Композиция. Картина вертикальная композиция


Композиция

Композиция

Компоновать в цвете значит расположить рядом два или несколько цветов таким образом, чтобы их сочетание было предельно выразительным. Для общего решения цветовой композиции имеет значение выбор цветов, их отношение друг к другу, их место и направление в пределах данной композиции, конфигурация форм, симультанные связи, размеры цветовых площадей и контрастные отношения в целом. Тема цветовой композиции настолько многообразна, что здесь возможно отразить только некоторые из её основных положений.

В разделе, посвящённом цветовым созвучиям, уже говорилось о возможностях создания гармоничной композиции. При рассмотрении выразительных свойств цвета мы установили необходимые конкретные условия и отношения, которые могли бы выявить в каждом цвете характерную для него выразительность. Характер и воздействие цвета определяется его расположением по отношению к сопутствующим ему цветам. Цвет никогда не бывает одинок, он всегда воспринимается в окружении других цветов.

Чем дальше по цветовому кругу один цвет удалён от другого, тем сильнее они контрастируют друг с другом. Однако ценность и значение каждого цвета в картине определяется не только окружающими его цветами. Качество и размеры цветовых плоскостей также чрезвычайно важны для впечатления, производимого тем или иным цветом.

В композиции картины важно также место расположения цвета и направление цветового мазка. Синий цвет в композиции производит различное впечатление в зависимости оттого, расположен ли он в верхней или нижней части картины, слева или справа. В нижней части композиции синий цвет тяжёл, в верхней же кажется лёгким. Тёмно-красный цвет в верхней части картины производит впечатление чего-то тяжёлого, неминуемого и грозного, а в нижней — он кажется спокойным и само собой разумеющимся. Жёлтый в верхней части произведения производит впечатление лёгкости и невесомости, в нижней же — он бунтует словно в заточении. Одной из самых существенных задач композиции является обеспечение равновесия цветовых масс. Подобно тому, как коромыслу весов для равновесия нужна точка опоры, так и в картине необходима вертикальная ось равновесия, по обе стороны которой распределяется «вес» цветовых масс.

Существуют различные способы акцентирования направлений внутри пространства картины — горизонтальные, вертикальные, диагональные, круговые или их сочетания. Каждое из этих направлений имеет свой особый выразительный смысл. «Горизонтальное» — подчёркивает тяжесть, протяженность пространства и его ширину. «Вертикальное» является полной противоположностью «горизонтальному» и выражает лёгкость, высоту и глубину. Точка пересечения горизонтали и вертикали предстает особо акцентированным местом. Оба эти направления носят плоскостной характер и при одновременном использовании создают чувство равновесия, прочности и материальной устойчивости. «Диагональные» направления создают движение и развивают пространство картины в глубину. На грюневальдовском «Воскресении» диагональное расположение одеяний отрывает наш взгляд от горизонтально построенного переднего плана и уводит его вверх, погружая в созерцание сияющего торжества. Живописцы эпохи Барокко с помощью диагоналей добивались в своих фресках иллюзий глубокой перспективы. Эль Греко, Лисе и Маульпертш, используя в своих работах контрасты направлений в движении цвета и форм и отдавая предпочтение диагональным мотивам, достигали особой экспрессивной выразительности. Китайские живописцы наряду с вертикальными осями сознательно использовали и движение по диагонали, чтобы уводить взор зрителя в глубины ландшафта, причём эти диагонали часто терялись в заоблачных далях. Кубисты использовали диагональные ориентации и треугольники с совершенно иными целями усиления впечатления рельефной глубины работ.

Круг, принадлежащий к «циркульным» формам, заставляет зрителя концентрировать своё внимание и одновременно вызывает ощущение движения. Превосходным примером кругового движения может служить композиционное решение облаков в картине Альтдорфера «Победа Александра», которое повторяет и усиливает динамику батальной сцены. Тициан во многих своих картинах использовал контрасты светлых и тёмных тонов как в горизонтальных, так и в вертикальных направлениях. В связи с чем этот его приём стал называться «формулой Тициана». С этой же целью он размещал в композиции фигуры в диагональном или круговом движении.

Одна из особенностей нашего зрения заключается в том, что оно склонно объединять подобное с подобным и воспринимать их вместе. Эти тождества фиксируются в цвете, в размерах, в сравнении тёмных пятен, в фактурах и в акцентированных центрах композиций. На основе этих подобий в глазах зрителя при рассматривании произведения образуется своеобразная «конфигурация», свой образ. Его можно считать «симультанным», ибо этот образ возникает на основе умозрительного объединения зафиксированных подобий и не имеет материальной выраженности. Симультанные формы могут возникать даже при обозрении двух участков различного цвета и размера. С другой стороны, глаз, склонный видеть одинаковые цвета вместе, в ситуации сложного колорита может порождать сразу несколько симультанных образов. От характера направлений и расстояний симультанных форм зависит общее воздействие композиции. Все возникающие симультанные формы должны занимать по отношению друг к другу своё определённое положение. Тот факт, что тождества создают свои симультанные формы, означает появление в картине ещё и дополнительных систем порядка и разграничения. То есть совершенно так же, как человеческое сообщество объединяет людей по принципу родства крови, мировоззрениям или общественному положению, так и родственные тождества в картине определяют её собственный внутренний порядок.

Порядок в картине кроме этого может быть достигнут и за счёт организации холодных и тёплых, светлых и тёмных цветовых групп в чётко определённые пятна и массы. Предпосылкой удачной композиции является ясное и чёткое расположение и распределение главных контрастов. Совсем особое значение в организации картины имеет согласованность направлений или параллелей. С их помощью могут быть связаны между собой самые разные изобразительные группы. Когда цвет используется как масса или пятно, он может быть усилен посредством так называемых «перемещений». Красный и зелёный цвет образуют две массы, которые могут быть внедрены одна в другую, и если часть красного перемещается на зелёный, то и часть зелёного должна войти в красное. Главное, чтобы эти перемещения масс и пятен не разрушали ни друг друга, ни основного замысла.

Столь же важно решить, должна ли цветовая форма быть статичной, динамичной или свободно парящей. Так, одна форма может свободно парить в пространстве и не быть ничем связанной. Подобная же форма может быть «прикреплённой» слева и справа к краям картины, или к верхнему, или нижнему её краю, или сразу к обоим. Это «прикрепление» называется «растяжением» цвета или формы. В настенной живописи этот приём имеет важное значение для стабилизации композиции. И это особенно заметно во фресках Джотто. Та же самая устойчивость может быть достигнута и за счёт подчёркивания вертикалей или горизонталей внутри любой свободной формы. Эти акценты, благодаря их параллельности краям картины, также обеспечивают чувство устойчивости. Построенные по такому принципу картины кажутся замкнутыми в себе мирами. В тех же случаях, когда подобное отчуждение нежелательно и картина должна быть объединена с окружающим миром и бесконечностью его форм и цвета, границы произведения не акцентируются и картина компонуется по возможности без акцентирования чётко выраженной направленности ограничивающих линий. Здесь было перечислено много способов создания цветовых композиций. Однако при реализации замысла поток интуитивных ощущений не должен сдерживаться строгими правилами, поскольку замыслы всегда не столь однозначны.

 

fusion-emotion.ru

Композиция @ ines-art

Статья о композиции и ее разновидностях от Филипа Страуба.

Композиция – это все! Никакое количество деталей на иллюстрации или концепция не спасет вашу работу без сильного композиционного фундамента. Композиция зарисовок окружающей среды может быть довольно сложной, так как фокус обычно не столь очевиден, как в работах с персонажами.В этом введении в композицию мы рассмотрим основные принципы, используемые, чтобы создать захватывающую и функциональную композицию, наряду с разнообразием методов .Сначала я покажу некоторые удачные примеры иконической (iconic) и формальной (formal) композиции, расскажу о правиле третей, золотом правиле и т.д. Я объясню, как сделать каждую картину успешной, и почему художник для описания сцены выбирал именно такую композицию.1

Золотое правило и правило третей. Божественная пропорция. Разделите ваш холст на трети горизонтально и вертикально, как показано на картинке. Пересечения этих линий называют «Золотой серединой» или лучшим местом, куда следует поместить основу вашего сюжета, так как здесь находится фокус вашего изображения. Золотое правило изобрели древние греки. Они были математиками в той же мере, что и ремесленниками, и пришли в выводу, что в композии должно быть определенное равновесие, чтобы она была приятна глазу. Эту они определили то, что сами называли «силовыми точками». «Силовые точки» располагались там, где линии, разделяющие холст на трети, пересекаются. Эти силовые точки назвали фокусом.Золотое правило обычно применяется и к пропорциям холста. Если вы пробежите глазами весь текст,, то заметите, что большинство представленных образов использует подобные измерения, и почти все они попадают в “золотой прямоугольник.” Сегодня золотой прямоугольник можно найти где угодно: от кредитных и телефонных карточек до книжных обложек. Золотое соотношение (соотношение длины и ширины Золотого Прямоугольника) также проявляется во многих естественных явлениях. Отношение между длиной вашего носа и расстояния от основания подбородка к основанию носа — золотое отношение. Спиральный рост ракообразных следует за золотой спиралью. Божественные пропорции — встроенное (или укоренившийся) эстетический параметр, по которому мы судим красоту.Образы ниже представляют разделение пространства, когда «золотое правило» применено к пустому холсту. В основном это — разделение линии в двух разделах, где отношение между наименьшим и наибольшим разделом идентично отношению между наибольшим разделом и всей длиной линии. Другими словами A/B = B / (A+В). Отношение — около 1/1.618. Если честно, я все еще не уверен насчет того, что все это значит, но я пользуюсь этим с самого начала и нахожу это полезным.

В начале может быть полезно оставлять сетку поверх каждой вашей работы. Ее наличие подскажет вам, где размещать важные объекты в сцене, чтобы развить композицию.

Предполагаемые формы

‘Предполагаемые формы’ (Implied Forms) являются комбинацией ‘предполагаемых линий’ (Implied Lines),они помогают сплотить рисунок. Глаз наслаждается этими интересными формами и будет рассматривать картину, чтобы изучить каждую из них. Далее текст и типовые образы демонстрируют разнообразие предполагаемых форм и подходов к композиции.

Окружность составлена из непрерывной ‘кривой’, и это круговое движение удерживает взгляд в кадре. В природе и в вещах, сделанных человеком, много окружностей. Вы можете использовать окружность очевидным способом или просто намекать на нее.

Правило третей

 

2От золотого правила произошло “правило} третей”, которое является фактически тем же самым понятием, лишь немного измененным, чтобы соответствовать точным пропорциям. Мне кажется, что ему немного легче следовать, так как оно проще по сути. Здесь мы видим правило третей в действии.

Заметьте, что главный фокус сидит непосредственно на одной из “золотых середин.” Кроме того, другие объекты размещены около других сходящихся линий (птица, например), но не прямо на них, так как это иначе они оказались бы в почти в фокусе и отвлекали бы от башни.

Есть четыре точки пересечения этих линий. Заметьте, что все «горячие точки» находятся вдали от центра кадра..

Две лучших «силовых точки» — верхняя и нижняя правые, потому что глаз «входит» в картину с нижнего левого угла, идет к центру и достигает правой ‘Золотой середины’, где прекращает смотреть на ‘Центр Интереса’.

Причина, по которой мы начинаем рассматривать изображение с нижнего левого угла заключается в том, что нас учат читать слева направо. Это – доказанный психологический факт. Когда вы в следующий раз будете в картинной галерее или музее, где выставлены работы старых мастеров, заметьте, что во многих из них «центр интереса» расположен соответственно «золотому правилу».

3

 

Выше — пример правила третей, на сей раз для вертикального холста. Очевидно, правило третей применимо к любым пропорциям холста. Заметьте, насколько опустились к центру горячие точки.

Будьте очень осторожны, не помещайте два центра интереса равной важности и выразительности непосредственно в двух золотых серединах, особенно в противоположных сторонах кадра.

Прежде всего на это будет неприятно смотреть, потому что оба глаз будет смотреть то на один, то на другой объект, запутается, и в конце концов оставит картину.

Далее рассматриваются виды предполагаемых форм…

Окружность

Вышеупомянутое изображение — очень очевидное и намеренное использование круговой композиции. Заметьте, как круговые формы, созданные драконами, также следуют за путем, ведущим ваш глаз к фокусу.

Другой пример круговой композиции! Вновь я выбрал этот тип композиции, чтобы усилить чувство движения в картине. Вы можете видеть, как глаз следует за круговыми формами через плоскость картины к фокусу. Самое интересное в этой картине то, что использовано два вида композиции – круговой и иконический.

Треугольник или пирамида

6

 

Треугольная композиция имеет ‘прочную основу’ и стабильность, а также высоту и силу. Пирамиды Египта стоят тысячи лет, в то время как другие типы твердых зданий рассыпались в пыль. На изобрежении ниже я очень обдуманно расположил формы, так что треугольная или пирамидальная композиция очевидна. Когда я начал эту картину, то просто сразу анрисовал треугольник в качестве отправной точки… ничего больше, лишь абстрактная композици. Я позволил всему вытекать оттуда, и очень быстро картина начала получать форму.

Радиусы

 

Это пересечение линий, встречающихся в центре, и расхождение линий, исходящих из него. Радиусы обычно находятся в природных объектах. А из сделанных руками человека лучшим примером являются спицы колеса.

Взгляд может пойти двумя способами, когда наталкивается на радиусы.: либо войти в область изображения, либо выйти за ее пределы. Будьте осторожны, когда используете радиусы, попытайтесь сделать так, чтобы взгляд «входил» в картину.

Крест

 

Демонстрация ‘Противодействующей силы’, которая дает картине чувство Единства и Связи. Горизонтальная линия креста будет действовать как “ограничитель’, в то время как вертикальная может действовать, как ведущая линия. Окна в большом небоскребе сформируют кресты и будут удерживать ваш интерес на здании. Крест также имеет религиозное значение, и искусное использование Креста может придать скрытое значение изображению.

«L» или прямоугольник

 

В живописи Hong Kuang мастерски использует крестовую композицию. Также можно утвержать, что в этой картине использована и «L композиция». Сильная линия поперек Можно было утверждать, что эта часть также использует “L Состав.” Сильная линия пересекает середину горизонтальной, формирует крест телами персонажей.” Мрачное выражение лица и сюжет демонстрируют способность опытного художника использовать символическую композицию, чтобы картине заговорить.

Daryl Mandryk успешно комбинирует крестовую композицию с иконической.. Это – обычный выбор композиции для героизма и комиксов. Художники, рисующие фэнтази, такие, как Brom и Frazetta регулярно используют в работе этот тип композиции.

Создает привлекательную «рамку». Может использоваться для выделения важных объектов. Часто это рамка в пределах рамки.

Дерево с нависающей ветвью в ‘правильной’ стороне картины сформирует ‘Прямоугольник’ и поможет выделить главный объект изображения. Таким образом вы сделаете центр интереса очевидным.

Ромб

 

Некоторые теоретики искусства утверждают, что самая важная информация в картине должна быть помещена около центра плоскости картины. Некоторых это запутывает, так как противоречит главным принципам «золотого правила». Вообще иконическая композиция может быть использована для изображения предмета определенным способом. Иконическая композиция или “Формальное Подразделение” лучше всего применяется к объектам величественного или религиозного характера. Этот стиль композиции часто использовался в прежние времена, и много превосходных картин были созданы с ним. Обычно иконическая композиция используется для изображения символических, героических и религиозных сюжетов

Я взял на себя смелость разлиновать некоторые из этих образов, чтобы показать разделение простанства в этом виде композиции. Это — техника, используемая многими иллюстраторами для разделения пространства и фокуса при создании картины. Известный художник Andrew Loomis потрясающе владел этой техникой, и его книга «Creative Illustration» хороший тому пример (см. далее).

Заметьте, что, в то время как фокус немного не в центре, все сходящиеся линии приводят к центру интереса. Кроме того, заметьте, как голова фигуры сидит непосредственно в ромбовидной форме под линиями, которые я создал. Также нужно отметить, что я выбрал эту композицию, чтобы усилить королевский и героический вид персонажа.

Tong Wu отлично использует здесь иконическую композицию ! Заметьте, что песронаж снова находится почти в центре холста. Я разбил пространство на меньше доли, чтобы вы увидели, что художник уравновесил все части изображения.

Заметьте, что вершина правого угла – почти зеркальное отображение вершины левого. Почти все противополжные доли подобны! При создании композиции необязательно дублировать стороны точно, но все должно быть уравновешено.

Хитрости и советы

Итак, имеется множется способов разделить пространство, когда вы мысленно представляете изображение и начинаете рисовать его.

Так как большинство художников, изображающих окружающую среду, работает в индустрии развлечений, вероятно, вас будут просить создать кинематографические моменты или “незабываемые моменты”, использующие окружающую среду как сцену.

Вы захотите использовать ваш композиционный талант, чтобы вести глаз зрителя и заставлять его чувствовать, что он находится в самой сцене. Самая важная вещь, которую вам следует всегда помнить – это ясный и динамический фокус.

Без места, где глаз зрителя сможет отдохнуть, изображение будет испытывать отсутствие воздействия и не сможет удержать внимание вашей аудитории. Это работа концептуального художника – визуализировать то, что нельзя создать в действительности. Есть несколько кинематографических уловок, с помощью которых можно заставить вещи казаться более динамическими.

Динамическая композиция

16

Иногда все, что требуется, чтобы добавить частичку драмы вашей композиции — простой наклон камеры. В наклоненном направо изображении зритель действительно чувствует, что он — часть действия. Такой подход особенно полезен, когда вы пытаетесь изобразить действие в вашей окружающей среде.

Некоторые из лучших концептуальных художников в промышленности используют эту технику. Проверьте любое из изображений, которые Ryan Church www.ryanchurch.com/ создал для Эпизодов 1, 2, и 3.

Использование перспективы

17

 

Сегодня многие художники используют перспективу как инструмент, чтобы создать динамическую композицию, которая сразу вела бы взгляд к фокусу.

В рисунке выше вы заметите, что я использовал многие объекты, искаженные перспективой, чтобы увести взгляд зрителя как можно глубже. К тому же я немного наклонил камеру, чтобы добавить движения.

ineska.com

Вертикальная композиция

28.12.2013

Атриум жилого дома на ул.Конная. Аппарат: Sony A77 Объектив: Tokina 116 Диафрагма: f8 Чувствительность: ISO100 Выдержка: 1/250 сек. Фокусное расстояние:11 мм.

Сегодня поведаю вам о съёмке вертикальных кадрах,которые придают снимкам композиционной интересности и отличаются простотой реализации.Часто начинающим фотографам не хватает фантазии при построении композиции,мешают клише,которые им вбили на курсах фотографии,привычка визировать в видоискатель фотокамеры,которая очень сильно ограничивает те ракурсы,которые возможны при визировании в режиме "LiveView" по откидному дисплею. В этой статье пойдёт речь только о кадрах,сделаных описываемых мною способом визирования по дисплею с 3-мя степенями свободы вращения.Эта функция к примеру великолепно реализована на камерах Sony A77 и Sony A99.

Атриум БЦ "ATRIO" Аппарат: Sony A77 Объектив: Tokina 116 Диафрагма: f8 Чувствительность: ISO200 Выдержка: 1/40 сек. Фокусное расстояние:11 мм.

Я всегда проезжая по городским улицам,выискиваю взглядом дома,в которых имеются атриумы. Очень уж интересными получаются кадры,сделанные в них.Вообще всегда стараюсь включать воображение и крутить головой во всех плоскостях,чтоб увидеть такие ракурсы,которые позволят получить запоминающиеся фотографии и "WOW" эффект у зрителей. Порой такие кадры с обычными зеркальными камерами сделать либо проблематично,либо невозможно по всем понятной причине: При визировании через видоискатель пентапризмы классических зеркалок,чтоб сделать строго вертикальный кадр без завалов,со строгим центром оси снимаемого объекта,нужно либо делать как минимум несколько "пристрелов" или пробных кадров,чтоб удостовериться в правильности выставленных параметров для конкретной снимаемой сцены,либо снимать наугад в надежде на то,что получится хотя бы один кадр.Не всегда у вас будет время,чтоб успеть сделать даже пару кадров до того,как к вам подойдут дядьки из службы безопасности и настоятельно предложат прекратить съёмку. Потому как человек,стоящий с запрокинутой назад на 90 градусов головой и снимающий потолок,сразу привлекает к себе внимание )) Очень уж они не любят фотографов,как всем известно!  

При визировании же через экран в режиме "LiveView" вас хватит всего несколько секунд,чтоб построить вертикальную композицию со 100% контролем площади кадра и при необходимости подкорректировать параметры выдержки и диафрагмы. Этого вполне обычно хватает на то,чтоб сделать единственный,но верный кадр,до того момента,пока к вам будут подкрадываться охранники и задавать вопросы о наличии разрешения на съёмку. Я именно так всегда и снимаю ))

Атриум БЦ "Т4" Аппарат: Sony A77 Объектив: Tokina 116 Диафрагма: f8 Чувствительность: ISO100 Выдержка: 1/125 сек. Фокусное расстояние:11 мм.

Вид на боковой фасад БЦ "ЛЕТО". Аппарат: Sony A77 Объектив: Tokina 116 Диафрагма: f9 Чувствительность: ISO100 Выдержка: 1/30 сек. Фокусное расстояние:11 мм.

Вид на боковой фасад БЦ "ЗИМА" Аппарат: Sony A77 Объектив: Tokina 116 Диафрагма: f8 Чувствительность: ISO200 Выдержка: 1/60 сек. Фокусное расстояние:11 мм.

Также "вертикальное" кадрирование позволяет снимать довольно таки абстрактные по содержанию кадры,либо конструкции,которые  только при описаной компоновке кадра вызывают интерес от созерцания у людей видящих например эти архитектурные сооружения каждый день. Часто бывали случаи,когда человек,работающий в здании и наблюдающий его каждый день не мог понять как сделан кадр и спрашивали,не дорисовал ли я чего в фотошопе )) Приходилось пальцем показывать где именно и как я сделал фото, а в фотографии я предпочитаю реализм фотошопинизму,так как не люблю когда кое-как сделаный кадр,потом дорисовывают в фотошопе...

Конструкция труб вентилляции в ЖК "Diadema DeLux" на Крестовском. Аппарат: Sony A77 Объектив: Tokina 116 Диафрагма: f9 Чувствительность: ISO100 Выдержка: 1/125 сек. Фокусное расстояние:11 мм.

Боковой атриум Российской Национальной библиотеки на Московском проспекте. Аппарат: Sony A77 Объектив: Tokina 116 Диафрагма: f5.6 Чувствительность: ISO100 Выдержка: 1/100 сек. Фокусное расстояние:11 мм.

Коллонада Александровского дворца. г.Пушкин. Аппарат: Sony A77 Объектив: Tokina 116 Диафрагма: f8 Чувствительность: ISO200 Выдержка: 1/60 сек. Фокусное расстояние:11 мм.

Средняя оценка

Ваша оценка

1 голосов

5

Ваша оценка 0.0

www.archrevue.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта