Рабочие материалы для сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка". Картина решетникова переэкзаменовка


Опять двойка (картина) — Циклопедия

Картина Ф. Решетникова «Опять двойка», 1952 "Опять двойка": история картины

«Опять двойка» — картина советского художника Ф. П. Решетникова, созданная в 1952 году.

Холст, масло 101 х 93.

Жанр: социалистический реализм.

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея. Москва[1].

Известно, что Решетников создал несколько копий этой своей знаменитой картины, и одна из первых версий, на обратной стороне которой художник набросал эскиз более ранней своей картины — «Прибыл на каникулы» (1948), была в 2013 году обнаружена сотрудниками Арт-фонда семьи Филатовых[2]. На заднем плане версии картины «Опять двойка», выставленной в Третьяковской галерее, изображена законченная работа «Прибыл на каникулы», в то время как на версии, хранящейся в арт-фонде семьи Филатовых, виден лишь набросок последней[2].

Сам принцип социалистического реализма обозначает не просто реализм как отображение в искусстве окружающей действительности, а пафосное приукрашение этой действительности с учетом идеологической концепции. Творчество советского художника Ф. П. Решетникова вполне соответствовало этой концепции, поэтому совершенно не следует искать в картинах этого художника истинных реалий и соответствий с жизнью и временем. Его произведения соответствовали не реалиям, а соцреализму. Сам член коммунистической партии, он и в своей работе неукоснительно следовал ее принципам. В этом направлении он тоже преуспел, и государственная система оценила его заслуги: он стал дважды лауреатом Сталинских премий (1949, 1951).

С 1940-х годов — а именно: в 1943 году с картины «Достали „языка“»  — художник Ф. П. Решетников обратился к теме детства и семьи[1] (правда, следует заметить, что детская тематика в это время была отмечена Решетниковым неслучайно: 3 августа 1943 года у него родилась дочь Люба, будущая художница Любовь Фёдоровна Решетникова[3]), создав целый цикл произведений, где главным действующим лицом стали дети и советская семья.

[править] История создания

По словам художника, первоначальный замысел произведения был совершенно иным — картина должна была называться «Опять пятерка» и отображать будни будущих строителей нового социалистического общества, где не место двоечникам.

Первый набросок к картине
Первый вариант картины «Опять двойка» (фоторепродукция Виктора Грабовского)

Разрабатывая содержание будущей картины, художник посещал школы, и на изменение сюжета повлиял случай, когда отличник, которого он выбрал в качестве своего натурщика, не справившись с заданием, получил двойку[1][4]. Этот случай произвел на Ф.Решетникова такое сильное впечатление, что явно пошатнул его убеждения.

Теперь художник решил изобразить двоечника — очень смелое новаторское решение по тем временам, в чем-то даже гуманистическое, отходящее в сторону от основной линии партии, но не слишком, не на большое расстояние: сделать героя произведения не отличником, а двоечником.

Кроме того, сначала Решетников собирался нарисовать учителя-мужчину, но потом заменил учителя на учительницу[5].

Характерная черта: во всех вариантах главный персонаж смещён влево от центра. С самого начала Решетников именно так хотел изобразить своего героя и следовал этому решению.

Вскоре картина была готова: на ней был изображен несправившийся ученик, над которым нависала грозная, но справедливая учительница.

Казалось бы — произведение создано…

Но вдруг всё опять круто изменилось.

А изменила всё произведение дочь Ф. Решетникова Люба…

Именно в это самое время, когда новое полотно уже появилось, домой из школы заявилась дочь художника Люба — пришла несчастная, получила двойку[6]. А между прочим, Люба учила уроки, чему есть документальное подтверждение — картина ее отца «Любины уроки», созданная в том же 1952 году.

Отец посмотрел на нахмуренную дочь и… — понял, что его полотно необходимо написать по-другому, в другом антураже. Художник воспользовался подступившим по этому случаю вдохновением и решил переделать картину: двоечника следовало показать в его семье[4], в реакции домочадцев, незамедлительно высказавшихся по этому поводу, то есть — совсем-совсем несчастного.

Работа над картиной началась заново.

Решетников долго не мог определиться с домочадцами — на разных эскизах их разное количество. Наконец, включил всех: и маму, и сестру, и брата, и даже собаку. С собакой оказалось самое сложное: выбранный натурщик не желал долго стоять на задних лапах.

А для написания главного персонажа согласился позировать сосед, юный вратарь дворовой футбольной команды[4].

Главное действие перенесено в левую часть полотна: там стоит несчастнейший из людей — подросток, пришедший из школы с очередной двойкой. А все остальные действующие лица картины смотрят на него: кто как, укоризненно — старшая сестра-пионерка; весело и даже с некоторой издевкой, — как младший брат-дошкольник[7], радующийся своему двухколесному велосипеду и еще не знающий горестей получения образования; и совсем невозможно тяжело — как мать… И он, этот несчастный человек, не в силах вынести их взоры[8].

Огромное горе во всем облике матери. Такое ощущение, что эта двойка — самая чудовищная трагедия женщины — и ведь всё это происходит в годы тяжелейших сталинских репрессий. Однако ни персонажей, ни автора картины действительность, происходящая за пределами их семьи, будто и не касается; у художника собственная действительность, в которой он — лауреат Сталинских премий. Очевидно, и персонажи произведений Решетникова тоже далеки от нужд и реалий своего времени. У них свое горе: ребенок — нет, не умер, не заразился неизлечимой болезнью, не прочитал недозволенную статью с пометкой 18+, — он принес двойку. Кто виновник этого кошмара, кто та учительница, которая ничему не сумела научить своего ученика и поставила двойку себе как педагогу — потому что учитель сам оценивает свою работу оценками своим ученикам.

Единственный член семьи с добрым сердцем и живой душой — это собака; только она, чувствуя человеческую беду, спешит успокоить его со своими искренними собачьими ласками. По лицам всех остальных ясно: они собираются травить несчастного человека и дальше.

Большое значение художник придает обстановке. Сразу видно, что его картина разворачивается в семье небедной — паркетный пол покрыт ковром (чай, не линолеум), младший ребенок имеет собственный велосипед — в эти годы иметь велосипед для ребенка могли себе позволить далеко не все[9]. Так что, по всей видимости, речь идет о семье партномеклатурного работника сталинской эпохи. Впрочем, поди разбери, о какой семье идет речь — картина ведь выполнена в жанре соцреализма, то есть украшения действительности c пропагандированием советского образа жизни.

На стене — календарик с оттиском другой выдающейся картины Решетникова «Прибыл на каникулы» (за которую вкупе с другим, не менее выдающимся произведением — «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин», — он получил одну из своих Сталинских премий второй степени в 1949 году[10]) — и это тоже укор несчастному человеку с двойкой, потому что герой картины «Прибыл на каникулы» — явно отличник, не знающий никаких компромиссов с совестью и мук несоответствий с окружающим миром. Если главный персонаж картины «Прибыл на каникулы» — положительный герой, то двоечник с полотна «Опять двойка» — в эту категорию никак не входит: портфель у него развалился — что с ним делали, неужели использовали в качестве футбольного мяча? — а торчат из него не учебники и тетради, а коньки. Но какой же он живой и симпатичный! И что же это за мама такая идеологическая, что не пожалеет сыночка, не успокоит, не рассмеется над глупостью учителей, которые наверняка сами безграмотны, раз не могут ничему научить такого славного обаятельного человека с перевязанным портфелем, из которого торчат коньки… И это делает облик двоечника столь притягательным, узнаваемым и «своим», что картина не может не найти отклик в сердцах зрителей.

Картины Ф. Решетникова «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы» стали самыми популярными жанровыми произведениями советской живописи[10][11].

Через некоторое время, в 1954 г., видя такую значимость картины «Опять двойка», Решетников нарисовал ее продолжение — картину «Переэкзаменовка» (и на той картине поместил изображение картины «Опять двойка» в виде репродукции), с тем же натурщиком-соседом. Правда, действие перенесено из городской среды в деревню: в сельский дом, где готовится к переэкзаменовке несчастный двоечник, заглядывают ребята и зовут гулять…[4].

В 1957 году картину «Опять двойка» у художника выкупила Третьяковская галерея[6].

Опять двойка, 1957 г.

Популярность произведения «Опять двойка» стала такой, что она даже на какое-то время украсила учебник для младших школьников «Родная речь»[4].

В 1957 году на студии «Союзмультфильм» был снят одноименный мультфильм с использованием картины Решетникова; сценаристы: Вадим Коростылев, Михаил Львовский, режиссеры: Евгений Райковский, Борис Степанцев.

Детский киножурнал «Ералаш» использовал сюжет этой картины Решетникова при создании одной из своих серий (1997 год, серия 124).

Существует немало разных использований картины «Опять двойка».

Изучение картины Ф. Решетникова «Опять двойка» входит в школьную программу.

Популярность произведения привела к множеству пародий. Среди рисунков-пародий (для увеличения кликнуть на каждое изображение):

  • Художник Андрей Волков

  • Рис. С. Романова (журнал «Крокодил», № 22, 1953)

  • Современный коллаж. Автор ВладП

  • «Дорожное дело» новгородского вице-губернатора Шалмуева

  1. ↑ 1,01,11,2 Решетников Фёдор Павлович. Опять двойка
  2. ↑ 2,02,1 Арт-фондом Филатовых найден оригинал шедевра «Третьяковки»
  3. ↑ Решетникова Любовь Федоровна
  4. ↑ 4,04,14,24,34,4 Наш любимый «двоечник» // «Днепр вечерний», 2010, 28 июля, с.8.
  5. ↑ Ф. Решетников: картины
  6. ↑ 6,06,1 Где находится картина Решетникова «Опять двойка»?
  7. ↑ Опять двойка (Федор Решетников)
  8. ↑ Описание картины Ф. Решетникова «Опять двойка!»
  9. ↑ Описание картины Решетникова Опять двойка
  10. ↑ 10,010,1 Решетников Фёдор Павлович. Прибыл на каникулы
  11. ↑ Федор Павлович Решетников — советский художник

cyclowiki.org

Рабочие материалы для сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка"

Просмотр содержимого документа «Рабочие материалы для сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка"»

МАТЕРИАЛ К СОЧИНЕНИЮ «ОПЯТЬ ДВОЙКА»

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КАРТИНЫ

У художника Ф. Решетникова возник замысел написать картину об отличнике, получившем на уроке пятёрку. Он пришёл в одну из московских школ, чтобы найти натуру для картины и сделать наброски. Но его внимание привлёк мальчик, не выучивший урок. Он неуверенно отвечал на уроке и получил двойку. Вскоре (это было в 1952 году) была написана картина «Опять двойка». Картина вызвала огромный интерес, многие сочувствовали герою, поэтому спустя два года главный персонаж картины «Опять двойка» стал героем другой картины – «Переэкзаменовка». ( Картина «Опять двойка» вызвала такой интерес, что в 1954 году появилась картина «Переэкзаменовка». Это продолжение истории, где действует тот же самый герой).

ОБ АВТОРЕ

  1. Ф.П. Решетников – советский художник, автор многих картин, шаржей, карикатур, иллюстратор детских книг. Наиболее популярными стали работы художника о детях.

  2. Любимыми героями картин художника Ф. П. Решетникова стали дети. Широкую известность получили такие картины, как « Прибыл на каникулы», «Достали языка», « Опять двойка».

  3. Яркие картины Ф. Решетникова запомнились поколению советских людей. Глядя на картины этого художника мы словно переносимся в прошлое, чувствуем дух эпохи.

  4. Ф.П. Решетников – личность яркая, самобытная, даровитая. Это был превосходный художник, скульптор, карикатурист. Значительное место в творчестве Ф.П. Решетникова занимает детская тема. Многим знакомы такие полотна художника, как ……….

ТЕМАТИКА КАРТИН; ЛЮБИМЫЕ ГЕРОИ

  1. Любимыми героями полотен художника Ф. Решетникова были дети

Широкую известность получили такие его полотна, как « Прибыл на каникулы», «Достали языка», «Опять двойка».

  1. Очень часто в жанровой живописи героями полотен были дети. Картины «Прибыл на каникулы», «Достали языка», «Опять двойка» были любимыми в 50-ые годы.

  2. Ф.П. Решетников любил создавать картины, героями которых были дети. Эта тема возникла в его творчестве со времён Великой Отечественной войны.

  3. Широкую популярность приобрели картины Ф. Решетникова на темы детства, школьной, а также семейной жизни. Особую популярность получили такие картины, как «Достали языка», «Прибыл на каникулы», « Опять двойка», «Переэкзаменовка», героями которых были дети.

Ф. П. Решетников « Прибыл на каникулы»

Ф.П. Решетников « Достали языка»

Ф. П. Решетников « Переэкзаменовка»

СЮЖЕТ КАРТИНЫ

  1. На картине «Опять двойка» изображена семья, которая встречает мальчика, получившего очередной раз двойку.

  2. Художник изобразил семью, дождавшуюся возвращения загулявшегося двоечника. Видно, что история с двойкой происходит довольно часто. Очередной двойке никто не удивлён, но вся семья раздосадована.

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ. НАЧАЛО Автор полотна выделил главного героя с помощью композиции картины. Мальчик расположен на переднем плане. Лицо его отвёрнуто от родных. Взгляды матери, сестры и брата обращены к главному герою картины.

ОПИСАНИЕ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ ( одежда, портфель)

  1. Мальчик только что переступил порог дома и пришёл гораздо позже того времени, когда должен прийти. На нём обычное мальчуковое пальто, чёрные брюки, на ногах, как не странно, галоши. Верхние пуговицы пальто расстёгнуты, и оттуда видна школьная форма. В руках у мальчишки видавший виды портфель. Замок сломан, поэтому, чтобы не вывалилось содержимое, он крепко-накрепко стянут верёвками. Из портфеля предательски выглядывают коньки. Сразу видно, где был этот мальчик после школы.

  2. Мальчик одет в коричневое пальто с меховым воротником, под пальто видна школьная форма. На ногах блестят галоши. В руках потёртый портфель. Замок на нём сломан, книги кое-как впихнуты, и не ои выглядывают из школьной сумки, а коньки. Чтобы содержимое не вывалилось, портфель перевязан бечёвкой. Портфель явно был использован не по назначению. Наверное, не раз этот мальчик катался на нём со снежной горки.

  3. На главном герое поношенное и неопрятного вида коричневое пальто с меховым воротником. Мальчик держит в руках старый, затасканный, без застёжек портфель, стянутый верёвками. Выглядывающие из школьной сумки коньки говорят о многом. Самое главное, что катку мальчишка уделяет гораздо больше времени, чем учёбе.

  4. На переднем плане самый настоящий разгильдяй. На нём заношенное, хотя по всему видно совсем новое пальто с меховым воротником. Неопрятного вида брюки, а на ногах некстати, совершенно не по сезону обутые галоши. В руках мальчика потрёпанный портфель. Можно предположить, что он служит ему больше для развлечений. Легко можно представить этого мальчика, мчащимся на этом портфеле с высокой горки. Да и носит он в нём вместе с книгами коньки.

  5. Главный герой – светловолосый вихрастый мальчик, простодушный и очень беспечный. Одет он в новое, но уже заношенное пальто. В нём он и в школу ходит, в нём же и свободное время проводит. На ходу расстегнул верхние пуговицы, да так и застыл посреди комнаты, не в силах поглядеть в глаза родным. Отвёл в сторону глаза, крепко сжал в руках поношенный портфель с торчащими из него коньками. В портфеле этот мальчишка не только учебники носит. Весной и осенью, вероятно, его портфель служит одной из «штанг» ворот во время дворового футбольного матча. Зимой, вероятнее всего, он лихо катается на нём с горки.

ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ КАРТИНЫ

  1. Мальчик стоит, опустив голову. Ему стыдно (совестно) перед мамой и сестрой. Глаза опущены, брови сдвинуты. Вот-вот расплачется.

  2. Вид у мальчика очень грустный, потому что опять принёс двойку. Слёзы уже готовы брызнуть из его глаз.

  3. Мальчик стоит с опущенной головой. Его печальный вид связан с очередной двойкой. Он знает, что его будут ругать, поэтому он очень расстроен.

  4. У мальчика грустный вид. Он опять получил двойку, и теперь ему предстоит выслушивать очередной раз нотации матери, терпеть язвительные придирки сестры.

  5. Мальчик отвёл глаза в сторону. Ему очень грустно: он принёс из школы очередную двойку. Нет сил смотреть в глаза матери, слушать насмешки старшей сестры

ДРУГИЕ ПЕРСОНАЖИ КАРТИНЫ( мать, сестра, братишка, собачка)

МАТЬ

  1. Усталая мама беспомощно села на стул. Она с укором смотрит на сына. Видимо, не раз он обещал не получать плохих оценок, и снова не сдержал слово.

  2. Уставшая от бесконечных обещаний исправить плохие оценки, мать не в силах видеть своего сына, отхватившего очередную двойку. Во взгляде чувствуется обида и отчаяние.

  3. Усталая мама смотрит на сына с укором, беспомощно обронив руки на колени. Ей очень обидно, она на грани отчаяния.

  4. Усталая мама не в силах встать со стула. Очередная двойка выбила её из колеи. На лице матери скорбь. Видно, что она устала от выходок сына и его пустых обещаний.

  5. Устало и огорчённо смотрит мать на своего сына-двоечника: ведь опять двойка.

СЕСТРА И БРАТ

  1. Как-то странно и удивлённо смотрит на своего брата старшая сестра. И в глазах у неё читается: «Что? Опять двойка?» Братишка, возможно, не совсем понимает, что происходит, но он на стороне мамы. Поэтому к ней, а не к брату подъехал он на велосипеде.

  2. Строго смотрит на брата старшая сестра, аккуратная прилежная ученица. А братишка немножко злорадствует. Он на стороне мамы и сестры.

  3. Сестра замерла в суровой позе. Опять её безответственный брат принёс двойку. На её лице читается : « Но сколько ты будешь нас позорить?»

СОБАКА

1) Единственное существо, которое радуется приходу мальчика, это его четвероногий друг. Он радостно заглядывает ему в глаза. Ему нет дело до двоек своего друга. Пёс надеется, что , пообедав, его хозяин пойдёт с ним гулять

  1. Собачка – единственное существо, которое радуется приходу мальчика. Она преданно смотрит ему в глаза, положила лапы на грудь, и готова лизнуть его языком по щекам, на которых появились слёзы раскаяния.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каково ваше отношение к герою картины, чего бы вы ему пожелали?

multiurok.ru

Самой популярной открыткой в СССР была репродукция новогодней картины с котиком (5 фото) — FotoJoin

Было отпечатано более 13 млн экземпляров!

Эта репродукция есть даже внутри другой знаменитой картины — «Опять двойка». Уже догадались о какой картине-открытке речь?

Фрагмент знаменитой открытки. Котик равнодушен к ёлке — ну и дела!

Видите слева от дверного проёма отрывной календарь? Под календарём — репродукция той самой новогодней открытки (автор новогодней картины тоже Решетников).

Фёдор Решетников. Опять двойка. 1952. Третьяковская галерея

Свой новогодний хит Решетников вставил и в другую версию картины «Опять двойка», раннюю. Тоже у двери.

Ну а вот и та самая картина, которую Решетников цитировал и которая стала самой тиражируемой советской открыткой.

Фёдор Решетников. Прибыл на каникулы. 1948. Третьяковская галерея

Герой этого полотна учится в Суворовском училище. И учится хорошо, судя по тому, как дедушка его встречает. Так что для двоечника этот суворовец с репродукции был назиданием и немым укором. У этого улыбчивого подростка наверняка тоже непростая судьба: после войны в суворовское училище брали круглых сирот. Потому и на каникулы — к дедушке.

Кстати, двоечник тоже прославился — репродукция с ним висит на стене в картине Решетникова «Переэкзаменовка»:

Фёдор Решетников. Переэкзаменовка. 1954. Горловский художественный музей

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Pinterest

LiveJournal

Одноклассники

Мой мир

Tags:картины котик Котики открытка открытки самые популярные СССР открытки

fotojoin.ru

«Опять двойка» Решетникова — Рамблер/субботний

Картина Федора Решетникова «Опять двойка» была в жизни каждого советского школьника: репродукции висели в классах и мелькали в книгах, и сочинения по этой теме не избежал никто. Успех полотна как нравоучителя понятен: сюжет трактуется легко и мысль о том, что такое хорошо и плохо, считывается прямо. Но и у этой картины есть свои секреты.

Сюжет

Семья встречает мальчика, который принес очередной неуд. Внешний вид ребенка выдает, чем он занимается вместо уроков: дворовые баталии, коньки, беготня. Мальчика радостно встречают собака и младший брат, которые хотят играть. Мать же смотрит с грустью, старшая сестра — с осуждением.

«Опять двойка» — показательное произведение «академического бытового жанра». Герои четко делятся на хороших и плохих, поэтому мальчик — по одну сторону, а положительные, сочувствующие персонажи — по другую.

Наш взгляд от мальчика переходит на его сестру, затем на мать и, следуя уже за ее взглядом, возвращается к мальчику. В центре композиции оказывается не конкретный объект, а нависшее чувство разочарования и тоски.

На картине нет отца. По всей видимости, он погиб на войне, и мать одна воспитывает троих детей. Примечательные детали — ковер, велосипед и часы. Для 1952 года все это было показателем хорошего материального положения семьи.

На стене висит репродукция другой картины Решетникова (написанной четырьмя годами ранее) — «Прибыл на каникулы». Это полотно о предновогоднем приезде мальчика-суворовца домой. Несмотря на оптимизм и праздничный антураж, полотно глубоко драматично: скорее всего, мальчик — сирота, ведь после войны в суворовские училища часто брали детей, чьи мать и отец погибли на фронте.

Контекст

Идею картины «Опять двойка» Решетников нашел в своей семье. Прообразом мальчика стала дочь художника Люба. У нее случались двойки, и в такие момента она, приходя домой, всегда норовила проскользнуть незамеченной на кухню. Ее расстроенное лицо, виноватый взгляд Решетников и сохранил для героя картины. Сам художник считал, что плохая оценка — это расстройство не только лично ребенка, но и родных, и близких, и всей страны.

Картина писалась с натуры, очень трудно. Сохранились воспоминания Решетникова о том, как долго художник кормил собаку бутербродами, чтобы заставить ее стоять в нужной позе.

«Опять двойка» стала второй частью «художественной трилогии» Решетникова: первая — «Прибыл на каникулы», третья — «Переэкзаменовка». И точно так же, как на картине «Опять двойка» видна репродукция «Прибыл на каникулы», в левом углу «Переэкзаменовки» видна репродукция полотна «Опять двойка».

Судьба художника

Фёдор Решетников родился в 1906 году в семье иконописца. В 3 года остался сиротой и воспитывался в семье брата. Учился на рабфаке искусств в Москве, в Высших художественно-технических мастерских. По комсомольскому призыву отправился в Арктику на «Челюскине», где был штатным художником.

У Решетникова было два периода творчества. Первый — юношеский — связан с тем же арктическим походом, с юмористическими шаржами. Второй — с детским жанром и работой на пленэрах. Кстати, все его пейзажи скуплены и увезены за рубеж.

Дважды Решетников удостаивался Сталинских премий. А вскоре после картины «Опять двойка» он стал действительным членом Академии художеств СССР. Последние 13 лет жизни художник был вице-президентом Академии.

weekend.rambler.ru

Загадка лауреата - Медиапроект s-t-o-l.com

Почему полотно Федора Решетникова «Прибыл на каникулы» стала самой растиражированной картиной Советского Союза?

Объявление лауреатов Сталинской премии в области литературы и искусства – это вам не шутки. События ждала вся Москва, и все, кто попадал в заветные списки, уже заранее готовили банкеты, так что вечером в субботу 9 апреля 1949 года в московских ресторанах яблоку негде было упасть от титулованной орденоносной публики. Собирались все к девяти часам вечера, когда диктор Левитан начинал по радио зачитывать список.

Литераторы, как это водится, ждали объявления лауреатов в ресторане Центрального Дома Литератора.

Актеры – в «Метрополе».

А вот художники – кто где. Кто побогаче, пировали в гостинице «Савой», а те же, кто победнее, занимали столы в «Прибое», что у Якиманской набережной.

– Эх, Федька, тащи водки, сейчас гулять будем!– Шампанского неси!– Тише, товарищи, тише. Сейчас уже читать будут!

И вот раздавался гром курантов, и Юрий Борисович Левитан торжественным голосом начинал оглашать длинный список лауреатов. Первыми шли писатели, за ними поэты, далее кинематографисты, актеры, музыканты.

Наконец, живописцы. Грохочет Левитан: первая премия в области живописи – Кукрыниксам за монументальное полотно «Конец».

– Молодцы, Кукрыниксы, – вздыхает народ, – заслужили. Всю войну пахали как проклятые, каждый день по рисунку в газету «Правда». Заслужили.

Вторая премия – Александр Герасимов за монументальное полотно «Иосиф Виссарионович Сталин у гроба товарища Жданова».

Ну, тут тоже все понятно: Александр Михайлович у нас президент Академии художеств СССР.

Далее идет товарищ Финогенов – за серию рисунков «Сталин в годы Великой Отечественной войны».

Нет вопросов, пьем за товарища Финогенова.

Федор Решетников. Автопортрет Медиапроект s-t-o-l.com

Федор Решетников. Автопортрет

Потом Кривоногов — за картину «Победа». Хорошая картина, и художник хороший. Фронтовик, всю войну до самого Берлина прошагал. И рисовал не вождей, а пехоту огнем прокаленную. Пьем, товарищи!

Наконец, объявляют и Федора Решетникова. Вторая Сталинская премия – и почему-то за две картины сразу. За портрет «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин» и за картину «Прибыл на каникулы».

Переглядываются художники, ничего не понимают.

– Какой такой Решетников? – недоумевают убеленные сединами академики.– Да карикатурист, «челюскинец»…– Ну что ж… Раз «челюскинец»… Заслужил! Но все равно как-то непонятно: разве можно ставить рядом портрет самого товарища Сталина с какой-то бытовой картинкой?– Так это сам товарищ Сталин поставил, понимать надо!

* * *

Картинка на первый взгляд действительно бытовая и легкомысленная: розовощекий мальчик-суворовец, приехавший домой на новогодние каникулы, браво рапортует о прибытии деду. Но смотрят на нее фронтовики и сердце щемит: после войны в Суворовское училище, как правило, брали детей, чьи родители погибли на фронте. То есть и отец погиб, и мать, оставив брата с сестрой на попечение деда.

Чем-то она зацепила и товарища Сталина, раз он еще в 1948 году распорядился напечатать рисунок Решетникова на новых советских новогодних открытках.

Тут стоит, конечно, уточнить, что до 1947 года день 1 января был самым обычным рабочим днем, и никакого официального новогоднего праздника не существовало в природе. Нет, конечно, люди организовывали застолья, в школах проводились елки и новогодние утренники, но – сугубо неофициально. Удивительно, что почта СССР выпускала и новогодние поздравительные открытки, но – без какого бы то ни было намека на рождественскую символику.

Но потом наши солдаты из освобождённых стран Европы стали привозить домой красочные иностранные рождественские открытки. И вот, для того, чтобы прекратить «идеологическое наступление», партийным руководством и было принято решение о выпуске собственных, правильных «открытых почтовых карточек», первой из которых и стала репродукция картины Решетникова.

В итоге совокупный тираж открыток с репродукцией картины «Прибыл на каникулы» превысил 13 миллионов экземпляров!

Эта картина стала рекордсменом – ни тогда, ни после этого в мире больше уже не выпускалось открыток в таком гигантском количестве.

И ведь что-то такое близкое и родное видели в этой простой бытовой картинке все советские люди – то, чего, быть может, уже не видим мы, их потомки.

Федор Решетников. Прибыл на каникулы Медиапроект s-t-o-l.com

Федор Решетников. Прибыл на каникулы

* * *

Федор Павлович Решетников и сам не помнил своих родителей.

Родился он в 1906 году в селе Сурско-Литовское, что стояло некогда под городом Екатеринославом.

Едва Феде исполнилось три года, как отец во время очередного запоя сорвался со строительных лесов в церкви, где он расписывал дивными ангельскими ликами потолок. Но не спасли его ангелы, разбился Павел Решетников насмерть, а следом преставилась и мать. Словно высохла она от какой-то болезни, а от какой – никто толком и не знал.

Мальчишку взял на воспитание старший брат Василий, тоже работавший в артели богомазов – они ходили по деревням и расписывали церкви. Маленького Федю определили в подмастерья – он мыл кисти, растирал и разводил краски, мечтая самому научиться рисовать.

Затем в Российскую империю пришла мировая война, за ней революция и война гражданская. Церквей никто уже не строил, заработки упали, и брат просто выставил Федора из дома – дескать, хватит уже быть нахлебником, пора бы и самому зарабатывать на пропитание. И Федя отправился по городам и весям. Попрошайничал, воровал, работал маляром, плотником и шахтером.

В конце 20-х судьба привела его в Москву, где он каким-то чудом поступил учиться в ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские.

В 1932 году Решетников принял участие в героическом рейде ледокола «Сибиряков». На корабле он выпускал «Ледовитый крокодил» – веселую стенную газету, которую любили все полярники. В условиях полярной ночи и вечного холода запас бодрости и хорошего настроения начинаешь ценить даже больше, чем плитку шоколада, а уж откуда в Федоре с его-то биографией оказалось столько неиссякаемого оптимизма, ведает один Господь.

Ф. Решетников. Ремонт «Сибирякова» во льдах. Уголь. 1932 год Медиапроект s-t-o-l.com

Ф. Решетников. Ремонт «Сибирякова» во льдах. Уголь. 1932 год

Через два года Решетникова позвали в экспедицию на «Челюскине». Перед экспедицией стояла задача: до наступления зимы во что бы то ни стало войти в Берингов пролив. Но многолетние паковые льды настолько сжали ледокол, что корпус треснул и в трюмы хлынула вода. Два часа ледокол тонул, пока члены экспедиции высаживались на лед.

И уже на четвертый день после гибели «Челюскина» вышел первый номер стенной газеты «Не сдадимся!» с рисунками Решетникова. Решетников работал в поистине нечеловеческих условиях – или сгорбившись, сидя на корточках, или лежа на животе… Но лагерь Шмидта восторженно реагировал на каждый новый рисунок.

Ф. Решетников. О. Ю. Шмидт на подступах к Северному полюсу. Карандаш, акварель. 1932 год Медиапроект s-t-o-l.com

Ф. Решетников. О. Ю. Шмидт на подступах к Северному полюсу. Карандаш, акварель. 1932 год

Затем была война, и Решетников работал художником фронтовой газеты «Красный черноморец». Именно тогда он открыл для себя детскую тему. Просто однажды увидел, с какими радостными лицами суворовцы едут по домам – правда, только те, у кого остался дом и хоть кто-то из родных…

У него самого такого дома не было.

Никто не ждал и его возвращения.

Возможно, именно поэтому рисунок с маленьким суворовцем и получился таким теплым – всю свою тоску по дому и семье Федор Решетников выразил в этой картине.

* * *

В 1952 году Решетников нарисовал, пожалуй, свою самую известную картину «Опять двойка!». Целые поколения советских школьников писали по этой картине сочинения, обличая нерадивого ученика.

Но мало кто знает, что первоначальный замысел картины был совсем иным – тогда Решетников задумал написать картину про отличника, который докладывает матери об очередной пятерке. Художник пошел в ближайшую к дому московскую школу искать такого отличника. Учителя, конечно, пошли навстречу лауреату Сталинской премии и посадили художника на «камчатку» – на самую дальнюю парту.

Федор Решетников. Опять двойка Медиапроект s-t-o-l.com

Федор Решетников. Опять двойка

Но отличника Решетников тогда так и не нашел. Ребята при виде серьезного незнакомого дяди смущались и думали, что в школу прислали проверку из гороно. От волнения опозорился даже отличник, который, стоя у доски, не смог решить даже самой несложной задачки. Ему подсказывали, но мальчик ничего не слышал. Только стоял, опустив голову, и молча крутил мел в руках.

Вид несчастного ребенка поразил художника. Он отказался от прежнего замысла и нарисовал свою «двойку», где обычного мальчишку – живого и неглупого – отчитывали родные за плохую оценку. Просто мальчишка сильно увлекся новыми коньками, которые торчат у него из старенького портфеля – вот и получилось, что ничего не получилось…

Уже работая над новой картиной, Решетников вдруг вспомнил, как иные критики буквально по «косточкам» разбирали его картину с суворовцем. Больше всего ему запомнились дурацкие вопросы, а отчего это на стене комнаты висит картинка «Три богатыря» Васнецова?

Тогда Решетников так и не смог найти веселого и остроумного ответа, но сейчас ему в голову пришла идея, как еще больше запутать критиков.

И на стене комнаты в картине «Опять двойка!» он вновь нарисовал репродукцию – но на этот раз своей собственной картины «Прибыл на каникулы».

А вот репродукцию картины «Опять двойка!» он поместил в картину «Переэкзаменовка» 1954 года. На улице лето, но уже знакомый нам двоечник вынужден сидеть дома и заниматься, чтобы пересдать экзамен – в те годы экзамены сдавали все ученики после пятого класса.

Федор Решетников. Переэкзаменовка Медиапроект s-t-o-l.com

Федор Решетников. Переэкзаменовка

И вновь критики недоумевали: что же значат эти кочующие репродукции?

А ведь задачка-то простая: сын русского иконописца Федор Решетников нарисовал свою троицу русских богатырей.

Профессионального военного Добрыню.

Хулигана Алешку, никак не желающего браться за разум.

Упорного Илью, сидящего дома за книгами, пока остальные ребята гоняют во дворе в футбол.

Богатырей, которым и предстояло сокрушить все идолища поганые.

Так оно и случилось.

Кто сейчас помнит про все эти бесчисленные портреты вождей, за которые власть так щедро осыпала золотом? А русские ребята – вот же они. Ну и что что двоечники, они себя еще покажут, дай срок.

s-t-o-l.com

Известная картина "Опять двойка" — часть художественной трилогии Фёдора Решетникова (3 фот: 32

не видел картину Фёдора Решетникова "Опять двойка", написанную художником в 1952 году!? Наверное, таких практически нет. Однако мало кому известно, что на самом деле эта работа является второй частью художественной трилогии автора.

Сегодня мы познакомим вас с двумя менее известными художественными произведениями советского живописца.

"Прибыл на каникулы"

Новогодние праздники. Радостный курсант, прибывший на каникулы. Довольная сестра радуется возвращению брата домой, дедушка по стойке "смирно" встречает своего внука с учёбы.

"Опять двойка"

Уставшая мама с грустным лицом сидит на стуле; сестра-пионерка испепеляет "прокурорским" осуждающим взглядом; младший брат на велосипеде, который ещё не знает о школьных "мучениях"; понурый виновник семейной сцены с коньками, торчащими из портфеля (явно из-за них он и получил очередную двойку). И только пёс радуется страдальцу, не оставляя его одного в беде. На стене слева вверху художник изобразил репродукцию своей картины "Прибыл на каникулы".

"Переэкзаменовка"

Лето, солнце, прекрасная погода. Друзья играют на улице, зовут присоединиться, но герой картины не может покинуть свою комнату, пока не подготовится к экзаменам. Слева вверху снова изображена репродукция картины художника — на этот раз картины "Опять двойка".

via

32.livejournal.com

Федр Павлович Решетников

Опубликовано: 29 октября 2017

Фёдор Па́влович Реше́тников — советский живописец и график. Один из главных представителей социалистического реализма. Родился 28 июля 1906 г., в Сурско-Литовское. Умер13 декабря 1988 г.

Его отец – потомственный иконописец, но Федору не суждено унаследовать эту профессию. Трехлетний мальчик теряет родителей, а его воспитанием занимается старший брат Василий, бросивший ради этого учебу в художественном училище.

Чтобы заработать на хлеб, Василий занимается росписью церквей, а в свободное время пишет иконы. Федор, по мере возможности помогает брату, выполняя работу подмастерья. Немного повзрослев, он начинает зарабатывать самостоятельно. Молодой Решетников берется за любую работу, начиная с применения имеющихся навыков в украшении зданий, и заканчивая работой спортивным инструктором.

Начиная с 1929 года, Федор учится в Высшем художественно-техническом институте. Он будет учиться там по 1934 год, набираясь знаний у таких художников, как Герасимов и Моор.

Благодаря своему таланту молодой художник получает возможность принять участие в заполярных экспедициях. Его берут туда художником-репортером, а за экспедицию 1932 года на ледоколе «Сибиряков», 24-х летний студент будет награжден орденом. 

В 1933 году он снова отправляется в путешествие в составе другой экспедиции, теперь на ледоколе «Челюскин». В этот раз плавание оказалось сложным. В экспедиции Федора ждет множество испытаний, в 1934 году, вместе с другими моряками, его найдут на дрейфующей льдине, откуда и доставят домой. Но, несмотря на все лишения, по возвращении Решетникова ждет слава. В 1973 году, он нарисует картину «Гибель «Челюскина».

Знаменитая картина "Опять двойка" - это вторая часть художественной трилогии Ф.П.Решетникова.

Первая часть - "Прибыл на каникулы". Явно обеспеченная семья, зимние каникулы, радостный ученик-отличник.

Вторая часть - "Опять двойка". Небогатая семья с рабочей окраины, разгар учебного года, понурый обалдуй, опять схвативший двойку. В левом верхнем углу видна картина "Прибыл на каникулы".

Третья часть - "Переэкзаменовка". Сельский дом, лето, все гуляют, один злостный неуч, проваливший годовой экзамен, вынужден сидеть в четырёх стенах и зубрить. 

 

Обратите внимание на интересный факт:В левом верхнем углу картины Решетникова «Опять двойка» висит репродукция его другого известного полотна — «Прибыл на каникулы». В свою очередь, репродукция «Опять двойки» находится в левом верхнем углу картины «Переэкзаменовка», для которой позировал тот же мальчик.

Сегодня Картина Решетникова Опять двойка, находится в Третьяковской галерее в Москве.

arbat.top


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта