Прогулки по Парижу. Легенды Пер-Лашез - V - La vue Parisienne. Картина расстрел коммунаров


Картина М.Туганова «Расстрел 13 коммунаров». По следам шедевра мастера

В год празднования юбилея выдающегося осетинского художника и общественного деятеля Махарбега Туганова обнаружилась пропажа одного из исторических полотен мастера – картины «Расстрел 13 коммунаров». Полотно находилось в экспозиции Государственного музея РЮО. Когда один из составителей юбилейного альбома, посвященного 130-летию М.Туганова пришел в музей, чтобы переснять картину, то обнаружилось, что художественного полотна в музее нет. Многие из жителей Цхинвала помнят, что картина находилась на видном месте – на стене лестничного пролета, ведущего к художественной экспозиции. Именно эта картина встречала посетителей музея, которые поднимались знакомиться с экспозицией на второй этаж.

Художественное полотно немалых размеров – 2 на 2,5 метра. На нем изображение казни осетин-повстанцев, 13 коммунаров, расстрелянных грузинскими меньшевистскими гвардейцами 20 июня 1920 года. Картина не только известная, но и знаковая. Ни одно издание, посвященное событиям первого геноцида осетин, не обходится без ее репродукции. Понятно, что пропажа такой картины не может оставаться без внимания.В первую очередь мы, конечно, встретились с руководством и работниками музея. По словам директора Владимира Ханикаева, в период его руководства музеем, а это начало 2005 года, картины М. Туганова в музее уже не было. Когда она пропала работники также затрудняются ответить, при этом все честно признали – то, что до сих пор вопрос пропажи картины открыто не поднимался, является упущением. Хотя попытки найти ее след, по словам все того же В. Ханикаева, им лично предпринимались (???). Такова официальная версия работников музея.То, что работа М.Туганова была в музее после войны 1991-1992 годов – подтвержденный факт. В марте 1991 года, когда часть экспозиции – около 300 единиц – была вывезена во Владикавказ, именно эту картину осетинского мастера не забрали по причине ее значительных размеров – она попросту не поместилась в автотранспорт. С тех пор нахождение картины в музее связано только с противоречивой информацией. Многие, к примеру, утверждают, что видели ее еще кто в 2001-м, кто в 2004-м, а кто и в 2005-м годах.Где сейчас находится полотно, и живо ли оно вообще, сказать сложно. На сегодня очевидно лишь одно – учет фонда музея велся из рук вон плохо. И картина М.Туганова едва ли единственная утрата. Причины этого как объективные, так и субъективные. За новейшее время, а это неполные двадцать лет, в руководстве музея сменилось до десяти директоров. Понятно, что не все руководители горели особым желанием заниматься судьбой сохранности экспозиции. Музей неоднократно взламывали, много предметов похищено или просто разбито вандалами. Из-за традиционно прохладного отношения к музею со стороны государства само здание также фактически пришло в негодность. И если сегодня крыша музея отремонтирована, ходить по комнатам небезопасно для жизни. Проваливается пол. Нет воды, отопления, поддержки режима влажности помещений для экспозиций. А без этого музей не музей.Часть экспозиции музея, вывезенная в североосетинский музей, не остается без внимания. Каждый год туда направляется группа музейных работников, которые проводят работы по поддержанию сохранности картин и экспонатов. Но множество художественных работ оставшихся в музее, свалены в отдельных комнатах. И нет уверенности, что и сами работники музея точно знают, что имеется в наличии в этих запасниках, несмотря на то, что инвентарные описи существуют.Кстати, у музея есть опыт возвращения как минимум двух картин в период, когда директором музея был Юрий Джанаев (ныне отец Георгий), он своевременно забил тревогу о пропаже и правоохранительные органы смогли найти обе картины, изчезнувшие было из запасников музея. Поэтому, несомненно, если бы о пропаже «Расстрела 13 коммунаров» было заявлено своевременно, шансы на ее возвращение были бы высоки.Сегодняшнее состояние музея не гарантирует того, что и сохранившиеся фонды не придут в негодность. То, что государственный музей находится в плачевном состоянии, стало аксиомой. Об этой проблеме говорилось столько и выносилось столько постановлений, что еще раз на это обращать внимание кажется дурным тоном. Но кто сказал, что даже если музей переживает не лучшие времена, из него могут спокойно пропадать экспонаты, тем более такие знаковые и что существенно, немалых размеров? Мировая история знает множество фактов, когда в разных странах хранители музеев, в годы войн, клановых противостояний, даже под страхом смерти, всячески пытались сберечь, укрыть народные достояния, исторические реликвии от возможного расхищения. Мы же, сумев сберечь имеющееся историческое наследие в тяжелейшие 90-е годы войны и разрухи, «смутное время» безвременья, умудрились растерять его в мирное, спокойное время, когда наоборот должны приложить максимум усилий для всестороннего возрождения национального самосознания, культуры, самобытности…Пропажа картины Махарбека Туганова снова поставила вопрос о сохранении нашего культурного наследия. А эта проблема связана с не менее ценными художественными реликвиями, судьба которых вызывает серьезные опасения. По своей, материальной и культурной ценности среди предметов культурного наследия на территории РЮО были, несомненно, Цхинвальский Триптих и собрание коллекции Тлийского могильника. Сегодня ни одного из этих сокровищ нет на территории республики.Цхинвальский Триптих, представляющий из себя икону-троескладень пропал из собрания Государственного музея сразу после вытеснения грузинской милиции из Цхинвала в январе 1991 года. На иконе из слоновой кости, состоящей из трех частей, изображение Спасителя и святых христианской церкви. Реликвия, являющаяся образцом византийского искусства Х века, была преподнесена в дар Тигвскому монастырю Рождества Богородицы (ХII в) расположенному в Знаурском районе РЮО. В 1924 году икона была обнаружена в Оконской церкви, после чего передана государством в организуемый тогда краеведческий музей. По заявлениям специалистов, в мире всего три подобные иконы византийской школы церковной живописи X-XII веков, но только у югоосетинского Триптиха сохранились все три части.Через десять лет из Швейцарии пришло сообщение о том, что на аукционе Кристи выставлена икона-троескладень. Правда уже без серебряного оклада и драгоценных камней. Ту эпопею борьбы за Триптих мы проиграли. Южная Осетия «отметилась» несколькими письмами по линии МИД РЮО, снабженные историческими справками по поводу исторической реликвии. Грузия же задействовала целых пять(!) грузинских ведомств: МИД, министерство безопасности, генеральная прокуратура, министерство юстиции и министерство культуры с периодическими выездами в Швейцарию. В итоге правовое основание для передачи иконы грузинской стороне было найдено в рамках европейской конвенции о взаимопомощи при раскрытии уголовных дел.В настоящее время юго-осетинская святыня икона-троескладень находится в Тбилисском музее искусств. В перечне экспонатов она названа как «Оконская икона» хотя во всех международных каталогах искусств обозначена не иначе как «Цхинвальский Триптих».Можем ли мы надеяться, что в ближайшее время нам удастся добиться возвращения Триптиха в музей? Едва ли. Мы не можем добиться возвращения наших граждан, томящихся в тюрьмах Грузии. А надеяться на жест доброй воли со стороны Тбилиси может только наивный романтик.С большим оптимизмом можно отнестись к возвращению предметов из раскопок Тлийского могильника. Эта коллекция, насчитывающая около 500 наименований, является наиболее полной и богатой из всего известного Кобанского наследия и имеет значительную материальную и историческую ценность. Коллекция археологических предметов была вывезена в Северную Осетию в 1991 году археологом Б.Теховым. До сегодняшнего дня все еще не сняты опасения по поводу того, что она может осесть в Северной Осетии. То, что такие предположения не напрасны, свидетельствуют и слова Тамерлана Гуриева, президента Ассоциации ученых РСО-А, зав. отделом Института гуманитарных и социальных исследований: «Безусловно, коллекция Баграта Техова – величайшее достояние Северной Осетии». Ко всему прочему, существуют в этом вопросе еще и свои таможенные нюансы.Ну, а что же с картиной Махарбега Туганова «Расстрел 13 коммунаров»? Остается надежда, что она все же найдется. Либо у кого-нибудь из художников, взявших ее на реставрацию, либо в частной коллекции. В любом случае хочется надеяться, что собственнический интерес не станет выше интереса национального.

Роберт Кулумбегов

P.S. Наш Государственный музей был образован в 1924 году, и его первым директором был осетинский священник и общественный деятель Пора Джиоев. Первоначально небольшая экспозиция размещалась в помещении педтехникума, а после в крыле Госдрамтеатра. С 1941 года музей располагается в нынешнем здании. В первой половине прошлого века в музее случился пожар, в результате которого было безвозвратно утеряно девять картин М.Туганова. Одну – «Примирение кровников» – художник написал заново и снова передал музею.Сейчас на ровном месте мы потеряли не менее знаковую работу Мастера. Более того, нигде не осталось ее цветного изображения, только черно-белое. Если честно, первая реакция, когда обнаружилась пропажа (и, кстати, если бы не предпринятая работа к выпуску юбилейного альбома, посвященного 130-летию М.Туганова, еще не известно, сколько бы все мы пребывали в неведении), было хорошенько выругаться! Нельзя так безалаберно относиться к своему достоянию! Мы никого не обвиняем, ни на кого «не вешаем собак». Пока. К тому же, это работа соответствующих структур и правоохранительных органов. Но, в конце концов, один раз кто-то же должен ответить по закону за свою, в том числе, безалаберность? И последнее. При нашем небольшом расследовании «по горячим следам» мы зачастую наталкивались на некое людское безразличие, а это, согласитесь, уже серьезный «звоночек»… Мы вернемся к данной теме.

ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОПАЖЕ КАРТИНЫ М. ТУГАНОВА И К ПРОБЛЕМЕ СОХРАНЕНИЯНАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОЯНИЯ В ЦЕЛОМ?

Мира Цховребова, заместитель Председателя Парламента РЮО:– До тех пор, пока мы не отстроим музей, который был бы полноценным хранилищем нашей материальной и исторической культуры, мы будем сталкиваться с подобными случаями, и у нас, к сожалению, будут пропадать ценные экспонаты, в том числе и произведения Махарбека Туганова.

Георгий Кабисов, председатель Государственного Комитета информации, связи и массовых коммуникаций РЮО:– Честно говоря, просто зло берет. Если у нас будет такое отношение к нашей истории, то грош нам цена. Кто-то из великих сказал: «Народ, у которого нет прошлого, т.е. истории, – нет и будущего». Лично я сделаю все от меня зависящее, чтобы найти след этой картины. И, думаю, по всем недостающим историческим ценностям нужно возбуждать уголовные дела и, как говорится, всем миром искать следы пропаж.

Махарбек Кокоев, министр культуры РЮО:– Первым делом, необходимо сохранить то, что реально есть в наличии. Если мы это не сохраним, то грош цена нам и нашей работе тоже. Наше министерство пытается вести свое «расследование», но пока, к сожалению никаких результатов, что удивительно, потому что картина не маленькая (2 на 2,5м). Мы не настолько богаты, чтобы разбрасываться работами М. Туганова. Хочется надеяться, что при частой смене директоров картину просто где-то по неосторожности забыли.Тамерлан Цховребов, председатель «Союза художников»:– К пропаже любых ценностей, которые являются сокровищами национальной культуры, не может быть никакого отношения кроме как негативного. К тому же Туганов знаковая фигура для Осетии. Надеюсь, что картина найдется, а данная ситуация серьезно повлияет на застарелый вопрос строительства нового национального музея и художественной галереи.

Роберт Гаглоев, директор Юго-Осетинского Научно-исследовательского института им. З. Ванеева:– Я хорошо помню эту картину, но она, к сожалению, не единственный экспонат, который пропал. И все от того, что этими проблемами никто всерьез не занимается. Между тем, сохранение национального достояния является делом чести сегодняшних осетин.

Юго-осетинская газета «Республика»

cominf.org

Детская энциклопедия. Том 8. Из истории человеческого общества. Страница 457.

 

 

 

 

Расстрел коммунаров. Художник Пиккио.

 

 

 

Взрыв бомбы в Чикаго 4 мая 1886 г.

день она видела «зловещий и неистовый комму­низм», а также «антиамериканизм».

Особенно бурный и трагический характер приняла борьба в Чикаго — одном из главных промышленных центров США. Здесь была силь­ная группа революционных социалистов, во главе которой стояли талантливые организа­торы и блестящие ораторы — американец Парсонс, немцы Шпис, Энгел, Фишер, англичанин Филден и др. Они создали Лигу борьбы за 8-ча­совой рабочий день.

Рабочие Чикаго объявили 1 мая 1886 г. забастовку в защиту требования 8-часового ра­бочего дня. В ней участвовало 40 тыс. человек. Остановилось железнодорожное движение. Пе­рестали дымиться заводские трубы. Умолк шум на стройках. Опустели знаменитые чикагские бойни. Закрылись склады. Рабочие в воскрес­ных костюмах вышли на улицы с женами и деть­ми. Все были в приподнятом, радостном на­строении. В рядах демонстрантов были рабочие различных национальностей, хотя буржуазия

приложила немало усилий, чтобы посеять на­циональную рознь между «коренными» амери­канскими рабочими и иммигрантами — немца­ми, чехами, итальянцами, ирландцами, между «белыми» и «цветными» пролетариями. В де­монстрации участвовало 80 тыс. человек. После 1 мая число участников забастовки увеличи­лось вдвое. Предприниматели неистовствовали.

3 мая 6 тыс. рабочих собрались на митинг около завода жатвенных машин. Хозяин этого предприятия Маккормик в ответ на требова­ние 8-часового рабочего дня закрыл завод. Он нанял штрейкбрехеров1, которые работали под охраной полиции. Между участниками митинга и штрейкбрехерами произошло столкновение. Полиция открыла стрельбу. Шестеро рабочих было убито, 50 тяжело ранено.

На следующий день на площади Хеймаркет состоялся митинг протеста против полицей­ской расправы. Собрание протекало совершенно

1 По-немецки «штрайк» — забастовка, «брехен» — ломать. Штрейкбрехеры — ломающие забастовку.

457

www.childrenpedia.org

Прогулки по Парижу. Легенды Пер-Лашез - V

Окончание. Начало здесь: http://nikolai-endegor.livejournal.com/106834.html

На Пер-Лашез находится довольно много захоронений связанных с военными действиями. Здесь покоятся многие наполеоновские генералы - и те кто были верны императору, и те кто его предал, герои и жертвы французских революций, участники многих войн, которые погибли или умерли во Франции.

VIII. ЭХО СРАЖЕНИЙPL4Памятник жертвам революций у стены Пер-Лашез. Открытка начала XX века

Жак Гобер (1760 - 1808), генерал

DSC_5368-2

Эта динамичная скульптура Давида д'Анже представляет момент ранения наполеоновского генерала Гобера в сражении под Байленом в Испании, когда из-за военных ошибок 20 тыс. французов оказались окруженными испанцами, а затем сдались в плен. Судьба Гобера, умершего от раны на поле боя, была если не счастливой, то почетной. Когда Наполеону доложили о Байленской капитуляции, он в ярости воскликнул: "Армию разобьют — это ничего, судьбы войск непостоянны, и завтра можно возвратить, что потеряли вчера, но чтобы армия сдалась на постыдную капитуляцию - это пятно французскому имени, пятно нашей славе! ...Лучше бы всем солдатам пасть, пасть всем до одного с оружием в руках! Их смерть была бы славна, и мы отомстили бы за них. Солдат можно еще найти, но чести не возвратишь." Генералов, командовавших сражением, Наполеон разжаловал, лишил имущества и заключил в тюрьму. Байленская капитуляция стала катализатором поражения наполеоновских войск в испанской кампании.

Сержант Хофф (1836 - 1902)

DSC_6389-2

Игнас Хофф был героем Франко-прусской войны 1870 года. Во время обороны Парижа он совершал легендарные ночные вылазки, уничтожая пруссаков и наводя панику в стане врага. За его голову была назначена награда, но его так и не смогли поймать, несмотря на то, что он побывал у немцев в плену.

Автором бронзового Игнаса Хоффа является известный скульптор Фредерик Бартольди, создатель знаменитой Статуи Свободы. Не могу сказать, что статуя сержанта меня сильно впечатлила, а вот девочка с косичкой у его ног показалась очень живой и симпатичной.

DSC_6394-2

Правда подписи Бартольди на фигуре девочки нет, а в гипсовом оригинале памятника на этом месте сидит мальчик (причем в другой позе), поэтому в некоторых источниках высказываются сомнения относительно авторства этой статуи. Но я уверен, что это рука Бартольди и даже могу привести наглядный аргумент: посмотрите на другую девочку с кладбища Монпарнас - она близнец пер-лашезской. И тут уж авторство несомненно: подпись Бартольди хорошо видна.

AB(фото - http://parissculptures.centerblog.net/rub-BARTHOLDI-Frederic-Auguste.html)

Монумент Защитникам Бельфора 1870-1871, автор Жак Робишон

DSC_6905-2

Во время Франко-прусской войны эльзасский город-крепость Бельфор был осаждён прусской армией. Защищал город гарнизон во главе с полковником Пьером Данфер-Рошро. У защитников было меньше солдат, чем у нападавших, но зато более мощная артиллерия и они успешно оборонялись более 100 дней - пруссаки так и не смогли сломить их сопротивление. Однако в других местах французская армия терпела поражение за поражением. Сначала случился катастрофический разгром под Седаном, когда в плен попали 80 тыс. солдат и сам император Франции Наполеон III, затем была пленена 180-тысячная армия под Мецем... Париж был осажден и мог пасть в любой момент. Французы вынуждены были подписать перемирие на тяжелейших условиях с потерей Эльзаса и Лотарингии. После этого командование приказало защитникам Бельфора сложить оружие, правда эта капитуляция была почетной: весь гарнизон удалился с сохранением оружия и знамен, а немцы обязались пропустить его на не оккупированную территорию Франции. Фактически, оборона Бельфора стала для французов единственным "светлым пятном" этой войны, состоявшей для них из сплошной череды поражений, отступлений и капитуляций.

Монумент "Защитникам Бельфора" венчает бюст полковника Данфер-Рошро, которого прозвали Бельфорским львом. А сам лев - символ обороны - виден в полукруглой вставке в нижней части постамента. Это небольшая копия монументальной 22-метровой работы Бартольди, которую скульптор воздвиг под стенами Бельфора

FB2Ф.Бартольди. Бельфорский лев (фото - Википедия)

Стена коммунаров

DSC_5434-2

На этом месте у кладбищенской стены были расстреляны 147 коммунаров, принявших бой на кладбище Пер-Лашез и не пожелавших сложить оружие.

Парижская коммуна, как многие революции, возникла в результате проигранной войны, в данной случае - Франко-прусской. После поражения от немцев большую часть регулярной французской армии разоружили, а вот национальная гвардия, набранная из горожан для защиты Парижа, разоружиться отказалась, поскольку выплачиваемое гвардейцам довольствие для очень многих было единственным средством существования во время осады Парижа. Нацгвардия почти беспрепятственно взяла власть в Париже и образовала коммуну, правительство же Тьера с немногими верными войсками бежало в Версаль. Однако ни употребить, ни защитить власть коммунары не сумели. Бесконечные дебаты, отсутствие сильных руководителей, промедления, привели к тому, что версальцы быстро окрепли, а коммунары наоборот ослабели. В это же время немцы специально выпустили из плена некоторые французские части, чтобы те помогли версальцам. К концу мая 1871 года, посуществовав 72 дня, Парижская коммуна была уничтожена. Кладбище Пер-Лашез было последним очагом военного сопротивления коммунаров.

PL2А.Даржу. Расстрел коммунаров на Пер-Лашез 28 мая 1871 года. Музей Карнавале, Париж

У этой стены похоронены все 147 человек, расстрелянных на кладбище. Еще около тысячи убитых коммунаров были привезены сюда и также сброшены в общую могилу.

Памятник жертвам революций, автор Поль Моро-Вотье

PL

Одна старая фотография этого памятника открывает эту запись, другую вы видите выше. Увы, нынешнее состояние монумента таково, что не позволяет сделать хороший снимок, на котором были бы различимы высеченные в камне лица...

DSC_6545-2

Скульптор Поль Моро-Вотье (сын Огюстана Моро-Вотье, надгробье которого я показывал во II-й части) создал этот монумент в 1907 году. Пишут, что для его изготовления были взяты камни стены, у которой версальцы расстреляли коммунаров, и что следы от пуль на этих камнях подлинные. Возможно поэтому многие называют этот монумент памятником коммунарам, или даже путают его со Стеной коммунаров (как в Википедии). На самом деле это не так: Моро-Вотье создавал эту работу в память всех многочисленных жертв революций, независимо от того на какой стороне они воевали. Основной идеей было примирение, об этом говорят и слова Виктора Гюго, высеченные в левом нижнем углу стены: "Все, что мы просим у будущего, это справедливости, но не мести".

Однако, объединение памяти расстрелянных и расстреливавших неоднократно вызывало разногласия во французском обществе. Насколько я знаю, до сих пор ни одна из политических организаций не проводит у Памятника жертвам революций своих мероприятий и не возлагает к нему цветов... Сам памятник расположен с противоположной от Стены коммунаров стороны Пер-Лашез и вынесен на внешнюю сторону кладбищенских стен; подойти к нему можно только снаружи, со стороны авеню Гамбета.

Потери Франции в Первой мировой войне были огромны - более полутора миллионов человек только убитыми, поэтому на Пер-Лашез много захоронений 1914-1918 годов. Я покажу только два, очень личных по своей сути.

Морис Шарле-Режаль (1893 - 1914), студент

DSC_5295-2

Морис ушел добровольцем на фронт и уже через месяц погиб в сражении на Марне. Посмертно награжден Военным крестом.

Эмиль Шатенье (1876 - 1916), капитан

DSC_6631-2

На пьедестале статуи отлита короткая надпись "Мой сын". В этой могиле похоронены и другие члены семьи Шатенье-Кабибель.

Андраник Озанян (1865 - 1927), генерал

DSC_5423-2

Прекрасный конный памятник национальному герою армянского народа, известному как Генерал Андраник. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение западной Армении от османского владычества.

General_AndranikГенерал Андраник. Фото - Википедия

Во время Балканской войны 1912-13гг Андраник сражался с турками в Болгарии, во время Первой мировой он воевал на Кавказе, возглавляя армянские добровольческие отряды в составе российских войск. Он много сделал для охраны и спасения армянских беженцев от геноцида. После заключения мира в 1919 году Адраник эмигрировал, скончался в США, но прах его был перевезен в Европу и захоронен на Пер-Лашез (в 2000 году перезахоронен в Ереване).

Неизвестной жертве депортации , авторы И. и Ж.Галло

DSC_5417-2

Во время Второй мировой войны 600 тысяч французов были депортированы в Германию для принудительного труда. 60 тысяч из них умерло, 15 тысяч были расстреляны, повешены или обезглавлены за акты сопротивления, 50 тысяч пропали без вести.

Надпись на постаменте: "Здесь покоится неизвестный депортированный рабочий, жертва предательства и нацистского варварства"

На Пер-Лашез есть аллея мемориалов, посвященных жертвам фашистских концлагерей. Они производят сильное впечатление. Не буду комментировать, просто покажу три из них:

Бухенвальд

DSC_5416-2

Освенцим (Аушвиц)

DSC_5426-2

Равенсбрюк

DSC_5406-2

Русским участникам движения Сопротивления, автор Владимир Суровцев

DSC_5272-2

На постаменте надпись на двух языках:

Россия и ФранцияРусским участникамфранцузского сопротивленияпавшим за свободу во II-ойМировой войне

Люсьен Кальве (1926 - 1944)

DSC_5309-2

Люсьен погибла накануне освобождения Парижа от немцев. В августе 1944 года, быстрое продвижение союзников вызвало слухи о неминуемом скором освобождении Парижа. Подруга позвонила Люсьен, чтобы рассказать ей об этом и они договорились сшить из красно-бело-синих лоскутов материи французские триколоры, чтобы встречать с ними своих. 20 августа 1944 года Люсьен услыхала шум идущей по улице бронетехники и предполагая, что это освободители, высунулась из окна и стала махать недавно сшитым флагом. Но это были уходящие немцы. Один выстрел решил судьбу девушки.

Французские войска освободили Париж 25 августа.

LPПьер Жаме. Шествие Дивизии Леклерка, авеню дю Мэн. Освобождение Парижа, 1944

DSC_5515-2

Еще о кладбищах, духах, легендах, судьбах: Лица и символы Сент-Женевьев-де-Буа: http://nikolai-endegor.livejournal.com/49999.htmlДухи Пер-Лашез: http://nikolai-endegor.livejournal.com/11177.htmlNecropolis: http://nikolai-endegor.livejournal.com/108555.html

.

nikolai-endegor.livejournal.com

ШТУРМ НЕБА, 1871 И 1965: maysuryan

18 марта довольно символично пересекаются две даты. Во-первых, день Парижской Коммуны, когда парижане, по образному выражению Карла Маркса, "штурмовали небо". И во-вторых, выход в открытый космос космонавта Алексея Леонова, то есть "штурм неба" уже в сугубо реальном, практическом смысле. Последнему событию сегодня исполняется ровно полвека.Советские марки, посвященные годовщине Парижской Коммуны и первому выходу человека в космос. Авторы второй марки — космонавт А. Леонов и художник-фантаст Андрей Соколов.

Другие живописные работы Алексея Леонова о выходе в космос:На картинах хорошо виден воздушный шлюз, через который Леонов выходил из корабля в космос. Он пробыл вне корабля 23 минуты 41 секунду. При возвращении в корабль скафандр Леонова от пребывания в вакууме раздулся и он не мог втиснуться обратно. Ему пришлось на свой страх и риск сбросить воздушное давление внутри скафандра. Тогда он смог пройти через шлюз.Вот как корабль Леонова со шлюзом выглядит на фотографии:

Леонов в космосе:Обложка журнала "Крокодил", карикатура в связи с выходом Леонова в космос:На другой советской карикатуре тех же дней Бог (его тогда обычно изображали в виде смешного бородатого старичка с нимбом) говорил Леонову:— Давай меняться: я тебе — нимб, ты мне — шлем...Сам космонавт вспоминал о своём пребывании в космосе: "Я даже биение собственного сердца слышал. И вдруг громкий голос: «Внимание, внимание! Впервые в истории человек вышел… » Я, признаться, опешил. Ведь это не могло быть советское радио — знал: пока операция не завершится, ничего сообщать не будут. Думаю, что же за ерунда! Затем в наушниках прозвучало: «Как меня слышишь, Алексей?» Голос до боли знакомый, только не соображу, чей. Понял, кто говорит, после слов: «Мы, члены Политбюро, смотрим, как ты «кувыркаешься». Возвращайся домой, мы тебя ждём, обнимаем». Знаете, мне так приятно стало. Это же глава государства Леонид Ильич Брежнев говорит мне: «Возвращайся домой»! Появилась уверенность, что всё сложится хорошо."Маленький весёлый розыгрыш в типично брежневском добродушном стиле (Леонид Ильич очень любил шутить, хотя в речах делал это крайне редко). Потом, уже в официальной речи, Брежнев сказал:— Миллионы людей у экранов телевизоров с замиранием сердца следили за тем, как на их глазах волшебная сказка превращалась в быль... Товарищ Леонов был первым пловцом в океане Вселенной... Потомки будут вечно помнить день рождения первого в истории человечества звёздного дома с сенями и крылечком, ведущим в космос...Но от этих радостных дней вернёмся к более трагическим, хотя и не менее героическим страницам истории того же 18 марта — Парижской Коммуне. День Парижской Коммуны всегда отмечался в СССР, а в первое десятилетие после революции 1917 года был одним из главных официальных праздников, выходным днём.0008kalendar18-3

Один из наиболее символических моментов истории Коммуны — свержение наполеоновской Вандомской колонны 18 мая 1871 года. В декрете о её свержении говорилось: "Парижская Коммуна, считая, что императорская колонна на Вандомской площади является памятником варварству, символом грубой силы и ложной славы, утверждением милитаризма, отрицанием международного права, постоянным оскорблением побеждённых со стороны победителей, непрерывным покушением на один из трёх великих принципов Французской республики — Братство, постановляет: Статья первая и единственная. — Колонна на Вандомской площади будет разрушена».0009vandomskaia_kolonna

Разрушенная колонна:0011Colonne_vendome0010Colonne_vendome

Карикатура парижского сатирического журнала "Pere Duchene" ("Папаша Дюшен") на свержение колонны. Революционер папаша Дюшен говорит венчающей колонну статуе Наполеона Бонапарта: "Ты каналья, поэтому мы пошлём тебя вниз, как твоего долбанного племянника!" (то есть свергнутого императора Наполеона Третьего).0012PereDuchesneОбращает на себя внимание датировка журнала — 1 флореаля 79 года (21 апреля 1871), ведь Коммуна восстановила действие революционного календаря 1792 года, а сам журнал являлся продолжением одноименного журнала, который выпускал до 1794 года журналист-якобинец Эбер.Вот ещё пара обложек номеров этого журнала за дни Коммуны:6 флореаля, карикатура "Маленький Тьер". Марианна (символ французской республики и Коммуны) с отвращением рассматривая главу версальского правительства, говорит: "И кто-то хочет, чтобы я признала этого сына шлюхи!".0013tier

13 флореаля. Едучи верхом на улитке, глава версальского правительства Тьер командует, указывая на французскую столицу: "Вперёд!.. Долбанные черти!.. И берегитесь парижан!.."0014tier

А это контрреволюционная карикатура на саму Коммуну (на почтовой открытке):0015image005

Картина "Свадьба во время Парижской Коммуны", художник Paul Felix Guerie:A-Wedding-under-the-Commune-of-Paris-of-1871-xx-Paul-Felix-Guerie

Советские плакаты, посвящённые памяти Коммуны:

Фотографии дней Коммуны:0020 Баррикада на стыке улиц Германии и СевастопольскойБаррикада на стыке улиц Германии и Севастопольского бульвара

0021 Disderi_1Погибшие коммунары

То же в живописи:0022paris_commune_luce

Последний бой коммунаров на кладбище Пер-Лашез:0023Pere_Lachaise_Derniers_combats_48eme_section_41_max-3

Расстрел коммунаров:0024kommune

Цветы в современном Париже в честь коммунаров:0025the-dead-of-the-paris-commune

Конечно, современные реставраторы-булкохрусты с удовольствием отметят 50-летие "штурма неба"-1965, совершенно неосновательно зачисляя это событие в собственные достижения. А вот день Парижской Коммуны они в лучшем случае забудут, в худшем — помянут недобрым словом. (Хотя, не будь в истории красной Коммуны и тем более её продолжения — красной революции 1917 года, никакого 18 марта 1965 года человечество сейчас бы не отмечало). В точности как та героиня басни Ивана Андреевича Крылова, про которую давным-давно было сказано:Когда бы вверх могла поднять ты рыло,Тебе бы видно было,Что эти желуди на мне растут.

maysuryan.livejournal.com

Пер-Лашез и музей в Сен-Дени: eleonored

Париж. Монумент Коммуны на кладбище Пер-Лашез.Последние коммунары расстреляны были здесь...

Когда-то в Советском Союзе одним из праздников, одной из памятных дат, был День Парижской Коммуны: он отмечался 18 марта, в день рождения Коммуны... - Однако французские левые традиционно отмечают дни памяти Коммуны, памяти кровавой майской недели 21-28 мая...

Известно, что самые последние бои коммунаров с правительственными версальскими войсками шли 27 мая непосредственно на территории кладбища Пер-Лашез,

combats_pere_lachaise_Commune_1871(отсюда)

800px-Massacre_cimetiere_lachaise(Bataille du cimetière du Père-Lachaise, peinture de Henri Félix Emmanuel Philippoteaux.)

- и утром 28 мая последние 147 бойцов, взятые в плен, были расстреляны непосредственно у северо-западной стены кладбища

562912_original(Alfred Darjou. Dessin de l'exécution des communards le 27 mai 1871 mur des fédérés, cimetière du Père-Lachaise à Paris.)

Здесь же у стены они были похоронены в общей могиле - как и еще более тысячи павших в бою... Общее число погибших в ходе уличных боёв, а также расстрелянных без суда по их окончанию, установить сложно: одним только похоронным командам двадцати округов Парижа власти оплатили счета на захоронение примерно 17 тысяч человек - тех, чьи тела не были востребованы родными или близкими...

А стена та - Стена Федератов - стала местом памяти... - И до сравнительно недавнего времени я полагала, что известный монумент находится именно там, непосредственно на месте расстрела - ведь на камнях так отчетливо видны следы пуль...

561592_original(отсюда)

Однако оказалось:

561946_original(отсюда: к сожалению, собственных фотографий у меня нет, хотя каждый раз, приходя на Пер-Лашез, прохожу у этой стены - она отмечена на планах кладбища, в отличие от барельефа-памятника...)

Сегодня, 30 мая 2015, в связи с назначенным на 14-30 традиционным митингом, цветов там будет гораздо больше - хоть и не столько, как на фото столетней давности

75-paris-20-mur-des-federes

Самым же впечатляющим мне представляется вот это фото

Cimetière_du_père_Lachaise_'Aux_morts_de_la_Commune'_21-28_mai_1871_

и эта старинная картина

Pichio_-_La_Veuve_du_fusilléErnest Pichio - La Veuve du fusillé (1877; Musée de l'histoire vivante de Montreuil)

...А до знаменитого барельефа я прошлогодним летом таки добралась - пасмурным Парижским утром в день отъезд...Он находится возле внешней стены кладбища

IMG_5651

Монумент, при создании которого действительно были использованы камни из стены, у которой расстреливали последних коммунаров, оказался сравнительно небольшого размера. Подойти к нему можно, если, выйдя из метро Père-Lachaise, повернуть вдоль внешней стены влево от ворот кладбища, - или, если идти со стороны Gambetta, то вправо через сквер, существенно дальше...

А еще - давно уже собираюсь показать большую серию фотографий из музейной экспозиции в Сен-Дени: там, в Музее искусств и истории, располагающемся в помещениях бывшего кармелитского монастыря, постоянная экспозиция, посвященная осаде Парижа и Коммуне 1871 года, занимает сравнительно небольшое пространство самого верхнего этажа...

Мое знакомство с экспозицией началось вот с этого зала

sale7

Далее - только фотографии - музейных экспонатов и табличек к ним, если они есть - и почти без комментариев

32355_original

Delecluse

IMG_4264Delecluse_t

Victor_NoireVictor_Noire_t

petit_neveu

Badinguette

sale4

AppelAppel_t

sale1

mobilesmobiles_t

guerreguerre_t

delivrance

depeceur_de_ratsdepeceur_de_rats_t

sale2

mariagemariage_t

Эта картина напомнила мне, между прочим, известный сюжет эпохи Великой Французской революции

mariage republicaine

assiettes

LisboneLisbone_t

arrestation_officierarrestation_officier_t

placat

ParentParent_t

CourbetCourbet_t

colonne_Vendomecolonne_Vendome_t

butte_Montmartrebutte_Montmartre_t

sale3

blesseblesse_t

executionexecution_t

Pere_LachaisePere_Lachaise_t

sale8

sale6

Louise_MicheleLouise_Michele_t

Louise_Michele2

Louise_Michele3Louise_Michele3_t

VarletVarlet_t

Commune

ruinesruines_t

Tuileries_t

DepartDepart_t

RochefortRochefort_t

reliquairereliquaire_t

EudesEudes_t

JauresJaures_t

eleonored.livejournal.com

К 145-летию Парижской Коммуны - история в фотографиях

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910--е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940--е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем - не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, заговоры, зачем-не знаю, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интевенция, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Алжира, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, криминал, криминалистика, курьезы, линчности, линчости, литература, личности, личности. детвора, личности. забавное, личность, личнсти, личости, любовь, люди, люди. Вторая мировая война, маразм, мастера фотографии, мебель, медицина, мемуары, мерзавцы, метрополитен, милиция, милосердие, миниатюры, мнение, мода, мода. животные, модераторское, монархия, монастыри, морархия, мото, мошенники, музеи, музыка, музыка. театр, на радость модераторам, на радость модератору, на усмот

foto-history.livejournal.com

В поисках "расстрелянных коммунаров"

Югоосетинская Генпрокуратура приостановила следствие по делу о хищении картины известного осетинского художника Махарбека Туганова "Расстрел 13 коммунаров". Пропажа картины была обнаружена в 2011 году, в год празднования 130-летия со дня рождения художника, однако правоохранительными органами республики уголовное дело было возбуждено только 1 августа прошлого года. В течение года следствию так и не удалось выяснить, кем и при каких обстоятельствах картина была похищена из музея.

Полотно "Расстрел 13 коммунаров", как и другие произведения Туганова, хранилось в Государственном музее республики. С Южной Осетией связаны многие годы жизни и творчества выдающегося художника. В 1930 году Туганов переехал из Северной Осетии в Цхинвал, где организовал художественную картинную галерею при Музее краеведения, затем работал главным художником Юго-Осетинского государственного драматического театра.

"Расстрел 13 коммунаров" – это полотно размером 2 на 2,5 метра. Оно рассказывает о реальном историческом факте – казне осетинских повстанцев. 20 июня 1920 года 13 коммунаров были расстреляны грузинскими меньшевиками. Никто так и не установил, когда она исчезла из югоосетинского музея. Нынешний директор Государственного музея Южной Осетии Владимир Ханикаев пояснил, что, вступив в должность в 2005 году, он уже не смог обнаружить картину. Но тревогу почему-то не поднял.

Генеральный директор Национального музея Северной Осетии Лариса Сохиева рассказала, что неофициальная информация об исчезновении полотна появилась задолго до официальных заявлений сотрудников югоосетинского музея. Цхинвалские музейные сотрудники даже поинтересовались у своих владикавказских коллег – нет ли у них картины? Вопрос тогда показался странным. В разгар грузино-югоосетинского вооруженного конфликта коллекция Югоосетинского музея была передана на временное хранение в североосетинский Национальный музей. Во Владикавказ были доставлены и картины Махарбека Туганова, однако среди них "Расстрела 13 коммунаров" не было. Все остальные художественные работы продолжают до сих пор храниться в фондах Национального музея Северной Осетии. Опровергла моя собеседница и распространенную версию о том, что картина могла вывалиться из грузовика по дороге. Все экспонаты были доставлены во Владикавказ на двух автобусах "Кубань". Их сопровождали сотрудники цхинвалского и владикавказского музеев. Правда, не обошлось без эксцессов – по дороге автобусы попали под обстрел грузинских вооруженных формирований, но культурные ценности не пострадали.

Творческое наследие Махарбека Туганова бесценно для осетин, считает Лариса Сохиева:

"Для нас он живописец истории. Все его работы отражают разные исторические этапы развития осетинского народа. Его произведения – это документальное отображение истории. Учитывая, что на произведения искусства тоже существует некая мода, картина "Расстрел 13 коммунаров" попадает в разряд модных направлений у коллекционеров, потому что это соцреализм и представляет огромный интерес".

По мнению североосетинских деятелей культуры, поиски картины необходимо продолжить. Лариса Сохиева считает, что для этого ее нужно включить в международный каталог утерянных музейных ценностей. С ней солидарны и представители фамилии Тугановых. Один из них – общественный деятель Джингиз Туган – подчеркнул, что наследие художника принадлежит всей Осетии, поэтому правоохранительные органы должны приложить все усилия для поиска полотна, а не бросать дело на половине пути.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

www.ekhokavkaza.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта