И тут украли! Плакат "Родина - мать зовет!" плагиат. Картина родина мать


Ираклий Тоидзе и его самый знаменитый плакат Родина-мать зовет!

Автор плаката «Родина-мать зовет!» известный советский художник Ираклий Моисеевич Тоидзе через много лет после окончания Великой Отечественной войны рассказывал историю, услышанную от знакомого ему фронтовика.

Наши войска обороняли город от превосходящих сил противника. И, как это довольно часто бывало в первые месяцы войны, город отстоять не удалось. Когда бойцы покидали его, один солдат, увидев на стене полуразрушенного дома плакат, воскликнул: «А как же мама моя?!». Он отстал от товарищей, снял плакат со стены, аккуратно сложил его и, сунув под гимнастерку, бросился догонять свое подразделение. И тут вражеская пуля достала его.

Случай этот весьма символический: он говорит об огромном эмоциональном воздействии, которое плакат оказывал на фронтовиков. Представляется, что влияние на людей этого произведения и еще, пожалуй, песни «Священная война» было намного сильнее, чем беседы политруков на тему, зачем и почему надо защищать Родину…

Созданный в первые дни войны плакат «Родина-мать зовет!» был размножен миллионными тиражами и в разных форматах. Репродукцию с него размером меньше даже почтовой открытки фронтовики хранили на груди рядом с партийным или комсомольским билетом, с фотографиями матерей, невест, детей…

Долгие годы, вплоть до начала 90-х, я проходил службу в редакции газеты «Красная звезда». За это время в качестве военного корреспондента я объездил пусть не весь, но большую часть Советского Союза. Приходилось мне бывать и в столичных и в дальних гарнизонах, на кораблях, аэродромах и «точках». А поскольку я был сотрудником идеологического отдела, в сферу моего внимания во время командировок непременно попадали Ленинские комнаты и каюты, Дома офицеров, клубы воинских частей и другие культурно-просветительные учреждения. Так вот, таким же обязательным атрибутом их оформления, как портреты основателя государства и очередного генсека, была репродукция с плаката «Родина-мать зовет!»…

Родина-мать зовет!

Автор плаката «Родина-мать зовет!» известный советский художник Ираклий Моисеевич Тоидзе через много лет после окончания Великой Отечественной войны рассказывал историю, услышанную от знакомого ему фронтовика.

Наши войска обороняли город от превосходящих сил противника. И, как это довольно часто бывало в первые месяцы войны, город отстоять не удалось. Когда бойцы покидали его, один солдат, увидев на стене полуразрушенного дома плакат, воскликнул: «А как же мама моя?!». Он отстал от товарищей, снял плакат со стены, аккуратно сложил его и, сунув под гимнастерку, бросился догонять свое подразделение. И тут вражеская пуля достала его.

Случай этот весьма символический: он говорит об огромном эмоциональном воздействии, которое плакат оказывал на фронтовиков. Представляется, что влияние на людей этого произведения и еще, пожалуй, песни «Священная война» было намного сильнее, чем беседы политруков на тему, зачем и почему надо защищать Родину…

Созданный в первые дни войны плакат «Родина-мать зовет!» был размножен миллионными тиражами и в разных форматах. Репродукцию с него размером меньше даже почтовой открытки фронтовики хранили на груди рядом с партийным или комсомольским билетом, с фотографиями матерей, невест, детей…

Долгие годы, вплоть до начала 90-х, я проходил службу в редакции газеты «Красная звезда». За это время в качестве военного корреспондента я объездил пусть не весь, но большую часть Советского Союза. Приходилось мне бывать и в столичных и в дальних гарнизонах, на кораблях, аэродромах и «точках». А поскольку я был сотрудником идеологического отдела, в сферу моего внимания во время командировок непременно попадали Ленинские комнаты и каюты, Дома офицеров, клубы воинских частей и другие культурно-просветительные учреждения. Так вот, таким же обязательным атрибутом их оформления, как портреты основателя государства и очередного генсека, была репродукция с плаката «Родина-мать зовет!»…

5sec.info

Внутри Родины-Матери (47 фото)

Автор: В Волгограде я воспользовался уникальным предложением пресс-службы губернатора Волгоградской области [info]Анатолия Бровко и поднялся в голову знаменитой статуи "Родина-Мать зовет". Говорят, что наверх поднимается лишь несколько человек в год. Под катом я покажу что у нее внутри…Внутри Родины-Матери (47 фото)
Монумент "Родина-Мать Зовет" - одна из самых высоких статуй в мире - входит в состав историко-мемориального комплекса "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом Кургане. Внутри Родины-Матери (47 фото)К ней ведут 200 ступеней - именно столько дней длилась Сталинградская битва. По замыслу архитектора Евгения Вучетича лестница должна была идти до самой Волги, но, как обычно, не хватило денег. Сейчас идут разговоры о том, чтобы завершить строительство.

Мы начали свой подъем на Мамаев курган с площади "Стоявших насмерть", к которой ведет аллея пирамидальных тополей, а за ней начинаются "Стены-руины". В центре площади установлена фигура солдата-защитника Сталинграда. По словам архитектора Евгения Вучетича, "это аллегорический образ советского народа-воина, стоявшего насмерть, готового нанести неотвратимый удар по врагу. Его фигура вырастает из вздыбившейся земли, как бы превратившейся в скалу – несокрушимый бастион против фашизма. Воин слился с матерью-землей, словно черпая от нее новые силы".

Внутри Родины-Матери (47 фото)
На скале выцарапаны надписи: «Стоять насмерть», «За Волгой для нас земли нет», «Ни шагу назад!», «Каждый дом – это крепость», «Не посрамим священной памяти»:

Стены-руины производят сильное впечатление и рассматривать их можно часами. Это своеобразные руины сооружений, разрушенных долговременными обстрелами, бесчисленными бомбежками, исщербленных прямым попаданием снарядов и автоматными очередями. Тема левой стены - "Ни шагу назад!", правой стены - "Только вперед!".

Внутри Родины-Матери (47 фото)Фигура знаменитого снайпера Василия Зайцева, уничтожившего во время войны 225 немецких солдат и офицеров, наверху левой стены кажется очень маленькой, хотя на самом деле она выполнена в человеческий рост:

На стенах очень много надписей, среди которых есть цитата из собрания одной из комсомольских организаций Сталинграда:

Внутри Родины-Матери (47 фото)Слушали: О поведении комсомольцев в бою.Постановили: В окопе лучше умереть, но не уйти с позором. И не только самому не уйти, но сделать так, чтобы и сосед не ушел.Вопрос к докладчику: Существуют ли уважительные причины ухода с огневой позиции?Ответ: Из всех оправдательных причин только одна будет приниматься во внимание — смерть».

Лестница, минуя Стены-руины, приводит на площадь Героев с бассейном "Озеро Слез" посередине. Слева от бассейна расположена Стена-Знамя, на которой высечены слова: "Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?".

Внутри Родины-Матери (47 фото)Отсюда можно войти в круглое здание - "Зал воинской славы":

В центре зала установлен монумент с вечным огнем, а на стенах изображены тридцать четыре символических знамени, с высеченными на них именами 7200 героических защитников Сталинграда. Всего в Сталинградской битве погибло около 3 миллионов человек:

Внутри Родины-Матери (47 фото)

Через огромный проем в крыше зала видна Родина-Мать. Архитектор Вучетич рассказывал Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у нее открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит — за Родину… вашу мать! — заткнулись»:

Внутри Родины-Матери (47 фото)Внутри Родины-Матери (47 фото)

Каждый день с 9 утра до 7 вечера в Зале воинской славы стоит почетный караул:

Внутри Родины-Матери (47 фото)

В нашей стране всего 2 города, где есть почетный караул - это Москва и Волгоград:

Внутри Родины-Матери (47 фото)Внутри Родины-Матери (47 фото)Внутри Родины-Матери (47 фото)

Выход из Зала воинской славы приводит на площадь Скорби. Здесь расположена фигура скорбящей матери, на руках которой погибший воин:

Внутри Родины-Матери (47 фото)

С площади Скорби начинается подъём к главному монументу Мамаева кургана:

Внутри Родины-Матери (47 фото)

Статуя весом 8 тысяч тонн никак не прикреплена к фундаменту. Она спокойно стоит на нем, как шахматная фигура на доске:

Внутри Родины-Матери (47 фото)

Высота статуи Родины-Матери — 52 метра. В правой руке она держит меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. Монумент стоит на 16-ти метровом фундаменте. Общая высота скульптуры - 85 метров:

Внутри Родины-Матери (47 фото)

Попасть внутрь монумента можно через небольшую дверь в основании. Дверь двойная. За первой спрятана лестница:

Внутри Родины-Матери (47 фото)

Внутри статуя напоминает знаменитую литографию "Относительность" Маурица Эшера:

Внутри Родины-Матери (47 фото)Внутри Родины-Матери (47 фото)

Мы пытались прикинуть количество ступенек ведущих наверх. Получилось 187:

Внутри Родины-Матери (47 фото)

Внутри статую пронизывают натяжные канаты весом 60 тонн каждый:

Внутри Родины-Матери (47 фото)Внутри Родины-Матери (47 фото)

За их натяжкой следят с помощью специальных датчиков. Когда натяжение ослабевает - их подтягивают:

Внутри Родины-Матери (47 фото)
Внутри Родины-Матери (47 фото)Внутри Родины-Матери (47 фото)

Эту комнату можно назвать Сердцем Родины-Матери. Она находится на уровне груди и в ней закреплены тросы от левой и правой руки статуи. Сама комната тоже стянута канатами, чтобы монумент не разорвало, под тяжестью рук:

Внутри Родины-Матери (47 фото)

Крепление левой руки (без меча):

Внутри Родины-Матери (47 фото)

А это вход в правую руку (с мечом):

Внутри Родины-Матери (47 фото)

Дальше наверх под наклоном идет лестница. Меня туда не пустили, сказали, что с моей комплекцией я не пролезу:

Внутри Родины-Матери (47 фото)

Слева внизу - вход в плащ, а справа за арматурой - вход в левую руку:

Внутри Родины-Матери (47 фото)

На стенах периодически попадаются надписи. Видимо, некоторые строители решили себя увековечить:

Внутри Родины-Матери (47 фото)

Вход в голову такой же узкий, как и в остальные части тела:

Внутри Родины-Матери (47 фото)

Ребенку было легче всех, а я с рюкзаком за плечами протиснуться не смог - пришлось его снимать:

Внутри Родины-Матери (47 фото)

Помещение в голове. Здесь есть удобная лавочка, на которой можно посидеть и передохнуть. В макушке открывается люк, через который мы высовывались наружу:

Внутри Родины-Матери (47 фото)

Никита Барышев, который организовал для нас экскурсию, вылез первым. У него в блоге есть отчет, о том, как мы поднимались на монумент:

Внутри Родины-Матери (47 фото)

Внизу виднеется Храм Всех Святых:

Внутри Родины-Матери (47 фото)Внутри Родины-Матери (47 фото)

На руке у статуи много "наколок", оставленных альпинистами:

Внутри Родины-Матери (47 фото)

После постройки статуи в 67 году клепки первого меча стали трескаться, а сам меч вибрировал со страшным звуком, поэтому в 72 году его заменили на более современный с системами гашения вибрации:

Внутри Родины-Матери (47 фото)

В гарде, с каждой стороны есть люк. Мы вылезли через такой же:

Внутри Родины-Матери (47 фото)Внутри Родины-Матери (47 фото)Внутри Родины-Матери (47 фото)

А это знаменитый "Танцующий мост". Помните фейковое видео, которое облетело весь интернет, и даже "попало в телевизор", где этот мост жутко вибрировал:

Внутри Родины-Матери (47 фото)Внутри Родины-Матери (47 фото)Внутри Родины-Матери (47 фото)Внутри Родины-Матери (47 фото)

Источник: sergeydolya.livejournal.com

Ссылки по теме:

fishki.net

И тут украли! Плакат "Родина

Автор плаката «Родина-мать зовет!» советский художник Ираклий Моисеевич ТоидзеРуслан Макушин (АиФ) встретился с сыном художника Александром Ираклиевичем. Вот что он рассказал:

— Отец очень любил поэта Андрея Белого, автора поэмы «Бродяга». В книге стихов рукой отца некоторые строчки подчеркнуты, и среди них есть такая: «Позволь же, о Родина-мать, в глухое сырое раздолье, в раздолье твое прорыдать…» Это, может быть, не совсем точно, но я так запомнил… Я думаю, что, может быть, этот образ и взят оттуда…

А история создания плаката такова: мама вбежала в мастерскую отца с криком «Война!». «Стой так и не двигайся…», — ответил он ей. Через несколько дней плакат был готов. В то июньское утро, в тот ошеломляющий миг Тамара стала олицетворением всех женщин — молодых и старых, которым выпала в этот день тяжкая участь провожать сыновей на войну. И этот жест, который она, русская женщина, незаметно для себя переняла у землячек мужа — грузинских женщин — и который был так знаком ему, помог создать художнику его лучшее творение.

Приведем сохранившиеся свидетельства участников создания плаката.

Ираклий Тоидзе: «…Я работал над вариантом иллюстрации к поэме «Витязь в тигровой шкуре». И вдруг — сообщение Совинформбюро о том, что фашистская армия напала на нашу страну с войной. Это потрясающее сообщение сразу переключило на создание плаката…».

Тамара Тоидзе: «Как только объявили войну, я страшно испугалась за детей. Вошла к Ираклию в мастерскую… Видимо, у меня было такое лицо, что он сразу же сказал мне: «Стой так и не двигайся!» — и сразу стал делать наброски».

Это тот самый случай, когда человек (в данной ситуации это Тамара Тоидзе) оказался в нужном месте в нужное время.

Как потом рассказывала сыну Тамара Федоровна, уже в тот же день, 22-го июня, отец сел за плакат, а она ему позировала и очень уставала.

Александр Тоидзе: «Образ женщины с плаката, конечно, во многом обобщенный. Мать очень красивая была, но отец упростил ее образ, сделал понятным всем…».

История показала, что Ираклий Тоидзе был прав. Родина-мать — это не «портрет жены художника». Это портрет Матери, в котором каждый из нас, внимательно вглядевшись, найдет черты дорогого лица…

Посмотрим на французский плакат времен первой мировой войны, который нарисован более двух десятков лет до плаката "Родина - мать зовет!"

Даже если жена художника вбежала в комнату, то изображения руки очень совпадают:

Теперь смотрите на другие изображения плакатов в хронологической последовательности - французы, греки, родина-мать, дивизия Галичина, американцы

http://psv.at.ua/publ/1-1-0-155

andreistp.livejournal.com

Родина-мать — Lurkmore

А ну, живо!

Родина-мать зовёт! — суровая агитка времен Великой Отечественной, созданная невыносимо пафосным грузином Тоидзе. На ней беспощадная русская женщина в красной хламиде призывает к насаждению справедливости путем подписания листка бумаги и к дальнейшему накалыванию всех плохих на символизирующие на заднем плане шампуры. Женщину батони Тоидзе срисовал с собственной благоверной, а вскинутую руку невозбранно упер/227075 с французского агитационного полотна 1915 года. Опытные конспироложцы могут также развлечься поиском детального сходства агитки с «Ты записался добровольцем?» и «дядей Сэмом».

Плакат породил невиданный демографический взрыв среди статуй, изображающих гигантских женщин фертильного возраста в окружении какой-нибудь многозначительной хуиты (82 метра бетона и 62 метра нержавейки). И хотя Ираклий, что характерно, Моисеевич, разродился им ещё в самом начале войны, некоторые цинично намекают, что, дескать, Родина-мать существовала во многих экземплярах задолго до, но власти скрывают!

Напряженная поза и проникновенный взгляд так и провоцируют всячески использовать Родину-мать в хвост и в гриву гнусных целях.

Родина-мать имеет отношение к искусству.
Родина-мать была успешно зажаблена.
Родина-мать — неотъемлемая часть Советского Союза.

lurkmore.to

Описание памятника-скульптуры «Родина-мать зовет» в Волгограде

Описание памятника скульптуры «Родина мать зовет» в Волгограде

Скульптурный монумент «Родина-мать зовет» – это центральная фигура Мамаевого кургана в городе-герое. Высота этого сооружения – 52 метра. Возвышенность, на которой находится памятник – насыпного типа, высота холма – 14 метров. С учетом длины меча монумент «Родина-мать зовет» относится к наиболее высоким скульптурным сооружениям.

К монументу на этом кургане приводят дороги. Одна из дорог отходит с площади Скорби. Вдоль дорожек, ведущих к памятнику, располагаются надмогильные плиты. На них написаны имена тех, кто погиб в битве за Сталинград. В кургане под монументом похоронено 34 с половиной тысячи людей. Все они стали героями, отвоевавшие свободу для своей страны.

Автор монумента – скульптор Е. Вучетич. Прототипом же женщины, изображенной на скульптуре, стала одна из официанток ресторана «Волгоград».

Интересно, что первоначальный проект этой скульптуры должен был предстать иным образом. Предполагалось, что монумент будет иметь мужскую и женскую фигуры. Причем солдат должен преклоняться перед женщиной на коленях. В руке же женщина должна была иметь в руках флаг. Однако эти детали автор скульптуры не сочел за нужные, и мы видим скульптуру именно такой, какая она есть на сегодня.

Этот памятник – образ матери-героини, которая созывает героев на борьбу с врагами Родины. Все в ней мужественно, свойственно женщине, делающей геройский поступок: резкие линии фигуры, открыты рот и глаза, распростертая рука. Такие детали создают ощущение силы и мужества, а также атмосферу тревоги, нависшей над страной. Скульптура – это еще и напоминание о тяжелейших временах, которые было суждено пережить жителям огромной страны.

С самого подножья памятника зрителю открывается красивейший вид на город-герой Волгоград, а также на реку Волга.

opisanie-kartin.com

факты о памятнике, история создания, прототипы, образ.

Памятник «Родина-мать зовет!» открылся в 1967 году. Как монумент стал самым высоким в мире, чье лицо у женской фигуры и какие у нее есть скульптурные «родственники» — вспоминаем 10 фактов о Родине-матери.

Волгоград. Мемориальный комплекс «Родина-мать зовёт!». Андрей Ижаковский / Фотобанк Лори

Конкурс без границ. Победа в Сталинградской битве стала переломным событием в истории Великой Отечественной войны. Конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен уже в сентябре 1944 года. В нем участвовали и известные архитекторы, и солдаты, присылавшие свои эскизы военно-полевой почтой. Архитектор Георгий Марцинкевич предлагал поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а Андрей Буров — 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.

Приходили проекты даже из-за рубежа — из Марокко, Шанхая. Интересно, что в конкурсе не принимал участия будущий создатель Родины-матери Евгений Вучетич. Ходили легенды, что он обсуждал свой проект напрямую со Сталиным.

«Родина-мать зовет!» 10 фактов о монументе. Галерея 3

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1962. Фотография: zheleznov.pro

«Родина-мать зовет!» 10 фактов о монументе. Галерея 3

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1965. Фотография: stalingrad-battle.ru

«Родина-мать зовет!» 10 фактов о монументе. Галерея 3

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1965. Фотография: planet-today.ru

Изменения в композиции. Скульптурная композиция должна была выглядеть иначе. Предполагалось, что рядом с женской фигурой будет статуя коленопреклоненного солдата, протягивающего Родине-матери свой меч. Однако первоначальная композиция монумента показалась Евгению Вучетичу слишком сложной. Он изменил проект уже после утверждения «сверху». У скульптора был важный идеологический аргумент: солдат не мог никому передать свой меч, ведь война еще не закончилась.

Кто был прототипом? Искусствоведы сходятся во мнении, что Евгения Вучетича вдохновили барельеф «Марсельеза» на парижской Триумфальной арке и античная скульптура Ники Самофракийской. Однако кто конкретно ему позировал, доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что фигуру Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — со своей жены Веры. Сегодня макет головы статуи хранится в Музее-усадьбе Вучетича в Москве.

Первый железобетонный памятник. Родина-мать стала первым в СССР памятником, полностью выполненным из железобетона. В 1960-е, после войны, не были отстроены еще многие города, в том числе Волгоград, а железобетон был одним из самых дешевых материалов. Однако этот выбор вызвал некоторые сложности. Например, уже через год после открытия памятника на нем стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно покрывали водоотталкивающим средством.

«Родина-мать зовет!» 10 фактов о монументе. Галерея 2

Советская легкоатлетка Нина Думбадзе на соревнованиях. 1950-е. Фотография: russiainphoto.ru

«Родина-мать зовет!» 10 фактов о монументе. Галерея 2

Барельеф «Отход волонтеров на фронт в 1792 году» («Марсельеза»). Триумфальная арка. Скульптор Франсуа Рюд. Париж, Франция. 1836

«Родина-мать зовет!» 10 фактов о монументе. Галерея 2

Скульптура «Ника Самофракийская». Пифокрит из Линдоса. Около 190 до н.э. Лувр, Париж

Укрепление конструкции. Все инженерные расчеты выполнялись под руководством Николая Никитина, который строил Останкинскую телебашню. Монумент «Родина-мать зовет!» при возведении никак не закрепляли: он стоит на земле за счет своего собственного веса. Внутри статуи натянуты металлические канаты, которые делают ее более устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Сегодня на тросы установлены датчики, за состоянием конструкции следят специалисты.

Памятник эпохи трех генсеков. Хотя конкурс архитектурных проектов проходил в 1940-е годы, работа над памятником началась после смерти Сталина. Приказ о строительстве подписал в январе 1958 года Никита Хрущев. Монумент возводили почти десять лет — его открыли в октябре 1967 года. На открытии присутствовал и генеральный секретарь ЦК КПСС — в то время уже Леонид Брежнев.

Самая высокая статуя мира. Планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Хрущев распорядился «подрастить» женскую фигуру. Статуя на Мамаевом кургане должна была «перегнать» статую Свободы — ее высота без пьедестала составляла 46 метров.

После окончания строительства Родина-мать была самой высокой статуей в мире. Женская фигура возвышалась над пьедесталом на 52 метра, а с учетом длины ее руки и меча высота памятника составляла 85 метров. Весил монумент 8 тысяч тонн без учета меча. Сегодня Родина-мать остается в первой десятке самых высоких статуй мира.

Стальной меч. Меч статуи был сделан по авиационной технологии. Его изготовили из нержавеющей стали и обшили листами титана. Но такое решение не подошло для памятника — меч раскачивался и скрипел на ветру. В 1972 году оружие заменили на стальное с отверстиями для снижения парусности. Из-за «проблемного» меча конструкторы памятника не получили Ленинскую премию.

Скульптурный триптих. Монумент «Родина-мать зовет!» — часть скульптурного триптиха. В него входят памятники «Тыл-фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Магнитогорская скульптурная композиция изображает рабочего, который передает выкованный им меч воину. А германский монумент — солдата-победителя со спасенным ребенком на руках и опущенным мечом. Скульптуру «Воина-освободителя» выполнил Евгений Вучетич, а магнитогорский памятник создали Лев Головницкий и Яков Белопольский.

«Родина-мать зовет!» 10 фактов о монументе. Галерея 1

Монумент «Тыл — фронту». Скульптор Лев Головницкий, архитектор Яков Белопольский. Магнитогорск. 1979

«Родина-мать зовет!» 10 фактов о монументе. Галерея 1

Монумент «Родина-мать зовет!». Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Николай Никитин. Волгоград. 1959—1967

«Родина-мать зовет!» 10 фактов о монументе. Галерея 1

Монумент «Воин-освободитель». Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Яков Белопольский. Берлин, Германия. 1949

Образ «Родины-матери». Собирательный образ Родины-матери появился на агитационных плакатах еще в 1941 году. Их создал советский живописец Ираклий Тоидзе. Художник вспоминал, что прототипом женщины на плакате стала его жена. Услышав сообщение о нападении на СССР, она вбежала в мастерскую художника с криком «Война!». Ираклий Тоидзе был потрясен ее выражением лица и сразу же сделал первые наброски.

Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане

www.culture.ru

Родина-мать (Волгоград) - это... Что такое Родина-мать (Волгоград)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Родина-мать.

Координаты: 48°44′32.2″ с. ш. 44°32′13.5″ в. д. / 48.742278° с. ш. 44.537083° в. д. (G) (O) (Я)48.742278, 44.537083

Скульптура «Родина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде.

Одна из самых высоких статуй мира.

Общая информация

Скульптурная группа марсельеза на триумфальной арке в Париже

Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники, которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.

Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах, в частности, в 1972 году был заменен меч.

По разным данным, прообразом скульптуры выступали: Пешкова Анастасия Антоновна, выпускница Барнаульского педагогического училища 1953 года[1], Валентина Изотова[2], Екатерина Гребнева[3]. Также существует мнение, что статуя была смоделирована наподобие фигуры «марсельезы» на триумфальной арке в Париже и что поза статуи была вдохновлена статуей Ники Самофракийской.

В октябре 2010 года начались работы по обеспечению безопасности статуи[4].

Технические данные

Строительство

Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).

Общая высота памятника — 85—87 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры — 52 метра (масса — свыше 8 тысяч тонн).

Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.

Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25—30 сантиметров. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер, как комнаты в здании. Жёсткость каркаса поддерживается девяноста девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Огромная масса и высокая парусность меча, обусловленная его колоссальными размерами, вызывали сильное раскачивание меча при воздействии ветровых нагрузок, что приводило к возникновению избыточного механического напряжения в месте крепления руки, держащей меч, к телу скульптуры. Деформации конструкции меча также вызывали перемещения листов титановой обшивки, создавая неприятный для слуха звук гремящего металла. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое — целиком состоящее из фторированной стали — а в верхней части меча предусмотрели отверстия, позволившие уменьшить его парусность. Железобетонная конструкция скульптуры была укреплена в 1986 году по рекомендации экспертной группы НИИЖБ под руководством Р. Л. Серых.

Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным — автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами.

«Горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75 % от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы — 60 миллиметров, до 1999 года — 33 миллиметра, с 2000—2008 — 16 миллиметров», — сообщил директор ФГУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник „Сталинградская битва“» Александр Величкин.

Интересные факты

  • Скульптура «Родина-мать» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура-статуя в мире. Её высота — 52 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра. Общая высота скульптуры — 85 метров. Вес скульптуры — 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн (для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров). На данный момент статуя занимает 11 место в списке самых высоких статуй мира[5].
  • Вучетич рассказывал Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у неё открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит — за Родину… вашу мать! — заткнулись»[6].
  • Существует легенда, согласно которой вскоре после создания в скульптуре потерялся человек; после этого его никто не видел[7].
  • Монумент является второй частью триптиха, состоящего также из монументов «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала, потом был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине.[источник не указан 457 дней]
  • Силуэт скульптуры «Родина-мать» был взят за основу при разработке герба и флага Волгоградской области.
  • Согласно завещанию, в Волгограде, на Мамаевом кургане, у подножья монумента «Родина-мать» похоронен командующий 62-й армией, особо отличившейся в Сталинградской битве, Маршал Советского Союза — Василий Иванович Чуйков. На могиле В. И. Чуйкова почти всегда лежат живые цветы.
  • До построения мемориала, вершиной кургана была местность, находящаяся в 200 метрах от нынешней вершины. Сейчас на ней расположен Храм Всех Святых. Нынешняя вершина была сформирована искусственно, для построения памятника.
  • Во время строительства памятника была необходима стабильная поставка бетона, иначе швы между слоями могли оказаться недостаточно прочными. Грузовики, осуществлявшие доставку бетона для строительства памятника, были помечены лентами определённого цвета. Водителям разрешалось проезжать «на красный», а сотрудникам ГАИ запрещалось их останавливать.

Примечания

См. также

Ссылки

biograf.academic.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта