Учитель попросил первых зрителей "Матильды" поддержать картину. Картина матильда учителя


 «Матильда» Алексея Учителя: много шума из ничего

На экраны наконец-то вышел «самый ожидаемый исторический блокбастер» этого года. О фильме «Матильда» Алексея Учителя знают, кажется, уже все. Скандалы, неизменно сопутствующие ему, прославили ленту на всю страну задолго до ее выхода в прокат. Действия православных активистов, убежденных с подачи депутата Натальи Поклонской, в том, что фильм порочит доброе имя святых мучеников Николая II и его супруги Александры Федоровны, заставили многих и усмехнуться, и содрогнуться. Однако оказалась ли шумиха вокруг него оправданной и кого эта лента оскорбляет больше — верующих или тех, кто ждал увидеть в картине достойную историческую драму?

С точки зрения исторической достоверности к картине действительно есть ряд вопросов – например, была ли связь Николая II и Матильды Кшесинской не только лишь платонической (в фильме, к слову, множество их постельных сцен), насколько серьезным было увлечение Александры Федоровны непонятной «ведьмовщиной» и т.д. Исторические отступления допустимы в художественном произведении, ведь в реальности все зачастую бывает не так захватывающе, как в нашей фантазии. В «Матильде», очевидно, они сделаны с целью большей насыщенности действия в угоду интересам зрителя – взять, к примеру, линию графа Воронцова, который, не являясь подлинным историческим персонажем, явно создан для того, чтобы добавить экшена в весьма неспешное повествование картины.

Кадр из фильма «Матильда»

Однако именно в повествовательной части фильма, увы, содержится его главный минус. Сюжетный каркас «Матильды» по факту – второсортная мелодрама, достойная продукции телеканала «Русский роман», с примитивными клишированными диалогами. Помимо этого, пафос сочится отовсюду, из каждой брошенной фразы, из каждого кадра, пафос по большей части неуместный и ненатуральный. «Россию надо вот так держать», — выдает доживающий свои последние дни император Александр III и пытается сжать руку в кулак, но ввиду физической немощи у него это не получается, что красноречиво символизирует скорый приход к власти пока еще цесаревича Ники, который к кулаку будет вообще стараться не прибегать. Все это действо временами переходит в самый настоящий фарс. Чего только стоит сцена пляски Александры Федоровны перед киноаппаратом, во время которой не знаешь, что делать – плакать или смеяться.

Кадр из фильма «Матильда»

Одной из немногочисленных сильных сторон фильма является его актерский состав. В главных ролях, правда, выступили почти неизвестные русскому зрителю Ларс Айдингер и Михалина Ольшанска, но зато на второстепенных блистают такие величины, как Сергей Гармаш (Александр III), Ингеборга Дапкунайте (императрица Мария Федоровна), Евгений Миронов (Иван Карлович) и, конечно, вездесущий Данила Козловский (Воронцов). К ним нареканий нет, об их актерских дарованиях мы и так осведомлены в достаточной степени. Интереснее будет обратиться к основным персонажам.

Кадр из фильма «Матильда»

Непонятен выбор Ларса Айдингера на роль Николая II. По слухам, он был утвержден из-за своего исключительного сходства c императором. Но что-то сходства этого не заметно. 40-летнему Айдингеру ну никак не идет роль юноши, одержимого любовным чувством. Проблема не только в морщинах, которые все равно не скрыть за гримом и накладной бородой. Айдингеру не очень веришь ввиду весьма небогатого диапазона эмоций, выражаемых на его лице. Зачастую он, взрослый бородатый дядя, попросту выглядит комично в попытках приударить за молоденькой балериной (пусть ухаживания эти и имеют успех). Что касается балерины Матильды Кшесинской – Михалина Ольшанска, в этом ей отказать нельзя, действительно очень хороша собой. Понятна реакция мужчин, ее окружающих. Подобно Елене Троянской, Матильда вдохновляет мужчин на поступки, на которые в обычных условиях они были бы неспособны.

Кадр из фильма «Матильда»

Войн тут, правда, никто не развязывает, но один из героев, кажется, был бы не против этого – граф Воронцов, наиболее пылкий воздыхатель Кшесинской, который в попытках заполучить свою возлюбленную позволяет себе покушение на жизнь оппонента. Поистине демоническая фигура, незримой тенью повсюду шествующая за своей любовью, Воронцов время от времени ненадолго появляется в кадре, чтобы сразу же из него исчезнуть – cтоль малое время, уделенное на раскрытие данного образа можно объяснить тем, что режиссеру пришлось сократить фильм в связи со страхом его неокупаемости. Несмотря на всю дьявольщину, персонаж Данилы Козловского еще более комичен, чем герой Ларса Айдингера. Чего только стоят сцены в лаборатории доктора Фишеля, заставляющие вспомнить небезызвестного персонажа вселенной Marvel Росомаху: обросший Козловский, заточенный в огромный куб с водой, неизбежно навевает ассоциации с известным супергероем. Сам доктор Фишель в исполнении Томаса Остермайера с его увлечением магией, спиритизмом и страстью к издевательствам над людьми, гораздо гармоничнее смотрелся бы в каком-нибудь средней руки фильме ужасов.

Кадр из фильма «Матильда»

Александра Федоровна здесь, также, как и Воронцов, одержима ревностью и постоянно дает об этом знать нерешительному Ники, который разрывается между двумя женщинами, между чувством и долгом. Чтобы избавиться от ненавистной соперницы, она даже не брезгует прибегнуть к помощи доктора Фишеля. Александра Федоровна в фильме, пожалуй, является самым неоднозначным персонажем. Мы, вроде бы, должны посочувствовать бедной женщине, но ее образ подан так, что кроме раздражения никакой другой реакции истеричная ревнивица вызвать не может.

Кадр из фильма «Матильда»

Вторая и, пожалуй, главная положительная сторона фильма – его красота. Изысканные костюмы, величественные локации, неотразимые женщины и статные мужчины. Видно, что в фильм вложены огромные деньги ($25 млн, между прочим). Операторская работа Юрия Клименко – это настоящая услада очей. В визуальном плане к фильму претензий нет. Но увы, больше ничем, помимо актерской работы и внешнего глянца, картина впечатлить не в состоянии, потому что о сюжетной – самой важной! – ее составляющей, авторы, кажется, позаботились в последнюю очередь.

Главная проблема «Матильды» в том, что череда скандалов вокруг нее – это единственное, что останется в истории от этой ленты Алексея Учителя. Абсолютное большинство людей пойдет на фильм только чтобы посмотреть, что же так возмутило Наталью Поклонскую и ее адептов (которые, кстати говоря, и фильма то не видели – лента не выходила ни в широкий, ни в ограниченный прокат до 26 октября) и не найдут там ничего, что могло бы оскорбить их чувства. А вот чувство эстетическое действительно может быть посрамлено.

 

Текст: Максим Андрианов

365mag.ru

Поклонской «Матильда» должна очень понравиться!

ЖИЗНЬ БЕЗ "МАТИЛЬДЫ"

Вечером 3 октября в столичном Центре документального кино состоялся еще один предпремьерный показ нашумевшей «Матильды» Алексея Учителя – картины о любви царя Николая II и балерины Матильды Кшесинской.

Фильм собравшимся представил сам режиссер. Алексей Учитель рассказал, как сложится судьба «Матильды».

Алексей Учитель представляет " Матильду" в центре документального кино #Матильда

- Интерес к фильму огромный. Но определенные люди, «благодаря» Поклонской добились того, что у нас не будет никакой рекламы на телевидении. Запрещено в принципе произносить его название на телевидении. Вот, чего она добилась. Я считаю, что это беда всех нас. Потому что, если будет пождать такое мракобесие, то куда мы скатимся, непонятно, - обреченно сказал Учитель.

Он также подчеркнул, что Наталья Поклонская пытается засадить его «в тюрьму за экономические преступления, за то, что зря потратил деньги из государственного бюджета. И делает это очень настойчиво».

Кадр из фильма "Матильда"

Кадр из фильма "Матильда"

Говоря о сюжете, режиссер добавил:

- Мы не стали опускаться до сплетен в этой истории, постарались, напротив, удержаться в рамках тональности.

ГОЛЛИВУДСКАЯ СКАЗКА

Слова Алексея Учителя опубликовала в своем «Инстаграме» Ксения Собчак, которая тоже пришла на показ. А, посмотрев фильм, она поблагодарила и посочувствовала режиссеру.

Чтоб вы понимали где мы живем Учитель о репрессиях фильма "Матильда". А чуть позже напишу о самом фильме

- Спасибо Алексею Учителю, и я искренне сочувствую ему за то мракобесие, которое происходит вокруг этой красиво, по-голливудски, снятой сказки. Это кино, которое, на мой взгляд, не претендует на историческую достоверность, а просто рассказывает красивую историю выбора между любовью и чувством долга, - пишет Ксения в своем «Инстаграме».

Собчак уверена, что Наталье Поклонской, которая выступает за запрет картины, фильм должен очень понравиться. И ее непременно надо пригласть на показ. В своей «Матильде» Учитель показал царя лучше, чем он был на самом деле. В этом смысле, говорит Ксения, фильм, скорее, промонархический.

Спасибо Алексею Учителю,и я искренне сочувствую ему...

Те же мысли о картине высказывал протодиакон Андрей Кураев, который увидел «Матильду» одним из первых.

- Николай II в день коронации вопреки истории приезжает на Ходынку, где увидев вереницу возов с трупами, он встает на колени и просит прощения у своего народа. Исторически же он в тот день был не с народом, а на балу у французского посла. Если бы царь и в самом деле поехал бы на Ходынку, а не на бал, то 1917 года бы не было, - говорил протодиакон.

Священник тоже считает, что Учитель польстил дому Романовых. А монархисты картину еще не видели, ничего об этом не знают, но протестуют.

Напомним, ждать "Матильду" на большом экране осталось около трех недель - в широкий прокат картина выходит уже 26 октября.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Алексей Учитель опроверг слухи о своем бегстве из страны

Информация о том, что режиссер киноленты о романе последнего российского императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской, 66-летний Алексей Учитель намерен уехать из России появилась в социальных сетях. Спешный отъезд режиссера связывали со скандалом, вокруг его фильма «Матильда», а также угрозами, поступающими в его адрес и адрес его адвоката (Подробнее...)

Поклонская: Учитель подменил сценарий «Матильды»

- Изначально государственное финансирование в 280 миллионов рублей, всех налогов и государственных денег, выделялись на создание фильма «Матильда», но с другим сценарием, - объяснила она. - Это был сценарий про балерину. Там не было государя. А после чудным образом возник другой сценарий. И там уже другая линия сюжета – государь. Там падает корона с государя, он два с половиной часа на полусогнутых ногах ходит, теряет сознание от вожделения к балерине (Подробнее...)

МАТИЛЬДА Финальный официальный трейлер.

www.spb.kp.ru

«Матильда» Алексея Учителя / Posta-Magazine — интернет журнал о качестве жизни

Кино недели: «Матильда» Алексея Учителя

Картина, посвященная любви между будущим императором Николаем II и балериной Матильдой Кшесинской, в которой исторические факты приправлены изрядной долей фантазии, едва ли сможет кого-то оскорбить.

Событиям, предшествовавшим выходу в прокат нового фильма Алексея Учителя, — «крестовому походу» Натальи Поклонской — уже посвятили не один материал, так что нет нужды повторяться. Все здравомыслящие люди в связи с этим стремились еще не виденную никем картину защитить. Но, несмотря на это, после первых показов на «Матильду» обрушилась волна критики, которая варьировалась от сдержанной до откровенно-ерничающей. Одна журналистка после пресс-показа даже уверяла своего собеседника, что большей пошлости она в жизни не видела. Что ж, у каждого есть право на свое мнение, но все-таки совсем списывать со счетов работу Учителя не хочется: «Матильда» — отнюдь не величайший фильм в истории, но и не самый плохой. Просто он вовсе не претендовал на такой, как нынче модно выражаться, хайп.

Кино недели: «Матильда» Алексея Учителя

Кино недели: «Матильда» Алексея Учителя

На Матильду, или попросту Малю Кшесинскую, юную, подающую большие надежды балерину, выпускницу Императорского театрального училища, в картине внимание двадцатидвухлетнего Николая обращает его отец Александр III (Алексей Гармаш). Увидевший ее фотографию царь поражен красотой этой девушки польского происхождения. Той, что станет первой русской балериной, освоившей тридцать два фуэте. Исполнительница партии Матильды Михалина Ольшанска идеально подходит на эту роль: действительно безупречно красивая, загадочная, дерзкая, приковывающая взгляд. Киноманы уже могли видеть ее, например, в странном, показанном на «Сандэнсе» мюзикле Агнешки Смочиньской «Соблазн» о двух кровожадных и соблазнительных сестрах-русалках. Кастинг, вообще, безусловно сильная сторона картины. Ларс Айдингер — Ники, как его называли в юности, — актер Питера Гринуэя, Марен Аде, Оливье Ассайяса, звезда знаменитого берлинского театра «Шаубюне». Его Николай — нежный, трогательный и очень человечный, такой, которому по-настоящему сопереживаешь. Главный герой здесь именно он — тот, кто разрывается между чувством и долгом, кто хочет понять, кем он на самом деле является. Сомнение в том, что следует принять уготованную ему судьбу, зарождает в Николае Маля, заставляя его пройти известное по русской литературе XIX века «испытание любовью». В какой-то момент фильма Ники решит, что готов бросить ради любимой все, но воссоединению помешают герой Данилы Козловского и начальник сыскной полиции Власов (Виталий Кищенко).

Поручик Воронцов Козловского — выдуманный персонаж, впрочем, Алексей Учитель в одном из интервью рассказывал, что у него есть реальный прототип. Именно этот герой, который даже изображен на афише «Матильды», хотя и появляется в картине довольно редко, стал объектом самой едкой критики. Когда на пресс-показе в титрах появилась фамилия Козловского, по залу прокатился смех. Страстно, до сумасшествия влюбленный в Малю Воронцов, готовый на все, чтобы заполучить девушку, и правда донельзя комичен: в том числе за счет того, что многие эпизоды с его участием явно были вырезаны при монтаже. С ним, кстати, связана и линия доктора-экспериментатора и колдуна Фишеля, изображенного не кем иным, как худруком того самого театра «Шаубюне» Томасом Остермайером. Эти персонажи (и не только они), как отмечают некоторые рецензенты, превращают «Матильду» в сказку, фантазию, не претендующую на реалистичность. Во время просмотра на ум и правда приходит, в частности, диснеевский мультфильм «Анастасия» о якобы выжившей царской дочери: те же красивая музыка, живописнейшие костюмы, карикатурный злодей, немного магии, шикарные дворцовые залы и бедняки на улицах. Но Воронцов напоминает о длинной череде вполне реальных, невыдуманных безумцев, которые, как и герой Козловского, возникают из ниоткуда и нападают — на фильм, выставку, оперу или человека, не соответствующие их представлениям о прекрасном и духовном. Нелепый, но опасный Воронцов в итоге кажется персонажем зловеще-пророческим, предсказавшим и скандалы вокруг «Матильды», и многие другие абсурдные и страшные события последнего времени.

Кино недели: «Матильда» Алексея Учителя

Сама Матильда тоже предсказывает будущее. «Если ты коронуешься, то погубишь всех, кого любишь», — говорит она Николаю. И, хотя Ники и испытывает чувства к двум женщинам одновременно (его чопорную невесту Аликс играет замечательная актриса «Шаубюне» Луиза Вольфрам), именно отказ от любви к Матильде (то есть принятие роли царя), по фильму, и приведет ко всем кровавым катастрофам и бедам XX века в России. Возможно, даже и XXI: очень уж хочется парадоксальным образом срифмовать работу Учителя со звягинцевской «нелюбовью», царящей уже в современном обществе. Главное зловещее предзнаменование такого исхода событий связано с давкой на Ходынском поле, случившейся вскоре после коронования Николая (у Учителя — параллельно с коронацией).

«Матильда» красива (иногда до приторности), мелодраматична (порой до комичного — герои то и дело бегут друг другу навстречу и сливаются в поцелуе), но и дает возможность поразмышлять об альтернативном ходе истории. Хотя в истории и не бывает сослагательного наклонения.

Кино недели: «Матильда» Алексея Учителя

 

 

 

posta-magazine.ru

«Матильда»: не день Учителя

В широкий прокат вышел один из самых долгожданных и обсуждаемых фильмов последнего времени — «Матильда» режиссёра Алексея Учителя. Фото: КАДР ИЗ К/Ф «МАТИЛЬДА». РЕЖИССЁР АЛЕКСЕЙ УЧИТЕЛЬ

В российский прокат вышел самый скандальный и уж точно самый обсуждаемый фильм этого года — «Матильда» Алексея Учителя. Ещё до появления картины на широких экранах о ней говорили и писали многое. Но общественные обсуждения «Матильды» оказались куда содержательнее, чем сам фильм.

«Мыло» вместо тайны Романовых

Шум, создаваемый вокруг темы картины, часто затмевает её смысловую составляющую. Поэтому мы шли в кинотеатр с целью абстрагироваться и посмотреть фильм как художественное произведение — если нет в нём полной исторической правды, то, быть может, это сильное художественное высказывание (в конце концов, «Титаник» мы любим, несмотря на расхождения с реальной историей)?

Итак, на экране конец XIX века. Выпускной бал Императорского театрального училища. Будущий император Николай II(его играет немецкий актёр Ларс Айдингер) наблюдает за юной балериной Матильдой Кшесинской (полячка Михалина Ольшанска). Засмотреться тут есть на что: костюмы, декорации — золото и блеск. Вдруг рвётся бретелька, и перед зрителями открывается грудь девушки. Молодому Ники — именно так будут звать его всю картину — западает в душу этот неловкий момент. Впрочем, не ему одному, а и некоему Воронцову (Данила Козловский), который ждёт балерину с букетом. А вот следующий кадр — конные соревнования среди офицеров. Ники не отрывает глаз от Матильды, а Воронцов выигрывает соревнования и в качестве приза должен получить поцелуй любой девушки. Его выбор падает на Кшесинскую, но вот досада — в это же время Ники отводит её в свой шатёр и дарит красивое украшение. Это, по сути, завязка. Прямая и незамысловатая.

Дальше в течение часа мы будем наблюдать бесконечные побеги Николая к «балерине лёгкого поведения» и обратно в семью и к будущей жене Александре Фёдоровне. И вроде бы хочется видеть тут тонкую нить «между чувством и долгом», но слишком уж наивно всё это показано и местами перерастает в откровенное «мыло». Вот он бежит по лестнице и целует её, вот они уединились в комнатах дворца, вот он заходит к ней после спектакля… «Мыло» было бы совсем, если бы создатели не разбавили это несколькими эпизодами — крушение поезда вместе со всей царской семьёй, непонятный маньяк Воронцов, странный, ставящий эксперименты над людьми доктор-немец (Томас Остермайер), карикатурный директор Мариинского театра в исполнении Евгения Миронова.

Несмотря на неплохую игру Михалины Ольшански и Ларса Айдингера, образы Матильды и Николая II так и не были до конца раскрыты. Фото: Кадр из фильма «Матильда», режиссёр Алексей Учитель.

Хороший по актёрскому составу (Сергей Гармаш, Ингеборга Дапкунайте, Григорий Добрыгин и другие), красиво снятый (оператор Юрий Клименко) и добротно сыгранный фильм не сообщает нам вообще ничего, кроме вроде как самого факта. Было — было. А дальше мы смотрим на многочисленные подробности, часто совершенно лишние, как, например, персонаж Данилы Козловского.

Нужен был сюжет, который привлёк бы в кинотеатры всех — не из любви к кино, а из любопытства, отсюда и слоган: «Тайна дома Романовых». Зрителю обещали показать такого царя, которого он ещё не знал, раскрыть пикантные подробности его личной жизни. Хотя создатели фильма не раз оговаривались, мол, фильм построен на вымысле.

Но убери из «Матильды» исторических персонажей — императора Александра III, Марию Фёдоровну, самого Николая II и его будущую супругу — была бы эта романтическая история так интересна? Вряд ли.

История + Данила Козловский = кассовое кино

После первого дня проката «Матильда» собрала 39 миллионов рублей — согласитесь, очень скромный результат. И Алексею Учителю пришлось оправдываться — объяснять, почему фильм не выстрелил так, как ожидалось. И каково было всеобщее удивление, когда Алексей Ефимович главной причиной невысоких сборов назвал отсутствие рекламы на телевидении. Это при том, что такой масштабной рекламы, как у «Матильды» (во многом благодаря Наталье Поклонской) не удостаивался прежде, пожалуй, ни один отечественный фильм.

Да и вообще, со своими прошлыми киноработами режиссёр Учитель о такой рекламе даже мечтать не мог. Вспомним фильм «Дневник его жены» о писателе Иване Бунине— это кино получило Гран-при «Кинотавра». Или «Космос как предчувствие», за которую Алексей Учитель получил «Золотого орла», или очень атмосферный, пропитанный любовью к Петербургу фильм «Прогулка». Все эти картины в рекламе не нуждались, они останутся в истории нашего кинематографа, они — лицо режиссёра Учителя. Такого же откровения многие ждали и от «Матильды», даже несмотря на скандалы, сопровождавшие ещё не вышедшую картину. Ждали, но зря. Ведь узнать в ней автора любимых нами фильмов почти невозможно.

Почему же Учитель снял столь безликое кино? Как нам кажется, это напрямую связано с желанием режиссёра сделать кассовый фильм — для всех, а не только для любителей тонкого, интеллектуального кино. Немаловажную роль играет здесь ситуация с Фондом кино — мол, если государство выделяет вам большие суммы, будьте добры собрать в прокате хотя бы не меньше. Конечно, предыдущим абсолютно фестивальным (в самом лучшем смысле этого слова) работам Учителя это было не под силу.

Мы в последнее время часто пишем, что российское кино переживает подъём — в прокате то и дело появляются сильные картины, способные конкурировать за зрителя с американскими блокбастерами. Началось всё с «Легенды № 17», где за основу взят спортивный подвиг Валерия Харламова и тренера Анатолия Тарасова. Непридуманная история о героях нашей страны. К этому прибавили двух популярных артистов — Олега Меньшикова и Данилу Козловского — вот вам стопроцентный рецепт хорошего отечественного кино, на которое зритель пойдёт. Затем были «Экипаж», «Викинг» (и снова Козловский), «Батальон», «28 панфиловцев», «Время первых», «Ледокол», «Салют-7» — это хорошие, крепкие фильмы, но сделаны они по тому же принципу — история плюс Данила Козловский. Нужны они нашему зрителю? Да, безусловно. Но это не значит, что все последующие фильмы нужно делать будто под копирку. К слову, роль Николая II Алексей Учитель изначально предлагал Даниле Козловскому, что ещё раз подтверждает нашу теорию…

Отказались идти проторённой тропой в нашем кино лишь несколько режиссёров, среди которых — Андрей Звягинцев и Борис Хлебников. Они снимают так называемое фестивальное кино и не рассчитывают на высокие сборы. При этом делают кино, в котором видны их почерк, позиция, творческий поиск — всё то, чего вы не найдёте в «Матильде».

Впереди у Алексея Учителя планируются съёмки картины про Виктора Цоя, по этому же поводу хочет высказаться и режиссёр Кирилл Серебренников.А дальше — столетие с момента убийства царской семьи, и нам не стоит удивляться, если появится ещё не один фильм на эту тему.

  • Опубликовано в №203-204 от 31.10.2017

www.oblgazeta.ru

«Матильда» Алексея Учителя: о чем на самом деле этот фильм?

12:35, 26 октября, 2017Автор: Медуза

Фильм «Матильда» Алексея Учителя, рассказывающий о романе наследника российского престола Николая Романова и балерины императорского театра Матильды Кшесинской, оказался в центре внимания еще в 2016-м. Почти год против «Матильды» ведется кампания: депутат Госдумы Наталья Поклонская требует запретить картину, «оскорбляющую» Николая II, причисленного к лику святых. В адрес кинотеатров, собирающихся показывать картину Учителя с 26 октября, поступают угрозы. В сентябре возле офиса адвоката Константина Добрынина, представляющего интересы режиссера фильма Алексея Учителя, сожгли две машины и разбросали листовки «За Матильду — гореть!» Кинокритик «Медузы» Антон Долин, посмотревший «Матильду», рассказывает, о чем на самом деле снял кино Алексей Учитель.

15:00 25 октября, 2017

«Матильда» давно уже больше, чем просто кино. С этим придется смириться поклонникам фильма, его недоброжелателям и самим авторам. Разговор о нем априори выходит за пределы эстетической оценки, а начинаться неизбежно будет с одного — опровержения абсурдных обвинений со стороны секты «царебожников», которые не видели «Матильду», но заранее объявили ее опасной ересью. Начнем с этого и мы. Ни малейшей тени на репутацию и память Николая II фильм не бросает. Его на экране почти и нет. Есть лишь несчастный и трогательный наследник престола Ники. 

Как, спрашивается, не полюбить такого? Не только своенравной балерине Матильде Кшесинской, но и любому из нас. Гуру немецкого театра Ларс Айдингер, несправедливо обозванный бывшим прокурором Поклонской «порноактером», сыграл здесь лучшую свою кинороль. Одной его работы достаточно для оправдания всех несовершенств фильма. Красивый от природы, но неловкий и зажатый, понятия не имеющий, как вести себя с женщинами (а также друзьями, врагами или подданными), этот Ники сразу вызывает щемящее чувство жалости, смешанной с симпатией. Айдингер — неузнаваемо брутальный на сцене, но способный и на такие эмоциональные обертоны, — русским языком не владеет, его озвучивал Максим Матвеев. Парадоксальным образом фильму это пошло на пользу. Диалоги, часто шаблонные и дежурные, в нем — самое слабое место, но Айдингер играет персонажа будто мимо текста, проникая в те потаенные зоны, которые словам не подвластны вовсе. 

Матильда Кшесинская

архивное фото

Из всех персонажей, сыгранных Айдингером в берлинском театре «Шаубюне», Ники ближе всех к принцу Гамлету. Он так же подавлен авторитетом харизматичного великана-отца (Сергей Гармаш играет Александра III с приличествующим размахом) и строгой матери (отличная работа Ингеборги Дапкунайте), долгом перед чопорной невестой (Луиза Вольфрам, тоже актриса «Шаубюне») и ужасом перед будущей ответственностью. И так же теряется и мечется, когда отец умирает. Роль верного Горацио играет Григорий Добрыгин — его великий князь Андрей тих, разумен и сдержан. За неистового Лаэрта сойдет вымышленный персонаж, поручик Воронцов (явственно карикатурный в своей необузданной страсти Данила Козловский).

13:15 24 сентября, 2017

Но если это и «Гамлет», то в диснеевской версии. Романтический, цветастый, сентиментальный. И здесь главная — все-таки принцесса, а не принц, и на роль безропотной Офелии она не согласна. Матильда не утонет (хотя в фильме ее пытаются утопить) и тем более не уйдет в монастырь. Польская актриса Михалина Ольшанская бесстрашна, пластична, обаятельна, она настоящая звезда; в самом деле, трудно поверить, что такая отыскалась бы в нашем закомплексованном кинематографе. Она задаст тон всему фильму — оживит своими очаровательно неловкими фуэте церемонный и старомодный балет. Благодаря фантазии влюбленных ритуал перерастет в сказку.

В этой сказке найдется место старому мудрому монарху, коварной сопернице, ревнивому претенденту на сердце красавицы, комическому учителю танцев (колоритный Евгений Миронов), лукавому царедворцу (здешний Полоний — Победоносцев в филигранном исполнении ветерана «Таганки» Константина Желдина), злобному и коварному, как в «Бременских музыкантах», сыщику (главу сыскной полиции Власова сыграл темпераментный Виталий Кищенко) и даже, не поверите, инфернальному колдуну, роль которого поручена фактурному худруку «Шаубюне» Томасу Остермайеру. 

Сказочную атмосферу создает не только сюжетный каркас — история любви принца к безродной красавице, — но и беспрецедентное художественное решение. От постановочного масштаба кружится голова: декорации невообразимо эффектны, операторская работа Юрия Клименко тщательна и вдохновенна, костюмы Надежды Васильевой заслуживают отдельной поэмы. Не фильм, а подарочный торт на юбилей. Больше всего это похоже на недавнюю диснеевскую «Золушку» с Лили Джеймс. Ее тоже, между прочим, ставил специалист по Шекспиру и известный на весь мир Гамлет — Кеннет Брана. 

Значит ли это, что сумасшедший скандал вокруг «Матильды» — чистой воды недоразумение и мы имеем дело с обычной костюмной мелодрамой? Да. И нет. Осознанно или нет, Алексей Учитель затронул табуированную тему, и она шире, чем судьба императора-страстотерпца. В столетие революции 1917 года наш кинематограф молчит, как рыба. Все чувствуют, что опасно трогать и красных, и белых, и Ленина, и царя: непременно кого-нибудь оскорбишь. «Матильда» же, вне сомнений, является ярким и определенным высказыванием на тему. Это фильм, не отступающий от фактов, и все же выдержанный в жанре альтернативной истории. Он о том, что если бы Николай не раздавил бабочку — то бишь не отверг ради долга свою Малю, — все могло быть иначе. Так, как в кино: красиво, изящно, богато, сказочно. Не было бы ни Ходынки, ни отречения, ни переворота, ни двух мировых войн. Только любовь, только гармония, только Россия, которую мы потеряли, пусть даже и сами себе ее придумали. 

«Матильда» — скромная love story, будто случайно вызвавшая раскол в обществе; но и роман наследника престола с балериной — скромная интрижка, которая могла бы изменить судьбу Империи. Жаль, что не изменила. Или не жаль; этого мы уже не узнаем. 

news.tj

о чём фильм Алексея Учителя «Матильда» и стоит ли его смотреть — РТ на русском

Культурный обозреватель RT посмотрела новый фильм Алексея Учителя «Матильда» до его официальной премьеры и выяснила, чем он может привлечь или оттолкнуть зрителей. В широкий прокат историческая драма выходит 26 октября. Картина о любви наследника российского престола (впоследствии императора Николая II) и балерины Матильды Кшесинской вызвала оживлённые дискуссии задолго до премьеры. Впечатления от просмотра скандального фильма — в материале RT.

1890 год. 22-летний цесаревич Николай Александрович (Ларс Айдингер) знакомится с балериной императорского театра Матильдой Кшесинской (Михалина Ольшанская). Между ними вспыхивает страсть такой силы, что коронация будущего государя оказывается под угрозой: Николай подумывает отказаться от трона ради брака с любимой женщиной.

Вопреки расхожему мнению, «Матильда» — кино не о судьбе балерины. Чувства между Кшесинской и наследником — тема здесь далеко не главная. Страсть Николая к балерине лишь провоцирует ситуацию, через которую Алексей Учитель раскрывает своего героя с эмоциональной, человеческой стороны. Пожалуй, прежде всего режиссёра интересует личность наследника и то, как он справляется с проблемой выбора между собственным счастьем и долгом перед отечеством. Выбор этот чрезвычайно сложный, болезненный и, можно сказать, трагический.

«Матильда» захватывает. Это масштабное, невероятно красивое кино с детально продуманными декорациями и образами (для съёмок картины было изготовлено более 7 тыс. костюмов  — немногим меньше, чем для «Войны и мира» Сергея Бондарчука).

Кинематографисты не просто мастерски воссоздали обстановку XIX века и придали фильму особую атмосферу. Картинка так радует глаз, что некоторые сцены можно пересматривать вновь и вновь — и заведомо эффектные (выступление балерин в светящихся нарядах), и вполне себе рядовые, но не менее очаровательные (прибытие главной героини в новый особняк).

  • © Кадр из фильма «Матильда» (2017)

Актёры в этих интерьерах смотрятся более чем органично, что очень важно для исторического фильма. К слову, актёрский состав — одна из сильнейших сторон картины. И в первую очередь это относится к исполнителям главных ролей, польке Ольшанской и немцу Айдингеру.

Матильда в исполнении Ольшанской — грациозная, чувственная и свободолюбивая. Если такой женщины в действительности не было, то её, право, стоило придумать.

Скорее всего, весомую роль в создании достоверного образа своевольной красавицы сыграл характер актрисы — тот же стержень прослеживается у героини Ольшанской в «Соблазне» (The Lure). Матильда Ольшанской получилась многогранная и сложная для понимания. Чтобы наконец решить, чем является для неё роман с наследником престола — большой любовью, холодным расчётом или просто блажью, — зрителю придётся поломать голову.

  • © Кадр из фильма «Матильда» (2017)

Николай Ларса Айдингера — герой, который меняется и эволюционирует на протяжении всего фильма: сомневающийся, ведомый, зависимый от страсти в начале картины и решительный, смелый, определившийся — в конце (неизменна лишь любовь будущего государя к отечеству). Что бы ни делал Айдингер на съёмочной площадке, выглядит это чрезвычайно убедительно. Не удивляйтесь, если к середине фильма вы перестанете отдавать себе отчёт в том, что этот наследник — всего лишь актёр. Хороша и чувствительная, суеверная, неуклюжая Аликс (императрица Александра Фёдоровна) в исполнении Луизы Вольфрам.

Впрочем, некоторые герои несколько выбиваются из общей картины. Так, начальник сыскной полиции Власов в исполнении Виталия Кищенко с таким же успехом мог бы появиться в сериале о деятельности НКВД. А офицер Воронцов (Данила Козловский) — в любой другой киноленте, где требуется сошедший с ума от любви мужчина.

По всей видимости, линии «охотников за Матильдой» Власова и Воронцова, а также сумасшедшего полумага-полуучёного Фишеля были введены, чтобы сделать фильм динамичнее и оправдать звание главного исторического блокбастера года. Однако вся эта история придаёт картине несколько абсурдистский оттенок, а погони, похищения и взрывы отвлекают от самого главного. «Матильда» начинает страдать от нехватки психологизма и походить на обыкновенное приключенческое историческое кино.

  • © Кадр из фильма «Матильда» (2017)

Сюжет развивается очень быстро. Вот Николай видит, как у танцующей Матильды оголяется грудь. Вот — уже в другой раз — герои заходят в шатёр, и наследник предлагает балерине своё покровительство. Матильда предложение отвергает и заявляет, что это не она будет бегать за будущим императором, а он за ней. Потом, в гримёрке (третья встреча), где Николай делает неловкие па, случается их первый поцелуй.

Дальше всё происходит как при быстрой перемотке: любовь, прыжки по коридорам и представление Александру III. Понять в этой суматохе генезис чувств героев становится несколько проблематично.

Непросто также объяснить некоторые их поступки и перемены в настроении. Самое удивительное — реакция наследника на мнимую смерть возлюбленной. Николай, преисполненный решимости отречься от престола, собирает чемодан и направляется к Матильде. У дома балерины он видит, как та якобы погибает при взрыве. После этого герой внезапно осознаёт, что всё это время ошибался и чуть было не потерял главное: страну и будущую супругу Аликс. С чем связана столь разительная перемена в мировоззрении Николая, непонятно.

Возможно, прояснить этот и другие моменты удастся в 2019 году — именно тогда, по словам Учителя, на экраны выйдет четырёхсерийная версия «Матильды». И она, скорее всего, будет более композиционно выверенной и гармоничной.

russian.rt.com

Учитель попросил первых зрителей "Матильды" поддержать картину

ВЛАДИВОСТОК, 11 сен – РИА Новости. Режиссер Алексей Учитель на встрече со зрителями, предшествовавшей премьерному показу фильма "Матильда" в кинотеатре "Иллюзион Парк" во Владивостоке, попросил зрителей поддержать его картину перед предстоящим широким прокатом в стране.

Режиссер Алексей Учитель. Архивное фотоСуд оставил без движения иск вдовы племянника Николая II к студии УчителяПоказ фильма начался в 20.30 по местному времени (13.30 мск). Жители Владивостока стали первыми зрителями картины в России.

"Я просто прошу поддержать фильм, даже если кому-то, может быть, что-то не понравится. Но поддержать надо. Предстоит еще очень широкий прокат в этой стране. Все должны знать, что вы пришли на фильм, никто здесь не стоял с ружьями и пистолетами и не пускал. Все это проходило нормально", — сказал Учитель перед показом фильма.

Режиссер также отметил прекрасную организацию показа фильма во Владивостоке.

"Вы смотрите уникальный вариант фильма, он еще не доделан. Это своеобразный тестовый просмотр. Для нас это действительно очень важно", — добавил он.

Фильм Учителя посвящен судьбе балерины Матильды Кшесинской, в которую был влюблен будущий император Николай II. Картина выходит в российский прокат 26 октября, премьера пройдет 23 октября в Мариинском театре в Санкт-Петербурге и 24 октября в Москве в кинотеатре "Октябрь". Режиссер не раз заявлял, что удивлен ажиотажем вокруг его фильма, который еще даже никто не видел.

Актер Ларс Айдингер в роли Николая II во время съемокфильма Алексея Учителя МатильдаКто остановит Наталью Поклонскую и противников фильма Учителя "Матильда"Ранее представители общественного движения "Царский крест" назвали "Матильду" "антироссийской и антирелигиозной провокацией", а депутат Госдумы Наталья Поклонская попросила генпрокуратуру проверить картину. По ее словам, специалисты и ученые сделали комплексную экспертизу материалов фильма, которая показала, что созданный в "Матильде" образ не соответствует образу канонизированного РПЦ императора Николая II. При этом пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, говоря о заявлении Поклонской, отметил, что "пытаться оценивать фильм, который еще не готов, по меньшей мере, странно".

Адвокат Константин Добрынин, представляющий интересы Учителя, в понедельник написал на своей странице в Facebook, что неизвестные подожгли автомобиль возле офиса коллегии адвокатов Pen&Paper в Староконюшенном переулке. На фотографиях, прикреплённых к записи, видно, как рядом с местом возгорания лежат обрывки бумаги, на которых написано "За Матильду гореть". Столичная полиция ведет проверку по данному факту.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал поджог машин у офиса адвоката режиссера Алексея Учителя "уродливыми проявлениями" дискуссии вокруг ленты "Матильда", отметив, что вопрос профилактики и предотвращения "подобных экстремистских и хулиганских выходок" лежит в плоскости органов охраны правопорядка.

Премьерный показ фильма "Матильда" во Владивостоке. 11 сентября 2017

ria.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта