Описание картины Василия Максимова «Бабушкины сказки». Картина бабушкины сказки


Описание картины Василия Максимова «Бабушкины сказки»

Описание картины Василия Максимова «Бабушкины сказки»

Картина «Бабушкины сказки» поражает своей достоверностью, правдивостью изображения.

Художник, сам выходец из деревни, как никто другой знал и понимал крестьянский быт. Тяжелая работа, скудные радости, нечастый отдых, все это было частью и его собственной судьбы.

Каждый нес свою посильную лепту – мужики справлялись с тяжелой, физической работой, женщины тащили на себе дом, да и в работе от мужчин не отставали. Хватало забот и у детей – с малых лет в няньках, в помощниках, много ли доставалось радости, да игр беспечных? Да и когда играть, если родители гнули спины дотемна.

Старики и старухи тоже- как могли облегчали жизнь остальных домочадцев – готовка еды, для которой и воды надо притащить, и дров, а силы уже не те…

Вот и радости было, что бабушкины сказки темными вечерами, при лучине, когда уже трудный день позади, когда наступает покой и умиротворение.

В центре картины, ярким пятном высвечено лицо старушки- рассказчицы. Взгляд ее задумчив, вероятно, ей и видится то, о чем она складно придумывает.

Руки устало уложены на фартук, у нее тоже был нелегкий день, но сейчас льется сказка, и дети в эту небыль верят. Сама-то она знает, как редко прилетает птицы счастья, оттого и взор потухший, и весь облик выражает покорность и равнодушие, но немигающие глазенки детей не дают замолчать.

Похоже, что не только детей уводит в волшебные миры рассказ старушки. Вот молодая женщина, подперев щеку, с интересом вслушивается в сказку. Мать, кормящая ребенка, призадумалась. Быть может, она сравнивает свою жизнь и ту, сказочную, которой никогда не суждено осуществиться?

Даже молодой мужчина, остановившись у дверей, задержался на минутку. Он не верит в сказки, но… А вдруг, что-то такое есть? И только старик занят своим делом. Он много пожил, он знает, что ни его самого, ни его семью не ждет ничего волшебного.

opisanie-kartin.com

Описание картины Василия Максимова «Бабушкины сказки» Картины художников

Описание картины Василия Максимова «Бабушкины сказки»

Картина «Бабушкины сказки» поражает своей достоверностью, правдивостью изображения.

Художник, сам выходец из деревни, как никто другой знал и понимал крестьянский быт. Тяжелая работа, скудные радости, нечастый отдых, все это было частью и его собственной судьбы.

Каждый нес свою посильную лепту – мужики справлялись с тяжелой, физической работой, женщины тащили на себе дом, да и в работе от мужчин не отставали. Хватало забот и у детей – с малых лет в няньках, в помощниках, много ли доставалось радости, да игр беспечных? Да и когда играть, если родители гнули спины дотемна.

Старики и старухи тоже- как могли облегчали жизнь остальных домочадцев – готовка еды, для которой и воды надо притащить, и дров, а силы уже не те…

Вот и радости было, что бабушкины сказки темными вечерами, при лучине, когда уже трудный день позади, когда наступает покой и умиротворение.

В

центре картины, ярким пятном высвечено лицо старушки- рассказчицы. Взгляд ее задумчив, вероятно, ей и видится то, о чем она складно придумывает.

Руки устало уложены на фартук, у нее тоже был нелегкий день, но сейчас льется сказка, и дети в эту небыль верят. Сама-то она знает, как редко прилетает птицы счастья, оттого и взор потухший, и весь облик выражает покорность и равнодушие, но немигающие глазенки детей не дают замолчать.

Похоже, что не только детей уводит в волшебные миры рассказ старушки. Вот молодая женщина, подперев щеку, с интересом вслушивается в сказку. Мать, кормящая ребенка, призадумалась. Быть может, она сравнивает свою жизнь и ту, сказочную, которой никогда не суждено осуществиться?

Даже молодой мужчина, остановившись у дверей, задержался на минутку. Он не верит в сказки, но… А вдруг, что-то такое есть? И только старик занят своим делом. Он много пожил, он знает, что ни его самого, ни его семью не ждет ничего волшебного.

Прислал: Суханова Анна . 2017-10-08 22:18:34

opisanie-kartin.iusite.ru

Конспект беседы на тему " В.М. Максимов

Биография Василия Максимовича Максимова

Максимов Василий Максимович

Василий Максимович Максимов (1844-1911 гг.) родился в деревне Лопино Новоладожского уезда Петербургской губернии. Родители его - из государственных крестьян. До десяти лет Максимов оставался в родной деревне, рос среди людей, которые в будущем придут в его картины. Как для большинства русских художников, круг ранних художественных впечатлений стал определяющим. Это - устоявшийся веками уклад крестьянской жизни, красочные обряды свадеб и земледельческих праздников, избы с украшающей их резьбой, костюмы, домашние ткани, вышивки на них, а также русские лица, русский интонационный лад речи и родная земля. В мальчике рано проснулась поэтическая чуткость, умение видеть красоту обыденного. В своих «Автобиографических записках» Максимов вспоминал, какой был чудесный вид на противоположный берег Волхова с Георгиевской крепостью в Старой Ладоге, Успенским девичьим монастырем, садами усадьбы помещика А.Г.Томилова.

Отец и мать Максимова были единственными в деревне грамотными людьми, а раньше прадед его славился в деревне как грамотей. Отец рано стал учить сына читать. Столь же рано мальчик начал рисовать. Мать поощряла эту его склонность. В шесть лет первое горе - смерть отца, в десять - смерть матери. Мать успела определить сына в монастырскую школу, а затем в послушники Николаевского монастыря. В доме иеромонаха Антония Бочкова протекала вся его «монастырская духовная жизнь». Послушников, кроме пения, ничему не учили. И Максимов решается самовольно уйти из монастыря, едет в Петербург и поступает в иконописную мастерскую Пошехонова, где сталкивается с невиданной жестокостью в обращении с учениками. Он убегает из этой мастерской к иконописцу К.А.Ярыгину; этот хозяин преследует за чтение, сжигает книги, но Максимов остается здесь на пять лет, поскольку на второй год работы разрешалось поступать в рисовальную школу при петербургском Технологическом институте. Мальчик живет большой мечтой - учиться в Академии художеств. И чтобы заработать деньги на одежду, он успевает еще писать иконы и портреты местных мелких торговцев.

Осенью 1862 г. Максимов сдает вступительные экзамены в Академию художеств, получив за рисунок отличную оценку. 7 января 1863 г. Максимов в качестве вольнослушателя (поскольку нет отпускной от сельского общества) начинает занятия в Академии. К занятиям Максимов приступает с благоговением и восторгом, впервые - жизнь по зову души, без занесенного кулака. Сначала за рисунок в головном классе он получает последний 69 номер, но уже в ноябре 1963 г. первым номером за рисунок «Бойцы» переводится из класса гипсовых фигур в натурный. Затем, в продолжение всего обучения, среди талантливых соучеников (Савицкий, Поленов, Репин) Максимов был одним из самых первых.

В первой своей картине «Больное дитя», написанной через полтора года пребывания в Академии и удостоенной золотой медали, Максимов использовал взволновавший его подлинный факт. Проводя первые каникулы летом 1863 г. в родной деревне, художник оказался свидетелем того, как скоропостижно скончалась его десятилетняя племянница.

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367493780_1864-bolnoe-ditya.jpg

Больное дитя

Интерьер избы, предметы крестьянского быта, лица крестьян - все написано с натуры. Сюжет из крестьянской жизни уже намечает главную тему его искусства. 

Максимов писал сценки из быта людей среднего достатка: «Маленькая кокетка» (1864 г.), «По примеру старших» (1864 г.), «Семейный чай», «Дед-судья» (обе 1865 г.). Такие сюжеты были тогда новостью для русской публики. Он обращает внимание зрителя на выразительность жестов и лиц, рассматривает предметы, населяющие интерьер: сбитые коврики на полу, обои, картинки в рамах на стенах, столы и кресла. Эти сценки Максимов пишет умело, являя неплохую подготовку в области рисунка и композиции.

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367493865_1864-po-primeru-starshih.jpg

По примеру старших (1864 г.)

О народном быте рассказывают и другие работы: «Бабушкины сказки» (1867), «Сборы на гулянье» (1869), «Девушка у амбара» (1874), «Бедный ужин» (1879), «Больной муж (1881). Самые знаменитые полотна Максимова – «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875) и «Семейный раздел в крестьянском быту» (1876) выставлены в Государственной Третьяковской галерее в Москве вместе с некоторыми другими картинами мастера.

В картине он весьма наглядно и реалистично изобразил дух тогдашней деревни. Здесь происходит раздел имущества между двумя братьями. Сразу чувствуется смута. В небольшой тесной комнате собралось целое семейство на семейный совет, по полу разбросано куча вещей, тканей, мехов, прочей утвари. Жадность и корысть против беспомощности и скромности – вечная тема борьбы, которая так нагляднее всего показана в женских типах.

Девушка, которая стоит к нам полубоком, наклонив от печали голову – младшая невестка, обманутая и обездоленная. Ее образ печален и поэтичен, как в картинах Венецианова, она вызывает сочувствие и грусть. Противопоставление ей – алчная и злая жена старшего брата. Она сидит на стуле с видом собственного превосходства и с язвительным упреком смотрит на сноху.

Чаще всего в таких случаях, если не удавалось поделить мирным способом – то обращались к наиболее уважаемым людям и решали все по справедливости, а потом уж мирились и расходились по домам. Или же бросали жребий, а жребий считался знаком свыше, самым справедливым решением в тяжелых случаях, которые случались в крестьянской жизни.

http://sochinenie-po-kartine.ru/wp-content/uploads/2013/02/Maksimov-Vasiliy-Maksimovich-Semeynyiy-razdel-650x463.jpg

Семейный раздел

 Осенью 1866 г. Максимов получил аттестат со званием художника 3-й степени и чин 14-го класса и поселился в родной деревне. Он живет в избе, носит русскую рубаху и шаровары, брат-портной шьет ему дубленый полушубок с вышивкой. Крестьяне приняли Максимова, он стал для них своим.

Знаменитая картина Василия Максимовича «Бабушкины сказки» была закончена в ноябре 1867 г.

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367494500_1867-babushkiny-skazki.jpg

Бабушкины сказки

В центре деревенской избы, освещаемой лучиной, сидит старушка и рассказывает сказки. Заслушались деревенские ребятишки. Выражение открытой увлеченности и нетерпеливого ожидания событий у ребят, сидящих слева, оттеняется задумчивым переживанием рассказанного у мальчика и девочки, что рядом с бабушкой. Находящиеся с другой стороны от рассказчицы две молодые женщины уравновешивают и одновременно усугубляют это состояние погруженности в обдумывание, в теплое и задушевное воспоминание. Тихая сосредоточенность в лицах приостановивших работу мужчин. В картине есть акцент не на действии, а на состоянии, причем длительном - создается впечатление, что люди надолго останутся в одном настрое.

  В картине «Бабушкины сказки» присутствует и предметный натюрморт; в том, как добросовестно художником перечисляются полка с посудой, хомут с седелком, жердь для зыбки, связки сушеных грибов, одеяло у печи и шаль, ощущается не поэтическая, а скорее прозаическая тенденция грядущего аналитического искусства передвижников, когда предметы быта выступали как знак конкретной социальной среды. Стремясь к бытовой достоверности, художник все пишет с натуры - избу, которую даже обмеряет, ее убранство. Ему позируют племянники, деревенские ребятишки, брат Алексей, невестка Варвара, рассказчицу сказок он пишет со старушки Юдишны.

За выставленную в начале 1868 г. в Обществе поощрения художников картину «Бабушкины сказки» Максимов получил премию, а Академия художеств продлила ему стипендию. Но главное - купил П. М. Третьяков для своей галереи. С этого времени между ними устанавливаются близкие дружеские отношения. Максимов был единогласно принят в Товарищество передвижных художественных выставок. Все это наполнило желанием работать, наделило уверенностью в себе, на несколько лет обеспечило творческой энергией.

Официальная дата написания картины «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» 1871-1875 гг., но работа фактически начата была уже в 1868 г.

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367494893_1875-prihod-kolduna-na-krestyanskuyu-svadbu.jpg

Приход колдуна крестьянскую свадьбу

С весны этого года, поселившись в деревне Чернавино, Максимов напряженно работает над этюдами, накапливает материал и творчески преображает его. И весной 1871 г. Максимов с В.М.Васнецовым отправляются в Киев. Художники наблюдают собравшийся со всех сторон на богомолье люд, ездят по деревням, изучая типы и характеры, заслушиваются пением, смотрят танцы, зарисовывают костюмы.

 Картина шла нелегко. Мешали прежде всего условия жизни - зеленые стекла в небольшой избе, недостаток света, безденежье, голодание. Он постоянно счищает одни фигуры и вписывает другие. Если сравнить сохранившиеся эскизы, можно сказать, что изменения касались типажа действующих лиц. Сюжетом для картины Максимов выбирает деревенскую свадьбу. Событие это в деревне знаменательное, всех приводящее в движение - из сундуков вытаскиваются праздничные наряды, вспоминаются и поются свадебные песни, также по особым ритуальным законам ведутся беседы, встречи, проводы гостей и т.п. Колдовские обряды веками пронизывали крестьянскую жизнь. В поверьях о колдунах, являвшихся на свадьбы, жили дохристианские языческие страхи перед темными, злыми силами. В реакции на приход колдуна каждый из присутствующих выявляет себя, раскрывает свои чувства и характер. Всю группу объединяет общее эмоциональное действие, здесь словно хор со множеством индивидуальных голосов.

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367495433_1889-vse-v-proshlom.jpg

Всё в прошлом

«Все в прошлом» строится на сопоставлении только двух психологических мотивов - старая барыня и ее старая нянька. В молодости эти две женщины занимали разные социальные ступени: одна жила в достатке и блистала в свете, вторая – работала на своих хозяев. Но состарились они по-одинаковому. Две женщины сидят возле барского дома, и отличают их друг от друга лишь предметы – остатки былой роскоши: фарфоровая чашка, головной убор помещицы и бархатная накидка.

Картина «Все в прошлом» приносит художнику последний успех. Ее также приобрел Третьяков, она и поныне в Государственной Третьяковской галерее рядом с холстами «Бабушкины сказки», «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», «Семейный раздел» и «Больной муж». В год написания картины «Все в прошлом» Максимову было всего сорок пять лет. Но он уже работал с трудом - сказался тяжелый жизненный путь. После картины «Все в прошлом» Максимов прожил двадцать лет. 

infourok.ru

Жанровая живопись «Бабушкины сказки» | Картины с видами Минска

Жанровая живопись

Сегодня мы почти не можем представить нашу жизнь без компьютеров, телефонов, телевизоров и прочих средств информации и развлечения, прочно связывающих нас с окружающим миром. Мы привычно достаем из кармана телефон, как только появляется свободное время. Ведь мы ни минуты не можем прожить без наших драгоценных гаджетов, чувствуя себя словно не в своей тарелке без них…

 

Да, мы хорошо осознаем, что, увы, зависимы от современных благ цивилизации, и нам кажется, что так было всегда. Но к счастью, когда-то все было иначе. Чтобы вернуться туда, когда нам еще не были знакомы слова «телефон», «планшет» и «интернет», попробуйте купить картину «Бабушкины сказки», которая поможет вернуть то настоящее, что мы, к сожалению, утратили, став взрослыми…

 

Картина маслом «Бабушкины сказки» — словно ласковый привет из прошлого тем, кто живет сегодня в мире бесконечной информации и суеты. На ней свет ясного весеннего утра мягко освещает комнату через большое окно в деревянной раме, забранное тонкой решеткой. Свет ложится на красновато-коричневые стены, стол темного дерева со стоящими на нем лампадкой и шкатулкой, на прелестную картину с цветущим букетом в красивой овальной раме, и на тяжелый кованый сундук, из которого струится дорогой атлас, золотая нить и прочие вещицы, которые в умелых руках превращаются в редкой красоты шитье.

 

Рядом с сундуком сидит девочка. Она сидит к нам спиной, прямо на ковре. На ней прелестное лазурно-голубое платье, лежащее вокруг нее красивыми мягкими складками. Оно перехвачено сзади, на спине, нежно-розовой лентой, которая добавляет девочке юного очарования. Каштановые волосы забраны в низкий изящный пучок, позволяющий любоваться тонкой нежной шейкой. Нам не видно лица девочки, но мы точно знаем, что она очень мила. Но она сама сейчас об этом вовсе не думает. Ее не забавляет даже очаровательный котенок, играющий упавшим на пол клубком, хотя в другое время она с огромным удовольствием поиграла бы с ним.

 

Все внимание девочки в голубом платье сосредоточено на любимой бабушке, сидящей напротив, спиной к окну. Бабушка спокойно занимается вязанием, которое лежит у нее на коленях. Ее руки двигаются уверенно и плавно, и так же плавно она рассказывает свои необыкновенные сказки. Эти сказки — о добре и зле, о красоте, о любви, о том, что не обязательно видеть, но нужно чувствовать сердцем. И если вы понимаете, что утратили это прекрасное ощущение, посмотрите на эту картину, мысленно вернитесь туда, когда у вас ничего не было и при этом все было возможно…

 

artminsk.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта