Полет от Jay J. Johnson (живопись, масло). Картина полет влюбленных


Марк Шагал.... и преодоление земного притяжения

«Над городом» - одна из самых знаменитых картин Марка Шагала. На ней художник изобразил всё, что у него было важного в жизни на тот момент: самого себя, любимую жену Беллу и Витебск. Отбросив земное притяжение, счастливые влюбленные летят над городом, обнявшись. Под ними расчерченный и опоясанный бесконечными заборами Витбеск – в этом же году Шагал в недолгий период очарования новой властью устроит на этих заборах уникальное граффити, разрисовав их к годовщине Октябрьской революции.

Люди часто летают на картинах Шагала. Особенно ему нравилось отправлять в полёт влюбленных.  В таких случаях мы видим буквальное воплощение метафоры «летать от счастья».

В книге воспоминаний Беллы Шагал «Горящие огни» есть описание того, как Марк Шагал отправляет их двоих в полет: «Ты бросаешься к полотну, дрожащему под твоей рукой. Обмакиваешь кисти. Хлещет красный, синий, белый, черный. Втягиваешь меня в водоворот красок. И внезапно ты отрываешься от земли и тянешь меня за собой».

Однако летают у Шагала не только от счастья. Полет на его картинах – это даже не преодоление земного притяжения, а простое и естественное состояние человека. Идет ли речь о счастливых влюбленных, цирковых акробатах, обнажённой женщине  или еврее, пролетающем над Витебском. Такова особенность картин Шагала – в них безудержен полет фантазии, но при этом фантастическое абсолютно реально и достоверно.

Особый эффект картины «Над городом» создается трогательным сочетанием бытовых моментов и выхода за пределы быта. Пикантная деталь – присмотритесь к нижнему левому углу.   Что происходит под витебским забором? Совершенно верно, кто-то, стянув штаны, справляет нужду. Вот так сюрприз, одна из самых романтичных картин Шагала! В том и романтизм его, в том и прелесть, что всё – едино. И полет, и голый зад, и изящный наряд Беллы, которая ведь тоже представлена отнюдь не как абстрактная идея прекрасной возвышенной дамы. Если фигура самого художника кубизирована, то Белла написала мягкими округлыми линиями. Она более чем реальна – кружевные оборки на платье, в подробностях тщательно прорисованные туфельки… Впоследствии искусствоведы не раз удивятся тому, как можно было создать бесконечную симфонию любви, посвятив ее реальной женщине, с которой живешь рядом многие годы. Вероятно, для этого нужен тот особый взгляд, позволяющий видеть в любимой одновременно и в деталях кружевную оборку платья и полет ее души.Марк Захарович Шагал. Над городом Петух, телец, овен, коза и другие животные нередко фигурируют на его полотнах. В том числе Коза-скрипачка, ставшая одним из фирменных знаков Шагала. Исследователи видят в этих образах библейские корни, апеллируя, с одной стороны, к животным как жертвоприношению и символу искупления грехов, с другой, к знаку чистоты и гармонии. Оптимистичный, светлый, радостный настрой описываемой картины скорее располагает ко второй трактовке. К тому же, отметим, что образы животных, в частности, козы и петуха, у Шагала нередко сопровождают влюбленных (есть даже картина "Влюбленные и красный петух".  И в этом контексте напрашивается отсылка к «Песне песней» как гимну любви и единения влюбленных с природой.Петух, телец, овен, коза и другие животные нередко фигурируют на его полотнах. В том числе Коза-скрипачка, ставшая одним из фирменных знаков Шагала. Исследователи видят в этих образах библейские корни, апеллируя, с одной стороны, к животным как жертвоприношению и символу искупления грехов, с другой, к знаку чистоты и гармонии. Оптимистичный, светлый, радостный настрой описываемой картины скорее располагает ко второй трактовке. К тому же, отметим, что образы животных, в частности, козы и петуха, у Шагала нередко сопровождают влюбленных (есть даже картина "Влюбленные и красный петух".  И в этом контексте напрашивается отсылка к «Песне песней» как гимну любви и единения влюбленных с природой.

alindomik.livejournal.com

Любовь всегда права... Самые красивые признания от влюбленных художников

1. Жан Оноре Фрагонар. Поцелуй украдкой. 1780-е.jpeg

Жан Оноре Фрагонар. Поцелуй украдкой. 1780-е

Во всем мире в этот день на разных языках слышатся признания в любви. Влюбленных сегодня ждут романтические встречи и свидания, поздравления и подарки, валентинки и сюрпризы… Особенно интересно увидеть впечатления людей творческих, тем более это будет мужской взгляд на романтическую тему.

2. Марк Шагал. Над городом. 1918.jpg

Марк Захарович Шагал. Над городом. 1918А для нас День Святого Валентина - прекрасный повод поговорить о любви. Разглядывая пленительные картины великих художников, интересно читать и романтические истории… Герои сегодняшнего дня: Марк Шагал, Федор Кричевский, Жан Оноре Фрагонар, Веронезе, Луи Жан-Франсуа Лангрене, Владислав Ерко, Густав Климт, Луи Велден Хокинс и Фредерик Лейтон!

Итак, любовное признание нашим читателям и яркие эмоции дарят великие творцы в своих картинах-валентинках!

3. Букет и летящие любовники. Марк Шагал. XX век.jpg

Букет и летящие любовники. Марк Шагал. XX век

Одним из самых ярких певцов любви был художник Марк Шагал, ничего важнее любви для него не существовало. Нежной музой и верной подругой для художника стала Белла Розенфельд, дочь известного витебского ювелира. Романтическая история началась в Петербурге, где они познакомились и уже через год решили обвенчаться. Но, как это иногда случается, накануне свадьбы жених по неизвестным причинам внезапно уезжает в Париж и остается там на 4 года, занимаясь своей карьерой. Во Франции Шагал участвует в выставках Осеннего салона, Салона Независимых, а в 1914 при содействии Гийома Аполлинера открывается его первая персональная выставка в берлинской галерее «Дер штурм».

4. Прогулка. Марк Шагал. 1918.jpeg

Прогулка. Марк Шагал. 1918

Все это время влюбленные переписываются, а когда Шагал возвращается в Россию в 1915 году, наконец, сочетаются законным браком. Вскоре после свадьбы Шагал, открывая свои чувства, напишет в письме:

И погасили мы Луну, И свечек пламя заструилось, И лишь к тебе моя Любовь стремилась,Избрав тебя одну…

5. Обрученные и Эйфелева башня. Марк Шагал. 1913.jpg

Обрученные и Эйфелева башня. Марк Шагал. 1913

Еще во время разлуки Шагал написал картину «Обрученные и Эйфелева башня». На картине он изобразил свою невесту Беллу и себя и свой первый полет, который будет длиться много лет. Как удачно Шагалу удалось передать то чувство парения и невесомости, которые охватывает всех влюбленных!

«Для меня значение имеет только любовь, и я имею дело только с теми вещами, которые крутятся вокруг нее» - Марк Шагал

6. Медовый месяц художника. Сэр Фредерик Лейтон. 1864.jpg

Медовый месяц художника. Сэр Фредерик Лейтон. 1864

В романтической картине «Медовый месяц» изображена еще одна счастливая супружеская пара. Главный герой, он же автор картины - английский художник Фредерик Лейтон, президент Лондонской Академии художеств. Его творчество относят к викторианскому академизму, а в некоторых его работах видят прямое влияние прерафаэлитов. Долгое время Лейтон путешествовал и учился в Италии, в картине «Медовый месяц» по искусно составленной композиции и превосходно подобранной цветовой гамме видно увлечение венецианскими художниками Возрождения - работами Джорджоне и Тициана.

Картина экспонировалась на выставке в Салоне в 1866 году, но автор на выставку не пришел.

7. Сэр Фредерик Лейтон. Урок музыки.jpg

Сэр Фредерик Лейтон. Урок музыки

По словам его современников, Лейтон был застенчивым и считал, что свои чувства к супруге он изобразил слишком откровенно. Несмотря на многочисленные «ню» в его творчестве, художник не слишком охотно демонстрирует на публике искреннюю и нежную привязанность к своей жене. А ведь как безмятежно, романтично уютно, и уж вовсе «не буднично» проходит медовый месяц в семье художника!

8. Качели (Счастливые возможности качелей). Жан Оноре Фрагонар. 1767.jpg

Качели (Счастливые возможности качелей). Жан Оноре Фрагонар. 1767

Вот уж кого не заподозришь в избытке скромности, так это Жана Оноре Фрагонара! Художник жил в период царствования Людовика XV, когда появился стиль рококо и жанр эротически-галантной живописи - невероятно популярный в придворном окружении мадам Помпадур. Картины Фрагонара пользовались невероятной популярностью, а сюжеты граничили с дерзкой непристойностью.

Картина «Счастливые возможности качелей» изображает классический любовный треугольник. В то время, как ничего не подозревающий муж раскачивает качели, любовник прячется в кустах, наблюдая за своей возлюбленной с более выгодной точки. Маленькая туфелька, слетевшая с ноги кокетки, добавляет игривую нотку этой сцене. Потеря туфельки - потеря верности…

9. Марс и Венера, связанные любовью. Паоло Веронезе. 1570-е.jpg

Марс и Венера, связанные любовью. Паоло Веронезе. 1570-е

А сколько занимательных любовных историй оставила человечеству греческая мифология! Редкий художник прошлого не обращался к властным и прекрасным образам богов греческого пантеона. Паоло Кальяри, более известный под именем Веронезе, не стал исключением. Его картина «Амур, соединяющий цепью Марса и Венеру» предполагают, была написана для знаменитой пражской коллекции императора Рудольфа II Габсбурга. К этому времени художник уже стал ведущим живописцем Венеции и спешил запечатлеть блеск и праздник золотой эпохи Венецианской республики.

10. Паоло Веронезе. Марс и Венера.jpg

Паоло Веронезе. Марс и Венера

О картинах Веронезе говорили, что краски на них - это смесь золота, жемчугов, рубинов, изумрудов, сапфиров и чистейшей воды алмазов.И это правда, стоит взглянуть только на картину художника!

Венера, прекрасная богиня любви, покорила сердце свирепого и мужественного бога войны Марса, в знак их союза и единства покровитель влюбленных юный Амур связывает их цепью. Как не согласиться с Веронезе - единственное, что может усмирить такого грозного и опасного воина, как Марс и заставить его забыть о войне - это только любовь.

11. Поцелуй. Густав Климт. 1908.jpg

Поцелуй. Густав Климт. 1908

Символом любви в искусстве ХХ века по праву считают картину «Поцелуй» Густава Климта. В 1908 году художник закончил над ней работу, и ее тут же назвали «золотой иконой Сецессиона», а немного позднее, - в XXI веке, - она станет одной из самых дорогих картин в мире. Для нас же эта картина - символ влюбленности, нежности и поэзии. Обладая исключительным вкусом к золотистому узору и цветным переливам, Климт соединяет стилистику символизма и сецессиона. Картина завораживает мерцающим фоном и изысканным орнаментом, а влюбленные, окутанные золотым дождем, создают совершенный образ самозабвенной любви. Для влюбленных не существует на свете больше ничего, они одни во всей Вселенной!

Владислав Ерко 2.jpg   12. Дети короля Эйлпа. Владислав Ерко. XXI век.jpg

Иллюстрация к сказке «Дети короля Эйлпа»Владислав Ерко. XXI век

Любовь и сказка всегда идут рядом, помните - «они поженились и жили счастливо»… Хэппи-энд - кто из влюбленных его не желает? Сказки с иллюстрациями киевского графика Владислава Ерко покорили сердца не только малышей, но и их родителей. «Сказки туманного Альбиона» моментально раскупаются в Украине, России и в 20 странах мира.

Владислав Ерко.jpg

Одна из британских рыцарских сказок в этом сборнике - «Дети короля Эйлпа» рассказывает, как злой волшебник Мерлин превратил принца в пса, а его сестру - в зеленоволосую и зеленолицую принцессу. И, как водится, расколдовать несчастных может прекрасный принц, поцеловав принцессу. А чтобы понравиться принцу из соседнего королевства зеленоволосая принцесса подносит ему кубок с зельем и он влюбляется в нее и целует. Тут же она превращается в красавицу. Вот он, счастливый финал!

14. Марс и Венера, или Аллегория мира. Луи Жан-Франсуа Лагрене. 1770.jpg

Марс и Венера, или Аллегория мираЛуи Жан-Франсуа Лагрене. 1770

А на картине французского художника Луи Жана-Франсуа Лагрене - его признание своей любимой жене. Пылкий и страстный по натуре художник в 30 лет женился на 16-летней девушке и прожил с ней всю жизнь. В картине «Марс и Венера, или Аллегория мира». Марс очарован и пленен своей возлюбленной. Он отрывает занавес, чтобы лучше рассмотреть спящую красавицу и в тоже время показать свою возлюбленную всему миру. Композиция построена так мастерски, что, кажется, автор приглашает зрителей в комнату влюбленных. Некогда воинственного героя, его сильный и вспыльчивый характер покорила нежность и красота Венеры - на полу видим меч и доспехи бога. Два голубя - символ мира, вторят безмятежному счастью влюбленных и вьют гнездышко в шлеме Марса.

15. Луи Жан-Франсуа Лагрене. Сюжет 1.jpg

Луи Жан-Франсуа Лагрене. Сюжет 1

Любопытный факт из биографии художника: в 1760 году императрица Елизавета Петровна пригласила Лагрене занять должность придворного живописца. Художнику предложили возглавить мастерскую исторического класса в только основанной Петербургской академии искусств. Жизнь в Петербурге пришлась французу не по душе, к тому же разногласия с Иваном Шуваловым, Президентом Академии, заставили Лагрене вернуться на родину.

16. Песня песней. Хокинс.jpg

Песня песней. Хокинс

Интересно, а как художники-символисты в своих картинах преподносят любовь? Француз Луи Велден Хокинс в картине «Песня песней» обратился к Святому Писанию. В Библии есть одноименная книга, это сборник любовных гимнов. В этой книге описана взаимная любовь пастуха и пастушки, которые нежно и поэтично говорят друг другу о своих чувствах. За этими возвышенными признаниями скрывается тайный смысл, книга превозносит искреннюю любовь между супругами, и становится своеобразным пособием для укрепления брачных уз.У Хокинса юная пара увлеченно читает книгу, а нимбы над их головами говорят о чистоте их помыслов и искренних чувствах. Несмотря на наготу, эти двое становятся идеальным образом отношений между любящими мужчиной и женщиной. Символично!

17. Оскар Кокошка. Невеста ветра.jpg

Оскар Кокошка. Невеста ветра

В 1913 году Оскар Кокошка измерил кровать своей любовницы Альмы Малер, он вырезал холст такого же размера, смешал краски и начал писать на нем свою самую важную картину. Важную не для современников или потомков, важную не для развития современного искусства, важную для него лично. Если он создаст настоящий шедевр, Альма выйдет за него замуж. А для него не может быть сейчас другого счастья.

18. Оскар Кокошка. Альма Малер.jpg

Оскар Кокошка. Альма Малер

За этот год он написал сотню портретов Альмы, обнаженной, спящей, сексуальной, манящей, колени Альмы, руки Альмы. И в этот раз пишет ее такой, какой любит больше всего - лежащей ночью на кровати. Холст-кровать постепенно превращается в холст-стихию, холст-бурю, потому что эта любовь была изматывающей и безумной. Уходя по ночам от возлюбленной, Оскар мог до утра стоять под окнами, карауля выдуманных соперников.

Свадьба. Марк Шагал.jpg

Свадьба. Марк Шагал

«Гимном любви» называют 13 главу из Первого послания апостола Павла к христианам Коринфа.

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…»

Ибо, она вечна!

19. Влюбленные в сирени. Марк Шагал.jpg

Влюбленные в сирени. Марк Шагал

Картины художников вдохновляют на новые признания и открытие своих чувств. У любви много языков, а любовь - одна для всех. Безмятежность, счастье от близости любимого человека дарит весеннее настроение и, хотя сирень появится не скоро, праздник любви может длиться бесконечно, о чем нам и рассказывали все художники - каждый на свой лад.

С праздником Влюбленных вас!

Источник: artchive.ru + немного дополненийМузыка: Андрей Обидин «Ты, ночь и саксофон»

20. Рене Магритт. Влюбленные. 1928.jpg

Рене Магритт. Влюбленные. 1928

lyarder.livejournal.com

Любовь всей жизни Марка Шагала: kattiesummer

kattiesummer (kattiesummer) wrote, 2017-01-19 23:43:00 kattiesummerkattiesummer 2017-01-19 23:43:00 Творчество Марка Шагала – одно из самый необычных в истории изобразительного искусства. Его живопись трудно отнести к какому-либо стилю: это не реализм, но и не авангард, это не сюрреализм, но и не кубизм, не фовизм, не концептуализм, и никакой другой «изм». К какой бы школе ни приписывали Шагала – это ни русский, ни еврейский, ни французский художник. Его искусство интернационально, лишь потому что он просто художник. Но таких «просто художников» - миллионы! – скажете Вы. Однако, не все обладают той искренностью и чистотой мировосприятия, практически детским взглядом, каким отличался Марк Шагал. Именно поэтому, его искусство живо по сей день и понятно всем.«Полет над городом» 1914-1918 гг. является одним из наиболее ярких выражений светлой души художника. При том, что изображен полет влюбленных, казалось бы, стремительное движение, картина отличается покоем и тишиной. Пара словно плывет по небу, мягко покачиваясь на волнах. На их лицах отражается абсолютное спокойствие, благоговение, они тешатся в неге своего счастья. На то, что это счастье живое и радостное указывают яркие цветовые акценты – красный, синий, зеленый. В целом, помимо этих трех ярких пятен, деревенский пейзаж кажется серым и даже унылым, но при этом в нем столько света и ясности: ничто не смеет омрачить жизнь этих влюбленных. Марк Шагал и Белла Розенфельд до переезда Париж. 1922 г.Белла Розенфельд.Главная тема, естественно, любовь. И тема не только данного полотна, но и всей жизни художника: любовь к родному Витебску, к стране, к семье. После знакомства со своей первой и самой сильной любовью Беллой Розенфельд Марк нашел собственное олицетворение любви. Белла была его музой до последних дней творчества. «Полет над городом» раннее произведение на тему их взаимной любви. Художник наглядно показывает нам, что это за чувство и говорит истинно, выступает в качестве настоящего философа. Любовь – это не страсть, не постоянное биение сердец, это не жертва и не долготерпение. Любовь – единение двух половинок, когда беспокойство уходит из их жизни и ничто не смеет нарушить этот покой. Любовь – абсолютная гармония. Художник говорит об этом силуэтами, соотношением неба и земли, сочетание тонов и оттенков, он находит точные способы передать простыми средствами столь глубокую мысль. Эта же мысль раскрывает и в других, не менее эмоционально ярких картинах художника: наполненный нежностью «День Рождения» (1915), блаженствующие «Розовые влюбленные» (1916) и «Серые влюбленные» (1917), наполненная радостью «Прогулка» (1918-19), отрешенные от будничной суматохи «Влюбленные в сирени» (1930) и «Новобрачные на Эйфелевой башне» (1938) и.т.д. День Рождения.Розовые влюбленные.Серые влюбленные.Прогулка.Художник сочиняет новые истории, каждая из которых становится сказкой. В каждой работе передано безграничное счастье. Любовь Шагала никогда не была мрачной, скорбной, безответной, он никогда не акцентирует неудачи и мелкие неурядицы, которые неизбежны в семейной жизни. В его искусстве звучит неподдельное удовольствие от жизни, от того, что он рядом с любимым человеком. Влюбленные в сирени.Новобрачные на Эйфелевой башне. Шагал, наверное, чаще других художников в истории искусства писал собственную жену, собственную любовь: теплая домашняя сцена «Клубника. Белла и Ида за столом» (1915), воспевание красоты своей любимой и родной «Белла в белом воротничке» (1917), восхищение красотой женщины-матери «Белла и Ида и окна», и воспевание красоты и изысканности самой любимой «Белла в Mourilloon» (1926).Клубника. Белла и Ида за столом.Марк Шагал с женой Беллой и дочкой Идой. Париж. 1933 г.Белла в белом воротничке.Белла Розенфельд.Белла и Ида у окна.Белла в Mourillon.Образ Беллы появляется в произведениях Шагала, даже после ее смерти в 1944 году. Художник дважды был женат после этого трагического события, но Белла, его муза, никогда его не покидала. Это ли ни есть искренняя, самая настоящая любовь, та, которой любят дети – без причины, без повода? Три свечи. 1938-40 гг.Семья Рыбака. 1968 г.Художник и его невеста. 1980 г.Искусство Марка Шагала настолько чисто и уникально, а художественный взгляд не «опорочен» академической школой и современными веяниями, что поистине отличает и превозносит его над другими художниками. Цикл работ, посвященных теме любви, один из самых лучших в творчестве Марка Шагала, предназначенный для наслаждения и радости, чему служит и истинное Искусство.

PhotoHint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

kattiesummer.livejournal.com

Полет от Jay J. Johnson (живопись, масло) – Ярмарка Мастеров

В традиционных жанрах искусства, таких как натюрморт, пейзаж или портрет, работают с натурой, практически неподвижной. Дикие животные позировать не умеют. Описать их в подробностях, опираясь только на визуальную память, не представляется возможным. Любая знакомая птаха, перенесенная из головы художника на холст или бумагу, рискует превратиться в абстрактный комок перьев в неестественной позе и непривычной среде обитания. Фотография нивелирует погрешности и ошибки.

Передать динамику на статичной картинке довольно сложно. Jay J. Johnson - один из тех, кому удается сделать это красиво. Он пишет маслом, но чтобы добиться точного видового сходства нарисованного и живого, ему приходится много фотографировать.Jay J. Johnson признается, что при работе над изображением, просматривает не только снимки, но и замедленные кадры видеозаписи. Это помогает фиксировать естественные движения и без потерь отображать узнаваемые детали.

птицы

Золотой чиж

живопись

Кардинал

динамика в живописи

полет

движение

Ласточки

полет птицы

Голубая сойка

живое масло

Горлицы

jay j johnson

Синица Московка

масло

Золотой чиж

Синица Московка

Синица Московка

Тупик

Синица Московка

www.livemaster.ru

Марк Шагал «Голубые любовники»

Марк Шагал «Голубые любовники»

1914 г. Картон, масло. 49 x 44 см. Частная коллекция

Марк Шагал. Картины

Пред. стр.: Художник Марк Захарович Шагал. Биография. Картины След. стр.: Александр Шевченко. Биография и картины.

www.avangardism.ru

"День рождения", "Голубые любовники", "Розовые любовники", "Любовники (Видение)" - Поцелуй в искусстве - Всё о поцелуях

Марк Шагал

Понять Шагала можно путем «вчувствования», а не «уразумения». «Небо, полет – главное состояние кисти Шагала», – отмечал Андрей Вознесенский.

«Я ходил по Луне, — говорил художник, — когда еще не существовали космонавты. В моих картинах персонажи были в небе и в воздухе…»

В начале XX века мир узнал еще одного влюбленного — Марка Шагала. Картины, посвященные только двум, сделали его знаменитым.

День рождения. Марк Шагал

На протяжении всей жизни, большую часть из которой Марк Захарович Шагал (1887-1985) провел за границей, он называл себя «русским художником», подчеркивая родовую общность с российской традицией, включавшей в себя и иконопись, и творчество Врубеля, и произведения безымянных вывесочников.

Рисовал шедевры художник для своей жены. «День Рождения», «Голубые любовники», «Розовые любовники», «Любовники (Видение)» — это о брачном союзе с Беллой Розенфельд, дочерью богатого ювелира. Позднее в дневнике художник признавался, что ни одну картину он не мог закончить без одобрения супруги.

Голубые любовники. Марк Шагал

Она ждала его четыре года, пока художник знакомился с мировыми шедеврами в Париже. Они были друг для друга единственными близкими людьми и ничего друг от друга не скрывали. И за границей, и в нетопленной, промозглой Малаховке Белла оставалась его музой. Даже женившись второй раз в 1952 году, Шагал не уставал повторять, что только девушка из Витебска была для него всем.

В качающихся, изгибающихся пространствах предметы, увиденные под разными углами, сползают со своих мест и зависают в невесомости; человеческие фигуры взмывают вверх и плывут как в сновидении. Эти ирреальные произведения, отмеченные тонкой красочностью, выразительным живописным рисунком, пронизаны ощущением нежности и одухотворенности.

Розовые любовники. Марк Шагал

Свое счастье Шагал попытался выразить и в других картинах: «Белла с белым воротником», «Прогулка», «Над городом», «Двойной портрет с бокалом вина», «Свадьба».

По случаю девяностолетия художника в 1977 году была развернута уникальная выставка его работ в Лувре. Он был награжден Большим Крестом Почетного легиона. Последняя прижизненная выставка Шагала состоялась в 1984 году в Национальном центре культуры и искусства имени Жоржа Помпиду. Она была посвящена его рисункам, в том числе иллюстрациям к произведениям Гоголя.

Любовники. Видение. Марк Шагал

kiss.romanticcollection.ru

Образ полета в живописи, скульптуре и музыке

«В радостном взлёте ввысь устремляюсь...»

Александр Скрябин

Образ полета присутствует в произведениях литературы и живописи, балете и скульптуре и т.д. Особую актуальность и реалистичное воплощение он нашел в искусстве последних веков, и связано это с изобретениями в области воздухоплавания и космонавтики. Между тем тяга человека к полету отмечалась во все времена и поначалу  находила свою реализацию главным образом в мифологии, религии, мистике и сказках. 

Полеты, запечатленные красками

Один из самых знаменитых древнегреческих мифов повествует о юном Икаре, который поднялся к небу на крыльях из перьев, скрепленных воском. Однако, не рассчитав траекторию полета, он поднялся слишком высоко. В результате солнце растопило воск, юноша упал в море и утонул. В изобразительном искусстве этот сюжет всегда был чрезвычайно популярен: в числе работ, посвященных Икару, выделяются рельефы эллинистического времени, фрески в Помпеях, полотна Л. Лана, К. Сарачени, А. Каррачи, А. ван Дейка, П. Брейгеля-старшего, Ш. Лебрена, П. Рубенса, А. Матисса, О. Редона, Г. Джеймса, Б. Вальехо и др.

Помимо этого, в искусстве нашли отображение и образы, являющиеся своего рода симбиозом человека и птицы. В живописи это, как правило, существа божественной природы. Так, картины, изображающие мифологические сцены, обычно заполнены прехорошенькими крылатыми купидонами и амурами. Являясь посланцами богини любви, они – движущая сила в развитии сюжетов.

В живописи во фресках и витражах, связанных с христианством, это ангелы: они считаются посланниками Бога и предстают в виде людей в белоснежных одеяниях с великолепными крыльями за спиной.  Чаще всего их можно наблюдать на иконах и на картинах,  связанных с религиозной тематикой.

Между тем, полет иногда связывают и с действиями совершенно противоположных сил. К картинам на подобный сюжет относится  знаменитое панно «Полет Фауста и Мефистофеля», выполненное Михаилом Врубелем (1856-1910) по заказу известного московского предпринимателя и коллекционера А. В. Морозова. В этом полотне «все зрелище кажется вырисованным языками дыма и пламени, взвившегося вверх из правого нижнего угла картины».

С этой же тематикой связаны и многие живописные работы  Уильяма Блейка (1757-1827) – английского художника, поэта и мистика. Его ранние картины, проникнутые романтическим духом бунтарства, являются своего рода протестом против общепринятых религиозных догм. На них повелитель черных сил представлен как герой, борющийся против авторитарного божества. Позже Блейк несколько меняет свое мировоззрение – в его творчестве формируется понятие гуманности, которое он напрямую связывает с идеей самопожертвования и прощения. В любом случае художник рассматривает путь  человечества как дорогу, на которой добро и зло находятся в вечном противоборстве.

Среди современных художников, для которых полет – «естественная форма существования» – Марк Шагал (1887-1985). «От русской иконы М. Шагал воспринял кардинальную идею единого живописного пространства, включающего в себя земной «низ» и небесный «верх». Эта идея определила пространственную композицию картин Марка Шагала».

Взлетая, лирические герои Шагала вырываются из объятий предметного мира. Как утверждает художник: «Чтобы взлететь, мало одной мечтательности; нужны еще темперамент, теснящий душу восторг и поднимающая в небо страсть». Так в картине «Прогулка» полет влюбленных – отражение их любовного экстаза. Они испытывают страстную потребность взлететь, а потому легко пересекают границу между небом и землей. Данное полотно вместе с картинами «Двойной портрет» и «Над городом» образует триптих, образной основой которых является мотив победы над земным тяготением.

Полеты в камне и бронзе

Знаменитый афоризм «Ангелам тоже нужно повеселиться» принадлежит гениальному  шведскому скульптору Карлу Миллесу (1875-1955). Он создал в Стокгольме шедевр городской парковой архитектуры, известный в мире под названием «Сад Миллеса». Скульптурные произведения шведского мастера очень выразительны – они не только великолепно вписываются в пейзаж, но и поражают безупречным чувством  пропорций, которым обладал их создатель. Наиболее убедительно эти качества проявились в композиции «Человек и Пегас» – там прослеживается сильное влияние французского скульптора Огюста Родена – великого учителя Миллеса.

В любом материале шведский мастер блестяще воплощает гибкую упругость живого тела. И это относится не только к парящим в полете фигурам коня и человека, составляющим основу данной работы. Столь же хороши его знаменитая «Рука Бога», а также хоровод музицирующих ангелов, представленных в «Саду Миллеса». Ангелы там выглядят легкими и невесомыми.  «Если взглянуть на них, то кажется, будто их крылатые фигуры лишь на мгновение опустились на колонны на кончики пальцев, чтобы в следующую секунду, оттолкнувшись, вновь унестись вверх и закружиться подобно мотылькам в воздушных потоках, подыгрывая себе на трубах и дудочках».

Полеты в музыке

Существует множество пьес, подражающих ритму движения прялок, жужжанию насекомых. Самая популярная инструментальная пьеса такого рода – «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова (1844-1908) на сюжет А.С.Пушкина. Написанная в жанре виртуозного этюда, она великолепно использует изобразительные свойства музыки. В ней жужжание,  похожее на полет шмеля, передается специфическими композиционными приемами (сочинение создано для солирующей флейты и струнных).

К этому же ряду относится и знаменитый «Полет валькирий» Рихарда Вагнера (1813-1883), являющийся эпизодом его оперы «Валькирия». Эта музыка великолепно отражает дух древнегерманской и древнескандинавской мифологий, в которых  летающие по небу на крылатых конях свирепые  женщины-воительницы  вершат судьбы мира.

П. Чайковский так отзывался о данном фрагменте: «Полет валькирий» – это дикая картина бешеной воздушной кавалькады колоссальных фантастических амазонок передана Вагнером с поразительно реальною картинностью... Что за грандиозное, чудное полотно! Так и рисуешь себе этих диких исполинов, с громом и треском летающих по облакам на своих волшебных конях». Не случайно именно эта симфоническая зарисовка была выбрана гениальным кинорежиссером современности Фрэнсисом Копполой (р.1939) в качестве звукового сопровождения для сцены вертолётной атаки в фильме, посвященном войне во Вьетнаме («Апокалипсис сегодня»). Во многом благодаря музыке эта батальная сцена считается одной из самых выразительных, созданных за всю историю мирового кинематографа.

Наиболее ярким и самобытным композитором, остро предчувствующим наступление космической эры человечества, является Александр Скрябин (1871-1915). Показательно его литературное изложение содержания финала своей «Божественной симфонии»:  «Дух, освобожденный от всех уз, связывающих его с прошлым, исполненным покорности перед высшей силой. Дух, производящий вселенную одной лишь властью творческой воли и сознающий себя единым в этой вселенной, отдается возвышенной радости – «божественной игре».

Мысль о божественном смысле творчества и о преобразующей миссии художника-творца формирует философскую канву многих сочинений Скрябина. Для композитора естественно изображать процесс развития и становления Духа от состояния  замурованности в косную материю до полного освобождения и абсолютной самореализации. «Взлеты и падения на этом пути подчиняются соответствующей драматургической триаде: томление – полет-экстаз». Возможно, именно благодаря такой программе многие опусы, освещенные гипнотическим гением Скрябина, и делают его произведения одними из самых одухотворенных в истории музыки.

С темой полета в музыке связаны многочисленные балеты, в основу которых положен сюжет древнегреческого мифа об Икаре. К ним относятся одноименные балеты И. Маркевича, Ж. Шифера, а также нашего соотечественника Сергея Слонимского (р.1932). Инициатором постановки спектакля Слонимского «Икар» в Большом театре был легендарный балетмейстер Юрий Григорович (1971). Это был первый балет, созданный специально для Кремлёвского дворца съездов: технические возможности сцены давали возможность развернуть действие одновременно на разных уровнях.

Музыка балета С. Слонимского отличается ритмической остротой, широтой мелодического дыхания. Она строится по принципу контрастного сопоставления разноплановых музыкальных сцен. В ней также велика роль хоровых эпизодов, что сближает ее с жанром оратории.

Неизбывная мечта освободиться от оков земного притяжения веками вдохновляла художников всех времен и народов. Она нашла свое отображение и в произведениях профессиональных авторов, и в различных эпосах, и в предметах, созданных руками народных умельцев. Важно другое: до сего времени очень многими полет воспринимается как символ свободы человеческого духа, а потому не только волнует воображение, но и является желанным…

Материал подготовила Наталия Белага

 

www.dubnapress.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта