Творческое объединение "Голубая роза". Картина голубая роза


Голубая роза

Художественное объединение

"ГОЛУБАЯ РОЗА."

Годы между двумя революциями характеризуются напряженностью творческих исканий, иногда прямо исключающих друг друга. В 1907 г. в Москве журналом «Золотое руно» была устроенаединственная выставка художников –последователей Борисова-Мусатова, получившая название «Голубая роза». Ведущим художником «Голубой розы» стал П. Кузнецов. Вокруг него еще в годы обучения сгруппировались М. Сарьян, Н. Сапунов, С. Судейкин, К. Петров-Водкин, А. Фонвизин, скульптор А. Матвеев. Ближе всего «голуборозовцы» к символизму, что выразилось прежде всего в их «языке»: зыбкости настроения, смутной, непереводимой    музыкальности ассоциаций, утонченности цветовых соотношений. В русском искусстве символизм скорее всего сформировался в литературе, в самые первые годы нового века уже звучали такие имена, как А. Блок, А. Белый, В. Иванов, С. Соловьев. Отдельные элементы «живописного символизма» проявились и в творчестве Врубеля, о чем уже говорилось, Борисова-Мусатова, Рериха, Чюрлениса. В живописи Кузнецова и его сподвижников оказалось немало точек соприкосновения с поэтикой Бальмонта, Брюсова, Белого, только они приобщались к символизму через оперы Вагнера, драмы Ибсена, Гауптмана и Метерлинка. Выставка «Голубой розы» представляла некий синтез: на ней выступали поэты-символисты, исполнялась современная музыка. Эстетическая платформа участников выставки сказалась и в последующие годы, и название этой выставки стало нарицательным для целого направления в искусстве второй половины 900-х годов. На всей деятельности «Голубой розы» лежит также сильнейший отпечаток воздействия стилистики модерна (плоскостно-декоративная стилизация форм, прихотливость линейных ритмов)

.В произведенияхПавла Варфоломеевича Кузнецова (1878– 1968) отражены основные принципы «голуборозовцев». В его творчестве воплощена неоромантическая концепция «прекрасной ясности» (выражение поэта М. Кузмина). Кузнецов создал декоративное панно-картину, в котором стремился абстрагироваться от житейской конкретности, показать единство человека и природы, устойчивость вечного круговорота жизни и природы, рождение в этой гармонии человеческой души. Отсюда стремление к монументальным формам живописи, мечтательно-созерцательной, очищенной от всего мгновенного, общечеловеческие, вневременные ноты, постоянное желание передать одухотворенность материи. Фигура – только знак, выражающий понятие; цвет служит для передачи чувства; ритм – для того, чтобы ввести в определенный мир ощущений (как в иконописи – символ любви, нежности, скорби и пр.). Отсюда и прием равномерного распределения света по всей поверхности холста как одна из основ кузнецовской декоративности. Серов говорил, что природа у П. Кузнецова «дышит». Это прекрасно выражено в его Киргизской (Степной) и Бухарской сюитах, в среднеазиатских пейзажах. («Спящая в кошаре» 1911 г., как пишет исследователь творчества Кузнецова А. Русакова, – это образ мечтательного степного мира, покоя, гармонии. Изображенная женщина – не конкретное лицо, а киргизка вообще, знак монгольской расы.) Высокое небо, безбрежная пустыня, пологие холмы, шатры, стада овец создают образ патриархальной идиллии. Извечная, недосягаемая мечта о гармонии, о слиянии человека с природой, которая во все времена волновала художников («Мираж в степи», 1912, ГТГ). Кузнецов изучал приемы древнерусской иконописи, раннего итальянского Возрождения. Это обращение к классическим традициям мирового искусства в поисках своего большого стиля, как верно замечено исследователями, имело принципиальное значение в период, когда нередко вообще отрицались какие-либо традиции.

Экзотика Востока – Ирана, Египта, Турции – претворена в пейзажах Мартироса Сергеевича Сарьяна (1880–1972). Восток был естественной темой для художника-армянина. Сарьян создает в своей живописи мир, полный яркой декоративности, более страстный, более земной, у чем Кузнецова, причем живописное решение всегда построено на контрастных соотношениях цвета, без нюансов, в резком теневом сопоставлении («Финиковая пальма, Египет», 1911, карт., темпера, ГТГ). Заметим, что ориентальные произведения Сарьяна с их цветовыми контрастами появляются раньше работ Матисса, созданных им после путешествия в Алжир и Марокко. Образы Сарьяна монументальны благодаря обобщенности форм, большим красочным плоскостям, общей лапидарности языка – это, как правило, обобщенный образ Египта ли, Персии, родной Армении, сохраняющий при этом жизненную естественность, как будто написан с натуры. Декоративные полотна Сарьяна всегда жизнерадостны, они отвечают его представлению о творчестве: «...произведение искусства – само результат счастья, то есть творческого труда. Следовательно, оно должно разжечь в зрителе пламя творческого горения, способствовать выявлению присущего ему от природы стремления к счастью и свободе». Кузнецов и Сарьян разными путями создавали поэтический образ красочно-богатого мира, один – опираясь на традиции древнерусского искусства иконы, другой –древнеармянской миниатюры. В период «Голубой розы» их объединял также интерес к ориентальским мотивам, символические тенденции. Импрессионистическое восприятие действительности художникам «Голубой розы» свойственно не было.

Н.Н. Сапунов

 «Голуборозовцы» много и плодотворно работали в театре, где тесно соприкоснулись с драматургией символизма. Н.Н. Сапунов (1880–1912) и С.Ю. Судейкин (1882–1946) оформляли драмы М. Метерлинка, один Сапунов –Г. Ибсена и блоковский «Балаганчик». Эту театральную фантастику, ярмарочно-лубочную стилизацию Сапунов перенес и в свои станковые произведения, остро-декоративные натюрморты с бумажными цветами в изысканных фарфоровых вазах («Пионы», 1908, темпера, ГТГ), в гротескные жанровые сцены, в которых реальность смешивается с фантасмагорией («Маскарад», 1907, ГТГ). С.Ю. Судейкин

studfiles.net

Творческое объединение "Голубая роза"

Творческий союз «Голубая роза» возник в начале 20 столетия, в те годы, когда большой популярностью пользовалось такое направление в искусстве, как символизм. Костяк составили художники Петр Уткин, Павел Кузнецов, скульптор Александр Матвеев. Вскоре появились и другие участники. Художникам-символистам в Советском Союзе делать было нечего, тем не менее большая часть членов «Голубой розы» после революции осталась в России. А некоторые из них внесли вклад в развитие отечественной скульптуры и живописи.

художники голубой розы

Предыстория

В начале XX столетия имена французских символистов Анри Фантен-Латура, Поля Серюзье, Пьера Пюви де Шаванна были всемирно известны. В России это направление было еще мало развито. Представители «Голубой розы» считали своим предшественником Михаила Врубеля. Творчество этого художника было близко к символистам: его полотна привлекали красочностью, тонкостью палитры, стремлением к изображению нереального мира. Однако непосредственное влияние на формирование творческого объединения оказал В. Борисов-Мусатов. Образы на его полотнах окутаны некой дремотой, персонажи обитают в мире покоя.

борисов мусатов призраки

Борисов-Мусатов родился в Саратове, в юности уехал в Париж, но нередко наведывался в родной город. В девяностые годы XIX столетия он познакомился с Павлом Кузнецовым, Александром Матвеевым, Петром Уткиным. Борисов-Мусатов, будучи опытным живописцем, преподал начинающим художникам несколько уроков символизма и экспрессионизма.

Все трое вскоре уехали в Москву, где поступили в Училище живописи, ваяния и зодчества. То есть основателями объединения «Голубая роза» стали уроженцы Саратова и выпускники учебного заведения, которое в дореволюционной России считалось одним из лучших. В годы учебы молодые художники сблизились и с другими живописцами, ставшими впоследствии членами творческого союза.

"Алая роза"

За три года до основания творческого объединения прошла выставка картин Уткина и Кузнецова. Правда, здесь были и полотна других живописцев, в том числе Борисова-Мусатова и Врубеля (таким образом устроители выставки подчеркивали влияние мастеров на их творчество).

Выставка называлась «Алая роза». Откуда взялось такое название, неизвестно. Этот цветок в разное врем вдохновлял и романтиков, и символистов. Через несколько лет прошла еще одна выставка, которая уже называлась так же, как и объединение, основанное Кузнецовым, Уткиным и Матвеевым.

Почему роза?

Голубой нил - сорт роз, выведенный в конце прошлого столетия. К слову, лепестки такой розы не синие, а нежно-сиреневые. На европейских просторах не произрастают цветы насыщенного синего цвета, если не считать комнатную фиалку. Голубую розу вывели только в 2004 году. Все, что встречалось ранее - всего лишь цветы, окрашенные по особой технологии.

Описание голубой розы приводить здесь не будем. Скажем лишь, что цветок этот поэтами воспринимался как символ недостижимого идеала. «Голубая роза» - объединение художников, изображавших на своих полотнах (на раннем этапе творчества) абстрактные образы. Были бы они приверженцами реализма, назвали бы свой союз иначе.

голубой цветок

Раннее творчество основателей «Голубой розы»

На фото ниже - репродукции картин Уткина и Кузнецова. Но в основном это полотна, созданные после основания творческого объединения. Художников связывала многолетняя дружба. Они не раз работали над общими проектами по оформлению частных домов и театральных постановок. От Борисова-Мусатова молодые художники заимствовали пастельно-розовые и серо-голубые дома, от него они узнали о последних тенденциях в искусстве и принципах модного в то время символизма.

картина петра уткина

Другие художники

Члены творческого объединения, с которыми основатели познакомились в годы учебы, - Николай Сапунов, Мартирос Сарьян, Сергей Судейкин, Анатолий Арапов, Николай Крымов, Василий и Николай Милиоти, Николай Феофилактов, Иван Кнабе. Некоторое время с "Голубой розой" сотрудничал и Кузьма Петров-Водкин. Однако он так и не стал ее участником.

Первое время художники трудились преимущественно над театральными декорациями. Еще до основания "Голубой розы" Сапунов и Кузнецов создали эскизы к опере Вагнера "Валькирия". Чуть позже они работали над декорациями в театре "Эрмитаж".

А следует сказать, что творчество молодых художников вызывало неблагоприятные отзывы критиков. Уткин, Кузнецов и Петров-Водкин работали над проектом по росписи одного из известнейших саратовских храмов. Фрески, созданные ими, признали "нехудожественными" и уничтожили.

петр уткин золотая осень

Николай Рябушинский и журнал «Золотое руно»

Объединение «Голубая роза», возможно, не получило бы широкой популярности, если б не известный в ту пору меценат. Николай Рябушинский был редактором журнала «Золотое Руно». Он также организовал первую выставку художников «Голубой розы».

Журнал вышел 1906 году. Рябушинский денег на него не жалел. В журнале было много красочных иллюстраций, каждая страница украшалась виньетками, золотыми вставками. Всего вышло 34 номера «Золотого руна». Четкой концепции этого издания не было. С журналом сотрудничали Федор Сологуб, Константин Бальмонт, Иван Бунин, Леонид Андреев, Корней Чуковский. Однако первые номера посвящались исключительно творчеству художников-символистов.

журнал золотое руно

Галерея на Мясницкой

В марте 1907 года благодаря стараниям Рябушинского прошла выставка «Голубая роза», в честь которой названо было позже творческое объединение. В галерее на Мясницкой свои работы представили шестнадцать художников. Почти все они были будущими членами объединения. Это мероприятие прошло уже после смерти главного вдохновителя - Борисова-Мусатова. Идея названия - «Голубая роза» - принадлежала Сапунову, черпавшему вдохновение в работах английского художника Обри Бердслея.

Интерьер дома, в котором прошла выставка, был оформлен соответствующе: повсюду стояли вазы с розами, стены окрашены были в голубые тона. Играла музыка Александра Скрябина.

Картины голуборозовцев вызвали неоднозначную реакцию. Один из видных русских искусствоведов назвал работы художников-символистов несодержательными, близкими к декадентству. Однако критик Сергей Маковский о картинах отозвался весьма восторженно. Работы художников-символистов похвалил и один из самых загадочных русских художников - Казимир Малевич.

В 1909 году Рябушинский организовал еще одну выставку. К этому времени меценат отдавал предпочтение такому направлению, как кубизм. На выставке представлены были картины Дерена, Брака, Матисса, Марке. Выставили свои полотна также Михаил Ларионов и Наталья Гончарова.

Третья выставка прошла в начале 1910 года. К тому времени журнал «Золотое Руно» уже не публиковался из-за финансовых проблем, в чем и крылась причина непопулярности последнего мероприятия. Однако имена членов «Голубой розы» были хорошо известны и поклонникам искусства, и меценатам. Художников приглашали в различные проекты, но они стремились не только к созданию произведений живописи и скульптуры, но и к синтезу искусств. То есть «Голубая роза» была задумана как союз не только живописцев, но и всех тех, кто отдает в своем творчестве предпочтение символизму.

Как ни странно, общей идеи у членов творческого объединения как таковой не было. После выставки, состоявшейся в январе 1910 года, художники перестали работать над совместными проектами. Да и картины их имели мало общего. Так, Кузнецова, много путешествовавшего по Средней Азии, вдохновляли восточные мотивы. Сарьян писал родные армянские пейзажи. Крымов и Феофилактов прониклись идеями неоклассицизма и сюжетами древнегреческих мифов.

После революции

Эмигрировали Сергей Судейкин, Николай Милиоти, Николай Рябушинский. Остальные, кто так или иначе был связан с организацией «Голубой розы», остались в России. Хотя символизм советская цензура не принимала. Одни занялись преподавательской деятельностью. Другие устроились в государственные учреждения по защите памятников культуры. В конце двадцатых годов Кузнецов, проработавший несколько лет в журнале «Путь освобождения», был уволен из-за отрицательного отзыва о его работах. Стоит рассказать подробнее о самых ярких членах «Голубой розы».

Павел Кузнецов

Будущий художник родился в 1878 году, как уже было сказано, в Саратове. Отец его был иконописцем. В детстве и юности Павел Кузнецов посещал студию живописи и рисования. Здесь он и познакомился в Борисовым-Мусатовым. В 1897 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Дар этого художника сочетался с необыкновенной энергией. Кузнецов прожил долгую, интересную жизнь.

С символистами он сблизился в 1902 году, а прежде всего - с Валерием Брюсовым. Тогда же и началось сотрудничество Кузнецова с журналом «Золотое руно». В 1906 году Кузнецов ездил в Париж. Во французской столице он посетил студии известных художников и принял участие в выставках, в результате чего стал членом еще одного творческого союза.

кузнецов сны наяву

После 1910 года в его творчестве наступил кризис. В картинах Кузнецова наблюдались повторяющиеся мотивы. Казалось, художник исчерпал себя. В его творчестве наметился новый взлет только после посещения Средней Азии. Павел Кузнецов работал до последних дней своей жизни. Умер в 1968 году, в Москве. Известные работы мастера: «Голубой фонтан», «Вечер в степи», «Спящая в кошаре», «Рождение», «Узбечка», «Горная Бухара», «Табачницы».

Голубой фонтан Кузнецова

Петр Уткин

Будущее член объединения «Голубая роза» родился в Тамбове в 1877 году. Начальное художественное образование получил в Саратове. Уткин учился у Серова, Левитана. Большая часть работ этого художника выполнена в голубых тонах. Умер Петр Уткин в 1934 году, в Ленинграде.

Александр Матвеев

Этот скульптор – одна из ярчайших фигур в русском искусстве начала 20 века. Он принимал участие в организации не только «Голубой розы», но и других творческих объединений. После революции Матвеев работал в Петроградском училище технического рисования, внес существенный вклад в развитие советской художественной школы. Большую часть своей жизни занимался преподавательской деятельностью. Умер Матвеев в 1960 году.

fb.ru

ГОЛУБАЯ РОЗА ОБЪЕДИНЕНИЕ ХУДОЖНИКОВ: Серебряного века силуэт

Театр оказался той почвой, где живопись Голубой розы и символизм встретились непосредственно. Вскоре цвет алой розы как цвет реальности, свежести, плоти и крови перестаёт удовлетворять художников и превращается в оттенок сине-голубой. В 1920-е гг. некоторые из участников выставки вошли в художественные объединения «Маковец» и «Четыре искусства».

Художественное объединение мастеров «Голубая роза» прекратило своё существование в 1910 году. Часть участников отошли от символизма, но продолжали создавать романтически-одухотворённые образы. В выставке принимал участие и Борисов-Мусатов. Отныне объединение живописцев называется «Голубая роза». Предпочтение голубого цвета не простая дань моде. Сине-голубые тона – символ эпохи модерн. Живопись великого Эль Греко, также имеет холодный, неземной оттенок голубого.

В частности, со времени романтизма начала-середины XIX века сине-голубой стал символом вселенского одиночества, удалённого, непостижимого идеала. В этой выставке принимали участие Н. Сапунов, А. А. Арапов, П. В. Кузнецов, Н. П. Крымов, братья Н. Д. и В. Д. Милиоти, Н. П. Феофилактов.

Картины художников. Объединение «Голубая роза»

Всё члены объединения «Голубая роза» вскоре после выставки разъехались кто куда, получив масштабные заказы от их меценатов. Акцент сказочности и экзотики картин художников «Голубой розы» были привнесены восточными мотивами.

Основу выставки составляли работы участников более ранней экспозиции — «Алая роза», проведённой в 1904 году в Саратове. Большинство представленных на выставке полотен было создано в стиле модерн в его московском варианте. Ответное заявление на страницах журнала «Золотое руно» опубликовал В. Милиоти в нём художник отстаивал значение выставки как новой вехи в развитии русского искусства. М.А. Врубель принимал участие в их выставках.

Музыкальная ритмика картин заставляла жить их своей жизнью, создавала трансцендентное бытие, существуя вне реального времени и пространства. А начиналось всё с «музыкальных» полотен духовного наставника молодых художников, саратовца В. Э. Борисова-Мусатова. Его картины-элегии с размытыми в тумане красками, неспешным ритмическим движением напоминают давно забытый старинный мотив, несущий неразгаданную вековую печаль. Герои его произведений находятся между сном и явью или кажутся погружёнными в мистический сон, что делает их обитателями иных миров («Сон божества»).

Триумф синего цвета можно напрямую связать с триумфом европейского христианства в период зрелого средневековья. С XIV века он становится любимым цветом европейской цивилизации, её символом. Государственная Третьяковская Галерея.), где обыденная реальность преображается под действием волшебства, как в произведении М. Метерлинка «Синяя птица».

18 марта 1907 года в Торговом доме М. С. Кузнецова на Мясницкой состоялась юбилейная выставка, знаменующая 10-летие группы молодых художников-символистов. Она стала эпохальным событием в истории русского искусства. Новое направление в искусстве стало именоваться по названию выставки «Голуборозовским». В результате выставка в Торговом доме Товарищества стала не просто выставкой, а настоящим интерактивным действом, только на этот раз выходившим за рамки домашних и заводских постановок Кузнецовых.

Художник Сергей Виноградов вспоминал, что это «Была сенсация в московском мире искусства. И устроена она была с такой исключительной изысканностью красоты, что подобного не видели никогда. И. Грабарю, наоборот, выставка казалась блажью молодёжи, символистическим кривлянием: «на выставке было непростительно много «приятностей» и до одури иного «вкуса»».

И это были действительно сны, но только не кошмарные, а сны, похожие на тихую, светлую кончину великого живописца. Тихо. И картины — как молитвы». Подобно сказке «Синяя птица» в работах художников было много чистого, незамутнённого, как душа ребёнка. Н. Кочетов: «А вот и картинки Миши, когда ему было всего семь лет. Виноват. Вокруг выставки разгорелась целая полемика, и в центре её был торговый дом М. С. Кузнецова, воспринимающийся теперь колыбелью символизма.

Художественное объединение «Голубая роза» из-за своего ухода от реализма, условности и излишнего декоративизма («формализма») было незаслуженно «забыто» в советский период. 1. И. Гофман Русский символизм. Имя Розы это вечная неразгаданность тайного кода Вселенной.

mariantas.ru

Голубая роза объединение | Серебряного века силуэт...

Голубая роза — художественное объединение символистской направленности, получившее название от одноименной выставки. Костяк объединения составляли участники выставки «Алая роза», прошедшей в 1904 г.

Выставка «Голубая роза», организованная на средства мецената и издателя «Золотого руна», художника-любителя Н. Рябушинского открылась 18 марта 1907 г. в Москве на Мясницкой улице в доме фабриканта фарфора М. Кузнецова.

Мартирос Сарьян. Любовь. Сказка. 1906.

В залах, декорированных серебристо-серыми и нежно-голубыми тканями, разместились живописные и графические работы четырнадцати художников — П. Кузнецова, П. Уткина, Н. Сапунова, М. Сарьяна, С. Судейкина, Н. Крымова, А. Арапова, А. Фонвизина, Н. и В. Милиоти, Н. Феофилактова, В. Дриттенпрейса, И. Кнабе и Н. Рябушинского. Здесь же располагались скульптурные работы А. Матвеева и П. Бромирского. Звучала музыка русских композиторов в исполнении лучших музыкантов, читали свои стихи Андрей Белый и В. Брюсов.

Название выставки и объединения, а также стилистика работ участников тесно связаны с эстетикой символизма. Голубой цвет — цвет неба, воды, бесконечного пространства — как бы олицетворял поэтическую мечту и реальность, тоску и надежду.

«Голубая роза» была групповой выставкой, сплоченной единой эстетической программой. Благодаря ее появлению прежние художественные объединения, включая «Мир искусства», потеряли прежнее значение. Продолжив начинания «Мира искусства», «Голубая роза», вместе с тем, противостояла мирискусническому стилизму и литературности и внесла принципиально новое в художественное сознание эпохи. Она явилась первым шагом русского искусства за пределы XIX века.

Исключительность «Голубой розы» состояла в том, что его художники смогли пластически выразить нематериальные категории — эмоции, настроения, душевные переживания. Сделав неопримитивизм своей неотъемлемой частью, «Голубая роза» явилась предтечей русского авангарда. Ее идеи были подхвачены и по-своему развиты в творчестве Н. Гончаровой, М. Ларионова, К. Малевича.

Выставку посетило более пяти тысяч человек.

Объединение «Голубая роза» прекратило свое существование в 1910 г. Его участники собрались еще раз в 1925 г. на выставке «Мастера «Голубой розы» в Третьяковской галерее.

silverage.ru

"Голубая роза" - это... Что такое "Голубая роза"?

объединение русских художников-символистов, названное по одноимённой выставке, состоявшейся в Москве в 1907 г. Организатором и спонсором выступил Н. П. Рябушинский – предприниматель и меценат, художник-любитель, издатель журнала «Золотое руно», с которым сотрудничали поэты-символисты (А. Белый, Д. С. Мережковский, А. А. Блок, В. Я. Брюсов и др.). Вероятно, именно Брюсов предложил название «Голубая роза», выражавшее поэтическую мечту о несбыточно-прекрасном. Объединение просуществовало до 1910 г.

Н. Н. Сапунов. «В парке. Влюблённые». Нач. 1900-х гг. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

  Ядро объединения составили живописцы, участвовавшие в выставке «Алая роза» (Саратов, 1904): А. А. Арапов, П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, С. Ю. Судейкин, П. С. Уткин, Н. П. Феофилактов. На саратовской выставке были представлены также произведения мастеров старшего поколения – М. А. Врубеля и В. Э. Борисова-Мусатова, которых молодые художники считали своими предшественниками. Выставка «Голубая роза» демонстрировала, таким образом, преемственность поколений в искусстве русского символизма. В ней участвовали, помимо саратовцев, живописцы Н. П. Крымов, П. И. Бромирский, И. А. Кнабе, В. П. Дриттенпрейс, братья В. Д. и Н. Д. Милиоти, А. В. Фонвизин, В. И. Денисов, Н. П. Рябушинский, скульптор А. Т. Матвеев. Организаторы выставки стремились создать необычную изысканную атмосферу: стены были обиты мягкой серой материей, в залах благоухали живые цветы, звучала музыка А. Н. Скрябина, Н. Н. Черепнина, А. А. Спендиарова, читали стихи Андрей Белый, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт и др. поэты.

Н. Н. Сапунов. «Вазы и цветы на розовом фоне». 1910 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

  Выставка «Голубая роза» ознаменовала начало поздней фазы символизма в русском искусстве. По сравнению с графически-линейными произведениями петербургских мастеров из объединения «Мир искусства», которое доминировало в художественной жизни России нач. 20 в., работы молодых москвичей поражали нежными, дымчатыми, словно тающими красками и зыбкими, ускользающими формами. Их любимые мотивы – отражения в воде, туман, зеркала, облака, мир театра с волшебными огнями рампы и чудесными превращениями, происходящими на сцене. Большинство представленных на выставке полотен было создано в стиле модерн в его московском варианте. Вместе с тем некоторые картины предвосхищали появление авангардных направлений 1910-х гг. (экспрессионизм, примитивизм). Для московских живописцев был характерен интерес к традициям иконописи, парсуны и лубка, к восточному искусству.

Обложка каталога выставки «Голубая роза». 1907 г.

  Выставка молодых новаторов вызвала ожесточённую полемику среди художественной интеллигенции. С резкой критикой выступил в журнале «Весы» И. Э. Грабарь, призывая голуборозовцев уйти из «царства теней» в солнечный мир реальности. Жёсткий ответ Грабарю со стороны В. Милиоти был помещён на страницах журнала «Золотое руно». Художник отстаивал значение выставки как новой вехи в развитии русского искусства. Позднее многие участники «Голубой розы» отошли от символизма, но продолжали создавать романтически-одухотворённые образы. В 1920-е гг. некоторые из участников выставки вошли в художественные объединения «Маковец» и «Четыре искусства». Ретроспективные выставки художников «Голубой розы» были организованы в Москве в 1925, 1988, 1999 и 2006 гг.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

dic.academic.ru

Художники России. Русский символизм. «Голубая Роза»

Художники России. Русский символизм.

  • «Голубая Роза»

«Голубая роза»

  • В марте 1907 года в Москве по инициативе коллекционера, художника-любителя Николая Павловича Рябушинского открылась выставка группы живописцев под названием «Голубая роза».Её основные участники - П.Кузнецов, С.Судейкин, М.С.Сарьян, Н.Н.Сапунов и др. – были выпускниками Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

История объединения.

  • В начале 20 века их объединило глубокое увлечение идеями символизма. Некоторые из них сотрудничали в московских символистских журналах «Весы» и «Золотое руно». Но самым сильным было влияние В.Э.Борисова – Мусатова. Именно отталкиваясь от его живописного стиля, молодые художники – символисты определили главную задачу своего творчества: Погружение в мир тончайших, неуловимых чувств, затаёжных и внутренних ощущений, которые невозможно объяснить словами.

  • Многие участники "Г. р." вскоре отказались от упадочнических установок группировки. В их творчестве в 1910-е гг. и особенно после Великой Октябрьской социалистической революции наряду с нарастанием монументально-декоративных начал усиливается стремление к претворению реальных впечатлений, созданию гармоничной, обобщённо-синтетической картины мира. Ряд бывших членов "Г. р." (Крымов, Кузнецов, Матвеев, Сарьян) стали впоследствии видными мастерами советского искусства.

  • П.В.Кузнецов.

  • Среди шестнадцати участников выставки особый интерес вызывает несомненно, Павел Варфоломеевич Кузнецов. До начала 10-х годов 20 века творчество художника было близко манере его учителя Борисова - Мусатова и французских символистов группы «Небо».

Картины П.В.Кузнецова.

  • Пейзажи Кузнецова 1904-1905 г., например «Голубой фонтан», «Утро», выдержаны в холодных тонах: серо – голубом, бледно сиреневом. Очертания предметов расплывчаты, изображение пространства тяготеет к декоративной условности. Огромное внимание мастер уделял своеобразной передаче света , сообщающего пейзажу ощущение мягкости и одновременно чувство пронзительной грусти.

  • В работах Кузнецова 10-х годов, особенно в так называемой «Восточной серии»,уже ясно виден неповторимый творческий почерк зрелого мастера.

1. «Голубой фонтан» 2. натюрморт «Утро»

«Мираж в степи»

О картине.

  • Картина «Мираж в степи» (1912г.) на первый взгляд предельно проста по содержанию: степь, одинокие шатры, неспешно идущие или беседующие люди, которые не замечают великолепного сияния, заполняющего небо. Картина опять решена в холодных тонах, а яркие пятна (шатры, человеческие фигуры) только подчёркивают абсолютное господство серо-голубой гаммы. Нежное свечение миража- главное, что притягивает в картине.

М.С.Сарьян.

  • Он мог прекрасно демонстрировать тонкость ощущений и символистскую недоговорённость, как, например в работе «Озеро фей» (1906г.), которая построена на типичной для «Голубой розы» игре холодных тонов. Однако подлинная стихия художника – это мир Востока с его темпераментностью и обжигающей яркостью палитры.

М.С.Сарьян. Озеро фей (Из цикла «Сказки и сны»). 1905. Бумага, гуашь.

  • В таких картинах, как

  • «Улица. Полдень. Константинополь.» (1910г.), «Финиковая пальма» (1911г.), художник лепит форму сочными красками и энергичными мазками.

Н.Н.Сапунов.

  • В работах Николая Николаевича Сапунова (1880—1912) переплетаются элементы символизма и примитивизма. Его полотно «Карусель» (1908 г.), казалось бы, типичная примитивистская «ярмарочная картинка». Однако лёгкие короткие мазки, сложные соединения чистых (т. е. не смешанных на палитре) красок заставляют вспомнить утончённую манеру французских мастеров. И это превращает балаганную сценку в символистское «видение».

  • Немалое значение для Сапунова имели образы ушедших эпох, что сближает его с петербургскими мастерами «Мира искусства». Такова картина «Бал» (1910 г.), воскрешающая в памяти сцену провинциального бала пушкинских времён.

С.Ю.Судейкин.

  • Гораздо сильнее ностальгические настроения чувствуются в творчестве Сергея Юрьевича Судейкина. Действия картин художника, в частности работа «В парке» (1907г.) разворачивается, как правило, в английских парках, среди густой листвы и теряющихся в ней лёгких беседок. Уединяющиеся в лодках и в аллеях, влюблённые пары словно растворяются в нежной воздушной дымке , их крошечные фигуры становятся ограниченной частью природы. Рассеянный сумрачный свет придаёт этим «сценам времён сентиментализма» ощущение мечтательности и острой тоски по несбыточному.

Вывод. «Голубая роза».

  • Выставка «Голубая роза» не привела к созданию прочного художественного объединения московских символистов. Но её название позднее превратилось в метафору, определяющую основные черты их стиля: камерность, тягу к отражению тончайших ощущений , богатство и гибкость цветовой палитры, чуткое внимание к передаче света. Живопись этих художников создала особый мир мечтаний и ведений, пронизанный мягкой, но хрупкой радостью, а порой столь же мягкой ностальгической грустью.

hnu.docdat.com

Голубая роза | Страницы Wiki

Шаблон:Маргинальные теории

«Голубая Роза» — выставка, состоявшаяся в 1907 году, в которой участвовали живописцы П. Кузнецов, Н. Сапунов, С. Судейкин, Н. Крымов, М. Сарьян, скульптор А. Матвеев и др.

Эта выставка была открыта 18 марта на Мясницкой улице в доме фабриканта фарфора М. Кузнецова и была организована на средства Н. Рябушинского — мецената, издателя журнала «Золотое руно» и художника-любителя. Основу выставки составляли работы участников выставки «Алая роза», проведённой в 1904 году в Саратове. Название выставки и художественного объединения, а также стилистика работ участников тесно связаны с эстетикой символизма. Выставку посетило более пяти тысяч человек.

Объединение «Голубая роза» прекратило свое существование в 1910 году.

Его участники собрались еще раз в 1925 г. на выставке «Мастера „Голубой розы“» в Третьяковской галерее. Последняя ретроспектива «Голубой розы» состоялась в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (1999).

Живопись: зыбкость настроения, смутной, непереводимой музыкальности ассоциаций, утонченности цветовых соотношений, плоскостность и декоративная стилизация форм, лиризм образов, иногда — мистико-символистические искания. Настроение безысходной грусти и меланхолии создавалось в них мягкими прихотливыми линейными ритмами, приглушёнными цветовыми сочетаниями, влечение к романтически-оккультным темам, образы-видения, написанные в зыбких и переливчатых красочных гаммах. Скульптура (Бромирского и Матвеева) по-своему развивала приемы импрессионизма, переводя их в мир лирических фантазий. главным всегда оставался внутренний, символический слой искусства, стойкий привкус поэтической тайны, витающей в «иных мирах».

    Выставка «Голубая роза» была организована на средства Н. Рябушинского — мецената, издателя журнала «Золотое руно» и художника-любителя. Выставка была открыта 18 марта 1907 года в Москве на Мясницкой улице в доме фабриканта фарфора М. Кузнецова.

    Основу выставки составляли работы участников выставки «Алая роза», проведённой в 1904 году в Саратове.

    Название выставки и художественного объединения, а также стилистика работ участников тесно связаны с эстетикой символизма.

    Выставку посетило более пяти тысяч человек.

    Объединение «Голубая роза» прекратило свое существование в 1910 году. Его участники собрались еще раз в 1925 г. на выставке «Мастера „Голубой розы“» в Третьяковской галерее. Последняя ретроспектива «Голубой розы» состоялась в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (1999).

    Живописцы Править

    Скульпторы Править

    Поэты Править

    Выставка «Голубая роза» явилась предтечей русского авангарда в живописи. Стилистика выставки более всего схожа с работами французских «наби».

    Идеи объединения отразились позднее в творчестве К. Малевича, Н. Гончаровой и М. Ларионова.

    pl:Błękitna róża

    ru.pages.wikia.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта