Семья в творчестве Михаила Нестерова. Картина амазонка нестеров


Михаил Нестеров. Судьба, трагедия и аресты "Амазонки", а также других людей с картин великого художника.

Михаил Нестеров. Судьба, трагедия и аресты "Амазонки", а также других людей с картин великого художника.

Лучшие полотна Михаила Нестерова: "Видение отроку Варфоломею", "На Руси", "Душа народа", "Труды Сергия Радонежского" - исполнены мистико-философского смысла. Это было художественным воплощением души русского человека с ее верой, с ее поисками, с возвышенностью и святостью. После 1917 года художник пришел к трагическому и страшному для себя выводу - его России, "великой, дорогой нам, родной и понятной" больше нет. "Она подменена в несколько месяцев. От ее умного, даровитого, гордого народа - осталось что-то фантастически-нелепое, варварское, грязное и низкое..."

Поменялся и стиль работ Нестерова - он стал писать преимущественно портреты, не за плату, а "чтобы не позабыть совсем свое ремесло". Впрочем, он и до революции порой обращался к жанру портрета, но считал это не только не основным, но даже не слишком важным для себя направлением. Портреты кисти Нестерова, тем не менее, пользовались исключительным успехом. Портрет дочери художника Ольги "Амазонка" стал, наверное, одним из самых знаменитых.

Ольга, лишившись матери и оставшись на попечение отца новорожденной малышкой, играла в его жизни особую роль. Не зная, как выхаживать грудных малышей, молодой вдовец сначала отвез девочку к своим родителям, которые полюбили внучку до безумия. Но отец очень скучал по Ольге, единственному напоминанию о любимой, рано ушедшей жене Машеньке, а поездки в Уфу с подарками и редкие встречи с дочерью ничего не решали. Как только Ольга немного подросла, он забрал ее к себе. Художник в то время работал в Киеве, расписывая Владимирский собор, а Оле надо было учиться. Выбирая между гимназией и институтом благородных девиц, Нестеров выбрал институт - ему хотелось дать дочери все самое лучшее. Ольга была болезненной, но училась хорошо, и ее форменное платьице часто украшали цветные банты, которые выдавались воспитанницам за успехи.

Нестеров вспоминал: "По праздникам я бывал у нее в институте на приемах, и она радостно появлялась в переполненном зале то с голубым, то с розовым бантом, а иногда и двумя — за успехи в языках французском и немецком. Начальница была очень заботлива к Олюшке. Иногда она болела, и тогда заботы начальницы к ней удваивались".

Каникулы Ольга проводила с отцом. Но вскоре случилось страшное - одна из воспитанниц после каникул занесла в институт скарлатину, и Ольга тяжело заболела. Сестра художника примчалась из Уфы, чтобы неотлучно дежурить у постели больной, но девочке становилось все хуже. Она металась в жару, болезнь дала осложнение на уши, на почки. Все ожидали скорой смерти несчастного ребенка... "Олюшка лежала с головы до ног забинтованная, как Лазарь в гробе. В моей девочке у меня оставалась последняя надежда на счастье, последнее воспоминание о Маше. Чего-чего я не передумал в те дни, недели,месяцы". Пять месяцев - с сентября по январь - дочь боролась за жизнь, постоянно находясь под угрозой смерти, и пять месяцев Нестеров сходил с ума от горя. Ольга, к его великой радости, с болезнью справилась.

Но в 1905 году на Ольгу, еще не достигшую двадцатилетия, вновь навалилась болезнь. В 1906 году ей сделали тяжелейшую операцию (трепанацию черепа), для чего пришлось обрить половину головы... Именно тогда Нестеров и стал работать над "Амазонкой", на которой Ольга предстала здоровой, изящной, красивой... Но ее лицо не похоже на наивную юную мордашку - эта девушка много страдала и заглянула в лицо смерти. И ярко-красная шапочка на ее голове своим кровавым цветом напоминает о страшных испытаниях, выпавших на ее долю. На картине "Святая Русь" с правой стороны можно увидеть больную девушку, которую поддерживают под руки две женщины (одна из них в монашеском одеянии). В них друзья узнали мать, сестру и дочь художника, выздоравливавшую Ольгу. Это было благодарностью Нестерова Богу за чудесное избавление дочери от смертельной опасности. Начатую в 1901 году картину художник завершил в 1906, тогда на ней и появилась эта узнаваемая группа.

Эту картину приняли не все. Лев Толстой с его сложным отношением к религии, отозвался о ней весьма ехидно и даже заявил, что Христос похож на "итальянского тенора". И вообще высказывался в том плане, что "Нестерова надо драть". Нестеров не держал на писателя обиды, ему удалось при личной встрече найти с Толстым общий язык. Толстой даже позволил художнику писать свой портрет.

В революционные годы Нестеров снова вернулся к портретной живописи. Возможно, ему хотелось запечатлеть "уходящую натуру", осколки мира, разрушавшегося на глазах. Так получилось, например, с двойным портретом "Философы" (1917 год), на котором изображены Павел Флоренский и Сергей Булгаков за какой-то неспешной, важной беседой. Пройдет немного времени, и Сергея Булгакова выкинут с родины на "философском пароходе", а Павла Флоренского, не только философа, но и блестящего инженера, математика, химика, естествоиспытателя, одного из разработчиков плана ГОЭЛРО, отправят в ГУЛАГ, где он пройдет свой крестный путь до страшного финала, когда в 1937 году "тройка" НКВД приговорит его к расстрелу.

Во время жизни в Сивцевом Вражке портретирование продолжало оставаться важнейшим делом Нестерова. В 1920-30-х годах он выполнил портреты, которые ныне входят в число его самых знаменитых работ. Среди них портрет философа, профессора Ивана Ильина "Мыслитель" (Ильин тоже был выслан из России на "философском пароходе" и завершил свою жизнь в эмиграции; только в наши дни его прах был торжественно перезахоронен в Москве), портреты художников братьев Кориных, единственных учеников Нестерова, Виктора Васнецова...

Работать над портретами Нестеров любил в гостях у тех, кого писал, либо на природе - во-первых, человека можно было изобразить в естественной для него обстановке, а во-вторых, дома, в страшной тесноте работать было просто-напросто неудобно. В Сивцевом Вражке у него не только не было мастерской, не было даже места для работы ("...Пишу около печки на расстоянии 2-3 аршин", - рассказывал Нестеров знакомым), не было средств, в том числе и материальных, для нормального существования.

У Ольги с мужем был маленький ребенок (девочка родилась в 1918 году), да и отец поселился у нее вместе с женой и четырьмя детьми, юношеского и подросткового возраста... Но семья жила дружно, гостеприимно (друзья вспоминали, что всех пришедших сразу приглашали к столу, даже если при послереволюционной скудости гостям можно было подать только чай с сухарями). Ольга пыталась материально поддерживать семью отца, но ее жалованье в Румянцевской (позже Ленинской) библиотеке было смехотворным - 2,5 советских червонца. Однако, несмотря на все неурядицы, проблемы и отсутствие мастерской, Нестеров много работал и дома, стараясь запечатлеть черты родных, знакомых и близких ему людей.

Круг близких людей Нестерова становился все уже - кто-то вынужденно отправился в эмиграцию, кто-то был арестован, кто-то "ликвидирован"... Судьбы многих пострадавших отзывались в сердце Нестерова большой болью. В 1920-х годах дважды арестовывали Владимира Воробьева, священника, настоятеля храма Николы Чудотворца в Плотниках. Нестеровы считались прихожанами этого старинного храма на углу Арбата и Плотникова переулка и арест своего духовника восприняли как большое личное горе.

Нестеров, сам еле сводивший концы с концами, оказывал материальную помощь священнику и отправлял ему в лагерь посылки. Но отец Владимир так и сгинул где-то в лагерях в 1940-е годы. А церковь в начале 1930-х, в период массового сноса церковных зданий, была уничтожена. В 1929 году беда коснулась уже и семьи художника. Первый муж его дочери Наташи, литературовед-пушкинист Михаил Дмитриевич Беляев был арестован. Ему грозил расстрел и только благодаря самоотверженным хлопотам и просьбам Нестерова его зятю удалось избежать гибели. Беляев отправился в лагеря.

Религиозная живопись Нестерова этого периода мало известна. Конечно, художник не отказался от любимой темы, но его произведения, связанные с православной тематикой, в советское время нельзя было экспонировать, и они осели где-то в частных собраниях и закрытых музеях, например, в коллекции Духовной Академии в Троице-Сергиевой Лавре.

Впервые за долгие годы Нестеров принял участие в выставке 1933 года под названием "Художники РСФСР за 15 лет" и только с портретной живописью. Через два года он стал участником еще одной выставки, приготовив к ней уже не только портреты, но шестнадцать картин. Сюжеты были довольно нейтральные ( "Пастушок", "У пруда" и др.).

Нестеров встретил теплый прием со стороны публики, но официальные критики с ним не церемонились. Газета "Правда" высказалась в том ключе, что если в СССР еще и остались очаги реакции, то они запечатлены на полотнах Нестерова...Особенно раздражали всех нестеровские старцы - художник Виктор Васнецов, известные ученые... Действительно, немало портретов знаменитых ученых (среди которых выделяется портрет академика Павлова) было создано Нестеровым в эти годы. И портрет Павлова имел огромный успех на Всемирной выставке 1937 года в Париже.

1937 год оказался особенно страшным для Нестеровых. Был арестован еще один зять художника Виктор Шретер, муж Ольги. Видный юрист, профессор Московского университета, он был обвинен в шпионаже и через год расстрелян (стоит ли говорить, что в 1950-х годах его посмертно реабилитировали за отсутствием состава преступления). В 1938 году арестовали и Ольгу, уже немолодую и с ранней юности нездоровую женщину. И сам Нестеров был арестован, правда в тюрьме его продержали всего две недели, выбивая показания... Можно себе представить, что чувствовал 76-летний художник, когда его тащили в камеру и подвергали оскорблениям и допросам.

Жил художник по-прежнему в Сивцевом Вражке, в квартире расстрелянного зятя. Его близкие - жена и дочери - очень страдали из-за того, что к ним стали относиться как к родственникам "врагов народа" (а это было связано с повседневными унижениями и хамством), но сам Нестеров старался не обращать на это внимания. Мастер боролся за право сохранить верность своим идеалам, и не угодничать перед новой властью.Он отказался писать портрет Сталина, а до того - отказался от юбилейной выставки, так как на ней нельзя было выставить его самые важные работы, такие как "Душа народа" (Нестеров обращался к Сталину с просьбой экспонировать картину, но тот запретил). Арест Ольги принес такие мучения, от которых старый художник так и не смог оправиться. Нестеров стал тяжело болеть... Начавшаяся война сломила его окончательно. И слишком позднее признание со стороны официальных властей его не радовало. В 1941 году Нестеров получил Сталинскую премию за портрет академика Павлова (хотя написан портрет был в 1935 году, за шесть лет до того). В том же году из лагеря выпустили Ольгу Михайловну. Вернулась она инвалидом, и уже не могла ходить без костылей.

Жизнь семьи в военное время была тяжелой. Скудные пайки, отсутствие тепла, бомбежки... Металлическая печка-буржуйка с трубой, тянущейся через всю комнату, согревала ее плохо. Больной художник уже не вставал, лежал в постели в шапочке, в перчатках, мерз и страдал - из-за собственного горя и горя своей страны. В 1942 году его не стало. Незадолго до смерти в связи с восьмидесятилетием он был награжден орденом Трудового Красного Знамени и стал заслуженным деятелем искусств РСФСР. Поздно, слишком поздно признали его талант... Овдовевшая Наташа в 1945 году вышла замуж за сына близкого друга отца Булгакова Федора Сергеевича.

До конца своих дней художник был убеждён в том, что «Видение отроку Варфоломею» — самое лучшее его произведение. В старости лет художник любил повторять: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я.»

Использованы материалы - http://art-nesterov.ru/gallery.php

Источник

bessmertnybarak.ru

Портрет дочери художника О.М.Нестеровой ("Амазонка") - Нестеров М. В. :: Артпоиск

Портрет дочери художника О.М.Нестеровой ("Амазонка").

  • Нестеров М. В. Портрет дочери художника О.М.Нестеровой ("Амазонка")

Описание

 

не только производит отбор необходимого в натуре, но и преображает натуру. Природа — это очищенная природа. Мера и характер ее преображения находятся в прямой зависимости от содержания нестеровских работ. Природа чутко «слышит» душу художника. Двойственность его устремлений отражается в изменениях ее лика. Чем мистичнее замысел живописца, тем «отдаленнее» от него краски и формы живой натуры. В картине «» призрак обретает плоть. В то же время весенние березы становятся бесплотными. Они словно бы растворяются в каком-то полусне поэтической анемии.

Когда «сон» спадает с глаз художника, он видит землю отчетливо и ясно во всей полнокровности ее красок. Тогда создает такие замечательные произведения живописи, как «Портрет дочери» (1906).

Портрет обладает огромной притягательной силой. В нем передано и обаяние юности, и власть красоты. Он выражает и высокое томление духа, и жажду счастья, и страстную готовность к самопожертвованию во имя этого счастья. Если и есть в настроении молодой женщины оттенок тоски, то это тоска по реальной жизни. Юная женщина, жадно вбирающая красоту мира, как будто бы чувствует себя его пленницей. Но она не стремится в запредельные сферы из этого мира. Она покоряется ему. Мягок наклон ее головы, во взгляде — доверчивая обращенность ко всему окружающему. Глубокие синие глаза раскрыты навстречу прелести всего земного. И хотя в образе портретируемой и читается невозможность «породниться» с миром, активно войти в жизнь, но это состояние рождено скорее общественными, а не религиозными причинами.

В «Портрете дочери» красота земного побеждает , но это поражение ему сладостно... С упоением передает художник строгие, но полнозвучные краски действительности. Он использует эмоциональную силу контрастов. Стройная, «скованная» черной амазонкой фигура женщины образует четкий силуэт, подчеркнутый светящейся поверхностью тихой реки. Лицо, погруженное в тень и написанное в сиреневых тонах, явственно выступает на фоне бледно-желтого с розоватыми оттенками заката. И лишь темно-красная шапочка, на которую попал луч заходящего солнца, горит сдержанно горячим пятном в этой строгой гамме холодных вечереющих красок.

Живопись, в собственном смысле слова, отчетливо отражает раздвоенность художника. Еще в начале своего пути он провозгласил: «Деликатность и галантность живописи оставляю в достояние Бакаловича и К0». С молодым задором выступал против слащавости академизма, против его рутинной красивости. Однако «святые» и «призраки» влекли его в сторону холодного, мертвенного искусства. И фигура «Видения», представшего отроку Варфоломею, и Дмитрий, царевич убиенный, и преподобный Сергий Радонежский, и Христос со святителями в «» либо академически бездыханны, либо приторно елейны по живописи. И словно бы живая вода промывает глаза художника, когда он пишет типы русских женщин («», «»), портреты жены (1905) и дочери (1906) или просто природу.

artpoisk.info

Портрет Ольги Михайловны Нестеровой (Амазонка)

20.07.2015

Михаил Васильевич Нестеров «Портрет Ольги Михайловны Нестеровой (Амазонка)», 1906

Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия

В портрете дочери Ольги ярко проявился нестеровский дар поэтического обобщения и острое чувство стиля. Замысел портрета возник случайно. Однажды Нестеров увидел дочь в момент возвращения с прогулки верхом и попросил ее остановиться и попозировать так, как она была, — в амазонке и с гибким хлыстом в руке. Художник работал над фигурой и лицом девушки во дворе дома в Уфе. Но для фона портрета он выбрал другой пейзаж, написав для него этюд на реке Белой в окрестностях Уфы. Нестеровым было сделано много этюдов, однако портрет он заканчивает в Киеве. Так как Ольги не было в городе, ему позировала Е.П. Нестерова. В это время была дописана нижняя часть картины. Композиционным нервом портрета-картины является контраст удлиненного остроэлегантного темного вертикального силуэта амазонки, подчеркнутого узким вертикальным форматом холста, и светлого вечереющего пейзажа, построенного на повторах горизонталей. Параллельные горизонтальные линии вносят в пейзаж покой, и вместе с тем они фрагментируют портрет словно бы на отдельные кадры, сообщая динамику статичному в основе образу. Вечерний пейзаж по-нестеровски элегичен. Меркнущие розово-золотистые краски неба, отраженные в неподвижной глади реки, делают траву голубовато-зеленой, бросают холодные отсветы на романтически бледное лицо девушки. Еще ярче кажутся ее губы, цвет которых подчеркнут малиновой шапочкой. Амазонка предстает одинокой мечтательницей, с изящной и загадочной душой, отзывчивой на красоту природы и искусства. Она стала собирательным образом женщины «конца века». Хрупкая, утонченная, элегантная, сродни блоковской незнакомке, «дыша духами и туманами», она вошла в историю русского искусства как излюбленная героиня символизма. Она дополнила собой галерею замечательных образов русских женщин от «смольнянок» Левицкого, героинь Рокотова и Боровиковского до «Девочки с персиками» Серова и девушек Борисова-Мусатова.

Трудно поверить, но так это и было — в советскую эпоху поэтическая амазонка Ольга Нестерова оказалась узницей «архипелага ГУЛАГ».

Похожие Записи

greatartists.ru

Репродукция картины "Портрет О.М.Нестеровой Амазонка 2" Михаила Нестерова

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Михаила Нестерова.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Михаила Нестерова  на натуральном  холсте.

Михаил Васильевич Нестеров родился в интеллигентной купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом. Его отец вел торговлю мануфактурными и галантерейными товарами, но был склонен к истории и литературе, чтению книг. Михаил всю жизнь был благодарен отцу за то, что тот старался всегда поощрять его художественный талант.

Михаил до 12 лет учился в Оренбургской мужской гимназии в городе Уфе, где и родился.

Осенью 1874 года пытался поступить в техническое училище в Москве. Не выдержав экзаменов, поступил в реальное училище Воскресенского.

В 1877 году по совету Воскресенского продолжил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Через два года после поступления Нестеров начал принимать участие в организованных в Училище выставках.

В 1881 году переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств на курс Чистякова.

Разочаровавшись в системе преподавания Петербургской академии, Нестеров через год вернулся в Москву с надеждой вновь поступить в класс к Перову, однако любимый преподаватель был тогда уже при смерти. Нестеров успел написать портрет своего наставника.

В дальнейшем учился у Саврасова.

Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился со своей будущей женой Мартыновской. Вернувшись в Москву, учился в классе Маковского.

С 1884 года начал писал жанровые картины на исторические темы.

В 1885 году за картину «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» получил звание свободного художника. Летом того же года Нестеров вопреки воле родителей обвенчался с Мартыновской.

После свадьбы художник работает над журнальными рисунками и иллюстрациями к изданиям произведений Пушкина, Гоголя и Достоевского.

В 1886 году за картину «До государя челобитчики» был удостоен звания классного художника и Большой серебряной медали.

В мае 1886 года у художника родилась дочь Ольга, при родах его жена умерла. Образ любимой жены прослеживался во многих последующих работах художника.

Первой значительной картиной, которая стала свидетельством самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 годах. Выставленная на XVII Передвижной выставке, картина стала событием и поставила молодого Нестерова в ряд самых выдающихся живописцев того времени.

Внутренняя гармония, связывающая человека и природу в его картинах, поразила и известного коллекционера Павла Третьякова. Он приобрел «Пустынника» еще до открытия выставки.

На полученные за картину деньги в 1889 году Нестеров отправился в первое заграничное путешествие — посетил Австрию, Италию, Францию, Германию. Природа и искусство европейских стран произвели на художника сильнейшее впечатление.

Во время этого путешествия была написана картина «Остров Капри». К этому периоду относится также первая зарисовка будущей картины «Видение отроку Варфоломею» Впоследствии эта картина стала сенсацией XVIII Передвижной выставки и также была приобретена Третьяковым в галерею.

В 1890 году профессор Прахов, руководивший росписью Владимирского собора в Киеве, пораженный талантом автора картины «Видение отроку Варфоломею, пригласил Нестерова на работу в собор. Сначала художник колебался, принять ли это предложение. Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни.

Чтобы изучить приёмы новой для него монументальной живописи, он отправился в путешествие в Рим, Палермо, Константинополь и Равенну — те места, где мог ознакомиться с традициями византийского искусства.

Именно роспись церквей и храмов принесла Нестерову широчайшую известность.

Вслед за Владимирским собором последовали работы в других храмах. В 1898 г. младший брат Николая II цесаревич Георгий пригласил его расписывать дворцовую церковь Александра Невского в Абастумане в Грузии. Здесь Нестеров в течение 5-6 лет оформил лично более 50 композиций на стенах и иконостасе.

Затем Нестеров выполнил работу в московской Марфо-Мариинской обители. Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу». На ней Нестеров изобразил обыкновенных людей, ищущих свой путь ко спасению.

Последней церковной работой Нестерова стала роспись собора в Сумах.

В 1901 году, желая углубить своё знакомство с духовным миром русских монастырей, художник отправился в путешествие в Соловецкий монастырь на Белом море. Под впечатлением русского Севера, суровой природы и соловецких монахов были написаны картины «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки».

Целью путешествия Нестерова в Соловецкий монастырь частично были также художественные поиски, связанные с замыслом большой программной картины «Святая Русь», которая должна была подвести итоги его творческого пути. Весной 1902 г. художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную работу. Пришедшая посмотреть его картину Екатерина Петровна Васильева спустя несколько месяцев стала его женой.

В 1905 году Нестеров вступил в Союз русского народа.

Октябрьская революция стала своего рода рубежом для художника, которому к этому времени исполнилось 55 лет. После начала Гражданской войны семья Нестеровых была вынуждена уехать на Кавказ. В 1918 году художник переехал в Армавир, там заболел и в течение долгого времени не был в состоянии работать. В Москву вернулся только в 1920 г.

В послереволюционное время Нестеров всё чаще обращается в своём творчестве к портрету.

В 1941 г. за портрет Павлова, созданный в 1935 году, художнику была присуждена Сталинская премия, одна из первых премий в области искусства.

В последние десятилетия жизни Нестеров с увлечением работал над воспоминаниями, вышедшими отдельной книгой в начале 1942 г. под названием «Давние дни». Книга была встречена с живым интересом и имела большой успех.

Нестеров скончался от инсульта на 81-м году жизни в Москве в Боткинской больнице 18 октября 1942 года. До последнего дня жизни он держал в руках палитру и кисть и рисовал. Местом его последнего упокоения стало Новодевичье кладбище.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Михаила Нестерова  не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru

Художник МВ Нестеров и его Музы... часть I

Ольга Михайловна Нестерова (Шрётер) (Россия, 1886-1973)

После смерти «любимой Машеньки» он отвез дочь Ольгу к своим родителям, вместе с которыми жила и его старшая сестра Александра. Старики всем сердцем полюбили девочку. Удручало лишь, что поездки Михаила Васильевича в Уфу с подарками были редки; он был поглощён работой.

Михаил Нестеров с дочерью Ольгой прибл.1890

В 1890 году на Передвижной выставке внимание публики было привлечено к картине «Видение отроку Варфоломею». Пленён ею был и профессор Прахов Адриан Викторович, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве. Поражённый художественным талантом автора, он пригласил Михаила Васильевича на работу в собор.

Сначала художник колебался, принять ли это предложение. Потом согласился - «Да и Ольге пришло время учиться», - рассуждал Михаил Васильевич, забирая дочь от родителей к себе в Киев. Выбирая между гимназией и институтом благородных девиц, Нестеров выбрал институт - ему хотелось дать дочери все самое лучшее.

Ольга была болезненной, но училась хорошо, и ее форменное платьице часто украшали цветные банты, которые выдавались воспитанницам за успехи. Нестеров вспоминал: «По праздникам я бывал у нее в институте на приемах, и она радостно появлялась в переполненном зале то с голубым, то с розовым бантом, а иногда и двумя — за успехи в языках французском и немецком. Начальница была очень заботлива к Олюшке. Иногда она болела, и тогда заботы начальницы к ней удваивались».

Михаил Васильевич и Ольга Нестеровы.

Осенью 1898 года двенадцатилетняя Ольга тяжело заболела - одна из воспитанниц занесла в институт скарлатину. Она металась в жару, болезнь дала осложнение на уши, на почки. Все ожидали скорой смерти несчастного ребенка...С сентября 1898 по январь 1899-го «болезнь неустанно угрожала жизни, а я постоянно жил под страхом потерять свою Олюшку. Она лежала с головы до ног забинтованная, как Лазарь в гробе. В моей девочке у меня оставалась последняя надежда на счастье, последнее воспоминание о Маше. Чего-чего я не передумал в те дни, недели, месяцы». Пять месяцев Нестеров сходил с ума от горя. К великой радости, молодой организм болезнь победил.

Осенью 1905 года в Киеве Нестеров написал портрет Ольги. Ей было тогда девятнадцать лет. В нее было вложено много забот, любви и надежд ее отца, тем более горячих, что ей пришлось расти без матери.

Причиной, побудившей взяться за портрет дочери, был страх потерять ее. Ольга Михайловна выдержала опасную операцию, потребовавшуюся из-за резкого ухудшения ее слуха.

1905 год. Нестеров Михаил Васильевич (Россия, 1862-1942) «Портрет Ольги Михайловны Нестеровой (1886-1973)»

«Портрет, – писала Ольга Михайловна 8 января 1943 года, – написан во время мучительных головных болей и между двумя трепанациями черепа. Отец будто умышленно подчеркнул болезненную бледность, «бесплотную» худобу фигуры, прозрачность рук. Не была я такой даже перед трепанацией. Вы хорошо знаете, что в своих изображениях женщин отец всегда предпочитал моменты душевного одиночества, грусти или обреченности... Да и настроение было обычное для того времени – нервное, киевское».

В портрете действительно поражает «болезненность рук», удлиненность пальцев; бледное лицо девушки подернуто тенью болезненности. И превосходно выписанная белая шерстяная накидка на иссиня-черной подкладке словно укрывает девушку не от холода, а от внутреннего озноба.

Михаил Васильевич не считал этот портрет ответственной Художественной работой. «Это большой этюд», – говорил он и, недооценивая его живописные достоинства, не показал его на выставке 1907 года.

Но самым известным стал «Портрет О.М. Нестеровой (Амазонка)» 1906 года. В костюме наездницы, с хлыстом, на берегу реки Белой в Уфе. И все мысли о предстоящей операции кричат с холста кроваво-красным головным убором. И эта неестественная бледность.

1906 год. Нестеров Михаил Васильевич (Россия, 1862-1942) «Портрет О.М.Нестеровой. Амазонка»

Картиной восторгался друг М.В. Нестерова С.Н. Дурылин в письме к Ольге Михайловне: «как «Девушка с персиками» [В.С. Мамонтова] – лучшая, прекраснейшая русская девушка 1880-х годов, так «Девушка в амазонке» – вы! – это лучшая, прекраснейшая русская девушка начала 1900-х годов. <…> как чудесно соединил он [М.В. Нестеров – О.И.] в вашем портрете любовь свою к дочери с любовью своей к русской девушке».

Этот портрет художник заслуженно считал одной из лучших своих работ.

1909 год. Нестеров Михаил Васильевич (Россия, 1862-1942) «Портрет Ольги Михайловны Нестеровой (1886-1973)»

Нестеров Михаил Васильевич (Россия, 1862-1942) «Портрет Ольги Михайловны Нестеровой (1886-1973)»

Мурашко Александр Александрович (1875 – 1919) «Портрет Ольги Нестеровой»

Ольга Михайловна Нестерова (1886-1973) прибл. 1904

М.В.Нестеров с дочерью Ольгой и сестрой Александрой Васильевной. 1912

Ольга Михайловна была замужем за видным ученым-юристом, профессором МГУ Владимиром Николаевичем Шрётером, служившим в советском госучреждении, и преподававшим законодательство о промышленности и торговле. 4 августа 1918 года у них родилась дочь Ирина Викторовна Шрётер (1918-2003), ставшая впоследствии художником кино. В частности, она работала на таких картинах, как «Девчата», «Неподдающиеся», «Хозяин тайги», «Свой среди чужих, чужой среди своих».

В 1938 году Владимира Николаевича Шрётера по ложному доносу арестовали и 27 апреля 1938 расстреляли. Из документов КГБ: Шретер В.Н. Род. 1885, Одесса; русский, б/п, обр. высшее, профессор Института народного хозяйства им. Плеханова и старший консультант иностранного сектора Наркомата тяжелой промышленности СССР, прож. в Москве: пер. Сивцев-Вражек, д.43, кв.12. Арестован 16 января 1938. Подписан к репрессии по первой категории (расстрел) в списке «Москва-центр» от 19 апреля 1938 на 327 чел., №313, по представлению нач. 8-го отдела ГУГБ НКВД И.И.Шапиро. Подписи: Сталин, Молотов, Каганович, Жданов. Приговорен ВКВС СССР 27 апреля 1938 по обвинению в шпионаже.

Вслед за ним арестовали и Ольгу Михайловну Нестерову-Шрётер как члена семьи изменника родины, отправив в АЛЖИР (Акмолинский лагерь жён изменников Родины). В 1941 году лишь Екатерине Павловне Пешковой по линии «Красного Креста» удалось вызволить тяжелобольную Ольгу Михайловну из лагерей.

Возвращение Ольги стало и радостью, и болью для Нестерова: дочь вернулась калекой, передвигающейся только на костылях.

Немногие знают, что Ольга Михайловна стала художником.Она так и не получила художественного образования, зато особым швом, как золотошвейки XVI века, вышивала шелком на полотне работы, которые было невозможно отличить от акварели.

Ольга Михайловна Нестерова-Шрётер за работой

Этому ее научила Лёля Прахова, друг семьи и, недолгое время, невеста Михаила Васильевича.

Но это уже совсем другая история...

egul.livejournal.com

Художественная критика Картина М. В. Нестерова «Портрет О.М. Нестеровой («Амазонка») 1906 - Marina Zorina

Когда речь идет о русском художнике Михаиле Васильевиче Нестерове, перед глазами моментально появляются произведения с образами Святой Руси, одной из самых популярных тем в его творчестве. Помимо них знаменательны прекрасные портреты современников.

Есть мастера, чье творчество можно изучать, не касаясь фактов биографии и не упоминая о близких и родственниках. Есть и другие художники, произведения которых тесно переплетены с судьбой семьи, что делает невозможным анализ их работ, опуская семейные связи.  К числу последних, без сомнения, относится художник Михаил Васильевич Нестеров.

В начале ХХ века художник часто работает в жанре портрет. В 1907 году, сопровождая на своей персональной выставке театрального критика Ю.Д. Беляева, Нестеров говорил: «Я взялся за портреты после работ в абастуманской церкви. От мистики голова шла кругом. Думал, уже мне не вернуться к жизни. И вот набросился на натуру — да как! — глотал, пожирал». Действительно в это время у него написано много портретов. Безусловно, самой любимой его моделью была дочь Ольга. Нестеров изображал ее несколько раз. Подлинным шедевром портретного искусства мастера является «Амазонка», написанная в 1906 году.

Этот портрет поражает зрителя своей простотой и лаконичностью. Первое, что привлекает внимание это вертикально удлиненный формат холста, который ярко подчеркивает стройный темный силуэт девушки. Фигура модели статична и прекрасна, словно перед нами античная скульптура. Лишь диагональ гнута и разномасштабные горизонтальные объемы придают картине динамику.

На размышления о связи с Элладой наталкивает название работы «Амазонка». Как известно тема амазонок была очень популярна среди древнегреческих мастеров, таких как Плиний, Фидий и др.  Нестеровская амазонка, как и античная скульптура, не утрачивает своей величественной красоты на протяжении времени, оно не властно над ней.

Взгляд девушки не обращен на зрителя, как это часто бывает в портретах. Поначалу, кажется, что она смотрит куда-то в сторону, но потом становится понятно, что взор обращен вглубь нее. Художник изобразил дочь в минуты душевных раздумий и легкой грусти, в момент своеобразной тишины, которая спустя мгновение прекратится, но мгновение это длиною в вечность.

Мы смотрим на героиню снизу-вверх, будто она, словно скульптура, стоит на постаменте, в роли которого выступает земля. Почва под ее ногами тверда и совершенна. Внутренняя динамика трав не отвлекает внимания, а подчеркивает колебания воздуха, присутствующего в произведении.

Ясность вечернего пейзажа хорошо отображает ее эмоциональное состояние.

Цветовая гамма произведения целостна и гармонична, цвет и свет скользят и проникают в изображении и девушки и природы, тем самым усиливая эффект их единства.

 В этом произведении человек и окружающий мир взаимопроникают, взаимно дополняют друг друга. Одно не может существовать без другого.

Необычайного единства бытия Нестеров добивается в своем произведении, тем самым полно и совершенно точно выражая представления тех лет о красоте и гармонии.

Главным картины является даже не портретное сходство, а скорее образ молодого девушки, так как изображение дочери выражает глубоко личные представления Нестерова. Ольга Михайловна впоследствии писала С.Н. Дурылину: «Позднее некоторые из близких знакомых, больше знавшие меня в другие моменты, не находили сходства, спрашивая, почему я изображена такой, а не другой. Отец отвечал: «Я бы хотел, чтобы она была именно такой».

Мысль художника, которая прежде искала своего воплощения в сюжетах, порой мало связанных с повседневной жизнью, нашла свое выражение в близком ему образе.

Максимилиан Волошин, поэт, художник и критик, писал, что в этом портрете гораздо больше таинственного трепета, чем в раскольничьей девушке в синем сарафане в придуманной позе на картине «За Волгой», и добавлял, что в портрете дочери есть «успокоенность и дымка вечерней грусти, соединенная с четкостью и законченностью истинного мастера».

В этом портрете ярко выражена нестеровская способность поэтического обобщения. Героиня этого произведения является олицетворением настроения, представления о мире, состояния души, даже не самой дочери художника, а скорее его самого, окружающего мира, что вполне отвечает принципам романтического метода.

 

 

noskyrnos.ru

Семья в творчестве Михаила Нестерова

Ольга Иванова

Рубрика: 

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Номер журнала: 

#1 2013 (38)

ЕСТЬ ХУДОЖНИКИ, ЧЬЕ ТВОРЧЕСТВО МОЖНО АНАЛИЗИРОВАТЬ, НЕ КАСАЯСЬ ДЕТАЛЕЙ ЛИЧНОЙ БИОГРАФИИ И УМАЛЧИВАЯ О БЛИЗКИХ. ЕСТЬ ДРУГИЕ ХУДОЖНИКИ, ПРОИЗВЕДЕНИЯ КОТОРЫХ СВЯЗАНЫ С СЕМЬЕЙ ТАК ТЕСНО, ЧТО ЭТО НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ И ПРИ АНАЛИЗЕ ИХ ТВОРЧЕСТВА. К ПОСЛЕДНИМ, БЕЗ СОМНЕНИЯ, ОТНОСИТСЯ ХУДОЖНИК МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ НЕСТЕРОВ. В ЭТОЙ СТАТЬЕ, ВКЛЮЧАЮЩЕЙ ПУБЛИКАЦИЮ АРХИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ПИСЕМ, ФОТОГРАФИЙ, МЫ ПОСТАРАЕМСЯ НАМЕТИТЬ СВЯЗЬ МЕЖДУ ТВОРЧЕСТВОМ НЕСТЕРОВА И ЕГО РОДНЫМИ, В ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПОТОМКАМИ, НА ЖИЗНЬ КОТОРЫХ ЛИЧНОСТЬ ХУДОЖНИКА НАЛОЖИЛА БОЛЬШОЙ ОТПЕЧАТОК.

ПИСЬМА ПОМОГУТ УВИДЕТЬ НАМ ТО, ЧТО ТРАДИЦИОННО СКРЫТО ОТ ГЛАЗ ЗРИТЕЛЯ, ТЕ РАЗЛИЧНЫЕ РОЛИ, КОТОРЫЕ ИГРАЕТ В ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА ЕГО СЕМЬЯ. ОСОБО СЛЕДУЕТ ПОДЧЕРКНУТЬ, ЧТО ЧЛЕНЫ СЕМЬИ НЕСТЕРОВА ЧАСТО ВДОХНОВЛЯЛИ ЕГО НА СОЗДАНИЕ КАРТИН ИЛИ СЛУЖИЛИ ПРООБРАЗАМИ ДЛЯ ГЕРОЕВ КРУПНЫХ ПОЛОТЕН И ДАЖЕ РОСПИСЕЙ ХРАМОВ. ЭТО, БЕЗ СОМНЕНИЯ, БЫЛО ОЧЕНЬ ВАЖНО ДЛЯ ХУДОЖНИКА, КОТОРЫЙ СЧИТАЛ: «...ЕСТЬ ЛИЦО, ЕСТЬ И КАРТИНА. НЕТ ЕГО, НЕТ НУЖНОГО МНЕ ВЫРАЖЕНИЯ <...> И НЕТ КАРТИНЫ... МНЕ, КАК СЕРОВУ, НУЖНА БЫЛА ПРЕЖДЕ ВСЕГО ДУША ЧЕЛОВЕКА» .

НЕКОТОРЫЕ ИЗ ПИСЕМ, ПРИВОДИМЫХ НИЖЕ, ПУБЛИКОВАЛИСЬ В РАЗЛИЧНЫХ ИЗДАНИЯХ, НО ДЛЯ ЭТОЙ ПУБЛИКАЦИИ ТЕКСТЫ ПИСЕМ БЫЛИ УТОЧНЕНЫ.

31 (19) мая 1862 года в Уфе появился на свет мальчик, которому суждено было остаться в истории русского искусства под именем Михаила Васильевича Нестерова. Но тогда Миша, большой озорник, был так же далек от уважительного величания по имени-отчеству, как и от истории искусства: он был единственным сыном в купеческой семье, а потому - единственной надеждой своего отца на то, что семейное дело будет продолжено. Двенадцатилетнего Мишу родители отправили в московское реальное училище, где проявилось его увлечение рисованием, настолько сильное, что не укрылось и от преподавателей. Именно по их совету отец Миши, Василий Иванович (1818-1904), разрешил сыну покинуть реальное училище и в 1876 году поступить в другое - Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Принимая это решение, Василий Иванович шел на жертвы: он понимал, что продолжить семейное дело будет некому, и вскоре его закрыл. Однако он не просто отпустил сына в самостоятельное «плавание», а предупредил того, что признает в нем художника только тогда, когда его картину приобретет для своей галереи Павел Михайлович Третьяков. Это произошло в 1889 году, когда Третьяков купил у Нестерова «Пустынника». Спустя год для галереи была приобретена и картина «Видение отроку Варфоломею». Так Михаил Васильевич состоялся для своей семьи в качестве художника.

Отцу он до конца жизни остался благодарен за то, что тот пустил его «по избранной и излюбленной дороге» и дал средства на образование. Поддержка матери, Марии Михайловны (18231894), была иной, о ней он написал в своих воспоминаниях так: «Мне казалось, да и теперь кажется, что никто и никогда так не слушал меня и не понимал моих юношеских молодых мечтаний, опасений, планов, как она, хотя необразованная, но такая чуткая, жившая всецело мной и во мне - моя матушка». Лица родителей Нестеров запечатлел в начале 1880-х годов на своих еще ученических портретах, хранящихся теперь в Третьяковской галерее.

Письма художника к родителям и сестре охватывают конец 1880-х-1890-е годы, пору творческой молодости М.В. Нестерова, и часто напоминают дневниковые записи. По ним можно составить представление о том, какие события происходили в жизни Михаила Васильевича, узнать о его замыслах и планах. Он часто делился с близкими своими мыслями или просил их помощи, совета. В переписке нашло отражение одно из таких «семейных совещаний»: в 1897 году художник пишет родным о своем желании принести в дар Третьяковской галерее картины «Сергиевского цикла» , спрашивает их мнения и готов не совершать этот поступок, если те не согласятся с ним. Но сестра и родители-купцы поддерживают его в решении принести Третьякову дар суммой в несколько тысяч, и благодаря этому картины теперь находятся в галерее.

И все же влияние родителей на творчество Нестерова было опосредованным. Гораздо значительнее оказалось влияние его первой жены и возлюбленной, Марии Ивановны Мартыновской (1862-1886), с которой художник познакомился в родной Уфе летом 1883 года. Одну из первых встреч со своей будущей супругой Нестеров позже описал так: «Барышня шла, я подвигался вдали почти шагом. Долго путешествовали мы, и я заметил, что незнакомка догадалась, что всадник едет не сам по себе, а с какою-то целью, и стала за ним наблюдать в дырочку, что была у нее в зонтике...». Эту встречу художник запечатлел на рисунке, который так и назвал: «Первая встреча». Рисунок открывает целую серию изображений М.И. Мартыновской, больше того: сам женский образ, прежде отсутствовавший в рисунках, эскизах, этюдах и картинах художника, появляется в них именно этим летом.

Осенью, после знакомства с Марией Ивановной, Нестеров вернулся в Москву, в училище. Следующая встреча влюбленных состоялась только следующим летом, а в перерывах между отъездами в Уфу Нестеров с возобновившимся упорством работал. В 1885 году он добился долгожданного звания «свободного художника», в том же году женился на Мартыновской.

Какой была первая супруга художника? «Красоты в обычном, трафаретном смысле в ней не было. Была лишь неуловимая прелесть, природная оригинальность <...> и удивительная женственность, так привлекавшая не только отца, но и всех знавших ее. Первый весенний цветок с его тонким ароматом» , - пишет дочь М.И. Мартыновской и М.В. Нестерова - Ольга .

Появление на свет Ольги, старшей и любимой дочери Нестерова, стало для супругов большой радостью, но у Марии Ивановны после родов начались осложнения, и вскоре она ушла из жизни. Потрясенный художник излил свое горе в живописи: «Под впечатлением этого сладостно-горького чувства я много рисовал тогда, и образ покойной не оставлял меня: везде те черты, те особенности ее лица, выражения просились на память, выходили в рисунках, в набросках. <...> И она как бы была тогда со мной». Ее облик М.В. Нестеров запечатлел на посмертном портрете супруги в венчальном наряде (позже им уничтоженном), в картине «Христова невеста». Как в рисунках Нестерова отразилось знакомство двух молодых людей, так и прощание с умирающей супругой было запечатлено им в акварели «Последнее воскресенье. 1 июня 1886 года».

«Любовь к Маше и потеря ее сделали меня художником, вложили в мое художество недостающее содержание, и чувство, и живую душу, словом, все то, что позднее ценили и ценят люди в моем искусстве», - пишет Михаил Васильевич, высоко оценивая роль жены в его становлении как художника.

К сожалению, писем М.И. Мартыновской практически не сохранилось, а те немногие, что были переданы в Третьяковскую галерею старшей дочерью Ольгой, она просила не публиковать. Страницы же писем М.В. Нестерова к Ольге Михайловне отличаются особенной теплотой. По ним мы можем судить и об отношении Михаила Васильевича к ее матери. Одно из таких писем, публикуемое ниже, помогает уточнить дату смерти М.И. Мартыновской. Не прописанная четко в воспоминаниях художника дата ошибочно указывается многими исследователями как 29 мая. Но в своем письме к О.М. Нестеровой от 1 июня 1906 года Михаил Васильевич пишет о годовщине смерти матери, минувшей в тот день. На то, что датой смерти М.И. Мартыновской является 1 июня, указывает и название акварели, где художник запечатлел умирающую супругу, - «Последнее воскресенье. 1 июня 1886», а также то, что этот день, а не 29 мая, был в 1886 году воскресеньем (именно в воскресенье, как пишет М.В. Нестеров в «Воспоминаниях», умерла Мария Ивановна).

Свою старшую дочь, с которой была связана память М.В. Нестерова о горячо любимой жене, он изобразил не на одном портрете, но самым известным стал «Портрет О.М. Нестеровой» («Амазонка») 1906 года. Этот портрет написан между двумя опасными операциями, которые пришлось перенести Ольге, и связан со страхом художника потерять дочь, с желанием сохранить ее черты. Картиной восторгался друг М.В. Нестерова С.Н. Дурылин в письме к Ольге Михайловне: «Как «девушка с персиками» (В.С. Мамонтова) - это лучшая, прекраснейшая русская девушка 1880-х годов, так «девушка в амазонке» - Вы! - это лучшая, прекраснейшая русская девушка начала 1900-х годов. <...> как чудесно соединил он [М.В. Нестеров - О.И.] в Вашем портрете любовь свою к дочери с любовью своей к русской девушке». Этот портрет художник заслуженно считал одной из лучших своих работ.

Немногие знают, что Ольга Михайловна продолжила дело отца и стала художником. В Третьяковской галерее хранится любопытное письмо Михаила Васильевича к маленькой Оле, написанное печатными буквами. В нем он просит ее сфотографироваться для портрета и делает примерный набросок. Рядом с ним подпись: «Можно раскрасить» - и рисунок действительно раскрашен цветными карандашами. С таких детских «раскрасок» и «работ в соавторстве» начинала, вероятно, рисовать маленькая Оля. Она так и не получила художественного образования, зато особым швом, как золотошвейки XVI века, вышивала шелком на полотне работы, которые было невозможно отличить от акварели. Этому ее научила Лёля Прахова, друг семьи и - недолгое время - невеста М.В. Нестерова.

С Лёлей Праховой Михаил Васильевич познакомился после того, как в 1890 году получил предложение участвовать в росписи Владимирского собора в Киеве и переехал туда на постоянное место жительства. Там он сблизился с семьей Адриана Викторовича Прахова, руководившего работами в соборе, а дочь А.В. Прахова - Елена Адриановна Прахова (1871-1948), или, как ее называли, Лёля - стала близким другом. Художник находил ее талантливой, необычайно чистой и доброй и выбрал ее в качестве модели для образа святой Варвары в соборе. Но в результате сходство святой и Лёли оказалось так велико, что одна из высокопоставленных киевских дам заявила: «Не могу же я молиться на Лёлю Прахову!». От Нестерова потребовали переписать образ, и ему пришлось изменить позу и лицо святой.

Лёля Прахова, по убеждению художника, была человеком, хорошо понимавшим его: «Ту область моей души или духа, которая и была источником моего творчества, «Варфоломея», «Димитрия-царевича» и других моих картин, тот уголок моей природы, моей творческой души знали очень немногие - двое, трое. Знала о ней покойная мать, догадывалась Лёля Прахова...». В 1899 году, «после десятилетней дружбы», М.В. Нестеров сделал Е.А. Праховой предложение. Оно было принято, но вскоре помолвка расстроилась, что не помешало художнику и Елене Адриановне на всю жизнь сохранить дружеские отношения. А в одном из публикуемых ниже писем Михаила Васильевича к дочери О.М. Нестеровой, написанном спустя 14 лет после разрыва помолвки, художник вновь вспоминает Лёлю, и в этих строках перед нами не друг художника, а его былая муза.

Новой возлюбленной М.В. Нестерова и матерью его средней дочери, Веры, стала учительница Юлия Николаевна Урусман (1877-1962). Воплощение в живописи художника именно ее черт позже назовут «нестеровской женщиной»: точеное одухотворенное лицо, огромные печальные глаза, в которых отражаются глубокие внутренние переживания... Юлия Николаевна стала героиней таких картин Нестерова, как «Думы», «За Волгой», «Родина Аксакова», «Воскрешение Лазаря». Позировала для росписей в Марфо-Мариинской обители, угадывается ее образ и в росписях Нестерова в Абастумани. В картине «Страстная седмица» фигура женщины, держащей в руках голубой гробик (гробы этого цвета предназначались для младенцев мужского пола), вероятно, также связана с Ю.Н. Урусман и их общим сыном Федей, умершим при рождении в 1902 году.

Дочь М.В. Нестерова и Ю.Н. Урусман, Вера Михайловна, также изображена на нескольких портретах. Нестеров жаловался дочери, что ему «не даются» ее черты, он был не вполне доволен ее портретами, и только о графическом изображении Веры Михайловны 1918 года говорил: «...не хуже, чем писал Валентин Серов».

Хотя Юлия Николаевна и Михаил Васильевич сохраняли дружбу всю жизнь, письма М.В. Нестерова к Ю.Н. Урусман малоизвестны. Зато сохранилось много писем художника к Вере Михайловне, по которым можно составить представление о жизни художника в 1920-1930 годах. Эти письма опубликованы в 2012 году внучкой М.В. Нестерова, дочерью Веры Михайловны - Марией Ивановной Титовой. С позволения Марии Ивановны мы публикуем здесь одно из этих писем, в котором Михаил Васильевич предстает не как художник, а как заботливый, но строгий отец и дед, а также остроумный человек, блестяще владеющий пером.

В 1902 году Михаил Васильевич женился снова, на Екатерине Петровне Васильевой (1879-1955), «классной даме» из киевского института, где училась старшая дочь М.В. Нестерова - Ольга. Знакомство с Екатериной Петровной художник описывает в одном из писем к А.А. Турыгину: «Раз, недели три тому, я узнал, что ко мне собирается, просит разрешения посмотреть картину одна классная дама института, мною не виденная ранее, - молодая, красивая, любимица гр. Коновницыной и прочее. Я дал свое согласие. и вот теперь эта девушка страстно, до самозабвения полюбила меня - а я влюбился, как мальчишка, в нее. Она действительно прекрасна, высока, изящна, очень умна и по общим отзывам дивный, надежный, самоотверженный человек» .

Вторая супруга художника была верной спутницей на протяжении 40 лет, до самой его смерти. Михаил Васильевич ценил в ней «необычное, сердечное и умное внимание к его искусству», то, что она «любит все, что ему самому дорого», а в своей переписке он часто упоминает о бытовых заботах, которые брала на себя Екатерина Петровна. «Жена у плиты, варит, жарит, штопает разный хлам - я пишу-пишу», - сообщает он своему другу А.А. Турыгину.

Портрет Екатерины Петровны, созданный художником в 1905 году на их киевской квартире, стал первым портретом Нестерова, который он признал художественным произведением, достойным появиться на выставке. Сколько грусти, тоски и разочарования, разлада с внешним миром содержат в себе его ранние женские образы, столько душевного спокойствия и гармонии, радостного, но тихого любования миром заключено в этом портрете. Позже художник создал еще много портретов своей супруги, она позировала ему для иконы и росписей в Марфо-Мариинской обители (так, с нее создан образ Марии, прислушивающейся к словам Христа).

Через год после заключения брака у Екатерины Петровны и Михаила Васильевича родилась дочь Наталья, в конце 1904 года еще одна дочь - Настенька, которая умерла в младенческом возрасте, в 1907 году - сын Алексей. Дети Нестерова от второго брака также станут героями многочисленных портретов, а сын Алексей - еще и прообразом мальчика, увидевшего Христа, на картине «На Руси (Душа народа)». Художник, долго искавший нужный образ и нужную позу, однажды увидит их в своем сыне и, боясь утратить найденный ракурс, сделает фотографический снимок, публикуемый нами на этих страницах.

Переписка М.В. Нестерова с его второй супругой и детьми, Натальей и Алексеем, хранится в Третьяковской галерее. Письма М.В. Нестерова к Е.П. Нестеровой, если можно так выразиться, «деятельны». Многие его письма к старшей дочери лиричны, письма к А.А. Турыгину - наполнены философскими размышлениями, а письма Михаила Васильевича к Е.П. Нестеровой эпичны: в них преобладает повествование. Написанные в отъезде кого-либо из супругов, они содержат подробные рассказы о повседневной жизни Михаила Васильевича, его встречах и впечатлениях. Из писем видно, что жена много помогала художнику не только в быту: часто он дает ей поручения, связанные с его работой. В одном из писем М.В. Нестеров обозначает роль, которую играла Екатерина Петровна в их совместной жизни: «ты «маховик» в нашей машине (а машина-то все же я!)» .

Письма к Нестерову детей от второго брака, Натальи и Алексея, хранящиеся в Отделе рукописей ГТГ, перекликаются с их портретами. Письма Натальи - живые, яркие, острые; такой предстает и она сама на портрете отца «Девушка у пруда» (1923). Письма /Алексея - более размеренные, созерцательные, как и он в «Портрете /Алеши Нестерова» (1919, этюд). Разницу в характерах брата и сестры Нестеров хорошо чувствовал и в одном из писем шутливо называет Наталью «дядей Наташей», а Алексея - «тетей Алешей» .

Интересно сложилась судьба упоминаемых в переписке членов семьи М.В. Нестерова.

Дочь Ольги Михайловны Нестеровой-Шретер, Ирина Шре-тер (1918-2003), стала художником-постановщиком, среди ее работ в кинематографе фильмы «Девчата», «Гранатовый браслет», «Хозяин тайги», «Свой среди чужих, чужой среди своих» и другие.

Внучки Михаила Васильевича от средней дочери, Веры Михайловны Нестеровой-Титовой, добились успеха на научном поприще. Младшая из них, Татьяна Ивановна Титова (1939-2010), работала в Институте физической химии РАН, была кандидатом физико-математических наук. Старшая, Мария Ивановна Титова (род. 1937), стала профессором в области медицинских наук, работает в Институте хирургии им. А.В. Вишневского. Мария Ивановна исполнила желание деда, который хотел, чтобы кто-то из его родных стал врачом, и по сегодняшний день является хранительницей памяти о своем деде.

По хитрому сплетению судеб вторым мужем дочери художника от второго брака, Натальи Михайловны (1903-2004), стал Федор Сергеевич Булгаков (1902-1991), сын одного из героев картины М.В. Нестерова «Философы», русского философа С.Н. Булгакова.Сын от второго брака Алексей (1907-1942), специалист по коневодству, увлекался рисованием, фотографией, писал стихи (одно из его стихотворений опубликовано ниже). Алексей умер после долгой борьбы с туберкулезом в один год с отцом.

Михаил Васильевич Нестеров сохранял бодрость духа и трудился над картинами до последних лет своей долгой жизни.

М.В. Нестеров - В.И., М.М., А.В. Нестеровым18/30 июня 1889 года. Неаполь

<...> Говорить нечего, что поездка эта надолго останется у меня в памяти, многое видел такое, что трудно позабыть. Для моего художественного развития, думаю, тоже это не останется бесследно, даже если я ничего здесь не успею написать, то все же я столько видел и еще увижу, что, приехав в Россию и позанявшись посерьезнее, можно надеяться, что недостатки, которые так крупны теперь, тогда понемногу исчезнут.Иногда видишь ясно и благодаришь судьбу, что все же, несмотря на всевозможные невзгоды, увлечения и ошибки, не теряешь равновесия и еще держишься, так сказать, на поверхности, тогда как многие уже пошли ко дну, да, трудно иногда бывает, но все же пока жить можно. Жалеешь о том, что невозвратно, но все это хороший урок и предостережение на будущее время... Иногда, в минуты относительно счастливые, тяжело и больно бывает: отчего то, что я имею возможность видеть, чем могу любоваться и восхищаться, недоступно всем близким мне, за что мне так много, тогда как другим ничего, не слишком ли это? Словом, бывает иногда и хорошо и больно в одно время. <...>

ОР ГТГ. Ф. 100. Ед. хр. 1279. Л. 1-2.

М.В. Нестеров - А.В. Нестеровой8 апреля 1890 года. Абрамцево

<...>Дорогая Саша, к тебе на этот раз есть у меня просьба, вот она. Воздерживайся употреблять (а паче того злоупотреблять) слова «знаменитый», «известный», «гениальный» и вообще громкие слова в связи с моим именем. Не прими это за лицемерие, это есть нечто, от чего меня постоянно коробит и делается больно. А если это шутка, то шутить этим нездорово и опасно... <...>

ОР ГТГ. Ф. 100. Ед. хр. 57. Л. 2 об.

ПИСЬМО М.В. НЕСТЕРОВА К В.И., М.М. И А.В. НЕСТЕРОВЫМ С ЕГО РИСУНКОМ, РАСКРАШЕННЫМ ДОЧЕРЬЮ ОЛЬГОЙ. ВЕНЕЦИЯ,17 августа 1893 г.ОР ГТГ. Публикуется впервые

ПИСЬМО М.В.НЕСТЕРОВА К В.И., М.М. И А.В. НЕСТЕРОВЫМ С ЕГО РИСУНКОМ, РАСКРАШЕННЫМ ДОЧЕРЬЮ ОЛЬГОЙ.Киев, 9 мая 1892 г.ОР ГТГ. Публикуется впервые. «ОЛЮШКА КОГДА БУДЕТ БОЛЬШАЯ»

ПИСЬМО М.В.НЕСТЕРОВА К СЕСТРЕ А.В.НЕСТЕРОВОЙ С ЕГО РИСУНКОМ, РАСКРАШЕННЫМ ДОЧЕРЬЮ ОЛЬГОЙ.Киев, 15 июня 1893 г. ОР ГТГ. Публикуется впервые.«МОДНИЦА-КИЕВЛЯНКА. ЧЕРНЫЙ ШЕВИОТ, ДЛИНА – НЕСКОЛЬКО ВЫШЕ КОЛЕН, СЗАДИ СКЛАДКИ, ОТКЛАДНОЙ И СТОЯЧИЙ ВОРОТ, НАПЕРЕДИ ЛАЦКАНЫ С ПУГОВИЦАМИ. СШЕЙ ТЕБЕ, САША, ЭТО КРАСИВО С ЧЕРНОЙ ЮБКОЙ И ЗЕЛЕНЫМ КОРСАЖЕМ (ЗА ПОЯСОМ ПЛАТОК)».

М.В. Нестеров - О.М. Нестеровой19 мая 1906 года. Киев

Здравствуй, моя милая Олюшка!Сегодня я ждал от вас вестей с дороги, вместо них получил телеграмму из Уфы. Спасибо за память и поздравление. А мне сегодня и вправду стукнуло 44 года, пройдет еще несколько дней, и тебе будет 20.Много воды утекло за эти годы, было кое-что и хорошее, было и нехорошее... без которого не проживешь... Я не могу сказать, как «Демон», - «и прошедшего не жаль», нет, мне его жалко, и как еще жалко! Его и вернуть нельзя, и исправить трудно... Особенно когда начинаешь чувствовать близость старости.Тебе полегче - ты человек будущего, сумеешь сама не прозевать и не испортить своей жизни. <...>Как знать, может, тебе, да и всему твоему поколению людей, придется быть свидетелями и участниками событий исключительных. Господа будут те, кто умен, деятелен, энергичен, а глупые, ленивые и праздные очутятся в положении рабов (в истории этому были разительные примеры). Интересное, хотя и бурное время настает, много надежд, восторгов и разочарований переживут русские люди, пока выработают лучшую норму жизни <.>Что твоя вышивка? Я не теряю надежды в конце концов и от тебя получить подарок и приму его с наслаждением.

ОР ГТГ. Ф. 100. Ед. хр. 1419. Л. 1-2 об.

ПИСЬМО М.В.НЕСТЕРОВА К В.И., М.М. И А.В. НЕСТЕРОВЫМ С ЕГО РИСУНКОМ, РАСКРАШЕННЫМ ДОЧЕРЬЮ ОЛЬГОЙ.Палермо, 12–14 июля 1893 г.ОР ГТГ. Публикуется впервые «КАЖЕТСЯ, ВИД ПАЛЕРМО, НА ЭТОТ РАЗ ВСЕ ЭТЮДЫ СПЕШНЫЕ, ДЛЯ "ДОМАШНЕГО УПОТРЕБЛЕНИЯ"».

ПИСЬМО М.В.НЕСТЕРОВА К О.М.НЕСТЕРОВОЙ С ЕГО РИСУНКОМ, РАСКРАШЕННЫМ ДОЧЕРЬЮ.Палермо, 11 июля 1893 г.ОР ГТГ. Публикуется впервые

М.В. Нестеров - О.М. Нестеровой1 июня 1906 года. Москва

Дорогая моя Олюшка!Сегодня в полдень минуло 20 лет, как не стало нашей Мамы.Я только что приехал из Данилова монастыря, где отслужили панихиду, убрали могилу, вымыли памятник, и передо мной прошли, как живые, памятные страшные дни 1886 года.Ах! Как все это больно было и тяжело... <...> И оба мы с тобой были тогда одинако[во] беспомощны.Помолилась ли ты сегодня о Маме?Вчера я был в Петровском парке, прошел около церкви, в которой венчали нас, а потом мимо дома в Зыковом переулке, где жила и живет беднота и где жили мы с мамой перед свадьбой. Цел и домишко, цел и чердачок в одно окно, где прожива[л] я.Все прошло, все миновало!..Я стал «большой», стал «известный художник», а счастлив ли я?..Ты выросла, стала тоже «большая», и перед тобой «жизнь». Постарайся устроить ее умнее, лучше, счастливей меня.Не «мудрствуй», как часто делал я и всегда раскаивался.Так-то, моя хорошая большуха! <.>Целую тебя,твой Папа.

ОР ГТГ. Ф. 100. Ед. хр. 154. Л. 1-2 об.

ПИСЬМО М.В. НЕСТЕРОВА К В.И., М.М. И А.В. НЕСТЕРОВЫМ С ЕГО РИСУНКОМ, РАСКРАШЕННЫМ ДОЧЕРЬЮ ОЛЬГОЙ.Киев, 2 марта 1893 г.ОР ГТГ. Публикуется впервые«ОЛЬГА-КОРОЛЕВНА И ЕЯ СЛУГИ»

ПИСЬМО М.В. НЕСТЕРОВА К В.И., М.М. И А.В. НЕСТЕРОВЫМ С ЕГО РИСУНКОМ, РАСКРАШЕННЫМ ДОЧЕРЬЮ ОЛЬГОЙ.Киев, 27 февраля 1893 г.ОР ГТГ. Публикуется впервые«ОЛЬГА-КОРОЛЕВНА И ЕЯ СЛУГИ»

М.В. Нестеров - О.М. Нестеровой-Шретер27 января 1913 года. Москва

<...> Как часто (и все чаще и чаще) я вспоминаю Лёлю -этот источник поэзии и истинного художественного] вдохновения. Она старенькая, с обручиком на немногих седеньких оставшихся волосах (помнишь, какие были пышные?) сидит себе посейчас, а около нее идет жизнь, и догорающие лучи былой Лёли еще греют тех, на кого они упадут... <...>

ОР ГТГ. Ф. 100. Ед. хр. 1453. Л. 1 об-2.

А.М. Нестеров. «Море».1922 год

Даль морская серебрится,Слышен волн о камни звон,Разъярится, заклубится,Перейдет на тихий стон.Набежит волна, отпрянет,Набежит потом опять(Будто полк на крепость встанетИ отступит снова вспять).Море блещет, море дышит,Море шепчет, как во сне,И резвящиеся рыбкиХодят стайками на дне.Здесь, на ялике разбитомСтану я поклева ждатьИ играющий средь пеныПоплавок свой наблюдать.Стану я смотреть у мола,Белокрылыя судаИ корабликов черленыхКак мелькают паруса.Даль морская серебрится,Слышен волн о камни звон,Разъярится, заклубится,Перейдет на тихий стон.

Маме и Папе наРождество 1922 г.Алеша

ОР ГТГ. Ф. 100. Ед. хр. 1101. Л. 1-1об.

М.В. Нестеров - И.В. Шретер25 августа 1938 года. Колтуши

Здравствуй, моя милая «Старшая внучка»!Из твоего письма <...> вижу, что ты толково «осмотрела Русский музей». Что мои вещи повешены плохо - это я знал, говорят, что они висят так «временно», как и Врубель. - Посмотрим...Ты пишешь, что тебе не даются «яркие краски». Добивайся не яркости, а гармонии: она даст тебе и яркость. Хорошо запомни это. <...>Целую тебя - Дед.

ОР ГТГ. Ф. 100. Ед. хр. 1470. Л. 1-1об.

М.В. Нестеров - И.В. Шретер11/24 июля 1939 года. [Москва]

Письмо твое, милая моя Ирина, получил, спасибо. <...> Рад, что живется тебе хорошо и что ты работаешь. Смотри на природу как на любимую красавицу, находи в ней тысячи скрытых прелестей, доступных лишь тебе одной. Не мажь зря, рисуй, пиши с полным сознанием. У тебя хороший глаз: бери от него наибольшее. Вот тебе и «поучение». <...>Дед, тебя любящий. МН

ОР ГТГ. Ф. 100. Ед. хр. 1471. Л. 1.

М.В. Нестеров - О.М. Нестеровой-Шретер28 августа 1940 года. [Москва]

<...> Ирина показала сделанный ею с тебя рисунок, он очень хорош, хорош по мягкости выражения, и я прошу Ирину поставить его в раму и повесить у себя в комнате, чем-то все же очень хорошим, хотя и грустным он будет напоминать мне тебя. <.>Посылаю тебе мою карточку, снятую Алексеем с меня на балконе. Сейчас А[лекс]ей занят и увлечен фотографией <...>С портретом Мухиной дело обстоит так: у меня одновременно были из Третьяковской галереи и из «Русского музея». Галерея, конечно, у меня на первом плане, хотя у них и нет денег. У Русского музея деньги есть, но я портрет туда отдам лишь в том случае, если другого выхода не будет. Портрет всем нравится, да и я считаю его одним из более удавшихся. Таких я считаю 4, он один из них. <...>Вере письмо твое передал. Она <...> вся такая же добродушная, заботливая о всех, хороший она человечек.<...> Целую, любящий тебя Отец.

ОР ГТГ. Ф.100, ед.хр.1464, л.1-1об.

М.В. Нестеров - В.М. Титовой20 сентября 1939 года. [Москва]

Верушка! Друг мой!Давно не получал от тебя письма. В воздаяние чего был у меня Ив[ан] Ив[анови]ч и порассказал о вашем житье-бытье. Многое мне понравилось, а многое нет. К последнему отношу воспитание тобой и твоей мамой моих внучек. Вы «залюбливаете» их себе на голову. <...> надо держаться «метода» Ив. Ив-ча. При всякой попытке к истерике, непослушанию необходимо подавить в себе разные нежные чувства и отшлепать, для чего у тебя есть ладони, а у Машиньки - «тутушка», после чего в оправдание себя, в компенсацию за изъян тутушки не удваивать нежных чувств и не закармливать ни лаской, ни сладостями, а выдержать и крик, и слезы, и прочие обычные приемы маленьких хитрецов. Так делала с вами твоя Мама (на внучек ее не хватает), так делали и делают те, кто не хочет из своих детей сделать уродов. <...>Внучек - и послушных, и непослушных - целую, как и тебя. Папа.

Из архива М.И. Титовой

М.В. Нестеров - Е.П. НестеровойИюль 1939 года. Москва

<.> Начну с того, что проводивши тебя в 7 час[ов], в 9 час[ов] начал переписывать «Элегию». Написал «даму в белом», позвал Наталью - спрашиваю, лучше или хуже, говорит хуже, прогнал, а сам, не будь плох, все стер (бес-то все шепчет в ухо: соскобли старую фигуру, соскобли, а я все молчу). То был час второй. Пообедал, поспал, стал писать «даму в черном», был час шестой, звонит Е.П., я едва ворочаю языком, продолжаю писать, написал, позвал судью - Наталью, что говорю - лучше, говорит лучше, но старое все же было лучше, прогнал, решил из черной дамы сделать темно-синюю, сделал, был час 9-ый, бросил, пошел кисти мыть, ноги едва волочу: просидел 10 час.!!! <...> К часу ночи картина была восстановлена, и я уснул сном младенца. <...>

ОР ГТГ. Ф. 100. Ед. хр. 1834. Л. 1-1об.

М.В. Нестеров - А.А. Турыгину2 июня 1922 года. Москва

<...> Я сделался художником, прожил большую, интересную жизнь, дождался взрослых детей, внучки, - и вот не за горами время, когда придется переступить порог и познать большее, главное, а готов ли к этому последнему? - не готов, и боюсь, что готов не буду до последнего момента. И это плохо: все придется пройти наспех, начерно. Между тем каждый из нас знает, как могли и умели час этот встретить наши святые, да одни ли святые, но и наши несвятые предки. Мысли ли о картинах, или суета жизни давно и постоянно отвлекают меня, увлекают меня до забывчивости, и так было всю жизнь, так будет и до последнего часа <.>

Вернуться назад

Теги:

www.tg-m.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта