знал ни один советский художник. Говорю прежде всего о зверевских ню и его эротических картинках к «Золотому ослу» Апулея (найденных и опуб­ликованных впервые). Позы, повороты, взрывы чувственности... Желание парадоксально сливается с целомудрием.

Анатолий Зверев: . Источник: Анатолий Зверев: . Автор: Анатолий Зверев:

Зверевские ню — неизвестная страница не только в творчестве художника, но и во всем русском искусстве ХХ века

Иллюстрации

Остановлюсь только на иллюстрациях к повес-тям Гоголя. Стоит сравнить зверевский триллер «Вий» с только что вышедшим одноименным фильмом. Художник затыкает за пояс самые смелые фантазии киношников. Долгое время считалось, что Зверев чужд всякого рода умствования и типичной для русских живописцев литературности. Возможно. Но это не отменяет ума и высочайшей литературной культуры.

Анатолий Зверев: . Источник: Анатолий Зверев: . Автор: Анатолий Зверев:

Иллюстрация к гоголевской повести «Вий». Хома Брут очерчивает мелом охранительный круг. Виртуозность графики

Свобода

О Звереве ходят легенды. И в каждой легенде (даже самой завиральной) заключен момент чуда. Идеал, до которого в обычной жизни никогда не дотянешься. Чудо Зверева — совершенная свобода. В самовыражении, в отношениях с Богом и людьми. Свобода как необходимость, к которой большинство идут всю жизнь, а единицы обретают при рождении.

Пять лучших книг, изданных специально к выставке

Анатолий Зверев: . Источник: Анатолий Зверев: . Автор: Анатолий Зверев:

«Анатолий Зверев. 100 автопортретов»

Уникальное издание произведений, раскрывающих биографию и мир художника ХХ века.

Анатолий Зверев: . Источник: Анатолий Зверев: . Автор: Анатолий Зверев:

«Анатолий Зверев рисует сказки Андерсена»

Виртуозные рисунки Зверева к пяти сказкам Андерсена («Соловей», «Новое платье короля», «Свинопас», «Русалочка», «Дикие лебеди»).

Анатолий Зверев: . Источник: Анатолий Зверев: . Автор: Анатолий Зверев:

«Гоголиада Анатолия Зверева»

В истории русского искусства нет других столь экспрессивных рисунков к повестям Гоголя («Вий», «Тарас Бульба», «Пропавшая грамота»). луций апулей.

Анатолий Зверев: . Источник: Анатолий Зверев: . Автор: Анатолий Зверев:

«Зверев. Любовь»

Художник и его муза. История любви в портретах, фотографиях и стихах.

Анатолий Зверев: . Источник: Анатолий Зверев: . Автор: Анатолий Зверев:

Луций Апулей. «Метаморфозы, или Золотой осел»

Эротические иллюстрации к одному из главных произведений античности.

www.vashdosug.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта