Лубок - математика и искусство. Картина лубок хоровод


Русский изобразительный лубок. - Art Historian

Русский изобразительный лубок (лубки, лубочные картинки, лубочные листы, потешные листы, простовики) – недорогие картинки с подписями (в основном, графические) предназначенные для массового распространения, род графического искусства.

Своё название получил от луба (верхней твердой древесины липы), которая использовалась в 17 в. в качестве гравировальной основы досок при печати таких картинок. В 18 в. луб заменили медные доски, в 19–20 вв. эти картинки производились уже типографским способом, однако их название «лубочные» было за ними сохранено. Этот род незатейливого и грубоватого искусства для массового потребления получил широкое распространение в России в 17 – начале 20 вв., даже породив массовую лубочную литературу. Такая литература выполняла свою социальную функцию, приобщая к чтению беднейшие и малообразованные слои населения.

Бывшие произведениями народного творчества, поначалу выполнявшиеся исключительно непрофессионалами, лубки повлияли на появление произведений профессиональной графики начала 20 века, отличавшейся особым изобразительным языком и заимствовавшей фольклорные приемы и образы.

Художественными особенностями лубочной графики являются синкретизм, смелость в выборе приемов (вплоть до гротеска и намеренной деформации изображаемого), выделение тематически главного более крупным изображением (в этом – близость детским рисункам). От лубков, бывших для простых горожан и сельских жителей 17 – начала 20 в. и газетой, и телевизором, и иконой, и букварем, ведут свою историю современные домашние постеры, красочные перекидные календари, плакаты, комиксы, многие произведения современной массовой культуры (вплоть до искусства кино).

Как жанр, объединяющий графику и литературные элементы, лубки не были сугубо русским явлением.

Древнейшие картинки такого рода бытовали в Китае, Турции, Японии, Индии. В Китае они исполнялись первоначально от руки, а с 8 в. гравировались на дереве, отличаясь в то же время яркой красочностью, броскостью.

В Российском государстве первые лубки (бытовавшие как произведения анонимных авторов) печатались в начале 17 в. в типографии Киево-Печерской лавры. Мастера резали вручную и картинку, и текст на гладко-струганной, шлифованной липовой доске, оставляя выпуклым текст и линии рисунка. Далее особой кожаной подушкой – мацой – на рисунок наносили черную краску из смеси жженого сена, сажи и вареного льняного масла. Поверх доски накладывали лист влажной бумаги и все вместе зажимали в пресс типографского стана. Полученный оттиск затем раскрашивался от руки в один или несколько цветов (этот вид работы, часто поручавшийся женщинам, в некоторых областях именовался «мазней по носам» – раскраской с учетом контуров).

Самым ранним лубочным изображением, найденным в восточно-славянском регионе, считается икона Успение Богородицы 1614–1624, первый московский лубок из хранящихся ныне в коллекциях конца 17 века.

В Москве распространение лубочных картинок началось с царского двора. В 1635 для 7-летнего царевича Алексея Михайловича в Овощном ряду на Красной площади были куплены так называемые «печатные листы», после чего мода на них пришла в боярские хоромы, а оттуда – в средние и низшие слои горожан, где лубок обрел признание и популярность примерно к 1660-м.

Среди основных жанров лубочных листов вначале бытовал лишь религиозный.

Среди художников, трудившихся над изготовлением гравировальных основ для этих лубков, были знаменитые мастера киевско-львовской типографской школы 17 в. – Памва Берында, Леонтий Земка, Василий Корень, иеромонах Илия. Печатные оттиски их произведений раскрашивались от руки в четыре цвета: красный, лиловый, жёлтый, зелёный. Тематически все лубки, созданные ими, были религиозного содержания, однако библейские герои нередко изображались на них в русской народной одежде (как пашущий землю Каин на лубке Василия Кореня).

Постепенно среди лубочных картинок, помимо религиозных сюжетов (сцен из житий святых и Евангелия), появляются иллюстрации к русским сказкам, былинам, переводным рыцарским романам (о Бове Королевиче, Еруслане Лазаревиче), историческим сказаниям (об основании Москвы, о Куликовской битве).

Благодаря таким печатным «потешным листам» сегодня реконструируются детали крестьянского труда и быта допетровского времени («Старик Агафон лапти плетет, а жена его Арина нитки прядет»), сцены пахоты, жатвы, заготовки леса, выпечки блинов, ритуалов семейного цикла – рождений, свадеб, похорон. Благодаря им история повседневной русской жизни наполнилась реальными изображениями бытовой утвари и обстановки изб.

Этнографы до сих пор используют эти источники, восстанавливая утраченные сценарии народных гуляний, хороводов, ярмарочных действ, детали и инструментарий ритуалов (например, гаданий). Некоторые образы русских лубочных картинок 17 в. надолго вошли в обиход, в том числе образ «лестницы жизни», на которой каждое десятилетие соответствует определенной «ступени» («Первая ступень сей жизни проходить въ безпечной игре…»). Но почему же лубок называется «потешным»? А вот почему. Очень часто на лубочных картинках изображались такие смешные вещи, что хоть стой, хоть надай. Лубки с изображением ярмарочных праздников, балаганных представлений и их зазывал, которые спешными голосами зазывали народ посетить представление:

«У меня жена красавица. Под носом румянец, во всю щеку сопля; Как по Невскому прокатит, только грязь из-под ноги летит. Зовут ее Софья, которая три года на печке сохла. С печки-то я её снял, она мне и поклонилась да натрое развалилась. Что мне делать? Я взял мочалу, сшил да ещё три года с нею жил. Пошел на Сенную, купил за грош жену другую, да и с кошкой. Кошка-то в гроше, да жена-то в барыше, что ни дай, так поест».

«А вот, робята, это — Параша. Только моя, а не ваша. Хотел было я на ней жениться. Да вспомнил, при живой жене это не годится. Всем бы Параша хороша, да больно щеки натирает. То-то в Питере кирпичу не хватает».

Потешный лубок-карикатура про девицу Родионову: «Девица Родионова, прибывшая в Москву из С. Петербурга и была удостоена благосклонным вниманием С. Петербургской публики. От роду она имеет 18 лет, рост ее 1 аршин 10 вершков, голова довольно большая, нос широкий. Она посредством губ и языка вышивает разные узоры и нижет бисерные браслеты. Пищу употребляет тоже без помощи посторонних. Ноги ее служат вместо рук, она ими берет тарелки с кушаньями и подносит к губам своим. Девицу Родионову по всем вероятностям и московская публика не оставит её осчастливить таким же вниманием, какое оказала девице Юлии Пострацы, тем более, что видеть Родионову и ее искусства гораздо интереснее нежели видеть одно только безобразие девицы Юлии Пострацы».

Русский лубок перестал существовать в конце XIX века. Именно тогда старые цветные листы стали хранить и беречь как реликвии ушедшего былого. В то же время начинается изучение и коллекционирование лубка. Большая коллекция лубка была собрана у знаменитого составителя «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Лубком интересовались художники Репин, Васнецов, Кустодиев, Кандинский, Кончаловский, Добужинский, Лентулов.

Художественные мотивы лубка оказали влияние на народное декоративное творчество XX века. Связь с эстетикой лубка прослеживается в некоторых работах художников Федоскино и Палеха. Некоторые традиции лубка были использованы в создании мультипликационных фильмов на темы народных сказок.

Первым, кто занялся серьёзным изучением и собиранием лубка, был Дмитрий Александрович Ровинский. В его коллекции имелись все до единого русские лубки, что были выпущены к концу XIX века, а это почти 8 тысяч экземпляров.

Дмитрий Александрович Ровинский - историк искусства, коллекционер и юрист по профессии — родился в Москве. Первые экземпляры для своего собрания приобрел ещё в юности. Но сначала он увлекался собиранием западных гравюр, у Ровинского было одно из самых полных в России собраний гравюр Рембрандта. В поисках этих гравюр он объездил всю Европу. Но в дальнейшем, под влиянием своего родственника, историка и коллекционера, М. П. Погодина, Ровинский начинает собирать все отечественное, и в первую очередь русские народные картинки. Кроме лубочных картинок Д. А. Ровинский собирал старинные иллюстрированные буквари, космографии и сатирические листки. Все свои деньги Ровинский тратил на собирание коллекции. Жил очень скромно, окруженный бесчисленными папками с гравюрами и книгами по искусству. Ежегодно Ровинский отправлялся в путешествия по самым глухим местам России, откуда привозил новые листы для своей коллекции лубочных картинок. Д. А. Ровинский написал и издал за свой счёт «Подробный словарь русских гравировальных портретов» в 4-х томах, вышедший в 1872 году, «Русские народные картинки» в 5-ти томах — 1881 год. «Материалы для русской иконографии» и «Полное собрание гравюр Рембрандта» в 4-х томах в 1890 году.

Благодаря своим изысканиям в области искусства Ровинский был избран почетным членом Академии наук и Академии художеств. Ровинский учредил премии за лучшие сочинения по художественной археологии и за лучшую картину с последующим воспроизведением ее в гравюре. Отдал свою дачу Московскому университету, от получаемых доходов учредил регулярные премии за лучшее иллюстрированное научное сочинение для народного чтения.

Ровинский завещал всё своё собрание гравюр Рембрандта, а это свыше 600 листов, Эрмитажу, русские и народные картинки - Московскому публичному музею и Румянцевскому музею, около 50 тысяч западноевропейских гравюр — Императорской публичной библиотеке.

artofhistorian.livejournal.com

Статья-справка к уроку изобразительного искусства «Лубок» для 5–6 класса

Библиографическое описание:

Новикова Т. Н. Статья-справка к уроку изобразительного искусства «Лубок» для 5–6 класса [Текст] // Культурология и искусствоведение: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 55-58. — URL https://moluch.ru/conf/artcult/archive/195/10369/ (дата обращения: 08.09.2018).



В обиходе русской жизни одно из первых мест занимали странствования по святым местам. Посещая различные монастыри и Храмы, странники оказывались в незнакомых городах и странах и узнавали много нового и интересного.

В далеких селах и деревнях об устройстве жизни, о постройках, о праздниках, о животных узнавали люди по рассказам и лубочным картинкам.

Лубо́к (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки. Свое название получил от луба (верхней твердой древесины липы), которая использовалась в 17 в. в качестве гравировальной основы досок при печати таких картинок. В 18 в. луб заменили медные доски, в 19–20 вв. эти картинки производились уже типографским способом, однако их название «лубочные» было за ними сохранено. Как жанр, объединяющий графику и литературные элементы, лубки не были сугубо русским явлением. Древнейшие картинки такого рода бытовали в Китае, Турции, Японии, Индии. [1, с.445]

Лубочные картинки еще называли потешными листами. Произошло это название от потешных книг, так в старину назывались книги с яркими картинками для детей. Сейчас мы бы назвали их детскими иллюстрированными энциклопедиями. Потешные книги стоили очень дорого, так как переплетались в бархат и атлас, раскрашивались золотом и серебром и были доступны только очень богатым людям. А вот отдельные листы могли скопировать мастера — рисовальщики и самостоятельно распространять по доступным ценам. [6, с.1]

Именно юмористические народные картинки, продаваемые на ярмарках еще в XVII веке вплоть до начала XX -го считались самым массовым видом изобразительного искусства Руси. Хотя отношение к ним было несерьезным, так как в высших слоях общества категорически отказывались признавать искусством то, что создавали простолюдины, самоучки, зачастую на серой бумаге, на радость крестьянскому народу. Разумеется, о бережном сохранении лубочных листов тогда мало кто заботился. Ведь никому на тот момент в голову не приходило, что дошедшие до наших дней картинки станут истинным достоянием, настоящим шедевром русской народной живописи, в котором воплотились не только народный юмор и история древней Руси, но и природный талант русских художников, истоки живого карикатурного мастерства и красочной литературной иллюстративности. В России народные картинки получили широкое распространение в XVII-XX вв. Первые лубки были в виде бумажных икон, библейских картинок, описывали жития святых. Знаменитые мастера — Павма Берында, монах Илия, Василий Корень. Такие лубки часто распространяли в народе бесплатно. Использовали лубки и в серьёзных целях. Например, в Киево-Печерской лавре лубок об Илье-Муромце служил призывом на борьбу с врагами. Подтверждение тому, что лубки были популярны в Москве, мы можем заметить и сейчас. Стоили они дешево (купить их могли даже малообеспеченные слои населения) и нередко выполняли функцию декоративного оформления. Лубочные картинки первоначально рассматривали как вид народного творчества. Местами производства нередко были монастыри, а также северные и подмосковные деревни. Среди основных жанров лубочных листов вначале бытовал лишь религиозный. Самым ранним лубочным изображением, найденным в восточно-славянском регионе, считается икона Успение Богородицы 1614–1624, первый московский лубок из хранящихся ныне в коллекциях конца 17 в.

В Москве распространение лубочных картинок началось с царского двора. В 1635 для 7-летнего царевича Алексея Михайловича в Овощном ряду на Красной площади были куплены так называемые «печатные листы», после чего мода на них пришла в боярские хоромы, а оттуда — в средние и низшие слои горожан, где лубок обрел признание и популярность примерно к 1660-м. Первыми русскими рисовальщиками лубочных картинок были знаменщики Серебряной палаты, входившей в состав Оружейной палаты в Москве. Изготавливались лубочные картинки-гравюры так: художник брал хорошо отшлифованную липовую доску, наносил на неё рисунок. Далее резцом выбирал фон, оставляя выпуклыми только контуры рисунка, линии. На подготовленную доску кожаной подушкой-мацой наносили черную краску (смесь сажи, жженого сена и вареного льняного масла). Поверх доски накладывали лист влажной бумаги и протягивали между двух валов печатного стана. Полученный оттиск назывался «лубочным листом». Размеры картинок были разные: от тридцати — сорока сантиметров до метра и больше — эти склеивались из отдельных оттисков, из двух, трех, четырех. Продавались гравюры повсеместно, и каждый мог отыскать картинки на любой вкус. Особое место в лубке занимал текст. Он был шутливый или назидательный и в нем проявлялась народная мудрость и смекалка. Тексты поясняли происходящие на картинках события и давали описание предметам и персонажам, а иногда и развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). При этом очевидные недостатки ранних лубков — отсутствие пространственной перспективы, их наивность восполнялись точностью графического силуэта, уравновешенностью композиции, лаконичностью и максимальной простотой изображаемого.

Лубочные листы выполняли социально-развлекательную роль газеты или букваря. Именно они являются прообразом современных календарей, постеров, комиксов и плакатов. Лубочная картинка была очень популярна и считалась важнейшим источником информации (как сейчас средства массовой информации). Лубок был призван выполнять и просветительскую функцию, приобщая малограмотные слои населения к чтению.

Гравюры пошли в народ, в повседневную жизнь низших сословий, крестьян и мещан, составляя необходимую принадлежность крестьянской избы, постоялого двора и почтовой станции. Многие крестьяне настолько были привязаны к лубочным картинкам, что считали необходимым обновлять свою домашнюю «картинную галерею» по большим праздникам.

Темы и сюжеты лубочных картинок охватывали обширные области знаний. Это были и поучительные или сказочные истории, жизнеописание святых, карта звездного неба, рисунки животных и птиц (реалистических и фантастических), изображение городских построек, кораблей, пароходов, пересказы различных повестей, легенд и т. д. Излюбленные темы лубочных картинок — былины об Илье Муромце и Соловье — разбойнике, персонажи сказок. Особенно остро реагировал лубок на участие армии в военных действиях, иллюстрируя передаваемые сообщения и стремясь быть актуальными. На лубочных картинках всегда было много цветов и необыкновенных растений, будто бы из райской счастливой жизни. Эта красота давала надежду и силу русскому народу в нелегкой трудовой жизни.

Лубок «Солнце, луна и знаки зодиака». Был первым примитивным народным календарем. Огромное красное солнце с разбегающимися желтыми, лиловыми, зелеными и красными лучами, многоцветные зодиаки и фигуры времен года. «Рядом с каждым знаком зодиака начертано: «Месяц октябрь. Скорпион. Естеством скуден и мокр. Имеет дней 31». Конечно же, этот лубок привлекал особое внимание.

Сюжеты, имеющие отношение к конкретным историческим событиям прошлого России, в рисованном лубке — большая редкость. К их числу относится уникальная настенная картинка художника И. Г. Блинова, изображающая битву на Куликовом поле в 1380 году (кат. 93). Это самый большой по размерам лист среди всех дошедших до нас — его длина 276 сантиметров. В нижней части художник написал целиком текст «Сказания о Мамаевом побоище» — известную рукописную повесть, а наверху разместил иллюстрации к ней.

Начинается картинка сценами сбора русских князей, съезжающихся к Москве по зову великого князя Дмитрия Ивановича, чтобы дать отпор несметным полчищам Мамая, наступающим на Русскую землю. Наверху изображен Московский Кремль, в воротах толпится народ, провожающий в поход русское войско. Движутся стройные ряды полков, возглавляемые своими князьями. Отдельные компактные группы всадников должны дать представление о многолюдной рати.

От Москвы войска идут к Коломне, где был проведен смотр — «устроение» полков. Город окружен высокой красной стеной с башнями, он виден как бы с птичьего полета. Художник придал контуру построенных войск форму неправильного четырехугольника, повторяющего в зеркальном отражении очертания стен Коломны, добиваясь тем самым замечательного художественного эффекта. В центре фрагмента — воины, держащие знамена, трубачи и великий князь Дмитрий Иванович.

Композиционным центром листа является поединок богатыря Пересвета и великана Челубея, послуживший согласно тексту Сказания прологом Куликовской битвы. Сцена единоборства масштабно выделена, свободно размещена, ее восприятию не мешают другие эпизоды. Художник показывает тот момент схватки, когда скачущие навстречу друг другу всадники столкнулись, осадили коней и изготовили копья для решающего удара. Тут же, чуть ниже, оба богатыря изображены убитыми.

Почти вся правая часть листа занята картиной ожесточенной битвы. Мы видим сбившихся в кучу русских и ордынских всадников, их яростные поединки на конях, воинов с обнаженными саблями, ордынцев, стреляющих из луков. Под ногами коней распростерты тела убитых.

Заканчивается рассказ изображением шатра Мамая, где хан выслушивает сообщения о поражении своих войск. Далее художник рисует Мамая с четырьмя «темниками», скачущих прочь с поля битвы.

В правой части панорамы—Дмитрий Иванович в сопровождении приближенных обходит поле боя, сокрушаясь о великих потерях русских. В тексте говорится, что Дмитрий, «видев множество мертвых любимых своих витязей, нача громко плакатися».

В этом произведении при большой протяженности листа и множестве действующих лиц поражают добросовестность и трудолюбие автора, являющиеся высшей аттестацией мастера. У каждого персонажа тщательно выписаны лицо, одежда, каски, шапки, вооружение. Облик главных героев индивидуализирован. В рисунке исключительно удачно сочетаются народная лубочная традиция с ее условностью, плоскостно-декоративным характером изображения, обобщенностью линий и контуров и приемы древнерусской книжной миниатюры, сказывающиеся в изящных удлиненных пропорциях фигур, в способе раскраски предметов. В качестве образца И. Г. Блинов использовал для своего произведения, созданного в 1890-х годах, печатный гравированный лубок, выпущенный еще в конце XVIII века, но значительно его переосмыслил, кое-где для большей стройности изложения поменял порядок расположения эпизодов. Колористическое решение листа совершенно самостоятельно.

Русский лубок бурно развиваясь под клеймом бездарности и безвкусицы, отмеченным высокообразованной частью русского общества, сегодня он признан особой ценностью, является предметом собирательства и тщательного изучения многих ученых не только России, но и зарубежных стран, занимая достойное место на стенах музеев изобразительного искусства рядом с работами величайших мастеров прошлого.

Лубочные картинки дают нам представление о быте и прошлом русского народа. Благодаря таким печатным «потешным листам» сегодня реконструируются детали крестьянского труда и быта допетровского времени («Старик Агафон лапти плетет, а жена его Арина нитки прядет»), сцены пахоты, жатвы, заготовки леса, выпечки блинов, ритуалов семейного цикла — рождений, свадеб, похорон. Благодаря им история повседневной русской жизни наполнилась реальными изображениями бытовой утвари и обстановки изб. Этнографы до сих пор используют эти источники, восстанавливая утраченные сценарии народных гуляний, хороводов, ярмарочных действ, детали и инструментарий ритуалов (например, гаданий). Некоторые образы русских лубочных картинок 17 в. надолго вошли в обиход, в том числе образ «лестницы жизни», на которой каждое десятилетие соответствует определенной «ступени». Дошедшие до наших дней картинки станут истинным достоянием, настоящим шедевром русской народной живописи, в котором воплотились не только народный юмор и история древней Руси, но и природный талант русских художников, истоки живого карикатурного мастерства и красочной литературной иллюстративности.

Многие историки, ученые и исследователи не раз обращались к лубочным картинкам как к историческому прошлому нашей жизни и с благодарностью вспоминали русских граверов рисовальщиков.

В современной России начала 21 в. неоднократно предпринимались попытки оживить утраченные традиции производства лубочных картинок. Среди успешных попыток и авторов — В.Пензин — основатель новой мастерской лубка в Москве. По мнению многих художников и издателей России, лубок национален, самобытен, не имеет себе равных по многочисленности и богатству сюжетов, разносторонности и живости откликов на события. Его нарядные, красочные листы с назидательным, познавательным или шутливым текстом вошли в народную жизнь, просуществовав в России куда дольше, чем в Европе, соперничая с профессиональной графикой и литературой и взаимодействуя с ними.

Старые лубочные листы хранятся ныне в Отделе эстампов Российской государственной библиотеки в составе коллекций Д. А. Ровинского (40 толстых папок), В. И. Даля, А. В. Олсуфьева, М. П. Погодина, а также в Российском государственном архиве древних актов и Гравюрном кабинете Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Литература:
  1. Прохоров А. М. Большой энциклопедический словарь. — 2-е изд., перераб. и доп. — Санкт-петербург: Норинт, 2004. — 1456 с.
  2. Ровинский Д. А. Русские народные картинки. 1996
  3. Народная картинка XVII—XIX веков, сб. ст., изд. Дмитрий Буланин, 1996.
  4. Иванов Е. П. Русский народный лубок. С 90 одноцветными и 13 красочными репродукциями. М.: ИЗОГИЗ, — 1999
  5. Михаил Никитин. К истории изучения русского лубка// Советское искусствознание. 1986. Вып.20. С.399–419
  6. Лубочные картинки. Ю. Дорожин, 1995
  7. Галина Щедрина. Русский лубок, 1998

Основные термины (генерируются автоматически): картинка, Москва, лубок, Россия, лист, красочная литературная иллюстративность, истинное достояние, живое карикатурное мастерство, древняя Русь, великий князь.

Похожие статьи

Традиции и современные тенденции в развитии книжной...

Наряду с ними большое значение в воспитании и обучении детей чтению имели народные картинки, так называемые лубки.

На рубеже XIX — XX столетий художники «Мира искусства» возродили в России искусство книги, которое пришло к этому времени в самый...

Древнерусская литература как фактор патриотического воспитания

При большой разбросанности территорий Древняя Русь не имела достаточно прочных

«Смерти бо ся, дети, не боячи, — писал великий князь, — ни рати, ни от зверя, но мужское дело творите…».

Выступление Москвы в роли собирательницы русских земель и усиление...

Современная система медиапотребления и роль книжных...

Посетителям выставки предоставляется уникальная возможность — заглянуть в мастерскую художника и «подсмотреть», как рождаются «книжки с картинками», те самые, за которые, как уверял великий Г. Х. Андерсен, «не жаль заплатить пол королевства».

Военная тематика в плакатном искусстве России первой...

В России издается большая серия плакатов «Военного займа», листы, зовущие собирать деньги в помощь госпиталям и жертвам войны.

Они приняли на вооружение привычную для простого народа идею лубка: простой, понятной картинки и краткого текста.

Научно-исследовательская деятельность И. Э. Грабаря...

В обработке и издании многочисленных частей, принимали участие самые известные и яркие деятели России: барон Фон Н. Н

По мере открытия все новых и новых памятников иконописи Древней Руси расширяется база историко-художественных наблюдений и выводов Грабаря.

Использование карикатуры на уроке истории | Статья в журнале...

Яркость и эмоциональность карикатурных образов ощутимо влияют на сознание учащихся [3

Проблема фальсификации событий Великой Отечественной Войны. Умалчивается и то, что

Поэтому «германо-советский договор о ненападении» был ответной реакцией Москвы на...

Интегрированный урок по изобразительному искусству в шестом...

Музыка, стихи, графические серии, армейские зарисовки, листовки, газеты, иллюстрации к литературным произведениям о войне — документы времени.

Военная тематика в плакатном искусстве России первой... Во время Великой Отечественной Войны руководству СССР было...

Текстологический анализ рассказа Лаврентьевской летописи...

Изучение текста летописей несет в себе много нюансов, связанных с тем, что летописи составлялись не так, как другие литературные и исторические произведения Древней Руси. Летописи очень велики по объему, они развивались одна из другой, непрерывно...

Формирование философской концепции «Москва – Третий Рим»...

Из подобных литературных произведений древней Руси

Основные термины (генерируются автоматически): Рим, Русь, Москва, древняя Русь

Византия, Ломонос, великий князь, Константинополь, Русь, договор, Киев, русский, Древнерусское государство, княжеская власть.

moluch.ru

Русские народные картинки | Музей русского лубка и наивного искусства

17 февраля 2016 - 13 ноября 2016

«На досуге рассматривал я…картины. Они, как жар, горели в красках…Боже, какие чудеса! Тут синие мыши погребают фиолетового кота. «Это, видно, заморские звери», – думал я и обратился к другой. О ужас! там представлен был страшный суд. Ад так широко разинул пасть свою… Побледнев, отступил я назад…!»

 

                             Нарежный В.Т.

 

Лубок (русская народная картинка) – гравированный лист с рисунком и текстом, который создавался полупрофессиональными мастерами и бытовал среди народа на протяжении XVII – начала XX веков.

Лубок сопровождал человека от рождения до самой смерти: духовные листы заменяли дорогие иконы, а светские картинки украшали стены домов мещан и небогатых купцов, разного рода мастеровых людей и городской бедноты, комнаты почтовых станций, дома бедных дворян и низших офицерских чинов. Крестьяне узнавали о том, что происходит за пределами родной деревни со слов разносчиков народных картинок ­офеней и из лубочных иллюстрированных цитат из столичных «Ведомостей» почти столетней давности. Картинки на фольклорные и литературные сюжеты составляли всю небольшую библиотеку деревенского жителя; дети учились читать и писать, разглядывая надписи лубочных листов.

История русского лубка берет свое начало на рубеже XVII-XVIII столетий. В этот период картинки изготовлялись в технике ксилографии (обрезной гравюре на дереве). Отпечатанный оттиск раскрашивали от руки яркими красками. Ломкий рисунок и локальная раскраска пятнами придавали изображению выраженный плоскостной характер, пространство было лишено глубины, а фигуры объема. Уже в раннем ксилографическом светском лубке сформировались все основные темы и жанры, которые затем на протяжении двух столетий будут жить в народной картинке.

 В первую очередь лубочные мастера стали разрабатывать потешный сюжет. Пространство лубка – это карнавальный мир, где позволено всё: и фривольная шутка, и неприличное слово, где смешное становится нормой и правилом. На рубеже XVII-XVIII века появляется сюжет-перевертыш «Похороны кота мышами», который стал долгожителем и просуществовал до 1910-х годов. Вопреки распространенному мнению, картинка похорон не содержит политического подтекста и не является сатирой раскольников на Петра I. Вероятнее всего сюжет восходит к одной из поздних версий античной басни Эзопа «Кошка и мышка» и иллюстрирует типичный для лубка сюжет – мир-перевёртыш, где привычных ход вещей вывернут наизнанку.

С конца XVII­ – XVIII века в гравюре стали появляться балагурные свадебные сюжеты, такие как тщетный выбор невесты бестолковым женихом, ухаживания благородного кавалера за блинницей, подтрунивание молодых девиц над плешивым стариком Тарасом и другие. Надписи на фривольных лубках словно разыгрывали картинку в лицах как театральную пьесу. Большинство подобных сюжетов остались в лубке до конца первой трети XIX века, оттиски со старых лубков допечатывались еще в 1840-х годах, а к середине столетия свадебная тема почти исчезла.

Ещё на заре существования лубка мастера обратились к сказочной теме. Главными героями народной картинки стали персонажи западноевропейских рыцарских романов Бова-королевич, царь Салтан Салтанович, центральное действующее лицо иранского эпоса Еруслан Лазаревич. Со временем они превратились в типичных сказочных героев, стали такими же близкими русскому мужику, как древние былинные богатыри Илья Муромец или Алеша Попович, обосновавшие в лубке в тоже время, что и европейские коллеги. С первой половины XVIII века появился персонаж птица «Куре доброгласное воспеванием красное и кушанье сладкое», в пару которому часто вырезали на отдельной доске супругу-курицу. Впоследствии большинство из этих сюжетов перешло в лубок, гравированный на металле.

Новая техника углубленной гравюры на металле стала использоваться для создания лубочных картинок с первой четверти XVIII века. В сравнении с ксилографии этот вид гравюры давал возможность создавать тонкую гибкую линию, накладывать мелкую перекрестную штриховку, что в свою очередь позволило изображать сложные многофигурные композиции с глубиной пространства и объемными фигурами. Современники отмечали, что у народа пользуются популярностью картинки «позатейливее»: чтоб на листе размещались как можно больше фигур, а в композиции сочетались сразу несколько разновременных эпизодов. Народ воспринимал картинку как рассказ, историю в лицах. Лубок не смотрят, а разглядывают, додумывая и комментируя сюжет.

Открывшиеся изобразительные возможности гравюры на металле привели к тому, что лаконичные композиции ранней ксилографии стали обрастать подробностями. Сказочные рыцари одиноко скачущие на листах конца XVII – начала XVIII века, с средины столетия обязательно изображались в разгар битвы: Бова дрался с Полканом, Еруслан Лазаревич вступал в поединок с царем Змейским. Во второй половине XVIII– первой трети XIX века картинка наглядно представляла кульминацию сказки, по которой сразу можно было идентифицировать источник, а все предшествующие и последующие эпизоды привычный зритель уже знал наизусть.

В гравированный лубок на меди полноправно вошел и батальный жанр. Изображение полуисторических-полулегендарных событий было известно в гравюре  первой половины XVIII столетия, но по-настоящему лубок заинтересовался событиями современной и недавней военной истории только во второй половине XVIII века.

Значительные перемены, затронувшие и технику, и репертуар, и стиль лубка произошли после 1851 года. Они стали следствием цензурного террора, усилением с 1848 года, после прокатившейся по Европе волне революций, надзора «за духовным книгопечатанием» и появлением заботы о «здоровом» чтении для народа. Фраза из нового устава по цензуре (1851) «если между обращающимися уже в народе лубочными картинками встретятся по содержанию своему» неблагонадежные, «то полиции обязаны представить о том через Начальника губерний Министерству Внутренних дел, для принятия мер к их уничтожению» послужила причиной исчезновения огромного количества листов и досок для печати лубка.

Это трагическое событие послужило причиной для перехода лубочного производства на новую печатную технику – литографию. До этого она применялась эпизодически, но после 1851 стала использоваться повсеместно. Литография значительно удешевила производство за счёт того, что давала больший тираж, чем гравюра на металле.

 

Литографский лубок XIX века все больше склонялся к «реализму». В это время в моду прочно вошел «русский стиль»: популярностью начали пользоваться изображения древнерусских витязей и героев, простых крестьян, купцов, ремесленников, девиц в сарафанах и кокошниках и парней в косоворотках. Композиции все больше обрастали подробностями деревенского и купеческого быта. В начале 1830-х годов в городской среде усилился интерес к народной песне. Лубок живо откликнулся на это появлением особого песенного жанра, ставшего впоследствии чуть ли не самым популярным. Всё также оставались востребованы гравюры на батальные темы. Мастера воспевали события Русско-турецкой (1877-1878) и Крымской (1853-1856) войн, сражения на Кавказе, вызывавшие подъем патриотических настроений в народе. Изображение сражений, портреты генералов приносили большую прибыль владельцам лубочным мастерских. Во многом поэтому батальные сцены продолжили активно тиражировать, когда в 1870-х годах в лубочное производство переориентировалось на цветную печать с нескольких литографских камней – хромолитография.

На протяжении своей долгой истории лубок не раз менял облик, менялись способы производства и распространения лубочной картинки. Во все периоды своего существования, на всех этапах своего пути, во всех своих обличиях лубок оставался явлением массовой культуры. Он всегда балансировал на грани, отделяя профессиональное искусство от фольклора, испытывая, с одной стороны влияние новых художественных тенденций, с другой – сохраняя свою зависимость от массового потребителя.

Одно из основных условий существования лубка – наличие массового частного производства и рынка печатной продукции. Не случайно судьба лубка русской народной картинки оборвалась после 1917 года, когда была ограничена свобода печати. С этой поры лубок остается достоянием истории, и источников вдохновения для художников, в частности для представителей «Мастерской народной графики», речь о которой пойдет ниже.  

Текст составлен на основе труда:«Светский лубок конец XVIII - начало XX века» Юлии Ходько.

 

В экспозиции представлены оригинальные и копийные листы русской народной картинки из собрания Музея русского лубка и наивного искусства:

 копии лубочных картинок из альбома Д.А. Ровинского Д.Н. Афанасьева;

авторские реконструкции лубочных картинок В.П. Пензина;

репринтные копии

 

Мастерская народной графики 

В 1982 году в Москве было создано Товарищество художников «Мастерская народной графики «Советский лубок». Это был клуб энтузиастов – художников-графиков, которые считали своей задачей подробно и всесторонне изучить специфику жанра русской народной картинки и возродить это древнее полузабытое искусство. Ими была собрана коллекция старинного лубка, а также реконструировано в формах, приближенных к каноническим, более сотни лубочных сюжетов, разработана стилистика современной народной картинки. Художники Мастерской осмысляли русский лубок  как «синтез изобразительного искусства, театрального действа и литературы», современный лубок представлялся им связующим звеном между русским прикладным народным искусством и станковыми видами графики.

Мастерская объединила многих выдающихся художников-графиков, назовем лишь некоторых из них: Белов В.И., Бессмертный Ю.Б., Ермилова Л.Г., Казимова Н.И., Ковалев А.П., Кондратьев В.В., Ленчин В.И., Любавина Н.И., Люкшин Ю.К., Медведев А.В., Ордынская М.В., Петухов А.Ф., Подкорытов О.В., Подкорытова Л.В., Русанова М.И., Сорокин А.И., Старовойтова Е.Л., Уздемир Д.М., Улыбина Л.Х.

Лидером, идейным вдохновителем и инициатором основания Мастерской был     В.П. Пензин. По его инициативе была воссоздана легендарная Библия Василия Кореня, ставшая главным детищем Мастерской. Организаторский талант Виктора Пензина, его активность и настойчивость способствовали ежегодной выставочной деятельности товарищества: первая экспозиция открылась в 1984 году, помимо столицы она с успехом экспонировалась в шестидесяти городах СССР и двадцати странах мира; в 1997 году состоялась масштабная юбилейная выставка «Пензин и его школа – 15 лет Мастерской народной графики».

Инициативная деятельность Пензина и Мастерской стала благотворным импульсом для возрождения древнего жанра в русле советского изобразительного искусства. Художники заимствовали из старинного лубка принципы построения композиции, стилистические решения, а также сюжеты и отдельных персонажей. В их работах часто встречаются типичные лубочные темы: сватовство, балаганные гуляния с блинами и квасом, военные победы. Созданные членами Мастерской народной графики произведения являются самостоятельными памятниками, отражающим взгляд на лубочное искусство художниками второй половины XX века.

Мастерская стала основной платформой, на фундаменте которой в 1989 году в Москве был образован первый и единственный в России Музей народной графики.       В.П. Пензин, передавший музею обширную личную коллекцию работ современных художников-графиков их Мастерской, а также лубочные гравюры XIX в., был назначен директором нового музея.  Долгожданное торжественное открытие музея состоялось лишь в 1992 году.

В 2015 году Московский музей народной графики и Музей наивного искусства объединились в Музей русского лубка и наивного искусства.

Ближайшие события в музее

Cмотрите действующие выставки!

naive-museum.ru

Современный лубок

Современный лубок

Эта выставка картинок немного баян, но почему бы не освежить память!

17 ноября 2015 | 4363 Теги: Веселые картинки, Народное творчество, Россия Загрузка...

zabaka.ru

Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник

О коллекции «Лубок»

Значительная часть графических листов коллекции «Лубок» Тобольского музея-заповедника датируется второй половиной ХIX века. Выполнены они в технике литографии в Москве, в литографических мастерских Морозова, Васильева, Пономарева, Яковлева, Абрамова.

Истоки лубка, как вида народного изобразительного искусства в России,  уходят в глубокую древность, в XV век. В те далекие времена на Руси рисунки печатались на досках особого пиления. Доски назывались луб (верхний твердый слой древесины липы), который использовался в качестве гравировальной доски при печати недорогих картинок с подписями.

Два самых ранних лубка  в коллекции музея это - «Искушение Святого Макария и Бесово оружие» и «Притча о животе и  смерти» (на Библейский сюжет) - конец XVII середина XVIII века.  

Подлинно народные картинки-простовики выполнены на серой дешевой бумаге, раскрашены мастерами-цветальщиками вручную и растиражированы печатным способом.  Их  всего в коллекции насчитывается не более 10-15 %.

Другая часть коллекции более позднего происхождения. В последней трети ХIX века, когда появилась хромолитография, новый лубок стал ориентироваться на официальное искусство и задаваемые им темы.    

Благодаря таким печатным фольклорным «потешным листам» сегодня есть возможность реконструировать детали крестьянского труда и быта, ритуалы семейного уклада. История повседневной русской жизни наполнилась реальным изображением бытовой утвари изб. Этнографы используют эти источники, восстанавливая утраченные сценарии народных гуляний, хороводов, ярмарочных действ.

Наиболее интересными и ценными в собрании ТИАМЗ представляются лубочные картинки религиозного содержания, царственные особы, жанровые батальные сцены и «потешные листы».

1. Лубок. Русалка. Из коллекции лубочных картин, собранных чиновником по крестьянским делам Тавастшерна в Ялуторовском округе Тобольской губернии. 1894 г.  Бумага, литография цветная. 32х40,3 см.

2. Лубок. Кузнец Вакула. Из коллекции лубочных картин, собранных чиновником по крестьянским делам Тавастшерна в Ялуторовском округе Тобольской губернии. 1890 г. Бумага, литография цветная. 41,1х51 см.

3. Лубок. Коробейник. Из коллекции лубочных картин, собранных чиновником по крестьянским делам Тавастшерна в Ялуторовском округе Тобольской губернии. 1873 - 1894 гг. Бумага, литография цветная. 32,4х43,5 см.

4. Лубок. Генерал Топтыгин. Из коллекции лубочных картин, собранных чиновником по крестьянским делам Тавастшерна в Ялуторовском округе Тобольской губернии. 1892 г. Бумага, литография цветная. 31,2х41,2 см.

5. Лубок. Опасная переправа. Из коллекции лубочных картин, собранных чиновником по крестьянским делам Тавастшерна в Ялуторовском округе Тобольской губернии. 1890 г.  Бумага, литография цветная. 30,4х39 см.

6. Лубок. Князь Серебряный у боярина Морозова. Из коллекции лубочных картин, собранных чиновником по крестьянским делам Тавастшерна в Ялуторовском округе Тобольской губернии. 1890 г. Бумага, литография цветная. 39,6х27,9 см.

7. Лубок. Из басен Крылова. Из коллекции лубочных картин, собранных чиновником по крестьянским делам Тавастшерна в Ялуторовском округе Тобольской губернии. 1873 - 1894 гг. Бумага, литография цветная. 41х50,3 см.

8. Лубок. Мужики-дураки и Лутоня. Из коллекции лубочных картин, собранных чиновником по крестьянским делам Тавастшерна в Ялуторовском округе Тобольской губернии. 1889 г.  Бумага, литография цветная. 39,8х40,5 см.

9. Лубок. Повесть о правде истинной и кривде лукавой. Из коллекции лубочных картин, собранных чиновником по крестьянским делам Тавастшерна в Ялуторовском округе Тобольской губернии. 1873 - 1894 гг. Бумага, литография цветная. 53,6х41 см.

10. Лубок. Солдат и черти. Из коллекции лубочных картин, собранных чиновником по крестьянским делам Тавастшерна в Ялуторовском округе Тобольской губернии. 1873 - 1894 гг. Бумага, литография цветная. 32,5х43 см.

11. Лубок. Иллюстрация к сказке "Конек-горбунок" - в котле. Из коллекции лубочных картин, собранных чиновником по крестьянским делам Тавастшерна в Ялуторовском округе Тобольской губернии. 1873 - 1894 гг. Бумага, литография цветная. 42,7х54 см.

12. Лубок. Спи, сынок. Из коллекции лубочных картин, собранных чиновником по крестьянским делам Тавастшерна в Ялуторовском округе Тобольской губернии. 1883 г. Бумага, литография цветная. 51,6х36,3 см.

13. Лубок. Сказание о Пахоме. Из коллекции лубочных картин, собранных чиновником по крестьянским делам Тавастшерна в Ялуторовском округе Тобольской губернии. 1873 - 1894 гг. Бумага, литография цветная. 42х55 см.

14. Лубок. Старинная былина. Из коллекции лубочных картин, собранных чиновником по крестьянским делам Тавастшерна в Ялуторовском округе Тобольской губернии. 1873 - 1894 гг. Бумага, литография цветная. 44,4х55,6 см.

tiamz.ru

Лубок - математика и искусство

Откуда появилось название «лубок» Откуда появилось название «лубок» ученые до сих пор точно установить не могут. Одни говорят: от названия места, где эти картинки печатались и продавались, - от московской улицы Лубянки. На углу этой улицы и Рождественского бульвара до сего дня сохранились церковь под названием «Успение в печатниках». В старину жили вокруг нее мастера типографского дела - печатники. А неподалеку от этой церкви сохранилась другая, под названием «Троица в листах». Около ее отрады по праздничным дням продавал занимательные печатные картинки. Другие ученые говорят, что название «лубок» произошло от слова «луб», как именовали в некоторых областях верхний слой древесины или липовое дерево - материал, на котором вырезали печатные формы для первых народных гравюр.

Третьи утверждают, что слово «лубок» родилось от больших лубяных корзин, которые носили с собой по деревням коробейники. В этих корзинах рядом с цветастыми платками, лентами, нитками и иголками всегда лежало несколько десятков ярко раскрашенных печатных картинок. Не вдаваясь в тонкости научных споров, будем называть эти картинки «народной гравюрой» и попытаемся сначала установить время и место их рождения.

До наших дней дошел любопытный указ главы русской церкви патриарха Иоакима, написанный триста с лишним лет назад, в 1674 году. В том указе говорится: «Ведомо великому господину святейшему Иоакиму патриарху учинилося, что многие торговые люди, резав на досках, печатают на бумаге листы икон святых изображения, и те печатные листы образов святых покупают люди и украшают ... избы, клети и сени пренебрежно, не для почитания образов святых, но для пригожества ... » Сохранились и некоторые печатные картинки тех лет, вызывавшие неудовольствие патриарха. Изображенные на них «святые» пашут землю, пасут овец, прядут пряжу совсем как простые крестьяне. Одним словом, очень разнятся с привычными иконами и фресками, и нет в этих картинах никакой строгости и святости. Так у народной гравюры появился первый враг - церковь. А немного спустя у нее появился и второй могущественный враг - сам царь.

Стремление Петра 1 приобщить страну к западноевропейской цивилизации, насадить в России западную культуру, манеры, вкусы вызвало недовольство у большинства, не желавшего расставаться с национальными обычаями. И поэтому первые светские печатные картинки несут на себе явные следы политической борьбы тех лет. Так, противники реформ царя Петра печатают листы: «Кот казанский», «Яга-баба едет с крокодилом драться», «Мыши кота погребают». В коротких подписях этих картинок передразниваются титулы и привычки Петра 1, издевательски рисуются многие увлечения и начинания царя-реформатора. Например, сам Петр с его острыми торчащими усами изображается всегда в виде хищного ненасытного кота, а его жена, уроженка Эстляндии, Екатерина, - бабой-ягой в эстонском национальном костюме.

Шли годы. В Петербурге, новой Столице на Неве, окончательно утвердилась официальная светская живопись и гравюра, труднодоступная и не всегда понятная простому народу. В ответ на это парадное и торжественное столичное искусство в Москве, утратившей свое главенствующее положение в государстве, появилось множество самых разных сказочно-декоративных, смешных, порой даже озорных красочных печатных картинок. Героями их были знакомые каждому с детства веселые шуты Савоська и Парамошка, Фома и Ерема, реальные и фантастические звери и птицы, сказочные персонажи: Иван-царевич, Бова- королевич, Илья Муромец и другие.

Но не только содержанием отличалась народная гравюра от гравюры официальной. Призванная украшать стены не так уж ярко освещенной крестьянской избы, постоялого двора или почтовой станции, быть четко видной издали, народная картинка делалась красочной, немногословной, статичной. Художник не стремился рассказывать обо всех событиях с мельчайшими подробностями. Он заострял внимание зрителя только на главном, опуская детали. Bо второй половине ХVIII века в разных местах Москвы появилось в продаже множество листов с нравоучительными сюжетами, бытовыми сценами и познавательными картинками на темы различных газетных сообщений. Из газет брались известия только сенсационные: о чуде морском, об изловленном в Испании сатире, о появлении новых комет, о землетрясениях и других чудесах. Эти лубки уже гравировались на меди, а не на дереве, хотя до конца века продолжали еще печатать лубки и со старых деревянных досок.

Поначалу, печатая лубки с медных досок, мастера старались следовать традициям первых народных гравюр. Но медная доска в отличие от хрупкой деревянной позволяла воспроизводить мелкие детали. Это изменило весь декоративный и графический строй печатной картинки. В лубке стало больше текста. Он потеснил изображение и занял равноправное положение с рисунком.

Возникшая в 30-е годы XIX века новая типографская техника - литография - нанесла еще один болезненный удар по народной картинке. Возможность, не затрачивая больших средств, резко увеличить тиражи и получить дополнительные прибыли. привлекла к издательской деятельности многих ловких дельцов. С печатных листов теперь, как правило, глядели на зрителей разодетые в национальные костюмы сытые и довольные крестьяне и крестьянки, зажиточные ремесленники, милые и добрые баре. Все реже и реже лубок оставался выразителем чувств и мыслей народных.

И все же в годы испытаний, когда история требовала обращения к народу общепонятным и действенным языком искусства, художники использовали в своих произведениях традиции старой гравюры. Многое черпал от лубка В. Маяковский, создавая свои знаменитые «Окна РОСТА» в годы гражданской войны. Серию новых советских лубков выполнил Б. Кустодиев в первые годы после Октябрьской революции. Интересные лубочные картинки создал художник А. Куликов. Развивали традиции старой народной гравюры и «Окна ТАСС» времен Великой Отечественной войны. Традиции народной гравюры и сегодня продолжают жить в ярких книжных иллюстрациях. Т. Мавриной, в росписях по фарфору П. Леонова и в творчестве многих молодых художников. Вот почему хочется вспомнить добрым словом тех безвестных мастеров, которые почти три столетия назад создали первые лубочные картинки в нашей стране.

/Н.Ненаркомова/

matematikaiskusstvo.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта