Портрет Струйской Рокотова: история и описание картины. Картина струйская рокотов


Портрет Струйской Рокотова: история и описание картины

Искусство и развлечения 25 января 2015

Немного найдется портретов, да еще и изображающих не августейших особ, которым поэты даже спустя века посвящали стихи. К их числу принадлежит портрет Струйской Рокотова, который и сегодня вызывает желание получше рассмотреть изображенную на нем красавицу и постичь загадку ее черных глаз.

Ф. Рокотов портрет А. Струйской

Несколько слов о творчестве автора полотна

Ф. С. Рокотов считается первым русским живописцем, который творил, как бы сегодня выразились, не получая вознаграждения ни со стороны церкви, ни из государственной казны. Тем не менее, за 60 лет (если быть точными, то за всю вторую половину 18-го столетия и даже за первое десятилетие 19-го) он, по словам современников, “переписал пол Петербурга”. Несмотря на то что Рокотов не был придворным художником, ему нередко заказывали свои портреты известные вельможи и даже сама Екатерина Вторая. Более того, он пользовался столь высоким доверием императрицы, что именно ему она доверила запечатлеть на полотне своего незаконнорожденного сына, впоследствии известного под именем графа Бобринского. Это произведение дошло до наших дней и считается одним из лучших детских портретов, написанных русскими художниками.

Струйская портрет Рокотова

Биография Рокотова

О жизни живописца сохранилась крайне скудная информация, и даже о внешности художника приходится судить по единственному полотну его же работы, который некоторые исследователи считают автопортретом. Доподлинно известно только, что Рокотов происходил из крепостных крестьян, однако еще в раннем возрасте ему удалось обратить на себя внимание И. Шувалова, который определил талантливого юношу в Петербуржскую академию художеств. Кроме того, есть версия, что некоторое время будущий известный художник проучился в Сухопутном шлехтерском корпусе, так как на его этюдах той поры изображены преимущественно кадеты. Дослужившись до ротмистра, Рокотов получил дворянство и вышел в отставку, посвятив себя живописи.

Рокотов портрет Струйской

Видео по теме

Описание

Портрет Струйской Рокотова изображает молодую особу дворянского сословия. Художник постарался запечатлеть ее так, чтобы передать все очарование юности восемнадцатилетней барышни, которая счастлива и горда своим высоким положением в обществе. По свидетельству современников, многие, кто видел портрет Струйской Рокотова, сразу же загорались желанием познакомиться с этой красавицей, насколько живой и привлекательной она выглядела на этом полотне.

Молодая женщина изображена с высокой прической, по моде того времени, открывающей длинную шею и лоб, а ее наряд с глубоким, но в то же время целомудренным декольте подчеркивает белизну груди.

Что касается осанки Струйской, то она поистине царская и свидетельствует о хорошо развитом чувстве собственного достоинства. В то же время, это полотно лишено помпезности, свойственной парадным портретам. Об этом свидетельствует и довольно скромный наряд девушки, и отсутствие драгоценностей, за исключением броши с жемчужной подвеской. Впрочем, исследователи творчества художника отмечают, что такая камерность и даже некая интимность вообще присущи произведениям этого портретиста, за исключением работ, написанных им в последние годы жизни.

Обсуждая портрет Струйской Рокотова, невозможно не упомянуть о ее глазах, которые являются самым темным объектом на картине. Они практически черные и выражают нежность, заботу и светлую грусть об утраченных днях детства и отрочества, закончившихся вместе с замужеством.

картина Рокотова портрет Струйской

Кем был Николай Еремеевич Струйский

Известный портрет в 1772 году заказал Рокотову супруг дамы, которая на нем изображена. Этим человеком был Николай Еремеевич Струйский. По несчастному стечению обстоятельств, весь его род был уничтожен во время Пугачевского бунта и чумы, свирепствовавшей в Москве в начале 1770-х годов, и он уже в довольно молодом возрасте стал наследником огромного состояния. Вместе с тем это была утонченная натура, увлекающаяся литературой. В частности, до нас дошли некоторые стихотворные произведения, принадлежащие перу этого помещика. Также известно, что он был владельцем одной из первых и лучших частных типографий в России.

В период между 1663 и 1771 годами он служил в Преображенском полку, но после вышел в отставку и поселился в своем имении Рузаевке, посвятив себя литературе и искусству.

портрет Струйской Рокотова

Еще до выхода в отставку Николай Еремеевич женился на Олимпиаде Сергеевне Балбековой, которая умерла при родах, подарив супругу девочек-близнецов, не доживших и до года. Кстати, одно из полотен из имения Рузаевка, на котором, по мнению некоторых исследователей, в мужском костюме и треуголке изображена О. С. Струйская, — портрет Рокотова, написанный им где-то около 1768 года. Вообще известно, что художник и Николай Еремеевич тесно общались в течение многих лет и, возможно, в молодости даже были сослуживцами.

Кем была Александра Петровна Струйская

Погоревав после смерти первой супруги около трех лет, Николай Еремеевич посватался к А. П. Озеровой, которой на тот момент едва исполнилось восемнадцать. Она была невероятно хороша собой и при первой же встрече вскружила голову 23-летнему вдовцу. Сразу же после медового месяца влюбленный супруг повез молодую жену в Москву и заказал своему другу, каковым, несомненно, являлся Рокотов, портрет Струйской и свой собственный.

Александра Петровна произвела на художника неизгладимое впечатление и, как он писал впоследствии, была не только хороша собой и умна, но и “чертовки хитра и вежлива”. Кроме того, девушка оказалась практически идеальной натурщицей и терпеливо позировала столько, сколько было необходимо.

Рокотов. Портрет Струйской: судьба полотна

Судьба этого полотна, как и написанного в то же время портрета Н. Е. Струйского, довольно интересна. Дело в том, что почти сто лет после смерти художника они хранились в имении Рузаевка, оставаясь неизвестными широкой публике. Однако в 1903 году в Московский Императорский исторический музей обратилась дама, заявившая, что хочет продать два полотна, изображающих ее предков. Фамилия людей не вызвала особого интереса у дирекции, но, когда она сообщила, что автором является Ф. Рокотов, портрет А. Струйской и картина, изображающая ее супруга, сразу же были отправлены на экспертизу. Она подтвердила подлинность шедевров, и они были выставлены на всеобщее обозрение, к радости любителей русской живописи.

Загадка “Русской Джоконды”

Как уже было сказано, А. П. Струйская (портрет Рокотова, по свидетельству современников, довольно точно передает черты ее лица) была особой неординарной. Достаточно сказать, что в подарок новобрачной жених преподнес не украшения, а храм Пресвятой Троицы в Рузаевке, так как знал, что для невесты гораздо большую ценность представляла духовная сторона жизни, а не драгоценности или наряды. Несмотря на свою красоту, она предпочитала балам тихие радости семейной жизни и родила супругу 18 детей, из которых до совершеннолетия дожили только 8.

Рокотов портрет А. П. Струйской

Такой необычный выбор всегда удивлял современников, так как даме того времени, да еще обладающей огромным состоянием, по их мнению не следовало держаться вдали от блеска двора. Рокотов (портрет А. П. Струйской считается одной из самых известных его работ) смог уловить неординарность этой молодой женщины и отразить ее во взгляде ее иссиня-черных глаз.

Картина Рокотова "Портрет Струйской": где посмотреть

Сегодня полотно, изображающее “русскую Джоконду”, хранится в четвертом зале Третьяковской галереи, по адресу: Лаврушинский переулок, 10, и считается одной из жемчужин коллекции произведений русских художников 18-го века.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

История и описание картины Искусство и развлечения История и описание картины "Видение отроку Варфоломею" Нестерова

Художник Нестеров Михаил Васильевич всегда относился с особенной любовью к святому Сергию Радонежскому. Картина «Видение отроку Варфоломею» является первой из целого цикла его работ, посвященных преподобно...

Ван Гог, Искусство и развлечения Ван Гог, "Ботинки" ("Башмаки"): история и описание картины

Живопись - это одно из наиболее влиятельных направлений искусства. Сила изображения способна перенести зрителя в абсолютно другое время, место или даже иную реальность. Любой художник стремится наиболее детально и пра...

История создания и описание картины Васильева «Мокрый луг»Искусство и развлечения История создания и описание картины Васильева «Мокрый луг»

Полотно это необычно и трогательно. Особенно явно это чувствуется, если знать, что создавал его молодой художник, которому оставалось жить совсем немного времени... Итак, начинаем описание картины Васильева «Мок...

История создания и описание картины Рылова Искусство и развлечения История создания и описание картины Рылова "Полевая рябинка"

Тонкий, проникновенный художник, замечательный педагог, Аркадий Александрович Рылов внес значительный вклад в развитие русской советской живописи. Мастер пейзажного жанра, он оставил множество пленительных зарисовок ч...

Картина Искусство и развлечения Картина "Опять двойка" Решетникова Федора Павловича. История создания и описание картины

Ф. П. Решетников - чрезвычайно талантливый художник. Его картины очень яркие и реалистичные. Они проникнуты особой теплотой и искренностью. Детская тема в творчестве художника занимает значительное место. Это: "Достал...

Эль Греко. Картины: история и описаниеИскусство и развлечения Эль Греко. Картины: история и описание

Один из немногих старых мастеров, который на сегодняшний день пользуется огромной популярностью, – это Эль Греко. Картины его заняли почетное место среди произведений именитых художников. Шедевры Эль Греко восхи...

Картина Искусство и развлечения Картина "Церковь Покрова на Нерли" Герасимова: история и описание

Сергей Васильевич Герасимов – русский, советский художник. Среди его работ – картина «Церковь Покрова на Нерли». В ней отразилась любовь мастера к пейзажам, дань уважения к храмам, многие из ко...

Сочинение по картине Образование Сочинение по картине "Свидание" Маковского. История и описание.

Сочинение по картине «Свидание» Маковского входит в план школьной программы. Когда семиклассники тренируются описывать внешность и чувства героев, эта картина подходит как нельзя лучше. Ее особенности разб...

История и описание автомобиля Автомобили История и описание автомобиля "Митсубиси Диамант"

Автомобиль «Митсубиси Диамант», фото которого представлены ниже, дебютировал на широкой публике в 1989 году. Тогда он был рассчитан как на внутренний японский рынок, так и на экспорт. За всю историю сущест...

Автобус малого класса ПАЗ-32054: история и описаниеАвтомобили Автобус малого класса ПАЗ-32054: история и описание

Автобус малого класса ПАЗ-32054 является одной из тридцати модификаций базовой модели самого массового автобуса России 90-х и 2000-х годов ПАЗ-3205. Отличительной видимой особенностью является двухдверная компоновка с...

monateka.com

Портрет А.П.Струйской - Рокотов Ф. С. :: Артпоиск

Портрет А.П.Струйской.

  • Рокотов Ф. С. Портрет А.П.Струйской

Описание

Около 1766 года переехал в Москву, в которой особо широко и плодотворно развернулась его художественная деятельность. Он был занят не только творческой, но и педагогической работой. Среди его учеников находился и крепостной художник А. Зяблов (написавший в 1779 г. уже упомянутую копию «Кабинета И. И. Шувалова»).

В Москве создал в конце 60—80-х годах свои лучшие портретные произведения. Они отличаются внутренней динамикой, повышенным вниманием к передаче душевного мира изображенных. В портретах Н. Е. Струйской (1772), неизвестного в треуголке, А. И. Воронцова, неизвестной в розовом платье, русского посла в Константинополе А. М. Обрескова и Квашниной-Самариной (все — Третьяковская галлерея) воплощены тонкие наблюдения художника, с увлечением запечатлевшего неповторимые особенности внутреннего склада этих людей. Лиризм образа человека в рокотовских портретах всего лишь одним-двумя десятилетиями раньше был почти незнаком русским портретистам — ближайшим предшественникам .

Александра Петровна Струйская (1754–1840), вторая супруга Н.Е.Струйского, известного тем, что в своем имении Рузаевка Пензенской области завел типографию, ставшую известной благодаря изяществу изданий. Внук Струйской А.И.Полежаев был поэтом. Портрет А.П.Струйской отмечен особой утонченностью и трепетной одухотворенностью. Художнику не важно конкретное состояние модели, он стремится передать богатство и красоту ее духовного мира. Лицо героини окутывает легкий слой воздуха, скрадывающий контуры. Поэтичность образа, лиризм изображения возникают во многом благодаря неясным, тающим золотисто-пепельным тонам. Цвет то сгущается в тенях, становясь насыщенным, темным, то высветляется до воздушно-серебристого состояния. Так возникает эффект мерцания, ощущение особой призрачной атмосферы. О Струйской восторженно писал поэт И.М.Долгоруков: «…Мало женщин знаю таких, о коих обязан я… говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней».

artpoisk.info

«Портрет А.П. Струйской». Сочинение по картине Ф.С. Рокотова.

Сочинение по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской».

Фёдор Степанович Рокотов — чудесный русский живописец, великолепный портретист эпохи Просвещения. Его работы в стиле рококо наполнены поэтичностью, утончённостью и духовной красотой. Как правило, Рокотов писал погрудные или поясные портреты. В написанных им образах отсутствуют динамичные внешние эффекты, живописец гораздо больше внимания уделяет внутренней сущности своих моделей. Следует отметить, что композиционные приёмы, используемые Рокотовым, довольно типичны для портретной живописи XVIII столетия. Однако отличительной особенностью творчества Фёдора Степановича является тонкое внимание к непревзойдённым особенностям натуры. Художник играет с колоритом и светотенью, будто окутывая модель туманной серебристой дымкой. Одной из лучших работ Рокотова считается «Портрет А.П. Струйской». Это полотно словно соткано из света и воздуха, пронизано лиричностью и нежностью. Александра Петровна Струйская своей загадочной внешностью и обаянием воодушевляла поэтов и художников. Она была одновременно музой и супругой малоизвестного русского поэта Николая Еремеевича Струйского. Николай Еремеевич был богатым пензенским помещиком, а также увлекался поэтическим искусством. К сожалению, ни одно из его стихотворений славы ему не принесло. Об этом человеке сохранилось несколько противоречивых историй. Как все творческие люди, Струйский был чрезвычайно увлекающейся натурой и, как говорят некоторые, «не от мира сего». Странный барин целыми днями просиживал у себя в кабинете, названном Парнасом и построенном на самом верху его дома. Там он писал затейливые стихи, восхваляющие красоту его обожаемой супруги. Любящий муж так описывал свою жену Александру в одном из многочисленных стихотворений, посвящённых ей: Когда б здесь кто очей твоих прелестных стоил, Давно б внутрь сердца он тебе сей храм построил, И в жертву б он себя к тебе и сердце б нёс. Достойна ты себя, Сапфира! и небес. Почтить твои красы, как смертный, я немею, Теряюсь я в тебе? тобой я пламенею. («Элегия к Сапфире») Струйский также был увлечён живописью, был поклонником творчества Рокотова и первым собрал коллекцию его полотен. Кроме того, он занимался издательским делом, владел большой библиотекой. При этом соседи считали Струйского чудаком и оригиналом. «Всё обращение его было дико, а одевание странно», — писал друг Николая Еремеевича. А среди крепостных Струйский прослыл самодуром и тираном. Портрет Александры Петровны был заказан Николаем Струйским Рокотову. Помимо портрета красавицы Александры, Рокотов написал и портрет её супруга. Можно предположить, что парные портреты были заказаны к их свадьбе, получается, что Александре Петровне на портрете не больше восемнадцати лет. Оба портрета написаны в одной манере, однако, портрет Николая Еремеевича не получил такой популярности и известности. Итак, что же необычного в портрете юной Александры Струйской? На полотне мы видим прекрасную таинственную девушку, одетую в золотистое атласное платье, украшенное драгоценностями. Аристократически бледная фарфоровая кожа, едва заметный нежный румянец на щеках, изящный покатый лоб, аккуратный нос, тонкие выразительные брови, пухлые алые губы. Но, конечно же, первое, на что мы обращаем внимание — это волоокие глаза. Недаром говорят, что глаза — зеркало души. Взгляд девушки немного грустный, задумчивый, спокойный. «О чём она размышляет?» — думает зритель, глядя на эту картину. Именно этот взгляд и интригует всех тех, кто рассматривает полотно. Глаза красавицы словно подёрнуты дымкой, она будто обволакивает своим взглядом всё вокруг. Следует отметить, что глаза всегда интересны на портретах, написанных Рокотовым. Во взгляде отражена целая гамма чувств и эмоций. Глаза всегда являются композиционным центром полотна, они наполнены светом и словно выступают из темноты. Многие искусствоведы говорят даже о «рокотовских глазах» как о «ноу-хау». В своей картине художник использует тёплую цветовую гамму: охристые, золотистые оттенки. Героиня словно выступает из темноты полотна, её силуэт несколько размыт, что добавляет образу загадочности и воздушности. Лирическое и таинственное обаяние Александры Петровны Струйской, с таким мастерством и любовью изображённой Рокотовым, нашло своё отражение и в замечательном стихотворении «Портрет» (1953 г.) русского поэта Н. А. Заболоцкого: Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Её глаза — как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Её глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потёмки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Её прекрасные глаза.

ЗАКАЗАТЬ СОЧИНЕНИЕ

gdzplus.com

Живопись Рокотов Федор Степанович, «Портрет А. П. Струйской», описание картины

Живопись XVIII в.

Федор Степанович Рокотов – выдающийся русский художник-портретист. Известно, что по происхождению Рокотов был крепостным крестьянином, но получил вольную. Художник учился в Академии художеств в Петербурге у таких известных мастеров своего времени, как Токке, Ротари, Антропов. Но, как считали многие ценители искусства, он сумел превзойти своих учителей. В 1756 г. Рокотов переехал в Москву, т. к. его не устраивал показной блеск петербургской жизни, ее суетность и несерьезность. В 60-е гг. художник стал академиком живописи. Рокотов был настолько известен и популярен, что даже удостоился чести писать портрет наследника престола, великого князя Петра Федоровича.

Несмотря на свое происхождение, Рокотов был человеком очень образованным и интеллигентным, что, в частности, объясняется окружением художника, которое состояло из образованных людей, многие из них были связаны с Московским университетом, который в то время являлся чем-то вроде просветительского центра России. Безусловно, общение с такими людьми оказало огромное влияние на художника и нашло отражение в его творчестве. Может быть, именно поэтому многие работы Рокотова несут на себе отпечаток высокой духовности и интеллигентности.

Ф. С. Рокотовым были написаны портреты поэта В. И. Майкова, А. И. Воронцова, В. Е. Новосильцевой, П. Н. Ланской, портрет неизвестной в розовом платье и др. В портретах Рокотова впервые в истории русской живописи были с большим мастерством переданы внутренний мир человека, его мысли, чувства, переживания. Особой прелестью отличаются женские портреты художника и, в частности, портрет А. П. Струйской, который приковывает внимание зрителя необычайной одухотворенностью лица молодой девушки. Особенно необычны в этом портрете глаза – живые, немного лукавые и загадочные. Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого:

Ты помнишь, как из тьмы былого,Едва закутана в атлас,С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза – как два тумана,Полуулыбка, полуплач, Ее глаза – как два обмана, Покрытых мглою неудач...

Для художественной манеры Рокотова характерно неприятие всего внешне эффектного. Отсюда такая искренность, одухотворенность и вместе с тем некоторая приглушенность чувств героев. Большую роль в работах художника играет свет. Герои его портретов словно выступают из тени, при этом освещаются отдельные фрагменты лица, шеи, одежды. Другие жэ фрагменты так и остаются в тени. Возникает впечатление, что на модель направлен неяркий поток света, в лучах которого мерцают матовая кожа лица и шелк одежды.

Идеалом человеческой красоты для художника являлась красота не внешняя, а внутренняя. В его понимании истинную красоту человеку придает высокая духовность, заключенная в материальной оболочке, которая служит лишь отражением этой внутренней духовности.

Ф. С. Рокотов является, наряду с Д. Г. Левицким и В. Л. Боровиковским, величайшим русским художником-портретистом XVIII в. Многие его портреты хранятся в Третьяковской галерее, а также в других музеях России и зарубежья.

Александр Хозинский 20/04/2016

«Портрет» Николай Заболоцкий

Любите живопись, поэты!Лишь ей, единственной, даноДуши изменчивой приметыПереносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,Едва закутана в атлас,С портрета Рокотова сноваСмотрела Струйская на нас?

Ее глаза — как два тумана,Полуулыбка, полуплач,Ее глаза — как два обмана,Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,Полувосторг, полуиспуг,Безумной нежности припадок,Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступаютИ приближается гроза,Со дна души моей мерцаютЕе прекрасные глаза.

jivopis.org

Портрет Струйской Рокотова: история и описание картины

Немного найдется портретов, да еще и изображающих не августейших особ, которым поэты даже спустя века посвящали стихи. К их числу принадлежит портрет Струйской Рокотова, который и сегодня вызывает желание получше рассмотреть изображенную на нем красавицу и постичь загадку ее черных глаз.

Ф. Рокотов портрет А. Струйской

Несколько слов о творчестве автора полотна

Ф. С. Рокотов считается первым русским живописцем, который творил, как бы сегодня выразились, не получая вознаграждения ни со стороны церкви, ни из государственной казны. Тем не менее, за 60 лет (если быть точными, то за всю вторую половину 18-го столетия и даже за первое десятилетие 19-го) он, по словам современников, “переписал пол Петербурга”. Несмотря на то что Рокотов не был придворным художником, ему нередко заказывали свои портреты известные вельможи и даже сама Екатерина Вторая. Более того, он пользовался столь высоким доверием императрицы, что именно ему она доверила запечатлеть на полотне своего незаконнорожденного сына, впоследствии известного под именем графа Бобринского. Это произведение дошло до наших дней и считается одним из лучших детских портретов, написанных русскими художниками.

Струйская портрет Рокотова

Биография Рокотова

О жизни живописца сохранилась крайне скудная информация, и даже о внешности художника приходится судить по единственному полотну его же работы, который некоторые исследователи считают автопортретом. Доподлинно известно только, что Рокотов происходил из крепостных крестьян, однако еще в раннем возрасте ему удалось обратить на себя внимание И. Шувалова, который определил талантливого юношу в Петербуржскую академию художеств. Кроме того, есть версия, что некоторое время будущий известный художник проучился в Сухопутном шлехтерском корпусе, так как на его этюдах той поры изображены преимущественно кадеты. Дослужившись до ротмистра, Рокотов получил дворянство и вышел в отставку, посвятив себя живописи.

Рокотов портрет Струйской

Описание

Портрет Струйской Рокотова изображает молодую особу дворянского сословия. Художник постарался запечатлеть ее так, чтобы передать все очарование юности восемнадцатилетней барышни, которая счастлива и горда своим высоким положением в обществе. По свидетельству современников, многие, кто видел портрет Струйской Рокотова, сразу же загорались желанием познакомиться с этой красавицей, насколько живой и привлекательной она выглядела на этом полотне.

Молодая женщина изображена с высокой прической, по моде того времени, открывающей длинную шею и лоб, а ее наряд с глубоким, но в то же время целомудренным декольте подчеркивает белизну груди.

Что касается осанки Струйской, то она поистине царская и свидетельствует о хорошо развитом чувстве собственного достоинства. В то же время, это полотно лишено помпезности, свойственной парадным портретам. Об этом свидетельствует и довольно скромный наряд девушки, и отсутствие драгоценностей, за исключением броши с жемчужной подвеской. Впрочем, исследователи творчества художника отмечают, что такая камерность и даже некая интимность вообще присущи произведениям этого портретиста, за исключением работ, написанных им в последние годы жизни.

Обсуждая портрет Струйской Рокотова, невозможно не упомянуть о ее глазах, которые являются самым темным объектом на картине. Они практически черные и выражают нежность, заботу и светлую грусть об утраченных днях детства и отрочества, закончившихся вместе с замужеством.

картина Рокотова портрет Струйской

Кем был Николай Еремеевич Струйский

Известный портрет в 1772 году заказал Рокотову супруг дамы, которая на нем изображена. Этим человеком был Николай Еремеевич Струйский. По несчастному стечению обстоятельств, весь его род был уничтожен во время Пугачевского бунта и чумы, свирепствовавшей в Москве в начале 1770-х годов, и он уже в довольно молодом возрасте стал наследником огромного состояния. Вместе с тем это была утонченная натура, увлекающаяся литературой. В частности, до нас дошли некоторые стихотворные произведения, принадлежащие перу этого помещика. Также известно, что он был владельцем одной из первых и лучших частных типографий в России.

В период между 1663 и 1771 годами он служил в Преображенском полку, но после вышел в отставку и поселился в своем имении Рузаевке, посвятив себя литературе и искусству.

портрет Струйской Рокотова

Еще до выхода в отставку Николай Еремеевич женился на Олимпиаде Сергеевне Балбековой, которая умерла при родах, подарив супругу девочек-близнецов, не доживших и до года. Кстати, одно из полотен из имения Рузаевка, на котором, по мнению некоторых исследователей, в мужском костюме и треуголке изображена О. С. Струйская, — портрет Рокотова, написанный им где-то около 1768 года. Вообще известно, что художник и Николай Еремеевич тесно общались в течение многих лет и, возможно, в молодости даже были сослуживцами.

Кем была Александра Петровна Струйская

Погоревав после смерти первой супруги около трех лет, Николай Еремеевич посватался к А. П. Озеровой, которой на тот момент едва исполнилось восемнадцать. Она была невероятно хороша собой и при первой же встрече вскружила голову 23-летнему вдовцу. Сразу же после медового месяца влюбленный супруг повез молодую жену в Москву и заказал своему другу, каковым, несомненно, являлся Рокотов, портрет Струйской и свой собственный.

Александра Петровна произвела на художника неизгладимое впечатление и, как он писал впоследствии, была не только хороша собой и умна, но и “чертовки хитра и вежлива”. Кроме того, девушка оказалась практически идеальной натурщицей и терпеливо позировала столько, сколько было необходимо.

Рокотов. Портрет Струйской: судьба полотна

Судьба этого полотна, как и написанного в то же время портрета Н. Е. Струйского, довольно интересна. Дело в том, что почти сто лет после смерти художника они хранились в имении Рузаевка, оставаясь неизвестными широкой публике. Однако в 1903 году в Московский Императорский исторический музей обратилась дама, заявившая, что хочет продать два полотна, изображающих ее предков. Фамилия людей не вызвала особого интереса у дирекции, но, когда она сообщила, что автором является Ф. Рокотов, портрет А. Струйской и картина, изображающая ее супруга, сразу же были отправлены на экспертизу. Она подтвердила подлинность шедевров, и они были выставлены на всеобщее обозрение, к радости любителей русской живописи.

Загадка “Русской Джоконды”

Как уже было сказано, А. П. Струйская (портрет Рокотова, по свидетельству современников, довольно точно передает черты ее лица) была особой неординарной. Достаточно сказать, что в подарок новобрачной жених преподнес не украшения, а храм Пресвятой Троицы в Рузаевке, так как знал, что для невесты гораздо большую ценность представляла духовная сторона жизни, а не драгоценности или наряды. Несмотря на свою красоту, она предпочитала балам тихие радости семейной жизни и родила супругу 18 детей, из которых до совершеннолетия дожили только 8.

Рокотов портрет А. П. Струйской

Такой необычный выбор всегда удивлял современников, так как даме того времени, да еще обладающей огромным состоянием, по их мнению не следовало держаться вдали от блеска двора. Рокотов (портрет А. П. Струйской считается одной из самых известных его работ) смог уловить неординарность этой молодой женщины и отразить ее во взгляде ее иссиня-черных глаз.

Картина Рокотова "Портрет Струйской": где посмотреть

Сегодня полотно, изображающее “русскую Джоконду”, хранится в четвертом зале Третьяковской галереи, по адресу: Лаврушинский переулок, 10, и считается одной из жемчужин коллекции произведений русских художников 18-го века.

myupy.ru

Сочинение по картине Рокотова «Портрет А.П. Струйской»

Федор Рокотов – известный русский художник, гениальный портретист. “Портрет А.П. Струйской” – одна из самых знаменитых работ Ф. Рокотова. С портрета на зрителя смотрит юная восемнадцатилетняя девушка, Александра Петровна Струйская. Молодая графиня прекрасна, она лишь год замужем.

Струйская слыла первой красавицей, Рокотов с помощью своего мастерства изобразил не только физическую, но и душевную красоту молодой женщины. Струйская одета в богатое платье дымчатого цвета, но акцент художник делает на лицо девушки. Лицо озарено внутренним светом. Черты лица утонченные: высокий лоб, четкая линия бровей, изящная форма носа, загадочная полуулыбка полных губ. Темные пышные волосы забраны, одна прядь лежит на плече.

Взгляд отсутствующий, но несмотря на это горделивый. Грациозная осанка, совершенная линия плеч, посадка головы – все подчеркивает внутреннее благородство. Девушка печальна, погружена в свои думы. Из истории известно, что ее супруг был деспотичным, может причина грусти именно в этом.

Удивительные эмоции вызывают черные глаза девушки, они блестят может из-за света, может из-за выступивших слез. Именно из-за этих неповторимых глаз “Портрет А.П. Струйской” называют “русской Моной Лизой”. Наш современник Н.Заболоцкий, пораженный ее красотой, создал стихотворение “Портрет”:

Ее глаза – как два тумана,Полуулыбка, полуплач,Ее глаза – как два обмана,Покрытых мглою неудач.

Полотно создано игрой света и тени. Художник использовал необычную палитру: темные цвета переливаются в светлые оттенки, дымчатые переходят в нежно-голубые, а бледно-розовые – в золотистые. У зрителя создается впечатление, что на портрет накинута тончайшая вуаль, это придает картине неповторимость и какую-то тайну. В этом гениальный стиль Рокотова-портретиста.

Картина оставляет незабываемые впечатления. Молодость и красота А.П. Струйской, увековеченная Рокотовым, неведомая грусть статной девушки и глубина ее необыкновенных глаз, заставляют зрителя размышлять. Это произведение – жемчужина коллекции русской живописи.

school-essay.ru

Сочинение по картине Рокотова «Портрет А.П. Струйской» » Готовые Домашние Задания

Федор Рокотов — известный русский художник, гениальный портретист. “Портрет А.П. Струйской” — одна из самых знаменитых работ Ф. Рокотова. С портрета на зрителя смотрит юная восемнадцатилетняя девушка, Александра Петровна Струйская. Молодая графиня прекрасна, она лишь год замужем.

Струйская слыла первой красавицей, Рокотов с помощью своего мастерства изобразил не только физическую, но и душевную красоту молодой женщины. Струйская одета в богатое платье дымчатого цвета, но акцент художник делает на лицо девушки. Лицо озарено внутренним светом. Черты лица утонченные: высокий лоб, четкая линия бровей, изящная форма носа, загадочная полуулыбка полных губ. Темные пышные волосы забраны, одна прядь лежит на плече.

Взгляд отсутствующий, но несмотря на это горделивый. Грациозная осанка, совершенная линия плеч, посадка головы — все подчеркивает внутреннее благородство. Девушка печальна, погружена в свои думы. Из истории известно, что ее супруг был деспотичным, может причина грусти именно в этом.

Удивительные эмоции вызывают черные глаза девушки, они блестят может из-за света, может из-за выступивших слез. Именно из-за этих неповторимых глаз “Портрет А.П. Струйской” называют “русской Моной Лизой”. Наш современник Н.Заболоцкий, пораженный ее красотой, создал стихотворение “Портрет”:

Ее глаза – как два тумана,Полуулыбка, полуплач,Ее глаза – как два обмана,Покрытых мглою неудач.

Полотно создано игрой света и тени. Художник использовал необычную палитру: темные цвета переливаются в светлые оттенки, дымчатые переходят в нежно-голубые, а бледно-розовые — в золотистые. У зрителя создается впечатление, что на портрет накинута тончайшая вуаль, это придает картине неповторимость и какую-то тайну. В этом гениальный стиль Рокотова-портретиста.

Картина оставляет незабываемые впечатления. Молодость и красота А.П. Струйской, увековеченная Рокотовым, неведомая грусть статной девушки и глубина ее необыкновенных глаз, заставляют зрителя размышлять. Это произведение — жемчужина коллекции русской живописи.

Подобные записи

vip-gdz.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта