Картина утро кустодиев


История любви-история борьбы .Борис Михайлович Кустодиев....

12:02 am - История любви-история борьбы .Борис Михайлович Кустодиев....Я уже как-то писала, с каким трепетом отношусь к этой картине художника Кустодиева, написанной им в далеком 1904 году в Париже. Знаменитое "Утро", изображающее молодую жену с маленьким сыном...На долю художника выпала нелегкая судьба..Если честно, творчество Кустодиева, поражающее своей пестротой и многостильностью, долгое время ассоциировалось у меня с кичем.....До той поры, пока я не прочла его биографию...Естественно этот пост о женщине...Борис Кустодиев Утро. 1904 Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года и был четвертым ребенком в семье преподавателя в гимназии Михаила Кустодиева, вскоре умершего от скоротечной чахотки. Рисовать Борис начал относительно рано – едва ему исполнилось пять лет, и хотя практически сразу у него получались вполне приличные рисунки, но все равно мама относилась к его увлечению по принципу: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало»… А дитя подросло и продолжало изводить краски. И тогда Екатерина Прохоровна решила показать сыну настоящее искусство, тем более, что в 1887 году в Астрахань добралась выставка художников-передвижников. Полотна Репина, Шишкина, Поленова, Сурикова произвели на мальчика такое впечатление, что он объявил во весь голос: «Буду художником!».Возвращаясь в детство будущего художника, нельзя не отметить, что ему в чем-то повезло: в Астрахани тогда работал выпускник Петербургской академии живописи П.А. Власов. Будучи учителем Астраханской гимназии, П.А. Власов организовал рисовальные классы, многие выпускники которых стали затем профессиональными художниками. Впрочем, некоторые исследователи говорят, что Власова звали несколько иначе, и учился он в Москве, а не в Петербурге. Сути дела это не меняет.В 1896–1903 годах Кустодиев учился в мастерской Ильи Репина в Петербургской Академии художеств. Портрет Ю.Е.Прошинской 1901Но возможно, талант бы не расцвел таким пышным цветом и мы бы не узнали величественного художника Кустодиева, если бы не Юлия Евстафьевна Прошинская, с которой он познакомился осенью 1900 года во время поездки в Костромскую губернию. 8 января 1903 года она стала верной спутницей художника. Они полюбили друг друга едва ли не с первого взгляда, но, как признавался потом сам Кустодиев, если бы не было этой любви в его жизни, вряд ли бы его душа так развернулась, краски были бы тусклыми, а формы не такими мягкими и округлыми. В октябре 1902 года Борис получает золотую медаль, звание художника и право на пенсионерскую поездку за границу и по России сроком на один год. В декабре 1903 года молодые супруги с новорожденным сыном Кириллом отправляются в Париж, а потом в Испанию. При этом жизнь Юлии Евстафьевны была все же тяжела: начиная со смерти 11-месячного сына и заканчивая тяжелой болезнью мужа. Но начиналось все очень хорошо. У молодых родились сын Кирилл и дочь Ирина, причем Борис Михайлович носил дочь в корзинке для грибов в лес для того, чтобы она сызмальства могла проникнуться красотой русской земли, а 5-летнему сыну на полном серьезе объяснял, чем отличаются кучевые облака от перистых…Photobucket В 1910 году Кустодиев понял, что давние симптомы диких болей в позвоночнике и руке усиливаются с каждым днем. Он приезжает в Швейцарию и оказывается на больничной койке. Именно тогда его мучают такие сильные боли, что Борис Михайлович не в силах даже спать. И диагноз знаменитого врача Германа Оппенштейна неутешителен: опухоль в спинномозговом канале. Без сложнейшей операции не обойтись. Но и она только чуть приглушила боль. Рука по-прежнему болит, особенно по утрам. Но это не останавливает художника: стиснув зубы, он по-прежнему пишет. После повторной операции в 1916 году у Кустодиева развился необратимый паралич нижней части тела (когда врачи поставили Ю. Е. Кустодиеву перед выбром - что сохранять: руки или ноги? - она тут же ответила: "Конечно, руки. Он - художник, и без рук жить не сможет"). С тех пор, по собственным словам Кустодиева, "его миром стала его комната". Но еще - память, воображение. Он говорил: "Картины в моей голове сменяются, как кино".

Именно в это время он пишет те праздничные, жизнелюбивые картины, по которым его по преимуществу и знают. На полотнах появляются пестрая провинциальная жизнь, праздники, знаменитые кустодиевские купчихи и красавицы. Художник устремленно творит фантастический и ностальгический мир, который - странным образом - глядится реальнее окружающей действительности.

А художник был почти беспомощным. Что было в его силах в это смутное и голодное время? Только одно рисовать. И он когда в кресле-каталке, когда лежа, превозмогая страшные боли, снова и снова брался за кисть. За создаине агитационных плакатов и советских лубочных картинок полагались продуктовый паек, уголь и дрова. Последние месяцы, что оставались ему на земле были уже не жизнью, а умиранием. Умирал 49-летний молодой человек: неподвижные ноги, прошиваемые адской болью, высохшая, совсем ослабевшая рука, из которой падал карандаш. Она была рядом. ДО КОНЦА..."Я терпелива..."Солнечным майским днем 1927 года вся семья Кустодиевых выбралась на прогулку за город. К вечеру у художника поднялась температура. Он умер на следующий день от скоротечного воспаления легких. Он умер 26 мая 1927 года - буквально в работе. Этой работой был эскиз задуманного им триптиха "Радость труда и отдыха". Гримаса судьбы - за десять дней до смерти Кустодиеву сообщили, что советское правительство разрешило выехать ему за границу на лечение и выделило на эту поездку деньги...Б.Кустодиев за работойТоварищи-художники сконструировали для него специальный мольберт - навесной. Картину укрепляли горизонтально, и ее можно было передвигать взад и вперед. Таким образом в поле зрения обездвиженного художника попадал то один, то другой кусок полотна. Так он и работал. Юлия Евстафьевна с помощью кресла-каталки вытащила мужа из постели и постепенно он сам стал в пределах дома передвигаться и управляться. Но в любое мгновение он твердо знал: она, его милая Юлинька, всегда где-то недалеко, рядом. По совету жены к его креслу приделали небольшой столик и он рисовал...

Юлия Прошинская

Юлия Прошинская училась в школе Общества поощрения художников, много читала. Все в этой девушке молодому художнику казалось необычным и значительным. Рожденная в польской семье, она рано осталась без отца и подобно пушкинской Татьяне, "в семье своей казалась девочкой чужой". Мать, оставшаяся без средств уделяла мало времени детям и Юлию взяли на воспитание сестры Грек из богатой семьи обрусевших англичан. Окончила (в 1898) Александровское училище при Смольном институте. Повзрослев, она служила в Петербурге машинисткой, чтобы хоть как-то заработать на жизнь.Борис Кустодиев Портрет Ю.Е. Кустодиевой. 1903Уже через несколько дней художник задумал написать ее портрет. Рисунок готов и был подарен позировавшей Юлии. И ей показалось, что это не просто портрет, а робкое признание и надежда. Так оно и было...

Он открыл для себя в Кинешме "вторую родину". Здесь он построит дачу и назовет ее "Терем" и проведет самые счастливые свои дни. Подруга Юлии Елена Полевицкая, позже ставшая известной актрисой, оставила портрет Кустодиева того времени: "Это был молодой человек среднего роста, нежного сложения, блондин, с мягкими, легкими, слегка рыжеватыми волосами, с белой кожей лица и рук, со здоровым румянцем на щеках. Расцветка радужной оболочки его глаз была интересна тем, что сероватый тон ее не смешивался с желтоватым - они лежали рядом, что создавало впечатление искорок, которые тем ярче вспыхивали, чем веселее был Борис Михайлович. Характер у него был мягкий, склонный к незлобливому юмору, к радостному, заразительному смеху."

Борис Кустодиев Портрет Ю.Е. Кустодиевой с дочерью Ириной. 1908

Однажды Борису Михайловичу заказали выполнить иконы для одной из церквей под Астраханью. Художник написал богоматерь с жены, а ее младенца - со своего долгожданного сына Игоря. Видевшие икону вспоминали, что всегда грустные глаза Юлии Евстафьевны на этот раз были особенно печальны и так же пронзительно с иконы смотрел мальчик. В одиннадцать месяцев малыш заболел менингитом и умер в страшных мучениях. А болезнь художника прогрессировала. Юлии Евстафьевне пришлось научиться быть сиделкой, сестрой милосердия, нянькой, добытчицей, кухаркой и первой помощницей для больного художника. "Знай, что ты не одна и твое здоровье и ты сама нужны еще многие годы для человека, который тебя любит и видит в тебе ту, которую ему послала судьба!" - писал ей когда-то Кустодиев. Слова оказались пророческими

Ирина Кустодиева. 1906

Елена Плевицкая:  "По ночам он кричит от боли, а за утренним завтраком - до отъезда в театр - рассказывает нам с мужем, что его мучит один и тот же кошмар: черные кошки впиваются ему в спину раздирают позвонки. " Портрет жены художника 1909

Портрет Ю.Е.Кустодиевой. 1915

У окна. Портрет И.Б.Кустодиевой. 1910

На террасе. (1906) Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород * Картина "На террасе" написана в доме художника "Терем". Изображены: Кустодиев, его жена, дочь и сын, сестра с мужем (А. М. и В. А. Кастальские), няня. В 1925 холст был перевернут и на его обратной стороне написана картина "Русская Венера"</center></div>

Борис Кустодиев Портрет Ю.Е. Кустодиевой. 1920

Кустодиевы Б.М., Ю.Е., И.Б., К.Б. (1920) Кустодиев Кирилл Борисович (сын художника), Кустодиев Борис Михайлович (художник), Кустодиева Ирина Борисовна (дочь художника), Кустодиева Юлия Евстафьевна (жена )

Портрет Ю.Е.Кустодиевой 1922

Портрет К.Б.Кустодиева. 1922 Портрет Ю.Е.Кустодиевой 1925

PhotobucketГ. Верейский Портрет Ю.Е.Кустодиевой 1925Юлия Евстафьевна умерла в 1942 году, в суровые дни Блокады. Ее образ остался навсегда в портретах замечательного художника - Бориса Михайловича Кустодиева.Могила  Б. М. Кустодиева  в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры (Некрополь мастеров искусств).

информация отсюда,отсюда и отсюда

pheonae.livejournal.com

Василий Суриков: "О Кустодиев, Кустодиев, его имя страшно успокоительно действует на душу".

Мало кому столько доставалось от художественной критики и коллег-живописцев, сколько Кустодиеву. Футуристы ругали мастера за то, что он никак не может перервать пуповину, связывающую его с Репиным, и поэтому все "оглядывается на передвижников". Декаденты считали его искусство "безнадежно ортографическим", "Солидные" критики из больший печати десятых годов называли работы Кустодиева "Лубочными". А в 20-е годы молодые критики, освоившие приемы вульгарное социологии, повесили на живописца ярлык "последнего певца купеческо-кулацкой среды".

Кустодиев довольно спокойно относился к подобным выпадам в свой адрес. Художник работал, невзирая не хулу и брань, хотя читать о себе ежедневно всякую пакость, неприятно и досадно. А в двадцатых годах такие ярлыки, как "певец купцов", принесли еще и дополнительные неприятности. О Кустодиеве просто забыли. Как впрочем, "забыли" Нестерова, Васнецова и других мастеров русской живописи.

Вербный торг у Спасских ворот, 1917

Октябрь в Петрограде, 1917

Портрет графини Грабовской, 1917

Портрет Георгия Вереского, 1917

Набросок, 1917

Купец, 1918

В Тереме (Мой дом), 1914-1918

Портрет Ф.Ф.Нотгафта (Коллекционер), 1918

Из письма Кустодиева В.Лужскому. 4 января 1918г."...Что Вам написать про наше житье? Кажется, нечего. Я, вроде как бы в одиночном заключении пребываю; все дни как один, разнообразятся только тем, дают нам электричество или нет — больше сидим во тьме или с керосиновыми лампами. У заключенных хоть прогулки бывают, а у меня и того нет. Работаю, работаю и работаю. Дети в школу не ходят — праздники, а затем забастовка школьная — правда, до Учредительного Собрания, но, видимо, и дальше. Все и вся пребывают в каком-то непрерывном ожидании, что завтра это должно кончиться, наступает это завтра — ничего нет, тогда ждут еще завтрашнего дня и т. д. Тоска! — Истосковался по людям — и особенно по театру. Как досадую, что не в Москве живу, уж я бы хоть как-нибудь, а уж добрался бы до театра и посмотрел всех Вас..."

Купчиха за чаем, 1918

Портрет И.Б.Кустодиевой, дочери художника, 1919

В Ереване скончалась мать художника — Екатерина Прохоровна Кустодиева.

Лыжники, 1919

Купец в шубе, 1920

Булочник, 1920

Продавец ковров (Татарин), 1920

Купчиха с зеркалом, 1920

Женский портрет, 1920

Портрет И.И.Бродского, 1920

Портрет Марфы и Марины Шаляпиных, 1920

Портрет Ю.Е.Кустодиевой, 1920

Матрос и милая, 1920

Большевик, 1920

Купание, 1921Из письма к дочери. 29 июля 1921 г. "Милая Иринушка, не знаю, почему ты жалуешься, что не получаешь наших писем, мы тебе очень часто пишем... Об «импрессионистах» у меня особой книги не было, есть кое-что в журналах в большом шкафу; в шкафу же карельской березы ты не ищи и вообще его не открывай, там все табак, папиросы и каталоги....Целую тебя и советую переменить твое пессимистическое настроение на радостное, оптимистическое, так как изучать импрессионистов и быть печальной нельзя, ибо импрессионизм — весь солнце, радость, движение — а это все как раз дает радость и бодрость. Это явление в живописи как раз и было протестом против черных, скучных, безрадостных картин до него. Из темных пыльных мастерских картину вынесли на природу, на свет, стали прямо писать настоящее солнце, с живого солнца — залили картины светом и радостью. И сами они всегда производят впечатление этой радости жизни, радости от случайно упавшего луча солнышка, рефлекса зелени на обнаженном теле, синего неба, красного заката, когда все кругом окрашивается в красный цвет и предметы теряют свой обычный вид, кажутся, дают впечатление (impression) необычное, некаждодневное."

Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого, 1921

Портрет Ф.И. Шаляпина, 1921

"Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, - вспоминает Шаляпин, - Но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве... Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе и нельзя назвать, как героической и доблестной. "

Портрет Ф.И. Шаляпина, 1921

Портрет Петра Капицы и Николая Семенова, 1921

"КУСТОДИЕВ - весьма демократически настроенный и по-своему великий художник, думается - крупнейший из мастеров живописи, имеющийся сейчас в России. Знаю, что в последнее время страшно бедствовал. Когда это было доведено до моего сведения - я принял все меры к улучшению его положения, не знаю, достаточны ли они. Всегда был демократом с эсеровским налетом, как теперь - не знаю".(Письмо А.В.Луначарского Н.П.Горбунову об ученых от 9 марта 1921 г.)

Весна, 1921

Купальщица, 1922

Портрет скульптора и архитектора И.С.Золотаревского, 1922

Портрет артиста И.В. Ершова, 1922

Портрет Кирилла Борисовича Кустодиева, сына художника, 1922

Из письма Кустодиева к Е.Лансере. 22 апреля 1922 г."Все наши домашние шлют Вам привет. Дети очень выросли, сын поступил в Академию художеств, но учиться там почти нельзя, холодно, а профессора до сих пор еще спорят о системе преподавания и никак не решат, что нужнее — писать ли природу так, как видишь, или как хочет ее видеть Кузьма Сергеевич Петров-Водкин".

Портрет Марии Николаевны Рязанцевой, 1922

Купчиха, пьющая чай.1923.

Портрет М.Д.Шостакович, 1923 (сестра Дмитрия Дмитриевича Шостаковича)

12 ноября — 22 декабря находится в хирургической клинике 2-го Московского университета, где 17 ноября профессор Ферстер делает ему операцию.

И письма Кустодиева его дочери 18 июля 1923 г из санатория Дома ученых в Гаспре:"...Этюдов еще не писал, рисую портреты и заказной один молодой еврейской дамы. Как кончу (она едет на этих днях домой), так начну писать красками. Правда, я еще так себя чувствую слабым, что писать красками меня очень может утомить, и вот я до сих пор все... откладываю. Не знаешь, что это произошло с Шостаковичами — они еще не приехали, мы ждали их в субботу и воскресенье, когда они должны были быть уже здесь, как было сообщено в их телеграмме. Если бы они отложили день отъезда, они бы дали знать. Не случилось ли что в дороге? А мама наняла им комнату уже недели полторы назад. Здесь сейчас хорошая музыка, у нас пианист Игумнов из Москвы и Павел Минаев — баритон Большого театра из Москвы, обоих я нарисую. Сделал портрет Шаронова..."

Портрет Евгения Замятина, 1923

Портрет артистки Т.В. Чижовой, 1924

Москва. Красная площадь. Без даты.

Портрет артистки Надежды Ивановны Комаровской, 1925

Портрет Ю.Е.Кустодиевой, 1925

Портрет И.Б.Кустодиевой, дочери художника, 1926

Портрет Петра Леонидовича Капицы, 1926

Портрет В.Я Шишкова, 1926

1927 г. Кустодиеву предоставлена правительственная субсидия, и по постановлению Особой комиссии при СНК СССР, он направляется для лечения в Берлин. 5 мая, после поездки в г. Пушкин у Кустодиева начинается воспаление легких. 26 мая, в 11 часов вечера, Борис Михайлович скончался. Ему было 49 лет.Незадолго до смерти он просит посадить на его могиле березу и не ставить надгробную плиту.

n-efremenko.livejournal.com

Борис Михайлович Кустодиев

БОРИС МИХАЙЛОВИЧ КУСТОДИЕВ

 

В русской и мировой живописи Борис Ми­хайлович оставит глубокий и яркий след как несравнимый изобразитель русского быта, вер­нее, праздничного быта России.

К. Петров-Водкин

Б. М. Кустодиев, автопортретБори́с Миха́йлович Кусто́диев (23 февраля ( 7 марта ) 1878, Астрахань — 26 мая 1927, Санкт-Петербург) — русский художник.

«Много я знал в жизни интересных, талантли­вых и хороших людей, но если я когда-либо ви­дел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве, - писал Федор Иванович Ша­ляпин. - Все культурные русские люди знают, какой это был замечательный художник. Всем известна его удивительно яркая Россия, звеня­щая бубенцами и масленой... Все его типические русские фигуры, созданные им по воспоминани­ям детства, сообщают зрителю необыкновенное чувство радости. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника такой веселой меткостью рисунка и такой аппетитной сочно­стью краски в неутомимом его изображении русских людей... Но многие ли знали, что сам этот веселый, радующий Кустодиев был физиче­ски беспомощный мученик-инвалид? Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической, доблестной».

Кустодиев родился в Астрахани. Семья была небогатая, а после смерти отца и вовсе попала в нужду. Чтобы воспитать, поставить на ноги четве­рых детей, матери будущего художника прихо­дилось много работать. Шить на заказ, вышивать, играть на рояле в богатых домах.

Мальчик рос наблюдательным. И было на что смотреть - яркие впечатления окружали со всех сторон. Взять, например, красочный быт купца Догадина - семья Кустодиевых снимала скром­ный флигелек, расположенный во дворе его дома. И на улицах родного города впечатлений хоть отбавляй! Пестрые витрины магазинов, торгую­щих восточными товарами, яркие вывески натюрмортного и жанрового характера, исполнен­ные мастерами из народа, шумные астраханские базары с толпой инородцев в красочных нарядах, своеобразная живописность праздничных служб в многочисленных церквах и мечетях города, оживленная жизнь пристаней и многое другое.

В семье Кустодиевых любили музыку. Мать, Екатерина Прохоровна, играла на рояле, пела вместе с няней задушевные русские песни. Бу­дущий художник тоже вскоре стал неплохо иг­рать на рояле и петь. Восторженную любовь к музыке Кустодиев сохранил на всю жизнь. Мальчик много читал, и любовь к книге он то­же пронес через годы.

Но главным его увлечением, настоящей стра­стью было рисование. Увлечение это стало все­поглощающим после того как Боря побывал на выставке передвижников, устроенной в Астраха­ни в 1887 году. Она заворожила девятилетнего зрителя, в значительной степени определила его судьбу.

Вскоре в Астрахань переселился воспитанник Академии художеств талантливый педагог Павел Алексеевич Власов. Пятнадцатилетний Кустодиев начинает брать у него уроки рисования и жи­вописи. В письмах к сестре он неизменно сооб­щает:«Теперь все свободное время я употребляю на рисование...» Более двух с половиной лет увле­ченных занятий многое дали Кустодиеву. Он овладел первоначальными профессиональны­ми навыками, привык к серьезной работе, без которой не бывает художника.

В 1896 году Кустодиев уезжает в Петербург и поступает в Высшее художественное училище при Академии художеств. Через два года его пе­реводят в мастерскую Ильи Ефимовича Репина. Занятия в ней имели огромное значение для Ку­стодиева. Прославленный учитель высоко ценил дарование молодого художника. Он пригласил его участвовать в работе над грандиозной карти­ной «Торжественное заседание Государственного совета».

И позже Репин будет пристально следить за творчеством бывшего своего ученика. В 1912 го­ду он так отозвался о художнике:

«На Кусто­диева я возлагаю большие надежды. Он худож­ник, любящий искусство, вдумчивый, серьезный, внимательно изучающий природу. Отличитель­ные черты его дарования: самостоятельность, оригинальность и глубоко прочувствованная на­циональность... »

В самом начале века Кустодиев пишет ряд превосходных портретов. Эти работы говорят о пристальном внимании художника к внутренне­му миру человека. В то же время молодой Кусто­диев стремится сблизить портрет с жанровой кар­тиной, включая в него детали характерной об­становки.

Б. Кустодиев. Утро. Масло. 1904.

Осенью 1903 года за конкурсную картину «Базар в деревне» Кустодиев был удостоен зва­ния художника и права поездки за границу. Вскоре вместе с семьей он отправляется во Францию. Побывал художник и в Испании, где увлеченно копировал произведения великого Веласкеса. В Париже было написано «Утро» - портрет же­ны, купающей маленького сына. Утренний свет, льющийся в окно, ласково озаряет их фигуры. Эта картина - проникновенный рассказ о беззаботном детстве, о солнечном утре жизни.

Кустодиев любил изображать детей. Чисто, доверчиво смотрят они на нас с его картин. Ра­боты эти, отмеченные доброй улыбкой художни­ка, отличаются глубоким проникновением в дет­скую психологию.

Овладев завидным мастерством, получив все­общее признание как художник прославленной репинской школы, Кустодиев не останавливается на достигнутом. Неустанно, нередко мучительно ищет он свой собственный стиль в искусстве.

В 1915 —1916 годах Кустодиев создал такие выдающиеся произведения, как «Девушка на Волге», «Красавица», «Купчиха», «Московский трактир», три варианта «Масленицы», наполнен­ные любовью к Родине, оптимизмом и радостью бытия. С чарующей живописной силой раскрыл в них художник чертъ! русского характера - ве­личавое достоинство, цельность и широту нату­ры, душевную чистоту. Эти картины характери­зуют расцвет неповторимого, глубоко националь­ного его творчества, впитавшего задушевную красоту родной природы, декоративность кресть­янского искусства, подлинно народные представ­ления о красоте.

Б.Кустодиев. Масленица. Фрагмент. Масло. 1916

Вот прославленная «Масленица» — пленитель­ная и яркая, почти сказочная картина веселого зимнего праздника. С катаньем на расписных са­нях, с гуляньем под гармошку парней и девчат, с ребячьей игрой, с шумной толпой у балагана и непременной каруселью — широкая русская мас­леница! Смотрите внимательно — и вы увидите не только изумрудно-зеленое небо и окрашенные заходящим солнцем желто-розовые облака, но и захватывающе красивый отблеск на снегу, на крышах домов, на куполах церквей. Городок словно подернут легким туманом, какой бывает только в хороший мороз. Но взгляните на весе­лые румяные лица — люди увлечены гуляньем не скоро еще они соберутся домой, в тепло.

Бодростью, энергией, огромной жизненной силой веет от полотна. Трудно поверить, что со­здавал его тяжелобольной человек. Да, неизлечи­мая болезнь позвоночника приковала 38-летнего художника к креслу на колесиках. Для многих, вероятно, это обстоятельство стало бы роковым. Но светлую натуру Кустодиева оно не переме­нило. Превозмогая себя, создавал художник про­изведения, которые учили любить жизнь, ра­доваться ей, как празднику, восхищаться ее веч­ной красотой!

...Революцию Кустодиев принял радостно, с открытым сердцем. Горячо откликнувшись на ре­волюционные события 1905 года, он помещает в сатирических журналах «Жупел» и «Адская поч­та» ряд острых рисунков, бичующих царских са­новников, создает несколько значительных про­изведений, среди которых картины «Манифеста­ция» и «Демонстрация у Путиловского завода». В февральские дни 1917 года художник подолгу наблюдает из окна квартиры за жизнью вски­пающей красными флагами улицы. Вскоре он создает яркое историческое полотно «27 февраля 1917 года».

После Великой Октябрьской социалистиче­ской революции Кустодиев одним из первых сре­ди ведущих мастеров изобразительного искусства ставит свое творчество на службу победившему трудовому народу.

19 июля 1920 года, в день открытия II конгресса Коминтерна, Кустодиев на предоставленном ему автомобиле объезжает праздничные улицы города. Любуется красочным зрелищем, делает многочисленные зарисовки. Позже он выполнил три рисунка для альбома, посвященного конгрессу, написал большие картины «Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна», «Ночной праздник на Неве».

На первой из них - праздничная Дворцовая площадь Ленинграда. Радостные, возбужденные, красными флагами и транспарантами проходят по ней демонстранты. Подобные сюжеты были особенно близки Кустодиеву, влюбленному в яркое многоцветье, горячее бурление жизни. Они давали простор искусству композиции, которым художник владел в совершенстве, позволяли снова и снова изображать радующихся людей. В картине много того, что можно назвать типично кустодиевским: лиц, типажей, целых сценок. Вот одна из них. У подножия знаменитой колонны, взобравшись на сиденье автомобиля, дирижер руководит хором красноармейцев. Привлеченные пением, сгрудились вокруг люди: одни подпевают, другие слушают, третьи просто так глазеют, но всем интересно, всем весело!.. В этой картине художник вновь изобразил праздничный быт народа. Только на этот раз быт новый, складывающийся, советский.

В 1921 году был создан замечательный портрет Шаляпина. Он явился как бы синтезом достижений Кустодиева - портретиста и мастера жанровой картины. Монументальная фигура про­давленного артиста дана на фоне яркого масленичного гулянья — этим художник подчеркивает народные истоки могучего таланта певца.

В том же году созданы и 23 акварели «Русские типы» («Русь»). Они составили своеобразную галерею типов уходящей России. Ярких, характерных. С этого времени и до последних дней жизни художник много работает в области графики. Он иллюстрирует детские книги, в том чис­ле о Ленине, создает плакаты, календарные стен­ки, рисунки на почтовой бумаге.

Природа наделила Кустодиева поразительно острым глазом и изумительной зрительной па­мятью. С самого раннего детства он умел не только смотреть, но и видеть то, чего не замеча­ют другие. И не только видеть, но и запоминать увиденное на всю жизнь, часто до мельчайших подробностей. Потом он мог «свободно распоря­жаться своим материалом, работать легко и сво­бодно без натуры». Подобное «накопление мате­риала только и может дать здоровую жизненную почву для настоящего искусства композиции» — эти слова художника раскрывают секрет его творческого метода.

После революции Кустодиев продолжает тво­рить, постоянно обращаясь к воспоминаниям детства. Он создает радостные, проникнутые свет­лым чувством произведения, рассказывающие о жизни маленьких приволжских городков. Одно­временно художник пишет ряд картин, в кото­рых любование красотой прежнего купеческого быта соседствует с тонкой иронией.

Незадолго до кончины Кустодиев создает од­но из самых значительных своих произведений -«Русскую Венеру» (1925—1926). С лукавым вы­зовом изобразил он здесь русскую женщину —прекрасную, счастливую, задорную. Готовую со­перничать со всеми Венерами, известными в ми­ровом искусстве.

Творческий  диапазон  Кустодиева  удивительно широк. Блестящий живописец, он хорошо из­вестен как мастер портрета, жанровой картины и пейзажа, почти всегда обогащенного присутстви­ем человека. Его многочисленные рисунки, книж­ные иллюстрации, работы в области прикладной графики имеют большую художественную и по­знавательную ценность. Много и плодотворно работал художник для театра, успешно пробовал силы в монументальном и оформительском искусстве. Нельзя, наконец, не отметить значи­тельную работу в области скульптуры.

В письме своему любимому учителю П. А. Власову, отправленном за год до смерти, Кустодиев писал:

«Не знаю, удалось ли мне сде­лать и выразить в моих вещах то, что я хотел — любовь к жизни, радость, бодрость, любовь к своему, «русскому» — это было всегда единственным «сюжетом» моих картин...»

В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки опухоли спинного мозга. Несколько операций принесли лишь временное облегчение, последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. В силу болезни работы он был вынужден писать лежа. Однако именно в этот тяжёлый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения.

Послереволюционные годы прожил в Петрограде-Ленинграде. Похоронен на  Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры .

Искусство Б. М. Кустодиева всегда будет до­рого нашему народу. Обращаясь к его произведе­ниям, мы познаем их огромную художественную силу, вдохновляемся беспредельной любовью художника к Родине, к жизни.

Б. КАПРАЛОВ

shedevrs.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта