Витязь на распутье (картина). Картина на распутье


Витязь на распутье (картина) Википедия

Год Илл. Название Размер, техника Местонахождение Примечание
1877 (?) Витязь на распутье Холст, масло.

99х160

неизвестно Был на выставке картин Союза русских художников в Строгановском училище в Москве с 22 декабря 1903 до 8 января 1904 года. Напечатан в ее каталоге с пометкой "вариант". Предположительно, именно это самый первый вариант картины 1877 года
Витязь на распутье Холст, масло Первый вариант картины. Был на VI Передвижной выставке 1878 года. По списку Моргуновых - нахождение неизвестно
Витязь на распутье

(эскиз)

Холст, масло неизвестно Находился в собрании С.С. Боткина в Петербурге, напечатан в журнале "Мир искусства", т. 1, 1899, стр. 3[2].
1878 Витязь на распутье Холст, масло

79 × 147 

Серпуховский историко-художественный музей Отсутствует в списке Моргуновых
1882 Витязь на распутье Холст, масло.

167, 299

ГРМ
Витязь на распутье Холст, масло.

87х150

Коллекция профессора П.М. Горшкова, Ленинград (на 1961 год) Эскиз или повторение итоговой картины
1882 Витязь на распутье

(эскиз)

Холст, масло.

69х106

Дом-музей В.М. Васнецова
1919 Витязь на распутье Холст, масло.

85х146

Собрание И.И. Дедова, Москва (по данным на 1961 год) Повторение итоговой картины, но в ином колорите. Внизу справа подпись "В. Васнецовъ 1919"
Витязь на распутье Холст, масло.

98х176,5

Екатеринбургская картинная галерея
1920 Витязь на распутье Холст, масло.

58,5х106

Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси Внизу справа подпись: В. Васнецов 1920

wikiredia.ru

Витязь на распутье (картина) Википедия

«Витязь на распутье» — картина Виктора Васнецова.

История[ | код]

Карандашные наброски и эскизы к картине появились в начале 1870-х годов. В 1877 году Васнецов с младшего брата Аполлинария пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой». Сюжет картины возник под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники».

В 1877 году была закончена работа над первым вариантом картины. Васнецов выставляет её на VI Передвижной выставке 1878 года.

Окончательный вариант картины был написан в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова.

Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью. В письме к Владимиру Стасову Васнецов пишет:

На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии.

Критик Стасов похвалил картину.

В начальных эскизах витязь был повёрнут лицом к зрителю. В последней версии был увеличен размер холста, уплощена композиция, стала монументальней фигура витязя. В начальных версиях картины была дорога, но Васнецов убрал её в версии 1882 года для большей эмоциональности, чтобы не было другого выхода, кроме указанного на камне.

К былинной теме Васнецов также обращался в ранней акварели «Богатырь» (1870) и более поздних картинах «Богатыри» (1898) и «Богатырский скок» (1914)

Картины написаны маслом на холсте. Версия 1882 года хранится в Государственном Русском музее. Первая версия 1878 года хранится в Серпуховском историко-художественном музее.

Варианты[ | код]

Исследователи творчества Васнецова приводят следующий список вариантов картины[1].

Год Илл. Название Размер, техника Местонахождение Примечание
1877 (?) Витязь на распутье Холст, масло.

99х160

неизвестно Был на выставке картин Союза русских художников в Строгановском училище в Москве с 22 декабря 1903 до 8 января 1904 года. Напечатан в ее каталоге с пометкой "вариант". Предположительно, именно это самый первый вариант картины 1877 года
Витязь на распутье Холст, масло Первый вариант картины. Был на VI Передвижной выставке 1878 года. По списку Моргуновых - нахождение неизвестно
Витязь на распутье

(эскиз)

Холст, масло неизвестно Находился в собрании С.С. Боткина в Петербурге, напечатан в журнале "Мир искусства", т. 1, 1899, стр. 3[2].
1878 Витязь на распутье Холст, масло

79 × 147 

Серпуховский историко-художественный музей Отсутствует в списке Моргуновых
1882

ru-wiki.ru

Описание картины "Витязь на распутье". История её создания

Картины Васнецова известны всем, но мало кто знает, что их создание явилось результатом сложной внутренней борьбы автора. Содружество художников-передвижников, к которому он принадлежал, пропагандировало остросоциальную направленность сюжетов для жанровых картин. Васнецовым же всецело завладела сказочная тематика. Надо было решать, в каком направлении двигаться дальше. Эти переживания во многом вылились в картину "Витязь на распутье".

Новаторский жанр в создании картин

Следует отметить, что избрав путь художника-сказочника, Васнецов был новатором в этой области. Едва ли можно назвать имя другого живописца, столь беззаветно посвятившего себя русской былинной старине.

Описание картины витязь на распутье

Описание картины "Витязь на распутье" следует начать с рассказа о небольшом карандашном эскизе, сделанном мастером в самом начале семидесятых годов. Тогда его фантазией завладел сюжет русской былины об Илье Муромце и разбойниках. В дальнейшем эта тема развивалась автором в нескольких акварелях и картинах маслом.

Первое законченное полотно появилось в 1877 году и называлось "Воин в шлеме с кольчужкой". Любопытно, что для фигуры воина позировал брат художника Аркадий. Постепенно с каждой новой работой начинает вырисовываться композиция картины, где конный витязь остановился перед "камнем-вещуном", на котором начертана его судьба.

В 1877 году первый вариант произведения был закончен и через год был представлен публике на очередной выставке. Приём был достаточно тёплым. Описание картины "Витязь на распутье" и благожелательные отзывы появились во многих газетах и журналах.

Заказ Саввы Мамонтова

Окончательный вариант картины, тот, что сейчас можно увидеть в Русском музее в Санкт-Петербурге, был написан в 1882 году специально для коллекции известного мецената и создателя частной оперы Саввы Мамонтова. В создании декораций для его постановок не раз принимал участие Васнецов. "Витязь на распутье", описание которого и восторженные отзывы стали известны Мамонтову, вызвал желание иметь картину в своем собрании. Выполняя заказ, Васнецов значительно изменил композицию раннего варианта. Первоначально витязь был обращён к зрителю лицом. В окончательной версии картины автор развернул его, скрыв лицо. Кроме того, был увеличен размер холста, что придало полотну большую монументальность. Изменился и пейзаж.

Описание картины «Витязь на распутье»

В раннем варианте перед витязем была дорога, в окончательном – только поле. Такое решение придало картине большую эмоциональность. В ней всё как бы говорит, что нет иного пути, кроме указанного на камне. Изображение воронов и разбросанных в траве костей создаёт впечатление фатальности и неотступности рока. На переднем плане автор поместил останки коня и человека, указывая на то, что были уже смельчаки, да сложили в землю свои буйные головушки. Общую напряжённость дополняет кровавый отблеск заката. Даже вода, изображённая вдали, ассоциируется с мёртвым болотом.

Васнецов Витязь на распутье. Описание

Развернув фигуру всадника, художник тем самым направил внимание зрителя на камень-предсказатель. Именно надпись, начертанная на нём, становится ключевым моментом всей картины. Нужно заметить, что из трех надписей, упоминаемых в былине, Васнецов оставил только одну, грозящую смертью тому, кто поедет прямо. Этим он как бы исключает иные варианты пути. Выразительно написана фигура коня. Он наклонил к земле голову, как будто тоже погружён в задумчивость.

Картины Васнецова

Есть и ещё одна существенная деталь, без которой не полным было бы описание картины. Витязь на распутье стоит, вооружённый копьём. Но это копьё пешего война, а не кавалериста. Между ними существуют отличия. Что это должно обозначать? Вероятнее всего, готовность биться и пешим, и конным, чтобы, потеряв коня, не потерять победу.

Идея картины ― выбор пути в жизни

Вопрос выбора пути в жизни человека наполнен в картине Васнецова эпическим звучанием. Акцент делается исключительно на самоопределение личности. Все зависит только от свободного выбора, от воли каждого. Какой путь избрать? Идти напролом, рискуя всем, и даже собственной жизнью, или свернуть в сторону и выбрать более лёгкую дорогу? Но в данном случае всё наполнено предельным драматизмом. Отсутствие живых персонажей, кроме зловещих воронов – символов близкой гибели, и общая напряжённость картины дают ясно понять – надежды нет, трагическая развязка неизбежна.

загрузка...

worldfb.ru

Резная картина "Витязь на распутье"

Рус­ский худож­ник — былин­ник Вик­тор Вас­не­цов напи­сал став­шую зна­ме­ни­той, кар­ти­ну «Витязь на рас­пу­тье» в 1877 году. Это был пер­вый вари­ант кар­ти­ны. Спу­стя пять лет про­из­ве­де­ние было пере­пи­са­но в окон­ча­тель­ный вари­ант для рус­ско­го куп­ца и меце­на­та Сав­вы Ива­но­ви­ча Мамон­то­ва и это полот­но хра­нит­ся в насто­я­щий момент в Госу­дар­ствен­ном Рус­ском музее.

Худож­ник был вдох­нов­лен на созда­ние полот­на были­ной «Илья Муро­мец и раз­бой­ни­ки», а глав­ный герой кар­ти­ны спи­сан с бра­та авто­ра про­из­ве­де­ния Арка­дия. Вас­не­цов уси­лил таин­ствен­ность сюже­та свой рабо­ты тем, что убрал с полот­на изоб­ра­же­ние доро­ги и две из трех над­пи­сей на камне, сто­я­щем на рас­пу­тье. Этим худож­ник дал понять, что у витя­зя не было дру­го­го выбо­ра, кро­ме един­ствен­но­го, напи­сан­но­го на камне: «Как пря­му ехати – живу не быва­ти – нет пути ни про­хо­же­му, ни про­ез­же­му, ни про­лет­но­му».

Оригинальная картина васнецова витязь на распутьеОри­ги­нал кар­ти­ны Вас­не­цо­ва

Этот зна­ме­ни­тый сюжет вдох­нов­лял твор­че­ских людей после­ду­ю­щих поко­ле­ний. Суще­ству­ют рез­ные кар­ти­ны Вас­не­цо­ва. При чем масте­ра-рез­чи­ки не огра­ни­чи­ва­ют­ся копи­ро­ва­ни­ем сюже­та извест­но­го полот­на, были­на в их рез­ных про­из­ве­де­ни­ях транс­фор­ми­ру­ет­ся и в юмо­ри­сти­че­скую исто­рию. Мате­ри­а­лы, кото­ры­ми поль­зу­ют­ся рез­чи­ки при созда­нии сво­их тво­ре­ний из дере­ва по моти­вам былин­но­го сюже­та, самые раз­но­об­раз­ные – бук, липа, ясень и про­чие.

Наша мастер­ская может изго­то­вить для вас это про­из­ве­де­ние в дере­ве, раз­мер на ваше усмот­ре­ние.

www.ornamentum.biz


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта