ХУДОЖНИКИ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ: ПИТЕР АРТСЕН. Картина мясная лавка


Мясная лавка (картина) Википедия

«Мясная лавка со святым семейством, раздающим милостыню»[источник не указан 99 дней], или «Мясная лавка», — аллегорический натюрморт голландского художника Питера Артсена, написанный в 1551 году. Картина сочетает в себе черты бытового жанра и религиозного искусства и, в соответствии с живописной традицией золотого века голландского натюрморта, наполнена глубоким символизмом.

Создание[ | код]

«Христос в доме Марфы и Марии», 1559 (фрагмент)

Питер Артсен (1508—1575) считается одним из виднейших представителей Северного Возрождения и, в частности, северного маньеризма, характеризующегося высокой степенью натуралистичности и детализации. Артсен считается одним из первооткрывателей как натюрморта, так и бытовой живописи; особенно примечательно, что на некоторых его картинах, в том числе «Мясной лавке», сочетаются оба эти жанра. В творчестве художника отразилось становление натюрморта, до того не существовавшего в качестве самостоятельного жанра и, как и пейзаж, использовавшегося как фоновое дополнение к картинам, содержащим фигуры[2]. «Мясная лавка» представляет собой характерное для зрелого периода творчества Артсена сочетание натюрморта, занимающего основное пространство картины, и бытовых и религиозных сцен, вынесенных на задний план. Символизм, пронизывающий все планы картины, соединяет их в одно целое и раскрывает смысл картины.

Раннее творчество Питера Артсена было связано с созданием преимущественно религиозных картин и заказных церковных алтарей. Однако с распространением Реформации в Нидерландах начался период иконоборчества и многие творения Артсена были уничтожены. Это заставило художника изменить манеру творчества. В зрелых картинах Артсена всё большее внимание уделено крестьянам и торговцам, красочные детали натюрморта или бытовой сцены занимают передний план, привлекая внимание, в то время как религиозные образы и отсылки намеренно вынесены художником на второй план[3]. Помимо «Мясной лавки», к категории полотен с такой композицией можно отнести картину «Христос в доме Марфы и Марии»[4].

Описание[ | код]

Весь передний план картины занимает прилавок с разнообразными продуктами, написанными с необычайным реализмом: мясом, ветчиной, салом, колбасами, окороками, копчёной рыбой, свиной и говяжьей головой, маслом, молоком, битой птицей и другими. Задний план картины разделен на две части; в правой мужчина, вероятно, трактирщик, набирает воду из колодца в кувшин (или разбавляет водой вино[5]), позади него в помещении видна компания людей — двое мужчин и две женщины, обсуждающие что-то за столом.

В левой части виден пейза

ru-wiki.ru

Мясная лавка (картина) Википедия

«Мясная лавка со святым семейством, раздающим милостыню»[источник не указан 99 дней], или «Мясная лавка», — аллегорический натюрморт голландского художника Питера Артсена, написанный в 1551 году. Картина сочетает в себе черты бытового жанра и религиозного искусства и, в соответствии с живописной традицией золотого века голландского натюрморта, наполнена глубоким символизмом.

Создание

«Христос в доме Марфы и Марии», 1559 (фрагмент)

Питер Артсен (1508—1575) считается одним из виднейших представителей Северного Возрождения и, в частности, северного маньеризма, характеризующегося высокой степенью натуралистичности и детализации. Артсен считается одним из первооткрывателей как натюрморта, так и бытовой живописи; особенно примечательно, что на некоторых его картинах, в том числе «Мясной лавке», сочетаются оба эти жанра. В творчестве художника отразилось становление натюрморта, до того не существовавшего в качестве самостоятельного жанра и, как и пейзаж, использовавшегося как фоновое дополнение к картинам, содержащим фигуры[2]. «Мясная лавка» представляет собой характерное для зрелого периода творчества Артсена сочетание натюрморта, занимающего основное пространство картины, и бытовых и религиозных сцен, вынесенных на задний план. Символизм, пронизывающий все планы картины, соединяет их в одно целое и раскрывает смысл картины.

Раннее творчество Питера Артсена было связано с созданием преимущественно религиозных картин и заказных церковных алтарей. Однако с распространением Реформации в Нидерландах начался период иконоборчества и многие творения Артсена были уничтожены. Это заставило художника изменить манеру творчества. В зрелых картинах Артсена всё большее внимание уделено крестьянам и торговцам, красочные детали натюрморта или бытовой сцены занимают передний план, привлекая внимание, в то время как религиозные образы и отсылки намеренно вынесены художником на второй план[3]. Помимо «Мясной лавки», к категории полотен с такой композицией можно отнести картину «Христос в доме Марфы и Марии»[4].

Описание

Весь передний план картины занимает прилавок с разнообразными продуктами, написанными с необычайным реализмом: мясом, ветчиной, салом, колбасами, окороками, копчёной рыбой, свиной и говяжьей головой, маслом, молоком, битой птицей и другими. Задний план картины разделен на две части; в правой мужчина, вероятно, трактирщик, набирает воду из колодца в кувшин (или разбавляет водой вино[5]), позади него в помещении видна компания людей — двое мужчин и две женщины, обсуждающие что-то за столом.

В левой части виден пейзаж с уходящей вдаль дорогой и едущей процессией, в которой можно узнать святое семейство — Марию с младенцем, едущую на осле и подающую хлеб нищей девочке, и Иосифа, наблюдающего за этим. Эта сцена иллюстрирует новозаветный сюжет о бегстве святого семейства в Египет. Одежда всех изображённых, а также обстановка, предметы быта и здание на заднем плане в левом углу современны автору, что типично для религиозной и исторической живописи XVI века.

Символы и трактовка

Надпись о продаже земли на фламандском, Мясная лавка (фрагмент)

Художественный метод, использованный Артсеном, называют «перевёрнутым натюрмортом» — второстепенное, привлекающее внимание зрителя изобилие продуктов вынесено на первый план, в то время как глубокий религиозный сюжет скрывается на заднем плане и занимает несравнимо мало места в общей композиции полотна. В этом, вероятно, скрыт основной посыл картины — сатира художника на современное ему общество, слишком занятое мирской стороной жизни и мало внимания уделяющее истинным христианским ценностям (противопоставление «пищи телесной» и «пищи духовной»)[6].

Помимо этого, картина наполнена сложной символикой:

  • устрицы — символ похоти, плотского греха;
  • рыбы — ранний символ Христа (Ихтис), перекрещенные образуют крест, что также отсылает к христианству;
  • повешенная туша быка на заднем плане — вероятно, символ распятия, визуально напоминающий картину «Забитый бык» Рембрандта;
  • сцена в таверне может изображать как сюжет о блудном сыне, так и просто компанию отдыхающих в компании проституток;
  • рукописная табличка в правом верхнем углу содержит надпись о продаже земли — отражение событий 1551 года в Антверпене, связанных с продажей городом излишков земли застройщику, чья деятельность привела к волнениям в народе[7].

Копии

Картина принадлежит Художественному музею Северной Каролины, но существуют минимум три копии «Мясной лавки», выполненных в мастерской художника, что указывает на её значительную популярность в то время. Копии отличаются от оригинала в незначительных деталях, а также размером:

Примечания

wikiredia.ru

Мясная лавка (картина) Вики

«Мясная лавка со святым семейством, раздающим милостыню»[источник не указан 99 дней], или «Мясная лавка», — аллегорический натюрморт голландского художника Питера Артсена, написанный в 1551 году. Картина сочетает в себе черты бытового жанра и религиозного искусства и, в соответствии с живописной традицией золотого века голландского натюрморта, наполнена глубоким символизмом.

Создание[ | код]

«Христос в доме Марфы и Марии», 1559 (фрагмент)

Питер Артсен (1508—1575) считается одним из виднейших представителей Северного Возрождения и, в частности, северного маньеризма, характеризующегося высокой степенью натуралистичности и детализации. Артсен считается одним из первооткрывателей как натюрморта, так и бытовой живописи; особенно примечательно, что на некоторых его картинах, в том числе «Мясной лавке», сочетаются оба эти жанра. В творчестве художника отразилось становление натюрморта, до того не существовавшего в качестве самостоятельного жанра и, как и пейзаж, использовавшегося как фоновое дополнение к картинам, содержащим фигуры[2]. «Мясная лавка» представляет собой характерное для зрелого периода творчества Артсена сочетание натюрморта, занимающего основное пространство картины, и бытовых и религиозных сцен, вынесенных на задний план. Символизм, пронизывающий все планы картины, соединяет их в одно целое и раскрывает смысл картины.

Раннее творчество Питера Артсена было связано с созданием преимущественно религиозных картин и заказных церковных алтарей. Однако с распространением Реформации в Нидерландах начался период иконоборчества и многие творения Артсена были уничтожены. Это заставило художника изменить манеру творчества. В зрелых картинах Артсена всё большее внимание уделено крестьянам и торговцам, красочные детали натюрморта или бытовой сцены занимают передний план, привлекая внимание, в то время как религиозные образы и отсылки намеренно вынесены художником на второй план[3]. Помимо «Мясной лавки», к категории полотен с такой композицией можно отнести картину «Христос в доме Марфы и Марии»[4].

Описание[ | код]

Весь передний план картины занимает прилавок с разнообразными продуктами, написанными с необычайным реализмом: мясом, ветчиной, салом, колбасами, окороками, копчёной рыбой, свиной и говяжьей головой, маслом, молоком, битой птицей и другими. Задний план картины разделен на две части; в правой мужчина, вероятно, трактирщик, набирает воду из колодца в кувшин (или разбавляет водой вино[5]), позади него в помещении видна компания людей — двое мужчин и две женщины, обсуждающие что-то за столом.

В левой части виден пейзаж с уходящей вдаль дорогой и едущей процессией, в которой можно узнать святое семейство — Марию с младенцем, едущую на осле и подающую хлеб нищей девочке, и Иосифа, наблюдающего за этим. Эта сцена иллюстрирует новозаветный сюжет о бегстве святого семейства в Египет. Одежда всех изображённых, а также обстановка, предметы быта и здание на заднем плане в левом углу современны автору, что типично для религиозной и исторической живописи XVI века.

Символы и трактовка[ | код]

Надпись о продаже земли на фламандском, Мясная лавка (фрагмент)

Художественный метод, использованный Артсеном, называют «перевёрнутым натюрмортом» — второстепенное, привлекающее внимание зрителя изобилие продуктов вынесено на первый план, в то время как глубокий религиозный сюжет скрывается на заднем плане и занимает несравнимо мало места в общей композиции полотна. В этом, вероятно, скрыт основной посыл картины — сатира художника на современное ему общество, слишком занятое мирской стороной жизни и мало внимания уделяющее истинным христианским ценностям (противопоставление «пищи телесной» и «пищи духовной»)[6].

Помимо этого, картина наполнена сложной символикой:

  • устрицы — символ похоти, плотского греха;
  • рыбы — ранний символ Христа (Ихтис), перекрещенные образуют крест, что также отсылает к христианству;
  • повешенная туша быка на заднем плане — вероятно, символ распятия, визуально напоминающий картину «Забитый бык» Рембрандта;
  • сцена в таверне может изображать как сюжет о блудном сыне, так и просто компанию отдыхающих в компании проституток;
  • рукописная табличка в правом верхнем углу содержит надпись о продаже земли — отражение событий 1551 года в Антверпене, связанных с продажей городом излишков земли застройщику, чья деятельность привела к волнениям в народе[7].

Копии[ | код]

Картина принадлежит Художественному музею Северной Каролины, но существуют минимум три копии «Мясной лавки», выполненных в мастерской художника, что указывает на её значительную популярность в то время. Копии отличаются от оригинала в незначительных деталях, а также размером:

Примечания[ | код]

ru.wikibedia.ru

Пожалуй, самая потрясающая лавка мясника

Quite Possibly The Most Awesome Butcher Shop In The Entire World: Victor Churchill

Виктор Черчилль — магазин в Сиднее, является одним из самых поразительных мясных магазинов в мире. Организация работы и дизайн магазина являются примером для того, каким должен быть магазин. Мясная лавка работает с 1876 года, это место — рай для любителей мяса, здесь проводятся экскурсии, мастер-классы по разделке мяса и, конечно, продают первоклассные мясные продукты.

Quite Possibly The Most Awesome Butcher Shop In The Entire World: Victor Churchill

Quite Possibly The Most Awesome Butcher Shop In The Entire World: Victor Churchill

Quite Possibly The Most Awesome Butcher Shop In The Entire World: Victor Churchill

Quite Possibly The Most Awesome Butcher Shop In The Entire World: Victor Churchill

Quite Possibly The Most Awesome Butcher Shop In The Entire World: Victor Churchill

Quite Possibly The Most Awesome Butcher Shop In The Entire World: Victor Churchill

Quite Possibly The Most Awesome Butcher Shop In The Entire World: Victor Churchill

Quite Possibly The Most Awesome Butcher Shop In The Entire World: Victor Churchill

Quite Possibly The Most Awesome Butcher Shop In The Entire World: Victor Churchill

Quite Possibly The Most Awesome Butcher Shop In The Entire World: Victor Churchill

Quite Possibly The Most Awesome Butcher Shop In The Entire World: Victor Churchill

Quite Possibly The Most Awesome Butcher Shop In The Entire World: Victor Churchill

Quite Possibly The Most Awesome Butcher Shop In The Entire World: Victor Churchill

Quite Possibly The Most Awesome Butcher Shop In The Entire World: Victor Churchill

Quite Possibly The Most Awesome Butcher Shop In The Entire World: Victor Churchill

Quite Possibly The Most Awesome Butcher Shop In The Entire World: Victor Churchill

Quite Possibly The Most Awesome Butcher Shop In The Entire World: Victor Churchill

Quite Possibly The Most Awesome Butcher Shop In The Entire World: Victor Churchill

Quite Possibly The Most Awesome Butcher Shop In The Entire World: Victor Churchill

Quite Possibly The Most Awesome Butcher Shop In The Entire World: Victor Churchill

Quite Possibly The Most Awesome Butcher Shop In The Entire World: Victor Churchill

Quite Possibly The Most Awesome Butcher Shop In The Entire World: Victor Churchill

Quite Possibly The Most Awesome Butcher Shop In The Entire World: Victor Churchill

Quite Possibly The Most Awesome Butcher Shop In The Entire World: Victor Churchill

Quite Possibly The Most Awesome Butcher Shop In The Entire World: Victor Churchill

Quite Possibly The Most Awesome Butcher Shop In The Entire World: Victor Churchill

Quite Possibly The Most Awesome Butcher Shop In The Entire World: Victor Churchill

Quite Possibly The Most Awesome Butcher Shop In The Entire World: Victor Churchill

Quite Possibly The Most Awesome Butcher Shop In The Entire World: Victor Churchill

Quite Possibly The Most Awesome Butcher Shop In The Entire World: Victor Churchill

Quite Possibly The Most Awesome Butcher Shop In The Entire World: Victor Churchill

blogforlife.org

БЫТОВОЙ ЖАНР В ЖИВОПИСИ. ХУДОЖНИК ПИТЕР АРТСЕН

Питер Артсен 600 х 340
Нидерландский художник Питер Артсен вошел в историю мировой живописи как один из основоположников бытового жанра. Повседневная жизнь простолюдинов – крестьян, слуг, торговцев — на его картинах впервые заняла главное место. Натюрморты мастера полны красочных деталей и причудливо сочетаются с христианской символикой, подчас скрытой от современного зрителя.

Жизнь и твор­че­ство Пите­ра Арт­се­на (Pieter Aertsen, 1508 – 1575) свя­за­но с дву­мя горо­да­ми — Ант­вер­пе­ном и Амстер­да­мом. Имен­но в Ант­вер­пене худож­ник про­шел обу­че­ние, стал чле­ном мест­ной гиль­дии Св. Луки и при­об­рел сла­ву талант­ли­во­го живо­пис­ца. Густо­на­се­лен­ный, бога­тый и про­цве­та­ю­щий Ант­вер­пен в сере­дине шест­на­дца­то­го века был ком­мер­че­ской и куль­тур­ной сто­ли­цей север­ной Евро­пы, одним из круп­ней­ших цен­тров меж­ду­на­род­ной тор­гов­ли, финан­со­во­го дела и искус­ства, про­сла­вив­шись соб­ствен­ной худо­же­ствен­ной шко­лой.

Питер Артсен Рыночная сцена, 1550 900 х 421

Рыноч­ная сце­на (1550), Питер Арт­сен

Питер Арт­сен в пер­вые годы рабо­ты в Ант­вер­пене выпол­нял в основ­ном зака­зы по созда­нию цер­ков­ных алта­рей. Но позд­нее глав­ны­ми в его твор­че­стве ста­ли жан­ро­вые ком­по­зи­ции, “рыноч­ные” и “кухон­ные” кар­ти­ны, в кото­рых рели­ги­оз­ные сце­ны были выне­се­ны на зад­ний план. Подоб­ная скры­тость объ­яс­ня­ет­ся тем, что живо­пи­сец рабо­тал в пери­од бур­ных ико­но­бор­че­ских вол­не­ний. Вол­на раз­ру­ше­ния, кото­рая охва­ти­ла стра­ны север­ной Евро­пы в пери­од Рефор­ма­ции, уни­что­жа­ла мно­го­чис­лен­ные цер­ков­ные обра­зы — ста­туи, вит­ра­жи, фрес­ки, посколь­ку счи­та­лось, что про­те­стант­ская служ­ба не нуж­да­ет­ся в чув­ствен­ном обрам­ле­нии и чуж­да като­ли­че­ско­му идо­ло­по­клон­ству. К глу­бо­ко­му сожа­ле­нию, не всем рабо­там Арт­се­на уда­лось пере­жить тот пери­од.

Питер Арт­сен стал одним из пер­вых худож­ни­ков, актив­но раз­ра­ба­ты­вав­ших жанр “пере­вер­ну­то­го натюр­мор­та”.

В таких кар­ти­нах тра­ди­ци­он­ная иерар­хия пред­ме­тов была созна­тель­но пере­вер­ну­та — кра­соч­ные дета­ли натюр­мор­та раз­ме­ща­лись на перед­нем плане, в то вре­мя как повест­во­ва­тель­ные эле­мен­ты ухо­ди­ли на вто­рой. При­выч­ные еван­гель­ские сюже­ты, при­да­ю­щие изоб­ра­же­нию нази­да­тель­ный харак­тер, раз­ви­ва­ют­ся где-то в глу­бине, как на кар­тине «Хри­стос в доме Мар­фы и Марии” или в одном из шедев­ров тако­го жан­ра — на полотне “Мяс­ная лав­ка” (со сце­ной бег­ства в Еги­пет).

Питер Артсен Мясная лавка (1551) 900 х 629

Мяс­ная лав­ка (1551), Питер Арт­сен

Кар­ти­на состо­ит из натюр­мор­та и фоно­вой части, со скрыт­ной сим­во­ли­кой. Так, на перед­нем плане изоб­ра­жен натюр­морт со сто­лом, ломя­щим­ся от раз­лич­ных сор­тов мяса, битой пти­цы, кол­ба­сы. Но в глу­бине кар­ти­ны, в обрам­ле­ние откры­то­го окна, поме­ще­на сце­на бег­ства свя­то­го семей­ства в Еги­пет. Мы видим Деву Марию, пред­ла­га­ю­щую хлеб девоч­ке — нищен­ке. За ней вни­ма­тель­но наблю­да­ет Свя­той Иосиф. Харак­тер­но, что окно нахо­дит­ся над блю­дом, где крест-накрест (сим­вол Кре­ста Гос­под­не­го) поло­же­ны две сель­ди (рыба – древ­ний сим­вол хри­сти­ан­ства). Эта нази­да­тель­ная сце­на нахо­дит­ся в рез­ком кон­тра­сте с кро­ва­вым оби­ли­ем мяса на перед­нем плане.

Питер Артсен Фрагмент картины 700 х 441 Питер Артсен Фрагмент картины 403 х 600

Сце­на в таверне, рас­по­ло­жен­ная в пра­вой части кар­ти­ны (воз­мож­но, иллю­стра­ция к прит­че о Блуд­ном сыне), более соот­но­сит­ся с мяс­ным изоби­ли­ем цен­траль­но­го натюр­мор­та. Весе­лая ком­па­ния у откры­то­го огня ест уст­ри­цы (сим­вол сла­до­стра­стия и плот­ских удо­воль­ствий). Рядом со сто­лом висит раз­де­лан­ная туша (сим­вол смер­ти веру­ю­ще­го). Мяс­ник в крас­ной руба­хе, кото­рую в Ант­вер­пене мог­ли носить толь­ко чле­ны гиль­дии, добав­ля­ет воду в вино для сво­их гостей.Кро­шеч­ные, дале­кие фигу­ры визу­аль­ной алле­го­рии, про­ти­во­по­став­ля­ю­щей брен­ное и духов­ное, бук­валь­но зава­ле­ны лави­ной съест­но­го на перед­нем плане.Еще одна кар­ти­на в жан­ре алле­го­рии — “Обиль­ная кух­ня”, напи­са­на худож­ни­ком в 1570 в Амстер­да­ме, куда он пере­ехал в сре­дине 50-х годов, полу­чил граж­дан­ство и уже остал­ся в этом горо­де до самой смер­ти.

Питер Артсен Обильная кухня 900 х 463

Обиль­ная кух­ня (1570), Питер Арт­сен

Все про­стран­ство перед­не­го пла­на запол­не­но мону­мен­таль­ной едой. В пра­вой части кар­ти­ны рас­по­ла­га­ет­ся кре­стья­нин со сво­им семей­ством, демон­стра­тив­но повер­нув­шись спи­ной к тому, что про­ис­хо­дит в левой. Моло­дой чело­век, при­об­няв слу­жан­ку, весе­ло про­во­дит вре­мя, рас­пи­вая эль. Два ста­ри­ка с гру­стью смот­рят в про­стран­ство, как бы пре­ду­пре­ждая о быст­ро­теч­но­сти плот­ских удо­воль­ствий (“voluptas carnis”).

В твор­че­стве худож­ни­ка есть целый ряд кар­тин, в кото­рых он огра­ни­чи­ва­ет­ся толь­ко одной-дву­мя круп­но­мас­штаб­ны­ми фигу­ра­ми. Такие хол­сты харак­тер­ны для зре­ло­го сти­ля Арт­се­на. В их чис­ле зна­ме­ни­тая кар­ти­на “Кухар­ки”, дати­ро­ван­ные 1559 годом. Необыч­ность кар­тин заклю­ча­ет­ся в том, что для изоб­ра­же­ния про­стой жен­щи­ны худож­ник исполь­зо­вал при­е­мы парад­но­го порт­ре­та. Скульп­тур­ный силу­эт с гор­дой осан­кой, зани­ма­ю­щий все про­стран­ство кар­ти­ны, излу­ча­ет чув­ство уве­рен­но­сти. Вер­тел с нани­зан­ны­ми туш­ка­ми ско­рее напо­ми­на­ет але­бар­ду или мар­шаль­ский жезл, но никак не при­зем­лен­но-быто­вой атри­бут тогдаш­ней кухон­ной утва­ри. В Нидер­лан­дах появ­ле­ние быто­во­го жан­ра с изоб­ра­же­ни­ем про­стых людей было свя­за­но с про­цес­сом демо­кра­ти­за­ции искус­ства и ростом народ­но­го само­со­зна­ния в пери­од, пред­ше­ство­вав­ший борь­бе за неза­ви­си­мость и бур­жу­аз­ной рево­лю­ции.

Питер Артсен Кухарка 450 х 931Питер Артсен Кухарка 700 х 1116

Навер­ное, самым зна­ме­ни­тым полот­ном в насле­дии нидер­ланд­ско­го масте­ра явля­ет­ся кар­ти­на “Яич­ный танец”, напи­сан­ное в 1552 году. Такие быто­вые кар­ти­ны, живо­опи­су­ю­щие неза­мыс­ло­ва­тые раз­вле­че­ния про­сто­лю­ди­нов, были осо­бен­но попу­ляр­ны в сре­де зажи­точ­ных горо­жан, посколь­ку обя­за­тель­ный мора­ли­за­тор­ский посыл часто бывал лишь пред­ло­гом для напи­са­ния пикант­ной сце­ны. Как все полот­на Пите­ра Арт­се­на, “Яич­ный танец” полон двой­ных смыс­лов.

Питер Артсен Яичный танец (1552 ) - 1000 х 484

Яич­ный танец (1552 ), Питер Арт­сен

Яич­ный танец был попу­ляр­ной игрой во вре­мя весен­них народ­ных празд­ни­ков. Тан­цу­ю­щий дол­жен был выка­тить нога­ми яйцо из мис­ки, удер­жи­вая его внут­ри мело­во­го кру­га, а затем накрыть его пере­вер­ну­той чаш­кой. Есте­ствен­но, яйцо не долж­но быть раз­би­то. Внеш­ний круг, за кото­рый не дол­жен был вый­ти тан­цор, выкла­ды­вал­ся раз­но­об­раз­ны­ми пред­ме­та­ми (на кар­тине — лук-порей, створ­ки уст­риц и цве­ты). При­зом, как пра­ви­ло, слу­жи­ла кор­зи­на яиц. На полотне она изоб­ра­же­на на перед­нем плане. Лук-порей сим­во­ли­зи­ро­вал сли­я­ние муж­ской и жен­ской силы, уст­ри­цы – сла­до­стра­стие. Моло­дой чело­век за сто­лом с кув­ши­ном эля рас­пе­ва­ет весе­лую пес­ню, небреж­но опи­ра­ясь на пле­чо моло­дой жен­щи­ны. За его спи­ной на сто­ле лежит кар­та таро “Джо­кер”, сим­во­ли­зи­ру­ю­щая глу­пость. За раз­гуль­ной сце­ной наблю­да­ет семей­ная пара (в про­ёме две­ри), кото­рая на нагляд­ном при­ме­ре пока­зы­ва­ет сво­е­му сыну, как не надо себя вести.

Питер Арт­сен умер в 1575 году, успев вос­пи­тать целую пле­я­ду худож­ни­ков, самым талант­ли­вым из кото­рых был его пле­мян­ник и уче­ник Иоахим Бей­ке­лар (Joachim Beuckelaer). Сыно­вья Арт­се­на – Пиер и Арта – так­же ста­ли живо­пис­ца­ми, доста­точ­но успеш­ны­ми в свое вре­мя. Твор­че­ство Пите­ра Арт­се­на сыг­ра­ло важ­ную роль в ста­нов­ле­нии натюр­мор­та как жан­ра, кото­рый полу­чил даль­ней­шее раз­ви­тие во фла­манд­ском барок­ко, в част­но­сти в рабо­тах Фран­са Сней­дер­са.

Питер Артсен Крестьянский праздник 800 х 392

Кре­стьян­ский празд­ник (1551), Питер Арт­сен

Питер Артсен Блинная (1560) - 1000 х 514

Блин­ная (1560), Питер Арт­сен

Питер Артсен Рыночная торговка овощами (1569) - 800 х 798

Рыноч­ная тор­гов­ка ово­ща­ми (1569), Питер Арт­сен

Питер Артсен Торговец дичью 700 х 563

Тор­го­вец дичью (1561), Питер Арт­сен

Трех­ми­нут­ный обзор кар­тин Пите­ра Арт­се­на (Pieter Aertsen) под музы­ку из опе­ры Вольф­ган­га Ама­дея Моцар­та “Вол­шеб­ная флей­та”

 

Похо­жие ста­тьи

www.art-eda.info

КУКОЛЬНЫЕ ДОМИКИ: МЯСНАЯ ЛАВКА | ARTотека еды

butchershop2

мини­а­тю­ра мяс­ной мага­зин, Музей Вик­то­рии и Аль­бер­та, 1840

Museum-Of-Childhood

В лон­дон­ском «Музее дет­ства» (Museum of Childhood), вхо­дя­ще­го в состав музея V&A  (Музей Вик­то­рии  и Аль­бер­та), сре­ди изящ­ных шедев­ров мини­а­тю­ры 17–18 века — куколь­ных доми­ков рабо­ты гол­ланд­ских и бри­тан­ских масте­ров (ста­тья «Куколь­ные доми­ки forever!»), — мож­но встре­тить гру­бо­ва­тые мини­а­тю­ры, кото­рые у мно­гих посе­ти­те­лей вызы­ва­ют недо­уме­ние.

Таки­ми, напри­мер, кажут­ся анти­квар­ные мини­а­тю­ры мяс­ных мага­зин­чи­ков и лавок.

На пер­вый взгляд кажет­ся: раз­ве место этим «кро­во­жад­ным игруш­кам» в дет­ском музее?  Но это лишь на наш, совре­мен­ный взгляд.

butchershop_top

Мини­а­тюр­ный мяс­ной мага­зин, Музей Вик­то­рии и Аль­бер­та, (1850 — ’60 ).

«Этот игру­шеч­ный мяс­ник сере­ди­ны 19-го века, сто­я­щий на поро­ге мяс­ной лав­ки, где на вит­ри­нах раз­ве­ше­ны туши, а пол покрыт опил­ка­ми и кро­вью, может вызвать чув­ство брезг­ли­во­сти у совре­мен­но­го чело­ве­ка, при­вык­ше­го к рафи­ни­ро­ван­ной еде. Но в вик­то­ри­ан­скую эпо­ху подоб­ные репли­ки мяс­ных лавок были в поряд­ке вещей»

- гово­рит Сара Луи­за Вуд, кура­тор Музея дет­ства.

лавка мясника2

Зачем вооб­ще  изго­тав­ли­ва­лись такие игруш­ки?

Роберт Кал­фф в сво­ей кни­ге “Мир игру­шек” (1969) выска­зы­ва­ет пред­по­ло­же­ние, что реа­ли­стич­ные мини­а­тю­ры созда­ва­ли для вик­то­ри­ан­ских  детей, кото­рые вовсе не прочь были поиг­рать в мяс­ни­ка, раз­де­лы­ва­ю­ще­го телен­ка. Их не сму­ща­ли ни осве­же­ван­ные туши, раз­ве­шан­ные на крю­ках, ни опил­ки в кро­ви, — посколь­ку они явля­лись частью повсе­днев­ной жиз­ни: мясо про­да­ва­ли имен­но так, как изоб­ра­жа­лось в мини­а­тю­ре.

По утвер­жде­нию Кал­ффа, это были игруш­ки с обра­зо­ва­тель­ным укло­ном, игро­вое учеб­ное посо­бие для малень­ких дево­чек-буду­щих домо­хо­зя­ек 19-го века: как в мага­зине выби­рать луч­шие кус­ки руб­ле­ной говя­ди­ны или бара­ни­ны.

butchershop3

Мяс­ная лав­ка, Christian Hacker, Из кол­лек­ции музея Вик­то­рии и Альберта,(1900)

лавка мясника1

Но наи­бо­лее деталь­но про­ра­бо­тан­ные образ­цы пред­на­зна­ча­лись вовсе не для детей. Эти были маке­ты раз­ме­ром более мет­ра в шири­ну и раз­ме­ща­лись на вит­ри­нах, что­бы потен­ци­аль­ные поку­па­те­ли еще с ули­цы смог­ли уви­деть нали­чие и ассор­ти­мент това­ра в лав­ке. Полу­ча­лось что-то типа совре­мен­ных реклам­ных бан­не­ров.

лавка мясника4

Тща­тель­но про­ду­ман­ные и искус­но выпол­нен­ные репли­ки-маке­ты, несу­щие реклам­ную функ­цию, были во всех город­ских мага­зи­нах: ману­фак­тур­ных, овощ­ных, рыб­ных, хлеб­ных, шляп­ных, кон­ди­тер­ских.

Поз­же на маке­тах ста­ли появ­лять­ся фир­мен­ные зна­ки тор­го­вых ком­па­ний. Это мож­но счи­тать пер­вы­ми при­ме­ра­ми брен­дов.

doll-houses

мини­а­тю­ра про­дук­то­во­го мага­зи­на с брен­до­вы­ми про­дук­та­ми, конец 19-го века, из кни­ги “Мир игрушек”(1969)

Совре­мен­ны­ми “после­до­ва­те­ля­ми” вик­то­ри­ан­ских игру­шеч­ных мага­зи­нов мож­но назвать, напри­мер, набо­ры McDonald’s с пища­щей кас­сой, малень­ки­ми сер­ви­ро­воч­ны­ми под­но­са­ми и кар­тон­ной упа­ков­кой для гам­бур­ге­ров раз­ме­ром с ного­ток. И если в 19-м сто­ле­тии дети учи­лись выби­рать луч­шие кус­ки теля­ти­ны у мяс­ни­ка, теперь они учат­ся поку­пать гам­бур­ге­ры с кот­ле­той из говя­жье­го фар­ша и кар­то­фель фри в фаст-фуде.

По срав­не­нию с пред­став­лен­ны­ми  “мяс­ны­ми” мини­а­тю­ра­ми, про­сто веге­та­ри­ан­ски­ми выгля­дят изящ­ные мини­а­тю­ры совре­мен­но­го масте­ра Сте­фа­ни Кил­гаст (Stephanie Kilgast).

Ну, и уж если речь зашла о мяс­ных лав­ках  — невоз­мож­но не при­пом­нить еще одну из них, — совре­мен­ную и создан­ную совсем в дру­гом жан­ре искус­ства.

деликатесы_топ

«Мяс­ная лав­ка»– с таким смыс­ло­вым пере­во­дом появил­ся у нас пол­но­мет­раж­ный дебют  фран­цуз­ско­го твор­че­ско­го тан­де­ма Жан-Пье­ра Жене и Мар­ка Каро.

Со слов Жене, идея филь­ма появи­лась так:

«- Пря­мо под моей спаль­ней нахо­ди­лась лав­ка мяс­ни­ка. Каж­дое утро, в 7 часов, раз­да­вал­ся стук топо­ра, и моя девуш­ка шутя, как-то ска­за­ла мне: “Пора пере­ез­жать. Они режут наших сосе­дей, и через неде­лю при­дет наша оче­редь”. Я поду­мал: ” Отлич­ная идея!».

В резуль­та­те, миро­вой кине­ма­то­граф обо­га­тил­ся вос­хи­ти­тель­ной чер­ной коме­ди­ей, где мастер­ски исполь­зу­ют­ся шут­ки и алле­го­рии; где соеди­нил­ся кри­ти­че­ский реа­лизм и роман­ти­че­ский гро­теск, а тра­ди­ции фран­цуз­ско­го тра­ги­фар­са, «гранд-гиньо­ля» и раб­ле­зи­ан­ства соче­та­ют­ся с эсте­ти­кой комик­сов.

Ори­ги­наль­ное назва­ние филь­ма- «Delicatessen» (Дели­ка­те­сы). Оно вполне его оправ­ды­ва­ет и явля­ет­ся изыс­кан­ным кино­де­ли­ка­те­сом.

В комик­со­вую эсте­ти­ку сюже­та транс­план­ти­ро­ва­ны изде­ва­тель­ские иллю­зии на целые пла­сты фран­цуз­ско­го кино от дово­ен­но­го поэ­ти­че­ско­го реа­лиз­ма до новой вол­ны, а финаль­ная сце­на вооб­ще паро­ди­ро­ва­ла мно­го­чис­лен­ные фото и кино­кад­ры раз­ру­ше­ния бер­лин­ской сте­ны.

жан-клод-дрейфус_актер_деликатесыjpgПо сво­ей атмо­сфе­ре фильм бли­зок к анти­уто­пи­че­ской кино­лен­те «Бра­зи­лия», извест­но­го бри­тан­ско­го режис­се­ра Тер­ри Гил­лиама, тоже боль­шо­го люби­те­ля сюр­ре­а­ли­сти­че­ско­го и абсурд­но­го юмо­ра.

Толь­ко у фран­цуз­ских поста­нов­щи­ков пост-апо­ка­лип­тич­ный мирок наро­чи­то сужен до раз­ме­ра зауряд­но­го мно­го­квар­тир­но­го дома, явля­ю­ще­го­ся некой моде­лью закры­то­го тота­ли­тар­но­го госу­дар­ства. Здесь име­ет­ся и свой тиран – мяс­ник, кото­ро­го вели­ко­леп­но сыг­рал Жан-Клод Дрей­фус, и трус­ли­вая сви­та, и своя оппо­зи­ция, ушед­шая в андер­гра­унд (по сюже­ту, — в пря­мом смыс­ле под зем­лю).

Жене и Каро поме­сти­ли сво­их ярких, харак­тер­ных пер­со­на­жей в ситу­а­цию пол­но­го абсур­да, безум­но­го мира, где, к при­ме­ру, мож­но запро­сто лишить­ся жиз­ни, щелк­нув выклю­ча­те­лем, но остать­ся в живых после дюжи­ны попы­ток суи­ци­да.

Фильм выпол­нен в слег­ка жел­то­ва­тых тонах, со свое­об­раз­ным эффек­том сепии. Ста­рин­ные вещи и тех­ни­ка дово­ен­ных годов, вме­сте с эсте­ти­кой поста­по­ка­лип­си­са, — дела­ет дом и его оби­та­те­лей чем-то обособ­лен­ным: нет ни гео­гра­фи­че­ских при­вя­зок, ни исто­рии… В ито­ге созда­ет­ся стран­ное ощу­ще­ние, слов­но собы­тия в филь­ме раз­ви­ва­ют­ся вне вре­ме­ни, толь­ко абсо­лют­но сюр­ре­а­ли­стич­ное дей­ство, напол­нен­ное мно­же­ством тон­ких мело­чей и ярких обра­зов.

Несо­мнен­но, что фильм в подо­пле­ке – явля­ет­ся соци­аль­ной дра­мой. Дра­мой чело­ве­че­ско­го обще­ства. Авто­ры затро­ну­ли мно­же­ство аспек­тов обще­ствен­ной жиз­ни и госу­дар­ствен­но­го строя, не упус­кая  шан­са эти самые аспек­ты хоро­шень­ко высме­ять. Кста­ти, даже само назва­ние «Delicatessen» отда­лен­но име­ет немец­кое зву­ча­ние. Тем самым созда­вая аллю­зии с филь­ма­ми об окку­па­ции и фран­цуз­ском Сопро­тив­ле­нии.

“Никто не хотел брать­ся за “Дели­ка­те­сы”: все бре­ди­ли толь­ко “новой вол­ной”!”, — сме­ет­ся Жене, имея в виду дви­же­ние во фран­цуз­ском кине­ма­то­гра­фе 60-х годов, нача­тое Жан-Люком Гада­ром и Фран­с­уа Трюф­фо.

В отли­чие от филь­мов “новой вол­ны”, кото­рые часто сни­ма­лись чер­но-белы­ми и на нату­ре, дей­ствие “Дели­ка­те­сов” про­ис­хо­дит в смо­де­ли­ро­ван­ном мире полу­раз­ва­лив­ше­го­ся зда­ния, полу­чив­шем такой вид бла­го­да­ря моно­хром­ным филь­трам и тем­ным деко­ра­ци­ям.

marc caro_jean-pierre jeunet“Мы с Каро хоте­ли сме­шать раз­лич­ные куль­ту­ры, — объ­яс­ня­ет Жене свой под­ход к визу­аль­но­му сти­лю филь­ма. Нам нра­вят­ся ста­рые ретро-рабо­ты фран­цуз­ских фото­гра­фов, и мы хоте­ли при­бли­зить кар­ти­ну к ним, но доба­вить цвет”.

Авто­ры филь­ма очень кро­пот­ли­во подо­шли к выстра­и­ва­нию видеоряда,каждый кадр — прак­ти­че­ски иде­аль­ный постер, цве­то­вое реше­ние про­сто завораживает.Чудесная музы­ка, иде­аль­но допол­ня­ю­щая видео­ряд и прак­ти­че­ски без­упреч­ная игра актё­ров — по сути, это и есть глав­ные «дели­ка­те­сы» кар­ти­ны.

Боль­ше все­го потря­са­ет вни­ма­ние к мело­чам: эти уют­ные, про­сто куколь­ные ком­нат­ки; мини­а­тюр­ные кар­тин­ки, раз­ве­шан­ные по сте­нам, свер­ка­ю­щие мыль­ные пузы­ри, голо­во­кру­жи­тель­ная вин­то­вая лест­ни­ца, мель­ка­ю­щие стра­нич­ки пере­ли­сты­ва­е­мо­го фото­аль­бо­ма… Все это добав­ля­ет осо­бый шарм шум­ной и зага­доч­ной ярмар­ке взрос­лых фан­тас­ма­го­рий.

Рит­мич­ный звук точа­щих­ся ножей в самом нача­ле филь­ма зада­ет тон и ритм, кото­рый тут же под­хва­ты­ва­ют тит­ры: имя ком­по­зи­то­ра на сло­ман­ной пла­стин­ке, имя худож­ни­ка по костю­мам на разо­рван­ной рубаш­ке…

И, навер­ное, не толь­ко для пер­со­на­жей филь­ма, но и для кино­зри­те­лей ока­зы­ва­ет­ся гип­но­ти­че­ским — ритм напе­вов гавай­ской гита­ры в ниже­сле­ду­ю­щей сцен­ке:

www.art-eda.info

Мясная лавка и Святое Семейство — Нидерландский художник Артсен Питер

1551 г.,

нидерландский художник Артсен Питер, нидерландский бытовой жанр,

купите картину художника и получите неизгладимые впечатления

Кар­ти­на состо­ит из натюр­мор­та и фоно­вой части, со скрыт­ной сим­во­ли­кой. Так, на перед­нем плане изоб­ра­жен натюр­морт со сто­лом, ломя­щим­ся от раз­лич­ных сор­тов мяса, битой пти­цы, кол­ба­сы. Но в глу­бине кар­ти­ны, в обрам­ле­ние откры­то­го окна, поме­ще­на сце­на бег­ства свя­то­го семей­ства в Еги­пет. Мы видим Деву Марию, пред­ла­га­ю­щую хлеб девоч­ке — нищен­ке. За ней вни­ма­тель­но наблю­да­ет Свя­той Иосиф. Харак­тер­но, что окно нахо­дит­ся над блю­дом, где крест-накрест (сим­вол Кре­ста Гос­под­не­го) поло­же­ны две сель­ди (рыба – древ­ний сим­вол хри­сти­ан­ства). Эта нази­да­тель­ная сце­на нахо­дит­ся в рез­ком кон­тра­сте с кро­ва­вым оби­ли­ем мяса на перед­нем плане.

Сце­на в таверне, рас­по­ло­жен­ная в пра­вой части кар­ти­ны (воз­мож­но, иллю­стра­ция к прит­че о Блуд­ном сыне), более соот­но­сит­ся с мяс­ным изоби­ли­ем цен­траль­но­го натюр­мор­та. Весе­лая ком­па­ния у откры­то­го огня ест уст­ри­цы (сим­вол сла­до­стра­стия и плот­ских удо­воль­ствий). Рядом со сто­лом висит раз­де­лан­ная туша (сим­вол смер­ти веру­ю­ще­го). Мяс­ник в крас­ной руба­хе, кото­рую в Ант­вер­пене мог­ли носить толь­ко чле­ны гиль­дии, добав­ля­ет воду в вино для сво­их гостей. Кро­шеч­ные, дале­кие фигу­ры визу­аль­ной алле­го­рии, про­ти­во­по­став­ля­ю­щей брен­ное и духов­ное, бук­валь­но зава­ле­ны лави­ной съест­но­го на перед­нем плане.

Багеты:

Багет 1540-198 90мм

Багет 1739-147 80мм

Багет 1636-3055 60мм

Багет 128-2171 57мм

Багет 316-26-198 50мм

Багет 4001-58 40мм

Багет 4001-50 40мм

Багет SA-317-70 40мм

Багет SA219-44 25мм

Другие картины этого художника:

Все картины художника Артсен Питер ››

holsta.net


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта