Описание картины Карла Лемоха «Варька». Карл лемох картины


ЛЕМОХ Карл (Кирилл) Викентьевич – Галерея произведений (25 изображений).

Открыть доступ

К.В.ЛЕМОХ

(1841 – 1910)

Карл Лемох по складу своего творчества был художником-бытописателем, всегда был верен крестьянской теме, на особую социальную остроту не претендовал и не чуждался сентиментальности и даже идеализации народной жизни. Особенно прославили художника трогательные сцены с изображением крестьянских детей.

Добрейший и деликатнейший человек, он долгие годы был неизменным членом Правления Товарищества передвижников и его кассиром, славился своей исключительной честностью и аккуратностью. Не случайно именно его пригласили учителем рисования для царских детей и хранителем художественного отдела Русского музея императора Александра III.

 

Карл (Кирилл) Викентьевич Лемох родился 7 (19) июня 1841 года в Москве в семье преподавателя музыки. Учился в Московском училище живописи и ваяния в 1851-1856 годах у А.Е.Сорокина и Е.Я.Васильева. Продолжил обучение в Императорской Академии Художеств в 1858-1863 годах в классе исторической живописи у П.В.Басина и А.Т.Маркова.

В 1863 году Лемох в числе четырнадцати художников отказался от участия в конкурсе на большую золотую медаль и вышел из ИАХ со званием классного художника 2-й степени.

Состоял членом Санкт-Петербургской Артели художников (1863-1870). Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок, одним из первых подписал Устав Товарищества. С 1879 – член Правления, с 1880 – казначей ТПХВ.

Жил в С.-Петербурге, часто бывал в Москве, летние месяцы проводил в подмосковном селе Ховрино. В 1880-1890-е – постоянный участник собраний художников и ученых («среды») у Д.И.Менделеева.

В 1875 году Карл Лемох «за искусство в познании народных сцен» и за представленные картины был удостоен звания академика. Действительный член ИАХ (с 1893), член комиссии по мозаичному отделению, член художественного комитета ИАХ. Хранитель художественного отдела Русского музея (в 1901-1909).

 

1. Лемох Карл "Жанровая сцена" 1868 Картон, масло 24,5х30,8 Государственный Русский музей 1. Лемох Карл «Жанровая сцена» 1868 Картон, масло 24,5х30,8 Государственный Русский музей2. Лемох Карл "Девочка, пишущая письмо" 1871 Холст, масло 23,8х18,5 Нижнетагильский музей изобразительных искусств 2. Лемох Карл «Девочка, пишущая письмо» 1871 Холст, масло 23,8х18,5 Нижнетагильский музей изобразительных искусств 3. Лемох Карл "Родительская радость" Начало 1870-х Холст, масло 40х51 Калужский художественный музей 3. Лемох Карл «Родительская радость» Начало 1870-х Холст, масло 40х51 Калужский художественный музей4. Лемох Карл "Мальчик с собачкой" 1873 Холст, масло 35х29 Музей изобразительных искусств Республики Карелии, Петрозаводск 4. Лемох Карл «Мальчик с собачкой» 1873 Холст, масло 35х29 Музей изобразительных искусств Республики Карелии, Петрозаводск 5. Лемох Карл "Крестьянский двор" 1874 Холст, масло 42х52 Дагестанский республиканский музей изобразительных искусств, Махачкала 5. Лемох Карл «Крестьянский двор» 1874 Холст, масло 42х52 Дагестанский республиканский музей изобразительных искусств, Махачкала6. Лемох Карл "Утро в швейцарской" 1874 Холст, масло 40,5х51,5 Государственная Третьяковская галерея 6. Лемох Карл «Утро в швейцарской» 1874 Холст, масло 40,5х51,5 Государственная Третьяковская галерея 7. Лемох Карл "Женский портрет" 1880 Холст, масло 71,2х46,2 Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник Гатчина 7. Лемох Карл «Женский портрет» 1880 Холст, масло 71,2х46,2 Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник Гатчина8. Лемох Карл "Нищенка" 1881 Холст, масло 52х25 Курская государственная картинная галерея 8. Лемох Карл «Нищенка» 1881 Холст, масло 52х25 Курская государственная картинная галерея 9. Лемох Карл "Девочка с цветами" 1883 Холст, масло 55,8х30,4 Саратовский государственный художественный музей 9. Лемох Карл «Девочка с цветами» 1883 Холст, масло 55,8х30,4 Саратовский государственный художественный музей10. Лемох Карл "Бабушка и внучка" 1884 Дерево, масло 17х23,8 Государственная Третьяковская галерея 10. Лемох Карл «Бабушка и внучка» 1884 Дерево, масло 17х23,8 Государственная Третьяковская галерея 11. Лемох Карл "Гимназистка" 1885 Дерево, масло 17,6х11,3 Государственная Третьяковская галерея 11. Лемох Карл «Гимназистка» 1885 Дерево, масло 17,6х11,3 Государственная Третьяковская галерея12. Лемох Карл "Новое знакомство" 1885 Холст, масло 55х72 Государственный Русский музей 12. Лемох Карл «Новое знакомство» 1885 Холст, масло 55х72 Государственный Русский музей 13. Лемох Карл "Новый член семьи" 32х31 Холст, масло Астраханская государственная картинная галерея 13. Лемох Карл «Новый член семьи» 32х31 Холст, масло Астраханская государственная картинная галерея14. Лемох Карл "У постели умирающей крестьянки" 1886 Холст, масло 53х68 Смоленский государственный музей-заповедник 14. Лемох Карл «У постели умирающей крестьянки» 1886 Холст, масло 53х68 Смоленский государственный музей-заповедник 15. Лемох Карл "Дети у пианино" 1886 Холст, масло 40х33,5 Архангельский музей изобразительных искусств 15. Лемох Карл «Дети у пианино» 1886 Холст, масло 40х33,5 Архангельский музей изобразительных искусств16. Лемох Карл "Выздоравливающая" 1889 Холст, масло 67х83 Приморская картинная галерея, Владивосток 16. Лемох Карл «Выздоравливающая» 1889 Холст, масло 67х83 Приморская картинная галерея, Владивосток 17. Лемох Карл "Крестьянская девочка. Этюд" 1890 Холст, масло 21,5х10 Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник Гатчина 17. Лемох Карл «Крестьянская девочка. Этюд» 1890 Холст, масло 21,5х10 Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник Гатчина18. Лемох Карл "Сестрёнка" 1890 Холст, масло 59х70 Государственный Русский музей 18. Лемох Карл «Сестрёнка» 1890 Холст, масло 59х70 Государственный Русский музей 19. Лемох Карл "Лето (С поздравлением)" 1890 Холст, масло 83,5х67 Государственный Русский музей 19. Лемох Карл «Лето (С поздравлением)» 1890 Холст, масло 83,5х67 Государственный Русский музей20. Лемох Карл "Деревенские девочки" 1892 Холст, масло 83х57 Частное собрание 20. Лемох Карл «Деревенские девочки» 1892 Холст, масло 83х57 Частное собрание 21. Лемох Карл "Варька" 1893 Холст, масло 67х53 Архангельский музей изобразительных искусств 21. Лемох Карл «Варька» 1893 Холст, масло 67х53 Архангельский музей изобразительных искусств22. Лемох Карл "Девочки" 1893 Холст, масло 58х48 Пензенская областная картинная галерея имени К.А.Савицкого 22. Лемох Карл «Девочки» 1893 Холст, масло 58х48 Пензенская областная картинная галерея имени К.А.Савицкого 23. Лемох Карл "Пьяный муж" 1894 Холст, масло 47х63,5 Таганрогская картинная галерея 23. Лемох Карл «Пьяный муж» 1894 Холст, масло 47х63,5 Таганрогская картинная галерея24. Лемох Карл "Где болтались?" 1897 Холст, масло 37,5х46,3 Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск 24. Лемох Карл «Где болтались?» 1897 Холст, масло 37,5х46,3 Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск 25. Лемох Карл "Крестьянский мальчик" 1897 Холст, масло Частное собрание 25. Лемох Карл «Крестьянский мальчик» 1897 Холст, масло Частное собраниеЛЕМОХ Карл (Кирилл) Викентьевич – Галерея произведений (25 изображений). ЛЕМОХ Карл (Кирилл) Викентьевич – Галерея произведений (25 изображений).

cultobzor.ru

Русский живописец Лемох Кирилл Викентьевич (1841-1910)

 

Карл (Кирилл) Викентьевич Лемох - русский жанровый живописец,академик и действительный член Императорской Академии художеств,Участник "бунта четырнадцати",один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок.Родился в Москве в семье преподавателя музыки немецкого происхождения. С 1851 по 1856 г.г. учился в Московском училище живописи и ваяния. С 1856 по 1863 - в Академии художеств.Мастер бытового жанра.Писал преимущественно сцены из крестьянской жизни,часто изображал детей,порой с налетом сентиментальности.В 1898-1909 г.г. - хранитель художественного отдела Русского музея в Петербурге.Его работы находятся в Государственной Третьяковской галерее и музеях многих городов России.

(Музыкальное сопровождение: анс. Гусли - Колыбельная)

 

 

5107871_ (551x700, 257Kb)

«Варька» 1893 

 

5107871_Vizdoravlivaushaya1889 (700x559, 57Kb)

«Выздоравливающая» 1889

 

5107871_Gdeboltalis1897 (700x560, 46Kb)

«Где болтались» 1897

 

5107871_Devochkakormyashayakyr (563x700, 252Kb)

«Девочка, кормящая кур»

 

5107871_Devochkascvetami18831 (407x700, 260Kb)

«Девочка с цветами» 1883

 

5107871_Devochki (588x700, 321Kb)

«Девочки»

 

5107871_Devyshkanagymne (465x700, 249Kb)

«Девушка на гумне»

 

5107871_Deti2 (700x572, 57Kb)

«Дети»

 

5107871_Krestyanskiedeti (511x700, 260Kb)

«Крестьянские дети»

 

5107871_Krestyanskiimalchik1897 (359x700, 192Kb)

«Крестьянский мальчик» 1897

 

5107871_Leto_Spozdravleniyami1 (548x700, 290Kb)

«Лето.  С поздравлениями» 1890

 

5107871_Malchik1900 (469x700, 249Kb)

«Мальчик» 1900

 

5107871_Malchikssobakoi1873 (559x700, 255Kb)

«Мальчик с собакой» 1873

 

5107871_Nishenka (316x700, 176Kb)

«Нищенка»

 

5107871_Novoeznakomstvo1985 (700x525, 48Kb)

«Новое знакомство» 1985

 

5107871_Noviichlensemi1890 (656x700, 70Kb)

«Новый член семьи» 1890

 

5107871_Pervoepredlojenie2 (446x700, 275Kb)

«Первое предложение»

 

5107871_Roditelskayaradost (700x538, 59Kb)

«Родительская радость»

 

5107871_d973d8a489e5 (414x700, 183Kb)

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

subscribe.ru

Описание картины Карла Лемоха «Варька»

Описание картины Карла Лемоха «Варька»

Холст, масло, 1893 год. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского севера».

Детский портрет – особая тема в искусстве. Детей изображали в разном возрасте, в окружении различного антуража. Портреты создавались индивидуальные и групповые, по заказу или по велению души.

К написанию полотна художника подвигло, думается, два события: приобретение дачи неподалеку от Москвы, в селе Ховрино, и рождение дочери. Можно ли считать совпадением название картины с именем любимой дочки? Вряд ли. Нежность, любовь к Вареньке постепенно распространилась на ее окружение – в селе девочка проводила каждое лето, приобрела многочисленных друзей среди местных ребятишек.

На картине изображена босоногая деревенская девочка. У непоседы лукавый взгляд, румянец во всю щеку – недавно играла со сверстниками и на минуту присела отдохнуть.

Отсутствие обуви – обычное дело для крестьянских детей летом: в деревне детская обувь была редкостью, береглась для «особого» случая, либо до наступления холодов. Однако ступни девочки выглядят чисто, ей явно непривычно долгое гуляние босиком.

Светлые волосы малышки убраны под платок, на ней платьице простого покроя, зато на шее настоящее «взрослое» украшение – бусы. В руках озорница держит куклу. Игрушка красиво одета в кофту с юбкой – как барышня. Если хозяйка взяла ее с собой погулять – наверное, это любимая куколка.

Художник использовал контрастное сочетание темных предметов крестьянского хозяйства с ярким одеянием маленькой сельской озорницы.

Общий темный фон словно озаряет детская улыбка, от которой светлеет не только ее лицо, но и все вокруг.

Полотно недаром считается одним из лучших детских портретов в русской живописи.

Можно только предположить, чьим портретом стала картина. Возможно, на холсте изображена дочь живописца в образе своих крестьянских подруг.

opisanie-kartin.com

Кирилл Лемох -талантливый жанровый живописец

 Кирилл  Лемох известен как один из организаторов Товарищества передвижников и как преподаватель живописи Николаю Второму, известен он и как бунтарь, и как академик,как замечательный жанровый живописец.

    Кирилл Лемох

                     Кирилл (Карл) Викентьевич Лемох родился 7 июня 1841 года в Москве в семье преподавателя музыки. В 1851– 1856 годах он учился в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества, из которого поступил в Императорскую Академию Художеств. С тех пор по роду своих занятий он жил в Петербурге, но всегда очень любил Москву и неизменно проводил лето на подмосковных дачах.

                          В числе других четырнадцати академистов, демонстративно отказавшихся от участия в конкурсе на Большую золотую медаль, в 1863 году подал прошение о выходе из Академии, получив диплом классного художника второй степени. Покинув Академию, вступает в Санкт-Петербургскую артель художников, основанную И. Н. Крамским.

                     В 1868 году за выставленную на академической выставке картину «Семейное горе» получает звание классного художника первой степени.Лемох стал одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, образованного в 1870 году, членом его Правления и кассиром; при своей аккуратности и честности в этой роли он был незаменим.

   «Новое знакомство», (1885)                

                  «Родительская радость», (ранее 1910)             

                 К сожалению, Кирилл Лемох мало рассказывал о своих царственных учениках, не оставил он и воспоминаний. Вряд ли кто сейчас знает, как и что рисовал Николай Второй, но вот другая ученица Лемоха даже зарабатывала живописью на жизнь. Она известна и как Великая княгиня Ольга Александровна, и как художница. Из воспоминаний Я.Д.Миченкова:    

            "Когда ко двору понадобился учитель, то в силу своего немецкого происхождения, своей аккуратности и деликатности и направления в искусстве он, как никто из художников, ближе подошел к этой роли.

                 При дворе его переименовали из Карла в Кирилла и приставили учить детей царя Александра III. Лемох застал ещё Александра II, который приходил на уроки внука Николая, будущего царя Николая II и удостаивал учителя своими разговорами. Александр II, обращавшийся на «ты» даже с высшими чинами, говорил почему-то Лемоху «Вы».

          «Утро в швейцарской», (1874)

                     В 1875 году за семь выставленных на академической выставке картин Лемоху присваивается звание академика Императорской Академии художеств, с 1893 года действительный член Академии, избран членом Совета Академии в 1895 году сроком на пять лет.

                         За обучение царской семьи Лемоху была назначена пожизненная пенсия. C 1897 и почти до самой смерти (по 1909 год), Лемох занимает должность хранителя художественного отдела Русского музея Императора Александра III

Где болтались? 

Варька.

                       Благодаря, в том числе, живописи художников-реалистов, мы сейчас можем увидеть не только блеск императорской России, но и обездоленность значительной части населения. Увидеть почти воочию, поскольку эти картины не нужно было «сочинять», их можно было «готовыми» переносить на холст, нужны был только талант и труд, желание и сопереживание.

Бабушка и внучка», 

 ВОСПОМИНАНИЯ ДРУЗЕЙ-ХУДОЖНИКОВ                      

                 Так, Н. Быковский пишет: «В 1873 году он часто приезжал ко мне гостить в подмосковную дачную местность Владыкино из Ховрина, где незадолго перед тем приобрел небольшую дачу.

                    Его заинтересовали владыкинские задворки, полуразвалившиеся сараи и ветхие избы, и он написал множество этюдов с фигурами и начал картины, которые по возвращении в Петербург выставил в Академии и был удостоен за них звания академика живописи.

Пьяный муж

               В Ховрине, в саду своей дачи, он выстроил себе просторную мастерскую и внутри её устроил часть настоящей избы со всею её обстановкой, так что, сидя у себя в мастерской, он мог писать фигуры с натуры в соответствующей крестьянской обстановке и при таком освещении, которое бывает в избе».

«Молодые картёжники»

«Выздоравливающая» 1889

                     Яков Минченков: «Сюда приходили натурщики из деревни, когда он писал картины из крестьянской жизни. Всех крестьян в деревне он знал и почти всем помогал деньгами или подарками. Вырыл для деревни колодец, чтобы не пили из грязного ручья, строил избы погорельцам, давал деньги на разные семейные нужды.

                 

             «Девочка с цветами», 

            Пишет Лемох с девочки этюд и спрашивает свою натурщицу, что в ее доме едят и пьют ли молоко. Девочка отвечает, что молока не пьют, так как нет коровы. Кирилл Викентьевич идет на воскресную ярмарку в ближайшее село, выбирает корову, платит за нее, велит отвести корову в деревню и передать ее матери девочки, с которой вел разговор.

                    Получилась трогательная картина: продавец передает корову крестьянке, а та не берет ее, так как не покупала, и у мужа денег нет. Недоразумение, наконец, выяснилось, крестьянка узнает, что корову прислал добрый Лемох, и, счастливая, со слезами на глазах, отводит корову в хлев.

                             «Крестьянские дети»             Пригородные крестьяне, испорченные городом, барством, притеснениями и подачками, нищетой и случайными легкими заработками, постоянно надували своего благодетеля

              Жизнь на даче у Лемоха протекала трогательная, патриархальная.Приедешь, бывало, на станцию Ховрино, пройдешь с версту парком и полем и видишь потонувшую в зелени дачку. Кругом золотистая рожь, вдали березки. Вечереет, по меже бредет-гуляет в темной пелерине и соломенной шляпе Кирилл Викентьевич с супругой или дочерью...»

«Новый член семьи»

                   Яков Минченков отмечает и деликатность Лемоха – «ни одного резкого слова, ни одной враждебной к кому бы то ни было мысли» – и его редкую способность не осуждать.

               «Все знали, что с Лемохом нельзя было говорить о политике, об общественных непорядках, так как он требовал только личного совершенствования и “неосуждения брата своего”. Ни на кого Лемох не сердился и никого не винил».

Нищенка                    Жизнь протекала вроде бы вполне благополучно, но ему сильно досаждала собственная мнительность: «Вот живёшь, живешь, а вдруг, на тебе, возьми да и случись тебе что-нибудь».

                 Поэтому он никогда не ходил по тротуарам, боясь обвалившегося карниза, а ходил посередине улицы. Извозчика он никогда не нанимал, боясь заразиться сапом от лошадей.

Лето (С поздравлениями)», 

Дети за пианино.                             Однажды в Одессе он выставлял свою картину. Но в городе вдруг зарегистрировали случай бубонной чумы. Лемох срочно выписывает свою картину из Одессы, тщательно её дезинфицирует и вешает над своим диваном. Но неожиданно картина срывается и слегка ударяет его по шее.

                Возникла небольшая опухоль и покраснение, совсем, как при бубонной чуме. Мнительный Лемох приуныл и стал всерьёз готовиться к смерти. Но и через неделю, когда опухоль совсем прошла, его с трудом удалось убедить, что он здоров и ему ничто не угрожает.

«Мать художника Крамского за вязанием»

Без кормильца

Несчастный мальчик

                   На долю Кирилла Викентьевича выпало и немало скорбей: его дочь рано овдовела и лишилась своего трехлетнего сына; в 1904 году скончалась жена. В течение пяти лет художник не приезжал в Ховрино, где всё напоминало ему о тяжелых утратах.

«На скамейке. Варька»

                 Кирилл Викентьевич Лемох скончался 22 февраля 1910 года в Петербурге. После отпевания в церкви Академии Художеств останки его 26 февраля были привезены на подмосковную станцию Химки и захоронены в Казанском Головинском монастыре.

Источники

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-46376/

http://www.art-katalog.com/russian/article/177

http://www.liveinternet.ru/users/nomad1962/post325432542/

http://kykolnik.livejournal.com/825258.html

maxpark.com

Художник Карл Викентьевич Лемох - История и этнология. Факты. События. Вымысел.

Цитата сообщения Валентина_ШиенокХудожник Лемох Карл Викентьевич(1841-1910)

Карл (Кирилл) Викентьевич Лемох - русский жанровый живописец,академик и действительный член Императорской Академии художеств,Участник "бунта четырнадцати",один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок.Родился в Москве в семье преподавателя музыки немецкого происхождения.С 1851 по 1856 г.г. учился в Московском училище живописи и ваяния. С 1856 по 1863 - в Академии художеств.Мастер бытового жанра.Писал преимущественно сцены из крестьянской жизни,часто изображал детей,порой с налетом сентиментальности.В 1898-1909 г.г. - хранитель художественного отдела Русского музея в Петербурге.Его работы находятся в Государственной Третьяковской галерее и музеях многих городов России.

Утро в швейцарской

Новое знакомство

Где болтались?

У постели умирающей крестьянки

Родительская радость

Новый член семьи

Дети у пианино

Девочки

Девочка с цветами

Девушка на гумне

Несчастный мальчик

Деревенские девочки

Дети

Пьяный муж

Бабушка и внучка

Без кормильца

Крестьянский обед

Мать художника Крамского за вязанием

Портрет старика

Мальчик с собакой

Варька

Лето (с поздравлением)

За чтением.Портрет Великого князя Сергея Александровича Романова

Выздоравливающая

Крестьянский дворик

hist-etnol.livejournal.com

Художник Карл Лемох. - Куда податься в выходные?

Сегодня продолжу свой цикл о малоизвестных русских художниках второй половины 19 века. Сегодня речь пойдет о Карле  Лемохе, который  родился  7  июня 1841 г. в  Москве. Он был  третий ребёнок в семье московского преподавателя музыки немецкого происхождения  Викентия Лемоха и Елизаветы  Шильдбах. C 1851 по 1856 год учился в Московском училище живописи и ваяния в мастерской профессора Е. Я. Васильева. В 1858 году он уезжает в Петербург и поступает в Императорскую Академию художеств в класс исторической живописи П. В. Басина и А. Т. Маркова. За этюды и рисунки был награждён Советом Академии двумя малыми и двумя большими серебряными медалями «За успех в рисовании». В 1863 году удостоен Малой золотой медали Академии за картину «Моисей источает воду из скалы».  В числе других четырнадцати академистов, демонстративно отказавшихся от участия в конкурсе на Большую золотую медаль, в 1863 году подал прошение о выходе из Академии, получив диплом классного художника второй степени. Покинув Академию, вступает в Санкт-Петербургскую артель художников, основанную И. Н. Крамским. Тогда же отходит от исторической живописи и посвящает себя жанровой. В 1868 году за выставленную на академической выставке картину «Семейное горе» получает звание классного художника первой степени. Кирилл Викентьевич Лемох стал одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, образованного в 1870 году. Пожалуй нет лучшего бытописателя крестьянской жизни второй половины XIX века.  Особенно у художника получались детские образы.

                                                              «Где болтались?»

                                                             

                                                                                «Лето. С поздравлениями"

                                                                            " Дети"

                                                                «Выздоравливающая»

                                                    «Крестьянский дворик»

                                                  «Новое знакомство»

                                              «Родительская радость»

                                                         

Были у Лемоха и более трагические сюжеты.                                                  «У постели умирающей»

                                                              «Пьяный муж»

                                                     «Без кормильца»

Карл Лемох получил предложение  давать частные уроки рисования детям будущего императора Александра III, в том числе и  Николаю Александровичу, будущему императору России Николаю II. При дворе Лемох и получает православное имя Кирилл.«Когда ко двору понадобился учитель, то в силу своего немецкого происхождения, своей аккуратности и деликатности и направления в искусстве он, как никто из художников, ближе подошел к этой роли. При дворе его переименовали из Карла в Кирилла и приставили учить детей царя Александра III. Лемох застал ещё Александра II, который приходил на уроки внука Николая, будущего царя Николая II и удостаивал учителя своими разговорами. Александр II, обращавшийся на «ты» даже с высшими чинами, говорил почему-то Лемоху «Вы».

Минченков Я. Д. «Воспоминания о передвижниках».                                     «За чтением. Портрет Великого Князя Сергея Александровича (1857–1905)»

«Портрет великого князя Михаила Александровича в Классной комнате» 1890-е

За обучение Великих князей Лемох выслужил пенсию, затем долгое время, с 1897 по 1909 год включительно, являлся хранителем художественного отдела Русского музея имени Императора Александра III. Кирилл Викентьевич Лемох скончался 22 февраля 1910 года в Петербурге. После отпевания в церкви Академии Художеств останки его 26 февраля были привезены на подмосковную станцию Химки и захоронены в Казанском Головинском монастыре.

doc-chaev.livejournal.com

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910).

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910).

Оригинал взят у [user="kykolnik"] в Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910)

Немец по происхождению, Карл был лично знаком с семьей Александра III, детям которого давал уроки, и по его высочайшему распоряжению изменил своё имя на более благозвучное для русского слуха – Кирилл.

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910)*по линку небольшое, но прекраснейшее эссе Минченкова Якова Даниловича

Кирилл (Карл) Викентьевич Лемох родился 7 июня 1841 года в Москве в семье преподавателя музыки. В 1851– 1856 годах он учился в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества, из которого поступил в Императорскую Академию Художеств. С тех пор по роду своих занятий он жил в Петербурге, но всегда очень любил Москву и неизменно проводил лето на подмосковных дачах.

Жизнь Кирилла Викентьевича была богата событиями. В 1863 году он получил малую золотую медаль, но отказался от конкурса на большую золотую, и вышел из Академии Художеств со званием классного художника второй степени. Совершив этот значительный шаг, он проявил твердость характера, сознательное отношение к художественной деятельности и честную товарищескую солидарность. Четырнадцать учеников Академии, самых даровитых, в том числе и Лемох, которым предстояло работать на большую золотую медаль, решили ходатайствовать перед академическим начальством о дозволении им работать не на одну и ту же заданную тему, а каждому выбрать для себя ту, которой он симпатизирует и которую чувствует себя более способным лучше выполнить, и решили в случае отказа выйти из Академии. Им было отказано наотрез, и они тотчас же подали прошения об увольнении, которые уже заранее приготовили. Надо при этом заметить, что они были люди небогатые.

По выходе из Академии они образовали артель художников на товарищеских началах, брали заказы на портреты, иконы, давали уроки и писали картины для выставок. Дела пошли у них очень хорошо. На художественных вечерах артели зародилась мысль о передвижных выставках. Кирилл Викентьевич Лемох стал одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, образованного в 1870 году, членом его Правления и кассиром; при своей аккуратности и честности в этой роли он был незаменим.

1876 год. Передвижники. Кирилл Викентьевич в центре нижнего ряда

Одной из самых способных учениц Кирилла Викентьевича была Великая княгиня Ольга Александровна Романова. По мнению мемуариста Минченкова, Кирилл Викентьевич подходил на должность придворного учителя как никто другой из художников в силу своего немецкого происхождения, аккуратности и деликатности направления в искусстве.

Известно, что на уроках внука Николая, будущего Царя Страстотерпца, бывал Александр II и удостаивал учителя Лемоха своими разговорами... За обучение Великих князей Лемох выслужил пенсию, затем долгое время, с 1897 по 1909 год включительно, являлся хранителем художественного отдела Русского музея имени Императора Александра III.

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910)«Портрет великого князя Михаила Александровича в Классной комнате» 1890-е

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910)«За чтением. Портрет Великого Князя Сергея Александровича (1857–1905)» 1886

Дачные страницы жизни и творчества Кирилла Викентьевича, судя по подробным воспоминаниям его друзей-художников, не менее интересны.

Так, Н. Быковский пишет: «В 1873 году он часто приезжал ко мне гостить в подмосковную дачную местность Владыкино из Ховрина, где незадолго перед тем приобрел небольшую дачу. Его заинтересовали владыкинские задворки, полуразвалившиеся сараи и ветхие избы, и он написал множество этюдов с фигурами и начал картины, которые по возвращении в Петербург выставил в Академии и был удостоен за них звания академика живописи. В Ховрине, в саду своей дачи, он выстроил себе просторную мастерскую и внутри её устроил часть настоящей избы со всею её обстановкой, так что, сидя у себя в мастерской, он мог писать фигуры с натуры в соответствующей крестьянской обстановке и при таком освещении, которое бывает в избе».

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Упрек»незаконченная работа; за спиной девочки видно два детских силуэта

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Без кормильца» 1888

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «У постели умирающей крестьянки» 1886

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Пьяный муж»

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Крестьянский дворик»

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Крестьянский обед»

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Новый член семьи»

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Портрет старика»

Яков Минченков: «Сюда приходили натурщики из деревни, когда он писал картины из крестьянской жизни. Всех крестьян в деревне он знал и почти всем помогал деньгами или подарками. Вырыл для деревни колодец, чтобы не пили из грязного ручья, строил избы погорельцам, давал деньги на разные семейные нужды.

Пишет Лемох с девочки этюд и спрашивает свою натурщицу, что в ее доме едят и пьют ли молоко. Девочка отвечает, что молока не пьют, так как нет коровы. Кирилл Викентьевич идет на воскресную ярмарку в ближайшее село, выбирает корову, платит за нее, велит отвести корову в деревню и передать ее матери девочки, с которой вел разговор. Получилась трогательная картина: продавец передает корову крестьянке, а та не берет ее, так как не покупала, и у мужа денег нет. Недоразумение, наконец, выяснилось, крестьянка узнает, что корову прислал добрый Лемох, и, счастливая, со слезами на глазах, отводит корову в хлев.

Пригородные крестьяне, испорченные городом, барством, притеснениями и подачками, нищетой и случайными легкими заработками, постоянно надували своего благодетеля

Жизнь на даче у Лемоха протекала трогательная, патриархальная.Приедешь, бывало, на станцию Ховрино, пройдешь с версту парком и полем и видишь потонувшую в зелени дачку. Кругом золотистая рожь, вдали березки. Вечереет, по меже бредет-гуляет в темной пелерине и соломенной шляпе Кирилл Викентьевич с супругой или дочерью...».

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Нищенка»Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Крестьянский мальчик» 1897

 

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Дети»

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) эскиз

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Хворенькая» 1884

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Девочка с котенком»

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Сирота»

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Лето. С поздравлениями» 1890

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Мальчик с собакой»

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Девочки»

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Варька» 1893

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Девочка с куклой»

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Мальчик» 1900

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Девочка, кормящая кур»

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Девушка на гумне»

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Девочка с цветами» 1883

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Первое предложение»

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Первое предложение»

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Дети»

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Крестьянская девочка»

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Пастушок» 1885

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Дети»

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Девочка»

Яков Минченков отмечает и деликатность Лемоха – «ни одного резкого слова, ниодной враждебной к кому бы то ни было мысли» – и его редкую способность не осуждать. «Все знали, что с Лемохом нельзя было говорить о политике, об общественных непорядках, так как он требовал только личного совершенствования и “неосуждения брата своего”. Ни на кого Лемох не сердился и никого не винил».

Жизнь протекала вроде бы вполне благополучно, но ему сильно досаждала собственная мнительность: «Вот живёшь, живешь, а вдруг, на тебе, возьми да и случись тебе что-нибудь». Поэтому он никогда не ходил по тротуарам, боясь обвалившегося карниза, а ходил посередине улицы. Извозчика он никогда не нанимал, боясь заразиться сапом от лошадей.

Однажды в Одессе он выставлял свою картину. Но в городе вдруг зарегистрировали случай бубонной чумы. Лемох срочно выписывает свою картину из Одессы, тщательно её дезинфицирует и вешает над своим диваном. Но неожиданно картина срывается и слегка ударяет его по шее. Возникла небольшая опухоль и покраснение, совсем, как при бубонной чуме. Мнительный Лемох приуныл и стал всерьёз готовиться к смерти. Но и через неделю, когда опухоль совсем прошла, его с трудом удалось убедить, что он здоров и ему ничто не угрожает.

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Бабушка и внучка» 1884

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Дети у пианино»

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Мать художника Крамского за вязанием»

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «На скамейке» 1894

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Несчастный мальчик»

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Гимназистка» 1885

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Юные картёжники»

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия 1841-1910) «Будущий слесарь» 1900

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Портрет мальчика»

На долю Кирилла Викентьевича выпало и немало скорбей: его дочь рано овдовела и лишилась своего трехлетнего сына; в 1904 году скончалась жена. В течение пяти лет художник не приезжал в Ховрино, где всё напоминало ему о тяжелых утратах.

Но после лечения и путешествия в Италию лето 1909 года Лемох снова провел в Ховрине и строил планы поправить мастерскую, пришедшую в ветхость в его отсутствие... В то время он писал преимущественно из жизни крестьянских детей, которых всегда имел в Ховрине перед глазами.

Кирилл Викентьевич Лемох скончался 22 февраля 1910 года в Петербурге. После отпевания в церкви Академии Художеств останки его 26 февраля были привезены на подмосковную станцию Химки и захоронены в Казанском Головинском монастыре.

По воспоминаниям Н. Быковского, «в день похорон была чудная, ясная, солнечная погода. Мы довольно долго ожидали вне монастырских стен. Наконец вдали по ярко освещенному солнцем белому снегу со стороны деревни Ховрино стала извиваться черной змейкой и быстро приближаться похоронная процессия. Впереди, как всегда, шел мальчик с иконою, за ним ховринские крестьянские дети с венками, потом на крестьянских дровнях гроб, а за ним провожатые и ховринские крестьяне.

После одной литии у монастырских ворот и другой – у могилы гроб с останками Кирилла Викентьевича опустили рядом с его женою и внуком. Все три могилы покрыли цветами и венками и сказали ему последнее прости!»

Места, связанные с именем Кирилла Викентьевича в Ховрине и Головине в эпоху новостроек разительно изменились. Летом 1970 года произошел генеральный слом храмов Головинского монастыря, не осталось никаких следов и от маленького кладбища обители. Рядом с былой усадьбой Лемоха пролегли улицы Фестивальная и Лавочкина. По утверждению старожилов, возвышение на пересечении этих улиц близ дома № 40/49 по улице Лавочкина и есть местоположение дачи художника.

Спасибо за внимание! 

 

maxpark.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта