Художники и куртизанки: роль проституции в искусстве. Картина куртизанка


Кокотки и куртизанки, "Великолепие и Несчастья", проституция в Париже 19-го века (18+)

В Музее Орсэ этой неделе открывается самая большая выставка, посвященная этой теме.

В 19-м уже существовала фотография, и на выставке есть очень сильные работы – золотой фонд юности этого направления в искусстве,  но я останусь верна живописи и размещу только репродукции картин. Шедевров.

В 19 м веке, когда над Парижем сгущались вечерние сумерки, и зажигались газовые лампы, наступало время для "абсента". Элегантные дневные дамы, прогуливающиеся по грандиозным бульварам Осман, исчезали, их заменяли ночные бабочки.

В темных углах французской столицы, тысячи пестро одетых и головокружительных бабочек  флиртовали и привлекали клиентов на террасах кафе и в кабаре, таких как Фоли-Бержер и Мулен Руж.

Проституция в Париже гремела, самые знаменитые художники старались захватить то, что казалось им интересным и современным социальным явлением, щедро посыпанным перцем греха и скандала.

Хотя, да что говорить, они и жили этой жизнью.

Вовлекаясь в быт и проблемы этих девушек, они не могли не писать – хорошо знакомый им мир великолепия, несчастий, страданий просто требовал воплощения на холстах от тонких натур художников. Ушли в прошлое натюрморты и буколические пейзажи, пришли кокотки и куртизанки. Для них они стали натурой, моделями и подругами.

1 картинка - Ролла, 1878Анри Жерве (1852-1929)

Кабаре Мулен Руж, около 1889Джованни Больдини (1842-1931)

Вечерами легко отличали проститутку от "честной женщины": смелый взгляд, поднятый подол, одинокая выпивка в баре. Есть коды, которые дают нам подсказки.

Ожидание, 1880Жан Беро (1849-1935)

Картины романтизировали убогость обстоятельств, в которых жили низкооплачиваемые женщины.Социальная история была ужасной, но картины фантастическими. Если говорить о выставке, то она действительно огромна, занимает не один зал, и большинство экспонатов – это хорошо известные всем шедевры.

Немного посмотрим.

Олимпия, 1863Эдуард Мане (1832-1883)

Абсент, 1875-1876Эдгар Дега (1834-1917)

Мужчины, сидящие в компании полуголых женщинConstantin Guys (1802-1892)

Кабаре, 1887Эмиль Бернар (1868, 1941)

В постели, 1892Анри де Тулуз-Лотрек (1864 по 1901)

Официантка, 1878-1879Эдуард Мане (1832-1883)

Воскресенье, между 1861 и 1866Вирджиния Verasis Кастильоне (1837-1899) Жан-Луи Пирсон (1822-1913) Кристиан Bérard (1902-1949) - одну фото помещу))

1894Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)

Искушение святого Антония, 1877 вПоль Сезанн (1839-1906)

Ла Pierreuse 1905Теофиль Александр Стейнлен (1859 до 1923)

Автор неизвестен

И все-таки, без фотографий обзор неверен, они шедевральны и можем на них посмотреть. На парочку.

Франсуа-Руперт Carabin (1862-1932)

tanjand.livejournal.com

Костюм, как художественный образ. Фильм "Честная куртизанка".: la_gatta_ciara

Спасибо за то, что дополнили мой список кинокартин, снятых в Венеции, и за то, что посоветовали посмотреть фильм «Честная куртизанка». Не скажу, что мне понравился сам фильм, но еще в титрах я прочитала, что художник по костюмам - Габриэлла Пескуччи, а значит, как минимум, удовольствие от костюмов мне гарантировано. Так оно и получилось, а еще Габриэлла заставила меня задуматься на тему: «что такое талантливая стилизация эпохи».

Пескуччи — одна из самых востребованных и известных голливудских художников по костюмам, я о ней уже не раз писала. Габриэлла, как и все известные мне итальянские художники по костюмам (а она итальянка по рождению и получила образование в Италии), отличается прекрасным знанием истории костюма и виртуозной работой с фактурами. Я уже восторгалась этим ее талантом в моем маленьком посте — анонсе про сериал «Борджиа».

промофото к сериалу "Борджиа"

Если того хочет режиссер, то Пескуччи может делать костюмы, неотличимые от подлинных, в этом можно убедиться, посмотрев фильм «Эпоха невинности» Мартина Скорсезе. За эту потрясающую работу художник была награждена Оскаром.

костюмы из фильма "Эпоха невинности"

Фильм «Честная куртизанка» неаутентичен. Слабо соответствуют эпохе прически, лица, пластика актеров. В том числе и костюмы. Очевидно, что именно такой и была задача, поставленная перед создателями фильма: рассказать историю языком, доступным современникам.

кадр из фильма "Честная куртизанка"

Тем не менее, вся эта стилизация не лезет в глаза, не раздражает и не напрягает. Если вы — не специалист в области костюма времен итальянского ренессанса, то даже и не заметите подмены. Вспомним другие кинокартины, где желание «осовременить», делало фильм плоским. Почему же не произошло этого с «Честной куртизанкой»? Потому что здесь все сделано талантливо и со вкусом.

кадр из фильма "Честная куртизанка"Поговорим о костюмах главной героини.

До нас дошло немало информации, как выглядели знаменитые венецианские куртизанки «высшего класса», которых называли «честными куртизанками» или cortigiane oneste. Конец XVI века оставил нам в наследство огромное количество полотен, среди которых — портреты знатных дам и тех самых куртизанок. 

Portrait of a woman with lapdog, 1570s, Veronese. Обратите внимание на очень низкое декольте у лифа.

А вот так изображали "честных куртизанок":  

Domenico Robusti, c 1590s Portrait of a Courtesan Venice. Действие фильма начинается в 1583 году, а значит, именно так могла одеваться его героиня Вероника Франко.

А вот портрет настоящей Вероники Франко, о ней вы можете почитать в Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Франко,_Вероника

Veronica Franco. Portrait by Tintoretto (?), ca. 1575Венецианцы времен Ренессанса одевались не так, как жители других итальянских городов. Когда-то Венеция была главным городом Венецианской республики, долгое время находившейся под контролем Византии, портом на Адриатическом море, через который проходили торговые пути в восточные страны. Фернан Бродель писал: «так росла Венеция, потому что её кормили рынки, слабеющая Византия, которой она навязала свои услуги... После нейтрализации Генуи в 1381 году, Венеция становится госпожой торговли на Востоке, то есть международной торговли той эпохи».

кадр из фильма "Честная куртизанка"Отсюда, удивительная архитектура и изумительные ткани (роскошные узорчатые бархаты, парча, расшитая камнями и жемчугом отделка) в дизайне которых явственно чувствуется восточное или византийское влияние.

Domenico Robusti Tintoretto Portrait of a Lady in White Private Collection ca. 1580

Женские платья конца XVI века были тяжелыми, статичными. Несмотря на то, что венецианки не шли на поводу у испанской моды и не носили сжимающие грудь корсеты и металлические обручи под юбками, все равно, в их костюме присутствовали лиф, натянутый на венецианский металлический корсе и пышные юбки в пол. Лиф не повторял формы тела, а создавал искусственный футляр для него. Из-за этого дамы казались крупнее, чем были на самом деле. (Источник: М.Н. Мерцалова "Костюм разных времен и народов. Том 1)

Giovanni Antonio Fasolo, before 1572 Portrait of a Venetian Noblewoman at the age of 18 Mänttä (Finland), The Gösta Serlachius Museum of Fine Arts.

Steel corset, from the second part of the 16th century. Museo Stibbert, Florence (http://aneafiles.webs.com/renaissancegallery/stays.html). Он неидеально соответствует венецианской моде конца XVI века, но суть металлического корсе именно такая. Вот такую конструкцию обшивали тканью и надевали поверх нижней рубашки.

Paolo Caliari Veronese. Portrait of a Woman Holding Gloves. National Gallery of Ireland, Dublin ca. 1560

Я уже выше обратила ваше внимание на то, что лиф конца XVI века имел очень низкое декольте. Нечто белое, воздушное с воротником - это верх нижней сорочки. Как правило, ее и манжеты платья отделывали уникальным венецианским кружевом.

Francesco Montemezzano. Portrait of a Venetian Lady. Gemäldegalerie Alte Meister, Dresden, Germany ca. 1600

кадр из фильма "Честная куртизанка"

Но вот баски не было. Возможно, ее появление на платьях в фильме продиктовано неудобством длинного угла корсета. И нижняя сорочка была всегда, но она тоже помешала бы художественному решению костюма.

Венецианки очень любили обувь Zoccoli (от итальянского слова Zocco, то есть пень или деревянный брусок), увеличивающую их рост и делающую фигуры еще более монументальными.

Velvet, wood and leather pianelle with gilded silver braid and bobbin lace, Venice, Italy, about 1600. (http://www.vam.ac.uk/content/articles/r/clothing-and-jewellery/)

Куртизанки пошли еще дальше (или выше) — их котурны (английский вариант Chopine) имели высокую платформу, иногда доходящую  до 70 см в высоту, в которых часто невозможно было передвигаться самостоятельно.

 

Venetian Woodcut showing a courtesan.

Fashion History of Shoes 

These undated chopines were worn by women in the 16th century according to artwork of the time.

кадр из фильма "Честная куртизанка"кадр из фильма "Честная куртизанка"

Если бы в фильме все было воспроизведено аутентично, мы бы с вами лишились  активного действия, поскольку, ни бегать, ни скакать на лошади, ни фехтовать главная героиня в таких платьях не смогла бы. И не получилось бы раскрыть характер героини — женщины живой, активной, умной, страстной, отважной.

кадр из фильма "Честная куртизанка"

Этот костюм из фильма базируется на подлинной одежде куртизанок той поры:

Venetian Woman with Moveable Skirt, late 16th century Italian school engraving

К тому же, Пескуччи необходимо было показать в костюме героини ее преображение из простой горожанки в дорогую проститутку.

В начале фильма мы видим на Веронике целомудренные, закрытые почти под горло платья, сшитые из простых тканей с незамысловатой отделкой.

кадр из фильма "Честная куртизанка"Потом - откровенные наряды из шелка, расшитые золотой нитью, жемчугом и драгоценными камнями.

кадр из фильма "Честная куртизанка"В конце фильма, грубая ткань и глухой фасон платья ясно дают нам понять о сложном положении героини.

кадр из фильма "Честная куртизанка"Через легкие ткани, чаще, нежных, пастельных цветов, Габриэлла Пескуччи показала нам хрупкость и изящество Вероники. Развевающиеся легкие, длинные рукава придают ей воздушность и эфемерность. 

кадр из фильма "Честная куртизанка"Эти фактуры особенно эффектно смотрятся рядом с грубыми, тяжелыми текстурами мужских костюмов, как правило, темных оттенков. Героиня похожа на нежную бабочку-однодневку, стрекозу с переливающимися крылышками, залетевшую в темноту сырого палаццо.

кадр из фильма "Честная куртизанка"Условность и образность костюмов смотрится художественно-совершенно за счет «коронного приема» Пескуччи — сочетания в одном платье большого количества различных отделок и сложной цветовой нюансировки. Поэтому, костюмы выглядят объемными и живыми, а не плоским новоделом, как в фильмах «Еще одна из рода Болейн» и «Тюдоры». В оправдание других художников по костюмам скажу, что такой талант дан далеко не всем. Чаще всего, им отличаются именно итальянские дизайнеры, видимо, в силу того, что перед их глазами всегда находятся примеры, достойные для подражания: красивые фактуры средневековых городов и ренессансные фрески и картины.

Полное или частичное цитирование статей моего блога разрешается только при наличии ссылки на http://la-gatta-ciara.livejournal.com/

Ссылки:

скачать фильм http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3171923

http://en.wikipedia.org/wiki/Chopine

http://webspace.webring.com/people/lo/oonaghsown/curves/my_venetian_ruffs_images.htm  

http://en.wikipedia.org/wiki/Metal_corset

портреты венецианок 16 века http://starlightmasquerade.com/PortraitGallery/Closed-Bodice-Venetian/inspirationvenetianclosedbodice.htm

la-gatta-ciara.livejournal.com

биография и любовь с Марко — apsara-journal.ru

Посмотрев восхитительный фильм «Честная куртизанка», основанный на реальной истории знаменитой венецианской поэтессы Вероники Франко, многие из нас захотели узнать, кем же на самом деле была эта прославленная куртизанка, и была ли в ее реальной жизни любовь с Марко Веньером. Где правда, а где вымысел в фильме — попробуем выяснить, заглянув в настоящую биографию Вероники Франко.

Честная ли куртизанка?

портрет Вероники Франко, художник Тинторетто, ок.1575

Благочестивая куртизанка Вероника Франко, родившаяся в 1546 году, действительно жила в показанные в фильме времена — когда Венеция все ещё находилась в зените своего могущества и богатства. Но подобные Веронике куртизанки официально назывались тогда cortigiana onesta — что означало «благочестивые» или «достойные куртизанки», но никак не «честные». Впрочем, хоть адаптированное название картины и не точно, оно все же лучше отражает суть фильма.

Матерью Вероники Франко, как и в фильме, была довольно известная в своё время достойная куртизанка — Паола Фракасса. Отец девушки, Франческо Франко, был имевшим свой герб купцом, а вся ее семья входила в cittadini originari – профессиональную касту, составлявшую правительственную бюрократию и религиозные братства. Этим объясняется великолепное образование, полученное Вероникой, которая, к тому же, обучалась наравне со своими тремя братьями. Именно развитые таким образом таланты сделали девушку впоследствии cortigiana onesta — «чтимой куртизанкой», что означало ее принадлежность к элитной категории, ведь Веронике Франко не было и двадцати, когда ее включили в «Перечень всех основных и наиболее уважаемых куртизанок Венеции».

Любовь с Марко

портрет Вероники Франко (предположительно Тинторетто) и предполагаемый портрет Марко Веньера (художник неизвестен)

Любовная история с Марко Веньером — центральная в фильме, но, как оказалось, далеко не центральная в реальной жизни Вероники Франко — во-первых, к восемнадцати годам она уже недолго побывала замужем за доктором Паоло Паницца; во-вторых, в начале своей карьеры куртизанка долгое время была возлюбленной известного художника Тинторетто, который изображал красавицу на своих картинах. К тому же, судя по документам, от мужа Вероника уходила, будучи беременной, и всего у куртизанки было шестеро детей от разных мужчин (трое умерли ещё в младенчестве). Отцом одного из них стал венецианский патриций Андреа Трон, а другой был рождён от состоятельного купца Джакомо ди Бабалли.

Что же касается Марко, то в опубликованной Вероникой Франко в 1575 году книге «Terze rime», состоявшей из двадцати пяти стихотворных посланий, которыми обменивалась куртизанка и ее неизвестные возлюбленные, семь стихов подписаны именем Марко Веньера — поэтому, судя по всему, их действительно связывала любовь. В любом случае, родственник Марко, поэт Маффио Веньер, как и в фильме, ревниво высмеивал Веронику в своих памфлетах, называя ее «просто путаной» («Veronica, ver unica puttana»).

Острый язычок при деле

портрет Вероники Франко на опубликованном сборнике ее стихов, 1575

Литературные таланты и популярность Вероники Франко в фильме тоже оказались правдой. Благодаря своим знаниям литературы Древнего Рима, Греции и поэтическому таланту в 1570 году куртизанка обрела литературного покровителя — им стал Доменико Веньер, бывший венецианский сенатор и советчик многих женщин-литераторов, включая знаменитую римскую поэтессу Туллию д’Арагон и венецианскую Модерату Фонте. Веньер обеспечил талантливой куртизанке щедрое содержание, а также на зависть всем интеллектуалам Венеции подарил ей богатое собрание книг. С тех пор Вероника входила в самые престижные литературные собрания города, общалась с мыслителями, поэтами, художниками, политиками. Ее посещали видный венецианский писатель Бернардо Тассо и учёный, драматург эпохи Ренессанса Спероне Сперони.

Благодаря верным покровителям Вероника Франко публиковала сборники своих сонетов, порой весьма откровенных для той эпохи — она действительно была весьма остра на язык и славилась необузданной сексуальностью в стихах, чем шокировала «приличных дам». Хотя современные переводчики отмечают, что сонеты Вероники Франко не имеют литературной ценности и являются не более, чем «романтическим рифмоплетством», творчество куртизанки было беспрецедентным для той эпохи — например, главная тема ее сборника «Terze rime»  — взаимоотношения женщины и мужчины, отвергающие идеал женской покорности, целомудрия и утверждающее женское превосходство над мужчинами.

Вероника и Король

портрет Генриха III (художник неизвестен) и предполагаемый портрет Вероники Франко (Тициан)

Встреча Вероники Франко с королем Франции тоже оказалась не выдумкой. Только в реальности она была несколько иной — Генрих III Валуа, один из сыновей Екатерины Медичи, в июле 1574 года по пути из Польши домой навестил спальню знаменитой куртизанки в числе прочих достопримечательностей Венеции. А посоветовал ему эту «достопримечательность» находившийся в венецианском королевском эскорте аристократ Андреа Трон, отец сына Вероники.

После проведённой с монархом ночи куртизанка посылает ему свой портрет и два сонета собственного сочинения в традиционной для поэзии Ренессанса манере умаления своих достоинств и чрезмерного превознесения адресата — в стихах Вероника сравнивает короля с небожителем и называет его воплощением всех достоинств (хотя была известна страсть монарха к юношам-миньонам). Через шесть лет Вероника Франко опубликовала эти два посвящённых Генриху III сонета в своем сборнике «Lettere familiari a diversi» («Сочинения, написанные в юности»). Ниже приведён один из этих стихов:

С небес порою под простую кровлю,Благой Юпитер к людям снизойдёт,И смертным чтоб не сжечь глаза и брови,Он облик человеческий возьмёт.Вот так возник в моем алькове скромном,Без царственного вида, приземлён,Энрико, поднятый Фортуной к трону,Славнейшему с начала всех времён.Таил он сан – но сердце мое знало.Его достоинств блеск предощутив,Оно свою убогость проклинало.И понял он, что я под власть подпала…Мой образ на эмали получив,Умчался прочь, довольный и усталый.

Суд идёт 

портрет дожа Венеции Альвизе I Мочениго

Такие, казалось бы, неправдоподобные повороты сюжета в фильме, как суд над куртизанкой и ее последующее оправдание тоже происходили на самом деле. Более того, известно, что на суде присутствовал даже венецианский дож того периода Альвизе Мочениго. А дело обстояло так: дом Вероники Франко был разграблен во время ее вынужденного отъезда из Венеции в период вспышки  там чумы в 1575 году. На плечи куртизанки легла забота не только о собственных трёх детях, но и осиротевших племянниках. Но в 1580 году Веронике Франко пришлось защищаться от обвинений инквизиции в ереси и колдовстве, якобы практиковавшихся в ее доме: «использование дьявольских инвокаций, запретные игры в её доме, наведение любовных чар на немецких купцов, поедание мяса по пятницам, пренебрежение посещением церкви и ложь относительно своего брачного статуса для того, чтобы носить украшения, запрещённые проституткам».

Обвинения были выдвинуты по навету наставника сына куртизанки — Ридольфо Ваннителли, и, скорее всего, спровоцированы поданной дожу Венеции жалобой Вероники о разграблении ее дома, где она упомянула, что сам наставник Ридольфо воровал из ее дома. Как бы там ни было, блестящая защита куртизанки, участие ее литературного покровителя Доменико Веньера и благосклонное отношение инквизитора спасли Веронику Франко от обвинений. К тому же, проникновенная и страстная речь куртизанки так поразила присутствующих, что разбирательство было прекращено уже после второго заседания — так же, как и в фильме.

Чем дело кончилось

В конце картины Вероника романтично уплывает со своим прекрасным возлюбленным на гондоле, и предполагается, что они были вместе до скончания века (куртизанка не могла быть женой, но все же…) Однако, в реальности все обстояло совсем иначе — несмотря на снятие с Вероники Франко всех обвинений в суде, ее репутация изрядно пострадала. С тех пор карьера куртизанки пошла на спад, особенно, когда в 1582 году умер ее верный покровитель Доменик Веньер.

Некоторые исследователи считают, что Вероника Франко умерла в бедности, т.к., согласно документам того времени, она поселилась вблизи церкви Сан-Самуэле — части города, где обитало много обездоленных проституток. Однако другие источники утверждают, что, хоть положение куртизанки и не было таким процветающим, как в юности, но все же она не бедствовала. Веронику Франко считают автором неподписанных документов в городской совет Венеции, где предлагалось создать дома для бедных женщин, управляющей которыми автор готова стать. Подобный дом действительно был основан некоей венецианкой, но неизвестно, была ли это Вероника Франко. Сохранилось одно из самых знаменитых писем куртизанки Lettere familiari a diversi №22, в котором Вероника дает совет одной женщине разрешить своей дочери стать куртизанкой вместо того, чтобы выдать ее замуж силой, и дает описание жизни куртизанок. Умерла Вероника Франко в возрасте 45 лет от горячки неизвестного происхождения.

Так закончилась история «честной куртизанки», которую, тем не менее, помнят и сегодня — через четыре с лишним столетия. А снятый на основе истории жизни Вероники Франко фильм — в целом, довольно достоверная картина…

Разврат и поэзия: знаменитые французские куртизанки — здесь.

Топ 10 фильмов-шедевров о куртизанках — тут._______________________© apsara-journal.ru

apsara-journal.ru

Куртизанки в европейском изобразительном искусстве — EA Culture

К самым ранним изображениям жриц любви относится находящаяся в Кунстмузее в Базеле картина знаменитого немецкого художника Ганса Гольбейна (Младшего), создавшего пленительный образ Лаис Коринфской (Laïs de Corinthe, 1526).

Лаис Коринфская – одна из самых известных гетер античных времен. Гольбейн выбрал эту женщину, чтобы показать богатую жрицу любви Греции, по которой сходило с ума все мужское население, включая философов. На портрете изображена хорошо одетая женщина, сидящая за столом, но на столе лежат деньги. Таким образом художник описал продажную женщину. Во времена художника живопись была предназначена для церквей, монастырей, поэтому там не было место подобным персонажам. Единственная блудница, которая изображалась в живописи — это всегда кающаяся Мария Магдалина. Картина Гольбейна исключительна для 16 века. В эту эпоху все произведения делалось на заказ. Почему Гольбейн ее изобразил неизвестно. Можно строить только предположения. Картина вызвала потрясение жителей Базеля того времени, так как  в кокотке была легко узнаваема вдова бывшего члена муниципалитета Магдалена Фон Оффенбурга. Она, скорее всего, когда позировала, не знала, что будет изображена кокоткой.

kur01

Ганс Гольбейн (Младший), «Лаис Коринфская», 1526

В сценах, происходящих в тавернах, фламандские художники изображали женщин веселыми, бойкими, легкомысленными. Это были женщины, любящие веселую жизнь, но они не были продажными. Наиболее старое изображение торговли телом представлено в картине голландского  живописца Яна Вермеера «Сводница» (1656). Женщина протягивает руку, чтобы получить деньги. В средние века отцы христианской церкви оправдывали греховное занятие женщин и даже считали его, в некоторых случаях, необходимым. Только в 16 веке отношение к подобному занятию полностью меняется и становится резко отрицательным.

kur02

Ян Вермеер, «Сводница», 1656

В 19 веке были тоже знаменитые кокотки типа Клео Мерод. Но в живописи изображена только одна  — «Олимпия» Эдуарда Манэ. Олимпия в своей постели, с котиком. Виден достаток из-за присутствующей на картине служанки, которая приносит цветы от поклонника то ли прошлого, то ли настоящего, который вот-вот придет. Картина могла шокировать, тем не менее, она показывает вещи в своей банальности. «Завтрак на траве» Манэ тоже лишь свидетельство сельских удовольствий. Прообразом для картины «Завтрак на траве» послужил шедевр Тициана «Сельский концерт», а прообразом «Олимпии» — другая картина Тициана «Венера Урбинская». Произошло обновление изображения обнаженного тела — оно стало социальной реальностью. Тем не менее, реакция на картину Манэ была чрезвычайна резкой, что застало врасплох художника и очень его огорчило. За исключением «Олимпии», которая является, безусловно, полусветским портретом, Манэ был королем двусмысленностей. «Балкон»- это портрет семьи, однако в эпоху художника на балконе обычно появлялись жрицы любви.

kur03

Эдуард Манэ, «Олимпия», 1863

Французский художник Дега приходил в дом свиданий, чтобы наблюдать, подобно тому, как он приходил в театр наблюдать за танцовщицами. Его интересовали жесты, положения человеческого тела, которые он не мог бы увидеть больше нигде. Можно сказать, что у него был анатомическо-зоологический интерес. В некоторых его работах изображения женщин карикатурно насмешливы, как в картине «Праздник хозяйки» (La fête de la patronne, 1877) из серии его картин, созданных  1876-1879 гг.  под названием «Сценки из закрытого дома». На картине жанровая сцена, семейная церемония, где в отношениях женщин присутствует нежность. Эти женщины закрыты в месте, которое не могут добровольно оставить, за исключением особых случаев, как например посещение мессы.

kur04

Дега, «Праздник хозяйки», 1877

Когда в дебатах защищают работу куртизанок, то очень часто вспоминают о людях отверженных, об инвалидах. В этом случае следует назвать французского художника Тулуза Лотрека. У него с детства, вследствие кровного родства его родителей, развилась болезнь, поражающая развитие костей. Лотрек посещал бордели из удовольствия, а также по необходимости. Он был славным малым, хорошо воспитанным, он не презирал проституток. Разговаривал с ними всегда приятно. Для него продажная женщина была живым существом, приносящим счастье. Лотрек был один из самых плодовитых художников, изобразивших многочисленные сцены из борделя. Одна из таких его картин «В Салоне на улице де Мулен» (1894).

kur05

Тулуз Лотрек, «В Салоне на улице де Мулен», 1894

Сюжет картины испанского художника Пабло Пикассо «Авиньонские девицы» (1907) навеян борделем в барселонском квартале. В начале, как видно из оставленных к картинам эскизов, Пикассо планировал нарисовать 6 девиц, а на заднем плане должен был быть виден клиент, студент медицинского факультета, так как студенты медицинского университета Барселоны обычно делали медицинский осмотр девиц в борделях. Первоначально он хотел изобразить не столько продажных девиц, сколько страх перед болезнями с ними связанные. Женщины на его картины — жертвы, обреченные на болезнь.

kur06

Пабло Пикассо, «Авиньонские девицы», 1907

Одна из редких картин этой тематики у  немецкого художника-экспрессиониста Отто Дикса — «Воспоминание о галерее стекла в Брюсселе» (1920). Художник изображает сцену в борделе в особенном контексте: немецкий солдат находится в публичном доме Брюсселя во время Первой Мировой войны, когда город был занят немецкими войсками. Сцена необычайно ярко выраженная, но одновременно и карикатурная. У Дикса ярко выражены критические нотки по отношению к клиентам женщин.

kur07

Отто Дикс, «Воспоминание о галерее стекла в Брюсселе», 1920

Инсталляция американского художника «Roxys» (1961) – реконструкция американского борделя во время 2 мировой войны недалеко от американской базы в Европе. Присутствуют элементы призрачной фантомной атмосферы: гостиная с музыкой, дверь, ведущая в спальню, висящая униформа солдат. На туалетном столике видны личные предметы, сувениры. Волнующая и одновременно трогательная сцена.

kur08

eaculture.ru

Художники и куртизанки: роль проституции в искусстве

"Олимпия" Мане на выставке в ИталииПравообладатель иллюстрации Getty Image caption "Олимпия" Мане на выставке в Италии

Проституция была неотъемлемой составляющей повседневной парижской жизни в конце XIX века. Это важно учитывать для понимания искусства того времени, а заодно и всех последующих художественных течений, считает корреспондент BBC Culture.

Мы слишком часто сводим импрессионизм и другие стили французской живописи на рубеже XIX и XX веков к набору стереотипов: картины с подсолнухами и стогами сена, младенцами и балеринами, репродукции которых хорошо смотрятся на почтовых открытках или плакатах на стенах студенческих комнат в общежитии.

Но в те времена французское искусство было отнюдь не буколическим. Париж в конце XIX века переживал серьезную социальную трансформацию, и художники эпохи модерна рисовали не только пейзажи.

(Другие статьи сайта BBC Culture на русском языке)

Они отражали новые городские реалии во всей их сложности, не стесняясь ничего - в том числе и борделей района Пигаль.

В сентябре в парижском музее Орсе проходит выставка "Блеск и невзгоды: проституция на картинах 1850-1910 годов". Это первая крупная экспозиция, затрагивающая тему столь центральную для французского модерна, которую мы, тем не менее, порой в упор не замечаем.

Что есть искусство? ПроституцияШарль Бодлер

Проститутки были незаменимыми моделями для парижских художников, и на двух ключевых работах эпохи - прямолинейной "Олимпии" Мане и кубических "Авиньонских девицах" Пикассо - изображены работницы секс-индустрии.

Проституция, ныне существующая в тени, была для этих художников фактом современной им жизни и, черпая вдохновение в жрицах любви, они также временами считали, что дистанция от художественной мастерской до борделя не столь уж и велика.

Шарль Бодлер в своих ранних личных дневниках прямо поставил два этих занятия на одну доску, написав: "Что есть искусство? Проституция".

Гнездо разврата

Сейчас мы помещаем проституток на одну из самых низких ступенек социальной структуры общества, о них упоминают с презрением - если вообще упоминают.

Но в Париже позднего XIX века проституция была важной составляющей повседневной жизни, частным бизнесом с публичными последствиями.

В период правления Наполеона III секс-индустрия работала по строгим правилам, и такое положение дел сохранялось и в начале XX века.

Правообладатель иллюстрации Henri de Toulouse Lautrec Image caption Анри де Тулуз-Лотрек "В салоне на рю де Мулен"

Сутенерство было вне закона, вместо этого женщины легкого поведения должны были регистрироваться в полиции, работать лишь в одном борделе и платить налоги. (Публичные дома во Франции запретили в 1946 году; продавать тело до сих пор законно, но в обществе идет бурная дискуссия о том, не стоит ли запретить покупку услуг проституток, как это сделано в Швеции).

Надзорные органы и инспекторы полиции нравов могли быть очень придирчивыми, и в газетах нередко появлялись заметки о несчастных женщинах, наложивших на себя руки, чтобы их не оттащили в префектуру.

Жрицы любви XIX века должны были ежемесячно проходить обязательное медицинское обследование - а оно, как изобразил на своем полотне "В салоне на рю де Мулен" помешанный на проститутках Анри де Тулуз-Лотрек, могло быть более унизительным, чем собственно их работа.

На картине крепкие, лишенные кокетства женщины одеты в блузки и чулки, но на них нет юбок и белья; они выглядят как утомленные и обесчещенные жертвы бюрократии, а не своих клиентов.

Особенно подвержены чарам проституток и куртизанок были художники и писатели

На несколько ступенек выше по социальной лестнице располагались куртизанки, предлагавшие клиентам не только тело, но и светский лоск, увлекательную беседу и общественный престиж.

Многие из них стали знаменитостями, и об их жизни (а иногда и о содержателях) писали газеты.

Ла Паива, одна из самых заметных куртизанок периода Второй империи (1852-1870), родилась в еврейском гетто в Москве, но в итоге оказалась на Елисейских полях, где принимала гостей в нарочито роскошном доме с ониксовой ванной, из крана которой текло шампанское.

Когда она умерла в 1884 году, ее последний супруг распорядился сохранить ее тело в формалине, к немалому изумлению его следующей жены.

Особенно подвержены чарам проституток и куртизанок были художники и писатели.

Куртизанка Аполлония Сабатье, которую ее почитатели называли Президентшей, сделала из своего дома буржуазный салон, куда частенько заглядывали Эжен Делакруа, Гюстав Флобер и в особенности Шарль Бодлер, которому она служила наемной музой.

Правообладатель иллюстрации www.bridgemanart.com Image caption Ла Паива принимала гостей в нарочито роскошном доме

В экспозиции в музее Орсе Сабатье представлена мраморная скульптура Огюста Клезенже "Женщина, ужаленная змеей" - в свое время эта работа вызвала большой шум, в частности потому что Клезенже работал со слепка обнаженного тела куртизанки.

Куртизанки были натурщицами и музами художников еще со времен эпохи Возрождения.

К примеру, на томной картине Тициана "Венера Урбинская" (1538 год) богиня любви списана с Анджелы дель Моро, одной из самых высокооплачиваемых куртизанок Венеции.

Но к 1860 году Эдуарду Мане надоели полунамеки, и он решил изобразить сцену, знакомую всем (или, по крайней мере, всем городским буржуа мужского пола).

Взяв позу "Венеры Урбинской", Мане нарисовал обнаженную женщину в постели, в одних лишь туфельках, с бархоткой на шее и цветком в волосах. Выражение ее лица суровое и пустое.

Это уже не богиня и не речная нимфа: добро пожаловать в Париж эпохи расцвета домов терпимости.

Современное искусство тоже родилось из проституции - или, по крайней мере, из ее изображения

Моделью Мане для "Олимпии" послужила вовсе не проститутка, а его любимая натурщица, художница Викторина Мёран, которую также можно увидеть на "Завтраке на траве" и на других картинах художника.

Но скандал, вызванный полотном на Парижском салоне 1865 года (в те времена он был главным в мире художественным мероприятием), был беспрецедентным.

Газеты писали, что при виде картины женщины ударялись в слезы, а другие художники выли от ярости.

Мане убрал весь мифологический багаж, делавший изображение проституток приемлемым в мире высокого искусства.

К тому же он сделал это в новой жесткой, брутальной манере, не пытаясь придать пространству объем за счет перспективы. Фигура Олимпии полностью двухмерная, весь акцент сделан на линиях и цвете.

"Олимпия" Мане вызвала скандал в двух плоскостях - формальной и социальной. Женщина Олимпия позирует так, будто она богиня любви, а на самом деле она всего лишь шлюха.

Правообладатель иллюстрации Edouard Manet Image caption Скандальная "Олимпия" "упорно заявляет о собственной материальности"

Картина же "Олимпия" кажется репрезентацией трехмерной сцены, но на самом деле это всего лишь плоская краска.

Поразительный гений Мане заключался в том, что он понимал взаимосвязь этих двух иллюзий.

Плоская манера живописи Мане - позволившая ему писать в радикально двухмерном стиле, из которого в итоге выросло абстрактное искусство - родилась именно благодаря разрушению социальных норм и правил в новом Париже, что символизировалось выдвижением проституток с окраин общества в центр его внимания.

Тиджей Кларк, выдающийся исследователь творчества Мане, однажды написал: "Эта картина упорно заявляет о собственной материальности, делая это посредством взгляда проститутки".

Современное искусство тоже родилось из проституции - или, по крайней мере, из ее изображения.

Сквозь розовые очки

Бодлер, хороший друг Мане, писал не только о том, что искусство - это род проституции, но и о том, что весь Париж был гигантским публичным домом.

Ремесло художника, как продемонстрировал Мане, - это игра с элементами мошенничества: соблазнить глаз путем сокрытия реальности, заставив напечатанные слова или краску на холсте казаться действительностью.

Фантазия вообще была фундаментом современного искусства, но от этого она не переставала быть ложью

Но лишь буржуа - то есть, скажем прямо, мужчина-буржуа - мог быть столь себялюбивым, чтобы сравнить акт художественного творчества с непривлекательной рутиной работы в индустрии секса.

Куртизанок осыпали драгоценностями и купали в ваннах из "Вдовы Клико", но большинство проституток были отчаявшимися созданиями, сбежавшими от жизни во французской глубинке.

У них было мало денег и еще меньше уверенности в собственной безопасности - они нередко становились жертвами насилия.

Временами - например, глядя на пастель Тулуз-Лотрека, запечатлевшую унижение медицинского осмотра, - посетители художественных галерей видели эту жизненную изнанку. Но чаще художники-модернисты писали образ "счастливой шлюшки": независимой, не ищущей себе оправданий и наслаждающейся сексом не меньше мужчин.

Это была фантазия: фантазия вообще была фундаментом современного искусства, но от этого она не переставала быть ложью.

Лишь позднее в XX веке художники - а в особенности художницы - взглянули на реалии проституции без романтических розовых очков.

Правообладатель иллюстрации Auguste Clsinger CC BYSA 2.0 fr Image caption Огюст Клезенже "Женщина, ужаленная змеей"

Прежде всего, мне вспоминается Шанталь Акерман, режиссер-новатор из Бельгии. Ее поучительная лента "Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080" в медленно движущихся планах рассказывает зрителю историю повседневной жизни овдовевшей матери, чей единственный источник дохода - продажа своего тела на своей же квартире.

"Жанна Дильман", одно из знаковых явлений в феминистском кино, рисует проституцию не как личный выбор, а как экономическую необходимость и часть более масштабной системы, в которой женщины никогда не являются подлинно независимыми.

Такую точку зрения не были способны принять самые радикальные художники-мужчины XIX века - даже если они в сумерках дома терпимости и читали ее на лицах бедных женщин.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Culture.

www.bbc.com

Художники и куртизанки: роль проституции в искусстве

Проституция была неотъемлемой составляющей повседневной парижской жизни в конце XIX века. Это важно учитывать для понимания искусства того времени, а заодно и всех последующих художественных течений.

"Олимпия" Мане на выставке в Италии

Мы слишком часто сводим импрессионизм и другие стили французской живописи на рубеже XIX и XX веков к набору стереотипов: картины с подсолнухами и стогами сена, младенцами и балеринами, репродукции которых хорошо смотрятся на почтовых открытках или плакатах на стенах студенческих комнат в общежитии.

Но в те времена французское искусство было отнюдь не буколическим. Париж в конце XIX века переживал серьезную социальную трансформацию, и художники эпохи модерна рисовали не только пейзажи.

Они отражали новые городские реалии во всей их сложности, не стесняясь ничего - в том числе и борделей района Пигаль.

В сентябре в парижском музее Орсе проходит выставка "Блеск и невзгоды: проституция на картинах 1850-1910 годов". Это первая крупная экспозиция, затрагивающая тему столь центральную для французского модерна, которую мы, тем не менее, порой в упор не замечаем. Проститутки были незаменимыми моделями для парижских художников, и на двух ключевых работах эпохи - прямолинейной "Олимпии" Мане и кубических "Авиньонских девицах" Пикассо - изображены работницы секс-индустрии.

Проституция, ныне существующая в тени, была для этих художников фактом современной им жизни и, черпая вдохновение в жрицах любви, они также временами считали, что дистанция от художественной мастерской до борделя не столь уж и велика.

Шарль Бодлер в своих ранних личных дневниках прямо поставил два этих занятия на одну доску, написав: "Что есть искусство? Проституция".

Сейчас мы помещаем проституток на одну из самых низких ступенек социальной структуры общества, о них упоминают с презрением - если вообще упоминают. Но в Париже позднего XIX века проституция была важной составляющей повседневной жизни, частным бизнесом с публичными последствиями. В период правления Наполеона III секс-индустрия работала по строгим правилам, и такое положение дел сохранялось и в начале XX века.

Анри де Тулуз-Лотрек "В салоне на рю де Мулен"

Сутенерство было вне закона, вместо этого женщины легкого поведения должны были регистрироваться в полиции, работать лишь в одном борделе и платить налоги. (Публичные дома во Франции запретили в 1946 году; продавать тело до сих пор законно, но в обществе идет бурная дискуссия о том, не стоит ли запретить покупку услуг проституток, как это сделано в Швеции).

Надзорные органы и инспекторы полиции нравов могли быть очень придирчивыми, и в газетах нередко появлялись заметки о несчастных женщинах, наложивших на себя руки, чтобы их не оттащили в префектуру. Жрицы любви XIX века должны были ежемесячно проходить обязательное медицинское обследование - а оно, как изобразил на своем полотне "В салоне на рю де Мулен" помешанный на проститутках Анри де Тулуз-Лотрек, могло быть более унизительным, чем собственно их работа. На картине крепкие, лишенные кокетства женщины одеты в блузки и чулки, но на них нет юбок и белья; они выглядят как утомленные и обесчещенные жертвы бюрократии, а не своих клиентов. Особенно подвержены чарам проституток и куртизанок были художники и писатели.

На несколько ступенек выше по социальной лестнице располагались куртизанки, предлагавшие клиентам не только тело, но и светский лоск, увлекательную беседу и общественный престиж. Многие из них стали знаменитостями, и об их жизни (а иногда и о содержателях) писали газеты.

Ла Паива, одна из самых заметных куртизанок периода Второй империи (1852-1870), родилась в еврейском гетто в Москве, но в итоге оказалась на Елисейских полях, где принимала гостей в нарочито роскошном доме с ониксовой ванной, из крана которой текло шампанское. Когда она умерла в 1884 году, ее последний супруг распорядился сохранить ее тело в формалине, к немалому изумлению его следующей жены. Особенно подвержены чарам проституток и куртизанок были художники и писатели. Куртизанка Аполлония Сабатье, которую ее почитатели называли Президентшей, сделала из своего дома буржуазный салон, куда частенько заглядывали Эжен Делакруа, Гюстав Флобер и в особенности Шарль Бодлер, которому она служила наемной музой.

В экспозиции в музее Орсе Сабатье представлена мраморная скульптура Огюста Клезенже "Женщина, ужаленная змеей" - в свое время эта работа вызвала большой шум, в частности потому что Клезенже работал со слепка обнаженного тела куртизанки. Куртизанки были натурщицами и музами художников еще со времен эпохи Возрождения. К примеру, на томной картине Тициана "Венера Урбинская" (1538 год) богиня любви списана с Анджелы дель Моро, одной из самых высокооплачиваемых куртизанок Венеции. Но к 1860 году Эдуарду Мане надоели полунамеки, и он решил изобразить сцену, знакомую всем (или, по крайней мере, всем городским буржуа мужского пола). Взяв позу "Венеры Урбинской", Мане нарисовал обнаженную женщину в постели, в одних лишь туфельках, с бархоткой на шее и цветком в волосах. Выражение ее лица суровое и пустое. Это уже не богиня и не речная нимфа: добро пожаловать в Париж эпохи расцвета домов терпимости.

Моделью Мане для "Олимпии" послужила вовсе не проститутка, а его любимая натурщица, художница Викторина Мёран, которую также можно увидеть на "Завтраке на траве" и на других картинах художника. Но скандал, вызванный полотном на Парижском салоне 1865 года (в те времена он был главным в мире художественным мероприятием), был беспрецедентным. Газеты писали, что при виде картины женщины ударялись в слезы, а другие художники выли от ярости. Мане убрал весь мифологический багаж, делавший изображение проституток приемлемым в мире высокого искусства. К тому же он сделал это в новой жесткой, брутальной манере, не пытаясь придать пространству объем за счет перспективы. Фигура Олимпии полностью двухмерная, весь акцент сделан на линиях и цвете. "Олимпия" Мане вызвала скандал в двух плоскостях - формальной и социальной. Женщина Олимпия позирует так, будто она богиня любви, а на самом деле она всего лишь шлюха.

Скандальная "Олимпия" "упорно заявляет о собственной материальности"

Картина же "Олимпия" кажется репрезентацией трехмерной сцены, но на самом деле это всего лишь плоская краска. Поразительный гений Мане заключался в том, что он понимал взаимосвязь этих двух иллюзий. Плоская манера живописи Мане - позволившая ему писать в радикально двухмерном стиле, из которого в итоге выросло абстрактное искусство - родилась именно благодаря разрушению социальных норм и правил в новом Париже, что символизировалось выдвижением проституток с окраин общества в центр его внимания.

Тиджей Кларк, выдающийся исследователь творчества Мане, однажды написал: "Эта картина упорно заявляет о собственной материальности, делая это посредством взгляда проститутки".Сквозь розовые очки

Бодлер, хороший друг Мане, писал не только о том, что искусство - это род проституции, но и о том, что весь Париж был гигантским публичным домом. Ремесло художника, как продемонстрировал Мане, - это игра с элементами мошенничества: соблазнить глаз путем сокрытия реальности, заставив напечатанные слова или краску на холсте казаться действительностью.

Фантазия вообще была фундаментом современного искусства, но от этого она не переставала быть ложью. Но лишь буржуа - то есть, скажем прямо, мужчина-буржуа - мог быть столь себялюбивым, чтобы сравнить акт художественного творчества с непривлекательной рутиной работы в индустрии секса.

Куртизанок осыпали драгоценностями и купали в ваннах из "Вдовы Клико", но большинство проституток были отчаявшимися созданиями, сбежавшими от жизни во французской глубинке. У них было мало денег и еще меньше уверенности в собственной безопасности - они нередко становились жертвами насилия.

Временами - например, глядя на пастель Тулуз-Лотрека, запечатлевшую унижение медицинского осмотра, - посетители художественных галерей видели эту жизненную изнанку. Но чаще художники-модернисты писали образ "счастливой шлюшки": независимой, не ищущей себе оправданий и наслаждающейся сексом не меньше мужчин. Это была фантазия: фантазия вообще была фундаментом современного искусства, но от этого она не переставала быть ложью. Лишь позднее в XX веке художники - а в особенности художницы - взглянули на реалии проституции без романтических розовых очков.

Огюст Клезенже "Женщина, ужаленная змеей"

Прежде всего, вспоминается Шанталь Акерман, режиссер-новатор из Бельгии. Ее поучительная лента "Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080" в медленно движущихся планах рассказывает зрителю историю повседневной жизни овдовевшей матери, чей единственный источник дохода - продажа своего тела на своей же квартире.

"Жанна Дильман", одно из знаковых явлений в феминистском кино, рисует проституцию не как личный выбор, а как экономическую необходимость и часть более масштабной системы, в которой женщины никогда не являются подлинно независимыми. Такую точку зрения не были способны принять самые радикальные художники-мужчины XIX века - даже если они в сумерках дома терпимости и читали ее на лицах бедных женщин.

interesno.cc

Венецианские куртизанки - ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ

Помимо умения выгодно продать свое тело, Фрина умела искусно вести беседу, танцевать, играть на многих музыкальных инструментах, имела хорошее образование и прекрасное чувство юмора. Фриной ("Жаба") ее прозвали из-за оливкового оттенка кожи. (Мнесарета означает "Помнящая о добродетелях") Фрина родилась в Феспии в первой половине IV века до н.э. в семье состоятельного врача Эпикла. Она выросла настоящей красавицей с совершенным телом и сбежала из дома в Афины, чтобы стать гетерой и делать то, что запрещалось допропорядочным женщинам – разговаривать с незнакомыми мужчинами, ходить в откровенных нарядах, пользоваться духами и косметикой. В Афинах она сумела получить хорошее образование, разбогатеть и свести дружбу со многими влиятельными политиками, известными художниками и писателями. Она стала музой великого скульптора Праксителя и знаменитого художника Апеллеса, запечатлевшего ее на века в образе выходящей из воды Венеры. Когда один из отвергнутых ею поклонников обвинил Фрину в оскорблении богов, что каралось изгнанием или смертной казнью, она предстала перед афинским правосудием. Во время процесса знаменитый греческий оратор Гиперид сорвал с нее одежду прямо перед судьями и воскликнул: "Разве может такая красота оскорбить богов?"200 судей были восхищены красотой обнаженной Фрины, и все как один провозгласили ее невиновность. Согласно греческим представлениям о прекрасном, столь совершенное тело не могло скрывать несовершенную душу. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/2/24/327/24327949_ZHan_Leon_ZHerom_Frina_pered_areopagom_1861_szh.JPG Жан Леон Жером. Фрина перед судом Ареопага. 1861 г.Фрина и греческие гетеры заслуживают отдельного рассказа. Их истории необычайно интересны. Я сделаю на эту тему отдельный пост. Если интересно))Венецианские куртизанки вошли в историю благодаря покровительству дожей и свободе нравов в Венеции.

Начиная с эпохи Ренессанса куртизанками (фр.courtisane, итал.cortigiana, "придворная") стали называть проституток, работающих в высших слоях общества. В период эпохи Возрождения появился термин "cortigiane oneste" -"честная куртизанка". В данном случае честность означала только образованность, культуру, хорошие манеры и принадлежность к мещанскому образу жизни.Самые знаменитые куртизанки, оставшиеся в истории - несравненная Imperia, императрица римских куртизанок, писатель и философ римлянка Tullia d'Aragona, венецианские поэтессы Gaspara Stampa и Veronica Franco.

Венецианская куртизанка – романтический, интригующий образ. Это прекрасная дама, балансирующая между пропастью и троном, порочная, умная, талантливая, любимая всеми и ненужная никому.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5f/Joseph_Heintz_d._%C3%84._001.jpg/800px-Joseph_Heintz_d._%C3%84._001.jpg"Куртизанка". Joseph Heintz Старший (1564–1609) Kunsthistorisches Museum

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4d/Tullia_d%27Aragona.jpg"Куртизанка". Предположительно портрет Туллии д’Арагон кисти Моретто или Йозефа Хейнца.

http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/71/Gaspara_stampa1738.jpgПортрет Gaspara Stampa. 1523-1554. Гравюра.

Согласно документу от 1542 года проститутками в Венеции считались все незамужние женщины, имеющие интимную связь с одним или более мужчинами, а также замужние дамы, проживающие отдельно от мужа и имеющие интимные связи с другими мужчинами. В XVI веке их количество составило 10% от общего числа населения. В 1498 году, после 150-летнего принудительного проживания специально отведённом для них квартале, проституткам, наконец, разрешили свободно передвигаться по городу.Один венецианец, вернувшись на родину после долгого проживания за границей, был просто поражен: "Венеция стала настоящим борделем!"

Эти женщины жили в прекрасную и жестокую эпоху расцвета культуры и искусства, когда публичных женщин жестоко преследовали и в них же нуждались.Мужское население было многочисленнее женского, к тому же многие мужчины не имели возможности жениться: моряки и военные в силу профессии, подмастерьям это запрещалась. Венецианская Республика открыла свободную дорогу проституции, чтобы "уберечь благодетель жён и честь мужей". Считалось, что если не будет куртизанок, то "не будет ни порядочных девушек, ни честных жен".

По сравнению с другими городами, Венеция отличалась независимостью и свободными взглядами, поэтому жизнь венецианских куртизанок была относительно спокойной.Проституция приносила городу хороший доход, к тому же контролировать куртизанок было выгоднее, чем содержать их в тюрьмах или казнить за счет казны. Церковь терпимо относилась к куртизанкам, чтобы бороться с гомосексуалиализмом, который был в то время настоящим бичом общества, особенно среди интеллектуалов и религиозных санов. Властями даже был издан официальный указ, обязывающий куртизанок сидеть напротив окон с обнаженной грудью и выставленными на улицу ногами, привлекая собою мужчин для отвращения от гомосексуальных связей.

Куртизанок делили на категории в зависимости от занимаемой ступени на профессиональной лестнице и социального положения в обществе.

Честные куртизанки cortigiane oneste находились на содержании одного или нескольких богатых покровителей из высшего сословия, обладали определенной независимостью и свободой передвижения, были обучены правилам хорошего поведения, умели вести застольную беседу, обладали высокой культурой и нередко литературными талантами.Представители знати открыто содержат куртизанок, окружают их прислугой, покупают им роскошные платья и драгоценности, нанимают им дома или отдают в их распоряжение свой, превращая его в блестящий предмет роскоши. Здесь они бывают совершенно открыто, приводят друзей и устраивают общие празднества. Связь с куртизанкой, безумная трата на нее денег являются одним из способов демонстрации богатств и положения. Особенно богатые содержали целые гаремы куртизанок. Такие содержанки знати, кардиналов и прелатов назывались в Италии — в отличие от обыкновенных meretrices — courtisanae honestae.

В Венеции, по словам Монтеня, насчитывалось полтораста первоклассных куртизанок, соперничавших блеском и роскошью с принцессами. Ради славы содержать знаменитую куртизанку разорился не один аристократ. Ради обладания известной куртизанкой рисковали не только состоянием, но и жизнью. К самым шикарным их них наносили визиты князья и короли, оставляя в их спальнях целое состояние за ночь любви. Такой была знаменитая венецианка Вероника Франко, философ и поэт, женщина, с которой провел ночь французский король ГенрихIII во время своего пребывания в Венеции.

 http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8b/VeronicaFranco.jpgVeronica Franco. Portrait by Paolo Veronese.

Вероника долгое время была подругой великого Тинторетто и принимала в своем салоне знаменитых писателей и художников Италии, Франции и Германии. Говорили, что если она меняла место жительства, "ее переезд напоминал переезд королевы", весть о котором повсюду распространяли посланники.

Благодаря щедрым дарам своих покровителей, честные куртизанки становились владелицами недвижимого имущества, нежились в роскоши, и как самые изысканные принцессы устраивали ежедневные приёмы. Ремесло куртизанок было настолько выгодно, что матери в надежде пристроить дочь под опеку знатного вельможи, готовы были вкладывать немало средств в их обучение. Не все честные куртизанки жили в роскоши, но все без исключения жили в хороших условиях.Траты куртизанок были столь высоки, что в 1542 Декретом Сената Венеции им было запрещено использовать в отделке жилья атласные и тонкие дорогие шёлковые ткани. Декрет не выполнялся, и дома честных куртизанок по-прежнему ломились от роскоши: атласная обивка, расписная мебель, шёлковые балдахины, эротические фрески на потолках. Помимо кошек и собак многие любили держать заморских обезьян и экзотических птиц.

К менее удачливой и более многочисленно категории относились куртизанки низших сословий. Некоторые из них просто не сумели подняться до уровня честных куртизанок, другие, удостоившись такой высокой чести, не смогли удержать положение и скатились вниз. Некоторые из них попадали в публичные дома в злачных кварталах Рима к небогатым грубым клиентам, другие промышляли в оздоровительных салонах - stufe, которые из лечебных и массажных заведений постепенно превратились в своего рода публичные дома, распространившись во всех римских кварталах. Говорят, сам Рафаэль являлся владельцем одной из таких stufe, а Микеланжело был завзятым посетителем stufe, куда приходил совершенствовать технику изображения обнажённых тел.

http://static.diary.ru/userdir/1/6/6/8/1668/35908991.jpg

Честные куртизанки уделяли много времени уходу за телом, не отставая от дам высшего света, а возможно, были даже более опрятны и ухожены.Утром, не вставая с постели, куртизанка совершала тщательный туалет, очищая зубы и омывая свое тело отваром из ароматных трав. Затем служанки приводили ей в порядок волосы и ногти, опрыскивали духами и умащивали благовониями.В то время вошли в моду светлые волосы. Художники изображали златовласых ангелов и мадонн, поэты воспевали светловолосых красавиц. И тогда все венецианки стали осветлять волосы, часами просиживая на открытых террасах под лучами палящего солнца. Они покрывали голову широкополой соломенной шляпой без дна, высвободив наружу волосы, смазанные раствором из осадка белого вина и оливкового масла. Но уже в XV веке Caterina Sforza осветляла волосы более простым способом, без солнечных ванн, с помощью красителей из соды и углекислого калия.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/29/878/29878320_1530s2PalmaVecchio.jpgPalma Vecchio. Courtesan.

Одежда честных куртизанок совершенно не отличалась от нарядов дам высшего света, так что порой было трудно определить на глаз, кто есть кто. Поэтому во Флоренции в 1546 был заново введён в действие средневековый закон, обязывающий куртизанок использовать опознавательные знаки: покрывать лицо жёлтой вуалью или прикреплять к одежде жёлтый бант. В 1562 году ношение вуали заменили беретом.Туалеты куртизанок по роскоши не уступали туалетам благородных дам, а те в свою очередь ни в чем не уступали куртизанкам. Благородные дамы носили такое же открытое декольте, так что даже в храм являлись с практически обнаженной грудью, прикрыв соски прозрачной тканью или сеткой.Один английский путешественник так описывает венецианок: "Платья венецианских дам спереди и сзади, укреплены китовым усом. Светлые волосы уложены толстыми косами в виде своеобразных рогов. Сзади на плечи спадает чёрная вуаль, не закрывающая ни волос, ни плеч, ни грудей, которые открыты почти до живота. Женщины кажутся выше мужчин, так как носят обувь на очень высокой платформе, почти 50 см.

 http://static.diary.ru/userdir/1/6/6/8/1668/35908991.jpgПоэтому рядом с госпожой идут две служанки, на одну дама опирается при ходьбе, другая несёт её шлейф. Нетвёрдой походкой передвигаются молодые и пожилые дамы, показывая обнажённую грудь всем встречным."

В каждом городе была своя мода, но повсюду, честных куртизанок и знатных дам объединяло общее желание носить самые дорогие и изысканные ткани. Часто материя украшалась золотыми подвесками или драгоценными камнями, иногда ткань была соткана с золотой нитью в виде сетки с прикрепленным к ней жемчугом. Не говоря уже о драгоценностях, колье, цепях, браслетах, диадемах с крупными алмазами, рубинами, и жемчугами. Все это носилось не только вечером, но и днем. Куртизанки низшего ранга носили менее дорогую одежду, но они так же использовали шёлковые ткани, золотые браслеты, серебряные цепи и тонкие шёлковые чулки.Когда был выпущен указ, запрещающий римским куртизанкам носить золото, серебро, вышивки, бархат и другие дорогостоящие вещи, женщины прибегли к уловке и стали прятать свои изысканные наряды под длинными накидками в виде плаща.Впрочем, этот указ распространялся на всех женщин и был связан не с моралью, а скорее направлен на борьбу с излишествами, причиняющую вред всему обществу. Мода на роскошные наряды привела к тому, что девушки из хороших семей не имели возможности выходить замуж. Чтобы обеспечить девушке достойное приданное с дорогими нарядами, многие семьи приходили в разорение.

http://static.diary.ru/userdir/1/6/6/8/1668/35908868.jpg

В 1535 году в Венеции вышел закон, обязывающий граждан вести более скромный образ жизни с прилагаемым к нему списком разрешенных драгоценностей: - чепцы из золотых или серебряных нитей, ценой не выше 10 дукатов- кольца или одна нить жемчуга не дороже 200 дукатов (позволено носить только на шее) - одна золотая цепочка или бусы не дороже 40 дукатов. Перечисленные драгоценности уже сами по себе целый капитал, поэтому можно только предположить, какими богатствами владели венецианцы того времени.

Затем пришла новая мода на ношение мужской одежды. Эта вольность сразу же была запрещена местными властями и церковью. Французский путешественник XVIII века с изумлением сообщает в письме приятелю, что "итальянские куртизанки носят под юбками небольшие штанишки". Этот предмет туалета обнаруживается именно у куртизанок – панталоны считались крайне неприличными, так как означали узурпацию мужского предмета туалета. Правда, сами венецианские куртизанки находили, что в мужскую одежду облачаются лишь те, у кого не хватает средств на роскошные женские туалеты.

103.90 КБФрагмент картины The Family of Darius before Alexander the Great (detail) 1570

Все куртизанки пользовались декоративной косметикой. Имеющие хороший вкус пользовались румянами очень умеренно, только лишь для того, чтобы скрыть излишнюю бледность. Вымывшись, накрасившись, причесавшись и одевшись, куртизанка начинала свой день, совершая прогулку по улицам города в сопровождении поклонников, которые задаривали красавиц подарками. Бывало, что в праздники куртизанка со свитой наведывалась в церковь, вызывая протесты населения и городских властей. В храме они продолжали обниматься, хихикать с кавалерами, выкрикивать непристойности и употреблять неуместные жесты, будто это не церковь, а карнавальное шествие.Но не все куртизанки вели себя подобным образом, некоторые из них скромно молились в церкви, в сторонке от честных женщин.

Обедали куртизанки обычно скромно и быстро, в одиночестве или в кругу семьи. А вот ужин обычно оплачивали её любовники и состоял он не меньше чем из пяти блюд, иногда доходил до двадцати. На стол подавались дорогие вина, разные сорта салатов и зелени, огромное количество дичи. По этому случаю в Венеции был даже запрещён отстрел фазанов и других диких птиц, запрещалось употребление куропаток, фазанов, павлинов, голубей, диких петухов, устриц, шампиньонов и марципанов. Но как часто бывает, закон остался лишь на бумаге. За ужином и танцами вечер затягивался. Когда все гости начинали расходиться, оставался лишь тот, кому была обещан ночь любви.

http://i063.radikal.ru/0910/5b/a726402454fc.jpg

Салоны знаменитых куртизанок посещали известные артисты, поэты, представители местной власти и иностранные вельможи. Особо важных гостей куртизанка принимала в отдельном boudoir, остальные приглашались в общий салон, где с ними заигрывали, одаривая поцелуями и многообещающими взглядами. Чтобы вызвать ревность у поклонников, хозяйка дома нередко удалялась на некоторое время с одним из гостей в свою спальню.

http://static.diary.ru/userdir/1/6/6/8/1668/35909060.jpg

В то время существовало довольно мало общественных публичных развлечений, обычно это были карнавальные или религиозные процессии, иногда праздники в честь высоких гостей. Молодые и образованные люди не имели большого желания проводить тоскливые вечера в семейном кругу с жёнами, не умевшими связать двух слов. Их тянуло в общество куртизанок, где можно было пообщаться, поиграть, потанцевать и повеселиться.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/29/878/29878579_1560sParrhasio.jpgMichiel Parrhasio. Courtesan Playing Lute

В высших салонах много говорилось о литературе, поэзии и искусстве. Imperia читала книги на латинском языке и сочиняла стихи. Madrema-non-vuole настолько владела искусством общения, что её сравнивали с Цицероном, она знала наизусть всего Петрарку и Боккаччо и огромное количество стихов на латыни. Gaspara Stampa и Veronica Franco были признаны в Венеции талантливыми поэтессами. Посетители таких салонов оставили упоминания о куртизанках в своих литературных трудах.

ФРАНКО ВЕРОНИКА (VERONICA FRANCO) 1546-1591.Итальянская куртизанка и поэтесса. Родилась в Венеции и была единственной дочерью из четырех детей в семье Агостино Франко, небогатого человека благородного присхождения и известной куртизанки Паолы Ваноцца Фракасса (Paola Fracassa)Вероника воспитывалась в атмосфере свободных нравов, обучалась в основном присутствуя на уроках, даваемых ее братьям частными учителями. Но зато она могла наблюдать в салоне своей матери за выдающимися людьми. Ведь в салон к Ваноцце наведывались великие художники, писатели и мыслители эпохи Возрождения. Кто-то из них исправлял ее сочинения по латыни и французскому, кто-то учил держать с изяществом и твердостью арфу и кисть. К 14 годам Вероника владела этикетом, отличалась знанием наук и языков, писала стихи, неплохо играла на лютне и спинете.

http://static.diary.ru/userdir/1/6/6/8/1668/35909333.jpgПортрет Вероники Франко. 1575. Предположительно кисти Веронезе или Доменико Тинторетто. Вустерский музей искусств. Массачусетс.

Мать Вероники Веноцца считалась одной из самых дорогих куртизанок Венеции.Сам великий Тинторетто захаживал в ее салон. Однажды, когда изящный флирт гостя с хозяйкой за полным яствами столом уже заканчивался и приближался переход в спальню, в залу вошла стройная девушка. Ее кожа как-будто светилась в лучах солнца, она несла свою высокую грудь гордо и волнующе. Девушка подошла к хозяйке, почтительно поцеловала ей руку и исчезла за драпировкой двери. - Кто она? - спросил Тинторетто. - Вероника, моя дочь, - сухо ответила Ваноцца. Гость впервые отвернулся от нее, и это вызвало в ней досаду. Восхищенный Тинторетто не обратил на это внимания. - Идеальная красота! Я должен написать ее портрет! Завтра же! Он ушел, отказавшись от ласк Ваноццы.

Вероника оказалась великолепной натурщицей, и вскоре портрет был готов. Художник показал его Ваноцце, ожидая похвал, но та лишь спросила: - И как же Вы назовете эту работу? - "Женщина, приоткрывающая свою грудь". С этой минуты больше всего на свете Ваноцца хотела побыстрее избавиться от дочери.Это был день, когда Ваноцца почувствовала в Веронике опасную соперницу. Ей было уже 33 года, возраст по меркам XVI века для женщины весьма почтенный. Как всегда в трудную минуту, Ваноцца обратилась за помощью к мужу, и тот без труда выдал решение: - Веронике пора замуж! И тут же предложил в женихи Paolo Panizza, богатого врача с обширными связями, обслуживающего венецианскую аристократию. Правда, ему 45, он толст, плешив, нечистоплотен и патологически скуп… Но чем не выгодная партия? Увидев будущего супруга, Вероника ужаснулась. - И я должна принадлежать этому монстру? Никогда! Но синьор Франко был непреклонен: - Или под венец, или в монастырь!И Вероника пошла под венец.

Однако очень скоро супруги расстались, и Франко потребовала вернуть ей приданое. Так же как и мать, она стала профессиональной куртизанкой.Франко родила шестерых детей от разных мужчин, трое из которых умерли в детстве. Благодаря своей профессии она содержала большой дом, хозяйство, прислугу, имела возможность нанимать детям частных учителей.Познакомившись с известным в Венеции "литературным советником" Доменико Вениером, она вошла в элитарный литературный салон, где собирались поэты, художники, музыканты и политики. Гостями салона были знатные венецианцы и гости города. Они читали друг другу свои стихи, наслаждались игрой музыкантов, играли сами, пели, развлекались, вели светские разговоры, сплетничали, любезничали, заводили любовные интрижки.

Читала здесь свои стихи и Вероника Франко. Позже они были опубликованы в сборнике "Terze rime". До нас так же дошли 50 писем Франко "Lettere di cortegiane", одно из которых адресовано французскому королю Генриху III, 21 письмо к Тинторетто, в том числе с благодарностью за написанный им ее портрет, остальные о повседневной жизни, обсуждение литературных проектов, размышления о придворных нравах и женских добродетелях.

Несмотря на то, что Франко принадлежала к кругу придворной элиты, это не оградило ее от преследования инквизиции. В 1580 она предстала перед инквизиционным трибуналом, оговоренная наставником своего сына Ридольфо Ваннителли (Ridolfo Vannitelli), обвинившим ее в колдовстве. Благодаря умелой защите, помощи Доменико Вениера и предрасположенности к ней некоторых членов трибунала, она не была осуждена, но сам процесс нанес ее репутации непоправимый ущерб. В годы чумы (1575-77) она лишилась большей части своего имущества, личных средств и многих друзей. После смерти в 1582 г. ее друга и покровителя Доминика Вениера она вынуждена была переселиться в район, где доживали свои дни обедневшие проститутки и умерла там в возрасте сорока пяти лет.

p-i-f.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта