Вид Толедо (картина Эль Греко). Картина вид толедо


«Вид Толедо» Эль Греко – один из первый европейских пейзажей

«Вид Толедо» – одна из известнейших картин испанского художника Эль Греко. Полотно уникально: это один из двух уцелевших пейзажей мастера. Вплоть до XVI века в европейском искусстве пейзаж не считался самостоятельным жанром. Изображение природы было лишь фоном. «Вид Толедо» тоже долгое время считался наброском или частью другого полотна Эль Греко, но в конце концов исследователи решили, что это самостоятельное произведение. вид толедо

Об авторе

Эль Греко был греком по происхождению (отсюда и прозвище), уроженцем Крита. Он работал на рубеже XVI-XVII веков в Испании. В начале карьеры художник обучался иконописи, что весьма заметно в его работах. На родине он написал первые картины – «Благовещение», «Христос, исцеляющий слепого». В 26 лет Эль Греко покидает Крит и отправляется сначала в Италию, а затем в Испанию, на службу к королю Филиппу II.

Стиль мастера оформился довольно рано. Несмотря на то, что Эль Греко учился живописи в мастерской Тициана, его техника письма уникальна для своего времени. Его работы относят к лучшим образцам испанского барокко. Несмотря на популярность, при жизни художник не имел последователей и подражателей. вид толедо эль греко

Полотно «Погребение графа Оргаса» быстро принесло художнику известность. Он стал успешным придворным живописцем и до конца жизни работал над портретами и государственными заказами. В Испании Эль Греко жил и умер в Толедо. Этот город он изобразил на одном из своих крайне малочисленных пейзажей.

Художественный анализ картины

Под грозовым небом на холсте раскинулись городские постройки. Художник здесь довольно свободно обращается с натурой. Он частично сместил расположение зданий, некоторые домыслил. На переднем плане расположен мост Алькантра. На холме высятся дворец Алькасар и Толедский собор. На самом деле в жизни колокольня собора скрывается за замком, но художник выдвинул ее из-за стены. Слева можно увидеть замок Сан Сервандо. Нельзя говорить о фотографической точности пейзажа, но за ним закрепилось название «духовного портрета Толедо».

Зритель смотрит на город снизу, это позволило поднять линию горизонта и вертикально вытянуть пропорции, что вообще характерно для творчества Эль Греко. Картина условно делится на две части: город и зеленые холмы, залитые фантастическим освещением, внизу и драматическое грозовое небо сверху. Такое небо и освещение встречаются и на других картинах художника. Яркие краски и фантастическое освещение усливают драматизм картины «Вид Толедо». Эль Греко не документирует архитектуру и ландшафт с точностью картографа, а изображает наиболее характерные черты, свое впечатление от города.

История картины

Полотно «Вид Толедо» вряд ли было написано на заказ, скорее можно отнести его к одному из экспериментов мастера. До конца XVII века картина находилась в коллекции испанских графов де Аковер. В XVIII и XIX веках, скорее всего, хранилась в августинском монастыре. В 1907 году была приобретена французским коллекционером Дюран-Рюэлем, а позже перешла к американцу Хэвемайеру. В конце концов вместе с остальной его коллекцией «Вид Толедо» попал в Нью-Йоркский музей Метрополитен.

fb.ru

Картина «Вид Толедо» — Artrue

Обзор, аналитика работы «Вид Толедо» и другая справочная информация касательно полотна и Эль Греко.

Вид Толедо

С чего все началось

Родившийся на острове Крит, Эль Греко (1541–1614) был обучен как иконописец. Позже, после переезда в Венецию, работал в мастерской Тициана и изучал знаковые картины эпохи Возрождения. Особенно привлекали его Веронезе и Тинторетто. В это время художник впитывает в себя идеи и приемы великих мастеров, вроде драматического освещения, характерного для Тинторетто, или подбора смелых цветов, используемых Тицианом.

В настоящее время «Доменикс Теотокопулос» считается автопортретом художника.

После переезда в 1570 году в Рим, Эль Греко ведет обеспеченное существование во дворце кардинала А. Фарнезе, одного из самых влиятельных меценатов города. Несмотря на престижное место, художнику в течение шестилетнего пребывания в должности так и не удалось получить ни одной выплаты за свои работы.

Самоуверенный Эль Греко пытается покорить Мадрид, где пытается обзавестись протекцией Филиппа II, что ему не удается.

Затем был Толедо

Этот древний город был столицей испанской империи до 1561 года, и оставался его художественным, религиозным и интеллектуальным центром на протяжении всего 16-го века. Этот город увековечен в одной из самых знаменитых картин художника (однако, самой известной картиной мастера считают «погребение графа», узнать о которой можно в статье про 10 знаковых работ Греко).

Захоронение Оргаса

В «Виде Толедо» художник занимает обширные участки передних планов лугами и размещает мост через реку Тежу (Тахо). Однако к дословному изображению стремления у мастера не было. Вместо этого холст, на котором закручиваются цвета, отражает эмоциональный отклик Эль Греко на своей новой родине. Луг устрашающе освещен, в реке крохотными изображены люди.

Интересно отметить, что Эль греко был современником Караваджо и Аннибале Карраччи. Все трое умерли в 1614, 1610 и 1609, соответственно.

Ни один другой великий западный художник того времени не смог проделать путь от плоского символизма византийских икон к захватывающим весь мир гуманистическим видениям. Как ни парадоксально, Эль Греко, будучи слепым на один глаз, стал предвестником современного изобразительного искусства.

artrue.ru

Вид Толедо (картина Эль Греко) Википедия

«Вид Толедо» (исп. Vista de Toledo) — картина знаменитого испанского художника Эль Греко, один из трёх сохранившихся пейзажей мастера[1], помимо «Вида и плана Толедо» и «Горы Синай». Другое название полотна — «Толедо в грозу» (Toledo en una tormenta). Является одним из первых пейзажей в европейском искусстве. Вместе со «Звёздной ночью» ван Гога и несколькими пейзажами Уильяма Тёрнера картина входит в число наиболее известных изображений неба в истории европейской живописи.

Описание

На картине изображён вид с севера на испанский город Толедо, лежащий под угрюмым грозовым небом на возвышенности, покрытой лугами и лесами. На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. На левом берегу — замок Сан Сервандо. Небо акцентировано контрастирует с земной твердью, залитой фантасмагорическим светом. Вид на город дан в нижнем ракурсе, что позволило автору высоко поднять линию горизонта и усилить вытягивание пропорций.

Сравнение современной фотографии с картиной позволяет заметить внесённые художником пространственные искривления. Например, высокая колокольня Толедского собора с севера не видна, но Эль Греко выдвинул её из-за Алькасара и написал так, как она выглядит с восточной стороны города. Замок Сан Сервандо на левом берегу изображён правдоподобно, но здание, написанное ниже его на склоне, — вымысел художника.

Стиль

Вид Толедо. Современная фотография с более близкого расстояния.

Пейзажная живопись была редкостью среди картин испанских художников Возрождения и эпохи барокко. Запрет Тридентского собора на изображение пейзажей даёт основания считать картину первым образцом испанской пейзажной живописи[2]. Считается, что загадочная символика картины передаёт мистицизм, свойственный общественному сознанию горожан того времени[3]. Английский искусствовед Дэвид Дейвис утверждает, что ключи к пониманию стиля Эль Греко кроются в платонизме,неоплатонизме, в трудах Плотина и Псевдо-Дионисия Ареопагита, в текстах Отцов Церкви и литургических песнопениях[4]

«Вид Толедо» относится к позднему периоду творчества художника. Картина, написанная в маньеристской, или даже уже барочной манере, отличается свободным обращением с натурой — местоположение некоторых зданий на полотне отличается от их размещения в реальности.

Угрожающий вид грозового неба является типичным для творчества Эль Греко. Грозовое небо встречается на многочисленных изображениях святых, написанных художником («Лаокоон», «Пятая печать Апокалипсиса», «Святой Мартин», «Святой Доминик»). «Вид Толедо» является единственным сохранившимся «чистым» пейзажем Эль Греко.

«Вид и план Толедо»: юноша в правом углу держит пергамент с чертежом города, на котором написано объяснение того, почему Эль Греко поставил некоторые из зданий не туда, где они стоят в реальности

В отличие от «Вида и плана Толедо», выполненного, как документ города с использованием картографического языка, «Вид Толедо» создаёт художественный образ путём выборочного акцентирования наиболее характерных городских черт. Это полотно принадлежит к традиции эмблематических видов городов, чьей задачей была интерпретация, а не документирование, и которые стремились запечатлеть квинтэссенцию города, а не его точные черты.

На плане города, который держит в руках юноша с картины «Вид и план Толедо», рукой Хорхе Мануэля, сына художника, начертаны слова, дающие представление о ходе мыслей Эль Греко при разработке композиции городского пейзажа:

«… Я был вынужден изобразить госпиталь Дон Хуана де Тавера маленьким, как модель; иначе он не только закрыл бы собою городские ворота де Визагра, но и купол его возвышался бы над городом. Поэтому он оказался размещённым здесь, как модель, и перевёрнутым на месте, ибо я предпочитаю показать лучше главный фасад, нежели другой (задний) — впрочем, из плана видно, как госпиталь расположен в отношении города…»

— Сергей Эйзенштейн. Вертикальный монтаж[5]

История

Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: «Δομηνικος θεoτoκkoπpυλoς επoιeι». Возможно, оно является одним из двух пейзажей, перечисленных Хорхе Мануэлем в посмертной описи имущества отца. Предполагают, что до конца XVII века полотно находилось в семейном владении толедских графов де Аковер, а в XVIII и XIX веках его следы теряются. Возможно, пейзаж принадлежал монастырю августинцев. В 1907—09 годах куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. В годы Первой мировой войны картина была продана за 70 000 франков американскому коллекционеру Хэвемайеру, чьё собрание позже было принесено в дар музею Метрополитен в Нью-Йорке.

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Вид Толедо (картина Эль Греко)

«Вид Толедо» (исп. Vista de Toledo) — картина знаменитого испанского художника Эль Греко. Другое название полотна — «Толедо в грозу» (Toledo en una tormenta). Эта картина — один из двух сохранившихся пейзажей мастера.

Описание

Под угрюмым грозовым небом на возвышенности, покрытой лугами и лесами, изображён испанский город Толедо, показанный с севера.

На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. На левом берегу — замок Сан Сервандо. Акцентирован контраст между небом и земной твердью. Вид на город дан снизу, что позволило автору высоко поднять линию горизонта и усилить вытягивание пропорций. Использован фантасмагорический свет.

Сравнение современной фотографии с картиной позволяет заметить внесенные художником пространственные искривления — в частности, в реальности не видна высокая колокольня Толедского собора. Но Эль Греко выдвинул её из-за Алькасара и написал так, как если бы смотрел на неё с восточной стороны города. Хотя на левом берегу правдоподобно изображен замок Сан Сервандо, но здание, написанное ниже его на склоне, — вымысел художника.

Манера

Вид Толедо. Современная фотография с более близкого расстояния.

«Вид Толедо» относится к позднему периоду творчества художника. Картина, написанная в маньеристской, или даже уже барочной манере, отличается свободным обращением с натурой — местоположение некоторых зданий на полотне отличается от их размещения в реальности.

Угрожающий вид грозового неба является типичным для творчества Эль Греко. Грозовое небо встречается на многочисленных изображениях святых, написанных художником («Лаокоон», «Пятая печать Апокалипсиса», «Святой Мартин», «Святой Доминик»). «Вид Толедо» является единственным сохранившимся «чистым» пейзажем Эль Греко.

«Вид и план Толедо»: юноша в правом углу держит пергамент с чертежом города, на которой рукой Эль Греко написано объяснение, почему на картине он поставил некоторые из зданий не туда, где они стояли бы в реальности

Второй пейзаж «Вид и план Толедо» был призван стать документом города с использованием картографического языка, в то время как первый создает образ города путём избранного выбора его наиболее характерных черт. Это полотно принадлежит к традиции эмблематических видов городов, чьей задачей была интерпретация, а не документирование, и которые стремились запечатлеть квинтэссенцию города, а не его точные черты.

"Справа изображен молодой человек с развернутым планом города в руках. На этом же плане Греко поручил своему сыну написать те самые слова, которые нас" здесь интересуют:

"... Я был вынужден изобразить госпиталь Дон Хуана де Тавера маленьким, как модель; иначе он не только закрыл бы собою городские ворота де Визагра, но и купол его возвышался бы над городом. Поэтому он оказался размещенным здесь, как модель, и перевернутым на месте, ибо я предпочитаю показать лучше главный фасад, нежели другой (задний) -- впрочем, из плана видно, как госпиталь расположен в отношении города..." [1]

Значение

«Вид Толедо» стал одним из первых пейзажей в европейском искусстве. Вместе со «Звёздной ночью» ван Гога, несколькими пейзажами Уильяма Тёрнера он входит в число самых известных изображений неба в истории европейской живописи.

История

Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: «Δομηνικος θεoτoκkoπpυλoς επoιeι». Возможно оно, является одним из двух пейзажей, перечисленных сыном мастера Хорхе Мануэлем в посмертной описи имущества отца. Предполагают, что до конца XVII века находился в семейном владении толедских графов де Аковер, в XVIII и XIX вв. следы полотна теряются. Мог быть одним из пейзажей, принадлежавших монастырю августинцев. В 1907—09 гг. куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. В годы Первой мировой войны картина была продана за 70 000 франков американскому коллекционеру Хэвемайеру (H. O. Havemeyer), чьё собрание позже было принесено в дар музею Метрополитен в Нью-Йорке.

Примечания

  1. ↑ Сергей Эйзенштейн. Вертикальный монтаж

[1]

Ссылки

dic.academic.ru

Вид Толедо (картина Эль Греко) — WiKi

На картине изображён вид с севера на испанский город Толедо, лежащий под угрюмым грозовым небом на возвышенности, покрытой лугами и лесами. На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. На левом берегу — замок Сан Сервандо. Небо акцентировано контрастирует с земной твердью, залитой фантасмагорическим светом. Вид на город дан в нижнем ракурсе, что позволило автору высоко поднять линию горизонта и усилить вытягивание пропорций.

Сравнение современной фотографии с картиной позволяет заметить внесённые художником пространственные искривления. Например, высокая колокольня Толедского собора с севера не видна, но Эль Греко выдвинул её из-за Алькасара и написал так, как она выглядит с восточной стороны города. Замок Сан Сервандо на левом берегу изображён правдоподобно, но здание, написанное ниже его на склоне, — вымысел художника.

  Вид Толедо. Современная фотография с более близкого расстояния.

Пейзажная живопись была редкостью среди картин испанских художников Возрождения и эпохи барокко. Запрет Тридентского собора на изображение пейзажей даёт основания считать картину первым образцом испанской пейзажной живописи[2]. Считается, что загадочная символика картины передаёт мистицизм, свойственный общественному сознанию горожан того времени[3]. Английский искусствовед Дэвид Дейвис утверждает, что ключи к пониманию стиля Эль Греко кроются в платонизме,неоплатонизме, в трудах Плотина и Псевдо-Дионисия Ареопагита, в текстах Отцов Церкви и литургических песнопениях[4]

«Вид Толедо» относится к позднему периоду творчества художника. Картина, написанная в маньеристской, или даже уже барочной манере, отличается свободным обращением с натурой — местоположение некоторых зданий на полотне отличается от их размещения в реальности.

Угрожающий вид грозового неба является типичным для творчества Эль Греко. Грозовое небо встречается на многочисленных изображениях святых, написанных художником («Лаокоон», «Пятая печать Апокалипсиса», «Святой Мартин», «Святой Доминик»). «Вид Толедо» является единственным сохранившимся «чистым» пейзажем Эль Греко.

  «Вид и план Толедо»: юноша в правом углу держит пергамент с чертежом города, на котором написано объяснение того, почему Эль Греко поставил некоторые из зданий не туда, где они стоят в реальности

В отличие от «Вида и плана Толедо», выполненного, как документ города с использованием картографического языка, «Вид Толедо» создаёт художественный образ путём выборочного акцентирования наиболее характерных городских черт. Это полотно принадлежит к традиции эмблематических видов городов, чьей задачей была интерпретация, а не документирование, и которые стремились запечатлеть квинтэссенцию города, а не его точные черты.

На плане города, который держит в руках юноша с картины «Вид и план Толедо», рукой Хорхе Мануэля, сына художника, начертаны слова, дающие представление о ходе мыслей Эль Греко при разработке композиции городского пейзажа:

«… Я был вынужден изобразить госпиталь Дон Хуана де Тавера маленьким, как модель; иначе он не только закрыл бы собою городские ворота де Визагра, но и купол его возвышался бы над городом. Поэтому он оказался размещённым здесь, как модель, и перевёрнутым на месте, ибо я предпочитаю показать лучше главный фасад, нежели другой (задний) — впрочем, из плана видно, как госпиталь расположен в отношении города…»

— Сергей Эйзенштейн. Вертикальный монтаж[5]

Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: «Δομηνικος θεoτoκkoπpυλoς επoιeι». Возможно, оно является одним из двух пейзажей, перечисленных Хорхе Мануэлем в посмертной описи имущества отца. Предполагают, что до конца XVII века полотно находилось в семейном владении толедских графов де Аковер, а в XVIII и XIX веках его следы теряются. Возможно, пейзаж принадлежал монастырю августинцев. В 1907—09 годах куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. В годы Первой мировой войны картина была продана за 70 000 франков американскому коллекционеру Хэвемайеру, чьё собрание позже было принесено в дар музею Метрополитен в Нью-Йорке.

ru-wiki.org

Вид Толедо Википедия

«Вид Толедо» (исп. Vista de Toledo) — картина знаменитого испанского художника Эль Греко, один из трёх сохранившихся пейзажей мастера[1], помимо «Вида и плана Толедо» и «Горы Синай». Другое название полотна — «Толедо в грозу» (Toledo en una tormenta). Является одним из первых пейзажей в европейском искусстве. Вместе со «Звёздной ночью» ван Гога и несколькими пейзажами Уильяма Тёрнера картина входит в число наиболее известных изображений неба в истории европейской живописи.

Описание

На картине изображён вид с севера на испанский город Толедо, лежащий под угрюмым грозовым небом на возвышенности, покрытой лугами и лесами. На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. На левом берегу — замок Сан Сервандо. Небо акцентировано контрастирует с земной твердью, залитой фантасмагорическим светом. Вид на город дан в нижнем ракурсе, что позволило автору высоко поднять линию горизонта и усилить вытягивание пропорций.

Сравнение современной фотографии с картиной позволяет заметить внесённые художником пространственные искривления. Например, высокая колокольня Толедского собора с севера не видна, но Эль Греко выдвинул её из-за Алькасара и написал так, как она выглядит с восточной стороны города. Замок Сан Сервандо на левом берегу изображён правдоподобно, но здание, написанное ниже его на склоне, — вымысел художника.

Стиль

Вид Толедо. Современная фотография с более близкого расстояния.

Пейзажная живопись была редкостью среди картин испанских художников Возрождения и эпохи барокко. Запрет Тридентского собора на изображение пейзажей даёт основания считать картину первым образцом испанской пейзажной живописи[2]. Считается, что загадочная символика картины передаёт мистицизм, свойственный общественному сознанию горожан того времени[3]. Английский искусствовед Дэвид Дейвис утверждает, что ключи к пониманию стиля Эль Греко кроются в платонизме,неоплатонизме, в трудах Плотина и Псевдо-Дионисия Ареопагита, в текстах Отцов Церкви и литургических песнопениях[4]

«Вид Толедо» относится к позднему периоду творчества художника. Картина, написанная в маньеристской, или даже уже барочной манере, отличается свободным обращением с натурой — местоположение некоторых зданий на полотне отличается от их размещения в реальности.

Угрожающий вид грозового неба является типичным для творчества Эль Греко. Грозовое небо встречается на многочисленных изображениях святых, написанных художником («Лаокоон», «Пятая печать Апокалипсиса», «Святой Мартин», «Святой Доминик»). «Вид Толедо» является единственным сохранившимся «чистым» пейзажем Эль Греко.

«Вид и план Толедо»: юноша в правом углу держит пергамент с чертежом города, на котором написано объяснение того, почему Эль Греко поставил некоторые из зданий не туда, где они стоят в реальности

В отличие от «Вида и плана Толедо», выполненного, как документ города с использованием картографического языка, «Вид Толедо» создаёт художественный образ путём выборочного акцентирования наиболее характерных городских черт. Это полотно принадлежит к традиции эмблематических видов городов, чьей задачей была интерпретация, а не документирование, и которые стремились запечатлеть квинтэссенцию города, а не его точные черты.

На плане города, который держит в руках юноша с картины «Вид и план Толедо», рукой Хорхе Мануэля, сына художника, начертаны слова, дающие представление о ходе мыслей Эль Греко при разработке композиции городского пейзажа:

«… Я был вынужден изобразить госпиталь Дон Хуана де Тавера маленьким, как модель; иначе он не только закрыл бы собою городские ворота де Визагра, но и купол его возвышался бы над городом. Поэтому он оказался размещённым здесь, как модель, и перевёрнутым на месте, ибо я предпочитаю показать лучше главный фасад, нежели другой (задний) — впрочем, из плана видно, как госпиталь расположен в отношении города…»

— Сергей Эйзенштейн. Вертикальный монтаж[5]

История

Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: «Δομηνικος θεoτoκkoπpυλoς επoιeι». Возможно, оно является одним из двух пейзажей, перечисленных Хорхе Мануэлем в посмертной описи имущества отца. Предполагают, что до конца XVII века полотно находилось в семейном владении толедских графов де Аковер, а в XVIII и XIX веках его следы теряются. Возможно, пейзаж принадлежал монастырю августинцев. В 1907—09 годах куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. В годы Первой мировой войны картина была продана за 70 000 франков американскому коллекционеру Хэвемайеру, чьё собрание позже было принесено в дар музею Метрополитен в Нью-Йорке.

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Эль Греко: Вид Толедо | Artifex.ru

Знаменитого художника Эль Греко можно смело назвать, как минимум, путешественником, а, как максимум - гражданином мира. Родившись на Крите, получив образование и вкусив первые плоды славы в Италии, позднее он прочно обосновался в Испании и буквально врос корнями в искусство этой страны. Кажется, что гениальный грек лучше национальных художников чувствовал импульсивную и религиозную испанскую душу, которая потом «поселилась» на его полотнах.

Действие в картинах мастера всегда развивается в фантастическом и аллегорическом пространстве, поэтому пейзаж в качестве самостоятельной единицы в его живописи встречается крайне редко. Тем более что сам художник никогда не считал себя приверженцем ни одной из традиций или школ.

Но, как известно, из каждого правила есть исключения. И для Эль Греко им стала картина Вид Толедо, который художник считал родным и не раз рисовал его, стремясь довести изображение до абсолютного совершенства.

  

Уникальность легендарной работы состоит в том, что это полотно – один из двух уцелевших пейзажей мастера. К тому же, долгое время было принято считать «Вид Толедо» не самостоятельным произведением, а составной частью другого полотна, а то и вовсе наброском, требующим продолжения. В XVI веке в европейском искусстве пейзаж не рассматривался как отдельный жанр, поэтому изображение природы считалось исключительно фоном для доминирующей композиции. Но современные исследователи решили, что «Вид Толедо» может считаться законченным произведением.

Вокруг полотна ходили самые разные слухи, и некоторые из них были связаны с вопросом о происхождении картины. Вряд ли «Вид Толедо» был написан на заказ, работу скорее можно отнести к удавшемуся эксперименту, результат которого порадовал не только мастера. Поэтому полотно ненадолго задержалось в руках создателя, оно «путешествовало» по разным странам, где за право владеть им боролись многие ценители настоящего искусства. До конца XVII века картина находилась в коллекции испанских графов де Аковер, следующие два столетия хранилась в августинском монастыре, а потом совершила путешествие из Франции в Англию, и, в конце концов, попала в Нью-Йоркский музей «Метрополитен».

Такой безумный спрос на пейзаж объясняется не только мастерством исполнения или прославленным именем художника, но и философским смыслом, которым Эль Греко наделил свою работу. Не зря спустя многие годы за изображением закрепилось негласное название «духовный портрет Толедо». Все реально изображенное на полотне – это речушка Тахо, Кафедральный и Толедский соборы и крепость Алькасар. Причем расположение городских построек художник частично сместил, а некоторые и вовсе домыслил. А далее начинается игра воображения автора, который на первый план выдвинул разворачивающуюся драму между небом и землей. Все происходящее кажется сном, заряженным энергией настолько, что его не забудешь через минуту после пробуждения.

На полотне нет изображения человека – ему там просто нет места. Отныне он - не царь природы, каким привык себя считать, а «лишняя» деталь в своенравной живой системе, в которой не на жизнь, а на смерть столкнулись могучие стихии. В сражении сходятся озаренные огненными молниями облака, оставляя яркий след и электрические искры на земле. А человеку остается только наблюдать за происходящим вокруг, смотреть, как озаряется грозовыми всполохами собор на холме, и возносить молитвы Богу. Что и сделал Эль Греко, изобразив свое самое любимое место на земле при жизни и прославив его после нее.

artifex.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта