Нападение хана Батыя на Рязань. Картина взятие рязани


Нашествие монголов на Русь: гибель Рязани (1237 г.)

Категория: Войны Опубликовано: 08.04.2015 17:26 Автор: Ч. Чойсамба

Покорив Булгарию, монгольские войска всю осень 1237 г. готовились к походуна Северо-Восточную Русь. В начале зимы Бату-хан двинулся из района, где в настоящее время находится город Воронеж, на Рязань.Если и Наполеон,и Гитлерв какой-то мере смогли воспользоваться фактором внезапности, то у Бату-ханане было такого преимущества.

Русские княжества ещё со времён Калкской катастрофы знали о намерениях монголов покорить мир. Русские не могли также не знатьо том, что, начиная с 1235 г., монголы приступили к подготовкек новому большому походу, причём более значительными силами, чем в 1223 г. Многочисленные беженцы, прекрасно осведомлённые о военной силе, численности, тактике и целях армии Бату-хана, очень быстро донесли до русских земель весть о покорении булгар и половцев.Для нашествия монголов на Русь неспроста выбиралась зима. В это время года на Руси с её крепкими морозами леденели реки, озёра и болота, что создавало оптимальные условия для наступления монгольской кавалерии.Г. В. Вернадский отмечает: «Субедей рекомендовал зиму как наилучший период военных операций в Северной Руси Дело в том, что в Монголии зима сурова, и монголы привычны к морозам; кроме того, они были хорошо защищены от холода своими меховыми одеждами. Монгольские кони также не боялись крепких морозов и, когда снег был не слишком глубоким, умели находить под ним листья или жнивьё Основным преимуществом зимней кампании было то, что многочисленные реки и озёра Северной Руси были покрыты льдом, что очень облегчало операции захватчиков.»Интересно, что и Наполеон,и Гитлер величали русскую зиму «Генералом Зима», говоря тем самым, что не русская армия, а русская природа с небывалыми морозами и стала причиной их поражения.Заслуживает внимания интересное замечание Э. Хара-Даванао ведении зимней боевой кампании: «Конечно, зимний поход имеет и свои неудобства, из коих главное — отсутствие или недостаток подножного корма, но зато зимою можно рассчитывать найти у оседлого населения запасы продовольствия и сухого фуража, а активная крепостная война в эту пору легче, так как обороняющему труднее производить земляные работы и крепостные рвы замерзают или заносятся снегом.».Вызывает интерес также отношение монгольских историков к русской зиме: «Природно-географические условия Монголии, для которой характерен резко континентальный климат с четырьмя сезонами, закалили монгольских воинов, наделили их невероятной способностью к преодолению природных барьеров и климатических трудностей»Выбор Северо-Восточной, а не Южной Руси для нанесения первого удара также не случаен.Как считают исследователи, сам выбор этого направления для наступления явился стратегически важным решением. Если бы армия Бату-хана сначала напала на более слабые в военно-экономическом отношении южные княжества, то северо-восточные княжества могли получить время для сплочения всех сил. Кроме того, южнорусские князья могли, не принимая боя с захватчиками, отступить со своими дружинами на северо-восток, что ещё более бы усилило русских, способствовав их единению.

В. В. Каргалов писал о русских воинах XIII в.: «Русские княжеские дружины были по тому времени превосходным войском. Вооружение русских дружинников — как наступательное, так и оборонительное — славилось далеко за пределами Руси. <…> Русские летописи полны рассказами о сложных тактических планах, искусно задуманных и проведённых походах и засадах княжеских дружин».

Гибель Рязани

Штурм Рязани монгольской ратью

Рязань, расположенная в южной части русских княжеств, вследствие своего географического расположения первой испытала на себе силу монгольского удара. Бату-хан разбил свой стан в местности Онуза (возможно, она находилась где-тов среднем течении рек Лесной и Польный Воронеж) и послалк рязанскому князю Юрию Ингваревичу посла с требованием выплаты десятины во всём. Однако князь легкомысленно отнёсся к предложению монгольского хана и гордо заявил: «Когда нас всех не будет, тогда всё будет ваше». Как мог знать Юрий Ингваревич, что его слова станут пророческими.На всякий случай Юрий Ингваревич решил попросить для отражения нашествия монголов на Русь помощи у великого князя владимирского Юрия Всеволодовича и черниговского князя Михаила Всеволодовича. Но русские князья, затаившие друг на друга глубокие обиды многолетней давности, и пальцемне шевельнули, чтобы оказать помощь соотечественнику. К сожалению, они не сознавали того, что жестокая опасность грозит не только рязанскому княжеству, а всейРуси, и чтоне время думать о личных обидах.Узнав, что помощи, на которуюон очень надеялся, от великих князей владимирского и черниговскогоне будет, Юрий Ингваревич тотчас послал за своими братьями: за князем Давидом Ингваревичем Муромским, Глебом Ингваревичем Коломенским, а такжеза князем Олегом Красным, Всеволодом Пронским и др.На совете, где обсуждались дальнейшие действия, было решено послать сына Юрия Ингваревича — князя Фёдора — к хану Батыю с богатыми дарами, чтобы выиграть время.Фёдор Юрьевич, получив аудиенцию у Бату-хана, передал ему дары и попросил его от имени своего отца не идти войной на Рязанскую землю. Бату-хан ещё раз потребовал от жителей Рязани десятины, покорности и принесения присяги. Однако Фёдор с негодованиеми возмущением отвёрг это требование. С высоко поднятой головой он сказал: «Деды и отцы наши дани никому не платили и в рабах ни у когоне бывали, а за свою честь и отечество умирали: так и мы хотим честь свою оружием или смертью сохранить».От этих слов рассвирепел внук Чингис-ханаи приказал убить Фёдора и других посланников, а жителей Рязани — предать смерти.По преданию, Апоница, один из учителей Фёдора Юрьевича, сумел укрыться и, после ухода монголов тайно схоронив его, добрался до родного города. Услышав весть об убийстве Фёдора Юрьевича, его жена Евпраксия, выбросилась из окна высокого терема вместе с сыном Иваном и разбилась насмерть.Юрий Ингваревич решил: «Лучше нам смертию славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть!», собрал свою рать и двинулсяк реке Воронежу, где остановился Бату-хан.Тем самым князь хотел усилить пограничные укрепления и не допустить захватчиков на исконно Рязанские земли. Однако монгольская кавалерия двигалась с такой стремительностью, что рязанская дружина не смогла дойти до своих приграничных укреплённых линий, подверглась внезапной атаке и потерпела сокрушительное поражение. Среди погибших были муромский князь Давид Ингваревич, коломенский князь Глеб Ингваревич и пронский князь Всеволод Ингваревич.«И была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало. И увидел царь Батый, что сила рязанская бьётся крепко и мужественно,и испугался.Но <…>Батыевы же силы велики были и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей,а два — с десятью тысячами. <…> (Русские) через многие сильные полки Батыевы проезжали насквозь, храбро и мужественно биясь, так что всем полкам татарским подивиться крепости и мужеству рязанского воинства. И едва одолели их сильные полки татарские»Так образно описывает летописец битву в «Повести о разорении Рязани Батыем», широко используя гиперболу.Необходимо, кстати, заметить, что не тольков этой повести, а во всех литературных памятниках эпохи монгольского нашествия — летописях и повестях — с обилием используются преувеличения при освещении борьбы русского народа с иноземными захватчиками и описании зверств и бесчинств монголов. Попутно заметим, что в однойиз русских летописей битва на реке Калке датируется 1224 годом, что не делает чести этим хроникам. Также необходимо принять во внимание то, что некоторые летописи составлялись спустя несколько лет после описываемых событий.Разгромив в приграничном сражении рязанское войско, монголы захватили и предали огню Пронск, Ижеславец, Белгород и Борисов-Глебов. «Кровь христиан лилась рекой», — с прискорбием отмечает летописец.Дорога на Рязань была свободна.16 декабря 1237 г. авангард монгольского войска подошёл к стенам Рязани. Вскоре прибыли части семи ханов Золотого семейства, потомков Чингис-хана — Бату, Орду, Гуюка, Мунке, Хулгэна (Кюлькана), Хадана и Бури,и город был отрезан от всего мира.В то время Рязань по праву считалась одним из крупнейших русских городов. Рязань, где проживало 25 тыс. жителей, при необходимости могла выставить 3—4 тыс. вооружённых ратников. Более того, при приближении опасности жители окрестных сел и деревень сотнями находили укрытие в Рязани, что в определённой мере влияло на обороноспособность города. Рязань, расположенная на берегу реки Оки, представляла собой хорошо укреплённый город. С трёх сторон его окружали мощные земляные валы, достигавшие 10- метровой высоты и имевшиеу основания ширину 23—24 м, а с четвёртой — крутой берег. Кроме того, перед валами были вырыты рвы глубиной в 8 м.Племянник князя Юрия, князь Роман Ингваревич отважился на вылазку. Выйдя со своей дружиной из городских ворот, Роман скрестил оружие с монголами, однако дерзкое нападение было отражено с большими потерями для осаждённых. Роман был вынужден бежать с уцелевшими дружинниками на север, надеясь соединиться с войсками великого князя владимирского. Обречённое на провал предприятие юного князя самым негативным образом сказалось на обороне Рязани, которой был дорог каждый воин.Субедей-баатур,за спиной которого находился не один взятый штурмом город, лично руководил осадными операциями. По его распоряжению монгольские воины штурмовали город, не давая передышки осаждённым, а сами через определённое время сменяли друг друга. Пять днейи ночей продолжался штурм, пока не настал момент решающей атаки. Как пишет летописец, места павших ратников занимали женщины и старики,но силы были неравны. На шестой день осады — 21 декабря, — когда «многие горожане были убиты, а иные ранены, а иныеот великих трудов и ран изнемогли», монгольские войска вошли в город.В «Повести о разорении Рязани Батыем» мы читаем:«И во граде многих людей, и жён,и детей мечами посекли, а другихв реке потопили, <…> и весь град пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское <…> захватили. <…> И не осталосьво градени одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили Не было тут ни стонущего,ни плачущего — ни отцаи материо детях,ни детейоб отцеи матери,ни братао брате,ни сродниково сродниках,но все вместе лежали мёртвые».Спустя год в самом начале второго похода монголы вторично захватили Рязань и предали его грабежу. Из этого факта мы можем заключить, что в 1238 г. Рязаньне была, как принято считать, разрушена до основания,а его жители подвергнуты поголовному истреблению.{jcomments on}

drevnrus.ru

Нападение хана Батыя на Рязань

Разорение Рязанской земли монголами

Оборона Рязани - эпизод Западного (кипчакского) похода монголов (1236-1242) и монгольского нашествия на Русь (1237-1240), в частности, монгольского похода на Северо-Восточную Русь (1237-1238). Осада и взятие столицы Великого княжества Рязанского города Рязани 16—21 декабря 1237 года.

Предыстория

После разрушения монгольскими войсками под предводительством избранного в 1235 году начальником похода Батыя столицы Волжской Булгарии города Булгар, победы над половцами и поволжскими народами монголы стали готовиться к вторжению на Северо-Восточную Русь.

Пограничным со степью было Великое княжество Рязанское.

Осенью 1237 года послы Батыя прибыли к рязанскому князю Юрию Игоревичу и потребовали дани (десятины во всём). Юрий Игоревич с племянниками Олегом и Романом Ингваревичами встретил послов на реке Воронеж с ответом когда нас не будет, то все ваше будет. В "Повести о разорении Рязани Батыем" события описаны таким образом, что рязанское посольство возглавлял сын рязанского князя Фёдор Юрьевич, который был убит в ставке Батыя, при известии об этом его вдова Евпраксия с младенцем Иваном Фёдоровичем на руках бросилась с крепостной стены. Юрий Игоревич вывел рязанско-муромские войска на Воронеж, где они потерпели сокрушительное поражение, однако, нанеся существенные потери монгольскому войску.

Затем монгольские послы приехали во Владимир к Юрию Всеволодовичу (затем вернулись к Батыю), одновременно рязанские князья послали за помощью к Юрию Всеволодовичу и Михаилу Всеволодовичу Черниговскому, Юрий Игоревич начал готовиться к обороне столицы, а Роман Ингваревич отвёл войска на север на соединение с владимирским войском. Лаврентьевская летопись сообщает о последовавшем совместном выступлении владимирских войск, князя Романа и новгородцев из Владимира. Однако, Ипатьевская летопись упоминает вместо Романа безымянного сына Михаила Всеволодовича Пронского, который и принёс во Владимир весть о нашествии, после чего Юрий Всеволодович послал сына своего Всеволода со всими людьми. Князь Роман впоследствии погиб в битве у Коломны, сын Михаила Всеволодовича Пронского также погиб во время нашествия[1].

Осада и взятие города

В городе оставалось около 20 тыс. жителей, в то время как основные силы монголов, разбившие лагерь у Рязани, насчитывали примерно 40 тыс. человек. Первые приступы рязанцы отбили, но их ряды стремительно редели, а к монголам подходили все новые и новые отряды, вернувшиеся из-под Пронска, взятого 16—17 декабря 1237 года, Ижеславля и других городов. После сосредоточения монгольского войска и появления стенобитных машин Рязань была взята в три дня[2]. В ночь с 20—го на 21—е декабря, под светом факелов и с помощью этих катапульт и таранов монголы устремились в последний штурм. После упорного боя монгольские воины проломили стены города, ворвались в него и устроили резню. Великий князь Юрий Игоревич погиб, Олег Ингваревич попал в плен и пробыл в нём до 1252 года. Л.Войтович называет также погибших во время нашествия князей: Юрий Давыдович Муромский и его двоюродный брат Олег Юрьевич (Ярослав Давыдович пережил нашествие).

Последствия

Укрепления города были разрушены, и Старая Рязань через некоторое время была оставлена жителями, столица Рязанского княжества была перенесена в Переславль-Рязанский. Части рязанцев удалось скрыться в лесах или отойти на север, соединиться с владимирскими войсками и вновь сражаться с монголами в битве у Коломны, а также под началом вернувшегося из Чернигова Евпатия Коловрата - в Суздальской земле (в некоторых редакциях «Повести о разорении Рязани Батыем» рассказывается о торжественных его похоронах в Рязанском соборе 11 января 1238 года[3]; первый город Суздальской земли, лежавший на пути монголов после битвы у Коломны - Москва - был взят 20 января 1238 года после 5-дневной осады).

См. также

Источники

  • Н. Шефов "Битвы России". Москва, 2004.

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Реконструкции видов Старой Рязани

Реконструкции видов Старой Рязани – столицы Рязанского княжества, стертой с лица земли в 1237 г. монголами.

Современный вид Старорязанского городища

Рязань была одним из наиболее развитых городов древней Руси. О высоком уровне ее ремесла свидетельствуют, в частности, ювелирные изделия, в больших количествах обнаруженные археологами на ее городище.

Самый знаменитый памятник рязанского ювелирного искусства – княжеские бармы

21 декабря 1237 г. Рязань пала под ударами монголов.

И взяша град Резань месяца декабря въ 21 день. И приидоша в церковь соборную Пресвятыя Богородици, и великую княгиню Агрипену, матерь великаго князя, з снохами и съ прочими княгинеми мечи исекоша, а епископа и священническый чинъ огню предаша, во святей церкве пожегоша, а инеи мнози отъ оружия падоша, и во граде многихъ людей, и жены, и дети мечи исекоша, и иныхъ въ реце потопиша, и ереи, черноризца до останка исекоша, и весь градъ пожгоша, и все узорочие нарочитое, богатство резанское и сродникъ ихъ киевское и черъниговское поимаша, а храмы божия разориша, и во святыхъ олтарехъ много крови пролияше. И не оста во граде ни единъ живыхъ, вси равно умроша и едину чашу смертную пиша; несть бо ту ни стонюща, ни плачюща и ни отцу и матери о чадехъ или чадомъ о отци и о матери, ни брату о брате, ни ближнему роду, но вси вкупе мертвы лежаша.Повесть о разорении Рязани Батыем

Систематические раскопки братских могил жертв монгольского нашествия наша экспедиция провела в 1977-1979 гг. на подоле вблизи Оки и около бывшего усадебного дома Стерлиговых у южной околицы деревни Фатьяновка. Изучение антропологических материалов показало: из 143 вскрытых погребений большинство принадлежит мужчинам в возрасте от 30 до 40 лет и женщинам от 30 до 55 лет. Много детских захоронений, от грудных младенцев до 6-10 лет. Это рязанцы, которых завоеватели истребили поголовно, многих уже после взятия города. Юношей, девушек и молодых женщин, оставшихся в живых, вероятно, разделили между воинами. Найден скелет беременной женщины, убитый мужчина прижимал к груди маленького ребенка.

У части скелетов проломлены черепа, на костях следы сабельных ударов, отрублены кисти рук. Много отдельных черепов. В костях застряли наконечники стрел. Жителей городов, оказавших упорное сопротивление, ожидала жестокая расправа. За исключением ремесленников и обращенных в рабство, остальных пленных зарубали топором или обоюдоострой секирой. Массовые казни происходили методично и хладнокровно: осужденных разделяли между сотниками, те же – поручали каждому рабу умертвить не менее десяти человек. По рассказам летописцев, после падения Рязани мужчин, женщин и детей, монахов, монахинь и священников уничтожали огнем и мечом, распинали, поражали стрелами. Пленникам рубили головы: при раскопках А.В. Селивановым Спасского собора обнаружены скопления из 27 и 70 черепов, некоторые со следами ударов острым оружием. В братских могилах Рязани погибших похоронили без гробов, в общих котлованах до 1 м глубиной, причем смерзшуюся землю разогревали кострами. Их положили по христианскому обряду – головой на запад, с руками, сложенными на груди. Скелеты лежат рядами, вплотную друг к другу, местами в два-три яруса.

Археология свидетельствует: после катастрофы интенсивная жизнь в городе не возобновлялась. Экспедиция не обнаружила культурного слоя послемонгольского времени, и лишь в южной части городища раскопано несколько усадеб XVII в. Открытые со стороны «татарского поля» земли, где некогда стояла Рязань, постоянно подвергались грабительским набегам монголов, служили коридором для их походов на север. В XIV в. столицу княжества перенесли в Переяславль (современную Рязань), прикрытый лесами и меньше страдавший от нападений. В.П. Даркевич. Путешествие в древнюю Рязань. М., 2010. С. 236-241

historicaldis.ru

Реферат Оборона Рязани

скачать

Реферат на тему:

План:

    Введение
  • 1 Предыстория
  • 2 Осада и взятие города
  • 3 Последствия
  • ПримечанияИсточники

Введение

Разорение Рязанской земли монголами

Оборона Рязани — эпизод Западного (кипчакского) похода монголов (1236—1242) и монгольского нашествия на Русь (1237—1240), в частности, монгольского похода на Северо-Восточную Русь (1237—1238). Осада и взятие столицы Рязанского княжества города Рязани 16—21 декабря 1237 года.

1. Предыстория

После разрушения монгольскими войсками под предводительством избранного в 1235 году начальником похода Батыя столицы Волжской Булгарии города Булгар, победы над половцами и поволжскими народами монголы стали готовиться к вторжению на Северо-Восточную Русь. Пограничным со степью было Рязанское княжество.

Осенью 1237 года послы Батыя прибыли к рязанскому князю Юрию Игоревичу и потребовали дани (десятины во всём). Монгольские послы были пропущены во Владимир к великому князю Юрию Всеволодовичу (затем вернулись к Батыю). Согласно Галицко-Волынской летописи[1], во Владимире узнали о нашествии от безымянного сына Михаила Всеволодовича Пронского, после чего Юрий Всеволодович послал сына своего Всеволода со всими людьми. Также Юрий Рязанский обратился за помощью к Михаилу Всеволодовичу Черниговскому (по одной из версий[2], послом в Чернигов был Евпатий Коловрат).

Согласно «Повести о разорении Рязани Батыем»[3], Юрий Рязанский отправил посольство к Батыю на Воронеж во главе со своим сыном Фёдором и другими представителями знати. Все они были убиты. При известии об этом вдова Фёдора Евпраксия с младенцем Иваном на руках бросилась с крепостной стены. Юрий Игоревич с племянниками Олегом и Романом Ингваревичами, муромскими князьями[4] Юрием Давыдовичем и Олегом Юрьевичем вывел войска на Воронеж[5], где они потерпели сокрушительное поражение, однако, нанеся существенные потери монгольскому войску.

Юрий Игоревич начал готовиться к обороне столицы, а Роман Ингваревич отвёл войска на север на соединение с владимирским войском.

2. Осада и взятие города

Первые приступы рязанцы отбили, но их ряды стремительно редели, а к монголам подходили все новые и новые отряды, вернувшиеся из-под Пронска, взятого 16—17 декабря 1237 года, Ижеславля и других городов. После сосредоточения монгольского войска и появления стенобитных машин Рязань была взята в три дня[6]. В ночь с 20—го на 21—е декабря, под светом факелов и с помощью этих катапульт и таранов монголы устремились в последний штурм. После упорного боя монгольские воины проломили стены города, ворвались в него и устроили резню. Князь Юрий Игоревич погиб, Олег Ингваревич попал в плен и пробыл в нём до 1252 года.

3. Последствия

Укрепления города были разрушены, и Старая Рязань через некоторое время была оставлена жителями, столица Рязанского княжества была перенесена в Переславль-Рязанский. Части рязанцев удалось скрыться в лесах или отойти на север, соединиться с владимирскими войсками и вновь сражаться с монголами в битве у Коломны, а также под началом вернувшегося из Чернигова Евпатия Коловрата — в Суздальской земле (в некоторых редакциях «Повести о разорении Рязани Батыем» рассказывается о торжественных его похоронах в Рязанском соборе 11 января 1238 года[7]; первый город Суздальской земли, лежавший на пути монголов после битвы у Коломны — Москва — был взят 20 января 1238 года после 5-дневной осады).

Примечания

  1. Галицко-Волынская летопись - bibliotekar.ru/rus/86.htm
  2. «Мир истории. Русские земли в XIII—XV веках», Греков И. Б., Шахмагонов Ф. Ф., «Молодая Гвардия», М., 1988. ISBN 5-235-00702-6
  3. «Повесть о разорении Рязани Батыем» - www.bibliotekar.ru/rus/7.htm
  4. Новгородская первая летопись старшего извода - www.krotov.info/acts/12/pvl/novg07.htm
  5. После обособления Муромского княжества от Рязанского (1161) муромские князья не участвовали в военных акциях рязанских князей; совместно с рязанскими участвовали только во владимирских военных акциях.
  6. Рашид-Ад-Дин. Сборник летописей - www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_3/frametext2.html
  7. Советская военная энциклопедия в 8-ми томах, том 3. - www.hrono.ru/biograf/evpatiy.html

Источники

  • Н. Шефов "Битвы России". Москва, 2004.
  • Завоевание Руси татаро-монголами\\Интерактивная карта - tomovl.ru/century13.html
  • Храпачевский Р.П. Батыево побоище - rutenica.narod.ru/batu.html

wreferat.baza-referat.ru

Оборона Рязани — WiKi

После гибели на Воронеже в ставке Батыя рязанского посольства во главе с княжичем Фёдором Юрьевичем Юрий Игоревич с племянниками Олегом и Романом Ингваревичами, муромскими князьями[1]Юрием Давыдовичем и Олегом Юрьевичем[2] вывел войска на Воронеж, где они потерпели сокрушительное поражение, однако, нанеся существенные потери монгольскому войску.

Юрий Игоревич начал готовиться к обороне столицы, а Роман Ингваревич отвёл войска на север на соединение с владимирским войском.

Первые приступы рязанцы отбили, но их ряды стремительно редели, а к монголам подходили всё новые и новые отряды, вернувшиеся из-под Пронска, взятого 16—17 декабря 1237 года, Ижеславца и других городов. Пять дней героически сражались защитники Рязани, обрушивали на головы монголов стрелы и камни, лили смолу и кипяток, рубились в рукопашных схватках. В городе бушевали пожары. Но после сосредоточения монгольского войска и появления стенобитных машин Рязань была взята в три дня[3]. В ночь с 20 на 21 декабря, под светом факелов и с помощью катапульт и таранов монголы устремились в последний штурм. После упорного боя монгольские воины проломили стены города, ворвались в него и устроили резню. Князь Юрий Игоревич погиб.

Укрепления города были разрушены, Рязань более не восстанавливалась, и культурного слоя после 1237 года не обнаружено. Только в одной части города найдены остатки усадеб XVII века. Рязанский князь сделал своей столицей город Переяславль Рязанский, который с 1778 года (см. статью Старая Рязань) стал по указу Екатерины Второй именоваться Рязанью. Части рязанцев удалось скрыться в лесах или отойти на север, соединиться с владимирскими войсками и вновь сражаться с монголами в битве у Коломны, а также под началом вернувшегося из Чернигова Евпатия Коловрата — в Суздальской земле (в некоторых редакциях «Повести о разорении Рязани Батыем» рассказывается о торжественных его похоронах в Рязанском соборе 11 января 1238 года[4]; первый город Суздальской земли, лежавший на пути монголов после битвы у Коломны — Москва — был взят 20 января 1238 года после 5-дневной осады).

Монголо-татарским войском было уничтожено подавляющее большинство жителей Рязани (Старой) и укрывшихся в городе людей. Сведения об этом, приведённые в «Повести о разорении Рязани Батыем» были подтверждены археологическими раскопками[5]:

  Систематические раскопки братских могил жертв монгольского нашествия наша экспедиция провела в 1977—1979 годах на подоле вблизи Оки и около бывшего усадебного дома Стерлиговых у южной околицы деревни Фатьяновка.

Изучение антропологических материалов показало: из 143 вскрытых погребений большинство принадлежит мужчинам в возрасте от 30 до 40 лет и женщинам от 30 до 35 лет. Много детских захоронений, от грудных младенцев до 6—10 лет. Это рязанцы, которых завоеватели истребили поголовно, многих уже после взятия города. Юношей, девушек и молодых женщин, оставшихся в живых, вероятно, разделили между воинами. Найден скелет беременной женщины, убитый мужчина прижимал к груди маленького ребёнка. У части скелетов проломлены черепа, на костях следы сабельных ударов, отрублены кисти рук. Много отдельных черепов. В костях застряли наконечники стрел. Жителей городов, оказавших упорное сопротивление, ожидала жестокая расправа. За исключением ремесленников и обращённых в рабство, остальных пленных зарубали топором или обоюдоострой секирой. Массовые казни происходили методично и хладнокровно: осуждённых разделяли между сотниками, те же — поручали каждому рабу умертвить не менее десяти человек. По рассказам летописцев, после падения Рязани (Старой) — мужчин, женщин и детей, монахов, монахинь и священников уничтожали огнём и мечом, распинали, поражали стрелами. Пленникам рубили головы: при раскопках А. В. Селивановым Спасского собора обнаружены скопления из 27 и 70 черепов, некоторые со следами ударов острым оружием.

В братских могилах Старой Рязани погибших похоронили без гробов, в общих котлованах до 1 м глубиной, причём смёрзшуюся землю разогревали кострами. Их положили по христианскому обряду — головой на запад, с руками, сложенными на груди. Скелеты лежат рядами, вплотную друг к другу, местами в два — три яруса

 

ru-wiki.org

Рязань – история, мифы, фальсификации

 Поговорим о Рязани. Только не о современной, которую знают все, а о Старой располагавшейся в 60 км. От современной -Переяславлем - Рязанским. По разным версиям, прежняя столица этой земли – Старая Рязань, была уничтожена то ли во время нашествия Батыя в 1237 году, то ли сама запустела в XIV-XV веках, то ли ее сожгли крымские татары в XVI веке. Версий много, но боюсь истину мы так и не найдем.

  История Рязани в общих чертах известна всем: город в XII веке стал столицей Рязанского княжества, в декабре 1237 года его уничтожили орды хана Батыя, и с тех пор город не восстанавливался, а напоминанием о его судьбе служат остатки гигантских валов.

Валы Рязани

Рязанские валы.

Затем столица княжества была перенесена в город Переяславль-Рязанский, который спустя почти 500 лет после Батыева погрома по указу Екатерины II в 1778 году был переименован в Рязань.

Собственно говоря, историей Рязани вплоть до середины XX века в России серьезно никто не занимался, что довольно странно. Может быть это связано с тем, что до нас не дошло никаких письменных источников из этого «протогосударства» (летописей и т.п., что в общем странно). Складывается впечатление, что эти письменные источники уничтожены сознательно, дабы скрыть истинную историю. Во всяком случае, несомненным воспринимался факт уничтожения города монголами в 1237 году и постепенное затихание общественной жизни в этом городе на протяжении следующих 100-150 лет (само монгольское вторжение воспринималось после первого русского исторического исследования – учебника немца Иннокентия Гизеля «Синопсис или Краткое описание о начале русского народа», составленный во второй половине XVII столетия и изданный впервые в 1674 году в типографии Киево-Печерской Лавры, само собой разумеющимся фактом. Кстати, по «Синопсису», в России учили историю еще 150 лет после его первоиздания.

            Чуть ли не единственными письменными источниками являются Летописи (Лавреньтевская, Ипатьевская и Троицкая). Но Ипатьевская летопись подвергалась многочисленным правкам, подчисткам с последующим наложением другого текста (см. Примечание)

Въ  лѣт̑ ҂s҃ . ѱ҃ . м҃е . [6745 (1237)] Придоша  безбожнии Измалтѧнѣ

преже бивъшесѧ со  кнѧзи Роускими на Калкохъ . быс̑ первое  приходъ ихъ на

землю Рѧзаньскоую . и взѧша град̑ Рѧзань  копьемь . изведше на льсти

кнѧзѧ Юрьѧ. и ведоша  Прыньскоу  бѣ бо в то врем̑ кнѧгини его

Прыньскы изведоша кнѧгиню его на льсти оубиша Юрьӕ кнѧзѧ и

кнѧгини его . и всю землю избиша [II, 176] и не пощадѣша ѡтрочатъ . до соущихъ млека. / Томъ второй ИПАТЬЕВСКАЯ ЛѢТОПИСЬ Изданіе второе С.-ПЕТЕРБУРГЪ

Типографія М.А.Александрова (Надеждинская, 43) 1908 с.532/

Примѣчанія: А

Эта статья имѣется только въ Ип. и Х.; въ П. недостаетъ первыхъ листовъ

рукописи; въ Х. статья эта писана новѣйшею рукою, почеркомъ XVIII в., сильно

напоминающимъ почеркъ такъ называемой Ростовской лѣтописи Московскаго Главнаго

Архива Министерства Иностранныхъ Дѣлъ.

Да и говорится в ней не о Батые, а о Измалтанте и если отождествлять Калхолъ с Калкой, то можно предположить что повествование ведется о Батые, но это все домыслы.

В Лавреньтевской летопи никакого упоминания о Батые и монголах.

И только в Троицкой Летописи мы встречаем упоминание о нашествии Батыя

Того же лъта, на зиму, приидоша отъ всточьныхъ страны на Рязаньскую землю, лесомъ, безбожия Татарове со царемъ Батыемъ,….. /Троицкая летопись. Издание 1846 г./  

Т.е. на летописи надежды мало. Остается археология.

 Общепринятой точкой зрения вплоть до второй половины XX века (разумеется, с рядом уточнений) оставалась следующая картина истории этого древнерусского города: основание, предположительно, в X – начале XI веков, с 1096 года в городе появляется свой князь (Олег Святославович), с 20-х годов XII века Рязань начинает конкуренцию с Муромом за главенство в Рязанско-Муромской земле, в конце XII века Рязань получает кафедру епископа. Несмотря на уничтожение Рязани войсками владимирского князя Всеволода Большое Гнездо в 1208 году, город сохранился и продолжал развиваться, пока в декабре 1237 года он был уничтожен «монголами». На момент этой катастрофы площадь города, окруженного внушительными валами, составляла более 93 гектаров, а его население могло достигать до 7-8 тысяч человек (в городе также имелось 3 кирпичных храма – Борисоглебский, Спасский и Успенский).  Рязань не пережила этот и ряд следующих ордынских погромов, и уже в XIV веке столица княжества была перенесена в город Переяславль-Рязанский (Переяслав-Резанский, упоминается в летописях впервые лишь в 1301 году, но основан, вероятно, еще в XII веке) в 60 километрах от нее, а Рязань постепенно запустела. В пользу такого варианта также свидетельствовала «Повесть о разорении Рязани Батыем», записанная, вероятно (по мнению академика Лихачева), в XV веке, дошедшая до нас в списках конца XVI-XVII веков, и введенная в научный оборот уже в XIX веке. Согласно ей, один из уцелевших рязанских князей Ингварь Ингваревич, вернувшись из Черниговской земли в 1238 году в Рязань, начал как раз восстанавливать город. Об этом также свидетельствуют и некоторые церковные источники, например, «Житие муромских чудотворцев Константина и чад его», изданное в 1862 году в Санкт-Петербурге.

Однако даже эта каноничная история вызывает некоторые вопросы. К примеру, ни один крупный или вообще сколько-то заметный древнерусский город, который историки считают уничтоженным монголами во время нашествия Батыя или более поздних нашествий (Дедюнева рать, Неврюева рать и другие, в которых ордынцы и войска русских князей сообща уничтожали города своих противников), своего существования после этого не прекратил.

В середине XX века благодаря археологическим раскопкам, которые вела экспедиция Института археологии АН СССР на городище Старой Рязани под руководством А.Л.Монгайта  (в последствии его учеником В.П. Даркевичем, работавшим до 1979 года. С 1994 года эстафету исследований принимает А.В. Чернецов – доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом славяно-русской археологии Института археологии Российской Академии наук), ученые получили новые данные, которые неожиданным образом вступили в противоречие с каноничной версией истории этого города. Отметим, что археологические или кладоискательские раскопки в Старой Рязани начались еще в XIX веке, однако научными назвать их сложно, плюс из-за методики этих раскопок – траншеями и шурфами, они не давали сколько-нибудь целой, наукоподобной картины.

Старая Рязань-реконструкция

Начавшиеся с 1945 года под руководством известного советского археолога А.Л. Монгайта раскопки в Рязани за счет использования технологии вскрытия больших площадей (площади раскопов достигали до 1200-1500 и более квадратных метров), а также научной стратификации (от лат. stratum и греч. γράφειν, буквально — «расслаивание»), принесли, однако, неутешительные результаты. Во-первых, оказалось, что вычленить следы пожаров 1208 года ( В 1208 Старая Рязань была сожжена владимиро-суздальским князем Всеволодом III Большое Гнездо, который вывел перед этим весь народ из города. ) и 1237 года, когда город был сожжен монголами, практически невозможно. Во-вторых, на городище оказался достаточно тонкий культурный слой – 30-60 сантиметров в среднем, изредка доходя до 2 метров в местах погребов. Это косвенно свидетельствует о том, что город существовал относительно недолгое время (скорость формирования культурного слоя везде разная, безусловно, но для домонгольской Руси критерий 1 год – 0,5-1 см. культурного слоя в целом оправдан). К примеру, толщина культурного слоя в раскопе на Кремлевской горке в Муроме, относящегося к XI-XV векам достигает почти 4,5 метров, культурные слои Переяславля-Рязанского, датированные Монгайтом XII-XIII веками имеют толщину до 2 метров, существовавший в Рязанской земле в XII-XIII веках город Болдыж, раскопанный археологом Т.Н. Никольской, существовал около 100-150 лет и толщина его культурного слоя в среднем около 1-1,5 метров.

Но самое важное – археологам не удалось найти следов восстановления Рязани после пожара (при раскопках, к примеру, в Москве или Муроме, также сожженых ордынцами, эти следы четко прослеживаются). Речь идет о культурных слоях выше уровня пожарища. Проще говоря, с археологической точки зрения, история Старой Рязани завершается на ее погроме.

Возникало ощущение, что город был брошен, сожжен и затем уже не восстанавливался. В своей первой монографии по результатам раскопок в Рязани (А.Л. Монгайт. Старая Рязань. Материалы и исследования по археологии СССР. 1955) Монгайт осторожно говорит о продолжении жизни на территории Рязани после пожара, однако признает, что следы ее восстановления крайне скудны и фрагментарны – отдельные находки керамики и т.п.

В более поздней и более обширной работе (А.Л. Монгайт. Рязанская земля. М., 1961.) Монгайт делает те же самые осторожные выводы: нашествие Батыя стало причиной конца некоторых мелких городков Рязанской земли, ряд ремесел исчезли, но жизнь все равно продолжилась. Несмотря на скудость археологического материала после Батыева погрома он по-прежнему считает, что Рязань еще более века оставалась столицей княжества. В еще одной работе, посвященной истории Рязанской земли – Археология Рязанской земли. М., 1974, ученик Монгайта, В.П. Даркевич выступает более смело, указывая, что на Южном городище Старой Рязани (новых районах города, созданных в конце XII века), жизнь после нашествия монголов вообще не возобновлялась.

После смерти Монгайта В.П. Даркевич возглавил Старорязанскую экспедицию Института Археологии АН СССР и в совокупности довел площадь раскопанных участков территории городища до 5-6 гектаров (около 8% территории Рязани). Его выводы были совсем категоричными – после погрома в 1237 года Рязань была брошена своими жителями, и на месте города жизнь более не возобновлялась. Никаких археологических следов восстановления города зафиксировано не было (Путешествие в древнюю Рязань: записки археолога, М., 1993; Древняя столица Рязанской земли, М., 1995).

Впрочем, и однозначных доказательств уничтожения города именно монголами также найдено не было: никаких захоронений павших воинов как с той, так и с другой сторон обнаружено не было (напомним, кочевники Рязань штурмовали 6 дней, если верить летописям, да еще с использованием камнеметных машин), зато на территории городища с XIX века кладоискателями и археологами было обнаружено внушительное количество схронов и кладов серебряных и даже золотых вещей, которые явно прятались в спешке, как отмечает Даркевич. Взявшие Рязань в декабре 1237 года степные кочевники почему-то не стали обыскивать город.

Если не считать найденных наконечников стрел, которые приписываются монголам (согласно каталогу советского ученого А.Ф. Медведева, монголы использовали до 60 различных видов наконечников стрел, которые вообще-то имели хождение от Кореи до Англии), а также весьма неожиданных находок – наконечников арбалетных стрел (традиционно считалось, что у русских в XIII веке не было арбалетов), следов именно военных действий в Рязани не очень много. Последним доказательством в пользу уничтожения города и его населения в ходе штурма является находка т.н. «братских могил», в которых найдено чуть более сотни захоронений (что совсем немного от общей численности населения в 7-8 тысяч человек), часть из которых несет следы насильственной смерти.  Правда, захоронены там в основном не взрослые мужчины, а женщины, старики и дети.

Также интересным результатом раскопок стало подтверждение тезиса советского историка А.В. Куза, который первым обратил внимание на отсутствие во многих древнерусских городах княжеских дворцов или усадеб. Как ни парадоксально, но в Рязани, которая была столицей отдельного княжества, никаких следов подобных строений также не было обнаружено. Более того – не было отмечено и никакого имущественного расслоения в городе – все жили практически в одинаковых усадьбах, площадью 300-500 квадратных метров, внешне похожих на дворы гуцулов в Западной Украине (В.П. Даркевич, 1974). Поэтому советским историкам, доказывавшим тезис о феодальных отношениях в домонгольской Руси, пришлось пойти на совершенно абсурдные утверждения – мол, рязанские феодалы жили бок о бок с простыми ремесленниками и в весьма скромных по размеру подворьях.

Таким образом, результаты археологических раскопок в Рязани дезавуировали ту каноничную версию истории этого города, которая существовала ранее – проще говоря, город был заброшен после пожара и погрома, и более не заселялся.

Сейчас сложно себе представить, но каких-то 250 лет назад трактовка гибели Рязани именно в результате набега крымских татар в 1568 году была вполне каноничной. Так, в серьезном «Географическом лексиконе России«, изданном в 1773 году, прямо утверждается, что Старая Рязань была уничтожена в результате татарского набега в 1568 году (т.е. повторяется версия Адама Олеария). Подобной версии придерживались и иностранные источники (Le grand dictionaire historique, ou Le mêlange curieux de l’histoire sacrée et profane).

Однако в других источниках содержатся немного иные сведения. В «Летописи о многих мятежах» (Лѣтопись о многих мятежах и о разореніи Московскаго государства от внутренных и внѣшних непріятелей и от прочих тогдашних времен многих случаев по преставленіи Царя Иоанна Васильевича), написанной в 1655 году (издана в 1772 году) Рязань упоминается среди городов, изменивших царю Василию Шуйскому:

«Град же Рязань с пригороды и Тула и Кашира и иные города украинные царю Василью измениша и послаху в Путивль с повинными. Они ж в Путивле быша и никово в Путивле не видяху (т. е. «царя Дмитрия». – В. К.) и назад же вспять приезжаху и никако на истинъный путь не обращахуся. И собрашася вси и поставиша себе старейшину соловценина 14 сына боярского Истому Пашкова и совокупишася с тем Ивашком Болотниковым за одно и поидоша под Москву. Град же Коломну взяша взятьем и разориша его и пришед сташа от Москвы за пятьдесят верст».

Конечно, можно предположить, что упоминание Рязани в письменных источниках как существующего города – не более, чем дань традиции. Однако, если город запустел после 1237 года (что доказали советские археологи, если датировать пожар именно 1237 годом), то сложно представить людей, которые почти 400 лет упоминают безлюдные руины города с оплывшими валами в качестве крупного населенного пункта. И хуже того – передают эти руины по наследству, назначают туда администрацию, и даже подавляют там восстания. Последнее могло быть неплохим сюжетом для фильма о зомби.

Может, русские люди в XIV-XVII веках банально путали Старую Рязань и Переяславль-Рязанский?

Это был бы самый простой выход из ситуации, но он, увы, невозможен. В вышеприведенных источниках четко указывается, что это – два разных города, которые современники не смешивали друг с другом.

Так, согласно еще одному письменному источнику, в 1650 году Рязань упоминается именно как город. На картах (как русских, так и иностранных, напомню лишь, что самые древние русские карты, дошедшие до нас – это после 1722 года, если не считать единичных находок конца XVII века) их составители четко отличают Рязань от Переяславля-Рязанского.

Карта – 1745 года. Четко видно, что Рязань и Переяславль-Рязанский не смешиваются – это разные города, местоположение которых указано весьма достоверно с точки зрения современной географии:

Карта старая Рязани

Примечательна также и церковная история Рязани. Несмотря на то, что город уже покинут своими жителями и жизнь в нем не возобновилась, в 1481 году Рязанскую и Муромскую епархии сливают, в 1589 году ее статус повышают – теперь ее возглавляет архиепископ. Наконец, в 1669 году для епархии вводят кафедру митрополита (митрополит Рязанский и Муромский), которая существовала до 1723 года. Единственное и реальное объяснение этому – резиденция епископов и митрополитов Рязанских находилась все же не в Старой Рязани, а в Переяславле-Рязанском.

В административном плане с 1521 по 1719 годы на месте Рязанского княжества существовал Рязанский уезд, делившийся в свою очередь на ряд станов, в числе которых был и Старорязанский (на его территории находилась Старая Рязань). А Переяславль-Рязанский находился на территории Окологородного стана. То есть, никакой путаницы между двумя городами не существовало и на административном уровне.

Косвенным свидетельством того, что Старая Рязань прекратила свое существование не в XIII веке, а существенно позднее, являются планы ее оборонительных сооружений. Так, в 1774 году землемер Александр Протасов, выполняя план Старорязанского стана  Переяславского уезда нанес на него все оборонительные валы Старой Рязани, которые на тот момент существовали. Как пишет советский историк и археолог А.Л. Монгайт (1955), согласно этому плану, все укрепления города выглядят целыми. Общая длина валов указана в плане в 1480 саженей (3,1 километра) и они представляют собой замкнутый пятиугольник неправильной формы. Валы обрамляли довольно глубокий – до 8 метров и шириной до 15-20 метров (с напольной стороны городища), ров.

Картографический план городища Старой Рязани от 1836 года рисует уже менее красочную картину – буквально за каких-то 60 лет валы вдоль берега Оки обрушились, ряд участков вала с напольной стороны также исчез, будучи «съеден» оврагами. К 1946 году длина валов Рязани (их высота в ряде мест достигала 8-10 метров, а толщина основания – до 22-25 метров) составляла, по оценке Монгайта, лишь около 1500 метров – большая их часть была уничтожена оврагами, а также частично распахана. Сейчас сохранность валов еще хуже. Таким образом, скорость исчезновения валов Старой Рязани косвенно показывает, что если бы они существовали именно с XIII века, то вряд ли бы сумели сохраниться к 1774 году в таком хорошем состоянии.

Но это лишь косвенное умозаключение.

Подытожим:

1. Согласно археологическим данным, жизнь на месте Старой Рязани после пожара и погрома не возобновлялась (если не считать единичных локальных находок, свидетельствующих в лучшем случае о точечном и непродолжительном заселении небольших участков городища). Если следовать канонической версии истории о том, что это произошло в 1237 году, то следует признать:

2. Письменные источники вводят нас в заблуждение, называя Рязань в XVI-XVII веках населенным городом.

3. Если же они правы, то версия об уничтожении города монголами в 1237 году оказывается несостоятельной.  Старая Рязань не была уничтожена монголами, или во всяком случае, не в XIII веке.

Решать эту дилемму, разумеется, российская историческая наука не будет, поскольку это может негативно сказаться на ее краеугольном камне – пресловутом «монголо-татарском» нашествии.

            Итак:

  1. Захоронения Старой Рязани относятся к захоронениям курганного типа и свойственны славянам не принявших христианство
  2. Ориентация  захороненных по линии северо-восток … юго-запад так же относится к славянам «язычникам» ибо так хоронили своих умерших еще 40 000 лет назад (Костенки, Сунгирь).
  3. Захороненные в братских могилах в основном не взрослые мужчины, а женщины, старики и дети со следами от рубящего оружия и стрел.
  4. Найдены наконечники арбалетных стрел. Арбалеты русскими воинами и в монголо-татарском войске не применялись. Чего не скажешь о викингах. Найденные наконечники стрел приписываются монголам. Однако согласно каталогу советского ученого А.Ф. Медведева, монголы использовали до 60 различных видов наконечников стрел, которые вообще-то имели хождение от Кореи до Англии
  5. Доказательств уничтожения города именно монголами также найдено не было: никаких захоронений павших воинов как с той, так и с другой сторон обнаружено не было.
  6. Не было отмечено и никакого имущественного расслоения в городе – все жили практически в одинаковых усадьбах, площадью 300-500 квадратных метров. Тезис о феодальных отношениях в домонгольской Руси не выдерживает критики, пришлось пойти на совершенно абсурдные утверждения – мол, рязанские феодалы жили бок о бок с простыми ремесленниками и в весьма скромных по размеру подворьях.
  7. Было обнаружено внушительное количество схронов и кладов серебряных и даже золотых вещей, которые явно прятались в спешке.  Но если жители собирались погибнуть, но не сдаваться Батыю, то какой смысл прятать сокровища.

Можно и дальше пополнять список несуразностей версии Батыева нашествия, но приведенного вполне достаточно, что бы понять – не было никакого нашествия Батыя и все это очередной миф, созданный скорее всего в конце ХУ1 начале ХУП  веков.

Но давайте посмотрим на приведенные несуразицы в целом, увязывая в единое целое все 7 пунктов. Что мы можем сказать? Напрашивается простой вывод -  Старая Рязань была не феодальным а Ведическим городом, в котором не было и не могло быть имущественного расслоения по определению.

Все это очень напоминает акцию устрашения населения, на что указывает состав захоронений. Причем эта акция устрашения носила жертвенный характер и, скорее всего, древние рязанцы, посчитав землю города оскверненный, сожгли город и покинули его сами - не жить на оскверненной земле. И, скорее всего, это можно отнести на счет насильственной христианизации. Спросите, а как же христианские храмы? Рязань была крупным торговым центром юго-восточной Руси, через нее проходили торговые пути, связывающие Русь и Европу с булгарами, Хазарией, средней Азией. Именно поэтому в ней и стояли храмы. А христианские они были или языческие – сказать точно никто не может.

Храм

Остатки Храма

И еще одна мысль. Напротив Старой Рязани, на другом берегу Оки расположен город Спасск-Рязанский. Это название не прижилось, в Рязанской области его называют Спасск. Образовался в результате развития из села Спасское. Точных данных о времени основание его нет, но считается что это село основано ранее ХУ века.

Но и само название села, а потом и города, хранит историю СПАСЕНИЯ жителей, основавших село от большой беды. Какой, об этом история умалчивает. Отсутствуют и местные предания. Во всяком случае я их не слышал.

Так может это жители во главе с волхвами основали это село после ухода из Старой Рязани, прокляв это оскверненное место? И это проклятие привело к тому, что город не возродился?

А теперь еще одна мысль.  На холме Старой Рязани установлен каменный крест.

Можно было бы предположить, что данный крест установлен РПЦ как поминовение убиенных христиан, погибших под стрелами и мечами поганых язычников, но…. Оказывается это памятник Кириллу и Мефодию. Вот так то….. .

Крест-рязань

apfomin.livejournal.com

Старая Рязань - Вопросы истории

Реконструкции видов Старой Рязани – столицы Рязанского княжества, стертой с лица земли в 1237 г. монголами. Современный вид Старорязанского городища

Рязань была одним из наиболее развитых городов древней Руси. О высоком уровне ее ремесла свидетельствуют, в частности, ювелирные изделия, в больших количествах обнаруженные археологами на ее городище.

Самый знаменитый памятник рязанского ювелирного искусства – княжеские бармы

21 декабря 1237 г. Рязань пала под ударами монголов.

И взяша град Резань месяца декабря въ 21 день. И приидоша в церковь соборную Пресвятыя Богородици, и великую княгиню Агрипену, матерь великаго князя, з снохами и съ прочими княгинеми мечи исекоша, а епископа и священническый чинъ огню предаша, во святей церкве пожегоша, а инеи мнози отъ оружия падоша, и во граде многихъ людей, и жены, и дети мечи исекоша, и иныхъ въ реце потопиша, и ереи, черноризца до останка исекоша, и весь градъ пожгоша, и все узорочие нарочитое, богатство резанское и сродникъ ихъ киевское и черъниговское поимаша, а храмы божия разориша, и во святыхъ олтарехъ много крови пролияше. И не оста во граде ни единъ живыхъ, вси равно умроша и едину чашу смертную пиша; несть бо ту ни стонюща, ни плачюща и ни отцу и матери о чадехъ или чадомъ о отци и о матери, ни брату о брате, ни ближнему роду, но вси вкупе мертвы лежаша.Повесть о разорении Рязани Батыем

Систематические раскопки братских могил жертв монгольского нашествия наша экспедиция провела в 1977-1979 гг. на подоле вблизи Оки и около бывшего усадебного дома Стерлиговых у южной околицы деревни Фатьяновка. Изучение антропологических материалов показало: из 143 вскрытых погребений большинство принадлежит мужчинам в возрасте от 30 до 40 лет и женщинам от 30 до 55 лет. Много детских захоронений, от грудных младенцев до 6-10 лет. Это рязанцы, которых завоеватели истребили поголовно, многих уже после взятия города. Юношей, девушек и молодых женщин, оставшихся в живых, вероятно, разделили между воинами. Найден скелет беременной женщины, убитый мужчина прижимал к груди маленького ребенка.

У части скелетов проломлены черепа, на костях следы сабельных ударов, отрублены кисти рук. Много отдельных черепов. В костях застряли наконечники стрел. Жителей городов, оказавших упорное сопротивление, ожидала жестокая расправа. За исключением ремесленников и обращенных в рабство, остальных пленных зарубали топором или обоюдоострой секирой. Массовые казни происходили методично и хладнокровно: осужденных разделяли между сотниками, те же – поручали каждому рабу умертвить не менее десяти человек. По рассказам летописцев, после падения Рязани мужчин, женщин и детей, монахов, монахинь и священников уничтожали огнем и мечом, распинали, поражали стрелами. Пленникам рубили головы: при раскопках А.В. Селивановым Спасского собора обнаружены скопления из 27 и 70 черепов, некоторые со следами ударов острым оружием. В братских могилах Рязани погибших похоронили без гробов, в общих котлованах до 1 м глубиной, причем смерзшуюся землю разогревали кострами. Их положили по христианскому обряду – головой на запад, с руками, сложенными на груди. Скелеты лежат рядами, вплотную друг к другу, местами в два-три яруса.

Археология свидетельствует: после катастрофы интенсивная жизнь в городе не возобновлялась. Экспедиция не обнаружила культурного слоя послемонгольского времени, и лишь в южной части городища раскопано несколько усадеб XVII в. Открытые со стороны «татарского поля» земли, где некогда стояла Рязань, постоянно подвергались грабительским набегам монголов, служили коридором для их походов на север. В XIV в. столицу княжества перенесли в Переяславль (современную Рязань), прикрытый лесами и меньше страдавший от нападений. В.П. Даркевич. Путешествие в древнюю Рязань. М., 2010. С. 236-241

ru-history.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта