Картина на тему "Моя малая Родина" Лепка. Картина малая родина


Что такое малая родина

Родина – это Россия, но у каждого из нас есть место, где он родился, где все кажется особенным, прекрасным и родным. Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая Родина.

У одних – это большой город, у других – маленькая деревня, но все люди любят ее одинаково. Мы растем, взрослеем, но вот малую Родину мы никогда не забудем. Каждый человек должен любить свою малую Родину, знать ее историю, замечательных людей, которые здесь родились и выросли.

Для меня моей малой Родиной является небольшой поселок – Никитинский, где я живу вот уже 3 года, где проходит мое детство.

Наш поселок – это небольшой, уютный уголок, где есть немало прекрасного. Здесь созданы все условия для спокойной и беззаботной жизни, вдали от суеты и проблем города. Здесь люди могут отдохнуть и хорошо провести время.

А начиналось все так: огромное поле овса, березовые перелески, мягкое осеннее солнце, щедро заливающее своими лучами все вокруг, пение птиц – это все, что увидели и услышали первые жители и строители поселка.

Поселок Никитинский был основан в 1961 году, назван в честь инженера Никитина, который составил план строительства.

Началось строительство как деревянных домов, так и кирпичных зданий для различных учреждений: школы, детского сада, поликлиники, клуба, библиотеки.

Красива и разнообразна местная природа.

Поселок окружен небольшими березовыми рощами и лесами.

В полях зреет рожь и пшеница, а в лесах растут ягоды, грибы и разнообразные лекарственные растения.

Имеются два искусственных водоема, которые именуются местными жителями как пруды Никитинский и Тамбовский.

Наш поселок очень красив во все времена года.

Зимой...

он похож на сказочную страну. Весной особенно красив, когда начинают цвести: вишня, черемуха, яблоня и сирень. Летом поселок весь в зелени, а осенью все кругом в золотом уборе.

Местные жители любят свой поселок и стараются сделать его уютнее и красивее: садят деревья и цветы, строят детские площадки, принимают участие в субботниках, берегут и охраняют природу. На улицах всегда чисто убрано. Развитие поселка не стоит на месте, он постоянно преображается.

Люди здесь очень добрые, приветливые и отзывчивые, что является самым главным богатством поселка. Именно их трудом держится жизнь моей малой Родины.

Так же весело и задорно проходят праздники. Все жители поселка: и взрослые, и дети принимают участие в спортивных соревнованиях, веселых состязаниях, в викторинах. Везде слышны песни местных творческих коллективов.

В 2011 году поселку исполнилось 50 лет. Все жители дружно отмечали день рождение.

И пускай в моем поселке нет памятников архитектуры, нет красивых кирпичных зданий, но он мне дорог тем, что он стал моей малой Родиной.

Я люблю этот поселок за то, что он не похож ни на любой другой город.

Я хочу, чтобы он был самым чистым, цветущим, приветливым и уютным. Но для этого все мы должны любить и беречь не только себя, но и все, что нас окружает. И мы, подрастающее поколение, постараемся сделать все, чтобы наш поселок процветал и становился все лучше и лучше.

Когда я вырасту, я уеду из отсюда, но самые лучшие моменты моей жизни, связанные с поселком, навсегда останутся в моей памяти.

Я желаю своему поселку процветания и благополучия.

schoolessay.ru

«Тихая моя родина…» («Малая родина» в поэзии Н. Рубцова и на картинах И. Левитана)

скачать файлТема: «Тихая моя родина…» («Малая родина» в поэзии Н.Рубцова и на картинах И. Левитана).

Цели: 1) раскрыть глубокий лиризм стихотворений Рубцова, их музыкальность и живописность;

2) отрабатывать навыки анализа лирического стихотворения; продолжить работу над развитием речи;

3) воспитывать чувство любви к родине, родной природе.

Формы и методы работы: Оборудование:

1.Слово учителя. 1.Медиа-проектор.

2.Выразительное чтение стихотворений. 2.Презентация ( слайды-репро

3.Сопоставительный анализ стихотворений. дукции картин И. Левитана

4.Словесное рисование. «Вечерний звон» и

5.Прослушивание музыки. «Над вечным покоем».

6.Сочинение-миниатюра 3.Запись песни на слова Н.Рубцова

«В горнице».

4.Интернет-ресурсы.

: Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

--Сегодня на уроке мы будем говорить о творчестве двух Художников с большой буквы—поэта Николая Рубцова и живописца Исаака Левитана, сопоставим их произведения, основной темой которых является тема родины и родной природы, постараемся увидеть взаимосвязь двух видов искусства: живописи и поэзии.

Родина… Отечество… Отчизна…- для нас это наша родная Россия. Но у каждого из нас с вами, ребята, есть маленький уголок, точечка на Земле, где мы родились, сделали первые шаги в жизнь,- это наша малая родина. И хотя мы это слово пишем с маленькой буквы, оно не менее значимо в нашей жизни, чем Родина—Россия.

--Какие картины встают перед вашими глазами, когда слышите слово родина?

(Дом, речка, лес, город).

--Да, многие из вас родились в городе, и «малая родина» вам представляется прежде всего как городская улица, двор, река Волга.

2. Чтение наизусть стихотворения «Тихая моя родина…»

--Автор этого стихотворения Николай Рубцов.

3. Анализ стихотворения «Тихая моя родина…»

--Как рисует Рубцов свою «малую родину»?

( Ивы, река, соловьи, школа деревянная с новым забором, избы, церковь, кладбище.)

--Что из этого стихотворения вы узнали о жизни самого поэта?

( Родился в деревне, в детстве умерла мать, любил ловить рыбу, бывать на природе, вскоре покинул дом.)

--А теперь послушайте рассказ о жизни поэта.

4. Сообщение ученика по биографии. --Совпали ли ваши наблюдения?

( Да, лирический герой совпадает с автором.)

--Какие средства художественной изобразительности использовал поэт в стихотворении? Какое значение они имеют?

( Эпитеты: родина тихая…)

--Какое слово повторяется несколько раз? Случайно ли это?

(Тихий -- размеренный, спокойный. Лирический герой возвращается на родину, где похоронена мама, где прошло детство. Разве об этом можно кричать или говорить громко?)

--Трава яркая .Случаен ли этот эпитет? ( Радость от встречи)

(Новый забор).

--Обратите внимание на последнюю строфу. « Связь смертная, жгучая».

( Чувство кровной, неразрывной связи со своей родиной, тихим уголком, природой. Смертная—связь до смерти, до конца дней.)

Сравнения: Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор.

( Рисует картину из детства, мальчишки сидели на заборе.)

Метафора: Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

--Какие мысли и чувства лирического героя выразил поэт?

( Любовь к родине, грусть, тоску по родине.)

- Эти стихи поэт посвятил Василию Белову, писателю, нашему современнику, творчество которого относят к «деревенской прозе». В его книге «На родине» тоже есть такие слова: «Тихая моя родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной». Звучит та же тема – тема «малой родины».

5. Сопоставительный анализ стихотворения Н.Рубцова «Левитан» и картины Левитана «Вечерний звон».

- Наверное, каждый человек на земле по-своему любит родину и родную природу, понимает, в той или иной степени, ее «душу», ее «язык», но наиболее глубоко и тонко проникаются этим чувством люди творческие – художники, поэты, композиторы. И именно в изображении родной природы особенно близко сходятся эти виды искусства. И, как отмечал Александр Бенуа, живопись всегда шла за литературой. Но в нашем случае мы видим обратное – картины Исаака Левитана вдохновили Н. Рубцова на создание прекрасных стихотворений «Левитан» и «Над вечным покоем».

Рассмотрим репродукцию картины Левитана «Вечерний звон». Послушаем сообщение о художнике и картине.

-Какое настроение передано в картине? Какие чувства она вызывает? ( умиротворение, покой, ощущение радости бытия, внутренней свободы).

-Давайте попробуем посмотреть на картину глазами лирического героя стихотворения «Левитан» и понять его чувства.

Чтение стихотворения наизусть.

-Как вы понимаете начало стихотворения? Какие тропы встречаются в этих строках?

(метафора – окна лачуг сравниваются с глазами, олицетворение - алеющая мгла «глядит).

На картине Левитана вообще нет лачуг, но их образ появляется в стихотворении.

- Что обозначает это слово? Какое чувство выражает? ( лачуга – плохое, ветхое жилье, выражает грусть, воспоминание о «малой родине»).

-Следим за взглядом героя дальше:

Над колокольчиковым лугом

Собор звенит в колокола.

Мы видим на картине вдалеке собор, на переднем плане – луг, но на нем неразличимы цветы колокольчики.

- Как вы думаете, почему герой делает акцент на том, что луг колокольчиковый?

( возможно, сравнивает колокольчики с церковным колоколом).

- Что у них общего?

( Схожи по форме. Церковный колокол символизирует духовный мир человека, цветок- чувство любви к природе, которое приравнивается к религиозному чувству. Происходит духовное очищение человека и при соприкосновении с природой, и в храме).

- Лирический герой не только видит собор, но и слышит колокольный звон. Каким образом в стихотворении передан звук колокола? Можно ли изобразить звон?

Звон колокольный и окольный,

У окон, около колонн, -

Я слышу звон и колокольный,

И колокольчиковый звон.

( Используется прием звукописи: аллитерация, ассонанс. Звук колокола и лугового колокольчика проникает в сердце героя, он слышит звук каждого колокольца).

- Обратимся к последним двум строчкам стихотворения, К кому они обращены?

( К художнику Левитану. В них заключено восхищение перед мастером кисти, который написал русскую природу так, что ее образ проникает в сердце зрителя не глуше церковного колокола). 6. Работа со схемой-кластером «Лирика-живопись». -Ребята, мы познакомились с двумя произведениями искусства. Что у них общего и чем отличаются? Какие понятия являются общими, какие специфическими? В чем вы видите взаимосвязь этих видов искусства?

7.Картина Левитана «Над вечным покоем» и стихотворение Н. Рубцова.

- Познакомимся еще с одной картиной Левитана и стихотворением, написанным под впечатлением от нее. Постараемся увидеть взаимосвязь между ними

1.Сообщение ученика о картине.

2.Чтение наизусть стихотворения «Над вечным покоем».

- Какое настроение передано в стихотворении и на картине?

( Грустное, печальное; в стихотворении герою «одиноко, боязно и сыро». Появляется какой-то страх перед монументальной, величественной, грозной природой, чувствуешь себя песчинкой перед ней).

-Как вы определите тему этих произведений?

( Изображение «малой родины», природы и места в ней человека).

-Сформулируйте основную мысль стихотворения и картины. В чем стихотворение созвучно картине?

( Звучит мысль о скоротечности человеческой жизни и вечной жизни природы. Контраст – бренность человеческой жизни и незыблемость законов мироздания. Природа живет по своим законам. Поэт и художник раскрывают все величие неумирающей природы).

Выводы.

- Что общего в изображении «малой родины» и родной природы в произведениях Рубцова и Левитана?

( Эти поистине великие художники понимали и раскрывали всю прелесть русской природы. Ее красота не броская, они видят ее в обыденном: речка, изба, горница, обитель, деревянная школа, кладбище. Для них характерен «церковный пейзаж». Во многих стихах Рубцова и полотнах Левитана преобладает грустное настроение).

При знакомстве с другими произведениями этих авторов мы заметим и другие образы- символы: например, лодка, мотив пути и т. д.

9. Прослушивание песни «В горнице» на слова Н. Рубцова.

Стихи Рубцова не только живописны, но и музыкальны. Об этом говорил критик Юрий Селезнев: «Стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее даже музыка просится из стихов: их не нужно перекладывать на музыку, ее нужно улавливать в них, слышать ее. Многие стихи Рубцова – это песни в их эпическом смысле.

Вслушаемся в музыку таких слов Рубцова.

- Какие поэтические образы встречаются в этой песне?

( Горница, звезда, лодка. «Буду до ночной звезды лодку мастерить себе»- значит, нет покоя и в вечном покое ; мотив пути. Кстати, дороги и лодки мы можем увидеть и на картинах Левитана. Интересно, что обозначают эти образы? К сожалению, в рамках одного урока невозможно рассмотреть эти вопросы более подробно.

10. Домашнее задание.

Сегодня на уроке мы увидели, какой изобразили родину поэт Н. Рубцов и художник И. Левитан. Предлагаю дома написать сочинение-миниатюру «Какой я представляю свою «малую родину»?

Сообщение 1.Биография Н.Рубцова.

Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 году в поселке Емецк Архангельской области. Вскоре его родители (а отец был военным, политработником), переехали в Тотемский район Вологодской области. Мать умерла рано, но совсем осиротила мальчишку война. В анкете Литинститута, где учился Рубцов, он написал, что о родителях почти не имеет сведений. С 1942 года начинается детдомовская жизнь Коли Рубцова. Никольское, где он окончил семилетку и откуда отправился в город Тотьму в лесотехнический техникум, и считал он всегда своей родиной. Мальчишка, не видевший моря, бредил им. Мечта эта привела его, шестнадцатилетнего, в Архангельск, где он не сразу попал кочегаром на рыболовецкое судно.

Манили и большие города. В 1955 году он уже рабочий в Ленинграде. Отсюда на четыре года уходит служить на флот, на эскадронный миноносец. Здесь он начинает писать и печататься во флотских изданиях.

Вернувшись в Ленинград, работает на Кировском заводе, оканчивает вечернюю школу, занимается в литературном объединении при многотиражке «Кировец». В 1962 году проходит творческий конкурс в Литинститут им. Горького. В 1965 году издает первую книжку. Сообщение 2. Левитан и его картина «Вечерний звон». Левитан Исаак Ильич –русский живописец, пейзажист родился в 1860 году. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества с 1873 по 1885 год. Левитан – крупнейший русский пейзажист–лирик конца Х1Х века, мастер эмоционально насыщенного « пейзажа-настроения». Имя Левитана давно стало символичным и совершенным воплощением идеи русского лирического пейзажа…

1892 год – один из самых счастливых в творческой судьбе Левитана. В этом году он написал несколько прекрасных картин. «Вечерний звон» - одна из них. Ее жанр можно определить как «церковный пейзаж». Моделью для художника послужил Кривозерский монастырь на Волге, близ города Юрьевца.

Картина «Вечерний звон» захватывает красотой природы, торжественно-величавой, вызывающей восторженные, благоговейные чувства.

Мы видим величественный, пламенеющий на солнце белокаменный монастырь, утопающий в густой роще. Почти ощущаем плывущий в теплом воздухе мелодичный перезвон его колоколов. Природа пронизана умиротворяющим душу безмятежным спокойствием.

Мы видим четкие контуры освещенных заходящим солнцем монастырских сооружений. Красноватый отсвет на деревьях монастыря. Неподвижная река, отчетливые отражения в ней белых построек монастыря, голубого и розового неба, темных деревьев слева. Основная цветовая гамма этой картины выдержана в желтовато-розовых оттенках.

На картине вечер, конец уже прожитого дня, и мы будто слышим щемящий звон колоколов. Окончание дня жизни и закат солнца навевают некоторую печаль.

Сообщение 3.Катина Левитана «Над вечным покоем». Трудно найти в мировой живописи произведение, в котором бы с таким суровым лаконизмом ставились и разрешались общечеловеческие вопросы жизни и смерти, бытия и небытия. Человек с его судьбой перед необъятной вселенной – вот содержание картины.

Композиция его не имеет себе подобных. На переднем плане, слева, высится край косогора с церквушкой и кладбищем на нем. Дальше, сколько хватает глаз – тусклая неподвижная вода, окаймленная вдали плавной линией низкого берега, тоскливо пустынного вплоть до самого горизонта. Дальний берег тянется узкой, томительной полосой, однообразной по цвету. Над ним – грозные, тяжелые тучи, бросающие мрачные тени на все окружающее.Для обрисовки дальнего плана художник пользуется обобщенной, условно-декоративной цветовой гаммой, что создает впечатление монументальности пейзажа, словно увиденного с высоты птичьего полета. В то же время холм, обжитой человеком, несет иную живописную нагрузку: мы можем различить и зелень трав, и кроны деревьев, и четкие силуэты строений.

Еще и еще раз вглядываясь в это произведение, мы начинаем замечать не только печальное одиночество церквушки и заброшенное запустение старого кладбища. Нам представляется все величие неумирающей природы, что рисуется в спокойном силуэте холма, в плавной линии берегов, в неподвижной поверхности воды. Бесконечна не имеющая пределов жизнь, словно говорит нам художник. Таков философский смысл картины Левитана.скачать файл

vmest.ru

Год малой родины - фото

Фото Инны Нестерович

Фото Марины Каливошко

Фото Максима Микешина

Фото Василия Веренича

Фото Василия Веренича

Фото Василия Веренича

Фото Василия Веренича

Фото Василия Веренича

Фото Дарьи Завадской

Фото Дарьи Завадской

Фото Дарьи Завадской

Фото Ольги Григорович

Фото Ольги Григорович

Фото Ольги Григорович

Фото Ольги Григорович

Фото Ольги Григорович

Фото Ольги Григорович

Фото Ольги Григорович

Фото Ольги Григорович

Фото Елены Мартинкевич

www.sb.by

Картина на тему "Моя малая Родина" Лепка

Техника: Лепка

Автор: Lubasсha

~ Приму любые комментарии Источник: Страна мастеров

Картина на тему "Моя малая Родина" Лепка

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Фестиваль " Моя малая Родина" Шитьё Фестиваль " Моя малая Родина" Шитьё

Категория:

Техника: Шитьё Каждый год в нашем поселке проводится фестиваль " Моя малая Родина". Вот и я решила показать своих кукол на выставке декоративно- прикладного творчества. Эмоций у зрителей было много, и куклам досталось от зрителей ! Почти каждый санчурёнок( это так называют жителей нашего

Картина "Тигр" Лепка Картина "Тигр" Лепка

Категория:

Техника: Лепка 1. 2. и еще... 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Надеюсь,что просмотр  картинок  вас не разочарует и добавит только положительные эмоции. Автор: mc_maxim ~ Приму любые комментарии Источник: Страна мастеров Картина "Тигр" Лепка

КАРТИНА Лепка КАРТИНА Лепка

Категория:

Техника: Лепка 50 ЛЕТ ВМЕСТЕ Автор: Риша ~ Приму любые комментарии Источник: Страна мастеров КАРТИНА Лепка

Малая Родина Малая Родина

Категория:

Техника: Малая Родина - город Мастеров У каждого жителя нашей огромной страны есть своя малая Родина. Для меня это город Мастеров, расположенный на реке Рукодельница. В моём родном городе есть замок Труда, школа Искусств, платочная мануфактура, булочная, сапожная мастерская.

prostodelkino.com

Моя малая Родина

Моя малая Родина

(Сочинение ученицы 11 класса Куроедовой Ольги Сергеевны)

Горжусь я малой родиной своей,

Но возражать, конечно, не посмею,

Другие ярче области горят,

Но мне Тамбовская милее.

Каждому человеку дорого и близко то место, где он родился и вырос. Тамбовщина – моя малая Родина. В этом году наша область отмечает свой славный 70 – летний юбилей. Эта значимая дата в жизни жителей нашего края. Я люблю свой город, свое родное село. Мне посчастливилось жить и родиться на Тамбовской земле. В родном селе Протасово я прожила 16 лет, здесь родились и трудятся мои родители, и потому все мне в нем знакомо, дорого, близко. Я вовсе не претендую на какую-то исключительность своих чувств. Думаю, что то же самое могли бы сказать все мои земляки.

На первый взгляд наш край не обладает какой-то необыкновенной экзотической красотой: здесь нет высоких гор, морей, океанов, полноводных рек – здесь есть земля, на которой люди растят хлеб, пруды, в которых не так уж много рыбы, леса, сады. Но это наша Родина, дороже которой не может быть ничего на свете.

В наш век новых информационных технологий, технических открытий, в век, когда мечта о полете стала реальностью, морские глубины изведаны, горные вершины покорены, человеку порой хочется побыть наедине со своими мыслями, отрешиться от суеты, ежедневных волнений.

Русская деревня.… Это тихая обитель, в которой человек чувствует себя спокойно, забывает о насущных делах и проблемах, переносится в другой мир, полный доброты и умиротворения…

Больше всего в моем маленьком селе я восхищаюсь природой. У нас в доме есть окно, из которого можно наблюдать за тем, что происходит вокруг. Иногда просто невозможно оторваться от увиденной картины. Ухожу глубоко в себя, размышляя о жизни. Я могу простоять так долгое время, не двигаясь и не сводя глаз. Картина никогда не бывает одинаковой. Это то цветной океан в тумане, который тоже всегда разный, если присмотреться. Туман словно одеялом покрывают землю, и сквозь него проступают воздушные руины. А иногда неизвестный художник рисует яркими красками, и окружающий мир предстает огромным неповторимой прелести ковром. Когда я любуюсь природой, мне хочется передать все свое восхищение. Мне хочется нарисовать эту красоту, сфотографировать, написать. За моим домом небольшой луг, за ним пруд с небрежно разбросанными по берегу камышами. Потом опять луг, по его краям - сад и березовая рощица. Если присмотреться, то на его маленькой территории кипит жизнь. По лугам ходят коровы, по пруду плавают стаи черных диких уток. В болоте, в камышах, иногда стоят высокие изящные цапли. Мне они порой кажутся камышами. Если смотришь на окружающую нас природу, сразу поднимается настроение, возникает необъяснимое чувство понимания жизни. Да, действительно, очень трудно оставаться равнодушным, глядя на бескрайние поля, широкие дубравы, небольшие, но необычно красивые речки, пруды, светлые кудрявые березки - а это все так часто встречается на тамбовской земле.

Богата ее история…Земля тамбовская на редкость щедра на таланты и богата традициями. Но самое главное богатство нашего края - это, конечно же, люди-труженики, хлеборобы, которые тихо и каждодневно выполняют тяжелую, но так необходимую нашей стране работу. С Тамбовщиной связаны имена многих выдающихся людей России: это героиня Великой Отечественной войны Зоя Космодемьянская, исследователь природы И.В. Мичурин, поэты-писатели А.Баратынский, С.Сергеев - Ценский, композитор С.В. Рахманинов и многие – многие другие. Немало ярких страниц в историю нашего края вписали тамбовчане, проявляя мужество и героизм при защите своего Отечества в годы Великой Отечественной войны. Наши земляки с честью и достоинством выполняли свой долг, не щадя ни здоровья, ни жизни. Один из них участник Великой Отечественной войны, мой односельчанин, Воробьев Виктор Васильевич. Родился он в 1924 году в селе Протасово в бедной крестьянской семье. С 10 лет работал в колхозе на разных работах. Когда началась война, его назначили возить рабочих на трудовой фронт под Воронеж, где строили укрепления. В августе 1942 года Виктора Васильевича призвали в армию. В феврале 1943 года был контужен, лежал три месяца в госпитале, а потом снова на фронт. Служил Виктор Васильевич на Первом Белорусском фронте под командованием маршала Георгия Константиновича Жукова. В течение войны не раз ему приходилось встречаться и разговаривать с легендарным командиром. Все победы были связаны с его именем. Г.К. Жуков любил солдат и офицеров, уважал их, учил не только храбро сражаться и беспощадно бить врага, но и беречь себя и товарищей. Пришлось Виктору Васильевичу участвовать в боях на Украине, Не сосчитать, сколько погибло солдат при форсировании Днепра, во время боев на Турецком валу. С благодарностью и болью вспоминает Виктор Васильевич своих товарищей, погибших в этих боях. Он сам хоронил их в воронке из-под бомбы. Потом опять ранение, госпиталь и изнуряющие бои на территории Польши. Форсировали Вислу и стали в оборону, готовились к решительному наступлению на Кенигсберг. В январе 1945 года часть пошла в наступление. Самому Виктору Васильевичу не удалось дойти до Кенигсберга всего несколько десятков километров из-за тяжелого ранения - были простреляны обе ноги. Боевые товарищи не бросили своего друга в беде: они сделали все возможное и невозможное, чтобы спасти ему жизнь. Ведь без взаимовыручки на войне никак нельзя. Бой продолжался около трех суток, без перерыва. Виктор Васильевич без сознания лежал в траншее, куда перенесли его товарищи. Благодаря своим боевым друзьям, Виктор Васильевич остался жив. День Победы, этот незабываемый день, он встретил в госпитале, в котором лечился после тяжелого ранения. После войны Виктор Васильевич вернулся в родное село. И сейчас, находясь на пенсии, часто при встрече с нами вспоминает войну, своих однополчан, рассказывает о том, что видит во сне, как рвутся снаряды, умирают друзья, а он ничем не может им помочь. Он желает нам, молодым, никогда не узнать тех ужасов войны, что пережили они, участники Великой Отечественной войны. От нас сейчас зависит сохранить память о погибших.

Любовь к своей стране, гордость ее былою славою - основа основ возрождения нации, ее величия. Главное богатство - ее люди, «герои нашего времени». Это необходимо понять, принять, усвоить. Именно мы с вами - настоящее и будущее страны, именно нам с вами писать новую страницу ее истории, именно от нас с вами зависит, что скажут о нашем времени потомки…

do.gendocs.ru

«Тихая моя родина…» («Малая родина» в поэзии Н. Рубцова и на картинах И. Левитана)

Тема: «Тихая моя родина…» («Малая родина» в поэзии Н.Рубцова и на картинах И. Левитана).

Цели: 1) раскрыть глубокий лиризм стихотворений Рубцова, их музыкальность и живописность;

2) отрабатывать навыки анализа лирического стихотворения; продолжить работу над развитием речи;

3) воспитывать чувство любви к родине, родной природе.

Формы и методы работы: Оборудование:

1.Слово учителя. 1.Медиа-проектор.

2.Выразительное чтение стихотворений. 2.Презентация ( слайды-репро

3.Сопоставительный анализ стихотворений. дукции картин И. Левитана

4.Словесное рисование. «Вечерний звон» и

5.Прослушивание музыки. «Над вечным покоем».

6.Сочинение-миниатюра 3.Запись песни на слова Н.Рубцова

«В горнице».

4.Интернет-ресурсы.

: Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

--Сегодня на уроке мы будем говорить о творчестве двух Художников с большой буквы—поэта Николая Рубцова и живописца Исаака Левитана, сопоставим их произведения, основной темой которых является тема родины и родной природы, постараемся увидеть взаимосвязь двух видов искусства: живописи и поэзии.

Родина… Отечество… Отчизна…- для нас это наша родная Россия. Но у каждого из нас с вами, ребята, есть маленький уголок, точечка на Земле, где мы родились, сделали первые шаги в жизнь,- это наша малая родина. И хотя мы это слово пишем с маленькой буквы, оно не менее значимо в нашей жизни, чем Родина—Россия.

--Какие картины встают перед вашими глазами, когда слышите слово родина?

(Дом, речка, лес, город).

--Да, многие из вас родились в городе, и «малая родина» вам представляется прежде всего как городская улица, двор, река Волга.

^

--Автор этого стихотворения Николай Рубцов.

3. Анализ стихотворения «Тихая моя родина…»

--Как рисует Рубцов свою «малую родину»?

( Ивы, река, соловьи, школа деревянная с новым забором, избы, церковь, кладбище.)

--Что из этого стихотворения вы узнали о жизни самого поэта?

( Родился в деревне, в детстве умерла мать, любил ловить рыбу, бывать на природе, вскоре покинул дом.)

--А теперь послушайте рассказ о жизни поэта.

^

--Совпали ли ваши наблюдения?

( Да, лирический герой совпадает с автором.)

--Какие средства художественной изобразительности использовал поэт в стихотворении? Какое значение они имеют?

( Эпитеты: родина тихая…)

--Какое слово повторяется несколько раз? Случайно ли это?

(Тихий -- размеренный, спокойный. Лирический герой возвращается на родину, где похоронена мама, где прошло детство. Разве об этом можно кричать или говорить громко?)

--Трава яркая .Случаен ли этот эпитет? ( Радость от встречи)

(Новый забор).

--Обратите внимание на последнюю строфу. « Связь смертная, жгучая».

( Чувство кровной, неразрывной связи со своей родиной, тихим уголком, природой. Смертная—связь до смерти, до конца дней.)

Сравнения: Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор.

( Рисует картину из детства, мальчишки сидели на заборе.)

Метафора: Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

--Какие мысли и чувства лирического героя выразил поэт?

( Любовь к родине, грусть, тоску по родине.)

- Эти стихи поэт посвятил Василию Белову, писателю, нашему современнику, творчество которого относят к «деревенской прозе». В его книге «На родине» тоже есть такие слова: «Тихая моя родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной». Звучит та же тема – тема «малой родины».

^

- Наверное, каждый человек на земле по-своему любит родину и родную природу, понимает, в той или иной степени, ее «душу», ее «язык», но наиболее глубоко и тонко проникаются этим чувством люди творческие – художники, поэты, композиторы. И именно в изображении родной природы особенно близко сходятся эти виды искусства. И, как отмечал Александр Бенуа, живопись всегда шла за литературой. Но в нашем случае мы видим обратное – картины Исаака Левитана вдохновили Н. Рубцова на создание прекрасных стихотворений «Левитан» и «Над вечным покоем».

Рассмотрим репродукцию картины Левитана «Вечерний звон». Послушаем сообщение о художнике и картине.

-Какое настроение передано в картине? Какие чувства она вызывает? ( умиротворение, покой, ощущение радости бытия, внутренней свободы).

-Давайте попробуем посмотреть на картину глазами лирического героя стихотворения «Левитан» и понять его чувства.

^

-Как вы понимаете начало стихотворения? Какие тропы встречаются в этих строках?

(метафора – окна лачуг сравниваются с глазами, олицетворение - алеющая мгла «глядит).

На картине Левитана вообще нет лачуг, но их образ появляется в стихотворении.

- Что обозначает это слово? Какое чувство выражает? ( лачуга – плохое, ветхое жилье, выражает грусть, воспоминание о «малой родине»).

-Следим за взглядом героя дальше:

Над колокольчиковым лугом

Собор звенит в колокола.

Мы видим на картине вдалеке собор, на переднем плане – луг, но на нем неразличимы цветы колокольчики.

- Как вы думаете, почему герой делает акцент на том, что луг колокольчиковый?

( возможно, сравнивает колокольчики с церковным колоколом).

- Что у них общего?

( Схожи по форме. Церковный колокол символизирует духовный мир человека, цветок- чувство любви к природе, которое приравнивается к религиозному чувству. Происходит духовное очищение человека и при соприкосновении с природой, и в храме).

- Лирический герой не только видит собор, но и слышит колокольный звон. Каким образом в стихотворении передан звук колокола? Можно ли изобразить звон?

Звон колокольный и окольный,

У окон, около колонн, -

Я слышу звон и колокольный,

И колокольчиковый звон.

( Используется прием звукописи: аллитерация, ассонанс. Звук колокола и лугового колокольчика проникает в сердце героя, он слышит звук каждого колокольца).

- Обратимся к последним двум строчкам стихотворения, К кому они обращены?

( К художнику Левитану. В них заключено восхищение перед мастером кисти, который написал русскую природу так, что ее образ проникает в сердце зрителя не глуше церковного колокола).

^

-Ребята, мы познакомились с двумя произведениями искусства. Что у них общего и чем отличаются? Какие понятия являются общими, какие специфическими? В чем вы видите взаимосвязь этих видов искусства?

^

- Познакомимся еще с одной картиной Левитана и стихотворением, написанным под впечатлением от нее. Постараемся увидеть взаимосвязь между ними

1.Сообщение ученика о картине.

2.Чтение наизусть стихотворения «Над вечным покоем».

- Какое настроение передано в стихотворении и на картине?

( Грустное, печальное; в стихотворении герою «одиноко, боязно и сыро». Появляется какой-то страх перед монументальной, величественной, грозной природой, чувствуешь себя песчинкой перед ней).

-Как вы определите тему этих произведений?

( Изображение «малой родины», природы и места в ней человека).

-Сформулируйте основную мысль стихотворения и картины. В чем стихотворение созвучно картине?

( Звучит мысль о скоротечности человеческой жизни и вечной жизни природы. Контраст – бренность человеческой жизни и незыблемость законов мироздания. Природа живет по своим законам. Поэт и художник раскрывают все величие неумирающей природы).

Выводы.

- Что общего в изображении «малой родины» и родной природы в произведениях Рубцова и Левитана?

( Эти поистине великие художники понимали и раскрывали всю прелесть русской природы. Ее красота не броская, они видят ее в обыденном: речка, изба, горница, обитель, деревянная школа, кладбище. Для них характерен «церковный пейзаж». Во многих стихах Рубцова и полотнах Левитана преобладает грустное настроение).

При знакомстве с другими произведениями этих авторов мы заметим и другие образы- символы: например, лодка, мотив пути и т. д.

^

Стихи Рубцова не только живописны, но и музыкальны. Об этом говорил критик Юрий Селезнев: «Стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее даже музыка просится из стихов: их не нужно перекладывать на музыку, ее нужно улавливать в них, слышать ее. Многие стихи Рубцова – это песни в их эпическом смысле.

Вслушаемся в музыку таких слов Рубцова.

- Какие поэтические образы встречаются в этой песне?

( Горница, звезда, лодка. «Буду до ночной звезды лодку мастерить себе»- значит, нет покоя и в вечном покое ; мотив пути. Кстати, дороги и лодки мы можем увидеть и на картинах Левитана. Интересно, что обозначают эти образы? К сожалению, в рамках одного урока невозможно рассмотреть эти вопросы более подробно.

^

Сегодня на уроке мы увидели, какой изобразили родину поэт Н. Рубцов и художник И. Левитан. Предлагаю дома написать сочинение-миниатюру «Какой я представляю свою «малую родину»?

Сообщение 1.^

Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 году в поселке Емецк Архангельской области. Вскоре его родители (а отец был военным, политработником), переехали в Тотемский район Вологодской области. Мать умерла рано, но совсем осиротила мальчишку война. В анкете Литинститута, где учился Рубцов, он написал, что о родителях почти не имеет сведений. С 1942 года начинается детдомовская жизнь Коли Рубцова. Никольское, где он окончил семилетку и откуда отправился в город Тотьму в лесотехнический техникум, и считал он всегда своей родиной. Мальчишка, не видевший моря, бредил им. Мечта эта привела его, шестнадцатилетнего, в Архангельск, где он не сразу попал кочегаром на рыболовецкое судно.

Манили и большие города. В 1955 году он уже рабочий в Ленинграде. Отсюда на четыре года уходит служить на флот, на эскадронный миноносец. Здесь он начинает писать и печататься во флотских изданиях.

Вернувшись в Ленинград, работает на Кировском заводе, оканчивает вечернюю школу, занимается в литературном объединении при многотиражке «Кировец». В 1962 году проходит творческий конкурс в Литинститут им. Горького. В 1965 году издает первую книжку.

Сообщение 2. ^

Левитан Исаак Ильич –русский живописец, пейзажист родился в 1860 году. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества с 1873 по 1885 год. Левитан – крупнейший русский пейзажист–лирик конца Х1Х века, мастер эмоционально насыщенного « пейзажа-настроения». Имя Левитана давно стало символичным и совершенным воплощением идеи русского лирического пейзажа…

1892 год – один из самых счастливых в творческой судьбе Левитана. В этом году он написал несколько прекрасных картин. «Вечерний звон» - одна из них. Ее жанр можно определить как «церковный пейзаж». Моделью для художника послужил Кривозерский монастырь на Волге, близ города Юрьевца.

Картина «Вечерний звон» захватывает красотой природы, торжественно-величавой, вызывающей восторженные, благоговейные чувства.

Мы видим величественный, пламенеющий на солнце белокаменный монастырь, утопающий в густой роще. Почти ощущаем плывущий в теплом воздухе мелодичный перезвон его колоколов. Природа пронизана умиротворяющим душу безмятежным спокойствием.

Мы видим четкие контуры освещенных заходящим солнцем монастырских сооружений. Красноватый отсвет на деревьях монастыря. Неподвижная река, отчетливые отражения в ней белых построек монастыря, голубого и розового неба, темных деревьев слева. Основная цветовая гамма этой картины выдержана в желтовато-розовых оттенках.

На картине вечер, конец уже прожитого дня, и мы будто слышим щемящий звон колоколов. Окончание дня жизни и закат солнца навевают некоторую печаль.

Сообщение 3.^

Трудно найти в мировой живописи произведение, в котором бы с таким суровым лаконизмом ставились и разрешались общечеловеческие вопросы жизни и смерти, бытия и небытия. Человек с его судьбой перед необъятной вселенной – вот содержание картины.

Композиция его не имеет себе подобных. На переднем плане, слева, высится край косогора с церквушкой и кладбищем на нем. Дальше, сколько хватает глаз – тусклая неподвижная вода, окаймленная вдали плавной линией низкого берега, тоскливо пустынного вплоть до самого горизонта. Дальний берег тянется узкой, томительной полосой, однообразной по цвету. Над ним – грозные, тяжелые тучи, бросающие мрачные тени на все окружающее.Для обрисовки дальнего плана художник пользуется обобщенной, условно-декоративной цветовой гаммой, что создает впечатление монументальности пейзажа, словно увиденного с высоты птичьего полета. В то же время холм, обжитой человеком, несет иную живописную нагрузку: мы можем различить и зелень трав, и кроны деревьев, и четкие силуэты строений.

Еще и еще раз вглядываясь в это произведение, мы начинаем замечать не только печальное одиночество церквушки и заброшенное запустение старого кладбища. Нам представляется все величие неумирающей природы, что рисуется в спокойном силуэте холма, в плавной линии берегов, в неподвижной поверхности воды. Бесконечна не имеющая пределов жизнь, словно говорит нам художник. Таков философский смысл картины Левитана.

www.do.gendocs.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта