«Летят журавли»: любимая картина Спилберга. Картина улетают журавли


Картине «Летят журавли» исполняется 60 лет: фильм высокого полета

До роли Бориса в фильме «Летят журавли» Алексея Баталова уже полюбили зрители после картины «Большая семья». А вот для Татьяны Самойловой этот фильм стал прорывом в большой кинематограф. Фото: Кадр из фильма

Картина впервые в советской истории развела по разным углам интеллигенцию и народ.

Главная героиня Вероника лицом, повадкой, руками тревожно отличалась от спелых задорных женщин уходящей эры и прежних целинно-проходнических фильмов Михаила Калатозова. Все шли на войну - она плясала про журавлики-кораблики. Не верилось, что среди общей судьбы возможны (и допустимы!) нестроевые настроения, сложность характеров и чувств и полная неготовность следовать жестким и грубым рамкам, которые ставит перед людьми война. Чужая среди своих, непонятой чайкой парила Вероника в мире тазов, красных рук и ворчбы за спиной.

ОПЕРЕДИЛ "ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ"

Фильм стал первым в длинной череде изгоев, потрясших мир, но оставивших равнодушной нацию. Франция отдала ему "Золотую пальму" 11-го Каннского фестиваля и 83-е место за всю историю национального проката. "Журавли" стали единственной картиной из СССР в первой сотне кассовых чемпионов республики, опередив даже таких бесспорных лидеров, как "Фантомас", "Бабетта", "Звездные войны" и "Последнее танго в Париже". В советской табели о прокате фильм, на десятилетия ставший эмблемой поколения "оттепели", занял почетное 366-е место, уступив даже такой серятине, как "Стряпуха" и "Тайны мадам Вонг". Вместе с немым восторгом посвященных картину сопровождал глухой недоуменный ропот в прессе: такой сильный фильм - и о такой ничтожной женщине! 

Общая неумелость в речах помешала оппонентам картины сформулировать свою тихую и злую позицию: когда родина в опасности - идите вы к черту со своим внутренним миром и всеми его изгибами! Кому как не вам, военной безотцовщине, знать, что случаются в жизни страны моменты, когда сложность не ко двору, когда все ясно и просто, а гвоздь партизана Боснюка, которым он заколол немецкого офицера, стоит в десять раз дороже всех белок, абажуров и прочих фетишей одухотворенных девушек с ренессансными именами.

Как говорили 14 лет спустя в "Белорусском вокзале": вот враг, рядом свои, и наше дело правое. Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный. Война возвращает общество к первобытным кострам, возле которых правы именно эти прозаические люди с общих кухонь - и бабка, ворчащая, что "мечтать после войны будешь", и раненый, орущий, что курвы тыловые страшнее фашиста: в самое сердце бьют. "Мужик воюет - баба ждет" - вот универсальная философия черных времен, отступление от которой перестает быть личным делом двоих. 

Сторонники картины возражали: Запад впервые увидел способность Востока на современном киноязыке говорить о безыдейных вещах, концентрации на собственных изгибах психики, а не на заданной поведенческой колее.

ПЕРВОЕ КЛАССОВОЕ КИНО

С точки зрения традиционной логики картина имела массу огрехов. Явно взрослые люди взапуски носились по мостовым и прыгали на одной ножке по брусчатке. Абажур на фоне неба в разбомбленной квартире крепился не пойми к чему. Противотанковых ежей в центре Москвы не могло быть в июле 41-го: за такое пораженчество посрывали б головы всем городским властям. Но эти нестыковки и работали на общий результат: картину любили именно за алогизм и немотивированность, и поэтический надрыв в ущерб жизненным реалиям. В том и был грех Вероники перед Борисом, что сдалась она не силе, а мрачному изяществу ситуации - с бомбежкой, бурей и осколками плоского семейного счастья. Право человека на такие движения души были столь внове, что никто не задавал вопросов, насколько оно уместно посреди великой войны.

Сегодня, вне настырных неоплатных счетов, все это смотрится спокойнее. Капризная вечная девочка, зацикленная на своих болях. Строгий юноша, увлекшийся неподходящей особой. Не было б войны - поссорились бы, разбежались и счастливо зажили врозь.

Но война была - возложив на нее самозваную пожизненную вину. Со своим мелодраматизмом, романической позой и мильоном терзаний Вероника оказалась по ту сторону своей просто и хмуро, по-толстовски воюющей страны. В конце она признала это сама - раздавая цветы не фронтовикам, а всем встречным: и назойливому деду-буквоеду, и девушке с орденами, и новорожденной внучке какого-то старшины. Чужому для нее народу, выигравшему эту войну. Интеллигенция конституировала сей разрыв, сотворив культ из этой первой по-настоящему классовой картины.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мальвина любила Пьеро, а вышла замуж за Иванушку

Советские сказки, на которых мы выросли, дали путевку в жизнь многим юным актерам. Всесоюзная слава, мешки писем с признаниями в любви, недетские гонорары... Казалось, эти любимчики судьбы, на которых равнялись мальчишки и девчонки огромной страны, уж точно будут купаться в счастье. Но у многих жизнь сложилась совсем иначе.

kp.ua

«Летят журавли»: любимая картина Спилберга

Фильм отмечает юбилей – 60 лет со дня выхода на экранЛента, победитель Каннского фестиваля, потрясла и зрителей всего мира, и самых известных режиссеров.

Картина рождалась прямо на съемкахВ основе фильма «Летят журавли» — пьеса Виктора Розова «Вечно живые». Написано произведение было еще в 1943 году, а в печать вышло в 1956 году, тогда же оно ознаменовало начало театра «Современник», став его первой постановкой. Параллельно Розов по просьбе режиссера Михаила Калатозова написал сценарную адаптацию, и вскоре на «Мосфильме» запустили экранизацию под названием «За твою жизнь».Сценарий фильма сильно отличался от оригинальной пьесы. Были раздвинуты рамки действия, исчезли или были отодвинуты на второй план многие персонажи, добавился ряд эпизодов, в том числе бомбежка Москвы, гибель родителей Вероники и встреча солдат-победителей.Сценарная основа продолжала претерпевать изменения и на площадке. Например, оператор Сергей Урусевский периодически предлагал обойтись без того или иного диалога, заменяя разговоры визуальными средствами. Также лишь в процессе съемок родились некоторые значимые сцены, например, смерть Бориса и попытка самоубийства Вероники. Вот как появление этих эпизодов объяснял Урусевский: «Все возникло стихийно, в процессе работы… Нужно было выразить мысль, высказать ее на экране максимально острыми средствами. Никто ведь не ставил такой цели: давайте, мол, только изобразительными! Но средства почему-то возникали изобразительные…»Именно со сценарием связаны первые особенности фильма. Прежде всего, это, конечно, касается главной героини. В центре сюжета оказывался человек, хоть и совершивший грехопадение (героиня допустила измену ушедшему на фронт солдату), но зато близкий к настоящим, живым людям. Перед зрителем появлялся не одномерный, а сложный персонаж, которому, несмотря на его противоречивость, нельзя было не сопереживать.Вторая особенность картины — жанровая. Формально «Летят журавли» — это военное кино, но без целого ряда его характерных признаков. Мы ни разу не видим в кадре врага, да и военных действий тоже почти нет. При этом сама война, благодаря грамотно расставленным и убедительным деталям, ощущается в кадре постоянно. Таким образом лента расширила границы жанра, показав, что кино о войне — это прежде, всего кино об испытании, и неважно, как далеко от фронта разворачиваются события.Интересна и структура фильма. Историю можно разделить на две, почти равных по длительности, части. Финалом первой становится гибель Бориса. Решение убрать персонажа, который воспринимался одним из двух главных героев, можно назвать смелым. Ведь оно усиливало трагизм истории и одновременно вовлекало зрителя в действие, заставляя его вместе с Вероникой надеяться на лучшее.Также любопытно, как через весь фильм проходит ряд рефренов. Например, сцена встречи солдат снята похожим образом со сценой проводов. Своего рода визуальным лейтмотивом становятся образы лестницы и моста. Одним именем — Боря — назван возлюбленный Вероники и ее приемный сын. Авторы повторяют ряд ситуаций и элементов, выявляя глубинную взаимосвязь событий и явлений, цикличность устройства мира.

Открытие Татьяны Самойловой: восхитился сам ПикассоНеобычная драматургия фильма требовала и уникальной исполнительницы главной роли. 29-летний Алексей Баталов, к тому моменту уже опытный, известный актер, воплотил прямолинейный, масштабный и обаятельный образ человека. Он не просто сыграл одного из миллионов павших героев войны – для зрителей, которые мгновенно влюбились в созданный актёром образ, Баталов явился воплощением мужества и благородства, достойным гордости. А вот от его партнерши требовалась задача еще более сложная. Противоречивый характер нуждался в новой, нетипажной исполнительнице.Поначалу на роль выбрали Елену Добронравову, но волею случая Михаил Калатозов обратил внимание на 23-летнюю Татьяну Самойлову, отчисленную из Театрального училища им. Щукина и имевшую лишь небольшой опыт съемок в картине «Мексиканец». Молодой актрисе не давали ролей как раз по той причине, что привлекла Калатозова — из-за ее яркой индивидуальности и нестандартной красоты, «слишком тяжелой для комедии и слишком легкой для драмы», ее внутренней витальности вместе с ощущением душевного надлома. Таким образом, благодаря стечению обстоятельств и чутью Калатозова, сюжет и талантливая, но не подходящая никому актриса словно бы нашли друг друга. Результатом стала не только главная роль в карьере Самойловой, но и актерская награда Каннского кинофестиваля, слава всемирно известной кинозвезды и восхищение самого Пабло Пикассо.

Камера Урусевского, «световой грим»При всей необычности драматургии Розова и открытии Самойловой, наиболее новаторский элемент фильма «Летят журавли» — это операторская работа Сергея Урусевского. Впрочем, новаторство с опорой на традицию. Яркие визуальные техники, на которые так богаты «Летят журавли», по сути, были не изобретены, а заново открыты. Знаменитая субъективная камера могла быть вдохновлена «Шинелью» Григория Козинцева и Леонида Трауберга, сверхширокоугольная оптика (Сергей Урусевский в фильме использует объектив 18 мм) активно применялась в «Стачке» Сергея Эйзенштейна, а уж ракурсная съемка вообще была отличительной чертой всего авангардного кино 1920-х годов. Важны не эти приемы сами по себе, а то, что Урусевский смог, во-первых, их сделать своими, а во-вторых, использовать их органично, подчинив драматургии и замыслу фильма.«Летят журавли» — это фильм об обычных людях, обращенный к обычным людям. В таком контексте субъективная камера и съемка с рук помогает подключить зрителя к активному сопереживанию и почти к участию в действии. В ряде сцен, например, в знаменитых проводах на фронт, динамичная камера позволяет нам буквально ощутить окружающую толпу.Другой пример смелого использования сочетания камеры вместе с изменением скорости съемки — сцена попытки самоубийства Вероники. Камера находилась в руках у бегущей Татьяны Самойловой и снимала на скоростях 18, 12 и 4 кадра в секунду. Использованные приемы помогли точно выразить безумное состояние героини, срезонировать колебаниям ее души. Урусевский, говоря об активной роли камеры, замечал: «Оператор должен играть с актерами».Один из самых знаменитых кадров фильма — круговая панорама с бегущим по лестнице Борисом — был одновременно и одним из самых сложных в съемке. Для него специально выстроили квадратную деревянную декорацию: трехэтажную лестничную клетку с железным столбом посередине, к которому была прикреплена операторская люлька. В люльку садился оператор с камерой, и конструкция с помощью троса поднималась вверх по спирали параллельно бегу Баталова. Операторской группе было необходимо одновременно учитывать целый ряд факторов: синхронизацию скорости подъема актера и оператора, перевод фокуса, свет. Сложностей добавляло то, что декорация была замкнутой и от световых приборов моментально превращалась в печку.Впрочем, иногда яркие выразительные решения достигались без особых технических разработок. Например, так Алексей Баталов рассказывал о съемках кадра с березами: «Его (Урусевского. — Прим. tvkinoradio.ru) крутили на месте, резко опускали навзничь на землю, а потом скорчившегося на маленькой самодельной тележке катали вокруг стволов промокших берез. Тут он был и оператором, и штативом одновременно, поэтому для устойчивости и амортизации толчков помощники и осветители подпихивали под него все, что было под руками: операторский брезент, куртки, ушанки, шарфы и рабочие рукавицы».Другой известный кадр — 1,5-минутная однокадровая панорама прохода возле затонувшей пушки. Плавное движение камеры здесь создавалось с помощью листа кровельного железа, на котором таскали Урусевского.Отдельно стоит отметить портреты Урусевского. В сцене, где герои устанавливают светомаскировку, оператор использует затемнения, чтобы наносить на лица Самойловой и Баталова различный «световой грим». От кадра к кадру он меняется, позволяя подчеркнуть тот или иной нюанс в характерах и изменениях эмоционального состояния героев.

Признание: от проката до Каннского кинофестиваляВ момент выхода в прокат в октябре 1957 года фильм «Летят журавли» встретили неоднозначно. Отмечая новаторский визуальный стиль, некоторые критиковали драматургию. А кому-то не по душе была неоднозначность образа главной героини. Однако лента вышла в лидеры проката по итогам года — его аудитория составила 28,3 миллиона человек. Картина «Летят журавли» подкупила зрителей буйством чувств. Трагичностью первой любви, которой суждено было стать вечной, невозможностью соединиться любящим сердцам, которых разделила война. И ещё тем, что надежда на счастье не умирает даже тогда, когда драматический конец уже очевиден…А дальше картину ждала интересная судьба. 19-летний Клод Лелуш, будущий постановщик культовой мелодрамы «Мужчина и женщина», летом 1957 года оказался в Москве и попал на «Мосфильм», где стал свидетелем съемок «Летят журавли». Особенно его впечатлила съемка сцены с винтовой лестницей. Вернувшись во Францию, Лелуш первым делом связался с Робером Фавром Ле Бре, директором Каннского фестиваля, и рассказал ему о «Летят журавли». Тот вскоре познакомился с картиной и добился ее включения в основной конкурс Канн. В конкурсе же лента обошла работы таких мастеров, как Ингмар Бергман, Сатьяджит Рай и Жак Тати, и получила главный приз Канн — «Золотую пальмовую ветвь».Добавим, что, вспоминая в мемуарах посещение «Мосфильма», Лелуш пишет следующее: «Этот день, наверное, останется самым значительным во всей моей жизни. Тогда я решил, что буду не оператором кинохроники, а кинорежиссером». Интересно, что примерно те же слова о влиянии фильма на свою судьбу говорят Андрей Кончаловский, Глеб Панфилов, Сергей Соловьев и многие другие кинематографисты. А среди иностранных режиссеров-поклонников картины — такие разные авторы, как Роман Полански, Стивен Спилберг и Ксавье Долан.Операторские и режиссёрские решения картины «Летят журавли» стали хрестоматийными: практически каждый эпизод подробно разбирается в учебниках истории кинематографа.

Павел Орлов,Tvkinoradio.ru

yagazeta.com

7 фактов о фильме "Летят журавли"

Сейчас в разгаре Каннский кинофестиваль. А смотр 1958 года к этому времени уже заканчивался (он проходил со второго по 18 мая). В последний день, по традиции, были объявлены победители. Главный приз получила картина "Летят журавли". Словом, сегодня исполняется 56 лет со дня, когда Золотая пальмовая ветвь досталась этой блестящей ленте. По этому случаю SPLETNIK.RU решил перечислить несколько интересных фактов о картине.

1. Во время съемок ненадолго к команде присоединился молодой ассистент оператора, иностранец, приехавший в Москву с туристической группой и случайно попавший на "Мосфильм". Это был Клод Лелуш. Есть версия, что жюри Канн обратило внимание на советскую ленту в том числе с его подачи.

Таким был Клод Лелуш на съемках "Летят журавли", впоследствии он стал известнейшим режиссером

2. Изначально на роль Вероники планировалась актриса Елена Добронравова. Но позже ассистент режиссера Михаила Калатозова порекомендовал Татьяну Самойлову оператору Сергею Урусевскому. Тому молодая актриса понравилась, и он рассказал о ней Калатозову.

Татьяна Самойлова в роли Вероники

3. Во время съемок Татьяна Самойлова болела туберкулезом, даже падала в обморок на съемочной площадке - например, когда шла работа над сценой, в которой Вероника вбегает в дом, где погибли ее родители.

Во время съемок исполнительница главной роли была тяжело больна

4. Некоторые сцены ленты предполагали технические нововведения. Сергей Урусевский сконструировал и впервые в истории кино использовал круговые рельсы. Они были ему необходимы, чтобы снять эпизод, в котором погибает Борис (Алексей Баталов).

Алексей Баталов в роли Бориса

5. В СССР власть и критика приняли фильм прохладно. Возможно, на это повлияла и острая реакция Никиты Хрущева на ленту. Он был возмущен сюжетом картины и даже назвал главную героиню "шлюхой". Так что в "Известиях" в заметке о победе ленты на Каннском кинофестивале даже не было упомянуто имя режиссера.

Кадр из фильма "Летят журавли"

6. Во французском прокате фильм "Летят журавли" шел под названием "Когда прилетают аисты". Все дело в том, что буквальный перевод названия на французский язык приобретал второе сленговое значение - фразу можно было перевести как "проститутки воруют". Кстати, рабочим названием картины было "За твою жизнь". Вообще же, пьеса Виктора Розова, которая легла в основу сценария, называется "Вечно живые".

Кадр из фильма "Летят журавли": Вероника с подарком от Бориса

7. Фильм "Летят журавли" стал единственной советской лентой, получившей Золотую пальмовую ветвь. Кроме того, картина удостоена Особого упоминания Каннского кинофестиваля.

Алексей Баталов и Татьяна Самойлова в ролях Бориса и Вероники

Многие сцены из этого фильма стали хрестоматийными, а сама картина считается культовой не только для советского, но и для всего мирового кино. "Летят журавли" одновременно и психологическая драма, и философская притча. И нет никаких сомнений, что эта картина навсегда останется в истории как одно из сильнейших произведений о войне.

Кадр из фильма "Летят журавли"

"Летят журавли" - один из величайших фильмов о войне - единственная советская картина, удостоенная Золотой пальмовой ветви

источник

Посмотреть полностью:http://www.spletnik.ru/buzz/calendar/51158-kalendar-spletnika-7-faktov-o-filme-letyat-zhuravli.html

sv-makovkina.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта