Александр I. Штрихи к портрету. Картина александр 1


Искусство Российской империи в 1-й половине XIX века

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (24,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: освоение знаний о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений искусства Российской империи в первой половине XIX века.

Задачи: проследить развитие искусства России в правление Александра I и Николая I на примере архитектуры, живописи и музыки.

Методы и приемы работы учителя и учащихся: лекция, контрольные вопросы, закрепление материала, запись в тетрадях, подведение итогов.

Межпредметные связи: История России (Стандарт среднего (полного) общего образования по истории: базовый уровень), тема “Культура России и ее связи с европейской культурой первой половины XIX в.”.

Внутрикурсовые ретроспективные связи: тема “Своеобразие русского барокко и классицизма в архитектуре”.

Перспективные связи: тема “Поиск национального самосознания в искусстве”.

Учебное оборудование: компьютер с устройством просмотра CD и DVD дисков, компьютерная программа Microsoft PowerPoint, экран, проектор, интерактивная доска Smart.

План урока. Часть 1. Искусство России в правление Александра I . Часть 2. Искусство России в правление Николая I. Содержание соответствует подготовленной презентации.

Опережающие задания: учащимся предлагается подготовить сообщения о жизни и творчестве К. Росси, В. Тропинина, А. Алябьева, О. Монферрана, М. Глинки, К. Брюллова.

Ход урока

Презентация: Слайды 1–8. Правление Павла I (1796–1801) сменилось эпохой его сына Александра I (1801–1825).

В первой половине ХIХ в. эстетическим началом были пронизаны почти все стороны жизни. Оно определяло манеру поведения человека, его восприятие современности. В эстетическую сферу входили философия, история, медицина, география. Внимание к искусству выражало себя конкретно практически. Стали возникать различные общества, газеты, связанные с искусством. В 1801 г. рождается “Вольное общество любителей словесности, наук и художеств”, в 1807 г. впервые выходит “Журнал изящных искусств”, в 1820 г. создается “Общество поощрения художников”. Образуются художественные центры и в провинции.

Слово учителя. Живопись, ваяние и зодчество остаются “придворными” видами искусства, наиболее способными возвеличивать российский трон. Небывалый расцвет зодчества, живописи опередил музыку и поэзию. Пластическими искусствами широко увлекались в обществе. Ценились не только профессиональные художники. Рисовали, писали маслом и акварелью многие, стал распространяться дилетантизм, большое развитие получило меценатство. Многие хотели быть причастными к искусству. Выставки Академии художеств и Общества поощрения художников посещались людьми разных сословий.

Слово учителя. Особенную роль в культуре начала XIX в. в общеевропейском масштабе сыграл театр. Театрализуется эпоха в целом. Специфические формы сценичности сходят с театральной площадки и подчиняют себе жизнь. Однако ситуация в России сложилась таким образом, что всем видам зрелищ Александр I предпочитал парад. Император был равнодушен к драматическому и оперному театру, но поощрял театральное искусство, понимая его значение в деле сохранения и формирования картины мира, тем более что театр играл все возрастающую роль в жизни общества, особенно его верхних слоев. Вначале XIX в. грань между искусством и бытовым поведением зрителей была разрушена. Театр вторгся в жизнь, активно перестраивая бытовое поведение людей. Искусство становится моделью, которой жизнь подражает. Появляются многочисленные примеры того, как люди конца XVIII – начала XIX в. строят свою картину мира, свою жизненную судьбу по литературным и театральным образцам.

Слово учителя. В 1801 г. была возобновлена итальянская опера; в 1803 году русская оперная труппа была отделена от драматической. А по окончании наполеоновских войн возобновились спектакли и французской оперы. В балете тоже становилось все более заметным французское влияние. Большим авторитетом в столичном балете пользовался Ш.Л. Дидло – французский артист, балетмейстер, педагог. С 1801 г. он был балетмейстером и руководителем балетной части Петербургского театрального училища. В 1823 г. Дидло поставил балет “Кавказский пленник, или Тень невесты” – по мотивам поэмы Пушкина.

Вначале XIX века в Петербурге возникло “Музыкальное собрание” – своеобразный музыкальный клуб, членами которого были сам император, его семья и вся российская знать. Кроме платных публичных концертов состоятельные люди устраивали у себя домашние концерты. Давались концерты и в разных учебных заведениях с участием их воспитанников. В 1802 г. было создано музыкально-благотворительное “Филармоническое общество”, надолго ставшее главным пропагандистом симфонической музыки в России. Музыкальная жизнь особенно активно протекала в Петербурге. Музицирование, беседы о музыке были обычным явлением в домах музыкального критика В.Ф. Одоевского, поэта В.А. Жуковского, крупного чиновника М.Ю. Виельгорского.

Презентация: Слайды 9–16. Первая треть ХIХ в. отмечена необычайным размахом русского градостроительства. В Александровскую эпоху русская архитектура достигла своей вершины, став самой лучшей в мире. В отличие от 80–90-х гг. XVIII в., когда в центре внимания архитекторов было создание дворцов, усадеб, храмов, теперь главными сооружениями становятся административные и гражданские здания.

Стиль классицизм в архитектуре переживал новый этап, названный высоким классицизмом, или ампиром – (от франц. empire – империя) – завершение развития классицизма в первой трети ХIХ века. Для зодчих этого времени становится характерным синтез архитектуры и скульптуры. В России этот стиль отражал претензии имперского города на статус “мировой столицы”. К началу ХIХ в. Петербург стал развитым европейским городом. Оформились прочные сухопутные связи с центром России, – спрофилированный и укрепленный грунтовый тракт из Петербурга в Москву действовал уже с 1746 года. Сложились дороги на запад и юг. На рубеже XVIII-XIX вв. административным центром столицы окончательно стал район трех нынешних площадей: Исаакиевской, Сенатской и Дворцовой.

Предполагаемый ответ ученика. Главным выразителем идей русского ампира был К. Росси (1775–1849), который “мыслил ансамблями” (Т.В. Ильина). Архитектор построил 13 площадей и 12 улиц в центре Петербурга. Им был создан Михайловский дворец (1819–1825, ныне ГРМ). Росси оформил Дворцовую площадь (1819–1829). Мастерство Росси как градостроителя с особенным блеском проявилось при строительстве колоссальной триумфальной арки в честь победы в войне с Францией. Арка завершила окончательный вид Дворцовой площади, придав всему ансамблю гармоничный вид. Архитектор создал также театральный ансамбль, построив здание Александринского театра, прилегающую к нему площадь и Театральную улицу.

Презентация: Слайды 17–24. Крупнейший архитектор этого времени А.Н. Воронихин (1759–1814). Главное детище архитектора – Казанский собор (1801-1811). Собор внешним видом по замыслу архитектора должен был напоминать собор св. Петра в Риме. Это обусловило наличие колоннады, изогнутой в плане, состоящей из 72 коринфских колонн. Колоннада обращена на север, к Невскому проспекту, важнейшей магистрали города. Собор получил военно-мемориальный характер. Здесь нашел свой покой М.И. Кутузов. В соборе разместили трофейные знамена. Воронихин большое внимание уделял созданию городского ансамбля, синтезу архитектуры и скульптуры.

Начало ХIХ в. ознаменовано созданием самых знаменитых ансамблей Петербурга, одним из которых является Адмиралтейство. Его создателем был А.Д. Захаров (1761–1811). Главной частью сооружения является башня, имеющая трехъярусную композицию: тяжелое и устойчивое основание с аркой составляет первый ярус, из которого вырастает легкая ионическая колоннада, несущая антаблемент со скульптурами, – второй ярус. Над колоннадой возвышается барабан с куполом третьего яруса, увенчанного 72-метровым золоченым шпилем с изображением парусного корабля на острие. В Адмиралтействе соединились лучшие традиции отечественной архитектуры. Здание тесно связано с архитектурой центра города. Отсюда берут начало 3 проспекта. Адмиралтейский шпиль перекликается со шпилем Петропавловского собора.

Стрелка Васильевского острова – восточная оконечность Васильевского острова в Санкт-Петербурге – один из самых завораживающих архитектурных ансамблей города, пример гармонии архитектуры города с пейзажем берегов Невы.

В 1805–1810 годах архитектор Ж. Тома де Томон построил на пустой площади здание новой Биржи, отвечающее потребностям растущей экономики России. Величественное здание выполнено в стиле античных храмов. Перед зданием архитектор установил две Ростральные колонны с аллегорическими фигурами у подножия, олицетворяющими великие русские реки: Волгу, Днепр, Неву и Волхов.

Презентация: слайды 25-28. В московском ампире отразились все новшества эпохи, но больше проступали национальные черты. Очень важно было совместить новые сооружения со старыми, древнерусскими. Эта задача была решена О.И. Бове (1784–1834). Была расчищена Красная площадь, возведены заново Торговые ряды. Бове создал ансамбль Театральной площади (1816–1825), построил Большой театр (1825). В 1827 г. был утвержден проект Триумфальных ворот в Москве в честь победы русской армии над Наполеоном. Прекрасная скульптура из литого чугуна работы П.П. Витали и И.Т. Тимофеева была отлично спаяна с сочной пластикой архитектурных масс. Затянувшаяся постройка ворот была окончена только в 1834 году.

Слово учителя. После архитектуры и литературы большое значение приобрела живопись, один из ведущих видов искусства, достигнув в ХIХ в. высочайшего расцвета.

Презентация: Слайды 29–41. В конце XVIII в. произошло рождение национального пейзажа. Одним из первых российских пейзажистов стал Ф.Я. Алексеев (1754–1824). Алексеев положил начало пейзажу города. В своих пейзажах он создает ощущение полной естественности и достоверности изображаемого объекта. Художник в своих произведениях запечатлел Петербург и Москву начала ХIХ в.: “Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной”, Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова”, “Красная площадь в Москве”.

В начале ХIХ века в живописи России складывается новый стиль – романтизм. Романтизм нашел свое выражение в пейзажах С.Ф. Щедрина (1791-1830). Художник обучался правилам живописи в Академии художеств. В 1812 г. за программную работу “Вид Петровского острова в Петербурге” Щедрин получил золотую медаль и право на поездку за границу для завершения образования. Он первым открыл для России пленэрную живопись. Пленэр (от франц. plein air – открытый воздух) – работа художника не в мастерской, а на открытом воздухе. Щедрин писал, в основном, итальянские пейзажи (в Италии он прожил 10 лет и там же умер), но не развалины античных времен, а современную ему жизнь: “На острове Капри” (1826), “Терраса на берегу моря” (1828). Щедрин вводит в свои пейзажи человеческие фигуры. Для него они служат выражению идеи извечной гармонии человека и природы.

Наиболее ярко новый романтический идеал воплотился в творчестве портретиста О.А. Кипренского (1782–1836). Портреты Кипренского раскрывают в человеке все лучшее и значительное. Особенно замечательны женские портреты, которые очень близки женским образам пушкинской поэзии: портрет А.А. Олениной (1828). Одним из лучших портретов художника называют портрет полковника лейб-гусаров Е.В. Давыдова (1809). В последний период творчества Кипренский создал лучший прижизненный портрет А.С. Пушкина (1827).

Предполагаемый ответ ученика. Презентация: Слайды 42–43. Вначале ХIХ в. в России сложился бытовой жанр в живописи. Предвестником его стали жанровые портреты В.А. Тропинина (1776–1857). Сам в прошлом крепостной, художник воплотил в образах крестьян, мастеровых душевную чистоту, здоровье, благородство. Детали быта и трудовой деятельности сближают портреты Тропинина с жанровой живописью: “Кружевница”, “Златошвейка”. К лучшим его работам относят портреты А.С. Пушкина (1827), сына (1818), автопортрет (1846).

Презентация: Слайды 44–46. Родоначальником бытового жанра стал А.Г. Венецианов (1780–1847). Художник поэтизировал обыденные явления крестьянского быта: “На пашне. Весна”, “На жатве. Лето” (1820-е).

Слово учителя. Один из наиболее любимых жанров музыкального искусства в первой четверти ХIХ в. – романс. Романсы конца XVIII – начала ХIХ в. – преимущественно лирические, окрашенные сентиментальными настроениями. Например, “Стонет сизый голубочек”, сочиненный композитором Ф.М. Дубянским на стихи И. Дмитриева. Мягкая грусть, трогательные душевные переживания, воплощенные в романсе, типичны для многих произведений, отмеченных влиянием сентиментализма. Характерны также своеобразные “вздохи” – жалобно звучащие обороты мелодии.

Тесная связь с городским фольклором – одна из главных причин широчайшей популярности многих романсов. Желание создавать национально-характерные сочинения, а также огромный интерес к народной песне побудили многих композиторов писать музыку в духе русских песен. Так в поэзии и в музыке возник новый жанр, новый вид сочинений, который получил название “русских песен”. Первым крупным автором “русских песен” был Д. Кашин.

Во второй половине 20-х гг. особенно популярными были романсы А.Н. Верстовского. Одним из первых необычно звучащих романсов стал романс “Черная шаль” Верстовского (на стихи Пушкина). Это рассказ о страстной любви и о черной измене, о бешеной скачке и убийстве соперника, которое совершил герой. В этом и других произведениях Верстовского рассказывается о драматических событиях, о переживаниях необычайной силы и напряжения. Иногда в рассказ вплетается фантастика. Подобные сочинения называются балладами. Баллада пришла в музыку из литературы и была навеяна романтизмом. Верстовский был одним из первых русских композиторов, сочинявших баллады.

Романтизм (от франц. romantisme) – идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII – первой половины ХIХ века. Основа романтического мировосприятия – разлад идеала и действительности. Романтизму присущи изображение сильных страстей, одухотворение природы, повышенный интерес к творческой жизни личности, идеализация национального прошлого. Романтизм – лирический стиль. Композиторы-романтики восприняли симфонический метод развития музыки. Появились программные произведения. Излюбленные малые формы романтиков – песня, романс.

Предполагаемый ответ ученика. Презентация: Слайды 47–51. В 20-е гг. широко известно стало имя А.А. Алябьева. Он писал музыку для спектаклей петербургских театров, но прославился благодаря романсу “Соловей”. Прогрессивной чертой романтиков был интерес к народной жизни, к народному творчеству разных национальностей. Алябьев претворил этот интерес в своем творчестве. Примером тому могут служить его “Восточные песни”, написанные в духе народных мелодий. Также большой популярностью пользовались и сейчас любимые его романсы “Вечерний звон”, “Зимняя дорога”.

Слово учителя. В целом, для художественной культуры первой половины ХIХ в. были характерны быстрая смена идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим временем: сентиментализм, романтизм, реализм; а также их одновременное сосуществование.

Слово учителя. Презентация: Слайды 53–59. На смену Александру I (1801–1825) приходит его брат Николай I (1825–1855). Идейным выражением реакционно-охранительного направления была так называемая “теория официальной народности”. Принципы ее были кратко сформулированы в 1832 г. С.С. Уваровым (1833 – Министр просвещения) как “православие, самодержавие, народность”. Однако основные положения этой теории были изложены еще раньше в 1811 г. Карамзиным в “Записке о древней и новой России”. Этими идеями были проникнуты коронационный манифест Николая I и последнее законодательство, обосновывающее необходимость для России самодержавные формы правления и незыблемых феодально-крепостнических порядков. Уваров добавил понятие “народность”. В 1834 г. указом Николая I был утвержден государственный гимн Российской империи “Боже, Царя храни!” (слова В.А. Жуковского, музыка А.Ф. Львова), который оставался официальным гимном вплоть до 1917 года.

Слово учителя. В целом, ведущим видом искусства в ХIХ в. стала литература. А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, Ф. Достоевский, И. Тургенев, Л. Толстой определили развитие искусства не только России, но и Европы, став поистине великими в мировом масштабе.

Во второй четверти ХIХ в. все более заметную роль в общественно-культурной жизни играл театр. В 1824 г. в результате раздела Петровского театра в Москве появились две самостоятельные труппы: драматическая – Малый театр и оперно-балетная – Большой театр. В Петербурге в 1832 г. открылся Александринский театр.

Презентация: Слайды 60–68. Если в начале ХIХ в. большое развитие получил городской архитектурный ансамбль, то в 30–50-е гг. архитектура классицизма переживала кризис, утрачивалось ансамблевое мышление, начинался период эклектики (от греч. eklektikos – выбирающий) – стиля в архитектуре и изобразительном искусстве, для которого характерно сочетание разнородных стилевых элементов или произвольное использование исторических стилей.

Для творчества К.А. Тона (1794–1881) наиболее типичны постройки в русско-византийском стиле: храм Христа Спасителя (1839–1883), Большой Кремлевский дворец (1839–1883), Оружейная палата (1844–1851), построенные в Москве.

Предполагаемый ответ ученика. Презентация: Слайды 69–72. Исаакиевский собор (1818–1858), сооруженный в Петербурге О. Монферраном (1786–1858), решен в формах классицизма с элементами Ренессанса. Собор стал одним из самых грандиозных в мире купольных сооружений и главной доминантой центра Петербурга. Его особое величие и роскошь, выраженные и в размерах здания, и в богатстве каменного убранства, определились тем значением, которое ему придавал дом Романовых: собор посвящен Петру I и назван в честь св. Исаакия Далматского, в день памяти которого родился Петр I. Здание предназначалось для главного православного храма России, на его возведение не жалели ни средств, ни сил. Особенно торжественно богат в изобилии украшенный цветным камнем огромный интерьер Исаакиевского собора, вмещающий одновременно до 15 тыс. человек. Особое впечатление производит иконостас, стоимость которого составила десятую часть расходов на строительство всего собора. Исаакиевский собор был открыт 30 мая 1858 г., в 186-ю годовщину со дня рождения Петра I.

Слово учителя. В 1830–1840-е гг. продолжается расцвет песни и романса. Широкую известность получила “русская песня” А.Л. Гурилева “Однозвучно гремит колокольчик”. Поэтично обрисован в ней русский пейзаж: бескрайнее поле, дорога, однообразный звон колокольчика, грустная песня ямщика. Тонко передано навеваемое этим пейзажем настроение.

Сумев отобрать наиболее выразительные элементы бытовой музыки того времени, А.Е. Варламов создал романсы и песни, получившие известность: “На заре ты ее не буди”, “Горные вершины”. Большое влияние на творчество Варламова оказало творчество цыган, занимавших большое место в музыкальной жизни тех лет. Размах, удаль, неожиданные контрасты, свобода исполнения присущи его песне “Вдоль по улице метелица метет”.

Вначале 40-х гг. возникло еще одно музыкальное общество – Симфоническое общество.

Предполагаемый ответ ученика. Презентация: Слайды 73–76. Дальнейшее развитие национальной школы музыки связано с именем М.И. Глинки (1804–1857). “Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем”, – считал композитор. Глинка соединил богатство народной мелодики и высочайшие достижения европейской музыкальной культуры. Событием в культурной жизни России была постановка оперы Глинки “Жизнь за царя” (1836). Композитор своим творчеством открыл в России новое направление в музыке – реализм (от лат. realis – вещественный) правдивое, объективное отражение жизни в искусстве. Этот стиль больше называют методом, который проявляется в разных направлениях с большей или меньшей степенью (Возрождение, классицизм, романтизм).

Слово учителя. Младший современник Глинки, один из основателей классической музыкальной русской школы – А.С. Даргомыжский (1813–1869) – создал новый жанр – народно-бытовую психологическую музыкальную драму. Ее образец – произведение “Русалка”. Основу такой оперы составляют уже не исторические или легендарные сюжеты, а события личной жизни обыкновенных людей с их глубоким и сложным миром душевных переживаний. Композитор привнес в оперу выразительный реалистический речитатив.

Предполагаемый ответ ученика. Презентация: Слайды 77–84. В исторической живописи первой трети ХIХ в. происходило пересечение классицизма и романтизма. Впервые оба направления были соединены К.П. Брюлловым (1799–1852) в знаменитом полотне “Последний день Помпеи” (1830–1833). Своего рода историческая тематика была в дальнейшем продолжена и в монументальном полотне “Нашествие Гензериха на Рим” (1836). (Вандалы под предводительством Гензериха обрушилась на Рим в 455 году. Данный эпизод был описан Гоголем в статье “О движении народов в конце V века” в серии “Арабески” 1835 года). В то же время художник обращался к портрету. Писал парадные портреты: “Всадница” (1832) “Всадники” (1949), камерные портреты, автопортреты.

Слово учителя. Презентация: Слайды 85–86. В жанре морского пейзажа работал выдающийся русский маринист И.К. Айвазовский (1817–1900). Его полотна удивляют зрителя живописным изображением морской стихии. Пронизанные лучами солнца волны, грозовое небо – излюбленные мотивы И.К. Айвазовского, в которых природа одухотворяется художником. Широкую известность приобрела картина “Девятый вал” (1850), являющаяся ярким примером непревзойденного профессионализма мастера и свидетельствующая о романтическом направлении его творчества.

Слово учителя. Презентация: Слайды 87–88. Центральной фигурой русской живописи середины ХIХ в. был А.А. Иванов (1806–1858). Огромных успехов добился Иванов в пленэрной живописи, хотя воспринимал пейзажные этюды как вспомогательную работу. В отличие от мастеров академического направления Иванов изображал природу не через мир людей, а как реальность, в ее объективной жизни. Глубокие философские проблемы, волновавшие художника, идея духовно-нравственного совершенствования человечества воплотились в главном произведении Иванова – монументальном полотне “Явление Христа народу” (1837-1857). Иванов долго искал тему для своего программного произведения и остановился на редко изображаемом художниками евангельском сюжете (первое появление Мессии перед людьми, принимающими крещение в водах Иордана). “Монументалист по призванию, Иванов жил, однако, в то время, когда монументальное искусство шло на спад. Реализм же ивановских форм мало соответствовал утверждающемуся искусству критического характера” (Т.В. Ильина).

Слово учителя. Презентация: Слайды 89–95. Во второй четверти ХIХ в. в живописи России все большее значение приобретал реалистичный метод, вылившийся во второй половине ХIХ в. в цельное художественное направление – критический реализм. Первым и чрезвычайно ярким проявлением критического реализма в живописи явилось творчество П.А. Федотова. (1815–1852). Наиболее полно раскрылся талант художника в жанровой живописи, где он прошел путь с карикатурных сюжетов, перегруженных деталями – “Свежий кавалер”, (1846), “Разборчивая невеста” (1847), “Сватовство майора” (1848), к трагическим и лаконичным образам – “Вдовушка” (1851), к метафоричным – “Анкор, еще анкор” (1851–1852), “Игроки” (1852). Федотов завершил эволюцию русской живописи первой половины ХIХ в. и наметил пути ее дальнейшего развития.

Слово учителя. К середине ХIХ в., в канун буржуазных реформ, в России завершился один из внутренних этапов в историко-культурном процессе. Основным его содержанием было развитие национальной культуры. Одной из особенностей русской национальной культуры была ее открытость, способность к усвоению элементов культуры других стран. В первой половине ХIХ в. художественная жизнь наиболее разнообразной и полнокровной была в столицах.

Вопросы и задания. Презентация: Слайды 98–103. Назовите элементы ампира. Найдите и назовите обозначенные на карте гиперссылками сооружения: Собор Смольного монастыря (по теме предыдущего урока), Михайловский дворец (Русский музей), Александровская колонна, Зимний дворец (Эрмитаж) (по теме предыдущего урока), Таврический дворец (по теме предыдущего урока), Адмиралтейство, Казанский собор, Исаакиевский собор, здание Биржи, Триумфальная арка Генерального штаба, Александринский театр, Смольный институт.

Домашнее задание. Выявить общее и особенное в художественных направлениях ампир и историзм на примере выдающихся ансамблей Москвы и Петербурга (Храм Христа-Спасителя, здание Большого театра, Исаакиевский собор, Казанский собор, Михайловский дворец и др.).

Список литературы:

  1. Жидков В.С., Соколов К.Б. Десять веков российской ментальности. – СПб., 2001.
  2. Булах А.Г., Абакумова Н.Б. Каменное убранство центра Ленинграда. – Л., 1987.
  3. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: учебник. – М., 1994.
  4. Ушаков А.В. Справочник по отечественной истории XIX–XX вв. для учащихся средней школы // Преподавание истории в школе. – 1998. – № 7. – С. 50-60.
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Александр I. Штрихи к портрету.: alexandrafl

Заинтересовала весьма любопытная картина:

Апофеоз Александра I - аллегория на восшествие его на престол. В. Нойман. Около 1805 г

[А1]Какой либо информации о Висенте Ноймане найти не удалось, может кто поможет. Однако, сие полотно было создано в период благоденствия Александра.Рассмотрим картинку повнимательнее.

  1. Звезда Давида над головой рыжекудрого императора – без комментов. Правда, повернута как-то странно, тут секрет.
  2. Французский орел непосредственно поблизости его величества. Весьма странное расположение, тем более, с учетом п. 5
  3. Человек в шкурах и дубиной со щитом с русским гербом. Боже, это ж «великий тартар»! Или славянин, только что «слезший с дерева» и еще не выпустивший из рук дубину. Правда он опирается на щит весьма искусной работы, на котором мы читаем знакомые названия тартарских «хорд»(5): Тартария, Черкассия, Георгия, Астрахань, Сибирь… И двуглавый наш орел получается весьма попираем.
  4. Зато Наполеон стоит в рядах восторженной публики, так сказать, почти в партере.
  5. И уж совсем развеет наши сомнения небольшой пейзажик в ЦЕНТРЕ композиции. Кораблик с тевтонским крестом, либо с флагом Ордена Святого Лазаря (не ведаю, что и подумать) швартуется на Стрелке Васильевского острова. Три фигуры в одеждах подстать цветам российского флага встречают его на берегу.
То ли либераст рисовал, то ли сам царь такой же был?Но вот шпалера с изображением Александра 1, и опять любимый орел!Замучили меня сомнения, и я уже подумала – может это Александр 1 первый сговорился с французами ? (извините за тавтологию).Но нет, нашла Манифест Павла 1, отца его, о государственном гербе РФ РИ. Тут уж не фантазий было исполнителю, все как указало его величество + сами знаете, какой в этих вопросах Павел № 1 был педант.И вот:

Флаг с французским орлом на равных с нашим родным.Будем дальше разбираться, почему наши аристократы говорили по-французски, одевались по-французски, учились во Франции и терзали русских крепостных словно захватчики.

Почитать на эту тему: «Чудны дела твои господни» http://alexandrafl.livejournal.com/108526.html

©Александра Лоренц

Репостинг с указанием источника и автора приветствуется!

Фотоматериалы использованы из сети интернет в качестве цитат, в ознакомительных целях и не для коммерции.

alexandrafl.livejournal.com

Семейный альбом императора. Часть 6. Всадник.

Предыдущие посты из серии можно найти здесь:Часть 1.Господин Александр. http://catherine-catty.livejournal.com/27364.html Часть 2.Амур. http://catherine-catty.livejournal.com/30636.htmlЧасть 3.Братья. http://catherine-catty.livejournal.com/34167.htmlЧасть 4. Аполлон. http://catherine-catty.livejournal.com/64452.htmlЧасть 5. Любимая сестра. http://catherine-catty.livejournal.com/108686.html

Как известно, императоров традиционно изображают на коне. На белом. Не избежал сей участи и Александр Павлович, причем рисовать его конные портреты начали еще при жизни батюшки. Правда, на них он является не центральной фигурой, а одной из.

Император Павел I со свитой. 1802. Лампи. Гатчина.За наводку спасибо nikzubkoff.К сожалению, картинка оставляет желать лучшего. Посмотрим на копии.

Император Павел I, великие князья Александр и Константин Павловичи и палатин венгерский (муж в.к. Александры Павловны). 1840-е. Ботман по оригиналу Лампи 1802 года. ЭрмитажЦесаревич Александр дальше всех от зрителей.

Император Павел I со свитой. 1835. Осокин по оригиналу Лампи 1802 года. Исторический музей.

А вот уже император. Все как полагается: лошадь белая.Император Александр I. 1800-е. Гравюра Карделли по портрету Виги по оригиналу Кюгельхена. Эрмитаж.

Император Александр I. Гравюра из собрания А.В. Морозова.Свистнута у il_ducess

Император Александр I и цесаревич Константин Павлович. 1803-1804. Гравюра Грачева. Эрмитаж.Как отличить царя от его брата? Правильно, по белой лошади!

Император Александр I. Гравюра из немецкой книги.

Императоры Александр I и Наполеон I в Эрфурте. 1825.

Императоры Наполеон и Александр в Эрфурте. Акварель Ф. Мирбаха-Рейнфельда.Автор (за уточнение спасибо pro100_mica явно настроен про-французски. Известно, что Наполеон на лошади ездил плохо. Ну, в конце концов, он артиллерист, а не кавалерист и в императоры его не готовили. А тут что мы видим? Русский царь отстал, французский император протягивает ему руку...

Император Александр I. 1810-е.

Император Александр I в немецком городе. 1813. Хесс.

Союзники входят в Базель 13 января 1814 года. Наш император, в зеленом мундире, - справа от авcтрийского (тот в белом).

Встреча императора Александра, прусского короля Фридриха-Вильгельма III и Бернадота в Лейпциге после битвы. 1814. Гравюра Дюбурга по оригиналу Аткинсона.

Император Александр I. 1810-е. Неизвестный художник.

Император Александр I. 1810-е. Уильям Хит.

Император Александр I. 1813.

Под стенами Парижа. 1810-е. Иванов

Император Александр I. Неизвестный художник. ХIX век.

Альянс России, Австрии и Пруссии. 1810-е.Наш император - слева ( в зеленом мундире).

Александр I, император Франц и Фридрих-Вильгельм III в Гайд-парке.Наш император справа.

Союз Англии, России, Франции, Австрии и Пруссии. 1819. Акварель Рива по оригиналу Хита и Фрая. (фрагмент)Наш император - четвертый слева.

Парад на дворцовой площади. 1810-е.Не картинка, а игра с названием "Найди императора". Я было подумала, что Александр - тот, кто поднял белую лошадь на дыбы. Ан нет, у него желтая лента, георгиевская. Вот сижу и думаю: то ли художник цвета перепутал, то ли император едет во втором ряду, что странно. Вообще, на этой картинке, как мне кажется, интереснее не на военных смотреть, а зрителей разглядывать. Тут тебе и поп, и офицеры, и крестьяне, и разносчики, даже уличные собаки присутствуют.

У Кипренского была картина, изображающая императора Александра I, цесаревича Константина и их свиту. Похоже, картина не сохранилась. Но, к счастью, существуют две копии с нее.

Портрет Александра I с великими князьями. 1818. Неизвестный художник по оригиналу Кипренского. Царское Село.

Конный портрет Александра I. 1820-е. Л. Поль по оригиналу Кипренского. Эрмитаж

Император Александр I. 1821. Алексеев по гравюре Беггрова по оригиналу Орловского. Эрмитаж

Император Александр I. 1837. Крюгер. Эрмитаж.Традиционно считается, что на картине изображен конь Эклипс, подаренный Александру Наполеоном, и что именно на нем царь въезжал в Париж. Но, если мы откроем воспоминания современников (Петрова или Михайловского-Данилевского, к примеру), присутствующих при этом событии, то прочитаем, что император был на своем любимом мекленбургском белом боевом коне Марсе. Традиционно- не значит правильно.

Император Александр I. после 1837. Неизвестный художник. Измененная копия оригинала Крюгера.

P.S. Картинки кликабельны.

catherine-catty.livejournal.com

Семейный альбом императора. Часть 4. Аполлон

Давненько я не делала постов из серии «Семейный альбом императора». Восполняю пробел. Предыдущие посты можно посмотреть здесь:

Часть 1.Господин Александр. http://catherine-catty.livejournal.com/27364.html Часть 2.Амур. http://catherine-catty.livejournal.com/30636.htmlЧасть 3.Братья. http://catherine-catty.livejournal.com/34167.html

В сентябре 1801 года во время коронации Александра I митрополит Платон указал на императора и произнес: «Смотрите, православные, каким Бог наградил нас царем — прекрасен и лицом и душою!». Чуть позже он добавил: „Мы сподобились увидеть ангела в короне и порфире». Ну, насчет моральных качеств Александра Павловича не все было так просто, здесь дело темное… Что же касается внешности, то предлагаю всем желающим ее оценить. Для тех, кто привык к цифрам, сообщаю антропометрические параметры. Рост 2 аршина, 9-10 вершков. То есть, 182-187 см.Объем талии в молодые годы 77 см.Размер обуви примерно 43-44 (длина подошвы сапога -30,5 см.).

Ну а теперь – портреты 1801-1808 гг. и мнения современников.

Император Александр I. Аткинсон. 1801-1805. Симбирский художественный музей.Император Александр I. Боровиковский. 1802-1803. Русский музей.

Император Александр I. Неизвестный художник. Копия портрета Виже-Лебрен 1802 года. Архангельское.

"О, как он был чудесен! В 40 лет знали мы его еще молодцом и красавцем; что же был он в 23?" (Ф.Ф.Вигель. Записки.)

Император Александр I. Вуаль. 1802. Русский музей.

Император Александр I. Неизвестный художник. 1802. Останкино.

Император Александр I. Кюгельхен. 1803. Петергоф.

"Император тоже был красавец и сиял молодостью и той душевною ясностью, которая составляла отличительное его свойство." (Д.Х.Ливен. Записки.)

Император Александр I. Щукин. 1803.

Император Александр I. Яненко. 1804. Русский музей.

Император Александр I. Пеншон. Начало 1800-х.

"Прибыли император и императрица. Он - статный, красивый, светловолосый, похож на юношу." (М.Вильмот. Письмо от 31.07.1803 по новому стилю)

Император Александр I. Кюгельхен. 1801-1805. Бородинская панорама.

Император Александр I. Кюгельхен (возможно). 1801-1805. Русский музей.

Император Александр I. Кюгельхен. 1801-1805. Русский музей.

«Император прибыл в четыре часа. Он был молод и красив и, хотя был прекрасно сложен, его осанка показалась мне скорее элегантной, чем благородной и важной. Его манеры были лишены той непринужденности, которая присуще человеку, находящемуся в исключительном положении и привыкшему повелевать. По-видимому, он чувствовал себя стесненным, в его чрезмерной учтивости было что-то банальное, и вообще все, вплоть до его необычайной прямизны вследствие чрезмерно узкого мундира, придавало ему вид скорее прелестного молодого офицера, чем юного монарха.Почти весь вечер император провел на ногах. Говорили, что мундир его так узок, что во всяком другом положении он чувствует себя неловко». (А.Потоцкая. Мемуары.Дело происходит в 1805 году.)

Император Александр I. Щукин. 1801-1805.

Император Александр I. Неизвестный художник, ранее картина приписывалась Щукину. 1805-1808. Русский музей.

Император Александр I. Неизвестный художник, ранее картина приписывалась Щукину. (еще один вариант). 1805-1808. Русский музей.

«Сегодня наконец Бог привел увидеть государя. Какая величавая наружность, какой красавец, и ко всему этому – какая душа! …Что за ангельское лицо и пленительная улыбка.» (С.П.Жихарев. Записки. 02.12.1806)

Император Александр I. Неизвестный художник. 1800-е годы. Русский музей.

Император Александр I. Неизвестный художник. 1800-е годы. Рыбинский музей.

Император Александр I. Неизвестный художник. 1800-е годы. Музей Пушкина на Волхонке (Москва).

"Теперь одежда эта показалась бы несколько странною, но тогда она всем нравилась, особенно на тридцатилетнем мужчине такой чудесной красоты, стройности и ловкости, коими одарен был покойный император." (Д.В. Давыдов. Тильзит в 1807 году)

Император Александр I. Боровиковский. По оригиналу Виже-Лебрен. 1802. Ставропольский государственный музей.

Император Александр I. Неизвестный художник. 1800-е годы. Царицыно.

Император Александр I. Неизвестный художник. 1800-е годы. Эрмитаж.

"Говорят, Наполеон, увидев Александра, был поражен его красотой. «Это Аполлон» - воскликнул он." (С.Шуазель-Гуфье. Исторические мемуары)

Император Александр I. Неизвестный художник. 1800-е годы.

Император Александр I. Неизвестный или пока не опознанный мною художник. 1800-е годы.

Император Александр I. Гравюра Годби по оригиналу Пеншона. 1801-1806. Бородинское поле.

Это молодой, чрезвычайно добрый и красивый император. Он гораздо умнее, чем думают. (И гораздо умнее, чем мог себе представить Бонапарт, к слову- К-К.) Будь он женщиной, я бы в него влюбился. (Н.Бонапарт. Из письма императрице Жозефине. 1807 г.)

Император Александр I. 1800-е. Неизвестный художник французской школы.

Император Александр I. Неизвестный или пока не опознанный мною художник. 1800-е годы.

Император Александр I. Неизвестный или пока не опознанный мною художник. 1800-е годы.

Император Александр I. Неизвестный или пока не опознанный мною художник. 1800-е годы.

Император Александр I. Неизвестный или пока не опознанный мною художник. 1800-е годы.

Император Александр I. Неизвестный или пока не опознанный мною художник. 1800-е годы.

P.S. За помощь в собирании портретов спасибо: baronet65,maxfraikiev,sarmata.

P.P.S. Это не все портреты 1801-1808 гг., что у меня есть. Но, если я решу выставит все, у меня, как в стихотворении Лермонтова, «рука колоть устанет».

P.P.P.S. Дружеское предупреждение. Дамы и господа. Еще раз предупреждаю: не стоит безоговорочно доверять всему тому, что выставлено в сети. Все делают ошибки. И я тоже, ибо «Доктор тоже человек». Пример из жизни. Совсем недавно обнаружила в чужом ЖЖ портрет, который был выставлен у меня. Ну, обнаружила, и обнаружила. Картину я не рисовала, так что, пользуйтесь. Не мешало бы спасибо сказать, ну ладно, вежливость не всем присуща. Но дело в том, что я, выставив портрет, совершила ошибку и указала не того художника. Через несколько дней пост я исправила. А человек, который у меня портрет скопировал, проверить поленился и теперь, верно, гордится своим творением. Еще раз: «Доверяй, но проверяй!»

catherine-catty.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта