Дьявольский ветер. Как изобретательные англичане расстреливали индусов. Картина расстрел сипаев


Дьявольский ветер расы "белых господ"

Многие видели репродукцию знаменитой картины художника-баталиста Василия Верещагина "Подавление индийского восстания англичанами" (1884), по легенде теми же англичанами выкупленной и уничтоженной.

На картине изображён дьявольский ветер (по-английски Devil wind,или Blowing from guns) — буквально «Дуновение из пушек» — название типа смертной казни, заключавшегося в привязывании приговорённого к жерлу пушки и последующем выстреле из неё сквозь тело жертвы (как ядром, так и «холостым» зарядом пороха).Эта казнь была массово применена британцами во время Восстания сипаев (1857—1858 годы) и активно применялась ими для умерщвления мятежников. Сипаи – индийские повстанцы, сражавшиеся с британскими колониалистами за освобождение Индии.

Сипаи – не народ и не представители какого-либо освободительного движения. Сипаи – наёмные солдаты-добровольцы мусульманского и индуистского вероисповеданий, изъявившие желание служить британской короне и рекрутировавшиеся британскими колонизаторами в XVIII—XX веках из среды местного индийского населения.

Причиной восстания стали слухи о новых патронах с оболочкой, пропитанной свиным и коровьим жиром, распространившиеся в 34-м Бенгальском полку туземной пехоты. Для того чтобы зарядить винтовку, оболочку патрона необходимо было разорвать зубами, что для мусульман и индуистов являлось форменным святотатством.

Сначала взбунтовался один из солдат, пытавшийся застрелить британского офицера, затем весь полк встал на его защиту. Британцы солдата повесили, полк расформировали, но было уже поздно. Кровь полилась рекой, и ее было уже не остановить. Лилась она с 1857 по 1859 годы. Восстание распространилось на всю Индию. Индийцы резали англичан, включая женщин и детей, англичане резали индийцев, также не ограничивая себя никакими моральными запретами. Русский художник-баталист Василий Верещагин, изучавший применение этой казни перед написанием своей картины «Подавление индийского восстания англичанами» (1884 год), в своих воспоминаниях писал следующее:

"Современная цивилизация скандализировалась главным образом тем, что турецкая расправа производилась близко, в Европе, а затем и средства совершения зверств чересчур напоминали тамерлановские времена: рубили, перерезали горло, точно баранам.

Иное дело у англичан: во-первых, они творили дело правосудия, дело возмездия за попранные права победителей, далеко, в Индии; во-вторых, делали дело грандиозно: сотнями привязывали возмутившихся против их владычества сипаев и не сипаев к жерлам пушек и без снаряда, одним порохом, расстреливали их — это уже большой успех против перерезывания горла или распарывания живота. Повторяю, всё делается методично, по-хорошему: пушки, сколько их случится числом, выстраиваются в ряд, к каждому дулу не торопясь подводят и привязывают за локти по одному более или менее преступному индийскому гражданину, разных возрастов, профессий и каст, и затем по команде все орудия стреляют разом."

Причиной применения британцами такой жестокой казни был трезвый расчет "белых людей". Дело в том, что у разорванного на мелкие клочки повстанца на том свете возникают непреодолимые трудности. Кстати, для того, чтобы безнадежно омрачить загробное существование, практиковалось также зашивание трупов мусульман в мешки из свиной кожи. Вот что говорит Верещагин:

"Смерти этой они не боятся, и казнь их не страшит; но чего они избегают, чего боятся, так это необходимости предстать пред высшим судьею в неполном, истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов, а это именно не только вероятно, но даже неизбежно при расстреливании из пушек.

Замечательная подробность: в то время как тело разлетается на куски, все головы, оторвавшись от туловища, спирально летят кверху. Естественно, что хоронят потом вместе, без строго разбора того, которому именно из желтых джентльменов принадлежит та или другая часть тела. Это обстоятельство, повторяю, очень устрашает туземцев, и оно было главным мотивом введения казни расстреливанием из пушек в особенно важных случаях, как, например, при восстаниях.

Европейцу трудно понять ужас индийца высокой касты при необходимости только коснуться собрата низшей: он должен, чтобы не закрыть себе возможность спастись, омываться и приносить жертвы после этого без конца. Ужасно уж и то, что при современных порядках приходится, например, на железных дорогах сидеть локоть о локоть со всяким, — а тут может случиться, ни больше, ни меньше, что голова брамина о трех шнурах ляжет на вечный покой около позвоночника парии — бррр! От одной этой мысли содрогается душа самого твердого индуса!

Говорю это очень серьезно, в полной уверенности, что никто из бывших в тех странах или беспристрастно ознакомившийся с ними по описаниям не будет противоречить мне."

Так "белые господа" англичане, наряду с физическим уничтожением своих противников, одновременно вели с ними психологическую войну, играя на тонких струнах их древнейшей религиозной традиции.

Редьярд Киплинг, золотое перо британской расы "белых господ", в своём известном стихотворении "Бремя белых", говорил:

Несите бремя Белых

Среди племен чужих -

Сынов своих отправьте

Служить во благо их;

Без устали работать

Для страждущих людей -

Наполовину бесов,

Настолько же детей.

Не вышедшие из детства бесы - вот кем были покорённые народы для расы британских "белых господ". А вскоре на смену им пришла германская "раса господ", но это уже была немного другая история.

Оригинал взят у mikhaelkatz в Дьявольский ветер расы "белых господ"

aloban75.livejournal.com

Кого казнят англичане на картине Верещагина

"Капитан Немо" смотрели все? И сцену казни индийских повстанцев -сипаев из этого фильма тоже все помнят?Такая казнь получила названием "Дьявольский ветер" или "Дуновение из пушки". Суть ее состояла в том, что в приговорённого привязывали к жерлу пушки и умерщвляли его при последующем выстреле из неё сквозь тело жертвы (как ядром, так и холостым зарядом пороха). "Дьявольский ветер" - одна из самых варварских видов казней в истории цивилизации и использовали  ее цивилизованные англичане при подавлении восстаний в Индии в 19-м веке. Что из себя представляла эта казнь можно прочитать здесь. Смысл казни строился на устрашении, но не столько такой формой умерщвления, а сколько давлением на религиозность населения Индии, так как жертва имела еще и негативные последствия с точки зрения кастовости. Как писал художник Верещагин, будучи свидетелем таких казней: "Европейцу трудно понять ужас индийца высокой касты при необходимости только коснуться собрата низшей: он должен, чтобы не закрыть себе возможность спастись, омываться и приносить жертвы после этого без конца. Ужасно уж и то, что при современных порядках приходится, например, на железных дорогах сидеть локоть о локоть со всяким, — а тут может случиться, ни больше, ни меньше, что голова брамина о трех шнурах ляжет на вечный покой около позвоночника парии — бррр! От одной этой мысли содрогается душа самого твердого индуса!"  То есть имеется ввиду то, что куски, разорванных выстрелом людей, хоронились в одной могиле вперемешку и это сильно било по религиозным индусам.

Кстати, о Верещагине.Он по своим впечатлениям от увиденного в Индии, в 1884 написал картину под названием "«Подавления индийского восстания англичанами»

Картина оказалась "бомбой" и наделала много шуму в Европе."Печальной оказалась, например, судьба картины «Подавление индийского восстания англичанами». Написанное в 1884 году, полотно известно теперь лишь по фотографии. Произведение имело огромный общественно-политический резонанс в России, но вызвало раздражение официальных властей в Лондоне. Художника пытались обвинить во лжи, но нашлись не только очевидцы казней, изображенных в картине, но и те, кто их осуществлял. «Крамольное» полотно решили убить. Через подставных лиц его купили и, вероятнее всего, уничтожили. Попытки обнаружить следы картины, что-либо узнать о ее участи оказались безрезультатными".

Интересно то, что с этой картиной связанно два стереотипа, которые бытуют при ее упоминании.

Стереотип первыйНа своей картине Верещагин изобразил казнь англичанами участников восстания сипаев, одного из самых известных восстаний в колониальной Индии против англичан, происходившего в 1857-59 гг. То есть восстание регулярных сил английской армии в Индии, которые составляли индусы, которое в советской историографии именовалось также, как "Великое народное восстание".

Стереотип второй.В чем смысл картины. Тут я приведу вот это мнение о ней:"Автор хочет показать силу духа индийского народа, в картине видно, как повстанцы привязаны к пушками, английские же солдаты в свою очередь ждут команды расстрелять повстанцев. Не смотря на безнадежность положения, повстанцы, среди которых есть и пожилые люди не сломлены и готовы с честью принять смерть за свою родину, им не стыдно и не страшно умирать, потому что они боролись за свободу своих детей, своего народа, своей отчизны".

Что касается второго стереотипа, то с учетом вышеупомянутых моментов, связанных с религиозным страхом, возникает противоречие с "готовы с честью принять смерть за родину... им не стыдно и не страшно умирать" и т.п.  Как уже упоминалась , сия варварская казнь была устрашением и должна была лишить не только жизни и религиозного успокоения после смерти. Поэтому, не смотря на все уважение к повстанцам, то что сказано выше о картине - это все-таки "бла, бла, бла" в духе  советской пропаганды.

что касается первого стереотипа. Кто же изображен на картине Верещагина?Как оказалось это не сипаи. Дело в том, что художник, будучи в Индии в 1875 году, никак не мог видеть восстание сипаев, так как последнее было подавлено 15 годами ранее. Но он застал там другие события..

В восстании сипаев сыграла большую роль движение ваххбитов, которые стимулировали своих сторонников в неповиновению. Как известно, причиной для восстания послужил слух, что патроны к новой винтовке Энфилда смазывались свиным и говяжим жиром. Именно этот факт позволил объединить восставших по религиозным мотивам в одну "команду", ведь как известно свинья - нечистое животное для мусульманина и корова священное животное для индуса. Таким образом слух об оскорблении чувств верующих обеих религий, стал мощным поводом для восстания. После разгрома сипаев англичане еще несколько лет боролись с ваххабизмом: "В Ситане, в районе независимых патанских племен, ваххабитами еще раньше был создан крупный военный лагерь, куда теперь стекались добровольцы, тайно переправлялось оружие и припасы. Ситана, по мысли руководителей секты, должна была стать опорным пунктом восстания, которое будет проходить под знаменем джихада — священной войны с неверными, т. е. англичанами. Англичане в 1863 г. направили против Ситаны целый армейский корпус и лишь ценою больших потерь после того, как им удалось отколоть поддерживавшие ваххабитов афганские племена, сумели разгромить этот опорный пункт восстания. В 1864 г. были разгромлены центры ваххабитов в Патне и Дели, после чего движение постепенно пошло на убыль". Цитата по Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. Краткий очерк. М.1973. стр. 328

Если мусульмане находились под влиянием пропаганды ваххабитов, то среди индусов активно вела пропаганду секта сикхов, которая именовалась намдхари:"Секта активизировала свою деятельность после того, как в 1846 г. во главе ее встал Рам Сингх, выходец из семьи плотника. В 1863 г. Рам Сингх выступил с развернутым изложением учения намдхари, в котором выдвинул требования отказа от пользования английскими товарами и службы в учреждениях колониальной администрации. Рам Сингх, в свое время служивший в армии, провел реформу организационной структуры секты, введя четкую военизированную организацию по округам, волостям и деревням. Секта установила связи с сикхами, служившими в синайских частях колониальной армии. Намдхари, насчитывавшие около 50 тыс. человек, хорошо организованные, беспрекословно подчинявшиеся главе секты Рам Сингху и прошедшие военное обучение, представляли серьезную силу. Секта была поэтому поставлена под бдительный надзор полиции.

Во второй половине 60-х годов деятельность секты была направлена против сикхской феодальной верхушки, присвоившей права собственности на храмовые земли, ранее принадлежавшие всей сикхской общине. Однако несколько открытых выступлений намдхари было подавлено англичанами при поддержке местных сикхских феодалов.

В конце 60-х — начале 70-х годов деятельность секты стала все больше принимать религиозно-общинную окраску, поскольку намдхари несколько раз выступали против мусульман-мясников, убивавших священное для сикхов, как и индусов, животное — корову. Рам Сингх решительно возразил против этой стороны деятельности секты, так как видел, что англичане ловко использовали налеты намдхари на мусульманские скотобойни для разжигания сикхско-мусульманской розни и подавления движения.

Однако внутри секты образовалась сильная оппозиционная группа, которая, несмотря на сопротивление Рам Сингха, в середине января 1872 г. решила выступить против правителя мелкого пенджабского княжества Малеркотла: он был мусульманином и незадолго перед этим велел убить быка.

По дороге на Малеркотлу более ста намдхари произвели налет на крепость Малодх, резиденцию сикхского феодала, ранее активно помогавшего англичанам в репрессиях против секты. Они рассчитывали вооружиться имевшимся в крепости оружием. Однако их попытки захватить как Малодх, так и Малеркотлу потерпели провал. Намдхари были рассеяны отрядами войск соседних сикхских княжеств. Предатели-князья снова показали себя преданными помощниками англичан в подавлении народного движения.

Захваченные в плен намдхари по приказу англичан были без суда и следствия расстреляны из пушек. Эта варварская расправа изображена на картине великого русского художника Верещагина, побывавшего в Индии в 1875 г".Цитата по Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. Краткий очерк. М.1973. стр. 329

То есть Верещагин стал свидетелем расправы англичан над членами секты намдхари, а не сипаями, цели у которых были разными, а именно, как изложено выше, борьба изначально велась не с колонизаторами-англичанами, а с иноверцами-мусульманами, которые убивали священное для сикхов животное. Данный раскол в секте благополучно использовался англичанами для отхода намдхари от антибританских идей Рам Сингха. Впоследствии секта намдхари подверглась жестоким репрессиям, а Рам Сингх был отправлен в пожизненную ссылку в Бирму.

sedov-05.livejournal.com

Дьявольский ветер. Как изобретательные англичане расстреливали индусов.

Дьявольский ветер. Как изобретательные англичане расстреливали индусов.

По переводу названия этой казни практически невозможно догадаться о том, что она представляла собой на самом деле. Гораздо ближе к оригиналу звучит «пушечная стрельба», «выстрелы из пушек» или, на худой конец, «дуновение из пушек». Англичане с помощью тотального введения данной казни добивались сразу двух целей — убийство противников и психологическое подавление их сторонников неприемлемой с точки зрения индуизма смертью.

Как и в случаях с множеством орудий пыток и смертной казни, изобретатель дьявольского ветра затерялся где-то в глубинах истории. Известно только, что был он англичанином, поскольку выстрелами из пушек массово убивали именно индусов во время восстания сипаев в 1857-58 гг.

Как именно осуществлялась казнь? «Дьявольский ветер», вопреки предположениям, ничуть не напоминал расстрел. Осуждённый на смерть привязывался так, чтобы пушечное жерло упиралось ему между лопаток, и затем, собственно, производился выстрел. Стреляли вхолостую, человека буквально разрывало на куски.

Но сипаев страшила больше всего не боль, не смерть, а психологический аспект подобной смерти. По их верованиям величайшим позором было предстать перед божествами в непотребном виде, т.е. будучи, в прямом смысле, собранным из кусков своего тела. Дополнительным моральным мучением являлась невозможность достойного захоронения, когда деление на касты после смерти терялось, и голова жреца – брахмана – соприкасалась с головой какого-нибудь неприкасаемого бедняка. Это происходило достаточно часто, поскольку «дьявольский ветер» являлся массовым видом казни.

Упоминаний о «дьявольском ветре» в истории сравнительно немного. Если бы в ту эпоху данным видом казни не заинтересовался известный русский художник В.Верещагин, весьма вероятно, что он бы и вовсе до нас не дошёл. Хотя упоминается он и позже – в романах Жюля Верна («Паровой дом») и Р.Сабатини («Одиссея капитана Блада»).

Из воспоминаний В.В.Верещагина:«Современная цивилизация скандализировалась главным образом тем, что турецкая расправа производилась близко, в Европе, а затем и средства совершения зверств чересчур напоминали тамерлановские времена: рубили, перерезали горло, точно баранам.Иное дело у англичан: во-первых, они творили дело правосудия, дело возмездия за попранные права победителей, далеко, в Индии; во-вторых, делали дело грандиозно: сотнями привязывали возмутившихся против их владычества сипаев и не сипаев к жерлам пушек и без снаряда, одним порохом, расстреливали их — это уже большой успех против перерезывания горла или распарывания живота. <…> Повторяю, всё делается методично, по-хорошему: пушки, сколько их случится числом, выстраиваются в ряд, к каждому дулу не торопясь подводят и привязывают за локти по одному более или менее преступному индийскому гражданину, разных возрастов, профессий и каст, и затем по команде все орудия стреляют разом».

2016-01-13 16:07:22

govzalla.com

Василий Верещагин -“своя колея” художника-бунтаря. Жизнь и творчество, отданные борьбе за убеждения. Часть вторая - Страница 2 из 6

Трилогия казней

После Палестинской серии Верещагин создаёт ряд новых работ на тему массовых расправ правящих кругов с бунтующим населением. Трилогия казней, так называется цикл из трех картин. Работа над «Трилогией» началась со второй картины:«Этот сюжет проберёт не одну только английскую шкуру»,— мы приводим строчку из письма художника искусствоведу Владимиру Стасову, невероятному авторитету в сфере искусства в XIX веке.

Подавление индийского восстания англичанами. Василий Верещагин“Подавление индийского восстания англичанами”. Василий Верещагин

Подавление индийского восстания англичанами. Василий Верещагин

Он оказался прав. Картина «Подавление индийского восстания», изображавшая варварскую казнь «цивилизованными» англичанами мятежных индийских сипаев — их разрывали на части пушечными выстрелами,— куда-то подевалась из американского музея лет сто назад: говорят, ее выкупили и уничтожили оскорбленные британцы.

Распятие на кресте у римлян. Василий Верещагин“Распятие на кресте у римлян”. Василий Верещагин

«Распятие на кресте во времена владычества римлян». Это полотно вызвало острое неприятие религиозных кругов, как в России, так и на Западе из-за несоответствия принятым канонам. Местонахождение ее неизвестно.

Казнь заговорщиков в России. Василий Верещагин“Казнь заговорщиков в России”. Василий Верещагин

Сложно найти даже фотографию картины “Казнь заговорщиков в России” приемлемого качества. На посмертной выставке Верещагина в 1904 г. она отсутствовала. В 1908 году Илья Ефимович Репин видел ее в музее петербургского Общества поощрения художеств повёрнутой лицом к стене, выставлять ее было запрещено.

Картину приобрёл проживавший в России французский подданный Левитон, у которого ее отобрали полицейские власти, невзирая на протесты французского посла Палеолога.По некоторым данным «Казнь заговорщиков в России» хранится в запасниках Музея политической истории и не выставлялась с 1920 годов. Русский музей не смог ее получить «по техническим причинам».

На одной из выставок Верещагин знакомится с представителями американской Ассоциации художеств, которые предложили ему провести ряд выставок в США. Успешно показав эти полотна вместе с «балканской» и «палестинской» сериями во всех столицах Европы, Верещагин отправляется покорять Америку в 1889 году.

Американские партнеры обещали Верещагину большие деньги, на деле же выставки и последовавший за ним аукцион не принесли художнику ощутимой выгоды. «Палестинская серия» пользовалась большим успехом на передвижных выставках в американских городах.

Два еврея. 1884 год. Василий Верещагин“Два еврея”. 1884 год. Василий Верещагин"Пушка" Василий Верещагин“Пушка”. Василий ВерещагинСтарая еврейская могила близ Иерусалима. Василий Верещагин“Старая еврейская могила близ Иерусалима”. Василий Верещагин

Чтобы собрать деньги на возвращение в Россию, Верещагин вынужден устроить аукцион, поэтому большая часть работ (их было сто десять) была распродана и целиком серия никогда не экспонировалась. Многие полотна затерялись. Впоследствии часть рисунков и картин оказалась в России.

Стена соломона. Василий Верещагин“Стена Соломона”. Василий Верещагин

В целом, Палестинская серия до сих пор остается Terra Incognita для всех, кто интересуется творчеством художника. Несколько лет назад одна из картин этой серии «Стена Соломона» оказалась в Москве.

На контрасте с блестящими, праздничными картинами Константина Маковского, ранее представленными американской публике, выставка Верещагина произвела сильное впечатление.Побывавший на ней молодой журналист, будущий известный писатель Теодор Драйзер, изложил свои впечатления от картин Верещагина в своём романе «Гений».Герой романа Юджин, увидев полотна Верещагина, был потрясён «великолепной передачей всех деталей боя, изумительными красками, правдивостью типов, трагизмом, ощущением мощи, опасности, ужаса и страданий…»Верещагин отдавал себе отчёт в том, что на родине подобного успеха он не добьётся, но и не испытывал ни малейших иллюзий в отношении к своим картинам американского зрителя.Американцы традиционно любят и хорошо воспринимают всё яркое, экзотичное и большое. Не без иронии Василий Васильевич приводил слова одного из посетителей, сказанные во время открытия выставки в Америке: «Мы, американцы, высоко ценим ваши работы, господин Верещагин; мы любим всё грандиозное: большие картины, большой картофель…»Для предприимчивых жителей американских штатов был гораздо важнее коммерческий успех живописца, т.е. продаваемость его картин.Аскетичный в быту художник, «делать» деньги, а тем более тратить их с пользой, совершенно не умел.Очевидно, поэтому Верещагин отклонил предложение американских властей навсегда остаться в США и возглавить одну из художественных школ страны. В итоге часть картин «балканской» серии купил Павел Третьяков. Остальное автор выставил на торгах в США.

По вполне понятным причинам, они продавались дешевле, чем модные «боярские» полотна Константина Маковского: не каждый богатый человек захочет повесить у себя в гостиной сцену казни или кровавой битвы.Тем не менее, спрос на творчество Верещагина в Америке был велик, и большинство картин из «палестинской» серии и Трилогии казней были раскуплены.

В 1901 году была организована выставка картин в Чикаго. Неожиданно Василию Васильевичу пришлось столкнуться с американскими гангстерами. К нему явились два «джентльмена», заявив, что если он хочет выставляться в США, то должен им платить. Художник возмутился наглым вымогательством и ответил, что «людей, осмелившихся сделать ему такое предложение, нельзя считать джентльменами».Мафиози бросились на художника с кулаками, однако Василий Верещагин, обладавший огромной физической силой, дал такой отпор обнаглевшим бандитам, что те едва сумели унести ноги.

wanderings.online

В.Верещагин. Подавление индийского восстания англичанами.

Англичане подвергли вождей восставших сипаев столь необычному виду казни совершенно сознательно. Ведь по представлениям индусов, «разорванные в клочья» (буквально!) плоть и душа уже не могут возродиться к новой жизни. 

Главное условие бессмертия души — погребение тела (или праха, поэтому «правильное» сожжение тоже подходит) в «целостном» виде, в одном месте. 

Картина Василия Васильевича Верещагина «Подавление индийского восстания англичанами» широко известна в России. Она была выставлена в Лондоне в 1887 году и вызвала бешеный протест, газетные баталии, чуть ли не судебный процесс. Что характерно — никто не отрицал самого факта, отраженного в мрачной картине. Не было и обещанного судебного процесса, были только угрозы им. 

Тогда законопослушные, цивилизованные британцы… украли картину. Эта картина В. В. Верещагина бесследно исчезла, и где находится подлинник, до сих пор не известно. Хорошо, что копий сделано было много, и картина осталась в числе известнейших полотен Верещагина. Право же, она того заслуживает. 

Но тут интересно обратить внимание на психологию британцев, которая проявилась в этой, не отрицаемой ими самими истории… Вице-король Индии дает слово, и… легчайшим образом отказывается от него. Любой из российских генерал-губернаторов не стал бы нарушать слово уже просто из уважения к самому себе. Видимо, вице-король Индии настолько пренебрежительно относился к сипаям, что нарушение слова для него ничего не значило. Не чувствовал он никаких угрызений совести. 

Завоевали для себя Индию люди, уже прошедшие школу работорговли. Уже несколько поколений угнетавшие и грабившие народы мира и привыкавшие все больше жить за их счет. Наконец, они — убежденные расисты. Может быть, самое большое отличие России от других стран Европы именно в этом: россиянин, русский человек никогда не считал «инородца» принципиально хуже себя. Он не делал далеко идущих выводов из «крови и почвы», из принадлежности азиатов к другой, неевропейской культуре. 

Сипаев расстреливали в 1858 году. Расстреливали не просто туземцев, а однополчан, недавних военнослужащих Британской империи, которых сами же вооружали и тренировали, вместе с которыми воевали в Китае, на Бирме, в Афганистане, в Крыму против России. 

Почти одновременно, в 1859 году, русские войска взяли столицу Шамиля Гуниб, а сам Шамиль сдался в плен. Чеченцы не были подданными Российской империи, а были завоеванным народом. Тем более не были военнослужащими России. И, тем не менее, ни штурм Гуниба, ни оккупация Чечни не повлекли за собой подобных жестокостей. Если упомянуть о слове, данном иноверцу и инородцу, то у Толстого в его «Хаджи-Мурате» получается так, что именно из-за нарушения… вернее, из-за невозможности россиян выполнить данные ими обещания и погибает Хаджи-Мурат. И выглядит он намного симпатичнее, привлекательнее тех, кто его «подставил». Боевой офицер Толстой, воевавший с чеченцами, признает их достоинство, их честь, относится к ним очень уважительно. 

Завоевав Чечню, Российская империя запретила набеги, торговлю рабами и кровную месть. Но этим ограничивалось ее вмешательство в жизнь завоеванного народа. Империя не мстила. Более того, она давала полную возможность «встроиться» в жизнь империи: служить в ее армии, например. Чеченец пользовался теми же правами, что и любой другой подданный. Он мог поселиться в Петербурге, учить детей в тех же гимназиях, что и русские или, скажем, армяне и казанские татары. На самых общих основаниях он мог поехать за границу, получив российский паспорт, накапливать богатства, сделать карьеру. 

У Толстого вообще нет идеализации реальности, есть спокойное принятие действительности такой, как она есть. Пушкин говорил о «силе вещей». В силу «силы вещей» Кавказ должен был войти в состав Российской империи. Но от этого народы Кавказа не становятся хуже или лучше. 

И с «бунтовщиком», идущим против «силы вещей» надо поступать по справедливости: надо помнить, что он тоже человеческое существо. 

Взяв Шамиля в плен, его поселили вместе с семьей в почетном плену в Калуге, и там он жил до 1870 года. В Калуге Шамиль вел весьма светскую жизнь. К нему вполне можно было прийти в гости. Шамиль хорошо говорил по-русски, им и его личностью многие живо интересовались. Власти следили, чтобы Шамиль не сбежал, но никому не приходило в голову унизить его, оскорбить, тем более — казнить за ведение войны против России. Более того, в распоряжении Шамиля была свита, слуги. 

maxpark.com

Дьявольский ветер - это... Что такое Дьявольский ветер?

Дьявольский ветер (англ. Devil wind[1], также встречается вариант англ. Blowing from guns[2] — буквально «Дуновение из пушек») — название типа смертной казни, заключавшегося в привязывании приговорённого к жерлу пушки и последующем выстреле из неё сквозь тело жертвы (как ядром, так и «холостым» зарядом пороха).

История возникновения

Данный тип казни был разработан британцами во время Восстания сипаев (1857—1858 годы) и активно применялся ими для умерщвления мятежников.

Василий Верещагин, изучавший применение этой казни перед написанием своей картины «Подавление индийского восстания англичанами» (1884 год), в своих воспоминаниях писал следующее:

Современная цивилизация скандализировалась главным образом тем, что турецкая расправа осуществлялась близко, в Европе, а затем и средства совершения зверств чересчур напоминали тамерлановские времена: рубили, перерезали горло, точно баранам. Иное дело у англичан: во-первых, они творили дело правосудия, дело возмездия за попранные права победителей, далеко, в Индии; во-вторых, делали дело грандиозно: сотнями привязывали возмутившихся против их владычества сипаев и не сипаев к жерлам пушек и без снаряда, одним порохом, расстреливали их — это уже большой успех против перерезывания горла или распарывания живота. Повторяю, всё делается методично, по-хорошему: пушки, сколько их случится числом, выстраиваются в ряд, к каждому дулу не торопясь подводят и привязывают за локти по одному более или менее преступному индийскому гражданину, разных возрастов, профессий и каст, и затем по команде все орудия стреляют разом.

— В. Верещагин Скобелев. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. в воспоминаниях В. В. Верещагина. — М.: «ДАРЪ», 2007. — С. 151.

Особый ужас данного типа казни для приговорённых заключался в том, что «Дьявольский ветер» неизбежно разрывал тело жертвы на куски, что в свете религиозных и общественных традиций Индии имело весьма негативные последствия для расстреливаемого. В воспоминаниях Верещагина указывается:

Смерти этой они не боятся, и казнь их не страшит; но чего они избегают, чего боятся, так это необходимости предстать пред высшим судьею в неполном, истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов, а это именно не только вероятно, но даже неизбежно при расстреливании из пушек. Замечательная подробность: в то время как тело разлетается на куски, все головы, оторвавшись от туловища, спирально летят кверху. Естественно, что хоронят потом вместе, без строгого разбора того, которому именно из желтых джентльменов принадлежит та или другая часть тела. Это обстоятельство, повторяю, очень устрашает туземцев, и оно было главным мотивом введения казни расстреливанием из пушек в особенно важных случаях, как, например, при восстаниях. Европейцу трудно понять ужас индийца высокой касты при необходимости только коснуться собрата низшей: он должен, чтобы не закрыть себе возможность спастись, омываться и приносить жертвы после этого без конца. Ужасно уж и то, что при современных порядках приходится, например, на железных дорогах сидеть локоть о локоть со всяким, — а тут может случиться, ни больше, ни меньше, что голова брамина о трех шнурах ляжет на вечный покой около позвоночника парии — бррр! От одной этой мысли содрогается душа самого твердого индуса! Говорю это очень серьёзно, в полной уверенности, что никто из бывших в тех странах или беспристрастно ознакомившийся с ними по описаниям не будет противоречить мне.

— В. Верещагин Скобелев. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. в воспоминаниях В. В. Верещагина. — М.: «ДАРЪ», 2007. — С. 153.

Казнь в культуре

  • В романе Жюля Верна «Паровой дом» индусы собирались казнить полковника Мунро, привязав его к жерлу пушки и выстрелив из нее. Там же присутствуют такие строки:

    — Мунро, — продолжал набоб, — один из твоих предков, Гектор Мунро, первый раз осмелился применить эту страшную казнь, которая в войну 1857 года приняла такие страшные размеры!

  • В романе Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада» главный герой, капитан Блад, приказывает привязать пленного испанского кабальеро дона Диего де Эспиноса к жерлу пушки, чтобы заставить сына последнего выполнить свои условия. Сабатини описывает этот эпизод так:

    Дон Диего, привязанный к жерлу пушки, неистово вращал глазами, проклиная капитана Блада. Руки испанца были заведены за спину и туго стянуты веревками, а ноги привязаны к станинам лафета. Даже бесстрашный человек, смело глядевший в лицо смерти, может ужаснуться, точно узнав, какой именно смертью ему придется умирать.На губах у испанца выступила пена, но он не переставал проклинать и оскорблять своего мучителя:— Варвар! Дикарь! Проклятый еретик! Неужели ты не можешь прикончить меня как-нибудь по-христиански?

  • Казнь «Дьявольский ветер» изображена на картине В. Верещагина «Подавление индийского восстания англичанами» (1884 год) (см. выше)
  • Казнь сипаев изображена в фильме «Капитан Немо».

Примечания

Источники

  • Д. Келли. Порох. От алхимии до артиллерии. — М.: КоЛибри, 2005. — 340 с. — (Вещи в себе). — 5000 экз. — ISBN 5-98720-012-1
  • Christopher Herbert. War of no pity: the Indian Mutiny and Victorian trauma. — Princeton University Press, 2008. — 334 с. — 4000 экз. — ISBN 069113-332-8

dic.academic.ru

Сипаи и сахибы - Авиамастер

В дополнение к позавчерашней заметке - подборка фотографий, картин и гравюр, относящихся к антибританскому восстанию в Индии 1857-59 годов. Почти все рисунки сделаны англичанами в XIX веке, а потому симпатии их авторов вполне однозначны.

1857_mutineers_mosque_meerut2Мечеть в Мируте - главное святилище повстанцев мусульманского вероисповедания, снимок 1857 года.

1857_jhansi_fort2Крепость Ханси - один из главных опорных пунктов восставших.Koor_Sing,_&apos;The_Rebel_of_Arrah,&apos;_and_his_attendantsКур Синг - командир повстанцев в княжестве Аррах со своей свитой.

-Tantia_Topee&apos;s_SoldieryПовстанческая конница на удивительно мелких лошадках, больше похожих на пони. Впрочем, возможно это из серии "художник так видит".

Indian-mutiny-disarmingРазоружение солдат-индусов, отказавшихся воевать против своих соотечественников и участвовать в подавлении восстания.

DisarmingmaxЕще одна аналогичная сцена. Разоружаемых под дулами пушек индийских кавалеристов заставили сдать не только оружие, но и ботфорты.

india-indian-mutiny-camel-jingalls-antique-print-1858-145769-pВерблюжья артиллерия сипаев.

atkinson1859И их же слоновья артиллерия.

19546Сипаи на позициях. Как видно, за время службы в английской армии они неплохо освоили полевую фортификацию.

1stBengalFusiliersMarchFromDagshaiMay18571-й полк бенгальских фузилеров марширует из Дагшая в зону восстания.

iln1856amaxАнгличане использовали дрессированых слонов в качестве передвижных наблюдательных вышек и для разрушения легких строений.

sepoy-mutiny-1857-grangerСудьба английских колонистов, торговцев и чиновников, оказавшихся в эпицентре событий, была незавидной. Не успевших бежать англичан и местных коллаборационистов восставшие, как правило, убивали, порой - вместе с семьями.

Massacre_in_the_boats_off_Cawnpore_-_The_history_of_the_Indian_Mutiny_(1858-1859),_opposite_336_-_BLНападение сипаев на англичан, пытавшихся спастись по реке.

SepoyMutinyАнглийский пропагандистский рисунок, изображающий сипаев, готовых перебить друг друга при дележе награбленного.

e6cf93fb943e6ecc3fba2e2ecd86d29eЕще одна британская пропагандистская картинка: гордая дочь Альбиона мужественно отбивается от звероподобных индусов. После таких рисунков и соответствующих статей в прессе великий гуманист Чарльз Диккенс написал в своем дневнике: "Если бы я мог, то уничтожил бы весь этот народ!"

6199597898Слева: аллегорическая Великобритания из журнала "Панч" с символом правосудия на щите рубит индийцев, одноврененно закрывая своими широкими бедрами индийских женщин и детей.Справа: "На восток!", картина Генри Нельсона О`Нила, изображающая отправку британских солдат в Индию воевать с повстанцами.

TheNussereeBattalionLaterKnownAsThe1stGurkhaRiflesCirca1857Солдаты и офицер батальона Нуссери, укомплектованного непальцами и принимавшего активное участие в подавлении восстания.

1080137013_7c17a42938_bАнгличане отражают атаку повстанцев.

Indian_Mutiny_1После боя. "Тогда считать мы стали раны..."

storming-batteries-gtyЛихая атака англичан на повстанческую батарею. Не совсем понятно, почему большинство солдат несут винтовки на плечах.

Ruins_of_Residency_Lucknow_-_1880&apos;sРуины дворца губернатора провинции Уттар-Прадеш в городе Лакнау после артобстрела.

lucknowУличный бой в Лакнау.

9abdc74636e542b21273b5c5d794fa25"Освобождение Лакнау", картина Томаса Джонса Баркера.

0_923bd_4d072b3_origВоины одного из магарадж, который послал их сражаться за англичан в надежде на преференции.

Sholapore_Native_(Indian)_Police_in_Charge_of_a_Hindoo_RebelИндийцы из туземной полиции с захваченными в плен сипаями.

cawnpore1Атака шотландцев под Канпуром.

18572ndgurkhasatdelhijaСхватка повстанцев с гуркхами.

Storming Cashmir Gate Sept 14th, 1857Битва на Кашмирском мосту - одно из наиболее упорных и кровопролитных сражений в ходе восстания.

view-from-the-ridge-delhi-18571Английские осадные орудия возде Дели. Повстанцы, защищая город, весьма умело вели контрбатарейную борьбу.

1857_cashmeri_gate_delhiКашмирские ворота Дели, сквозь которые англичане и их местные союзники ворвались в город.

-Capture_of_the_King_of_Delhi_by_Captain_Hodson-Пленение формального лидера повстанцев - последнего императора из династии великих Моголов Бахадур Шаха и двух его сыновей. Позже сыновья будут без суда расстреляны и обезглавлены, а их головы англичане преподнесут Бахадур Шаху, которому предстоит провести остаток жизни в тюрьме.

british-atrocities-indiaРасстрел из пушек - "фирменный" английский способ казни индийских повстанцев.

Felice_Beato_(British,_born_Italy_-_Two_Sepoys_of_the_31st_Native_Infantry,_Who_Were_Hanged_at_Lucknow,_1857_-_Google_Art_ProjectПри отсутствии артиллерии или необходимости экономить боеприпасы пленных просто вешали. Обратите внимание, что в качестве палачей выступают сикхи.

ms044Индийский почтовый блок, посвященнный восстанию, которое там называют первой войной за независимость.

vikond65.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта