Рожь (картина Саврасова). Картина саврасова рожь


Рожь (картина Саврасова) — ALL

Рожь. Художник А. Саврасов, 1881 г. Рожь (второй вариант). Художник А. Саврасов, 1881 г.

«Рожь» — картина художника Алексея Кондратьевича Саврасова.

Время создания: 1881 г.[1]

Холст, масло.

Размер: 45,4 х 64 сантиметров.

Современное местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея. Москва (Российская Федерация)[2]

Произведение существует в двух вариантах[3][4][5].

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) — выдающийся русский художник-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников, стал в русской живописи не первым художником, обратившимся к этой теме. Чуть раньше, в 1878 году, появилась картина другого художника-передвижника И. И. Шишкина с такой же темой и таким же названием — «Рожь», — экспонировавшаяся с огромным успехом VI передвижной выставке в 1878 году и сразу приобретенная П. М. Третьяковым для его галереи. Шишкин писал свою «Рожь» в тяжелом состоянии: только недавно он похоронил подряд почти всю семью: отца, брата жены, жену и двух маленьких сыновей, уходивших из жизни друг за другом. Он остался с маленькой дочерью. И спасался тем, что пил и работал. Первое помогало мало, второе — не давало совсем пропасть.

Художники Товарищества передвижников хорошо знали все обстоятельства жизни И. И. Шишкина. Пытались помочь — да чем помочь в таком горе…

Тему картины подхватил через три года А. Саврасов — создал в 1881 году собственное полотно «Рожь».

Собственно, мотив раздольного поля появился у Саврасова намного раньше и неоднократно им использовался[6]. Еще в 1868 он по литографии В. Рыбинского создал картину с похожим названием — «Рожь. Сосны у дороги в поле»; затем появлялись «Дорога во ржи» — 1872 г., «К концу лета на Волге» — 1873 г.[7]; «Сжатое поле» и еще две работы как варианты той же картины «Сжатое поле»: «Пейзаж со снопами» и «Поле со снопами на краю деревни» — все в 1874 г. В 1880 году (то есть — за год до создания картины «Рожь») он иллюстрировал для альбома «Баян» стихотворение Алексея Кольцова «Урожай»[2][6].

Уже в тех работах Саврасов передал чувство шири, раздолья полей спеющих колосьев, их золотистый цвет… Но там сюжет был благостным, там совершенно не было мятежного духа и трагизма, а теперь художник задумал объединить эти, казалось бы, столь разные темы. Возможно, стимулом тому послужила одноименная картина И. Шишкина.

У А. К. Саврасова жизнь была не менее тяжелой: из его пяти детей умерли две дочери; всё не складывалось, он стал слишком злоупотреблять алкогольными напитками, а в конце 1876 года распался брак с Софьей Карловной Герц[1]. Саврасов предчувствовал новую беду: эта картина написана накануне жизненного краха Саврасова — спустя год его уволили из МУЖВЗ[8]. Художник метался, он был в отчаянии. Очевидно, он чувствовал нечто похожее в состоянии своего товарища И. И. Шишкина, когда тот создавал картину «Рожь». Может быть, поэтому и А. Саврасов обратился к этой же теме, решив создать свою картину по тому же сюжету и передать собственные страдания. Вот в такое время появилось его выдающееся полотно — картина «Рожь».

«Рожь» Шишкина

У Шишкина неспокойная рожь колышется от малейшего ветра, но небо над ней чисто, а деревья — хоть и стоят в отдалении друг от друга, не одиноки, их много — словно сторожат этот покой. «Рожь» Саврасова — это тяжелое мятущееся приближение бури[1]. На фоне трагически мятущейся картины Саврасова полотно Шишкина предстает чуть ли не благоденствием и безмятежностью[8]. И это при том, что — где уж там И. Шишкину до безмятежности!

У Саврасова ржаное поле замерло в преддверии грозы, на первом плане нависли тучи, их чернота уходит всё дальше и все выше — настолько высоко, что сама картина не в состоянии вместить их. Всё полно отчаяния и неуемной тревоги[8].

Но вдали — где-то там, куда уносит полотно — там всё чисто. Вдали виднеется белая церквушка, как символ защиты от надвигающейся тьмы, она освещена пропадающим солнцем и потому хорошо видна издалека[1]. И в этом проявилась надежда на спасение… Ну вдруг кто-то поможет? Ну вдруг…

Сбылись ли эти надежды? Забегая вперед в биографии А. К. Саврасова, вспомним, что жизнь его действительно была трагической. Хотя — казалось бы, талант художника еще при жизни и навсегда вывел его имя в классики русской культуры. Его полотна много экспонировались, неоднократно удостаивались премий[9]. Но мешала болезнь — алкоголизм. Он еще два раза пробовал создать семью. Дважды был в гражданских браках (не надо считать гражданские семьи чем-то неудачным; в 19 веке в рафинированных столицах Российской империи гражданские семьи были весьма частым явлением — хотя формально и не имели таких же юридических прав, как теперь). Но проклятая болезнь не давала нормально жить. Семья с Верой Ивановной Киндяковой распалась очень быстро; последние четыре года художник жил с Екатериной Матвеевной Моргуновой, в этой семье повились двое детей[10].

Но мы забежали вперед в биографии художника. А тогда — он еще не знал своего будущего. И надежды уходили.

В том же 1881 году он пишет второй вариант картины «Рожь»[3]. Теперь он работал над картиной на закате. Уходящее огромное красное солнце всё поглощает[3] и словно уносит с собой. Тревожное звучание пейзажа во втором варианте значительно усилено[5]. Рожь поглощена темнотой и кажется одним фоном. И то, что это рожь, — мы узнаем лишь из названия картины. Да и не всё ли равно, что именно это черное… Всё темно, всё мрачно, но… не беспросветно. Там вдали — опять вдали — светлое небо. И опять в этой мрачности — слабая надежда на спасение. А может быть, этот светлый блик оставлен для контраста — чтобы показать абсолютную отчаянную сгущенную безнадежность. Как сказано в классике:

Когда на ткани полотна художник ночь изобража

allll.net

Рожь

Алексей Кондратьевич Саврасов, 1881 г.

Третьяковская Галерея (Москва)

Холст, масло.

Мастер русского романтического пейзажа, Алексей Кондратьевич Саврасов, пишет «Рожь» в очень непростое для него время. Картина была создана в 1881 году, накануне краха устоявшейся жизни художника. Через год от него окончательно уйдет жена и распадется брак, через год он потеряет место в МУЖВ (Московское училище живописи, ваяния и зодчества) и художник начнет стремительное падение на самое дно жизни. Словно предчувствуя свое бесславное будущее, художник пишет тяжелую, тревожную картину. Вся работа до краев заполнена неуемным волнением. Взгляд упирается в злобный сгусток черных туч. Поле волнуется, местами рожь испуганно гнется к земле. Художник словно заглядывает в собственное будущее и боится его – так много ожидания неизбежной грозы в этой картине.

Существует теория, что «Рожь» Саврасов писал как ответ на одноименную картину Шишкина, которую последний создал на несколько лет раньше. Шишкинская «Рожь» наполнена покоем и умиротворенностью, «Рожь» Саврасова – томительна, обеспокоена, она пугает зрителя. Даже церковь на горизонте не дает ощущения покоя. Во всем читается внутреннее беспокойство художника.

Саврасов не имел обыкновения добавлять или выдумывать детали, он всегда изображал природу такой, какая она есть. Поле ржи испуганно притихло, словно зажмурилось перед неизбежными раскатами грома. Тяжелые тучи каждую секунду готовы разлиться тысячами свинцовых капель.

Но даль еще чиста, хотя по порывистым ударам ветра становится ясно, что скоро гроза доберется и туда. Ржаное поле бунтует, мечется на ветру и тут же покорно пригибается к земле, словно смиряясь с ненастьем и противясь собственному покорству. Черная туча, словно тяжелый рок судьбы нависла над несчастным полем, как нависло неизбежное горе над жизнью Саврасова.

И так хочется верить, что злую тучу унесет порывистый ветер, что солнце победит сгущающуюся тьму.. но этому не бывать. Уж слишком низко к земле приблизилась черная туча, и все дальше расползается по полю тяжелая тень, закрывая землю, застилая лужи. Уж слишком ярко, словно, напоследок, светятся в лучах исчезающего солнца колосья ржи и маленькая белая церковь. В небесах, готовые к битве с тучей, выстраиваются белоснежные облака. Но слишком черна страшная туча, и земле не спастись от надвигающейся тьмы.

И остается только ждать неизбежного, и надеяться, что гроза не сможет уничтожить, а только сделает тебя сильнее.

Те люди, что не боятся стихии, наверняка с отчаяньем безумца будут ждать начала грозы. И, может быть, Саврасов был именно таким – он отчаянно бросался в бушующий водоворот жизни, искренне веря, что однажды погода сменит гнев на милость и солнце вновь засияет. Ведь если ты уже ничего не можешь изменить, лучше расслабиться под напором обстоятельств и принимать жизнь со всеми ее невзгодами.

Сегодня картину можно увидеть в Третьяковской Галерее.

Обсудить на форуме

art-on-web.ru

Картина "Рожь" Саврасова

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Алексея Саврасова.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Алексея Саврасова  на натуральном  холсте.

Алексей Кондратьевич Саврасов уже к 12 годам самостоятельно научился неплохо рисовать и писал гуашью и акварелью пейзажи с изображением романтических мотивов наподобие бури на море или извержения вулкана, которые недорого охотно раскупались в Замоскворечье.

В 14 лет поступил в Московское училище живописи и ваяния, но отец, торговец галантерейными товарами, хотел видеть его помощником в купеческом деле. Из-за протестов отца и болезни матери Алексею пришлось оставить учебу.

О необыкновенных способностях Саврасова к живописи узнал обер-полицмейстер Москвы генерал-майор Лужин. Благодаря ему и преподавателю училища Карлу Рабусу в 1848 году Алексей смог продолжить образование в пейзажном классе. В том же году он был отмечен как ученик, «представивший лучшие эскизы». В следующем году на средства мецената Лихачева он оправился на Украину, где написал несколько картин, восторженно принятых критиками. А еще через год он уже получил звание художника за «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и «Камень в лесу у разлива», его мастерство признали зрелым для завершения обучения.

В 1854 году на выставке в Московском училище живописи и ваяния великая княгиня Мария Николаевна, обратив внимание на незаурядность художника, приобрела его картину «Степь с чумаками вечером» и предложила поработать для написания видов с натуры в ее резиденции между Петергофом и Ораниенбаумом.

Исполненные там картины оказались настолько удачными, что осенью того же года Совет Академии присвоил за них 24-летнему художнику звание академика.

Одну из работ двумя годами позже приобрел Павел Третьяков и, таким образом, картина "Вид в окрестностях Ораниенбаума" стала одним из первых экспонатов его прославленной коллекции.

В 1857 году Саврасов женился на Софье Карловне Герц. Тогда же ему было предложено сменить умершего Рабуса на должности руководителя пейзажного класса училища, которое он еще недавно закончил. Большую роль играл Саврасов в Обществе любителей Художеств, секретарем которого был известный искусствовед Карл Герц, брат его жены, ставший Саврасову не только родственником, но и другом.

В 1862 году на средства Общества любителей художеств художнику предоставили возможность поехать в Лондон на Всемирную выставку и посетить Данию, Францию, Швейцарию.

Его европейские пейзажи отличаются достоверностью, спокойной и внимательной манерой письма.

Вернувшись, он много работал в окрестностях родного города, "исследовал" с кистью и карандашом в руках свои любимые Сокольники и Фили, Кунцево и Мазилово, Строгино и Братцево.

В 1869 году был издан учебник рисования для Московского училища живописи и ваяния, над которым Саврасов работал вместе с Пукиревым.

"Подробное изображение изб, деревень, какие обязательны для художника, изучающего русский пейзаж" были выполнены Саврасовым.

С начала 1870-х годов в творчество художника вошли новые темы и образы. Он постоянно совершал поездки в провинцию: в Троице-Сергиеву лавру, на Керженец, на Оку, но более всего на Волгу, в Ярославль, под Кострому, в Нижний Новгород, Юрьевец, в Болгары под Казанью и Жигули. Волжские просторы произвели на него огромное впечатление.

Особенно масштабна картина "Волга под Юрьевцем", за которую Алексей Кондратьевич весной 1871 года был удостоен первой премии на конкурсе Московского общества любителей художеств.

С Поволжьем было связано и создание главной картины Саврасова "Грачи прилетели".

Несмотря на то, что в феврале 1871 года умерла новорожденная дочка (уже третий умерший ребенок Саврасовых), тяжело заболела жена, и Саврасов был переполнен горестными переживаниями, весной 1871 года под влиянием "врачующего простора", красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы, под кистью Саврасова рядом с исполненными душевной боли этюдами появляются подготовительные работы к картине "Грачи прилетели".

Потом, по возвращении в Москву, художник внес новые подробности и дорабатывал композицию уже в мастерской. Наконец, в конце 1871 года картина "Грачи прилетели" предстала перед посетителями первой выставки Товарищества передвижных художественных выставок, одним из учредителей и членом правления которого стал Саврасов.

Мировосприятию Саврасова, его работам была присуща совершенно особенная музыкальность.

Семидесятые годы 19 столетия стали для Саврасова периодом высшего творческого расцвета. Словно обретя в работе над волжскими пейзажами и "Грачами" новое важное знание о жизни и живописи, он создал в это десятилетие множество замечательных пейзажей, заражая своим вдохновением и своих воспитанников по Училищу живописи, ваяния и зодчества.

К концу 1870-х годов в творчестве Саврасова наметился некоторый спад. Он реже выставлялся. Пришли болезни, ухудшилось зрение. Дала трещину, а затем и вовсе распалась когда-то счастливая семейная жизнь.

Особенно усугубился трагизм положения Саврасова после 1882 года, когда он был уволен из училища и, лишенный казенной квартиры, житейски неустроенный, оказался в стороне от художественной жизни. Он начал пить. Сохранилось немало свидетельств постепенного превращения интеллигентнейшего, деликатнейшего живописца в почти безвольного алкоголика, отдающего написанные не всегда верной рукой пейзажи чуть ли не за штоф "горячительной".

К началу 1890-х годов Саврасов сменил немало временных пристанищ. Он жил в самых дешевых меблированных комнатах, гостиницах и чуть ли не в трущобах. У него появилась новая гражданская жена, Евдокия Михайловна Моргунова, дети. Семья жила впроголодь. Старые друзья, в частности Третьяков, старались помочь художнику, но без особых результатов.

Но до конца своего жизненного и творческого пути Саврасов был по-прежнему чуток к красоте природы. Конечно, среди его работ 1880-1890-х годов есть немало скороспелых, для заработка написанных пейзажей, но он создавал и новые замечательные произведения. В последние годы жизни Саврасов, прекрасный рисовальщик, особенно много и успешно работал в графике. В 1894 году при содействии близких ему людей был издан альбом рисунков, приуроченный к пятидесятилетию творческой жизни художника.

При всем драматизме личной судьбы Саврасова последние годы его жизни стали и порой торжества художественных идей мастера. Когда осенью 1897 года Алексей Кондратьевич умер, его любимый ученик и продолжатель Левитан опубликовал в газете заметку "По поводу смерти А.К. Саврасова", в которой говорилось: "Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов... С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле... и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества".

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Алексея Саврасова  не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru

Описание картины Алексея Саврасова «Рожь» Картины художников

Описание картины Алексея Саврасова «Рожь»

Известный пейзажист Саврасов накануне важных изменений в жизни, предвидя и предвещая их, пишет достаточно трудную для восприятия картину – «Рожь», в которой нашли отражения все тяжелые мысли, волновавшие художника в этот период. Картина создана в 1881 году, знаменательном для художника тем, что в это время от него уходит жена, с работы также увольняют и живописец мечется в поисках нового, чего-то необычного и захватывающего.

Он пишет «Рожь» такую, какой она должна быть перед бурей. Ржаное поле замерло в преддверии грозы, на первом плане нависли тучи, готовые пролиться сотнями тяжелых капель. А вдали все чисто, но уже ожидает прихода ветра и дождя. Ржаное поле тем мрачнее выглядит, чем ярче рожь, которая на нем растет, она склоняется под ветром, не в силах ему ничего противопоставить, при этом, не желая такого покорства. Тяжелая мрачная туча, похожа на жизнь художника, которая к этому времени также стала напоминать это ржаное поле, в ожидании грозы.

И,

кажется, будто ветер пронесет дождь мимо, но это не так, туча висит слишком низко, солнце постепенно исчезает и от первого плана картины к горизонту расползается тень, поглощая с каждой секундой все больше земли, оставляя за собой лишь багровый отсвет спелой ржи. Там вдали виднеется белая церквушка, как символ защиты от надвигающейся тьмы, она освещена пропадающим солнцем и потому хорошо видна издалека.

По небу расплываются от этой церкви белые облака, готовые, казалось, защитить землю от надвигающейся тьмы, но они бессильны, туча слишком черна. У людей, не боящихся превратностей природы, картина вызывает дикий восторг, который наступает в момент ожидания настоящей грозы, остальные же преисполняются мрачного уныния, словно на себе прочувствовав всю силу буйной стихии, которая вот-вот выбросит свои силы на это поле.

Критики сравнивают это полотно с одноименной картиной Шишкина И., появившейся несколькими годами ранее, но если у Шишкина рожь находиться в состоянии величавого и прекрасного покоя, то Саврасов запечатлел ее в момент величайшей тревоги, которая передается всем, кто когда-либо видел эту картину.

Прислал: Волкова Александра . 2017-10-08 21:36:44

opisanie-kartin.iusite.ru

Описание картины Алексея Саврасова «Рожь»

Описание картины Алексея Саврасова «Рожь»

Известный пейзажист Саврасов накануне важных изменений в жизни, предвидя и предвещая их, пишет достаточно трудную для восприятия картину – «Рожь», в которой нашли отражения все тяжелые мысли, волновавшие художника в этот период. Картина создана в 1881 году, знаменательном для художника тем, что в это время от него уходит жена, с работы также увольняют и живописец мечется в поисках нового, чего-то необычного и захватывающего.

Он пишет «Рожь» такую, какой она должна быть перед бурей. Ржаное поле замерло в преддверии грозы, на первом плане нависли тучи, готовые пролиться сотнями тяжелых капель. А вдали все чисто, но уже ожидает прихода ветра и дождя. Ржаное поле тем мрачнее выглядит, чем ярче рожь, которая на нем растет, она склоняется под ветром, не в силах ему ничего противопоставить, при этом, не желая такого покорства. Тяжелая мрачная туча, похожа на жизнь художника, которая к этому времени также стала напоминать это ржаное поле, в ожидании грозы.

И, кажется, будто ветер пронесет дождь мимо, но это не так, туча висит слишком низко, солнце постепенно исчезает и от первого плана картины к горизонту расползается тень, поглощая с каждой секундой все больше земли, оставляя за собой лишь багровый отсвет спелой ржи. Там вдали виднеется белая церквушка, как символ защиты от надвигающейся тьмы, она освещена пропадающим солнцем и потому хорошо видна издалека.

По небу расплываются от этой церкви белые облака, готовые, казалось, защитить землю от надвигающейся тьмы, но они бессильны, туча слишком черна. У людей, не боящихся превратностей природы, картина вызывает дикий восторг, который наступает в момент ожидания настоящей грозы, остальные же преисполняются мрачного уныния, словно на себе прочувствовав всю силу буйной стихии, которая вот-вот выбросит свои силы на это поле.

Критики сравнивают это полотно с одноименной картиной Шишкина И., появившейся несколькими годами ранее, но если у Шишкина рожь находиться в состоянии величавого и прекрасного покоя, то Саврасов запечатлел ее в момент величайшей тревоги, которая передается всем, кто когда-либо видел эту картину.

Другие полотна:

archive.is


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта