Великие художники. Картина раненый ангел


Хуго Симберг - "Раненый Ангел" / Hugo Simbergin - "Haavoittunut enkeli"

04:47 am - Хуго Симберг - "Раненый Ангел" / Hugo Simbergin - "Haavoittunut enkeli"

Simberg Hugo - The Wounded Angel

Хуго Симберг - "Раненый Ангел" / Hugo Simbergin - "Haavoittunut enkeli"

"Раненый Ангел" одна из самых популярных картин Финляндии и, должен сказать, финны знают что выбирать. И что мне больше всего понравилось в Симберге - он отказывался говорить о символике картины, даром что был символистом, и считал что зритель должен сам решать что он видит.

...

Это у меня написалось по поводу этой картины.

Сами посмотрели? Некоторые пояснения к картине могут быть интересны, мне же было интересно перевести это описание:

Источник: http://www.fng.fi/fng/html4/en/peda/project/simberg/txt/enkeli/enkeli.htm

Так-то все это занудство, но перевод картины в текст – дело богугодное. )

Хуго Симберг написал Раненого Ангела между 1898 и 1903. Это большое полотно, написаное маслом: 127x154 см.

Что изображено на картине?

Два очень мрачно выглядящих мальчика идут по пустынной дороге у воды.На самодельных деревянных носилках они несут девочку-ангегла с поврежденном крылом.

Аллегорическая процессия с ангелом изображена на фоне довольно реалистичного пейзажа. В действительности это изображен парк Eläintarha в Хельсинки, и дорога, которую мы видим на картинк и по сей день идет вдоль берега бухты Eläintarha. Во времена Симберга этот парк был популярным местом отдыха среди рабочих, в то время как более зажиточные люди предпочитали парк Kaivopuisto. В парке Eläintarha располагалось множество благотворительных учреждений; на картине мальчики ранненую девочку в направлении Школы для Слепых Девочек и Дома Инвалидов.

Мальчики несущие носилки

Мальчики и ангел изображены на переднем плане картины. Судя по всему мальчики идут тяжело и медленно, и несут что-то очень ценное. Идущий впереди мальчик выглядит младше, он одет во все черное (пр. пер.: и брюки и пижак ему велики) и на нем черная шляпа. Он несет носилки глядя прямо вперед, в то время как второй мальчик повернул свое серьезное лицо к зрителю и смотрит нам прямо в глаза. На нем коричневая куртка, которая ему мала и черные штаны. Штанины заправлены в сапоги (пр. пер.: гачи в кирзачи!).

Ангел

Цветовая палитра картина приглушена. Светлая утонченность девочки-ангела контрастирует с земными, темными фигурами мальчиков. Ангел сидит на носилках сгорбившись и склонив голову, держась руками за края носилок. На ней длинное белое платье, полы которого касаются земли (тащатся по земле? подметают землю?). Ее ноги босы. В правой руке она держит небольшой вянущий букет цветов. Ее глаза закрыты белой косынкой, повязаной вокруг головы.

Картина не показывает (пр. пер.: и не подсказывает) что случилось с девочкой ангелом. При внимательном рассмотрении можно заметить, что левое крыло ангела внизу слегка надорвано. Ярко белое крыло немного запятнано кровью.

Безлюдный берег

Фоном этой печальной процессии служит тихая долина у воды. Основание картины – грязная дорога, по которой бредут мальчики. Вдоль дороги растут белые цветы, напоминающие те, что держит в руки ангел. В середине картины – болотистая поймы, пересекаемая узким ручьем. Возле ручья стоит бледная тонкая ива. Фон картины составляет вода и пустой противоположный берег. На самом верху – тонкая полоска неба (пр. пер.: какое избитое словосочетания).

Композиция Раненого Ангела проста: дорога на переднем плане, берег, вода и противоположный берег (пр. пер.: тогда уж и небо) – горизонтальные элементы. Вертикальные фигуры мальчиков, почти во всю высоту картины, и заваливающаяся фигура ангела придают картине динамику.

Кроме этого, Симберг писал много чертей, ангелов, крестьян и икон, и делал это в интересной, скандинавской манере, и довольно забавно:

P.S.:А вот пример того, как прекрасную картину символиста используют пошло и уродливо:Клип на песню "Amaranth" группы Nightwish: http://www.youtube.com/watch?v=GdZn7k5rZLQ

klammeraffe.livejournal.com

Раненый ангел: distan

Эта странная картина лежит у меня в папке Art отдельно от остальных папок, сверху:

Символизм -- сложное течение, никогда толком не знаешь, что призвано символизировать что, но лучше всего выполняет свою символическую задачу автор, когда тебе просто становится не по себе. Не по себе может быть по-разному -- от прекрасной недосягаемости модели, от сплава мастерства и одухотворенности, читаемых на полотне или в росписи, от осознания того, что изображение, которому мы уделим одну-пять минут, создавалось автором полжизни. Мне всегда немного по-хорошему не по себе, когда с полотна на меня кто-то оглядывается. Не просто смотрит, как это бывает на портретах, а именно оглядывается, чуть ли не через плечо. Первыми начали оглядываться на зрителя возрожденческие авторы, прятавшиеся в группах других участников событий (об этом надо будет написать), а тут вот этот мальчик.

Картина написана в 1903 году, и автор, сразу попав своим раненым ангелом и двумя крестьянскими детьми в сердца всех финнов, потом повторял эту находку, хотя и не добился славы+богатства при жизни. Раненого ангела выбрали лучшей национальной картиной народным голосованием, поставив в тупик искусствоведов, посчитавших, что символистское полотно слишком сложно для подобной популярности. Респонденты же отвечали, что сложного ничего нет, что изображена на картине финская душа и что картину они помнят с детства.

Симберг фотографировал и охотно писал допубертатных голых мальчиков (не голых, впрочем, тоже), любил изображать смерть и вообще увлекался макабрическими темами. Однако раненый ангел парит выше и рассказывает не только о смерти, но и о жизни.

Здесь нет особо тонкой символики. Выжженный (или демисезонный) пейзаж с тонкими невразумительными белыми цветочками, перекликающимися с белыми одеждами ангела-ребенка напоминает мне какие-то возрожденческие фоны, зато холодные свинцовые воды залива или озера и неприятный ручеек, в них впадающий, напоминает уже только северную Европу, тут уже недалеко до норвежца Киттельсена и его любимых мрачных настроений. Мальчики, несущие раненого, то, что называется disturbing. Если бы они несли мешок с картошкой, они могли бы выглядеть так же. Сапоги, перешедшие от старшего брата, на том, что побольше и неприветливо смотрит на зрителя ("Чего уставился?"), несуразный полукотелок на переднем, плюс похоронные одежды на нем же. Куда несете его? Он же ранен, но еще жив. Контраст между крестьянскими детьми-могильщиками и ангельским ребенком огромен, но группа производит на меня впечатление довольно гармоничной. Все-таки кажется, что ангела вынесли с поля боя и принесут куда-то, где он поправится, а не наоборот.

Другой вопрос, что нести его, наверное, придется очень долго.

***

Автор

с сестрой

Без ансамбля

Группа Nightwish создала довольно беспомощную композицию "Amaranth", для которой сняла клип, основанный на нашей картине:

По-русскиСимберг в музее Атенеум в Хельсинки

Еще Симберг:

Венок жизни из росписи собора в Тампере и тамошний змей с яблоком в пасти на куполе

Дыхание

Поток жизни (напоминает "Остров мертвых" другого символиста, Беклина)

Женщина

Что-то, чтобы утолить голод

Хоровод

Пьющий великан

Сад смерти

Ой, мороз, мороз...

для seventh_veilОсновные работыВ WikiВ Wikimedia

distan.livejournal.com

Раненый ангел / Интернет-газета «Мирт»

Искусство всегда находится в пространстве интерпретаций. В этом одно из его уникальных, я бы даже сказал, мистических черт. Давайте будем честными. Мы приходим в картинную галерею не за информацией (для этого достаточно книг и интернета), мы приходим туда за эмоциями и настроением. Погружаясь в волшебные миры художника, зритель, прежде всего, вступает в эмоциональный контакт с живописным полотном. Уже потом мы анализируем, осмысливаем, переосмысливаем, домысливает творческий замысел художника. А сначала мы просто чувствуем.

В этот момент мы осторожно вступаем в творческий мир художника, пытаясь понять, что он значит лично для нас, откликается ли нашему опыту переживаний и проживаний. Это то, что я называю эффектом резонанса, когда мелодия другого человека сливается с твоей мелодией и в результате рождается новое произведение. Тогда мы становимся соавторами, рождая свои контексты и смыслы. Либо происходит диссонанс, и мы слышим не музыку, а какофонию, набор звуков, только раздражающих внутренний слух.

Осенью 2006 года по инициативе национальной галереи «Атениум», ко Дню независимости Финляндии, жителей страны попросили в течение 6 недель проголосовать за их любимую картину, наиболее соответствующую финскому духовному началу. Конкурс, который первоначально задумывался как пиар-ход по привлечению новых зрителей в галерею, тогда вызвал споры на уровне руководства страны.

Картина финского художника Хуго Симберга «Раненый ангел» была избрана художественным символом Финляндии 1360 голосами из общего количества 10000 (голосование проводили как в самом музее, так и через интернет). Результат этого голосования поставил в тупик искусствоведов, считавших, что символистское полотно слишком сложно для подобной популярности. Респонденты же отвечали, что сложного ничего нет, и описывали «Раненого ангела», как прекрасное и взывающее к раздумьям произведение искусства.

Художник Хуго Симберг - явление в мировом изобразительном искусстве. Мир его картин очень сложен и неоднозначность полотен часто вызывает самые разноречивые реакции, от бурных восторгов до не менее бурного неприятия. И все же, это великое искусство, заставляющее не просто сопереживать, но переоценивать. В этом его сильная сторона.

Хуго Симберг родился 24 июня 1873 года в Хамине (город в Южной Финляндии на берегу Финского залива) в большой семье военного. В возрасте 8 лет вместе с семьей переехал в Выборг, который был тогда одним из культурных центров Финляндии. Семья летом выезжала на побережье Финского залива. Уже став известным художником, Хуго Симберг построил на берегу мастерскую на берегу Финского залива в Ниеменлаутту.

Начал он свою карьеру художника в рисовальной школе города Выборга. Далее последовала Школа Финского художественного общества, однако там он долго не задержался, так как посчитал принцип преподавания неудобным для себя. После этого он выходит на самостоятельную тропу получения образования.

Между 1895 и 1897 годами Симберг трижды брал уроки у Галлен-Каллела. Еще в 1895 году он испытал сильнейшее влияние Арнольда Бёклина, написав, что тот «является художником от Бога, и перед ним все должны склониться».

В 1896 году Симберг путешествует по Европе. Посещает Лондон и Париж, знакомится с современным европейским искусством. Большое влияние на художника тогда оказали Эдвард Бёрн-Джонс и прерафаэлиты, что очень заметно по многим его картинам. Впоследствии он дважды приезжал в Париж и работал там длительные периоды времени, в 1903—1904 и 1910 годах.

Осенью 1896 года он впервые принял участие в Осенней выставке финских художников, где выставил несколько картин. Эти картины получили доброжелательные отзывы критики. Полотна были выполнены в стиле, характерном для всего творчества Симберга, объединявшем символизм с фольклорными мотивами. В 1897 году он посетил Италию. Именно там он близко знакомится с работы мастеров Возрождения XVI века, они произвели на художника сильнейшее впечатление.

В 1898 году его работы были представлены на осеннюю выставку. Критики снова отмечают работы финского художника, после чего Хуго Симберг был принят в Союз художников Финляндии и получил должность преподавателя живописи в выборгской рисовальной школе любителей искусств.

В 1899 году он путешествовал по Кавказу из Тифлиса в Дагестан. Результатом стали горные пейзажи с нарочито усиленными цветами.

В 1908 году двадцать работ Симберга были отобраны для участия в выставке финского искусства в Париже, первой большой выставке за пределами Финляндии. Из 23 принявших участие в выставке художников лишь два (Галлен-Каллела и Энкель) представили больше своих работ. Последнее свое зарубежное путешествие Симберг предпринял в 1910 году, посетив Нидерланды, Бельгию и Францию, где он снова смог остаться на продолжительное время, благодаря полученной им стипендии.

Основной чертой, проходящей через все творчество Хуго Симберга, является многоплановость и символичность его образов. Его произведения полны образами ангелов и дьяволов, многократно изображены жизнь и смерть в различных ипостасях.

Одной из основных работ Симберга являются фрески (1904—1906), выполненные им в кафедральном соборе святого Иоанна в Тампере (архитектор Ларс Сонк). Фрески были заказаны двум художникам-символистам, Симбергу и более старшему Магнусу Энкелю, по рекомендации самого известного на тот момент финского художника Альберта Эдельфельта. Симбергу и Энкелю была предоставлена полная свобода творчества. Они договорились, что Энкель выполнит росписи алтарной части, а Симберг — всей остальной церкви.

В главном куполе собора Симберг на красном фоне изобразил змею с яблоком во рту, окруженную оперенными крыльями. В обычной интерпретации считается, что крылья изображают ангелов, а фреска в целом символизирует победу добра над злом.

На галерее собора изображены двенадцать фигур мальчиков, держащих гирлянду. Гирлянда символизирует жизнь (традиционное название росписи — «Гирлянда жизни»), а двенадцать мальчиков, напоминающие фигурные композиции Фердинанда Ходлера — двенадцать апостолов. Мальчики идут в сторону леса, написанного на обоих концах подковообразной композиции. В лесу стоит дерево, на котором изображены одиннадцать языков огня и змея; также в лесу написана сорока. Языки огня часто интерпретируются как символ Святого Духа, змея — символ Иуды и дана ему вместо пламени. В финской мифологии сорока является символом стыда.

У части церковного руководства фрески вызвали неприятие, поскольку некоторые из них не имели отношения к библейским сюжетам, и их судьба решалась в последний момент перед открытием собора. Уже после открытия собора была создана специальная комиссия для определения, является ли изображение змеи подходящим для церкви. Согласно решению комиссии, принятому в мае 1907 года, змея была оставлена.

И все же именно «Раненый ангел» стал абсолютным шедевром Симберга. Хуго Симберг написал эту картину в 1903 году. Этому предшествовал тяжелый период в жизни художника. Осенью 1902 года у художника случился серьезный нервный срыв, и до весны 1903 года он лечился в больнице Каллио в Хельсинки. Эту картину он написал сразу после выхода из больницы.

Известно также, что во время работы над картиной художник был болен менингитом, и работа над этой картиной была для него источником силы и стимулом к выздоровлению. Кстати, на одной из фресок в росписи Кафедрального собора Тампере художник воссоздал сюжет этой картины, которую он называл своей лучшей работой.

Чем же уникально это полотно? Два очень мрачно выглядящих мальчика идут по пустынной дороге у воды. На самодельных деревянных носилках они несут девочку-ангела с поврежденным крылом. Аллегорическая процессия с ангелом изображена на фоне довольно реалистичного пейзажа. В действительности это изображен парк Eläintarha в Хельсинки, и дорога, которую мы видим на картине, и по сей день идет вдоль берега бухты Eläintarha. Во времена Симберга этот парк был популярным местом отдыха среди рабочих, в то время как более зажиточные люди предпочитали парк Kaivopuisto.

Мальчики и ангел изображены на переднем плане картины. Мальчики идут тяжело и медленно, и очень бережно несут ангела. Мальчик, который идет первым, выглядит младше, он одет во все черное и на нем черная шляпа. Он несет носилки, глядя прямо вперед, в то время как второй мальчик повернул свое серьезное лицо к зрителю и смотрит прямо в глаза, словно пытается что-то увидеть в зрителе.

Цветовая палитра картина приглушена, словно кто-то убавил свет. Белизна и утонченность девочки-ангела контрастирует с земными, темными фигурами мальчиков. Ангел сидит на носилках, сгорбившись и склонив голову, держась руками за края носилок. На ней длинное белое платье, полы его касаются земли. В правой руке она держит небольшой вянущий букет цветов. Ее глаза закрыты белой повязкой.

Картина не показывает, что случилось с девочкой ангелом. Но если присмотреться, то можно заметить, что левое крыло ангела внизу слегка надорвано. Ярко-белое крыло немного запятнано кровью.

На самом простом уровне понимания картина символизирует детскую невинность. Второй план состоит из чувств художника, возвращающегося к жизни после тяжелой болезни. Здесь жизнь и идеалы смешаны с близостью смерти и эфемерности живого. Темные костюмы мальчиков символизирует смерть и утрату. Один из мальчиков повернулся к зрителям, давая им понять, что темы жизни и смерти имеют к ним прямое отношение.

Но это лишь один из явных смысловых планов картины. На самом деле сам художник отказывался трактовать свои картины, он считал, что каждый зритель должен сам рассказать ту историю, которую увидел в полотне.

Это проекция в смыслы искусства заставляет нас самих отвечать на очень сложные вопросы смысла бытия, жизни и смерти, происхождения добра и зла, наших взаимоотношений с Богом. Наверное, в этом и заключена основная миссия искусства: заставить задуматься над самыми важными вопросами бытия и дать свои собственные ответы, научиться думать и выбирать, быть честным с самим собой.

Просмотреть все статьи автора

gazeta.mirt.ru

Раненый ангел Википедия

«Раненый ангел» (фин. Haavoittunut enkeli) — самая известная картина финского художника Хуго Симберга. Написана в 1903 году, повторена как фреска Кафедрального собора в Тампере в 1905-м. Считается одной из наиболее важных работ европейского символизма[1].

Изображение и сюжет

На картине изображены два мальчика, несущие на носилках ангела с завязанными глазами и кровоточащим крылом. Один из мальчиков пристально и хмуро глядит прямо на зрителя. Фоновый пейзаж строг и условен: черты реального ландшафта в хельсинкском районе Эляйнтарха, места, которое Симберг многократно фотографировал, сглажены[2]. Фон картины условен, и принципы его представления находят параллели в живописи итальянского Возрождения[3].

Один из смысловых планов картины — детская слабость и незащищенность, сложность детского характера, его положение между добром и злом. Ангел на картине Симберга — уязвимая детская фигура, которого художник изображает не как божество, а как ребёнка. Характеры мальчиков сложнее: их моральный посыл и качество действия не ясны — не до конца понятно, символизируют они добро или зло. Фигуру идущего впереди мальчика в чёрном иногда рассматривают как образ смерти[4].

Важный элемент характеристики картины — неясность её смысла. Не до конца ясны ни сам сюжет, ни его этическое прочтение. Грубая одежда и обувь мальчиков, их нахмуренные серьёзные лица противопоставлены хрупкой, одетой в светлое платье фигуре ангела. Одна из идей картины — противостояние жизни и смерти, кровь на крыле ангела и повязка на глазах — знак уязвимости и хрупкости. Жизнь здесь как будто вплотную приближается к смерти. В руке ангел держит букет подснежников — символ возрождения и выздоровления. Один из мальчиков повернулся к зрителям, разрывая герметичное пространство картины[4]. Сам Симберг отказывался от толкований собственной работы, предоставляя зрителю самому интерпретировать её смысл[5].

История создания и тематические линии

Считается, что в основе картины — два формообразующих вектора: проблемы, связанные с личным кризисом художника — его внимание к человеческой уязвимости и обращение к традиции европейского Возрождения.

Осенью 1902 года у художника случился серьёзный нервный срыв, и до весны 1903 года он лечился в больнице Каллио в Хельсинки. Работа над картиной Раненый ангел стала своеобразным символом возвращения к жизни.[1]. Симберг написал картину сразу после выхода из больницы[4], однако эта тема и этот ландшафт занимали его в течение всей осени и зимы 1902—1903 годов. Об этом свидетельствуют эскизы и фотографии, выполненные в это время.

Другое направление, которое поддерживает картина — изобразительные мотивы и сюжеты европейского Возрождения. В 1896—1897 годах Симберг совершил путешествие по Европе. Темы Северного Возрождения, живопись раннего Ренессанса, также как картины прерафаэлитов, отдававших предпочтение европейскому искусству до Рафаэля, произвели на него глубокое впечатление[6]. Раненый ангел Симберга находит иконографические параллели не только в традиции изображения скорбящего ангела[7], но также в произведениях флорентийского и северного Ренессанса, например, в произведениях Фра Анджелико и Иеронима Босха. В частности, работа Симберга обладает компазиционным сходством с Благовещанием (1426) Фра Анджелико и картиной Святой Иоанн на Патмосе (1505) Иеронима Босха[8].

Кроме того, существует предположение, что в работе могла быть использована концепция платоновского диалога Федр, в котором душа представлена уязвимой субстанцией, обладающей крыльями[4]. Раненый ангел использует тему смерти и обращается к ней. Возможная версия — обращение к идее Платона в стремлении подчеркнуть уязвимость человеческой души.

В 1905—1906 годах Хуго Симберг расписывал Кафедральный собор Тампере. На одной из фресок он повторил сюжет картины «Раненый ангел», которую называл своей лучшей работой[1].

Место действия и исторический контекст

Парк Эйлянтарха. Подготовительный кадр Хуго Симберга к картине Раненый ангел, 1902

Действие картины разворачивается в реально существующем городском пространстве: парке Эляйнтарха (букв. «зоопарк») и бухте Тёёлё в Хельсинки. Эляйнтарха находился относительно недалеко от района Каллио, где в клинике проходил лечение Симберг. В начале 20 века парк был местом отдыха среди представителей рабочих профессий. Также в Эляйнтарха располагались благотворительные учреждения. Дорога, по которой движутся персонажи, сохранилась и сегодня: процессия следует в сторону существовавшей тогда школы для слепых девочек и приюта для инвалидов.

Влияние и значение

Картина оказала огромное влияние на европейскую художественную традицию. Ситуация смысловой неопределенности, созданная в картине, предвосхитила изобразительный метод таких художественных течений как метафизическая живопись и сюрреализм. Созданный в рамках символистской традиции, Раненый ангел стал своеобразным символом уязвимости и сомнения.

В 1947 году изображение было помещено на обложке книги Дневник человека в отчаянии Фридриха Рек-Маллечевена, погибшего в 1945 в лагере Дахау.

На цитатах из Раненого ангела построен клип метал-группы Nightwish к песне Amaranth.[9].

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 The Wounded Angel at the Ateneum website (фин.)
  2. ↑ Levanto M. Hugo Simberg and The Wounded Angel//Ateneum publications. № 18/Ed. H.-L. Paloposki. Helsinki, 2000. P. 1-75.
  3. ↑ Wood S. Albrecht Altdorfer and the Origins of Landscape. London: Reaktion Books, 1993.
  4. ↑ 1 2 3 4 Satu Itkonen. Simberg, Hugo: Haavoittunut enkeli. Finnish National Gallery (Helsinki). Проверено 27 марта 2009. Архивировано 31 января 2012 года.
  5. ↑ Levanto M. Hugo Simberg and The Wounded Angel//Ateneum publications. № 18/Ed. H.-L. Paloposki. Helsinki, 2000. P. 1-75.
  6. ↑ Olavinen A. Hugo Simberg 1873—1917. Exhibition catalogue. Helsinki: Ateneum Art Museum, 2000
  7. ↑ Schiller G. Iconography of Christian Art. Vol. 1-2. London: Lund Humphries, 1971.
  8. ↑ Proverbio C. La figura dell’angelo nella civiltà paleocristiana. Assisi: Editrice Tau, 2007.
  9. ↑ YouTube — Nightwish’s «Amaranth» music video

Литература

  • Суворова Л. Языческие и христианские черты в образной концепции произведений Хуго Симберга // Научные труды. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. № 12, 2010, с. 93-109.
  • Levanto M. Hugo Simberg and The Wounded Angel//Ateneum publications. № 18/Ed. H.-L. Paloposki. Helsinki, 2000. P. 1-75.
  • Levanto M. Hugo Simberg. ABC BOOK//Ateneum publications. № 16/Ed. Helsinki, 2000. — 160 p.
  • Olavinen A. Hugo Simberg. 1873—1917//Ateneum publications. № 13/Ed. H Malme. Helsinki, 2000. P. 1-170.
  • Paloposk H. The devil, death and the angel in the studio: Studies on Hugo Simberg’s art. Helsinke: Ateneum Art Museum, 2000. — 100 p.

Ссылки

  • Itkonen S. Haavoittunut enkeli Описание картины Раненый ангел на сайте музея Атенеум (Государственный художественный музей Финляндии), на финском языке
  • The Wounded Angel История картины на сайте, посвященном художнику Хуго Симбергу (на англ. языке)

wikiredia.ru

Раненый ангел | Великие художники

24.01.2015

Хуго Симберг «Раненый ангел», 1903

Атенеум, Хельсинки

Символизм

Сюжет картины разворачивается на узнаваемом историческом фоне: это парк Эляйнтарха («зоопарк») и бухта Тёёлё в Хельсинки. В начале 20 века парк был популярным местом отдыха для представителей рабочих профессий, в нём располагались также благотворительные учреждения. Дорога, по которой движутся персонажи, сохранилась и сегодня: процессия движется по ней в сторону существовавшей тогда школы для слепых девочек и приюта для инвалидов.

На картине изображены два мальчика, несущие на носилках женоподобного ангела с завязанными глазами и кровоточащим крылом. Один из мальчиков пристально и хмуро глядит прямо на зрителя, его взгляд выражает то ли сочувствие к раненому ангелу, то ли презрение. Фоновый пейзаж намеренно суров и скуп, однако производит впечатление спокойствия. Нетривиальный сюжет открывает пространство для широкого спектра интерпретаций. Грубая одежда и обувь мальчиков, их нахмуренные серьёзные лица противопоставляются хрупкой, одетой в светлое платье фигуре ангела, что наводит на мысль о противостоянии жизни и смерти, кровь на крыле ангела и повязка на глазах — знак уязвимости и эфемерности существования, однако в руке ангел держит букет подснежников — символ возрождения и выздоровления. Жизнь здесь как будто вплотную приближается к смерти. Один из мальчиков повернулся к зрителям, разрывая герметичное пространство картины, тем самым давая понять, что вопросы жизни и смерти имеют к ним прямое отношение. Сам Симберг отказывался давать какую-либо интерпретацию «Раненого ангела», предоставляя зрителю самому делать выводы.

Осенью 1902 года у художника случился серьёзный нервный срыв, и до весны 1903 года он лечился в больнице Каллио в Хельсинки. Известно также, что во время работы над картиной художник был болен менингитом, и работа над этой картиной была для него источником силы и стимулом к выздоровлению. Эту картину он написал сразу после выхода из больницы. В 1905—1906 гг. Хуго Симберг расписывал Кафедральный собор Тампере и на одной из фресок воссоздал сюжет этой картины, которую он называл своей лучшей работой.

Похожие Записи

greatartists.ru

«Раненый ангел» - Дневник русской француженки

December 25th, 2014, 12:45 am

«Раненый ангел»

Самая известная картина финского художника Хуго Симберга. Она сыграла существенную роль в признании его как заметного явления в финской живописи.

Осенью 1902 года у художника случился серьёзный нервный срыв, и до весны 1903 года он лечился в больнице Каллио в Хельсинки. Эту картину он написал сразу после выхода из больницы. Как и в других работах художника здесь царит меланхоличная атмосфера. На картине изображены два мальчика, несущие на носилках ангела с перевязанными глазами и кровоточащим крылом.Один из мальчиков пристально глядит прямо на зрителя, и непонятно, то ли его взгляд означает сочувствие к раненому, то ли презрение. Пейзаж намеренно сделан суровым и печальным, но умиротворённым. Картина может символизировать, в зависимости от интерпретации, как земное начало, помогающее духу, так и дух, утопающий в земном начале.

На самом простом уровне понимания картина символизирует детскую невинность. Второй план состоит из чувств художника, возвращающегося к жизни после тяжёлой болезни. Здесь жизнь и идеалы смешаны с близостью смерти и эфемерности живого. Тёмные костюмы мальчиков могут быть также поняты как символ смерти. Один из мальчиков повернулся к зрителям, давая им понять, что темы жизни и смерти имеют к ним прямое отношение.

Симберг отказывался давать какую-либо интерпретацию «Раненого ангела», предоставляя зрителю самому делать выводы, однако, известно, что во время написания картины художник был болен менингитом, а эта картина была для него источником силы и стимулом к выздоровлению. В 1905—1906 гг. Хуго Симберг расписывал Кафедральный собор Тампере и на одной из фресок воссоздал сюжет «Раненого ангела».

Картина оказала огромное влияние на финскую культуру. Ссылки на неё встречаются во многих художественных произведениях. Клип метал-группы Nightwish к песне «Amaranth» обыгрывает мотив «Раненого ангела»

tanya-mass.livejournal.com

Раненый ангел — Википедия

Изображение и сюжетПравить

На картине изображены два мальчика, несущие на носилках ангела с завязанными глазами и кровоточащим крылом. Один из мальчиков пристально и хмуро глядит прямо на зрителя. Фоновый пейзаж строг и условен: черты реального ландшафта в хельсинкском районе Эляйнтарха, места, которое Симберг многократно фотографировал, сглажены[2]. Фон картины условен, и принципы его представления находят параллели в живописи итальянского Возрождения[3].

Один из смысловых планов картины — детская слабость и незащищенность, сложность детского характера, его положение между добром и злом. Ангел на картине Симберга — уязвимая детская фигура, которого художник изображает не как божество, а как ребёнка. Характеры мальчиков сложнее: их моральный посыл и качество действия не ясны — не до конца понятно, символизируют они добро или зло. Фигуру идущего впереди мальчика в чёрном иногда рассматривают как образ смерти[4].

Важный элемент характеристики картины — неясность её смысла. Не до конца ясны ни сам сюжет, ни его этическое прочтение. Грубая одежда и обувь мальчиков, их нахмуренные серьёзные лица противопоставлены хрупкой, одетой в светлое платье фигуре ангела. Одна из идей картины — противостояние жизни и смерти, кровь на крыле ангела и повязка на глазах — знак уязвимости и хрупкости. Жизнь здесь как будто вплотную приближается к смерти. В руке ангел держит букет подснежников — символ возрождения и выздоровления. Один из мальчиков повернулся к зрителям, разрывая герметичное пространство картины[4]. Сам Симберг отказывался от толкований собственной работы, предоставляя зрителю самому интерпретировать её смысл[5].

История создания и тематические линииПравить

Считается, что в основе картины — два формообразующих вектора: проблемы, связанные с личным кризисом художника — его внимание к человеческой уязвимости и обращение к традиции европейского Возрождения.

Осенью 1902 года у художника случился серьёзный нервный срыв, и до весны 1903 года он лечился в больнице Каллио в Хельсинки. Работа над картиной Раненый ангел стала своеобразным символом возвращения к жизни.[1]. Симберг написал картину сразу после выхода из больницы[4], однако эта тема и этот ландшафт занимали его в течение всей осени и зимы 1902—1903 годов. Об этом свидетельствуют эскизы и фотографии, выполненные в это время.

Другое направление, которое поддерживает картина — изобразительные мотивы и сюжеты европейского Возрождения. В 1896—1897 годах Симберг совершил путешествие по Европе. Темы Северного Возрождения, живопись раннего Ренессанса, также как картины прерафаэлитов, отдававших предпочтение европейскому искусству до Рафаэля, произвели на него глубокое впечатление[6]. Раненый ангел Симберга находит иконографические параллели не только в традиции изображения скорбящего ангела[7], но также в произведениях флорентийского и северного Ренессанса, например, в произведениях Фра Анджелико и Иеронима Босха. В частности, работа Симберга обладает компазиционным сходством с Благовещанием (1426) Фра Анджелико и картиной Святой Иоанн на Патмосе (1505) Иеронима Босха[8].

Кроме того, существует предположение, что в работе могла быть использована концепция платоновского диалога Федр, в котором душа представлена уязвимой субстанцией, обладающей крыльями[4]. Раненый ангел использует тему смерти и обращается к ней. Возможная версия — обращение к идее Платона в стремлении подчеркнуть уязвимость человеческой души.

В 1905—1906 годах Хуго Симберг расписывал Кафедральный собор Тампере. На одной из фресок он повторил сюжет картины «Раненый ангел», которую называл своей лучшей работой[1].

Место действия и исторический контекстПравить

  Парк Эйлянтарха. Подготовительный кадр Хуго Симберга к картине Раненый ангел, 1902

Действие картины разворачивается в реально существующем городском пространстве: парке Эляйнтарха (букв. «зоопарк») и бухте Тёёлё в Хельсинки. Эляйнтарха находился относительно недалеко от района Каллио, где в клинике проходил лечение Симберг. В начале 20 века парк был местом отдыха среди представителей рабочих профессий. Также в Эляйнтарха располагались благотворительные учреждения. Дорога, по которой движутся персонажи, сохранилась и сегодня: процессия следует в сторону существовавшей тогда школы для слепых девочек и приюта для инвалидов.

Влияние и значениеПравить

Картина оказала огромное влияние на европейскую художественную традицию. Ситуация смысловой неопределенности, созданная в картине, предвосхитила изобразительный метод таких художественных течений как метафизическая живопись и сюрреализм. Созданный в рамках символистской традиции, Раненый ангел стал своеобразным символом уязвимости и сомнения.

В 1947 году изображение было помещено на обложке книги Дневник человека в отчаянии Фридриха Рек-Маллечевена, погибшего в 1945 в лагере Дахау.

На цитатах из Раненого ангела построен клип метал-группы Nightwish к песне Amaranth.[9].

  1. ↑ 1 2 3 The Wounded Angel at the Ateneum website (фин.)
  2. ↑ Levanto M. Hugo Simberg and The Wounded Angel//Ateneum publications. № 18/Ed. H.-L. Paloposki. Helsinki, 2000. P. 1-75.
  3. ↑ Wood S. Albrecht Altdorfer and the Origins of Landscape. London: Reaktion Books, 1993.
  4. ↑ 1 2 3 4 Satu Itkonen. Simberg, Hugo: Haavoittunut enkeli. Finnish National Gallery (Helsinki). Проверено 27 марта 2009. Архивировано 31 января 2012 года.
  5. ↑ Levanto M. Hugo Simberg and The Wounded Angel//Ateneum publications. № 18/Ed. H.-L. Paloposki. Helsinki, 2000. P. 1-75.
  6. ↑ Olavinen A. Hugo Simberg 1873—1917. Exhibition catalogue. Helsinki: Ateneum Art Museum, 2000
  7. ↑ Schiller G. Iconography of Christian Art. Vol. 1-2. London: Lund Humphries, 1971.
  8. ↑ Proverbio C. La figura dell’angelo nella civiltà paleocristiana. Assisi: Editrice Tau, 2007.
  9. ↑ YouTube — Nightwish’s «Amaranth» music video
  • Суворова Л. Языческие и христианские черты в образной концепции произведений Хуго Симберга // Научные труды. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. № 12, 2010, с. 93-109.
  • Levanto M. Hugo Simberg and The Wounded Angel//Ateneum publications. № 18/Ed. H.-L. Paloposki. Helsinki, 2000. P. 1-75.
  • Levanto M. Hugo Simberg. ABC BOOK//Ateneum publications. № 16/Ed. Helsinki, 2000. — 160 p.
  • Olavinen A. Hugo Simberg. 1873—1917//Ateneum publications. № 13/Ed. H Malme. Helsinki, 2000. P. 1-170.
  • Paloposk H. The devil, death and the angel in the studio: Studies on Hugo Simberg’s art. Helsinke: Ateneum Art Museum, 2000. — 100 p.
  • Itkonen S. Haavoittunut enkeli Описание картины Раненый ангел на сайте музея Атенеум (Государственный художественный музей Финляндии), на финском языке
  • The Wounded Angel История картины на сайте, посвященном художнику Хуго Симбергу (на англ. языке)

ru.mobile.bywiki.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта